Межарабская компания по гарантированию инвестиций

Особое место в этом ряду занимает
Межарабская компания по гарантированию
инвестиций (МКГИ), которая начала
действовать в 1974 г. на начальный срок в
30 лет. В нее входят более 20 членов: Алжир,
Саудовская Аравия, Египет, ОАЭ, Катар,
Марокко, Судан, Сирия и т.д. МКГИ —
самостоятельная международная
организация, обладающая международной
правосубъектностью. Своеобразие МКГИ
состоит в том, что она была создана
странами-членами с целью предоставления
гарантий в первую очередь инвестициям,
учрежденным лицами того или иного
государства — члена компаний на территории
того или иного государства.

Межарабская компания (штаб-квартира
находится в Кувейте) пользуется одинаковой
автономией. Ее капитал, вначале
составлявший 10 млн. кувейтских динаров,
по мере роста числа членов и расширения
объема деятельности постепенно
увеличивался. Капитал компании создается
за счет подписки государств-членов на
сумму, составляющую минимум 5% от этого
капитала, с последующим погашением
половины надлежащей уплаты суммы в
течение пяти первых лет деятельности
компании. Непогашенная часть капитала
может быть востребована к оплате решением
совета компании.

Предоставление гарантий не осуществляется
автоматически, оно зависит от согласия
на инвестиции властей страны, на
территории которой они осуществляются,
и от положительного решения органов
Межарабской компании. Действительно,
МКГИ не в состоянии обеспечить
финансирование всех проектов. Гарантии
могут предоставляться только тем из
них, которые хотя бы минимально
одновременно и рентабельны, и обеспечены
правовой безопасностью. На реализации
этого требования строится поощрительная
политика компании.

МКГИ гарантирует инвестиции только от
некоторых политических (некоммерческих)
рисков. Эти риски в соответствии со ст.
18 Конвенции по организации МКГИ
подразделяются на три категории:

1) риски, вытекающие из мер, принятых
прямо или косвенно страной, на территории
которой осуществляются инвестиции,
когда эти меры направлены на лишение
инвестора его важнейших прав по
осуществлению инвестиций (экспроприация
и национализация);

2) риски, вытекающие из мер, принятых
прямо или косвенно страной, на территории
которой осуществляются инвестиции,
когда эти меры существенно ограничивают
права инвесторов на перевод за границу
доходов или продукции от этих инвестиций;
речь идет в основном о риске конвертируемости
и риске непереводимости;

3) риски, вытекающие из военных действий
внутреннего и внешнего характера, если
эти военные действия затрагивают
реальные активы инвестора.

Предоставление гарантий инвестициям
осуществляется путем заключения договора
между Межарабской компанией и инвестором.

3.4.8. Западные субрегиональные интеграционные образования

В Западном полушарии также происходят
аналогичные процессы, направленные на
существенную либерализацию движения
товаров и капиталов как в масштабах
всего этого гигантского региона, так и
в рамках уже существующих в нем
субрегиональных интеграционных
образований.

По инициативе США с 1998 г. ведутся
переговоры о создании Всеамериканской
зоны свободной торговли (Free Trade Area of the
Americas — FTAA). Специализированная переговорная
группа по инвестициям ведет подготовку
Инвестиционной хартии. В Хартии
предусматривается формулирование общих
подходов стран-участниц к основным
проблемам регулирования ПИИ, включая
транспарентность, осуществляемую в
этой области государственной политики,
взаимность между либерализацией
инвестиций и основными нормами трудового
законодательства, между ПИИ и охраной
окружающей среды, между регулированием
ПИИ и политикой поощрения рыночной
конкуренции, стимулы и льготы для
инвесторов, меры для поощрения создания
и роста малых и средних фирм, обеспечение
равных условий для участия в зоне малых
стран.

Кстати, идея Всеамериканской зоны
свободной торговли была выдвинута
американским Президентом Д. Бушем-старшим
еще в начале 90-х годов. Вступивший же в
январе 2001 г. в должность очередной
Президент США Д. Буш-младший объявил,
что реализация данного проекта станет
одним из наиболее приоритетных направлений
деятельности его администрации.
Всеамериканская зона свободной торговли
сохраняет пока только декларативный
характер.

Тем не менее на Американском континенте
за последние годы подписана целая серия
менее масштабных международных договоров
по либерализации, поощрению и защите
иностранных инвестиций. Например, в
1998 г. уже существующее Соглашение о
свободной торговле между Мексикой и
Чили было дополнено согласованными
правилами об обмене инвестициями.

Устойчивые тенденции внутри регионального
инвестиционного сотрудничества
проявились в заключении в 1998 г. рыночного
соглашения о создании зоны свободной
торговли между двумя субрегиональными
интеграционными объединениями
Латиноамериканского континента —
МЕРКОСУР и Андским обществом. Соглашение
подразумевает создание нормативной
базы для регулирования прямых инвестиций
между этими двумя субрегионами.

Существенную роль в этом направлении
играет практика заключения
торгово-инвестиционных соглашений
между крупными странами, с одной стороны,
и региональными объединениями — с другой.
Так, в 1999 г. Канада и Андское общество
договорились о двустороннем
торгово-инвестиционном сотрудничестве.
Перед этим Канада установила такие же
отношения с МЕРКОСУР и подписала
меморандум о взаимопонимании относительно
заключения аналогичного соглашения с
Коста-Рикой, Никарагуа, Сальвадором,
Гондурасом и Гватемалой.

США и Андское общество в 1998 г. договорились
о создании совместного Торгово-инвестиционного
совета, перед которым поставлена задача
выработать предложения по механизмам
устранения еще остающихся ограничений
во взаимных экономических отношениях
и стимулирования движения товаров и
капиталов.

Такого рода переговоры ведутся между
Мексикой, с одной стороны, и Гватемалой,
Гондурасом и Сальвадором — с другой.

На Европейском континенте наиболее
крупным достижением в сфере многостороннего
согласования политики в отношении
иностранных инвестиций можно считать
принятие Европарламентом в январе 1999
г. Кодекса ЕС по правилам поведения
европейских компаний, осуществляющих
бизнес в развивающихся странах.

Данный Кодекс, во-первых, отдает как бы
преимущество нормам регулирования,
вырабатываемым правительствами на
национальном и международном уровнях,
перед корпоративными и профессиональными
кодексами поведения. Во-вторых,
предлагается создать общеевропейский
свод правил, регулирующих операции
европейских компаний за рубежом.
В-третьих, говорится о необходимости
более широкого сотрудничества с
правительствами развивающихся стран
и оказания им финансово-организационной
помощи в совершенствовании их национального
экономического законодательства, в
частности за счет включения в него уже
существующих международных стандартов.
Наконец, рекомендуется создать механизм
консультаций и мониторинга в отношении
операций европейских ТНК в третьих
странах, а также разработать систему
стимулов и льгот для компаний,
придерживающихся принятых стандартов
ведения бизнеса.

Продолжается процесс институционализации
особых экономических отношений между
ЕС и большой группой развивающихся
стран Африки, Карибского и Тихоокеанского
бассейнов, известной как группа АКТ,
куда входит 71 страна. До недавнего
времени основой этих отношений была
так называемая IV Ломейская конвенция
(Lome IV), срок действия которой истек в
феврале 2000 г. Ломейские конвенции
регулируют отношения между ЕС и АКТ.

Еще в 1996 г. Комиссия европейских сообществ
выпустила в свет документ, названный
«Зеленой книгой», под заголовком
«Отношения между Европейским Союзом
и странами АКТ на пороге XXI века: задачи
и варианты нового партнерства», в
котором определены основные пункты для
переговоров по установлению такого
сотрудничества. Применительно к ПИИ
предусматривается, что Евросоюз возьмет
на себя определенные обязательства по
повышению инвестиционной привлекательности
тех стран АКТ, которые в период действия
IV Ломейской конвенции так и не получили
обещанных иностранных инвестиций в
достаточном объеме. Кроме того,
запланировано, что положения Конвенции,
касающиеся стимулирования, юридической
защиты, финансирования ПИИ, а также
текущих расчетов, перевода капиталов
и регулятивного режима для фирм, будут
расширены и усилены в готовящемся
следующем соглашении.

Со своей стороны, страны АКТ зафиксировали
собственное понимание целей создания
ассоциации ЕС в Либревильской декларации
1998 г. В ней страны-подписанты взяли на
себя обязательства проводить такую
макроэкономическую политику, которая
способствовала бы активизации
внутрирегиональных потоков инвестиций.
В то же время оговаривалось, что для
повышения конкурентоспособности
экономики стран АКТ необходимо создать
особые механизмы сотрудничества ЕС. В
частности, страны АКТ рассчитывали
получить от ЕС помощь в развитии местной
сферы услуг, а также в создании
регионального агентства по гарантированию
инвестиций, работающего в тесной связке
с уже существующим Многосторонним
агентством по гарантиям инвестиций
(МИГА).

В последнее время ЕС заключил ряд новых
соглашений об ассоциации с рядом стран
Центральной и Восточной Европы и Северной
Африки.

Так, инвестиционное сотрудничество
между ЕС и странами Северной Африки
получило новый импульс в результате
подписания Барселонской декларации
1995 г., в которой было зафиксировано
намерение вывести на значительно более
высокий уровень отношения между 15
странами ЕС и группой стран Средиземноморского
бассейна. В Декларации провозглашалось,
что европейские ПИИ должны способствовать
реализации задач развития национальной
экономики ассоциированных ЕС стран. В
ней также содержится рекомендация о
необходимости коренного пересмотра
задач и организационных структур
национальных органов, отвечающих за
стимулирование ПИИ, поскольку традиционно
используемые ими наборы льгот и стимулов
для инвесторов во многом исчерпали
себя. Кроме Протокола, фиксирующего
наиболее общие принципы согласованной
инвестиционной политики стран — членов
группировки, должны быть разработаны
дополнения к нему и меморандуму о
взаимопонимании.

Кроме координации внутрирегиональных
торгово-инвестиционных отношений
некоторые страны на коллективной основе
развивают связи с крупнейшим мировым
инвестором — США. Например, достигнута
договоренность о проведении переговоров
между США и этой группировкой по поводу
заключения специального соглашения по
проблемам торговли и инвестиций.
Предполагается, что такое соглашение
поможет улучшить взаимоотношения между
сторонами в вопросах, затрагивающих
осуществление инвестиционных проектов,
в частности в вопросах защиты
интеллектуальной собственности.

Весьма полезным представляется опыт
кодификации международных инвестиционных
норм государств Латинской Америки с
целью выработки единообразной политики
по отношению к иностранным инвестициям.
Результатом этого процесса было принятие
в ноябре 1970 г. Единого инвестиционного
кодекса (ЕИК) Андской группы
латиноамериканских государств,
претендующего на роль модели правил и
процедур в сфере регулирования иностранных
инвестиций. Его можно назвать единственным
пока международно-правовым актом,
унифицирующим национальные законодательства
об иностранных инвестициях.

Особенностью ЕИК является то, что его
нормы имеют прямые действия в странах
Андской группы, объединяющей пять стран
Латинской Америки. Принципиальным
является и то, что большая часть его
норм адресована не к самим
государствам-участникам, а непосредственно
к частным лицам или организациям. Любой
иностранный инвестор, желающий
осуществлять инвестиции в любой стране,
гласит ст. 2 Кодекса, обязан получить
разрешение, которое выдается только в
том случае, если инвестиции направляются
в приоритетные отрасли экономики
принимающего инвестиции государства.
Кроме того, Кодекс содержит факультативные
положения о допуске иностранных лиц к
хозяйственной деятельности, об определении
регулирования иностранных инвестиций.

Единый инвестиционный кодекс
латиноамериканских стран как
унифицированный международно-правовой
акт направлен, следовательно, на создание
единообразных условий и на проведение
согласованной политики государств при
реализации правосубъектности в
международных инвестиционных отношениях
<*>.

———————————

<*> См.: Волова Л.И. Указ. соч. С. 170.

В октябре 1985 г. на сессии МБРР в Сеуле была подписана Сеульская конвенция о создании МАГИ — Многостороннего агентства по гарантированию инвестиций со штаб-квартирой в Вашингтоне (Конвенция вступила в силу в апреле 1988 г. после ратификации 21 государством и внесения средств в размере не менее «/3 уставного капитала). Сегодня в МАГИ участвует более 30 развитых стран и порядка 140 развивающихся. Россия — участница Конвенции с 1992 г. Инвестиции многих транснациональных организаций и банков (например, Citibank) на территории России застрахованы в МАГИ.

Сеульская конвенция вынесла на глобальный уровень международно-правового регулирования вопросы гарантирования иностранных инвестиций, которые особенно волнуют развитые страны.

Многостороннее агентство по гарантированию инвестиций — это международная организация, обладающая правосубъектностью, привилегиями и иммунитетами; входит в Группу Всемирного банка. Она пользуется судебным иммунитетом против исков со стороны государств-членов и иммунитетом от предварительного обеспечения исков; ее активы не подлежат конфискации, экспроприации, арестам; архивы неприкосновенны; доходы и операции освобождаются от всех налогов и таможенных пошлин. Должностные лица МАГИ обладают иммунитетом, приравненным к дипломатическому.

Основной предмет деятельности МАГИ, которое организовано по типу акционерного общества, — долгосрочное страхование преимущественно прямых инвестиций от политических рисков. Страхуются в МАГИ частные инвестиции из развитых стран в развивающихся странах. К страховым случаям относятся: одностороннее ограничение принимающим государством возможности репатриации инвестиций и доходов от них; экспроприация; одностороннее прекращение госу- дарством-импортером договора с иностранным инвестором; военные действия и гражданские беспорядки в стране размещения инвестиций, включая восстания и революции. Не подлежат страхованию риски девальвации и обесценения. При наступлении страхового случая инвестор получает по гарантии компенсацию от своего государства, а право требования в связи с имуществом инвестора переходит к МАГИ. Механизм МАГИ путем суброгации
переносит проблему компенсации иностранному инвестору за утерянное имущество с частного уровня на международный публичный уровень.

Руководящий орган МАГИ — Совет управляющих. Каждый член организации назначает одного управляющего и его заместителя.

Между сессиями Совета управляющих деятельностью руководит исполнительный орган — Административный совет, или, по другим переводам на русский язык, Совет директоров либо Исполнительный совет (25 директоров). Президентом МАГИ и председателем Совета директоров является президент МБРР.

Совет директоров МАГИ утверждает общие и специальные правила предоставления гарантий. Материализуется система гарантий путем заключения договора между Агентством и инвестором на основе типового контракта.

Уставной капитал МАГИ состоит из взносов, которые вкладывают страны-доноры из категории развитых стран (категория «А»). От количества акций зависит количество голосов, которыми располагает государство для принятия решений в МАГИ. Треть акций сконцентрирована у США.

В 1994 году Правительство РФ подписало с МАГИ Соглашение о правовой защите иностранных капиталовложений, гарантированных Многосторонним агентством по гарантированию инвестиций, и Соглашение об использовании Многосторонним агентством по гарантированию инвестиций валюты РФ.

В отдельных регионах мира созданы и функционируют региональные организации, подобные МАГИ. Примером может служить Межарабская компания по гарантиям инвестиций со штаб-квартирой в Кувейте. Она была учреждена арабскими государствами соответствующей международной конвенцией, вступившей в силу в 1974 г.

Помимо
МАР и МБРР, о которых мы только что
услышали, в группу Всемирного Банка
входят три ассоциированных учреждения:
МФК (Международная финансовая корпорация),
МЦУИС (Международный центр урегулирования
инвестиционных споров), МАГИ (Международное
агентство гарантий инвестиций).

  1. Многостороннее агентство по гарантированию инвестиций (маги)

Создано
в 1988г.

Миссия

— продвижение иностранных прямых
инвестиций в развивающиеся страны для
поддержания экономического роста,
уменьшения бедности и улучшение жизни
людей

180
стран-членов

МАГИ
гарантирует следующие виды инвестиций:

    взносы
    в денежной или материальной форме в
    акционерный капитал;

    ссуды,
    предоставленные акционерами;

    некоторые
    формы неакционерных прямых инвестиций.

Гарантии
могут покрывать до 90% объема инвестиций.

МИГА
– это страховщик, не кредитор.

Оказание
помощи осуществляется через предоставление
инвесторам гарантий от политических
рисков. К таким рискам могут относиться
нарушения условий контракта, ограничения
перемещения средств, конфискация,
военные действия, гражданские беспорядки
и др.

МАГИ
предоставляет типовой страховой полис,
который гарантирует инвестиции в течение
25 лет. Предельная сумма, гарантируемая
по одному проекту, — 50 млн. долл. США.

Кроме
этого МАГИ проводит консультации с
развивающимися странам по вопросам
привлечения иностранных инвестиций.

  1. Международная финансовая корпорация

Международная
финансовая корпорация (МФК), созданная
в 1956 г.

Ее
цель — стимулирование работы частного
сектора в развивающихся странах.

Т.е.
МФК финансирует проекты частного
сектора.

Осуществляет
свою деятельность посредством

    Предоставления
    займов

    Инвестирования
    в форме долевого участия в капитале

    Структурированного
    финансирования

    Продуктов
    по управлению рисками

    Консультационных
    услуг

Учитывая,
что Банк незначительно кредитует
промышленность, одним из основных
направлений деятельности МФК является
кредитование промышленных объектов.

В
отличие от МБРР МФК не требует
государственных гарантий по предоставляемым
средствам. И поскольку
кредитные риски организация берет на
себя, она кредитует проекты не более
чем на 25% стоимости и при условии высокой
рентабельности этих проектов.

Источники
средств МФК:

      Взносы
      стран-членов

      Эмиссия
      облигаций на международном финансовом
      рынке

      Доходы
      от осуществления

      своих
      операций

Процентные
ставки кредиторов зависят от страны и
проекта. Погашение займов осуществляется
в течение 3-15 лет.

Отсрочка
платежей возможна в течение первых 3-5
лет.

  1. Мцуис (международный центр урегулирования инвестиционных споров)

Создан
в 1966 г.

Цель
:
устранить препятствия для свободного
потока международного частного
инвестирования

Сейчас
МЦУИС — ведущий международный арбитражный
институт, направленный на разрешение
государственно-инвестиционных споров,
являющихся следствием некоммерческих
рисков и отсутствия международных
методов для решения инвестиционных
споров.

Сам
центр в рассмотрении споров не участвует

Также
центр проводит исследования и публикует
данные по законодательству в области
иностранных инвестиций.

МЦУИС
работает, руководствуясь Конвенцией
по урегулированию инвестиционных
споров. Конвенция рассматривает два
основных пути решения споров:

    примирение
    сторон

    арбитражное производство

В
соответствии с этим, конвенция содержит
процедурные правила для возбуждения
дел, для слушаний по вопросу примирения
сторон и для проведения арбитража.

Обслуживание
сторон в Центре является добровольным
и платным.

Размер
платы утверждается Генеральным
секретарем.

В
настоящее время во многих договорах,
заключаемых в области трансграничных
инвестиций, приводится ссылка на МЦУИС
как на арбитра в случае возникновения
инвестиционных споров

Международное (многостороннее) агентство по гарантированию инвестиций (МАГИ) было создано в 1988 году для стимулирования прямых инвестиций в развивающиеся страны. В состав МАГИ входит 175 государств. Местопребывание – Вашингтон (США).

Высшим органом является Совет управляющих, который ежегодно собирается на сессию. Текущую деятельность МФК осуществляет Директорат. Председателем Директората является президент МБРР. Президент МАГИ назначается Директоратом по предложению президента МБРР и ведет текущие дела.

Правовой статус Агентства — это акционерное общество, занимающееся коммерческой деятельностью. Цель МАГИ заключается в содействии устойчивому притоку частных инвестиций в развивающиеся страны, сокращению бедности и улучшению условий жизни населения. Основными задачами МАГИ являются содействие направлению прямых иностранных инвестиций в развивающиеся страны, страхование и предоставление гарантий частным инвесторам, а также оказание консультационных и информационных услуг.

МАГИ обеспечивает иностранным инвесторам долгосрочные гарантии от некоммерческих рисков в следующих случаях:

s введение правительством страны, принимающий капитал, ограничение на обмен и перевод капитала;

s законодательные или административные меры принимающей страны, лишающие иностранного инвестора право на собственность, контроля над инвестициями или значительно снижающие его доходы;

s административная и судебная практика принимающей страны, нарушающая права иностранного инвестора и ведущая к расторжению договоров, заключенных с ее государственными институтами;

s вооруженные конфликты, гражданские войныи т.п.

МАГИ может предоставлять гарантии в отношении самых различных видов инвестиций. Это могут быть, например, инвестиции в акционерный капитал в той или иной форме (денежной, натуральной, интеллектуальной собственности), кредиты или средства обеспечения кредитов, различного вида инвестиционные соглашения (о разделе продукции, о разделе прибыли, управленческие, лицензионные, франчайзинговые и др.).

Важнейшим источником финансирования МАГИ является уставный капитал (948 млн. долл.), который обеспечивает предоставление гарантий на сумму 745 млн.долл. США. Уставом предусмотрено, что промышленные страны 10% их доли уставного капитала должны выплачивать в конвертируемой валюте, еще 10% вносят в форме беспроцентного долгового свидетельства, которое не может обращаться на рынке.

МАГИ предоставляет инвесторам гарантии, покрывающие до 90 % от общего объема инвестиций, сроком на 15-20 лет. При этом на сегодня предельная сумма, гарантируемая по одному проекту, составляет 50 млн. долл. США. Ставка страховой премии колеблется от 0,25 % за каждые 100 долл. стоимости гарантии от риска войны и гражданских волнений для предприятий обрабатывающей промышленности до 1,25 % от риска экспроприации для предприятий в области нефте- и газодобычи.

МАГИ не обеспечивает субсидии для развития частного бизнеса, а предлагает услуги по рыночным ценам. Инвестор, который может претендовать на получение гарантии МАГИ, должен быть резидентом одной из стран-членов, а его инвестиции должны предназначаться для любой другой страны, даже не являющегося членом данной организации.

Между Агентством и государствами-членами, размещающими инвестиции, заключаются соглашения о защите и гарантиях инвестиций. В соответствии с заключенным контрактом одна сторона (МАГИ) обязуется выплатить другой стороне (инвестор) определенную в договоре сумму, составляющую обычно процент от суммы убытков, которые понес держатель гарантии и которые возникли в результате наступления одного из перечисленных в контракте случаев. В свою очередь, инвестор обязуется в соответствии с заключенным с МАГИ договором ежегодно выплачивать страховой взнос в размере устанавливаемого в договоре процента от суммы гарантии.

Независимо от повышения или снижения политического риска в конкретной стране, клиенты МАГИ не имеют права отменить свои обязательства по страхованию до окончания действия контракта. После уплаты сумм страховой гарантии Агентство получает право суброгации на все требования инвестора к принимающей стране и другим должникам, т.е. от частного инвестора к МАГИ переходят права требования компенсации ущерба, эти требования предъявляются государству-импортеру инвестиций. Предоставляя гарантии, МАГИ контролирует:

s экономическую обоснованность инвестирования и его вклада в развитие страны-импортера;

s соответствие инвестиций законам и правилам страны-импортера;

s соответствие инвестиций целям и приоритетам развития страны-импортера;

s наличие условий для инвестиций в стране-импортере, включая равный подход и правовую защиту иностранных инвесторов.

За время своего существования МАГИ предоставило гарантии по 500 проектам в 78 развивающихся странах на сумму 9 млрд. долл. Благодаря деятельности МАГИ было привлечено 41 млрд. долл. прямых иностранных инвестиций.

МАГИ оказывает помощь в разработке инвестиционную политики и в развитии инфраструктуры, организует встречи и переговоры между деловыми кругами и правительствами стран, заинтересованных в привлечении иностранных инвестиций, предоставляет иинформационные

услуги. МАГИ способствует улучшению инвестиционного режима в принимающих странах и другими способами: путем реализации программ по повышению квалификации кадров правительственных структур, частных фирм посредством проведения конференций и семинаров, оказания консультативной помощи по разработке нормативных документов, направленных на поощрение иностранных инвестиций. Таким образом, МАГИ выступает международным гарантом для прямых капиталовложений и портфельных инвестиций государств-членов в экономику развивающихся стран.

МИГА – Многостороннее агентство по гарантиям инвестиций (Multilateral Investment Guarantee Agency) или Многостороннее агентство по инвестиционным гарантиям.

Это одно из автономных межд учреждений, кот, наряду сМеждународной финансовой корпорацией (МФК), Международным центром по урегулированию инвестиционных споров (МЦУИС) и самим Всемирным банком входит в Группу орг-ций Всемирного банка, являющуюся специализированным учреждением ООН.

Целью МИГА явл-ся содействие направлению прямых иностранных инвестиций в развивающиеся страны, страхование от политических рисков и предоставление гарантий частным инвесторам, а также оказание консультационных и информационных услуг.

МИГА основано в 1988 году. Оно содержится на взносы стран-участниц. По состоянию на октябрь 2009 г. в МИГА представлена 172 страна, в том числе РФ.

Уставный капитал МИГА превышает 1 млрд долл. США. Конвенция об учреждении МИГА подписана в Сеуле 11 октября 1985 г. Штаб-квартира МИГА, также как и других орг-ций группы Всемирного банка находится в Вашингтоне.

Гарантии МИГА защищают инвесторов от рисков ограничения перемещения ср-в, конфискации, военных и гражданских волнений, нарушения условий контракта. Однако страхование от коммерческих рисков, например, от риска банкротства, не проводится. При предоставлении гарантий предпочтение предоставляется инвестициям в страны с низким доходом, в страны с политическим риском или затронутые конфликтами, в экологически и социально значимые проекты, в развитие инфраструктуры. МИГА осущ-т также страхование инвестиций, проводимых м/у развивающимися странами.

Претендовать на гарантии МИГА могут частные фирмы и граждане, не зарегистрированные в стране, в кот направляются инвестиции. Гарантии предоставляются на срок от 3 до 15-20 лет. В отличие от гарантий Всемирного банка, встречных гарантий от правительства страны инвестирования не требуется.

В то же время МИГА не предоставляет кредиты и не явл-ся самостоятельным инвестором. Гарантии не выделяются для инвестиций в производство табака и алкоголя, в организацию азартных игр. Максимальный размер гарантий составляет в настоящее время 110 млн долл. США на один инвестиционный проект и 440 млн долл. США на одну страну. Путем совместного страхования и перестрахования лимит м.б. значительно превышен.

С 1988 года МИГА выдало более 900 гарантий на общую сумму 17,4 млрд долл. США. При этом оно помогло разместить более 50 млрд долл. США прямых иностранных инвестиций в 96 развивающихся странах.

Сеульская Конвенция об учреждении Многостороннего агентства по гарантиям инвестиций в ст.2 закрепляет цели и задачи Агентства:

Задача Агентства – стимулировать поток инвестиций в производительных целях между странами-членами и особенно в развивающиеся страны, дополняя таким образом деят-ть Межд банка реконструкции и развития, Межд фин корпорации и других межд фин учреждений развития.

Для достижения этой цели Агентство:

а) предоставляет гарантии, включая совместное и повторное страхование от некоммерческих рисков в отношении инвестиций, осуществляемых в какой-либо стране-члене из других стран-членов;

b) проводит соответствующую дополнительную деят-ть по оказанию содействия потоку инвестиций в развивающиеся страны-члены и м/у ними; а также

с) пользуется такими другими дополнительными полномочиями, кот могут потребоваться для достижения этой цели.

Статья 11. Покрываемые риски

а) При соблюдении положений нижеследующих пунктов (b) и (с) Агентство может гарантировать подпадающие под гарантии капиталовложения на случай убытка в рез-те одного или нескольких нижеприводимых видов риска:

i) Перевод валюты – любое введение по инициативе принимающего правительства ограничений на перевод за пределами принимающей страны ее валюты в свободно используемую валюту или другую валюту, приемлемую для владельца гарантии, включая отсутствие действий принимающего правительства в течение разумного периода времени по заявлению, поданному таким владельцем на такой перевод;

ii) Экспроприация или аналогичные меры – любое законодательное действие или административное действие или бездействие, исходящее от принимающего правительства, в результате которого владелец гарантии лишается права собственности над своим капиталовложением, контроля над ним или существенного дохода от такого капиталовложения, за исключением общеприменимых мер недискриминационного характера, обычно принимаемых правительствами с целью регулирования экономической деятельности на своей территории;

iii) Нарушение договора – любой отказ принимающего правительства от договора с владельцем гарантии или нарушение такого договора в случаях, когда (а) владелец гарантии не имеет возможности обратиться к

судебному или арбитражному органу для вынесения решений по иску об отказе от договора или его нарушении, или (b) такой орган не принимает решения в течение разумного периода времени, как это предусмотрено в договорах о гарантии в соответствии с положениями Агентства, или (с) такое решение не может быть осуществлено;

iv) Война и гражданские беспорядки – любые военные действия или гражданские беспорядки на любой территории принимающей страны, к которой применима настоящая Конвенция;

b) По совместному заявлению инвестора и принимающей страны Совет директоров квалифицированным большинством голосов может утвердить расширение сферы охвата настоящей статьи на конкретные некоммерческие риски помимо тех, которые указаны выше в пункте (а), но при каком случае не на риск девальвации или обесценивания валюты.

с) не подлежат покрытию убытки, возникающие в результате:

i) любого действия или бездействия принимающего правительства, на которое дал согласие владелец гарантии или за которое он несет ответственность; и

ii) любого действия или бездействия принимающего правительства или любого другого события, происшедшего до заключения договора о гарантии.

Статья 12. Инвестиции, подпадающие под гарантии

а) Инвестиции, подпадающие под гарантии, включают акционерное участие, в т.ч. среднесрочные и долгосрочные займы, предоставленные владельцами акций заинтересованному предприятию или гарантированные ими, а также такие формы прямых капиталовложений, кот м.б. определены Советом директоров.

b) Совет директоров квалифицированным большинством голосов может распространить возможность предоставления гарантии на любую другую форму среднесрочных или долгосрочных капиталовложений, за тем исключением, что займы, не упомянутые выше в пункте (а), могут подлежать гарантии только при условии, что они связаны с конкретным капиталовложением, гарантированным или подлежащим гарантированию Агентством.

с) Гарантии ограничиваются капиталовложениями, осуществление кот начинается после регистрации заявления на получение гарантии Агентства. В такие капиталовложения может включаться:

i) любое перечисление иностранной валюты, производимое с целью модернизации, расширения или развития существующего капиталовложения; и

ii) использование поступлений от существующих капиталовложений, кот в ином случае могли бы переводиться за пределы принимающей страны.

d) При предоставлении гарантии под капиталовложение Агентство удостоверяется в:

i) экономической обоснованности капиталовложения и его вкладе в развитие принимающей страны;

ii) соответствии капиталовложения законам и правилам принимающей страны;

iii) соответствии капиталовложения провозглашенным целям и приоритетам развития принимающей страны; и

iv) существовании условий для капиталовложений в принимающей стране, включая наличие справедливого и равного подхода к капиталовложению и правовой защиты для него.

Международное инвестиционное право: теория и практика применения

Подобный материал:

  • Ю н. Виновой Сергей Николаевич Литература, 348.79kb.
  • Бадри Джемалович Накашидзе программа рассмотрена на заседании кафедры от сентября 2005г., 402.57kb.
  • Темы лекций и семинарских заданий, 203.13kb.
  • Международное инвестиционное право. Перечень вопросов к экзамену, 32.67kb.
  • Теория и практика, 1865.09kb.
  • Ю. В. Чемякин Международное гуманитарное право и сми конспект, 1921.43kb.
  • Стратегический курс Казахстана в сфере внешней политике и национальной безопасности., 50.92kb.
  • Планы семинарских занятий по дисциплине «Международное частное право», 47.81kb.
  • Международное право в вопросах и ответах, 985.99kb.
  • Основной образовательной программы подготовки аспирантов по отрасли юридические науки, 949.09kb.

Содержание

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Метрополис тц на войковской время работы 1 января
  • Международная академия бизнеса ландшафтный дизайн
  • Метрополитен частная компания или государственная
  • Международная аудиторская компания в новосибирске
  • Механизированная штукатурка стен рейтинг компаний