Механик авторемонтной компании выполняющий срочные работы на дорогах режим работы

#1

Arca

    Абитуриент

  • Студенты
  • Pip
  • 1 сообщений

Отправлено 22 December 2015 — 21:10

1. Представьте себе, что вы депутат Государственной Думы Федерального Со-брания РФ. К вам обратилась общественная организация, предложившая допускать к вы-полнению любых работ, за исключением подземных, детей начиная с двенадцатилетнего возраста. Сформулируйте свою позицию, приведите необходимые аргументы

№ 2.Родители тринадцатилетнего Федорова обратились в орган опеки и попечи-тельства за получением согласия на заключение Федоровым трудового договора с ООО «Мир меховых изделий», согласно которому Федоров в период летних каникул выполня-ет работу по раздаче рекламных буклетов данного общества. В обоснование своей прось-бы Федоровы указали, что они являются многодетной семьей с уровнем доходов ниже прожиточного минимума, заработная плата Федорова окажет существенную помощь се-мье, а характер работы и условия ее выполнения (два часа в день) не обременительны для несовершеннолетнего. Сформулируйте заключение органа опеки и попечительства.

№  3. Составьте проект трудового договора:
     с генеральным директором акционерного общества;
     юрисконсультом юридической фирмы;
    менеджером по персоналу общества с ограниченной ответственностью;
    преподавателем высшего учебного заведения.

№ 4. Раскройте понятие и определите значение трудового договора для работника и работодателя. Результат работы представьте в виде эссе.
№ 1. Укажите, какие виды рабочего времени (нормальное, сокращенное, неполное) могут быть установлены следующим категориям работников:
секретарь-референт (имеет ребенка —— семи лет);
—— врач-стоматолог;
—— юрисконсульт государственного унитарного предприятия;
—— вахтер, являющийся инвалидом III группы;
—— машинист буровой установки, занятых на подземных горных работах;
—— водитель автобуса;
—— курьер в аудиторской фирме (17 лет).

№ 2. Определите, какой режим рабочего времени является оптимальным для следу-ющих работников:
—— механик авторемонтной компании, выполняющий срочные работы на дорогах;
—— водитель автобуса, осуществляющий служебную развозку;
—— менеджер туристической компании, занимающийся оформлением в уполномо-ченных органах паспортно-визовой документации;
—— оператор котельной.

№ 3. Представьте себе, что вы депутат Государственной Думы Федерального Со-брания РФ. К вам обратились две группы избирателей. Одна группа считает, что в целях охраны здоровья работников и укрепления семьи необходимо запретить проведение сверхурочных работ. Вторая группа полагает, что поскольку человек самостоятельно рас-поряжается своими способностями к труду, следует устранить всякие ограничения на проведение сверхурочных работ. Оцените приведенные аргументы, сформулируйте соб-ственную позицию.

№ 4.  При приеме на работу на должность методиста Центра дополнительного про-фессионального образования Симонова обратилась к работодателю с просьбой устано-вить ей неполный рабочий день — три часа. При этом она ссылалась на то, что ей необ-ходимо ухаживать за больным отцом. Работодатель предложил установить Симоновой режим гибкого рабочего времени. Имеет ли Симонова право требовать от работодателя установить ей неполное рабочее время? При каком условии? Оцените предложение рабо-тодателя. Разрешите ситуацию, если работодатель согласится на установление Симоновой неполного рабочего дня, но только не менее 4 часов.

Сообщение отредактировал Arca: 22 December 2015 — 21:11

  • Наверх

#2



Гражданка

Отправлено 22 December 2015 — 23:37

Вот студенты! Копируйте задачу (хотя бы начало и конец-и в Яндексе читайте выборку-там будут и даже ответы..Предлагаете другим всё найти,а сами и пальцем не пошевелите!Задача-казус №2 (определите режим..) — Тема: Рабочее время (нормирование труда)…
Задача №2 (Родители 13-летнего Фе..) — «Каждый ребенок в соответствии с нормами внутреннего зако­нодательства обладает следующими правами в сфере имущест­венных отношений:- право распоряжения своим имуществом: в возрасте от 14 до 18 лет — совершать сделки с письменного согласия родите­лей или лиц, их заменяющих; без согласия этих лиц распо­ряжаться своим заработком, стипендией и иными доходами, вносить вклады в кредитные учреждения и распоряжаться ими, совершать мелкие бытовые сделки. При наличии оснований и по ходатайству родителей или органа опеки и попечительства суд может ограничить или лишить несо­вершеннолетнего в возрасте от 14 до 18 лет права самостоятельно распоряжаться заработком, стипендией или другими доходами, за исключением случаев, когда несовершеннолетний, достигший 16 лет, объявлен полностью дееспособным в связи с работой по трудовому договору или занятием предпринимательской деятель­ностью. За детей в возрасте до 14 лет сделки от их имени совершают только их родители или лица, их заменяющие. Малолетние дети в возрасте от 6 до 14 лет самостоятельно совершают только мелкие бытовые сделки и распоряжаются средствами, предоставленными им родителями или другими лицами для определенных целей или для свободного распоряжения (карманные деньги).Трудоустройство подростков в возрасте 14 лет допускается только при наличии письменного согласия одного из родителей или лица, его заменяющего.Максимальная продолжительность рабочего времени в период каникул для учащихся в возрасте от 16 до 18 лет составляет 36 часов в неделю и 6 часов в день; для учащихся от 14 до 16 лет 24 часа в неделю и 4 часа в день. В течение учебного года продолжительность еженедельного учебного и ежедневного рабочего времени учащихся не может пре­вышать половины максимальной продолжительности рабочего вре­мени, предусмотренной для учащихся соответствующего возраста в период каникул.Учащиеся, изъявившие желание поступить на работу, подают личное заявление с согласием на нем одного из родителей или лица, заменяющего его, предъявляют справку с места жительства и сви­ детельство о рождении или паспорт, а также справку медицинского учреждения о состоянии здоровья. Прием на работу оформляется договором в письменной форме с согласия профкома. В договоре должны быть наиболее полно изложены взаимные обязательства сторон.»
Задача № 1 (представьте себе.что вы..)-см. предыдущий ответ…

  • Наверх

Вопросы для
изучения

1. Понятие и виды
нормирования труда.

2. Понятие и виды
рабочего времени.

3. Понятие режима
рабочего времени.

4. Сменная работа,
ее особенности.

5. Режим гибкого
рабочего времени: составные элементы
и порядок применения.

6. Режим раздробленного
рабочего дня: порядок установления и
сфера применения.

7. Суммированный
учет рабочего времени: общая характеристика.

8. Сверхурочная
работа: понятие и порядок привлечения.

9. Ненормированный
рабочий день: понятие и особенности
применения.

10. Понятие и виды
норм труда, их установление.

Задания для
самостоятельной работы

Задание 1. Укажите,
какие виды рабочего времени (нормальное,
сокращенное, неполное) могут быть
установлены следующим категориям
работников:

— секретарь-референт
(имеет ребенка — семи лет);

— врач-стоматолог;

— юрисконсульт
государственного унитарного предприятия;

— вахтер, являющийся
инвалидом III группы;

— машинист буровой
установки, занятых на подземных горных
работах;

— водитель автобуса;

— курьер в аудиторской
фирме (17 лет).

Задание 2. Определите,
какой режим рабочего времени является
оптимальным для следующих работников:

— механик
авторемонтной компании, выполняющий
срочные работы на дорогах;

— водитель автобуса,
осуществляющий служебную развозку;

— менеджер
туристической компании, занимающийся
оформлением в уполномоченных органах
паспортно-визовой документации;

— оператор котельной.

Задание 3. В ООО
«Техномаркет», объединяющем крупную
сеть магазинов розничной продажи бытовой
техники и электроники, накануне новогодних
праздников было принято решение об
увеличении продолжительности рабочего
дня на два часа.

Подготовьте:

1) пакет документов,
необходимых работодателю для направления
в выборный профсоюзный орган в рамках
процедуры учета мнения указанного
органа по вопросу о привлечении работников
магазинов к сверх- урочной работе 29, 30
и 31 декабря;

2) мотивированное
мнение выборного профсоюзного органа
по данному вопросу.

Задание 4. Представьте
себе, что вы депутат Государственной
Думы Федерального Собрания РФ. К вам
обратились две группы избирателей. Одна
группа считает, что в целях охраны
здоровья работников и укрепления семьи
необходимо запретить проведение
сверхурочных работ. Вторая группа
полагает, что поскольку человек
самостоятельно распоряжается своими
способностями к труду, следует устранить
всякие ограничения на проведение
сверхурочных работ. Оцените приведенные
аргументы, сформулируйте собственную
позицию.

Задание 5. Подготовьте
пакет документов, сопровождающих
изменение норм труда (норм выработки,
времени и др. — по выбору) в связи с
внедрением новой технологии производства,
заменой физически и морально устаревшего
оборудования на современное и т.п.

Практические
задачи

Задача 1. Заключением
медико-социальной экспертной комиссии
главному специалисту отдела имущественного
страхования ООО «Страховая компания
«Прогресс» Лосеву была установлена II
группа инвалидности. Индивидуальной
программой реабилитации Лосеву
рекомендовано уменьшение объема
производственной деятельности. Предельная
продолжительность рабочего времени
медицинскими документами не определена.
В этой связи работодатель предложил
Лосеву установление сокращенного
рабочего времени продолжительностью
35 часов в неделю. Лосев настаивал на
сокращении рабочего времени до 30 часов
в неделю. Оцените позиции сторон и
разрешите ситуацию по существу.

Задача 2. При приеме
на работу на должность методиста Центра
дополнительного профессионального
образования Симонова обратилась к
работодателю с просьбой установить ей
неполный рабочий день — три часа. При
этом она ссылалась на то, что ей необходимо
ухаживать за больным отцом. Работодатель
предложил установить Симоновой режим
гибкого рабочего

времени. Имеет ли
Симонова право требовать от работодателя
установить ей неполное рабочее время?
При каком условии? Оцените предложение
работодателя. Разрешите ситуацию, если
работодатель согласится на установление
Симоновой неполного рабочего дня, но
только не менее 4 часов.

Задача 3. В связи с
ухудшением финансового состояния
генеральный директор ГУП «Горизонт»,
занимающегося выпуском товаров народного
потребления, принял решение о введении
режима неполного рабочего времени и
изменении норм труда для работников
основных цехов. Какие действия должен
совершить генеральный директор для
реализации принятого решения? Возможен
ли пересмотр норм труда в указанных
обстоятельствах?

Задача 4. В связи с
уменьшением количества заказов в летний
период работники ООО «Модный стиль»,
занимающегося пошивом мужской и женской
одежды, обратились к генеральному
директору с просьбой о переходе на
четырехдневную рабочую неделю
продолжительностью 32 часа. Генеральный
директор не возражал против введения
неполной рабочей недели с соответствующим
уменьшением заработной платы работников
пропорционально сокращению продолжительности
рабочего времени. Работники ООО «Модный
стиль» не согласились с таким решением,
полагая, что 32-часовую рабочую неделю
следует рассматривать как нормальное
рабочее время, установленное в данной
организации для всех работников. Оцените
позиции работников и генерального
директора ООО «Модный стиль» и разрешите
ситуацию по существу.

Задача 5. По соглашению
u1089 с работодателем бухгалтеру Соловьевой
был установлен неполный рабочий день
продолжительностью четыре часа. В конце
квартала в связи с необходимостью
своевременной сдачи квартального отчета
Соловьева по указанию генерального
директора отработала полную рабочую
неделю — 40 часов. Является ли переработка
сверх установленного Соловьевой
неполного рабочего времени сверхурочной
работой? Как должно быть оплачено время
переработки Соловьевой?

Задача 6. В связи с
празднованием юбилея города в организации,
работающей в режиме пятидневной рабочей
недели (выходные дни — суббота и
воскресенье), был объявлен дополнительный
выходной день — пятница. Тем же приказом
руководителя организации одновременно
была увеличена продолжительность
рабочего дня на два часа ежедневно в
течение рабочей недели, непосредственно
предшествующей трем выходным дням.
Правомерно ли такое изменение режима
работы?

Задача 7. Операторам
автозаправочных станций сети «Петербургское
топливо» был установлен трехсменный
режим работы — сутки через двое (по
скользящему графику).

Соответствует ли
такой режим работы требованиям трудового
законодательства?

Задача 8. Студент
первого курса вечернего отделения
юридического института Попов в возрасте
17 лет был принят на работу помощником
адвоката в адвокатское бюро. В трудовом
договоре с Поповым был предусмотрен
ненормированный рабочий день. Пользуясь
своими знаниями основ права, Попов
возразил против установления ему
ненормированного рабочего дня. При этом
он заявил, что ему как несовершеннолетнему
должно быть установлено сокращенное
рабочее время не более 35 часов в неделю.
Руководитель адвокатского бюро пояснил,
что Попов будет работать не более семи
часов в день, а возможные переработки
будут носить лишь эпизодический характер
и компенсироваться предоставлением
Попову дополнительного отпуска
продолжительностью пять календарных
дней. Возможно ли установление Попову
ненормированного рабочего дня?

Задача 9. В связи с
нехваткой персонала и для временного
u1079 замещения отсутствующих работников
главный врач Государственного унитарного
заведения (ГУЗ) «Городская больница №
3» издал приказ, в соответствии с которым
медсестры с их согласия осуществляют
дополнительные дежурства сверх нормы
рабочего времени. Очередность этих
дежурств определяется графиком,
утверждаемым главным врачом больницы
на каждый месяц. Каким видом дополнительной
работы — совместительством или
сверхурочной — являются указанные
дежурства? Определите предельную
продолжительность дежурств каждой
медсестры в расчете на месяц.

Задача 10. На период
очередного отпуска медсестры отделения
функциональной диагностики ООО
«Медицинский центр “Здоровье” была
приглашена Артемьева, постоянно
работающая на аналогичной должности в
другой медицинской организации. Поскольку
в этот период у Артемьевой по месту
постоянной работы также был очередной
отпуск, она согласилась работать в ООО
«Медицинский центр “Здоровье”» на
условиях полного рабочего дня. Какой
договор должен быть заключен с Артемьевой?
Определите максимальную продолжительность
рабочего времени Артемьевой в расчете
на один рабочий день, неделю, месяц.

Задача 11. В связи
с ухудшением финансового состояния
генеральный директор ГУП «Горизонт»,
занимающегося выпуском товаров народного
потребления, принял решение о введении
режима неполного рабочего времени и
изменении норм труда для работников
основных цехов. Какие действия должен
совершить генеральный директор для
реализации принятого решения? Возможен
ли пересмотр норм труда в указанных
обстоятельствах?

Нормативные акты

1. Конституция РФ.

2. Конвенция МОТ №
30 «О регламентации рабочего времени в
торговле и в учреждениях» 1930 г.

3. Конвенция МОТ №
47 «О сокращении рабочего времени до
сорока часов в неделю» 1935 г.

4. Трудовой кодекс
РФ.

5. Закон РФ от
10.07.1992 № 3266-1 «Об образовании».

6. Федеральный закон
от 07.11.2000 № 136-ФЗ «О социальной защите
граждан, занятых на работах с химическим
оружием».

7. Постановление
Правительства РФ от 14.02.2003 № 101 «О
продолжительности рабочего времени
медицинских работников в зависимости
от занимаемой ими должности и (или)
специальности».

8. Постановление
Правительства РФ от 11.11.2002 № 804 «О Правилах
разработки и утверждения типовых норм
труда».

9. Положение об
особенностях режима рабочего времени
и времени отдыха работников связи,
имеющих особый характер работы,
утвержденное приказом Минсвязи России
от 08.09.2003 № 112.

10. Постановление
Госкомстата России от 05.01.2004 № 1 «Об
утверждении унифицированных форм
первичной учетной документации по учету
труда и его оплаты».

11. Перечень
производств, цехов, профессий и должностей
с вредными условиями труда, работа в
которых дает право на дополнительный
отпуск и сокращенный рабочий день,
утвержденный постановлением Госкомтруда
СССР и Президиума ВЦСПС от 25.10.1974 №
298/П-22.

12. Инструкция о
порядке применения Списка производств,
цехов, профессий и должностей с вредными
условиями труда, работа в которых дает
право на дополнительный отпуск и
сокращенный рабочий день, утвержденная
постановлением Госкомтруда СССР и
Президиума ВЦСПС от 21.11.1975 № 273/П-20.

13. Рекомендации по
применению режимов гибкого рабочего
времени на предприятиях, в учреждениях
и организациях отраслей народного
хозяйства, утвержденные постановлением
Госкомтруда СССР и Секретариата ВЦСПС
от 30.05.1985 № 162.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Дата добавления: 2014-11-24 | Просмотров: 1583


Прекращение трудового договора <== предыдущая страница | Следующая страница ==> Два вопроса. Ночное время – время с 22 часов до 6 часов.

Практические и семинарские занятия — 2 часа.

Практическое занятие 3.

Рабочее время и время отдыха

( 2 часа)

Форма проведения занятий: решение задач, разбор кейсов.

Вопросы к практическому занятию

1. Понятие и виды рабочего времени и времени отдыха.

2. Сверхурочная работа.

3. Отпуска.

Управление самостоятельной работой студента – 12 часа.

Задания для самостоятельной работы

(12 часа)

Задание 1.Укажите, какие виды рабочего времени (нормальное, сокращенное, неполное) могут быть установлены следующим категориям работников:

—секретарь-референт (имеет ребенка семи лет);

—врач-стоматолог;

—юрисконсульт государственного унитарного предприятия;

—вахтер, являющийся инвалидом III группы;

—машинист буровой установки, занятых на подземных горных работах;

—водитель автобуса;

—курьер в аудиторской фирме (17 лет).

Задание 2.Определите, какой режим рабочего времени является оптимальным для следующих работников:

—механик авторемонтной компании, выполняющий срочные работы на дорогах;

—водитель автобуса, осуществляющий служебную развозку;

—менеджер туристической компании, занимающийся оформлением в уполномоченных органах паспортно-визовой документации;

—оператор котельной.

Задание 3.Решите задачи.

Задачи

Задача 1.В связи с празднованием юбилея города в организации, работающей в режиме пятидневной рабочей недели (выходные дни — суббота и воскресенье), был объявлен дополнительный выходной день — пятница. Тем же приказом руководителя организации одновременно была увеличена продолжительность рабочего дня на два часа ежедневно в течение рабочей недели, непосредственно предшествующей трем выходным дням.

Правомерно ли такое изменение режима работы?

Задача 2.Операторам автозаправочных станций сети «Омское топливо» был установлен трехсменный режим работы — сутки через двое (по скользящему графику).

Соответствует ли такой режим работы требованиям трудового законодательства?

Задача 3.Студент первого курса вечернего отделения юридического института Попов в возрасте 17 лет был принят на работу помощником адвоката в адвокатское бюро. В трудовом договоре с Поповым был предусмотрен ненормированный рабочий день. Пользуясь своими знаниями основ права, Попов возразил против установления ему ненормированного рабочего дня. При этом он заявил, что ему как несовершеннолетнему должно быть установлено сокращенное рабочее время не более 35 часов в неделю. Руководитель адвокатского бюро пояснил, что Попов будет работать не более семи часов в день, а возможные переработки будут носить лишь эпизодический характер и компенсироваться предоставлением Попову дополнительного отпуска продолжительностью пять календарных дней.

Возможно ли установление Попову ненормированного рабочего дня?

Задача 4.В связи с нехваткой персонала и для временного замещения отсутствующих работников главный врач Государственного унитарного заведения (ГУЗ) «Городская больница № 3» издал приказ, в соответствии с которым медсестры с их согласия осуществляют дополнительные дежурства сверх нормы рабочего времени. Очередность этих дежурств определяется графиком, утверждаемым главным врачом больницы на каждый месяц.

Каким видом дополнительной работы — совместительством или сверхурочной — являются указанные дежурства? Определите предельную продолжительность дежурств каждой медсестры в расчете на месяц.

Задача 5.При приеме на работу на должность методиста Центра дополнительного профессионального образования Симонова обратилась к работодателю с просьбой установить ей неполный рабочий день — три часа. При этом она ссылалась на то, что ей необходимо ухаживать за больным отцом. Работодатель предложил установить Симоновой режим гибкого рабочего времени.

—Имеет ли Симонова право требовать от работодателя установить ей неполное рабочее время? При каком условии? Оцените предложение работодателя. Разрешите ситуацию, если работодатель согласится на установление Симоновой неполного рабочего дня, но только не менее 4 часов

Задача 6.В связи с болезнью сменщика водитель ОАО «Хлебозавод № 1» Токарев был вызван на работу в свой выходной день (работа осуществляется по графику: два дня — рабочие, два дня — выходные).

Какова процедура привлечения работника к работе в выходной день в указанных обстоятельствах? В какой форме должна быть компенсирована работа Токарева в его выходной день?

Задача 7.Вахтер Гришин, являющийся пенсионером по старости, обратился к работодателю с просьбой о предоставлении ему в текущем календарном году отпуска без сохранения заработной платы продолжительностью 28 календарных дней. Работодатель согласился предоставить Гришину только 14 календарных дней, ссылаясь на то, что именно такая продолжительность отпуска без сохранения заработной платы гарантирована Гришину трудовым законодательством. Гришин же настаивал на предоставлении ему именно 28 календарных дней с учетом того, что в предыдущем году он не воспользовался своим правом на указанный отпуск.

Оцените доводы сторон и разрешите ситуацию по существу.

Задача 8.Студентке первого курса заочного отделения Санкт-Петербургского государственного технического университета Никифоровой был предоставлен учебный отпуск для сдачи летней сессии с 25 мая по 15 июня.

16 июня она предъявила работодателю листок нетрудоспособности, из которого следовало, что в период с 1 по 7 июня Никифорова была больна. В этой связи она обратилась к работодателю с заявлением о продлении ей учебного отпуска на семь дней. При этом Никифорова ссылалась на то, что из-за болезни она не смогла сдать один экзамен и с разрешения учебного управления собирается сдать его 22 июня.

Подлежит ли продлению учебный отпуск, предоставленный Никифоровой?

Задача 9. Директор муниципального предприятия «Дом быта» своим приказом объявил выходными днями для всех работников организации понедельник и вторник.

Законно ли решение директора? Как предоставляются выходные дни работникам организаций, приостановка работы в которых в выходные дни невозможна по производственно-техническим и организационным условиям.

Задача 10. Учетчица автотранспортного предприятия Попова, имеющая годовалого ребенка, обратилась к работодателю с просьбой присоединить перерывы для кормления ребенка к обеденному перерыву и в суммированном виде перенести на начало рабочего дня с соответствующим его сокращением. Однако, ссылаясь на условия работы, работодатель предложил Поповой использовать суммированный перерыв в конце рабочего дня.

Правомерно ли решение работодателя? Дайте ответ на основе положений трудового законодательства.

Задание 4.В ООО «Континент», занимающееся производством металло-пластиковых окон, поступил срочный заказ на изготовление крупной партии стеклопакетов для одного из офисов банка. Генеральный директор ООО «Континент» принял решение о привлечении работников к работе в выходные дни.

Подготовьте:

1) пакет документов, необходимых работодателю, для направления в выборный профсоюзный орган в рамках процедуры учета мнения указанного органа по вопросу о привлечении работников к работе в выходные дни в изложенных выше обстоятельствах;

2) мотивированное мнение выборного профсоюзного органа по данному вопросу.

Задание 5.Ответьте на вопросы теста.

1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 | 38 | 39 | 40 | 41 | 42 | 43 | 44 | 45 | 46 | 47 | 48 | 49 |


«Охрана труда и техника безопасности на автотранспортных предприятиях и в транспортных цехах», 2012, N 4

РЕЖИМЫ ТРУДА И ОТДЫХА РЕМОНТНО-ОБСЛУЖИВАЮЩИХ РАБОЧИХ АВТОТРАНСПОРТНЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ

Обеспечение наилучших условий для высокопроизводительного труда каждого работающего, наиболее полное и эффективное использование рабочего времени и трудовых ресурсов, повышение уровня социальной удовлетворенности — важные задачи подъема экономики страны в условиях рыночных отношений.

Необходимость повышения ее эффективности поставила перед политикой в области трудовых ресурсов вопрос об определении методов, способствующих более рациональному использованию рабочих кадров. Одним из средств реализации этих методов может стать применение разнообразных форм организации труда. Наряду с экономическими целями необходимость применения отличного от традиционного порядка работы обусловливается также интересами занятости с точки зрения демографической политики, потребностями улучшения жизненных условий.

Создание рынка труда, регулируемого сбалансированностью спроса и предложения рабочей силы, дает автотранспортным предприятиям возможность получить полную самостоятельность в установлении продолжительности рабочего дня, изменении сменности работы исходя из условий производства, сферы договорных отношений, с учетом общих начал трудового законодательства.

Регулирование норм трудовых отношений в производственных коллективах должны осуществлять сами предприятия по заключенным договорам и личным контрактам, где определяются различные, наиболее эффективные для конкретного рабочего места режимы труда и формы организации рабочего времени.

При этом преимущественное развитие предоставляется таким формам, которые способствуют оптимальному сочетанию производственных и личных интересов, повышению содержательности, более полной реализации резервов роста производства.

Динамика изменения работоспособности в течение рабочей смены в общем случае может иметь четыре разновидности:

1) постепенное повышение производительности труда в начале рабочего дня, ее стабилизация на протяжении некоторого времени, а затем снижение в большей или меньшей степени вплоть до обеденного перерыва. Характер изменения работоспособности во второй рабочей смене идентичен;

2) постепенное нарастание производительности труда до соответствующего предела, затем ее снижение, продолжающееся до обеденного перерыва. Такая динамика характерна и для второй половины рабочего дня;

3) наибольшая производительность труда в начале работы, затем снижение ее вплоть до обеденного перерыва, то же повторяется и во второй половине смены;

4) различные изменения производительности труда, неоднократно повторяющиеся на протяжении как первой, так и второй половины рабочей смены.

Могут иметь место и такие случаи, когда производительность труда повышается в конце первой и второй половины рабочей смены. Этот так называемый «конечный порыв» объясняется возникновением психологических стимулов в связи с предстоящим окончанием работы.

Установлено, что более высокая производительность труда достигается в первые утренние и дообеденные часы дневной смены. Однако особенности работы АТП требуют применения многосменных режимов работы в зонах технического обслуживания и ремонта. Поэтому особо важное значение имеет рационализация режима труда и отдыха при вечерней и ночной работе, так как последние требуют перестройки суточного стереотипа деятельности всех органов и систем организма и, следовательно, большей напряженности нервной системы.

При работе в ночную смену следует чаще чередовать периоды работы и отдыха. Наибольший эффект частых коротких перерывов в данном случае по сравнению с меньшим количеством перерывов той же суммарной продолжительности при дневной смене заключается в том, что процессы восстановления происходят наиболее интенсивно сразу же в первые минуты отдыха. При более длительных перерывах в ночную смену вслед за периодом интенсивного восстановления во время отдыха наступает период, когда человеком овладевает чувство вялости, сонливости и т. д. В конечном итоге наблюдается снижение работоспособности и производительности труда. Во время обеденного перерыва, который должен производиться в середине ночной смены, после еды целесообразен пассивный отдых. Перед возобновлением работы после перерыва следует провести «физкультминуту» (выполнить несколько физических упражнений).

Большое значение для восстановления работоспособности имеет также организация межсменного отдыха после ночной работы. С учетом характера протекания физиологических процессов можно рекомендовать как наиболее благоприятный такой вариант режима отдыха после ночной смены, при котором дневная норма продолжительности сна разделена на два периода: утренний пятичасовой и вечерний трехчасовой сон.

Существенное влияние на работоспособность оказывают продолжительность рабочей смены и порядок ее чередования. Исследования советских и зарубежных физиологов показывают, что наиболее благоприятное соотношение уровней производительности труда в ночное и дневное время наблюдается в тех случаях, когда ночная работа периодически сменяется дневной. Оптимальным считается чередование смен не чаще чем через 5 — 7 дней работы.

Режим труда и отдыха для любой рабочей смены должен содержать все элементы профилактики производственного утомления, в том числе: дополнительные регламентированные перерывы, производственную гимнастику, функциональную музыку. Большое значение имеют также время приема и качество пищи, о чем более подробно будет сказано ниже.

На рис. 1 и 2 даны графики режимов труда и отдыха для дневной и ночной смен с учетом изложенных рекомендаций. Длительность перерывов на отдых согласована с нормативными данными, представленными в таблице.

Комплексный график рационального режима труда и отдыха

для 8-часового рабочего дня дневной смены

┌───┬────────┬────┬─────┬──────┬────┬────────┬────────┬──┬─────┬────────┬────┬───┬────────────────┬┐

│ │********│ │ │******│ │********│ │**│ │ │****│ │****************││

│ │********│ │ │******│ │********│ │**│ │ │****│ │****************││

│ │********│ │ │******│ │********│ │**│ │ │****│ │****************││

Функциональная │ │********│ │ │******│ │********│ │**│ │ │****│ │****************││

музыка ├───┴────#───┼────┼─────┼──┬───┼────┼────────┼────────┼──┼─────┼────────┼────┼───┼───────┬┬──#────┼┤

│ 20 # │ 10 │ 5 │ │ │ 10 │ 60 │ │ │ 5 │ │ 15 │ │ 57 ││15# 20 ││

│ <──>#───┤<── │ ─>├──┤<─>├─── │<──────>│ ─>┼──┤<── │ │<──>│ │<──────><─>#<──>││

│ 30 # │ │ │ │ 10│ │ │ │ │ │ │ 92 │ # ││

│ <───#──>│ │ │<─┼──>│ │ │ │ │ │ │< │ # >││

├────────#──┬─────┼────────┼──┬─────┼────────┼────────┼─┬──────┼────────┼─┬─┬────┼────────┼──#─────┤

│ #**│ │ │**│ │ │ │*│ │ │ │*│ │ │ # │

│ #**│ │ │**│ │ │ │*│ │ │ │*│ │ │ # │

│ #**│ │ │**│ │ │ │*│ │ │ │*│ │ │ # │

Производственная │ #**│ │ │**│ │ │ │*│ │ │ │*│ │ │ # │

гимнастика ├────────#──┼─────┼────────┼──┼─────┼────────┼────────┼─┼──────┼────────┼─┼─┼────┼────────┼──#─────┤

│ # │ 5 │ │ │ 5 │ │ │ │ 3 │ │ │ │ 5 │ │ # │

│ ──>#──┤<─── │ ──>├──┤<── │ │ ──>├─┤<─── │ ─┼>├─┤<───┤ │ # │

│ # │ │ │ │ │ │ │ │ │ # │

│ # │ │ │ │ │ │ │ │ │ # │

├────────#──┬─────┼─────┬──┴──┬─────┼────────┼────────┴─┬──────┼────────┼────┬───┼────────┼──#─────┤

│ #**│ │ │*****│ │ │**********│ │ │****│ │ │ # │

│ #**│ │ │*****│ │ │**********│ │ │****│ │ │ # │

│ #**│ │ │*****│ │ │**********│ │ │****│ │ │ # │

Регламентированные│ #**│ │ │*****│ │ │**********│ │ │****│ │ │ # │

перерывы ├────────#──┼─────┼─────┼──┬──┼─────┼────────┼────────┬─┼──────┼────────┼────┼───┼────────┼──#─────┤

│ # │ 5 │ │ │ │ 10 │ │ 60 │ │ 3 │ │ 15 │ │ │ # │

│ ──>#──┤<─── │ ──>├──┼──┤<─── │ │<───────┼─┤<─── │ │<──>│ │ │ # │

│ # │ 5 │ │ │ 5 │ │ 63 │ │ │ │ │ │ # │

│ # │ ──>├──┼──┤<─── │ │<───────┼>│ │ │ │ │ # │

└────────#────────┴────────┴────────┴────────┴────────┴────────┴────────┴────────┴────────┴──#─────┘

Начало 1 2 3 4 5 6 7 8 Конец

работы работы

Часы рабочего дня

Рис. 1

Комплексный график рационального режима труда и отдыха

для 7-часового рабочего дня ночной смены

┌───┬────────┬────┬─┬────┬─┬────┬──────────┬─┬───┬──┬─┬─────┬───┬───────┬─┬───────────┬───┐

│ │********│ │ │****│ │ │**********│ │ │**│ │ │***│ │ │***********│ │

│ │********│ │ │****│ │ │**********│ │ │**│ │ │***│ │ │***********│ │

│ │********│ │ │****│ │ │**********│ │ │**│ │ │***│ │ │***********│ │

Функциональная │ │********│ │ │****│ │ │**********│ │ │**│ │ │***│ │ │***********│ │

музыка ├───┼────#───┼────┼─┼────┼─┼────┴───┬──────┼─┼───┼──┴─┼─────┼──┬┼───────┼─┼──────#────┼───┤

│ │ 20 # │ 10 │ │ 15 │ │ 15 │ 30 │ │ │ 5│ 10│ ││ 5 │ │ 45 # 20 │ │

│ │<──>#───┤<── │ │<──>│ │ <──>│<────>│ │ ─>├──<─│ ─>├──┤│<─── │ │<────>#<──>│ │

│ │ 30 # │ │ │ │ 45 │ │ │ │ 15│ │ │ 65 # │ │

│ │<───#──>│ │ │ <───┼─────>│ │ │ │<─>│ │ │<─────#───>│ │

├────────#──┬─────┼───┬─┬──┼────────┼────────┼───┬─┬──┼─────┬──┼────────┼────────#────────┤

│ #**│ │ │*│ │ │ │ │*│ │ │**│ │ # │

│ #**│ │ │*│ │ │ │ │*│ │ │**│ │ # │

│ #**│ │ │*│ │ │ │ │*│ │ │**│ │ # │

Производственная │ #**│ │ │*│ │ │ │ │*│ │ │**│ │ # │

гимнастика ├────────#──┼─────┼───┼─┼──┼────────┼────────┼───┼─┼──┼─────┼──┼────────┼────────#────────┤

│ # │ 5 │ │ │ │5 │ │ │ │ 3│ │ │ 5 │ # │

│ ──>#──┤<─── │──>├─┤<─┼─ │ │──>├─┤<─┼ ──>│──┤<── │ # │

│ # │ │ │ │ │ │ │ # │

│ # │ │ │ │ │ │ │ # │

├────────#──┬─────┼───┬─┬──┼───┬─┬──┼───┬────┴────┬───┼─────┬──┼────────┼──┬─────#────────┤

│ #**│ │ │*│ │ │*│ │ │*********│ │ │**│ │**│ # │

│ #**│ │ │*│ │ │*│ │ │*********│ │ │**│ │**│ # │

│ #**│ │ │*│ │ │*│ │ │*********│ │ │**│ │**│ # │

Регламентированные│ #**│ │ │*│ │ │*│ │ │*********│ │ │**│ │**│ # │

перерывы ├────────#──┼─────┼───┼─┼──┼───┼─┼──┼───┼────┬────┼───┼─────┴──┼────────┼──┼─────#────────┤

│ # │ 5 │ │ │ 5│ │ │ 5│ │ 30 │ 33 │ │ │ 5 │ │ 5 # │

│ ──>#──┤<─── │ ─>┼─┤<─┤ ─>├─┤<─│ │<──>│<──>│ │ ─>─┤<── ─>┼──┤<─── # │

│ # │ │ │ │ │ 63 │ │ │ │ # │

│ # │ │ │ │<───┼───>│ │ │ │ # │

└────────#────────┴────────┴────────┴────────┴────────┴────────┴────────┴────────#────────┘

Начало 1 2 3 4 5 6 7 8 Конец

работы работы

Часы рабочего дня

Рис. 2

Таблица

Виды работы

Наименование категорий затрат
рабочего времени

Нормируемая надбавка к
оперативному времени, %

Слесарно-сборочные
и другие ручные
работы

Подготовительно-заключительное
время

3,5

Время организационно —
технического обслуживания

2,5

Время на отдых и личные
надобности с учетом
физкультурной паузы

6,0

На рис. 1 представлен комплексный график рационального режима труда и отдыха для 8-часового рабочего дня дневной смены. Регламентированные перерывы распределены следующим образом:

1. 5 мин. в начале первого часа для проведения вводной гимнастики.

2. 10 мин. в середине первой полусмены в момент спада работоспособности (5 мин. для активного отдыха и 5 мин. для пассивного отдыха).

3. 60 мин. после четырех часов работы — обеденный перерыв.

4. 3 мин. сразу после обеда для проведения физкультурной паузы.

5. 15 мин. в середине второй полусмены в момент спада работоспособности (5 мин. для активного отдыха и 10 мин. для пассивного отдыха).

Производственная гимнастика включает:

1. 5 мин. в начале первого часа — вводная гимнастика.

2. 5 мин. в середине первой полусмены — физкультурная пауза.

3. 3 мин. после обеденного перерыва — физкультурная пауза.

4. 5 мин. в середине второй полусмены — физкультурная пауза.

Функциональная музыка транслируется в следующей последовательности:

1. 20 мин. перед началом рабочего дня — встречная музыка.

2. 10 мин. в начале первого часа работы — музыка вхождения на работу.

3. 15 мин. в середине первой полусмены — стимулирующая музыка с резко очерченным ритмом.

4. 60 мин. на протяжении четвертого часа работы — стимулирующая музыка, характеризующаяся мягкостью мелодии, но с вполне очерченным ритмом.

5. 5 мин. в начале пятого часа работы — сопровождение физкультурной паузы.

6. 15 мин. в середине второй полусмены — стимулирующая музыка с резко очерченным ритмом.

7. 5 — 7 мин. в начале последнего часа работы — стимулирующая музыка, характеризующаяся мягкостью мелодии, но с вполне очерченным ритмом.

8. 20 мин. по окончании рабочей смены — финальная музыка.

Продолжительность передачи функциональной музыки можно сократить за счет стимулирующей музыки перед обеденным перерывом и концом рабочей смены.

Построение комплексных графиков рациональных режимов труда и отдыха для 7-часового рабочего дня вечерней и ночной смены аналогично (см. рис. 2).

С. Афинеевский

Гл. специалист

НАМИ

Подписано в печать

13.03.2012


Подборка по базе: Тест по сказке Э. Гофмана Щелкунчик и Мышиный король.docx, Семейство Мышиные.pdf, История компьютерной мыши от первой модели до наших дней.docx, Курсор мыши (C++ Builder).docx, Курсор мыши (C++ Builder).docx, Извещение о проведении электронного аукциона мониторы клав мыши , Горячие кнопки.docx, Горячие кнопки.docx, горячик кнопки.docx, Технологический процесс ЕСКД NKPM.687253.008 (плата кнопки).doc


Тема 9.
Нормирование труда
Вопросы для изучения
1. Понятие и виды нормирования труда.
2. Понятие и виды рабочего времени.
3. Понятие режима рабочего времени.
4. Сменная работа, ее особенности.
5. Режим гибкого рабочего времени: составные элементы и порядок применения.
6. Режим раздробленного рабочего дня: порядок установления и сфера применения.
7. Суммированный учет рабочего времени: общая характеристика.
8. Сверхурочная работа: понятие и порядок привлечения.
9. Ненормированный рабочий день: понятие и особенности приме- нения.
10. Понятие и виды норм труда, их установление.
Задания для
самостоятельной работы
Задание 1. Укажите, какие виды рабочего времени (нормальное, со- кращенное, неполное) могут быть установлены следующим категориям работников:
секретарь-референт (имеет ребенка семи лет);

врач-стоматолог;

юрисконсульт государственного унитарного предприятия;

вахтер, являющийся инвалидом III группы;

машинист буровой установки, занятых на подземных горных работах;

водитель автобуса;

курьер в аудиторской фирме (17 лет).

Задание 2. Определите, какой режим рабочего времени является опти- мальным для следующих работников:
механик авторемонтной компании, выполняющий срочные работы на

дорогах;
водитель автобуса, осуществляющий служебную развозку;

менеджер туристической компании, занимающийся оформлением в упол-

номоченных органах паспортно-визовой документации;
оператор котельной.

Задание 3. В ООО «Техномаркет», объединяющем крупную сеть магази- нов розничной продажи бытовой техники и электроники, накануне новогод- них праздников было принято решение об увеличении продолжительности рабочего дня на два часа.
Подготовьте: пакет документов, необходимых работодателю для направления в вы-
1) борный профсоюзный орган в рамках процедуры учета мнения указан- ного органа по вопросу о привлечении работников магазинов к сверх- урочной работе 29, 30 и 31 декабря;
мотивированное мнение выборного профсоюзного органа по данному
2) вопросу.
Задание 4. Представьте себе, что вы депутат Государственной Думы
Федерального Собрания РФ. К вам обратились две группы избирателей.
Одна группа считает, что в целях охраны здоровья работников и укрепления семьи необходимо запретить проведение сверхурочных работ. Вторая группа полагает, что поскольку человек самостоятельно распоряжается своими спо- собностями к труду, следует устранить всякие ограничения на проведение сверхурочных работ. Оцените приведенные аргументы, сформулируйте соб- ственную позицию.
Задание 5. Подготовьте пакет документов, сопровождающих изменение норм труда (норм выработки, времени и др. — по выбору) в связи с внедре- нием новой технологии производства, заменой физически и морально уста- ревшего оборудования на современное и т.п.
Практические задачи
Задача 1. Заключением медико-социальной экспертной комиссии глав- ному специалисту отдела имущественного страхования ООО «Страховая компания «Прогресс» Лосеву была установлена II группа инвалидности.
Индивидуальной программой реабилитации Лосеву рекомендовано умень- шение объема производственной деятельности. Предельная продолжитель- ность рабочего времени медицинскими документами не определена. В этой связи работодатель предложил Лосеву установление сокращенного рабочего

PROGRESSIV TEXTBOOK
Для перелистывания страниц можно использовать
КНОПКИ:
или правую кнопку мыши (Ctrl+) для движения вперед
а левую кнопку мыши или (Сtrl+) для движения назад
©
ООО «Высшее образование». 2009
Прогрессивный учебник
Тема 9. Нормирование труда
Практические задачи
43
времени продолжительностью 35 часов в неделю. Лосев настаивал на сокра- щении рабочего времени до 30 часов в неделю.
Оцените позиции сторон и разрешите ситуацию по существу.
Задача 2. При приеме на работу на должность методиста Центра допол- нительного профессионального образования Симонова обратилась к рабо- тодателю с просьбой установить ей неполный рабочий день — три часа. При этом она ссылалась на то, что ей необходимо ухаживать за больным отцом.
Работодатель предложил установить Симоновой режим гибкого рабочего времени.
Имеет ли Симонова право требовать от работодателя установить ей не- полное рабочее время? При каком условии? Оцените предложение работо- дателя. Разрешите ситуацию, если работодатель согласится на установление
Симоновой неполного рабочего дня, но только не менее 4 часов.
Задача 3. В связи с ухудшением финансового состояния генеральный ди- ректор ГУП «Горизонт», занимающегося выпуском товаров народного по- требления, принял решение о введении режима неполного рабочего времени и изменении норм труда для работников основных цехов.
Какие действия должен совершить генеральный директор для реализа- ции принятого решения? Возможен ли пересмотр норм труда в указанных обстоятельствах?
Задача 4. В связи с уменьшением количества заказов в летний период ра- ботники ООО «Модный стиль», занимающегося пошивом мужской и жен- ской одежды, обратились к генеральному директору с просьбой о переходе на четырехдневную рабочую неделю продолжительностью 32 часа. Генеральный директор не возражал против введения неполной рабочей недели с соответ- ствующим уменьшением заработной платы работников пропорционально со- кращению продолжительности рабочего времени. Работники ООО «Модный стиль» не согласились с таким решением, полагая, что 32-часовую рабочую неделю следует рассматривать как нормальное рабочее время, установленное в данной организации для всех работников.
Оцените позиции работников и генерального директора ООО «Модный стиль» и разрешите ситуацию по существу.
Задача 5. По соглашению с работодателем бухгалтеру Соловьевой был ус- тановлен неполный рабочий день продолжительностью четыре часа. В конце квартала в связи с необходимостью своевременной сдачи квартального от- чета Соловьева по указанию генерального директора отработала полную ра- бочую неделю — 40 часов.
Является ли переработка сверх установленного Соловьевой неполного ра- бочего времени сверхурочной работой? Как должно быть оплачено время пе- реработки Соловьевой?
Задача 6. В связи с празднованием юбилея города в организации, работаю- щей в режиме пятидневной рабочей недели (выходные дни — суббота и вос- кресенье), был объявлен дополнительный выходной день — пятница. Тем же приказом руководителя организации одновременно была увеличена продол- жительность рабочего дня на два часа ежедневно в течение рабочей недели, непосредственно предшествующей трем выходным дням.
Правомерно ли такое изменение режима работы?
Задача 7. Операторам автозаправочных станций сети «Петербургское то- пливо» был установлен трехсменный режим работы — сутки через двое (по скользящему графику).
Соответствует ли такой режим работы требованиям трудового законодательства?
Задача 8. Студент первого курса вечернего отделения юридического ин- ститута Попов в возрасте 17 лет был принят на работу помощником адво- ката в адвокатское бюро. В трудовом договоре с Поповым был предусмот- рен ненормированный рабочий день. Пользуясь своими знаниями основ права, Попов возразил против установления ему ненормированного рабо- чего дня. При этом он заявил, что ему как несовершеннолетнему должно быть установлено сокращенное рабочее время не более 35 часов в неделю.
Руководитель адвокатского бюро пояснил, что Попов будет работать не бо- лее семи часов в день, а возможные переработки будут носить лишь эпизо- дический характер и компенсироваться предоставлением Попову дополни- тельного отпуска продолжительностью пять календарных дней.
Возможно ли установление Попову ненормированного рабочего дня?
Задача 9. В связи с нехваткой персонала и для временного замещения от- сутствующих работников главный врач Государственного унитарного заве- дения (ГУЗ) «Городская больница № 3» издал приказ, в соответствии с кото- рым медсестры с их согласия осуществляют дополнительные дежурства сверх нормы рабочего времени. Очередность этих дежурств определяется графи- ком, утверждаемым главным врачом больницы на каждый месяц.
Каким видом дополнительной работы — совместительством или сверхуроч- ной — являются указанные дежурства? Определите предельную продолжи- тельность дежурств каждой медсестры в расчете на месяц.
Задача 10. На период очередного отпуска медсестры отделения функцио- нальной диагностики ООО «Медицинский центр “Здоровье” была приглашена

PROGRESSIV TEXTBOOK
Для перелистывания страниц можно использовать
КНОПКИ:
или правую кнопку мыши (Ctrl+) для движения вперед
а левую кнопку мыши или (Сtrl+) для движения назад
©
ООО «Высшее образование». 2009
Прогрессивный учебник
Тема 9. Нормирование труда
Рекомендуемая литература
44
Артемьева, постоянно работающая на аналогичной должности в другой меди- цинской организации. Поскольку в этот период у Артемьевой по месту посто- янной работы также был очередной отпуск, она согласилась работать в ООО
«Медицинский центр “Здоровье”» на условиях полного рабочего дня.
Какой договор должен быть заключен с Артемьевой? Определите макси- мальную продолжительность рабочего времени Артемьевой в расчете на один рабочий день, неделю, месяц.
Задача 11. В связи с ухудшением финансового состояния генеральный директор ГУП «Горизонт», занимающегося выпуском товаров народного по- требления, принял решение о введении режима неполного рабочего времени и изменении норм труда для работников основных цехов.
Какие действия должен совершить генеральный директор для реализа- ции принятого решения? Возможен ли пересмотр норм труда в указанных обстоятельствах?
Нормативные акты
1. Конституция РФ.
2. Конвенция МОТ № 30 «О регламентации рабочего времени в торговле и в учреждениях» 1930 г.
3. Конвенция МОТ № 47 «О сокращении рабочего времени до сорока ча- сов в неделю» 1935 г.
4. Трудовой кодекс РФ.
5. Закон РФ от 10.07.1992 № 3266-1 «Об образовании».
6. Федеральный закон от 07.11.2000 № 136-ФЗ «О социальной защите граждан, занятых на работах с химическим оружием».
7. Постановление Правительства РФ от 14.02.2003 № 101 «О продолжи- тельности рабочего времени медицинских работников в зависимости от занимаемой ими должности и (или) специальности».
8. Постановление Правительства РФ от 11.11.2002 № 804 «О Правилах разработки и утверждения типовых норм труда».
9. Положение об особенностях режима рабочего времени и времени от- дыха работников связи, имеющих особый характер работы, утвержденное приказом Минсвязи России от 08.09.2003 № 112.
10. Постановление Госкомстата России от 05.01.2004 № 1 «Об утвержде- нии унифицированных форм первичной учетной документации по учету труда и его оплаты».
11. Список производств, цехов, профессий и должностей с вредными ус- ловиями труда, работа в которых дает право на дополнительный отпуск и сокращенный рабочий день, утвержденный постановлением Госкомтруда
СССР и Президиума ВЦСПС от 25.10.1974 № 298/П–22.
12. Инструкция о порядке применения Списка производств, цехов, про- фессий и должностей с вредными условиями труда, работа в которых дает право на дополнительный отпуск и сокращенный рабочий день, утвер- жденная постановлением Госкомтруда СССР и Президиума ВЦСПС от
21.11.1975 № 273/П-20.
13. Рекомендации по применению режимов гибкого рабочего времени на предприятиях, в учреждениях и организациях отраслей народного хозяй- ства, утвержденные постановлением Госкомтруда СССР и Секретариата
ВЦСПС от 30.05.1985 № 162.
Рекомендуемая литература
1. Гинцбург Л.Я. Регулирование рабочего времени в СССР. М., 1966.
Работа посвящена теоретическим проблемам правового регулирования рабо-
чего времени, а также практическим аспектам применения законодательства
о рабочем времени.
2. Иванкина Т.В. Проблемы регулирования рабочего времени //
Правоведение. 1997. № 2.
Статья посвящена истории развития законодательства о рабочем времени,
современным проблемам правового регулирования сокращенного и неполного рабо-
чего времени, применения гибкого рабочего времени.
3. Иванкина Т.В. Работа за пределами рабочего времени // Юрист и бух- галтер. 2003. № 2.
В статье рассматриваются вопросы правового регулирования рабочего вре-
мени совместителей, а также регламентации сверхурочных работ по законода-
тельству Российской Федерации.
4. Коршунов Ю.К. Рабочее время // Практика применения Трудового ко- декса Российской Федерации. М., 2003.
В статье дается практический комментарий действующего трудового зако-
нодательства, регулирующего рабочее время.
5. Лушникова М.В., Лушников А.М. Курс трудового права: В 2 т. Т. 2.
Трудовые права в системе прав человека. Индивидуальное трудовое право:
Учебник. М., 2004.
В книге на основе исторического и сравнительно-правового анализа рассмотрены
основные положения общей и особенной частей трудового права России. Данный
том посвящен, в частности, проблемам отдельных институтов трудового права,
в том числе институтам рабочего времени и нормирования труда.

PROGRESSIV TEXTBOOK
Для перелистывания страниц можно использовать
КНОПКИ:
или правую кнопку мыши (Ctrl+) для движения вперед
а левую кнопку мыши или (Сtrl+) для движения назад
©
ООО «Высшее образование». 2009
Прогрессивный учебник
Тема 9. Нормирование труда
Рекомендуемая литература
45
6. Островский Л.Я.Нормирование труда рабочих и служащих (правовые вопросы). Минск, 1976.
Монография представляет собой комплексное экономико-правовое исследова-
ние, в котором на основе широкого обобщения практики применения законодатель-
ства о нормировании труда сформулирован ряд выводов, предложений и рекомен-
даций, направленных на его дальнейшее совершенствование. Рассматриваются
понятие норм труда, правовые принципы нормирования труда, стадии нормиро-
вания труда и правовое обеспечение выполнения норм труда.
7. Рычагова О.Е. Рабочее время и время отдыха. Омск, 2002.
Книга представляет собой первое после вступления в силу Трудового кодекса РФ
комплексное монографическое исследование актуальных теоретических и прак-
тических проблем в области правового регулирования рабочего времени и времени
отдыха.
8. Шептулина Н. Рабочее время // Хозяйство и право. 2002. № 7.
В статье автор анализирует новеллы Трудового кодекса РФ, касающиеся ра-
бочего времени, и дает им оценку с точки зрения практики применения соответ-
ствующих правовых норм.

PROGRESSIV TEXTBOOK
Для перелистывания страниц можно использовать
КНОПКИ:
или правую кнопку мыши (Ctrl+) для движения вперед
а левую кнопку мыши или (Сtrl+) для движения назад
©
ООО «Высшее образование». 2009
Прогрессивный учебник
Тема 10.
Время отдыха
Вопросы для изучения
1. Понятие и виды времени отдыха. Отличие времени отдыха от иных пе- риодов освобождения от работы.
2. Перерывы в течение рабочего дня (смены).
3. Ежедневный (междусменный) отдых.
4. Еженедельный непрерывный отдых (выходные дни). Нерабочие празд- ничные дни. Исключительные случаи привлечения к работе в выходные и нерабочие праздничные дни.
5. Понятие и виды отпусков.
6. Ежегодный основной оплачиваемый отпуск: понятие и продол- жительность. Удлиненные оплачиваемые отпуска, основания их предоставления.
7. Виды и продолжительность дополнительных оплачиваемых отпусков.
8. Порядок предоставления ежегодных оплачиваемых отпусков.
9. Гарантии реализации права на ежегодный оплачиваемый отпуск.
10. Иные периоды освобождения от работы: перерывы в течение рабочего дня, дополнительные выходные дни.
11. Отпуска, имеющие целевое назначение, основания и порядок их предоставления.
12. Отпуска без сохранения заработной платы.
Задания для самостоятельной работы
Задание 1. В ООО «Континент», занимающееся производством металло- пластиковых окон, поступил срочный заказ на изготовление крупной пар- тии стеклопакетов для одного из офисов банка. Генеральный директор ООО
«Континент» принял решение о привлечении работников к работе в выход- ные дни.
Подготовьте: пакет документов, необходимых работодателю, для направления в вы-
1) борный профсоюзный орган в рамках процедуры учета мнения ука- занного органа по вопросу о привлечении работников к работе в вы- ходные дни в изложенных выше обстоятельствах;
мотивированное мнение выборного профсоюзного органа по данному
2) вопросу.
Задание 2. Укажите виды и продолжительность отпусков, на которые имеют право следующие категории работников: машинист тепловоза;

преподаватель вуза;

фармацевт аптеки;

водитель троллейбуса;

юрист частной юридической фирмы;

судья федерального суда общей юрисдикции;

агент по недвижимости в строительной компании.

Задание 3. Определите, чьи пожелания относительно времени предостав- ления ежегодного оплачиваемого отпуска работодатель должен учесть в обя- зательном порядке:
пенсионера по возрасту;

несовершеннолетнего работника;

женщины, имеющей ребенка двух лет;

работника, совмещающего работу с обучением в вузе по профилю своей

деятельности;
работника-донора;

работающего инвалида III группы;

работающего по совместительству;

беременной женщины.

Задание 4. Определите дату выхода на работу следующих работников:
курьера Кузнецова (17 лет), использующего основной оплачиваемый от-

пуск в полном объеме с 25 апреля; асфальтобетонщика Григорьева, использующего основной отпуск в пол-

ном объеме с 1 марта, а также дополнительный отпуск продолжительно- стью шесть рабочих дней; инженера Матвеева, использующего основной отпуск в полном объеме

с 1 августа, а также три дня отгула, предоставленные ему за работу в вы- ходные дни;
сварщика Трофимова, работающего в г. Норильске и использующего ос-

новной отпуск в полном объеме с 1 октября, а также дополнительный от-

PROGRESSIV TEXTBOOK
Для перелистывания страниц можно использовать
КНОПКИ:
или правую кнопку мыши (Ctrl+) для движения вперед
а левую кнопку мыши или (Сtrl+) для движения назад
©
ООО «Высшее образование». 2009
Прогрессивный учебник
Тема 10. Время отдыха
Практические задачи
47
пуск за работу во вредных условиях продолжительностью 12 рабочих дней.
Задание 5. В связи с возникшими проблемами во взаимоотношениях с за- рубежными партнерами и угрозой срыва исполнения крупного внешнеэко- номического контракта генеральный директор ЗАО «Импульс» принял ре- шение отозвать из отпуска своего заместителя по экономике и финансам для участия в проведении переговоров.
Подготовьте документы, необходимые для оформления отзыва из от- пуска заместителя генерального директора ЗАО «Импульс» по экономике и финансам.
Практические задачи
Задача 1. В связи с болезнью сменщика водитель ОАО «Хлебозавод № 1»
Токарев был вызван на работу в свой выходной день (работа осуществляется по графику: два дня — рабочие, два дня — выходные).
Какова процедура привлечения работника к работе в выходной день в ука- занных обстоятельствах? В какой форме должна быть компенсирована ра- бота Токарева в его выходной день?
Задача 2. Голубева поступила на работу диспетчером в ГУП «Автотранс»
1 сентября 2005 г. Генеральный директор ГУП «Автотранс» 13 февраля 2006 г. издал приказ о предоставлении Голубевой оплачиваемого отпуска за первый рабочий год с 1 марта 2006 г., так как к этому времени истекает шесть месяцев ее работы в данной организации. После ознакомления с приказом Голубева выразила свое несогласие уйти в отпуск с 1 марта и попросила перенести ей отпуск на летнее время. При этом Голубева заявила, что она является одино- кой матерью, о чем работодателю известно, и имеет право на предоставление отпуска в любое удобное для нее время года.
Оцените правомерность действий генерального директора ГУП «Автотранс».
Подлежит ли удовлетворению просьба Голубевой? Изменится ли решение за- дачи, если предоставление Голубевой отпуска с 1 марта будет предусмотрено графиком отпусков? Какие действия может совершить работодатель в случае отказа Голубевой уйти в отпуск в срок, установленный графиком?
Задача 3. При разработке типового трудового договора в ОАО «Конкорд» генеральный директор предложил предусмотреть в нем следующий порядок использования работником ежегодного оплачиваемого отпуска:
Отпуск используется только по частям.
1.
Разделение отпуска осуществляется на три части: первая — 14 кален-
2. дарных дней; вторая и третья — по семь календарных дней.
Время предоставления каждой из частей отпуска определяется графи-
3. ком отпусков, утверждаемым работодателем на календарный год.
Правомерно ли включение указанных условий в трудовой договор?
Задача 4. Профсоюзный комитет НИИ «Трансмаш» обратился к генераль- ному директору с предложением о включении в коллективный договор обя- занности работодателя по предоставлению дополнительного оплачиваемого отпуска работникам, работающим на компьютере, продолжительностью:
3 календарных дня — при стаже работы в данной организации до трех

лет;
5 календарных дней — при стаже работы в данной организации от трех

до пяти лет;
7 календарных дней — при стаже работы в данной организации свыше

пяти лет.
Генеральный директор НИИ «Трансмаш» выступил с встречным предло- жением — установить всем работникам, работающим на компьютере, допол- нительный отпуск без сохранения заработной платы продолжительностью семь календарных дней независимо от стажа работы в данной организации.
Оцените предложения каждой из сторон коллективного договора.
Задача 5. Работникам ООО «Крона»Круглову, Трубину и Масловойсвое- временно не была произведена оплата ежегодных отпусков. Они обратились к работодателю с требованием о перенесении ежегодных отпусков на другое время. Работодатель согласился перенести отпуск каждому из работников на следующий рабочий год. Однако работники настаивали на перенесении от- пусков на другое время в течение текущего рабочего года.
Прав ли работодатель? Какие действия могут предпринять работники для защиты своего права на оплачиваемый отпуск?
Задача 6. В целях обеспечения непрерывного обслуживания пациентов в летний период графиком отпусков медицинского персонала частной кли- ники «Медком» было установлено поочередное предоставление отпусков взаимозаменяемым работникам. Кроме того, генеральный директор клиники издал приказ, в соответствии с которым в случае невыхода работника, отно- сящегося к категории медицинского персонала, на работу из отпуска в срок, установленный графиком (по причине временной нетрудоспособности и др.), отпуск заменяющего его работника автоматически переносится. При этом от- пуск заменяющему работнику может быть предоставлен не ранее выхода на работу заменяемого им работника.
Правомерно ли издание такого приказа? Какие меры может предприни- мать работодатель в целях обеспечения непрерывного обслуживания паци- ентов (клиентов и т.п.) в отпускной период?

PROGRESSIV TEXTBOOK
Для перелистывания страниц можно использовать
КНОПКИ:
или правую кнопку мыши (Ctrl+) для движения вперед
а левую кнопку мыши или (Сtrl+) для движения назад
©
ООО «Высшее образование». 2009
Прогрессивный учебник
Тема 10. Время отдыха
Нормативные акты
48
Задача 7. Инженеру Кузьминой был предоставлен очередной оплачивае- мый отпуск с 5 июня по 2 июля.
30 июня она обратилась к работодателю с просьбой о продлении ей от- пуска на десять дней, так как с 19 июня по 28 июля она осуществляла уход за больным ребенком, что подтверждается листком нетрудоспособности.
Работодатель отказал Кузьминой в продлении отпуска.
Правомерно ли решение работодателя?
Задача 8. Бухгалтер ООО «Интурсервис» Калинина поступила на работу
1 сентября 2002 г. С 7 октября 2002 г. ей был предоставлен отпуск по беремен- ности и родам, а с 24 февраля 2003 г. — отпуск по уходу за ребенком до трех лет. 16 декабря 2005 г. она обратилась к работодателю с просьбой предоста- вить ей ежегодный оплачиваемый отпуск с 19 декабря 2005 г. (т.е. сразу по- сле окончания отпуска по уходу за ребенком).
Подлежит ли удовлетворению просьба Калининой? Определите продол- жительность стажа работы Калининой, дающего право на отпуск. Какова про- должительность отпуска, который должен быть предоставлен Калининой?
Задача 9. Вахтер Гришин, являющийся пенсионером по старости, обра- тился к работодателю с просьбой о предоставлении ему в текущем кален- дарном году отпуска без сохранения заработной платы продолжительностью
28 календарных дней. Работодатель согласился предоставить Гришину только
14 календарных дней, ссылаясь на то, что именно такая продолжительность отпуска без сохранения заработной платы гарантирована Гришину трудовым законодательством. Гришин же настаивал на предоставлении ему именно 28 календарных дней с учетом того, что в предыдущем году он не воспользовался своим правом на указанный отпуск.
Оцените доводы сторон и разрешите ситуацию по существу.
Задача 10. Студентке первого курса заочного отделения Санкт-Петербургского государственного технического университета Никифоровой был предоставлен учебный отпуск для сдачи летней сессии с 25 мая по 15 июня.
16 июня она предъявила работодателю листок нетрудоспособности, из ко- торого следовало, что в период с 1 по 7 июня Никифорова была больна. В этой связи она обратилась к работодателю с заявлением о продлении ей учебного отпуска на семь дней. При этом Никифорова ссылалась на то, что из-за бо- лезни она не цсмогла сдать один экзамен и с разрешения учебного управле- ния собирается сдать его 22 июня.
Подлежит ли продлению учебный отпуск, предоставленный Никифоровой?
Задача 11. В целях обеспечения непрерывного обслуживания пациентов в летний период графиком отпусков медицинского персонала частной кли- ники «Медком» было установлено поочередное предоставление отпусков взаимозаменяемым работникам. Кроме того, генеральный директор клиники издал приказ, в соответствии с которым в случае невыхода работника, отно- сящегося к категории медицинского персонала, на работу из отпуска в срок, установленный графиком (по причине временной нетрудоспособности и др.), отпуск заменяющего его работника автоматически переносится. При этом от- пуск заменяющему работнику может быть предоставлен не ранее выхода на работу заменяемого им работника.
Правомерно ли издание такого приказа? Какие меры может предприни- мать работодатель в целях обеспечения непрерывного обслуживания паци- ентов (клиентов и т.п.) в отпускной период?
Нормативные акты
Конституция РФ.
1.
Конвенция МОТ № 14 «О еженедельном отдыхе на промышленных
2. предприятиях» 1921 г.
Конвенция МОТ № 52 «О ежегодных оплачиваемых отпусках»
3.
1936 г. Конвенция МОТ № 106 «О еженедельном отдыхе в торговле и учреждениях» 1957 г. Конвенция МОТ № 132 «Об оплачиваемых отпусках» 1970 г.
Рекомендация МОТ № 47 «О ежегодных оплачиваемых отпусках»
4.
1936 г.
Рекомендация МОТ № 103 «О еженедельном отдыхе в торговле и уч-
5. реждениях» 1957 г. Трудовой кодекс РФ.
Федеральный закон от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите
6. инвалидов в Российской Федерации».
Федеральный закон от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гра-
7. жданской службе Российской Федерации».
Федеральный закон от 02.03.2007 № 25-ФЗ «О муниципальной службе
8. в Российской Федерации».
Федеральный закон от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской
9.
Федерации».
Закон РФ от 26.06.1992 № 3132-1 «О статусе судей в Российской
10.
Федерации».
Федеральный закон от 30.03.1995 № 38-ФЗ «О предупреждении рас-
11. пространения в Российской Федерации заболевания, вызываемого ви- русом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции)».
Федеральный закон от 27.05.1998 № 76-ФЗ «О статусе воен-
12. нослужащих».
Закон РСФСР от 15.05.1991 № 1244-1 «О социальной защите граж-
13. дан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на
Чернобыльской АЭС».

PROGRESSIV TEXTBOOK
Для перелистывания страниц можно использовать
КНОПКИ:
или правую кнопку мыши (Ctrl+) для движения вперед
а левую кнопку мыши или (Сtrl+) для движения назад
©
ООО «Высшее образование». 2009
Прогрессивный учебник
Тема 10. Время отдыха
Рекомендуемая литература
49
Постановление Правительства РФ от 01.10.2002 № 724 «О продол-
14. жительности ежегодного основного удлиненного оплачиваемого от- пуска, предоставляемого педагогическим работникам образователь- ных учреждений».
Правила предоставления ежегодного дополнительного оплачиваемого
15. отпуска работникам с ненормированным рабочим днем в организациях, финансируемых за счет средств федерального бюджета, утвержденные постановлением Правительства РФ от 11.12.2002 № 884.
Положение об особенностях режима рабочего времени и времени от-
16. дыха водителей автомобилей, утвержденное приказом Минтранса
России от 20.08.2004 № 15.
Разъяснение Минтруда России от 29.12.1992 № 65 «О некоторых во-
17. просах, возникающих в связи с переносом выходных дней, совпадаю- щих с праздничными днями».
Разъяснение Минтруда России и Фонда социального страхования
18.
РФ «О порядке предоставления и оплаты дополнительных выход- ных дней в месяц одному из работающих родителей (опекуну, попе- чителю) для ухода за детьми-инвалидами», утвержденное постанов- лением Минтруда России и Фонда социального страхования РФ от
04.04.2000 № 26/34.
Список производств, цехов, профессий и должностей с вредными усло-
19. виями труда, работа в которых дает право на дополнительный отпуск и со- кращенный рабочий день, утвержденный постановлением Госкомтруда
СССР и Президиума ВЦСПС от 25.10.1974 № 298/П-22.
Инструкция о порядке применения Списка производств, цехов, профес-
20. сий и должностей с вредными условиями труда, работа в которых дает право на дополнительный отпуск и сокращенный рабочий день, утвер- жденная постановлением Госкомтруда СССР и Президиума ВЦСПС от
21.11.1975 № 273/П-20.
Определение Конституционного Суда РФ от 05.02.2004 № 29-О «Об от-
21. казе в принятии к рассмотрению жалобы гражданки Новиковой Инны
Ивановны на нарушение ее конституционных прав положениями ста- тьи 127 Трудового кодекса Российской Федерации».
Определение Конституционного Суда РФ от 02.03.2006 № 60-О «Об
22. отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Сазонова
Владимира Григорьевича на нарушение его конституционных прав положениями статей 124, 142 и 234 Трудового кодекса Российской
Федерации».
Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 17.03.2004 № 2 23.
«О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса
Российской Федерации».
Рекомендуемая литература
1. Бочарникова М.А. Время отдыха // Трудовое право. 2004. № 4-5.
В статье автор анализирует новеллы Трудового кодекса РФ, касающиеся вре-
мени отдыха, дает им соответствующую оценку и пытается определить перспек-
тивы развития законодательства, регулирующего время отдыха.
2. Гинцбург Л.Я. Отпуска рабочих и служащих. М., 1961.
Работа посвящена теоретическим и практическим проблемам, связанным с пре-
доставлением и использованием различных видов отпусков. Несмотря на то что
монография основана на устаревшем законодательстве, она содержит фунда-
ментальную теоретическую основу, которая не утрачивает актуальности и на
сегодняшний день.
3. Кондратьева Е.В. Рабочее время и время отдыха // Трудовое право.
Тематический спецвыпуск. Рабочее время и время отдыха. 2005. № 12.
В статье анализируется действующее законодательство, регулирующее по-
рядок предоставления и использования различных видов времени отдыха, выяв-
ляются практические проблемы, возникающие в данной сфере.
4. Коршунов Ю.Н. Время отдыха // Практика применения Трудового ко- декса РФ. М., 2003.
В статье автор дает ответы на вопросы, которые наиболее часто возникают
при предоставлении оплачиваемых отпусков, в частности определении очередно-
сти предоставления оплачиваемых отпусков, полномочиях работодателя в части
регулирования дополнительных отпусков и др.
5. Костян И. Время отдыха // Человек и труд. 2003. № 12; 2004. № 1—4.
В статье дается практический комментарий действующего трудового законо-
дательства, регулирующего предоставление различных видов времени отдыха.
6. Лушникова М.В., Лушников А.М. Курс трудового права: В 2 т. Т. 2.
Трудовые права в системе прав человека. Индивидуальное трудовое право:
Учебник. М., 2004.
В книге на основе исторического и сравнительно-правового анализа рассмотрены
основные положения общей и особенной частей трудового права России. Данный
том посвящен, в частности, проблемам отдельных институтов трудового права,
в том числе институту времени отдыха.
7. Миронов В.И. Самозащита трудовых прав работников в форме само- стоятельного использования отпуска // Трудовые споры. 2005. № 4.
На примере конкретного спора об увольнении работника по
подп. «а» п. 6 ст. 81 Трудового кодекса РФ (за прогул) автор рассматривает во-

PROGRESSIV TEXTBOOK
Для перелистывания страниц можно использовать
КНОПКИ:
или правую кнопку мыши (Ctrl+) для движения вперед
а левую кнопку мыши или (Сtrl+) для движения назад
©
ООО «Высшее образование». 2009
Прогрессивный учебник
Тема 10. Время отдыха
Рекомендуемая литература
50
прос о допустимости самозащиты своих трудовых прав в форме самостоятель-
ного использования отпуска.
8. Митрофанова В.В. Очередной ежегодный оплачиваемый отпуск //
Трудовые споры. 2005. № 7.
Статья посвящена анализу отдельных проблем, возникающих при предостав-
лении ежегодных оплачиваемых отпусков, в частности предоставлении отпуска
авансом, разделении отпуска на части, прерывании отпуска, отклонении от гра-
фика отпусков и др. Приводятся образцы документов, необходимых для оформле-
ния ежегодных оплачиваемых отпусков.
9. Рычагова О.Е. Рабочее время и время отдыха. Омск, 2002.
Книга представляет собой первое после вступления в силу Трудового кодекса РФ
комплексное монографическое исследование актуальных теоретических и прак-
тических проблем в области правового регулирования рабочего времени и времени
отдыха.
10. Чернышова М.С. Учебный отпуск // Трудовые споры. 2005. № 9.
Статья посвящена характеристике действующего порядка предоставления
учебных отпусков. Приводятся образцы документов, необходимых для оформле-
ния учебного отпуска работнику, совмещающему работу с обучением. Вопросы
для изучения

PROGRESSIV TEXTBOOK
Для перелистывания страниц можно использовать
КНОПКИ:
или правую кнопку мыши (Ctrl+) для движения вперед
а левую кнопку мыши или (Сtrl+) для движения назад
©
ООО «Высшее образование». 2009
Прогрессивный учебник

Понравилась статья? Поделить с друзьями:

Другие крутые статьи на нашем сайте:

  • Может ли работник устроиться на работу во время отпуска с последующим увольнением
  • Может ли скрипт во время работы страницы подключить к ней другие внешние js файлы
  • Как вы понимаете суть стратегического принципа компании учиться как можно быстрее
  • Как вывести деньги с расчетного счета ип на карту сбербанка через сбербанк бизнес
  • Как выглядит бизнес план для социального контракта в соцзащиту образец заполнения

  • 0 0 голоса
    Рейтинг статьи
    Подписаться
    Уведомить о
    guest

    0 комментариев
    Старые
    Новые Популярные
    Межтекстовые Отзывы
    Посмотреть все комментарии