Малый бизнес основа региональной экономики курсовая

Малое предпринимательство в региональном развитии

«Малое предпринимательство в региональном развитии»

Оглавление

малый предпринимательство государственный поддержка

Введение

. Теоретические основы малого предпринимательства

.1 Понятие, сущность и значение малого предпринимательства

.2 Управление развитием малого предпринимательства

. Цели, приоритеты и принципы развития Мп нижегородской области

.1 Цели и приоритеты развития МП в Нижегородской области

.2 Основные принципы развития МП в Нижегородской области

. Государственная поддержка и перспективы развития мп в нижегородской области

.1 Система государственной поддержи МП в Нижегородской области

.2 Перспективы развития МП в Нижегородской области

Заключение

Введение

Мировая практика свидетельствует, что даже в странах с развитой рыночной экономикой малое предпринимательство оказывает существенное влияние на развитие экономики, решение социальных проблем, увеличение численности занятых работников. По численности работающих, по объему производимых и реализуемых товаров, выполняемых работ и оказываемых услуг, субъекты малого предпринимательства в отдельных странах играют ведущую роль.

Объектом исследования является малое предпринимательство — как процесс.

Предметом исследования в данной курсовой работе является малое предпринимательство в Нижегородской области.

Целью исследования является изучение и оценка эффективности развития малого предпринимательства в Нижегородской области.

Цель курсовой работы обусловила постановку следующих задач:

1. Проанализировать теоретические основы малого предпринимательства.

. Определить цели, приоритеты и принципы развития МП Нижегородской области.

. Охарактеризовать государственную поддержку и выявить перспективы развития МП в Нижегородской области.

Теоретической и методологической основой данного исследования являются труды Ивачева И.Л., Лощанова В. В.

В работе использованы такие методы, как анализ, синтез, системный.

Информационная база представлена научной литературой, интернет-ресурсами, учебниками по теме работы.

Практическая значимость состоит в том, что стремясь к удовлетворению запросов потребителей, малый бизнес способствует повышению качества товаров, работ, услуг и культуры обслуживания; приближение производства товаров и услуг к конкретным потребителям; а также содействует структурной перестройке экономики. Малое предпринимательство, как важная часть экономики страны, находится сейчас в процессе своего становления и нуждается в поддержке и стимулировании своей деятельности со стороны государства. Для экономики в целом, деятельность малых компаний оказывается важным фактором повышения ее гибкости.

Работа состоит из введения, трех глав, заключения и библиографического списка.

1. Теоретические основы малого предпринимательства

.1 Понятие, сущность и значение малого предпринимательства

Предпринимательство — это особый вид экономической активности (под которой понимается целесообразная деятельность, направленная на извлечение прибыли), которая основана на самостоятельной инициативе, ответственности и инновационной предпринимательской идее.

Под малым предпринимательством понимается экономическая деятельность субъекта экономических отношений, имеющего юридический статус предпринимателя без образования юридического лица, либо статус малого предприятия, с определенным числом работающих, объемом прибыли и производящего продукцию, оказывающего услуги от своего имени, на свой риск и под свою ответственность.

Под субъектами малого предпринимательства понимаются также физические лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица.

Роль малого предпринимательства состоит в том, что оно выступает в качестве особого вида экономической активности, ибо его начальный этап связан, как правило, лишь с идеей — результатом мыслительной деятельности, впоследствии принимающей материализованную форму.

Особенностью малого предпринимательства, малого бизнеса является обязательное наличие инновационного момента — будь то производство нового товара, смена профиля деятельности или основание нового предприятия. Новая система управления производством, качеством, внедрение новых методов организации производства или новых технологий — это тоже инновационные моменты.

Этот сектор экономики создает необходимую атмосферу конкуренции, способен быстро реагировать на любые изменения рыночной конъюнктуры, заполнять образующиеся ниши в потребительской сфере, создает дополнительные рабочие места, является основным источником формирования среднего класса, то есть расширяет социальную базу проводимых реформ.

Значение предпринимательства еще и в том, что малые предприятия, ведя ожесточенную конкурентную борьбу за выживание, вынуждены постоянно развиваться и адаптироваться к текущим условиям рынка, ведь для того, чтобы существовать надо получать средства к существованию, а значит быть лучше других, чтобы прибыль доставалась именно им.

Роль малого бизнеса определяется классическими задачами, которые решает малый бизнес в развитых странах. Это развитие здоровой конкурентной среды экономики, создающее систему сильных мотивационных стимулов для более полного использования знаний, умений энергии и трудолюбия населения, что в свою очередь позволяет более активно разрабатывать и использовать имеющиеся материальные, кадровые, организационные и технологические ресурсы; формирование качественной системы бытовых, организационных и производственных услуг; создание значительного количества новых рабочих мест, формирование важнейшей прослойки общества — среднего класса; развитие инновационного потенциала экономики, внедрение новых форм организации, производства, сбыта и финансирования.

Развитие малого бизнеса создает предпосылки для ускоренного экономического роста, способствует насыщению местных рынков, позволяя вместе с тем компенсировать издержки рыночной экономики (безработица, кризисные явления).

Малый бизнес содержит большой потенциал для оптимизации путей развития экономики и общества в целом. Характерной особенностью малого предприятия является высокая интенсивность использования всех видов ресурсов и постоянное стремление к оптимизации их количества, обеспечению их наиболее рациональных для данных условий пропорций. На малом предприятии не может быть лишнего оборудования, избыточных запасов сырья и материалов, лишних работников. Данное обстоятельство является одним из важнейших факторов достижения рациональных показателей экономики в целом.

Необходимо особо подчеркнуть региональную направленность индивидуального предпринимательства. Малая экономика является подлинной базой рыночной экономики в регионе. Малый бизнес приносит значительные доходы в местный бюджет. В свою очередь, малые предприятия весьма заинтересованы в тесном и эффективном сотрудничестве с органами власти на местах, т.к. большинство проблем развития малых предприятий связано именно с решением вопросов регионального и местного значения.

Малое предпринимательство — один из ведущих секторов, во многом определяющий темпы экономического роста, состояния занятости населения, структуру и качество валового внутреннего продукта. Развитие малого бизнеса отвечает общемировым тенденциям к формированию гибкой смешанной экономики, сочетанию разных форм собственности и адекватной им модели хозяйства, в которой реализуется сложный синтез конкурентного рыночного механизма и государственного регулирования крупного, среднего и мелкого производства. И если крупный бизнес — это скелет, ось современной экономики, то все многообразие мелкого и среднего предпринимательства — мышцы, живая ткань хозяйственного организма. Как явствует из самого определения, малое предпринимательство — это предпринимательская деятельность, осуществляемая субъектами рыночной экономики при определенных установленных законами, государственными органами или другими представительными организациями критериях, конституционирующих сущность этого понятия. В экономике России одновременной функционируют крупные, средние и малые предприятия, а также осуществляется деятельность, базирующаяся на личном и семейном труде. Масштабы предприятий зависят от специфики отраслей и их технологических особенностей. Есть отрасли, связанные с высокой капиталоемкостью и значительными объемами производства, и отрасли для которых не требуются крупные предприятия, а напротив, предпочтение отдается малым предприятиям.

Возможность эффективного функционирования малого предпринимательства определяется рядом его преимуществ по сравнению с крупным: близостью к местным рынкам и приспособлением к запросам клиентуры; производством малыми партиями, что невыгодно крупным фирмам; исключение лишних звеньев управления и т.д. Развитию малого производства способствует дифференциация и индивидуализация спроса в сфере производственного и личного потребления. Развитие мелкого производства создает благоприятные условия для оздоровления экономики: развивается конкурентная среда; создаются дополнительные рабочие места; активнее идет структурная перестройка; расширяется потребительский сектор. Развитие малого предпринимательства ведет к насыщению рынка товарами и услугами, повышению экспортного потенциала, лучшему использованию местных сырьевых ресурсов.

Вклад малых предприятий в оздоровление экономики сегодня явно недостаточно. Объясняется это как общим спадом производства и разрывом хозяйственных связей, так и тем, что не получила развития государственная поддержка этих предприятий. Возможность эффективного функционирования малого предпринимательства определяется рядом его преимуществ по сравнению с крупным: близостью к местным рынкам и приспособлением к запросам клиентуры; производством малыми партиями, что невыгодно крупным фирмам; исключение лишних звеньев управления и т.д. Развитию малого производства способствует дифференциация и индивидуализация спроса в сфере производственного и личного потребления. Большое значение имеет способность малых предприятий расширять сферу приложения труда, создавать новые возможности не только для трудоустройства, но прежде всего для предпринимательской деятельности населения, развертыванию его творческих сил и использования свободных производственных мощностей. Реже встречаются малые предприятия семейного типа. Во многом это можно объяснить сложностью и дороговизной аренды нежилых помещений.

Масштабы развития малого бизнеса в России и его вклад в оздоровление экономики сегодня явно недостаточны. Одна из причин такого положения состоит в том, что не получила должного развития государственная поддержка предприятий малого бизнеса. Между тем эти предприятия как наиболее неустойчивая предпринимательская структура, наиболее зависимая от колебаний рынка, нуждаются в разносторонней государственной поддержке. Одной из важнейших проблем малого бизнеса в России является кредитование. Кредиты выдаются только под залог или поручительство, которые далеко не всегда могут предоставить малые предприятия. Российские банки выдают небольшие кредиты малому бизнесу под более высокие проценты, чем по крупным кредитам большим предприятиям. Одна из причин высоких процентов по кредитам для предприятий малого бизнеса — большой риск их кредитования. Финансовое состояние этих предприятий нестабильное и неопределенное, да и низкая капитализация увеличивает риск невозврата кредитов. Малое предпринимательство нуждается также в информационном обслуживании, подготовке кадров, в льготном банковском кредите и другой помощи.

.2 Управление развитием малого предпринимательства

К настоящему времени в стране формально сложилась развитая инфраструктура поддержки малого предпринимательства, которая теоретически должна создавать более благоприятные условия для его формирования и развития.

Структура органов власти и управления, обеспечивающих поддержку и взаимодействие с бизнесом, в различных регионах неодинакова. В системе исполнительной власти субъектов Федерации подобными вопросами занимается множество органов с различными функциями и полномочиями (управления, департаменты, отделы, министерства и т.д.). Создаются также разнообразные советы, координационные комитеты, рабочие группы по развитию предпринимательства в высших органах исполнительной власти субъектов РФ.

К основным направлениям государственной поддержки, позволяющим реализовывать потенциальный эффект от развития МП, относятся: формирование благоприятного предпринимательского климата; устранение нормативно-правовых, административных и организационных барьеров; расширение доступа малого предпринимательства к финансовым ресурсам; развитие лизинга оборудования и технологий, системное развитие инфраструктуры для предоставления малым предприятиям интегральной финансовой, материальной, информационной, консультационной и организационно-методической помощи.

В российских условиях на федеральном уровне проводиться политика, которая похожа на западные аналоги — минимальное финансирование программ развития малого предпринимательства, ограниченное вмешательство в его деятельность на уровне регионов.

Государственная поддержка малого предпринимательства:

формирование инфраструктуры его поддержки и развития;

создание льготных условий использования субъектами малого предпринимательства государственных финансовых, материально-технических и информационных ресурсов;

поддержка внешнеэкономической деятельности субъектов малого предпринимательства, включая содействие развитию их торговых, научно-технических, производственных, информационных связей с зарубежными государствами;

организация подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров для малых предприятий.

Государственные и муниципальные программы поддержки малого предпринимательства включают в себя следующие основные положения:

меры по формированию инфраструктуры его развития и поддержки на федеральном, региональном и местных уровнях;

перспективные направления его развития и приоритетные виды деятельности субъектов малого предпринимательства;

меры, принимаемые для реализации основных направлений форм его развития;

меры по обеспечению субъектами малого предпринимательства возможности для первоочередного выкупа арендуемых ими объектов недвижимости с учетом вложенных в указанные объекты средств.

Субъекты МП оказываются более гибкими при реагировании на постоянно изменяющуюся рыночную конъюнктуру, обеспечивая высокую эффективность капиталовложений. Являясь локомотивом инноваций, малые предприятия обеспечивают быструю генерацию новых рабочих мест и самозанятость населения при сокращении занятости в традиционных областях, ослабляя социальную напряженность в депрессивных регионах. Увеличение числа экономически активных, способных обеспечить себя граждан содействует становлению гражданского самосознания населения, повышает творческий потенциал общества и готовность к социальному партнерству, снижает бюджетную социальную нагрузку, увеличивая возможности вкладываться в развитие.

В развитых странах сектор МП играет важную роль в социально-экономическом развитии и повышении уровня благосостояния населения, обеспечивает значительную долю валового внутреннего продукта и занятость населения. Но при этом субъекты МСП нуждаются в стимулировании и поддержке со стороны государственных и общественных структур, поскольку в массе своей не в состоянии реализовывать всю полноту управленческих функций. Особенно это касается ресурсного обеспечения на старте бизнеса и минимизации затрат на сервисные управленческие функции, такие как исследование рынка, поиск партнеров и заказов, информационное и правовое обеспечение и т.п.

Действующие законодательные и нормативные акты устанавливают комплекс гарантий, стимулов и льгот для малого бизнеса в области налогообложения, ускоренной амортизации, кредитования, страхования и некоторых других сферах.

Законом предусмотрена также возможность льготного кредитования субъектов малого предпринимательства. Оно осуществляется на льготных условиях с компенсацией соответствующей разницы кредитным организациям за счет средств фондов поддержки малого предпринимательства. Фонды поддержки малого предпринимательства вправе компенсировать кредитным организациям полностью или частично недополученные ими доходы при кредитовании субъектов малого предпринимательства на льготных условиях. Размер, порядок и условия компенсации устанавливаются договором между кредитной организацией и соответствующим фондом поддержки малого предпринимательства. Сама возможность применения льготного кредитования зависит от объема финансовых ресурсов фондов поддержки малого предпринимательства и условий договорных отношений таких фондов с кредитными организациями, т.е. такой тип льгот не носит всеобщего установленного характера.

Еще одно важное направление — производственно-технологическая поддержка субъектов малого предпринимательства. Согласно Закону федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления разрабатывают и осуществляют комплекс мероприятий по содействию в обеспечении субъектов малого предпринимательства современным оборудованием и технологиями, в создании сети технопарков, лизинговых фирм, бизнес -инкубаторов, производственно-технологических центров и других объектов инфраструктуры, создаваемых для поддержки малого предпринимательства.

Таким образом, под малым предпринимательством понимается экономическая деятельность субъекта экономических отношений, имеющего юридический статус предпринимателя без образования юридического лица, либо статус малого предприятия, с определенным числом работающих, объемом прибыли и производящего продукцию, оказывающего услуги от своего имени, на свой риск и под свою ответственность. Под субъектами малого предпринимательства понимаются также физические лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица. Роль малого предпринимательства состоит в том, что оно выступает в качестве особого вида экономической активности. К основным направлениям государственной поддержки относятся: формирование благоприятного предпринимательского климата; устранение нормативно-правовых, административных и организационных барьеров; расширение доступа малого предпринимательства к финансовым ресурсам; развитие лизинга оборудования и технологий, системное развитие инфраструктуры для предоставления малым предприятиям интегральной финансовой, материальной, информационной, консультационной и организационно-методической помощи.

2. Цели, приоритеты и принципы развития Мп нижегородской области

.1 Цели и приоритеты развития МП в Нижегородской области

Миссия МП на территории региона заключается в участии субъектов МП в реализации приоритетных национальных проектов и Стратегии в качестве высокотехнологичного, социально-ориентированного сектора экономики Нижегородской области, что достигается через развитие главного ресурса региона — интеллекта, творческих способностей, предприимчивости и высокой квалификации нижегородцев.

В соответствии с представленной концепцией, целью развития МП является создание политических, правовых, экономических и социальных условий для свободного развития МП, обеспечивающих:

не менее 50% валового регионального продукта за счет МП;

повышение уровня производительности труда и экономической эффективности деятельности субъектов МП за счет трансферта успешных технологий и схем ведения бизнеса;

увеличение количества предпринимателей и производимой ими продукции на депрессивных территориях или территориях, не имеющих четко выраженных перспектив развития;

повышение качества уже работающего бизнеса, МП на социально -экономически развитых территориях в соответствии с отраслевыми приоритетами и территориальными зонами;

создание территориально — отраслевых кластеров, связывающих крупный, средний и малый бизнес в соответствии с территориальным зонированием, определенным в пункте 7 «Стратегические приоритеты Правительства Нижегородской области» Стратегии развития Нижегородской области до 2020 года;

формирование развитого научно — производственного комплекса с высоким инновационным потенциалом;

повышение качества жизни в регионе за счет развития МП в сферах оказания услуг, культуры и отдыха, здравоохранения, защиты окружающей среды;

конкурентоспособность области за счет способности формировать, развивать и удерживать на территории высококвалифицированные кадры;

стабилизацию и устойчивость темпов развития МП как стратегического фактора социально — экономического развития области.

МП должно обеспечить условия для занятости населения в районах с ограниченными возможностями для привлечения инвестиций, так как при закрытии (банкротстве) крупных, градообразующих предприятий на дотационных, депрессивных территориях возникает острая социальная напряженность, а субъекты МП обладают более высокой гибкостью, имеют возможность эффективнее реагировать на изменения внешней среды, чем способствуют снижению уровня социальной напряженности и минимизируют риски одновременного высвобождения на рынке труда. Для этого необходимо преодолеть не только отраслевые, но и существующие территориальные диспропорции в развитии МП в Нижегородской области.

Поэтому выделены следующие приоритеты:

Создание нового представления о предпринимательстве, как о достойной, общественно — полезной и престижной деятельности. Поднятие авторитета предпринимательства через содействие самоорганизации субъектов МП. Создание бренда «предприниматель Нижегородской области» для выхода на общероссийский и международный рынок.

Совершенствование нормативно — правовой базы, гибко и эффективно регулирующей МП в Нижегородской области, с целью создания благоприятных условий для становления, функционирования и развития МП. Устранение противоречий в действующих на территории области нормативно — правовых актах. Направление предложений с законодательными инициативами по необходимым дополнительным изменениям на уровне федерального законодательства в сфере развития МП.

Селективная поддержка государством малого предпринимательства, работающего в приоритетных для социально-экономического развития региона сферах. Ориентация на создание и развитие в сферах, определенных как приоритетные, территориальных и отраслевых взаимосвязанных комплексов малых, средних и крупных предприятий и организаций, кластеров.

На муниципальном уровне проще увязать потребности муниципального округа и возможности представителей бизнеса, получить точное представление о возможностях и потребностях местного МП, содействовать формированию из отдельных представителей предпринимательства территориальных кластеров с целью концентрации ресурсов и усилий по их развитию. С этой целью необходимо оказывать содействие по созданию целостной системы поддержки ключевых отраслей через специализированные консультации, рекомендации, поручительства. При необходимости, направлять предпринимателей в соответствующие организации инфраструктуры поддержки МП на территории муниципальных образований.

2.2 Основные принципы развития МП в Нижегородской области

Принцип непрерывности, благодаря которому государственная поддержка МП осуществляется на любом уровне развития субъектов МП, оказывается целенаправленное содействие перерастанию микро — предприятий в малые предприятия, малых в средние, а средних в крупные.

Принцип системности, в соответствии с которым МП рассматривается как неотъемлемая часть социально — экономической жизни региона, которая должна функционировать в интересах эффективного развития Нижегородской области в целом. Инфраструктура стимулирования, поддержки и развития МП создается из стыкующихся между собой элементов, которые действуют воедино, обеспечивая создание благоприятных условий для стартующего и развивающегося бизнеса и оказание поддержки МП в различных формах. Принцип системности так же подразумевает синхронизацию и корреляцию сложившихся в области механизмов правового регулирования, а также сквозное нормативно -правовое обеспечение развития МП как на уровне области, так и на уровне различных муниципальных образований.

Принцип территориально — отраслевой концентрации, в соответствии с которым осуществляется формирование и интенсивное развитие комплексов крупных, средних, малых предприятий и организаций.

Принцип равноправного партнерства бизнеса и власти, на основании которого функционирует система регулирования малого предпринимательства как система всестороннего и активного сотрудничества органов государственной власти и местного самоуправления Нижегородской области и предпринимательского сообщества в лице независимых общественных объединений, самостоятельных субъектов МП и предпринимателей.

Дифференцированный подход (принцип селективности) — представляет собой принцип, на основании которого ресурсы, выделяемые на стимулирование, поддержку и развитие МП определяются и направляются селективно в три подгруппы субъектов МП — микропредприятия, малые и средние предприятия в соответствии с их особенностями и различными потребностями в мерах государственной поддержки.

Активная внешняя экономическая экспансия — предусматривается приоритетная поддержка субъектов и территориально — отраслевых комплексов МП, осуществляющих активное проникновение в другие субъекты Российской Федерации и на зарубежные рынки.

Открытость территорий — создаются благоприятные условия для привлечения в регион инновационного и высокотехнологичного бизнеса и квалифицированных специалистов из других регионов.

Использование ресурсов нижегородского землячества — разрабатываются и реализуются меры, направленные на привлечение в область интеллектуальных, материальных, финансовых и других ресурсов через сеть земляков (выходцев из Нижегородской области, проживающих в других регионах и за границей).

Информационная доступность и объективность — организуется постоянное, систематическое, оперативное информирование субъектов МП и потенциальных предпринимателей обо всех наиболее важных мерах, мероприятиях, инструментах и иных элементах системы стимулирования, поддержки и развития МП. Обеспечивается свободный доступ к полной, объективной и своевременной информации о состоянии и показателях деятельности МП, состоянии регионального, федерального и международного рынка, перспективным технологиям и направлениям ведения бизнеса.

Поддержка самоорганизации бизнеса — содействие возникновению и успешному функционированию некоммерческих объединений предпринимателей, вовлечение их в решение актуальных проблем и задач МП, включение предпринимателей в развитие направлений, предусмотренных стратегией, в создание и развитие инфраструктуры стимулирования, поддержки и развития МП в области.

Предпринимательская активность населения и готовность к риску являются важными условиями появления и развития высокотехнологичных предприятий инновационного пояса, которые станут драйверами роста экономики области, лишенной богатых запасов природных ресурсов, но обладающей высоким научно — техническим и кадровым потенциалом. Поэтому наиболее актуальной для МП региона является изменение структуры малого и среднего предпринимательства от преобладания торгового сектора, что имеется в настоящее время, к инновационному, в первую очередь, в обрабатывающих отраслях и научно — техническом комплексе. Таким образом, целью развития МП является создание политических, правовых, экономических и социальных условий для свободного развития МП. Оно должно обеспечить условия для занятости населения в районах с ограниченными возможностями для привлечения инвестиций, так как при закрытии (банкротстве) крупных, градообразующих предприятий на дотационных, депрессивных территориях возникает острая социальная напряженность, а субъекты МП обладают более высокой гибкостью, имеют возможность эффективнее реагировать на изменения внешней среды, чем способствуют снижению уровня социальной напряженности и минимизируют риски одновременного высвобождения на рынке труда. Основные принципы развития МП в Нижегородской области: принцип непрерывности, принцип системности, принцип территориально-отраслевой концентрации, принцип равноправного партнерства бизнеса и власти, принцип селективности. Информационная доступность и объективность — организуется постоянное, систематическое, оперативное информирование субъектов МП и потенциальных предпринимателей обо всех наиболее важных мерах, мероприятиях, инструментах и иных элементах системы стимулирования, поддержки и развития МП.

3. Государственная поддержка и перспективы развития Мп в нижегородской области

.1 Система государственной поддержи МП в Нижегородской области

Финансовые меры поддержки

Формирование за счет средств областного бюджета целостной системы льготного финансирования всех категорий субъектов МП, обеспечивающей:

предоставление целевых грантов для начинающих предпринимателей, микро-предприятий;

предоставление микро-кредитов, микро-займов и прямого бюджетного субсидирования, направленных на создание и развитие материально-технической базы индивидуальных предпринимателей и микро -предприятий;

предоставление государственных гарантий, (и субсидий по обязательствам субъектов МП по договорам кредитования, займов и лизинга основных средств;

компенсацию части процентной ставки по коммерческим кредитам, выданным субъектам МП.

Имущественные меры поддержки

Формирование при участии средств государственного бюджета целостной системы имущественной поддержки всех категорий субъектов МП, обеспечивающей:

предоставление во владение или пользование субъектам МП на льготных условиях нежилых помещений, земельных участков, оборудования и транспортных средств на стадии становления бизнеса;

возможность долевого участия субъектов МП в возведении нежилых объектов, необходимых для развития бизнеса;

предоставление в залог имущества залогового фонда области для обеспечения обязательств субъектов МП;

создание земельного залогового фонда области и предоставление в залог имущества фонда для обеспечения обязательств МП.

Для реализации имущественных мер поддержки МП:

на уровне субъекта РФ и муниципальных образований Нижегородской области создаются целевые фонды свободных нежилых помещений, земельных участков, оборудования и транспортных средств;

расширяется имеющаяся на территории области сеть бизнес — инкубаторов и технопарков.

Информационные меры поддержки

Создание единого информационного пространства, интернет портала, для осуществления взаимной передачи и обмена информации от органов власти о мерах и мероприятиях по поддержке МП и от МП по эффективности и актуальности этих мер.

Организация бесплатного информационного ресурса в виде консультаций, разъяснений, семинаров территориальных федеральных органов, служб и агентств на основе соглашений, подписанных между Правительством Нижегородской области и территориальными органами федеральной власти по Нижегородской области.

Введение постоянной системы мониторинга состояния МП в области и в муниципальных образованиях с привлечением на конкурсной основе компаний, занимающихся социологическими исследованиями.

Для инновационных субъектов МП создается постоянно действующая площадка — реальная и виртуальная — инновационная биржа.

Меры поддержки в системе государственного, муниципального заказов

Формирование системы государственного (муниципального) заказа на базе современных автоматизированных информационных систем, которые позволяют оперативно получать статистические данные о количестве субъектов МП, участвующих в системе государственного заказа посредством проведения электронных торгов.

Меры поддержки в области подготовки и переподготовки кадров

Разработка и проведение курсов, факультативов по основам предпринимательства для молодежи, ориентированной на предпринимательство, начинающих предпринимателей путем объявления конкурсов среди образовательных учреждений.

Разработка и реализация региональных программ развития образования с учетом национальных, региональных социально — экономических, экологических, культурных, демографических и других особенностей.

Выделение на конкурсной основе собственникам, руководителям малых и средних предприятий сертификатов за счет средств областного бюджета на получение необходимого специализированного обучения, прохождения тренингов, спецкурсов на конкурсной или заявительной основе среди отобранных по конкурсу образовательных учреждений.

Совершенствование нормативно — правовой базы регулирования

Включение общественной экспертизы в процесс подготовки нормативных правовых актов, регулирующих правоотношения в сфере МП на территории Нижегородской области.

Внесение изменений и дополнений в законы, подзаконные правовые акты органов государственной власти Нижегородской области, по детализации административных регламентов, положений, связанных с мерами государственной поддержки субъектов МП.

Организационно — консультационные меры поддержки

Оживление сети домов малого бизнеса, Центров поддержки МП в области, увеличение территории, на которой распространяется их действие. Придание им функции управляющих компаний, реализующих приоритетные проекты в сфере МП на территориях муниципальных образований и межмуниципальные приоритетные проекты.

Создание на их материальной базе многофункциональных центров, работающих по принципу «одного окна», где субъекты МП могут получить комплексную поддержку и оформить необходимые разрешительные документы для своей деятельности.

Создание за счет бюджета области специализированной организации, работающей по принципу «одного окна», обеспечивающей недискриминационный доступ субъектов МП к коммунальным сетям, имеющей филиалы на территории Нижегородской области.

Формирование корпуса «экспертов-предпринимателей» как интеллектуального ресурса за счет бюджета области из числа представителей МП, отошедших от бизнеса. Включение этого ресурса в информационный портал, отбор экспертов на основе рейтинга по результатам голосования на портале.

Создание специализированного информационно- корреспондентского Центра, направленного на поддержку экспортно-ориентированных субъектов МП в области.

Меры поддержки муниципальных программ развития МСП

Проведение конкурсов между муниципальными образованиями области по приоритетным видам деятельности на территориях муниципальных образований для получения финансовой поддержки из бюджета области как государственной помощи.

Введение понятия приоритетных видов деятельности на территориях муниципальных образований — муниципальных районов и городских округах, закрепление в муниципальных нормативных актах, принятых представительными органами муниципального самоуправления приоритетных видов деятельности, утвержденных в программах развития муниципальных образований.

Введение понятия приоритетного муниципального проекта — как проекта, реализующего приоритетный вид деятельности на территории муниципального образования. Выбор на конкурсной основе управляющих, управляющей компании по приоритетным муниципальным проектам.

Подписание Правительством Нижегородской области соглашений с органами местного самоуправления совместной реализации муниципальных программ, приоритетных муниципальных проектов (или внесение дополнений в действующие соглашения).

Определение и нормативное закрепление субъектов инфраструктуры поддержки МП в области, имеющих право на: налоговые льготы; гранты; получение на условиях льготной аренды имущества — недвижимости, земельных участков, оборудования и транспортных средств, принадлежащих Нижегородской области или муниципальным образованиям; повышение профессионального уровня своих работников за счет бюджета области.

3.2 Перспективы развития МП в Нижегородской области

Эффективность развития МП в Нижегородской области можно оценить по следующим показателям:

динамика общего числа субъектов МП в области;

динамика вновь созданных и ликвидированных малых и средних предприятий в области;

численность занятых в субъектах МП и удельный вес в общей численности занятых (по области);

средний уровень оплаты труда в сфере МП, соотношение со средним уровнем оплаты труда в области;

динамика налоговых поступлений от субъектов МП в областной бюджет;

удельный вес субъектов МП, регулярно уплачивающих налоги, в их общей численности (показатель устойчивого развития бизнеса);

динамика объёмов оборота на малых и средних предприятиях области;

удельный вес объема оборота продукции, производимой субъектами МП, в валовом региональном продукте.

Эффективность развития МП в приоритетных отраслях развития экономики области можно оценить по следующим показателям:

динамика числа малых и средних предприятий в территориально-отраслевом комплексе;

динамика вновь созданных и ликвидированных предприятий МП в территориально — отраслевом комплексе;

динамика налоговых поступлений в областной бюджет от МП территориально — отраслевого комплекса;

удельный вес субъектов МП территориально — отраслевого комплекса, регулярно уплачивающих налоги;

динамика объёмов оборота на малых и средних предприятиях территориально-отраслевого комплекса;

удельный вес объема оборота продукции, производимой субъектами МП данного территориально — отраслевого комплекса, в валовом региональном продукте.

Для оценки эффективности поддержки развития инноваций в МП целесообразно использовать следующие показатели:

удельный вес инновационной продукции в общем объеме продаж промышленной продукции малых и средних предприятий промышленности;

удельный вес инновационных товаров, работ, услуг в общем объеме отгруженных товаров, выполненных работ, услуг малых предприятий промышленного производства;

прирост числа малых предприятий промышленного производства, осуществлявших технологические инновации;

удельный вес внебюджетных средств, привлеченных для финансирования венчурных проектов, в общем объеме финансирования проектов из всех источников;

уровень инновационной активности малых и средних предприятий промышленного производства.

Показателями состояния общего инновационного климата в области служат взятые в динамике, а также в сравнении с другими субъектами Российской Федерации данные по числу зарегистрированных прав субъектов МП на результаты интеллектуальной деятельности, и, соответственно по числу выданных на них патентов и свидетельств Российской Федерации. К результатам интеллектуальной деятельности указанным в данном абзаце текста можно отнести:

изобретения;

полезные модели;

промышленные образцы;

программы для ЭВМ, базы данных;

топология интегральных микросхем.

Обеспечение экономического роста изменяется от крупных предприятий к малому и среднему бизнесу с высокой инновационной составляющей, быстро адаптирующемуся к конъюнктуре рынка. К 2020 году доля малого и среднего предпринимательства в валовом региональном продукте достигает 50%, Здоровая конкуренция делает малый и средний бизнес еще более мобильным, он активно занимает новые ниши в экономике. Продукция нижегородского МП конкурентоспособна как внутри России, так и на мировых рынках.

На смену количественному росту МП приходит качественный — растет доля инновационной продукции с высокой добавленной стоимостью, значительно повышается объем инвестиций в основной капитал МП, улучшается их кадровый потенциал. Темпы роста оборота МП опережают среднюю динамику роста валового регионального продукта.

Происходят существенные изменения в отраслевой структуре МП. Благодаря заказам крупных предприятий растет доля МП. Формируются территориально-отраслевые кластеры, которые становятся катализаторами роста малых предприятий в средние, а средних — в крупные.

Сглаживаются диспропорции между муниципальными образованиями по уровню развития МП, степень концентрации малого и среднего бизнеса на территориях региона.

В заключении можно сказать, что система государственной поддержи МП в Нижегородской области включает в себя: финансовые меры поддержки, имущественные меры поддержки, информационные меры поддержки, меры поддержки в системе государственного, муниципального заказов, меры поддержки в области подготовки и переподготовки кадров, организационно-консультационные меры поддержки, меры поддержки муниципальных программ развития МСП, меры развития инфраструктуры поддержки МСП. Здоровая конкуренция делает малый и средний бизнес еще более мобильным, он активно занимает новые ниши в экономике. Продукция нижегородского МП конкурентоспособна как внутри России, так и на мировых рынках. На смену количественному росту МП приходит качественный — растет доля инновационной продукции с высокой добавленной стоимостью, значительно повышается объем инвестиций в основной капитал МП, улучшается их кадровый потенциал.

Заключение

Предпринимательство — это особый вид экономической активности (под которой понимается целесообразная деятельность, направленная на извлечение прибыли), которая основана на самостоятельной инициативе, ответственности и инновационной предпринимательской идее. Под субъектами малого предпринимательства понимаются также физические лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица. Роль малого предпринимательства состоит в том, что оно выступает в качестве особого вида экономической активности, ибо его начальный этап связан, как правило, лишь с идеей — результатом мыслительной деятельности, впоследствии принимающей материализованную форму. Особенностью малого предпринимательства, малого бизнеса является обязательное наличие инновационного момента — будь то производство нового товара, смена профиля деятельности или основание нового предприятия. К основным направлениям государственной поддержки, позволяющим реализовывать потенциальный эффект от развития МП, относятся: формирование благоприятного предпринимательского климата; устранение нормативно-правовых, административных и организационных барьеров; расширение доступа малого предпринимательства к финансовым ресурсам.

МП является мощным инструментом инновационного развития области, с помощью которого возможно обеспечить системный приток ресурсов в экономику области и их эффективное преумножение, что гарантирует повсеместный рост качества жизни и благосостояния жителей региона. Совершенствование нормативно — правовой базы, гибко и эффективно регулирующей МП в Нижегородской области, с целью создания благоприятных условий для становления, функционирования и развития МП. Устранение противоречий в действующих на территории области нормативно — правовых актах. Основные принципы развития МП в Нижегородской области: принцип непрерывности, принцип системности, принцип территориально-отраслевой концентрации, принцип равноправного партнерства бизнеса и власти, принцип селективности. Информационная доступность и объективность — организуется постоянное, систематическое, оперативное информирование субъектов МП и потенциальных предпринимателей обо всех наиболее важных мерах, мероприятиях, инструментах и иных элементах системы стимулирования, поддержки и развития МП. Открытость территорий — создаются благоприятные условия для привлечения в регион инновационного и высокотехнологичного бизнеса и квалифицированных специалистов из других регионов. Использование ресурсов нижегородского землячества — разрабатываются и реализуются меры, направленные на привлечение в область интеллектуальных, материальных, финансовых и других ресурсов через сеть земляков (выходцев из Нижегородской области, проживающих в других регионах и за границей).

Система государственной поддержи МП в Нижегородской области включает в себя: финансовые меры поддержки, имущественные меры поддержки, информационные меры поддержки, меры поддержки в системе государственного, муниципального заказов, меры поддержки в области подготовки и переподготовки кадров, организационно-консультационные меры поддержки, меры поддержки муниципальных программ развития МСП, меры развития инфраструктуры поддержки МСП. Обеспечение экономического роста изменяется от крупных предприятий к малому и среднему бизнесу с высокой инновационной составляющей, быстро адаптирующемуся к конъюнктуре рынка. К 2020 году доля малого и среднего предпринимательства в валовом региональном продукте достигает 50%, Здоровая конкуренция делает малый и средний бизнес еще более мобильным, он активно занимает новые ниши в экономике. Продукция нижегородского МП конкурентоспособна как внутри России, так и на мировых рынках.

Библиографический список

1.Баранова, Л.Н. Справочник предпринимателя. Малый и средний бизнес в вопросах и ответах / Л.Н. Баранова. М.: Новое знание, 2005. — 211 с.

.Волкова, О. И. Экономика предприятия (фирмы) / О.И. Волкова. — М.: ИНФРА — М, 2006. — 601 с.

.Есипов, В.Е. Оценка бизнеса / В.Е. Есипов. — СПб.: Питер, 2006. — 296 с.

.Ивачев, И.Л. Малый бизнес / И.Л. Ивачев. — М.: Омега — Л, 2005. — 167 с.

.Львов, Ю.А. Основы экономики и организации бизнеса / Ю.А. Львов. — СПб.: Питер, 2005. — 216 с.

.Лукичева, Л.И. Управление организацией: Учебное пособие / Л.И. Лукичева — М.: Омега-Л, 2007. — 360 с.

.Хэмел, Г. Стратегическая гибкость: Пер. с англ. / Г. Хэмел — СПб.: Питер, 2005. — 381 с.

.Периодическая печать

.Анискин, Ю. П. Организация и управление малым бизнесом / Ю.П. Анискин // Малый и средний бизнес. — 2005. — № 6. — С. 26-28.

.Зыкова, Н. А. На мелкие расходы / Н.А. Зыкова // Малое предприятие. — 2005. — №7. — С.11.

.Лапуста, М.Г. Проблемы кредитования малого бизнеса в России / / М.Г. Лапуста //Финансы. — 2005. — №4 — С.12-16.

.Лебедева, О.В. Будут ли доступны кредиты малому бизнесу? / О.В. Лебедева // Областной экономический еженедельник Авант Партнер. — 2006. — №17 — С.6.

.Лощанов , В. В. Кто поддерживает малый бизнес / В.В. Лощанов // Кузбасский бизнес журнал для малого и среднего бизнеса. — 2006. — №5 — С. 2-3.

.Миронов, А. С. Как малому стать большим / А.С. Миронов //Малое предприятие. — 2005. — №9 — С.11-13.

.Николаев, Э. В. Малому бизнесу — свой нацпроект / Э.В. Николаев // Областной экономический еженедельник Авант Партнер. — 2006. -№ 30 — С. 3.

.Электронные ресурсы

.Сайт правительственной поддержки малого бизнеса. — [Электрон. ресурс]. — Режим доступа: #»justify»>.Викторов, Д.В. Бизнес-журнал / Д.В. Викторов. — Режим доступа: [http://www.business-magazine.ru/print/offline/2004/61/161037/]. — Дата обращения 21.12.2004.

  • Авторы
  • Резюме
  • Файлы
  • Ключевые слова
  • Литература


Макущенко Л. В.

1

Селиверстова Ю. А.

1


1 ГОУ ВПО ХМАО-Югры «Сургутский государственный педагогический университет»

На сегодняшний день для развития России определено несколько приоритетных направлений, к числу которых можно отнести увеличение объемов ВВП, диверсификацию экономики – переход в инновационной модели развития, инвестиции в человеческий капитал. Однако все эти направления, несмотря на их очевидную позитивную сторону, так или иначе, не внушают доверия предпринимательскому сектору. В первую очередь это объясняется неграмотным проведением инвестиционной политики, в связи с чем малые предприятия, потенциальные инвесторы, продолжают держать свой капитал в банках. К числу прочих проблем необходимо отнести отсутствие стимулирующего рынка, социальное неравенство и межрегиональное расслоение. С другой стороны, ликвидации вышеперечисленных негативных последствий, по мнению экспертов, может способствовать малый бизнес. Однако противоречивая история его развития до сих пор сказывается на его состоянии и развитии в нашей стране. Осознавая это, государство принимает меры по развитию малого бизнеса как на федеральном, так и на региональном уровнях. За последние два года можно было отследить определённую тенденцию к развитию инновационных компаний, направленных на энергосберегающую политику. Одним из основных направлений, где необходимо срочно внедрять механизмы по регулированию энергосбережения, является жилищно-коммунальная сфера. Говоря о диверсификации в развитии малого бизнеса, нельзя не отметить положительные тенденции в развитии агропромышленного комплекса. Наметился прогресс в сельском хозяйстве, хотя климатические условия Севера не способствуют этому виду деятельности. Осознав бесперспективность государственных предприятий, муниципалитеты уделяют внимание фермерским хозяйствам, а также личным подсобным хозяйствам граждан. Таким образом, необходимо отметить, что все проблемы, достижения и успехи в области малого бизнеса как на федеральном, так и на региональном уровнях требуют более пристального внимания и приложения максимальных усилий со стороны государства и общества.

малый бизнес

диверсификация

энергосбережение.

1. Бурсов Г. Современная Россия в цифрах и фактах // Оптимизация бизнеса. — 2011. — №2.

2. Итоги социально-экономического развития Сургутского района ХМАО-Югры за 2010 год [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.admsr.ru/economy/results_of_socio_economic_development_of_the_surgut_region/496/ (дата обращения 15.05.12).

3. Итоги социально-экономического развития Ханты-Мансийского автономного округа за 2011 год [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www2.admhmao.ru/economic/econom/9_2011/tabl.htm (дата обращения 15.05.12).

4. Колодина И. Этот необычный малый бизнес // Власть. — 2010. — №9.

5. Логинов В. П. Модернизация и структуризация // Научные труды международного союза экономистов и вольного экономического общества. — 2011. — Т. 152. — С. 125.

6. Медведев Д. А. Россия, вперёд! // Президент.рф 10.09.09. — URL: http: // президент/РФ/news/5413 (дата обращения: 15.05.12).

7. Отраслевой интернет-портал «MEATMARKET.info» / В Нижневартовске стали больше производить мяса, молока, яиц и овощей 21.04.2010. — URL: http://www.meatmarket.info/newspubl.php?id=12536&ii=10&n=2&page=3 (дата обращения 15.05.12).

8. Энергетическая стратегия России на период до 2020 [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http:/www.rg/ru/2003/10/7 (дата обращения 15.05.12).

Введение

Задачи,
стоящие перед реальным сектором экономики на начало 2-го десятилетия 21-го века,
определяются  «Стратегией социально-экономического развития России до 2020 года».
Как подчеркнул Д. А. Медведев: «Впервые за долгие годы формируются планы развития
страны на десятилетие вперёд, и это один из решающих факторов успеха». В
«Стратегии 2020» можно выделить три ключевых элемента: во-первых, это вхождение
России в группу ведущих мировых держав по объёму ВВП, по среднедушевому доходу,
а также по множеству других параметров; во-вторых, это изменение качества
развития – переход от энергосырьевой экономики к инновационной модели; в-третьих,
это фундаментальные социальные изменения – инвестиции в человека. Необходимо
создать все условия для раскрытия творческого потенциала, постоянного
самосовершенствования и саморазвития каждого гражданина. Однако российский
бизнес пока не уверен в перспективах развития экономики, определённых
правительственными программами.

Возможно,
Россия выходит из кризиса, однако все это происходит на фоне проблем с
инвестиционным предпринимательским климатом (бизнес-сообщество не спешит
вкладывать деньги в развитие, а держит в банках; отсутствие
технико-экономического обоснования инвестиционной политики приводит к внедрению
устаревших технологий и оборудования); проблем с развитием конкурентной  среды
(отсутствие стимулирующего рынка), проблем беспрецедентного уровня и масштаба
социального неравенства и межрегионального расслоения. Так, совокупный доход 10
% богатого населения превышает совокупный доход 10 % бедного в 30 раз (стандарт
– 10 раз); увеличивается уровень социального расслоения – на 100 руб. прироста
валового регионального продукта в расчете на душу населения бедные получают
прирост доходов в 5 раз, а богатые – в 200 раз; проводится неотложная налоговая
политика – единой налоговой ставке в 13 % оппонирует дифференцированная
налоговая мировая практика: олигархи во Франции платят 57 %; в Дании – 61 %; в
Италии – 66 % [1].

России
не удалось диверсифицировать экономику, зависимость от цены на нефть – пока
абсолютная и определяющая объёмы ВВП.  Страна полностью зависит от экспорта. В объёме
ВВП доля малого бизнеса составляет 10–12 %, в нем занято около 23 %
трудоспособного населения (Европа, США – малый бизнес в ВВП составляет от 40 %
и более) [6].                                                                             

Даже
социально-технологическая революция сегодняшнего дня находит своеобразное
проявление в отечественной цивилизации; снижение общей культуры, рост страха и
недоверия к соотечественникам (77 %) – один из самых высоких показателей в мире
[1]. Все  это далеко не полный перечень факторов, не способствующих
эффективной  реализации задач, поставленных программными документами власти
перед населением России.

Одним из
главных и возможных решений, позволяющих избежать рост негативных социально-экономических
последствий от развития бизнеса и добиться успеха в реализации ключевых
проблем, может, по мнению многих экспертов, стать  малый бизнес.

Сегодня
не следует доказывать тот факт, что малый бизнес является основой большой
экономики многих стран. Россия пока является исключением. Так,  по данным
Росстата на конец 1-го квартала 2010 года, в России было зарегистрировано 219,6
тыс. малых предприятий, что на 3,5 % меньше, чем годом раньше. Эта тенденция
сохранилась и в 2011 году, что объясняется прежде всего тем, что была увеличена
налоговая нагрузка в 2,4 раза с 2011 года. И несмотря на всевозможные акции со
стороны бизнес-сообщества и общественных организаций, предполагающих
последствия реформы, направленные на выражения несогласия малых предприятий с
решением и увеличением страховых взносов, ЕСН для малого  бизнеса был увеличен
с 14 % до 34 % [4].   

По
данным социологических исследований, проведённых правительственной комиссией по
развитию малого и среднего бизнеса, каждый 5-ый предприниматель свернул свою
деятельность в 2011 году, увеличение налоговой нагрузки, связанное со
вступлением в силу с 1 января 2011 г.,  снизило уровень заработной платы в
данном секторе экономики. Увеличилось количество теневого бизнеса [4].

Как
известно, президент России уже отреагировал на некоторые посылы
предпринимателей малого бизнеса, но только лишь частично. Его решение,
связанное с установлением более низкой ставки страховых взносов на уровне 26 %
для производственных предприятий, коснётся по предварительным подсчётам всего
лишь 15–17 % предпринимателей, работающих на «упрощёнке» или ЕНВД [6]. Однако в
настоящий момент законодательство не содержит каких-либо требований,
позволяющих отнести малый бизнес к производственной или социальной сфере.

И несмотря
на имеющиеся проблемы, малый бизнес демонстрирует завидную стабильность, более
того, наметилась определённая перспектива в диверсификации сфер деятельности,
чему способствуют усилия, направленные правительством на развитие малого
бизнеса как задачу исключительной важности.

Более
того,  важной особенностью сегодня в системе занятости малого бизнеса стало
активное развитие вторичной занятости. Особенно высока доля предприятий
вторичной занятости на предприятиях образования (41,4 %), науки и научного
обслуживания (36,7 %), здравоохранения, физкультуры и социального обеспечения
(21,8 %). Всё это – свидетельство того, что малый бизнес способствует
определённому смягчению ситуации на рынке труда, увеличивая доходы этой группы
населения, повышает тем самым уровень и качество их жизни [4].

Все эти
успехи актуальны как для России, так и для её субъектов Федерации. ХМАО-Югра не
является исключением, а, возможно, в отличие от других регионов в большей
степени является основным ресурсом по увеличению ВВП страны.

Основной
характеристикой состояния российской экономики и соответственно экономики
автономного округа в 2010 году стал переход к восстановительному росту. После
январского замедления и снижения экономической активности, в феврале-декабре
2010 года ускорение роста наблюдалось уже по большинству макроэкономических
показателей, и в настоящее время в экономике автономного округа преобладают
положительные тенденции [5]. Основными факторами роста в 2010 году стали:
повышение доходов экспортёров, замедление темпов инфляции, увеличение
инвестиций, что поддержало темпы роста промышленности. ВРП составил 101,4 % к
соответствующему периоду 2009 года.

Так,  на
территории автономного округа (с 1964 года) по состоянию на 1 января 2011 года
накопленная добыча нефти составила 9697,6 млн тонн.  В 2010 году добыча нефти
округа составила 266 млн тонн, что на 1,7 % ниже уровня добытой нефти в
январе-декабре 2009 года. В целом по России объём добычи нефти за 2010 год
составил 505,2 млн тонн или 102,2 % к аналогичному периоду 2009 года. На долю
автономного округа по итогам 2010 года пришлось 52,6 % общероссийской добычи
нефти, за аналогичный период 2009 года этот показатель составлял 54,8 %. Объем
естественного газа, извлеченного из недр (ресурсы за 2010 год) составил 36,3 млрд
 куб. метров и по сравнению с уровнем 2009 года увеличился на 0,8 %. В целом по
России за 2010 год было добыто газа 650,3 млрд  куб. метров, что на 11,6 %
больше, чем за 2009 год. Доля автономного  округа  в общем объёме добычи газа
составила 4,8 %. В основном на территории автономного округа ведётся добыча
попутного нефтяного газа, доля природного газа в общем объёме добычи газа
составила около 0,17 % [7].                                                                         

   При
данных технико-экономических показателях объективно стать лидером по развитию
малого и среднего предпринимательства невозможно. Однако определённые шаги в
этом направлении делаются.

Сегодня
на территории округа зарегистрировано 49,3 тыс. индивидуальных предпринимателей,
действует около 18,2 тыс. малых предприятий с учетом микропредприятий и 226
средних предприятий, где работает 92,9 тыс. чел. в малых предприятиях и 26,2 в
средних предприятиях, что составляет 11 % населения округа. Только за 2010 год
было открыто 607 малых предприятий, сохранено 5169 рабочих мест и создано 1671 рабочее
место. Показатели подтверждают стабильный рост количества ИП (в 2009 году – 46,7
тыс. человек) и работающих в малом бизнесе (2009 год – 77 тыс. человек) [7].

Одним из
механизмов по повышению деловой активности в малом предпринимательстве являются
законы, принимаемые на уровне округа, например, №213-оз «О развитии малого и
среднего предпринимательства в ХМАО-Югре», которые позволили направить только в
2010 году консолидированный объём средств  в малый бизнес в сумме 2911,4 млн  руб.,
в том числе средств округа 334 млн  руб. (2009 год – 1,7 млрд  руб.). Также
повышению деловой активности в Округе способствует реализация мероприятий по
программе развития малого и среднего бизнеса, в том числе поддержка начинающих
предпринимателей в виде грантов, на создание собственного бизнеса,
микрофинансирование, компенсация процентной банковской ставки, обеспечение
гарантий по обязательствам, обучение предпринимателей и др.

  
Особое внимание уделяется развитию инновационного предпринимательства:
организовано консультирование, оказывается финансовая поддержка предприятиям,
реализующим конкретные бизнес-планы, ведется работа по созданию объектов
инфраструктуры, технопарков, бизнес-инкубаторов и т.д.

В округе
действуют различные Фонды, осуществляющие поддержку малого бизнеса: Фонд
окружной поддержки предпринимательства, Фонд содействия, фонд
микрофинансирования, Гарантийный фонд; функционирует технопарк высоких технологий
ХМАО-Югра, Окружной бизнес-инкубатор, на базе которого осуществляется
формирование фонда нежилых помещений для размещения субъектов
предпринимательства по льготным ставкам. На территории округа утвержден
перечень государственного имущества, находящегося в пользовании субъектов
малого и среднего предпринимательства. По состоянию на 1.01.2011 года 129
субъектов малого и среднего предпринимательства автономного округа реализовали
преимущественное право на приобретение арендуемого ими имущества, находящегося
в муниципальной собственности, в результате чего приватизировано 141 объект
недвижимого имущества, арендуемого субъектами малого и среднего
предпринимательства, находящегося в муниципальной собственности, с общей
площадью 29,6 тыс. кв. метров. Далеко не полный перечень преференций,
оказываемых округом для развития малого бизнеса, свидетельствует о создании
целостной системы поддержки предпринимательства [3].

Одним из
основных направлений, где необходимо срочно внедрять механизмы по регулированию
энергосбережения, является жилищно-коммунальная сфера. Проблема регулирования тарифов
ЖКХ – важнейшая для населения России, это  не только социальная, но и политическая
проблема. Сегодня нельзя не обратить внимание на проблемы: удорожания услуг,
связанного с большим количеством посредников; качества услуг; необоснованности
тарифов и существующих нормативов в системе ЖКХ и т.д. [2]. Необходимо либо
модернизировать существующие, зачастую морально и физически  устаревшие
мощности и сети, либо, когда это экономически целесообразно, реализовать
проекты децентрализации.

Сегодня
происходит реформирование ЖКХ, в частности, речь идет об активном внедрении
энергосберегающих технологий, чему предшествует огромная работа, проводимая
предприятиями и малого бизнеса – это составление пообъектных энергетических
паспортов, аудита в целом предприятий по использованию энергоресурсов. Опираясь
на европейский опыт, делается упор на возникновение в этой сфере сервисных
компаний.

Говоря о
диверсификации в развитии малого бизнеса, нельзя не отметить положительные
тенденции в развитии агропромышленного комплекса.  Для развития
агропромышленного комплекса сельскохозяйственным товаропроизводителям,
осуществляющим  деятельность на территории округа, по состоянию на 1-е января
2011 года из бюджета всех уровней была оказана государственная поддержка в
объёме 793 млн  руб., что позволило
нарастить объёмы по производству  картофеля, овощей, хозяйствами всех категорий
произведено на 3–4 % больше по сравнению с 2009 годом  молока, яиц, мяса [7].

Наметился
прогресс в сельском хозяйстве, хотя климатические условия Севера не
способствуют этому виду деятельности.  Осознав бесперспективность
государственных предприятий, муниципалитеты уделяют внимание фермерским
хозяйствам, которые за два года выросли с 14 до 29 в Сургутском районе (в ХМАО –
126 крестьянско-фермерских хозяйств). На 25 % выросли личные подсобные
хозяйства граждан, что отразилось на росте выпуска продукции, в основном
животноводства. Так, практически за два последние года обеспеченность
собственной мясо-молочной продукцией достигла 10 % [2]. Безусловно, цифра не велика,
но перспектива  развития этого малого бизнеса очевидна.                                                                                          

Подводя
итог по развитию малого бизнеса в России, можно сказать следующее: все эти
проблемы, достижения и успехи требуют более пристального внимания и приложения
максимальных усилий.

Комплексная
система поддержки малых и средних предприятий доказала свою эффективность [8].
По недавним опросам, на вопрос «Хотели бы Вы, чтобы ваши дети занимались
бизнесом?» 65 % опрашиваемых ответили положительно, а на вопрос «Что сегодня
мешает Вам при ведении бизнеса?» три года назад ответ был однозначным – 70 %
опрашиваемых предпринимателей указывали на административные барьеры при
открытии бизнеса, а сегодня 70 % опрашиваемых ответили: «Отсутствие средств,
способствующих модернизации предприятия и внедрению инновационных технологий».

Рецензенты:

 Лебедев
Никита Андреевич, д.э.н., профессор, зав. кафедрой экономики и финансов
Московского института экономики, политики и права (МИЭПП), г. Москва.

Кузнецова
Тамара Евгеньевна, д.э.н., гл.н.с. Центра исследований реального сектора
экономики Федерального государственного бюджетного учреждения науки
«Институт экономики РАН», г. Москва.


Библиографическая ссылка

Макущенко Л. В., Селиверстова Ю. А. МАЛЫЙ БИЗНЕС – ОСНОВА РЕГИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ // Современные проблемы науки и образования. – 2012. – № 6.
;

URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=7377 (дата обращения: 23.03.2023).


Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»

(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

Место и роль малого бизнеса в региональной экономике.

  • Номер работы:

    762932

  • Раздел:

  • Год добавления:

    01.03.2022 г.

  • Объем работы:

    32 стр.

  • Содержание:

    Содержание

    Введение 5
    1.Теоретические основы изучения места и роли малого бизнеса в региональной экономике 6
    1.1 Критический обзор источников и авторская классификация взглядов 6
    1.2 Определение исследовательской ниши и формулировка элементов научной новизны 14
    2. Методические подходы к проблеме развития малого бизнеса в регионах РФ 16
    2.1 Историко-логический сравнительный анализ развития малого бизнеса во времена Российской империи, СССР и в РФ 16
    2.2 Сравнительный анализ состояния малого бизнеса в регионах РФ и других странах 19
    3.Авторская оценка состояния и рекомендации по оптимизации малого бизнеса 25
    3.1 Авторская оценка состояния малого бизнеса 25
    3.2 Авторские рекомендации по оптимизации малого бизнеса 27
    Заключение 30
    Список используемой литературы 32

  • Выдержка из работы:

    Некоторые тезисы из работы по теме Место и роль малого бизнеса в региональной экономике.

    взглядов
    Тема малого бизнеса вызывает повышенный интерес у международного сообщества. Образцом критического обзора источников и авторскую классификацию взглядов я избрала монографию Гордеева В.А. «Теоретическая экономия как новый парадигмальный мейнстрим: исследование сущности и динамики конкуренции» [см. 20, с.170-173]. В приложении 1 данной монографии приведена таблица. Она включает

Представленный учебный материал (по структуре — Теоретическая курсовая) разработан нашим экспертом в качестве примера — 01.03.2022 по заданным требованиям. Для скачивания и просмотра краткой версии курсовой необходимо пройти по ссылке «скачать демо…», заполнить форму и дождаться демонстрационной версии, которую вышлем на Ваш E-MAIL.

Если у Вас «ГОРЯТ СРОКИ» — заполните бланк, после чего наберите нас по телефонам горячей линии, либо отправьте SMS на тел: +7-917-721-06-55 с просьбой срочно рассмотреть Вашу заявку.

Если Вас интересует помощь в написании именно вашей работы, по индивидуальным требованиям — возможно заказать помощь в разработке по представленной теме — Место и роль малого бизнеса в региональной экономике.
… либо схожей. На наши услуги уже будут распространяться бесплатные доработки и сопровождение до защиты в ВУЗе. И само собой разумеется, ваша работа в обязательном порядке будет проверятся на плагиат и гарантированно раннее не публиковаться. Для заказа или оценки стоимости индивидуальной работы пройдите по ссылке и оформите бланк заказа.

Курсовые работы

Готовые курсовые работы. Более 6400 написанных с нашей помощью готовых работ. Множество дополнительного расчетного материала….

Рефераты

Помогли написать отличные рефераты различной тематики в том числе и по этой теме «Место и роль малого бизнеса в региональной экономике.
….»

Дипломные работы

Дипломные экономической и гуманитарной направленности. С нами писались дипломные работы — проходящие антиплагиат….

Защитная речь и доклады

Для школы и института, более 5000 образцов нашего авторства. Также есть отзывы к дипломным работам….

Магистерские диссертации(ВКР)

Огромная подборка уже написанных с нашей помощью магистерских диссертаций по всем правилам и ГОСТАМ…

Отчеты по практике

Гарантируем уникальность и качество. Специальные предложения по подготовке бизнес отчетов.

метки: Отношение, Малое, Бизнес, Предпринимательский, Предприниматель, Деятельность, Предпринимательство, Российский

Малый бизнес, как малое предпринимательство – неотъемлемый элемент современной рыночной системы хозяйствования, без которого экономика и общество не могут нормально существовать и развиваться.

Независимые предприниматели представляют собой наиболее многочисленный слой частных собственников и в силу своей массовости играют значительную роль не только в социально-экономической, но и в политической жизни страны. Малый бизнес обеспечивает укрепление рыночных отношений основанных на демократии и частной собственности. По своему экономическому положению и условиям жизни частные предприниматели близки к большей части населения и составляют основу среднего класса являющегося гарантом социальной и политической стабильности общества.

В Конституции Российской Федерации определено, что каждый гражданин имеет право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещённой законом экономической деятельности. Права и свободы человека и гражданина, а значит и право свободно заниматься предпринимательской деятельности осуществляются на всей территории Российской Федерации и распространяются на каждого гражданина страны. Все органы государственной власти обязаны обеспечивать и защищать в своей деятельности права предпринимателей и свободу малого бизнеса, а их противодействие должно рассматриваться как нарушение Конституции Российской Федерации.

В экономически развитых странах число малых и средних предприятий достигает 80–99% от общего числа предприятий. В этом секторе экономики сосредоточены две трети трудоспособного населения, производится более половины валового внутреннего продукта. В этих странах проводится активная и последовательная политика поддержки и развития малого предпринимательства. В России государство предприняло определённые шаги по развитию малого бизнеса: формируется законодательная база, приняты программы развития малого бизнеса на федеральном , региональном и муниципальном уровнях при содействии государства, создана сеть сервисных организаций. Всё большее внимание вопросам развития малого бизнеса уделяют региональные и муниципальные органы власти.

1. Малый бизнес: сущность и критерии.

1.1. Понятие предпринимательской деятельности и предпринимательских отношений

С переходом к рыночным отношениям, проведением экономических реформ, в условиях формирующегося в России свободного рынка товаров, работ, услуг расширяется сфера малого бизнеса. Основным действующим лицом проводимых в настоящее время экономических реформ являются предприниматели. Получило развитие также законодательство, закрепляющее новые формы и методы государственного регулирования рынка, имущественных отношений предпринимателей. За годы реформирования России юридическое понимание малого бизнеса претерпело существенные изменения.

3 стр., 1241 слов

Зарубежный опыт налогообложения малого бизнеса

… трудовая деятельность. Такое понятие как «предпринимательская деятельность» употреблялось только в Уголовном кодексе, как преступное деяние. Малый бизнес уходит корнями ко временам зарождения товарно-денежных отношений. В дореволюционной России малый бизнес являлся основой экономики, чему в немалой …

Действующее законодательство рассматривает предпринимательскую деятельность, как самостоятельную, осуществляемую на свой риск деятельность, направленную на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном порядке .

Предпринимательские отношения – общественные отношения в сфере малого бизнеса, а также тесно связанные с ними некоммерческие отношения, включая отношения по государственному регулированию рыночной экономики.

Эти отношения подразделяются на две группы:

1) собственно предпринимательские отношения (горизонтальные отношения, то есть отношения предприниматель – предприниматель);

2) некоммерческие отношения (вертикальные отношения, то есть отношения предприниматель – орган управления).

Эти группы вместе образуют хозяйственно-правовые отношения, единый хозяйственно-правовой оборот. В основе горизонтальных (имущественных) отношений предпринимателей лежит юридическое равенство сторон. Права и обязанности, как правило, возникают из договора.

Во вторую группу входят отношения некоммерческого характера, но тесно связанные с предпринимательскими, например отношения, связанные с образованием предприятия (предпринимателя), лицензированием и т.д. В эту группу включены отношения по государственному регулированию рыночной экономики. Это отношения по поддержке конкуренции и ограничению монополистической деятельности, правового регулирования качества продукции, товаров и услуг, правового регулирования ценообразования и т.д. Для них характерна обязательность адресованных предпринимателям управленческих актов, принятых в пределах компетенции органов управления.

В сфере экономики эти две группы отношений тесно взаимодействуют, что обуславливает взаимосвязь и взаимозависимость нормативных актов и нормативных предписаний, регулирующих отношения хозяйствования.

Особенностью малого бизнеса по сравнению с гражданскими отношениями является субъектный состав. По субъектному составу отношения, регулируемые ГК РФ, включают граждан, юридических лиц, Российскую Федерацию, субъекты Российской Федерации и муниципальные образования.

Заниматься малым бизнесом могут граждане без образования юридического лица, а также юридические лица. В предпринимательских отношениях за основу берется понятие «хозяйствующий субъект».

Хозяйствующий субъект – это лицо, осуществляющее предпринимательскую деятельность. Вместе с тем понятие «хозяйствующий субъект» шире понятия «предприниматель», так как некоммерческая организация (например, учебное заведение), не будучи предпринимателем, может участвовать в хозяйственном обороте.

Существенным в понимании предпринимательства является норма ч. 2 ст. 34 Конституции РФ, определяющей, что малый бизнес разновидность деятельности экономической. Предпринимательство может осуществляться только в рамках экономической деятельности. Деятельность, направленная на систематическое получение какого-то дохода, но не являющаяся экономической, не может рассматриваться как предпринимательская.

7 стр., 3183 слов

Предприниматель как субъет инноваций в рыночной экономике — файл n1.docx

… могут дать для успешной деятельности предприятия. Координация производственных ресурсов и несение риска как основные функции предпринимательства. В основе функционирования рыночной системы хозяйствования находится деятельность множества активных субъектов – предпринимателей заинтересованных в успехе бизнеса. Для …

Малый бизнес отличается рядом признаков, что позволяет говорить о малом бизнесе как о более узком понятии, чем хозяйственная деятельность.

Основными и обязательными признаками малого бизнеса являются:

1) самостоятельная деятельность;

2) цель деятельности – получение прибыли;

3) систематический характер получения прибыли;

4) хозяйственный риск;

5) факт государственной

Отсутствие любого из пяти признаков означает, что деятельность не является предпринимательской.

Первый признак означает, что предпринимательская деятельность может осуществляться как самим собственником, так и субъектом, управляющим его имуществом на правах хозяйственного ведения с установлением пределов ведения собственником имущества.

Самостоятельность в организации производства дополняется коммерческой свободой. Субъект предпринимательской деятельности определяет пути и способы реализации своей продукции, выбирает контрагентов, с которыми будет иметь дело. Экономические связи закрепляются договорами.

Важным условием коммерческой свободы является свобода ценообразования. В экономике абсолютной свободы производителей не существует. Предприниматель имеет полную самостоятельность в том смысле, что над ним нет инстанции, принуждающей что-либо делать. Но он не свободен от рынка и его жестких требований. Поэтому можно говорить лишь об определенных рамках самостоятельности.

Предпринимательская деятельность – это деятельность, направленная на систематическое получение прибыли. Прибыль представляет собой результат реализации предпринимательских способностей. Предпринимательская способность соединяет в себе, во-первых, проявление инициативы по соединению вещественных и людских факторов для производства товаров и услуг, во-вторых, принятие неординарных решений по управлению фирмой, организации труда и, в-третьих, внедрение инноваций путем производства нового вида продукции или радикального изменения производственного процесса. Это позволяет говорить о предпринимательстве как о профессиональной деятельности, направленной на извлечение прибыли.

Обладая самостоятельностью, организуя производство в своих интересах, предприниматель берет на себя ответственность за результат своей деятельности в пределах, определенных организационно-правовой формой предприятия.

Имущественная ответственность предпринимателя – это его обязанность претерпеть неблагоприятные имущественные последствия, обусловленные допущенными с его стороны правонарушениями; размер ее зависит от организационной формы предприятия.

Ещё одним признаком предпринимательских экономических отношений является хозяйственный риск. Риск постоянно сопутствует бизнесу и формирует особый способ мышления и поведения, психологию предпринимателя. Риск — это возможные неблагоприятные имущественные последствия деятельности предпринимателя, не обусловленные какими-либо упущенными возможностями с его стороны. Предприниматель рискует не только своим имуществом, но и статусом на рынке труда и капитала, конкурентоспособностью, профессиональной репутацией, психологической оценкой и т.д.

33 стр., 16304 слов

ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОГО ТРУДА: МЕТОДЫ И …

… важнейших задач, для научного обеспечения которых в диссертации разработаны соответствующие концептуальные предложения по: улучшению условий ведения предпринимательской деятельности; совершенствованию системы закупок, осуществляемых крупнейшими заказчиками у … к 40%, а число занятых вырасти с 19 до 25 миллионов человек. В настоящее время доля этого сектора экономики в ВВП страны составляет …

Государственная регистрация участников предпринимательской деятельности – юридический факт, предшествующий началу осуществления предпринимательской деятельности. Приступить к предпринимательской деятельности можно с момента государственной регистрации. Отказ от государственной регистрации допускается только в случаях нарушения установленного порядка образования юридического лица или несоответствия его учредительных документов закону. Отказ в государственной регистрации, а также уклонение от такой регистрации могут быть обжалованы в суде.

Таким образом, предпринимательство можно определить как инициативную деятельность хозяйствующих субъектов, направленную на получение прибыли и основанную на их самостоятельности, ответственности и риске.

1.2. Критерии малого предпринимательства

Критериями отнесения предприятий к малым, выступают средняя численность персонала, объём оборота (прибыли, дохода), величина активов, размер уставного капитала и др. По данным Всемирного банка общее число показателей, по которым предприятия признаются субъектами малого предпринимательства, превышает 50. Однако наиболее часто применяются вышеназванные.

В Европейском Союзе с 1 января 1995 г. к малым относятся предприятия, имеющие число занятых работников до 50 человек, годовой оборот менее 4 млн. евро, сумму баланса менее 2 млн. евро. Комиссией Европейского союза (КЕС) предложены следующие критерии отнесения фирм к малым: число занятых работников не должно превышать 100 человек, размер собственного основного капитала должен быть менее 75 млн. евро при условии, что доля крупных компаний в уставном капитале фирмы не превышает одну треть. КЕС выделяет микрофирмы с численностью занятых до 10 человек (в подавляющем большинстве это индивидуальные семейные и фермерские хозяйства) и мелкие фирмы, численность занятых на которых колеблется от 10 до 99 человек.

В Японии в таких отраслях как горнорудная промышленность, транспорт, строительство, связь, обрабатывающая промышленность, кредит, коммунальное хозяйство, финансы и страхование, операции с недвижимостью, численность работающих малом предприятии не должна превышать 300 человек. В оптовой торговле численность персонала должна быть менее 100 человек, в розничной – до 50 человек, в производстве – 20 или менее занятых, в сфере услуг — 5 и менее занятых.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Малый бизнес средний бизнес крупный бизнес различия
  • Мальцевский рынок санкт петербург адрес часы работы
  • Маркетинговое исследование компании примеры готовые
  • Мартфарм фармацевтическая компания официальный сайт
  • Маршала василевского 1 к 2 гбу жилищник часы работы