поделиться знаниями или
запомнить страничку
- Все категории
-
экономические
43,627 -
гуманитарные
33,648 -
юридические
17,917 -
школьный раздел
611,615 -
разное
16,897
Популярное на сайте:
Как быстро выучить стихотворение наизусть? Запоминание стихов является стандартным заданием во многих школах.
Как научится читать по диагонали? Скорость чтения зависит от скорости восприятия каждого отдельного слова в тексте.
Как быстро и эффективно исправить почерк? Люди часто предполагают, что каллиграфия и почерк являются синонимами, но это не так.
Как научится говорить грамотно и правильно? Общение на хорошем, уверенном и естественном русском языке является достижимой целью.
1. На основании пола и возраста в обществе определяются группы:
а) демографические +
б) профессиональные
в) этнические
2. Переход человека из одной социальной группы в другую называется:
а) общественной коммуникацией
б) социальной мобильностью +
в) отклоняющимся поведением
3. Семья является малой группой, основанной на совместном ведении домашнего хозяйства, общности быта, так ли это:
а) нет
б) отчасти
в) да +
4. Важнейшей функцией семьи являются рождение и воспитание детей, так ли это:
а) да +
б) нет
в) отчасти
5. Укажите пример позитивного отклоняющегося поведения:
а) посещение концерта классической музыки
б) употребление лёгких наркотических препаратов
в) коллекционирование дверных ручек +
6. Оценка обществом положения, занимаемого конкретным лицом, отражена в понятии:
а) авторитета
б) престижа +
в) статуса
7. Укажите предписанный социальный статус:
а) глава совета директоров
б) преподаватель
в) представитель королевской династии +
8. Малой социальной группой является семья, школьный коллектив, компания друзей, так ли это:
а) да +
б) нет
в) отчасти
9. Социальные группы, чья деятельность определяется посредством нормативных документов, называются формальными, так ли это:
а) нет
б) отчасти
в) да +
10. Примером вертикальной социальной мобильности служит:
а) перевод участкового врача-терапевта с одного участка на другой
б) назначение партийного функционера на должность руководителя регионального отделения +
в) устройство учителя по совместительству в другую школу
11. Важной характеристикой статуса среднего класса служит:
а) экономическая независимость, обладание собственностью +
б) принадлежность к доминирующей этнической группе
в) наличие состоятельных и наделённых привилегиями предков
12. Объединение людей, имеющих общий значимый социальный признак:
а) социальное объединение
б) социальная группа +
в) социальная труппа
13. Один из признаков социальной группы:
а) наличие внутренней организации +
б) единоличные формы социального контроля
в) отсутствие внутренней организации
14. Один из признаков социальной группы:
а) отсутствие групповых взаимодействий
б) раздельная цель деятельности
в) общая (групповая) цель деятельности +
15. Один из признаков социальной группы:
а) групповые формы социального контроля +
б) раздельные формы социального контроля
в) единоличные формы социального контроля
16. Один из признаков социальной группы:
а) отсутствие групповых взаимодействий
б) интенсивные групповые взаимодействия +
в) отсутствие внутренней организации
17. Один из признаков социальной группы:
а) раздельная цель деятельности
б) отсутствие чувства групповой принадлежности
в) чувство групповой принадлежности +
18. Активное коммуникативное взаимодействие, как внутригрупповое, так и межгрупповое:
а) стигматизация
б) социальная интеракция +
в) сигнификация
19. Коммуникация между членами группы осуществляется с помощью особых знаковых систем:
а) идентификация
б) хабитуализация
в) сигнификация +
20. Один из видов социальных групп:
а) средняя
б) малая +
в) крупная
21. Один из видов социальных групп:
а) большая +
б) расширенная
в) мелкая
22. По характеру взаимодействия социальные группы бывают:
а) главные
б) первичные +
в) основные
23. По характеру взаимодействия социальные группы бывают:
а) второстепенные
б) дополнительные
в) вторичные +
24. Люди на антивоенном митинге – это группа:
а) малая номинальная
б) большая неформальная +
в) формальная длительная
25. Группа, в которой имеются устойчивые эмоциональные отношения между ее членами, является:
а) формальная
б) возрастная
в) первичная +
26. Членами первичной группы являются:
а) зрители в театре
б) друзья +
в) спортсмены на беговой дорожке
27. И семья, и коллектив сотрудников фирмы являются:
а) малой группой +
б) этнической общностью
в) объединением по интересам
28. Признаком, по которому работники объединяются в группу управленцев среднего звена, являе(ю)тся:
а) уровень дохода
б) возраст
в) обязанности +
29. Основанием выделения социальных групп может являться признак этнической принадлежности, так ли это:
а) да +
б) нет
в) отчасти
30. Основанием выделения социальных групп может являться демографический признак, так ли это:
а) нет
б) да +
в) отчасти
Определите, верны ли данные суждения. А) Малыми социальными группами являются семья, школьный коллектив, компания друзей.
Вопрос пользователя
Определите, верны ли данные суждения.
А) Малыми социальными группами являются семья, школьный коллектив, компания друзей.
Б) Социальные группы, чья деятельность определяется посредством нормативных документов, называются формальными
Ответ эксперта
оба суждения верны
Человеческое общество состоит из множества социальных групп.
Социальная группа — это объединение людей, которые обладают каким-либо общественно значимым признаком.
Какие признаки можно считать общественно значимыми? Такими признаками являются пол, возраст, профессия, род занятий, увлечения, национальность, гражданство, религия и другие. Это те признаки, которые могут определять характер человека, его действия, образ мышления, модель поведения. Это не значит, что представители мужского пола или христианской религии будут иметь одни интересы или совершать одинаковые действия. Но общество будет ожидать от них следования определённой модели поведения.
Можно выделить следующие виды социальных групп.
А) По численности: большие и малые. Малой можно назвать группу от двух до десяти человек. Однако это не значит, что (11) — это уже не малая группа. Точной границы максимального количества людей в малой группе нет. Их может быть (10), а может (20) и даже (30). Кроме численности, участников малой группы связывают регулярные тесные взаимоотношения.
Пример:
малой группой является семья, школьный класс, компания друзей. Граждане страны, учёные всего мира относятся к большой группе.
Б) По внутренней организации выделяют формальную и неформальную группы. В формальной группе роли участников и модели их поведения строго регламентированы. Например, в футбольной команде есть вратарь, защитники и нападающие, функции которых на футбольном поле чётко определены. Офисные работники также выполняют действия в соответствии с существующими инструкциями. Формальная группа имеет конкретную цель, например школьный класс создан для получения образования, а коллектив на заводе — для производства продукции. Неформальные группы складываются спонтанно, чаще на основе общих интересов. Например семья, компания друзей.
В) По способу взаимодействия выделяют первичную и вторичную группы. Первичная рассматривает человека во всём его многообразии, а отношения в такой группе более близкие и доверительные. Во вторичной группе тесная эмоциональная связь отсутствует, главная задача — достижение поставленной цели.
Пример:
первичной группой является семья, компания друзей, вторичной — политическая партия, армия и т. д.
Можно выделить ещё несколько критериев выделения групп:
Каждый человек одновременно входит в несколько групп.
Пример:
Иван мужского пола, представитель молодёжи, работник завода, футбольный болельщик, русский и т. д.
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 45
АВТОР: Львова Д.Л., учитель истории ГБОУ СОШ № 45
Методическая разработка урока по обществознанию в 11 классе
(базовый уровень)
СОЦИАЛЬНЫЕ ГРУППЫ И ИХ КЛАССИФИКАЦИЯ
Цель урока:
- Образовательная: сформировать понятие «социальное взаимодействие», «социальная общность», показать их место в организации общественных отношений, выявить ведущие признаки понятия «социальная группа», определить его сходные и отличительные черты с другими родственными понятиями, конкретизировать их соответсвующими примерами.
- Развивающая: продолжить работу по развитию умений анализировать ряд обществоведческих терминов с выделением лишних или обобщающих терминов, проводить сравнение, определять фактические и оценочные суждения, умение вычленять из большого объема текста необходимую информацию.
- Воспитывающая: способствовать развитию навыка устанавливать правильный контекст тех или иных социальных явлений и давать им мировоззренческую оценку.
Этапы урока:
№№ |
Этап |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
1 |
Актуализация знаний |
Фронтаьный опрос:
|
Ответы на поставленные вопросы обществом можно считать: • обособившуюся от природы в процессе исторического развития, но тесно связанную с ней часть материального мира; • совокупность всех взаимосвязей и взаимодействия людей и их объединений; • продукт совместной жизнедеятельности людей; • человечество в целом, взятое на всем протяжении человеческой истории; • форму и способ совместной жизнедеятельности людей Выделяют 4 сферы жизни общества – экономическую, политическую. Социальную и духовную. Социальная сфера состоит из социальных групп, индивидов, их взаимоотношений и взаимодействий. Социальные связи и взаимодействия охватывают все сферы жизни общества, они могут носить причинно-следственный или функциональный характер, служить для коммуникации, а по своему характеру являться партнерскими или конкурентными. |
2. |
Объяснение нового материала |
Учащимся предлагается ознакомиться с отрывком из Универсального справочника по обществознанию, посвященным классификации социальных групп и составить карту урока, в которой наглядно отразились бы основные признаки изучаемого понятия. Учащимся напоминаются основные принципы составления карты урока: Определение наиболее общего термина темы Уточнение структурных элементов или частных случаев, раскрывающих тему Выявление характерных признаков отдельных элементов Приведение конкретных примеров Через 15-20 минут – осуществляется фронтальная проверка правильности выполнения задания |
Составление карты урока (см. приложение) Устный рассказ по основным пунктам составления карты урока |
3 |
Закрепление материала |
Решение заданий в формате ЕГЭ; при работе с заданиями можно пользоваться составленной учащимися картой урока |
Примеры заданий части А, В и С приведены ниже |
4. |
Этап самоконтроля и разбора заданий |
Часть А сдается на проверку учителю, часть В и С проверяется в классе при фронтальном обсуждении |
Участвуют в обсуждении уместности приводимых примеров части С, еще раз разбирается вопрос о фактических и оценочных суждениях |
5 |
Домашнее задание |
Написание мини-рассуждения на тему «Какая социальная группа оказывает наибольшее влияние на формирование личности человека?» |
Содержательные элементы урока, подлежащие проверке
В соответствии с кодификатором ЕГЭ по обществознанию 2011 года проверке подлежат следующие понятия:
3.2. Социальные группы
3.3 Молодежь как социальная группа
3.4 Этнические общности
Виды заданий:
Часть А
1. На основании пола и возраста в обществе определяются группы
1) |
этнические |
2) |
демографические |
3) |
профессиональные |
4) |
конфессиональные |
2. Какие из групп образованы по конфессиональному признаку?
1) |
баптисты, адвентисты |
2) |
философы, социологи |
3) |
демократы, лейбористы |
4) |
нганасаны, эвенки |
3. Социологи опросили группу женщин в возрасте от 35 до 45 лет, с высшим образованием, средним доходом, проживающих в крупных городах об их предпочтениях в организации летнего отдыха. Данная группа опрошенных выступила для исследователей в качестве
1) |
этносоциальной |
2) |
конфессиональной |
3) |
малой |
4) |
референтной |
4. К историческим разновидностям этнических общностей относят
1) |
государства |
2) |
племена |
3) |
общины |
4) |
классы |
5. Один из признаков этнической группы —
1) |
наличие конституции |
2) |
общность исторического пути |
3) |
единое гражданство |
4) |
общность идеологии |
6. Верны ли следующие суждения о социальных группах?
А. Малыми социальными группами являются семья, школьный коллектив, компания друзей.
Б. Социальные группы, чья деятельность определяется посредством нормативных документов, называются формальными.
1) |
верно только А |
2) |
верно только Б |
3) |
верны оба суждения |
4) |
оба суждения неверны |
7.Рассмотрите диаграмму «Жизненные устремления людей», составленную на основании проведенного социологической службой опроса среди респондентов трех возрастных групп: молодежи от 20 до 30 лет, людей среднего возраста от 30 до 40 лет, и людей зрелого возраста от 40 до 50 лет.
готовность к поиску новой работы |
стремление к получению второго образования |
стремление к сохранению достигнутого статуса |
Какие выводы можно сделать на основании данных диаграммы?
1) |
люди среднего возрастной группы (из опрошенных) в наибольшей степени заинтересованы в получении второго образования |
2) |
молодежь от 20 до 30 лет относится к категории людей, в большей степени заинтересованной в стабильности |
3) |
стремление к инновациям, прежде всего, характерно для людей зрелого возраста (40-50 – ти летних) |
4) |
молодые люди от 20 до 30 лет, по сравнению с другими социальными группами, готовы к поиску нового места работы |
8.Для молодежи, как особой социальной группы, характерно
1) |
отрицательное отношение к новациям |
2) |
наличие большого жизненного опыта |
3) |
стремление к изменению своего статуса |
4) |
отсутствие социального оптимизма |
9.Людей, занимающих неустойчивое, промежуточное положение в обществе, называют
1) |
люмпенами |
2) |
пролетариями |
3) |
маргиналами |
4) |
аборигенами |
Часть В
- Ниже приведен ряд терминов. Все из них, за исключением одного, относятся к понятию «малые группы».
Школьный класс, семья, туристическая группа, футбольная команда, народность, клуб по интересам, артель старателей.
Найдите и укажите термин, «выпадающий» из их ряда и относящийся к другому понятию.
2. Прочитайте приведенный ниже текст, каждое положение которого пронумеровано.
(1) В малых группах все члены находятся в непосредственном контакте. (2) Размеры ее колеблются от двух до нескольких десятков индивидов. (3) К основным характеристикам малой группы относят: прямой контакт между индивидами, межличностное взаимодействие, наличие общей цели и деятельности, устойчивость состава. (4) Главное же в малой группе, по всей видимости, это сила, с которой группа действует на своего члена.
Определите, какие положения текста носят
А) фактический характер,
Б) характер оценочных суждений.
Запишите получившуюся последовательность букв.
Часть С
1.Приведите три любые особенности молодежи как социальной группы, каждую из которых проиллюстрировав конкретным примером.
Ответы:
Часть А
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
2 |
1 |
4 |
2 |
2 |
3 |
1 |
3 |
3 |
Часть В
- Народность
- АААБ
Часть С
В ответе должны присутствовать элементы: Приведены три особенности молодежи и иллюстрирующие их примеры: 1) способность к усвоению нового ( например, молодой человек лучше ориентируется в компьютерных технологиях, чем старшее поколение); 2) более высокий уровень социальной мобильности (например, молодому человеку проще сменить работу, получить новую профессию, квалификацию); 3) мессианский комплекс (например, молодой человек стремиться к преобразованию мира по своим предпочтениям). Могут быть приведены другие особенности и другие примеры. |
|
Приведены три особенности и иллюстрирующие их примеры. |
3 |
Приведены две особенности и иллюстрирующие их примеры |
2 |
Приведен одна особенность и иллюстрирующий их пример |
1 |
Приведен одна особенность без примера ИЛИ один пример Ответ неправильный. |
0 |
(Кишенкова О.В. Тематические тесты по курсу «Обществознание».10-11 классы.Подготовка к ЕГЭ. М., 2011)
Текст для анализа:
Социальные группы, их классификация
Вся история жизни людей — это история их взаимоотношений и взаимодействия с другими людьми. В ходе этих взаимодействий формируются социальные общности и группы.
Наиболее общим понятием является социальная общность — совокупность людей, объединенных общими условиями существования, регулярно и устойчиво взаимодействующих друг с другом.
В современной социологии выделяется несколько типов общностей.
Прежде всего, номинальные общности — совокупности людей, объединенных общими социальными признаками, которые устанавливает ученый-исследователь для решения поставленной им научной задачи. К примеру, могут быть объединены люди одного цвета волос, кожи, любящие спорт, коллекционирующие марки, проводящие отдых на море, причем, все эти люди могут никогда не вступать в контакт между собой.
Массовые общности — это реально существующие совокупности людей, случайно объединенных общими условиями существования и не имеющих устойчивой цели взаимодействия. Типичными образцами массовых общностей являются болельщики спортивных команд, поклонники эстрадных звезд, участники массовых политических движений. Чертами массовых общностей можно считать случайность их возникновения, временность и неопределенность состава. Одним из видов массовой общности является толпа. Французский социолог Г. Тард определял толпу как множество лиц, собравшихся в одно и то же время в определенном месте и объединенных чувством, верой и действием. В структуре толпы выделяются, с одной стороны, лидеры, с другой — все остальные.
По мнению социолога Г. Лебона, поведение толпы обусловлено определенной инфекцией, провоцирующей коллективные устремления. Люди, зараженные этой инфекцией, способны на непродуманные, подчас разрушительные действия.
Как защититься от подобной инфекции? Прежде всего, иммунитет к ней имеют люди, обладающие высокой культурой, хорошо информированные о политических событиях.
Помимо толпы, социологи оперируют такими понятиями, как аудитория и социальные круги.
Под аудиторией понимается совокупность людей, объединенная взаимодействием с определенным индивидом или группой (например, люди, смотрящие спектакль в театре, студенты, слушающие лекцию преподавателя, журналисты, присутствующие на пресс-конференции государственного деятеля и прочее). Чем больше аудитория, тем слабее связь с объединяющим началом. Обратите внимание, во время трансляции заседания какой-либо большой группы людей телекамера может выхватить кого-то из аудитории, кто заснул, кого-то, кто занимается чтением газеты или рисует фигурки в своем блокноте. Такая же ситуация часто происходит и в студенческой аудитории. Поэтому важно помнить правило, сформулированное еще древними римлянами: «Не оратор является мерой слушателя, а слушатель — мерой оратора».
Социальные круги — общности, созданные с целью обмена информацией между их членами. Эти общности не ставят каких-либо общих целей, не предпринимают совместных усилий. Их функция — обменяться информацией. Например, обсудить изменение курса доллара по отношению к другим валютам, выступление национальной сборной в отборочном цикле чемпионата мира по футболу, намечающиеся правительством реформы в области образования и прочее. Разновидностью таких социальных кругов является профессиональный круг, например, ученые, педагоги, артисты, художники. Наиболее компактным по составу является дружеский круг.
Социальные круги могут выдвигать своих лидеров, формировать общественное мнение, являться основой для формирования социальных групп.
Наиболее распространенным в социологии понятием является социальная группа.
Под социальной группой понимается совокупность людей, объединенных на основе совместной деятельности, общих целей и имеющих сложившуюся систему норм, ценностей, жизненных ориентиров. В науке выделяется несколько признаков социальной группы:
• устойчивость состава;
• продолжительность существования;
• определенность состава и границ;
• общая система ценностей и норм;
• осознание своей принадлежности к группе каждым индивидом;
• добровольный характер объединения (для малых групп);
• объединение индивидов внешними условиями существования (для больших социальных групп).
В социологии выделяется ряд оснований для классификации групп. К примеру, по характеру связей группы могут быть формальными и неформальными. По уровню взаимодействия внутри группы выделяют группы первичные (семья, компания друзей, единомышленников, одноклассников), для которых характерен высокий уровень эмоциональных связей, и группы вторичные, у которых почти отсутствуют эмоциональные связи (трудовой коллектив, политическая партия).
Приведем пример классификации социальных групп по разным основаниям в виде таблицы:
Виды социальных групп
Основания |
Тип группы |
Примеры |
По количеству участников |
малые средние большие |
семья, группа друзей, спортивная команда, совет директоров фирмы трудовой коллектив, жители микрорайона, выпускники университета этносы, конфессии, программисты |
По характеру отношений и связей |
формальные неформальные |
политическая партия, трудовой коллектив посетители кафе |
По месту жительства |
поселенческие |
горожане, селяне, жители столичного мегаполиса, провинциалы |
В зависимости от пола и возраста |
демографические |
мужчины, женщины, дети, старики, молодежь |
По этнической принадлежности |
этнические (этносоциальные) |
русские, белорусы, украинцы, вепсы, марийцы |
По уровню дохода |
социально-экономические |
богатые (люди с высоким уровнем дохода), бедные (люди с низким уровнем дохода), средние слои (люди со средним уровнем дохода) |
По характеру и роду занятий |
профессиональные |
программисты, операторы, учителя, предприниматели, адвокаты, токари |
Подобный перечень можно продолжать и продолжать. Все зависит от основания классификации. К примеру, определенной социальной группой можно считать всех пользователей персональными компьютерами, абонентов мобильной связи, совокупность пассажиров метрополитена и так далее.
Сплачивающим, группообразующим фактором является и гражданство — принадлежность человека государству, выраженная в совокупности их взаимных прав и обязанностей. Граждане одного государства подчиняются одним законам, имеют общие государственные символы. Принадлежность к тем или иным политическим партиям и организациям устанавливает идеологическую близость. Коммунисты, либералы, социал-демократы, националисты по-разному представляют себе будущее и правильное устройство общества. В этом отношении очень похожи на политические общности и религиозные объединения (конфессии), только они больше внимания уделяют не внешним изменениям, а внутреннему миру людей, их вере, добрым и злым поступкам, межличностным отноше ниям.
Особые группы образуют люди с общими интересами. Спортивных болельщиков из разных городов и стран роднит страсть к любимому виду спорта; рыболовов, охотников и грибников — поиск добычи; коллекционеров — стремление приумножить свое собрание; любителей поэзии — переживания по поводу прочитанного; меломанов — впечатления от музыки и так далее. Всех их мы легко обнаружим в толпе прохожих — в одежде болельщиков (фэнов) присутствуют цвета их любимой команды, меломаны ходят с плейерами и полностью поглощены музыкой и т. д. Наконец, учащихся всего мира объединяет стремление к знаниям и получению образования.
Мы перечислили достаточно большие общности, объединяющие тысячи и даже миллионы людей. Но есть еще и бесчисленное количество более мелких групп — люди в очереди, пассажиры одного купе в поезде, отдыхающие в санатории, посетители музея, соседи по подъезду, уличные товарищи, участники вечеринки. К сожалению, имеются и социально опасные группы — банды подростков, мафиозные организации, вымогатели-рэкетиры, наркоманы и токсикоманы, алкоголики, нищие, люди без определенного места жительства (бомжи), уличные хулиганы, азартные игроки. Все они или непосредственно относятся к преступному миру, или находятся под его пристальным вниманием. И границы перехода из одной группы в другую очень незаметны. Постоянный посетитель казино в миг может потерять все состояние, залезть в долги, стать нищим, продать квартиру или войти в преступную группировку. То же самое грозит наркоманам и алкоголикам, многие из которых сначала считают, что в любую минуту при желании бросят это увлечение. Попасть в перечисленные группы намного легче, чем затем выбраться из них, а последствия едины — тюрьма, смерть или неизлечимая болезнь.
В нашей стране сейчас существуют практически все из перечисленных выше социальных групп. Самая большая проблема российского общества — огромная пропасть между небольшой группой сверхбогатых людей и основной массой населения, живущей на грани нищеты. Для развитых современных обществ характерно наличие так называемого среднего класса. Его составляют люди, которые обладают частной собственностью, средним уровнем доходов и определенной независимостью от государства. Такие люди свободны в выражении своих взглядов, на них трудно оказывать давление, они не допускают нарушения своих прав. Чем больше представителей этой группы, тем благополучнее общество в целом. Считается, что в стабильном обществе представители среднего класса должны составлять 85–90%. К сожалению, у нас эта группа только формируется, а обеспечить быстрый ее рост — одна из основных задач государственной политики.
(Кишенкова О.В., Семке Н.Н. Обществознание. Универсальный справочник. – М.:ЭКСМО, 2010. – с. 213-215)
Какие навыки и умения закреплены в ходе урока
В соответствии с кодификатором ЕГЭ по обществознанию 2011 года закреплению во время урока подлежат следующие умения и навыки:
2.2 анализировать актуальную информацию о социальных объектах, выявляя их общие черты и различия; устанавливать соответствия между существенными чертами и признаками изученных социальных явлений и обществоведческими терминами и понятиями
2.5 осуществлять поиск социальной информации, представленной в различных знаковых системах (текст, схема, таблица, диаграмма); извлекать из неадаптированных оригинальных текстов (правовых, научно-популярных, публицистических и др.) знания по заданным темам; систематизировать, анализировать и обобщать неупорядоченную социальную информацию; различать в ней факты и мнения, аргументы и выводы
3.4 ориентировки в актуальных общественных событиях, определения личной гражданской позиции
Из опыта проведения урока
При составлении карты урока наибольшие затруднения возникли при определении наиболее общего термина в предлагаемом к анализу тексте. Таким является понятие «социальная общность», но с учетом заявленной темы урока у ряда учащихся наблюдается тенденция посчитать за таковой термин «социальная группа». При рассмотрении классификаций социальных групп, не все могут отвлечься от перечня таблицы и обратить внимание на наличие пояснений в тексте после нее, выделить маргинальные группы. Однако практически всем (90% учащихся) удалось справиться с этой формой работы.
Рассмотрение вопросов части А практически не вызывает затруднений у школьников, так же как и у части В. Анализ проведенных работ показал 100% выполнение тестовых заданий с выбором 1 правильного ответа из 4-х, и 90% выполнение заданий части В. Задание части С вызвало некоторое затруднение. Типичной ошибкой было непонимание необходимости выписывать к особенностям молодежи, как социальной группы, конкретные примеры; то, что характерная черта не является примером и не может заменить его. Так же были проблемы с подбором характерных черт и примеров. Следует отметить, что задания части А были подобраны специально с учетом задания С и содержали явные ответы и подсказки, это позволит в дальнейшем рассмотреть тему, посвященную молодежи, с опорой на задания части С. Процент справившихся с этой работой – 75%.
При обсуждении выполненных заданий затрагивались вопросы, требовавшие мировоззренческой оценки, в том числе связанные с современной структурой общества в РФ и маргинальными слоями населения.
Список литературы:
- Баранов П.А., Воронцов А.В., Шевченко С.В. Обществознание. Полный справочник для подготовки к ЕГЭ. – М.: Астрель, 2010.
- Бахмутова Л.С. Обществознание. 11 класс. Часть 2. Современное общество. – М.: ВЛАДОС, 2004.
- Кишенкова О.В., Семке Н.Н. Обществознание. Универсальный справочник. – М.:ЭКСМО, 2010.
- Лазебникова А.Ю., Е.Л. Рутковская, Н.И. Городецкая, Е.С. Королькова. Обществознание. Типовые тестовые задания. ЕГЭ-2010. – М.: Экзамен, 2010
- Лазебникова А.Ю., Е.Л. Рутковская, Н.И. Городецкая, Е.С. Королькова. Обществознание. Типовые тестовые задания. ЕГЭ-2011. – М.: Экзамен, 2011
- Лазебникова А.Ю., Рутковская Е.Л., Городецкая Н.И., Королькова Е.С., Брандт М.Ю. Обществознание. Вступительные испытания. – М.:Экзамен, 2010
- Обществознание. (под ред. Марченко М.Н.). – М.:Зерцало, 2008.
- Обществознание. Практикум. 11 класс. Профильный уровень. (под ред. Л.Н. Боголюбова). – М.: Просвещение, 2008.
- Обществознание. Решение сложных задач. Отличник ЕГЭ. – М.: Интеллект-Центр, 2010.
- Рутковская Е.Л., Лазебникова А.Ю., Королькова Е.С. Обществознание. Типичные ошибки при выполнении заданий Единого государственного экзамена. – М.: Русское слово, 2009.
- Сорокина Е.Н. Поурочные разработки по обществознанию. Профильный уровень. 11 класс. — М.: ВАКО, 2010
«Общество и его развитие»
Примером вертикальной социальной мобильности служит
Скачать 223 Kb.
|
- Навигация по данной странице:
- Ответ: 3
Примером вертикальной социальной мобильности служит
Ответ: 3 |
||||||||||||
4. |
Верны ли следующие суждения о социальных группах? А. Малой социальной группой является семья, школьный коллектив, компания друзей. Б. Социальные группы, чья деятельность определяется посредством нормативных документов, называются формальными.
Ответ: 3 |
|||||||||||
5. |
Предписанный социальный статус —
Ответ: 3
|
|||||||||||
6. |
Оценка обществом положения, занимаемого конкретным лицом, отражена в понятии
Ответ: 2 |
|||||||||||
7. |
Укажите пример позитивного отклоняющегося поведения:
Ответ: 1 |
|||||||||||
8. |
Император Николай II в переписном листе во время переписи населения в 1897 году указал, что является православным. Таким образом император определил свою принадлежность к общности
Ответ: 4 |
|||||||||||
9. |
Верны ли следующие суждения о семье? А. Семья является малой группой, основанной на общности быта. Б. Важнейшей функцией семьи является рождение и воспитание детей.
Ответ: 3 |
|||||||||||
10. |
Переход человека из одной социальной группы в другую называется
Ответ: 1 |
|||||||||||
11. |
Социальная роль, характерная и для подростка и для взрослого —
Ответ: 2 |
|||||||||||
12. |
Для семьи партнерского типа характерно
Ответ: 1 |
|||||||||||
13. |
Какие социальные нормы предписывают человеку уступать место в транспорте пожилым людям?
Ответ: 2 |
|||||||||||
14. |
Верны ли следующие суждения о социальной мобильности? А. В закрытом и строго организованном традиционном обществе в качестве «социального лифта» выступали церковь и армия. Б. С переходом общества от традиционного к индустриальному социальная мобильность существенно возросла.
Ответ: 3 |
|||||||||||
15. |
Для молодежи, как особой социальной группы, характерно
Ответ: 3 |
|||||||||||
16. |
Верны ли следующие суждения о социальном конфликте? А. Понимание сторонами конфликта необходимости взаимных уступок – важное условие конструктивных переговоров. Б. Конфликты в обществе играют разрушительную, деструктивную роль и не способны содействовать поступательному развитию.
Ответ: 1 |
|||||||||||
17. |
Рассмотрите диаграмму «Жизненные устремления людей», составленную на основании проведенного социологической службой опроса. среди респондентов трех возрастных групп: молодежи от 20 до 30 лет, людей среднего возраста от 30 до 40 лет, и людей зрелого возраста от 40 до 50 лет.
Какие выводы можно сделать на основании данных диаграммы?
Ответ: 4 |
|||||||||||
18. |
Демократическим принципом развития межнационального взаимодействия является (отметьте лишнее)-
Ответ: 3 |
Часть В.
1. |
Установите соответствие между типами групп и иллюстрирующими их примерами: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
Впишите полученный ответ в таблицу, а затем получившуюся последовательность букв перенесите в бланк ответов (без пробелов и других символов).
Ответ: БАВБ |
||||||||||||||||||||||||||||||
2. |
Укажите черты, отличающие нормы права от норм морали.
Ответ: 124 |
||||||||||||||||||||||||||||||
3. |
Прочитайте приведённый ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Слова в списке даны в именительном падеже единственном числе. Каждое слово (словосочетание) может быть использовано только один раз. Современное общество отличается высоким уровнем _______________(1), в нем каждый имеет множество возможностей переменить свое положение: можно переселиться из города в деревню, из маленького городка — в огромный мегаполис, сменить место работы или профессию. Важнейшую роль в достижении __________(2) имеет уровень образования, профессионализма. Без глубоких знаний невозможно найти стабильную, хорошо оплачиваемую работу, занять ___________(3), стать незаменимым для коллег. В процессе рыночных преобразований, происходящих в нашей стране в последние годы, российское общество очень резко разделилось по ____________(4). Пролегла пропасть между небольшим количеством сверхбогатых людей, «новых русских», активно скупающих недвижимость за рубежом, возводящих особняки, и значительной массой населения страны, живущей чуть выше или на уровне ___________(5). А вот «___________(6)», который составляет основу общества в развитых странах, у нас еще не сформировался, он находится только на стадии становления. Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя словами каждый пропуск. Обратите внимание на то, что в списке слов больше, чем вам потребуется для заполнения пропусков.
Ответ: ГЕЖЗВИ |
||||||||||||||||||||||||||||||
4. |
Запишите слово, пропущенное в таблице:
Ответ: ______________________________ (рекреационная, досуговая). |
||||||||||||||||||||||||||||||
5. |
Запишите слово, пропущенное в схеме: Этническая принадлежность Пол и возраст Уровень образования и квалификации Социальная _____________________ критерии Уровень дохода Ответ: ______________________________(стратификация, дифференциация) |
Часть С
1. Приведите три критерия, на основании которых возможно осуществление социальной дифференциации, проиллюстрировав каждый из них конкретным примером.
Содержание верного ответа и указания по оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысл) |
Баллы |
В ответе должны присутствовать элементы: Сформулированы три критерия, каждый из которых проиллюстрирован примером: 1) по уровню дохода (например, богатые, бедные, средние слои); 2) по уровню образования (например, со средним образованием, с высшим образованием, средним специальным образованием); 3) по месту проживания (например, горожане, селяне, провинциалы). Могут быть приведены другие критерии и другие примеры. |
|
Приведены три критерия и иллюстрирующие их примеры. |
3 |
Приведены два критерия и иллюстрирующие их примеры. |
2 |
Приведен один критерий и иллюстрирующий их пример. |
1 |
Приведен один критерий без примера ИЛИ один пример Ответ неправильный. |
0 |
Максимальный балл |
3 |
2.В ходе социологического опроса, проведенного службой изучения общественного мнения в разных регионах страны Н., респондентам предлагалось ответить на вопрос: «Может ли Ваша семья оплачивать для услуги жилищно-коммунального хозяйства без предоставляемых государством дотаций и льгот?».
Полученные результаты представлены в виде диаграммы.
Сформулируйте любые три вывода, которые могут сделать ученые-социологи на основании результатов опроса.
Предложите, на основании полученных данных, любые три рекомендации разработчикам реформы жилищно-коммунального хозяйства в стране Н.
Содержание верного ответа и указания к оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысл) |
Баллы |
В правильном ответе должны быть приведены элементы: сформулированы выводы, например:
предложены три рекомендации, допустим:
Могут быть и иные верные формулировки выводов и рекомендаций. |
|
Приведены три верных вывода, предложены три корректных рекомендации. |
3 |
Приведены три вывода, предложены одна-две рекомендации ИЛИ Сформулированы один-два вывода и предложены три рекомендации ИЛИ сформулированы два вывода и две рекомендации (4-5 элементов ответа). |
2 |
Приведен один-два вывода и одна рекомендация ИЛИ приведен один вывод и одна-две рекомендации (2-3 элемента ответа) |
1 |
Приведен любой один элемент ответа ИЛИ Ответ неправильный |
0 |
Максимальный балл |
3 |
3. Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «социальный контроль»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения, содержащих информацию о социальном контроле.
Содержание верного ответа и указания по оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла) |
Баллы |
Правильный ответ должен содержать следующие элементы: 1) смысл понятия, например: «социальный контроль – совокупность норм, правил поведения, регулирующих поведение человека в обществе». Может быть дано другое, близкое по значению определение. 2) два предложения с информацией о социальном контроле, опирающейся на знания курса, например: – «Методами социального контроля могут выступать убеждение и принуждение». – «Внешний социальный контроль сочетается с внутренним самоконтролем». Могут быть составлены любые другие предложения, содержащие верную информацию о социальном контроле. |
|
Раскрыт смысл понятия и составлены два предложения, содержащие информацию о соответствующем социальном объекте. |
2 |
Раскрыт смысл понятия и составлено одно предложение, содержащее информацию о соответствующем социальном объекте ИЛИ смысл понятия в явном виде не раскрыт, но представлен в двух составленных предложениях, свидетельствующих о том, что выпускник знает обществоведческое содержание данного понятия. |
1 |
Раскрыт смысл понятия, предложения не составлены, ИЛИ предложения составлены без привлечения обществоведческих знаний, ИЛИ обществоведческие знания в составленных предложениях привлечены не в контексте рассматриваемого понятия, ИЛИ смысл понятия в явном виде не раскрыт, составлено одно предложение, содержащее информацию о соответствующем социальном объекте, ИЛИ ответ неправильный. |
0 |
Максимальный балл |
2 |
4. Выберите одно из предложенных ниже высказываний и изложите свои мысли (свою точку зрения, отношение) по поводу поднятой проблемы. Приведите необходимые аргументы для обоснования своей позиции.
Выполняя задание, используйте знания, полученные при изучении курса обществознания, соответствующие понятия, а также факты общественной жизни и собственный жизненный опыт.
Социология |
«Неравенство – такой же хороший закон природы, как и всякий другой». (И.Шерр) |
Социология |
«Дальше всех уйдет тот, кто не уступает равному себе, сохраняет достоинство в отношениях к сильнейшим и умеет сдерживать себя по отношению к беззащитным». (Фукидид) |
Социология |
«Карьеры, пробитые собственно головой, всегда прочнее и шире карьер, проложенных низкими поклонами или заступничеством важного дядюшки». (Д.И. Писарев) |
Социология |
«Семья — это та первичная среда, где человек должен , учиться творить добро» (В.М.Сухомлинский) |
РАЗДЕЛ 6
Политика и ее роль в жизни общества
Часть А
1. |
Немецким ученым М.Вебером сформулировано определение политики: «Политика… означает стремление к участию во власти или к оказанию влияния на распределение власти, будь то между государствами, будь то внутри государства между группами людей, которые оно в себе заключает». Какой смысл термина «политика» отражает данное высказывание?
Ответ: 2 |
|||||||||||
2. |
Рассмотрите диаграмму «Уровень доверия к политическим институтам в обществе», составленную на основании опроса, проведенного социологической службой страны Р.
Какие выводы можно сделать на основании данных диаграммы?
Ответ: 1 |
|||||||||||
3. |
Во время дискуссии о роли государства в жизни общества гражданин Л. высказался следующим образом: «Государство не должно вмешиваться в развитие социально-экономической сферы, предоставив гражданам предпринимательскую свободу». Сторонником какой политической идеологии является Л.?
Каталог: Kostroma EDU -> School 5 -> DocLib43 Скачать 223 Kb. Поделитесь с Вашими друзьями:
|