Методы самостоятельной работы студентов во время аудиторных занятий

Виды и формы самостоятельной работы  студентов

Самостоятельная работа студентов – это разнообразные виды деятельности студентов, осуществляемые под руководством, но без непосредственного участия преподавателя во (специально отведенное для этого аудиторное) или внеаудиторное время.

        Это особая форма обучения по заданиям преподавателя, выполнение которых требует активной мыслительной, поисково – исследовательской и аналитической деятельности.

        Методологическую основу самостоятельной работы студентов составляет деятельностный подход, когда цели обучения ориентированы на формирование умений решать типовые и нетиповые задачи, т. е. на реальные ситуации, где студентам надо проявить знание конкретной дисциплины, использовать внутрипредметные и межпредметные связи.

        Методически обеспечить самостоятельную работу студентов – значит составить перечень форм и тематику самостоятельных работ, сформулировать цели и задачи каждой из них, разработать инструкции или методические указания, подобрать учебную, справочную, методическую и научную литературу.

I. Построение самостоятельной работы студентов:

   1. Повторение пройденного теоретического материала.

   2. Построение главных вопросов темы.

   3. Определение глубины и содержания знаний по теме, составление тезисов по теме.

   4. Упражнения, решение задач.

   5. Анализ выполняемой деятельности.

   6. Приобретение умение и навыки.

   7. Составление вопросов по содержанию лекции.

Руководство выполнением самостоятельной работы студентов осуществляется в форме:

  • Текущего собеседования и контроля
  • Консультаций
  • Анализа рецензирования, оценки, корректировки выполняемых работ
  • Дискуссий, эвристических бесед, мотивационых бесед.
  • Подведение итогов и т. д.

Этапы и приемы СРС:

  1. Подбор рекомендуемой литературы
  2. Изучение вопросов плана семинарского занятия
  3. Конспектирование отдельных вопросов изучаемых тем
  4. Составление схем, таблиц на основе текста лекций, основной и дополнительной литературы
  5. Выполнение расчетов изучаемых показателей

Комплекс средств обучения, неиспользуемых при самостоятельной работе студентов:

  • Методические разработки для студентов
  • Дидактический раздаточный материал
  • Обзорный конспект лекций, вопросы лекции
  • Диафильмы, кинофильмы, видеофильмы
  • Сборник задач, тесты (контрольный задания) и др.

II. Методы и формы организации самостоятельной работы студентов

Виды самостоятельной работы студентов:

  1. Конспектирование
  2. Реферирование литературы
  3. Выполнение заданий поисково – исследовательского характера
  4. Выполнение расчетов экономических показателей
  5. Творческая работа: составление кроссвордов, создание плакатов, буклетов
  6. Подготовка конспектов выступлений на семинаре
  7. Подготовка докладов, сообщений, рефератов

III. Методические рекомендации преподавателям к организации самостоятельной работы студентов

  1. Не перегружать учащихся творческими заданиями
  2. Чередовать творческую работу на уроках с заданиями во внеурочное время
  3. Давать учащимся четкий и полный инструктаж:
  • Цель задания
  • Условия выполнения
  • Объем
  • Сроки
  • Образец выполнения
  1. Осуществлять текущий контроль и учет
  2. Оценивать, дать рецензию на работу, обобщить уровень усвоения навыков самостоятельной, творческой работы

Рекомендации преподавателю:

Использовать следующие формы контроля самостоятельной работы студентов:

  • Презентации
  • Творческие работы
  • Собеседование
  • Собеседование по проработанной литературе

Виды и формы организации самостоятельной работы студентов

Виды С.Р.С.

Руководство преподавателя

1. Конспектирование

Выборочная проверка

2. Реферирование литературы

Разработка тем и проверка

Образцы аннотаций и проверка

3. Выполнение заданий поисково – исследовательского характера

Разработка заданий, создание поисковых ситуаций; спецкурс, спецсеминар, составление картотеки по теме.

Собеседование по проработанной литературе, составление плана дальнейшей работы, разработка методики получения информации

4. Проработка конспекта лекции. Дополнение конспекта рекомендованной литературой

Предложение готового плана или предложение составить свой план по ходу или в заключении лекции

5. Участие в работе семинара: подготовка конспектов, выступлений на семинаре, рефератов, выполнение заданий

Разработка плана семинара, рекомендация литературы, проверка заданий

8. Контрольная работа – письменное выполнение

Разработка тематики контрольных, курсовых и дипломных работ, консультации, руководство ими

Разработка контрольных заданий, проверка

9. Выполнение заданий по наблюдению  и сбору материалов в процессе практики

Разработка заданий, проверка

Самостоятельная
работа наряду с аудиторной представ­ляет
одну из форм учебного процесса и является
существен­ной его частью. Для ее
успешного выполнения необходимы
планирование и контроль со стороны
преподавателей, а также планирование
объема самостоятельной работы в учебных
планах специальностей профилирующими
кафедрами, учеб­ной частью, методическими
службами учебного заведе­ния.

Ввиду наличия
вариантов определения самостоятель­ной
работы в педагогической литературе мы
будем при­держиваться следующей
формулировки:

Самостоятельная
работа — это планируемая работа
сту­дентов, выполняемая по заданию и
при методическом руко­водстве
преподавателя, но без его непосредственного
участия.

СРС предназначена
не только для овладения каждой дисциплиной,
но и для формирования навыков
самостоя­тельной работы вообще, в
учебной, научной, профессио­нальной
деятельности, способности принимать
на себя от­ветственность, самостоятельно
решить проблему, находить конструктивные
решения, выход из кризисной ситуации и
т. д. Значимость СРС выходит далеко за
рамки отдель­ного предмета, в связи
с чем выпускающие кафедры дол­жны
разрабатывать стратегию формирования
системы уме­ний и навыков самостоятельной
работы. При этом следует исходить из
уровня самостоятельности абитуриентов
и тре­бований к уровню самостоятельности
выпускников с тем, чтобы за период
обучения искомый уровень был достигнут.
Согласно новой образовательной парадигме
независи­мо от специализации и
характера работы любой начина­ющий
специалист должен обладать фундаментальными
зна­ниями, профессиональными умениями
и навыками деятельности своего профиля,
опытом творческой и ис­следовательской
деятельности по решению новых проблем,
опытом социально-оценочной деятельности.
Две последние составляющие образования
формируются именно в про­цессе
самостоятельной работы студентов. Кроме
того, за­дачей кафедр является
разработка дифференцированных критериев
самостоятельности в зависимости от
специаль­ности и вида деятельности
(исследователь, проектиров­щик,
конструктор, технолог, ремонтник,
менеджер и т. д.).

Высшая школа
отличается от средней специализацией,
но главным образом — методикой учебной
работы и сте­пенью самостоятельности
обучаемых. Преподаватель лишь организует
познавательную деятельность студентов.
Сту­дент сам осуществляет познание.
Самостоятельная работа завершает задачи
всех видов учебной работы. Никакие
зна­ния, не подкрепленные самостоятельной
деятельностью, не могут стать подлинным
достоянием человека. Кроме того,
самостоятельная работа имеет воспитательное
значе­ние: она формирует самостоятельность
не только как со­вокупность умений и
навыков, но и как черту характера,
играющую существенную роль в структуре
личности со­временного специалиста
высшей квалификации. Поэтому в каждом
вузе, на каждом курсе тщательно отбирается
материал для самостоятельной работы
студентов под ру­ководством
преподавателей. Ее формы разнообразны
— это различные типы домашних заданий.
В вузах составляются графики самостоятельной
работы на семестр с приложе­нием
семестровых учебных планов и учебных
программ. Графики — стимулируют,
организуют, заставляют раци­онально
использовать время. Работа должна
систематиче­ски контролироваться
преподавателями. Основой самосто­ятельной
работы служит научно-теоретический
курс, комплекс полученных студентами
знаний. При распреде­лении заданий
студенты получают инструкции по их
вы­полнению, методические указания,
пособия, список не­обходимой литературы.

В вузе существуют
различные виды индивидуальной
самостоятельной работы — подготовка
к лекциям, семи­нарам, лабораторным
работам, зачетам, экзаменам, вы­полнение
рефератов, заданий, курсовых работ и
проек­тов, а на заключительном этапе
— выполнение дипломного проекта.
Самостоятельная работа более эффективна,
если она парная или в ней участвуют 3
человека. Групповая работа усиливает
фактор мотивации и взаимной интел­лектуальной
активности, повышает эффективность
позна­вательной деятельности студентов
благодаря взаимному контролю.

Участие партнера
существенно перестраивает психоло­гию
студента. В случае индивидуальной
подготовки сту­дент субъективно
оценивает свою деятельность как
пол­ноценную и завершенную, но такая
оценка может быть ошибочной. При групповой
индивидуальной работе про­исходит
групповая самопроверка с последующей
коррек­цией преподавателя. Это второе
звено самостоятельной учебной деятельности
обеспечивает эффективность рабо­ты
в целом. При достаточно высоком уровне
самостоя­тельной работы студент
самостоятельно может выполнить
индивидуальную часть работы и
демонстрировать ее парт­неру-сокурснику.

Соотношение
времени, отводимого на аудиторную и
самостоятельную работу, во всем мире
составляет 1:3,5. Такое соотношение
основывается на огромном дидакти­ческом
потенциале этого вида учебной деятельности
сту­дентов. Самостоятельная работа
способствует:

• углублению и
расширению знаний;

• формированию
интереса к познавательной деятельности;

• овладению
приемами процесса познания;

• развитию
познавательных способностей.

Именно поэтому
она становится главным резервом
по­вышения эффективности подготовки
специалистов.

Рассмотрим ведущие
педагогические аспекты и основ­ные
направления организации самостоятельной
работы. Сложившиеся образовательные
формы учебной деятель­ности студентов
в вузе — лекции, практические, лабораторные
занятия, семинары, обусловливают формы
само­стоятельной работы и виды домашних
заданий. Система контроля также
закладывает основы для ее ориентации.

На лекции
преподаватель

рекомендует студентам лите­ратуру и
разъясняет методы работы с учебником
и перво­источниками. В этом плане
особые возможности представ­ляют
вводные и установочные лекции, на которых
раскрывается проблематика темы, логика
овладения ею, дается характеристика
списка литературы, выделяются разделы
для самостоятельной проработки.

Семинарские и
проектные

задания должны быть рас­считаны на
совершенствование умений поиска
оптималь­ных вариантов ответов,
расчетов, решений.

Самостоятельная
работа выполняется с использовани­ем
опорных дидактических материалов,
призванных кор­ректировать работу
студентов и совершенствовать ее
каче­ство.

Коллективами
кафедр разрабатываются:

1. Система заданий
для самостоятельной работы.

2. Темы рефератов
и докладов.

3. Инструкции и
методические указания к выполнению
лабораторных работ, тренировочных
упражнений, домаш­них заданий и т. д.

4. Темы курсовых
работ, курсовых и дипломных проектов.

5. Списки обязательной
и дополнительной литературы.

Самостоятельная
работа носит деятельностный харак­тер
и поэтому в ее структуре можно выделить
компонен­ты, характерные для деятельности
как таковой: мотивационные звенья,
постановка конкретной задачи, выбор
способов выполнения, исполнительское
звено, контроль. В связи с этим можно
выделить условия, обеспечива­ющие
успешное выполнение самостоятельной
работы:

1. Мотивированность
учебного задания (для чего, чему
способствует).

2. Четкая постановка
познавательных задач.

3. Алгоритм, метод
выполнения работы, знание студентом
способов ее выполнения.

4. Четкое определение
преподавателем форм отчетности, объема
работы, сроков ее представления.

5. Определение
видов консультационной помощи
(кон­сультации — установочные,
тематические, проблемные).

6. Критерии оценки,
отчетности и т. д.

7. Виды и формы
контроля (практикум, контрольные ра­боты,
тесты, семинар и т. д.).

Самостоятельная
работа включает воспроизводящие и
творческие процессы в деятельности
студента. В зависимо­сти от этого
различают
три уровня

самостоятельной дея­тельности
студентов:

1. Репродуктивный
(тренировочный) уровень.

2. Реконструктивный
уровень.

3. Творческий,
поисковый.

1. Тренировочные
самостоятельные работы выполняются по
образцу: решение задач, заполнение
таблиц, схем и т. д. Познавательная
деятельность студента проявляется в
уз­навании, осмыслении, запоминании.
Цель такого рода работ — закрепление
знаний, формирование умений, навыков.

2. Реконструктивные
самостоятельные работы.

В ходе таких работ
происходит перестройка решений,
составление плана, тезисов, аннотирование.
На этом уровне могут выполняться
рефераты.

3. Творческая
самостоятельная работа требует анализа
про­блемной ситуации, получения новой
информации. Сту­дент должен самостоятельно
произвести выбор средств и методов
решения (учебно-исследовательские
задания, курсовые и дипломные проекты).
Для организации и успешного функционирования
са­мостоятельной работы студентов
необходимы:

1. Комплексный
подход к организации СРС по всем фор­мам
аудиторной работы.

2. Сочетание всех
уровней (типов) СРС.

3. Обеспечение
контроля за качеством выполнения
(тре­бования, консультации).

4. Формы контроля.

Психолого-педагогические
аспекты успешности СРС

Для этого
преподаватели должны познакомить
студен­тов с основными положениями
квалификационной ха­рактеристики
выпускников и объяснить им, каким
обра­зом
весь
учебный
процесс и
каждая

отдельная дисциплина способствуют
выработке профессиональных и личностных
качеств специалиста, входящих в эту
характеристику. По­скольку самостоятельная
работа — важнейшая форма учеб­ного
процесса, следует акцентировать внимание
студен­тов на ее непосредственном
влиянии на формирование таких параметров
квалификационной характеристики, как
мобильность, умение прогнозировать
ситуацию и актив­но влиять на нее,
самостоятельность оценок и т.д., с тем,
чтобы студенты видели положительные
результаты своего труда и чтобы
переживаемый ими успех в обуче­нии
способствовал трансформации опосредованного
инте­реса в интерес непосредственный.
Формированию такой мотивации способствует
искренняя заинтересованность
преподавателей в успехе студентов
(студенты это очень хорошо чувствуют).
Первостепенное значение имеет и
со­знательность в обучении. Нельзя
преподавать, не обращая внимания на то,
понимают ли студенты материал или нет.
Если исходный уровень студентов ниже
ожидавшегося, необходимы корректировка
программы и заданий на СРС в том числе.
Итак, преподаватель должен знать
началь­ный уровень знаний и умений
студентов и познакомить их с целями
обучения, средствами их достижения и
сред­ствами контроля. Сознательность
выполнения СРС обес­печивают следующие
характеристики.

• методологическая
осмысленность материала, отбираемо­го
для самостоятельной работы:

• сложность знаний,
соответствующая «зоне ближайшего
развития» (по
Л.С. Выгодскому)
студентов, т. е. посильность выполнения;

• последовательность
подачи материала с учетом логики предмета
и психологии усвоения;

• дозировка
материала для самостоятельной работы,
соот­ветствующая учебным возможностям
студентов;

• деятельностная
ориентация самостоятельной работы.

Ориентируясь на
четыре компонента содержания обра­зования
— знания, умение решать традиционные
задачи, опыт творческой деятельности,
опыт эмоционально-оце­ночной
деятельности, — целесообразно для
каждой дис­циплины произвести очень
тщательный отбор фундамен­тального
ядра знаний и специальных задач для
практи­ческих занятий, выделить в
этом материале круг проблем и заданий
для самостоятельной работы. Следует
помнить о том, что инженер должен обладать
способностью конст­руировать новые
машины и механизмы, создавать новые
технологии, уметь плодотворно
взаимодействовать с людь­ми других
профессий, связанных с ним единым
произ­водством. Кроме того, уровень
эффективности его труда зависит от
уровня общей культуры. Чем он выше, тем
шире его кругозор и способность к
ассоциативному мыш­лению, тем реальней
возможность четко формулировать и
решать проблему. Высокий уровень культуры
определяет количественную сумму «банка
данных», запаса знаний, которые сегодня
не нужны, но завтра могут понадобить­ся
специалисту в его профессиональной
деятельности.

При разработке
заданий для самостоятельной работы
преподаватели должны руководствоваться
требованием профилирования своей
дисциплины в соответствии с ин­женерной
специальностью. Подход инженера всегда
феноменологичен, т. е. он руководствуется
элементарно-системной концепцией.

Для него важны система и ее элементы,
связи между ними. Инженерный труд основан
на синтезе
знаний,

включая экологию, экономику, эргономику
и т. д. Инженерное исследование и
проектирование
транс­формируют

идеи в
мысленные модели, а затем в расчетные
схемы.
Главным
для инженера являются не углубленные
знания, а
порождение

нового на
основе знания;

Ведь само слово
«ingenieur» в
буквальном переводе с французского
означает «изобретатель».

Все эти принципы
следует закладывать в разработку заданий
для самостоятельной работы студентов.
Профили­рование заданий, таким образом,
предусматривает в рав­ной мере их
прикладной характер, связанный со
специфи­кой будущей профессии, и
методологические особенности, связанные
с формированием «инженерного мышления».

Все вышеизложенное
позволяет сформулировать ряд четких
требований к
профессиональной ориентации дис­циплины
в инженерном вузе:

• отбор и изложение
материала должны обеспечивать дос­тижение
целей, изложенных в квалификационной
ха­рактеристике, и понимание прикладного
значения дан­ной дисциплины для своей
профессии;

• материал заданий
должен быть методологичен, осоз­наваем
и служить средством выработки обобщенных
умений;

• в теоретической
части любой дисциплины должно быть
выделено фундаментальное ядро знаний;
выявление и демонстрация множественных
связей между «ядрами» по­могут создать
в сознании студентов научную картину
мира и современную методологию познания;

• при составлении
задач и заданий следует формулировать
их содержание в контексте специальности,
а также учить студентов формированию
мысленной модели объекта и обоснованию
выбора расчетной схемы.

Индивидуализация
СРС

Говоря об
индивидуализации обучения, а следователь­но,
разработке индивидуальных заданий для
СРС, нужно исходить из разнообразия
интеллектуальных качеств лю­дей. Есть
«тугодумы», люди с «быстрым мозгом»,
«гене­раторы идей» и люди, великолепно
доводящие эти идеи до конца. Одни
предпочитают индивидуальную работу,
другие — коллективную. Очевидно, что
разные склады ума, дополняя друг друга,
гармонизируют общество. При выполнении
СРС
нужно
также помогать студентам пре­одолевать
или купировать недостатки характера.
Нижепри­водимые рекомендации помогут
преподавателям найти индивидуальный
подход к студентам с различными
ха­рактерологическими данными:

• аудиторные
занятия следует проводить так, чтобы
обес­печить безусловное выполнение
некоторого минимума самостоятельной
работы всеми
студентами и предусмот­реть усложненные
задания для учащихся, подготовлен­ных
лучше;

• необходим
регулярный контроль (машинный и
безмашинный) успешности выполнения СРС
и индивиду­альные консультации
преподавателя. Здесь принципи­альное
значение имеет личное педагогическое
общение преподавателя со студентом;

• для успешности
СРС необходимы четкие методические
указания по ее выполнению. В начале
семестра препода­ватель на первом же
занятии должен ознакомить сту­дентов
с целями, средствами, трудоемкостью,
сроками выполнения, формами контроля
и самоконтроля СРС. Графики самостоятельной
работы необходимы на млад­ших курсах,
на старших — студентов нужно приучить
к планированию собственной работы;

• пакет домашних
заданий к практическим занятиям по
любой дисциплине должен содержать: все
типы задач, методами решения которых
студенты должны овладеть для успешного
прохождения контроля; перечень поня­тий,
фактов, законов и методов, знание которых
необ­ходимо для овладения планируемыми
умениями, с ука­занием того, что нужно
знать наизусть;

• пакет заданий
целесообразно выдавать в начале
семест­ра, оговаривая предельные
сроки сдачи;

• при изучении
любой дисциплины желательно прово­дить
«входной контроль», лучше всего используя
АОС. Такой контроль поможет выявить и
устранить пробелы в знаниях;

• задания для СРС
могут содержать две части — обяза­тельную
и факультативную, рассчитанную на более
продвинутых по данной дисциплине
студентов, выполне­ние которой
учитывается при итоговом контроле;

• на практических
занятиях легко выявить студентов,
ус­пешно и быстро справляющихся с
заданиями. Им мож­но давать усложненные
индивидуальные задания, пред­ложить
участие в НИРС и консультации более
слабых студентов, проводя с «консультантами»
дополнительные занятия.

Активизация СРС

В педагогической
литературе описаны и практически
применяются разнообразные приемы
активизации
СРС.
Наиболее
действенные из них изложены ниже.

1. Обучение студентов
методам самостоятельной работы: временные
ориентиры выполнения СРС для выработки
навыков планирования бюджета времени;
сообщение рефлексивных знании, необходимых
для самоанализа и самооценки.

2. Убедительная
демонстрация необходимости овладения
предлагаемым учебным материалом для
предстоящей учебной и профессиональной
деятельности во вводных лекциях,
методических указаниях и учебных
пособиях.

3. Проблемное
изложение материала, воспроизводящее
ти­пичные способы реальных рассуждений,
используемых в науке и технике.

4. Применение
операционных формулировок законов и
определений с целью установления
однозначной связи теории с практикой.

5. Применение
методов активного обучения (анализ
конк­ретных ситуаций, дискуссии,
групповая и парная ра­бота, коллективное
обсуждение трудных вопросов, де­ловые
игры).

6.
Разработка
и ознакомление студентов со
структурно-логической схемой дисциплины
и ее элементов; при­менение видеоряда.

7. Выдача студентам
младших курсов методических указа­ний,
содержащих подробный алгоритм, постепенно
уменьшая разъяснительную часть от курса
к курсу с це­лью приучить студентов
к большей самостоятельности.

8. Разработка
комплексных учебных пособий для
самосто­ятельной работы, сочетающих
теоретический материал, методические
указания и задачи для решения.

9. Разработка
учебных пособий междисциплинарного
ха­рактера.

10. Индивидуализация
домашних заданий и лабораторных работ,
а при групповой работе — четкое ее
распреде­ление между членами группы.

11. Внесение
затруднений в типовые задачи, выдача
задач с избыточными данными.

12. Контрольные
вопросы лекционному потоку после каж­дой
лекции.

13. Чтение студентами
фрагмента лекции (15—20 мин) при
предварительной подготовке его с помощью
пре­подавателя;

14. Присвоение
статуса «студентов-консультантов»
наибо­лее продвинутым и способным
студентам, оказывая им всяческую помощь.

15. Разработка и
внедрение коллективных методов обуче­ния,
групповой, парной работы.

16. Использование
АОС для самоконтроля студентов.

Пути дальнейшего
совершенствования СРС

Выход на новое
Качество подготовки специалистов
ве­дущие ученые-педагоги российских
вузов видят в пере­ориентации учебных
планов на широкое использование
самостоятельной работы, в том числе и
на младших кур­сах. Заслуживают
внимания такие конструктивные
пред­ложения, как:

• организация
индивидуальных планов обучения с
при­влечением студентов к НИРС и, по
возможности, к реальному проектированию
по заказам предприятий;

• включение
СРС в
учебный
план и расписание занятий с организацией
индивидуальных консультаций на кафедрах;

• создание комплекса
учебных и учебно-методических по­собий
для выполнения СРС;

• разработка
системы интегрированных межкафедральных
заданий;

• ориентация
лекционных курсов на самостоятельную
ра­боту;

• рейтинговый
метод контроля СРС,

• коллегиальные
отношения преподавателей и студентов;

• разработка
заданий, предполагающих нестандартные
ре­шения;

• индивидуальные
консультации преподавателя и пере­расчет
его учебной нагрузки с учетом СРС;

• проведение форм
лекционных занятий типа лекции-бе­седы,
лекции-дискуссии, где докладчиками и
содок­ладчиками выступают сами
студенты, а преподаватель выполняет
роль ведущего. Такие занятия предполагают
предварительную самостоятельную
проработку каждой конкретной темы
выступающими студентами по учеб­ным
пособиям, консультации с преподавателем
и ис­пользование дополнительной
литературы.

В целом же ориентация
учебного процесса на самостоя­тельную
работу и повышение ее эффективности
предпо­лагает:

• увеличение числа
часов на СРС;

• организацию
постоянных консультаций и консультаци­онной
службы, выдачу комплекта заданий на
СРС сра­зу
или поэтапно;

• создание
учебно-методической и материально-техниче­ской
базы в вузах (учебники, учебно-методические
по­собия, компьютерные классы),
позволяющей самостоя­тельно освоить
дисциплину;

• доступность
лабораторий и мастерских (для
самостоя­тельного выполнения
лабораторного практикума);

• организацию
постоянного (лучше рейтингового)
конт­роля, что позволяет свести до
минимума традиционные

процедуры контроля
и за счет сессионного времени уве­личить
бюджет времени СРС;

• отмену большей
части сложившихся форм практических и
лабораторных занятий с целью высвобождения
вре­мени на самостоятельную работу
и обслуживание кон­сультационных
пунктов.

Организационные
формы СРС

В настоящее время
в вузах существуют две общеприня­тые
формы самостоятельной работы. Традиционная,
т. е., собственно СРС, выполняемая
самостоятельно в произ­вольном режиме
времени в удобные для студента часы,
часто вне аудитории, а когда того требует
специфика дис­циплины, — в лаборатории
или мастерской. Другой вид самостоятельной
работы — аудиторная самостоятельная
работа под контролем преподавателя, у
которого в ходе выполнения задания
можно получить консультацию, так
называемая КСР. В настоящее время
наметилась тенденция к разработке
третьего, промежуточного варианта СРС,
пре­дусматривающего большую
самостоятельность студентов, большую
индивидуализацию заданий, наличие
консуль­тационных пунктов и ряд
психолого-педагогических но­ваций,
касающихся как содержательной части
заданий, так и характера консультаций
и контроля.

В рамках данного
раздела представляется целесообраз­ным
осветить некоторые аспекты организации
самостоя­тельной работы студентов
под контролем преподавателя, поскольку
собственно самостоятельная работа
студентов в достаточной мере традиционна
и уступает место новым формам, в частности
КСР, а третий вариант — СРС на­ходится
в стадии разработки и эксперимента. О
тенденци­ях и путях совершенствования
форм и содержания СРС говорится в разделе
«Активизация СРС».

Заслуживает
пристального внимания опыт организа­ции
и проведения КСР в Санкт-Петербургском
техниче­ском университете. Придерживаясь
терминологии разра­ботчиков, будем
называть традиционную СРС — С2, а
контролируемую аудиторную самостоятельную
работу — С1. Эти занятия представляют
как бы промежуточную форму между
традиционными аудиторными занятиями
и С2.

На занятиях типа
С1 преподаватель не читает лекций, не
ведет семинаров, лабораторных работ,
т.е. не является источником первичной
содержательной информации. Эту информацию
студенты извлекают сами, пользуясь
реко­мендованными источниками. В
аудитории преподава­тель присутствует
для оказания методической помощи
сту­дентам, консультаций, контроля и
организации аудиторной работы студентов.
Как правило, консультации носят
ин­дивидуальный характер, и лишь в
отдельных случаях дают­ся необходимые
разъяснения (особо трудный материал)
всей аудитории. Ниже приводятся
предлагаемые санкт-пе­тербургскими
разработчиками конкретные формы С1 и
ориентировочные варианты сокращения
аудиторных заня­тий в чистом виде с
целью их замены С1.

1. Изучение отдельных
разделов учебных дисциплин при наличии
учебника по учебнику. 1 час лекции
заменя­ется 0,5 часа С1 и 0,5 часа С2. Формы
контроля — традиционные.

2. Интенсификация
обучения за счет применения разда­точного
материала. Рекомендуется для специальных
и узкоспециальных дисциплин. Вместо 1
часа лекций — 1 час С2. Объем раздаваемого
материала 5—8 машино­писных страниц
на каждую сокращаемую лекцию. Кон­троль
традиционный: консультации, выполнение
ин­дивидуальных заданий, экзамен.

3. Изучение
теоретических разделов курса по учебной
и научной литературе при выполнении
расчетных зада­ний, курсовых проектов
и работ, рефератов. Формы контроля:
зачет, защита курсовых. При этом 1 час
С2 заменяется на 0,5 часа С1 и 0,5 часа С2.

4. Подготовка к
лабораторным работам и оформление
от­чета непосредственно на рабочем
месте под руковод­ством преподавателя
при наличии специальных мето­дических
указаний. 1 час С2 заменяется на 0,5 часа
С1 +0,5 часа С2.

5. Индивидуальное
выполнение лабораторных работ, при этом
вместо 1 часа лабораторных занятий
планируется 0,5 часа С1 и 0,5 часа занятия
в лаборатории или, оставив число часов
работы в лаборатории неизмен­ным,
замена 1 часа С2 на 1 час С1.

6. Изучение новейшей
техники по описаниям (на рабочих местах
в вузе или на предприятии) с консультациями
преподавателя. Из лекционного курса
убирается опи­сательная часть, при
этом 1 час лекции заменяется на 1 час С1.

7. Аудиторное
проектирование под руководством
препода­вателя в специализированных
кабинетах, оснащенных вычислительной
техникой и средствами САПР.
Вместо 1 часа
С2 1 час С1.

8. Применение ТСО
и АОС для активного контроля ре­зультатов
С1. Затраты труда преподавателя
учитывают­ся в разделе методической
работы индивидуального плана.

9. Компьютеризация
обучения с целью углубления зна­ний
в данной предметной области. Для
общенаучных и общеинженерных дисциплин
перспективно применение пакетов
прикладных программ с элементами
обучения и автоматизированных учебных
курсов.

10. Методы обучения:
деловые игры, дискуссии, подго­товленные
студентами семинары и лекции и т. п.

Коллоквиум

Слово «коллоквиум»
происходит от латинского слова
«collocvium»
— разговор,
беседа. Это одна из форм учеб­ных
занятий, беседы преподавателя с учащимися
для вы­яснения знаний. Коллоквиум
выполняет контрольно-обучающую функцию.
Он особенно уместен, когда предмет
читается 2-3 семестра, а итоговый контроль
один. Его мож­но назначать вместо
семинара на итоговом практическом
занятии. Коллоквиум дает возможность
диагностики усво­ения знаний, выполняет
организующую функцию, акти­визирует
студентов и может быть рекомендован в
преподавательской практике как одна
из наиболее действенных форм обратной
связи.

Соседние файлы в папке Педагогика для заочников

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

    18.06.2014241.66 Кб115Лекция № 07.doc

  • #
  • #
  • #
  • #
  • Авторы
  • Резюме
  • Файлы
  • Ключевые слова
  • Литература


Омелаенко Н.В.

1


1 ФГБОУ ВПО «Тюменский государственный нефтегазовый университет»

Для повышения качества обучения студентов необходимо использовать одну из главных форм обучения в вузе – самостоятельную работу студентов. Самостоятельная работа включает самостоятельное изучение материала в учебно-методическом комплексе для самостоятельной работы, в учебно-методических материалах и разнообразные формы контроля. Существуют различные подходы к методике и организации самостоятельной работы. Наиболее важным является приобретение новых знаний, которые направлены на их применение в будущей профессиональной деятельности. Самостоятельная работа как средство обучения выполняет ряд функций: развивающую, информационно-обучающую, ориентирующую и стимулирующую, воспитательную и исследовательскую. В её структуре можно выделить компоненты, характерные для деятельности: мотивационные звенья, постановка конкретной задачи, выбор способов выполнения, исполнительское звено, контроль. Ядром самостоятельной работы является познавательная или проблемная задача, которая определяет весь процесс. Для активизации СРС в вузе важно ознакомить студентов с методами самостоятельной работы. Высшей формой СРС является научно-исследовательская работа студентов, которая развивает умения и навыки мыслительной деятельности. Для проявления творческих способностей личности очень важна соответствующая система обучения воспитания, основанная на определенных педагогических требованиях. Творческая деятельность всегда направлена на получение новых знаний и профессионального опыта. Статья имеет теоретико-методологический характер и позволяет обобщить существующие в науке концептуальные подходы к данной проблеме.

самостоятельная работа студентов

методика организации самостоятельной работы

функции самостоятельной работы

структура

активизация СРС

высшая форма организации СРС

научно-исследовательская работа студентов

формирование творческого мышления

1. Организация и контроль самостоятельной работы студентов: методические рекомендации / сост. Н.В. Соловова; под ред. В.П. Гарькина. – Самара: Изд-во «Универс- групп», 2006. – 15 с.

2. Пак Ю.Н., Шильникова И.О., Пак Д.Ю. Самостоятельная работа студента в условиях ГОС нового поколения // Высшее образование в России. – 2015. – № 6. – С. 138–144.

3. Педагогика и психология высшей школы. Серия «Учебники, учебные пособия». – Ростов-на-Дону: «Феникс», 1998 – 544 с.

4. Петухова Т.П., И.Д. Белоновская, М.И. Глотова, М.С. Пашкевич. Самостоятельная работа глазами студентов и преподавателей: результаты мониторинга // Высшее образование в России. – 2012. – № 1. – С. 80–85.

5. Рубаник А., Г. Большакова, Н. Тельных. Самостоятельная работа студентов // Высшее образование в России. – 2005. – № 6. – С. 120–124.

6. Смирнов С.Д. Педагогика и психология высшего образования: от деятельности к личности: Учеб. пособие для слушателей фак-тов и ин-тов повышения квалификации, преподавателей вузов и аспирантов. – М.: Аспект – Пресс, 1995. – 271 с.

7. Стрельникова О.И. К вопросу об организации самостоятельной работы // Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова. – 2013. – Т. 19, № 2. – С. 44–46.

8. Хохоева Л.В. Роль самостоятельной работы в формировании академических компетенций // Вектор науки ТГУ. – 2012. – № 4(11). – С. 314–317.

9. Щербакова Е.В. Особенности организации самостоятельной работы студентов по педагогическим дисциплинам // Актуальные вопросы современной психологии: материалы междунар. конф. – Челябинск: Два комсомольца, 2011. – С. 139–141.

Особая роль в подготовке будущих специалистов и повышении качества учебного процесса принадлежит самостоятельной работе, которая даёт возможность студентам приобщиться к творческим видам деятельности и развить свои интеллектуальные способности.

Под самостоятельной работой студента понимают работу по определенному перечню тем, отведённых на самостоятельное изучение, обеспеченных учебно-методической литературой и рекомендациями, контролируемая в виде тестов, контрольных работ, коллоквиумов, рефератов, сочинений и отчетов [2, с. 139].

В настоящее время существуют различные подходы к методике организации самостоятельной работы студентов. Одни исследователи рассматривают самостоятельную работу как восприятие и самостоятельное осмысление студентами сообщаемой преподавателями информации. Другие раскрывают сущность данного феномена только по внешним признакам. Третьи определяют самостоятельную работу по таким признакам, как самостоятельное приобретение и глубокое осмысление новых знаний, установление самими студентами ритма работы и дозировки времени на изучение поставленных вопросов [8, с. 314].

Из этого следует, что самостоятельная работа является не только формой, но и средством обучения, поскольку она формирует определенные навыки и умения студентов, выполняя при этом ряд функций: развивающую, информационно-обучающую, ориентирующую и стимулирующую, воспитательную и исследовательскую [1, с. 4].

Развивающая функция повышает культуру умственного труда, приобщает к творческим видам деятельности, обогащает интеллектуальные способности студента.

Информационно-обучающая включает в себя учебную деятельность студентов на аудиторных занятиях.

Ориентирующая и стимулирующая придают процессу обучения профессионально ориентированный характер.

Целью воспитательной функции является формирование и развитие профессиональных качеств будущего специалиста.

Исследовательская функция формирует новый уровень профессионально-творческого мышления.

В качестве признаков самостоятельной работы выделяют следующие: наличие познавательной или практической задачи, проблемного вопроса; время выполнения заданий; проявление умственного напряжения; сознательность, самостоятельность и активность студентов в процессе решения поставленных задач; осуществление управления самостоятельной, познавательной и практической деятельностью студента. Таким образом, ядром самостоятельной работы является познавательная или проблемная задача, которая обуславливает весь процесс обучения [8, с. 314].

Самостоятельная работа носит деятельностный характер и поэтому в её структуре можно выделить компоненты, характерные для деятельности: мотивационные звенья, постановка конкретной задачи, выбор способов выполнения, исполнительское звено, контроль [3, с. 102].

Для успешного выполнения самостоятельной работы должны быть выполнены следующие условия:

– мотивированность учебного задания;

– четкая постановка познавательных задач;

– алгоритм, метод выполнения работы, знание студентом способов её выполнения;

– четкое определение преподавателем форм отчетности, объёма работы, сроков её представления;

– определение видов консультационной помощи (установочные, тематические, проблемные консультации);

– критерии оценки, отчетности и т.д.;

– виды и формы контроля (практикум, контрольные работы, тесты, семинар и т.д.).

Самостоятельная работа включает воспроизводящие и творческие процессы в деятельности студента. В зависимости от этого различают три уровня самостоятельной работы.

Репродуктивный уровень включает в себя чтение, конспектирование учебной литературы, прослушивание лекций, аудио- и видеозаписей, заучивание, пересказ, запоминание, интернет-ресурсы, повторение учебного материала.

В познавательно-поисковый входит подготовка сообщений, докладов, выступлений на семинарах и практических занятиях, подбор литературы по дисциплинарным проблемам, написание рефератов, эссе, контрольных работ, подготовка к деловым играм и т.д.

Творческий уровень – уровень самостоятельной работы – предполагает написание научных статей, тезисов, участие в научно-исследовательской работе, участие в студенческой научной конференции, олимпиаде и др.

Для организации и успешного функционирования самостоятельной работы студентов необходимо сочетание всех уровней самостоятельной работы.

В зависимости от степени трудности различают четыре типа самостоятельной работы студента [7, с. 44].

Первый тип формирует умение выполнять задания по образцу. Второй помогает воспроизводить информацию по памяти. Третий направлен на обучение решению нетиповых задач. Четвёртый предполагает выполнение заданий, ориентированных на творческую деятельность. Необходимым условием успешной самостоятельной работы является сочетание всех вышеперечисленных типов и уровней работы.

При организации самостоятельной работы студентов следует учитывать разный уровень подготовки обучающихся и разный стиль учебной деятельности. При подборе заданий преподаватель должен руководствоваться следующими критериями [9, с. 140].

– Объём каждого задания должен быть таким, чтобы при хорошем знании материала студент успел изложить ответ на все вопросы задания в письменном виде за отведенное время;

– все задания должны быть одинаковой сложности;

– каждое задание должно содержать вопросы, требующие достаточно точных ответов;

– в каждом задании должен быть вопрос по материалу, подлежащему самостоятельному изучению по учебной литературе;

– при ограниченном числе вопросов по прочитанному лекционному материалу не должно быть двух или нескольких заданий с полностью одинаковыми вопросами.

Самостоятельная работа более эффективна, если она парная или в ней участвуют 3 человека. Групповая работа способствует повышению уровня мотивации, развитию познавательной деятельности студентов, заинтересованности в выполнении совместной работы, благодаря взаимному контролю. Это подтверждает исследование «Самостоятельная работа глазами студентов и преподавателей: результаты мониторинга», проведенное Т.П. Петуховой, И.Д. Белоновской, М.И. Глотовой, М.С. Пашкевич в 2012 г. Мониторинг показал наиболее значимые и интересные формы самостоятельной работы, которые отметили студенты. Это работа в команде над проектами, решение типовых и комплексных задач (по дисциплинам физико-математического блока), работа с ресурсами библиотек и сетью Интернет (по дисциплинам гуманитарного блока).

К дополнительным формам самостоятельной работы студенты предложили учебно-познавательную деятельность: выезды на предприятия, экскурсии, применение рассмотренных задач на производстве, посещение мастер-классов, стажировку во время учебы на предприятиях и в организациях. Далее были предложены формы самостоятельной работы, ориентированные на коллективное творческое взаимодействие участников образовательного процесса: интеллектуальные конкурсы, научные семинары-дискуссии, межвузовские проекты, коллективные проекты в сети Интернет [4, с. 82].

Существуют различные формы отчета о проделанной самостоятельной работе [5, с. 120]:

– оценка устного ответа на практическом занятии или семинаре;

– решение задач по физико-математическим дисциплинам;

– конспект по теме, выполненный самостоятельно, по определенным и выбранным студентом источникам;

– выполнение и защита контрольных и курсовых работ;

– отчет о прохождении производственной практики;

– модульно-рейтинговая система оценки знаний, выполненная в форме электронных тестов;

– сдача зачетов, экзаменов по дисциплине;

– защита дипломных работ;

– статьи и тезисы, написанные для публикации в сборниках научно-исследовательских конференций.

В педагогической литературе описаны разнообразные формы активизации СРС. Наиболее действенными их них являются следующие [3, с. 108–109].

1. Обучение студентов методам самостоятельной работы: временные ориентиры выполнения СРС для планирования бюджета времени; сообщение рефлексивных знаний, необходимых для самоанализа и самооценки.

2. Убедительная демонстрация необходимости овладения предлагаемым учебным материалом для предстоящей учебной и профессиональной деятельности во вводных лекциях, методических указаниях и учебных пособиях.

3. Проблемное изложение материала, воспроизводящее типичные способы реальных рассуждений, используемых в науке и технике.

4. Применение операционных формулировок законов и определений с целью установления однозначной связи теории с практикой.

5. Применение методов активного обучения (анализ конкретных ситуаций, дискуссии, групповая и парная работа, коллективное обсуждение трудных вопросов, деловые игры).

6. Разработка и ознакомление студентов со структурно-логической схемой дисциплины и её элементов.

7. Выдача студентам методических указаний, содержащих алгоритм выполнения заданий.

8. Разработка комплексных учебных пособий для самостоятельной работы, сочетающих теоретический материл, методические указания и задачи для их решения.

9. Разработка учебных пособий междисциплинарного характера.

10. Индивидуализация домашних заданий, а при групповой работе – четкое её распределение между членами группы.

11. Внесение затруднений в типовые задачи, выдача задач с избыточными данными.

12. Контрольные вопросы лекционному потоку после каждой лекции.

13. Присвоение статуса «студентов-консультантов» наиболее продвинутым и способным студентам с оказанием им всяческой помощи.

14. Разработка и внедрение коллективных методов обучения, групповой, парной работы.

Высшей формой СРС является научно-исследовательская работа студентов (НИРС). Взаимосвязь учебной и научно-исследовательской работы способствует развитию умений и навыков мыслительной деятельности, таких как анализ, синтез, обобщение, абстрагирование, систематизация и др. Занимаясь научно-исследовательской деятельностью, студенты учатся работать со статьями, с монографиями, авторефератами, со справочной литературой, обращаются к Интернет-источникам. Исследовательская функция формирует новый уровень профессионально-творческого мышления.

Научно-исследовательская деятельность развивает творческое мышление студентов. Творческой деятельностью называется такая деятельность, которая приводит к получению нового результата, нового продукта [6, с. 161].

К основным критериям творческой деятельности относятся: новизна процесса творческой деятельности (новый метод, прием, способ действия); иррациональное мышление и интуиция; способность самостоятельно увидеть и сформулировать проблему; наличие ярко выраженного эмоционального переживания, предшествующего моменту нахождения решения.

Различают четыре фазы любого творческого решения: фаза собирания материала, накопления знания, которая поможет решить проблему; фаза созревания, когда работает только подсознание; фаза озарения, когда решение появляется совсем неожиданно; фаза контроля или проверки полученных результатов.

В педагогической и психологической литературе описываются условия (ситуативные и личностные), стимулирующие или тормозящие творческую деятельность.

Отмечается, что отрицательно влияют на творческую активность такие ситуативные факторы, как недостаток времени, повышенная тревожность, нетерпение, проявленное при желании найти быстрое решение, слишком сильная или слабая мотивация, неуверенность в собственных силах и др.

Личностные факторы, которые оказывают негативное воздействие на творческий процесс: соглашательство, низкая самооценка или самоуверенность, доминирование отрицательных эмоций, избегание рискованного поведения, высокая тревожность и др. Личностные черты, которые положительно влияют на творчество, следующие: уверенность в своих силах, преобладание эмоций радости, склонность рисковать, отсутствие боязни показаться странным, отсутствие конформности, наличие богатого воображения, хорошее чувство юмора.

Учитывая ситуативные и личностные факторы, педагогу необходимо применять соответствующую систему обучения и воспитания, направленную на выявление и дальнейшее развитие творческих способностей личности, которая может быть основана на следующих педагогических требованиях [6, с. 169].

1. Не подавлять интуицию студента, которая может быть проверена логикой.

2. Формировать у студентов уверенность в своих силах, веру в способность решить задачу.

3. В процессе обучения опираться только на положительные эмоции, так как отрицательные подавляют проявление творческого мышления.

4. Стимулировать студентов к самостоятельному выбору целей, задач и средств их решения.

5. Поощрять склонность к рискованному поведению, поскольку склонность к риску – одна из фундаментальных черт творческой личности.

6. Не допускать формирования конформного мышления, бороться с соглашательством и ориентацией на мнение большинства.

7. Развивать воображение и не подавлять склонность к фантазированию.

8. Формировать чувствительность к противоречиям, умение обнаруживать и сознательно формулировать их.

9. Чаще использовать в обучении задачи так называемого открытого типа, когда отсутствует одно правильное решение, которое остается только найти или угадать.

10. Шире применять проблемные методы обучения, которые стимулируют установку на самостоятельное открытие нового знания, усиливают веру обучаемого в свои способности к открытиям.

11. Для развития творческого мышления следует обучать эвристическим приемам решения задач различного типа.

12. Важнейшим условием развития творчества студентов является совместная с преподавателем научно-исследовательская деятельность.

В заключение можно сделать следующие выводы.

Самостоятельная работа студента играет большую роль в подготовке будущих специалистов потому, что она обогащает студентов новыми знаниями, учит их находить собственные решения в любых нестандартных ситуациях.

Для повышения эффективности самостоятельной работы в вузе необходимо обучить студентов методам самостоятельной работы и обеспечить их необходимым правильно составленным учебно-методическим материалом, в котором представлены разнообразные формы СРС.

Для развития научно-исследовательской работы нужно умело сочетать передовые формы обучения и воспитания студентов, которые будут направлены на получение новых знаний и опыта.


Библиографическая ссылка

Омелаенко Н.В. МЕТОДИКА И ОРГАНИЗАЦИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ // Современные наукоемкие технологии. – 2016. – № 2-3.
– С. 538-542;

URL: https://top-technologies.ru/ru/article/view?id=35669 (дата обращения: 22.03.2023).


Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»

(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

В современных условиях изменения, происходящие в процессе обучения и подготовки специалистов предполагают разработку концепции самообразования.

Новая образовательная система рассматривает в качестве приоритета интересы личности, адекватные современным тенденциям общественного развития. Если прежние концепции были рассчитаны на такие символы обучения, как знания, умения, общественное воспитание, то символами нового взгляда на образование становятся компетентность, индивидуальное творчество, самостоятельный поиск знаний и потребность их совершенствования.

Среди сложившихся форм и методов обучения все большее значение приобретает самостоятельная работа. Практика обучения подтверждает, что только знания, добытые самостоятельным трудом, делают выпускника продуктивно мыслящим специалистом, способным творчески решать профессиональные задачи, уверенно отстаивать свои позиции.

Формирование внутренней потребности к самообучению становится и требованием времени, и условием реализации личностного потенциала. Способность человека состояться на уровне, адекватном его претензиям на высокое положение в обществе, всецело зависит от его индивидуальной вовлеченности в самостоятельный процесс освоения новых знаний.
Поэтому одной из целей профессиональной подготовки специалиста является необходимость дать обучающимся фундаментальные знания, на основе которых они смогли бы обучаться самостоятельно в нужном им направлении.

Самостоятельная работа студентов является одним из эффективных средств развития и активизации творческой деятельности студентов. Ее можно рассматривать как главный резерв повышения качества подготовки специалистов.

Методологическую основу самостоятельной работы студентов составляет деятельностный подход, который состоит в том, что цели обучения ориентированы на формирование умений решать типовые и нетиповые задачи, т. е. на реальные ситуации, где студентам надо проявить знание конкретной дисциплины. 

Сущность самостоятельного обучения определяется в дидактике как способность человека без посторонней помощи приобретать информацию из разных источников. Ни один образ не формируется у человека без самостоятельных познавательных действий. Наибольший успех в учении достигается тогда, когда обучающийся ориентируется на самостоятельное выполнение предварительно отобранных интеллектуальных операций.

Основной целью самостоятельной работы студентов является улучшение профессиональной подготовки специалистов, направленное на формирование системы фундаментальных и профессиональных знаний, умений и навыков, которые они могли бы свободно и самостоятельно применять в практической деятельности.

В ходе организации самостоятельной работы студентов преподавателем решаются следующие задачи:

  1. углублять, расширять профессиональные знания студентов и формировать у них интерес к учебно-познавательной деятельности;
  2. научить студентов овладевать приемами процесса познания;
  3. развивать у них самостоятельность, активность, ответственность;
  4. развивать познавательные способности будущих специалистов.

В современной литературе выделяют два уровня самостоятельной работы — управляемая преподавателем самостоятельная работа студентов и собственно самостоятельная работа.
Именно первый уровень наиболее значим, т.к. он предполагает наличие специальных методических указаний преподавателя, следуя которым студент приобретает и совершенствует знания, умения и навыки, накапливает опыт практической деятельности. 

В зависимости от этого различают три уровня самостоятельной работы:

  1. репродуктивный (тренировочный);
  2. реконструктивный;
  3. творческий.

Самостоятельные тренировочные работы выполняются по образцу: решение задач, заполнение таблиц, схем и т. д. Познавательная деятельность студента проявляется в узнавании, осмыслении, запоминании. Цель такого рода работ – закрепление знаний, формирование умений, навыков.

В ходе самостоятельных реконструктивных работ происходит перестройка решений, составление плана, тезисов, на этом уровне могут изучаться первоисточники, выполняться рефераты. Цель этого вида работ – научить студентов основам самостоятельного планирования.

 Самостоятельная творческая работа требует анализа проблемной ситуации, получения новой информации. Студент должен самостоятельно произвести выбор средств и методов решения (учебно-исследовательские задания, курсовые и дипломные работы). Цель данного вида работ – обучение основам творчества, перспективного планирования, в соответствии с логикой организации научного исследования.

Для организации и успешного функционирования самостоятельной работы студентов необходимы:

  1. Комплексный подход к организации самостоятельной работы студентов (включая все формы аудиторной и внеаудиторной работы).
  2. Обеспечение контроля над качеством выполнения самостоятельной работы (требования, консультации).
  3. Использование различных форм контроля.

Обязательным условием, обеспечивающим эффективность самостоятельной работы является соблюдение этапности в ее организации и проведении.

Можно выделить следующие этапы управляемой самостоятельной работы студентов.
Первый этап – подготовительный, он должен включать в себя составление рабочей программы с выделением тем и заданий для самостоятельной работы; сквозное её планирование на семестр; подготовку учебно-методических материалов; диагностику уровня подготовленности студентов.

Второй этап – организационный, на этом этапе определяются цели индивидуальной и групповой работы студентов; читается вводная лекция, проводятся индивидуально-групповые установочные консультации, во время которых разъясняются формы самостоятельной работы и ее контроля; устанавливаются сроки и формы представления промежуточных результатов.

Третий этап – мотивационно — деятельностный. Преподаватель на этом этапе должен обеспечить положительную мотивацию индивидуальной и групповой деятельности; проверку промежуточных результатов; организацию самоконтроля; взаимообмен и взаимопроверку.

Четвертый этап – контрольно-оценочный. Он включает индивидуальные и групповые отчеты и их оценку. Результаты могут быть представлены в виде дипломных проектов, курсовой работы, реферата, доклада, схем, таблиц, устных сообщений, отчетов и т.п. (в зависимости от дисциплины и специальности). Контроль самостоятельной работы может осуществляться при помощи промежуточного и итогового тестирования, написания в аудитории письменных контрольных работ, сдачи отчетов, зачетов.

При изучении каждой дисциплины организация самостоятельной работы должна представлять единство трех взаимосвязанных форм:

1. Внеаудиторная самостоятельная работа

Конкретные формы внеаудиторной СРС могут быть самыми различными, в зависимости от цели, характера, дисциплины, объема часов, определенных учебным планом:

  1. подготовка к лекциям, семинарским, практическим и лабораторным занятиям;
  2. реферирование статей, отдельных разделов монографий;
  3. изучение учебных пособий;
  4. выполнение контрольных работ;
  5. написание тематических докладов, рефератов и эссе на проблемные темы;
  6. участие студентов в составлении тестов;
  7. выполнение исследовательских и творческих заданий;
  8. написание курсовых и дипломных работ;
  9. создание наглядных пособий по изучаемым темам.

2. Аудиторная самостоятельная работа, которая осуществляется под непосредственным руководством преподавателя.

Аудиторная самостоятельная работа может реализовываться при проведении практических занятий, семинаров, выполнении лабораторного практикума и во время чтения лекций.
При чтении лекционного курса непосредственно в аудитории целесообразно контролировать усвоение материала основной массой студентов путем проведения тестового контроля знаний, опроса студентов.

На практических и семинарских занятиях использование различных форм самостоятельной работы позволяет сделать процесс обучения более интересным и поднять активность значительной части студентов в группе.

3. Творческая, в том числе научно-исследовательская работа.

Самостоятельная работа студентов в рамках действующих учебных планов предполагает самостоятельную работу по каждой учебной дисциплине, включенной в учебный план. Объем самостоятельной работы (в часах) определен учебным планом.

В ходе самостоятельной работы студент может использовать различные формы изучения материала:

  1. Освоить теоретический материал по изучаемой дисциплине;
  2. Закрепить знания теоретического материала, используя необходимый инструментарий, практическим путем (решение задач, выполнение контрольных работ, тестов для самопроверки);
  3. Применить полученные знания и практические навыки для анализа ситуации и выработки правильного решения (подготовка к групповой дискуссии, подготовленная работа в рамках деловой игры, письменный анализ конкретной ситуации, разработка проектов и т. д.);
  4. использовать полученные знания и умения для формирования собственной позиции, (написание выпускной квалификационной работы, выполнение научно-исследовательской работы).

Перечисленные возможности самостоятельной работы должны соответствовать имеющимся четырем образам обучения:

  1. Обучение как получение знаний.
  2. Формирование в процессе обучения понимания студентом предмета изучения. Он может сопоставить различные идеи, сформировать представление о тенденции развития, взаимоотношениях идей, соотнести эти идеи со своими собственными представлениями.
  3. Умение применить изученные идеи, умение при необходимости их моделировать в соответствии с собственным контекстом и находить наиболее уместные решения.
  4. Обучение как развитие личности –это образ обучения, при котором обучающийся осознает себя частью изучаемого им мира, в котором он собирается действовать. В этом случае предполагается, что обучающийся будет менять свой контекст, вырабатывать собственные теории и модели.

Для эффективности самостоятельной работы студентов необходимо выполнить ряд условий:

  1. Правильное сочетание объемов аудиторной и самостоятельной работы;
  2. Методически правильная организация работы студента в аудитории и вне ее;
  3. Обеспечение студента необходимыми методическими материалами с целью превращения самостоятельной работы в процесс творческий;
  4. Организация контроля самостоятельной работы требует от преподавателя выполнения ряда методических рекомендаций.

Определяя объем и содержание домашнего задания, необходимо учитывать, что успешность и качество выполнения домашнего задания студентами находятся в прямой зависимости от качества проведенного занятия, от уровня усвоенного материала. Преподаватель должен тщательно готовить домашние задания, обязательно их разнообразить по видам деятельности, по дидактическим целям, характеру выполнения и уровню проявления познавательной активности студентов. Они могут быть логическим продолжением работ, выполненных на занятии. Положительный результат дают нестандартные формы организации домашней работы (внеурочной деятельности студентов: проведение тематических экскурсий, конференций, олимпиад, конкурсов, изготовление учебно-наглядных пособий, кружковая работа)

Необходимо проводить смену видов деятельности студентов в ходе занятия через 15 — 20 минут, это гарантия сохранения внимания и работоспособности студентов (слуховое на зрительное восприятие, практические действия, записи, конспектирование, проведение опыта. В ходе подготовки занятия варианты последовательности элементов структуры и их набор могут быть различными. Отдельные элементы плана занятия могут быть многовариантными, ибо в разных группах план реализуется по-разному и обеспечивает индивидуальный подход к студентам.

Самостоятельная работа завершает задачи всех видов учебной работы. Никакие знания, не подкрепленные самостоятельной деятельностью, не могут стать подлинным достоянием человека. Кроме того, самостоятельная работа имеет воспитательное значение: она формирует самостоятельность не только как совокупность умений и навыков, но и как черту характера, играющую существенную роль в структуре личности современного специалиста высшей квалификации.

Проанализировав всё вышеизложенное, можно сделать вывод о том, что возрастает объем и расширяются организационные формы самостоятельной работы студентов. Реально именно увеличение доли самостоятельной работы студентов приводит к уменьшению нагрузки преподавателя.

Овладение технологией педагогического проектирования — важнейшее условие для эффективной организации процесса формирования академических компетенций. При этом важно учитывать, что проектируется не только сам процесс, но и среда, в которой он осуществляется.

Проектировать процесс — значит, в первую очередь проектировать пути, средства реализации заданного подхода, т. к. только решения задач разного уровня сложности способствует формированию компетенций, т.е. готовности применять знания на практике.

Системообразующую роль в процессе формирования компетенций играет содержание.

Важным условием превращения содержания в системообразующий фактор является акцентирование внимания педагогов, студентов на развитии рефлексивных компетенций. Именно на этой основе обеспечивается успешность формирования учебно-познавательных компетенций, готовность к научной организации интеллектуальной деятельности.

Важнейшим средством, обеспечивающим практическую направленность обучения, является самостоятельная работа студентов. Сущность самостоятельной работы заключается не в том, что студент выполняет задания без помощи преподавателя, а в том, что он самостоятельно управляет собственной академической деятельностью.

Список литературы     

  1. Буряк В. К. Самостоятельная работа учащихся. – М.: Просвещение, 2004.
  2. Пидкасистый П.И. Самостоятельная познавательная деятельность школьников в обучении: Теоретико-экспериментальное исследование.- М.: Педагогика, 1980, 240 с
  3. Сериков Г.Н. Самообразование: Совершенствование подготовки студентов / Г.Н.Сериков. — Иркутск, 1992. – 227 с.
  4. Смирнова Н.М. Развитие навыков самостоятельной деятельности учащихся. – М.: Просвещение, 2008.

Библиографическое описание:


Щербакова, Е. В. Самостоятельная работа студентов как важнейшая составляющая организации учебного процесса в вузе / Е. В. Щербакова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2010. — № 8 (19). — Т. 2. — С. 188-190. — URL: https://moluch.ru/archive/19/1929/ (дата обращения: 22.03.2023).

Одной из важнейших проблем, стоящих перед высшей школой, является повышение качества подготовки специалиста. Студент и выпускник высшего учебного заведения должен не только получать знания по предметам программы, овладевать умениями и навыками использования этих знаний, методами исследовательской работы, но и уметь самостоятельно приобретать новые научные знания.

В этой связи всё большее значение приобретает самостоятельная работа студентов. Этой проблеме уделяется особое внимание в литературе по педагогике, психологии и методике преподавания, обобщается опыт практической работы, изучается бюджет времени студентов, способы рациональной организации и культуры умственного труда применительно к различным дисциплинам разного профиля.

При изучении национальных и мировых направлений развития вузовского образования отчётливо проявляются следующие тенденции:

·         современные социокультурные условия диктуют самоценность идеи непрерывного образования, когда от студентов требуется постоянное совершенствование собственных знаний;

·         в условиях информационного общества требуется принципиальное изменение организации образовательного процесса: сокращение аудиторной нагрузки, замена пассивного слушания лекций возрастанием доли самостоятельной работы студентов;

·         центр тяжести в обучении перемещается с преподавания на учение как самостоятельную деятельность студентов в образовании.

Систематическая, управляемая преподавателем самостоятельная деятельность студента становится доминантой в современных условиях перехода к многоступенчатой подготовке специалистов.

В зависимости от места и времени проведения самостоятельная работа студента (СРС), характера руководства ею со стороны преподавателя и способа контроля за её результатами выделяются следующие виды:

·         СРС во время основных аудиторных занятий ( лекций, семинаров, лабораторных работ);

·         СРС под контролем преподавателя в форме плановых консультаций, зачётов и экзаменов;

·         Внеаудиторную СРС при выполнении студентом домашних заданий учебного и творческого характера.

Эта классификация достаточно условна, и в реальном образовательном процессе эти виды зачастую пересекаются друг с другом.

СРС под руководством преподавателя является, на наш взгляд, средством обеспечения развития целевой готовности к профессиональному самообразованию.

Технологическая организация СРС может включать в себя следующие составляющие:

·         Технология отбора целей самостоятельной работы. Основанием являются цели, определённые Государственным образовательным стандартом, конкретизация целей по курсам, отражающим профессиональные теории, системы, технологии.

·         Технология отбора содержания СРС. Основанием отбора содержания являются Государственный образовательный стандарт, источники самообразования (литература, опыт, самоанализ), индивидуально-психологические особенности студентов.

·         Технология конструирования заданий. Задания должны соответствовать целям различного уровня, отражать содержание каждой дисциплины, включать различные виды и уровни познавательной деятельности студентов.

·         Технология организации контроля. Включает тщательный отбор средств контроля, определение этапов, разработку различных средств контроля.

СРС приобретает особую актуальность при изучении специальных дисциплин, поскольку стимулирует студентов к работе с необходимой литературой, вырабатывает навыки принятия решений. С этой точки зрения, перспективным представляется разработка  одного большого задания коллективом из нескольких студентов, поскольку такой подход прививает навыки коллективного творчества. Такой вид занятий подразумевает распределение ролей и оценку трудоёмкости отдельных работ. Что требует от преподавателя педагогических знаний в области деловых игр. Имитируемый в форме деловой игры реальный процесс ( производственный, социальный, культурный) , увлекает студентов и становится для них своеобразным проектированием деятельности. Они легче приобретают знания, лучше понимают те процессы, в которых участвуют.

Огромную помощь в подобной организации СРС могут оказать информационные компьютерные технологии и другие программные продукты, позволяющие существенным образом влиять на процесс проектирования, позволяющие имитировать модели реальных процессов с учётом вероятностного характера окружающей реальности. Несомненно то, что использование в учебном процессе компьютерных технологий требует от преподавателя высокой подготовки в области современных информационных технологий.

При составлении контрольных самостоятельных заданий преподаватель может руководствоваться следующими критериями:

·         объём каждого задания должен быть таким, чтобы при твёрдом знании материала  студент успел бы изложить ответ на все вопросы задания за отведённое время;

·         при проблемном разнообразии каждое задание должно содержать вопросы, требующие достаточно точных ответов, например, дать определение, написать формулу, изобразить график, выполнить анализ схемы и т. д .;

·         все задания должны быть одинаковой трудности;

·         в каждом задании должен быть вопрос по материалу, подлежащему самостоятельному изучению;

·         при ограниченном числе вопросов по прочитанному лекционному материалу не должно быть двух или нескольких заданий с полностью одинаковыми вопросами.

Введение описанной структурной организации при проведении контрольной работы должно гарантировать самостоятельное и эффективное её выполнение каждым студентом.

Основные формы организации СРС определяются следующими параметрами:

·         содержание учебной дисциплины;

·         уровень образования и степень подготовленности студентов;

·         необходимостью упорядочения нагрузки студентов при самостоятельной работе.

Формы СРС  Могут быть следующими:

·         рефераты (по дисциплинам гуманитарного и социально-экономического блока);

·         семестровые задания (по общетехническим и специальным дисциплинам);

·         курсовые работы (по общетехническим и специальным дисциплинам);

·         курсовые проекты ( по общетехническим и выпускающим кафедрам);

·         аттестационные работы бакалавра, специалиста, магистра.

Форму самостоятельной работы предлагают кафедры, разрабатывая рабочие программы дисциплин. При этом они могут установить другие формы, утверждённые научно-методическим советом по направлениям.

При организации СРС большую роль играет создание мотивации студентов. Различают три вида мотивации:

1.                  Внешнюю мотивацию – зависимость профессиональной карьеры от результатов учёбы в вузе.

2.                  Внутреннюю мотивацию — склонности студента, его способности к учёбе в вузе. Ею можно управлять в период довузовской подготовки путём использования тестов при выборе специальности.

3.                  Процессуальную (учебную) мотивацию. Проявляется в понимании студентом полезности выполняемой работы. Требуется психологическая настройка студента на важность выполняемой работы как в плане профессиональной подготовки, так и в плане расширения кругозора, эрудиции специалиста. Необходимо показать студенту, что результаты СРС помогут ему лучше понять лекционный материал. Большой эффект даёт включение заданий для СРС составной частью курсовой, а тем более дипломной работы.

Для эффективности СРС необходимо выполнить ряд условий:

1.                  обеспечение правильного сочетания аудиторной и самостоятельной работы.

2.                  методически правильная организация работы студента в аудитории и вне её.

3.                  обеспечение студентов необходимыми методическими материалами с целью превращения процесса самостоятельной работы в процесс творческий.

4.                  контроль за организацией и ходом самостоятельной работы и мер, поощряющих студента за её качественное выполнение.

В заключение хочется отметить, что только свободно мыслящий человек ощущает прелесть учения, с желанием и осмысленно включается в процесс образования. Система обучения в вузе должна быть подчинена основополагающему принципу — воспитанию высокого профессионализма  начиная с самого начального уровня обучения.

Литература

1.      Ковалевский И. Организация самостоятельной работы студента //Высшее образование в России № 1 , 2000, с. 114-115.

2.      Фаустова Э.Н. Студент нового времени: социокультурный профиль. М.,2004.-72 с.

3.      Юшко Г.Н. Научно-дидактические основы организации самостоятельной работы студентов в условиях рейтинговой системы обучения. Рост. Гос. Ун-т.- Ростов на Дону, 2001.-167 с.

Основные термины (генерируются автоматически): самостоятельная работа, задание, самостоятельная работа студентов, студент, выполняемая работа, Государственный образовательный стандарт, дисциплина, знание, самостоятельная работа студента.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Миграционная служба пушкинского района санкт петербурга часы работы
  • Мини оборудование для малого бизнеса в домашних условиях цена видео
  • Министерство имущественных отношений российской федерации реквизиты
  • Министерство социальной политики нижегородской области время работы
  • Министерство транспорта пермского края официальный сайт часы работы