Матронушка босоножка петербургская часы работы

Спасибо что зашли на наш сайт, перед тем как начать чтение вы можете подписаться на интересную православную mail рассылку, для этого вам необходимо кликнуть по этой ссылке «Подписаться»

Богата Северная Пальмира своими праведниками. Особенно почитаемы благочестивыми христианами старицы. В списке имен этих подвижниц есть и своя Матрона, прозванная Босоножкой. 

Матрона Босоножка Петербург

Матрона Босоножка

Краткое житие блаженной 

Судил Бог Матрене появиться на свет в 1814 г. на костромской земле, в семье простых крестьян Щербининых, живущих от сохи и пашни. Ее отец и мать, а также три брата, занимались земледельем. О детстве Матрены ничего неизвестно. Когда пришло время замужества, ее избранником оказался человек небогатый, но хозяйственный, из мещан, Егор Мыльников. Супруги жили мирно, муж владел бакалейной лавкой. 

Спокойное течение жизни нарушила грянувшая российско-турецкая война. Егора призвали в армию, Матрена не стала отсиживаться дома. «Где муж, там и жена, ему подмога» — так   подумала   Матрена и отправилась на фронт вслед за своим супругом. Она мужественно несла подвиг сестры милосердия, жертвуя солдатикам своим скромным жалованием. 

Сразу после того, как она узнала о гибели Егора, Матрена вернулась домой. Она решила расстаться с прежним образом жизни, всецело предав себя Богу. Простившись с хозяйством, пожертвовав всё накопленное трудами имущество нуждающимся, Матрена вышла на дорогу и с молитвой в сердце отправилась куда глаза глядят. 

С тех пор людская молва полнилась рассказами о босой страннице. Прозвали люди Матрену Босоножкой. Четыре раза ходила она в Палестину, побывала на Соловках, а последние три десятилетия прожила в Санкт-Петербурге, на Петроградской стороне. Потому и прославилась она именно здесь как местночтимая святая, усердно помогавшая страждущим. 

К своему уходу Матрена начала готовиться за два года до случившегося: каждое воскресенье   исправно причащалась, часто соборовалась. На исходе первого весеннего месяца 1911 г. поделилась она с приходящими к ней вестью: «Вместе с водой и льдом уйду от вас». По слову ее и случилось. 30 марта тронулся лед на Неве. В этот  день скончалась тайная   схимонахиня   Мария, давно принявшая постриг в святом городе Иерусалиме. 

Церковь, рядом с которой находится ее могилка

На погребении присутствовало более 20 тысяч человек. Разношерстную толпу почитателей святой старицы еле сдерживала полиция. Каждый хотел прикоснуться ко гробу, в котором лежала Матронушка. В последний путь ее провожали простые работяги и купцы, чиновники и дворяне.  

Тронутый народной любовью к блаженной, архимандрит Александр в надгробном слове воскликнул:

 «Как знаменательно! Мы празднуем Вербное воскресенье, когда Христос входил в Иерусалим и Его торжественно встречали. И эта раба Божия, посетившая несколько раз Иерусалим, теперь идёт в Небесный Иерусалим… Вербное воскресенье – победа Христа над смертью. Погребение  ея знаменует переход к новой жизни… С течением времени память ея еще более окрепнет и привлечёт богомольцев, которые будут молиться о ней. Будем молиться в надежде, что там, в ином мире, окажемся невдалеке от этой женщины, которая поднялась на такую духовную высоту».

 

Босоножку похоронили во дворе часовни иконы «Всех скорбящих Радость»где проводила она свои последние дни. После революции 1917 г. намоленное место подверглось разорению, а могилка утрачена. 

Могила Матроны Босоножки

Храм в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость»

В 90-е на месте разрушенной часовни появился красавец храм, который по  благословению  высокого священноначалия стал подворьем Зеленецкого Свято-Троицкого монастыря. В результате строительных работ там и обнаружили склеп с гробом Матроны.  

Матрона Босоножка

Место погребения Блаженной Матроны Босоножки

Читайте также: Петербургская Матрона Босоножка

Адрес в Санкт-Петербурге

Монастырское подворье, куда приходят к  блаженной юродивой, находится на пр. Обуховской  обороны, 24. 

Расписание

Двери обители открыты для богомольцев с 9 утра до 7 вечера. 

Как доехать

Сперва необходимо дохать до станции метро «Площадь Александра Невского», далее на любом наземном транспорте до ул. Книпович. 

Почитание старицы 

Матрона Босоножка более всего известна жителям Северной столицы. Общероссийского прославления блаженной юродивой еще не было. Однако в народе она глубоко почитается как святая, которая продолжает подавать свою чудесную помощь всякому, притекающему на ее могилку с самыми сокровенными просьбами и желаниями.  

В этом есть исполнение завещания Матронушки приходить к ней даже после ее смерти. Так сегодня люди и делают, обращаясь к старице у могилки с молитвами об исцелении, о наставлении в сложной ситуации, об избавлении от мучительных страстей. 

Матрона Босоножка прожила 97 лет, из которых 33 года ходила босиком. Невозможно не заметить в последней цифре символическое соотношение с возрастом Спасителя, вышедшего на проповедь. Воистину, благословенны дела святых Божиих, в которых сполна проявляется жертвенная любовь Творца к каждому живущему на земле. 

Серафим Пересветов 

Похожие статьи

Хотим привлечь ваше внимание к проблеме разрушенных храмов, пострадавших в безбожные годы. Более 4000 старинных церквей по всей России ждут восстановления, многие находятся в критическом положении, но их все еще можно спасти.

Один из таких храмов, находится в городе Калач, это церковь Успения Божией Матери XVIII века. Силами неравнодушных людей храм начали восстанавливать, но средств на все работы катастрофически не хватает, так как строительные и реставрационные работы очень дорогие. Поэтому мы приглашаем всех желающих поучаствовать в благом деле восстановления храма в честь Пресвятой Богородицы. Сделать это можно на сайте храма

Помочь храму

Рекомендуем статьи по теме

Чтобы поклониться могилке Матроны Петербургской Босоножки, верующим нужно приехать в подворье Троицкого-зеленецкого монастыря. Здесь стоит небольшая, но очень уютная церковь иконы «Божией Матери Всех Скорбящих Радость».

Как добраться

Могилка Матроны расположена на проспекте Обуховской Обороны, 24. Ближайшая станция метро — площадь Александра Невского, так что верующие могут совместить эту поездку с посещением Александро-Невской лавры. От монастыря до могилки Матроны всего около 1,5 км.

Кроме того почти у самого подворье Троицкого-зеленецкого монастыря есть остановка общественного транспорта «Смоляная улица». От метро сюда ходят автобусы 8, К-8, 58 и трамваи 65, 7 и 7А.

Рекомендуем по теме

История старицы Матроны Босоножки

Матрона Босоножка жила в Санкт-Петербурге всего чуть более 100 лет назад. Как и другая почитаемая в этом городе святая Ксения Петербургская, она тоже приняла подвиг юродства.

В любое время года даже зимой в лютые морозы Матрона ходила босиком. Так она показывала силу своего духа над слабостью человеческого тела. За это её и прозвали босоножкой.

Матрона обладала даром прозорливости, исцеления и особой силой молитвы. Молва о новой петербургской блаженной быстро разлетелась далеко за пределы города. Ежедневно к ней за помощью обращались сотни человек и старица никому никогда в ней не отказывала.

Сегодня Матрона Босоножка считается местночтимой святой. Она не канонизирована Русской православной церковью и за пределами Петербурга о ней вообще мало кто знает. А всё потому, что все данные о святых после революции старательно уничтожались богоборцами.

Могилка Матроны Босоножки

Надгробие на могилке совсем новое, что неудивительно ведь мощи святой были перезахоронены не так давно. В советское время власти старались вычеркнуть из памяти людей имена всех святых. Поэтому надгробие был снесено, а могилу сравняли с землёй.

Лишь в 90-е годы, года церковь иконы «Божией Матери Всех Скорбящих Радость» вернули в ведение РПЦ, верующие организовали поиски могилки. И буквально чудом её нашли. Гроб с почестями перезахоронили, обустроив могилу на новом месте с крестом, мраморной плитой и оградой.

Могилка Матроны Босоножки

Подробности жизни старицы приходилось собирать по крупицам — буквально выгребать из остатков сгоревших архивов. В итоге удалось установить, что Матрона была схимонахиней. Причём очень уважаемой в городе, а её смерти написали все петербургские газеты.

Могилка Матроны Босоножки

Старица Матрона была лично знакома и даже состояла в духовном родстве с Иоанном Кронштадтским. Сохранилась архивная фотографии, где они вместе освещают новое здание. Участвовала она и в нескольких из знаменитых путешествий Иоанна Кронштадтского по России.

Несмотря на то что Матрона Петербургская Босоножка официально не канонизирована, к её могилке с первых же минут открытия храма и до самой темноты идут верующие. Люди приходят со своими просьбами и благодарностями, оставляют записки.

Икона «Божией Матери Всех Скорбящих Радость»

Ещё одна святыня этого места — икона «Божией Матери Всех Скорбящих Радость». Это особенный образ, о котором знают многие верующие. Его ещё называют «Богородица с грошиками».

Всё дело в том, что в XIX веке в храм, где она хранилась, ударила молния. Здание полностью сгорело, но сама икона чудом осталась невредимой. Но к ней припаялись мелкие монетки — грошики.

После того пожара у икона начались чудеса исцелений. С тех пор к ней нескончаемым потоком идут паломники.

Икона «Божией Матери Всех Скорбящих Радость»

Видео

Текст и фото: Антонина Кябелева

Когда заходит речь о Санкт-Петербурге в религиозном контексте, то первая ассоциация, непроизвольно возникающая у многих россиян, связана с покровительницей Северной столицы Ксенией Петербургской.

Не случайно завершающий четвертый день пресс-тура по религиозным местам Санкт-Петербурга начался с посещения часовни святой Ксении Петербургской. Мы подробно рассказывали о том, что удалось увидеть журналистам в течение удивительного путешествия по святым местам города на Неве и монастырям Ленинградской области. В конце поездки нас тоже ждали сюрпризы. Если о Ксении Петербургской знают далеко за пределами Питера, то о петербургской праведнице Матроне-Босоножке известно немногим.

Покровительница Северной столицы

Согласно преданию, Ксения Блаженная Петербургская в 26 лет внезапно потеряла мужа и после этой трагедии полностью изменилась. Она раздала все свое имущество и следующие 45 лет скиталась по городу, помогая людям, предупреждая их о грозящей опасности. Она была погребена на Смоленском кладбище, расположенном на Васильевском острове.

Рассказывают, что холмик над могилой разобрали верующие: кто камешек уносил домой, кто немного земли. Тогда было решено на месте ее захоронения построить часовню, к которой теперь устремляются верующие.

Обычно там многолюдно даже в будние дни. Мы тоже застали множество людей, которые нескончаемым потоком шли помолиться у могилы покровительницы Санкт-Петербурга.

Как гласит предание, Ксению часто видели на Смоленском кладбище, где был похоронен ее муж. В то время там началось строительство Смоленской церкви. Но работы затянулись. Ксения Петербургская по ночам носила кирпичи на леса, помогая рабочим возводить храм.

Главная святыня храма – Смоленская икона Божией Матери, которая считается чудотворной.

Смоленское кладбище представляет собой ухоженный комплекс с аккуратными аллеями, скамейками с навесами от дождя, туалетами, указателями, помогающими ориентироваться  среди захоронений. Кладбище возникло одновременно со строительством города.

Здесь была похоронена няня Александра Пушкина – Арина Родионовна. Хотя точное место ее захоронения установить так и не удалось. Здесь был погребен украинский писатель и поэт Тарас Шевченко. Позже его перезахоронили на Украине, а на месте бывшей могилы установили гранитный валун с надписью. На Смоленском кладбище похоронены певец Эдуард Хиль, певица Людмила Сенчина, режиссер Алексей Балабанов.

Памятник «врагам» сохранился, а первостроителям уничтожен  

Сампсониевский собор был воздвигнут в честь победы Петра I над шведами под Полтавой. Сначала была построена деревянная церковь, а каменный храм появился в конце 30-х годов восемнадцатого века.

Он является одним из старейших храмов Санкт-Петербурга, а искусствоведы считают его архитектурным шедевром эпохи барокко. Особенно знаменит роскошный резной иконостас. 

За Сампсониевским собором находилось кладбище, где были похоронены известные архитекторы Трезини, Растрелли, Гербель. Но кладбище не сохранилось, так как в XX веке на его месте решили разбить сквер. В 1995 году в сквере в память об архитекторах-первостроителях Санкт-Петербурга был открыт памятник, созданный Михаилом Шемякиным. Перед пятиметровой гранитной аркой находился бронзовый стол, на котором лежал первый план Северной столицы, стояли подсвечник и череп. Но в первозданном виде памятник простоял около пяти лет и был разрушен вандалами. Все бронзовые элементы памятника архитекторам-иноземцам были украдены.       

Около собора были похоронены кабинет-министр Артемий Волынский и двое его сподвижников — Андрей Хрущев, архитектор Петр Еропкин.

Именно Еропкин придумал планировку Санкт-Петербурга в виде трех лучей, отходящих от Адмиралтейства. Всех троих обвинили в заговоре против фаворита царицы Анны Иоановны — Бирона — и казнили в 1740 году в один день. Сейчас около храма воздвигнут памятник «Врагам Бирона».

У Матроны-Босоножки

Самые яркие впечатления заключительного дня пресс-тура остались от посещения Храма иконы Божией Матери «Всех Скорбящих Радость (с грошиками)», который расположен на проспекте Обуховской обороны. Как принято говорить, все сошлось в одной точке: удивительная история чудотворной иконы, уникальность самого храма, личность его настоятеля отца Богдана Полевого, перед обаянием, открытостью и чувством юмора которого невозможно устоять, и судьба похороненной на живописной набережной Матроны-Босоножки.

«Вплоть до 1888 года на этом месте не было ничего — ни большого храма, ни жилых построек. Город заканчивался Обводным каналом. При Императорском стекольном заводе здесь находилась маленькая деревянная часовня, в которой не было ничего интересного. 5 августа 1888 года здесь произошло чудо, которое очень круто изменило историю этого места.

В часовню попадает молния, и она полностью сгорает. Когда пришли разобрать пожарище, то обнаружили, что вся утварь погибла, кроме одной-единственной иконы, которая висела в уголочке. Это был список с чудотворной иконы Божией Матери «Всех Скорбящих Радость». Она не только не пострадала от огня, но с ней произошло чудо — к ней прилипли монетки.

Видимо, рядом стоял ящик для пожертвований. К иконе прилипли раскалившиеся от огня грошики — самые мелкие монеты того времени», — рассказал отец Богдан Полевой.

После этого часовню быстро восстанавливают, а икону, получившую после пожара название «Всех Скорбящих Радость (с грошиками)», помещают на видное место. Весть об уцелевшей иконе быстро распространяется по окрестностям. Естественно, сюда устремляются верующие, и начинают происходить чудесные исцеления. Отец Богдан Полевой рассказал, что удалось найти брошюру дореволюционного издания, где описываются случаи выздоровления от тяжелых недугов. После этого икону причисляют к списку чудотворных.

«Это первая и единственная до сих пор чудотворная икона, чудо с которой произошло именно в Петербурге»,

— отметил настоятель храма.

После этого рядом с часовней строится храм иконы Божией Матери «Всех Скорбящих Радость (с грошиками)».

В советские времена храм был полностью уничтожен, фактически стерт с лица земли. От него остался только фундамент. С 1990-х годов начинается его восстановление по сохранившимся рисункам и фотографиям. Сейчас завершается роспись стен. В часовне находится копия чудотворной иконы, а сама она последние 70 лет хранится в соседнем храме Святой Троицы «Кулич и Пасха» у метро Пролетарская. После освящения восстановленного храма икона должна вернуться на прежнее место.

В подвале храма создан современный музей, рассказывающий об истории храма и его святынях.

Вместе с восстановлением храма полностью преобразилось пространство вокруг него. Здесь появились удивительно красивая набережная с пешеходной дорожкой для прогулок, причал, детский городок, фонтан, небольшой парк.

«Храм преобразил микрорайон. Раньше люди проезжали мимо этого места и отворачивались. Сейчас это центр притяжения»,

— с гордостью сказал настоятель.  

Рядом с храмом находится могила Матроны Петровны Мыльниковой, которую в народе прозвали Матроной-Босоножкой, так как она ходила босиком. Сейчас идет работа по ее канонизации. Она родилась в 1814 году в деревне Ваниной Костромской губернии в крестьянской семье. После гибели на войне мужа она полностью посвящает себя Богу. Последние 15 лет старица жила возле часовни. Рассказывают, что в день она принимала до 200 человек. Все, что ей дарили, она отдавала в монастыри и детские приюты.

О том, насколько почитали Матрону-Босоножку в Санкт-Петербурге, можно судить хотя бы по тому, что в день ее похорон в 1911 году проститься с ней, как рассказывали в газетах того времени, пришло от 20 до 25 тысяч человек.

Сохранилась переписка с царской семьей, которая преподносила Матроне подарки. Интересно, что возле храма не был похоронен ни один настоятель, так как земля принадлежала не церкви, а царскому двору. Для Матроны-Босоножки было сделано исключение: было получено согласие от императора. 

Советская власть пыталась скрыть захоронение Матроны. На этой территории был устроен склад отходов производства.

«Могилу долго не могли найти. Экскаваторщик уже почти отказался, но бабушки взмолились, попросили попробовать последний раз. И тут послышался лязг. Оказалось, могила. По фотографиям было известно, как выглядел гроб, в котором была похоронена Матрона-Босоножка. Гроб был подарен царской семьей. Вскрывать его мы не стали, так как Матрона официально пока не прославлена в лике святых»,

— рассказал отец Богдан.

По его словам, с момента восстановления могилы Матроны-Босоножки у него накопилась целая папка свидетельств людей, которые уверены, что им помогла именно петербургская старица.

Когда мы приехали в храм, был мрачный питерский день, характерный для поздней осени. Настоятель храма рассказал, что были воссозданы пять украшенных горным хрусталем крестов. Он очень жалел, что мы не увидели храм в солнечный день, когда лучи отражаются в хрусталиках крестов и кажется, что весь храм светится разными огнями.

Я скептически отнеслась к этому замечанию, предполагая сильное преувеличение относительно свечения крестов. Когда наш визит подходил к концу и организаторы тура настойчиво просили журналистов пройти в автобус, из-за облаков несмело выглянул солнечный лучик. И я вдруг увидела, как над церковью, словно на новогодней елке, зажглись разноцветные огоньки. Увидев мой восторг, отец Богдан разочарованно заметил, что это все только слабое подобие того, что можно увидеть в солнечный день. 

В лавру на дегустацию

Четырехдневный пресс-тур завершился посещением Александро-Невской лавры. В конце этого года планируется закрыть на реставрацию Троицкий собор. Нам показали те церкви, которые будут открыты во время реставрации главного храма.

Благовещенская церковь стала первом каменным храмом монастыря, вокруг которого формировалась Александро-Невская лавра. Именно сюда Петр I под звон колоколов и пушечные выстрелы лично перенес мощи Александра Невского, которые хранились во Владимире. Позднее, когда был построен Троицкий собор, мощи были перенесены в главный храм лавры. После закрытия Троицкого собора на реставрацию мощи Александра Невского планируется вернуть в Благовещенскую церковь.   

В советское время на территории Александро-Невской лавры был создан Государственный музей городской скульптуры. Возвращение зданий церкви происходило постепенно. Только весной 2021 года в верхнем храме Благовещенской церкви впервые за последние 88 лет была совершена божественная литургия. В нижнем храме Благовещенской церкви находится могила Александра Суворова.

На территории лавры есть странное кладбище, где похоронены красноармейцы. После революции монастырь лишился своих земель и утратил контроль над захоронениями. Место было престижным, и здесь хоронили революционеров, красноармейцев. Я случайно наткнулась на могилу сандружинницы Маруси Мудрецовой.

В Александро-Невской лавре работает множество мастерских – иконописная, ювелирная, реставрационная, фарфоровая, швейная, столярная, есть свои гостиницы, центр по приему паломников, экскурсионное бюро. С 2019 года в монастыре производят свой сыр.

Для нас вкусным «гвоздем программы» стала дегустация местных сыров, которые продаются в монастырской лавке. Правда, цены на местную продукцию вполне сравнимы с ценами на хороший сыр из Европы — примерно 1,5 – 2 тысячи рублей за килограмм. В среднем каждый день сыроварня производит 50 килограммов сыра.  

В монастыре можно заранее заказать дегустацию, на которой подробно расскажут о местной продукции и, естественно, дадут попробовать. Александр, который провел для нас презентацию монастырских сыров, утверждал, что сыр производят только из качественного молока. Сырье обязательно проверяют уже в монастыре.

«Если молоко нас не устраивает, мы его возвращаем. Мы не делаем из плохого молока плохой продукт»,

— заметил Александр.

Сыры оказались с широкой вкусовой палитрой, от классических до весьма оригинальных. Удивили несколько видов творожных сыров, сделанных по швейцарским рецептам. После дегустации мало кто остался равнодушным и не приобрел в лавке вкусную продукцию монастырского производства.

За четыре дня нам удалось столько увидеть, узнать, почувствовать, что поначалу я плохо представляла, как сжать несжимаемое до размера обычной статьи. Несмотря на крайне насыщенную программу нашей поездки, самым важным для меня стала даже не информационная и безусловно очень интересная составляющая тура, а какие-то иные, не всегда зримые пласты нашей культуры и истории, к которым можно прикоснуться только через судьбы людей. Судьбы удивительные, чаще трагичные, но всегда исполненные каким-то высшим смыслом, до конца постигнуть и разгадать который, как мне кажется, у нас никак не получается…

Блаженная Петербургская старица Матренушка-Босоножка

Ибо когда мир своею мудростью не познал Бога в премудрости Божией, то благоугодно было Богу юродством проповеди спасти верующих (1 Кор. 1:21)

Портрет странницы Матрены-Босоножки

С духовной историей Скорбященской церкви начала второго десятилетия 20 века неразрывно связана судьба петербургской блаженной старицы Матренушки-Босоножки, могила которой находиться в ограде церкви.

В апреле 1911 года к Скорбященской церкви на рабочей окраине Петербурга шел нескончаемой поток народа. Шлиссельбургский тракт в районе поселения Императорского Стеклянного завода был заполнен толпами верующих, желающих проститься со старицей Матренушкой-Босоножкой. Это было свидетельством народного почитания и любви к блаженной старице, свидетельством ее святости.

Прежняя жизнь

Костромской Кремль

Родилась Матрона в 1814 году в деревне Ваниной Костромской губернии в крестьянской семье Щербининых. Крестили девочку в храме Владимирской иконы Божией Матери соседнего села Оделево.

Памятный крест на месте бывшей деревни Ваниной

О детских годах Матроны известно немного: родители ее происходили из местных крестьян-земледельцев, воспитывали четверых детей. Кроме Матроны, у Петра и Агафьи Щербининых было трое сыновей: Макар, Александр и Иван, все они занимались земледелием и были, как и сама Матрона, неграмотны. Замуж Матрона Петровна вышла за мещанина города Костромы Егора Мыльникова. В Костроме семья имела свой домик и бакалейную лавочку. Во время турецкой войны 1877–1878 гг. муж ее был призван в армию, Матронушка отправилась вместе с ним на фронт сестрой милосердия. Уже тогда ее смиренная душа, которая получила от Бога великий дар сострадания, проявилась в полной мере. Она помогала всем, как могла, и все свое сестринское жалование (25 рублей) раздавала нуждающимся солдатам.

В. Верещагин. После атаки. Перевязочный пункт под Плевной.

Подвиг юродства Христа ради

После гибели на войне мужа, Матрона решила всю свою оставшуюся жизнь посвятить Богу. После того, как закончилась война, Матрона вернулась в Кострому, продала имущество, деньги раздала нищим и отправилась странствовать, наложив на себя обет юродства Христа ради. С того момента и до самой своей смерти (в течение 33 лет) она ходила только босиком. Даже зимой Матрона носила легкую летнюю, обязательно белую одежду. Последние 30 лет своей жизни блаженная провела в Санкт-Петербурге, где жила сначала на Петербургской стороне, а затем 16 лет — у часовни во имя Божией Матери «Всех скорбящих Радость». В этой часовне произошло прославление иконы Божией Матери «Всех Скорбящих Радость» (чудо с грошиками), в этой часовне совершались исцеления по молитве к чудотворной иконе; и здесь же всегда можно было встретить Матренушку, единодушно всеми любимую прозорливую старицу. Она помогала людям своей молитвой, предостерегала от надвигающихся несчастий, многим открывала промысел Божий.

Портрет странницы Матрены-Босоножки
Фото ателье К. Буллы

С просьбами о помощи в болезнях, скорбях житейских и самых разнообразных нуждах обращались к Матренушке, как ласково называли ее в народе, тысячи человек. Многие, проходя мимо ее квартиры, заходили к ней запросто. Она принимала всех, утешала, давая советы и оставляя человека помолиться вместе с ней. По ее молитвам избавлялись от тяжкого недуга алкоголики, сохранилось много описаний случаев чудесных исцелений. Люди, которые долго не могли получить работу, повышение жалования или имели какую-либо серьезную нужду, получали необходимое, помолившись вместе с ней Господу Богу. Многих людей Матренушка предупреждала о грозящей опасности. К ее словам внимательно прислушивались, но если им не следовали, то с человеком могло случиться несчастье. Так, один ее знакомый, стрелочник Николаевской железной дороги, несколько раз спрашивал совета, когда ему предложили перейти на новое место, где платили на 7 рублей больше. Блаженная старица каждый раз не рекомендовала ему это делать, но желание получать больше денег взяло верх. Вскоре после перехода на новую должность стрелочник попал под поезд и получил серьезные травмы, оставшись инвалидом. Потом он покаялся в том, что не послушался ее совета.

Известность Матренушки была очень велика, почти такая же, как в свое время слава блаженной Ксении Петербургской. Почитателями ее были люди самых разных сословий: и простолюдины и интеллигенция; приглашали ее и в дома высокопоставленных особ. Всем находила она слова утешения, поддержки, всем пыталась помочь по мере своих возможностей. Высокопоставленные государственные чиновники, отправляясь в места, охваченные эпидемиями и войнами, приходили к ней. Старица кропила каждого святой водой, благословляла иконой, и среди смертельной опасности они оставались невредимы. Но иногда блаженная старица отказывалась молиться о здравии, безошибочно называя день предстоящей смерти больного.

Многие люди жертвовали ей деньги, иногда очень значительные. Все эти средства Матренушка употребляла на дела благотворительные, богоугодные — раздавала милостыню, помогала тем, кто попадал в тяжелые житейские ситуации, посылала пожертвования в бедные приходы и монастыри, покупала и дарила Святые Евангелия и иконы, которыми благословляла посетителей. Одного только лампадного масла она рассылала по приходским церквам и монастырям ежегодно более 50 пудов.

Так, в трудах и молитвах, проходила жизнь блаженной старицы. Господь дал ей знать время своего ухода. С начала 1909 года Матренушка стала готовиться к смерти. Каждое воскресенье в течение последних двух лет жизни она причащалась Святых Христовых Таин и несколько раз соборовалась. В начале марта 1911 года она почувствовала сильное недомогание и стала слабеть на глазах. К концу месяца старица сказала: «Вместе с водой и льдом уйду от вас». 97-летняя блаженная старица тихо почила 30 марта 1911 года, когда на Неве начался ледоход. День похорон ее пришелся на Вербное воскресенье.

Похороны блаженной Матренушки Босоножки

О кончине Матренушки–Босоножки сообщили почти все петербургские газеты. На Шлиссельбургском проспекте, где жила старица, собралось огромное количество народа. В квартиру Матренушки люди приходили поклониться ее праху. Порядок с трудом поддерживал большой наряд полиции. Одета блаженная старица оказалась в одежду схимонахини с деревянным крестом. Выяснилось, что в одно из посещений Иерусалима она приняла схиму с именем Марии, дав Богу обет скрывать это от всех. За вечерней 31 марта тело ее было положено в красивый дорогой гроб, приобретенный одной из устроительниц похорон. Непрерывно совершались панихиды.

Многотысячная толпа сопровождала гроб с телом покойной от ее квартиры до двора церкви «Всех скорбящих Радость», где должны были состояться похороны. Гроб несли на руках. В храме его поставили на покрытый серебряным покрывалом траурный катафалк. Похороны состоялись только 3 апреля. На них присутствовало, по сообщениям газет, около 25 тысяч человек.

Похороны Матренушки-Босоножки

День похорон Матренушки-Босоножки пришелся на праздник Входа Господня в Иерусалим. Признанием высоких духовных достоинств блаженной старицы были наполнены прощальные слова, произнесенные над ее гробом архимандритом Александром, возглавившим отпевание: «…Господь выделяет таких светильников, которые возбуждают в народе любовь к православной Церкви, ее пастырям… Будем молиться в надежде, что там, в ином мире, окажемся невдалеке от этой женщины, которая поднялась на такую духовную высоту. У высоты Престола не забудь нас, Матренушка, своими молитвами». Примечательно также, что литургию, в день похорон, совершал священник Петр Скипетров, ставший через несколько лет первым петроградским новомучеником.

Следует отметить, что Матренушку высоко чтила Царская Семья, императрица Александра Фёдоровна, узнав о кончине блаженной старицы, долго плакала, по её распоряжению был прислан на могилу венок.

Похоронили блаженную в ограде часовни, где пребывала в то время чудотворная икона Божией Матери «Всех Скорбящих Радость» с грошиками.

Круг почитателей Матренушки Босоножки

Блаженные не рассказывают о своей жизни. Иногда только она вдруг приоткрывается в репликах, коротких фразах, сказанных к случаю. Вот эти короткие фразы и немногие свидетельства близких к Матренушке людей были собраны и записаны в «Жизнеописании в Бозе почившей Старицы Матроны Петровны Мыльниковой (Матренушки-Босоножки)», которое вышло в свет в 1912 г.
Кто были эти люди, с такой любовью хранившие память о ней, собравшие свидетельства о чудесах, происходивших по ее молитвам и сами бывшие свидетелями силы ее молитвы?
Обратимся к одному из немногих сохранившихся документов — фотографии, которая запечатлела круг близких друзей и почитателей Матренушки, собравшихся помолиться о упокоении ее души в день похорон, вспомнить ее молитвенное участие в судьбе каждого из них.

Почитатели Матренушки в день погребения  в доме  Д. Л. Логинова

В первом ряду – Елисавета Васильевна Киселева — деятельная почитательница Матренушки, устроительница ее похорон, непременная участница и организатор дней памяти Матренушки. Елизавета Васильевна взяла на себя вместе с А. Ф. Плотниковым все хлопоты и расходы, связанные с этим событием. Газеты упоминают красивый белый с позолотой гроб, заказанный ею для Матренушки. Елисавета Васильевна (и в ее лице все многотысячные почитатели Матренушки) получила телеграмму с выражением сочувствия от Обер Прокурора Святейшего Синода В. К. Саблера. Это было свидетельством признания ее деятельных забот и знаком внимания церковной власти к памяти блаженной старицы и ее почитателям.

Согласно адресной книге «Весь Петербург» за 1911 год, Елизавета Васильевна была купечского звания, жила на Измайловском проспекте, 7 рота, дом № 7. В «Жизнеописании…» есть свидетельство некой госпожи К. о том, что она просила Матренушку помолиться, чтобы ее сын сдал выпускные экзамены в коммерческом училище. Матренушка помолилась и сказала госпоже К., что сын ее выдержит экзамены одним из первых. Молодой человек выдержал экзамены четвертым по успехам воспитанником из числа 50. Вероятно, это был сын г. Киселевой, на фотографии он стоит рядом, положив руку на стул.

Рядом с Киселевой сидит сам автор жизнеописания Матренушки — Александр Федорович Плотников. В ответной телеграмме В. К. Саблеру, которая была отправлена от самого близкого круга почитателей Матренушки, он подписался как «бывший крестьянский начальник и председатель уездного съезда крестьянских начальников в Сибири». Есть основания полагать, что г. П-в, указанный в «Жизнеописании» уездный исправник, который был в начале января 1904 г. у Матренушки перед отъездом в Сибирь, — это и есть сам А. Ф. Плотников. Матренушка благословила его иконой Успения Божией Матери, привезенной ею из Иерусалима, сказав, что Царица Небесная Сама будет ему Заступницей и Покровительницей и, если он не будет расставаться с ней, его никто не убъет и никакая пуля его не заденет. Слова Матренушки удивили Плотникова, он ехал просто на службу, но, впоследствии оказалось, что слова Матренушки имели пророческое значение. В 1905 году вспыхнуло революционное движение и Плотникову — человеку, преданному долгу и присяге — пришлось на своих плечах вынести борьбу с революционерами в ввереном его управлению Ачинском, а затем Минусинском уездах. Революционеры вынесли ему смертный приговор, но Бог его хранил. И, действительно, «ни одна пуля не задела его»

Великая Княгиня Елизавета Федоровна

Икона Успения Божией Матери была привезена Плотниковым в Петербург в сентябре 1910 года и передана Матронушке, которая завещала по ее смерти доставить икону в Москву Великой Княгине Елизавете Федоровне, что и было исполнено в мае 1911 года.

В жизнеописании А. Ф. Плотников указывает точную дату, когда он с семьей в день приезда из Сибири пришел к Матренушке (многозначительная деталь — семья приехала к Матронушке в тот же день!) — 26 сентября 1910 года. Во время визита Матренушка в иносказательной форме предсказала убийство Председателя Совета Министров П. А. Столыпина, сказав при этом, что Государь останется жив. Это пророчество исполнилось через год. Об этом пишет сам Плотников, но он тогда еще не мог знать, что убийство Столыпина — это только начало трагических событий в Российской истории. «А как вам приехать то у меня семь лампадочек погасло», «нехорошо будет в Расеюшке то», — именно через семь лет совершится Октябрьский переворот, и большевистская власть начнет культурно и духовно уничтожать прежнюю Россию.

 

Цесаревич Алексей

В заключении «Жизнеописания» Плотников указывает, что Матренушка постоянно высказывала желание построить в честь рождения Его императорского Высочества Наследника Цесаревича Алексея Николаевича женский монастырь и указала даже место для него. Желание было оформлено в особый акт, на основании которого составился кружок из почитателей покойной старицы, который стал заниматься ходатайством об устроении монастыря. Мы думаем, что эти два человека были, безусловно, его членами. Матренушка завещала перенести впоследствии ее останки в этот монастырь. Скажем словами самого А. Ф. Плотникова: «Дай Бог, чтобы молитвами Матренушки все это осуществилось!»

 

Василий Босоногий

Рядом с Плотниковым стоит Василий Ткаченко — странник Василий Босоногий, которого тоже, как и Матренушку, знал весь Петербург. В монашеской рясе, всегда босой, с непокрытой головой, странник Василий прошел сотни верст, был на многих церковных торжествах. Он появлялся среди богомольцев в Москве, Тифлисе, на Соловках, на Новом Афоне, поклонялся Гробу Господню в Иерусалиме. Молитвенник и нестяжатель, он никогда никому не отказывал в помощи, щедро творя милостыню. Когда в России в 1903 году происходила канонизация св. Преподобного Серафима Саровского, странник Василий своими словами способствовал привлечению многих христиан к сторонникам прославления, чем заслужил особую милость Государя-мученика Николая. Как и Матренушка, всей своей жизнью этот нищий-бессеребренник показал, что такое истинное богатство: это способность жертвовать, а не иметь. Вместе с Матронушкой в самый разгар строительства Скорбященского храма в 1896 он участвовал в сборе средств на его строительство. В марте 1911 года Промыслом Божиим он был приведен в Петербург проститься с почившей старицей. Василий вошел в состав общества памяти Матронушки, став одним из его учредителей.

Фотография сделана в доме купца Дмитрия Логиновича Логинова (сидит второй слева с сыном). Ему принадлежали мастерские художественной живописи и иконописи и другой церковной утвари, располагавшиеся по Шлиссельбургскому проспекту в д. №58–3 и 77–79, т. е. вблизи церкви Всех Скорбящих Радости. Это была знаменитая мастерская, удостоенная высших наград на Всеросийской выставке, имевшая похвальные отзывы в печати. В поздравительной телеграмме по случаю 15-летия деятельности, полученной Логиновым от архимандрита Александра, старшего цензора С.-Петербургского духовного комитета объяснялся секрет процветания фирмы: «ибо фундамент ея — Покров Божией Матери и благословение о. Иоанна, очень прочен и надежен».

Отец Иоанн Кронштадтский в семье Логиновых

Сам же хозяин был тоже личностью примечательной. Его семья была одним из тех семейств, где отец Иоанн нередко проводил часы своего досуга. Д. Л. Логинов пользовался доверием и расположением св. праведного Иоанна Кронштадтского, был его духовным сыном. Степень близости о. Иоанна к семье Логиновых характеризует следущий факт: когда, в 1904 г. батюшка, находясь в отлучке, получил известие о рождении у Д. Л. Логинова сына, то он по телеграфу выразил желание, чтобы его записали крестным отцом новорожденного.

У могилы Матренушки в день погребения

Выпускник Московской Духовной Академии, талантливый проповедник, пользующийся уважением Старший Цензор С.-Петербургского Духовного Комитета архимандрит Александр (Григорьев) возглавил литургию в храме Всех Скорбящих Радости в день похорон Матронушки и сказал замечательную надгробную речь. Он отметил, что Матронушка была не просто глубоко верующим человеком, она была подвижницей евангельской, многие страдания пришлось ей перенести, но при этом душа ее очистилась. «Знаменательно, что преставилась она в то время, когда Церковь празднует Вербное воскресенье — победу Христа над смертью. Вот и Матренушка идет теперь в Небесный Иерусалим.

После погребения Матренушки-Босоножки
А. Ф. Плотников слева у стены церкви

Погребение ее знаменует переход к новой жизни, победу над смертью. Уже теперь у могилы ее собралась большая толпа богомольцев. С течением времени память ее еще более окрепнет и привлечет богомольцев, которые будут молиться о ней… Будем молиться в надежде на то, что в ином мире по молитвам Матронушки, мы окажемся невдалеке от этой женщины, которая поднялась на такую духовную высоту».

Так же архимандрит Александр напечатал в №№ 73–74 за 1911 г. «Ведомостей С.-Петербургского Градоначальства» статью «Кончина угодников Божиих и канонизация их». Архимандрит Александр также глубоко чтил память св. пр. Иоанна Кронштадтского. Статья писалась для того, чтобы дать исторические основания для его скорейшей канонизации. Но те же самые основания она давала и для прославления Матронушки. Не случайно она была напечатана во дни ее кончины.

Рядом с архимандритом Александром сидит Михаил Григорьевич Кривошлык — пожалуй, самая яркая фигура собравшегося общества. Михаил Григорьевич — человек примечательной судьбы, редактор газеты «Ведомости С.-Петербургского Градоначальства» — был отмечен не только глубоким уважением коллег и любовью людей, которые его знали, но и особенным пастырским благоволением о. Иоанна Кронштадтского.
Великим постом 1891 года, еще будучи студентом С.-Петербургского Императорского университета, он заинтересовался газетными публикациями о подвижнической жизни о. Иоанна Кронштадтского. Сильное впечатление производили на него описания чудесных исцелений, совершающихся по молитвам праведника. В это время он получил сообщение о безнадежно-тяжелой болезни отца и сестры. 

О. Иоанн Кронштадтский и М. Г. Кривошлык
19 ноября 1902 г.

Скорбя о своих родных, Кривошлык решил поехать в Кронштадт и попросить о. Иоанна помолиться о их здравии. 3 апреля, в среду, когда служилась литургия Преждеосвященных Даров, Михаил Григорьевич впервые оказался в Андреевском соборе Кронштадта, где благоговейно молился и внимательно слушал каждое слово знаменитого пастыря, которого знал ранее только по описаниям.

Памятная фотография Кривошлыку М.Г.
10 декабря 1903 г.

В конце службы о. Иоанн вынес Св. Дары и, ко всебщему изумлению, подошел к М.Г. и сказал: «Ты печатью возвеличишь Россию… Ты много страдал… Я тебя причащу!» И тут же совершив краткую исповедь, причастил только его одного, затем ввел в алтарь и велел преклонить колена перед престолом Всевышнего. М.Г. со слезами радости благодарил батюшку и, целуя его руку, умолял его не оставлять молитвами и благословением. На что о. Иоанн ответил: «Твой слуга». Затем, поехав туда, где остановился М.Г., о. Иоанн отслужил молебен о здравии его родных. Отцу и сестре стало значительно лучше и, через некоторое время они поправились. Так началось знакомство М.Г. с великим святым, которое переросло потом в близкие духовные отношения. О. Иоанн не раз называл М.Г. своим другом, был посаженным отцом на его свадьбе.

Благословение новобрачным М.Г.
и  А. А. Кривошлык. 1898 г.

Надо отметить, что невестой М.Г. была Анна Алекандровна Черепенникова, которую о. Иоанн также исцелил от тяжелой болезни горла.

Газета «Ведомости» почти в каждом номере печатала проповеди и слова Иоанна Кронштадтского, а также свидетельства чудес, которые совершались по его молитве.

За три дня до кончины М.Г. получил от батюшки с нарочным конверт, в котором был рукописный текст телеграммы, отправленной М.Г., когда он просил у о. Иоанна молитвенной помощи. Ответ был такой: «Сия есть победа, победившая мир, — вера наша — дерзай, уповай — и победишь. Протоиерей Иоанн Сергиев». Это было духовным завещанием о. Иоанна своему названному сыну. 

Автограф о. Иоанна Кронштадсткого М. Г. Кривошлыку,
опубликованный в газете «Искры»

В «Жизнеописании» приведен рассказ, видимо, самого М.Г. о том, что когда обстоятельства грозили ему большими неприятностями по службе, к нему неожиданно приехала Матренушка и помолилась за него, как бы приняв от о. Иоанна эстафету духовной заботы о нем. Газета «Ведомости СПб градоначальства», редактором которой он был, напечатала 10 публикаций, посвященных Матренушке, печатала некрологи на все памятные дни, поместила публикацию через год по ее кончине. Думаем, что М.Г. ходатайствовал вместе с духовенством храма перед Санкт-Петербургским градоначальником о разрешении похоронить Матрону в ограде храма.

Действительно, благодать Божия почивала на этом глубоко религиозном, молитвенно настроенном человеке, так много сделавшего для столичной печати, бывшего щедрым благотворителем, попечителем, внимательным отцом и мудрым начальником для своих подчиненных. Как и он сам, большинство его сотрудников были почитателями памяти о. Иоанна Кронштадтского, а в последствие и Матренушки, и жизнь почти каждого из них отмечена молитвенным участием Батюшки. 

На фото мы видим его друзей и сотрудников: С. П. Игнатьев — директор Киевского тюремного комитета, предположительно приехавший в Петербург вместе с генералом Клейгельсом, который стал непосредственным начальником М. Г. Кривошлыка. С. П. Игнатьев печатался под псевдонимом Сотрудник, его перу принадлежат несколько публикаций о Матренушке. Иван Генералов — редактор газеты «Искры», которая также часто печатала материалы, посвященные о. Иоанну Кронштадтскому. 
Николай Буланов — корреспондент, написавший все статьи о Матренушке в газете «Ведомости С.-Петербургского Градоначальства» Николай Иванович Бреев — талантливый журналист, сотрудник Ведомостей, жена которого и он сам исцелились по молитве Святого прав. Иоанна Кронштадтского. Н.И. был духовным чадом о. Иоанна, именно батюшка, зная хорошие нравственные качества Бреева, рекомендовал его на службу М. Г. Кривошлыку.

Из-за фигуры странника Василия выглядывает Илья Алексеев — человек, в 1911 году бывший редактором «Кронштадтского маяка» — пререкаемого журнала, который даже был осужден Св. Синодом за распространение иоаннитской ереси. Илья Алексеев принял на себя руководство журналом по «благословению» М. Г. Кривошлыка, и при нем журнал избавился от сектантского духа и печатал материалы, связанные с памятью о. Иоанна Кронштадтского и напечатал все материалы, связанные с кончиной Матроны Босоножки.

Как видим, все эти люди были искренними почитателями о. Иоанна Кронштадтского, благоговейно хранили память о нем, собирали материал для его канонизации. Логинов, Кривошлык и Бреев, кроме того, были его близкими духовными детьми. 

 

К. К. Булла

Удивительным образом Матренушка оказывается в фокусе внимания учеников, последователей, почитателей кронштадтского пастыря. Даже знаменитые фотографии Матронушки сделаны первым столичным фотографом Карлом Карловичем Буллой, который будучи католиком по вероисповеданию, преклонялся перед пастырским подвигом о. Иоанна и испрашивал у него благословение на свою деятельность. Известно, что о. Иоанн освящал новое помещение фотосалона Буллы на Невском проспекте № 54. Серия Матренушкиных фотографий сделана именно там.

 

Обер Прокурор Св.Синода В. К. Саблер

Обер-Прокурор Св. Синода В. К. Саблер в день, когда был оглашен высочайший указ о назначении его на эту должность, В. К. Саблер поехал в Иоанновский монастырь и молился у могилы о. Иоанна Кронштадтского, потом бывал неофициально в Кронштадте на богослужении в Андреевском соборе и др. Местах, связанных с памятью о. Иоанна (доме Трудолюбия). После смерти о. Иоанна, Саблер был главным строителем Иоанновского монастыря.

Собранные материалы показывают, что в числе самого близкого круга почитателей и друзей Матроны находились люди, которые были духовными чадами и почитателями великого святого начала 20 века — св. праведного Иоанна Кронштадтского. Они видели в Матронушке человека той же веры, того же духа, того же высокого христианского подвига. Эти документы, а также свидетельства священников Андреевского собора В.О. дают основания считать, что о. Иоанн также знал Матронушку и благословлял общение с ней.

* * *

«По словам настоятеля церкви, отца Александра, который недавно только поступил на свое новое место служения, покойная произвела на него самое светлое впечатление своей искренностью и простотою. Жила она среди ужасных внешних условий, в маленькой каморке, среди убогой обстановки, несла свой крест смиренно, в полном смысле слова нестяжательный человек… Христа ради юродивая! Сильный духом человек! Каждое воскресенье исповедовалась и причащалась. Порывисто шла навстречу каждому, приходившему к ней»

«Покойная особой популярностью пользовалась среди петербургской бедноты, среди простонародья, которое охотно обращалось к ней за советом и утешением <…> облагодетельствовала много бедноты. Купит, бывало, огромную связку баранок и идет с нею по улице, раздавая встречным беднякам…»

Из публикации корреспондента «Петербургской газеты» А. А. Бахтиарова. Весна 1911 г.

* * *

В «Жизнеописании…» есть свидетельство некой госпожи К. о том, что она просила Матренушку помолиться, чтобы ее сын сдал выпускные экзамены в коммерческом училище. Матренушка помолилась и сказала госпоже К., что сын ее выдержит экзамены одним из первых. Молодой человек выдержал экзамены четвертым по успехам воспитанником из числа 50 <…>

Александр Федорович Плотников (автор «Жизнеописания…») — «бывший крестьянский начальник и председатель уездного съезда крестьянских начальников в Сибири» был в начале января 1904 г. у Матренушки перед отъездом в Сибирь. Матренушка благословила его иконой Успения Божией Матери, привезенной ею из Иерусалима, сказав, что Царица Небесная Сама будет ему Заступницей и Покровительницей и, если он не будет расставаться с ней, его никто не убъет и никакая пуля его не заденет. Слова Матренушки удивили Плотникова, он ехал просто на службу, но, впоследствии оказалось, что слова Матренушки имели пророческое значение. В 1905 году вспыхнуло революционное движение и Плотникову — человеку, преданному долгу и присяге — пришлось на своих плечах вынести борьбу с революционерами в ввереном его управлению Ачинском, а затем Минусинском уездах. Революционеры вынесли ему смертный приговор, но Бог его хранил. И, действительно, «ни одна пуля не задела его»

Из «Жизнеописания в Бозе почившей Старицы Матроны Петровны Мыльниковой (Матренушки-Босоножки)». 1912 г.

Обретение могилы Матренушки-Босоножки

В советское время большая и красивая церковь во имя иконы «Всех скорбящих Радость» была разрушена, а могилка блаженной Матренушки затерялась. Были версии, что останки ее где-то перезахоронили. Но наступили 1990-е годы, сохранившаяся часовня превратилась в церковь, которая стала подворьем Зеленецкого Свято-Троицкого мужского монастыря. Начались поиски могилки, которые, наконец, в 1997 году увенчались успехом. В церковном дворе, почти на самом берегу Невы, был обнаружен склеп с гробом старицы. Он находился примерно на одной глубине с подвалами церкви. Но при этом в подвалах было очень сыро, по стенам даже иногда сочилась влага, а в склепе, который располагался почти у самой воды, оказалось сухо. Гроб и погребальные украшения были совершенно не тронуты тлением, хотя пролежали в земле 86 лет! Его подняли, и некоторое время он был выставлен в церкви для поклонения. После этого гроб вновь захоронили на том же месте. Там и теперь находится эта благословенная восстановленная могилка блаженной Матренушки-Босоножки, около нее по воскресеньям совершаются панихиды.

Мраморное надгробие на могиле Матренушки

Вновь, как и тогда, когда Матренушка была жива, приходят к ней люди, молятся Богу, просят блаженную старицу помолиться о своих печалях и нуждах, берут масло из лампадки на могилке. И Матренушка никого не отвергает, молится за всех, кто обращается к ней за помощью и, по вере своей, получает ее. И сегодня не иссякает река чудесных исцелений и помощи, происходящих по молитвам блаженной старицы Матренушки-Босоножки.

В настоящее время собираются документы, свидетельствующие о святости жизни и чудесах Матронушки Босоножки. В дальнейшем эти документы будут представлены в комиссию по канонизации Русской Православной Церкви.

Приглашаем Вас участвовать в этом богоугодном деле. Просим сообщать о случаях чудесных исцелений и помощи по молитве к блаженной старице Матроне по указанным на сайте контактным телефонам и адресам.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Мать с дочками среди компаний кроссворд 7 букв
  • Машины на дровах во время войны принцип работы
  • Машук канатная дорога время работы цена билета
  • Мвд гольяново щелковское шоссе 27а часы работы
  • Мвд на грота 1 3 часы работы паспортного стола