Лучшее время для физкультурной работы в отрядах

08-1101m.jpg

Оздоровление – одна из основных функций любого детского учреждения. Под оздоровительной работой в «Орленке» понимается совместная деятельность ребенка и педагога, направленная, с одной стороны, на собственно оздоровление ребенка, а с другой – на изменение ценностного отношения к собственному здоровью и усвоение способов его сохранения.

«Здоровье» – состояние полного физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней или физических дефектов (Всемирная организация
здравоохранения).

«Оздоровление» – восстановление, расширение адаптационных возможностей организма, повышение его устойчивости к влиянию многообразных факторов.

Особенности детского коллектива накладывают свою специфику работы в данном направлении, это проявляется в том, что оздоровительную деятельность нужно органически совмещать с творческой и образовательной. Используя это в комплексе, мы можем подтолкнуть ребенка к познанию своего тела, его физических возможностей, показать ему и проиграть вместе с ним способы укрепления организма.

Давайте рассмотрим средства оздоровительной работы, допустимые в детском лагере, по этапам развития смены:

организационный период:

  • Проведение диагностики (анализ медицинских карт, проведение анкет в виде незаконченных предложений, проведение тестов).
  • Проведение спортивно-игровых часов.
  • Прогулки по лагерю, к морю.
  • Экскурсии с использованием подвижных игр.
  • Предъявление режима дня не только как нормы проживания в лагере, а как механизма, способствующего оздоровлению ребенка.

основной период:

  • Выполнение режима дня (зарядка, окунание, купание, дневной отдых, прогулки).
  • Получение ребенком новой информации через различные формы дел (тематические «огоньки», дискуссии, интеллектуальные игры, творческие программы и конкурсы, акции здорового образа жизни и многое другое.)
  • Обеспечение двигательной активности через спортивные игры, различные подвижные игры, походы, веселые старты и эстафеты, часы здоровья.
  • Аналитическая деятельность, направленная на усиление успешности каждого ребенка и помощь ему в затруднительных ситуациях.

итоговый период:

  • Анализ прошедших в ребенке изменений.

Мы остановимся на следующих вопросах:

  • Система оздоровительной деятельности в режиме дня.
  • Различные формы дел, направленные на оздоровление ребенка:
    • обеспечение двигательной активности,
    • информационное обеспечение — пропаганда здорового образа жизни, профилактика вредных привычек.
  • Соблюдение техники безопасности, первая медицинская помощь.

ОЗДОРОВИТЕЛЬНАЯ РАБОТА ВОЖАТОГО И РЕЖИМ ДНЯ

Режим дня – это не только организующий, но и важнейший оздоравливающий элемент.

Главная задача работы вожатого по соблюдению и выполнению режима дня заключается в том, чтобы ребенок занял активную, осмысленную позицию по отношению к себе и своему здоровью.

УТРЕННИЙ ПОДЪЕМ.

В нем самое важное — тон поднимающего. Он должен быть ласковым, но бодрым и энергичным, позволяющим ребенку проснуться в добром духе и настроить свой организм на работу в новом дне.

Необходимо также приучить детей каждое утро после того, как встали, проветривать помещение.

Zx18m.jpg

УТРЕННЯЯ ГИГИЕНИЧЕСКАЯ ГИМНАСТИКА (ЗАРЯДКА).

Много добрых слов сказано об утренней гимнастике. Доказано, что она воспитывает важные качества, необходимые человеку, улучшает деятельность всех органов, является профилактическим средством против простудных и других заболеваний.

Цель утренней гимнастики – вывести человека из сонного, заторможенного состояния, настроить организм на рабочий ритм. Кроме того, зарядка способствует стимулированию обмена веществ, улучшению эластичности мышц, повышению уровня подвижности в суставах.

Одна из задач ежедневной утренней гимнастики в лагере – привить ребятам устойчивые интерес к ней и привычку продолжать ее выполнение дома.

Вожатому необходимо заранее позаботиться о выборе места для зарядки. Место должно быть ровным, без кочек и ям, без посторонних предметов, по размерам умещать весь отряд. Особое внимание следует уделить одежде и обуви детей. На зарядку ребята выходят в спортивной одежде и обуви или в одежде, удобной для выполнения упражнений, которая не будет стеснять в движениях. Обувь должна быть закрытой, на плоской подошве.

Многие дети не всегда с желанием выходят на зарядку, лучшей агитацией является личный пример вожатого.

Что же касается продолжительности зарядки, то для детей 6 – 9 лет она составляет 10 – 12 минут; для детей 9 – 12 лет – 12 – 15 минут; для ребят 13 – 15 лет – 15 – 20 минут.

А теперь несколько правил составления и проведения зарядки.

  • Весь комплекс (10 — 12 упражнений) должен равномерно воздействовать на весь организм, поэтому составлять его необходимо в определенной последовательности:
    • первые упражнения должны тонизировать организм, способствовать переходу от сна к бодрствованию, выпрямлению позвоночника. Поэтому и рекомендуется начинать зарядку с ходьбы и легкой пробежки. Продолжительность — 1-2 минуты. Рекомендуются упражнения на выпрямление позвоночника (потягивание), они отвечают естественному желанию потянуться после сна, глубоко вдохнуть. При потягивании осуществляется глубокий вдох, при возвращении в исходное положение — выдох. Упражнение выполняется плавно, в медленном темпе. Повторяется 6-8 раз;
    • последующие упражнения должны постепенно включать в работу мышцы рук, туловища, ног. Упражнения для укрепления мышц рук могут включать поднимание и опускание рук, сгибание и разгибание в локтевых и плечевых суставах, сгибание, разгибание, движения в стороны, и круговые движения кистями; сгибание и разгибание пальцев. Темп выполнения — средний, энергичный. Дыхание равномерное. Упражнения для укрепления мышц туловища (спины и живота) – наклоны вперед, назад, влево, вправо, повороты туловища. Упражнения выполняются в среднем темпе, дыхание равномерное, глубокое, выдох полный. Повторять от 6-8 до 10-12 раз.
    • Упражнения для укрепления мышц ног — приседание на всей ступне или носочках, сгибание и разгибание ног в суставах, круговые движения ног лежа или сидя. Упражнения выполняются энергично, в среднем темпе. Каждое упражнение повторяется от 6-8 до 12-14 раз. Дыхание равномерное.
    • одни из последних упражнений – это прыжки или бег с последующим переходом на постепенно замедляющуюся ходьбу с равномерным глубоким дыханием. Продолжительность 0,5-1 минута.
    • Закончить комплекс нужно упражнением, содействующим восстановлению дыхания и кровообращения (успокаивающее упражнение).
  • Надо помнить о том, что качество – один из главных критериев при выполнении любых упражнений. Поэтому вожатому необходимо контролировать правильное положение тела ребенка при различных движениях.
  • При подборе упражнений следует учитывать возрастные особенности ребят.
  • Необходимо грамотно, четко задавать и комментировать каждое упражнение.

Чтобы избежать монотонности, которая может притупить интерес ребят к зарядке, нужно разнообразить ее, использовать новые формы, включая ребят в процесс совместной разработки и проведения утренней гимнастики.

В практике детских лагерей «Орленка» есть опыт проведения различных видов и форм утренней зарядки. Это и отдельные комплексы гимнастики для девочек и мальчиков, зарядки с элементами танцев, зарядки-игры, аквааэробика и одновременная работа нескольких площадок, где ребенок исходя из собственного интереса, возраста, физических способностей, выбирает подходящую для него зарядку.

25600023ggVm.jpg

ВРЕМЯ ЛИЧНОЙ ГИГИЕНЫ (ВЛГ)

В вопросах соблюдения личной гигиены не всегда стоит доверять возрасту детей, педагогический контроль необходимо осуществлять до тех пор, пока вы не будете убеждены, что все дети владеют необходимыми гигиеническими навыками: правильно чистят зубы, регулярно принимают душ и так далее. При необходимости нужно провести индивидуальную разъяснительную беседу. Во время вечернего туалета почти всегда требуется контроль за мальчиками, чтобы наряду с умыванием они постирали нижнее белье, носки, носовые платки.

К сожалению, не все вожатые всегда понимают важность времени, отведенного для личной гигиены, сокращают его, находя более важные дела. В результате ребенок вынужден либо кое-как выполнить гигиенические процедуры, либо задерживаться после отбоя, нарушая режим дня.

В распорядке дня необходимо выделить не менее 1,5 часа времени для личной гигиены. Целесообразно распределить это время на первую и вторую половины дня.

ВОДНЫЕ ПРОЦЕДУРЫ (ОКУНАНИЕ, КУПАНИЕ).

В режиме дня купанию отводится самое большое время после приема пищи, и это правильно, так как море или бассейн – любимые места развлечения детей и естественное средство оздоровления.

Однако недостаточно просто сказать детям, что купание — это полезно. Объясните ребятам, что плаванье – это единственный способ активности, когда наш организм получает множество полезных воздействий одновременно:

  • расслабляется и отдыхает позвоночник;
  • промывается от слизи носоглотка;
  • нагрузка осуществляется на все виды мышц, причем с сопротивлением воды, что дает дополнительный и эффективный мышечный тонус;
  • вода снимает напряжение, усталость, стрессы, неврозы;
  • морская вода лечит некоторые кожные заболевания и так далее.

Для того, чтобы сделать посещение пляжа интересным и более эффективным, необходимо использовать активные формы деятельности детей во время купания. Попробуйте сами или совместно с инструктором по спорту разработать варианты проведения различных игр, состязаний, праздников, конкурсных заданий, где взаимодействуют две главные величины – ребенок и вода.

2f0760690c984ae8b7a5560c467240f7m.jpg

ПРИЕМ ПИЩИ. РАЦИОНАЛЬНОЕ ПИТАНИЕ.

В режиме дня лагеря 4 – 5 приемов пищи.

Перед вожатым стоят следующие задачи: контроль за чистотой рук, температурным режимом пищи и количественным соответствием продуктов; научить ребенка культуре коллективного приема пищи; информирование о здоровом питании.

Рациональное питание понимается как правильно организованное и своевременное снабжение организма хорошо приготовленной питательной и вкусной пищей, содержащей оптимальное количество различных пищевых веществ, необходимых для его развития и функционирования.

Результатом работы педагога в этом направлении является процесс осознания подростком важности рационального питания для здоровья.

Рассмотрим наиболее принципиальные вопросы:

  • Режим питания. Главная задача состоит в том, чтобы убедить ребенка не кушать вне основных приемов пищи.
  • Правила приема пищи. Обычное время питания – 30 минут времени, выделенного режимом дня. Этого достаточно, чтобы спокойно, не торопясь поесть, качественно пережевывая пищу. Проконтролируйте, чтобы дети ели первое. Если у вас младший отряд, то прежде чем пригласить детей за стол, разлейте им суп по тарелкам.
  • Общая культура питания. Вожатому необходимо обращать внимание подростков на культуру приема пищи, на то, как они ведут себя за столом.

Используйте советы ученых и выведенные ими необходимые основные правила питания:

  1. Ешьте меньше сладостей, больше овощей и фруктов.
  2. Перерыв между приемами пищи – 4-6 часов, при чувстве голода.
  3. Употребляйте пищу в приятной психо-эмоциональной обстановке.
  4. Тщательно пережевывайте пищу.
  5. Пища должна быть теплой.
  6. Избегайте жирных блюд.
  7. Употребляйте мясо, рыбу, яйца, колбасу не чаще двух раз в неделю с большим количеством сырых овощей в соотношении 1:3.

ДНЕВНОЙ ОТДЫХ (ПОЛТОРА ЧАСА МОЛЧАНИЯ).

Во время ПЧМ ребенку предоставляется выбор способа отдыха: сон, при котором дети находятся в разобранной постели, без верхней одежды или чтение книги, написание писем, отдых лежа, рисование.

Единым должно быть требование – пассивный отдых, тишина.

Кроме того, отдых позволит спокойно перевариться пище после обеда, привести в норму эмоциональное состояние, отдохнуть мышцам после физических нагрузок, просто расслабиться.

ОТБОЙ.

Перед отбоем вожатому необходимо позаботиться о снятии всех возможных личных проблем и трудностей ребенка, настроить его на завтрашний день. Это можно сделать при помощи вечернего огонька, анализа дня, беседы, рассказа легенды, прогулки, прослушивания специально подобранной музыки. Особенно важно привести ребят в спокойное состояние, если незадолго до отбоя состоялось яркое эмоциональное дело, например, дискотека.


1312165821 resize-of-picture 35m.jpg

Дела, направленные на оздоровление ребенка.

В этой части представлены рекомендации, советы по организации и проведению различных форм дел спортивно-оздоровительной направленности, дел по профилактике вредных привычек, пропаганде здорового образа жизни.

Начнем с того, что двигательная активность – один из главных видов деятельности ребенка в лагере. Поэтому необходимо обеспечить ее ежедневность и разнообразие.
Предлагаем вашему вниманию некоторые формы проведения спортивных и оздоровительных дел:

  • Аукцион.
  • Бег до подъема – спортивный джоггинг.
  • Веселые старты, веселая спартакиада, встречи с мастерами спорта (чемпионами, известными спортсменами).
  • Декада спортивных фильмов, день здоровья, день бегуна (прыгуна, метателя).
  • Зарядка (оздоровительная, сюжетная, тематическая, театрализованная).
  • Игры на воде, игры спортивные (подвижные, туристические), игрища народные, игры на местности.
  • Конкурс знатоков спорта, конкурс пирамид (спортивных рисунков, плакатов, эмблем и т.д.), кросс.
  • Лагерь робинзонов.
  • Малые олимпийские игры.
  • Олимпиада народных игр, ориентирование на местности;
  • Первенство коллектива по видам спорта, праздник Мойдодыра, праздники спортивные, показательные выступления, полоса препятствий.
  • Походы.
  • Рыбалка (состязание).
  • Санитарная викторина, спортивная газета, спортчас, спортивный КВН, «спортландия», слет туристов.
  • Троеборье, «трибуна болельщиков», туристическая эстафета, турнир спортивных комментаторов, туристические игры, товарищеские спортивные встречи.
  • Физкультминутка.
  • Шахматно-шашечный турнир.
  • Эстафета (смешанная, комбинированная, легкоатлетическая, встречная, комическая).

Подробнее остановимся на подвижных играх, которые вызывают у ребят неподдельный интерес, полезны для развития у детей многих физических качеств и, кроме того, положительно влияют на формирование характера, волевых качеств, навыков общения.

ЧАСЫ ЗДОРОВЬЯ

Ребята, приезжающие в обычный детский лагерь, относятся к категории детей возраста движения, т.е. движение им просто необходимо. Что же делать, если план дня настолько насыщен зрительными, обучающими мероприятиями, если ребенок еле успевает вовремя поесть и отдохнуть во время дневного сна? Ответ на этот вопрос очевиден: нужно обеспечить двигательную активность детям, даже если это не вполне соответствует тематике смены с обучающим или другим блоком. Нужен хотя бы час в дне, когда дети могли бы свободно играть в подвижные, дворовые игры, ходить на прогулки. Давайте мы назовем этот час «Час Здоровья». Да, название условное, зато точно выражающее суть и цель занятий.

Изначально задачами «Часов здоровья» были следующие:

  • обеспечение двигательной активности детей;
  • знакомство с новыми аспектами двигательной активности;
  • возможность для ребенка общаться с разными людьми.

А вот по какой схеме проводится «Час Здоровья»:

  1. Знакомство.
  2. Введение в тематику занятия. Детям сообщается цель встречи, вожатый говорит о том, что ожидает их на «Часе Здоровья». Здесь же можно провести небольшую диагностику (например, «Живая анкета»), чтобы выявить уровень знаний ребят по интересующему вас вопросу.
  3. Разминка (если это необходимо для последующих заданий, которые предусматривают физическую нагрузку), а также инструктаж по технике безопасности.
  4. Если «Час Здоровья» включает в себя игру, необходимо ознакомить ребят с историей ее возникновения, рассказать о том, какие качества развиваются в данной игре, после чего оговорить правила.
  5. После игры, дети обмениваются своими впечатлениями, рассказывают о подобных играх. Происходит обмен знаниями и опытом.
  6. Анализ занятия.

В рамках «Часов Здоровья» могут проходить также занятия по туризму, дворовые игры, прогулки на свежем воздухе, купание, различные эстафеты и конкурсные программы. Главным условием является то, чтобы варианты двигательной активности соответствовали всем группам здоровья занимающихся детей.

Однако надо заметить, что в настоящее время на «Часах Здоровья» проводятся также занятия по здоровому образу жизни, профилактика вредных привычек, арттерапия. Это способствует не только физическому, но и психо–эмоциональному, социальному оздоровлению.


Hjjkhjk1.jpg

Смотреть также

  • Час здоровья «Летающие тарелки»
  • Час здоровья «Пляжные игры»
  • Час здоровья «Будущее за нами»

Планирование

физкультурно-оздоровительной
работы
в лагере

Содержание
деятельности смены лагеря с дневным
пребыванием определяется направленностью
смены (профильной, труда и отдыха или
иной направленности). Но любая смена
лагерей, прежде всего, – оздоровительная.
Значит, главным в деятельности смены
лагеря должны быть оздоровительные
мероприятия, формирование здорового
образа жизни.

К началу работы
лагерной смены необходимо разработать
план физкультурно-оздоровительной
работы.

Основные
педагогические требования к плану

– определение целей и задач, разнообразие
содержания, форм и методов, средств
обучения и воспитания, дифференцированность,
согласованность.

Структура
плана:

организационная, физкультурно-спортивная,
спортивно-массовая, пропагандистская,
хозяйственная.

Виды
планирования:

на весь лагерный сезон, на конкретную
смену и т. д.

Выборы физкультурного
актива в отрядах и в лагере. Определение
требований, функций и содержание работы
физорга. Обучение физорга организаторским
и судейским навыкам: проведение зарядки,
спортивных мероприятий в отряде, лагере;
соревнований между командами, составление
протоколов соревнований; обращение с
секундомером, рулеткой, измерение
результатов в беге, прыжках, метании,
связь с физоргами отрядов.

Сформировать совет
физоргов лагеря, определить содержание
работы совета: проведение общелагерных
спартакиад, осуществление связи с
другими лагерями, организация первенства
лагеря по различным видам спорта,
оказание помощи в организации лагерных
мероприятий.

Проведение заседаний
совета физоргов, координация его работы
с другими органами самоуправления.
Подготовка актива лагеря при проведении
спортивных мероприятий, туристических
походов и т. д.

Примерный план
работы
по физическому воспитанию в
оздоровительном лагере

п/п

Вид работы

Время

Ответственный

1

2

3

4

Организационная
работа

1

Разработка календарного плана
спортивно-массовых мероприятий

До открытия лагеря

Инструктор по физическому воспитанию

2

Составление календарных планов
спортивно-массовых мероприятий
отрядов. Выборы физоргов отрядов,
совета физоргов лагеря

В первые 2–3
дня

Инструктор по физическому воспитанию,
воспитатели, вожатые

3

Проведение набора детей в спортивные
кружки. Составление расписания занятий

В начале смены

Инструктор по физическому воспитанию

4

Составление Положения о лагерной
спартакиаде

До открытия смены

Инструктор по физическому воспитанию

5

Инструктаж физоргов, капитанов команд,
ответственных за утреннюю гимнастику
о тренировках отрядных и сборных
команд; организация соревнований в
отряде и в лагере

В течение всей смены

Инструктор по физическому воспитанию

6

Организация медицинского осмотра и
контроля

В течение всей смены

Медработник

Физкультурно-оздоровительная
и спортивно-массовая работа

1

Проведение утренней гимнастики

Ежедневно

Инструктор по физическому воспитанию

2

Проведение оздоровительных мероприятий
(купание, закаливающие процедуры и
т. д.)

По плану

Инструктор по физическому воспитанию,
воспитатели

3

Проведение занятий, тренировок по
видам спорта

По расписанию

Инструктор по физическому воспитанию,
педагоги

4

Организация конкурсов, соревнований
по различным видам спорта

По плану

Инструктор по физическому воспитанию,
педагоги

5

Прогулки, экскурсии, туристские походы

По плану

Инструктор по физическому воспитанию,
педагоги

Пропагандистская работа

1

Оборудование уголков
“Физкультура и спорт”
( “Наши достижения”,
“Спортивное обозрение”
и т. д.) в отрядах, лагере

Вторая смена лагеря

Инструктор по физическому воспитанию,
физорги, педагоги

Окончание табл.

1

2

3

4

2

Выпуск фотостендов

Вторая смена лагеря

Инструктор по физическому воспитанию,
физорги, педагоги

3

Проведение спортивной викторины

По плану

Инструктор по физическому воспитанию,
физорги, педагоги

4

Встречи с мастерами спорта

По плану

Инструктор по физическому воспитанию,
физорги, педагоги

Хозяйственная
работа

1

Учет спортивного инвентаря

До открытия смены

Инструктор по физическому воспитанию

2

Проведение ремонта имеющегося
спортивного оборудования и инвентаря

В течение смены

Инструктор по физическому воспитанию

3

Оборудование мест для хранения
спортивного инвентаря

До открытия смены

Инструктор по физическому воспитанию

4

Приобретение бланков протоколов,
грамот

До открытия смены

Инструктор по физическому воспитанию

5

Устройство оборудования и подготовка
мест для проведения спортивно-оздоровительных
мероприятий, занятий и тренировок

Первая неделя смены

Инструктор по физическому воспитанию

Примерная форма
календарного плана
физкультурно-оздоровительных

и спортивно-массовых мероприятий
на
одну смену в оздоровительном лагере

№ п/п

Дата

Мероприятия

Участники

Ответственный

Отметка
о
выполнении

При составлении
календарного плана физкультурно-оздоровительных
и спортивно-массовых мероприятий следует
учитывать сложившиеся традиции лагеря,
российские праздники, знаменательные
и исторические даты, традиционные
праздники района, города.

Необходимые
документы
физкультурно-оздоровительной
работы в лагере:

– примерный
план работы по физическому воспитанию;

– календарный
план;

– положения о
спортивных мероприятиях (см.
Приложение
);

– протоколы
соревнований с результатами;

– отчет о работе
в конце смены (количество принимавших
участие; места, завоеванные участниками,
были ли травмы и др.);

– учет спортивного
инвентаря;

– учет рекордов
и победителей по следующей примерной
форме:

Вид
спорта,
соревнование

Результат

Ф. И.

рекордсмена

Возраст

спортсмена

Год установления
рекорда,
смена

Приложение

Примерное
положение
о проведении лагерной
спартакиады

1. Цели и задачи

Спартакиада
проводится с целью привлечения детей
к активным и регулярным занятиям
физической культурой и спортом, укрепления
здоровья, воспитания потребности к
занятиям физическими упражнениями.

2. Руководство
спартакиадой

Руководство
спартакиадой возлагается на совет
физоргов лагеря во главе с инструктором
по физическому воспитанию. Спартакиада
проводится в течение смены со всеми
воспитанниками лагеря по следующим
видам спорта: (перечислить).

3. Условия
проведения спартакиады

I этап –
мероприятия внутри отрядов;

II этап –
финальные соревнования в лагере.

4. Место и время
проведения
соревнований

Открытие летней
спартакиады «Веселые старты» на
спортплощадке оздоровительного лагеря
_________________________.


(дата,
время)

Программа
предварительная на усмотрение судейской
коллегии:

– бег со
скакалкой;

– прыжки в длину
(общие для команды);

– бег с мячом
между ног;

– ведение мяча
обручем;

– ведение мяча
гимнастической палкой.

Плавание
(дата,
время
)
– бассейн, главный судья (Ф.
И. О., должность
).

Состав
команды: 10 человек (5
мальчиков, 5 девочек
).

Футбол
– участвуют мальчики (возраст).
Игры проводятся на поле произвольных
размеров, наименьшее количество игроков –
7 полевых и 1 вратарь.

Каждый тайм: для
1–3 классов – 10 мин.; для 5–7 классов –
15 мин. Игра проводится
_________________________.



(дата, время)

Подвижная игра
«Снайпер» на спортплощадке оздоровительного
лагеря _______________________.



(дата, время)

Состав команды 10
человек независимо от пола.

Спортивный праздник,
посвященный закрытию сезона проводится
на спортплощадке оздоровительного
лагеря ________________________.


(дата, время)

5. Финансирование

Расходы, связанные
с судейством соревнования и награждением
победителей и призеров, берет на себя
администрация образовательного
учреждения и оздоровительного лагеря.

6. Награждение

Призеры и команды,
занявшие 1, 2, 3 места в каждом виде
программы, награждаются грамотами и
сладкими призами.

Соседние файлы в папке рекомендации

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

РЕФЕРАТ

по дисциплине «Физическая культура»

Тема: «Спортивная работа в оздоровительном лагере»

Содержание

Введение.

1. Требования к физкультурно-оздоровительной работе в лагере

2. Организация физкультурно-оздоровительной деятельности в летнем детском лагере

3. Подвижные игры

4. Лагерная спартакиада

Заключение

Список  литературы.

Интересно о спорте

ВВЕДЕНИЕ

Состояние здоровья детей, даже относящихся к немногочисленной наиболее благополучной I группе здоровья, ухудшается, что проявляется в сокращении адаптационных возможностей и резервов организма ребенка, в снижении сопротивляемости различного рода инфекциям, физической выносливости и толерантности к учебным нагрузкам. Летний период предоставляет возможность использовать уникальные по многогранности воздействия естественных оздоровительных факторов, для чего необходимо создать подчас минимальные дополнительные условия, прежде всего, организационного характера. Условия детского оздоровительного лагеря создают благоприятную обстановку для широкого развертывания физкультурной и спортивной работы среди воспитанников. Летом, во время каникул, ребята имеют неограниченные возможности для коллективных и индивидуальных занятий на свежем воздухе. Это игры, спорт, туризм, различного рода физические упражнения. Целесообразное их сочетание с твердым режимом и закаливанием может дать значительные результаты.

Каникулы – это отдых для уставших за весь учебный год детей. Но отдыхает каждый по-разному. Даже мы, взрослые, не умеем отдыхать. После нашего проведенного отдыха хочется еще отдохнуть. Важно научиться правильно отдыхать и научить этому наших детей, ведь правильно организованный отдых – это хорошее настроение, здоровье, новые друзья. Это раскрытие своего творческого потенциала и заряд бодрости на длительное время.

Пришло непростое время. Переустройство общества протекает болезненно и противоречиво. Меняются взгляды на понимание всех привычных процессов жизни и деятельности, утверждается плюрализм подходов к воспитанию детей. Крайне болезненно идет переосмысление необходимости существования практики деятельности пионерских лагерей, что связано в основном с кризисом идеологии. Однако у детей 10-16 лет тяготение к организации генетическое. Подростковая прослойка молодежи есть вечное «подобщество» в обществе.

 Потому загородные, летние, пионерские лагеря разного типа очень нужны сегодня. Летний лагерь уникален каникулярным, раскованным временем, природным окружением, сменой деятельности, новым коллективом товарищей, «религией» детского братства.

1. ТРЕБОВАНИЯ К ФИЗКУЛЬТУРНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ В ЛАГЕРЕ.

К организации и методике работы по физическому воспитанию в оздоровительном лагере предъявляются следующие требования:

— необходимо сделать занятия физическими упражнениями неотъемлемой частью режима лагеря, обеспечить участие в них всех детей;

— содержание, методы и формы организации занятий должны разделяться в соответствии с возрастным делением детей, состоянием здоровья и уровнем физической подготовленности;

— следует обеспечить разнообразие занятий на основе широкого варьирования их содержания, форм и условий проведения;

— желательно, чтобы работа по физическому воспитанию сочеталась с трудовой деятельностью (подготовка и оформление мест занятий, изготовление инвентаря).

2. ОРГАНИЗАЦИЯ ФИЗКУЛЬТУРНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ЛЕТНЕМ ДЕТСКОМ ЛАГЕРЕ

В современном обществе физическая культура выступает как необходимая часть образа жизни подрастающего поколения, так как она представляет собой неотъемлемую составляющую общечеловеческой культуры, область удовлетворения жизненно необходимых потребностей в двигательной активности, решает задачу физического совершенствования, разрешает проблемы рационального использования свободного времени. Постоянные умственные перегрузки в школе требуют от детей не только усердия, но и хорошего здоровья, достаточной психофизической подготовленности и полноценного отдыха на каникулах. В настоящее время ни у кого не вызывает сомнения целесообразность и необходимость занятий различными видами спорта в детском возрасте, а также оздоровление и закаливание растущего организма.

Летнее время, время отдыха в летнем оздоровительном лагере, и его необходимо в полной мере использовать для занятий физической культурой и спортом.

Главная роль в этом принадлежит инструктору физической культуры, который может привлечь соратников из отдыхающих детей и организовать спортивно-оздоровительную работу.

В условиях детского оздоровительного лагеря предоставляются большие возможности для закаливания детей даже за короткую смену. Во всяком случае, можно заложить хорошую основу для продолжения начатого дела. Прежде всего, нужно уяснить, что не одними процедурами можно производить закаливание детей.

Закаливание должно быть существенной частью физического воспитания ребят. Оно должно распространиться на занятия физкультурой, на трудовые процессы, на игры, на прогулки и сон. Поэтому вожатым, проводящим все время с ребятами, нужно принять самое активное участие в закаливании. От вожатых зависит, будут ли их подопечные продолжать дома начатое в лагере закаливание, что будет в свою очередь способствовать созданию прочного фундамента здоровья.

Закаливающие процедуры и мероприятия таят в себе и опасность, если подойти к ним неверно, например, долгое пребывание в первые дни под солнечными лучами или купание при температуре воды ниже +18 °С. Но излишняя страховка часто лишает ребят необходимых процедур. В процессе закаливания ни в коем случае нельзя забывать об основных правилах. Первое условие — уделять внимание закаливанию не от случая к случаю, а систематически: иначе смысла от предпринимаемых мероприятий не будет. Второе условие — постепенное увеличение длительности купания или иных закаливающих процедур. Следует, кроме того, учесть, что не все дети в одинаковой степени подготовлены к закаливанию, поэтому ориентироваться нужно на более слабых ребят.

К основным средствам закаливания относят: воздушные ванны, солнечные ванны, водные процедуры.

Зарядка проводится в любую погоду, а одеждой, как мы уже говорили, должны быть шорты, майка и кеды (мальчики без маек). И если даже утро не очень теплое, опасаться простуды нечего: ведь зарядка проходит сравнительно быстро и в движении. В таком же костюме следует проводить и другие физкультурные занятия и состязания. Для приема воздушных ванн можно использовать прогулки и игры. Например, во время прогулки в пасмурную погоду предложить снять рубашки и погулять таким образом в течение 10-15 мин. На завтра эта «доза» может быть увеличена на 3-5 минут в зависимости от силы ветра и температуры.

Но ни в коем случае нельзя доводить детей до озноба, и поэтому нужно помнить, что различные физкультурные упражнения и пробежка помогут избежать этого состояния. Во-первых, тренировку получают не только мышцы, внутренние органы, но и сосуды кожи. Они реагируют на изменения внешней среды: температуру, влажность, повышается устойчивость к сквознякам. Во-вторых, через кожу происходит значительная часть газообмена. Значит, организму предоставляется дополнительная возможность «дышать». Чтобы и ночной сон способствовал закаливанию, воздух в спальне должен быть постоянно свежим. Вожатый всегда присутствует, когда ребята ложатся спать, и проверяет состояние помещения.

«Куда редко заглядывает солнце, туда часто приходит врач», — гласит старая пословица. Солнечные ванны усиливают рост, улучшают обмен веществ, состав крови, защитные свойства кожи. Под влиянием солнечного облучения повышается работоспособность, улучшается настроение. Но нужно помнить, что злоупотребление солнечными лучами способствует перегреванию организма, появлению вялости, головных болей, потере аппетита и сна. А чтобы солнце принесло только пользу, вожатый с отрядом должен соблюдать определенные условия.

Солнечные ванны проводятся в оздоровительном лагере под руководством медицинского персонала и инструктора по физической культуре. Вожатые в этом принимают непосредственное участие. Отряду необходимо иметь постоянное место, где обычно проводятся солнечные ванны. Во время приема солнечных ванн все дети должны иметь легкие головные уборы из светлых тканей. Дозирование времени легко контролируется. В первые дни продолжительность солнечных ванн не должна превышать 4-6 минут, а к концу смены может быть увеличена до 35-40 мин. В середине смены, когда ребята уже успели загореть, опасения получения ими ожогов и перегревания уменьшаются. А в первые дни смены чувствительность кожи по отношению к солнечным лучам сравнительно высока. Проводить в это время различные мероприятия на свежем воздухе необходимо в затенённых местах. Известно, что оздоровительные действия солнечной радиации проявляются уже при таких дозах, которые не вызывают загара. Поэтому для закаливания нет нужды добиваться сильного загара. Но если в результате неумелого «пользования» солнечными лучами ребенок получил ожоги, тепловой или солнечный удар (первые признаки теплового или солнечного удара — головная боль, вялость, учащение дыхания и пульса), его немедленно надо перевести в прохладное место и оказать врачебную помощь.

Водные процедуры — наиболее сильное и приятное закаливающее средство, на которое организм энергично реагирует. В результате резкого сужения сосудов кожи из-за отлива крови к внутренним органам человек несколько мгновений испытывает чувство холода, после чего наступает приятное чувство теплоты вследствие расширения сосудов — это своеобразная гимнастика сосудов. Слишком долгое охлаждение вызывает повторный озноб. Он должен явиться сигналом к тому, что может наступить переохлаждение. Значит, следует водную процедуру прекратить и проделать несколько энергичных движений. Главное при закаливании водой — не продолжительность, а температура. Всего этого ребята не знают. Задача вожатого заключается в том, чтобы рассказать им о пользе систематического приема различных водных процедур для закаливания и о вреде наиболее сильных процедур без постепенного перехода к ним. При этом большое значение имеет личный пример.

Одно из сильных закаливающих средств — утреннее купание. Его можно проводить в тех лагерях, которые располагают близкорасположенным водоемом или бассейном. Сначала дети только окунаются, а через несколько дней (в зависимости от температуры воды и воздуха) купаются в течение 1-2 мин. с последующими растираниями тела полотенцем. После купания проделывают ряд упражнений для согревания или пробежку. При проведении утреннего купания нужно учитывать возраст, физическую подготовку ребят, местные и погодные условия. Совместно с врачом надо решать, как проводить данную процедуру. Например, нельзя рекомендовать ее детям младше 11 лет и ослабленным ребятам старшего возраста. Однако такое исключение в южных районах можно не делать. И, наоборот, в реках с быстрым течением, где вода плохо прогревается, в озерах с множеством ключей старшим ребятам следует разрешать только купание. В оздоровительном лагере, где нет возможности организовывать купание из-за отсутствия водоемов, нужно устраивать душевые установки в достаточном количестве, чтобы все дети могли принять водную процедуру или организовывать обливание. Следует учесть, что вода в этих случаях будет холоднее, чем в реке или озере, поэтому и дозировка должна быть небольшой. Как и на купание, дети являются организованно по отрядам, имея с собой полотенце для растирания тела. Нет необходимости подогревать воду для мытья ног в вечернее время. Тогда эта процедура может преследовать не только гигиенические цели, но и быть закаливающим средством.

3. ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ

3.1. Лягушка.

Количество участников: от 5 человек.

Игроки становятся напротив стены друг за дружкой (в колонну). На стене рисуется мелом отметка. Обычно начинают с 1-1, 5 метров.

Нужно бросить мяч выше этой линии, успеть перепрыгнуть через него, пока мяч, отскочив, летит назад. Мяч должен удариться о землю и пройти между ног игрока. Если получилось, игрок переходит в конец очереди. Если во время прыжка мяч задели ногами или не смогли перепрыгнуть через него, игрок уходит в конец очереди, получив одну букву из слова «лягушка». Когда все прыгнут по одному разу, отметка ставится выше, прыжки начинаются заново. Игра продолжается, пока кто-то из игроков не соберет слово «л-я-г-у-ш-к-а» целиком.

3.2. Ручеек.

Количество участников: от 7 человек (нечетное количество)

Играющие выстраиваются парами друг за другом, берутся за руки и держат их высоко над головой. Из сцепленных рук образуется длинный коридор. Тот, кто остается без пары, играет роль «ручейка». «Ручеек», проходя под сцепленными руками, выбирает себе пару и берет ее за руку. Новая пара выходит из «ручейка» и встает в конец коридора, а тот, чью пару разбили, идет в начало «ручейка» выбирать себе пару, и игра продолжается. В постоянном движении игра выглядит так, что «ручеек» «течет».

3.3. Сантики-фантики-лимпомпо.

Количество участников: от 6 человек.

Играющие образуют круг, встав лицом к центру. Водящий отходит в сторону, так как не должен видеть, кого выбирают «заводилой». Задача заводилы — показывать различные движения, которые должны тут же, не отставая от него, повторяться играющими: хлопать в ладоши, приседать, подпрыгивать, грозить пальчиком и т. д. Все игроки, кроме водящего, произносят во время движения слова: «Сантики-фантики-лимпомпо!» Водящего зовут в круг, и он начинает ходить внутри него, присматриваясь, кто же командует игроками. Заводила должен незаметно менять движения, выбирая момент, когда водящий на него не смотрит. Если водящий угадал заводилу, то меняется с ним ролями, а если нет — игра продолжается.

3.4. Наступашки.

Количество участников: от 3 человек.

Играющие становятся в круг с водящим в центре. Включается музыка, и все танцуют, при этом водящий старается неожиданно и незаметно наступить кому-нибудь на ногу, а игроки должны всячески увертываться. Тот, кому водящий наступит на ногу, становится водящим.

3.5. Коршун и наседка.

Количество участников: от 5 человек.

Одного из играющих выбирают «коршуном», другого «наседкой», остальные — «цыплята», которые становятся за «наседкой», образуя колонну. Все держатся друг за друга. В стороне «гнездо» «коршуна». По сигналу он «вылетает» из «гнезда» и старается поймать «цыпленка», стоящего последним в колонне. «Наседка», вытягивая руки в стороны, не дает «коршуну» схватить «цыпленка». Все «цыплята» следят за движениями «коршуна» и быстро двигаются за «наседкой». Нельзя разрывать сцепление в колонне, нельзя держать «коршуна» руками. Пойманный игрок идет в «гнездо» «коршуна». Когда все «цыплята» пойманы, назначают нового «коршуна» и новую «наседку», и игра продолжается.

3.6. Машинист.

Количество участников: от 3 человек.

Что нужно для игры: повязка на глаза.

Все игроки выстраиваются в колонну по одному в затылок друг другу, положив руки на плечи. Запрещены все разговоры. У всех, кроме игрока, стоящего последним — «проводника», завязывают глаза. Игроки, стоящие с завязанными глазами, — «вагончики поезда». Если «проводник» хлопает по левому (правому) плечу — поворот влево (вправо), хлопок по обоим плечам — вперед, двойной хлопок по обоим плечам — назад, хлопок в ладоши — стоп. Задача «проводника» — провезти «паровозик» несколько поворотов, после чего последний игрок становится впереди всех, и игру повторяют.

4. ЛАГЕРНАЯ СПАРТАКИАДА

Трудно представить летний отдых в пионерском лагере без спорта: без состязаний по бегу, прыжкам, метаниям, многоборьям, без сражений на футбольном поле, борьбы на волейбольных и баскетбольных площадках. Массовые спортивные мероприятия – неотъемлемое содержание двигательного режима и в учебном году. Спорт укрепляет здоровье ребят, закаляет их, делает сильными, выносливыми, смелыми, ловкими.

Лагерные условия очень содействуют занятиям спортом; здесь физкультурная и спортивная работа планируется так, чтобы ежедневно проводить интересные физкультурные занятия или 1-2 спортивных мероприятий: конкурсы, соревнования по подвижным играм, метанию, эстафетам и т. п. И главная задача здесь – придать двигательной деятельности детей стройность, превратить в увлекательный, организованный процесс физического развития.

Нет такого пионерского лагеря, в плане работы которого не было бы пункта «Спартакиада». Проведение спартакиады намечается на конец смены, т. к. она должна быть итогом всей спортивно-массовой работы. Спартакиада – это комплексное соревнование, проводимое между звеньями, отрядами по нескольким видам. Практически в любом лагере, возможно, провести спартакиаду из 3-х или более видов.

Интересен сам термин «Спартакиада». В обиходе это слово начали неправильно употреблять. Даже в том случае, когда проводится соревнование только по одному виду, его называют спартакиадой. Например, спартакиада по волейболу, спартакиада по плаванию. В чем же заключается принцип проведения спартакиады? При проведении спартакиады с включением нескольких видов спорта вожатые и физ. руководители испытывают большие затруднения в подсчете результатов. Дело в том, что каждое соревнование, включенное в спартакиаду, является командным. Поэтому задача вожатых, инструкторов по физической культуре и главных судей соревнования – объективно подвести итоги. Обычно перед лагерной спартакиадой проводится отрядная спартакиада и по ее результатам комплектуется сборная команда отряда. Программа спартакиады зависит от возраста детей, а так же учитывается популярность того или иного вида соревнования. В лагерях, которые можно отнести к разряду малых, обычно отряды не сортируются на равные, поскольку младшие могут быть обижены. Поэтому существует система уравнения шансов и больших и меньших, мальчиков и девочек при помощи таблицы.

Примечание. Цифра «4» в графе «Настольный теннис» показывает, что, если между играющими разница 2 ступени (12 и 10 лет), то старший по возрасту в каждой партии уступает младшему 4 очка, т. е. партии начинается со счета 0:4 в пользу младшего; если разница между играющими 3 ступени (т. е. 3 года), партия начинается со счета 0:6 в пользу младшего и т. д.

В крупных же лагерях, где более 15-20 отрядов, спартакиаду лучше проводить по группам – между отрядами, близкими по возрасту, хотя и здесь нельзя избежать уравнительных систем. Соревнования между младшими группами в любом по величине лагере следует проводить отдельно и по игровой программе. Примечательно, что в программу не включены игры: футбол, волейбол, гандбол, баскетбол. Дело в том, что любые споры в спортивных играх младшим недопустимы. Опыт показал: преимущество старших в силовой подготовке, как правило, дает им явное преимущество в игре. Вот почему по футболу и гандболу проводятся самостоятельные первенства лагеря между сборными командами или клубами; волейбол и баскетбол включаются в спартакиаду в старших отрядах.

В лагерной спартакиаде должно быть строго регламентированное количество участников количество участников от каждого отряда, например, каждый участник имеет право в командном счете выступать дважды.

Легкоатлетическое четырехборье – отряды выставляют команды по 8-10 человек независимо от поля, зачет проводится по 6-8 лучшим результатам; наряду с командным зачетом по каждому виду легкой атлетики существует и личный. Таким образом, выявляются как чемпионы среди возрастных групп, так и абсолютные чемпионы лагеря.

Плавание – 5 человек, зачет по 4 лучшим результатам.

Пионербол – команда из 6 человек (3 мальчика и 3 девочки) и по 2 запасных.

Настольный теннис и шахматы – по 3 человека, среди них обязательно девочка, она играет в каждой команде 3-ей ракеткой, на 3-ей доске.

Система розыгрыша соревнований по играм придумывается особо. Например, если участвует менее 4-х команд, то первенство разыгрывается по круговой системе (то есть каждый с каждым); если же более 4-х команд, то по олимпийской, но с дополнительными играми для того, чтобы определить места проигравших команд в предварительных встречах.

Несомненно, что для мальчишек и девчонок спартакиада – праздник, однако для организаторов – это тяжелый труд. Механизм спартакиады даже в маленьком лагере чрезвычайно сложен, а порой и капризен. Открытие и закрытие, судейство, ведение протоколов, уход за площадками, порядок среди зрителей и участников, награждение победителей, чествование организаторов и судей, подведение итогов, причем в минимально короткий срок – вот далеко неполный перечень обязанностей организаторов соревнования. Всему этому предшествует большая подготовительная работа.

Примерный план подготовки лагерной спартакиады:

— провести совещание организаторов и вожатых: первое – за 4-5 дней до спартакиады, второе – за 2 дня (система зачета по играм, установление формы, обсуждение программы, открытия и закрытия, награждение победителей, обсуждение вопросов, которые могут вызвать споры и т. д.);

— провести инструктивные занятия с детьми;

— обновить разметку дорожки и спортивных площадок;

— проверить состояние инвентаря, привести его в порядок;

— подготовить оформление мест соревнований: флаги, вымпелы, плакаты и т. п.;

— за день до открытия спартакиады проверить состояние мачты для спортивного флага и чаши, где обычно горит огонь спартакиады;

— подготовить грамоты, медали, ленты, сувениры для награждения и т. п.;

— собрать заявки;

— составить протоколы, установить порядок забегов, провести жеребьевк;

— подобрать музыкальную программу.

Также в плане могут быть предусмотрены и другие необходимые дела.

Для того, чтобы лагерная спартакиада прошла организованно, судьи должны заблаговременно иметь списки участников, заявки, в которых отражены условия и программа спартакиады, количество участников в каждом виде, участие каждого лишь в 2-х видах, и т. д. Заявку подписывают вожатые, председатель и физорганизатор. После этого она заверяется врачом.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Отдыхая в лагере, дети получают возможность проявлять большую активность, самостоятельность, инициативу в действиях. Лагерная смена является особым, радостным событием в жизни детей. Лагерь демонстрирует здоровый образ жизни, является своеобразной формой показа достижений в различных видах деятельности, в том числе и спорта, в проявлении таких качеств, как ловкость, быстрота, инициативность, находчивость.

Лагерная смена объединяет детей и взрослых общими переживаниями, вызывает приподнятое настроение, надолго остаётся в памяти.

Утренняя гимнастика, купание, прогулки, экскурсии, походы оказывают всестороннее влияние на физическое развитие и оздоровление организма. Разнообразные движения требуют вовлечения в работу всех мышечных групп, усиливают кровообращение, активизируют работу лёгких, способствуют повышению общего жизненного тонуса.

Также оздоровительный эффект тесно связан с положительными эмоциями детей, возникающими в процессе спортивной, игровой деятельности и благотворно влияет на психику ребёнка.

Всю воспитательную и оздоровительную работу в лагере следует проводить в соответствии с учетом возраста детей, их здоровых интересов и запросов. При этом организаторы летнего отдыха детей не должны забывать, что главная задача лагеря — обеспечить детям здоровый отдых, поэтому ни в коем случае нельзя допускать перегрузку детей различными массовыми мероприятиями в ущерб их отдыху и здоровью. Вся работа должна проводиться в соответствии с намеченным планом, центром этой работы является отряд. Учебное пособие включает основы теоретических знаний к организации и проведению физкультурно-оздоровительных мероприятий с учетом возрастных особенностей детей и подростков, методические принципы подготовки спортивных мероприятий, комплексы утренней гигиенической гимнастики, подвижные игры, программы спортивных праздников, конкурсы.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Афанасьев С. Что делать с детьми в загородном лагере / С. Афанасьев, С. Коморин. — М., 1994.

2. Байков В. П. В детском оздоровительном лагере / В. П. Байков // ФК в школе. — 1995. — № 3.

3. Крайман М. И. Туристские походы, экскурсии, краеведение в лагере с дневным пребыванием / М. И. Крайман. — М., 1990.

4. Кодыш Э. Н. Соревнования туристов. Пешеходный туризм / Э. Н. Коды5ш. М, 1990.

5. Леванова Е. А. Мастерская вожатого. Руководство для начинающих и опытных / Е. А. Леванова. — М. : Педагогическое общество России, 2003. — 176 с.

6.Мартынова Л. В. Игры и развлечения на воде / Л. В. Мартынова, Т. Н. Попкова. — М. : Педагогическое общество России, 2006. — 96 с.

7.Найминова Э. Физкультура. Методика преподавания, спортивные игры / Э. Найминова. — Ростов н/Д. : Феникс, 2003. — 256 с.

Другие рефераты по физкультуре

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Магазин автозапчастей на кетчерской часы работы
  • Лучшее мобильное приложение брокерской компании
  • Лианозово рынок продуктовый часы работы сегодня
  • Лучшие акции российских компаний для инвестиций
  • Магазин аленка в москве часы работы на тверской