Машиностроительный комплекс
Глава 19
Машиностроение
любой промышленно развитой страны
сегодня — это ведущая, ключевая отрасль
не только обрабатывающей промышленности,
но и экономики страны в целом.
Машиностроительный комплекс мира
представляет собой совокупность отраслей
промышленности, производящих машины
и оборудование для всех подразделений
мирового хозяйства, а также многие
предметы потребления. Как отрасль
машиностроение возникло в первой
половине XIX в. в Англии, для него характерно
углубление специализации производства
и неуклонное расширение масштабов.
В машиностроительном
комплексе промышленно развитых стран
на протяжении продолжительного времени
наблюдается тенденция относительного
уменьшения удельного веса старых,
традиционных и увеличения части
новых, наукоемких производств, что
вызвано прежде всего существенными
сдвигами в структуре конечного продукта
в сторону производства электронной
техники, средств автоматизации, приборов
и другой наукоемкой продукции. Наиболее
ярко такие тенденции проявляются в
машиностроении США, Японии, Германии и
других высокоразвитых стран.
19.1. Развитие основных центров машиностроения
В эпоху бурного
развития научно-технической революции
машиностроение стало быстро развиваться
в десятках новых стран, поэтому ни одна
другая отрасль промышленности не может
сравниться с ним по распространенности.
И тем не менее, различия между отдельными
странами достаточно велики. Более 90%
всей машиностроительной продукции
производится промышленно развитыми
странами.
В современном
мировом хозяйстве выделяются четыре
региональных машиностроительных центра:
Северная Америка,
где производится практически вся
номенклатура машиностроительной
продукции;
Западная Европа,
где производится главным образом
массовая машиностроительная продукция
и высоко развиты некоторые новейшие
отрасли;
Юго-Восточная
Азия, где лидирует Япония, сочетающая
продукцию массового машиностроения
с изделиями самой высокой технологии;
страны СНГ,
отличающиеся наличием достаточных
производственных мощностей, но
отстающие по развитию наукоемких
отраслей машиностроения.
В целом мировое
производство продукции машиностроения
характеризовалось во второй половине
XX в. следующими данными (табл. 19.1).
Примечание. При
составлении таблицы были использованы
расчеты Э.К. Василевского из источника:
Мировая экономика: глобальные тенденции
за 100 лет/Под ред. И.С. Королева. М.:
Экономит», 2003. С. 281.
Лидируют в мировом
машиностроении США, Япония и ФРГ —
наиболее развитые в экономическом
плане страны. В состав первой десятки
входят также Франция, Великобритания,
Италия, Испания, у которых весьма широкая
номенклатура продукции машиностроения.
Весьма перспективными с точки зрения
развития производства и сбыта продукции
машиностроения являются развивающиеся
рынки Юго-Восточной Азии (главным образом
Китая), а также Южной Америки (Бразилия,
Аргентина).
Машиностроение
является наиболее сложной отраслью
мировой промышленности и включает
в себя более 70 отраслей и подотраслей.
Машиностроительный комплекс мира
делится на пять больших групп:
производство
металлоизделий и металлообработка;
общее машиностроение;
электротехника и
электроника — электротехническое и
электронное машиностроение;
транспортное
машиностроение — автомобилестроение,
судостроение, авиационная и
ракетно-космическая промышленность;
приборостроение.
Самой быстрорастущей
отраслью современного мирового
машиностроения остается электронная
и электротехническая промышленность,
доля которой во всей продукции
обрабатывающей промышленности к началу
XXI в. выросла до 30—32%. Для общего
машиностроения в целом характерен
умеренный рост, причем в его структуре
тоже происходят изменения: уменьшается
производство сельскохозяйственных,
текстильных машин и оборудования,
увеличивается производство
дорожно-транспортных машин, конторского
оборудования и т.п. Доля транспортного
машиностроения в структуре обрабатывающей
промышленности в целом остается
относительно стабильной, но за этим
также кроются внутренние различия:
сокращается доля судостроения, подвижного
железнодорожного состава, но в целом
сохраняется доля автомобилестроения.
В конце XX — начале
XXI в. именно транснациональные корпорации
(ТНК) развитых стран играют ведущую роль
в развитии международного бизнеса в
мировом машиностроении (табл. 19.2). Если
судить по показателю годового оборота,
то лидерами в машиностроительном
комплексе являются машиностроительные
корпорации США, Германии и Японии.
Многие из современных
транснациональных корпораций в
машиностроении нельзя отнести к
конкретной подотрасли. Напротив,
деятельность этих компаний диверсифицирована,
она направлена на производство широкого
круга продукции, сочетая в себе, например,
производство автомобилей и авиационных
двигателей. К крупнейшим из таких
компаний, кроме вышеназванных,
относятся германская многоотраслевая
группа «Siemens», нидерландская компания
«Philips», гонконгская компания «Hutchison
Wampoa» и многие другие.
|
Оглавление
Авторский коллектив
Предисловие
Раздел I. Современные тенденции развития мировой экономики. Глава 1. Мировая экономика как сфера международного бизнеса
Глава 2. Транснациональные корпорации и банки в международном бизнесе
Глава 3. Международные интеграционные объединения на региональных пространствах мира
Глава 4. Роль международных организаций в регулировании и развитии международного бизнеса
Глава 5. Всемирная торговая организация: глобальное регулирование торговли
Глава 6. Межгосударственное регулирование международного бизнеса
Глава 7. Прогнозирование мирового рынка — важнейшая функция эффективного управления внешнеэкономической деятельностью
Глава 8. Экономико-математическое моделирование мирохозяйственных связей
Раздел II. Важнейшие направления и факторы развития международного бизнеса. Глава 9. Наука и инновационный бизнес
Глава 10. Конкурентоспособность в международном бизнесе
Глава 11. Малый бизнес в системе современных международных конкурентных отношений
Глава 12. Ценообразование в международном бизнесе
Глава 13. Международный маркетинг — философия современного бизнеса
Глава 14. Аутсорсинг в международном бизнесе
Глава 15. Логистика как фактор повышения конкурентоспособности фирм
Раздел III. Международный бизнес в основных секторах мировой экономики. Глава 16. Агропромышленный комплекс
Глава 17. Топливно-энергетический комплекс
Глава 18. Химический комплекс
Глава 19. Металлургический комплекс
Глава 20. Машиностроительный комплекс
Глава 21. Мировой транспорт
Раздел IV. Международный финансовый бизнес. Глава 22. Международный финансовый бизнес: сущность, участники и рынок как экономическая среда
Глава 23. Международные финансовые организации в мировой экономике
Глава 24. Стратегии развития международного финансового бизнеса
Глава 25. Международный банковский бизнес
Раздел V. Международная торговля товарами и услугами — важнейшая сфера международного бизнеса. Глава 26. Международная торговля товарами и услугами
Глава 27. Современные формы и методы международной торговли
Глава 28. Международная торговля услугами
Глава 29. Международный обмен интеллектуальной собственностью
Глава 30. Телекоммуникационные услуги в мировой экономике
Глава 31. Международный страховой рынок и страховой бизнес
Глава 32. Международный туризм
Для бесплатного чтения доступна только часть главы! Для чтения полной версии необходимо приобрести книгу
Глава 20.
МАШИНОСТРОИТЕЛЬНЫЙ КОМПЛЕКС
Машиностроение любой развитой страны сегодня — это ведущая, ключевая отрасль не только обрабатывающей промышленности, но и экономики страны в целом. Машиностроительный комплекс мира представляет собой совокупность отраслей промышленности, производящих машины и оборудование для всех подразделений мирового хозяйства, а также многие предметы потребления.
В машиностроительном комплексе развитых стран на протяжении продолжительного времени наблюдается тенденция относительного уменьшения удельного веса старых, традиционных и увеличения части новых, наукоемких производств, что вызвано прежде всего существенными сдвигами в структуре конечного продукта в сторону производства электронной техники, средств автоматизации, приборов и другой наукоемкой продукции.
20.1. Основные центры машиностроения
Более 90% всей машиностроительной продукции производится экономически развитыми странами.
В современном мировом хозяйстве выделяются четыре региональных машиностроительных центра:
1) Северная Америка, где производится практически вся номенклатура машиностроительной продукции;
2) Западная Европа, где производится главным образом массовая машиностроительная продукция и высоко развиты некоторые новейшие отрасли;
3) Юго-Восточная Азия, где лидирует Япония, сочетающая продукцию массового машиностроения с изделиями самой высокой технологии, а также Южная Корея и Китай;
4) страны СНГ, отличающиеся наличием достаточных производственных мощностей, но отстающие по развитию наукоемких отраслей машиностроения.
Лидируют в мировом машиностроении США, Япония и ФРГ — наиболее развитые в экономическом плане страны. В состав первой десятки входят также Франция, Великобритания, Италия, Испания, у которых весьма широкая номенклатура продукции машиностроения. Весьма перспективными с точки зрения развития производства и сбыта продукции машиностроения являются развивающиеся рынки Юго-Восточной Азии (главным образом Китая), а также Южной Америки (Бразилия, Аргентина).
Машиностроение является наиболее сложной отраслью мировой промышленности и включает в себя более 70 отраслей и подотраслей. Машиностроительный комплекс мира делится на пять больших групп:
1) производство металлоизделий и металлообработка;
2) общее машиностроение;
3) электротехника и электроника — электротехническое и электронное машиностроение;
4) транспортное машиностроение — автомобилестроение, судостроение, авиационная и ракетно-космическая промышленность, железнодорожное машиностроение;
5) приборостроение.
Самой быстрорастущей отраслью современного мирового машиностроения остается электронная и электротехническая промышленность, доля которой во всей продукции обрабатывающей промышленности к началу XXI в. выросла до 30—32%. Для общего машиностроения в целом характерен умеренный рост, причем в его структуре тоже происходят изменения: уменьшается производство сельскохозяйственных, текстильных машин и оборудования, увеличивается производство дорожно-транспортных машин, конторского оборудования и т.п. Доля транспортного машиностроения в структуре обрабатывающей промышленности в целом остается относительно стабильной, но за этим также кроются внутренние различия: сокращается доля судостроения, подвижного железнодорожного состава, но в целом сохраняется доля автомобилестроения.
В конце XX — начале XXI в. именно транснациональные корпорации развитых стран играют ведущую роль в развитии международного бизнеса в мировом машиностроении (табл. 20.1). Если судить по показателю годового оборота, то лидерами в машиностроительном комплексе являются машиностроительные корпорации США, Германии и Японии.
Таблица 20.1
Крупнейшие машиностроительные компании мира по обороту в 2008 г., млн дол.
Компания |
Страна |
Подотрасль машиностроения |
Оборот |
Toyota Motor |
Япония |
Автомобилестроение |
204 532 |
Volkswagen |
Германия |
Автомобилестроение |
166 579 |
General Motors |
США |
Автомобилестроение |
148 979 |
Ford Motor |
США |
Автомобилестроение |
146 277 |
DaimlerChrysler |
Германия |
Автомобилестроение |
140 328 |
Внимание! Авторские права на книгу «Мировая экономика и международный бизнес. Экспресс-курс. 2-е издание» (Под ред. Полякова В.В., Щенина Р.К.) охраняются законодательством!
Рекомендуемая категория для самостоятельной подготовки:
Реферат*
Код | 426891 |
Дата создания | 2019 |
Страниц | 15 |
Мы сможем обработать ваш заказ 22 марта в 12:00 [мск] Файлы будут доступны для скачивания только после обработки заказа. |
Содержание
1. Особенности международного бизнеса в машиностроении
Машиностроение выступает в качестве одной из главных отраслей по нескольким показателям, к которым относятся: число занятых в промышленности, стоимость производимой продукции, доля современной промышленности во всем промышленном производстве.
Такое влияние перечисленных факторов связано в первую очередь с тем, что машиностроение способно обеспечивать практически все отрасли хозяйства различными орудиями производства, такими как машины, приборы и оборудование, население в свою очередь, также обеспечивается многочисленными предметами потребления, которые выступают как товары краткосрочного пользования, так и товары длительного пользования.
Машиностроение выступает также в качестве одной из самых комплексных и дифференцированных отраслей по своей структуре. Так, вместе с металлообработкой машиностроение может включать в себя порядка 200 различных подотраслей и различных производств, которые в свою очередь можно группировать непосредственно по времени возникновения или по целевому назначению, также возможна группировка по особенностям технологической, а также пространственной ориентации.
Естественно, что при непосредственном размещении различных предприятий каждой из этих подотраслей основная и решающая роль будет принадлежать различным факторам, к которым можно отнести такие факторы, как:
* трудовой фактор;
* сырьевой фактор;
* потребительский фактор;
* фактор научно-технического прогресса.
Отсюда следует вывод, что сфера международного машиностроения всегда будет отличаться наиболее развитой системой специализации, а также более развитым кооперированием, которое может быть как на межотраслевом, так и а международном уровнях.
Главными особенностями международного машиностроения являются:
— развитая кооперация производства(предприятия, которые основной деятельностью ставят выпуск конечной продукции обладают многочисленными поставщиками комплектующих изделий и запасных частей, причем поставщики могут быть как отечественные, так и зарубежные);
— тенденция поступления комплектующих под названием «Just in time» (характерная особенность — не строятся склады временного или длительного хранения комплектующих деталей, все комплектующие детали сразу после их производства реализуются);
— стадии производства продукции непременно контролируются, причём контроль производится в режиме реального времени с использованием технологии под названием «computer integrated manufacturing» (то есть используются компьютерные технологии от изготовления детали до продажи полного изделия)
Введение
Машиностроение выступает одной из ведущих отраслей народного хозяйства, а также данная отрасль предоставляет порядка 40% мировой продукции промышленного производства. Также стоит особое внимание обратить на тот факт, что данная отрасль развивается довольно быстрыми темпами по сравнению с другими отраслями.
Согласно статистическим данным отмечается, что принадлежность отрасли машиностроения в научно-техническом прогрессе составляет примерно 70% расходов, которые приходятся на обобщающий показатель расходов на НИОКР, приходящихся на обрабатывающую промышленность.
Конечно, машиностроение в любой стране на сегодняшний день — основная отрасль и обрабатывающей промышленности и экономики страны в целом. Если анализировать машиностроительный комплекс в целом по миру, то стоит отметить, что тут да нный комплекс представлен совокупностью отраслей промышленности, которая производит как оборудование, так и машины для различных подразделений промышленного хозяйства, и, конечно, различные другие предметы народного потребления.
История машиностроения начинается с XIX века в Англии.
Относительно современного времени стоит отметить, что машиностроительный комплекс различных стран в течение продолжительного времени только увеличивается, а вот старые и традиционные источники машиностроения постепенно уходят в прошлое, что, собственно, и определяет актуальность выбранной темы исследования.
Современные тенденции компьютеризации довольно расширенно захватили отрасль машиностроения, наиболее яркими представителями и поклонниками такого рода тенденций в машиностроении являются Япония, Германия, США и некоторые другие высокоразвитые страны
Фрагмент работы для ознакомления
Цель исследования — рассмотреть международный бизнес в области машиностроения на современном этапе развития.
Предмет исследования — машиностроительный комплекс.
Объект исследования — взаимоотношения в современном мире в области машиностроительного бизнеса.
Для достижения поставленной цели выдвинуты следующие задачи:
— выявить особенности международного бизнеса в области машиностроения;
— рассмотреть основные виды международного машиностроения;
— рассмотреть главные особенности международного машиностроения.
Работа на оценку 5, оригинальность от 60%.
Список литературы
1. Акимов В.В. Экономика отрасли (строительство): Учебник / В.В. Акимов, А.Г. Герасимова, Т.Н. Макарова [и др.]. — М.: ИЦ РИОР, 2012. — 286 c.
2. Иванов А.С. Мировой рынок автомобилей — в авангарде процессов глобализации // Внешнеэкономический бюллетень. 2003. № 2.
3. Королев И.С. Мировая экономика: глобальные тенденции за 100 лет/Под ред. И.С. Королева. М.: Экономит», 2003. С. 281.
4. Миронов М.Г. Экономика отрасли (машиностроение): Учебник / М.Г. Миронов, С.В. Загородников. — М.: Форум, ИНФРА-М, 2010. — 320 c.
5. ПогребнякЕ.В., Кузнецов Б.В. Автомобильная промышленность России: состояние и перспективы. М.: Институт комплексных стратегических исследований, 2012.
6. Полякова В.В., Щетинина Р.К. Мировая экономика и международный бизнес: учебник/коллектив авторов; под общ. Ред. В.В. Полякова, р.К. Щетинина.-6-е изд., стер.-М.:КНОРУС,2015.- 682.
7. Раздорожный А.А. Экономика отрасли (автомобильный транспорт): Учебное пособие / А.А. Раздорожный. — М.: ИЦ РИОР, 2009. — 316 c.
8. Туревский И.С. Экономика отрасли (автомобильный транспорт): Учебник / И.С. Туревский. — М.: ИД ФОРУМ, НИЦ ИНФРА-М, 2013. — 288 c.
9. World Investment Report. Transnational Corporations and Export Competitiveness. UNCTAD. New York and Geneva, 2002.
10. Павеллек Гюнтер Комплексное планирование промышленных предприятий. Базовые принципы, методика, ИТ-обеспечение / Павеллек Гюнтер. — М.: Альпина Паблишер, 2015. — 151 c.
11. Хал Мэлчоу Новое политическое целевое планирование / Хал Мэлчоу. — М.: Группа Компаний «Никколо М», 2017. — 276
Пожалуйста, внимательно изучайте содержание и фрагменты работы. Деньги за приобретённые готовые работы по причине несоответствия данной работы вашим требованиям или её уникальности не возвращаются.
* Категория работы носит оценочный характер в соответствии с качественными и количественными параметрами предоставляемого материала. Данный материал ни целиком, ни любая из его частей не является готовым научным трудом, выпускной квалификационной работой, научным докладом или иной работой, предусмотренной государственной системой научной аттестации или необходимой для прохождения промежуточной или итоговой аттестации. Данный материал представляет собой субъективный результат обработки, структурирования и форматирования собранной его автором информации и предназначен, прежде всего, для использования в качестве источника для самостоятельной подготовки работы указанной тематики.
Другие рефераты
Машиностроение любой развитой страны сегодня — это ведущая, ключевая отрасль не только обрабатывающей промышленности, но и экономики страны в целом. Машиностроительный комплекс мира представляет собой совокупность отраслей промышленности, производящих машины и оборудование для всех подразделений мирового хозяйства, а также многие предметы потребления. Как отрасль машиностроение возникло в первой половине XIX в. в Англии, для него характерно углубление специализации производства и неуклонное расширение масштабов.
В машиностроительном комплексе развитых стран на протяжении продолжительного времени наблюдается тенденция относительного уменьшения удельного веса старых, традиционных и увеличения части новых, наукоемких производств, что вызвано прежде всего существенными сдвигами в структуре конечного продукта в сторону производства электронной техники, средств автоматизации, приборов и другой наукоемкой продукции. Наиболее ярко такие тенденции проявляются в машиностроении США, Японии, Германии и других высокоразвитых стран.
20.1. Основные центры машиностроения
В эпоху бурного развития научно-технической революции машиностроение стало быстро развиваться в десятках новых стран, поэтому ни одна другая отрасль промышленности не может сравниться с ним по распространенности. И тем не менее различия между отдельными странами достаточно велики. Более 90% всей машиностроительной продукции производится экономически развитыми странами.
В современном мировом хозяйстве выделяются четыре региональных машиностроительных центра:
- Северная Америка, где производится практически вся номенклатура машиностроительной продукции;
- Западная Европа, где производится главным образом массовая машиностроительная продукция и высоко развиты некоторые новейшие отрасли;
- Юго-Восточная Азия, где лидирует Япония, сочетающая продукцию массового машиностроения с изделиями самой высокой технологии, а также Южная Корея и Китай;
- страны СНГ, отличающиеся наличием достаточных производственных мощностей, но отстающие по развитию наукоемких отраслей машиностроения.
В целом мировое производство продукции машиностроения характеризовалось во второй половине XX в. следующими данными (табл. 20.1).
Страна | Год | ||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|
1950 | 1960 | 1970 | 1980 | 1990 | 2000 | 2005 | |
Всего в мире | 143,37 | 267,02 | 488,42 | 728,12 | 1 033,23 | 1 475,355 | 1 637,8 |
США | 81,29 | 134,91 | 224,11 | 322,37 | 451,5 | 883,50 | 917,3 |
Западная Европа, | 45,37 | 92,81 | 162,88 | 208,02 | 257,1 | 283,47 | 312,6 |
в том числе: | |||||||
Великобритания | 19,27 | 25,62 | 34,24 | 33,34 | 34,72 | 40,77 | 45,6 |
Германия | 7,38 | 23,86 | 40,77 | 48,94 | 67,13 | 69,41 | 70,1 |
Франция | 6,82 | 17,44 | 30,72 | 46,26 | 51,84 | 59,64 | 65,3 |
Италия | 3,41 | 8,33 | 19,02 | 25,67 | 31,35 | 35,24 | 37,2 |
Остальные страны Западной Европы | 8,57 | 17,56 | 38,13 | 53,81 | 72,06 | 78,41 | 82,1 |
Япония | 1,61 | 14,90 | 45,12 | 107,44 | 216,43 | 205,13 | 195,3 |
Остальные страны мира | 15,10 | 24,40 | 56,37 | 90,29 | 108,20 | 103,25 | 132,5 |
Примечание. При составлении таблицы были использованы расчеты Э. К. Василевского из источника: Мировая экономика: глобальные тенденции за 100 лет / Под ред. И. С. Королева. М.: Экономистъ, 2003. С. 281; 2005 г. — оценка авторов.
Лидируют в мировом машиностроении США, Япония и ФРГ — наиболее развитые в экономическом плане страны. В состав первой десятки входят также Франция, Великобритания, Италия, Испания, у которых весьма широкая номенклатура продукции машиностроения. Весьма перспективными с точки зрения развития производства и сбыта продукции машиностроения являются развивающиеся рынки Юго-Восточной Азии (главным образом Китая), а также Южной Америки (Бразилия, Аргентина). Машиностроение является наиболее сложной отраслью мировой промышленности и включает в себя более 70 отраслей и подотраслей. Машиностроительный комплекс мира делится на пять больших групп:
- производство металлоизделий и металлообработка;
- общее машиностроение;
- электротехника и электроника — электротехническое и электронное машиностроение;
- транспортное машиностроение — автомобилестроение, судостроение, авиационная и ракетно-космическая промышленность, железнодорожное машиностроение;
- приборостроение.
Самой быстрорастущей отраслью современного мирового машиностроения остается электронная и электротехническая промышленность, доля которой во всей продукции обрабатывающей промышленности к началу XXI в. выросла до 30-32%. Для общего машиностроения в целом характерен умеренный рост, причем в его структуре тоже происходят изменения: уменьшается производство сельскохозяйственных, текстильных машин и оборудования, увеличивается производство дорожно-транспортных машин, конторского оборудования и т.п. Доля транспортного машиностроения в структуре обрабатывающей промышленности в целом остается относительно стабильной, но за этим также кроются внутренние различия: сокращается доля судостроения, подвижного железнодорожного состава, но в целом сохраняется доля автомобилестроения.
В конце XX — начале XXI в. именно транснациональные корпорации (ТНК) развитых стран играют ведущую роль в развитии международного бизнеса в мировом машиностроении (табл. 20.2). Если судить по показателю годового оборота, то лидерами в машиностроительном комплексе являются машиностроительные корпорации США, Германии и Японии.
Компания | Страна | Подотрасль машиностроения | Оборот |
---|---|---|---|
General Motors | США | Автомобилестроение | 195517 |
Daimler Chrysler | Германия | Автомобилестроение | 184173 |
Ford Motor | США | Автомобилестроение | 171652 |
Toyota Motor | Япония | Автомобилестроение | 161283 |
Volkswagen Group | Германия | Автомобилестроение | 115336 |
Siemens | Германия | Электротехника, электроника | 97450 |
IBM | США | ЭВМ | 96293 |
Honda | Япония | Автомобилестроение | 80710 |
Hitachi | Япония | ЭВМ | 80503 |
Hewlett-Packard | США | ЭВМ | 79905 |
Источник: Данные Financial Times. 2005.
Многие из современных транснациональных корпораций в машиностроении нельзя отнести к конкретной подотрасли. Напротив, деятельность этих компаний диверсифицирована, она направлена на производство широкого круга продукции, сочетая в себе, например, производство автомобилей и авиационных двигателей. К крупнейшим из таких компаний, кроме вышеназванных, относятся германская многоотраслевая группа Siemens, нидерландская компания Philips, гонконгская компания Hutchison Wampoa и многие другие.