Метод шести шляп для генерирования бизнес идей разработал

метод шести шляп

Без нестандартного мышления и новых концепций движение вперед невозможно.

Эдвард де Боно

Среди других теорий креативности метод специалиста по латеральному мышлению Эдварда де Боно отличается молодостью. Книга «Шесть шляп мышления» (англ. «SixThinkingHats») была впервые опубликована в 1985 г., представив публике технику организации мышления и способ решения творческих задач и споров. Сегодня данная методика стала достаточно популярной, чтобы приобрести как своих поклонников, так и противников. Возможно, философы сочли бы нужным в данной ситуации пошутить относительно герменевтического круга, сказав, что методика, отстаивающая разные взгляды на вещи, сама оценивается по-разному. Но мы без иронии попробуем разобраться в сути техники 6 шляп, её плюсах и минусах, а также возможностях применения.

Чтобы научиться решать творческие задачи и находить нестандартные решения, приходите на нашу онлайн-программу «ТРИЗ на практике».

Метод шести шляп

Эдвард де Боно – британский психолог, консультант в области творческого мышления, писатель. Будучи студентом, изучал медицину, физиологию и психологию. Этим определён его широкий подход к интересующим проблемам, желание разобраться в предмете на стыке дисциплин. Так, по сути, и родилась теория шести шляп мышления, которая сегодня является одной из самых популярных разновидностей метода мозгового штурма.

Предпосылкой появления метода стало убеждение, что человеческое мышление в процессе жизнедеятельности постепенно становится однобоким, приобретает стереотипы. Это обусловлено многими факторами: культурной и социальной средой, религией, образованием, привитыми представлениями о логике, морали и т.д. Кроме того, мыслительные процессы связаны ещё и с настроением самого человека, его эмоциями, интуицией.

Исходя из всего вышеперечисленного, Э. де Боно предложил 6 путей, способных нарушить привычное для мозга состояние мышления и принятия решений. Они основываются на рассмотрении любой проблемы с разных ракурсов. Казалось бы, что может быть проще? Но здесь как раз и находится первая ложка дёгтя – эти способы организации мышления, «шляпы», не являются естественными. Методике сначала нужно обучиться и лишь получив необходимый опыт, «примерять» на себя.

Метод 6 шляп – это психологическая ролевая игра. Шляпа определённого цвета означает отдельный режим мышления, и, надевая её, человек включает этот режим. Это нужно для составления целостного мнения о проблеме, поскольку, как говорилось выше, мы чаще всего думаем о ней рационально, что не способствует полноте картины. Также техника де Боно позволяет руководителям решать рабочие конфронтации и споры. Умение под разными углами посмотреть на предмет обсуждения – залог успешного оратора. Сама методика требует фокусировки на различных аспектах, а, значит, развивает внимательность. В качестве вывода, подчеркнём, что в глобальном плане шесть шляп можно применить в любой области, связанной с умственным трудом.

Как использовать инструмент

Э. де Боно, говоря о практике применения своего метода, отмечает следующее. Решения рождаются из полемики, а в ней зачастую побеждает то мнение, которое успешнее отстаивается, а не то, которое максимально учитывает интересы всего коллектива или возможные плюсы. Опираясь на это наблюдение, автор техники предложил существенно другой подход – параллельное мышление, где шесть шляп являются инструментом его достижения. Суть в том, что проблему нужно рассматривать не в борьбе доводов и идей, а в их единстве. Другими словами, приём подразумевает выбор лучшего не путем столкновения идей с целью выбора наиболее сильной и жизнеспособной, а их параллельное мирное сосуществование, при котором они оцениваются последовательно, независимо друг от друга.

Образно применение техники шести шляп можно представить как рисунок разноцветными карандашами. Красочная картина получается лишь когда используешь всю гамму цветов. Так и в случае с методом де Боно – полное видение ситуации наступает после того, как были поочерёдно надеты все шесть шляп:

Белая шляпа. Примеряя этот головной убор, мы сосредотачиваемся на имеющихся в распоряжении данных. Пытаемся понять, какой информации недостаёт, где её найти, как использовать уже известные факты и выводы для решения проблемы.

Белая шляпа – это, фактически, ретроспективный метод познания, который используют, чтобы выявить причинно-следственные связи и закономерности в развитии явлений.

Красная шляпа. Надевая её, мы включаем интуицию и чувства. Что подсказывает вам внутренний голос? Интуитивные догадки и ощущения на этом этапе очень важны, поскольку позволяют судить об эмоциональном фоне и отношении к проблеме через призму человеческих чувств. Если обсуждение коллективное – важно постараться понять ответы других людей, движущие силы и подоплёку предложенных ими решений. Для этого каждому нужно быть правдивым и искренним, не скрывать своих настоящих чувств и переживаний.

Чёрная шляпа. В ней вы должны быть пессимистом, но со здоровой долей критицизма. Предложенные решения проблемы оцениваются на предмет возможных рисков в будущем, дальнейшего развития трудных и непредвиденных ситуаций. Старайтесь в каждой идее найти слабые места и обратить на них внимание. Чёрную шляпу нужно использовать в первую очередь тем, кто уже добился успеха и привык мыслить позитивно, ведь зачастую именно такие люди склонны недооценивать предполагаемые трудности.

Жёлтая шляпа. Она является противоположностью чёрной и подразумевает оптимистический, позитивный взгляд на проблему. Выделяйте сильные стороны и преимущества каждого решения. Особенно это важно, если все варианты кажутся довольно мрачными.

Зелёная шляпа отвечает за творчество, поиск необычных идей и неординарных взглядов. Никаких оценок предложенных ранее решений, только их дальнейшее развитие любыми доступными способами (ментальные карты, фокальные объекты, ассоциации и другие инструменты активизации творческого мышления).

Синяя шляпа не связана непосредственно с выработкой решения. Её надевает руководитель – тот, кто ставит цели в начале и подводит итог работы в конце. Он управляет всем процессом – даёт слово каждому, следит за соблюдением тематики.

Детальнее о каждой шляпе и связанных с нею действиях и правилах читайте в книге.

Примеры использования метода шести шляп

Как работает методика? Посмотрим на примере со смоделированной ситуацией, взятой из одного англоязычного форума.


Некая строительная компания запланировала построить новое офисное здание, но не была уверена в конечном успехе. Совещание по этому поводу решили провести, прибегнув к методу шести шляп мышления. Во время примерки белой шляпы участники проанализировали состояние рынка, изучили отчёты и экономические прогнозы, в результате чего установили тенденцию снижения количества вакантных офисных помещений и рост числа компаний заинтересованных в аренде.

В то же время некоторые из участников, надев красную шляпу, выказали опасения по поводу предложенного дизайна здания, посчитав его некрасивым и подвергнув сомнению смелые прогнозы об актуальности спроса. При работе с чёрной шляпой, представители компании рассмотрели вероятные риски на случай, если прогнозы об экономическом росте не оправдаются, и наступит циклический спад. Были подсчитаны возможные убытки от ситуации, если часть помещений останется не арендованной.

Однако, надев жёлтую шляпу, участники пришли к выводу, что возможность негативных последствий минимальна, поскольку прогнозы подтверждаются реальными макроэкономическими показателями, а дизайн здания можно изменить, сделав его более привлекательным для потенциальных клиентов. При работе с зелёной шляпой были собраны предложения и идеи по поводу архитектурных деталей, решено сделать несколько этажей с повышенным комфортом и сервисом для VIP-компаний. Во время всего обсуждения председатель с синей шляпой следил за недопущением критики идей и переключением между шляпами.


Так выглядит алгоритм работы с данной техникой. Есть более конкретные примеры: в частности, метод шести шляп успешно применяла австралийская марка плавательной одежды и спортивных аксессуаров «Speedo» для решения проблемы с выступающими частями плавательных костюмов, которые уменьшали скорость пловца.

Отзывы и комментарии

Дополните статью – поделитесь собственным опытом или знаниями и впечатлениями от книги.

Часто решение проблем, особенно нетипичных, связывают с умением нестандартно мыслить и креативно подходить к ситуации. Но существует ли формула креатива? Можно ли научиться нестандартному мышлению? Вполне. Есть ряд методов, которые можно освоить. Одним из таких поделился с нами британский психолог и эксперт в области творческого мышления Эдвард де Боно в своей книге «Шесть шляп мышления» («Six Thinking Hats»).

Книга появилась в 1985 году, а сама теория считается достаточно свежей и молодой по сравнению с другими «теориями креативности». Возможно, поскольку она самая актуальная, именно с ее изучения стоит начать осваивать креативное мышление? Тогда мы на верном пути!

Суть и применение «теории шляп»

Теория представлена как метод работы с творческими задач и управления конфликтами. Она подходит для персональной и коллективной работы, завоевала огромную популярность благодаря простоте и универсальности, однако сумела привлечь как поклонников, так и критиков.

Начнем с автора. Эдвард в студенческие годы изучал медицину, физиологию и психологию, что объясняет его более широкий, чем привычно встречать, подход к вещам, решениям, теориям. Он всегда отличался стремлением разобраться в исследуемом предмете со всех сторон и с точки зрения разных дисциплин. Благодаря стыку дисциплин, собственно, и была рождена теория шести шляп. Сегодня она активно используется как один из самых популярных способов использования метода мозгового штурма.

В основу «6 шляп» легло убеждение автора, что в процессе жизни мышление человека становится довольно однобоким, стереотипным. Это естественно: мы живем в одной и той же социальной среде, в которой принято определенное образование и воспитание на основе одних и тех же ценностей для всех, кто нас окружает. Представления о логике, морали, этические соображения у всего окружающего нас общества примерно одинаково.

В таких условиях мы привыкаем мыслить и действовать шаблонно, не используя на полную силу наши мыслительные способности. Помимо стереотипов, на мыслительные процессы влияет также настроение, интуиция, текущие эмоции. Поэтому чтобы «оживить» наши мыслительные процессы, необходимо нарушить привычное состояние мышления, и попробовать принимать решение иначе, чем обычно.

Суть приема предельно проста: давайте рассмотрим вопрос с разных ракурсов. Что может быть проще? Но оказывается, «примерить» на себя шляпы непросто – это противоестественно для нашей системы мышления, поэтому приему нужно сначала обучиться.

Метод шести шляп представляет собой психологическую ролевую игру. В ней используются шляпы. Шесть шляп – шесть цветов. Надеваем шляпу – включаем соответствующий режим мышления. Только побывав в разных шляпах человек может составить объемную картину обсуждаемого предмета и обеспечить себе развитие нестандартного мышления.

Это помогает руководителю решить конфликты, оратору – успешно донести мысль до слушателя. Умение под разными углами увидеть один и тот же предмет – полезно для принятия решений, а само упражнение развивает внимательность. К тому же метод универсален – его можно применять в любой сфере, где необходимо применить мыслительную деятельность.

Если вы заглянете в каталог бизнес тренингов, заметите, сколько разных навыков можно приобрести путем тренировок. Навык мыслить, пользуясь шестью шляпами – тоже один из тех, которые можно освоить тренировками для повышения собственной эффективности.

Если вы понаблюдаете за ходом принятия любых решений, то заметите, что решения принимаются в полемике. Кроме того, в битве мнений побеждает то, которое красноречивее отстаивалось, затронуло интересы максимального количества участников и нашло для них дополнительные плюсы.

Э. де Боно предложил пойти по другому пути – использовать параллельное мышление. Суть метода не в борьбе идей, а в их единстве: решение проблем по методу 6 шляп – это не столкновение идей и выбор самой сильной, а их сосуществование, при котором оценка дается им независимо, без учета существования альтернатив.

Технику шести шляп можно представить в виде рисунка разноцветными карандашами – нет необходимости выбирать только один цвет, все они участвуют в создании полной картины. Так работает и метод де Боно: полная картина образуется только после того, как одну за другой надеть каждую из шести шляп. Такое мышление называется лотеральным.

Шесть шляп

Белая шляпа. Надевая ее, мы сосредотачиваем свое внимание на данных, которыми располагаем. Достаточно ли информации, какой не хватает. Можно ли ее добыть, где, как, какими ресурсами. Надев белую шляпу, мы задумываемся о том, как максимально эффективно использовать информацию, которой мы уже располагаем.

Белая шляпа посвящена ретроспективному методу познания. Его обычно используют для выявления причинно-следственных связей, закономерностей.

Красная шляпа. Надев красную шляпу, прислушиваемся к чувствам и интуиции. Многие называют это «внутренним голосом». Прислушайтесь, что он вам подсказывает? Интуитивные соображения так же важны для принятия решений, как реальные данные. Рассматриваемый вопрос или проблема так или иначе вызывают эмоции и определенное отношение. Вопрос будет рассмотрен неполно, если не учесть его с точки зрения эмоционального фона, который он вызывает.

Если речь идет о коллективном обсуждении, попытайтесь объяснить мнение людей с точки зрения человеческих чувств, понять, что движет людьми, которые предлагают то или иное решение. Важным условием такого обсуждения будет открытость и искренность участников обсуждения.

Чёрная шляпа. Эта шляпа должна превратить вас в пессимиста. Решайте вопрос в русле критицизма. Любое решение подвергайте сомнениям, рассматривайте риски и опасности, учитывайте каждую возможную трудную и тупиковую ситуацию на пути, в каждой идее находите слабые места, в каждом вопросе подвох.

Многим позитивно настроенным людям, успешным руководителям будет непривычно и даже неуютно в такой шляпе, но именно такие люди и грешат недостаточным учетом возможных сложностей.

Жёлтая шляпа. В ней куда приятнее, потому что она посвящена оптимизму и позитивному взгляду на вещи. Она поможет выделить в предмете обсуждения сильные стороны, в каждом решении преимущества. Даже в самых мрачных вариантах можно найти положительные моменты, если вы в желтой шляпе.

Зелёная шляпа превращает вас в творческую натуру. Все варианты можно рассмотреть с точки зрения необычного подхода, рассмотреть, как художник, найти творческое применение. Не нужно давать оценок, только рассмотреть под углом творчества.

Синяя шляпа не требует решений. Это шляпа руководителя. Он ставит цели на старте проектов и сверяет реализацию с начально установленными целями. Он может трезво оценить рассматриваемый вопрос в разрезе соответствия концепции и целям.

Примеры использования «шести шляп»

Рассмотрим применение метода на живых примерах.

Ситуация. Строительная компания решила построить новое офисное здание. Решение под сомнением, поэтому проводится обсуждение.

Поставив задачу убедиться в успехе решения строить здание, участники договорились использовать популярный метод решения проблем – примерять «шляпы де Боно», одну за другой.

Примерили белую шляпу и провели анализ рынка. В рамках «белой шляпы» были изучены отчеты, экономические прогнозы, определены тенденции. В результате участники решили, что на рынке сейчас происходит снижение количества пустующих офисных помещений – все больше компаний ищут аренду помещений под офис. Логика – «за» строительство. 

Надев красную шляпу, участники выразили сомнение в уместности предложенного дизайна, посчитав его некрасивым. Сомнению подвергли и тенденцию на спрос в помещениях под офисы.

Черная шляпа заставила обратить внимание на то, что придется делать, если все-таки прогнозы не оправдаются. Примерка черной шляпы также заставила просчитать убытки в случае циклического спада от отсутствия заказов по аренде.

Желтая шляпа помогла внимательно рассмотреть прогнозы и прийти к выводу, что вероятность негативных прогнозов минимальна, поскольку прогнозы основаны на реальных макроэкономических показателях. Что касается дизайна здания – то его можно изменить таким образом, чтобы он оказался привлекательным для максимального количества потенциальных клиентов.

Зеленая шляпа снабдила участников идеями по поводу дизайна, архитектуры, деталей. Фантазия привела группу к идее построить несколько этажей, дополнить концепцию этажами повышенного комфорта и особыми решениями для VIP-арендаторов.

В ходе обсуждения председатель, которому досталась синяя шляпа, следил, чтобы фантазии не вышли за пределы бюджета, чтобы идеи не подвергались критике, не допускал переключения между шляпами.

Вот как работает теория шляп на практике. Это условный пример, но реальные компании многократно использовали этот метод. Он упрощает решение проблем, помогает обсуждать идеи. Например, австралийская компания, которая занимается одеждой для плавания «Speedo» с помощью шляп принимала решение о проблеме дизайна плавательных костюмов, которые снижали скорость пловца.

Плюсы и минусы метода

Метод помогает избавиться от главной проблемы мышления – смешение. Спокойное рассмотрение вопроса с помощью только одного режима помогает сфокусироваться на разных аспектах одного и того же предмета. Метод учит концентрироваться на одном деле в определенное время. Каждая шляпа задает тот или иной образ мышления, что дается не очень легко.

Чтобы упростить задачу, компании при обсуждении используют не некую виртуальную шляпу, а приносят на совещание реальный физический предмет, который можно передать другому, надеть.

Чтобы оценить эффект метода шляп, вспомним, что по статистике 90% ошибок в мышлении связаны с ошибками восприятия. Логические ошибки, за которыми обычно следят более пристально, на самом деле встречаются намного реже.

Метод шляп развивает мышление. Такой пример. Попросите человека просто подумать о чем-то. Человек придет в растерянность. А если надеть ему одну из шляп и объяснить, в каком режиме нужно думать, задача для него станет куда более понятной. Метод словно разделяет потоки мышления, которые обычно смешиваются, «перебивая» друг друга.

Еще одним положительным моментом применения метода является возможность оценить ситуацию с помощью органов чувств. Обычно мы не позволяем себе мыслить чувствами, стремясь сосредоточиться на логике.

Недостатками метода является то, что его нужно применять дозировано, поскольку это определенное психологическое напряжение. К недостаткам можно отнести также то, что применять его могут только люди с развитым воображением, которое многим нужно предварительно тренировать. Команда ManGO! Games приглашает посетить каталог бизнес тренингов или заказать обратный звонок, чтобы подобрать обучающую программу, которая поможет развить и закрепить все необходимые для эффективной работы навыки и способности. 

В подкасте «Потом доделаю» мы общаемся с руководителями компаний, проджект-менеджерами и т. д. — об опыте и лайфхаках управления проектами, командой и процессами. 

Частенько спикеры делятся фишками и методами, которые помогают в работе. В недавнем выпуске основательница AIBY Оля Осокина рассказала о методе «Шесть шляп мышления», который использует на совещаниях, чтобы обсуждать новые идеи, анализировать риски и находить решения в сложных ситуациях. 

Что из себя представляет метод Шести шляп

В процессе жизни человеческое мышление становится однобоким — ведь личность формирует наличие ряда убеждений, которые с возрастом поменять сложнее — мешает опыт, стереотипы и окружение. Такое мышление называется фиксированным.

Фиксированное мнение ограничивает — ведь как увидеть полную картину и принять взвешенное решение с однобоким мышлением. Если воспринимать под одним углом — рискуешь допустить ошибок и усугубить ситуацию. 

Это ещё и причина рабочих конфликтов — у каждого члена команды своё мнение и убедить в новом и нестандартном сложно. А без новых идей и решений компания не проживёт — пока действуешь одинаково, конкуренты приспосабливаются и идут вперёд. 

Если управляешь командой и хочешь, чтобы сотрудники генерировали идеи, полезные проекту — попробуй метод «Шесть шляп мышления» — способ нестандартной оценки ситуации и генерации идей в формате ролевой игры.

«Шесть шляп мышления» (или Six Thinking Hats) — метод Эдварда де Боно, британского психолога и эксперта в области творческого мышления, описанный в одноимённой книге 1985 года.

Де Боно изучал человеческое мышление — ему принадлежит фраза: «Без нестандартного мышления и новых концепций движение вперед невозможно». Считал, что есть 6 направлений мышления, которые отличаются от стандартного и рассматривают ситуацию с разных ракурсов. Эти направления описал, как «шляпы».

Концепция метода

«Шести шляп мышления» — ролевая игра для одного человека или команды, которая частенько используется для проведения совещаний и брифингов — чтобы анализировать ситуации и находить новые идеи. 

Каждая шляпа — направление мышления — критическое, позитивное, творческое и другие. «Надеваешь» шляпу — анализируешь ситуацию, согласно выбранному ракурсу. В итоге собираешь картину, учитывая плюсы, минусы, риски и перспективы, а также пути разрешения критических ситуаций. И принимаешь взвешенное решение.

Шляпы де Боно разделил по цветам:


  • Белая шляпа (Учёный). Сотрудник, который надевает эту шляпу, анализирует только информацию, факты и цифры и говорит рационально и беспристрастно.

Вопросы, характерные белой шляпе: 

— Что мы об этом знаем? Какая информация уже есть? Факты/цифры/исследования и т. д.?

— Какую информацию нужно получить?


  • Красная шляпа (Художник). В этой шляпе, наоборот, высказываются, основываясь на чувствах и эмоциях — внутренний голос, интуиция и т. д. Важно слышать себя и уметь анализировать истинные эмоции, которые вызывает ситуация. 

Вопросы, характерные красной шляпе: 

— Что подсказывает интуиция? Что я чувствую из-за этого?

— Какие я вижу результаты решения?


  • Чёрная шляпа (Критик). Тут включается критическое мышление — чтобы выявить возможные риски и негативные последствия решений. 

Вопросы, характерные чёрной шляпе: 

— Что может пойти не так? К чему может привести?

— Какие опасения и подводные камни?

— Почему не стоит этого делать?


  • Жёлтая шляпа (Оптимист). Противоположность Чёрной шляпе — анализ преимуществ решения и позитивных сторон. 

Вопросы, характерные жёлтой шляпе: 

— Какие есть плюсы и позитивные перспективы?

— Почему стоит это делать? 


  • Зелёная шляпа (Креатор). Поиск идей, нестандартных решений. Идёт после Чёрной шляпы, чтобы найти решение проблемам, выявленными Критиком.

Вопросы, характерные зелёной шляпе: 

— Какие альтернативы?

— Что нестандартного сделать, что ещё не делали?


  • Синяя шляпа (Руководитель). Это шляпа руководителей, её роль — координация дискуссии, сбор полученных данных и принятие финальных решений. 

Где применить Шесть шляп мышления

Метод подойдёт для любой сферы. Например, в креативе — искать темы контента, анализировать, что понравится читателям, а что нет. Или в юриспруденции — помогает принимать взвешенные решения, анализируя ситуацию с разных ракурсов. 

Шесть шляп помогает вовлечь команду — каждый участник совещания высказывается, и сотрудники чувствуют себя частью процесса, принимают активное участие в дискуссии, из-за чего принимаются взвешенные решения.

Если ты руководитель, советую обратить внимание на этот метод — удастся вовлечь команду в обсуждения и принимать грамотные решения, что оптимизирует бизнес-процессы.

Плюсы и минусы Шести шляп

Вот в чём метод поможет:


  • Принять взвешенное решение. Шесть шляп помогает избежать субъективной оценки, основанной на эмоциях — ведь нужно всесторонне проанализировать ситуацию — риски, проблемы, факты.

  • Предугадать и подготовиться к рискам. Если самостоятельно принимать сложные решения, всё не предугадаешь. Брейншторм с командой поможет оценить ситуацию с разных ракурсов. 

  • Избежать конфликтов. Каждый член команды учавствует в дискуссии, высказывает мнение, а затем команда приходит к решению, которое устроит всех. 

  • Упорядочить поток мыслей. Совещания — поток информации, иногда ненужной. Начнёшь обрабатывать, структурировать данные и выделять полезное, вообще запутаешься… 

Шесть шляп поможет структурировать информацию — направления мышления идут поочерёдно, идеи не противоречат друг другу, а дополняют — например, Чёрная шляпа высказывает недостатки, а Зелёная затем находит пути решения. 


  • Сотрудники вовлечённее. Учитывается мнение каждого — а значит, никто не осудит. Говори, что хочешь — это тоже важно. 

Минусов у 6 шляп немного: 


  • Сложности адаптации. Нужно время, чтобы сотрудники перестроились на работу по методу, а значит — нужно помочь адаптироваться. 

  • Ограничения. Нельзя говорить, что хочешь, а только согласно одному ракурсу — критиковать, искать плюсы, анализировать сухие факты или наоборот — только эмоции. 

Как провести совещание по методу Шести шляп

Между членами команды распределяются шляпы руководителем (синяя шляпа). Давай роли, противоположные характерам игроков — чтобы включить нестандартное мышление. Роли до конца игры не меняются.

Если играет больше 6 человек — дели на группы. 

Дальше начинается сама игра:


  • Руководитель рассказывает, для чего собрал команду на совещание, а также вводную информацию о проблеме. Дальше он модерует процесс, фиксирует ответы и принимает финальное решение.

  • Участники высказываются по очереди — сначала Белая шляпа, затем — Чёрная, Жёлтая, Зелёная, Красная. Порядок можно менять, но лучше придерживаться этого.

  • Затем вновь высказываются Жёлтая и Чёрная шляпы — перепроверяют новые идеи, а затем Синяя шляпа подводит итог встречи.

Правила несложные, и команда адаптируется быстро. Единственное — ограничения в высказываниях могут доставлять дискомфорт сотрудникам. Зато это полезно для бизнеса — решения принимаются взвешенные, потенциальные риски продуманы, а также создана «подушка безопасности» — на случай, если понадобится путь решения рисков. 

Шесть шляп мышления подойдёт любым бизнес-процессам — и поможет оптимизировать управление проектами и командой, поэтому попробуй внедрить с командой.

Метод 6 шляп, разработанный психологом Эдвардом де Боно, помогает принимать решения. А как вы это делаете? Кто-то полагается на факты, кто-то задействует интуицию, а кому-то по нраву прислушиваться к сердцу и чувствам. Но иногда бывает так, что вы видите ситуацию с одной стороны, принимая при этом однобокое решение. Метод шести шляп исправит эту ситуацию. Каким образом?

Содержание

  • Что такое «метод 6 шляп» Эдварда де Боно
  • Как использовать
    • Белая
    • Красная
    • Черная
    • Желтая
    • Зеленая
    • Синяя
  • Правила
  • В каком порядке надевать шляпы
  • Преимущества и ограничения
  • Заключение

Эдвард де Боно

Если сказать простыми словами, метод 6 шляп — это техника мышления, помогающая рассмотреть ситуацию с разных сторон и после принять необычное, но эффективное решение.

Автор — Эдвард де Боно, психолог, изучавший творческое мышление, медицину, физиологию и психологию. Часто он смотрел на проблемы в свете перечисленных наук. Так и родился «метод шести шляп», ставший одной из любимейших техник мозгового штурма.

В основе методики лежит утверждение о том, что с течением времени мышление каждого человека обрастает стереотипами и шаблонами, становится однобоким. На этот процесс влияют многие факторы, в частности, культура, социальная среда, религия, уровень образования, моральные принципы. Сюда же можно отнести настроение, эмоции и прочие характеристики самого индивида.

Принимая во внимание вышесказанное, Эдвард де Боно предложил вариант «оживления» мышления, изменения привычного направления. Кажется, все просто. Что сложного в том, чтобы посмотреть на ситуацию с разных сторон? Но есть одно «но». Каждая из 6 шляп — необычный, непривычный для мозга и мышления способ решения задач. Поэтому метод сначала нужно тщательно изучить и только потом применять.

Метод шести шляп Эдварда де Боно называют ролевой игрой. Как только человек берет шляпу какого-либо цвета, он включает соответствующий тип мышления. Благодаря этому он не только видит задачу под разными углами. Получается найти новые возможности и выгоды, задействовать предчувствие, критически проанализировать проблему, сгенерировать креативные идеи.

книга шесть шляп мышления Эдварда де Боно

Исследования и выводы касательно новой техники де Боно изложил в книге «Шесть шляп мышления», изданной в 1985 году.

Применять метод 6 шляп можно как в группе, так и индивидуально. В первом случае участники берут шляпы по очереди. Ведущий контролирует этот процесс. Во втором случае человек один за одним включает разные виды мышления для того, чтобы увидеть всю картину и принять нужное решение.

Как использовать

Для начала нужно понять простую истину: решения появляются в процессе полемики, рассуждений. Но чаще всего остается то мнение, которое смогли отстоять. Те же решения, которые основаны на интересах всей группы, остаются в тени.

Метод шести шляп Эдварда де Боно предлагает параллельный подход. Во время принятия решения не происходит выбор сильного варианта. Все предложенные идеи по поводу того или иного вопроса оцениваются отдельно друг от друга, а иногда объединяются в единое целое.

Применение метода 6 шляп можно сравнить с рисованием. Представьте, что вы рисуете пейзаж. Вряд ли он будет полным, если разукрасить ее одним цветом. Если вы используете все цветные карандаши, картина получится яркой и живой. Точно так же по методу де Боно оцениваются и проблемы. Увидеть полную картину можно только после того, как будут по очереди надеты все шляпы.

Белая

белая шляпа

На этом этапе рассматриваются и анализируются уже имеющиеся данные. Важно понять, чего не хватает и где взять эту информацию, а также как ее потом использовать для решения задачи. По сути, это метод выявления и закономерностей в развитии тех или иных явлений.

Белая шляпа предполагает использование точных, объективных фактов, дат, цифр. Они нужны для подтверждения информации.

Ключевые моменты этой части обсуждения:

  • зафиксировать точки зрения, которые конфликтуют между собой или противоречат друг другу;
  • оценить, насколько точная и уместная информация;
  • разделить факты и предположения;
  • выяснить, как можно заполнить пробелы.

Также нужно обратить внимание на эмоциональную составляющую.

Красная

красная шляпа

Эмоции и чувства анализирует и красная шляпа. К ним добавляются интуиция и предчувствия. В этом случае мышление не должно быть объективным. Иначе чувства, отойдя на второй план, будут воздействовать на мышление, заставляя его искажать информацию, видеть ее только с одной стороны.

Надев красную шляпу, нужно задать себе такие вопросы:

  1. Что я ощущаю в данный момент?
  2. Что говорит интуиция и мой внутренний голос?

Здесь важно обратить внимание на соответствие принятого решения и эмоций. Если кажется, что решение правильное, но в это время в душе вы испытываете тоску, задумайтесь. Вряд ли оно на 100% удовлетворяет все ваши потребности.

Ключевые моменты:

  1. Рассуждения ограничены временем — 30 секунд.
  2. Можно говорить о чувствах, а также о том, что подсказывает интуиция.
  3. Не стоит оправдываться.
  4. Следует помнить, что изучение эмоций — такая же часть мыслительного процесса, как и другие.
  5. После того, как решение принято, эмоции нужно проанализировать еще раз.

Образ мышления в белой и красной шляпе противоположны друг другу. В первом случае используются абсолютные факты, а во втором — относительные. Абсолютные правдивы на 100% в данный момент времени. Взять, к примеру, утверждение о том, что наша планета вращается вокруг солнца. Сейчас это общеизвестная истина. Несколько столетий назад Джордано Бруно казнили за то, что он посмел высказать такое предположение. Тогда считали, что все происходит наоборот и солнце вращается вокруг земли.

Относительные факты правдивы на определенном уровне вашего восприятия реальности и в определенный момент времени. Так, например, вы уверены, что небо голубое. Но ведь в году 365 дней, а значит, оно иногда меняет цвет.

Черная

черная шляпа

Отвечает за логическое и критическое мышление. Речь не идет о жесткой критике идей по поводу решения того или иного вопроса. Нужно проводить критическое исследование. Оно включает в себя выяснение последствий, влияния принятого решения на ценности и приоритеты, недостатков.

Человек в черной шляпе должен задать себе такие вопросы:

  1. Какие проблемы возникнут?
  2. На что обратить внимание в первую очередь?
  3. В чем заключается главная опасность.

Итак, черная шляпа из метода Эдварда де Боно помогает вовремя увидеть возможные сложности, найти слабые стороны, принять верное решение. Ее часто сравнивают с использованием белой шляпы.

Желтая

желтая шляпа

Предполагает сознательные усилия, направленные на поиск положительных моментов. Почему это сложно? Потому что для негативного отношения к объекту или явлению причин всегда больше, чем для позитивного.

Надевая желтую шляпу, спросите себя:

  1. Какие преимущества у этой идеи или решения?
  2. В чем заключаются положительные стороны?
  3. В чем состоит ценность?
  4. Привлекательно ли предложение?
  5. Можно ли реализовать эту идею?

С одной стороны, желтая шляпа противоположна черной, а с другой — дополняет ее. С их помощью можно анализировать и проблемы, и поведение окружающих людей. Но как быть, если кажется, что у них только положительные или только отрицательные стороны? Для начала стоит понять, что так не бывает. Это крайне редкие случаи. Другой вариант — сознательно заставить себя найти в событии позитивные черты.

Зеленая

зеленая шляпа

Человеку в зеленой шляпе нужно позаботиться о создании креативных способов решения проблемы. Здесь имеется в виду выход за рамки привычного, использование творческого подхода.

Вопросы для зеленой шляпы:

  1. Какие творческие идеи я могу предложить?
  2. Есть ли альтернативные варианты?
  3. Как преодолеть проблемы и трудности, о которых узнали от черной шляпы?

Творческий подход к поиску решения важен в тех случаях, когда остальные не принесли результата. Здесь можно не ограничивать фантазию и предлагать необычные, а, возможно, и странные идеи. После их нужно проанализировать, используя желтую и черную шляпы.

Синяя

синяя шляпа

На этом этапе принимается решение. Синюю шляпу надевает человек, который руководит процессом. Он задает его направление и подводит итоги в конце.

Синюю шляпу по праву считают особенной. Она отвечает за рефлексивное мышление, предполагает восприятие и переработку полученной информации.

Тому, кто наденет синюю шляпу, нужно уметь правильно задавать вопросы, формулировать проблему, грамотно ставить задачи перед участниками. Руководитель не только принимает окончательное решение. От него зависит, как пройдет обсуждение в целом. Он определяет порядок использования шляп, следит за ходом разговора, делает выводы.

Для синей шляпы характерны такие вопросы:

  1. С чего лучше начать обсуждение?
  2. Какая тема стоит на повестке дня?
  3. Какие цели мы преследуем?
  4. Какие и в каком порядке использовать шляпы?
  5. Как правильно подвести итог?
  6. Каков план действий?

Ключевые моменты синей шляпы — концентрация внимания, фиксация требований к мышлению, принятие решений.

Правила

Использование метода 6 шляп подчиняется ряду правил:

  1. Каждый участник использует шляпы по очереди.
  2. Не стоит устраивать беспорядок. Шляпы использовать крайне избирательно, тщательно выбирая момент для каждой из них.
  3. До того, как участник наденет какую-то шляпу, и по окончании процесса он обсуждает проблемы в обычном режиме.
  4. Помните, что красная шляпа помогает разрядить обстановку.
  5. Результат обсуждений зависит от того, как участники умеют пользоваться тем или иным видом мышления.
  6. Работа заканчивается в тот момент, когда участники наденут на себя все шляпы.

Как сказано выше, руководителю отводится главная роль. Он контролирует процесс использования шляп, напоминает участникам о роли, не дает задействовать сразу несколько стилей мышления.

Существуют и другие рекомендации:

  1. Процесс начинается с подбора участников. Хороший вариант — шесть человек. Можно брать больше или меньше. Это зависит от решаемой проблемы.
  2. Ведущий знакомит присутствующих друг с другом, объясняет, как и над чем они будут работать.
  3. Участники по очереди надевают на себя шляпы, рассматривая поставленную перед ними задачу с разных сторон. Шляпы могут быть настоящими. Как вариант — «надевать» их виртуально.
  4. Можно высказывать любые идеи, не ограничивая себя никакими рамками. Все сказанное рекомендуется записывать на доске или на диктофон.

После того, как руководитель обработает результаты, он должен представить их всем участникам.

В каком порядке надевать шляпы

очередность надевания шляп

Поиск решений с помощью метода 6 шляп выглядит примерно так:

  1. Процесс начинается с белой шляпы. Участники собирают цифры и проверенные факты, касающиеся обсуждаемой темы.
  2. Следом идет черная шляпа. Здесь ту же информацию обсуждают в негативном ключе, цель — найти недостатки.
  3. Теперь желтая шляпа. Это определение положительных сторон.
  4. Зеленую шляпу надевают только тогда, когда проблема рассмотрена со всех сторон, собрано максимально возможное количество данных. На этом этапе важно усилить позитивные свойства и ослабить негативные.
  5. Красная шляпа, как сказано выше, предназначена для разрядки. Не стоит часто ее использовать.
  6. Последний этап — использование синей шляпы. Руководитель подводит итоги.

Выдвинутые идеи и найденные решения можно дополнительно рассмотреть с помощью желтой и черной шляпы.

Преимущества и ограничения

преимущества метода шести шляп

Метод 6 шляп Эдварда де Боно — возможность решить задачу необычным, но эффективным способом. По сравнению с другими техниками мозгового штурма, он обладает рядом преимуществ:

  1. Благодаря использованию разных цветов, запомнить особенности мышления в каждой шляпе проще простого.
  2. Метод 6 шляп применяют в любой сфере.
  3. Процесс исключает пространные рассуждения и бесплодные разговоры, благодаря чему дискуссия становится плодотворной и конструктивной.
  4. Переключение между ролями помогает отключить личные предпочтения.
  5. В этой технике учитываются абсолютно все нюансы, включая критику новых идей.
  6. В каждый отдельный момент времени используется определенный тип мышления. Это помогает избежать путаницы, сконцентрироваться на решении поставленной задачи, не отвлекаться.

И, наверное, самое главное преимущество — идеи не сталкиваются между собой. Они рассматриваются параллельно. А это — прямой путь к рождению чего-то нового.

Ограничений у метода 6 шляп 3. Во-первых, процесс требует подготовки. Во-вторых, участники должны верить, что это серьезный и эффективный метод поиска решений. И, в-третьих, успешность зависит от профессионализма участников и ведущего.

Заключение

Метод 6 шляп — техника мозгового штурма. Она помогает генерировать необычные идеи и решения. При этом в процессе работы задействовано сразу несколько видов мышления. Используя ее не только в профессиональной деятельности, но и в жизни, вы научитесь смотреть на возникшие проблемы с разных сторон, видеть общую картину. А это — прямой путь к принятию эффективных решений.

Метод шести шляп — один из самых актуальных методов организации мышления, разработанный британским психологом Эдвардом де Боно. Данный прием используется как в групповой дискуссии, так и для индивидуальной мыслительной деятельности.

Метод шести шляп был создан для того, чтобы не смешивать различные стороны мыслительного процесса. К примеру, при разработке идей критика оказывает губительное воздействие, а если вы ждете фактов — нужно полностью отказаться от эмоциональности.

Одной из предпосылок к появлению метода стало заявление, что человек в процессе развития становится однобоким. Шесть шляп же помогают взглянуть на любую ситуацию с разных ракурсов.

Итак, рецепт корпоративного пользования прост. На собрании ваша команда должна попеременно представлять себя в какой-либо шляпе. Каждый цвет головного убора предписывает человеку определенную роль. Это нужно для составления более полной картины происходящего.

Синяя шляпа: руководитель

Она не связана ни с каким определенным типом мышления. Человек, надевший синюю шляпу — руководитель, он задает ход беседы, ставит перед остальными цели, дает задания. Он следит за соблюдением правил и помогает высказаться абсолютно всем.

Белая шляпа: факты, причинно-следственные связи

Примерив белую шляпу, мы будем пользоваться при решении проблемы только подтвержденными фактами. Цель человека — найти информацию, использовать имеющиеся знания для помощи коллегам.

Красная шляпа: интуиция, эмоциональность

Человек в красной шляпе должен довериться своим чувствам и внутреннему голосу. Интуиция, догадки, ощущения — через человеческие чувства можно судить об отношении к проблеме. При коллективном обсуждении важно почувствовать ответы коллег и понять их. Самое важное — если вы надели красную шляпу, вы должны быть предельно честным.

Черная шляпа: пессимизм, критицизм

Человек в черной шляпе ищет минусы того или иного решения, приводит аргументы против, оценивает возможные риски. Одним словом, поиск слабых мест — самая главная задача роли.

Желтая шляпа: оптимизм, позитивный взгляд

Желтая — противоположность черной. Человек, надевший ее, должен во всем находить именно позитивные стороны, выделять преимущества. Даже в самом мрачном варианте должны быть плюсы.

Зеленая шляпа: творчество, неординарный взгляд

Самые неординарные, необычные, иногда даже кажущиеся на первый взгляд сумасшедшие идеи дарит зеленая шляпа. В этой роли нет оценок, есть только творческое мышление, направленное на формирование и развитие идей.

Недавно мы писали о том, как креативщикам не зависеть от вдохновения. А как управленцам принимать нетривиальные решения и не попадаться в ловушки разума? Рассказываем о двух креативных стратегиях, которые помогут выйти за привычные рамки и найти эффективное решение. Спойлер: копирайтерам, дизайнерам и представителям других креативных профессий эти методы тоже будут полезны.

Содержание

 Стратегия Уолта Диснея

Возникновение методики

Как использовать технику Уолта Диснея

Метод Уолта Диснея: пример эффективного использования

«Шесть шляп мышления» Эдварда де Боно

Зачем нужны «Шесть шляп»

Метод «Шести шляп мышления»

Обратная сторона медали

Стратегия Уолта Диснея

Возникновение методики

Существует замечательная байка, как возникла стратегия Уолта Диснея. Обсуждая с сотрудниками идеи мультфильмов, Дисней обратил внимание, что они по-разному реагируют на его предложения:

  1. Одни с радостью вовлекаются в творческий процесс, начинают фантазировать и развивать идеи.
  2. Другие пытаются соотнести новые задумки с реальностью и сфокусированы на их воплощении.
  3. Третьи видят в первую очередь изъяны и убедительно объясняют, почему новая затея не взлетит.

И тогда, гласит легенда, Уолт Дисней разместил сотрудников на трех этажах своей башни. На самом верхнем этаже поселились мечтатели. У них были панорамные окна до пола, а облака проплывали так близко, что они могли пощекотать им пузико. Вдохновляясь перспективой, мечтатели должны были придумывать самые сумасшедшие, творческие и восхитительные идеи, не оглядываясь на трудности реализации. Их мышление не должно быть ничем ограничено. 

Серединный этаж занимали реалисты. С голубями (днем) и совами (ночью) им прилетали идеи от мечтателей, и реалистам нужно было придумать, как воплотить эти идеи. Они прорабатывали пошаговую реализацию, учитывали технические, юридические и финансовые ограничения и спускали реалистичные планы в подвал, где сидели критики.

Критики раскладывали планы на столах, светили на них лампой и выискивали любые дефекты и слабости. Их задачей было выявить все риски и изъяны будущих проектов, обрушив всю мощь критического мышления на решения реалистов.

Затем все возражения критиков возвращали реалистам, чтобы они внесли доработки, а если реалисты не могли предложить решение, то мечтателям предлагали помедитировать над новой проблемой среди сов и облаков. Стратегия Уолта Диснея позволяла каждому заниматься любимым делом и вносить вклад в общий результат. Отличный метод организации работы, не правда ли?

Стратегия Уолта Диснея

Как использовать технику Уолта Диснея

Подход Уолта Диснея используется в коучинге и НЛП (нейролингвистическом программировании) и помогает клиентам расширить мышление и взглянуть на ситуацию с трех точек зрения: творческой, реалистической и критической. Методика очень пластична и позволяет:

  • Выйти за привычные рамки и придумать нестандартное решение;
  • Примирить собственные противоречия, разобраться с сопротивлением, которое мешает работе;
  • Проработать риски и найти способы их минимизировать;
  • Составить детальный план действий.

Технику можно использовать для групповой работы, а можно для индивидуальной (в этом случае один человек должен последовательно менять три роли и принимать решения их каждой). Чтобы вам проще было вжиться в роли мечтателя, реалиста и критика, возьмите три листа бумаги, напишите на них «Мечтатель», «Реалист», «Критик» и разложите на полу. А затем переходите с листа на лист и рассматривайте из каждой роли задачу, которую собираетесь решить. Также для этой цели вместо листов можно использовать стулья.

Из роли мечтателя вы можете не только проработать креативное решение, но и укрепиться в своем намерении решить задачу. Например, вы решили создать digital-медиа, которое заткнет конкурентов за пояс. Вы можете обдумывать необычные форматы, интерактив в статьях, контент, который будет видоизменяться в зависимости от поведения пользователя на странице. А можете сфокусироваться на собственном состоянии и представить:

  • Какие чувства вы испытаете в момент триумфа?
  • Что изменится в вашей жизни?
  • Кем вы станете, когда достигли цели?
  • Чему научитесь?
  • Как изменятся решения, которые вы принимаете?

Взгляд из будущего, когда цель достигнута, помогает убрать барьеры и сомнения, а заодно понять, как изменится контекст. Ведь часто мы не задумываемся о том, что достигнув значимой цели, изменим (пусть лишь чуть-чуть) мир вокруг и изменимся сами.

Из роли реалиста полезно спросить себя:

  • Что нужно сделать для достижения цели?
  • Какие ресурсы уже есть?
  • Каких ресурсов не хватает и где их достать?
  • Когда нужен результат?
  • Кто может помочь? Как выйти на этих людей?

Если у вас амбициозная цель, то реалист может захлюздить и сказать, что эту задачу невозможно решить. Но это мысли критика. Реалист не говорит, что задача невыполнима, он может лишь указать, что нужно больше компетенций, денег, времени или информации для принятия решения. Поэтому все критические замечания, если они возникают на этом этапе, нужно выписать и отдать критику.

Когда план составлен, можно выпускать на арену критика. Важно, чтобы он критиковал не саму идею, а план реализации. Задача критика проверить план на прочность:

  • Насколько он выполним?
  • Какие есть риски?
  • Что может пойти не так?
  • Что не учли в плане?
  • Кто может помешать реализации?

Нужно выписывать возражения и опасения до тех пор, пока они не иссякнут. Это поможет избавиться от скрытого сопротивления и обнаружить все подводные камни. После этого план надо вернуть на доработку реалисту, а если часть возражений окажется для него непосильной, сформулировать их как отдельные проблемы и подключить для решения креативного мечтателя. Обычно приходится пройти несколько итераций, чтобы критик успокоился и признал план реалистичным. Чтобы лучше разобраться в методе, рассмотрим, как может выглядеть с его помощью решение реальной бизнес-проблемы.

Метод Уолта Диснея: пример эффективного использования

Проблема. Руководитель рекламного агентства столкнулся с проблемой. Агентство давно и стабильно работает, но не растет. Руководители отделов заняты операционкой и проектами — времени развивать агентство у них нет. А руководителю агентства не хочется ходить за всеми с палкой, бороться с сотрудниками и насильно инициировать перемены. Но принять идею, что агентство не будет развиваться, он тоже не может. Что же ему делать? Тут-то нам и поможет метод Уолта Диснея.

Первая итерация

Предложение мечтателя. А что если заинтересовать развитием самих сотрудников? Сделать так, чтобы команда сама отвечала за результаты своей работы? Сейчас у сотрудников нет мотивации этого делать, а у руководителей нет времени внедрять инновации. А когда у руководителей находится время, то у сотрудников нет желания работать по-новому, и они саботируют перемены (иногда неосознанно, просто не проявляя должного усердия).

Но если команда станет единым целым, то противостояние между сотрудниками и руководителями исчезнет. Они встанут по одну сторону барьера и будут заинтересованы в росте агентства. Они смогут тестировать новые подходы и внедрять те, что лучше работают. Получается, что агентство будет развиваться само собой. Круто же?!

Решение реалиста. Чтобы команда работала слаженно, нужен человек, который задаст правильный курс. Он не должен руководить командой и объяснять ей, что надо делать, но он должен задавать ориентиры, ставить цели и т.д. Иначе возникнут разброд и шатания.

Также нужно мотивировать всех участников команды и вознаграждать их за рост. Например, если прибыль выросла, то команда получает часть этой прибыли, тогда у людей будет интерес в этом участвовать.

Обратная связь от критика. Решение — слабое. Команда не сможет себя организовать, если ее не пинать. Обязательно найдется сотрудник, который возьмет задачу и не сделает. К тому же команда завязнет, когда начнет тестировать сложные решения, которые долго и муторно внедрять. Все полетит к чертям.

Вторая итерация

Решение реалиста. Значит нужно, чтобы кто-то из команды взял на себя задачу следить, чтобы участники выполняли договоренности. Он должен собирать обратную связь, спрашивать, как идут дела, есть ли проблемы. И если есть, то находил бы решения этих проблем. Это поможет команде не увязнуть в проблемах.

А еще команда должна брать в работу только те гипотезы, которые можно быстро внедрить и увидеть — работают они или нет.

Обратная связь от критика. Это решение тоже сомнительно. Команда будет брать в работу какие попало гипотезы. Часть из них будет совершенно бесполезна для бизнеса. Например, начнут изо всех сил работать над клиентоориентированностью и удовлетворять любую хотелку клиента за счет фирмы, разумеется. Потратят кучу денег и времени, а толку не будет.

Третья итерация

Решение реалиста. Значит нужно, чтобы к гипотезам, которые команда будет брать в работу, были сформулированы жесткие требования. Например, чтобы их можно было внедрить и проверить за 2 недели. А сами гипотезы относились к важным для агентства метрикам. Скажем, привлечение клиентов, средний чек, конверсия в сделку, рентабельность проекта.

Обратная связь от критика. Все это отлично, но гипотезу мало проверить, ее надо внедрить. Чем больше гипотез себя оправдает, тем больше их потребуется внедрить, а это куча времени. Команда просто захлебнется в инновациях и устанет.

Четвертая итерация

Решение реалиста. Значит надо, чтобы команда сначала протестировала гипотезы и нашла полезные, а затем вернулась в обычный режим и внедрила их, прекратив на время тестирование новых гипотез. Разница будет в том, что команда будет мотивирована их внедрять, ведь она сама их выбрала, убедилась, что они работают. Руководителям не придется никого пинать.

Как видите, за 4 итерации из расплывчатой идеи, которая посетила мечтателя, удалось прийти к вполне конкретному решению.

«Шесть шляп мышления» Эдварда де Боно

Есть еще один подход, который можно применять, как для групповой работы, так и для индивидуальной, — это метод «Шести шляп мышления» психолога Эдварда де Боно.

Эдвард де Боно известен тем, что разработал концепцию латерального мышления, то есть мышления нестандартного, призванного выйти за рамки привычных шаблонов. В 1985 году он опубликовал книгу «Шесть шляп мышления» (в оригинале книга так и назвается «Six Thinking Hats»), где описал методику, которая помогает организовать групповую дискуссию так, чтобы учесть все точки зрения, получить целостный взгляд на проблему и найти оптимальное решение.

Зачем нужны «Шесть шляп»

Метод «Шести шляп мышления» призван решить две проблемы.

Во-первых, людям не всегда хватает последовательности при принятии решений: убеждения они выдают за факты, факты склонны интерпретировать односторонне, часто руководствуются стереотипами, когда нужно проявить аналитические способности, и при этом не отслеживают влияние эмоций на решения.

Во-вторых, во время групповых обсуждений могут теряться важные суждения, если их настойчиво не отстаивать. Поэтому часто побеждает позиция, которую громче защищают, а не та, которая лучше всего подходит компании.

Технология «6 шляп мышления» задает процедуру, которая поможет взять лучшее из всех идей и привести команду к оптимальному решению, а не дарить победу самой громкой идее.

Метод «Шести шляп мышления»

Каждая шляпа отвечает за определенный «режим» мышления и помогает участникам встречи собрать целостную картинку.

Шесть шляп мышления

Белая шляпа — информация и факты. Когда участники примеряют белую шляпу, они обсуждают данные, которыми располагают, и разграничивают факты и гипотезы. Это позволяет синхронизировать общую картину. Скажем, все смотрят отчет о прибылях и убытках и исходят из одних и тех же фактов. Также на этом этапе важно понять, какой информации не хватает, чтобы принять решение.

На этом этапе важно:

  • зафиксировать разные точки зрения;
  • оценить, какая информация есть, насколько ей можно доверять, и каких данных не хватает;
  • разделить факты и предположения.

Красная шляпа — чувства и эмоции. Красная шляпа позволяет сфокусироваться на интуитивных догадках, которые подсказывает сердце, а также поделиться своими эмоциями, которые могут касаться, как самой проблемы, так и предложений других участников. Также красную шляпу используют для эстетических оценок, например, дизайна. На этом этапе полезно задать себе вопросы:

  • Что я сейчас чувствую?
  • Что подсказывает мне интуиция?
  • Нравится ли мне это решение?

Чтобы уменьшить влияние рациональной части, техника Эдварда де Боно отводит на рассуждения 30 секунд. Также решающий голос на этом этапе получают эмоции. Скажем, если решение кажется вам верным, но при этом вы испытываете тоску, об этом самое время сказать.

Черная шляпа — критические суждения. Черная шляпа помогает включить режим критика и оценить слабые стороны решения и риски. По сути этот этап в методе Эдварда де Боно аналогичен этапу критика в технологии Уолта Диснея. Здесь уместны вопросы:

  • Какие проблемы возникнут?
  • Какие риски возможны?
  • Что мы упускаем?

Поскольку одни люди всегда фокусируются на недостатках, их нужно притормаживать, чтобы они не включали режим критика на других этапах. И, наоборот, тех, кто видит все в радужном свете, нужно стимулировать отыскивать изъяны и потенциальные проблемы.

Желтая шляпа — оптимизм. Желтая шляпа фокусирует участников на преимуществах и выгодах решения. На этом этапе нужно защищать, а не критиковать идею и приводить аргументы в ее пользу. Например:

  • Какие плюсы есть у этой идеи/решения?
  • В чем заключается выгода?
  • Какие возможности это откроет перед нами?

Желтая шляпа уравновешивает черную и помогает создать реалистическое видение ситуации.

Зеленая шляпа — креатив. Здесь, как и в стратегии Уолта Диснея, нужно включить режим мечтателя и придумать креативные способы решения проблемы. На этом этапе нельзя оценивать и критиковать предложенные раньше решения, только творчески их развивать и не бояться выходить за привычные рамки. Вопросы:

  • Какие необычные идеи приходят в голову?
  • Какие альтернативные способы решать проблему существуют?
  • Как преодолеть проблемы, которые прилетели от черной шляпы?
  • Если бы мы нашли оптимальное решение проблемы, то каким бы оно было?

Идеи, которые возникли на этом этапе полезно проанализировать с помощью черной и желтой шляп. Как видите, все это сильно напоминает подход Уолта Диснея.

Синяя шляпа — управление процессом. Синяя шляпа не связана с выработкой решения, но она помогает структурировать сам процесс его принятия. Ее надевает руководитель или фасилитатор, который управляет дискуссией, а другие участники используют ее, когда им нужно внести предложения. Синяя шляпа вступает в дело, когда нужно определиться с целями обсуждения, правилами и координировать участников. Примеры реплик для синей шляпы:

  • Каких целей мы хотим достичь?
  • В каком порядке будем использовать шляпы?
  • Сейчас самое время выпустить пар и поделиться чувствами. Для этого наденьте красную шляпу.
  • Давайте пересмотрим список задач, возможно, не все они актуальны, из-за решений которые мы уже приняли.

Метод «Шести шляп» можно использовать в любых сферах и для решения любых проблем, например, когда нужно усовершенствовать технологический процесс, разработать маркетинговую стратегию, получить обратную связь от команды, выбрать один из возможных вариантов действий, предложить необычное решение и т.д.

Как эффективно принимать решения

Обратная сторона медали

У метода Уолта Диснея и Эдварда де Боно есть очевидный недостаток. Они довольно трудоемки и требуют много времени, особенно, если проблема сложная и для ее решения нужно привлечь много людей.

Однако даже если вы найдете время, чтобы применить эти методы, вам потребуется гораздо больше времени, чтобы реализовать принятые решения. А время — дефицитный товар, где его взять?

Для рекламных агентств есть хороший ответ на этот вопрос — подключить систему автоматизации маркетинга Marilyn. Эксперимент, который мы провели совместно с рекламными агентствами, показал, что автоматизация помогает сэкономить 81,5% времени на выполнении популярных задач.

Marilyn помогает экономить время рекламным агентствам

Например, Marilyn может автоматически:

  • подготовить документы по взаиморасчетам с клиентам. Обычно эта работа занимает несколько дней, а с автоматизацией — несколько минут;
  • свести статистику по 18 рекламным площадкам в одно окно;
  • управлять ставками в контексте и соцсетях;
  • останавливать неэффективные площадки в РСЯ и КМС Google;
  • формировать отчеты и отправлять их клиентам по расписанию;
  • и многое другое.

Доверьте простую работу алгоритмам, и у вас появится время на принятие сложных управленческих решений. Протестировать систему можно бесплатно в течение двух недель.

Читайте свежие кейсы

Как освободить 69% времени и снизить CPC на 20%, автоматизировав рекламу

Как на 15% увеличить число заявок на покупку квартир бизнес-класса и на 7% сократить их стоимость

Как автопроизводителю в 2 раза снизить CPA и оптимизировать расход рекламного бюджета

Как получить дешёвый трафик в США и за 363$ привести заказов на 127 118$

Как с помощью геолокации найти премиальных клиентов и снизить стоимость лида в 5 раз

На чтение 12 мин Просмотров 13.7к. Опубликовано 17.12.2017

Содержание

  1. В мире шляп или почему все-таки «шляпы» мышления?
  2. Шесть шляп де Боно – шесть расцветок
  3. Чему научит метод шести шляп
  4. О чем думать и в какой шляпе
  5. Где применяют шесть шляп мышления
  6. Плюсы и минусы практического применения
  7. Правила метода шести думающих шляп
  8. Шляпы и дети, или метод де Боно в школьной программе и дома
  9. Это интересно

Давайте поговорим о методе, помогающем навести порядок в голове, обуздать стихийность, беспорядочное течение наших мыслей. Каждое мгновение у нас в голове проносится вихрь мыслей, переживаний, воспоминаний, сомнений. Часто это приводит к тому, что мы не можем разобраться в своих чувствах и желаниях, теряемся перед неизвестным и откладываем принятие решений или вовсе отказываемся от того, что кажется непосильной задачей.

Задумывались ли вы, как можно разложить все по полочкам, структурировать мысли, применять сознательно свое мышление и еще легко научить этому детей, в форме игры?

А поможет нам в этом метод шести шляп Эдварда де Боно, психолога, автора серии книг, ученого и практика, специалиста в области развития творческого, нестандартного мышления. Рассмотрим подробнее, в чем суть этого метод мышления.

Идея шести шляп позволяет выбрать правильный подход к делу, разложить мышление на составляющие. Она основана на параллельном или критическом мышлении. Это разновидность мозгового штурма. Здесь разные подходы и идеи уживаются вместе, параллельно. Они не противопоставляются друг другу, а помогают рассмотреть ситуацию с разных сторон, найти новое, неожиданное решение.

Особенно хорош метод шести шляп при решении творческих задач, помогает увидеть все аспекты, все стороны решения, развивает гибкость ума.

В мире шляп или почему все-таки «шляпы» мышления?

Когда-то без шляпы не выходил на улицу ни один уважающий себя человек. Шляпы, шляпки, панамы, платки – неотъемлемая часть образа и стиля человека прошлых эпох. И сейчас шляпы снова в моде. Новая шляпа – новый образ. Так и с нашими мысле-шляпами. Каждую из этих шести шляп можно надеть и снять в любой удобный момент, а вместе с ней поменять наш образ мыслей. Раз – и готово. Все просто, только для начала узнаем о каждой шляпе мыслетворящей и немного потренируемся.

Шесть шляп де Боно – шесть расцветок

Каждая из шести шляп имеет свой цвет, связанный с ее назначением и практическим применением, и помогает ярче представить и запомнить шляпу одного это будет цилиндр, для другого колпак, для третьего что-то еще. Суть не в форме, а в цвете и содержании.

Белая шляпа. Всеобъемлющий, отстраненный и безоценочный чистый цвет. Говорим емко, рассматриваем только факты, реальные примеры. Сторонний, объективный наблюдатель.

Красная шляпа. Огненный цвет, эмоциональность и напряжение. Примеряя этот образ, мы даем полную волю для выхода чувств.

Черная шляпа. Восприятие мира в темных тонах, критичное отношение ко всему и негативизм.

Желтая шляпа. Теплый и яркий цвет положительных эмоций и позитивного взгляда на жизнь.

Зеленая шляпа. Свежие и новые взгляды, творческая жилка, оригинальный подход, креативные решения.

Синяя шляпа. «Собранный», холодный цвет, аналогия с ответственностью и организованностью, умением управлять и принимать решения, координировать работу.

Чему научит метод шести шляп

  1. Предлагая новый способ мышления, шляпы помогают вжиться в новую роль, побыть в несвойственном нам образе, тем самым развивая многогранность мышления.
  2. Это действенный метод управления своим вниманием. Согласитесь, было бы здорово уметь направленно переключать свое внимание. В результате возрастет эффективность в обучении и работе.
  3. Шесть думающих шляп учат договариваться, находить верное решение в конфликтной ситуации, достигать соглашений, выговаривать накопленные эмоции.
  4. Важным для ребенка будет умение играть по правилам, которые предлагает метод 6 шляп. Дети быстро усваивают эти правила и начинают играть в «людей с определенным типом мышления», применяя новые знания на практике.
  5. Метод шести шляп, в понимании Эдварда де Боно, действует на головной мозг так, что нейромедиаторы[i] выстраиваются в определенном соотношении. Это приводит к разрушению стереотипных схем реагирования человека в состоянии стресса и приучает мыслить творчески, нестандартно реагировать на внезапные сложности.

О чем думать и в какой шляпе

Какой способ мышления выбрать, надевая шляпы разных цветов? У каждой шляпы своя роль, мы ее примеряем, чтобы поиграть в ролевую игру.

Белая шляпа – роль ученого. В ней мы собираем, анализируем и обобщаем данные, не оцениваем. Вопросы, которые нас интересуют:

  • Что мы знаем?
  • Что не знаем?
  • Что нужно узнать?
  • Как и где взять необходимую информацию?

Красная шляпа – роль художника, артиста. В ней мы всецело погружаемся в свои переживания, эмоции, ощущения, прислушиваемся к своему сердцу, доверяем. Она иррациональна, чувствительна и спонтанна. Вопросы красной шляпы:

  • Чего я хочу на самом деле?
  • Что я чувствую?
  • Что говорит моя интуиция?
  • Что для меня важно?

Черная шляпа – роль осторожного, критичного человека. Она предполагает использование логического мышления и анализа. Вот где можно и нужно рассмотреть сложности и недостатки, обнаружить подводные камни, но без страха, провести тщательный анализ предполагаемых проблем. Актуальные для этой роли вопросы:

  • Чего мне опасаться?
  • Какие слабые моменты?
  • Какие трудности могут быть?
  • Каких ошибок нужно избежать?

Желтая шляпа – роль оптимиста, позитивного и уверенного человека. Надеваем ее и верим в лучшее, в свои силы, видим хорошие перспективы и твердо уверены в благоприятном исходе. Вопросы, важные здесь:

  • Каким способом достичь?
  • Какие возможности для меня открываются?
  • Как усовершенствовать?
  • Какие сильные стороны?
  • Насколько интересна эта идея?

Зеленая шляпа – роль креативщика, индивидуалиста. Упор делается на поиске новых решений, творческом и нестандартном взгляде на происходящее. Это неординарность и нетипичное поведение. Зеленая шляпа спрашивает:

  • Как выбрать и то, и другое?
  • Что еще можно поменять?
  • Каким образом сделать еще интереснее?
  • Как лучше решить проблему?

Синяя шляпа – роль руководителя, человека, управляющего всеми процессами. Шляпа над шляпами. Она обобщает деятельность всех шляп-ролей, организовывает весь процесс, ставит цели, контролирует исполнение, подводит общие итоги и делает выводы. В этой роли мы задаем такие вопросы:

  • Какие задачи?
  • Что делать в первую очередь?
  • Как распределить обязанности?
  • К какому результату мы стремимся?
  • Какие выводы можно сделать?

Так, шесть шляп де Боно освещают проблему со всех сторон, помогают развить внимательность и многозадачность мышления. Шляпы можно надевать поочередно, в любой удобной последовательности. Или только одну — две на выбор, в зависимости от ситуации. Метод позволяет выбрать шляпу по своему усмотрению. Для полноты картины желательно примерить все шесть, рассматриваемых в этом методе, шляп.

Где применяют шесть шляп мышления

Использование шести шляп мышления возможно в самых разнообразных сферах жизни, в личной (для решения трудной ситуации, важного вопроса, для того, чтобы лучше понимать себя и мотивы своих действий, регулировать спорные вопросы и конфликты), трудовой (как вариант мозгового штурма, для поиска нестандартного способа выхода из любой ситуации, продвижения продукта, роста продаж и сбыта услуг). Многие известные мировые компании применяют успешно эту технику.

Работает метод 6 шляп и по отношению к детям, начиная с 6-7-летнего возраста. Для родителей это отличная возможность в игровой форме развить творческое мышление своих детей, способ избежать однобокости суждений в будущем и использовать в полной мере их умственный потенциал. Методика может быть адаптирована для домашнего применения, в детских садах, для школьных и внеклассных занятий.

Плюсы и минусы практического применения

Начнем с недостатков, их совсем немного. Единственными минусами шестишляпного метода можно считать такие:

  1. Некоторая сложность применения метода. Она состоит в том, что для освоения техники требуется время.
  2. Сложно вводить и применять новшество в группе, в личной практике все проходит легче.
  3. «Детскость» метода 6 шляп может быть причиной несерьезного отношения взрослого коллектива и нежелания его применять. Задача модератора (синей шляпы) повлиять на это решение. Дети же воспримут идею с азартом и удовольствием.

На этом минусы заканчиваются, а плюсов будет, несомненно, больше. Некоторые из них мы уже упоминали:

  1. Шесть шляп де Боно превращают скучные мыслительные процессы в веселую и увлекательную игру, делают их захватывающими и интересными, с восторгом принимаются детьми.
  2. Есть такое свойство головного мозга – считать все новое ложным, неправильным. Это наш ум защищает свою целостность, а метод шести шляп делает возможным всесторонне рассмотреть новую идею, увидеть то, что раньше было недоступно для понимания.
  3. Позволяет рассмотреть все стороны – информационную, творческую, эмоциональную, сильные и слабые моменты, сделать объективные выводы.
  4. Учимся высказываться, давать другому человеку такую возможность и решать мирно спорные вопросы.
  5. Шесть шляп мышления тренируют наше внимание, делая его концентрированным, способным переключаться с одного объекта на другой произвольно, по нашему желанию.
  6. Шляпы де Боно способствуют появлению новых, креативных мыслей за счет упорядоченного, структурированного мышления. Когда идеи не противоречат, а дополняют друг друга, находятся в единстве, вся деятельность мозга направлена на генерирование подходящих решений.
  7. С помощью мысле-шляп легко вовлекаются в диалог застенчивые люди. Им легче выразить свое мнение, даже противоположное мнению других, от лица шляпы. Со временем они станут увереннее отстаивать свою жизненную позицию.
  8. И, как мы уже говорили, это способность влиять на баланс химических веществ головного мозга – нейромедиаторов.
  9. Метод 6 шляп позволяет совладать с эмоциями, мешающими заниматься делом, растерянностью перед неизвестностью, как от большого количества информации, так и множества разных точек зрения. Развивает веру в себя и свои способности.

Правила метода шести думающих шляп

Этот метод достаточно универсальный. Применить его можно индивидуально, для одного человека, либо в работе с группой. Во втором случае доступны два варианта ролевой игры:

  1. Все надевают шляпы одного цвета и роли меняют одновременно.
  2. За каждым участником или группой участников закрепляется роль, которая не меняется до конца игры.

Роли даются участникам, противоположные их характерам.

Сами правила для коллективной работы таковы:

  • Управляет игрой модератор – устанавливает правила, следит за их выполнением, за порядком, распределяет роли, делает записи, подводит итоги. Модератор – это синяя шляпа. Начинается игра со знакомства с методикой шести шляп де Боно. Затем модератор предлагает проблемную ситуацию, задачу, требующую решения.
  • Игроки надевают шляпы одинакового цвета (если участники разделены по группам, то выступают поочередно, начиная с группы белых шляп) и описывают проблему, исходя из своей цветовой роли.
  • Порядок смены шляп не строгий, но рекомендуется сначала узнать всю информацию в белой шляпе, перейти к оцениванию риска и проблемной стороны в черной шляпе. Желтые помогут определить сильные стороны и поверить в положительный исход дела.
  • После этого приходит время зеленой, творческой шляпы. С узнаванием всех тонкостей и объективной информации, мы начинаем видеть целостную картину и искать альтернативные способы решения, нестандартные комбинации, креативные ходы.
  • Красная шляпа надевается изредка, на короткое время. Она позволяет дать выход эмоциям, послушать внутренний голос. Если долго ее носить, ситуация выйдет из-под контроля от накала страстей.
  • Новые идеи перепроверяются еще раз желтыми и черными шляпами, а синяя – подводит итог, обобщает полученные данные.

Опытным путем выбирается оптимальная последовательность работы со шляпами, так как здесь нет жесткого регламента, диктующего очередность.

Шляпы и дети, или метод де Боно в школьной программе и дома

Метод шести шляп мышления применяют в американских и европейских школах с первых классов. Дети очень быстро обучаются критическому мышлению. В результате они легко решают задачи разного уровня сложности, самостоятельны и уверены в себе. Им интересен сам процесс обучения, они умеют находить ответы, аргументировать их, подтверждать доказательствами и фактами.

В наших школах тоже начали успешно применять эту методику на уроках литературы, английского языка, истории. От имени шести шляп рассказываются сказки, что интересно использовать для изучения лексики на уроках русского языка. Сказка, рассказанная желтой шляпой, в сухих фактах, с использованием деловой речи, будет кардинально отличаться от эмоциональной, чувственной сказки красной шляпы. Желтая сказка веселая, образная, позитивная, наполненная художественными сравнениями. Черная – сказка-триллер, со страшными подробностями. В сказке, рассказанной зеленой шляпой, будет непредвиденное окончание, а можно рассказать ее без слов. Синяя сказка может быть рассказана в виде отчета. Хорошо совмещать метод шести шляп мышления с интеллектуальными картами. Это графические схемы, систематизированные мысли, разложенные по полочкам и помещенные в наглядные пособия, простые и понятные.

Научиться мыслить «шляпным» методом могут взрослые, старшие школьники и самые маленькие ученики. Дома метод шести шляп мышления успешно используется родителями в решении всяческих задач. Чтобы сделать процесс обучения понятным и наглядным, можно сделать шляпы из цветной бумаги. Экспериментировать можно, рассматривая «под шляпами» бытовые ситуации, непонятные ребенку, рассказывая сказки, помогая школьнику справиться с домашним заданием.

Люди за всю жизнь примеряют многие роли. В одном человеке уживаются и внутренний ребенок, и взрослый, родитель, партнер. Так, девочка вырастает и играет роли мамы, жены, дочери, сестры, подруги, возможно, бизнес леди или наемной работницы. Мальчик становится мужчиной, мужем, папой. Эти роли живут параллельно и не всегда могут договориться между собой. Одна часть нас, одна роль, желает больше времени проводить с семьей, другая – на работе, третьей недостаточно времени на свои хобби, личные интересы. Они начинают конфликтовать между собой, а мы не понимаем, что же с нами происходит. И что со всем этим внутренним балаганом делать? Вот тут и приходит на помощь метод шести шляп мышления и умение структурировать свои мысли, чтобы дать нашим ролям высказаться, прийти к общему решению и восстановить душевный покой.

А вы как считаете, стоит ли тратить время на изучение метода 6 шляп? Будет ли он применим в вашей жизни? Для себя я сделала вывод, что хочу развиваться сама, играя со своими детьми, и упростить им жизнь, обучив методу шести шляп мышления. Так что иду за ножницами и цветной бумагой, претворять замысел в жизнь. Начну с желтой шляпы энтузиазма и оптимизма и вам скажу словами Эдварда де Боно: «Попробуйте этот метод на себе».

Это интересно

Нейромедиаторы – биологически активные химические вещества, посредники в передаче нервных импульсов. Если их недостаточно, в организме происходят различные нарушения, такие, как бессонница, депрессия, ухудшение памяти, внимания и так далее.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Методика цифровой трансформации бизнес модели предприятия
  • Методики разработки систем качества в гостиничном бизнесе
  • Методу бизнес анализа свойственна характерная особенность
  • Методы минимизации рисков при планировании малого бизнеса
  • Методы управления персоналом в ресторанном бизнесе кратко