Место реализации консультационных услуг иностранной компанией

Консультации — это стандартные услуги, которые облагаются НДС в общем порядке. Они не освобождаются от налогообложения, если нет исключительных обстоятельств, например, исполнитель не работает на УСН, или получатель услуг не является иностранной компанией. Разберемся с нюансами обложения НДС консультационных услуг.

Облагаются ли НДС консультационные услуги

Консультационные или консалтинговые услуги — это деятельность по предоставлению информации в письменной и устной форме. Под это определение подходят консультации юристов, аудиторов, бухгалтеров, маркетологов и других специалистов.

Если консультации оказаны на территории РФ — они признаются объектом обложения НДС (ст. 146 НК РФ). Платить налоги с них должны и индивидуальные предприниматели, и организации, в том числе некоммерческие. Ставка НДС стандартная — 20 %.

Есть три случая, при которых НДС можно не платить:

  1. Услуги реализованы не на территории России (пп. 1 п. 1 ст. 146, ст. 148 НК РФ);
  2. Услуги оказывают органы госвласти или местного самоуправления в рамках их исключительных полномочий (пп. 4 п. 2 ст. 146 НК РФ);
  3. Услуги оказывают организации и предприниматели, которые освобождены от НДС или не являются его плательщиками, в том числе спецрежимники.

Со вторым и третьим пунктами все просто. А вот с первым могут быть вопросы. Особенно, если вы работаете с иностранными компаниями, так как надо определить место реализации услуги.

Как определить место реализации консультационных услуг

НДС с консультационных услуг

Место реализации консультационных услуг — это место, в котором осуществляет деятельность покупатель. Чтобы консультации облагались НДС, их покупатель должен быть зарегистрирован в России как организация или ИП. Если регистрации нет, местом деятельности можно считать РФ при выполнении одного из следующих условий:

  • Россия указана в учредительных документах как место ведения деятельности;
  • Россия — место управления организацией;
  • в России находится постоянно действующий исполнительный орган;
  • в России проживает физическое лицо-получатель услуг.

При взаимодействии с иностранными компаниями возможно два варианта: вы даете иностранцам консультации или получаете от них. Если вы оказали услугу нерезиденту, НДС платить не придется, а вот если нерезидент дал консультацию вам — заплатите НДС как налоговый агент. Это значит, что вам надо будет самостоятельно удержать НДС с дохода продавца и заплатить в бюджет РФ.

Если консультацию купило постоянное представительство, место деятельности определяется по месту нахождения представительства. Если представительство в России, то НДС придется платить даже при том, что сама фирма иностранная.

Освобождены ли от НДС консультации в электронной форме

Консультации — это та услуга, которую легко можно оказывать в электронной форме: по электронной почте или скайпу. Для электронных услуг НК РФ предусматривает особенные правила уплаты НДС, но только в части работы с иностранными компаниями.

Такой порядок назвали «Налог на Google» — это НДС с электронных услуг, которые оказывают иностранные фирмы российским покупателям через интернет. Как правило, НДС в этом случае платят иностранные компании. Исключение — Российские организации и ИП, которые выступают посредниками при продаже услуг иностранных компаний и ведут расчеты непосредственно с покупателями (если посредников несколько — НДС платит последний в цепочке).

Однако в п. 1 ст. 174.2 НК РФ перечислены услуги иностранных компаний, которые не относятся к электронным. В их число попадают и консультации по электронной почте. К ним применяется стандартный порядок уплаты НДС по сделкам с иностранцами.

Как платить НДС с консультаций — общие правила

Если российская организация консультирует российских налогоплательщиков, то в бюджет НДС будет платить именно консультант. Он включает налог в стоимость услуги, а затем перечисляет в бюджет. Сам покупатель консультации позже сможет принять налог к вычету.

Налоговый период по НДС — квартал. Это значит, что рассчитывать и уплачивать НДС в бюджет нужно ежеквартально. Платить налог можно тремя равными платежами — не позднее 25-го числа каждого из трех месяцев, следующих за отчетным кварталом.

Для расчета НДС используется формула: НДС = Налоговая база × Ставка налога.

Налоговая база — это стоимость консультации с учетом или без учета НДС. Она определяется на дату оказания услуги — то есть дату подписания акта об оказанных услугах. Если услуги длящиеся, вроде квартального абонемента на консультации, то датой считается последний день квартала, в течение которого вы оказывали услуги. 

Как налоговому агенту заплатить НДС

Напомним, что это нужно, если вы купили консультацию у иностранной компании, которая не состоит на учете в налоговом органе РФ.

Посчитайте сумму налога по формуле: НДС = Стоимость консультации с НДС × 20 / 120.

НДС исчисляется отдельно по каждой выплате дохода иностранной компании, в том числе по авансам. Одновременно с тем, как вы передаете оплату консультанту, удержите из этой суммы НДС и уплатите его в бюджет. Также надо будет заполнить и выставить счет-фактуру. 

Если вы платите НДС как агент, купивший консультацию у иностранной организации, налог можно будет принять к вычету. Сделать это можно в том квартале, в котором вы заплатили налог и выполнили все условия для вычета.

Как отражать НДС в бухучете

Для бухгалтерского учета НДС к счету 68 «Расчеты по налогам и сборам» открывают специальный субсчет 68-НДС. 

Основные проводки для НДС по консультациям у исполнителя:

  • Дт 90-3 Кт 68-НДС — начислен НДС со стоимости консультации;
  • Дт 62-НДС Кт 68-НДС — начислен НДС с полученной предоплаты (при получении аванса);
  • Дт 68-НДС Кт 62-НДС— принят к вычету НДС с суммы предоплаты (при оказании услуги);
  • Дт 68-НДС Кт 51 — НДС уплачен в бюджет.

Проводки у покупателя консультаций:

  • Дт 19 Кт 60 — отражен НДС, предъявленный консультантом;
  • Дт 68-НДС Кт 19 — принят к вычету НДС;
  • Дт 60-НДС Кт 68-НДС — восстановлен НДС с суммы аванса, ранее принятый к вычету.

Проводки у налогового агента:

  • Дт 20 (26, 44 и др.) Кт 60 — приняты к учету услуги;
  • Дт 19 Кт 60 — отражен НДС со стоимости услуг;
  • Дт 60 Кт 76-НДС — уменьшен долг перед консультантом на сумму НДС, подлежащего уплате в бюджет;
  • Дт 76-НДС Кт 68 — Отражена задолженность по уплате в бюджет;
  • Дт 68 Кт-51 — НДС уплачен в бюджет;
  • Дт 68 Кт 19 — НДС принят к вычету.

Ведите бухгалтерский и налоговый учет в Контур.Бухгалтерии. Считайте НДС, заводите счета-фактуры, оформляйте вычеты и сдавайте декларации через интернет. Еще в Бухгалтерии можно проводить расчеты с сотрудниками, получать консультации от экспертов и проводить проверку контрагентов. Новые пользователи могут 14 дней пользоваться всеми возможностями сервиса бесплатно.

Дата публикации: 24.09.2016 12:30 (архив)

При оказании консультационных услуг иностранной организации, которая зарегистрирована за рубежом и не ведет деятельности в РФ, налог на добавленную стоимость не уплачивается.

Как известно, объектом налогообложения налогом на добавленную стоимость признаются операции по реализации товаров (работ, услуг) на территории России (п. 1 ст. 146 НК РФ).

Порядок определения места реализации работ или услуг определен в статье 148 НК РФ. В подпункте 4 пункта 1 данной статьи сказано: местом реализации консультационных услуг признается территория Российской Федерации в случае, если покупатель работ (услуг) осуществляет деятельность на территории РФ.

На этом основании консультационные услуги, оказываемые российским налогоплательщиком иностранному контрагенту, который не зарегистрирован на территории РФ, не являются объектом налогообложения по налогу на добавленную стоимость.




Самое трудное при приобретении услуг у иностранца определить, является ли наша организация налоговым агентом или нет? Должны ли мы платить за иностранного партнера НДС в бюджет? Цена такой ошибки — пени, штрафы, блокировка счета.

Читая Налоговый кодекс, мы просто «теряемся» в формулировках и не понимаем, что нам надо делать.

В этой статье предлагаем Вам схему по быстрому и четкому определению места реализации услуг (работ), а следовательно, понимания того, являемся ли мы налоговым агентом по НДС или можем просто произвести оплату иностранцу без НДС и спать спокойно.

Содержание

  • Нормативные документы, регулирующие определение места реализации услуг
  • Как определить место реализации услуг?
    • Общее правило по определению места реализации услуг (работ)
  • Блок-схема Определение места реализации услуг
    • Работы, услуги, связанные с недвижимым имуществом (исключение N 1)
    • Работы, услуги, связанные с движимым имуществом (исключение N 2)
    • Услуги в сфере культуры, искусства, образования, физической культуры, туризма, отдыха и спорта (исключение N 3)
    • Место деятельности покупателя услуг (исключение N 4)
    • Место нахождения пункта отправления и назначения (исключение N 5)
    • Место деятельности Поставщика услуг (общее правило)

Нормативные документы, регулирующие определение места реализации услуг

Для определения места реализации услуг (работ), приобретаемых у иностранных организаций, следует пользоваться разными нормативными документами. Поэтому в первую очередь надо установить, откуда иностранный продавец.

При работе с контрагентами из дальнего зарубежья налогоплательщики работают по нормам НК РФ.

На партнеров из ЕАЭС НК РФ не распространяется и юридической силы не имеет, поэтому следует учитывать требования Договора о ЕАЭС от 29.05.2014. При этом, если в Договоре о ЕАЭС идет ссылка на локальное законодательство страны- участницы ЕАЭС, то пользуемся именно им и в т.ч. НК РФ.

Формулировки ст. 148 НК РФ и Договора о ЕАЭС от 29.05.2014 практически идентичны, но отличия все-таки есть. Поэтому в нашей статье дается сравнительный анализ всех основных видов услуг и работ по НК РФ и Договору о ЕАЭС.

Организация заключила контракт с испанской компанией Transporten на оказание услуг по перевозке, транспортировке и связанные с ними услуги на территории РФ.

Место реализации услуг – РФ.

Т.к поставщик — иностранная организация, не состоящая на учете в налоговых органах, пункт отправления и пункт назначения находятся на территории РФ (пп. 4.1 п. 1 ст. 148 НК РФ).

Организация заключила контракт с казахской компанией Тасымал на оказание услуг по перевозке, транспортировке и связанные с ними услуги на территории РФ.

Место реализации услуг – не РФ (пп. 5 п. 29 Протокола ЕАЭС).

Т.к. в Договоре о ЕАЭС от 29.05.2014, Приложение N 18, нормы, аналогичной НК РФ (пп. 4.1 п. 1 ст. 148 НК РФ) нет.

Как определить место реализации услуг?

Общее правило по определению места реализации услуг (работ)

Общее правило определения места реализации – по месту деятельности исполнителя, т.е продавца услуг (работ).

Место деятельности в РФ или не в РФ определяется по месту регистрации организации (предпринимателя):

Продавец зарегистрирован в РФ

Продавец не зарегистрирован в РФ

Реализация облагается НДС в учете продавца Реализация не облагается НДС в учете продавца
Это обычная реализация с НДС

Продавец самостоятельно исчисляет и уплачивает НДС в бюджет в соответствии со ставками налога (0%, 20%)

Это как раз наш случай, рассмотрим его далее подробно

Если государственная регистрация отсутствует, то место деятельности определяется:

  • на основании места, указанного в учредительных документах;
  • места управления организацией;
  • места нахождения постоянно действующего исполнительного органа организации;
  • места жительства индивидуального предпринимателя.

Для филиалов и представительств организации место деятельности определяется:

  • места нахождения постоянного представительства в РФ.

При приобретении услуг (работ) у иностранного партнера, который имеет постоянное представительство в РФ, российский покупатель уже не выступает в роли налогового агента по НДС. Налоговое бремя иностранец несет сам (ст. 306 НК РФ).

Указанные выше нормы, установлены в п. 2 ст. 148 НК РФ.

Что подразумевается под регистрацией в РФ?

Регистрация в РФ – это государственная регистрация организации (предпринимателя) в ФНС РФ с внесением записи в Единый государственный реестр юридических лиц (ЕГРЮЛ) и Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей (ЕГРИП).

Одновременно проводится постановка на налоговый учет и вносится запись в Единый государственный реестр налогоплательщиков (ЕГРН), присваиваются Идентификационный номер налогоплательщика (ИНН), Код постановки на учет (КПП).

Проверить сведения о государственной регистрации можно на портале ФНС РФ

Когда не действует общее правило – место реализации услуг определяется по месту деятельности исполнителя?

Из общего правила «место реализации определяется по месту деятельности продавца» есть ряд исключений.

Чтобы правильно определить место реализации надо проверить, поименованы ли приобретаемые или оказываемые услуги (работы) в списке исключений. Если ни в одном из блоков с исключениями услуги и работы не значатся, то применяется общее правило – место реализации определяем по месту деятельности продавца.

Начинать определение места реализации услуг, работ следует всегда с исключений и затем переходить к общему правилу.

Чтобы определить место реализации услуг, работ надо пройти по каждому блоку, представленному ниже, и найти свой предмет договора (контракта).

Блоки начинаются с исключений и заканчиваются общим правилом.

В таблице приведена информация и для случаев приобретения услуг (работ) у партнеров из дальнего зарубежья и из ЕАЭС.

Эта схема универсальная и может применяться зеркально для того, чтобы определить:

  • являемся ли мы налоговым агентом по НДС при приобретении услуг (работ) у иностранного продавца;
  • должна ли наша организация исчислить НДС, когда она сама оказывает услуги (работы) для иностранного покупателя.

Логика работы со схемой простая – следует определить:

  • свой статус по контракту – покупатель / продавец;
  • место реализации услуг (работ) — РФ / не РФ;
  • порядок исчисления НДС — исчисляется НДС / не исчисляется НДС.

В данных таблицах представлена общая схема порядка исчисления НДС при «импорте» и «экспорте» услуг и работ у иностранца.

Мы покупатель услуг, работ у иностранца

Место реализации РФ

Место реализации не РФ

выступаем налоговым агентом по НДС и платим налог в бюджет
(Раздел 2 Декларации по НДС, если услуги не облагаются НДС по ст. 149 НК РФ, то Раздел 7 Декларации по НДС)
НЕ выступаем налоговым агентом по НДС и НЕ платим налог в бюджет

Мы продавец услуг, работ иностранцу

Место реализации РФ

Место реализации не РФ

наша реализация облагается НДС
в обычном порядке (Раздел 3 Декларации по НДС)
наша реализация НЕ облагается НДС

(Раздел 7 Декларации по НДС)

С помощью блок-схемы, приведенной далее, перейдем к конкретике и определим место реализации приобретаемых (реализуемых) услуг и работ у иностранца.

Блок-схема Определение места реализации услуг

Работы, услуги, связанные с недвижимым имуществом (исключение N 1)

Работы, услуги, связанные с недвижимым имуществом

Контрагент из дальнего зарубежья и РФ

Контрагент из ЕАЭС

строительство, монтаж, ремонт, озеленение, аренда работы, услуги связанные с недвижимым имуществом, в т.ч аренда
пп. 1 п. 1 ст. 148 НК РФ пп. 1 п. 29 Протокола ЕАЭС

Место реализации

место фактического нахождения имущества место фактического нахождения имущества
в РФ – есть НДС Не в РФ – нет НДС в РФ – есть НДС Не в РФ – нет НДС

Работы, услуги, связанные с движимым имуществом (исключение N 2)

Работы, услуги, связанные с движимым имуществом

Контрагент из дальнего зарубежья и РФ

Контрагент из ЕАЭС

монтаж, сборка, переработка, обработка, ремонт и ТО работы, услуги связанные с движимым имуществом, в т.ч с наземным транспортом
пп. 2 п. 1 ст. 148 НК РФ пп. 2 п. 29 Протокола ЕАЭС

Место реализации

место фактического осуществления работ место нахождения имущества в периоде оказания работ (услуг)
в РФ – есть НДС Не в РФ – нет НДС в РФ – есть НДС Не в РФ – нет НДС

Услуги в сфере культуры, искусства, образования, физической культуры, туризма, отдыха и спорта (исключение N 3)

Услуги в сфере культуры, искусства, образования, физической культуры, туризма, отдыха и спорта

Контрагент из дальнего зарубежья и РФ

Контрагент из ЕАЭС

услуги культуры, искусства, образования, физической культуры, туризма, отдыха и спорта услуги культуры, искусства, образования, физической культуры, туризма, отдыха и спорта
пп. 3 п. 1 ст. 148 НК РФ пп. 3 п. 29 Протокола ЕАЭС

Место реализации

место фактического оказания услуг место фактического оказания услуг
в РФ – есть НДС Не в РФ – нет НДС в РФ – есть НДС Не в РФ – нет НДС

Место деятельности покупателя услуг (исключение N 4)

Место деятельности покупателя услуг

Контрагент из дальнего зарубежья и РФ

Контрагент из ЕАЭС

передача, предоставление патентов, лицензий, торговых марок, авторских прав или иных аналогичных прав

разработка ПО, его адаптация и модификация

передача, предоставление, уступка патентов, лицензий, торговых марок, авторских прав или иных аналогичных прав

разработка ПО, его адаптация и модификация

консультационные, юридические, бухгалтерские, аудиторские, инжиниринговые, рекламные, маркетинговые услуг, обработка информации, НИОКР консультационные, юридические, бухгалтерские, аудиторские, инжиниринговые, рекламные, маркетинговые услуг, обработка информации, НИОКР, технологические работы
предоставление персонала

аренда движимого имущества (кроме а/м)

услуги агента (закупка от имени принципала) по консультационным, юридическим, бухгалтерским, информационным и др. услугам данного блока

предоставление персонала

аренда движимого имущества (кроме а/м)

услуги агента (закупка от имени принципала) по консультационным, юридическим, бухгалтерским, информационным и др. услугам данного блока

пп. 4 п. 1 ст. 148 НК РФ пп. 4 п. 29 Протокола ЕАЭС

Место реализации

место деятельности РФ, в случае фактического присутствия покупателя в РФ по месту регистрации место деятельности РФ, в случае, если налогоплательщиком РФ приобретаются указанные выше услуги
в РФ – есть НДС Не в РФ – нет НДС в РФ – есть НДС Не в РФ – нет НДС

Место нахождения пункта отправления и назначения (исключение N 5)

Место нахождения пункта отправления и назначения

Контрагент из дальнего зарубежья и РФ

Контрагент из ЕАЭС

услуги по перевозке, транспортировке и связанные с ними услуги

Исключение: перевозка пассажиров и багажа иностранным перевозчиком не через постоянное представительство

пп. 4.1 п. 1 ст. 148 НК РФ исключение для ЕАЭС

Место реализации

место реализации – РФ, если поставщик иностранная организация, не состоящая на учете в налоговых органах, пункт отправления и пункт назначения находятся на территории РФ

в РФ – есть НДС Не в РФ – нет НДС

Место деятельности Поставщика услуг (общее правило)

Место деятельности Поставщика услуг

Контрагент из дальнего зарубежья и РФ

Контрагент из ЕАЭС

все остальные приобретаемые услуги и работы, которые не названы выше все остальные приобретаемые услуги и работы, которые не названы выше, в т.ч числе аренда а/м
пп. 5 п. 1 ст. 148 НК РФ пп. 5 п. 29 Протокола ЕАЭС

Место реализации

место реализации – РФ, в случае фактического присутствия организации (ИП) на территории РФ на основе государственной регистрации место деятельности РФ, в случае, если налогоплательщиком  РФ выполняются работы (услуги)
в РФ – есть НДС Не в РФ – нет НДС в РФ – есть НДС Не в РФ – нет НДС

Подписывайтесь на наши YouTube и Telegram чтобы не пропустить
важные изменения 1С и законодательства

Помогла статья?

Получите еще секретный бонус и полный доступ к справочной системе БухЭксперт8 на 14 дней бесплатно

1. В целях настоящей главы местом реализации работ (услуг) признается территория Российской Федерации, если:

(в ред. Федерального закона от 29.12.2000 N 166-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

1) работы (услуги) связаны непосредственно с недвижимым имуществом (за исключением воздушных, морских судов и судов внутреннего плавания, а также космических объектов), находящимся на территории Российской Федерации. К таким работам (услугам), в частности, относятся строительные, монтажные, строительно-монтажные, ремонтные, реставрационные работы, работы по озеленению, услуги по аренде;

(в ред. Федерального закона от 22.07.2005 N 119-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

2) работы (услуги) связаны непосредственно с движимым имуществом, воздушными, морскими судами и судами внутреннего плавания, находящимися на территории Российской Федерации. К таким работам (услугам) относятся, в частности, монтаж, сборка, переработка, обработка, ремонт и техническое обслуживание;

(пп. 2 в ред. Федерального закона от 22.07.2005 N 119-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

3) услуги фактически оказываются на территории Российской Федерации в сфере культуры, искусства, образования (обучения), физической культуры, туризма, отдыха и спорта;

(в ред. Федеральных законов от 29.05.2002 N 57-ФЗ, от 22.07.2005 N 119-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

4) покупатель работ (услуг) осуществляет деятельность на территории Российской Федерации.

(в ред. Федерального закона от 29.12.2000 N 166-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

Местом осуществления деятельности покупателя считается территория Российской Федерации в случае фактического присутствия покупателя работ (услуг), указанных в настоящем подпункте, на территории Российской Федерации на основе государственной регистрации организации или индивидуального предпринимателя, а при ее отсутствии или в отношении филиалов и представительств указанной организации — на основании места, указанного в учредительных документах организации, места управления организации, места нахождения его постоянно действующего исполнительного органа, места нахождения постоянного представительства (если работы (услуги) приобретены через это постоянное представительство), места жительства физического лица, если иное не предусмотрено абзацами тринадцатым — семнадцатым настоящего подпункта. Положение настоящего подпункта применяется при:

(см. текст в предыдущей редакции)

передаче, предоставлению патентов, лицензий, торговых марок, авторских прав или иных аналогичных прав, за исключением услуг, указанных в пункте 1 статьи 174.2 настоящего Кодекса;

(см. текст в предыдущей редакции)

оказании услуг (выполнении работ) по разработке программ для ЭВМ и баз данных (программных средств и информационных продуктов вычислительной техники), их адаптации и модификации, за исключением услуг, указанных в пункте 1 статьи 174.2 настоящего Кодекса;

(абзац введен Федеральным законом от 22.07.2005 N 119-ФЗ, в ред. Федеральных законов от 19.07.2011 N 245-ФЗ, от 03.07.2016 N 244-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

оказании консультационных, юридических, бухгалтерских, аудиторских, инжиниринговых, рекламных, маркетинговых услуг, услуг по обработке информации, за исключением услуг, указанных в пункте 1 статьи 174.2 настоящего Кодекса, а также при проведении научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ. К инжиниринговым услугам относятся инженерно-консультационные услуги по подготовке процесса производства и реализации продукции (работ, услуг), подготовке строительства и эксплуатации промышленных, инфраструктурных, сельскохозяйственных и других объектов, предпроектные и проектные услуги (подготовка технико-экономических обоснований, проектно-конструкторские разработки и другие подобные услуги). К услугам по обработке информации относятся услуги по осуществлению сбора и обобщению, систематизации информационных массивов и предоставлению в распоряжение пользователя результатов обработки этой информации;

(см. текст в предыдущей редакции)

предоставление труда работников (персонала) в случае, если работники работают в месте деятельности покупателя услуг;

(в ред. Федерального закона от 05.05.2014 N 116-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

сдаче в аренду движимого имущества, за исключением сдачи в аренду авиационных двигателей и прочего авиационно-технического имущества, если в соответствии с законодательством иностранного государства местом реализации таких услуг признается территория такого иностранного государства, и сдачи в аренду наземных автотранспортных средств;

(в ред. Федерального закона от 27.11.2017 N 335-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

оказании услуг агента, привлекающего от имени основного участника контракта лицо (организацию или физическое лицо) для оказания услуг, предусмотренных настоящим подпунктом;

(в ред. Федерального закона от 29.05.2002 N 57-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

абзацы девятый — десятый утратили силу. — Федеральный закон от 22.07.2005 N 119-ФЗ;

(см. текст в предыдущей редакции)

передаче единиц сокращения выбросов (прав на единицы сокращения выбросов), полученных в рамках реализации проектов, направленных на сокращение антропогенных выбросов или на увеличение абсорбции поглотителями парниковых газов;

(абзац введен Федеральным законом от 19.07.2011 N 245-ФЗ; в ред. Федерального закона от 23.11.2020 N 374-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

оказании услуг, указанных в пункте 1 статьи 174.2 настоящего Кодекса.

(абзац введен Федеральным законом от 03.07.2016 N 244-ФЗ)

В отношении физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, приобретающего услуги, указанные в пункте 1 статьи 174.2 настоящего Кодекса, местом осуществления деятельности покупателя признается территория Российской Федерации в случае, если выполняется хотя бы одно из указанных ниже условий:

(абзац введен Федеральным законом от 03.07.2016 N 244-ФЗ)

местом жительства покупателя является Российская Федерация;

(абзац введен Федеральным законом от 03.07.2016 N 244-ФЗ)

место нахождения банка, в котором открыт счет, используемый покупателем для оплаты услуг, или оператора электронных денежных средств, через которого осуществляется покупателем оплата услуг, — на территории Российской Федерации;

(абзац введен Федеральным законом от 03.07.2016 N 244-ФЗ)

сетевой адрес покупателя, использованный при приобретении услуг, зарегистрирован в Российской Федерации;

(абзац введен Федеральным законом от 03.07.2016 N 244-ФЗ)

международный код страны телефонного номера, используемого для приобретения или оплаты услуг, присвоен Российской Федерации.

(абзац введен Федеральным законом от 03.07.2016 N 244-ФЗ)

Если при оказании физическим лицам, не являющимся индивидуальными предпринимателями, услуг, указанных в пункте 1 статьи 174.2 настоящего Кодекса, местом осуществления деятельности покупателя признается территория Российской Федерации и при этом в соответствии с законодательством иностранного государства, в котором место оказания указанных услуг определяется по месту осуществления деятельности покупателя, местом осуществления деятельности указанного покупателя признается территория такого иностранного государства, продавец вправе определить место осуществления деятельности покупателя самостоятельно;

(абзац введен Федеральным законом от 03.07.2016 N 244-ФЗ)

4.1) услуги по перевозке и (или) транспортировке, а также услуги (работы), непосредственно связанные с перевозкой и (или) транспортировкой (за исключением услуг (работ), непосредственно связанных с перевозкой и (или) транспортировкой товаров, помещенных под таможенную процедуру таможенного транзита при перевозке товаров от места прибытия на территорию Российской Федерации до места убытия с территории Российской Федерации, и услуг, указанных в подпункте 4.3 настоящего пункта), оказываются (выполняются) российскими организациями или индивидуальными предпринимателями в случае, если пункт отправления и (или) пункт назначения находятся на территории Российской Федерации, либо иностранными лицами, не состоящими на учете в налоговых органах в качестве налогоплательщиков, в случае, если пункты отправления и назначения находятся на территории Российской Федерации (за исключением услуг по перевозке пассажиров и багажа, оказываемых иностранными лицами не через постоянное представительство этого иностранного лица).

(в ред. Федерального закона от 19.07.2011 N 245-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

Местом реализации услуг также признается территория Российской Федерации, если транспортные средства по договору фрахтования, предполагающему перевозку (транспортировку) на этих транспортных средствах, предоставляются российскими организациями и индивидуальными предпринимателями и пункт отправления и (или) пункт назначения находятся на территории Российской Федерации. При этом транспортными средствами признаются воздушные, морские суда и суда внутреннего плавания, используемые для перевозок товаров и (или) пассажиров водным (морским, речным), воздушным транспортом.

(в ред. Федерального закона от 27.11.2017 N 335-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

Местом реализации услуг по транспортировке трубопроводным транспортом природного газа также признается территория Российской Федерации в случаях, предусмотренных международными договорами Российской Федерации;

(абзац введен Федеральным законом от 27.11.2017 N 335-ФЗ)

(пп. 4.1 введен Федеральным законом от 22.07.2005 N 119-ФЗ)

4.2) услуги (работы), непосредственно связанные с перевозкой и транспортировкой товаров, помещенных под таможенную процедуру таможенного транзита (за исключением услуг, указанных в подпункте 4.3 настоящего пункта) при перевозке товаров от места прибытия на территорию Российской Федерации до места убытия с территории Российской Федерации, оказываются (выполняются) организациями или индивидуальными предпринимателями, местом осуществления деятельности которых признается территория Российской Федерации;

(пп. 4.2 в ред. Федерального закона от 19.07.2011 N 245-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

4.3) услуги по организации транспортировки трубопроводным транспортом природного газа по территории Российской Федерации оказываются российскими организациями;

(пп. 4.3 введен Федеральным законом от 19.07.2011 N 245-ФЗ)

4.4) услуги по перевозке товаров воздушными судами оказываются российскими авиаперевозчиками — организациями или индивидуальными предпринимателями и пункт отправления и пункт назначения находятся за пределами территории Российской Федерации в случае, если при перевозке на территории Российской Федерации совершается посадка эксплуатируемого указанными перевозчиками воздушного судна и место прибытия товаров на территорию Российской Федерации совпадает с местом убытия товаров с территории Российской Федерации;

(пп. 4.4 введен Федеральным законом от 29.11.2014 N 382-ФЗ)

5) деятельность организации или индивидуального предпринимателя, которые выполняют работы (оказывают услуги), осуществляется на территории Российской Федерации (в части выполнения видов работ (оказания видов услуг), не предусмотренных подпунктами 1 — 4.1, 4.4 настоящего пункта).

(см. текст в предыдущей редакции)

1.1. Если иное не предусмотрено пунктом 2.1 настоящей статьи, в целях настоящей главы местом реализации работ (услуг) не признается территория Российской Федерации, если:

(в ред. Федерального закона от 19.07.2011 N 245-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

1) работы (услуги) связаны непосредственно с недвижимым имуществом (за исключением воздушных, морских судов и судов внутреннего плавания, а также космических объектов), находящимся за пределами территории Российской Федерации. К таким работам (услугам), в частности, относятся строительные, монтажные, строительно-монтажные, ремонтные, реставрационные работы, работы по озеленению, услуги по аренде;

2) работы (услуги) связаны непосредственно с находящимся за пределами территории Российской Федерации движимым имуществом, а также с находящимися за пределами территории Российской Федерации воздушными, морскими судами и судами внутреннего плавания. К таким работам (услугам) относятся, в частности, монтаж, сборка, переработка, обработка, ремонт, техническое обслуживание;

3) услуги фактически оказываются за пределами территории Российской Федерации в сфере культуры, искусства, образования (обучения), физической культуры, туризма, отдыха и спорта;

4) покупатель работ (услуг) не осуществляет деятельность на территории Российской Федерации. Положение настоящего подпункта применяется при выполнении тех видов работ и услуг, которые перечислены в подпункте 4 пункта 1 настоящей статьи;

5) услуги по перевозке (транспортировке) и услуги (работы), непосредственно связанные с перевозкой, транспортировкой, фрахтованием, не перечислены в подпунктах 4.1 — 4.3 пункта 1 настоящей статьи.

(в ред. Федерального закона от 19.07.2011 N 245-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

(п. 1.1 введен Федеральным законом от 22.07.2005 N 119-ФЗ)

2. Местом осуществления деятельности организации или индивидуального предпринимателя, выполняющих виды работ (оказывающих виды услуг), не предусмотренные подпунктами 1 — 4.1 пункта 1 настоящей статьи, считается территория Российской Федерации в случае фактического присутствия этой организации или индивидуального предпринимателя на территории Российской Федерации на основе государственной регистрации, а при ее отсутствии или в отношении филиалов и представительств указанной организации — на основании места, указанного в учредительных документах организации, места управления организацией, места нахождения постоянно действующего исполнительного органа организации, места нахождения постоянного представительства в Российской Федерации (если работы выполнены (услуги оказаны) оказаны через это постоянное представительство) либо места жительства индивидуального предпринимателя.

(в ред. Федеральных законов от 22.07.2005 N 119-ФЗ, от 21.07.2014 N 238-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

В целях настоящей главы местом осуществления деятельности организации или индивидуального предпринимателя, которые предоставляют в пользование воздушные суда, морские суда или суда внутреннего плавания по договору аренды (фрахтования на время) с экипажем, не признается территория Российской Федерации, если указанные суда используются за пределами территории Российской Федерации для добычи (вылова) водных биологических ресурсов и (или) научно-исследовательских целей либо перевозок между пунктами, находящимися за пределами территории Российской Федерации.

(в ред. Федерального закона от 19.07.2011 N 245-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

2.1. В целях настоящей главы местом реализации работ (услуг) признается территория Российской Федерации, если выполнение работ, оказание услуг осуществляются в целях геологического изучения, разведки и добычи углеводородного сырья на участках недр, расположенных полностью или частично на континентальном шельфе и (или) в исключительной экономической зоне Российской Федерации. Положения настоящего пункта распространяются на следующие виды работ (услуг):

1) работы (услуги), выполняемые (оказываемые) в границах континентального шельфа Российской Федерации и (или) в исключительной экономической зоне Российской Федерации либо в границах российской части (российского сектора) дна Каспийского моря, по региональному геологическому изучению, геологическому изучению и разведке морских месторождений углеводородного сырья (включая услуги по геологическому изучению недр и воспроизводству минерально-сырьевой базы, услуги по геофизическим исследованиям скважин, геолого-разведочные и сейсморазведочные работы, разведочные буровые работы, услуги по мониторингу состояния недр, услуги по аэрофотосъемке), созданию, доведению до состояния готовности к использованию (эксплуатации), техническому обслуживанию, ремонту, реконструкции, модернизации, техническому перевооружению, консервации, демонтажу, ликвидации (иные работы капитального характера) искусственных островов, установок и сооружений, а также иного имущества, расположенного на континентальном шельфе Российской Федерации и (или) в исключительной экономической зоне Российской Федерации либо в российской части (российском секторе) дна Каспийского моря, которое используется (создается для использования) в деятельности, связанной с добычей углеводородного сырья на морском месторождении углеводородного сырья;

(пп. 1 в ред. Федерального закона от 30.09.2013 N 268-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

2) работы (услуги) по добыче углеводородного сырья, в том числе по строительству (бурению) скважин;

(пп. 2 в ред. Федерального закона от 30.09.2013 N 268-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

3) работы (услуги) по подготовке (первичной обработке) углеводородного сырья;

4) работы (услуги) по перевозке и (или) транспортировке углеводородного сырья из пунктов отправления, находящихся на континентальном шельфе Российской Федерации и (или) в исключительной экономической зоне Российской Федерации, а также работы (услуги), непосредственно связанные с такой перевозкой и (или) транспортировкой, выполняемые (оказываемые) российскими и (или) иностранными организациями.

(п. 2.1 введен Федеральным законом от 19.07.2011 N 245-ФЗ)

КонсультантПлюс: примечание.

П. 2.2 ст. 148 распространяется на правоотношения, возникшие с 30.09.2022 (ФЗ от 21.11.2022 N 443-ФЗ).

2.2. Налогоплательщик, сведения о котором включены в единый государственный реестр юридических лиц или единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей до 5 октября 2022 года включительно, применяет порядок определения места реализации работ (услуг), выполненных (оказанных) на территориях Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области и (или) Херсонской области, который применялся в отношении этих работ (услуг) до дня принятия в Российскую Федерацию указанных территорий, в случае выполнения этих работ (оказания этих услуг) на основании:

1) заключенного до 5 октября 2022 года включительно государственного (муниципального) контракта с государственным или муниципальным заказчиком Российской Федерации либо соглашения с государственным органом (государственным учреждением), трансграничным концерном, государственным концерном, государственным унитарным предприятием Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области или Херсонской области на выполнение работ (оказание услуг) на указанных в абзаце первом настоящего пункта территориях;

2) заключенного до 5 октября 2022 года включительно договора с юридическим лицом, которому предоставлены средства из федерального бюджета или регионального бюджета на выполнение работ (оказание услуг) на указанных в абзаце первом настоящего пункта территориях;

3) договора, по которому налогоплательщик является соисполнителем, субподрядчиком по контракту, соглашению и (или) договору, указанным в подпунктах 1 и 2 настоящего пункта (независимо от даты заключения такого договора);

4) заключенного до 31 декабря 2022 года договора на выполнение работ (оказание услуг) на указанных в абзаце первом настоящего пункта территориях, не являющегося контрактом, соглашением или договором, указанными в подпунктах 1 — 3 настоящего пункта. Положения настоящего подпункта применяются в отношении работ (услуг), которые выполнены (оказаны) до 31 декабря 2022 года включительно и оплата полной стоимости которых поступила до 25 января 2023 года включительно на открытый в банке счет налогоплательщика.

Положения настоящего пункта применяются при условии документального подтверждения фактического выполнения (оказания) указанных в настоящем пункте работ (услуг), а также при наличии документа, подтверждающего получение оплаты стоимости выполненных работ (оказанных услуг) в случае, предусмотренном подпунктом 4 настоящего пункта.

(в ред. Федерального закона от 19.12.2022 N 549-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

(п. 2.2 введен Федеральным законом от 21.11.2022 N 443-ФЗ)

3. В случае, если организацией или индивидуальным предпринимателем выполняется (оказывается) несколько видов работ (услуг) и реализация одних работ (услуг) носит вспомогательный характер по отношению к реализации других работ (услуг), местом реализации вспомогательных работ (услуг) признается место реализации основных работ (услуг).

(п. 3 в ред. Федерального закона от 19.07.2011 N 245-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

4. Документами, подтверждающими место выполнения работ (оказания услуг), если иное не предусмотрено пунктом 5 настоящей статьи, являются:

(в ред. Федеральных законов от 29.05.2002 N 57-ФЗ, от 03.07.2016 N 244-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

1) контракт, заключенный с иностранными или российскими лицами;

2) документы, подтверждающие факт выполнения работ (оказания услуг).

5. Документами, подтверждающими место оказания физическим лицам, не являющимся индивидуальными предпринимателями, услуг, указанных в пункте 1 статьи 174.2 настоящего Кодекса, являются реестры операций с указанием информации о выполнении условий, предусмотренных абзацами вторым и четырнадцатым — семнадцатым подпункта 4 пункта 1 настоящей статьи, на основании которых местом осуществления деятельности покупателя признается территория Российской Федерации, а также о стоимости указанных услуг.

(в ред. Федеральных законов от 27.11.2017 N 335-ФЗ, от 14.07.2022 N 323-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

Автор: Марина Климова – профессиональный бухгалтер и независимый налоговый консультант, автор более 70 книг и многочисленных статей по проблемам бухгалтерского учёта и налогообложения, к. э. н.

I. Контрагент из страны ЕАЭС

В НК РФ вопросы определения места реализации работ (услуг) регулируются ст. 148, но тем, чьи исполнители или заказчики находятся в стране-члене ЕАЭС не следует руководствоваться этой статьей в попытке определить место реализации. В этом случае руководящий документ – Договор о Евразийском экономическом союзе, поскольку нормы международного договора имеют приоритет над национальными.

Место реализации работ, услуг определяется согласно п. 29, 31, 33 Приложения № 18 «Протокол о порядке взимания косвенных налогов и механизме контроля за их уплатой при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг» к Договору о ЕАЭС (далее – Протокол № 18).

Правила, заложенные в Договоре, не вполне совпадают с нормами НК РФ и это порождает смятение в бухгалтерских умах, а зачастую бухгалтер даже и не догадывается, что нужно было ориентироваться вовсе не на НК РФ.

Давайте найдем различия:

1. При аренде, лизинге и предоставлении в пользование на иных основаниях движимого имущества местом реализации услуг НК РФ называет место осуществления деятельности покупателя – за исключением сдачи в аренду наземных автотранспортных средств; при аренде наземных автотранспортных средств место реализации определяется по месту деятельности продавца, как, например, и при безвозмездном пользовании движимым имуществом (пп. 4, 5 п. 1 ст. 148 НК РФ). При этом российское налоговое законодательство не содержит определения термина «наземные автотранспортные средства». В этом случае следует применять определения и термины, которые содержатся в иных отраслях законодательства (п. 1 ст. 11 НК РФ). Согласно ОКОФ группировка 310.29.10 «Средства автотранспортные» включает легковые автомобили, автобусы, троллейбусы, грузовики, самосвалы, автокраны, снегоходы, квадроциклы, автотранспорт для транспортирования строительных материалов, ряд других и не включает прицепы и полуприцепы (группировка 310.29.20.23). Получается, что при аренде прицепа российской компанией у, скажем, финской местом реализации будет Россия, а местом реализации услуг по аренде грузовика – Финляндия (мы не рассматриваем случай, когда аренда прицепа является вспомогательной услугой к аренде грузовика).

Если же подобные сделки заключаются между резидентами стран-членов ЕАЭС, то местом реализации рассматриваемых услуг будет местонахождения покупателя – для всех случаев за исключением аренды транспортных средств, а для последних – место деятельности продавца (пп. 4 п. 29 Протокола № 18). При этом «транспортные средства» в контексте Договора о ЕАЭС – это морские и воздушные суда, суда внутреннего плавания, суда смешанного (река-море) плавания; единицы железнодорожного или трамвайного подвижного состава; автобусы; автомобили, включая прицепы и полуприцепы; грузовые контейнеры; карьерные самосвалы (п. 2 Протокола № 18). Выходит, что при аренде, например, российским лицом у белорусской компании грузовика или прицепа, местом реализации будет Беларусь.

Обратите внимание и на то, что в российском законодательстве подлежащие государственной регистрации воздушные и морские суда, суда внутреннего плавания отнесены к недвижимости (ст. 130 ГК РФ) и местом их аренды будет считаться место деятельности арендодателя (Письма Минфина России от 13.01.2021 № 03-07-08/641, от 29.12.2020 № 03-07-08/115439), а в Протоколе № 18 такие объекты отнесены к транспортным средствам. Так различаются не только подходы к определению места реализации услуг, но и содержание категорий «транспортные средства», «движимое имущество», «недвижимое имущество».

2. При оказании услуг (выполнении работ) по разработке программ для ЭВМ и баз данных, их адаптации и модификации, сопровождению согласно Протоколу № 18 (пп. 4 п. 29) место реализации определяется местонахождением покупателя. Если обратиться к НК РФ (пп. 4, 5 п. 1 и п. 3 ст. 148), получается, что место реализации работ (услуг) по разработке программ для ЭВМ и баз данных, их адаптации и модификации будет соответствовать месту деятельности покупателя, а для услуг по сопровождению – месту нахождения продавца (за исключением случая, когда такие услуги являются вспомогательными – тогда они оказаны там же, где и основная услуга).

3. Дизайнерские услуги норма НК относит к оказанным по месту деятельности продавца (пп. 5 п. 1 ст. 148), а норма Протокола № 18 – по месту нахождения покупателя (пп. 4 п. 29).

4. Куда сложнее дело обстоит с т. н. электронными услугами. Руководствуясь НК РФ, отнесем их к оказанным в РФ, если покупатель осуществляет деятельность в нашей стране (пп. 4 п. 1 ст. 148). В Протоколе № 18 эти услуги прямо не упомянуты, а значит напрашивается вывод, что местом их оказания следует считать страну продавца, но не все так просто. Дело в том, что электронные услуги – понятие комплексное (п. 1 ст. 174.2 НК РФ). По сути это не вид услуг, а лишь способ их оказания. Сами же услуги крайне разнообразны. Вот и получается, что место оказания электронных услуг в рамках ЕАЭС будет определяться в зависимости от вида таких услуг без учета их «электронности». Ориентируемся на все подпункты п. 29 Протокола № 18.

В частности:

а) услуги по предоставлению прав на использование программ для ЭВМ считаются оказанными в стране покупателя (Письмо Минфина России от 04.03.2021 № 03-07-13/1/15393);

б) рекламные услуги в электронной форме оказаны по месту нахождения заказчика (Письмо Минфина России от 18.01.2019 № 03-07-13/1/2057);

в) электронные, дистанционные образовательные услуги считаются оказанными по месту нахождения организации, осуществляющей образовательную деятельность, или ее филиала независимо от места нахождения обучающихся (пп. 3 п. 29 Протокола № 18 с учетом п. 4 ст. 16 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»);

г) местом реализации консультационных услуг следует считать страну клиента (Письмо Минфина России от 08.12.2021 № 03-07-13/1/99724);

д) при оказании услуг, прямо не упомянутых в пп. 1 – 4 п. 29 Протокола местом реализации услуг в электронной форме признается территория страны продавца (см. также Письмо Минфина России от 16.10.2020 № 03-07-08/90463, Письмо Минфина России от 08.07.2022 № 03-07-13/1/65700).

5. При реализации услуг по перевозке и (или) транспортировке и непосредственно связанных с ней исходим из следующего:

а) согласно ст. 148 НК РФ (п. 4.1, 4.2) по общему правилу услуги оказаны в РФ, если исполнитель – российское лицо и при этом пункт отправления и (или) пункт назначения находятся на территории РФ; когда исполнителем является иностранное лицо – при условии, что пункты отправления и назначения находятся на территории РФ. Если речь идет о транзите товаров, помещенных под таможенную процедуру таможенного транзита, то местом реализации будет РФ, когда услуги оказываются (выполняются) организациями или индивидуальными предпринимателями, местом осуществления деятельности которых признается территория Россия (п. 4.2 ст. 148 НК РФ с учетом Определения Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации от 27.12.2021 № 301-ЭС21-16598 по делу № А43-25632/2019 и п. 10 Письма ФНС России от 02.03.2022 № БВ-4-7/2500@). Например, российская организация осуществляет перевозку грузов для французского заказчика из Польши в Германию. Местом оказания услуг РФ не считается;

б) в рамках сделки резидентов ЕАЭС все проще: место реализации услуг – это страна местонахождения продавца (пп. 5 п. 29 Протокола № 18, Письмо Минфина от 20.07.2018 № 03-07-08/50929, Определение ВС РФ от 10.01.2018 № 304-КГ17-19932 по делу № А03-17236/2016). Например, российская организация осуществляет перевозку грузов для казахстанского заказчика из Польши в Германию, т. е. за пределами РФ и вообще стран ЕАЭС, тем не менее, местом оказания услуг будет РФ.

II. Рокот космодрома

Есть такое особое место на планете – Байконур. У всех оно ассоциируется с космосом, а у бухгалтеров – еще и со специальным налоговым статусом.

Город Байконур является административно-территориальной единицей Республики Казахстан, функционирующей в условиях аренды. На период аренды комплекса «Байконур» город Байконур наделен статусом, соответствующим городу федерального значения Российской Федерации. Это определено Соглашение между Российской Федерацией и Республикой Казахстан о статусе города Байконур, порядке формирования и статусе его органов исполнительной власти (Заключено в г. Москва 23.12.1995) (ред. от 26.12.2016).

Это же Соглашение устанавливает правила применения в г. Байконур косвенных налогов при реализации и ввозе товаров (ст. 12.1) и при выполнении работ, оказании услуг (ст. 12.2).

Так, место реализации работ, услуг определяется:

1) по месту нахождения недвижимого имущества, если работы, услуги связаны непосредственно с недвижимым имуществом, включая услуги по аренде, найму и предоставлению в пользование на иных основаниях недвижимого имущества;

2) по месту нахождения движимого имущества, транспортного средства, если работы, услуги связаны непосредственно с движимым имуществом, транспортными средствами, находящимися на соответствующей территории;

3) по месту фактического оказания услуг, если оказываются услуги в сфере культуры, искусства, обучения (образования), физической культуры, туризма, отдыха и спорта;

4) по месту регистрации в налоговых органах покупателя услуг, если оказываются следующие услуги:

  • консультационные, юридические, бухгалтерские, аудиторские, инжиниринговые, рекламные, дизайнерские, маркетинговые услуги, услуги по обработке информации, а также научно-исследовательские, опытно-конструкторские и опытно-технологические (технологические) работы;
  • работы, услуги по разработке программ для электронных вычислительных машин и баз данных (программных средств и информационных продуктов вычислительной техники), их адаптации и модификации, сопровождению таких программ и баз данных;
  • услуги по предоставлению персонала в случае, если персонал работает по месту деятельности покупателя.
  • услуги по передаче, предоставлению, уступке патентов, лицензий, иных документов, удостоверяющих права на охраняемые государством объекты промышленной собственности, торговых марок, товарных знаков, фирменных наименований, знаков обслуживания, авторских, смежных или иных аналогичных прав;
  • услуги по аренде, лизингу и предоставлению в пользование на иных основаниях движимого имущества, за исключением аренды, лизинга и предоставления в пользование на иных основаниях транспортных средств;

5) по месту регистрации в налоговых органах продавца – в иных случаях.

III. Вспомогательные услуги

В случае, если организацией или индивидуальным предпринимателем выполняется (оказывается) несколько видов работ (услуг) и реализация одних работ (услуг) носит вспомогательный характер по отношению к реализации других работ (услуг), местом реализации вспомогательных работ (услуг) признается место реализации основных работ (услуг) (п. 3 ст. 148 НК РФ, п. 33 Протокола № 18).

Но какие услуги следует считать вспомогательными?

Как разъяснила Судебная коллегия по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации вспомогательными могут быть признаны услуги, оказание которых объективно служит цели обеспечения потребления основных услуг, и отсутствует разумный практический смысл в оплате и потреблении одних услуг без потребления других. При этом значение должно иметь объективное содержание совершенных операций. Само по себе наименование оказанных услуг, как оно приведено в договоре, а равно их раздельное оформление и оплата не могут предопределять вывод о том, является ли территория Российской Федерации местом оказания соответствующих услуг для целей взимания НДС (Определение от 01.02.2021 № 309 ЭС20-16872 по делу № А76-8895/2019, дополнительно – п. 5 Письма ФНС России от 06.04.2021 № БВ-4-7/4549@).

Пример:

Российская организация приобрела у британской компании Emerson, не состоящей на учете в налоговых органах Российской Федерации, консультационные услуги. Помимо этого, исполнителем были оказаны следующие услуги: удаленное предоставление и обслуживание корпоративной почты; подключение WAN-маршрутизатора к сети Emerson и его обслуживание; подключение к сервису CRM; подключение к сервису связи Emerson iPass и др. Российская компания сочла, что услуги корпоративной связи НДС не облагаются, поскольку место их реализации находится за пределами территории РФ – они не указаны в пп. 1-4.1, 4.4 п. 1 ст. 148 НК РФ. Суды же посчитали, что эти услуги носили вспомогательный характер по отношению к консультационным, иначе зачем было отдельно приобретать такие общераспространенные услуги за установленную договором существенную плату. С учетом этих выводов место оказания услуг корпоративной связи – РФ – сообразно месту оказания основных, консультационных, услуг.

В определении места оказания вспомогательных услуг разного рода могут помочь письма Минфина от 03.10.2014 № 03-07-08/49635, от 01.02.2019 № 03-07-08/5954, от 07.05.2018 № 03-07-08/30460, Письмо ФНС от 01.02.2019 № СД-4-3/1723@ и др.

Сдавайте через «Такском» электронную отчётность в ФНС, ФСС, ПФР, Росстат и другие госорганы.

✔ Удалённое подключение.
✔ Простой и удобный интерфейс.
✔ Техподдержка 24/7.
✔ Управление «всё в одном» – контроль обмена со всеми госорганами в одном интерфейсе.
✔ Сверка с бюджетом и с контрагентами – бесплатно во всех тарифах.
✔ Социальный электронный документооборот с ФСС (СЭДО).
✔ Умный календарь бухгалтера и другие сервисы для комфортной работы.

Отправить

Запинить

Твитнуть

Поделиться

Надо ли платить НДС при оказании консультационных и юридических услуг иностранным фирмам

Минфин уточнил, надо ли платить НДС, если российская организация оказывает иностранной фирме консультационные и юридические услуги.

В письме от 17.05.2019 № 03-07-08/35644 ведомство отмечает, что под НДС подпадают только те услуги, которые оказываются на территории России.

Порядок определения места реализации услуг в целях НДС установлен статьей 148 НК РФ. Этой нормой установлено, что место реализации консультационных и юридических услуг определяется по месту деятельности покупателя услуг.

Таким образом, если покупателем консультационных и юридических услуг является иностранная фирма, то местом реализации таких услуг Россия не признается.

Соответственно, эти услуги НДС в России не облагаются, даже если покупающая их иностранная фирма состоит на учете в ФНС РФ в связи с оказанием электронных услуг российским пользователям.

Консультационные услуги НДС облагаются в соответствии с нормами гл. 21 НК РФ и никаких особенностей по данным видам услуг НК РФ не предусматривает. При этом существует ряд особенностей налогообложения консультационных услуг в случае применения специального режима налогообложения или если продавец реализует данные услуги за пределы РФ. Рассмотрим порядок налогообложения консультационных услуг на территории РФ и иностранным контрагентам.

Когда НДС консультационные услуги облагаются?

В соответствии с пп. 1 п. 1 ст. 146 НК РФ, консультационные услуги признаются объектом налогообложения по НДС. Пунктом 3 ст. 164 НК РФ предусмотрено, что консультационные услуги облагаются по ставке 20%.

Налогоплательщиками с данных услуг являются все категории лиц, предусмотренные п. 1 ст. 143 НК РФ. Причем в пп. 14 п. 2 ст. 149 НК РФ особое внимание уделяется некоммерческим организациям как плательщикам НДС с консультационных услуг — видимо, по причине того, что образовательные услуги очень часто путают с консультационными.

Еще одна ситуация, когда консультационные услуги облагаются НДС, — когда российская организация приобретает их у иностранного контрагента, не имеющего представительства в РФ. В силу пп. 4 п. 1 ст. 148 НК РФ, местом реализации таких услуг будет признаваться территория РФ в связи с тем, что покупатель осуществляет свою деятельность в России. Таким образом, российская организация будет исполнять обязанности налогового агента, то есть ей следует удержать и уплатить НДС в бюджет РФ с дохода, перечисленному иностранному продавцу.

О том, как исчислить НДС с дохода иностранного лица, см. в материале «НДС исчисляется сверх договорной цены, только если это прямо следует из договора или обстоятельств, предшествующих его заключению».

Когда консультационные услуги НДС не облагаются?

Согласно п. 3 ст. 346.11 НК РФ, налогоплательщик, применяющий УСН, освобождается от обязанности уплачивать НДС. Следовательно, «упрощенец», который оказывает консультационные услуги, НДС с них не уплачивает.

Существует также и ситуация, когда налогоплательщик, не применяющий УСН, освобождается от обязанности платить НДС (данная возможность предусмотрена ст. 148 НК РФ), — если он оказывает консультационные услуги иностранной организации, деятельность которой осуществляется за пределами территории РФ без наличия у нее российского представительства. В этом случае, в соответствии с пп. 4 п. 1.1 ст. 148 НК РФ, местом реализации таких услуг территория РФ не является, в связи с чем начисление и уплата НДС продавцом не производится.

Итоги

Консультационные услуги НДС облагаются по правилам, предусмотренным налоговым законодательством. Особенностей исчисления НДС по данному виду услуг практически не существует, но если налогоплательщик применяет УСН или реализует свои услуги иностранному контрагенту, нормы НК РФ позволяют освободить продавца от обязанности начислять и уплачивать НДС.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Лучшие ремонтные компании санкт петербурга по ремонту квартир
  • Метод стоимости чистых активов для оценки бизнеса применяется
  • Может ли супруг госслужащего иметь акции иностранных компаний
  • Любимое занятие гагарина в свободное от работы время назовите
  • Методика совокупной стоимости владения компании gartner group