Матрона босоножка в санкт петербурге часы работы стоимость билетов

Спасибо что зашли на наш сайт, перед тем как начать чтение вы можете подписаться на интересную православную mail рассылку, для этого вам необходимо кликнуть по этой ссылке «Подписаться»

Богата Северная Пальмира своими праведниками. Особенно почитаемы благочестивыми христианами старицы. В списке имен этих подвижниц есть и своя Матрона, прозванная Босоножкой. 

Матрона Босоножка Петербург

Матрона Босоножка

Краткое житие блаженной 

Судил Бог Матрене появиться на свет в 1814 г. на костромской земле, в семье простых крестьян Щербининых, живущих от сохи и пашни. Ее отец и мать, а также три брата, занимались земледельем. О детстве Матрены ничего неизвестно. Когда пришло время замужества, ее избранником оказался человек небогатый, но хозяйственный, из мещан, Егор Мыльников. Супруги жили мирно, муж владел бакалейной лавкой. 

Спокойное течение жизни нарушила грянувшая российско-турецкая война. Егора призвали в армию, Матрена не стала отсиживаться дома. «Где муж, там и жена, ему подмога» — так   подумала   Матрена и отправилась на фронт вслед за своим супругом. Она мужественно несла подвиг сестры милосердия, жертвуя солдатикам своим скромным жалованием. 

Сразу после того, как она узнала о гибели Егора, Матрена вернулась домой. Она решила расстаться с прежним образом жизни, всецело предав себя Богу. Простившись с хозяйством, пожертвовав всё накопленное трудами имущество нуждающимся, Матрена вышла на дорогу и с молитвой в сердце отправилась куда глаза глядят. 

С тех пор людская молва полнилась рассказами о босой страннице. Прозвали люди Матрену Босоножкой. Четыре раза ходила она в Палестину, побывала на Соловках, а последние три десятилетия прожила в Санкт-Петербурге, на Петроградской стороне. Потому и прославилась она именно здесь как местночтимая святая, усердно помогавшая страждущим. 

К своему уходу Матрена начала готовиться за два года до случившегося: каждое воскресенье   исправно причащалась, часто соборовалась. На исходе первого весеннего месяца 1911 г. поделилась она с приходящими к ней вестью: «Вместе с водой и льдом уйду от вас». По слову ее и случилось. 30 марта тронулся лед на Неве. В этот  день скончалась тайная   схимонахиня   Мария, давно принявшая постриг в святом городе Иерусалиме. 

Церковь, рядом с которой находится ее могилка

На погребении присутствовало более 20 тысяч человек. Разношерстную толпу почитателей святой старицы еле сдерживала полиция. Каждый хотел прикоснуться ко гробу, в котором лежала Матронушка. В последний путь ее провожали простые работяги и купцы, чиновники и дворяне.  

Тронутый народной любовью к блаженной, архимандрит Александр в надгробном слове воскликнул:

 «Как знаменательно! Мы празднуем Вербное воскресенье, когда Христос входил в Иерусалим и Его торжественно встречали. И эта раба Божия, посетившая несколько раз Иерусалим, теперь идёт в Небесный Иерусалим… Вербное воскресенье – победа Христа над смертью. Погребение  ея знаменует переход к новой жизни… С течением времени память ея еще более окрепнет и привлечёт богомольцев, которые будут молиться о ней. Будем молиться в надежде, что там, в ином мире, окажемся невдалеке от этой женщины, которая поднялась на такую духовную высоту».

 

Босоножку похоронили во дворе часовни иконы «Всех скорбящих Радость»где проводила она свои последние дни. После революции 1917 г. намоленное место подверглось разорению, а могилка утрачена. 

Могила Матроны Босоножки

Храм в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость»

В 90-е на месте разрушенной часовни появился красавец храм, который по  благословению  высокого священноначалия стал подворьем Зеленецкого Свято-Троицкого монастыря. В результате строительных работ там и обнаружили склеп с гробом Матроны.  

Матрона Босоножка

Место погребения Блаженной Матроны Босоножки

Читайте также: Петербургская Матрона Босоножка

Адрес в Санкт-Петербурге

Монастырское подворье, куда приходят к  блаженной юродивой, находится на пр. Обуховской  обороны, 24. 

Расписание

Двери обители открыты для богомольцев с 9 утра до 7 вечера. 

Как доехать

Сперва необходимо дохать до станции метро «Площадь Александра Невского», далее на любом наземном транспорте до ул. Книпович. 

Почитание старицы 

Матрона Босоножка более всего известна жителям Северной столицы. Общероссийского прославления блаженной юродивой еще не было. Однако в народе она глубоко почитается как святая, которая продолжает подавать свою чудесную помощь всякому, притекающему на ее могилку с самыми сокровенными просьбами и желаниями.  

В этом есть исполнение завещания Матронушки приходить к ней даже после ее смерти. Так сегодня люди и делают, обращаясь к старице у могилки с молитвами об исцелении, о наставлении в сложной ситуации, об избавлении от мучительных страстей. 

Матрона Босоножка прожила 97 лет, из которых 33 года ходила босиком. Невозможно не заметить в последней цифре символическое соотношение с возрастом Спасителя, вышедшего на проповедь. Воистину, благословенны дела святых Божиих, в которых сполна проявляется жертвенная любовь Творца к каждому живущему на земле. 

Серафим Пересветов 

Похожие статьи

Хотим привлечь ваше внимание к проблеме разрушенных храмов, пострадавших в безбожные годы. Более 4000 старинных церквей по всей России ждут восстановления, многие находятся в критическом положении, но их все еще можно спасти.

Один из таких храмов, находится в городе Калач, это церковь Успения Божией Матери XVIII века. Силами неравнодушных людей храм начали восстанавливать, но средств на все работы катастрофически не хватает, так как строительные и реставрационные работы очень дорогие. Поэтому мы приглашаем всех желающих поучаствовать в благом деле восстановления храма в честь Пресвятой Богородицы. Сделать это можно на сайте храма

Помочь храму

Рекомендуем статьи по теме

Чтобы поклониться могилке Матроны Петербургской Босоножки, верующим нужно приехать в подворье Троицкого-зеленецкого монастыря. Здесь стоит небольшая, но очень уютная церковь иконы «Божией Матери Всех Скорбящих Радость».

Как добраться

Могилка Матроны расположена на проспекте Обуховской Обороны, 24. Ближайшая станция метро — площадь Александра Невского, так что верующие могут совместить эту поездку с посещением Александро-Невской лавры. От монастыря до могилки Матроны всего около 1,5 км.

Кроме того почти у самого подворье Троицкого-зеленецкого монастыря есть остановка общественного транспорта «Смоляная улица». От метро сюда ходят автобусы 8, К-8, 58 и трамваи 65, 7 и 7А.

Рекомендуем по теме

История старицы Матроны Босоножки

Матрона Босоножка жила в Санкт-Петербурге всего чуть более 100 лет назад. Как и другая почитаемая в этом городе святая Ксения Петербургская, она тоже приняла подвиг юродства.

В любое время года даже зимой в лютые морозы Матрона ходила босиком. Так она показывала силу своего духа над слабостью человеческого тела. За это её и прозвали босоножкой.

Матрона обладала даром прозорливости, исцеления и особой силой молитвы. Молва о новой петербургской блаженной быстро разлетелась далеко за пределы города. Ежедневно к ней за помощью обращались сотни человек и старица никому никогда в ней не отказывала.

Сегодня Матрона Босоножка считается местночтимой святой. Она не канонизирована Русской православной церковью и за пределами Петербурга о ней вообще мало кто знает. А всё потому, что все данные о святых после революции старательно уничтожались богоборцами.

Могилка Матроны Босоножки

Надгробие на могилке совсем новое, что неудивительно ведь мощи святой были перезахоронены не так давно. В советское время власти старались вычеркнуть из памяти людей имена всех святых. Поэтому надгробие был снесено, а могилу сравняли с землёй.

Лишь в 90-е годы, года церковь иконы «Божией Матери Всех Скорбящих Радость» вернули в ведение РПЦ, верующие организовали поиски могилки. И буквально чудом её нашли. Гроб с почестями перезахоронили, обустроив могилу на новом месте с крестом, мраморной плитой и оградой.

Могилка Матроны Босоножки

Подробности жизни старицы приходилось собирать по крупицам — буквально выгребать из остатков сгоревших архивов. В итоге удалось установить, что Матрона была схимонахиней. Причём очень уважаемой в городе, а её смерти написали все петербургские газеты.

Могилка Матроны Босоножки

Старица Матрона была лично знакома и даже состояла в духовном родстве с Иоанном Кронштадтским. Сохранилась архивная фотографии, где они вместе освещают новое здание. Участвовала она и в нескольких из знаменитых путешествий Иоанна Кронштадтского по России.

Несмотря на то что Матрона Петербургская Босоножка официально не канонизирована, к её могилке с первых же минут открытия храма и до самой темноты идут верующие. Люди приходят со своими просьбами и благодарностями, оставляют записки.

Икона «Божией Матери Всех Скорбящих Радость»

Ещё одна святыня этого места — икона «Божией Матери Всех Скорбящих Радость». Это особенный образ, о котором знают многие верующие. Его ещё называют «Богородица с грошиками».

Всё дело в том, что в XIX веке в храм, где она хранилась, ударила молния. Здание полностью сгорело, но сама икона чудом осталась невредимой. Но к ней припаялись мелкие монетки — грошики.

После того пожара у икона начались чудеса исцелений. С тех пор к ней нескончаемым потоком идут паломники.

Икона «Божией Матери Всех Скорбящих Радость»

Видео

В Санкт-Петербурге наряду с Блаженной Ксеньюшкой и другими святыми верующие почитают также Матрёнушку Босоножку. Пока она за праведность считается местночтимой святой, то есть ещё неканонизированной всей нашей Православной Церковью. Однако православные люди, что признали её уже сегодня, с нетерпением ждут часа, когда её имя засияет в новых лучах Божественной славы.

В трёх дневниках я расскажу паломникам, как добраться до её могилки, а заодно по пути поведаю ещё много чего интересного и познавательного. В заключительном дневничке расскажу о самой Матрёнушке.

Итак, братья и сёстры, в путь! С Богом!

Ориентируйтесь на две станции метро Площади Александра Невского — по зелёной и оранжевой веткам. Они выходят на Александро-Невскую Лавру. Кстати, если вы уже здесь, благодаря случай заодно посмотрите на окна над воротами Лавры. Именно отсюда, с этой точки начинается всё то, о чём далее пойдёт речь. До 1882 года, до её переезда на новый адрес, здесь располагалась Надвратная приходская Скорбященская церковь.  Сюда же она вернулась.


Далее нам нужно держать путь вверх по течению Невы, где на левом берегу по проспекту Обуховской Обороны, 24 вот уже более 110 лет стоит каменная (третья) Часовня Церкви Божией Матери Всех Скорбящих Радость. Той самой Скорбященской церкви, что перебралась из Лавры сначала в Борисоглебскую церковь на Калашниковской пристани, а потом уже сюда.


За часовней, на крутом обрыве, под недавно созданной сенью, покоится наша Матрёнушка.

От Лавры доехать можно автобусом № 8 (выйти на ул Книпович и направиться к Неве), троллейбусами № 14 или 16 (тоже до Книпович и к Неве), ещё ходят трамваи № 7, 24, 65, а также маршрутки № 8, 16 и 110. Проехать Финляндский железнодорожный мост, ехать до остановки Улица Книпович. Возможно, есть ещё маршруты, но я их не знаю.

Скорбященской церкви сегодня нет. От всего храмого комплекса, разрушенного богоборцами в 1932 году, осталась только часовня, сохранившаяся в советское время по чудесному промыслу. Проспект Обуховской Обороны изначально именовался Шлиссельбургским трактом, а территория, на которой сегодня в округе множество промышленных предприятий Северной Столицы, до революции звалась селением Императорского Стеклянного Завода. Земля принадлежала Кабинету Царя.

Никто не знает, когда на этом месте возникла первая деревянная часовня, кто её построил, однако точно известно, что было это до страшного наводнения 1824 года (читай А.С.Пушкина «Медный всадник»), и как раз здесь был лодочный перевоз на другой берег Невы. Предположительно, это были годы правления Екатерины II. А там, где сегодня светится красными буквами «Рольф», была заневская деревня Клочки.

Так вот, однажды лодочники увидели, как по волнам к ним плывёт Образ Пресвятой Богородицы Тихвинской. Подплыла икона к мосткам (к плотам) и остановилась, будто выбрала сама себе новое место. Стало быть, плыла она сверху, то есть от Ладоги, а там-то мест святых более, чем можно себе представить. То ли какую церквушку стихийное бедствие разрушило, то ли, может, парусник на волнах непредсказуемого озера затонул…

Увидели люди в этом знак свыше, сочли это Милостью Божией, признали это место святым, и общими стараниями стекольщики, перевозщики да крестьяне поставили здесь часовенку. Когда ноябрьские воды 1824 года подняли её, а ветер погнал в Клочки, там, на правом берегу, она и осталась. Крестьяне её поймали, и это тоже сочли Божьим промыслом. Сейчас на её месте стоит храм. Впрочем, о нём когда-нибудь ещё расскажу, если Богу будет угодно донести туда мои ступни.

По просьбе жителей селения Стеклянного завода после наводнения возвратился только Образ Богородицы, для которого возвели вторую часовню на месте прежней. Была она тоже деревянной. До потолка две сажени. Внутри обклеена обоями. Но зато в ней хранились древние иконы: Святой Троицы, вышеупомянутой Тихвинской Богородицы, Преображения Господня, Богородицы всех скорбящих Радости, Николая Чудотворца. А над входом висел Образ пророка Илии, благодаря которому иногда часовню ещё называли Ильинской. На день пророка Илии вокруг Стеклянного завода совершался крестный ход, а здесь служили молебны.

На дверях часовни табличка, из которой понятно, что храм открыт ежедневно с 9.00 до 19.00, а построен в 1909 году (скоро 110 лет будет!). Но другая информация порождает пару вопросов, на которые в этом дневнике я постараюсь ответить по-порядку. Итак, один вопрос: Какое отношение имеет Свято-Троицкий Зеленский мужской монастырь к этой часовне, и что это за монастырь, где он? И вопрос второй: Почему с грошиками, что это значит?

Почему с грошиками?

В июле 1888 года над Петербургом разразилась сильная гроза. Вторым мощным ударом молния расщепила купол часовни и столб, на котором тот держался. Внутри молния разметала всё, что было. Загорелись обои (я их неспроста выше упоминал), люди огонь увидели. Паника — да, была, ведь как же без неё? Некоторые свидетели вспоминают, что была там женщина, которая примчалась из дому да… Боженька святый, помоги! Ключи-то от часовни она дома забыла, вновь за ними побежала… Уж не была ли то наша Матрёнушка? Уж не промыслом ли Божьим объяснить её суету? Будь по другому, то как же чудо?

Пока приехали пожарные, жители ближайших домов сами справились с огнём. Но вот беда — иконы были повреждены: какие огнём, какие грязью (выносили их и клали на землю), а иные водой. Сторож часовни сокрушался, что пострадала икона «всех скорбящих Радость»: стекло разбилось, куда-то пропал ящик, вделанный в низ киота, а к лику Богородицы пристали мелкие медные монетки-грошики, вывалившиеся при пожаре из кружки для пожертвований. Показал это сторож людям, и насчитали они 12 монет. Причём, они не прилипли к краске, не приклеились, а держались безо всякой объяснимой причины. Почему двенадцать? И почему 12-я монета вдруг на глазах у всех взяла да отпала? Да и вообще откуда эта икона появилась в часовне?

И вспомнил кто-то, будто как-то ладожский купец Семён Иванович Матвеев вёз на Стеклянный завод товары да и затонул в Неве. А кто говорит, что наоборот — только он отплыл от берега по пути в Ладогу, а тут волна лодку перевернула. Спутники его утонули, а он, схватившись за какую-то доску, взывал к Богородице, просил спасения от неминуемой смерти да и выплыл на берег как раз у этой часовни. Каково же было его удивление, что обращался он к Божьей Матери, и возле Неё же спасся от гибели.

В благодарность за чудесное спасение принёс купец в часовню семейную реликвию. А происходил он, как вспоминали, по матери от знаменитого рода Куракиных. В разных местах по-разному пишут, но больше всего мне повстречалось тех вариантов, что якобы список этой иконы был в 1711 году привезен в Питербурх княгиней Натальей Алексеевной, сестрой Петра I. Вот ссылочка

По иным версиям, наоборот — в Питер был привезён оригинал, а копия осталась в Москве на Ордынке. Как бы ни было, а прославились чудодействием и оригинал, и список… А возможно, что список со списка, потому что из жилища Натальи Алексеевны за Литейным двором на Шпалерной улице копии иконы довольно-таки быстро разошлись по строящемуся Петербургу.

Увидели богомольцы, что не просто так к Лику Богородицы прилипли монетки. Как стрелка компаса на север, так и монетки как бы указывали, в чём конкретно чудодействие обновлённой иконы.

Слух о чуде быстро разлетелся по столице и за её пределы. Потекли к чудодейственной иконе потоки паломников. Да так много, что Государь Император подарил храму участок земли, и там развернулось строительство большого храма, и через 10 лет уже был освящен его главный престол, а чуть позже и другие престолы. Вслед за величественным храмом настала очередь вместо деревянной выстроить каменную (третью) часовню, и это было сделано за три года с 1906-го по 1909-й под руководством того же архитектора А.И. фон Гогена на деньги купца Орлова.

Это была самая большая в России часовня. Ну где ещё найти такую, чтобы вмещала 800 человек? А внутри, как в футляре, хранилась та историческая часовня — обгоревшая.

Со всей России шли сюда люди и многие получали исцеление. Вот, к примеру, фотография, датированная 1913 годом, то есть через два года после смерти упокоившейся здесь странницы Матрёнушки.

В декабре 1898 года придел Николая Чудотворца здесь освятил протоиерей Иоанн Кронштадский. Молился перед чудотворной иконой здесь император-миротворец Александр III с супругой и детьми. За несколько лет до революции при храме была собственная типография, выпускавшая церковную литературу. Вот как смотрелась она с палубы плывущего по Неве парохода.

Скорбященская церковь в 1932 году была закрыта, взорвана и разобрана на кирпичи. Часовне повезло — в ней поселился приход обновленческой церкви, а после его закрытия в ноябре 1938 года — Володарский районному штабу МПВО. Это и спасло храм. В советское время здесь работал производственный цех резино-технических изделий «Гуммилат». При изъятии церковных ценностей с чудотворной иконы сняли драгоценную ризу, а потом прихожане прятали её в домах.

Во время блокады многие верующие приходили и к часовне, и к Матрёнушке Босоножке. И хоть изображали из себя спешащих прохожих, а всё же мысленно молились. После войны весной 1946 года верующим был возвращен храм Святой Живоначальной Троицы неподалеку на этом же проспекте, именуемый «Кулич и Пасха» (даст Бог, и о нём хочу дневничок написать). Прочёл я в интернете, что сейчас там хранится чудотворная икона, а здесь — её список.

Очень радостно, что на старом фундаменте (вернее, на том, что от него осталось) один из красивейших храмов Санкт-Петербурга будет возрождён. Подрядчики обещают, что произойдёт это 18 сентября 2021 года.

Трудами настоятеля и братии монастыря храм восстановлен. Возрождено внутреннее и внешнее благолепие храма: шатры, кресты с хрусталиками, убранство. В 1995-м году воссоздан киот, который точно повторяет уничтоженный советской властью оригинал.

С 1991 года часовня действует как храм в честь иконы «Всех скорбящих Радость» и является подворьем Свято-Троицкого Зеленецкого монастыря.

А о самом монастыре читайте в следующем дневнике.

Если есть время, то посмотрите несколько фильмов.

Текст и фото: Антонина Кябелева

Когда заходит речь о Санкт-Петербурге в религиозном контексте, то первая ассоциация, непроизвольно возникающая у многих россиян, связана с покровительницей Северной столицы Ксенией Петербургской.

Не случайно завершающий четвертый день пресс-тура по религиозным местам Санкт-Петербурга начался с посещения часовни святой Ксении Петербургской. Мы подробно рассказывали о том, что удалось увидеть журналистам в течение удивительного путешествия по святым местам города на Неве и монастырям Ленинградской области. В конце поездки нас тоже ждали сюрпризы. Если о Ксении Петербургской знают далеко за пределами Питера, то о петербургской праведнице Матроне-Босоножке известно немногим.

Покровительница Северной столицы

Согласно преданию, Ксения Блаженная Петербургская в 26 лет внезапно потеряла мужа и после этой трагедии полностью изменилась. Она раздала все свое имущество и следующие 45 лет скиталась по городу, помогая людям, предупреждая их о грозящей опасности. Она была погребена на Смоленском кладбище, расположенном на Васильевском острове.

Рассказывают, что холмик над могилой разобрали верующие: кто камешек уносил домой, кто немного земли. Тогда было решено на месте ее захоронения построить часовню, к которой теперь устремляются верующие.

Обычно там многолюдно даже в будние дни. Мы тоже застали множество людей, которые нескончаемым потоком шли помолиться у могилы покровительницы Санкт-Петербурга.

Как гласит предание, Ксению часто видели на Смоленском кладбище, где был похоронен ее муж. В то время там началось строительство Смоленской церкви. Но работы затянулись. Ксения Петербургская по ночам носила кирпичи на леса, помогая рабочим возводить храм.

Главная святыня храма – Смоленская икона Божией Матери, которая считается чудотворной.

Смоленское кладбище представляет собой ухоженный комплекс с аккуратными аллеями, скамейками с навесами от дождя, туалетами, указателями, помогающими ориентироваться  среди захоронений. Кладбище возникло одновременно со строительством города.

Здесь была похоронена няня Александра Пушкина – Арина Родионовна. Хотя точное место ее захоронения установить так и не удалось. Здесь был погребен украинский писатель и поэт Тарас Шевченко. Позже его перезахоронили на Украине, а на месте бывшей могилы установили гранитный валун с надписью. На Смоленском кладбище похоронены певец Эдуард Хиль, певица Людмила Сенчина, режиссер Алексей Балабанов.

Памятник «врагам» сохранился, а первостроителям уничтожен  

Сампсониевский собор был воздвигнут в честь победы Петра I над шведами под Полтавой. Сначала была построена деревянная церковь, а каменный храм появился в конце 30-х годов восемнадцатого века.

Он является одним из старейших храмов Санкт-Петербурга, а искусствоведы считают его архитектурным шедевром эпохи барокко. Особенно знаменит роскошный резной иконостас. 

За Сампсониевским собором находилось кладбище, где были похоронены известные архитекторы Трезини, Растрелли, Гербель. Но кладбище не сохранилось, так как в XX веке на его месте решили разбить сквер. В 1995 году в сквере в память об архитекторах-первостроителях Санкт-Петербурга был открыт памятник, созданный Михаилом Шемякиным. Перед пятиметровой гранитной аркой находился бронзовый стол, на котором лежал первый план Северной столицы, стояли подсвечник и череп. Но в первозданном виде памятник простоял около пяти лет и был разрушен вандалами. Все бронзовые элементы памятника архитекторам-иноземцам были украдены.       

Около собора были похоронены кабинет-министр Артемий Волынский и двое его сподвижников — Андрей Хрущев, архитектор Петр Еропкин.

Именно Еропкин придумал планировку Санкт-Петербурга в виде трех лучей, отходящих от Адмиралтейства. Всех троих обвинили в заговоре против фаворита царицы Анны Иоановны — Бирона — и казнили в 1740 году в один день. Сейчас около храма воздвигнут памятник «Врагам Бирона».

У Матроны-Босоножки

Самые яркие впечатления заключительного дня пресс-тура остались от посещения Храма иконы Божией Матери «Всех Скорбящих Радость (с грошиками)», который расположен на проспекте Обуховской обороны. Как принято говорить, все сошлось в одной точке: удивительная история чудотворной иконы, уникальность самого храма, личность его настоятеля отца Богдана Полевого, перед обаянием, открытостью и чувством юмора которого невозможно устоять, и судьба похороненной на живописной набережной Матроны-Босоножки.

«Вплоть до 1888 года на этом месте не было ничего — ни большого храма, ни жилых построек. Город заканчивался Обводным каналом. При Императорском стекольном заводе здесь находилась маленькая деревянная часовня, в которой не было ничего интересного. 5 августа 1888 года здесь произошло чудо, которое очень круто изменило историю этого места.

В часовню попадает молния, и она полностью сгорает. Когда пришли разобрать пожарище, то обнаружили, что вся утварь погибла, кроме одной-единственной иконы, которая висела в уголочке. Это был список с чудотворной иконы Божией Матери «Всех Скорбящих Радость». Она не только не пострадала от огня, но с ней произошло чудо — к ней прилипли монетки.

Видимо, рядом стоял ящик для пожертвований. К иконе прилипли раскалившиеся от огня грошики — самые мелкие монеты того времени», — рассказал отец Богдан Полевой.

После этого часовню быстро восстанавливают, а икону, получившую после пожара название «Всех Скорбящих Радость (с грошиками)», помещают на видное место. Весть об уцелевшей иконе быстро распространяется по окрестностям. Естественно, сюда устремляются верующие, и начинают происходить чудесные исцеления. Отец Богдан Полевой рассказал, что удалось найти брошюру дореволюционного издания, где описываются случаи выздоровления от тяжелых недугов. После этого икону причисляют к списку чудотворных.

«Это первая и единственная до сих пор чудотворная икона, чудо с которой произошло именно в Петербурге»,

— отметил настоятель храма.

После этого рядом с часовней строится храм иконы Божией Матери «Всех Скорбящих Радость (с грошиками)».

В советские времена храм был полностью уничтожен, фактически стерт с лица земли. От него остался только фундамент. С 1990-х годов начинается его восстановление по сохранившимся рисункам и фотографиям. Сейчас завершается роспись стен. В часовне находится копия чудотворной иконы, а сама она последние 70 лет хранится в соседнем храме Святой Троицы «Кулич и Пасха» у метро Пролетарская. После освящения восстановленного храма икона должна вернуться на прежнее место.

В подвале храма создан современный музей, рассказывающий об истории храма и его святынях.

Вместе с восстановлением храма полностью преобразилось пространство вокруг него. Здесь появились удивительно красивая набережная с пешеходной дорожкой для прогулок, причал, детский городок, фонтан, небольшой парк.

«Храм преобразил микрорайон. Раньше люди проезжали мимо этого места и отворачивались. Сейчас это центр притяжения»,

— с гордостью сказал настоятель.  

Рядом с храмом находится могила Матроны Петровны Мыльниковой, которую в народе прозвали Матроной-Босоножкой, так как она ходила босиком. Сейчас идет работа по ее канонизации. Она родилась в 1814 году в деревне Ваниной Костромской губернии в крестьянской семье. После гибели на войне мужа она полностью посвящает себя Богу. Последние 15 лет старица жила возле часовни. Рассказывают, что в день она принимала до 200 человек. Все, что ей дарили, она отдавала в монастыри и детские приюты.

О том, насколько почитали Матрону-Босоножку в Санкт-Петербурге, можно судить хотя бы по тому, что в день ее похорон в 1911 году проститься с ней, как рассказывали в газетах того времени, пришло от 20 до 25 тысяч человек.

Сохранилась переписка с царской семьей, которая преподносила Матроне подарки. Интересно, что возле храма не был похоронен ни один настоятель, так как земля принадлежала не церкви, а царскому двору. Для Матроны-Босоножки было сделано исключение: было получено согласие от императора. 

Советская власть пыталась скрыть захоронение Матроны. На этой территории был устроен склад отходов производства.

«Могилу долго не могли найти. Экскаваторщик уже почти отказался, но бабушки взмолились, попросили попробовать последний раз. И тут послышался лязг. Оказалось, могила. По фотографиям было известно, как выглядел гроб, в котором была похоронена Матрона-Босоножка. Гроб был подарен царской семьей. Вскрывать его мы не стали, так как Матрона официально пока не прославлена в лике святых»,

— рассказал отец Богдан.

По его словам, с момента восстановления могилы Матроны-Босоножки у него накопилась целая папка свидетельств людей, которые уверены, что им помогла именно петербургская старица.

Когда мы приехали в храм, был мрачный питерский день, характерный для поздней осени. Настоятель храма рассказал, что были воссозданы пять украшенных горным хрусталем крестов. Он очень жалел, что мы не увидели храм в солнечный день, когда лучи отражаются в хрусталиках крестов и кажется, что весь храм светится разными огнями.

Я скептически отнеслась к этому замечанию, предполагая сильное преувеличение относительно свечения крестов. Когда наш визит подходил к концу и организаторы тура настойчиво просили журналистов пройти в автобус, из-за облаков несмело выглянул солнечный лучик. И я вдруг увидела, как над церковью, словно на новогодней елке, зажглись разноцветные огоньки. Увидев мой восторг, отец Богдан разочарованно заметил, что это все только слабое подобие того, что можно увидеть в солнечный день. 

В лавру на дегустацию

Четырехдневный пресс-тур завершился посещением Александро-Невской лавры. В конце этого года планируется закрыть на реставрацию Троицкий собор. Нам показали те церкви, которые будут открыты во время реставрации главного храма.

Благовещенская церковь стала первом каменным храмом монастыря, вокруг которого формировалась Александро-Невская лавра. Именно сюда Петр I под звон колоколов и пушечные выстрелы лично перенес мощи Александра Невского, которые хранились во Владимире. Позднее, когда был построен Троицкий собор, мощи были перенесены в главный храм лавры. После закрытия Троицкого собора на реставрацию мощи Александра Невского планируется вернуть в Благовещенскую церковь.   

В советское время на территории Александро-Невской лавры был создан Государственный музей городской скульптуры. Возвращение зданий церкви происходило постепенно. Только весной 2021 года в верхнем храме Благовещенской церкви впервые за последние 88 лет была совершена божественная литургия. В нижнем храме Благовещенской церкви находится могила Александра Суворова.

На территории лавры есть странное кладбище, где похоронены красноармейцы. После революции монастырь лишился своих земель и утратил контроль над захоронениями. Место было престижным, и здесь хоронили революционеров, красноармейцев. Я случайно наткнулась на могилу сандружинницы Маруси Мудрецовой.

В Александро-Невской лавре работает множество мастерских – иконописная, ювелирная, реставрационная, фарфоровая, швейная, столярная, есть свои гостиницы, центр по приему паломников, экскурсионное бюро. С 2019 года в монастыре производят свой сыр.

Для нас вкусным «гвоздем программы» стала дегустация местных сыров, которые продаются в монастырской лавке. Правда, цены на местную продукцию вполне сравнимы с ценами на хороший сыр из Европы — примерно 1,5 – 2 тысячи рублей за килограмм. В среднем каждый день сыроварня производит 50 килограммов сыра.  

В монастыре можно заранее заказать дегустацию, на которой подробно расскажут о местной продукции и, естественно, дадут попробовать. Александр, который провел для нас презентацию монастырских сыров, утверждал, что сыр производят только из качественного молока. Сырье обязательно проверяют уже в монастыре.

«Если молоко нас не устраивает, мы его возвращаем. Мы не делаем из плохого молока плохой продукт»,

— заметил Александр.

Сыры оказались с широкой вкусовой палитрой, от классических до весьма оригинальных. Удивили несколько видов творожных сыров, сделанных по швейцарским рецептам. После дегустации мало кто остался равнодушным и не приобрел в лавке вкусную продукцию монастырского производства.

За четыре дня нам удалось столько увидеть, узнать, почувствовать, что поначалу я плохо представляла, как сжать несжимаемое до размера обычной статьи. Несмотря на крайне насыщенную программу нашей поездки, самым важным для меня стала даже не информационная и безусловно очень интересная составляющая тура, а какие-то иные, не всегда зримые пласты нашей культуры и истории, к которым можно прикоснуться только через судьбы людей. Судьбы удивительные, чаще трагичные, но всегда исполненные каким-то высшим смыслом, до конца постигнуть и разгадать который, как мне кажется, у нас никак не получается…

Как добраться

Могилка Матроны расположена на проспекте Обуховской Обороны, 24. Ближайшая станция метро — площадь Александра Невского, так что верующие могут совместить эту поездку с посещением Александро-Невской лавры. От монастыря до могилки Матроны всего около 1,5 км.
Кроме того почти у самого подворье Троицкого-зеленецкого монастыря есть остановка общественного транспорта «Смоляная улица». От метро сюда ходят автобусы 8, К-8, 58 и трамваи 65, 7 и 7А.

История старицы Матроны Босоножки

Матрона Босоножка жила в Санкт-Петербурге всего чуть более 100 лет назад. Как и другая почитаемая в этом городе святая Ксения Петербургская, она тоже приняла подвиг юродства.

В любое время года даже зимой в лютые морозы Матрона ходила босиком. Так она показывала силу своего духа над слабостью человеческого тела. За это её и прозвали босоножкой.

Матрона обладала даром прозорливости, исцеления и особой силой молитвы. Молва о новой петербургской блаженной быстро разлетелась далеко за пределы города. Ежедневно к ней за помощью обращались сотни человек и старица никому никогда в ней не отказывала.

Сегодня Матрона Босоножка считается местночтимой святой. Она не канонизирована Русской православной церковью и за пределами Петербурга о ней вообще мало кто знает. А всё потому, что все данные о святых после революции старательно уничтожались богоборцами.

Молитва об упокоении

Помяни, Господи Боже наш, в вере и надежде живота вечнаго преставившуюся рабу Твою, блаженную Матрону, и яко Благ и Человеколюбец, отпущаяй грехи и потребляяй неправды, ослаби, остави и прости вся вольная ее согрешения и невольная, избави ее вечныя муки и огня геенскаго, и даруй ей причастие и наслаждение вечных Твоих благ, уготованных любящим Тя: аще бо и согреши, но не отступи от Тебе, и несумненно во Отца и Сына и Святаго Духа, Бога Тя в Троице славимого, верова, и Единицу в Троице и Троицу во Единстве, православно даже до последняго своего издыхания исповеда. Темже милостив той буди, и веру, яже в Тя, вместо дел вмени, и со святыми Твоими яко Щедр упокой: несть бо человека, иже поживет и не согрешит. Но Ты Един еси кроме всякого греха, и правда Твоя, правда вовеки, и Ты еси Един Бог милостей и щедрот, и человеколюбия, и Тебе славу возсылаем, Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Могилка Матроны Босоножки

Надгробие на могилке совсем новое, что неудивительно ведь мощи святой были перезахоронены не так давно. В советское время власти старались вычеркнуть из памяти людей имена всех святых. Поэтому надгробие был снесено, а могилу сравняли с землёй.

Лишь в 90-е годы, года церковь иконы «Божией Матери Всех Скорбящих Радость» вернули в ведение РПЦ, верующие организовали поиски могилки. И буквально чудом её нашли. Гроб с почестями перезахоронили, обустроив могилу на новом месте с крестом, мраморной плитой и оградой.

Подробности жизни старицы приходилось собирать по крупицам — буквально выгребать из остатков сгоревших архивов. В итоге удалось установить, что Матрона была схимонахиней. Причём очень уважаемой в городе, а её смерти написали все петербургские газеты.

Старица Матрона была лично знакома и даже состояла в духовном родстве с Иоанном Кронштадтским. Сохранилась архивная фотографии, где они вместе освещают новое здание. Участвовала она и в нескольких из знаменитых путешествий Иоанна Кронштадтского по России.

Несмотря на то что Матрона Петербургская Босоножка официально не канонизирована, к её могилке с первых же минут открытия храма и до самой темноты идут верующие. Люди приходят со своими просьбами и благодарностями, оставляют записки.

Сестра святого милосердия

Блажен человек, который всякого человека почитает как бы богом, после Бога.

Преподобный Нил Синайский

В 1814 году в деревне Ваниной Костромской губернии в крестьянской семье Щербининых родилась девочка, назвали ее Матроной. Кроме Матроны у Петра и Агафьи Щербининых были сыновья: Макар, Александр и Иван, все они занимались земледелием. О детских годах ее ничего не известно. Дальнейший ее жизненный путь, казалось бы, не предвещал ничего великого. Замуж крестьянская девушка Матрена вышла за мещанина города Костромы Егора Мыльникова. Жили хорошо, зажиточно: небольшая семья их имела свой домик и бакалейную лавочку. Во время турецкой войны 1877–1878 гг. муж ее был призван в армию, Матронушка отправилась вместе с ним на фронт. Она стала сестрой милосердия. Уже тогда ее смиренная душа, которая получила от Бога великий дар сострадания, проявилась в полной мере. Она помогала всем, как могла, все свое мизерное содержание раздавала бедным солдатам. В полевых госпиталях начиналось ее служение женщины-христианки, здесь она видела страдания и смерть.

Надо сказать, что война 1877–1878 гг. была не совсем обычной, это была война за независимость наших сербских братьев-христиан. Русские люди шли на войну с готовностью и желанием «умереть за други своя». Многие русские женщины ехали на фронт, чтобы служить сестрами милосердия.

Что такое сестра милосердия? Это не медицинская сестра, как думают многие: ведь у подавляющего большинства этих женщин не было медицинского образования. Сестрам милосердия доставался самый тяжелый труд.

Вот как современник тех событий В. И. Немирович-Данченко описывал рабочий день сестер в одном из госпиталей:

День сестры милосердия начинался очень рано. Еще все спит кругом, а дежурная сестра уже поднимает своих подруг, просит помочь ей… В госпитальных шатрах – смрад и духота. Тускло мерцают в душном воздухе свечи и лампы. Раненые не знают покоя. Стоны слышатся повсюду. В разных местах – зовут сестру. Нужно перевернуть больного, поправить ему подушку, покрыть его одеялом. Требуется при этом исправлять и самую черную работу, потому что больничная прислуга еще спит; она так умаялась за день, что ее не разбудишь громами небесными. Забывая прежние привычки, подавляя отвращение к неопрятному делу, сестры служат больным и ночью. Поработав накануне до позднего вечера, удалось наконец им отдохнуть, но не надолго: еще далеко до света, а их уже будят идти в палату. У многих раненых сошли перевязки, грей воду – отмывай корпию, накладывай опять бинты; другим нужно лекарство, у третьего от крови, проступившей насквозь, – заскорузло и коробится белье, надо переменить, сам раненый не в силах этого сделать. Раненные в голову страдают сильнее других; они ничего не сознают, им приходится силою разжимать зубы и вливать лекарства. За ночь у многих простыни испорчены – нужно очистить воздух, сменить постельное белье… Работы, пока настанет утро, по горло. Наконец являются врачи, но с их появлением сестрам не легче. Сестра, сделайте то и то, подержите больного… Сестра, принесите гигроскопической ваты, подайте шину… Где лубки? Сестра, дайте воды… Начинаются перевязки… Каждый вершок бинта снимается тщательно и осторожно, всякое место, пропитанное запекшеюся кровью, отмачивается; корпия снимается медленно, чуть ли не нитка за ниткой, чтобы не потревожить свежей раны. Промыть ее и перевязать вновь – уже более легкое дело. Но ранее этого нужно научиться преодолевать и стыдливость, и брезгливость, когда вид иных зияющих ран доводит мужчин до дурноты. На долю же сестер выпадали более тяжелые перевязки. Каждое прикосновение к живому месту крайне болезненно для больного: нужно все это сделать возможно нечувствительно для него и в то же время скоро, так как еще сотни больных ждут своей очереди.

«Что влекло их надевать эмблему милосердия – красные кресты на грудь, – писал в своем дневнике один офицер, – и что заставляло их бескорыстно жертвовать покоем, а иногда и жизнью? Если бы в рядах их стояли пожилые люди, для которых наступила пора думать об искуплении грехов и добрыми делами загладить свои ошибки, а то большинство была молодежь свежая и полная надежд. Искали ли они сильных ощущений, или рвались из будничной, неинтересной жизни, чтобы сознавать, что хоть раз в жизни они исполнили завет Бога-Человека?..»

Нет, русские женщины не искали сильных ощущений, они ехали по зову милующего сердца.

Понятие «милосердие» происходит от двух слов: «милость» и «сердце». Это – милующее сердце, милостивое сердце… Это – дар воистину Божий. Сердце, способное печалиться даже над падшим ангелом, может быть только у человека, любящего Господа всей душой. Оно не может не сострадать такому прекрасному Божиему творению, которое было создано первым пред Богом и которое, возгордившись, лишив себя возможности покаяния, гибнет безвозвратно. Милующее сердце не видит в человеке зла, грех оно воспринимает не как неотъемлемую часть души, а как внедряемое в нее извне зло, и потому милующий человек старается всеми силами души помочь и лицам нравственным, и грешникам. За всех он молится.

Митрополит Иоанн (Снычев)

И эти слова в полной мере относятся к сестрам милосердия, таким, какой была Матрона, жена простого лавочника. Ведь раненый есть раненый, грешник он или праведник, он одинаково нуждается и в уходе, и в молитве. И Матронушка, заботясь о раненых, не забывала и молиться об их душах, отдавала ближним своим не только физические силы, но и собственную душу. «Тот милостив, кто в мысли своей не отличает одного от другого, но милует всех, – эти слова преподобного Исаака Сирина русские сестры милосердия воплощали в жизнь каждую минуту. – Милостивый не только дает людям из своего собственного, но с радостью терпит от других неправду и милует их. Милостивый не только дает людям из своего собственного, но и с радостью терпит от других неправду и милует их. Как тень следует за телом, так и милость за смиренномудрием».

– Кто такие милостивые? – говорил другой преподобный, святой Симеон Новый Богослов. – Те ли, которые раздают бедным деньги и кормят их? Нет – не это одно делает милостивым; надобно, чтобы при сем была милостивость сердечная. Или милостивы те, которые обнищали из любви ко Христу, нас ради обнищавшему, вспоминая о бедных, вдовах, сиротах и больных и не имея, что дать им, страдают милость о них и плачут, уподобляясь Иову, который говорит о себе: «Аз же о всяцем немощнем восплакахся»? (Иов.30,25) Они, когда имеют что, с искренним радушием помогают нуждающимся, а когда не имеют – дают им всеубедительные наставления о том, что способствует спасению души, повинуясь слову того, кто сказал: «Нелестне научихся, без зависти преподаю» (Прем. 7,13). Таковы истинно милостивые, ублажаемые Господом Иисусом Христом: они такою милостью, как лествицею, восходят к совершенной чистоте душевной.

Доброта и самоотверженность сестер милосердия поражала даже тех, кто был далек от Христа. Известны случаи, когда раненые турки, получив помощь в русском полевом госпитале, обращались в христианство и принимали Святое Крещение.

Как я спасла жизнь сыну Святым Крещением

Когда моему сыну было три месяца, он заболел двусторонней стафилококковой бронхопневмонией. Нас срочно госпитализировали. Ему становилось все хуже и хуже. Через несколько дней заведующий отделением перевел нас в одиночную палату и сказал, что маленькому моему недолго осталось жить. Горю моему не было предела. Позвонила маме: «Ребенок умирает некрещеным, что делать?» Мама тотчас же поехала в храм к священнику. Он дал маме крещенской воды и сказал, какую молитву надо читать во время совершения Крещения. Сказал, что в экстренных случаях, когда человек при смерти, Крещение может совершить и мирянин. Мама принесла мне крещенскую воду и тексты молитв.

В палате были стеклянные двери, по коридору все время сновали сестры. Неожиданно в три часа у них началось собрание. Наша медсестра поручила мне следить за состоянием сына, пока она будет присутствовать на собрании. Я спокойно, без помех окрестила сына. Сразу же после Крещения ребенок пришел в себя.

После собрания зашел врач и страшно удивился: «Что это с ним произошло?» Я ответила: «Бог помог!» Через несколько дней мы выписались из больницы, а вскоре я принесла сына в церковь, и батюшка довершил Святое Крещение.

Валентина, Москва

Чудесное обращение

С бабушкой был такой случай. Она веру свою скрывала от начальства. Как-то раз она шла с подругой-атеисткой мимо храма. В церкви шло богослужение, люди молились. Подружка решила поиздеваться над верующими. Она зашла в храм и во время пения молитв прокричала на всю церковь: «Что же вы молитесь Тому, Кого нет?» Бабушка пыталась ее увести, уговаривала ее: «Не нужно, пойдем. Ну, молятся – и пусть молятся». Но подружка не хотела угомониться и сказала так, чтобы все слышали: «Если Бог есть, пусть я упаду и не встану».

И она вдруг действительно упала и не могла встать. Ее вынесли, она попросила воды и тут же купила иконку. После этого, как рассказывала бабушка, та женщина стала очень верующей, но недуг у нее так и остался до конца ее дней. Вот такой случай…

Галина, Новосибирск

Среди сестер милосердия известно немало святых, достаточно вспомнить преподобномученицу великую княгиню Елизавету Феодоровну, которая после смерти мужа, великого князя Сергея Александровича, полностью посвятила себя делам милосердия и стала основательницей Марфо-Мариинской обители – монастыря, где осуществлялась и благотворительная, и медицинская помощь неимущим.

Икона «Божией Матери Всех Скорбящих Радость»

Ещё одна святыня этого места — икона «Божией Матери Всех Скорбящих Радость». Это особенный образ, о котором знают многие верующие. Его ещё называют «Богородица с грошиками».
Всё дело в том, что в XIX веке в храм, где она хранилась, ударила молния. Здание полностью сгорело, но сама икона чудом осталась невредимой. Но к ней припаялись мелкие монетки — грошики.

После того пожара у икона начались чудеса исцелений. С тех пор к ней нескончаемым потоком идут паломники.

( 1 оценка, среднее 5 из 5 )

Блаженная Петербургская старица Матренушка-Босоножка

Ибо когда мир своею мудростью не познал Бога в премудрости Божией, то благоугодно было Богу юродством проповеди спасти верующих (1 Кор. 1:21)

Портрет странницы Матрены-Босоножки

С духовной историей Скорбященской церкви начала второго десятилетия 20 века неразрывно связана судьба петербургской блаженной старицы Матренушки-Босоножки, могила которой находиться в ограде церкви.

В апреле 1911 года к Скорбященской церкви на рабочей окраине Петербурга шел нескончаемой поток народа. Шлиссельбургский тракт в районе поселения Императорского Стеклянного завода был заполнен толпами верующих, желающих проститься со старицей Матренушкой-Босоножкой. Это было свидетельством народного почитания и любви к блаженной старице, свидетельством ее святости.

Прежняя жизнь

Костромской Кремль

Родилась Матрона в 1814 году в деревне Ваниной Костромской губернии в крестьянской семье Щербининых. Крестили девочку в храме Владимирской иконы Божией Матери соседнего села Оделево.

Памятный крест на месте бывшей деревни Ваниной

О детских годах Матроны известно немного: родители ее происходили из местных крестьян-земледельцев, воспитывали четверых детей. Кроме Матроны, у Петра и Агафьи Щербининых было трое сыновей: Макар, Александр и Иван, все они занимались земледелием и были, как и сама Матрона, неграмотны. Замуж Матрона Петровна вышла за мещанина города Костромы Егора Мыльникова. В Костроме семья имела свой домик и бакалейную лавочку. Во время турецкой войны 1877–1878 гг. муж ее был призван в армию, Матронушка отправилась вместе с ним на фронт сестрой милосердия. Уже тогда ее смиренная душа, которая получила от Бога великий дар сострадания, проявилась в полной мере. Она помогала всем, как могла, и все свое сестринское жалование (25 рублей) раздавала нуждающимся солдатам.

В. Верещагин. После атаки. Перевязочный пункт под Плевной.

Подвиг юродства Христа ради

После гибели на войне мужа, Матрона решила всю свою оставшуюся жизнь посвятить Богу. После того, как закончилась война, Матрона вернулась в Кострому, продала имущество, деньги раздала нищим и отправилась странствовать, наложив на себя обет юродства Христа ради. С того момента и до самой своей смерти (в течение 33 лет) она ходила только босиком. Даже зимой Матрона носила легкую летнюю, обязательно белую одежду. Последние 30 лет своей жизни блаженная провела в Санкт-Петербурге, где жила сначала на Петербургской стороне, а затем 16 лет — у часовни во имя Божией Матери «Всех скорбящих Радость». В этой часовне произошло прославление иконы Божией Матери «Всех Скорбящих Радость» (чудо с грошиками), в этой часовне совершались исцеления по молитве к чудотворной иконе; и здесь же всегда можно было встретить Матренушку, единодушно всеми любимую прозорливую старицу. Она помогала людям своей молитвой, предостерегала от надвигающихся несчастий, многим открывала промысел Божий.

Портрет странницы Матрены-Босоножки
Фото ателье К. Буллы

С просьбами о помощи в болезнях, скорбях житейских и самых разнообразных нуждах обращались к Матренушке, как ласково называли ее в народе, тысячи человек. Многие, проходя мимо ее квартиры, заходили к ней запросто. Она принимала всех, утешала, давая советы и оставляя человека помолиться вместе с ней. По ее молитвам избавлялись от тяжкого недуга алкоголики, сохранилось много описаний случаев чудесных исцелений. Люди, которые долго не могли получить работу, повышение жалования или имели какую-либо серьезную нужду, получали необходимое, помолившись вместе с ней Господу Богу. Многих людей Матренушка предупреждала о грозящей опасности. К ее словам внимательно прислушивались, но если им не следовали, то с человеком могло случиться несчастье. Так, один ее знакомый, стрелочник Николаевской железной дороги, несколько раз спрашивал совета, когда ему предложили перейти на новое место, где платили на 7 рублей больше. Блаженная старица каждый раз не рекомендовала ему это делать, но желание получать больше денег взяло верх. Вскоре после перехода на новую должность стрелочник попал под поезд и получил серьезные травмы, оставшись инвалидом. Потом он покаялся в том, что не послушался ее совета.

Известность Матренушки была очень велика, почти такая же, как в свое время слава блаженной Ксении Петербургской. Почитателями ее были люди самых разных сословий: и простолюдины и интеллигенция; приглашали ее и в дома высокопоставленных особ. Всем находила она слова утешения, поддержки, всем пыталась помочь по мере своих возможностей. Высокопоставленные государственные чиновники, отправляясь в места, охваченные эпидемиями и войнами, приходили к ней. Старица кропила каждого святой водой, благословляла иконой, и среди смертельной опасности они оставались невредимы. Но иногда блаженная старица отказывалась молиться о здравии, безошибочно называя день предстоящей смерти больного.

Многие люди жертвовали ей деньги, иногда очень значительные. Все эти средства Матренушка употребляла на дела благотворительные, богоугодные — раздавала милостыню, помогала тем, кто попадал в тяжелые житейские ситуации, посылала пожертвования в бедные приходы и монастыри, покупала и дарила Святые Евангелия и иконы, которыми благословляла посетителей. Одного только лампадного масла она рассылала по приходским церквам и монастырям ежегодно более 50 пудов.

Так, в трудах и молитвах, проходила жизнь блаженной старицы. Господь дал ей знать время своего ухода. С начала 1909 года Матренушка стала готовиться к смерти. Каждое воскресенье в течение последних двух лет жизни она причащалась Святых Христовых Таин и несколько раз соборовалась. В начале марта 1911 года она почувствовала сильное недомогание и стала слабеть на глазах. К концу месяца старица сказала: «Вместе с водой и льдом уйду от вас». 97-летняя блаженная старица тихо почила 30 марта 1911 года, когда на Неве начался ледоход. День похорон ее пришелся на Вербное воскресенье.

Похороны блаженной Матренушки Босоножки

О кончине Матренушки–Босоножки сообщили почти все петербургские газеты. На Шлиссельбургском проспекте, где жила старица, собралось огромное количество народа. В квартиру Матренушки люди приходили поклониться ее праху. Порядок с трудом поддерживал большой наряд полиции. Одета блаженная старица оказалась в одежду схимонахини с деревянным крестом. Выяснилось, что в одно из посещений Иерусалима она приняла схиму с именем Марии, дав Богу обет скрывать это от всех. За вечерней 31 марта тело ее было положено в красивый дорогой гроб, приобретенный одной из устроительниц похорон. Непрерывно совершались панихиды.

Многотысячная толпа сопровождала гроб с телом покойной от ее квартиры до двора церкви «Всех скорбящих Радость», где должны были состояться похороны. Гроб несли на руках. В храме его поставили на покрытый серебряным покрывалом траурный катафалк. Похороны состоялись только 3 апреля. На них присутствовало, по сообщениям газет, около 25 тысяч человек.

Похороны Матренушки-Босоножки

День похорон Матренушки-Босоножки пришелся на праздник Входа Господня в Иерусалим. Признанием высоких духовных достоинств блаженной старицы были наполнены прощальные слова, произнесенные над ее гробом архимандритом Александром, возглавившим отпевание: «…Господь выделяет таких светильников, которые возбуждают в народе любовь к православной Церкви, ее пастырям… Будем молиться в надежде, что там, в ином мире, окажемся невдалеке от этой женщины, которая поднялась на такую духовную высоту. У высоты Престола не забудь нас, Матренушка, своими молитвами». Примечательно также, что литургию, в день похорон, совершал священник Петр Скипетров, ставший через несколько лет первым петроградским новомучеником.

Следует отметить, что Матренушку высоко чтила Царская Семья, императрица Александра Фёдоровна, узнав о кончине блаженной старицы, долго плакала, по её распоряжению был прислан на могилу венок.

Похоронили блаженную в ограде часовни, где пребывала в то время чудотворная икона Божией Матери «Всех Скорбящих Радость» с грошиками.

Круг почитателей Матренушки Босоножки

Блаженные не рассказывают о своей жизни. Иногда только она вдруг приоткрывается в репликах, коротких фразах, сказанных к случаю. Вот эти короткие фразы и немногие свидетельства близких к Матренушке людей были собраны и записаны в «Жизнеописании в Бозе почившей Старицы Матроны Петровны Мыльниковой (Матренушки-Босоножки)», которое вышло в свет в 1912 г.
Кто были эти люди, с такой любовью хранившие память о ней, собравшие свидетельства о чудесах, происходивших по ее молитвам и сами бывшие свидетелями силы ее молитвы?
Обратимся к одному из немногих сохранившихся документов — фотографии, которая запечатлела круг близких друзей и почитателей Матренушки, собравшихся помолиться о упокоении ее души в день похорон, вспомнить ее молитвенное участие в судьбе каждого из них.

Почитатели Матренушки в день погребения  в доме  Д. Л. Логинова

В первом ряду – Елисавета Васильевна Киселева — деятельная почитательница Матренушки, устроительница ее похорон, непременная участница и организатор дней памяти Матренушки. Елизавета Васильевна взяла на себя вместе с А. Ф. Плотниковым все хлопоты и расходы, связанные с этим событием. Газеты упоминают красивый белый с позолотой гроб, заказанный ею для Матренушки. Елисавета Васильевна (и в ее лице все многотысячные почитатели Матренушки) получила телеграмму с выражением сочувствия от Обер Прокурора Святейшего Синода В. К. Саблера. Это было свидетельством признания ее деятельных забот и знаком внимания церковной власти к памяти блаженной старицы и ее почитателям.

Согласно адресной книге «Весь Петербург» за 1911 год, Елизавета Васильевна была купечского звания, жила на Измайловском проспекте, 7 рота, дом № 7. В «Жизнеописании…» есть свидетельство некой госпожи К. о том, что она просила Матренушку помолиться, чтобы ее сын сдал выпускные экзамены в коммерческом училище. Матренушка помолилась и сказала госпоже К., что сын ее выдержит экзамены одним из первых. Молодой человек выдержал экзамены четвертым по успехам воспитанником из числа 50. Вероятно, это был сын г. Киселевой, на фотографии он стоит рядом, положив руку на стул.

Рядом с Киселевой сидит сам автор жизнеописания Матренушки — Александр Федорович Плотников. В ответной телеграмме В. К. Саблеру, которая была отправлена от самого близкого круга почитателей Матренушки, он подписался как «бывший крестьянский начальник и председатель уездного съезда крестьянских начальников в Сибири». Есть основания полагать, что г. П-в, указанный в «Жизнеописании» уездный исправник, который был в начале января 1904 г. у Матренушки перед отъездом в Сибирь, — это и есть сам А. Ф. Плотников. Матренушка благословила его иконой Успения Божией Матери, привезенной ею из Иерусалима, сказав, что Царица Небесная Сама будет ему Заступницей и Покровительницей и, если он не будет расставаться с ней, его никто не убъет и никакая пуля его не заденет. Слова Матренушки удивили Плотникова, он ехал просто на службу, но, впоследствии оказалось, что слова Матренушки имели пророческое значение. В 1905 году вспыхнуло революционное движение и Плотникову — человеку, преданному долгу и присяге — пришлось на своих плечах вынести борьбу с революционерами в ввереном его управлению Ачинском, а затем Минусинском уездах. Революционеры вынесли ему смертный приговор, но Бог его хранил. И, действительно, «ни одна пуля не задела его»

Великая Княгиня Елизавета Федоровна

Икона Успения Божией Матери была привезена Плотниковым в Петербург в сентябре 1910 года и передана Матронушке, которая завещала по ее смерти доставить икону в Москву Великой Княгине Елизавете Федоровне, что и было исполнено в мае 1911 года.

В жизнеописании А. Ф. Плотников указывает точную дату, когда он с семьей в день приезда из Сибири пришел к Матренушке (многозначительная деталь — семья приехала к Матронушке в тот же день!) — 26 сентября 1910 года. Во время визита Матренушка в иносказательной форме предсказала убийство Председателя Совета Министров П. А. Столыпина, сказав при этом, что Государь останется жив. Это пророчество исполнилось через год. Об этом пишет сам Плотников, но он тогда еще не мог знать, что убийство Столыпина — это только начало трагических событий в Российской истории. «А как вам приехать то у меня семь лампадочек погасло», «нехорошо будет в Расеюшке то», — именно через семь лет совершится Октябрьский переворот, и большевистская власть начнет культурно и духовно уничтожать прежнюю Россию.

 

Цесаревич Алексей

В заключении «Жизнеописания» Плотников указывает, что Матренушка постоянно высказывала желание построить в честь рождения Его императорского Высочества Наследника Цесаревича Алексея Николаевича женский монастырь и указала даже место для него. Желание было оформлено в особый акт, на основании которого составился кружок из почитателей покойной старицы, который стал заниматься ходатайством об устроении монастыря. Мы думаем, что эти два человека были, безусловно, его членами. Матренушка завещала перенести впоследствии ее останки в этот монастырь. Скажем словами самого А. Ф. Плотникова: «Дай Бог, чтобы молитвами Матренушки все это осуществилось!»

 

Василий Босоногий

Рядом с Плотниковым стоит Василий Ткаченко — странник Василий Босоногий, которого тоже, как и Матренушку, знал весь Петербург. В монашеской рясе, всегда босой, с непокрытой головой, странник Василий прошел сотни верст, был на многих церковных торжествах. Он появлялся среди богомольцев в Москве, Тифлисе, на Соловках, на Новом Афоне, поклонялся Гробу Господню в Иерусалиме. Молитвенник и нестяжатель, он никогда никому не отказывал в помощи, щедро творя милостыню. Когда в России в 1903 году происходила канонизация св. Преподобного Серафима Саровского, странник Василий своими словами способствовал привлечению многих христиан к сторонникам прославления, чем заслужил особую милость Государя-мученика Николая. Как и Матренушка, всей своей жизнью этот нищий-бессеребренник показал, что такое истинное богатство: это способность жертвовать, а не иметь. Вместе с Матронушкой в самый разгар строительства Скорбященского храма в 1896 он участвовал в сборе средств на его строительство. В марте 1911 года Промыслом Божиим он был приведен в Петербург проститься с почившей старицей. Василий вошел в состав общества памяти Матронушки, став одним из его учредителей.

Фотография сделана в доме купца Дмитрия Логиновича Логинова (сидит второй слева с сыном). Ему принадлежали мастерские художественной живописи и иконописи и другой церковной утвари, располагавшиеся по Шлиссельбургскому проспекту в д. №58–3 и 77–79, т. е. вблизи церкви Всех Скорбящих Радости. Это была знаменитая мастерская, удостоенная высших наград на Всеросийской выставке, имевшая похвальные отзывы в печати. В поздравительной телеграмме по случаю 15-летия деятельности, полученной Логиновым от архимандрита Александра, старшего цензора С.-Петербургского духовного комитета объяснялся секрет процветания фирмы: «ибо фундамент ея — Покров Божией Матери и благословение о. Иоанна, очень прочен и надежен».

Отец Иоанн Кронштадтский в семье Логиновых

Сам же хозяин был тоже личностью примечательной. Его семья была одним из тех семейств, где отец Иоанн нередко проводил часы своего досуга. Д. Л. Логинов пользовался доверием и расположением св. праведного Иоанна Кронштадтского, был его духовным сыном. Степень близости о. Иоанна к семье Логиновых характеризует следущий факт: когда, в 1904 г. батюшка, находясь в отлучке, получил известие о рождении у Д. Л. Логинова сына, то он по телеграфу выразил желание, чтобы его записали крестным отцом новорожденного.

У могилы Матренушки в день погребения

Выпускник Московской Духовной Академии, талантливый проповедник, пользующийся уважением Старший Цензор С.-Петербургского Духовного Комитета архимандрит Александр (Григорьев) возглавил литургию в храме Всех Скорбящих Радости в день похорон Матронушки и сказал замечательную надгробную речь. Он отметил, что Матронушка была не просто глубоко верующим человеком, она была подвижницей евангельской, многие страдания пришлось ей перенести, но при этом душа ее очистилась. «Знаменательно, что преставилась она в то время, когда Церковь празднует Вербное воскресенье — победу Христа над смертью. Вот и Матренушка идет теперь в Небесный Иерусалим.

После погребения Матренушки-Босоножки
А. Ф. Плотников слева у стены церкви

Погребение ее знаменует переход к новой жизни, победу над смертью. Уже теперь у могилы ее собралась большая толпа богомольцев. С течением времени память ее еще более окрепнет и привлечет богомольцев, которые будут молиться о ней… Будем молиться в надежде на то, что в ином мире по молитвам Матронушки, мы окажемся невдалеке от этой женщины, которая поднялась на такую духовную высоту».

Так же архимандрит Александр напечатал в №№ 73–74 за 1911 г. «Ведомостей С.-Петербургского Градоначальства» статью «Кончина угодников Божиих и канонизация их». Архимандрит Александр также глубоко чтил память св. пр. Иоанна Кронштадтского. Статья писалась для того, чтобы дать исторические основания для его скорейшей канонизации. Но те же самые основания она давала и для прославления Матронушки. Не случайно она была напечатана во дни ее кончины.

Рядом с архимандритом Александром сидит Михаил Григорьевич Кривошлык — пожалуй, самая яркая фигура собравшегося общества. Михаил Григорьевич — человек примечательной судьбы, редактор газеты «Ведомости С.-Петербургского Градоначальства» — был отмечен не только глубоким уважением коллег и любовью людей, которые его знали, но и особенным пастырским благоволением о. Иоанна Кронштадтского.
Великим постом 1891 года, еще будучи студентом С.-Петербургского Императорского университета, он заинтересовался газетными публикациями о подвижнической жизни о. Иоанна Кронштадтского. Сильное впечатление производили на него описания чудесных исцелений, совершающихся по молитвам праведника. В это время он получил сообщение о безнадежно-тяжелой болезни отца и сестры. 

О. Иоанн Кронштадтский и М. Г. Кривошлык
19 ноября 1902 г.

Скорбя о своих родных, Кривошлык решил поехать в Кронштадт и попросить о. Иоанна помолиться о их здравии. 3 апреля, в среду, когда служилась литургия Преждеосвященных Даров, Михаил Григорьевич впервые оказался в Андреевском соборе Кронштадта, где благоговейно молился и внимательно слушал каждое слово знаменитого пастыря, которого знал ранее только по описаниям.

Памятная фотография Кривошлыку М.Г.
10 декабря 1903 г.

В конце службы о. Иоанн вынес Св. Дары и, ко всебщему изумлению, подошел к М.Г. и сказал: «Ты печатью возвеличишь Россию… Ты много страдал… Я тебя причащу!» И тут же совершив краткую исповедь, причастил только его одного, затем ввел в алтарь и велел преклонить колена перед престолом Всевышнего. М.Г. со слезами радости благодарил батюшку и, целуя его руку, умолял его не оставлять молитвами и благословением. На что о. Иоанн ответил: «Твой слуга». Затем, поехав туда, где остановился М.Г., о. Иоанн отслужил молебен о здравии его родных. Отцу и сестре стало значительно лучше и, через некоторое время они поправились. Так началось знакомство М.Г. с великим святым, которое переросло потом в близкие духовные отношения. О. Иоанн не раз называл М.Г. своим другом, был посаженным отцом на его свадьбе.

Благословение новобрачным М.Г.
и  А. А. Кривошлык. 1898 г.

Надо отметить, что невестой М.Г. была Анна Алекандровна Черепенникова, которую о. Иоанн также исцелил от тяжелой болезни горла.

Газета «Ведомости» почти в каждом номере печатала проповеди и слова Иоанна Кронштадтского, а также свидетельства чудес, которые совершались по его молитве.

За три дня до кончины М.Г. получил от батюшки с нарочным конверт, в котором был рукописный текст телеграммы, отправленной М.Г., когда он просил у о. Иоанна молитвенной помощи. Ответ был такой: «Сия есть победа, победившая мир, — вера наша — дерзай, уповай — и победишь. Протоиерей Иоанн Сергиев». Это было духовным завещанием о. Иоанна своему названному сыну. 

Автограф о. Иоанна Кронштадсткого М. Г. Кривошлыку,
опубликованный в газете «Искры»

В «Жизнеописании» приведен рассказ, видимо, самого М.Г. о том, что когда обстоятельства грозили ему большими неприятностями по службе, к нему неожиданно приехала Матренушка и помолилась за него, как бы приняв от о. Иоанна эстафету духовной заботы о нем. Газета «Ведомости СПб градоначальства», редактором которой он был, напечатала 10 публикаций, посвященных Матренушке, печатала некрологи на все памятные дни, поместила публикацию через год по ее кончине. Думаем, что М.Г. ходатайствовал вместе с духовенством храма перед Санкт-Петербургским градоначальником о разрешении похоронить Матрону в ограде храма.

Действительно, благодать Божия почивала на этом глубоко религиозном, молитвенно настроенном человеке, так много сделавшего для столичной печати, бывшего щедрым благотворителем, попечителем, внимательным отцом и мудрым начальником для своих подчиненных. Как и он сам, большинство его сотрудников были почитателями памяти о. Иоанна Кронштадтского, а в последствие и Матренушки, и жизнь почти каждого из них отмечена молитвенным участием Батюшки. 

На фото мы видим его друзей и сотрудников: С. П. Игнатьев — директор Киевского тюремного комитета, предположительно приехавший в Петербург вместе с генералом Клейгельсом, который стал непосредственным начальником М. Г. Кривошлыка. С. П. Игнатьев печатался под псевдонимом Сотрудник, его перу принадлежат несколько публикаций о Матренушке. Иван Генералов — редактор газеты «Искры», которая также часто печатала материалы, посвященные о. Иоанну Кронштадтскому. 
Николай Буланов — корреспондент, написавший все статьи о Матренушке в газете «Ведомости С.-Петербургского Градоначальства» Николай Иванович Бреев — талантливый журналист, сотрудник Ведомостей, жена которого и он сам исцелились по молитве Святого прав. Иоанна Кронштадтского. Н.И. был духовным чадом о. Иоанна, именно батюшка, зная хорошие нравственные качества Бреева, рекомендовал его на службу М. Г. Кривошлыку.

Из-за фигуры странника Василия выглядывает Илья Алексеев — человек, в 1911 году бывший редактором «Кронштадтского маяка» — пререкаемого журнала, который даже был осужден Св. Синодом за распространение иоаннитской ереси. Илья Алексеев принял на себя руководство журналом по «благословению» М. Г. Кривошлыка, и при нем журнал избавился от сектантского духа и печатал материалы, связанные с памятью о. Иоанна Кронштадтского и напечатал все материалы, связанные с кончиной Матроны Босоножки.

Как видим, все эти люди были искренними почитателями о. Иоанна Кронштадтского, благоговейно хранили память о нем, собирали материал для его канонизации. Логинов, Кривошлык и Бреев, кроме того, были его близкими духовными детьми. 

 

К. К. Булла

Удивительным образом Матренушка оказывается в фокусе внимания учеников, последователей, почитателей кронштадтского пастыря. Даже знаменитые фотографии Матронушки сделаны первым столичным фотографом Карлом Карловичем Буллой, который будучи католиком по вероисповеданию, преклонялся перед пастырским подвигом о. Иоанна и испрашивал у него благословение на свою деятельность. Известно, что о. Иоанн освящал новое помещение фотосалона Буллы на Невском проспекте № 54. Серия Матренушкиных фотографий сделана именно там.

 

Обер Прокурор Св.Синода В. К. Саблер

Обер-Прокурор Св. Синода В. К. Саблер в день, когда был оглашен высочайший указ о назначении его на эту должность, В. К. Саблер поехал в Иоанновский монастырь и молился у могилы о. Иоанна Кронштадтского, потом бывал неофициально в Кронштадте на богослужении в Андреевском соборе и др. Местах, связанных с памятью о. Иоанна (доме Трудолюбия). После смерти о. Иоанна, Саблер был главным строителем Иоанновского монастыря.

Собранные материалы показывают, что в числе самого близкого круга почитателей и друзей Матроны находились люди, которые были духовными чадами и почитателями великого святого начала 20 века — св. праведного Иоанна Кронштадтского. Они видели в Матронушке человека той же веры, того же духа, того же высокого христианского подвига. Эти документы, а также свидетельства священников Андреевского собора В.О. дают основания считать, что о. Иоанн также знал Матронушку и благословлял общение с ней.

* * *

«По словам настоятеля церкви, отца Александра, который недавно только поступил на свое новое место служения, покойная произвела на него самое светлое впечатление своей искренностью и простотою. Жила она среди ужасных внешних условий, в маленькой каморке, среди убогой обстановки, несла свой крест смиренно, в полном смысле слова нестяжательный человек… Христа ради юродивая! Сильный духом человек! Каждое воскресенье исповедовалась и причащалась. Порывисто шла навстречу каждому, приходившему к ней»

«Покойная особой популярностью пользовалась среди петербургской бедноты, среди простонародья, которое охотно обращалось к ней за советом и утешением <…> облагодетельствовала много бедноты. Купит, бывало, огромную связку баранок и идет с нею по улице, раздавая встречным беднякам…»

Из публикации корреспондента «Петербургской газеты» А. А. Бахтиарова. Весна 1911 г.

* * *

В «Жизнеописании…» есть свидетельство некой госпожи К. о том, что она просила Матренушку помолиться, чтобы ее сын сдал выпускные экзамены в коммерческом училище. Матренушка помолилась и сказала госпоже К., что сын ее выдержит экзамены одним из первых. Молодой человек выдержал экзамены четвертым по успехам воспитанником из числа 50 <…>

Александр Федорович Плотников (автор «Жизнеописания…») — «бывший крестьянский начальник и председатель уездного съезда крестьянских начальников в Сибири» был в начале января 1904 г. у Матренушки перед отъездом в Сибирь. Матренушка благословила его иконой Успения Божией Матери, привезенной ею из Иерусалима, сказав, что Царица Небесная Сама будет ему Заступницей и Покровительницей и, если он не будет расставаться с ней, его никто не убъет и никакая пуля его не заденет. Слова Матренушки удивили Плотникова, он ехал просто на службу, но, впоследствии оказалось, что слова Матренушки имели пророческое значение. В 1905 году вспыхнуло революционное движение и Плотникову — человеку, преданному долгу и присяге — пришлось на своих плечах вынести борьбу с революционерами в ввереном его управлению Ачинском, а затем Минусинском уездах. Революционеры вынесли ему смертный приговор, но Бог его хранил. И, действительно, «ни одна пуля не задела его»

Из «Жизнеописания в Бозе почившей Старицы Матроны Петровны Мыльниковой (Матренушки-Босоножки)». 1912 г.

Обретение могилы Матренушки-Босоножки

В советское время большая и красивая церковь во имя иконы «Всех скорбящих Радость» была разрушена, а могилка блаженной Матренушки затерялась. Были версии, что останки ее где-то перезахоронили. Но наступили 1990-е годы, сохранившаяся часовня превратилась в церковь, которая стала подворьем Зеленецкого Свято-Троицкого мужского монастыря. Начались поиски могилки, которые, наконец, в 1997 году увенчались успехом. В церковном дворе, почти на самом берегу Невы, был обнаружен склеп с гробом старицы. Он находился примерно на одной глубине с подвалами церкви. Но при этом в подвалах было очень сыро, по стенам даже иногда сочилась влага, а в склепе, который располагался почти у самой воды, оказалось сухо. Гроб и погребальные украшения были совершенно не тронуты тлением, хотя пролежали в земле 86 лет! Его подняли, и некоторое время он был выставлен в церкви для поклонения. После этого гроб вновь захоронили на том же месте. Там и теперь находится эта благословенная восстановленная могилка блаженной Матренушки-Босоножки, около нее по воскресеньям совершаются панихиды.

Мраморное надгробие на могиле Матренушки

Вновь, как и тогда, когда Матренушка была жива, приходят к ней люди, молятся Богу, просят блаженную старицу помолиться о своих печалях и нуждах, берут масло из лампадки на могилке. И Матренушка никого не отвергает, молится за всех, кто обращается к ней за помощью и, по вере своей, получает ее. И сегодня не иссякает река чудесных исцелений и помощи, происходящих по молитвам блаженной старицы Матренушки-Босоножки.

В настоящее время собираются документы, свидетельствующие о святости жизни и чудесах Матронушки Босоножки. В дальнейшем эти документы будут представлены в комиссию по канонизации Русской Православной Церкви.

Приглашаем Вас участвовать в этом богоугодном деле. Просим сообщать о случаях чудесных исцелений и помощи по молитве к блаженной старице Матроне по указанным на сайте контактным телефонам и адресам.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Какие виды поддержки для малого бизнеса в рт в сфере it существуют
  • Какими документами должен руководствоваться лифтер во время работы
  • Какие возможности для ведения бизнеса дает экотуризм обычным людям
  • Какими средствами пользуются клининговые компании для уборки кухни
  • Какие вопросы задавать при покупке готового бизнеса салона красоты