Логистическая система строительной компании схема

Ложкин А.Р.

Шаламова О.В., к.э.н., доцент, (научный руководитель)

Кафедра «Экономика, управление и инвестиции»

ФГБОУ ВПО «Южно-Уральский государственный университет», г. Челябинск

Аннотация


В данной статье рассмотрены и проанализированы основные положения логистических процессов в строительной отрасли. В статье дано понятие логистическая система, дана характеристика строительной отрасли. Также в статье представлены основные задачи подсистем материально-производственного обеспечения строительных организаций, раскрыта суть внедрения логистических концепций по отдельным этапам процесса строительства. Показано влияние эффективного управления логистикой на финансовом состоянии предприятия. 

Ключевые слова: Логистическая система, логистические процессы, управление логистикой, строительная отрасль, эффективное управление логистикой.

Логистическая система — это система управления логистическими процессами, с обратной связью, работающими в единой многоуровневой структуре, с единым центром распределения ресурсов по установленным критериям эффективности их использования.

Другими словами, это система, позволяющая обеспечивать выполнение логистических операций с товаром или продукцией с оптимальными затратами на их перемещение по всей цепочке поставок в процессе достижения целей и планов бизнеса.

Чтобы использовать службу логистики как стратегический инструмент, организации необходимо четко контролировать свои затраты и источники прибыли, а самой службе необходимо выстроить цепочки поставок, которые бы соответствовали общей стратегии бизнеса.

Фрагментация и децентрализация управления логистическими процессами очень часто препятствует эффективности материальных потоков в глобальной бизнес-среде. Но также нет системы, которая могла бы достичь пика своего потенциала без эффективных инструментов измерения и регулирования результативности системы логистики.

Многие основополагающие изменения в управлении логистикой требуют стратегических финансовых решений, которые в компании финансовый директор может провести лучше всех. Многие организации испытывают недостаток централизованной системы управления процессами логистики, что в результате дает фрагментированные управленческие решения и контроль, а также неэффективное планирование продаж и операционных процессов. Позиция и аналитические способности финансового директора могут быть основой для проведения перекрестного управления функциями планирования продаж и операционных процессов.

Стоит отметить, что, с точки зрения базовых принципов построения системы внутреннего контроля, вовлекать финансового директора в процесс управления службой логистики — правильная идея. Ведь многие системы внутреннего контроля требуют именно от финансовых директоров осуществлять жесткий контроль процессов системы логистики и анализировать ее эффективность. Таким образом, подобные предъявляемые требования к финансистам предоставляют уникальную возможность внедрить лучшую мировую практику в область планирования логистических цепочек и управления рисками, интегрированных в систему корпоративного управления. Требования идентифицировать и информировать о существенных изменениях в экономических показателях компании приводит к острой необходимости понимать финансовое состояние системы управления построением логистических цепочек, включая своевременное изучение изменений в стоимости запасов и прочих обязательств и контрактов.

Рассматривая логистические процессы в строительной отрасли отметим, что строительная отрасль характеризуется:

— общими свойствами, относящимися ко всем сегментам капитального строительства, например прикрепление к земельному участку, долгосрочный период проведения строительных работ, крупные первоначальные расходы и иные аналогичные факторы;

— отличием строительства от других сегментов рынка. Строительно-монтажные организации, осуществляющие строительные работы в жилищно-гражданской сфере, чаще всего работают на местных рынках, тогда как организации, ведущие деятельность в рамках производственных строительных работ, принадлежат к региональным рынкам, поскольку они обслуживают субъекты Российской Федерации. Если рассматривать рынок промышленности строительных конструкций и технических средств, то можно сделать вывод, что этот рынок имеет межрегиональную сферу влияния.

Современная экономика требует полного пересмотра сотрудничества участников строительного процесса. В большей степени это касается материального обеспечения строительной деятельности. Ситуация, сложившаяся в строительной сфере, потребовала от изготовителей строительных материалов увеличения уровня организации сбыта готовых изделий, а от клиентов — минимизации расходов на их покупку и доставку до пункта назначения.

Основными задачами подсистем материально-производственного обеспечения строительных организаций являются:

— своевременное обеспечение процесса строительства требуемым сырьевым материалом надлежащего качества и нужного объема;

— создание благоприятной обстановки для эффективного применения материальных средств, которая заключается:

— в увеличении кадровых ресурсов путем прироста производительности труда;

— в изменении показателя фондоотдачи и оборачиваемости оборотных активов;

— в контроле за равномерной и бесперебойной работой;

— в лучшем применении вторичных материалов при последующих строительных работах;

— в увеличении эффективности инвестиционных средств и другие аналогичные мероприятия;

— анализ производственно-технологической стороны строительного процесса, а также качества строительно-монтажных работ (услуг) не только оцениваемой строительной организации, но и ее конкурентов в данной сфере деятельности, что позволяет формулировать предложения по увеличению конкурентных свойств изделий строительства.

Для выполнения поставленных задач в строительстве должно быть предусмотрено:

— осуществление маркетинговых исследований функционирования строительного рынка, проводимое по каждому отдельному субъекту строительства;

— четкое следование установленным нормам и нормативам в строительной деятельности;

— проведение мероприятий, направленных на улучшение нормирования потребности в определенных производственно-сырьевых материалах, ресурсах и уменьшение норм расхода;

— отбор возможных конфигураций оптимизации материально-производственного обеспечения процесса строительства и совершенствования проектировочных методов;

— своевременное оснащение материальным сырьем всех подсистем, включаемых в данную сферу деятельности;

— регулирование и надзор за применением производственно-сырьевых материалов;

— проведение мероприятий по обработке отходов, возникших в результате проведения строительных работ;

— оценка результативности применения как отдельных сырьевых материалов, так и строительного процесса в целом, и внедрение действий, поощряющих их рациональное употребление.

Задачей логистики является осуществление управленческих мероприятий по регулированию объемов расходов, связанных с поступлением товарного потока от исходного материального источника в виде сырьевых ресурсов, его последующей переработкой и получением клиентом готовой продукции. В то же время эффективное управление уровнем издержек возможно только в случае, если данные величины подлежат достоверной количественной оценке.

Строительную отрасль как самостоятельную единицу хозяйственной деятельности можно рассматривать через материально-техническое обеспечение стройки, поскольку для возведения строительных объектов необходимы материальные запасы, машины и механизмы, материально-техническое оснащение, предусмотренные строительным расчетом на строительно-монтажные работы в требуемом объеме.

Как известно, процедура строительного производства предполагает снабжение стройки материальными резервами в нужном размере, в обозначенные промежутки времени и надлежащего качества.

Любой процесс строительства можно подразделить на отдельные звенья, каждое из которых объединяет различные виды потоков, взаимозависимые между собой. Иными словами, любая составляющая строительного процесса включает одни и те же виды потоков, как то: материальные, финансовые, трудовые, информационные и другие виды.

На основании вышеприведенного можно сделать вывод, что логистика — это система, состоящая из различных подсистем, к которым относят логистику распределения, снабжения, производственную, сбытовую, транспортную, финансовую логистику и иные виды логистики. Поэтому логистика в строительстве может подразделяться на несколько направлений. Так, финансовая логистика в строительной сфере регулирует перемещение денежных средств, предназначенных для решения задач, связанных с приобретением, изготовлением и продажей строительных изделий, тогда как информационная логистическая служба позволяет осуществлять передачу и распространение информационных сведений в строительной сфере.

Поэтому можно утверждать, что логистическая структура формирует перемещение ресурс потоков в строительной отрасли и охватывает процессы от поступления материалов до сдачи строительных объектов, таких как здания и сооружения.

В этой связи перед логистикой ставится ряд задач, к которым, например, относятся планирование и прогнозирование потребности в строительных ресурсах, контроллинг за наличием товарно-материальных ценностей, подготовка и переработка заказов, установление порядка протекания товарного потока в пределах логистической системы и ряд других аналогичных задач.

Разграничение методологии логистики по отдельным этапам процесса строительства допускает внедрение следующих логистических концепций:

— логистика закупок, определяющая траекторию перемещения материальных потоков на стадии проведения закупочной деятельности, например производственно-технологической комплектации построек, и сопутствующие им финансовые и информационные потоковые процессы;

— производственная логистика, задачей которой является рациональное распределение потоковых процессов строительных организаций, например в период изготовления строительных устройств и механизмов, а также иных материально-производственных ценностей, проектно-конструкторских, строительно-монтажных и пусконаладочных работ;

— сбытовая логистика, создающая систему движения материальных потоков в строительной организации, а также выполняемых работ и услуг, оказываемых клиентам, направляя сопутствующие им финансовые, информационные и иные потоки в нужное русло;

— транспортная логистика, определяющая пути перемещения строительных материалов в виде потоковых процессов;

— складская логистика, специализирующаяся на перемещении и распределении товарно-материальных запасов в пределах складского комплекса. Объем сырьевых ресурсов должен соответствовать решаемым задачам.

Негативно повлиять на процесс строительства могут две ситуации:

1) когда не достает в нужном объеме строительных материалов;

2) когда строительных материалов в избытке.

Последняя ситуация особенно нежелательна в случае, если строительство осуществляется один раз.

В связи с этим главная задача логистической системы в сфере строительства состоит в систематическом руководстве всеми видами товарных потоков в хозяйственных системах.

Таким образом, свойства логистического строительного комплекса можно различать и по иным параметрам, таким как периоды инвестиционного развития, фазы жизненного цикла строительных изделий.

При этом важно знать, что количество хозяйственно независимых сторон, входящих в логистическую систему, влияет на этапы создания логистических структур, усложняя их, что обуславливает трудность применения макрологистических систем, координирующих значительные величины хозяйственных связей, по сравнению с микрологистическими структурами.

Эффективное управление логистикой положительно отражается на финансовом состоянии предприятия. Итак, оно решает сразу четыре проблемы.

Рисунок 1 — Эффективное управление логистикой

1. Уменьшает цикл обращения оборотного капитала. На основе идеальных систем заказа и регулярного выставления счетов клиентам компания может значительно оптимизировать сбор денежных средств и сократить цикл обращения рабочего капитала со стороны дебиторской задолженности. С другой стороны, проактивное управление счетами к оплате помогает минимизировать рост времени обращения рабочего капитала. Акцептируя счета к оплате после подтверждения поставки и выполняя оплату поставщикам в самый последний возможный момент, финансовый директор может максимизировать текущие активы компании в виде денежных средств на счету. Эффективное управление службой логистики влияет на существенное понижение размера необходимого рабочего капитала.

2. Понижение бизнес-рисков компании. Эффективная оптимизация общих понесенных затрат на логистику, несмотря на некоторую неопределенность логистических процессов в глобальных масштабах, помогает управлять и предотвращать вымывание корпоративного бюджета и валовой прибыли. Зачастую компании при выборе поставщика ищут только наиболее низкую цену за единицу поставляемого сырья, но забывают принимать во внимание риски, присущие мировой системе логистических цепочек поставок. На итоговые понесенные затраты влияет несколько факторов, среди них:

— повышенные транспортные расходы, возникающие из-за увеличения цен на бензин, или необходимости привлечения дополнительных экспедиторов, которые должны понижать задержки в поставках по причине низкоэффективной работы транспортных компаний на аутсорсинге;

— возрастающее время выполнения заказа, которое требует большего уровня минимального запаса сырья на складе и в пути, вследствие чего понижается способность быстро реагировать на изменения;

— потери бизнес-выгод по причине задержек в процессе длительных процедур при таможенном оформлении;

— повышение затрат на хранение запасов из-за необходимости поддерживать больший уровень минимального резерва.

3. Достижения прибыльного роста. Так как влияние на стратегическое управление службой логистики изменяет финансовые результаты, он фокусируется не только на уменьшении затрат, но и на росте выручки и доли рынка. Многие организации, управляющие цепочкой поставок, могут измерить и смоделировать понижение затрат, но только некоторые из них могут определить, как система управления логистикой влияет на продажи. Таким образом, наблюдается прекрасная позиция для анализа и измерения необходимых финансовых инвестиций в систему управления логистикой, которые необходимы для повышения продаж и доли рынка.

4. Получение ожидаемого дохода от продаж. Акционеры компании ожидают получение прогнозируемых продаж на постоянной основе. Большая часть будущей информации о спросе и предложении необходима, чтобы определить риски, связанные с системой логистики и поставок, влияющие на получение дохода. Кроме того, возможность контролировать выполнение финансового плана тесно связана с возможностью менеджмента службы логистики выполнять утвержденный бизнес-план.

Программа эффективного управления службой логистики влияет на существенное понижение размера необходимого рабочего капитала — на основе эффективных программ управления запасами со стороны поставщиков, многозвеньевых техник оптимизации запасов, основанных на системах повышения эффективности, например, таких, как 6-сигма. Это программы предлагают пути высвобождения денежных потоков и понижения уровня оборотных активов, связанных с производственным процессом.

Существуют взаимосвязи между прогнозируемыми финансовыми показателями, такими как возврат на активы, возврат на вложенный капитал, а также производственные показатели, на которые влияет качество управления системой поставок и службой логистики компании. Поэтому проактивное инвестирование и необходимые решения, позволяют достичь показателей, заложенных в бизнес-плане, используя прекрасный стратегический инструмент — службу логистики.

За последние несколько лет логистике в большинстве компаний стали уделять значительно больше времени, нежели раньше. И это неудивительно, ведь от стабильности поставок, оптимальности маршрутов зависит прибыль бизнеса. Все чаще за логистику стали отвечать финансовые директора — именно они обладают способностями, которые помогут бизнесу обрести в сфере логистики конкурентное преимущество. При этом планирование становится более понятным и позволяет предприятию оставаться в выигрыше за счет ускоренной оборачиваемости товара, снижения таможенных издержек и оперативного реагирования на запросы потребителей.

Конкуренция во всех ведущих отраслях в наши дни достигает глобальных масштабов, и потому менеджмент организаций стремится вперед, превращая простые логистические цепочки поставок из обычных обслуживающих инструментов в стратегические активы бизнеса. Такая функциональная часть компании позитивно влияет на конечный результат, в том числе на ее капитализацию. Пока не стало общепринятым фактом, что гибкость и быстрота реакции службы логистики является сегодня ключевым фактором успеха. При этом небольшое число компаний, оптимизировав службу логистики, осознали, что стратегический актив (конкурентное преимущество на рынке) был у них практически под носом.

Чтобы использовать службу логистики как стратегический инструмент, организации необходимо четко контролировать свои затраты и источники прибыли, а самой службе необходимо выстроить цепочки поставок, которые бы соответствовали общей стратегии бизнеса. Менеджменту необходимо четко понять разницу между созданием ложного имиджа «важности» службы логистики и необходимостью реального управления ресурсами и компетенциями, дабы оптимизировать логистические процессы службы и повысить их эффективность.

Фрагментация и децентрализация управления логистическими процессами очень часть препятствует эффективности материальных потоков в глобальной бизнес-среде. Но также нет системы, которая могла бы достичь пика своего потенциала без эффективных инструментов измерения и регулирования результативности системы логистики.

Многим читателям может показаться, что вероятность найти на рынке нужного профессионала, который обладал бы всеми необходимыми компетенциями в организации службы логистики, очень близка или равна нулю. И, вероятно, для вас будет сюрпризом, что такой человек уже является членом команды вашей компании и занимает кабинет финансового директора. Все больше и больше организаций признают, что набор компетенций финансистов может считаться конкурентным активом в силу специфики их деятельности и прекрасно подходит, чтобы привести службу логистики и организованные ею цепочки поставок к стратегическому уменьшению затрат и увеличению прибыли. У многих известных, крупных западных компаний, например, таких, как Home Depot, Sun Microsystems и Delta Airlines, службы логистики подчинены финансовому директору компании.

Профессиональные финансовые директора осознают, что находятся в уникальном положении, управляя службой логистики. Они являются беспристрастным лицом без эмоциональной привязанности к существующему набору логистических процессов, и кроме того, их главная ответственность — финансовый успех бизнеса. Компетентность и опыт в финансах дают солидные аналитические способности, при помощи которых можно легко оценить системные изменения в компании на глубинном уровне.

Многие основополагающие изменения в управлении логистикой требуют стратегических финансовых решений, которые в компании финансовый директор может провести лучше всех. Многие организации испытывают недостаток централизованной системы управления процессами логистики, что в результате дает фрагментированные управленческие решения и контроль, а также неэффективное планирование продаж и операционных процессов. Позиция и аналитические способности финансового директора могут быть основой для проведения перекрестного управления функциями планирования продаж и операционных процессов.

Стоит отметить, что, с точки зрения базовых принципов построения системы внутреннего контроля, вовлекать финансового директора в процесс управления службой логистики — правильная идея. Ведь многие системы внутреннего контроля требуют именно от финансовых директоров осуществлять жесткий контроль процессов системы логистики и анализировать ее эффективность. Таким образом, подобные предъявляемые требования к финансистам предоставляют уникальную возможность внедрить лучшую мировую практику в область планирования логистических цепочек и управления рисками, интегрированных в систему корпоративного управления. Требования идентифицировать и информировать о существенных изменениях в экономических показателях компании приводит к острой необходимости понимать финансовое состояние системы управления построением логистических цепочек, включая своевременное изучение изменений в стоимости запасов и прочих обязательств и контрактов.

Финансовое планирование в управлении логистикой

Резко растущие части бизнеса требуют жесткой связи между финансовыми и логистическими управленческими решениями. Короткий жизненный цикл продукта и изменения в потребительском спросе практически означают, что такие компании не могут синхронизировать управление логистическими цепочками поставок и финансовое планирование, вследствие чего, с большой долей вероятности, не достигают своих плановых показателей.

Рассмотрим пример. Компания-производитель недавно внедрила решение для интегрированного планирования продаж и операционной деятельности, окружая таким образом цепочку поставок финансовым менеджментом. Такие организации имеют централизованное управление логистическими процессами, их команды управления логистикой отличаются своей финансовой грамотностью, сотрудники участвуют в постоянных совещаниях с финансовым директором и финансовыми контролерами. Члены таких команд готовы принимать управленческие решения на основе перспективного анализа спроса и предложения, соотнесенного с прогнозом основных финансовых коэффициентов.

Таким образом, на практике команда, управляющая процессами логистики, к примеру, принимает решение понизить объем производства на одном из высокопроизводительных заводов после того, как предновогодние поставки выполнены. Система планирования продаж и операционных процессов показывает, что дополнительные поставки приведут к затариванию складов дистрибуторов и поставщиков, что в будущем может привести к вынужденному понижению цен и списанию запасов с баланса. Прежде они не могли принять такого своевременного решения, потому что менеджмент завода дал распоряжение повысить выпуск и использовать имеющиеся мощности для максимизации установленных ключевых показателей эффективности, и руководитель службы логистики не склонен рисковать, понижая уровень поставок в новогодний пик продаж. Интегрированный финансовый и логистический менеджмент дал им возможность определить уровень рисков и позитивно повлиял на конечный финансовый результат.

Примечание. Многие СВК требуют от финансовых директоров контролировать процессы логистики и анализировать их эффективность.

Роль финансового директора

Рассмотрим, как эффективное управление логистикой может помочь финансовому директору. Итак, оно решает сразу четыре проблемы.

1. Уменьшает цикл обращения оборотного капитала. На основе идеальных систем заказа и регулярного выставления счетов клиентам компания может значительно оптимизировать сбор денежных средств и сократить цикл обращения рабочего капитала со стороны дебиторской задолженности. С другой стороны, проактивное управление счетами к оплате помогает минимизировать рост времени обращения рабочего капитала. Акцептируя счета к оплате после подтверждения поставки и выполняя оплату поставщикам в самый последний возможный момент, финансовый директор может максимизировать текущие активы компании в виде денежных средств на счету.

Примечание. Эффективное управление службой логистики влияет на существенное понижение размера необходимого рабочего капитала.

2. Понижение бизнес-рисков компании. Эффективная оптимизация общих понесенных затрат на логистику, несмотря на некоторую неопределенность логистических процессов в глобальных масштабах, помогает управлять и предотвращать вымывание корпоративного бюджета и валовой прибыли. Зачастую компании при выборе поставщика ищут только наиболее низкую цену за единицу поставляемого сырья, но забывают принимать во внимание риски, присущие мировой системе логистических цепочек поставок. На итоговые понесенные затраты влияет несколько факторов, среди них:

— повышенные транспортные расходы, возникающие из-за увеличения цен на бензин, или необходимости привлечения дополнительных экспедиторов, которые должны понижать задержки в поставках по причине низкоэффективной работы транспортных компаний на аутсорсинге;

— возрастающее время выполнения заказа, которое требует большего уровня минимального запаса сырья на складе и в пути, вследствие чего понижается способность быстро реагировать на изменения;

— потери бизнес-выгод по причине задержек в процессе длительных процедур при таможенном оформлении;

— повышение затрат на хранение запасов из-за необходимости поддерживать больший уровень минимального резерва.

3. Достижения прибыльного роста. Так как влияние финансового директора на стратегическое управление службой логистики изменяет финансовые результаты, он фокусируется не только на уменьшении затрат, но и на росте выручки и доли рынка. Многие организации, управляющие цепочкой поставок, могут измерить и смоделировать понижение затрат, но только некоторые из них могут определить, как система управления логистикой влияет на продажи. Финансовый директор находится в прекрасной позиции для анализа и измерения необходимых финансовых инвестиций в систему управления логистикой, которые необходимы для повышения продаж и доли рынка.

4. Получение ожидаемого дохода от продаж. Акционеры компании ожидают получение прогнозируемых продаж на постоянной основе. Большая часть будущей информации о спросе и предложении необходима финансовому директору, чтобы определить риски, связанные с системой логистики и поставок, влияющие на получение дохода. Кроме того, возможность финансового директора контролировать выполнение финансового плана тесно связана с возможностью менеджмента службы логистики выполнять утвержденный бизнес-план.

Программа эффективного управления службой логистики влияет на существенное понижение размера необходимого рабочего капитала — на основе эффективных программ управления запасами со стороны поставщиков, многозвеньевых техник оптимизации запасов, основанных на системах повышения эффективности, например, таких, как 6-сигма. Это программы предлагают пути высвобождения денежных потоков и понижения уровня оборотных активов, связанных с производственным процессом.

 Литература

  1. Адамов Н.А., Войко А.В., Соколов П.А. Учет, анализ и аудит в строительстве. — М.: Финансы и статистика, 2012.

  2. Бродецкая Н., Бродецкий Г. Эталонное представление денежных потоков для анализа инвестиционных проектов логистических систем (часть 2) // Логистика сегодня. — 2013. — № 6.

  3. Витрянский В.В. Договор строительного подряда и иные договоры в сфере строительства. Приложение к журналу «Хозяйство и право». — 2015. — № 7.

  4. Войко А.В., Слуцкер А.И. Анализ финансового состояния строительной организации // Бухучет в строительных организациях. — 2014. — № 4.

  5. Елина Л.А. Застройщик, генподрядчик и инвестор — три в одном // Главная книга. — 2014. — № 16.

  6. Кеменев А.В. Особенности формирования и управления денежными потоками в строительстве // Бухучет в строительных организациях. — 2013. — № 5

Логистика — наука о рациональных поставках товаров и услуг от производителя к
покупателю.

Рациональность — это

Когда логист просчитывает, в какое время надо доставить товар на объект, чтобы
стройка не «встала», а водитель с грузом не добирался до нее по пробкам, тратя
время и деньги. Это когда на складе есть все в нужном количестве. Это когда при
проектировании уменьшают издержки и экономят.

Логистика — это наука об экономии

Что такое логистика в строительстве?

Логистика — это на 95% здравый смысл, на 5% техника

Это оптимизация всех процессов, которые происходят на стройке. Контроль
поставок и наличия нужных материалов, их качества, процесса разгрузки и
погрузки, построение маршрутов передвижения транспорта, привлечения
дополнительных сотрудников и многое другое.

Работа хорошего логиста видна сразу: рабочие вовремя получают необходимые
материалы и оборудование, знают, какой объект будет построен первым, а какой —
последним.

Одна из составляющих строительной логистики — складская

Складская логистика — это применение здравого смысла для повышения
грузооборота и прибыльности склада. Состоит из трех важных частей: концепции
склада или логистического проектирования, строительства и улучшения
эффективности готового склада.

Что такое концепция склада

Это основа будущего бизнеса. На этом этапе определяют, где строить склад, его
площадь, высоту потолков, пункта погрузки-выгрузки товаров, схемы движения
транспорта к ним. Также в концепции указывают, где и какие будут стоять
стеллажи, какое нужно оборудование на начальном этапе и многое другое.
Концепцию склада можно сравнить с бизнес-планом.

Что дает проектирование логистических комплексов?

1. Советы по размещению склада. Специалисты оценят и дадут вам рекомендации,
где лучше всего в вашем регионе разместить склад для маскимизации прибыли.
2. Знание окончательных затрат и сроков окупаемости. Это одно из самых ценных
знаний для подобного бизнеса.
3. Экономию на этапе строительства. Вы точно будете знать, сколько и каких
материалов вам для этого надо, какие специалисты потребуются и в какое время
оборудование и материалы доставить на объект.
4. Техническое задание для компании, которая реализует проект. Если вы будете
использовать наемную строительную компанию, то проектирование логистических
систем даст вам полноценное техническое задание для них.

Задачи складской логистики просты:
— главная — отгрузка и доставка товара клиенту;
— выбор места строительства склада;
— контроль количества товаров на складе;
— передвижение груза по территории склада;
— анализ эффективности работы склада.

Склад — это тыл любой стройки. Когда он работает правильно — скорость
строительства возрастает, поэтому надо постоянно повышать эффективность его
работы. Для этого есть специалисты, программы для складской логистики и здравый
смысл.

Зачем приглашать специалиста по складской логистике?

Его задача — оптимизировать организацию складских операций и дать свои
комментарии каждой проблеме. Он проанализирует работу склада и поможет повысить
его эффективность, наладить работу с поставщиками и клиентами, рассчитать
оптимальные маршруты доставки груза на склад и время, когда его лучше забирать.

Но логист, каким бы он ни был хорошим специалистом, не может выполнять работу
всех сотрудников на складе, поэтому для повышения эффективности внедряют
системы учета и контроля.

Программы для складской логистики

С их помощью повышают эффективность работы склада многократно. С их помощью
минимизируют человеческий фактор, ведут учет всех товаров на складе, определяют
их местонахождение, серию, размеры, срок годности и сотню других параметров,
который человек не удержит в уме.

Какую использовать каждый владелец склада или приглашенный специалист решают,
исходя из особенностей помещения, грузооборота, количества персонала и других
исходных данных.

На что обращать внимание при выборе системы?

1. На скорость внедрения. Если программа хороша, но окончательное внедрение
складской системы занимает несколько месяцев — это повод многократно подумать
перед ее покупкой. Возможно, потеря за время внедрения превысят прибыль,
которую принесет программа в ближайший год.
2. На техническую поддержку. Периодически софт ломается, работает неправильно
и некорректно. Перед приобретением стоит прочитать отзывы в интернете о
программе, узнать условия и длительность технической поддержки.
3. На конечную стоимость. Одна программа стоит 50 000 за копию, другая —10
000. У первой «все включено», у второй только базовый функционал, все нужные
модули надо покупать отдельно. Заранее узнайте, что входит в стоимость
лицензии, а какие функции продают отдельно.

Итого

— Логистика учит экономить.
— Строительство склада надо начинать с проекта.
— Приглашенный логист способен увеличить эффективность работы склада в
несколько раз.
— Программы для логистики заменяют собой людей, минимизируют ошибки и
позволяют повысить грузооборот.
— Логистика в проектировании — это разработка концепции будущего склада,
создание технического задания, автомобильных маршрутов, точек погрузки-выгрузки.

Строительное производство, в частности возведение новых объектов недвижимости различного назначения, является сложным и многоэтапным. Этот процесс начинается с проектирования объекта и завершается его реализацией на рынке недвижимости.

В связи с этим, строительное производство объективно и наилучшим образом «вписывается» в потоковую концепцию логистики. Вследствие этого инструментарий логистики получает широкое распространение в строительстве.

Весь процесс строительства есть не что иное, как логистическая цепь, состоящая из следующих звеньев:

  • звено I – изыскательские работы на месте будущего объекта;
  • звено II – проектирование объекта;
  • звено III – выбор подрядчика и субподрядчиков;
  • звено IV – материально-техническое снабжение строительства;
  • звено V – нулевой цикл и подготовка территории к застройке;
  • звено VI – возведение объекта – изготовление строительной продукции;
  • звено VII – реализация готовой строительной продукции на рынке недвижимости.

Все перечисленные звенья логистической цепи выполняются в последовательно-параллельном режиме, характеризуются различной трудоемкостью и длительностью выполнения работ.

Поскольку все звенья образуют систему, то каждое звено, имея свою цель, «работает» на достижение общей цели данного строительного производства, а именно: возмещение понесенных затрат и получение прибыли путем реализации готового объекта на рынке недвижимости. В этом смысле все звенья цепи являются равнозначными, однако ключевое положение занимает непосредственный процесс возведения объекта. Этот процесс соответствует двум звеньям – нулевому циклу (звено V) и изготовлению строительной продукции (звено VI). Указанные звенья локализованы на строительной площадке.

Логистическая система – это сложная, организационно структурированная экономическая система, которая состоит из элементов, взаимосвязанных в едином процессе управления материальными и сопряженными с
ними потоками в соответствии с целями логистики.

Основная задача, стоящая перед строительными компаниями – это построение оптимальной логистической системы, включающей в себя как управляющую так и управляемую подсистемы.

Интересно

С точки зрения логистики, каждый субъект строительного производства одновременно является источником и
приемником строительных потоков – инвестиционных, финансовых, материальных, энергетических, информационных. Следовательно, каждое предприятие есть определенный пункт в системе строительных потоков, а поэтому возникает необходимость в оценке рациональности траекторий указанных потоков с последующей их оптимизацией.

Логистическая система управления строительным производством представлена на рис. 6.1.

Логистическая система управления строительным производством

В представленной логистической системе можно выделить основные элементы.

Управляющая система:

  • модель строительства – это отображение готового объекта в виде проекта, согласованного как с заказчиком и инвестором, так и с государственными органами и включает необходимую техническую и организационную документацию выполнения строительно-монтажных работ;
  • принимаемые решения в форме управляющих воздействий, т. е. менеджмент соответственно принятому на данном предприятии разделению управленческого труда.
  • ограничения, которые включают в себя ограничения финансовых средств, материальной базы, производственных мощностей, трудовых ресурсов, требования архитектурного и строительного надзора, экологических требований и др.

Управляемая система:

  • «вход» системы, т. е. потоки, поступающие на данное предприятие, прежде всего строительных материалов, через процесс закупок;
  • внутреннее состояние системы – внутрипроизводственные потоки, в том числе незавершенное производство, величина и структура запасов, нормативно-справочная информация, интеллектуальная собственность и др.;
  • «выход» системы, выходящие потоки в натурально-вещественной форме, т. е. в форме готового объекта, поступающего через процесс продажи на рынок строительной продукции (рынок недвижимости);
  • инфраструктурная поддержка деятельности данного предприятия – деятельность обслуживающих и обеспечивающих систем.
  • также к элементам управляемой системы следует относить используемые строительными компаниями систему поставок «точно в срок» и использование производственно-технологической комплектации.

Важно отметить, что на стройплощадке концентрируются составляющие производства: «труд – орудия труда – предметы труда».

Все составляющие строительного производства определяют затраты живого и овеществленного труда.

Ключевое положение строительной площадки в логистической цепи обусловлено тем, что на ней создается порядка 60–90% стоимости готовой строительной продукции.

  1. Логистика в системе организации материально-технического обеспечения в строительстве

Рассмотрение
строительного комплекса в целом и
составляющих
его компонентов позволяет сделать
вывод, что строительство
можно отнести к системе, включающей
совокупность взаимосвязанных
и взаимообусловленных потоков. Основными
из них
являются: потоки информации,
материально-технических и
финансовых ресурсов и др.

Известно,
что для достижения необходимых результатов
по сокращению сроков строительства
зданий и сооружений, улучшению
их качества с приемлемыми затратами в
первую очередь требуется
оптимизация и рационализация указанных
и других экономических
потоков. В строительных организациях
и предприятиях
строительной индустрии экономическими
потоками можно
считать взаимосвязанные и взаимообусловленные
процессы
движения собственных и привлеченных
ресурсов для достижения
их целей.

Строительство
как система воспринимается в первую
очередь через
материально-техническое обеспечение
стройки. Для того чтобы
построить любые здания и сооружения,
необходимы в нужном
количестве строительные материалы,
конструкции и изделия,
сырье и технологическое оборудование
и др., которые предусмотрены
проектом на строительно-монтажные
работы. Процесс
организации строительного производства
предусматривает
четкую поставку этих ресурсов в заданном
объеме, указанные сроки и соответствующего
качества. Опыт работы различных
производств в стране и за рубежом
показывает, что для решения
подобных задач применяется логистика.

В
терминологическом словаре имеется
следующее определение
логистики. Логистика

наука о планировании, контроле и
управлении транспортированием,
складированием и другими материальными
и нематериальными операциями в процессе
доведения
сырья и материалов до производственного
предприятия,
внутризаводской переработки сырья,
материалов и полуфабрикатов,
доведение готовой продукции до потребителя
в соответствии
с интересами и требованиями последнего,
а также о передаче, хранении и обработке
соответствующей информации.

При
этом основными объектами исследования
являются: издержки логистические,
информационный поток, логистическая
система, логистическая функция,
логистическая цепь, логистические
операции, материальный поток и др.
Логистика охватывает
ряд взаимосвязанных разделов, в том
числе логистику снабжения,
логистику производства, логистику
сбыта, логистику транспорта
и др. В рамках логистических систем
решается ряд задач
и их комплексов, включая прогнозирование
потребности в строительных материалах
и контроль за состоянием запасов, сбор
и обработка заказов, определение
последовательности и звенности
продвижения материального потока по
логистической
цепи и т.п.

Логистические
системы строительства следует
рассматривать в
контексте общей теории логистических
систем. По
видам потоков логистические системы
можно разделить на
следующие: материальные,
финансовые, информационные
потоки
и
потоки
трудовых ресурсов.

Логистические
системы материальных потоков, или,
другими
словами, материальные логистические
потоки опосредуют все
движения материальных ресурсов
строительных организаций
и предприятий (фирмы) от их закупок до
сбыта готовой продукции
(здания и сооружения).

Логистическая
система финансовых потоков (или финансовая
логистическая система) опосредует все
движения финансовых
ресурсов, связанных с производством и
реализацией строительной
продукции.

Логистическая
система информационных потоков
(информационная логистическая система)
опосредует процессы как простого, так
и расширенного воспроизводства
строительной фирмы.

Логистическая
система потоков трудовых ресурсов
(трудовая логистическая система)
опосредует все разнообразие их миграции
в строительной фирме.

В
соответствии с дифференциацией логистик
по стадиям строительного
производственного цикла можно
рассматривать такие
логистические системы, как:

  • системы
    закупочной логистики, которые организуют
    потоки закупок материально-технических
    ресурсов и производственно-технологической
    комплектации строек, а также сопровождающие
    потоки финансовых, информационных и
    трудовых ресурсов;

  • системы
    предпринимательской (производственной)
    логистики,
    которые организуют потоки ресурсов
    предприятий стройиндустрии
    и строительной фирмы в процессе
    производства строительных конструкций,
    изделий и других материалов,
    проектно-конструкторских,
    строительно-монтажных и пусконаладочных
    работ;

  • системы
    распределительной (сбытовой) логистики,
    которые организуют
    потоки готовой строительной продукции,
    работ и
    услуг,
    предоставляемых потребителям, а также
    сопровождающие
    их потоки финансов, информации и трудовых
    ресурсов;

  • системы
    транспортно-складской логистики,
    которые организуют грузопотоки и
    внутрискладские потоки строительной
    фирмы.

Классификацию
логистических систем строительной
фирмы можно
продолжить и по другим признакам,
например таким, как
стадии инвестиционного процесса, этапы
жизненного цикла
строительной продукции и т.п.

Процессы
формирования логистических систем тем
сложнее, чем
больше экономически независимых
субъектов включено в логистическую
цепь. В этом смысле относительно более
сложными
представляются макрологистические
системы, чем микрологистические.
По характеру организационно-экономической
интеграции
субъектов макрологистической системы
выделяют вертикальные,
горизонтальные и конгломерантные
системы. Логистическая
деятельность базируется на трех основах:
техника как совокупность всех технических
средств и оборудования, сопровождающих
материальные ресурсы, информация как
совокупность
всей статистической и динамической
информации о движении
материальных и нематериальных потоков
в системах,
экономика предприятия и отрасли.

Предметом
логистики является комплексное управление
всеми
материальными и нематериальными потоками
в системах.

Логистика
охватывает как сферу производства, так
и сферу обмена
материальных благ (подсистема
материально-технического
снабжения и сбыта продукции). Она нацелена
на создание и
контроль деятельности единой системы
управления производством
и маркетингом, финансовыми и экономическими
расчетами
и обработкой необходимой информации.

Будучи
одним из крупнейших субъектов конечного
потребления материальных ресурсов,
строительный комплекс в наибольшей
степени должен быть заинтересован в
эффективных формах
их приобретения в рациональном
использовании.

Решение
этих задач применительно к разным видам
ресурсов
имеет свою специфику. Для машин и
оборудования, подлежащих
монтажу, используемых в процессе
выполнения строительных
работ, наиболее эффективной является
лизинговая форма
приобретения. Ее развитие в Украине в
условиях ограниченных
инвестиционных ресурсов и платежного
кризиса особенно актуально.
Кроме того, для машин и оборудования,
подлежащих
монтажу, это организация поставок с
максимальным приближением
к моменту сдачи техники на монтаж.

Для
материалов, строительных конструкций
и деталей первостепенное
значение имеет рационализация материальных
потоков
с целью минимизации связанных с ними
затрат, что npeдопределяет
целесообразность и необходимость
применения логистики
как эффективного научного инструментария
управления
формированием и движением материальных
потоков.

Рынок
строительных материалов и отрасль
капитального строительства
составляют сейчас сегменты
хозяйственно-экономического
комплекса Украины, в которых сложились
условия, достаточные
для продвижения логистической политики.

Наиболее
высокий уровень конкуренции наблюдается
на рынке
строительных материалов по сравнению
с другими рынками
средств производства.

Предприятия
промышленности строительных материалов
и строительной индустрии располагают
значительными резервами
неиспользуемых производственных
мощностей, и многие во имя
их полной загрузки готовы к сотрудничеству
с покупателями,
исходя из удовлетворения повышенных
требований со стороны спроса.

В
инвестиционном процессе значительная
часть материального потока формируется
внутри строительного комплекса и
полностью, зависит от действий звеньев
и подразделений этого комплекса,
выбора ими рациональных решений и их
последовательной
реализации.

Материальный
поток в строительстве, начинаясь за ее
пределами,
завершается моментом использования
материальных ресурсов
в процессе создания (обновления, ремонта)
основных фондов. В промышленности же
материальный поток не завершается
созданием готовой продукции в данном
производстве, а лишь
трансформируется его движение в другое
производство в качестве
элемента оборотных фондов. Поэтому
применение логистики
не распространяется на продукт труда.

Имея
четко выраженную продуктивную
неоднородность в процессе
строительного цикла, состав материалов
на каждой стадии
цикла изменяется (при устройстве
фундаментов, возведении
стен, выполнении кровли, внутренних
работах, строительстве
коммуникаций и т.п.). Поэтому для каждого
этапа строительного
цикла необходимы адекватные ей
логистические решения.
Если в промышленности отправным моментом
для логистического
решения является продукт, то в строительстве
это стадия
строительного цикла.

Материальный
поток в строительстве непрерывно меняет
свою
пространственную направленность по
мере перемещения производства работ с
одного объекта на другой или разветвляется
в пространстве при одновременном
возведении нескольких объектов.
Из этого следует, что по одним и тем же
материалам производитель работ должен
использовать различные логистические
решения, что не исключает их совпадение
в сходных условиях.

Важной
составной частью поиска эффективных
решений в области
материально-технического обеспечения
является построение
рациональных логистических решений,
т.е. определение
состава и характера деятельности
хозяйственных структур, участвующих
в движении материального потока. При
определенных
условиях целесообразно удлинение
логистической цепи, включение в нее
торговых посредников. В особенности
это относится
к процессу материально-технического
обеспечения малого
бизнеса, получившего в Украине широкое
развитие именно в
строительстве.

Специфическим
для строительства промежуточным звеном
логистической
цепи являются подразделения
производственно-технологической
комплектации.

В заключение
следует отметить следующее.

Переход
к рыночной экономике в корне изменил
характер взаимоотношений
в строительном комплексе, в том числе
в области
его материального обеспечения. Состояние
спроса со стороны строительного комплекса
и ценовая политика поставщиков стали
основными факторами конъюнктуры рынка
строительных
материалов. В условиях экономики
рыночного типа главной проблемой для
поставщиков стала организация сбыта
продукции, а для потребителей —
минимальные затраты на ее приобретение.

Перед
строительным комплексом (крупнейшим
субъектом конечного
потребления материальных ресурсов)
стоят задачи выбора эффективных форм
их приобретения и рационального
использования. По машинам и оборудованию
в решении этих задач
большая роль принадлежит развитию
лизинга, по материалам
и строительным конструкциям — эффективной
организации
материальных потоков, что связано с
применением в практике
материального обеспечения методов
логистики.

5

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Логистические программы для транспортных компаний
  • Логистические хабы транспортная компания контакты
  • Логотип организации правильное название реквизита
  • Логотипы транспортных компаний по грузоперевозкам
  • Лодэ медицинский центр независимости время работы