Лизинговые компании относятся к банковским организациям

1. Лизинговые компании (фирмы) — коммерческие организации (резиденты Российской Федерации или нерезиденты Российской Федерации), выполняющие в соответствии с законодательством Российской Федерации и со своими учредительными документами функции лизингодателей.

(в ред. Федерального закона от 29.01.2002 N 10-ФЗ)

2. Учредителями лизинговых компаний (фирм) могут быть юридические, физические лица (резиденты Российской Федерации или нерезиденты Российской Федерации).

(в ред. Федерального закона от 29.01.2002 N 10-ФЗ)

3. Лизинговая компания — нерезидент Российской Федерации — иностранное юридическое лицо, осуществляющее лизинговую деятельность на территории Российской Федерации.

(в ред. Федерального закона от 29.01.2002 N 10-ФЗ)

4. Лизинговые компании имеют право привлекать средства юридических и (или) физических лиц (резидентов Российской Федерации и нерезидентов Российской Федерации) для осуществления лизинговой деятельности в установленном законодательством Российской Федерации порядке.

(в ред. Федерального закона от 29.01.2002 N 10-ФЗ)

5. Руководителем (лицом, выполняющим функции единоличного исполнительного органа), членом совета директоров (наблюдательного совета), членом коллегиального исполнительного органа, а также главным бухгалтером лизинговой компании (фирмы) не может являться лицо, имеющее неснятую или непогашенную судимость за преступление в сфере экономической деятельности или преступление против государственной власти.

(п. 5 введен Федеральным законом от 28.06.2013 N 134-ФЗ)

В октябре Объединенная лизинговая ассоциация (ОЛА)[1] провела главное профессиональное событие для российского юридического лизингового сообщества — 15-ю ежегодную конференцию «День юриста лизинговой компании — 2020». В этом году конференция прошла онлайн. Важным моментом стало обсуждение консультативного заключения Большой коллегии Суда Евразийского экономического союза (ЕАЭС) о том, нужно ли признавать лизинговые компании некредитными финансовыми организациями. Как оно повлияет на дальнейшее развитие регулирования отрасли? Ответы на эти вопросы и основные итоги конференции — в материале, подготовленном совместно с ОЛА.

В 2016 году Национальный совет по финансовой стабильности под председательством первого заместителя Председателя Правительства Игоря Шувалова принял решение о необходимости введения регулирования на рынке лизинга. В январе 2019 года Госдума приняла в первом чтении проект Федерального закона «О внесении изменений и дополнений в законодательные акты РФ в части регулирования деятельности специальных субъектов лизинговой деятельности» (№ 586986-7). Однако до сих пор ситуация остается неопределенной, лизинговая отрасль все еще находится на развилке.

На дальнейшее формирование подходов к регулированию лизинговой отрасли может повлиять консультативное заключение Суда ЕАЭС, выпущенное в июле 2020 года. Основные его выводы:

1) услуги лизинговых компаний, не являющихся банками, входят в предмет регулирования Протокола по финансовым услугам (приложение № 17 к Договору о Евразийском экономическом союзе);

2) введение пруденциального регулирования лизинговой деятельности, осуществляемой лизинговыми компаниями, не являющимися банками, в том числе в установлении требований к минимальному размеру собственного капитала, финансовых нормативов и отчетности, соответствует Союзному договору;

3) государство  член Союза при введении пруденциального регулирования вправе устанавливать особенности налогообложения прямыми налогами.

Консультативное заключение Суда ЕАЭС — весомый аргумент в пользу позиции Центробанка о необходимости признания лизинговых компаний некредитными финансовыми организациями. Однако заключение носит рекомендательный характер и не возлагает обязанности по его исполнению на страны  участницы ЕАЭС.

К заключению суда ЕАЭС приложены мнения судей, участвовавших в рассмотрении вопроса. Например, судья Татьяна Нешатаева считает, что финансовый лизинг состоит из двух групп правоотношений: привлечения финансирования для приобретения предмета лизинга и передачи предмета лизинга в аренду лизингополучателю. Странно, что лизингом считаются лишь отношения, первоначально связанные с заемными кредитными средствами, а передача в наем оборудования за плату относится к классическим арендным отношениям и в отсутствие отношений займа, кредита эти отношения не могут считаться лизингом. Таким образом, считает Татьяна Нешатаева, лизинговые услуги, оказываемые не банковскими организациями, должны регулироваться Протоколом № 17 по финансовым услугам (приложение № 17).

Иное мнение у судьи Дениса Колоса: финансовый лизинг, осуществляемый иными, кроме кредитных, организациями-субъектами, регулируется правилами Протокола о торговле услугами, учреждении, деятельности и осуществлении инвестиций (приложение № 16 к Договору о Евразийском экономическом союзе). Протокол по финансовым услугам применяется, только если услуги оказываются определенными указанными в нем субъектами: банками, лицами, работающими на рынке ценных бумаг и страхования. Именно это имели в виду авторы протокола № 17 при разработке документа, но Суд их позицию не учел. Соответственно, лизинговые компании не входят в этот перечень, а финансовый лизинг не попадает в предмет регулирования протокола.

Денис Колос в своем мнении указал на логическое противоречие в консультативном заключении. В протоколе достаточно четко прописаны вопросы регулирования деятельности в банковском и страховом секторе, а также на рынке ценных бумаг. Однако непонятно, как применять эти положения к лизинговым компаниям, которые не являются участниками ни одного из этих секторов. И еще один важный момент: установление не существовавших ранее пруденциальных требований ухудшает условия взаимного доступа на рынки стран — участниц Союза по сравнению с правовым регулированием, действовавшим при подписании договора. Это нивелирует принципы поэтапной либерализации, на которых строится Евразийская интеграция, и является нарушением статей 66 и 67 договора как основополагающего акта Союза.

Судья Константин Чайка считает, что предмет регулирования Протокола по финансовым услугам определен исчерпывающе и не может быть расширен за счет включения в него новых финансовых услуг. Поскольку протокол вводит специальные нормы по отношению к самому договору, то, соответственно, нельзя расширительно толковать нормы, которые приведены в протоколе. Таким образом, лизинг, оказываемый не банками, не попадает под регулирование протокола о финансовых услугах.

С точки зрения Константина Чайки, применение мер пруденциального регулирования в отношении услуг финансового лизинга, оказываемых банками, обусловлено происхождением денежных средств, инвестируемых в приобретение предмета лизинга, и направлено на защиту прав и законных интересов вкладчиков, а не участников лизинговых правоотношений. Подобное уяснение цели пруденциального регулирования исключает его применение к деятельности лизинговых компаний, не являющихся банками, поскольку при приобретении предмета лизинга они не используют денежные средства, привлекаемые во вклады и депозиты.

Сейчас российский законопроект о регулировании лизинговой отрасли готовится к рассмотрению во втором чтении с учетом заключения Суда ЕАЭС в поддержку признания лизинговых компаний некредитными финансовыми организациями. Таким образом, требование о включении в реестр может быть распространено на все лизинговые компании, и если организация в течение переходного периода не вошла в реестр или была исключена из него, она должна незамедлительно прекратить лизинговую деятельность. Соответственно, компания не может работать с заключенными ранее договорами, которые придется расторгнуть либо продать.

Однако, по мнению ОЛА, этот запрет может привести к дестабилизации рынка. Также существует риск ухода с рынка небольших региональных компаний, не попавших в реестр по тем или иным причинам.

Еще один элемент реформы, предложенный Центральным банком, — обязательное требование учета по единому плану счетов (ЕПС) для некредитных финансовых организаций. Затраты по переходу на учет по ЕПС оцениваются в 0,5% годовой выручки компании, требования к собственному капиталу, предусмотренные новым законопроектом, оставлены без изменений, переходный период составит два года.

ОЛА считает, что переход на ЕПС не является оптимальным решением и не позволит достичь тех целей, о которых заявляется в реформе, поскольку он не охватывает весь рынок, оставляет без внимания дочерние компании, оказывающие арендные услуги, и не дает регулятору полной картины. При этом переход на ЕПС связан с полной заменой учетных систем лизинговой компании, средний срок их замены составит не менее двух лет. В ситуации, когда лизинговые компании с 1 января 2022 года обязаны перейти на ФСБУ 25/2018 «Бухгалтерский учет аренды»[2], для перехода на ЕПС следует делать перевод не раньше чем через три года после перехода на этот стандарт.

Кто должен быть регулятором лизинговой отрасли?

Основная задача регулирования лизинговой отрасли — не только транспарентность, но и увеличение объема инвестиций в реальный сектор экономики. Лизинг должен стать инвестиционным инструментом, посредством которого государственные субсидии распределяются адресно наиболее доступным и эффективным образом. С этой точки зрения адекватным регулятором для лизинговой отрасли является Министерство экономики. Такое предложение сделали Российский союз промышленников и предпринимателей, Подкомитет по лизингу при Торгово-промышленной палате, Российская торгово-промышленная палата и другие общественные объединения. А контрольно-надзорную функцию нужно делегировать другому органу, считают представители бизнеса. Регулирование должно стать продуктом взаимодействия государства, бизнеса и потенциального регулятора, то есть изначально учитывать интересы всех сторон.

Как защитить физлиц от злоупотреблений при возвратном лизинге?

При работе над законопроектом по лизингу важно учитывать актуальную проблему возвратного лизинга для физических лиц. Сложившаяся на рынке ситуация свидетельствует о необходимости введения ограничений в данной сфере. С 2019 года часть ломбардов, микрофинансовых организаций занялись возвратным лизингом для физлиц, выйдя из-под контроля Банка России. Клиенту предлагаются заемные средства с оформлением возвратного лизинга на имущество, а в случае неплатежеспособности клиента предмет лизинга изымается по решению суда. Данная практика требует комплексной оценки и принятия мер на государственном уровне.

Возвратный лизинг для физлиц оказался востребован во время пандемии, предоставляя бизнесу возможность реструктуризации долга. Однако существуют риски, что под видом реструктуризации вырастет практика недобросовестных займов и кредитов для физлиц с использованием жилья в качестве обеспечения. А использование в названии договора слова «лизинг» позволит не выполнять обязательные требования к потребительским кредитам и займам под залог жилой недвижимости. Посредничество брокеров в данной схеме существенно снижает сумму средств, фактически полученных клиентом по договору, также в цену договора возвратного лизинга включается выкупная стоимость и плата за временное владение и пользование предметом лизинга, что также противоречит интересам клиента. Лизинг не должен быть средством обхода существующих законодательных ограничений. Сложившаяся практика является аргументом Центробанка в пользу ужесточения контроля в данной сфере.

По мнению ОЛА, бизнес по предоставлению денежных средств для физических лиц должен иметь законные ограничения и не развиваться в хаотичном порядке, как это происходит сейчас. Недвижимое имущество жилого назначения должно полностью выйти из сферы этой деятельности и не должно использоваться в качестве предмета лизинга. Введение бизнес-модели возвратного лизинга в законное русло положительно отразится и на правах потребителей, и на судебной практике классического лизинга.

Что еще обсудили на конференции?

Спикеры конференции говорили про инновационные технологии — от новых предметов лизинга до роботизированной проверки правовых вопросов. Так, был озвучен опыт успешного внедрения инновационных технологий в ключевые юридические процессы, когда функции сотрудника юридической службы по экспертизе правоспособности корпоративных клиентов выполняет робот-юрист. Проведение данной проверки имеет ключевое значение для любой финансовой организации, поскольку допущенные ошибки могут повлечь значительные материальные и репутационные риски.

Важной информацией стал обзор моратория на банкротство и его влияние на права лизингодателя. 1 апреля 2020 года в Законе о банкротстве появилась ст. 9.1, согласно которой для обеспечения стабильности экономики в исключительных случаях Правительство вправе ввести мораторий на возбуждение дел о банкротстве по заявлениям, подаваемым кредиторами. Основная цель  поддержать должников, оказавшихся в сложной ситуации по ряду непредвиденных причин, одной из которых стала эпидемия коронавируса.

Оживление участников онлайн-конференции вызвала проблема расчетов старого и нового лизингополучателя в ситуациях замены лизингополучателя в договоре, а также проблемы квалификации лизинговых платежей при долгой передаче предмета лизинга (длительная поставка, монтаж, просрочка) для налоговых целей. Основная проблема лежит в плоскости различия гражданско-правовых квалификаций и налоговой квалификации лизинга.

В ходе конференции был проведен обзор актуальной практики Верховного суда в сфере лизинга. За прошедший год Верховный суд сформировал несколько правовых позиций, которые следует учитывать в практике лизинговых компаний. Они в частности, касаются, последствий непоставки лизингового имущества, существенного нарушения требований к качеству актива, его повреждения или утраты, а также хранения после расторжения договора лизинга.

Участники конференции обсудили перспективы применения Федерального закона № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма», спорные вопросы реализации сделок возвратного лизинга, проблематику расторжения договора лизинга и выбора надлежащего способа защиты прав лизингодателя, в частности процедур взыскания периодических лизинговых платежей и изъятия имущества. Также прозвучал доклад, посвященный вопросам оценки изъятого имущества в судебной практике столицы и регионов.

Подробнее об итогах конференции можно прочитать на сайте ОЛА здесь: http://assocleasing.ru/novosti/663


[1] ОЛА является крупнейшим Российским профессиональным объединением участников лизинговой отрасли, представляющим интересы 101  компании, объем бизнеса которых составляет около 80% официального рынка лизинга России. ОЛА представляет лизинговую отрасль РФ в Европе, являясь членом Европейской конфедерации лизинговых ассоциаций (Leaseurope).

[2] С 1 января 2022 года вступает в силу ФСБУ «Бухгалтерский учет аренды», утвержден приказом Минфина России от 16 октября 2018 г. № 208н. Он затронет бухгалтерский учет арендных отношений в РФ, уже сейчас лизинговым компаниям нужно активно готовиться к введению нового стандарта.

Финансовые организации в качестве основной цели своей деятельности рассматривают привлечение свободных денежных средств граждан и предоставление денежных средств в долг тем, кто в них нуждается.

К финансовым организациям относят:

  • банки;
  • страховые компании;
  • пенсионные фонды;
  • кредитные союзы;
  • инвестиционные фонды, компании по доверительному управлению средствами инвесторов;
  • брокерские компании;
  • дилерские компании;
  • фондовые биржи.

Рассмотрение деятельности финансовых организаций мы начнём с банков, ведь среди населения наиболее востребованы услуги именно этих финансовых организаций.

К основной деятельности банков относят:

  • кредитные услуги (предоставление кредитов на различные цели);
  • расчётные операции (осуществление необходимых платежей по поручению держателей, вкладчиков и т. д.);
  • кассовые операции (приём и выдача денежных средств и ценностей через операционную кассу);
  • комиссионные операции (выдача клиентам банка поручений по операциям, связанным с куплей-продажей); 
  • курсовые операции (покупка и продажа иностранной валюты и ценных бумаг);
  • финансовые операции.

Обрати внимание!

К банковским организациям относятся также специальные клиринговые учреждения и лизинговые компании.

Клиринг (от англ. clear — «очищать») — система безналичных расчётов между странами, компаниями.

Клиринговые учреждения дают своим клиентам гарантии своевременного проведения расчётов, передачи расчётно-денежных документов, выписок по счетам.

Лизинговая компания приобретает в собственность конкретное имущество и передаёт его в пользование третьему лицу на длительный срок за плату. При этом у получателя имущества есть возможность выкупить данное имущество, расплачиваясь за него частями (в рассрочку).

В зависимости от выполняемой роли и предназначения аккумуляции сбережений населения небанковские кредитно-финансовые организации могут быть:

  • страховыми компаниями;
  • пенсионными и благотворительными фондами;
  • кредитными союзами;
  • инвестиционными компаниями; 
  • ссудо-сберегательными ассоциациями; 
  • финансовыми компаниями.

Страховые компании формируют за счёт предприятий, организаций и населения денежные фонды, средства которых в основном предназначены для выплат страховых возмещений ущерба при наступлении определённых событий (страховых случаев).

Пенсионные фонды призваны организовывать сбор и накопление денежных средств, предназначенных для пенсионного обеспечения граждан. По форме собственности пенсионные фонды могут быть негосударственными и государственными. 
 

Благотворительные фонды обычно не связаны с коммерческой деятельностью. Они, как правило, направлены на решение гуманитарных проблем и поддержку социально значимых инициатив. Созданные благотворительные фонды могут финансировать образование (университеты, колледжи, школы), научно-исследовательские институты, центры искусств, церкви, различные общественные организации, а также оказывать помощь гражданам, попавшим в трудную жизненную ситуацию.

Кредитные союзы создаются как кооперативные организации, которые накапливают сбережения своих членов и обеспечивают взаимное кредитование. Объединение граждан в такие союзы может происходить по профессиональным, религиозным, территориальным или другим признакам.

Инвестиционные компании выделяются тем, что, выпуская собственные ценные бумаги, они накапливают денежные средства населения и других инвесторов, которые пускают в работу.

Ссудо-сберегательные ассоциации — это организации (кредитные учреждения), основной деятельностью которых является привлечение денежных средств населения с целью долгосрочного кредитования, покупки или строительства жилья.

Финансовые компании специализируются на кредитовании продажи потребительских товаров. Кроме того, они могут быть созданы как отдельные структурные подразделения, филиалы, дочерние предприятия банков, страховых компаний и промышленных фирм — производителей потребительских товаров. Финансовые компании могут применять различные схемы кредитования, в некоторых случаях они могут осуществлять лизинговые операции.

Компании, занимающиеся финансовой деятельностью на правах посредника, называются брокерскими.

Брокерская компания — это компания, которая покупает или продаёт ценные бумаги по поручениям клиентов. За свой счёт брокерская компания сделок не заключает.

Следующей разновидностью финансовых организаций являются дилерские компании.

Дилеры — это компании или физические лица, являющиеся представителями между производителем и потребителем.

Дилер в сфере фондового и валютного рынка рассматривается как коммерческая или государственная организация, оформляющая куплю-продажу акций от своего имени и за свой счёт.

Фондовая биржа — это организация, которая осуществляет деятельность по проведению торгов разнообразными ценными бумагами.
Фондовая биржа организует спрос и предложение различных ценных бумаг, способствует заключению соответствующих сделок.
 

Обрати внимание!

Сама биржа и её персонал не совершают непосредственных сделок с ценными бумагами, а создают необходимые условия для их совершения. 

Валютная биржа — это место, где осуществляется свободная купля-продажа иностранной валюты.

Вопрос развития лизинговой отрасли уперся в то, кто будет заниматься ее регулированием. Минфин и ЦБ настаивают на поднадзорности всего рынка Банку России с жесткими ограничениями по отношению к его участникам. Крайне либеральный проект депутата Евгения Шулепова, в котором отсутствуют многие базовые требования к лизинговым компаниям, предполагает передачу регулирования незначительной части рынка федеральному органу исполнительной власти, которым может стать Минэкономразвития.

Минфин и Банк России направили критические отзывы на проект поправок к закону «О лизинге», разработанный депутатом от «Единой России» Евгением Шулеповым (с ними ознакомился “Ъ”, их отправку подтвердили в ЦБ и Минфине, а получение — господин Шулепов). Критику вызвало, в частности, отсутствие, по выражению Минфина, «целого ряда концептуальных положений регулирования лизинговой деятельности» — например, требований к минимальному размеру капитала компаний, полномочий ее регулятора по контролю и надзору за ними, положений по введению саморегулирования в отрасли. «Проект не предусматривает меры по повышению транспарентности лизинговой деятельности»,— отмечает ЦБ. К тому же предложение господина Шулепова «увязывает получение статуса специального субъекта лизинговой деятельности (тех, кто попадает под регулирование.— “Ъ”) с получением адресных мер государственной поддержки», а это касается узкой группы компаний, «находящихся в прямой собственности правительства», опасаются в Банке России. «Депутатские поправки ограничивают круг субъектов регулирования несколькими компаниями, в то время как правительственная версия охватывает около 80% легального рынка лизинга»,— утверждает представитель ЦБ.

Предложенный Евгением Шулеповым документ является альтернативной версией соответствующих поправок, разработанных Минфином и ЦБ. Они были внесены в Госдуму правительством в конце 2018 года и приняты в первом чтении ровно год назад.

Согласно проекту Минфина и Банка России, регулировать лизинговые компании должен ЦБ. Эти компании будут обязаны иметь собственный капитал 20–70 млн руб. (в зависимости от активов), составлять аудированную отчетность, а также вступить в саморегулируемую организацию. В законопроекте господина Шулепова этих норм нет, а регулировать тех, кто все-таки попадет под надзор, должен федеральный орган исполнительной власти, назначаемый правительством. «Принципиальное различие между моим законопроектом и законопроектом, который представил Минфин,— это вопрос о том, кто будет регулировать лизинговую отрасль,— отмечает депутат.— И Минпромторг, и Минэкономразвития считают, что это должен быть не ЦБ, а именно Минэкономразвития, поскольку лизинг — это не чисто финансовый инструмент, а в нем участвует также имущественный комплекс, а это уже сфера развития экономики, за что Банк России не отвечает». При этом, по словам Евгения Шулепова, Минфин и ЦБ настаивают «на полностью финансовой природе лизинга». В Минпромторге и Минэкономразвития не ответили на запрос “Ъ”. «Усиление рисков в лизинговом секторе, чей портфель на начало 2020 года приблизился к 5 трлн руб., чревато потерей стабильности в финансовом секторе, поскольку основными кредиторами лизингодателей являются банки и НПФ»,— опасаются в ЦБ. По словам представителя Банка России, профиль регулирования и надзора определяется характером и структурой рынка.

Алексей Моисеев, заместитель министра финансов, о лизинговой индустрии, декабрь 2018 года
Мы далеко не все знаем про отрасль и не понимаем, какие риски там накопились

По словам директора по сопровождению бизнеса группы компаний «Альфа-Лизинг» Вероники Новиковой, основные аспекты регулирования, предложенные ЦБ, будут способствовать только консолидации бизнеса у крупных игроков и росту расходов лизинговых компаний. «Сам смысл регулирования в данном формате до сих пор непонятен, так как давно существуют и работают схемы регулирования внутри банковских групп, к которым относится большая часть крупных игроков, регулирование же субсидирования всегда велось соответствующими ведомствами, являющимися владельцами процессов той или иной субсидии»,— утверждает она. Гендиректор «Европлана» Александр Михайлов также поддерживает большую самостоятельность лизинговой отрасли, однако, по его мнению, «сообщество только выиграет, если появятся четкие правила и элементы регулирования, стимулирующего развитие».

Лизинг простыми словами – это аренда имущества. Но с одним существенным отличием: имущество можно в конце срока договора выкупить за небольшую стоимость. Но покупка – это не обязательное условие. У клиента есть право выбора, как поступить. Почему появилась такая услуга, ведь есть кредиты, займы, аренда, рассрочка – множество способов пользоваться нужной вещью? Потому что у лизинга есть ряд экономических преимуществ. Давайте разберемся, в чем особенности лизинга и его отличия от других финансово-кредитных услуг?

Какое имущество можно взять в лизинг?

По законодательству РФ, можно взять любые непотребляемые вещи. Что значит этот термин? То, что можно оформить в лизинг вещи, которые длительный период сохраняют основные потребительские свойства. Сюда относится техника, транспорт, бытовая и компьютерная техника и т.д. То есть имущество, которое можно использовать долго. Потребляемые вещи подходят для однократного использования: продукты питания, строительные материалы.

Самые популярные товары, которые берут в лизинг:

  • автомобильный транспорт;
  • специальная техника;
  • оборудование;
  • недвижимость;
  • персонал.

Что не может быть предметом лизинга?

Кроме того, что нельзя оформить в лизинг непотребляемые предметы, перечисленные выше (продукты питания, сырье и т.д.), есть еще ограничения.

Нельзя взять в длительную лизинговую аренду:

  • земельные участки (возможна только классическая аренда);
  • природные объекты (водоемы, реки, лесные массивы);
  • памятники культуры;
  • военную технику.

Виды лизингов

Классификация строится на сроке действия договора и на том, собирается ли клиент выкупать имущество. Есть три вида:

  • финансовый: компания предлагает оформить договор на срок, который равен сроку службы имущества. А в конце сделке состоится его выкуп. Вся процедура похожа на систему рассрочки, только под небольшой процент;
  • операционный: продолжительность соглашения меньше, чем срок службы имущества. В конце периода клиент может сделать выбор: заплатить всю сумму за товар и стать его собственником или оставить его компании;
  • возвратный: схема работы сложней, чем в предыдущих видах. Сначала клиент продает лизинговой компании свое имущество, а затем берет ее в лизинг. По сути это кредитование под залог.

Лизинг по сравнению с кредитом: чем отличается и что выгодней

Главное отличие двух услуг состоит в том, что кредит может выдаваться в денежной форме, а лизинг – нет. Во втором случае компания может передавать клиенту только имущество.

Еще одно отличие: банки оценивают клиентов жестче, чем лизинговые компании. Дело в том, что банковские организации находятся под контролем ЦБ РФ, а значит, должны строго соблюдать критерии отбора кредитополучателя. Для банков нужно подготовить больше документов, а также соответствовать всем требованиям. Иметь хорошую кредитную историю, быть официально трудоустроенным, иметь регистрацию в регионе, где присутствует банк.

Процесс отбора клиентов у лизинговых компаний проще. Организации действуют исходя из внутренних методик оценки платежеспособности и ответственности клиента.

У лизинга есть несколько преимуществ:

  • более быстрый срок рассмотрения заявки (около 15 минут). Среди кредитных продуктов такой скоростью может похвастаться только потребительский экспресс-кредит;
  • гибкий график платежей. Компания может пойти навстречу клиенту и подстроить график под сезонность бизнеса. Кроме того, возможны отсрочки платежей в сложных финансовых ситуациях;
  • лизинговые компании не требуют ни залога, ни поручителей, ни других способов обеспечения сделки;
  • не нужно платить налог на имущество, потому что предмет сделки не находится в собственности клиента.

Лизинг по сравнению с арендой: чем отличается и что выгодней

Основное отличие: машину в лизинге можно выкупить в конце действия аренды. При стандартных арендных отношениях сделать это нельзя.

Еще одно отличие состоит в том, что лизинг не может предложить физическое лицо, только юридическое. А точнее – лизинговая компания, у которой есть право на соответствующую деятельность. Имущество в аренду может предложить как физическое, так и юридическое лицо.

Важное преимущество лизинга – налоговые льготы. Есть и еще одно. Компании, предоставляющие оборудование, могут предложить товары только из наличия. Если нужно какое-то специфическое, то компания не сможет удовлетворить запрос. Абсолютно другая ситуация с лизингом. Компания может купить именно то, что нужно клиенту.

Но есть плюс и у аренды – процесс оформления проходит гораздо быстрее. Не нужно подтверждать платежеспособность, предоставлять поручительство или залог.

В чем преимущества лизинга?

Основной плюс услуги – возможность выкупить товар по остаточной стоимости. Остальные преимущества зависят от того, кто является лизингополучателем.

Преимущества для ИП и ООО

Что такое лизинг для бизнеса?

  • выгода метода ускоренной амортизации;
  • экономия на налоге на недвижимость;
  • экономия на НДС;
  • график платежей, который учитывает индивидуальные особенности бизнеса (например, сезонность);
  • быстрое оформление сделки.

Преимущества для физических лиц

Частным лицам лизинг выгоден, потому что:

  • можно взять новое имущество, а можно б/у – в зависимости от запроса;
  • долгий срок действия договора – до 5 лет;
  • небольшой пакет документов для оформления;
  • возможность получить нужный товар даже при плохой кредитной истории;
  • более широкий выбор товаров в отличие от специализированных кредитов в банке.

Каким требованиям должен соответствовать предприниматель или компания, чтобы использовать лизинг?

Основные требования к лизингополучателю в области бизнеса:

  • официальная регистрация, не важно – индивидуальный предприниматель или юридическое лицо;
  • деятельность компании ведется как минимум 1 год;
  • предприятие не убыточное;
  • компания кредитоспособна.

Какова процедура лизинговых сделок для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей?

Расскажем, как проходит процедура в Сбербанке.

Чтобы заключить договор финансовой аренды, нужно подготовить пакет документов:

  • учредительный договор;
  • устав компании;
  • отчетные документы о прибыли и убытках;
  • данные о расчетном счете.

Все другие документы запрашиваются в индивидуальном порядке.

Вместе с заявкой на лизинг нужно отправить все перечисленные документы в банк. После чего сотрудники откроют доступ в личный кабинет E-leasing. Там можно будет онлайн довести весь процесс сделки до конца:

  1. получить ответ на заявку;
  2. получить черновик договора;
  3. подписать соглашение;
  4. подписать договор купли-продажи (если нужно).

Какова стандартная процедура оформления лизинга?

Стандартная процедура – это усредненный алгоритм оформления, хотя в реальности могут быть отклонения от плана из-за индивидуальных особенностей. Шаги для получения имущества в финансовую аренду:

  1. выбор компании и необходимого имущества;
  2. предварительное согласование договора;
  3. корректировка договора;
  4. внесение первоначального взноса (авансового платежа) и поставка/приемка лизингового имущества;
  5. эксплуатация объекта и приобретение в собственность.

Как оформить договор лизинга?

Лизинговое соглашение не может быть устным, только письменный договор. Он может быть составлен в свободной форме, но с обязательным указанием этих пунктов:

  • подробная опись имущества, которое передается лизингополучателю;
  • указание обязательства лизингодателя получить в собственность товар (купить его) перед тем, как сдавать его в аренду;
  • указание обязательство лизингополучателя забрать необходимый товар и регулярно делать платежи за него.

Эти требования содержатся в ФЗ «О финансовой аренде», созданном в 1998 году.

Одновременно с лизинговым соглашением должен быть подписан договор купли-продажи имущества лизингодателем.

При подписании договора нужно обратить внимание на:

  • дополнительные условия. Например, готова ли лизинговая компания взять на себя сервисное обслуживание оборудования или подготовить специализированные кадры для работы с этим оборудованием?
  • процент удорожания. Включены ли все расходы в эту цифру? Иногда страхование может идти отдельным платежом. Это нужно уточнить сразу.

Расторгнуть договор можно в судебном и внесудебном порядке по желанию любой из сторон. При досрочном расторжении лизингополучатель обязан вернуть выкупную стоимость и платежи до даты окончания соглашения.

Платежи в лизинге

Речь идет о регулярных взносах, которые нужно выплачивать на протяжении действия договора.

График платежей может быть разным:

  • аннуитетным: вся сумма разбита на равные суммы ежемесячных выплат;
  • убывающий: сразу после подписанию идут самые крупные суммы, со временем они становятся меньше;
  • сезонный: суммы выплачиваются тогда, когда у компании пик получения прибыли (то есть выплаты зависят от сезонности бизнеса).

Расчет лизинговых платежей

Платеж формируется из нескольких статей расходов. В основном это:

  • расходы за будущую амортизацию товара;
  • премия за работу лизинговой компании (эквивалент процентной ставки в банке);
  • остаточная стоимость товара.

Остаточная стоимость включена только в том случае, что предполагается выкуп имущества в конце действия срока договора.

Ежемесячный платеж зависит от того, какой первоначальный взнос был внесен. Чем больше взнос, тем меньше потом придется платить каждый месяц. Кроме того, платеж зависит от выбранного вида платежей. Ежемесячные выплаты могут быть не одинаковыми, а уменьшаться к концу срока.

Как оплачивать лизинг?

Оплата происходит так же, как и в случае с кредитом. Можно перевести деньги с карты, можно сделать взнос в кассе организации. Другие способы зависят от лизинговый компании:

  • оплата в магазинах-партнера;
  • оплата в банкоматах или терминалах;
  • почтовый перевод и т.д.

Лизинг и налоги

Часто на вопрос «Зачем нужен лизинг?» клиенты отвечают, что хотят с помощью услуги снизить налоговую нагрузку. Как это можно сделать – давайте разбираться.

Налог на прибыль

На этом налоге можно сэкономить в первую очередь. К предмету лизингового договора может быть применен коэффициент ускоренной амортизации, поэтому можно быстрее списать расходы, которые связаны с покупкой.

Налог на имущество

И снова благодаря амортизации можно сэкономить и на этом налоге. Но все зависит от налоговой ставки, действующей в регионе. В некоторых областях ставка снижена.

НДС

Клиент имеет право на налоговый вычет после того, как получит подтверждающие чеки от компании.

Транспортный налог

Если имущество зарегистрировано не на клиенте, а на лизингополучателе, то можно не выплачивать и транспортный налог. Расходы понесет лизинговая компания.

Риски лизинга

К рискам относятся ошибки в подборе оборудования. Если выбрать и купить не то имущество, затем придется расторгать договор и нести финансовые потери.

Кроме того, не все компании получают налоговые льготы. Тут все зависит от деятельности организации и продолжительности ее деятельности. Перед заключением договора можно обратиться в консалтинговое агентство, чтобы просчитать, есть ли плюсы лизинга для конкретной ситуации.

От некоторых финансовых рисков можно застраховаться, но это повысит расходы на услугу.

Что такое обратный лизинг?

Обратный, или возвратный лизинг, – это вид финансовой аренды, при которой лизингополучатель одновременно является и продавцом имущества. По сути, это эквивалент кредита под залог имущества. Плюс сделки – само имущество передавать не нужно, оно остается там, где установлено.

Какая выгода от такой сделки. Бизнес получает деньги от продажи имущества и может пустить их на другие цели.

Чем может быть опасен обратный лизинг?

Так как лизингополучатель теряет право собственности, есть риск того, что оборудование нельзя будет выкупить снова. На это может не хватить средств, и оборудование перейдет к другому клиенту.

Еще одно неудобство – трудоемкий процесс оформления. Если не будет соответствующей документации, у налоговой могут возникнуть вопросы.

Как выбрать лизинговую компанию?

Нужно обращать внимание на:

  • учредителей. Так как ЦБ РФ не следит за деятельностью лизинговых компаний, важно понимать, кто управляет компанией. Лучше, чтобы это был крупный банк или авторитетное страховое агентство;
  • стаж работы организации на российском рынке;
  • реальные отзывы клиентов в интернете;
  • удобство расчета платежей (онлайн-калькулятор на сайте) и комфорт внесения средств.

Теперь взять кредит или кредитную карту онлайн стало еще проще. Скачайте и установите мобильное приложение Bankiros.ru в Google Play.В приложении вы можете быстро и бесплатно подобрать кредит или кредитную карту среди самых выгодных предложений, оставить заявку в выбранные банки или отправить единую анкету во все банки в пару кликов.


Часто задаваемые вопросы

Что такое выкупная цена? Каков ее размер?

Это сумма, за которую лизинговая компания готова передать в собственность оборудование, транспорт или другой предмет лизинга. Она обязательно указывается в договоре.

Зачем нужна ускоренная амортизация в лизинге?

Благодаря такой амортизации можно увеличить расходы компании на обслуживание имущества. И тем самым снизить налоговую ставку.

Страхование предмета лизинга

Сумма страховки может быть включена в ежемесячный платеж, а может оплачиваться отдельно разовым платежом. Второй вариант более выгодный – переплата меньше.

Окончание договора лизинга при утрате или полной гибели предмета лизинга

Несмотря на расторжение договора в этом случае, лизингополучатель должен все равно вернуть всю сумму, прописанную в договоре.

Обнаружили ошибку? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter.

Леонида Лещенко

Оцените страницу:

Уточните, почему:

не нашёл то, что искал

содержание не соответствует заголовку

информация сложно подана

другая причина

Расскажите, что вам не понравилось на странице:

Спасибо за отзыв, вы помогаете нам развиваться!

001.png

Оказываем юридические и образовательные услуги для специальных субъектов лизинговой деятельности:

  • регистрация в налоговых органах.
  • внесение в реестр Банка России.
  • вступление в СРО.
  • подключение к Личному кабинету РФМ.
  • разработка правил внутреннего контроля.
  • обучение сотрудников по Федеральному закону №115-ФЗ.
  • подготовка отчетности.
  • абонентское обслуживание.

По любому вопросу звоните по телефону +7(952) 045-74-83 (WhatsApp, Telegram, Viber) или пишите на электронную почту info@law115.ru

Whatsapp    Viber

О специальных субъектах лизинговой деятельности

В Государственной Думе РФ прошел первое чтение законопроект №586986-7 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части регулирования деятельности специальных субъектов лизинговой деятельности» (далее — законопроект №586986-7).

После вступления в силу законопроекта №586986-7 предусматривается выделение отдельной группы лизинговых компаний, у которых будет официальное название «Специальные субъекты лизинговой деятельности». К ним будут относится следующие организации:

  1. лизинговые компании, претендующие на допуск или получившие доступ к мерам государственной поддержки лизинговой деятельности (за исключением налоговых льгот, применяемых на условиях, действующих на дату вступления в силу Договора о Евразийском экономическом союзе от 29.05.2014);
  2. банки;
  3. юридические лица, в уставном капитале которых доля участия Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования в совокупности превышает пятьдесят процентов;
  4. юридические лица, аффилированные с юридическими лицами, в уставном капитале которых доля участия Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования в совокупности превышает пятьдесят процентов;
  5. юридические лица, аффилированные с кредитными организациями, в уставном капитале которых участвует Банк России или государственная корпорация «Агентство по страхованию вкладов».

18-09-26

Правила создания специальных субъектов лизинговой деятельности

Условием для получения доступа к мерам государственной поддержки лизинговой деятельности является внесение сведений о лизинговой компании в реестр специальных субъектов лизинговой деятельности. Юридические лица приобретают право на осуществление лизинговой деятельности со дня внесения сведений о них в реестр специальных субъектов лизинговой деятельности. Банк России ведет реестр специальных субъектов лизинговой деятельности и размещает сведения из указанного реестра на официальном сайте Банка России в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» в порядке, установленном Банком России.

Для включения в реестр специальных субъектов лизинговой деятельности требуется предоставить в ЦБ следующие документы:

  1. заявление о внесении сведений в реестр специальных субъектов лизинговой деятельности;
  2. анкеты;
  3. копии учредительных документов юридического лица;
  4. копии документов об избрании (назначении) единоличного исполнительного органа;
  5. расчет собственных средств (капитала), составленный в соответствии с методикой определения собственных средств (капитала) лизинговых компаний, утвержденной нормативным актом Банка России;
  6. документы и информация по форме и в порядке, которые установлены нормативным актом Банка России, подтверждающие наличие собственных средств (капитала);
  7. копии годовой и промежуточной (если обязанность ее составления установлена в соответствии с законодательством Российской Федерации) бухгалтерской (финансовой) отчетности за последние завершенные отчетные периоды;
  8. правила внутреннего контроля, разработанные в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма в соответствии с Федеральным законом от 7 августа 2001 года № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма»;
  9. копия документа о назначении специального должностного лица, ответственного за реализацию правил внутреннего контроля, разработанных в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма в соответствии с Федеральным законом от 7 августа 2001 года № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма»;
  10. сведения о лицах, имеющих право прямо или косвенно (через подконтрольных лиц), самостоятельно или совместно с иными лицами распоряжаться 20 и более процентами голосов, приходящихся на голосующие акции (доли), составляющие уставный капитал хозяйственного общества, включая сведения о контролируемой доле в уставном капитале хозяйственного общества.

Основания для исключения из реестра специальных субъектов лизинговой деятельности:

  1. заявление специального субъекта лизинговой деятельности о добровольном исключении сведений из реестра специальных субъектов лизинговой деятельности, поданное в Банк России;
  2. отзыв, аннулирование у банка, являющегося специальным субъектом лизинговой деятельности, лицензии на осуществление банковских операций; прекращение деятельности юридического лица, являющегося  специальным субъектом лизинговой деятельности, в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации
    (за исключением реорганизации в форме преобразования в случае соответствия преобразованного юридического лица требованиям настоящего Федерального закона и изданных в соответствии с ним нормативных актов Банка России);
  3. несоответствие специального субъекта лизинговой деятельности
    (за исключением банков) требованиям о минимальном размере собственных средств (капитала по состоянию на две отчетные даты подряд;
  4. неоднократное в течение одного года нарушение специальным субъектом лизинговой деятельности требований, установленных Федеральным законом и нормативными актами Банка России;
  5. неоднократное в течение одного года нарушение специальным субъектом лизинговой деятельности (за исключением банка) требований, установленных статьями 6, 7 (за исключением пункта 3) и 73 Федерального закона от 7 августа 2001 года № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма», и (или) неоднократное в течение одного года нарушение требований нормативных актов Банка России, изданных в соответствии с указанными положениями Федерального закона от 7 августа 2001 года № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма»;
  6. нарушение специальным субъектом лизинговой деятельности требования об обязательном членстве в саморегулируемой организации, объединяющей специальных субъектов лизинговой деятельности.

Требования к уставному капиталу специальных субъектов лизинговой деятельности

Для перечисленных лизинговых компаний законопроектом №586986-7 установлены следующие требования к минимальному размеру собственных средств:

  1. для специального субъекта лизинговой деятельности, балансовая стоимость активов которого составляет 500 миллионов рублей и более, а также для лизинговой группы — 70 миллионов рублей;
  2. для специального субъекта лизинговой деятельности, балансовая стоимость активов которого составляет менее 500 миллионов рублей, — 20 миллионов рублей.

Балансовая стоимость активов специального субъекта лизинговой деятельности определяется по данным последней годовой (промежуточной) бухгалтерской (финансовой) отчетности.

И, конечно, законопроект предусматривает переходные положения. Для специальных субъектов лизинговой деятельности, балансовая стоимость активов которых составляет 500 миллионов рублей и более:

  •  со дня вступления в силу законопроекта и до 1 января 2020 года — 30 миллионов рублей,
  • с 1 января 2020 по 31 декабря 2020 года включительно — 50 миллионов рублей;
  • с 1 января 2021 года – 70 миллионов рублей.

Для специальных субъектов лизинговой деятельности, балансовая стоимость активов которых составляет менее 500 миллионов рублей

  •  со дня вступления в силу законопроекта и до 1 января 2020 года — 10 миллионов рублей,
  • с 1 января 2020 по 31 декабря 2020 года включительно — 15 миллионов рублей,
  • с 1 января 2021 года – 20 миллионов рублей.

Специальный субъект лизинговой деятельности не вправе привлекать денежные средства физических лиц, за исключением индивидуальных предпринимателей, на основании договоров займа

Исключения из этого правила распространяются на следующих лиц:

  • являющихся участниками (акционерами) специального субъекта лизинговой деятельности;
  • являющихся контролирующими лицами участников (акционеров) специального субъекта лизинговой деятельности;
  • предоставляющих денежные средства в рамках заключенного одним займодавцем со специальным субъектом лизинговой деятельности договора займа на сумму не менее одного миллиона пятисот тысяч рублей;
  • приобретающих облигации специального субъекта лизинговой деятельности, выпуск (дополнительный выпуск) которых прошел государственную регистрацию и сопровождался регистрацией проспекта ценных бумаг, а также биржевые облигации лизинговой компании, выпущенные в соответствии со статьей 275-2 Федерального закона от 22 апреля 1996 года № 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг»;
  • приобретающих облигации специального субъекта лизинговой деятельности, не указанные в абзаце пятом настоящего пункта, при условии, что сумма денежных средств, вносимая в их оплату каждым из потенциальных приобретателей, за исключением лиц, осуществляющих преимущественное право приобретения соответствующих ценных бумаг, составляет не менее одного миллиона пятисот тысяч рублей, либо что такие облигации предназначены для квалифицированных инвесторов.

Аудит отчетности специальных субъектов лизинговой деятельности

Годовая бухгалтерская (финансовая) отчетность специального субъекта лизинговой деятельности подлежит обязательному аудиту.

Требование в части обязательного аудита годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности применяется к специальным субъектам лизинговой деятельности (за исключением банков) начиная с годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности за 2019 год.

Представление отчетности и аудиторского заключения в Банк России

Специальный субъект лизинговой деятельности в порядке и сроки, установленные Банком России, обязан представлять в Банк России отчетность, в том числе годовую бухгалтерскую (финансовую) отчетность вместе с аудиторским заключением о ней, промежуточную бухгалтерскую (финансовую) отчетность за отчетные периоды, определяемые Банком России.

Отраслевые стандарты бухгалтерского учета для некредитных финансовых организаций, а также план счетов бухгалтерского учета для некредитных финансовых организаций и порядок его применения не применяются специальными субъектами лизинговой деятельности до 1 января 2021 года.

Стандартизация лизинга

Для специальных субъектов лизинговой деятельности будут утверждены два базовых стандарта:

  1. Базовый стандарт внутреннего контроля
  2. Базовый стандарт по управлению рисками

После внесение в реестр специальных субъектов лизинговой деятельности компании обязаны вступить в саморегулируемую организацию в сфере финансового рынка, объединяющую специальных субъектов лизинговой деятельности, в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 13 июля 2015 года № 223-ФЗ «О саморегулируемых организациях в сфере финансового рынка» в течение 90 дней следующих за днем наступления одного из следующих событий

  1. получение некоммерческой организацией статуса саморегулируемой организации в сфере финансового рынка, объединяющей специальных субъектов лизинговой деятельности, при отсутствии до указанного дня такой саморегулируемой организации;
  2. прекращение членства в саморегулируемой организации в сфере финансового рынка, объединяющей специальных субъектов лизинговой деятельности;
  3. внесение сведений о специальном субъекте лизинговой деятельности в реестр специальных субъектов лизинговой деятельности (при наличии саморегулируемой организации в сфере финансового рынка, объединяющей специальных субъектов лизинговой деятельности).

Полномочия Банка России в сфере лизинговой деятельности

  1. Ведение реестра специальных субъектов лизинговой деятельности
  2. Надзор за соблюдением законодательства РФ
  3. Утверждение методики определения собственных средств
  4. Утверждение сроков и порядка составления и представления отчетности
  5. Утверждение порядка раскрытия информации о своей деятельности

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Лимак констракшн строительная компания официальный сайт
  • Лица нетрадиционной ориентации в российском шоу бизнесе
  • Лицензионно разрешительный отдел зябликово время работы
  • Личный кабинет дом ру бизнес вход в личный кабинет вход
  • Личный кабинет клиента оао коми энергосбытовая компания