Медицинские работники должны ежемесячно проводить санитарно просветительную работу сколько часов

МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО
от 18 августа 2021 г. N 16-6/2122

Департамент медицинского образования и кадровой политики в здравоохранении рассмотрел обращение и сообщает.

Согласно статье 350 Трудового кодекса Российской Федерации для медицинских работников устанавливается рабочая неделя продолжительностью не более 39 часов.

Продолжительность рабочего времени медицинских работников определяется в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 14 февраля 2003 г. N 101 «О продолжительности рабочего времени медицинских работников в зависимости от занимаемой должности и (или) специальности» (далее — Постановление).

В соответствии с пунктом 1 Приложения N 2 к Постановлению продолжительность рабочей недели врачей лечебно-профилактических организаций, проводящих исключительно амбулаторный прием больных, составляет 33 часа, при условии, что указанные врачи-специалисты часть времени не уделяют санитарно-просветительной и другой профилактической работе.

Одновременно информируем, что приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 23 июля 2010 г. N 541н «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих (далее — ЕКС), раздел «Квалификационные характеристики должностей работников в сфере здравоохранения» утверждены квалификационные характеристики, которые применяются в качестве нормативных документов, а также служат основой для разработки должностных инструкций, содержащих конкретный перечень должностных обязанностей с учетом особенностей труда работников медицинских организаций.

В указанный ЕКС включена квалификационная характеристика для должности врача-онколога, в соответствии с которой в должностные обязанности врача-специалиста входит выполнение не только лечебных мероприятий, но и проведение санитарно-просветительной работы.

Также в указанный ЕКС включена квалификационная характеристика для должности врача-специалиста, применяемая в отношении должностей врачей-специалистов (врача ультразвуковой диагностики, врача-эндоскописта, врача-гастроэнтеролога и т.д.), по которым ЕКС не предусмотрены отдельные квалификационные характеристики, и в соответствии с которой в должностные обязанности врача-специалиста входит выполнение не только лечебных мероприятий, но и проведение санитарно-просветительной работы.

Вместе с тем, обращаем внимание, что ультразвуковая диагностика и эндоскопия являются методами исследования внутренних органов, осуществляемые по назначению врача-специалиста (в т.ч. врача-онколога и врача-гастроэнтеролога) с целью подтверждения (уточнения) или снятия предварительного диагноза, установленного врачом-специалистом.

Таким образом, указанные специалисты не могут осуществлять исключительно амбулаторный прием.

Исходя из изложенного, для врача-эндоскописта и врача ультразвуковой диагностики устанавливается рабочая неделя продолжительностью 39 часов.

Если трудовым договором или должностными обязанностями, утвержденными в установленном порядке локальным нормативным актом работодателя, в обязанности врача-гастроэнтеролога и врача-онколога включена иная работа, в том числе проведение санитарно-просветительной работы, продолжительность его рабочей недели будет составлять не более 39 часов.

Директор Департамента
И.А.КУПЕЕВА

ОРГАНИЗАЦИЯ медицинского обслуживания  в детских образовательных учреждениях (для врачей и средних медицинских работников ДОУ и школ)

Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы направлены на  охрану здоровья  обучающихся при осуществлении деятельности по их обучению и воспитанию в  общеобразовательных учреждениях, они устанавливают санитарно-  эпидемиологические требования к размещению, территории, зданию общеобразовательного учреждения, воздушно-тепловому режиму, естественному и искусственному освещению, водоснабжению и канализации, а также организации медицинского обслуживания обучающихся. Весьма важно, чтобы медицинские кабинеты соответствовали нормам по набору помещений и оборудованию. Специалисты Роспотребнадзора осуществляет тесное взаимодействие с органами исполнительной власти в области образования и здравоохранения по созданию условий для соблюдения санитарных правил и улучшению медицинского обслуживания школьников и воспитанников дошкольных учреждений.

Основные требования к организации медицинского обслуживания обучающихся общеобразовательных учреждений регламентированы СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях», СанПиН 2.4.1.3049-13″Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в детских образовательных организациях» и предполагают следующее:

1. Во всех общеобразовательных учреждениях должно быть организовано медицинское обслуживание учащихся.

2. Медицинские осмотры обучающихся в общеобразовательных учреждениях и воспитанников подразделений дошкольного образования следует организовывать  и проводить в порядке, установленным федеральным органом исполнительной власти в области здравоохранения.

 3. Обучающиеся допускают к занятиям в общеобразовательном учреждении после перенесенного заболевания только при наличии справки врача-педиатра.

 4. Во всех видах общеобразовательных учреждений организуется работа по профилактике инфекционных и неинфекционных заболеваний.

 5. С целью выявления педикулеза не реже 4 раз в год после каждых каникул и ежемесячно выборочно (четыре-пять классов) медицинскому персоналу необходимо проводить осмотры детей. Осмотры (волосистой части головы и одежды) проводят в хорошо освещенном помещении, используя лупу и частые гребни. После каждого осмотра гребень обдают крутым кипятком или протирают 700 раствором спирта.

 6. При обнаружении чесотки и педикулеза обучающиеся на время проведения лечения отстраняются от посещения учреждения. Они могут быть допущены в общеобразовательное учреждение только после завершения всего комплекса лечебно-профилактических мероприятий, подтвержденных справкой от врача.

Вопрос о профилактическом  лечении лиц, бывших в контакте с больным чесоткой, решается врачом с учётом эпидемиологической обстановки. К указанному лечению привлекают тех, кто находился в тесном бытовом контакте, а также целые группы, классы, где зарегистрировано несколько случаев заболевания чесоткой или там, где в процессе наблюдения за очагом выявляются новые больные. В организованных коллективах, где профилактическое лечение контактных лиц не проводилось, осмотр кожных покровов обучающихся осуществляют трижды с интервалом в 10 дней.

При выявлении в учреждении чесотки проводят текущую дезинфекцию в соответствии с требованиями территориального органа, осуществляющего государственный санитарно-эпидемиологический надзор.

7. В классном журнале рекомендуется оформлять лист здоровья, в который для каждого обучающегося вносят сведения об антропометрических данных, группе здоровья, группе занятий физической культурой, состоянии здоровья, рекомендуемом размере учебной мебели, а также медицинские рекомендации.

8. Все работники общеобразовательного учреждения проходят предварительные и периодические медицинские осмотры,  должны быть привиты в соответствии с национальным календарем профилактических прививок. Каждый работник общеобразовательного учреждения должен иметь личную медицинскую книжку установленного образца.

Работники, уклоняющиеся от прохождения медицинских осмотров, не допускаются к работе.

9. Педагогические работники общеобразовательных учреждений при трудоустройстве  проходят профессиональную гигиеническую подготовку и аттестацию.

Основные гигиенические и противоэпидемические мероприятия, проводимые медицинским персоналом в детских образовательных организациях предполагают следующее:

1. В целях профилактики возникновения и распространения инфекционных заболеваний и пищевых отравлений медицинские работники проводят:

— медицинские осмотры детей (в том числе на педикулез) при поступлении в дошкольные образовательные организации с целью выявления больных. В случае обнаружения детей, пораженных педикулезом, их отправляют домой для санации. Прием детей после санации допускается в дошкольные образовательные организации при наличии медицинской справки об отсутствии педикулеза; результаты осмотра заносят в специальный журнал;

— систематическое наблюдение за состоянием здоровья воспитанников, особенно имеющих отклонения в состоянии здоровья;

— работу по организации профилактических осмотров воспитанников и проведение профилактических прививок;

— распределение детей на медицинские группы для занятий физическим воспитанием;

— информирование руководителей учреждения, воспитателей, методистов по физическому воспитанию о состоянии здоровья детей, рекомендуемом режиме для детей с отклонениями в состоянии здоровья;

— сообщение в территориальные учреждения здравоохранения о случае инфекционных и паразитарных заболеваний среди воспитанников и персонала учреждения в течение 2 часов после установления диагноза;

— систематический контроль за санитарным состоянием и содержанием территории и всех помещений, соблюдением правил личной гигиены воспитанниками и персоналом;

— организацию и контроль за проведением профилактических и санитарно-противоэпидемических мероприятий,

— работу по организации и проведению профилактической и текущей дезинфекции, а также контроль за полнотой ее проведения;

— работу с персоналом и детьми по формированию здорового образа жизни (организация «дней здоровья», игр, викторин и другие);

— медицинский контроль за организацией физического воспитания, состоянием и содержанием мест занятий физической культурой, наблюдение за правильным проведением мероприятий по физической культуре в зависимости от пола, возраста и состояния здоровья;

— контроль за пищеблоком и питанием детей;

— ведение медицинской документации.

 2. В целях профилактики контагиозных гельминтозов (энтеробиоза и гименолепидоза) в дошкольных образовательных организациях организуются и проводятся меры по предупреждению передачи возбудителя и оздоровлению источников инвазии.

 2.1. Выявление инвазированных контагиозных гельминтозами осуществляется одновременным однократным обследованием всех детей дошкольных образовательных организаций один раз в год.

 2.2. Всех выявленных инвазированных регистрируют в журнале для инфекционных заболеваний и проводят медикаментозную терапию.

 2.3. При выявлении 20% и более инвазированных острицами среди детей проводят оздоровление всех детей и обслуживающего персонала дошкольных образовательных организаций. Одновременно проводятся мероприятия по выявлению источников заражения острицами и их оздоровление в соответствии с санитарными правилами по профилактике энтеробиозов.

 2.4. При регистрации случаев заболеваний среди детей и персонала дошкольных образовательных организаций контагиозными гельминтозами профилактические мероприятия проводят как в период лечения детей, так и ближайшие 3 дня после его окончания. При этом необходимо:

— ежедневно 2 раза (утром и вечером) проводить влажную уборку помещений с применением мыльно-содового раствора;

— провести чистку (очистить с использованием пылесоса) или обработать камерной дезинфекцией (если невозможно облучить бактерицидными лампами в течение 30 минут на расстоянии до 25 см) ковры, дорожки, мягкие игрушки и убрать их до завершения заключительной дезинвазии;

— в течение 3 дней, начиная с первого дня лечения, одеяла, матрацы и подушки обрабатывать пылесосом. Одеяла и постельное белье не допускается встряхивать в помещении;

— в группах круглосуточного пребывания ежедневно менять или проглаживать горячим утюгом нательное, постельное белье и полотенца;

— следить за соблюдением детьми и персоналом правил личной гигиены (ногти на руках детей и персонала должны быть коротко острижены).

2.5. Для профилактики паразитозов проводят лабораторный контроль за качеством воды в ванне бассейна и одновременным отбором смывов с объектов внешней среды на паразитологические показатели.

 Медицинскую помощь детям в дошкольных учреждениях и школах оказывают врач и медицинская сестра, в крупных яслях, яслях-садах, школах  имеется несколько медицинских сестер. Врач учреждения обязан:

1. проводить осмотр вновь поступивших детей, назначать им при необходимости медико-педагогические мероприятия, способствующие благоприятному течению периода адаптации;

2.  проводить плановые профилактические осмотры детей перед прививками и контролировать проведение профилактических прививок;

3.  вести наблюдение за физическим развитием и состоянием здоровья детей;

4.  вести наблюдение за диспансерной группой больных детей;

5.  осматривать детей при подозрении на острое инфекционное заболевание;

6. осуществлять контроль за организацией физического (воспитания и закаливания детей;

7.  проводить работу по профилактике травматизма;

8.  ставить в известность заведующего отделением в поликлинике о состоянии здоровья детей, их заболеваемости и принимаемых мерах по предупреждению болезней;

9. постоянно проводить занятия с медицинским и педагогическим персоналом по вопросам санитарно-гигиенического и противоэпидемического режима, оздоровительных мероприятий, закаливания, физического воспитания, организации питания.

     Медицинская сестра работает под руководством врача и выполняет следующие обязанности:

1. принимает участие в осмотрах детей врачом, помогает проводить антропометрические измерения;

2. по назначению врача организует закаливающие процедуры, профилактические прививки, диагностические пробы, забор анализов для лабораторных исследований и другие медицинские назначения;

3.  проводит изоляцию заболевших детей, а в тяжелых случаях осуществляет госпитализацию, следит за состоянием оставшихся детей, имевших контакт с заболевшим, организует заключительную и текущую дезинфекцию;

4.  оказывает доврачебную помощь внезапно заболевшему или получившему травму ребенку;

5.  проводит работу по профилактике травматизма;

6. осуществляет санитарно-просветительную работу с сотрудниками учреждения и родителями;

7.  следит за санитарно-гигиеническим и противоэпидемическим режимом, за медицинским обследованием персонала  образовательного учреждения.

       В дошкольных учреждениях ежедневно проводится «утренний фильтр»: осмотр зева, кожи, термометрия, результаты которого заносятся в журнал здоровья. При наличии признаков болезни ребенок в группу не допускается. Медицинская сестра осматривает вновь принятых детей, а также ребенка, вернувшегося после болезни, проверяет наличие медицинской документации и дает разрешение принять его в организованный коллектив.  В случае возникновения инфекционного заболевания (такого, как коклюш, эпидемический паротит, скарлатина, краснуха и т.д.) за детьми, имевших контакт с больным ребенком, устанавливается медицинское наблюдение.

      Медицинские работники, а также весь персонал обеспечивают строгую изоляцию этой группы и тщательное соблюдение противоэпидемического и дезинфекционного режимов. Дети, которые перенесли острые инфекционные заболевания, хирургические вмешательства, получившие травматические повреждения, временно освобождаются от занятий физической культурой на срок, устанавливаемый врачом.

      Школьники, занимающиеся в спортивных секциях и выступающие в соревнованиях, должны находиться на постоянном диспансерном учете в школе и проходить медицинские осмотры перед каждым соревнованием.    

      При контроле за питанием медицинские работники обращают внимание на аппетит детей, наличие индивидуального питания, назначенного ослабленным детям, с аллергией или имеющим какое-либо заболевание органов пищеварения. Организуя и контролируя работу по физическому воспитанию, врач и медицинская сестра в первую очередь обращают внимание на двигательную активность детей во время прогулок, занятий и игр по развитию движений в перерывах между занятиями. При проведении закаливающих процедур контролируется правильность их выполнения: учитывается температура воды, длительность процедуры, индивидуальные особенности ребенка.

      Для предупреждения травматизма в детском коллективе проводится проверка на прочность  спортивного инвентаря в помещении, на прогулочных площадках, различные физкультурные  приспособления (шведские стенки, лесенки и т. д.).

       Хранение дезинфекционных и моющих средств,  медикаментов,  острых и режущих предметов осуществляется  в помещениях в которые нет   доступа детям.

        Медицинские работники обязаны постоянно работать над повышением своей квалификации, проводить консультации для педагогического персонала, проводить санитарно‑просветительную работу с родителями.

Организация санитарного просвещения в стационаре лечебного учреждения.

  1. Ответственный за санпросветработу.
  2. Оформление отделений наглядной агитацией.
  3. Стенд с распорядком дня в отделении.
  4. Стенд с правилами передач и посещений больных в приемном отделении.
  5. План «Школы здоровья» с отчетами о выполнении (план обязательных занятий с больными).
  6. Журнал учета санпросветработы в отделении.
  7. Журнал учета санпросветработы в стационаре.
  8. Тексты лекций и бесед (лицензированные).
  9. Список «Школы здоровья» (по возрасту, нозологии).

В акушерско-гинекологическом стационаре.

  1. Ответственный за санпросветработу.
  2. Оформление наглядной агитацией.
  3. План обязательных занятий.
  4. План санпросветработы на год.
  5. Журнал учета ф. 38.
  6. Журнал учета получения и выдачи журнала «Мой кроха и я» и лосьонов-пробников.

Задача санитарного просвещения больных – обеспечить правильное гигиеническое проведение, активное выполнение ими лечебно-профилакти-ческих предписаний и рекомендаций.

Содержание санитарного просвещения должно расшифровывать меры борьбы с болезнью в плане лечения и вторичной профилактики.

Сюда входит:

—       ознакомление больного с сущностью заболевания (коротко);

—       обоснование и расшифровку огромного значения участия самого больно в борьбе с болезнью, предостережение от самолечения;

—       гигиенические советы, касающиеся:

1)    режима;

2)    диеты;

3)    физической активности;

4)    закаливание;

5)    отказ от вредных привычек;

6)    устранение перегрузок и стрессов.

Врач стационара должен привлекать медицинских сестер к санитарному просвещению.

Приказ 75/55 от 14.04.98г. Комитета по здравоохранению Курской области, пункт 10.2. Возобновить работу по проведению занятий в «школах здоровья» стационаров (согласно инструкции МЗ от 29.06.90г., улучшить качество работы в «школах материнства» женских консультаций и детских поликлиник.

пункт 10.8. Вменить в обязанности врачей и средних медицинских работников использование 4-х часов ежемесячно рабочего времени на медицинское просвещение, пропаганду ЗОЖ, гигиенических знаний, соответствующих специальности.

Приказ 295 от 06.10.97г. Министерства здравоохранения РФ:

О совершенствовании деятельности органов и учреждений здравоохранения в области гигиенического обучения и воспитания населения РФ.

«Школы здоровья».

  1. Профилирование по отделениям;
  2. Привлекаются выздоравливающие больные с записью в истории болезни об окончании ее;
  3. Не более 15-20 человек в группе;
  4. Каждая группа заносится в журнал (ф.и.о., время, тема);
  5. Проводятся 3-4 раза в неделю;
  6. Охват ~60% от общего количества выписанных больных;
  7. Проводит врач и средний медицинский работник.

Конспекты лекций, бесед в папке «Школа здоровья»

(7 занятий).

  1. I.     Организационное.
  2. II.   Личная гигиена.
  3. III.  Профилактика заболеваний.

IV. Само и взаимопомощь при несчастных случаях.

  1. V.          О вреде алкоголя, курения, профилактика вензаболеваний.
  2. VI.        Уход за больными в домашних условиях.
  3. VII.       Итоговое собеседование.

Санитарное просвещение в стационаре дает

 информацию:

—       О правильном гигиеническом поведении во время пребывания в больнице, особенно после выписки для предупреждения прогрессирования заболевания, т.е. служит целям вторичной профилактики заболеваний. При этом важно учитывать потребность больного получить максимум информации о своем заболевании и состоянии.

—       Дополнительную медико-гигиеническую по общегигиеническим вопросам в связи с тем, что у больного человека отмечается повышенный интерес к медицинским вопросам, а стационаре имеются все условия и время для получения необходимой информации.

Санитарное просвещение на этапах пребывания

больного в стационаре:

—       В приемном отделении – индивидуальная беседа, с вруче6ием памятки, содержащей сведения о внутрибольничном распорядке, о гигиенических требованиях к поведению больных.

—       В палате – индивидуальная или групповая беседа;

—       В холлах больничных отделений – групповая беседа с больными, дискуссия в соответствии с нозологической формой заболевания с использованием технических наглядных пособий – лекционных диапозитивов, лекторских папок и др. С успехом применяется слайдоскоп с набором широкоформатных слайдов, иллюстрирующих основные медицинские сведения и гигиенические рекомендации, сообщаемые больным;

—       При выписке – индивидуальная беседа с вручением памятки, содержащей гигиенические рекомендации, выполнение которых строго необходимо для успешной реабилитации и в целях профилактики рецидивов заболевания.

Кроме того, в стационаре используются средства массовой пропаганды:

местные радиопередачи с записями на магнитной ленте циклов радиобесед для больничных радиоузлов, выпускаемыми ЦНИИ медицинских проблем и пропаганды ЗОЖ;

библиотеки научно-популярной литературы по вопросам медицины и гигиены, которые комплектуются с учетом профиля отделений стационара;

санитарно-просветительные кинофильмы, которые могут демонстрироваться в помещении больницы с применением видеомагнитофонов.

В программу гигиенического воспитания больных с хроническими заболевания обязательно должны включаться вопросы оказания доврачебной самопомощи при обострении заболевания. Больной должен быть ориентирован в отношении начальных признаков рецидива заболевания с тем, чтобы он мог вовремя прибегнуть к самопомощи и своевременно обратиться к врачу.

Это прежде всего относится к больным, страдающим ГБ, ИБС, БА и некоторыми другими заболеваниями. Данные литературы свидетельствуют о том, что 50% случаев необоснованных обращений за скорой медицинской помощью составляют вызовы к больным хроническими заболеваниями, которые переоценивают тяжесть своего состояния, не умеют обеспечить самопомощь и нарушают предписанное врачом лечение.

Целенаправленное гигиеническое воспитание больных хроническими заболеваниями способствует снижению числа необоснованных обращений за скорой медицинской помощью.

Санитарное просвещение родственников и близких больного включает: индивидуальную беседу в приемном отделении и выдачу листовки – памятки с основными требованиями и рекомендациями в адрес лиц, посещающих больного; индивидуальное беседы лечащего врача в холле для посетителей и самовоздействие средствами санитарно-просветительного оформления этого помещения.

Санитарно-просветительное оформление

стационара и памятки.

         Является дополнительным, но важным источником информации. Оно должно быть выполнено с учетом требований эстетики интерьера и необходимости стилевого единства и базироваться на принципе: формы стационарные, экспозиции сменные.

         В санитарно-просветительном оформлении поликлиники целесообразно учитывать типовое размещение отделений и кабинетов поликлиники, которое содержит:

—       справочно-информационные материалы;

—       гигиеническую информацию общего характера – пропаганда ЗОЖ, важность профилактических осмотров, сезонная информация (профилактика гриппа, ОКИ и т.д.);

—       целевую информацию – профилактика хронических заболеваний (располагается в соответствии с кабинетом специалистов).

         Для настенного оформления используют светящиеся плоскости (короба) с широкоформатными цветными слайдами и несветящиеся (стенды), экспозиции плакатов и тематических выставок, а для настенного оформления – альбомы, картотеки, настольные турникеты.

         В стационаре должно предусматриваться санитарно-просветительное оформление приемного отделения, лечебных отделений и холлов для посетителей. В приемном отделении и холлах для посетителей должен экспонироваться информационно-справочный материал, касающийся правил внутреннего распорядка для больных и посетителей. Помимо этого, в этих же холлах необходимо иметь материалы, освещающие роль членов семьи больного в создании его адекватной психологической установки на стационарное лечение и последующее выполнение врачебных назначений в условиях дома.

         В отделениях целесообразно использовать настольное оформление: альбомы, турникеты, картотеки, которые представляют собой тематическую подборку иллюстраций с текстом.

Санитарно-просветительное оформление

в поликлинике.

         Экономический спад, кризис финансовый системы, недофинансирование здравоохранения выводят на первый план усиление профилактического направления в деятельности поликлиник.

         В современных условиях выделяют два основных аспекта санитарной профилактики в амбулаторно-поликлинических учреждениях:

—       санитарная профилактика по привлечению населения на медицинские профилактические осмотры;

—       санитарная профилактика диспансеризуемых контингентов в условиях динамического наблюдения за ними.

Успех профилактических осмотров обеспечивается:

—       агитационно-информационным санитарно-просветительным воздействием наглядными средствами (плакаты, лозунги и т.д.) экспонируемыми по месту жительства населения и непосредственно в самой поликлинике;

—       разъяснением и убеждением с помощью печатной информации (листовки-приглашения, тематические памятки); чтением лекций, разъясняющих существо диспансерного метода обслуживания населения; демонстрацией тематических санитарно-просветительных кинофильмов и т.д.

Санитарное просвещение проводиться дифференцированно среди здоровых, лиц с повышенным риском возникновения заболевания и больных (острыми и хроническими заболеваниями).

         Гигиеническое воспитание здоровых имеет целью сохранение и укрепление их здоровья. Программа медико-гигиенической информации для них предусматривает пропаганду ЗОЖ: гигиенические советы относительно труда, отдыха, питания, занятий физкультурой и спортом, борьбы с вредными привычками и т.д.

         Методика работы с этим контингентом населения включает проведение врачом индивидуальной беседы и выдачу тематической памятки «Здоровым советует врач», которая содержит ряд практических советов, направленных на сохранение и укрепление здоровья.

         В этой работе используется различные памятки о ЗОЖ, издаваемые ФНИИ МПФЗ, местными ЦМП, а также тематические брошюры, издаваемые обществом «Знание» и др.

В современных условиях профилактической работы особую важность приобретает гигиеническое воспитание групп людей, имеющих повышенный риск возникновения заболеваний. Среди преморбидных состояний наиболее прогностически опасны такие, как тенденция к избыточному весу, предгипертония, гиперхолестеринемия, предиабет и т.д. В основе многих из них лежат нарушения гигиенических норм поведения: гиподинамия, курение, злоупотребление алкоголем, нерациональное питание, неправильный режим и т.д.

Санитарное просвещение лиц, находящихся под угрозой болезни, включает вопросы первичной профилактики заболевания, возможность развития или начальные признаки которого имеются и направлены на коррекцию их гигиенического поведения. Здесь приходятся перевоспитывать человека, воздействовать на уже сложившиеся привычки поведения и поэтому санитарно-просветительная работа должна строится таким образом, чтобы была возможность прямого, повторного общения, в процессе которого реципиент мог взять на себя определенные обязательства по изменению своего гигиенического поведения, а медицинский работник – контролировать выполнение этих обязательств.

         Санитарное просвещение с указанным контингентом включает индивидуальную беседу врача, подкрепленную вручением памятки (буклета), содержащей конкретные советы, направленные на устранение имеющихся неблагоприятных для здоровья факторов, а также проведение групповой беседы – дискуссии (группы подбирают из лиц, имеющих одни и те же нарушения или подверженных влиянию одинаковых факторов риска). К проведению групповых занятий, помимо терапевтов, привлекают узких специалистов поликлиники: диетолога, врача (инструктора) ЛФК, психотерапевта и др. Участие психотерапевта в гигиеническом воспитании имеет особое значение, поскольку у этих групп населения требуется создать психологическую установку на необходимость коррекции гигиенического поведения и мобилизовать их волевые усилия.

         Санитарное просвещение больных имеет целью выработать у них навыки адекватного, правильного гигиенического поведения, способствующего скорейшему выздоровлению или облегчению течения заболевания. От этого в большой степени зависят успех лечения и ускорение выздоровления.

         Методика гигиенического воспитания больных дифференцируется по двум направлениям: санитарное просвещение больных с острыми и хроническими заболеваниями.

         Многие хронические заболевания являются следствием недостаточно леченных острых, поэтому адекватное гигиеническое поведение больного с острым заболеванием является важным условием предупреждения развития хронических процессов. Программа гигиенической информации должна включать обязательный минимум сведений по лечению и рациональному режиму жизни в период болезни и реконвалесценции.

         На выполнение больным лечебно-профилактических мероприятий немалое влияние оказывают члены их семьи. Санитарное просвещение с родственниками больных и лицами, непосредственно ухаживающими за больными в домашней обстановке, имеет целью создать благоприятный психологический климат в семье, способствовать строгому выполнению назначений и предписаний врача (при необходимости) и выдачу тематической памятки с рекомендациями по уходу за больным. Кроме того, они знакомятся с гигиеническими предписаниями, сделанными в адрес больного.

         Санитарное просвещение людей, страдающих хроническими заболеваниями осуществляется по методике курса очно – заочного обучения.

         Этот курс включает:

—       индивидуальную беседу, в процессе которой больной получает необходимые гигиенические рекомендации;

—       групповую беседу с участием врачей-специалистов, во время которой больной получает необходимую медико-гигиеническую информацию, дающую возможность лучше понять советы врача, осознать необходимость следовать им. Групповую беседу лучше проводить в виде дискуссии, в процессе которой повышается познавательная активность участников. Это способствует закреплению полученных знаний, выработке необходимых убеждений;

—       выдачу «книжки диспансеризуемого», которая является основным элементом заочного обучения и где отмечают сроки явки на очередной профилактический прием. Больной получает ее вместе с соответствующим заболеванию памяткой-вкладышем.

«Книжка диспансеризуемого» дает возможность больному регистрировать отдельные параметры своего гигиенического поведения, что способствует закреплению в его сознании полученных гигиенических рекомендаций, врачу – контролировать их выполнение пациентом.

         В условиях диспансеризации эта форма санитарно-просветительной работы применяется также при гигиеническом воспитании лиц, имеющих повышенный риск возникновения заболеваний.

Всем профилактическим мероприятиям
должна предшествовать и сопутствовать
санитарно-просветительская работа.

Основная цель этой работы — это пропаганда
медицинских знаний о здоровом образе
жизни, о путях и методах сохранения
здоровья, предупреждение заболеваний.

Каждый медицинский работник ежемесячно
4 часа рабочего времени должен посвящать
санитарно-просветительской работе
среди населения.

Имеются определенные формы
санитарно-просветительской работы
(активные и пассивные). Как активные,
так и пассивные формы санитарно-просветительской
работы должны быть рассчитаны на
конкретную аудиторию.

При проведении санитарно-просветительской
работы по профилактике стоматологических
заболеваний рекомендуется придерживаться
определенных тем (Е.Д. Удовицкая, 1978 г.).

1. Взаимосвязь заболеваний полости рта
и общего состояния здоровья детей.

2. Значения питания в обеспечении здоровья
полости рта и правила приема пищи.

3. Роль оздоровительных мероприятий для
развития и состояния органов и тканей
полости рта.

4. Гигиенический уход за полостью рта.

5. Предупреждение заболеваний полости
рта.

6. Выявление и устранение вредных привычек
для предупреждения пороков развития
зубочелюстной системы.

Например, проводя беседы среди беременных
женщин, можно рассказать об особенностях
ухода за полостью рта при беременности,
о вреде алкоголя, курения, приема
лекарственных средств без назначения
врача, о закладке и формировании зубной
ткани плода, о грибковом стоматите у
детей первого года жизни и т.д. Программа
занятий и график работы с беременными
утверждается главным врачом
стоматологической поликлиники и женской
консультации. Занятия проводятся на
базе школы матерей. Санитарно-просветителъские
мероприятия среди беременных рекомендуется
проводить:

— в первые 20 недель беременности — 1 раз
в месяц;

— после 20 недель — 2 раза в месяц;

— после 32 недель — 3-4 раза в месяц.

Санитарно-просветительская работа
может быть индивидуальной, коллективной
и массовой. При организации и проведении
санитарного просвещения в системе
профилактики стоматологических
заболеваний акцент делается на детей
и их родителей.

Санитарно-просветительская работа и
гигиеническое воспитание среди детей
должны быть строго дифференцированными
по целям и содержанию в зависимости от
возраста.

Ведущая форма работы со взрослым
населением — это убеждение и пропаганда.
Основная форма воздействия на ребенка
— это обучение с повседневным повторением
при обязательном личном примере взрослых.
Прививать детям гигиенические навыки
должны родители, воспитатели, педагоги.
Чем меньше возраст ребенка, тем легче
формируется гигиенический навык по
уходу за полостью рта, переходящий в
стойкую привычку. Поэтому начинать
санитарно-просветительную работу
следует с родителями и воспитателями
детских учреждений. Необходимо не только
привлечь внимание этой категории
взрослых к состоянию зубов и органов
полости рта у детей, но и приобрести,
таким образом, убежденных помощников.
Гигиеническое воспитание — это система
привития полезных навыков и привычек
на основе знания правил здорового образа
жизни и убежденности в необходимости
их соблюдения. В условиях детского сада
обучение детей методам чистки зубов
проводится с учетом возраста.

С детьми трех-четырех лет работу
рекомендуется строить с использованием
игровых элементов, с использованием
рисунков. плакатов, игрушек, кукол,
зубных щеток, паст и т.д. Такая игра-беседа
должна быть короткой и продолжаться на
нескольких занятиях. Дети через сказочные
персонажи должны усвоить, что надо
употреблять овощи, фрукты, чтобы зубы
не болели, что после еды необходимо
полоскать рот, меньше кушать сладостей
и чистить зубы. При этом рекомендуется
в форме игры показать детям, как правильно
чистить зубы. Обучая детей правилам
чистки зубов, важно повторять, закреплять
полученный навык и поощрять тех детей,
которые успешно им овладели.

Детям четырех-семи лет занятия необходимо
проводить в популярной форме, используя
персонажи сказок, рассказывая и показывая,
как надо правильно чистить зубы. При
обучении чистке зубов необходимо
окрасить фронтальные зубы красителями
и показать окрашенный налет ребенку в
зеркало.

Обращают внимание на размер щеток для
детей, их состояние и уход за ними. В
ходе беседы выясняют, имеет ли ребенок
свою зубную щетку, объясняют, какая
зубная паста лучше. Для закрепления
знаний можно использовать загадки об
овощах, фруктах и т.д. Также задавать
детям вопросы.

Для формирования осознанных
культурно-гигиенических навыков у
младших школьников нужно применять
метод медико-педагогического убеждения.
Метод является совокупностью мер по
санитарному просвещению, которые
направлены на повышение гигиенических
навыков. Составными частями метода
являются беседа, рассказ, демонстрация
диафильмов, кинофильмов, наглядных
пособий, демонстрация техники чистки
зубов и средств ухода за полостью рта.
Обучение методам гигиены лучше проводить
в специальных комнатах или классах
гигиены (класс гигиены и профилактики).

Классы гигиены и профилактики рассчитывают
на 15-20 учащихся. Их размещают вблизи
стоматологических кабинетов. На двух
стенах класса устанавливают туалетные
раковины, над которыми крепят зеркала.
На третьей стене класса во всю ее длину
оборудуется шкаф с ячейками для хранения
индивидуальных средств гигиены. На
окнах класса должны быть шторы, а на
одной из стен устанавливается экран
для демонстрации фильмов и диапозитивов.
На видном месте вывешиваются памятки
и информация по уходу за полостью рта.
В центре класса размещаются школьные
парты или индивидуально изготовленная
для проведения уроков гигиены мебель.

На уроках гигиены в младших классах
необходимо объяснить строение зуба,
функции зубов, значение органов полости
рта. Следует обращать внимание на причины
заболеваний зубов, десен, слизистой
оболочки полости рта. Важно подчеркнуть
роль питания, гигиены полости рта в
развитии и состоянии зубочелюстной
системы. С этой целью можно подготовить
памятки для школьников. Выступления
перед детьми лучше строить в форме
диалога. Можно предложить для младших
школьников десять способов сохранить
зубы здоровыми без лекарств.

1. Энергично и много жевать, особенно к
концу приема пищи, не отказываться от
жестких овощей и фруктов.

2. Не есть много сладостей и мучных
изделий.

З. Употреблять различные пищевые продукты
съедая всю порцию.

Медленно пить, задерживая во рту молоко,
чай.

5. После каждого приема пищи, сладостей
полоскать рот водой, лучше щелочной
минерaльной или раствором питьевой
соды.

6. Правильно чистить зубы два раза в
день, после завтрака и ужина.

7. После чистки зубов втирать пальцами
пасту в поверхности эмали зубов в течение
двух минут.

8. Между приемами пищи полоскать рот
раствором поваренной соли терпимой
крепости два-три раза в день.

9. Выполнять упражнения по тренировке
зубов и челюстей, поочередно слабо и
крепко сжимая зубы, захлопывая рот легко
и с большей силой, отводя нижнюю челюсть
вправо и влево со скольжением бугров
по буграм.

10. Закаливать организм и заниматься
гимнастикой.

Формирование навыка должно осуществляться
по трем направлениям. Сначала формируется
представление о значении
культурно-гигиенических навыков по
уходу за полостью рта. Затем необходимо
обучить последовательность действий,
составляющих навык. Третье направление
— это закрепление и совершенствование
навыка. Для закрепления полученных
знаний на уроке гигиены целесообразно,
привлекая учащихся старших классов,
выпустить санбюллетень. Для первого
урока гигиены со школьниками первых-третьих
классов можно предложить тему: как
ухаживать за зубами, для второго урока
— Чтобы зубы не болели, Зубы должны быть
не только здоровыми, но и красивыми и
т.д. Можно использовать диафильмы,
кинофильмы, которые обязательно
обсуждаются после просмотра.

Ученики средних и старших классов на
уроках гигиены должны получить знания
по анатомии и физиологии органов полости
рта, сведения о причинах возникновения
заболеваний зубочелюстной системы, о
способах профилактики стоматологических
заболеваний. Выбор тем по профилактике
стоматологических заболеваний среди
взрослой аудитории зависит от их
профессионального состава, возраста,
уровня образования, пола и т.д. Например,
на педсовете перед педагогами можно
выступить с лекцией, беседой по актуальным
вопросам стоматологии или провести
консультацию во внеурочное время, по
вопросам профилактики стоматологических
заболеваний. Им могут быть предложены
темы: Зубы, их функции, связь зубов с
организмом, Значение санации полости
рта. Очень эффективно дополнять лекцию
(беседу) показом кинофильмов по
профилактике болезней зубов и полости
рта. Для выступлений перед родителями
используются родительские классные
собрания, на которых родителям можно
предложить прослушать лекцию, беседу
на темы: Значение зубов для человека,
Вредные привычки у детей, Связь
стоматологических заболеваний с
заболеваниями органов и систем, Берегите
зубы смолоду и т.д.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Основная цель службы формирования здорового образа жизни: повышение уровня санитарной культуры населения, проведение оздоровительных мероприятий, способствующих сохранению и укреплению здоровья.

Действующие положения о лечебно-профилактических учреждениях всех типов (поликлиника, амбулатория, больница и т. д.) предусматривают работу по санитарному просвещению населения, но тем не менее анализ работы в этих учреждениях показывает, что часто на местах допускают методические ошибки, основными причинами которых являются:

  • недооценка врачами действенности этого раздела профилактической работы, вследствие чего они не уделяют этой работе должного внимания;
  • отсутствие знаний об организации и методических подходах в этой работе, что приводит к нарушению основного принципа санитарного просвещения (дифференцированности и целенаправленности пропаганды) и преобладанию среди форм санитарного просвещения чтения лекций и выпуска санитарных бюллетеней.

Как должна проводиться санитарно-просветительская работа в лечебно-профилактическом учреждении?

  • Санитарно-просветительская работа проводится в соответствии с местными условиями и задачами, стоящими перед различными типами лечебно-профилактических учреждений.
  • Общее руководство и контроль за организацией и проведением санитарно-просветительской работы осуществляет главный врач лечебно-профилактического учреждения, который обеспечивает активную работу врачей и средних медицинских работников по санитарно-гигиеническому воспитанию населения в лечебно-профилактическом учреждении и на обслуживаемой территории.
  • Главный врач лечебно-профилактического учреждения работает в тесном контакте с местным Центром медицинской профилактики, откуда получает методическую помощь и материалы.
  • Каждый медицинский работник, кроме проведения индивидуальных бесед с больными и их родственниками в процессе оказания лечебно-профилактической помощи, обязан ежемесячно 4 часа своего рабочего времени затрачивать на проведение групповых и массовых форм санитарно-просветительской работы.

В санитарно-просветительской работе выделяют 3 основных звена: санитарное просвещение в поликлинике, стационаре и на участке.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Межотраслевые укрупненные нормативы времени на работы выполняемые на отделочно расточных станках
  • Межотраслевые укрупненные нормативы времени на работы выполняемые на фрезерных станках единичное
  • Межрайонная инспекция федеральной налоговой службы 11 по ростовской области реквизиты для оплаты
  • Межрайонная инспекция федеральной налоговой службы 23 по московской области реквизиты для оплаты
  • Межрайонная инспекция федеральной налоговой службы 24 по красноярскому краю реквизиты для оплаты