Минимальная стоимость часа работы в москве

На ближайшие два года — 2023 и 2024 — будет изменен порядок расчета МРОТ. Повышение МРОТ будет проводиться в ускоренном порядке.

Содержание:

  • МРОТ с января 2023 года
  • Как менялся МРОТ в 2022 году
  • МРОТ с 1 июня 2022 года
  • Зарплата ниже МРОТ: ответственность и штрафы
  • Методика расчета МРОТ
  • Региональный МРОТ
  • МРОТ при установлении зарплаты для работников филиала ООО
  • Иностранцы и зарплата не ниже МРОТ
  • МРОТ, северные надбавки и районные коэффициенты
  • Ответы экспертов на сложные вопросы о МРОТ

С 1 января МРОТ вырастет на 6,3% до уровня 16 242 руб. (Федеральный закон от 19.12.2022 № 522-ФЗ).

Помимо этого с 1 января 2023 года по 31 декабря 2024 года приостановлено действие ч. 2 и 4 ст. 1 Федерального закона от 19.06.2000 № 82-ФЗ, которые вводят следующие принципы:

  • установление МРОТ на очередной год исходя из величины медианной зарплаты;
  • установление с 2021 года соотношения МРОТ и медианной заработной платы в размере 42%.

Решено, что в 2023 и 2024 годах повышение МРОТ будет проводиться в ускоренном порядке. Сумма будет расти в зависимости от темпов роста прожиточного минимума трудоспособного населения в целом по РФ и превысит их на три процентных пункта. При этом величина медианной заработной платы временно не будет использоваться при расчете МРОТ.

В 2022 году МРОТ увеличивался два раза — с 1 января и с 1 июня. И если в начале 2022-го решение о повышении суммы принималось с учетом ограничений, связанных с пандемией, то к концу первой половины года учитывалось влияние жестких санкционных мер на благополучие граждан.

В 2021 году темпы роста показателей, от которых зависит расчет прожиточного минимума и минимального размера оплаты труда, оказались минимальными — 2,5% и 4,7%. Кроме того, показатели инфляции были выше тех, что прогнозировались при формировании бюджета на 2021 год. Поэтому было решено, что с 1 января 2022 года МРОТ вырастет 8,6% и составит 13 890 руб. (Федеральный закон от 06.12.2021 № 406-ФЗ).

В 2021 году показатель МРОТ составлял 12 792 руб. в месяц.

Весной было принято решение о внеочередном повышении МРОТ и прожиточного минимума на 10% (Постановление Правительства от 28.05.2022 № 973). Новый МРОТ составил 15 279 руб.

Перед работодателями возникло несколько задач: довести зарплату до установленного уровня, пересмотреть выплаты из среднедневного заработка и посчитать больничные с учетом изменений.  

Почему важен МРОТ? По многим причинам. Прежде всего, от него зависит заработная плата. Работодатель не имеет права платить сотрудникам, работающим на условиях полного дня, зарплату ниже МРОТ, об этом говорится в ст. 133 ТК РФ.

Месячная заработная плата работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже МРОТ.

На официальном сайте Роструда уточняется, что заработная плата может быть меньше МРОТ, если сотрудник работает в режиме неполной занятости или по совместительству.

Оклад может быть меньше МРОТ. Заработная плата включает в себя кроме оклада компенсационные выплаты, различные надбавки и стимулирующие выплаты (ст. 129 ТК РФ). Таким образом, с учетом всех надбавок к окладу или поощрений работник получает сумму, большую или равную МРОТ. Если зарплата работника все-таки меньше установленного минимального размера оплаты труда, работодателю необходимо произвести доплату до величины МРОТ.

Работодатель должен понимать, что он сильно рискует, если его работники получают зарплату ниже МРОТ. Трудовая инспекция может его оштрафовать. Согласно ч. 6 ст. 5.27 КоАП РФ, такое нарушение влечет предупреждение или наложение административного штрафа:

  • на должностных лиц — в размере от 10 000 до 20 000 руб.;
  • на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юрлица, — от 1 000 до 5 000 руб.;
  • на юрлиц — от 30 000 до 50 000 руб.

За повторное нарушение штраф на должностных лиц составляет от 20 000 до 30 000 руб. или дисквалификацию на срок от одного года до трех лет; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юрлица, — от 10 000 до 30 000 руб.; на юрлиц — от 50 000 до 100 000 руб.

Зарплата меньше МРОТ у совместителя, работающего неполный рабочий день

Эксперты Роструда обращают внимание на то, что при совместительстве оплата труда должна быть не ниже МРОТ, исчисленного пропорционально отработанному времени — в зависимости от выработки или на других условиях, определенных трудовым договором (ст. 285 ТК РФ).

Таким образом, оплата труда совместителю не должна быть ниже МРОТ, исчисленного пропорционально отработанному времени.

С 1 января 2021 года введен новый порядок расчета прожиточного минимума и МРОТ. Теперь МРОТ зависит от медианной зарплаты и медианного дохода за предыдущий год. Он составляет 42% от медианной зарплаты, рассчитываемой Росстатом.

Размер МРОТ не может быть ниже величины прожиточного минимума трудоспособного населения в целом на очередной год.

Такая методика расчета МРОТ действовала до 2023 года. Как было сказано выше, законопроект предусматривает ее заморозку до 31 декабря 2024 года включительно.

Что такое медианный доход

Под этим понятием следует иметь в виду величину денежного дохода, относительно которой половина населения имеет значение среднедушевого дохода ниже данной величины, другая половина — выше данной величины.

Медианный среднедушевой доход исчисляется с учетом собранной статистической информации. 

Что такое медианная зарплата

Этот показатель условно делит всех работающих пополам. У одной половины заработок выше показателя, у другой — ниже.

Как отмечается на сайте Минтруда, рост МРОТ приводит к росту медианных доходов в последующие периоды. Таким образом, рост МРОТ темпами, опережающими прожиточный минимум, способствует росту прожиточного минимума на очередной период.

Региональный МРОТ

Согласно ст. 133.1 ТК РФ, помимо федерального МРОТ, действующего по всей России, регионы могут устанавливать свой МРОТ. Он определяется с учетом социально-экономических условий и величины прожиточного минимума трудоспособного населения в соответствующем субъекте РФ.

По закону, размер минимальной заработной платы в субъекте РФ не может быть ниже МРОТ, установленного федеральным законом. При этом региональные власти имеют право приравнивать МРОТ к федеральному стандарту или повышать его.

У работодателей есть срок 30 дней, в течение которого они могут направить в трудовой орган письменный отказ о присоединении к региональному соглашению о минимальном МРОТ в конкретном субъекте. Молчание автоматически означает согласие, то есть если они не направляют отказ, то присоединяются к соглашению.

Размер минимальной заработной платы в субъектах РФ: таблица

В связи с увеличение МРОТ нередко возникает вопрос об индексации зарплаты — является ли она обязательной? Об этом мы ранее писали в статье «Индексация заработной платы: право или обязанность работодателя?»

МРОТ при установлении зарплаты для работников филиала ООО

Нередки ситуации, когда ООО зарегистрировано в одном субъекте РФ, а его работники трудятся в филиале ООО в другом субъекте. На какой МРОТ в данном случае ориентироваться при установлении зарплаты филиальным сотрудникам?

Законно в этом случае устанавливать зарплату с учетом МРОТ, принятым в субъекте, где находится филиал ООО.

bk

Как было указано выше, в субъектах МРОТ может устанавливаться региональным соглашением. В соответствии с ч. 2 ст. 133.1 ТК РФ размер МРОТ в субъекте РФ может устанавливаться для работников, осуществляющих деятельность на территории соответствующего субъекта РФ, за исключением работников организаций, финансируемых из федерального бюджета.

Иностранцы и зарплата не ниже МРОТ

Стоит отметить, что на иностранных граждан, так же как и на россиян, распространяются положения трудового законодательства о выплате заработной платы не ниже МРОТ. Об этом свидетельствует ст. 11 ТК РФ.

Более того, Постановление Правительства РФ от 24.03.2003 № 167 уточняет, что принимающая сторона обязана обеспечить иностранного работника заработной платой в размере не меньше МРОТ. 

МРОТ, северные надбавки и районные коэффициенты

В МРОТ, установленный федеральным законом, северные надбавки и районные коэффициенты не включаются. Они начисляются сверх МРОТ.

В частности, о том, что труд работников, занятых на работах в местностях с особыми климатическими условиями, оплачивается в повышенном размере, указывает ч. 2 ст. 146 ТК РФ.

Оплата труда в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях осуществляется с применением районных коэффициентов и процентных надбавок к зарплате (ст. 315 ТК РФ).

  • Работник переведен на другую должность. Нужно ли ему произвести доплату до МРОТ, если в целом за месяц он получит зарплату больше МРОТ?
  • Подлежит ли индексации пособие по уходу за ребенком, рассчитанное исходя из МРОТ?
  • Как выйти из соглашения о региональном МРОТ?
  • Как учитывать МРОТ при суммированном графике работы?
  • Подлежит ли индексации пособие по уходу за ребенком, рассчитанное исходя из МРОТ?
  • Какой МРОТ учитывать для расчета взносов сотрудника, работающего на 0,5 ставки в малом предприятии? 
  • Входит ли выплата за выслугу лет в МРОТ?

Расчет заработной платы основывается на размере минимального размера оплаты труда (МРОТ). С нового года ожидается рост минимальной зарплаты на 1098 рублей. В регионах этот показатель также будет проиндексирован с 1 января 2023 года. Владея информацией по ставке МРОТ в своем регионе, работодатель сможет правильно рассчитать зарплату. Потому что если вознаграждение за труд будет меньше нормы, то руководителю придется делать перерасчет.

Сколько будет МРОТ в России с 1 января 2023 года

Владимир Путин подписал закон от 06.12.2021 № 406-ФЗ, по которому МРОТ с 1 января составляет 13 890 руб. Эту сумму, и никак не меньше, должен получать работник за месяц, выполнив свою норму труда. За нарушение этого правила организации грозит штраф до 50 000 рублей. Это касается тех сотрудников, которые соблюдают норму выработки по времени за месячный период. 

Но существует также понятие часовой тарифной ставки (ЧТС), когда оплата за труд производится почасово. Часовая тарифная ставка – это та сумма, которую получает сотрудник за час своей работы. В основе расчета месячного дохода может находиться ЧТС. Чаще всего этот параметр используют для расчета оплаты труда при нестандартных условиях. Например, почасовая оплата может осуществляться за работу в ночное время, при проведении сверхурочных работ, при выходе на рабочее место в выходной или праздничный день. Часовую тарифную ставку уместно рассчитывать на тех производствах, чьи условия считаются вредными или опасными.

Для тех работников, чья зарплата имеет вид оклада, ЧТС может изменяться от месяца к месяцу в зависимости от количества отработанного времени. На каждый год Правительство РФ составляет производственный календарь, в котором фиксируется нормативное число часов.  

Важно! Если речь идет о ЧТС не как о расчетной единице, определяющей зарплату при нестандартных условиях труда, то в таких случаях разрабатывается тарифная сетка. Этот вид дифференциации в оплате труда позволяет разделять вознаграждение за труд на предприятиях, где есть разрядная система. В зависимости от квалификации сотрудника он получает тот или иной разряд и уже в связи с этим выполняется начисление его зарплаты. Поэтому понятия «тарифная ставка» и «тарифная сетка» отличаются между собой.

Часовая тарифная система востребована на предприятиях, где фактически представителей одной профессии, у которой есть незначительные отличия, нужно разделить по уровню доходов. Рабочий с более высшим разрядом может выполнять более ответственные и сложные задачи. Исходя из этого условия, и оплата труда у него будет выше.

Обязанность устанавливать часовые тарифы до 2008 года была закреплена в Постановлении Правительства. Сейчас эта норма не действует, и каждое предприятие вправе самостоятельно принимать решение об актуальности такой системы труда. Если иное не предусмотрено в компании, то бухгалтер может пользоваться Единым тарифно-квалификационным справочником, позволяющим определять зарплату для рабочих профессий. В справочнике содержится информация для рабочих 2-7 разрядов.

Важно! С каждым разрядом оплата труда повышается на 25%. Чем выше разряд работника, тем выше часовая тарифная ставка его зарплаты.

Например, работник первого разряда имеет коэффициент повышения 1, и его ЧТС может составлять 150 рублей/час. За этот же отрезок времени работник седьмого разряда получит сумму 375 рублей/час, имея коэффициент повышения 2,5. Образец изменений часовой тарифной ставки приведен в таблице.

Разряд Коэффициент повышения Часовая тарифная ставка, рублей/час
1 1 150
2 1,25 187,5
3 1,5 225
4 1,75 265,5
5 2 300
6 2,25 337,5
7 2,5 375

Важно! Рассчитывая размер зарплаты по тарифной сетке, в итоге за месяц должна получаться сумма не меньше, чем установленный законодательством МРОТ, действующий для каждого отдельно взятого региона.

ЧТС в трудовом договоре

Размер часовой тарифной ставки можно зафиксировать в трудовом договоре (ч. 2 ст. 57 ТК РФ). Поскольку параграф договора об оплате труда является обязательным, то уместным будет прописать не только тарифную ставку, которую сотрудник будет получать почасово, но и дополнительные выплаты стимулирующего и компенсационного характера – доплаты и надбавки.

Важно! Нельзя ссылаться в тексте договора на Положение об оплате труда или штатное расписание по предприятию. Это грубейшее нарушение Трудового Кодекса.

Перед тем, как подписать трудовой договор, каждый потенциальный сотрудник должен его внимательно изучить. Все, что касается изменений в оплате труда, в том числе и повышение зарплаты, обязательно должно происходить по обоюдному согласию. Обязательно этот факт фиксируется в дополнительном соглашении к трудовому договору. В документе обязательно должна быть записана фраза, точно устанавливающая размер часовой тарифной ставки. Например: «Работнику установлена часовая тарифная ставка в размере 200 рублей в час».

Почасовой МРОТ

Установление почасового минимального размера оплаты труда защищает работника от обесценивания плодов его работы. Правительство РФ заботится о правах трудящихся, и в связи с этим подготовило законопроект о минимальном размере почасового МРОТа. Известно, что регулирование зарплат происходит на основании ежемесячного минимального тарифа. Но эту сумму сложно назвать универсальным показателем. Отчасти это происходит потому что в регионах есть индивидуальный коэффициент повышения зарплаты.

На большей территории страны минимальная зарплата составляет 13 890 рублей. Если поделить ее на почасовую месячную норму работы, то получится, что стоимость одного часа составляет 70-90 рублей. Это очень маленькая сумма. Особенно остро ощущают это работники, работающие по сокращенному графику. Такая ситуация сложилась из-за пандемии. Работодатели, решив минимизировать затраты на фонд оплаты труда, предпочитают нанимать сотрудников на неполный рабочий день. Многих такая ситуация подвела под черту бедности, и они не в состоянии обеспечить себе необходимый для выживания минимум.

Введение почасовой тарифной ставки нацелено на то, чтобы социально защитить тех работников, чей рабочий день был сокращен. Еще одним положительным моментом применения почасовой оплаты труда является выведение из тени плательщиков «серых зарплат», которые платят налоги только с минимального оклада.

Для повышения занятости граждан и увеличения их доходов Правительство разрабатывает план по фиксации минимального размера часовой ставки (МРЧС). 

Важно! При принятии МРЧС работодатели не обязаны переходить на эту систему оплаты. Оклады по-прежнему будут оставаться в приоритете.

Идея установить минимальную часовую оплату не нова. Ее инициируют депутаты, начиная с 2016 года. В 2018 году проект не был поддержан. На тот момент предлагалось закрепить МРЧС на уровне 100 рублей в час. Сейчас минимальную ставку предлагают установить на уровне 150 рублей в час. Авторы проекта подчеркивают, что сумма должна будет индексироваться по мере роста инфляции. Обсуждение законопроекта продолжается. Ожидается оглашение позиции Правительства и Минтруда.

Кто может рассчитывать на почасовой МРОТ

По плану, озвученному Правительством, рассчитывать на минимальную почасовую оплату могут те работники, которые заключили трудовой договор на период до трех месяцев на неполный рабочий день. Почасово смогут получать зарплату сотрудники, работающие по срочным договорам. Но все социальные выплаты, включая пенсию, будут рассчитываться, исходя из установленного в регионе МРОТ за месяц.

В данный момент ведутся расчеты минимальной часовой тарифной ставки на основании минимальной зарплаты. Работодателю предоставляется право выбирать экономически целесообразную модель оплаты труда (ст.100 ТК РФ). С нового 2023 года МРОТ в России составляет 13 890 рублей. Максимум в рабочем месяце 184 рабочих часа. Если поделить минимальную зарплату на это время, то получится, что час работы составит 13890/184= 75,48 рубля. Этот расчет берется, исходя из пятидневной рабочей недели. Если рабочих дней в месяце получается меньше, то почасовой тариф нужно пересчитывать, сумма будет выше. Получается, что каждое предприятие должно самостоятельно рассчитывать почасовую оплату труда.

Доплаты и надбавки к зарплате

Помимо размера оплаты труда, в трудовом договоре указываются возможные надбавки и доплаты. Это так называемые стимулирующие выплаты. Для некоторых сотрудников такие надбавки положены на законодательном уровне, и являются обязательными.

Важно! Если в Трудовом Кодексе установлен точный размер доплат, то начислять меньшую сумму работодатель не имеет права. А вот увеличить выплату — допустимо.

Доплата и надбавка – разные понятия, но и то, и другое  подразумевает дополнительные выплаты рабочим. Надбавка служит материальным поощрением за определенные достижения, например, перевыполнение плана. Доплата является компенсирующей суммой, и может выплачиваться, например, в случае высокой интенсивности рабочего процесса. Примером доплаты может быть выход на работу в праздник или выходной (ст. 149, 153 ТК РФ), работа в ночное время (ст. 154 ТК РФ), труд в опасных и вредных условиях (ст. 147 ТК РФ).

Инициатива Правительства внедрить план по установлению почасовой минимальной ставки направлена на поддержку граждан, чьи условия работы ухудшились в экономическом плане. Это является своеобразным социальным рычагом, помогающим обеспечить минимум, необходимый для поддержания достаточного уровня жизни.

Субъект РФ

Размер минимальной заработной платы, руб.

Основание

Москва

в размере величины прожиточного минимума трудоспособного населения города на соответствующий год

24801

Московское трехстороннее соглашение на 2022 — 2024 годы от 30.12.2021 N 77-1352

Московская область

19000

Соглашение о минимальной заработной плате в Московской области от 29.12.2022 N 152

Санкт-Петербург

23500

Региональное соглашение о минимальной заработной плате в Санкт-Петербурге на 2022-2023 годы от 12.10.2022 N 365/22-С

Ленинградская область

16987

Региональное соглашение о минимальной заработной плате в Ленинградской области на 2023 год от 29.12.2022 N 22/С-22

Республика Адыгея (Адыгея)

16242

Федеральный закон от 19.06.2000 N 82-ФЗ

Республика Алтай

16242

Региональное соглашение о минимальной заработной плате в Республике Алтай от 26.04.2021

Республика Башкортостан

для работников, работающих на территории Республики, за исключением работников организаций, финансируемых из федерального бюджета, бюджета Республики, местных бюджетов и государственных внебюджетных фондов, а также некоммерческих организаций — в размере 1,057 МРОТ

17168 <2>

Соглашение о минимальной заработной плате в Республике Башкортостан на 2023 — 2025 годы от 28.12.2022

Республика Бурятия

в размере, равном МРОТ (16242), увеличенному на районный коэффициент и процентную надбавку за стаж работы в районах с особыми климатическими условиями, в том числе в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях

Региональное соглашение «О минимальной месячной заработной плате на территории Республики Бурятия» от 14.03.2018 N 01.08-010-45/18

Республика Дагестан

16242

Федеральный закон от 19.06.2000 N 82-ФЗ

Республика Ингушетия

16242

Республиканское трехстороннее соглашение «О минимальной заработной плате в Республике Ингушетия с 1 января 2023 года» от 28.12.2022

Кабардино-Балкарская Республика

в размере МРОТ:

1) для внебюджетной сферы;

2) для некоммерческих организаций;

3) для республиканских государственных учреждений и муниципальных учреждений;

4) для организаций, созданных общественными объединениями инвалидов

16242

Региональное соглашение о минимальной заработной плате в Кабардино-Балкарской Республике на 2023 — 2025 годы (Решение Кабардино-Балкарской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений от 23.12.2022 N 2)

Республика Калмыкия

16242

Федеральный закон от 19.06.2000 N 82-ФЗ

Карачаево-Черкесская Республика

16242

Региональное соглашение о минимальной заработной плате в Карачаево-Черкесской Республике от 16.12.2022 N 54

Республика Карелия

16242

Федеральный закон от 19.06.2000 N 82-ФЗ

Республика Коми

16242

Федеральный закон от 19.06.2000 N 82-ФЗ

Республика Крым

для работников, работающих на территории Республики Крым, за исключением работников организаций, финансируемых из федерального бюджета, бюджета Республики Крым и местных бюджетов — в размере не ниже МРОТ

16242

Соглашение о минимальной заработной плате в Республике Крым на 2021 — 2023 годы от 30.04.2021

Республика Марий Эл

16242

Федеральный закон от 19.06.2000 N 82-ФЗ

Республика Мордовия

16242

Федеральный закон от 19.06.2000 N 82-ФЗ

Республика Саха (Якутия)

в размере не ниже МРОТ (16242) с применением сверх него компенсационных выплат за работу в районах Крайнего Севера: районного коэффициента и процентных надбавок, но не ниже величины прожиточного минимума для трудоспособного населения в целом по Республике на текущий год

Республиканское (региональное) соглашение о взаимодействии в области социально-трудовых отношений в Республике Саха (Якутия) на 2020 — 2022 годы от 30.04.2020

Республика Северная Осетия — Алания

в размере МРОТ:

1) для внебюджетной сферы;

2) для бюджетных государственных и муниципальных учреждений;

3) для общественных организаций (объединений), некоммерческих организаций, а также организаций, созданных обществами инвалидов;

4) для работников, осуществляющих трудовую деятельность на общественных и временных работах (в том числе при стажировке), организованных работодателем по временному трудоустройству работников в рамках реализации программ дополнительных мероприятий по снижению напряженности на рынке труда Республики Северная Осетия-Алания и содействия занятости населения

16242

Региональное соглашение о минимальной заработной плате в Республике Северная Осетия-Алания от 28.07.2022

Республика Татарстан (Татарстан)

для государственных и муниципальных учреждений Республики — в размере МРОТ

16242

Соглашение о минимальной заработной плате в Республике Татарстан от 28.12.2022 N 1121-с

для работников Республики, кроме работников организаций, финансируемых из федерального бюджета, бюджета Республики и местных бюджетов

19565

Республика Тыва

в размере МРОТ (16242), увеличенному на районный коэффициент и процентную надбавку, к заработной плате за стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях

Региональное соглашение о минимальной заработной плате в Республике Тыва от 26.03.2021

Удмуртская Республика

16242 (с учетом районного коэффициента 18678,3)

Региональное соглашение о минимальной заработной плате в Удмуртской Республике от 10.02.2023 N АБ-01-85/27

Республика Хакасия

в размере МРОТ (16242) с начислением на него районного коэффициента и процентной надбавки за стаж работы в Республике

Соглашение о минимальной заработной плате в Республике Хакасия от 27.12.2021 N 61-д

Чеченская Республика

16242

Соглашение «О минимальной заработной плате в Чеченской Республике» от 20.12.2022

Чувашская Республика — Чувашия

16242

Федеральный закон от 19.06.2000 N 82-ФЗ

Алтайский край

для работников бюджетной сферы, работников, участвующих в общественных работах или временно трудоустроенных по договорам между работодателями и органами службы занятости населения, работников предприятий и организаций, единственным учредителем которых являются общероссийские организации инвалидов, работников из числа граждан с инвалидностью, трудоустроенных по договорам о создании или выделении рабочих мест для трудоустройства инвалидов в счет установленной квоты в общественные организации инвалидов, а также для работников, трудоустроенных в рамках социального контракта, — в размере МРОТ

16242

Региональное соглашение о размере минимальной заработной платы в Алтайском крае на 2022 — 2024 годы от 25.11.2021 N 142-с

для работников внебюджетной сферы (без учета выплат за работу в местностях с особыми климатическими условиями и иных компенсационных выплат, предоставляемых в соответствии с действующим законодательством, соглашениями и коллективными договорами)

17786

Забайкальский край

в размере не ниже МРОТ (16242) с применением сверх него компенсационных выплат за работу в особых климатических условиях

Трехстороннее соглашение на 2022 — 2024 годы от 05.05.2022 N 29-Д/СГ-2

Камчатский край

для работников, осуществляющих трудовую деятельность в организациях, расположенных на территории края, с применением районных коэффициентов и процентных надбавок к заработной плате, установленных в соответствии со ст. ст. 315, 316, 317 ТК РФ

16242

Региональное соглашение «О минимальной заработной плате в Камчатском крае на 2023 год» от 26.12.2022

Краснодарский край

для работников, работающих на территории края, за исключением работников организаций, финансируемых из федерального, краевого и муниципальных бюджетов, — в размере 1,05 МРОТ без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат

17054,1 <2>

Региональное соглашение о минимальной заработной плате в Краснодарском крае на 2022 — 2024 годы (Решение Краснодарской краевой трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений от 30.12.2021 N 11-1)

Красноярский край

16242

Федеральный закон от 19.06.2000 N 82-ФЗ

Пермский край

16242

Федеральный закон от 19.06.2000 N 82-ФЗ

Приморский край

в размере, равном МРОТ (16242), без учета районных коэффициентов и процентных надбавок к заработной плате за стаж работы в южных районах Дальнего Востока, в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера

Соглашение между профсоюзами, работодателями и Правительством Приморского края о минимальной заработной плате в Приморском крае на 2021 — 2024 годы от 01.05.2021

Ставропольский край

в размере 1,42 величины прожиточного минимума трудоспособного населения в крае

20024,84 <2>

Соглашение на 2022 — 2024 годы (Распоряжение Правительства Ставропольского края от 09.02.2022 N 50-рп)

Хабаровский край

16242

Федеральный закон от 19.06.2000 N 82-ФЗ

Амурская область

в размере, равном МРОТ (16242)

Соглашение о минимальной заработной плате в Амурской области на 2022 — 2024 годы от 27.07.2022

Архангельская область

16242

Федеральный закон от 19.06.2000 N 82-ФЗ

Астраханская область

16242

Федеральный закон от 19.06.2000 N 82-ФЗ

Белгородская область

16242

Трехстороннее соглашение на 2023 — 2025 годы от 16.01.2023

Брянская область

для организаций внебюджетной сферы

16500

Региональное соглашение о минимальной заработной плате в Брянской области на 2023 год для организаций внебюджетного сектора экономики

Владимирская область

16242

Федеральный закон от 19.06.2000 N 82-ФЗ

Волгоградская область

в размере МРОТ:

1) для государственных и муниципальных учреждений области;

2) для некоммерческих организаций;

3) для организаций, созданных общественными объединениями инвалидов;

4) для работников, осуществляющих трудовую деятельность на общественных и временных работах, проведение которых организовано в рамках реализации государственной программы области «Развитие рынка труда и обеспечение занятости в Волгоградской области»

16242

Региональное соглашение о минимальной заработной плате в Волгоградской области от 16.12.2021 N С-1018/21

для внебюджетной сферы — в размере 1,3 величины прожиточного минимума трудоспособного населения в области, установленной на текущий год

17518,8 <2>

для работодателей, деятельность которых относится к видам экономической деятельности, включенным в раздел «Сельское, лесное хозяйство, охота, рыболовство и рыбоводство» ОКВЭД, — в течение года не менее МРОТ (16242), а по итогам календарного года не менее 1,3 величины прожиточного минимума трудоспособного населения в области, установленной на текущий год

Вологодская область

16242

Федеральный закон от 19.06.2000 N 82-ФЗ

Воронежская область

для работников внебюджетной сферы — размер месячной тарифной ставки I разряда (минимального должностного оклада) работников, занятых в нормальных условиях труда, не может быть ниже МРОТ (16242)

Трехстороннее соглашение на 2020 — 2025 годы от 13.12.2019

Ивановская область

16242

Региональное соглашение о минимальной заработной плате в Ивановской области на 2020 — 2025 годы от 23.01.2020 N 1-с

Иркутская область

16242

Федеральный закон от 19.06.2000 N 82-ФЗ

Калининградская область

17000

Дополнительное соглашение к Региональному соглашению о минимальной заработной плате в Калининградской области от 30.11.2021 (заключено 27.09.2022)

Калужская область

в размере величины прожиточного минимума для трудоспособного населения, но не ниже МРОТ

16242

Соглашение о минимальной заработной плате в Калужской области от 07.10.2022

Кемеровская область — Кузбасс

для коммерческих организаций и индивидуальных предпринимателей (кроме субъектов малого предпринимательства (малых предприятий и микропредприятий), внесенных в Единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства, а также организаций и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих свою деятельность в сфере регулируемого ценообразования, для которых основным видом деятельности является оказание жилищных, коммунальных услуг, услуг транспорта (пассажирские перевозки), связи (почтовые услуги) при полной выработке месячной нормы рабочего времени — не ниже 1,5 величины прожиточного минимума трудоспособного населения области на текущий год, с начислением на нее районного коэффициента

21387

(с учетом районного коэффициента 27803,1) <2>

Кузбасское региональное соглашение на 2022 — 2024 годы от 07.10.2021 N 12

Кировская область

16242

Федеральный закон от 19.06.2000 N 82-ФЗ

Костромская область

во внебюджетной сфере размер месячной тарифной ставки 1 разряда (минимального должностного оклада) работников, занятых в нормальных условиях труда, за работу, не требующую специальной профессиональной подготовки, знаний, умений и профессиональных навыков и опыта работы, — не ниже МРОТ (16242)

Соглашение о социальном партнерстве в сфере труда на 2019 — 2024 годы от 08.02.2019

Курганская область

16242

Федеральный закон от 19.06.2000 N 82-ФЗ

Курская область

16242

Соглашение на 2022 — 2024 годы от 15.12.2021

Липецкая область

для работников бюджетной сферы — в размере МРОТ

16242

Региональное соглашение о минимальной заработной плате в Липецкой области на 2021 — 2023 годы от 21.12.2020

для работников организаций внебюджетной сферы — не ниже 1,2 величины прожиточного минимума трудоспособного населения, но не ниже МРОТ

16242

Магаданская область

в размере не ниже МРОТ (16242), к которому начисляются районный коэффициент и процентная надбавка за стаж работы в районах Крайнего Севера

Соглашение на 2021 — 2024 годы от 16.07.2021

Мурманская область

16242

Федеральный закон от 19.06.2000 N 82-ФЗ

Нижегородская область

16242

Федеральный закон от 19.06.2000 N 82-ФЗ

Новгородская область

16242

Региональное соглашение «О минимальной заработной плате в Новгородской области» от 02.11.2020 N 01-53/303

Новосибирская область

16242

Федеральный закон от 19.06.2000 N 82-ФЗ

Омская область

для работников некоммерческих организаций, организаций, финансируемых из областного и местных бюджетов области, а также работников, участвующих в общественных работах, организованных в соответствии с пп. 18 п. 1 ст. 7.1-1 Закона РФ «О занятости населения в Российской Федерации» (без учета районного коэффициента, установленного для области)

16242

Региональное соглашение «О минимальной заработной плате в Омской области» от 20.12.2022 N 78-РС

для работников других работодателей (без учета районного коэффициента, установленного для области)

16500

Оренбургская область

16242

Федеральный закон от 19.06.2000 N 82-ФЗ

Орловская область

16242

Федеральный закон от 19.06.2000 N 82-ФЗ

Пензенская область

16242

Федеральный закон от 19.06.2000 N 82-ФЗ

Псковская область

16242

Региональное соглашение о минимальной заработной плате в Псковской области на 2023 — 2025 годы от 27.12.2022

Ростовская область

для работников организаций внебюджетной сферы и индивидуальных предпринимателей (за исключением организаций, оказывающих охранные услуги) — в размере не ниже 1,2 МРОТ

19490,4 <2>

Ростовское областное трехстороннее (региональное) соглашение на 2023 — 2025 годы от 23.11.2022 N 14

Рязанская область

16242

Федеральный закон от 19.06.2000 N 82-ФЗ

Самарская область

16242

Федеральный закон от 19.06.2000 N 82-ФЗ

Саратовская область

для работников, работающих на территории области, за исключением работников организаций, финансовое обеспечение деятельности которых осуществляется за счет средств федерального, областного и местных бюджетов

17000

Соглашение о минимальной заработной плате в Саратовской области от 14.11.2022

Сахалинская область

16400 с применением районного коэффициента и процентной надбавки, за стаж работы в соответствии со ст. 315 — 317 ТК РФ

Соглашение о минимальной заработной плате в Сахалинской области на 2023 год от 29.12.2022 N 303

Свердловская область

16242

Федеральный закон от 19.06.2000 N 82-ФЗ

Смоленская область

16242

Федеральный закон от 19.06.2000 N 82-ФЗ

Тамбовская область

16242

Федеральный закон от 19.06.2000 N 82-ФЗ

Тверская область

16242

Федеральный закон от 19.06.2000 N 82-ФЗ

Томская область

16242

Региональное соглашение о минимальной заработной плате в Томской области на 2023 год от 29.12.2022

Тульская область

для работников государственных и муниципальных учреждений (организаций) области — в размере МРОТ

16242

Региональное соглашение о минимальной заработной плате в Тульской области от 16.11.2022

для работников внебюджетной сферы

17000

Тюменская область

16242 <1>

Региональное соглашение о минимальной заработной плате в Тюменской области от 15.11.2019

Ульяновская область

для работников организаций, учрежденных областью или муниципальными образованиями области, а также для работников малого предпринимательства — в размере МРОТ

16242

Региональное соглашение о минимальной заработной плате в Ульяновской области от 03.11.2022 N 102-ДП

для работников внебюджетной сферы и среднего предпринимательства

17270

Челябинская область

16242

Федеральный закон от 19.06.2000 N 82-ФЗ

Ярославская область

для работников организаций бюджетной сферы

16242

Региональное соглашение о минимальной заработной плате в Ярославской области на 2023 — 2025 годы от 27.01.2023

для работников организаций внебюджетной сферы

16300

Севастополь

16242

Федеральный закон от 19.06.2000 N 82-ФЗ

Еврейская автономная область

16242

Федеральный закон от 19.06.2000 N 82-ФЗ

Ненецкий автономный округ

в размере равном МРОТ (16242), с применением районного коэффициента и процентной надбавки к заработной плате за стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях

Соглашение

«О минимальной заработной плате в Ненецком автономном округе» от 04.06.2021

Ханты-Мансийский автономный округ — Югра

16242

Федеральный закон от 19.06.2000 N 82-ФЗ

Чукотский автономный округ

16242

Федеральный закон от 19.06.2000 N 82-ФЗ

Ямало-Ненецкий автономный округ

в размере, равном МРОТ (16242), с применением районного коэффициента и процентной надбавки к заработной плате за стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, но не ниже величины прожиточного минимума трудоспособного населения в автономном округе, установленной на текущий год

Региональное трехстороннее соглашение «О минимальной заработной плате в Ямало-Ненецком автономном округе» от 27.12.2017

В проекте Генерального соглашения между правительством, профсоюзами и работодателями на 2021-2023 года содержится предложение Правительства о введении в законодательство РФ понятия минимального размера часовой ставки оплаты труда — почасового МРОТ.

Комментарий Елены Косаковской, заместителя руководителя Департамента социально-трудовых отношений и социального партнерства Аппарата ФНПР.

«Хотелось бы отметить, что нам пока неизвестно, по какой причине Правительство РФ предлагает ввести в законодательство РФ положение об установлении почасового МРОТ. В связи с этим возникает два вопроса: с какой целью необходимо введение почасовой оплаты труда и какой будет величина почасового МРОТ?

Прежде всего нужно сказать, что никаких препятствий для почасовой оплаты труда в действующем трудовом законодательстве нет. При этом следует отметить, что согласно Трудовому кодексу Российской Федерации заработная плата работнику устанавливается, как правило, за месяц. Учет рабочего времени осуществляется либо ежедневно, либо еженедельно или суммировано.

В результате такого порядка учета рабочего времени работнику оплачивается сверхурочная работа, вечернее и ночное время, перерывы в работе, выходные и праздничные дни. Поэтому переход с месячной оплаты труда на почасовую может привести к рискам, связанным с неоплатой вышеуказанной работы в повышенном размере, времени отдыха, которое на сегодняшний день включается в рабочее время и соответственно оплачивается.

Таким образом, заменять оплату труда за месяц на почасовую нецелесообразно. Возможно, Правительство РФ предполагает введение почасовой оплаты труда для некоторых категорий работников в качестве защитной меры.

Например, для тех, кого нанимают на короткий период времени — преподаватели, консультанты и представители иных профессий, оказывающих услуги на дому. Чтобы эта мера действительно была защитной, необходимо минимальный размер часовой тарифной ставки или почасового оклада (должностного оклада) был на достаточно высоком уровне и при условии сохранения месячного МРОТ, установленного федеральным законом одновременно на всей территории Российской Федерации. Потому что, если исходить из размера месячного МРОТ, почасовой минимум оплаты труда будет колебаться от 70 до 100 рублей.

В то же время в случае установления почасового МРОТ даже в величине 200 рублей, работник, отработавший 10 часов в месяц получит лишь 2000 рублей, что не является не только достойной заработной платой, но поставит под сомнение возможность его физического выживания.

В таком случае становится принципиальным число часов, отработанных за месяц. Также это связано и с тем, что МРОТ в РФ приравнен к прожиточному минимуму трудоспособного населения, который вводился в качестве минимально допустимой границы потребления важнейших материальных благ и услуг (продукты питания, предметы санитарии и гигиены, лекарства, жилищно-коммунальные услуги) в 1992 году указом Б.Н. Ельцина.

Однако, если установить более высокую часовую ставку по сравнению с месячным МРОТ, то может возникнет дискриминация в оплате труда. То есть, работник с почасовой оплатой труда, отработавший то же время, имеющий одинаковый уровень квалификации, что и работник с помесячной оплатой труда, может получить большую заработную плату. В то же время устанавливать одинаковую почасовую ставку МРОТ по всей стране несправедливо из-за разницы в уровне жизни в различных субъектах РФ.

Следует отметить, что в соответствии с Конституцией РФ вознаграждение за труд (видами которого является тарифная ставка, оклад, должностной оклад) гарантируется всем, независимо от количества отработанного времени, и не может быть ниже МРОТ. Таким образом, по нашему мнению, целесообразно внести изменения в Трудовой кодекс РФ с целью установления гарантированного минимума по заработной плате для любого работника, независимо от количества отработанного времени.

В частности, производить оплату работы в режиме неполного рабочего времени, оплату простоя не по вине работника, пропорционально отработанному времени, но в любом случае не ни ниже месячного МРОТ. Мы считаем, что необходимо подробно обсудить это предложение, спрогнозировать все возможные негативные последствия от подобной меры и с осторожностью отнестись к изменениям в трудовое законодательство в связи с введением почасового МРОТ»..

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Минимальная стоимость часа работы в россии
  • Метро москвы часы работы в новогоднюю ночь
  • Минимальное время работы контура отопления
  • Метро новослободская мобилмед время работы
  • Мининский университет реквизиты для оплаты