Менеджер в международной компании где учиться

ico

Менеджер-международник

Сфера деятельности

Менеджмент

Вид деятельности

Контролировать, проверять, оценивать. Общаться с людьми. Управлять, руководить, организовывать

Краткое описание

Сфера деятельности

менеджера-международника может быть практически любой: финансы, IT-технологии, туризм, спорт, промышленная отрасль, внешнеэкономическая (или международная) деятельность и т. д.

Особенность специальности

менеджера – ее универсальность. Выпускники востребованы во всех секторах экономики.
С учетом международной ориентации специализации возможны следующие виды профессиональной деятельности:

    • выполнение всех обязанностей и функций менеджеров в компаниях, активно работающих на внешних рынках;
    • маркетинг на национальном и глобальном рынках;
    • осуществление антикризисного управления;
    • проектно-экономическая деятельность в отделах валютных операций в банках, управление финансами во внешнеэкономической деятельности;
    • аналитическая и консалтинговая деятельность;
    • управление персоналом в международных компаниях;
    • электронная коммерция и т.д.

Где учиться

Вузы:

    • Всероссийская академия внешней торговли (ВАВТ) Магистерская программа «Международный бизнес»
    • Государственный университет Высшая школа экономики (ГУ ВШЭ) Факультет менеджмента
    • Институт международной торговли и права (ИМТП) Специальность «Менеджмент организации», специализация «Международный бизнес»
    • Московский государственный университет международных отношений МИД РФ (МГИМО) Факультет Международного бизнеса и делового администрирования
    • Московский авиационный институт (МАИ) Специализация «Международный бизнес»
    • Российский государственный гуманитарный университет (РГГУ) Специальность «Мировая экономика», специализация «Международный бизнес»

Где работать

    • Федеральные и региональные органы управления
    • Государственные и коммерческие фирмы и организации, имеющие международный бизнес, в том числе, совместные предприятия, транснациональные корпорации
    • Инвестиционные и страховые компании
    • Банки
    • Внешнеторговые организации
    • Министерства и ведомства (Минэкономразвития и торговли РФ, ТПП)
    • Научно-производственные объединения, конструкторские и проектные организации
    • Органы социальной структуры народного хозяйства

Тест на профессию

Востребованность

Прогноз востребованности на рынке труда через 5-7 лет

Коды направления подготовки ВО

Менеджмент 38.03.02

Компетенции (Требования)

  • Знать содержание и технологию международных хозяйственных операций, механизмов работы на международных рынках сырья, товаров и услуг; особенности межнационального, финансового, культурного взаимодействия; принципы построения и управления международными структурами, в том числе фирмами, организациями, фондами; владеть современными концепциями управления транснациональных компаний, быть способным интегрироваться в международную бизнес-среду.
  • Свободно владеть иностранным языком, желательно в сфере выбранной профессии, а лучше – двумя иностранными языками.
  • Уметь пользоваться профессиональными компьютерными программами: от программ для сбора и обработки информации и построения баз данных для менеджера и маркетолога до графических редакторов, владение которыми пригодится рекламщикам.
  • Быть хорошо образованным специалистом, обладать знаниями в смежных с основной областях знаний: экономике, математике, юриспруденции, психологии, социологии, дизайне и других.

Вернуться к списку профессий

ico

Подписка на дайджест новостей

О профессии

Новая экономическая реальность характеризуется влиянием множественных факторов: развитием процессов глобализации и локализации, внедрением цифровых технологий, проводимой отдельными странами политикой протекционизма, торговыми войнами, экономическими санкциями, пандемией COVID-19, существенно способствующей возрастанию неопределенности в мировой экономике. Картина мировой торговли и прямых иностранных инвестиций переживает радикальные изменения в результате реструктуризации глобальных цепочек создания добавленной стоимости. В этих условиях профессия менеджера в сфере международного бизнеса становится одной из самых востребованных и престижных на рынке труда.
Прогнозируется, что наступит новый этап глобализации, где драйвером будут являться цифровые технологии, которые в корне изменят идеи и подходы к размещению производительных сил в мире, серьезно переформатируют существующие производственно-сбытовые цепочки, изменят модель и стратегию развития бизнеса. Все это невозможно без специалистов, владеющих теорией и практикой управления компаниями в условиях их деятельности за рубежом с использованием различных международных коммерческих операций и организационных форм осуществления международного бизнеса: экспорта, импорта, обмена технологиями, лицензирования, франчайзинга, осуществления прямых иностранных инвестиций, создания совместных предприятий, филиалов и дочерних компаний за рубежом.
Программа ориентирована на молодых людей, чьи профессиональные амбиции связаны с управлением компанией во всех ее проявлениях, на тех, кто хотел бы сделать карьеру в международной корпорации, занимаясь решением производственных, коммерческих, финансовых, маркетинговых, кадровых вопросов организации и управления международным бизнесом.
Интересные факты:
• в настоящее время в мире насчитывается около 100 тыс. крупнейших международных корпораций более чем с 860 тыс. зарубежных филиалов;
• масштабы компаний впечатляют: оборот крупнейших корпораций мира порой превышает ВВП многих государств; данные компании оказывают существенное влияние на развитие глобальной экономики;
• в состав каждой из 100 крупнейших корпораций мира входит в среднем 549 филиалов в 56 государствах, в том числе 68 оффшорных компаний, 19 холдинговых компаний;
• под воздействием цифровой экономики меняются стратегии транснационализации деятельности компаний: для освоения иностранных рынков компании зачастую не нуждаются в многочисленном персонале и значительных по своему размеру активах, цифровые технологии позволяют им работать в мировом масштабе и действовать на зарубежных рынках почти без физического присутствия; в результате развития цифровых платформ возможно исчезновение некоторых видов компаний, например, оптовых и розничных поставщиков и продавцов.

Карьера и трудоустройство

Выпускники программы ориентируются прежде всего на работу в компаниях, действующих на международных рынках, осуществляющих прямые зарубежные инвестиции, имеющих представительства, филиалы, дочерние и совместные предприятия за рубежом. Это могут быть организации любой организационно-правовой формы (коммерческие, некоммерческие, государственные), осуществляющие международные коммерческие и некоммерческие операции, которым необходимы штатные сотрудники, профессионально разбирающиеся в законах и тенденциях развития мировой экономики, свободно владеющие основными иностранными языками, способные поддерживать эффективные взаимоотношения в условиях кросс-культурной среды.
Выпускники магистерской программы работают в различных направлениях международного бизнеса, в сфере внешнеэкономической деятельности, внешней торговли, в качестве руководителей подразделений международных компаний, зарубежных филиалов, групп (команд) сотрудников, проектов и сетей, а также на должностях: менеджер (руководитель) международных проектов, начальник экспортного отдела, начальник отдела импортных закупок и т.п.
За 20 с лишним лет существования выпускающей кафедры менеджмента было подготовлено более 1900 специалистов, которые осуществляют свою деятельность в 80 странах мира.
Примеры успешной карьеры наших выпускников:
1. Аханов Д.С. (1999 г.в.) — управляющий директор — директор по взаимодействию с компаниями США и Канады ООО «УК «РОСНАНО».
2. Багаутдинова Э.А. (2003 г.в.) — видеожурналист новостного телеканала «Russia Today».
3. Берзелио Рофино Гомес (2008 г.в.) — финансовый эксперт Министерства финансов Гвинеи-Бисау.
4. Шамилева Б.С. (2009 г.в.) — заместитель начальника отдела мониторинга и методологии обеспечения бюджетного процесса в Министерстве финансов Чеченской Республики.
5. Кириленко А.В. (2010 г.в.) — заместитель директора департамента маркетинга ООО «Издательство Розничные финансы», журнал The Retail Finance.
6. Земскова Т.Н. (2016 г.в.) — руководитель направления «Изучение покупателя и управление спросом» компании «Некоммерческое партнерство ECR Russia».

Образовательный процесс

Учебный процесс направлен на формирование совокупности знаний, умений и навыков, необходимых современному специалисту по управлению международным бизнесом.
Разработка программы подготовки магистров была определена потребностью в синергии компетенций менеджера и экономиста-международника для работы в международных компаниях и исследовательских структурах.
Учебная программа дает возможность получить не только теоретические знания, но и приобрести практические навыки, необходимые для успешной работы как в российских, так и международных компаниях. В процессе обучения изучается полный комплекс дисциплин, позволяющий магистрам стать высококвалифицированными специалистами в области международного менеджмента. Наряду с общими экономическими и управленческими дисциплинами студенты изучают наиболее перспективные управленческие технологии в рамках таких дисциплин, как «Теория организации управления», «Современный стратегический анализ», «Управление международной компанией», «Управление международными коммерческими операциями», «Глобальное экономическое пространство современного менеджмента», «Международный менеджмент в цифровой экономике», «Деловые коммуникации в международном менеджменте», «Международная логистика и управление цепями поставок». Кроме того, в рамках учебного процесса регулярно организуются мастер-классы ведущих экспертов в области международного менеджмента. Успешно освоив образовательную программу «Международный менеджмент», выпускники смогут:
• разрабатывать корпоративные, бизнес- и функциональные стратегии развития компаний, действующих на международных рынках;
• осуществлять руководство подразделениями компаний разных форм собственности, функционирующих преимущественно в международном бизнес-пространстве;
• проектировать организационные структуры управления международными компаниями;
• владеть практикой и методами управления международными коммерческими операциями и способностью обосновывать выбор конкретной основной и обеспечивающих операций в реальных условиях международного бизнеса;
• разрабатывать и обосновывать решения по выходу компаний на зарубежные рынки;
• организовывать творческие коллективы (команды) для решения организационно-управленческих задач и осуществлять руководство ими.
Программа разработана с учетом рекомендаций топ-менеджеров российских и зарубежных компаний; предполагает возможность продолжения обучения в аспирантуре и на программах МВА в российских и иностранных вузах.
В рамках программы студенты осваивают навыки как групповой, так и индивидуальной работы, развивают лидерские качества и умение работать в команде во время разбора проблемных ситуаций и реальных бизнес-кейсов в процессе обучения. Предусмотрено большое количество индивидуальных и групповых творческих проектов по каждой изучаемой дисциплине с акцентом на прикладную тематику.
Интернациональный состав учебных групп позволяет обучающимся получить уникальный опыт общения с представителями разных культур, повысить свою языковую и коммуникационную компетентность в межкультурных командах, уже в университете выстраивать собственную сеть профессиональных международных контактов.
Все преподаватели, задействованные в учебном процессе, имеют ученые степени и звания и опыт практической деятельности в сфере международного бизнеса.

Практика

Практико-ориентированный подход к обучению — одна из важнейших ценностей программы «Международный менеджмент». Управленческие компетенции невозможно сформировать, изучая только теорию, поэтому проведение практик на базе коммерческих и некоммерческих организаций является неотъемлемой частью учебного процесса. Основные базы практик — крупные международные и национальные компании различных сфер и отраслей экономики, которые заинтересованы в привлечении на работу выпускников.
Студенты магистерской программы «Международный менеджмент» проходят практику в крупных российских и международных компаниях: «Siemens», «Хирш Интернешнл», «LG Electronics»; консалтинговых фирмах: «PricewaterhouseCoopers» (PWC); кредитных организациях: «Сбербанк РФ», Федеральном Казначействе РФ, АО КБ «Ситибанк», АО «Центр «Московские финансы», «Альфа-банк», АО «Банк Москвы», Банк «Зенит»; на кафедрах факультета и структурных подразделениях университета; в общественных организациях; государственных учреждениях: Государственной Думе РФ, посольствах зарубежных стран.
Магистерская программа предполагает прохождение студентами научно-исследовательской и преддипломной практики. Предусматривается включенное обучение и развитие профессиональных навыков в рамках «окон мобильности»: стажировок, круглых столов, тренингов, участия в конференциях, форумах, олимпиадах и конкурсах. Обеспечивается возможность участия в программе студенческих обменов и получения двойных дипломов в рамках взаимодействия с отечественными и зарубежными вузами-партнерами.
С целью ознакомления с особенностями зарубежной среды менеджмента возможно прохождение профессиональных стажировок за рубежом. Партнерами программы для этой цели выступают вузы Великобритании, Франции, Германии, Испании, Китая, Южной Кореи.

По данным аналитиков, за последний год деловой климат в России улучшился: согласно рейтингу удобства ведения бизнеса, который ежегодно составляет Международная финансовая корпорация группы Всемирного банка, страна поднялась на три позиции и теперь занимает 51 место из 189. Очевидно, что в долгосрочной перспективе международный бизнес в России будет расти, — а это означает, что ему потребуются новые квалифицированные кадры. Впрочем, это справедливо и для российских компаний, ведь они тоже нередко стремятся выйти на транснациональный уровень. Но что отличает менеджера локальной компании от менеджера компании глобальной?

Главное отличие — в умении правильно взаимодействовать с мультикультурной бизнес-средой, ведь здесь всё, в основном, строится на личных отношениях, и нужно обязательно знать, где и что принято, а что — нет. Понять, как велики могут быть различия (даже в мелочах), можно на примере повседневной ситуации: скажем, если перестала работать компьютерная программа Exсel. «Если вы работаете в китайской компании, то обращаетесь за помощью только к руководителю, — объясняет доцент кафедры менеджмента ИБДА, основатель парафармацевтической компании „Рубинафарм“ и член союза экспортеров РФ Эмиль Мартиросян. — Если в России, то вы, скорее, спросите коллегу. В Европе обращаются исключительно к профильному специалисту, а если его нет, используют аутсорсинг. А в США сама постановка вопроса об обращении за помощью некорректна — настолько индивидуализирована там культура».

От страны к стране и от региона к региону различаются не только традиции внутрикорпоративной коммуникации, но и культура ведения переговоров. В КНР, например, принято встречаться делегациями, а в США — индивидуально, причем попытка прийти на совещание с группой поддержки здесь может быть неправильно истолкована. Вот почему умение найти общий язык с представителями культур будет всегда высоко цениться в управленческой среде.

«Нас часто спрашивают: чему учат на факультете менеджмента? Помимо экономики и права, — работать с людьми: развивать свои лидерские качества, трудиться в команде, понимать других людей и выстраивать с ними отношения, влиять на коллег и мотивировать их к проектной работе, общаться с представителями других стран и понимать, почему подчас они ведут себя не так, как россияне. Кроме этого, менеджер должен уметь анализировать большие объемы информации и структурировать их, готовить аналитические документы и правильно их презентовать. Всему этому и многому другому можно научить, только если серьезная теоретическая проработка дисциплин дополняется практическими упражнениями, анализом проблемных ситуаций, групповой проектной работой и стажировками».

Сергей Мясоедов, директор ИБДА, проректор РАНХиГС

Другой важный долгосрочный тренд международного бизнеса — интернетизация сбыта. Соотношение между облачным, онлайн-бизнесом и традиционным ритейлом в последние годы неуклонно смещается в сторону цифровых технологий. В качестве примера Эмиль Мартиросян приводит Procter & Gamble: «Это традиционная компания полного цикла: снабжение, производство, дистрибуция, маркетинг… Но если посмотреть, как всё та же цепочка выстраиваться в интернете, бизнес-модель компании начинает выглядеть совершенно иначе: она превращается в онлайн-ритейлера». А это значит, что наилучшие перспективы на рынке труда сегодня есть у тех, кто совмещает финансовую, маркетинговую или логистическую специализацию с экспертным знанием цифровых технологий.

«Специалисты по продажам — торговые представители, которые бегают по точкам и предлагают продукцию, — в будущем востребованы не будут. От продаж и маркетинга акцент сейчас смещается в сторону маркетинга и логистики. Продвижение продукции в интернете и обеспечение качественного сервиса доставки в каждое домохозяйство — вот что важно».

Эмиль Мартиросян, доцент кафедры менеджмента ИБДА

Сегодня есть и еще одно на редкость перспективное направление профессионального развития, способное помочь абитуриенту проложить себе дорогу в будущее, — HR. «HR-менеджер — это не кадровик, а фактически второй человек в компании, поскольку именно он способен найти подходящего финансового директора и подобрать команду, — рассказывает декан факультета бизнеса и делового администрирования Ирина Колесникова. — А еще именно перед ним стоят задачи создания и поддержания имиджа работодателя, повышения мотивации персонала и формирования лояльности к компании, без которой никакого человеческого потенциала вы не раскроете». Россия сейчас только начинает перенимать международный опыт, и этот момент отлично подходит для карьерного старта: ведь в ближайшем будущем направление HR будет стремительно расти и меняться к лучшему. Сегодня это подтверждают не только эксперты, но и выпускники.

Александр Жадан, выпускник 2015 года по направлению «Управление человеческими ресурсами», консультант по управлению человеческими ресурсами «ВМ-Логистик»

«После 2 курса я проходил практику в достаточно известном тюнинг-ателье „Аларм-сервис“. Я работал с кадровой документацией, вместе с коллегами занимался подбором и оформлением новых сотрудников и увольнением старых, а также участвовал в разработке кадровых документов. Часто говорят, что когда ты приходишь на работу, нужно забыть всё, чему тебя учили в институте, поскольку реальность диктует свои правила. Но на самом деле, это оказалось не так. Когда мне давали задание, я знал, как его делать. Через год я снова пришел в эту компанию — у меня стало больше полномочий и ответственности».

Вчерашним школьникам бывает трудно определиться с тем, какую специальность выбрать — ведь кажется, что мир меняется так быстро. И всё же, высшее образование нередко остается актуальным всю жизнь, несмотря ни на какие перемены. «У высшего образования есть свои абсолютные плюсы: умение думать, учиться. Даже выражение лица человека становится иным, — говорит Мартиросян. — И всё же, через десять лет после выпуска все хотят одного — персональной капитализации. У студента должно быть понимание, что сперва, в начале, обычно надо поработать в компании, капитализировать себя, потом уйти в собственный проект и капитализировать уже его».

При этом основным недостатком российских бизнес-школ сегодня, очевидно является их чрезмерная ориентированность на корпорации. В крупных транснациональных компаниях топ-менеджеры довольны тем, как складывается их карьера, и у них не возникает потребности уходить в собственный проект. Кроме того, уйти перейти с миллиардного оборота на тысячный может быть тяжело психологически. Тем не менее, способность сделать это тоже можно заложить на этапе обучения: нужно лишь перестать ориентироваться исключительно на развитие менеджерских компетенций и обратить внимание на развитие компетенций предпринимательских. «Я понимаю, что всему не научишь, — говорит эксперт кафедры менеджмента ИБДА. — Но можно одеть вчерашнего школьника в „костюм предпринимателя“, наделить его нужными навыками и дать инструменты для того, чтобы он не боялся придумать собственный бизнес-проект, пройти юридическую регистрацию и правильно организовать процесс производства и продаж. Ему это пригодится».

Стелла Святская, факультет международного бизнеса и делового администрирования ИБДА, выпускница 2013 года, диджитал-директор PepsiCo по газированным напиткам в Восточной Европе (PepsiCo, Digital director for carbonated soft drinks, Eastern Europe).

«В конце 3 курса бакалавриата у нас был интересный проект с топовыми русскими и американскими бизнес-школами. Мы отправились в Стэнфорд на конференцию, куда также приехали Аркадий Дворкович (заместитель председателя правительства России — прим. ред.) и Кондолиза Райс (госсекретарь США в 2005-2009 годах — прим. ред.). Но после этого мероприятия нам повезло: произошло извержение вулкана, наш обратный рейс задержали на шесть дней, и мы неделю ходили на лекции Стэнфорда, смотрели, как там всё устроено.

Мне всегда казалось, что Стэнфорд — это что-то такое запредельное, что там учатся небожители: какие-то особенные, гениальные дети. Моему удивлению не было предела, когда я поняла, что в действительности это совершенно обычные студенты — и я не могу сказать, что наше образование хоть чему-то уступает их образованию. Мы ходили на их воркшопы и лекции, и это была та же самая микро- и макроэкономика. Причем на воркшопах, как мне показалось, российские студенты проявляли даже больше смелости и сознательности. Позже я поехала на семестровую стажировку в университет в Северной Каролине во Уилмингтоне и снова убедилась в этом.

В США преобладает spoon-fed education (образование в духе «кормления с ложечки» — англ.). Приходишь на тест — и никаких сюрпризов: спрашивают только то, чему учили. В России же можно легко представить ситуацию, когда тебе предлагают прочитать весь учебник за два дня и одновременно построить финансовую модель Apple, Google и Tesla, чтобы ты мог посмотреть, что и как устроено у них. Объем работы в России колоссален, и если есть желание, здесь можно получить блестящие навыки.

В американском вузе GPA (среднее арифметическое от оценок за пройденные курсы — прим.ред.) у меня был 3,86 из 4 — один из самых высоких из возможных результатов, и не могу сказать, что я хоть в чем-то испытывала напряжение для того, чтобы получить его. В целом же, стажировка показалась мне невероятно полезной. Она расширила мой кругозор, сняла барьеры и уничтожила страха, что за границей ребята намного умнее и лучше нас. Это не так. От страны и национальности ничего не зависит: важно желание учиться. Я точно знаю, что если хочется работать в глобальных международных компаниях или работать в других странах, то опыт учёбы за рубежом необходим«.

Даниэль Криночкин, выпускник 2011 года факультета «Международный менеджмент», ведущий специалист отдела закупок консервации «МЕТРО Кэш энд Керри».

«На своем опыте я понял, что нужно попробовать себя в разных профессиях, пока есть такая возможность во время практики. Тогда после вуза будет четкое понимание карьерных перспектив.

Практику 2 курса я проходил в компании Inditex. Работал в магазине Zara: мне был интересен опыт прямых продаж и общения с клиентами. Практика 3 курса направила меня на путь закупок. Я работал в компании „Бунге СНГ“ (производитель подсолнечного масла „Олейна“, Ideal, „Масленица“), в отделе закупок: занимался переносом линии розлива масла с одного завода на другой. За два месяца я успел съездить в командировку на завод в Воронеж, пообщаться с производителями, сотрудниками других заводов и довести проект до конца. Именно тогда я впервые побывал на серьезных переговорах. В тот момент я понял для себя, что работа в крупной компании может очень много дать для развития, особенно на раннем этапе карьерной лестницы.

После бакалавриата я поехал учиться на магистра в Испанию, поскольку тогда мне казалось, что важно получить зарубежный диплом. С первых занятий в испанском вузе стало ясно, что в ИБДА подготовка сильнее. Я и моя подруга, оба — выпускники alma mater, заметно выделялись за счет своих знаний. Но в целом, во время обучения за рубежом я получил необыкновенный опыт и большое количество связей, а также нашел друзей, Я бы советовал всем, у кого есть возможность, получить двойной диплом ИБДА».

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Мои документы проспект победы 100 часы работы
  • Менеджер по поддержке бизнеса тинькофф отзывы
  • Можно ли двоим проехать по одной карте тройка
  • Мои документы рублевское шоссе 42 часы работы
  • Менеджер по продажам в компании яндекс отзывы