Лизинговая компания лицензия на лизинговую деятельность

Требуется ли аккредитация для совершения лизинговой сделки?

Здравствуйте, уважаемые форумчане!

Стучусь с вопросом, в котором некомпетентна: по задаче руководства прорабатывала некие варианты договоров, связанные с передачей имущества. Сошлись на лизинге, в сделке наша компания является продавцом, компания А  — лизингодателем, компания Б — лизингополучателем. Однако встал вопрос со стороны компании А — нужна ли аккредитация для совершения лизинговой сделки? 
Ранее (2015г) мы в группе компаний производили подобные операции, никто не говорил о необходимости аккредитации. Перерыла интернет-ресурсы и пока так и не поняла. Прошу подсказать, где можно ознакомится с информацией🤯

Цитата (Ирuска):Здравствуйте, уважаемые форумчане!

Стучусь с вопросом, в котором некомпетентна: по задаче руководства прорабатывала некие варианты договоров, связанные с передачей имущества. Сошлись на лизинге, в сделке наша компания является продавцом, компания А  — лизингодателем, компания Б — лизингополучателем. Однако встал вопрос со стороны компании А — нужна ли аккредитация для совершения лизинговой сделки? 
Ранее (2015г) мы в группе компаний производили подобные операции, никто не говорил о необходимости аккредитации. Перерыла интернет-ресурсы и пока так и не поняла. Прошу подсказать, где можно ознакомится с информацией

Добрый день!

Ни аккредитации, ни лицензирования лизинговой деятельности в настоящее время нет (Федеральный закон от 04.05.2011 N 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности»).

Сдать отчетность по налогу на прибыль через интернет

г. Благовещенск165 баллов

НКК, благодарю за ответ. 
Просмотрела информацию, лизинговые компании проходят аккредитацию, но я так понимаю, что это компании, ведущие деятельность только в сфере лизинга, и обороты там далеко не малые.

Цитата (Ирuска):НКК, благодарю за ответ. 
Просмотрела информацию, лизинговые компании проходят аккредитацию, но я так понимаю, что это компании, ведущие деятельность только в сфере лизинга, и обороты там далеко не малые.

Добрый день!

Мы говорим про разные вещи. Насколько я понимаю, Вы спрашивали, обязана ли компания иметь аккредитацию где-либо для осуществления лизинговой деятельности. Ответ на этот вопрос я дал выше — компания имеет право осуществлять лизинговую деятельность без какой-либо аккредитации.

Та аккредитация, о которой Вы пишете, скорее всего аккредитация в различных министерствах. Такая аккредитация носит добровольный характер и нужна, чтобы лизингодатель мог участвовать в различных госпрограммах по субсидированию лизинговых сделок. Но такая аккредитация, как я уже отметил, вовсе не обязательна.

Либо поясните, о какой именно «аккредитации» и при каком органе (так как нельзя иметь просто «аккредитацию», аккредитация всегда подразумевает конкретный орган, при котором она осуществляется) Вы ведете речь.

Требования к лизинговой компании (покупка и передача в лизинг транспорта)

Здравствуйте. Хотим заняться лизинговой деятельностью (покупка и передача в лизинг транспорта). В связи с чем возник вопрос

1. Нужна ли лицензия на лизинговую деятельность (покупка и передача в лизинг транспорта) на сегодняшний момент.

2. Какие требования к регистрации лизинговой компании.

Заранее спасибо.

29 ноября 2017, 07:01, Татьяна, г. Владимир

Татьяна, добрый день.

Общие требования к лизинговой компании представлены в ст. 5 ФЗ от 29 октября 1998 г. N 164-ФЗ «О финансовой аренде (лизинге)»

1. Лизинговые компании (фирмы) — коммерческие организации (резиденты Российской Федерации или нерезиденты Российской Федерации), выполняющие в соответствии с законодательством Российской Федерации и со своими учредительными документами функции лизингодателей.

2. Учредителями лизинговых компаний (фирм) могут быть юридические, физические лица (резиденты Российской Федерации или нерезиденты Российской Федерации).

Федеральным законом от 29 января 2002 г. N 10-ФЗ в пункт 3 статьи 5 внесены изменения

3. Лизинговая компания — нерезидент Российской Федерации — иностранное юридическое лицо, осуществляющее лизинговую деятельность на территории Российской Федерации.

4. Лизинговые компании имеют право привлекать средства юридических и (или) физических лиц (резидентов Российской Федерации и нерезидентов Российской Федерации) для осуществления лизинговой деятельности в установленном законодательством Российской Федерации порядке.

5. Руководителем (лицом, выполняющим функции единоличного исполнительного органа), членом совета директоров (наблюдательного совета), членом коллегиального исполнительного органа, а также главным бухгалтером лизинговой компании (фирмы) не может являться лицо, имеющее неснятую или непогашенную судимость за преступление в сфере экономической деятельности или преступление против государственной власти.

Получение лицензии на осуществление лизинговой деятельности не требуется.

2. Какие требования к регистрации лизинговой компании.

Татьяна

В данном случае действуют общие требований к регистрации юридического лица.

29 ноября 2017, 07:08

Екатерина Довгопол

Екатерина Довгопол

Юрист, г. Курган

Скажите а где написано что не требуется лицензия для лизинговой компании (покупка и передача в лизинг транспорта).

Татьяна

Добрый день, Татьяна.

В ФЗ от 04.05.2011 N 99-ФЗ (ред. от 29.07.2017) «О лицензировании отдельных видов деятельности» указаны все виды деятельности, которые подлежат лицензированию (ст. 12). 

Лизинговая деятельность там не указана. 

29 ноября 2017, 07:15

Елена Иванова

Елена Иванова

Юрист, г. Набережные Челны

Здравствуйте, Татьяна.

На сегодняшний день требования по размеру уставного капитала общие для юр.лиц- 10 тыс.руб. То, о чем Вы пишите, это законопроект, согласно которому с 2018 года Минфин и ЦБ РФ предлагают прописать в законодательстве и поэтапно повышать минимальный размер собственных средств лизинговых компаний. Так, согласно поправкам, лизинговые компании с балансовой стоимостью активов 500 млн рублей и выше с начала 2018 года должны будут иметь капитал 30 млн рублей, с 2019 года — 50 млн рублей, с 2020 года — 70 млн рублей.

29 ноября 2017, 07:51

Похожие вопросы

И мы оформили на мое имя в лизинговой компании телефон на сумму 97000

Один знакомый человек предложил подзаработать. И мы оформили на мое имя в лизинговой компании телефон на сумму 97000. И он платил за него 3 месяца, но при этом телефон был у него. И сейчас он должен был погасить все, но пропал. Что делать в таком случае? Стоит ли обращаться в Полицию и писать заявление.

23 февраля, 10:46, вопрос №3615124, Диана, г. Санкт-Петербург

Возможно ли расторгнуть первую страховку, сделанную в автосалоне и вернуть деньги?

Здравствуйте. Мой муж купил автомобиль в другом городе, ему сразу же в салоне сделали страховку. По приезду домой,он не сказал мне,тк был в эйфории от покупки. На следующий день пошел в страховую в нашем городе и сделал еще одну стразовку,в другой страховой компании. Это все было почти месяц назад. Перебирая документы,я увилела первую страховку. Возможно ли расторгнуть первую страховку,сделанную в автосалоне и вернуть деньги?

22 февраля, 00:14, вопрос №3613788, Елена, г. Новосибирск

Является ли такая форма передачи в собственность актом приватизации и имела ли я право на долю в доме, если никаких заявлений нас отказ я не подавала

Подскажите, пожалуйста, в 1993 я была совершенно-летней и была зарегистрирована в доме,, который в процессе приватизации передавался от совхоза в частную собственность . Есть документ на этот дом в форме договора купли-продажи от 1993г. Собственником указана только моя мама. Является ли такая форма передачи в собственность актом приватизации и имела ли я право на долю в доме, если никаких заявлений нас отказ я не подавала.

21 февраля, 15:31, вопрос №3613286, Татьяна, г. Братск

1. Лизинговые компании (фирмы) — коммерческие организации (резиденты Российской Федерации или нерезиденты Российской Федерации), выполняющие в соответствии с законодательством Российской Федерации и со своими учредительными документами функции лизингодателей.

(в ред. Федерального закона от 29.01.2002 N 10-ФЗ)

2. Учредителями лизинговых компаний (фирм) могут быть юридические, физические лица (резиденты Российской Федерации или нерезиденты Российской Федерации).

(в ред. Федерального закона от 29.01.2002 N 10-ФЗ)

3. Лизинговая компания — нерезидент Российской Федерации — иностранное юридическое лицо, осуществляющее лизинговую деятельность на территории Российской Федерации.

(в ред. Федерального закона от 29.01.2002 N 10-ФЗ)

4. Лизинговые компании имеют право привлекать средства юридических и (или) физических лиц (резидентов Российской Федерации и нерезидентов Российской Федерации) для осуществления лизинговой деятельности в установленном законодательством Российской Федерации порядке.

(в ред. Федерального закона от 29.01.2002 N 10-ФЗ)

5. Руководителем (лицом, выполняющим функции единоличного исполнительного органа), членом совета директоров (наблюдательного совета), членом коллегиального исполнительного органа, а также главным бухгалтером лизинговой компании (фирмы) не может являться лицо, имеющее неснятую или непогашенную судимость за преступление в сфере экономической деятельности или преступление против государственной власти.

(п. 5 введен Федеральным законом от 28.06.2013 N 134-ФЗ)

Порядок постановки на учет определен Положением о постановке на учет в Федеральной службе по финансовому мониторингу организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, и индивидуальных предпринимателей, в сфере деятельности которых отсутствуют надзорные органы, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 27.01.2014 №58.

Для постановки на учет организация или индивидуальный предприниматель представляет в территориальный орган Росфинмониторинга карту постановки  на учет по форме, утвержденной приказом Росфинмониторинга от 11.02.2019 № 33 «Об утверждении Административного регламента предоставления Федеральной службой по финансовому мониторингу государственной услуги по ведению учета организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, и индивидуальных предпринимателей, в сфере деятельности которых отсутствуют надзорные органы».

Постановка на учет вновь созданной организации осуществляется в течение 30 дней с даты ее государственной регистрации.

Руководитель организации несет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации за неисполнение Положения.
Судебная практика исходит из того, что под состав административного правонарушения, предусмотренного ст. 15.27 КоАП РФ, такое нарушение, как непостановка на учет в уполномоченном органе, не подпадает, поскольку данный признак в диспозиции указанной нормы отсутствует (см., например, Постановления ФАС Поволжского округа от 12.08.2004 N А55-13664/03-22 и от 22.07.2004 N А55-15513/03-5). 

Таким образом, лизинговая компания, которая в нарушение установленного срока не встала на учет в Федеральной службе по финансовому мониторингу организаций, если иных неправомерных действий (бездействия), предусмотренных данной нормой, она не совершала, не подлежит привлечению к административной ответственности по ст. 15.27 КоАП РФ.


Для сведений:
Ст. 15.27 Кодекса РФ «Об административных правонарушениях» говорит о том что, неисполнение организацией, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма в части фиксирования, хранения и представления информации об операциях, подлежащих обязательному контролю, а также в части организации внутреннего контроля влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц — от пятидесяти тысяч до пятисот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Отношения граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства, организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, а также государственных органов, осуществляющих контроль на территории Российской Федерации за проведением операций с денежными средствами или иным имуществом, в целях предупреждения, выявления и пресечения деяний, связанных с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, и финансированием терроризма, регулируются Федеральным законом от 07.08.2001 N 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» (далее — Закон N 115-ФЗ).
Права и обязанности организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, установлены в ст. 7 Закона N 115-ФЗ.
Пунктом 9 ст. 7 Закона N 115-ФЗ закреплено, что в случае отсутствия надзорных органов в сфере деятельности отдельных организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, такие организации подлежат постановке на учет в уполномоченном органе в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации.

001.png

Оказываем юридические и образовательные услуги для специальных субъектов лизинговой деятельности:

  • регистрация в налоговых органах.
  • внесение в реестр Банка России.
  • вступление в СРО.
  • подключение к Личному кабинету РФМ.
  • разработка правил внутреннего контроля.
  • обучение сотрудников по Федеральному закону №115-ФЗ.
  • подготовка отчетности.
  • абонентское обслуживание.

По любому вопросу звоните по телефону +7(952) 045-74-83 (WhatsApp, Telegram, Viber) или пишите на электронную почту info@law115.ru

Whatsapp    Viber

О специальных субъектах лизинговой деятельности

В Государственной Думе РФ прошел первое чтение законопроект №586986-7 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части регулирования деятельности специальных субъектов лизинговой деятельности» (далее — законопроект №586986-7).

После вступления в силу законопроекта №586986-7 предусматривается выделение отдельной группы лизинговых компаний, у которых будет официальное название «Специальные субъекты лизинговой деятельности». К ним будут относится следующие организации:

  1. лизинговые компании, претендующие на допуск или получившие доступ к мерам государственной поддержки лизинговой деятельности (за исключением налоговых льгот, применяемых на условиях, действующих на дату вступления в силу Договора о Евразийском экономическом союзе от 29.05.2014);
  2. банки;
  3. юридические лица, в уставном капитале которых доля участия Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования в совокупности превышает пятьдесят процентов;
  4. юридические лица, аффилированные с юридическими лицами, в уставном капитале которых доля участия Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования в совокупности превышает пятьдесят процентов;
  5. юридические лица, аффилированные с кредитными организациями, в уставном капитале которых участвует Банк России или государственная корпорация «Агентство по страхованию вкладов».

18-09-26

Правила создания специальных субъектов лизинговой деятельности

Условием для получения доступа к мерам государственной поддержки лизинговой деятельности является внесение сведений о лизинговой компании в реестр специальных субъектов лизинговой деятельности. Юридические лица приобретают право на осуществление лизинговой деятельности со дня внесения сведений о них в реестр специальных субъектов лизинговой деятельности. Банк России ведет реестр специальных субъектов лизинговой деятельности и размещает сведения из указанного реестра на официальном сайте Банка России в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» в порядке, установленном Банком России.

Для включения в реестр специальных субъектов лизинговой деятельности требуется предоставить в ЦБ следующие документы:

  1. заявление о внесении сведений в реестр специальных субъектов лизинговой деятельности;
  2. анкеты;
  3. копии учредительных документов юридического лица;
  4. копии документов об избрании (назначении) единоличного исполнительного органа;
  5. расчет собственных средств (капитала), составленный в соответствии с методикой определения собственных средств (капитала) лизинговых компаний, утвержденной нормативным актом Банка России;
  6. документы и информация по форме и в порядке, которые установлены нормативным актом Банка России, подтверждающие наличие собственных средств (капитала);
  7. копии годовой и промежуточной (если обязанность ее составления установлена в соответствии с законодательством Российской Федерации) бухгалтерской (финансовой) отчетности за последние завершенные отчетные периоды;
  8. правила внутреннего контроля, разработанные в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма в соответствии с Федеральным законом от 7 августа 2001 года № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма»;
  9. копия документа о назначении специального должностного лица, ответственного за реализацию правил внутреннего контроля, разработанных в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма в соответствии с Федеральным законом от 7 августа 2001 года № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма»;
  10. сведения о лицах, имеющих право прямо или косвенно (через подконтрольных лиц), самостоятельно или совместно с иными лицами распоряжаться 20 и более процентами голосов, приходящихся на голосующие акции (доли), составляющие уставный капитал хозяйственного общества, включая сведения о контролируемой доле в уставном капитале хозяйственного общества.

Основания для исключения из реестра специальных субъектов лизинговой деятельности:

  1. заявление специального субъекта лизинговой деятельности о добровольном исключении сведений из реестра специальных субъектов лизинговой деятельности, поданное в Банк России;
  2. отзыв, аннулирование у банка, являющегося специальным субъектом лизинговой деятельности, лицензии на осуществление банковских операций; прекращение деятельности юридического лица, являющегося  специальным субъектом лизинговой деятельности, в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации
    (за исключением реорганизации в форме преобразования в случае соответствия преобразованного юридического лица требованиям настоящего Федерального закона и изданных в соответствии с ним нормативных актов Банка России);
  3. несоответствие специального субъекта лизинговой деятельности
    (за исключением банков) требованиям о минимальном размере собственных средств (капитала по состоянию на две отчетные даты подряд;
  4. неоднократное в течение одного года нарушение специальным субъектом лизинговой деятельности требований, установленных Федеральным законом и нормативными актами Банка России;
  5. неоднократное в течение одного года нарушение специальным субъектом лизинговой деятельности (за исключением банка) требований, установленных статьями 6, 7 (за исключением пункта 3) и 73 Федерального закона от 7 августа 2001 года № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма», и (или) неоднократное в течение одного года нарушение требований нормативных актов Банка России, изданных в соответствии с указанными положениями Федерального закона от 7 августа 2001 года № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма»;
  6. нарушение специальным субъектом лизинговой деятельности требования об обязательном членстве в саморегулируемой организации, объединяющей специальных субъектов лизинговой деятельности.

Требования к уставному капиталу специальных субъектов лизинговой деятельности

Для перечисленных лизинговых компаний законопроектом №586986-7 установлены следующие требования к минимальному размеру собственных средств:

  1. для специального субъекта лизинговой деятельности, балансовая стоимость активов которого составляет 500 миллионов рублей и более, а также для лизинговой группы — 70 миллионов рублей;
  2. для специального субъекта лизинговой деятельности, балансовая стоимость активов которого составляет менее 500 миллионов рублей, — 20 миллионов рублей.

Балансовая стоимость активов специального субъекта лизинговой деятельности определяется по данным последней годовой (промежуточной) бухгалтерской (финансовой) отчетности.

И, конечно, законопроект предусматривает переходные положения. Для специальных субъектов лизинговой деятельности, балансовая стоимость активов которых составляет 500 миллионов рублей и более:

  •  со дня вступления в силу законопроекта и до 1 января 2020 года — 30 миллионов рублей,
  • с 1 января 2020 по 31 декабря 2020 года включительно — 50 миллионов рублей;
  • с 1 января 2021 года – 70 миллионов рублей.

Для специальных субъектов лизинговой деятельности, балансовая стоимость активов которых составляет менее 500 миллионов рублей

  •  со дня вступления в силу законопроекта и до 1 января 2020 года — 10 миллионов рублей,
  • с 1 января 2020 по 31 декабря 2020 года включительно — 15 миллионов рублей,
  • с 1 января 2021 года – 20 миллионов рублей.

Специальный субъект лизинговой деятельности не вправе привлекать денежные средства физических лиц, за исключением индивидуальных предпринимателей, на основании договоров займа

Исключения из этого правила распространяются на следующих лиц:

  • являющихся участниками (акционерами) специального субъекта лизинговой деятельности;
  • являющихся контролирующими лицами участников (акционеров) специального субъекта лизинговой деятельности;
  • предоставляющих денежные средства в рамках заключенного одним займодавцем со специальным субъектом лизинговой деятельности договора займа на сумму не менее одного миллиона пятисот тысяч рублей;
  • приобретающих облигации специального субъекта лизинговой деятельности, выпуск (дополнительный выпуск) которых прошел государственную регистрацию и сопровождался регистрацией проспекта ценных бумаг, а также биржевые облигации лизинговой компании, выпущенные в соответствии со статьей 275-2 Федерального закона от 22 апреля 1996 года № 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг»;
  • приобретающих облигации специального субъекта лизинговой деятельности, не указанные в абзаце пятом настоящего пункта, при условии, что сумма денежных средств, вносимая в их оплату каждым из потенциальных приобретателей, за исключением лиц, осуществляющих преимущественное право приобретения соответствующих ценных бумаг, составляет не менее одного миллиона пятисот тысяч рублей, либо что такие облигации предназначены для квалифицированных инвесторов.

Аудит отчетности специальных субъектов лизинговой деятельности

Годовая бухгалтерская (финансовая) отчетность специального субъекта лизинговой деятельности подлежит обязательному аудиту.

Требование в части обязательного аудита годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности применяется к специальным субъектам лизинговой деятельности (за исключением банков) начиная с годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности за 2019 год.

Представление отчетности и аудиторского заключения в Банк России

Специальный субъект лизинговой деятельности в порядке и сроки, установленные Банком России, обязан представлять в Банк России отчетность, в том числе годовую бухгалтерскую (финансовую) отчетность вместе с аудиторским заключением о ней, промежуточную бухгалтерскую (финансовую) отчетность за отчетные периоды, определяемые Банком России.

Отраслевые стандарты бухгалтерского учета для некредитных финансовых организаций, а также план счетов бухгалтерского учета для некредитных финансовых организаций и порядок его применения не применяются специальными субъектами лизинговой деятельности до 1 января 2021 года.

Стандартизация лизинга

Для специальных субъектов лизинговой деятельности будут утверждены два базовых стандарта:

  1. Базовый стандарт внутреннего контроля
  2. Базовый стандарт по управлению рисками

После внесение в реестр специальных субъектов лизинговой деятельности компании обязаны вступить в саморегулируемую организацию в сфере финансового рынка, объединяющую специальных субъектов лизинговой деятельности, в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 13 июля 2015 года № 223-ФЗ «О саморегулируемых организациях в сфере финансового рынка» в течение 90 дней следующих за днем наступления одного из следующих событий

  1. получение некоммерческой организацией статуса саморегулируемой организации в сфере финансового рынка, объединяющей специальных субъектов лизинговой деятельности, при отсутствии до указанного дня такой саморегулируемой организации;
  2. прекращение членства в саморегулируемой организации в сфере финансового рынка, объединяющей специальных субъектов лизинговой деятельности;
  3. внесение сведений о специальном субъекте лизинговой деятельности в реестр специальных субъектов лизинговой деятельности (при наличии саморегулируемой организации в сфере финансового рынка, объединяющей специальных субъектов лизинговой деятельности).

Полномочия Банка России в сфере лизинговой деятельности

  1. Ведение реестра специальных субъектов лизинговой деятельности
  2. Надзор за соблюдением законодательства РФ
  3. Утверждение методики определения собственных средств
  4. Утверждение сроков и порядка составления и представления отчетности
  5. Утверждение порядка раскрытия информации о своей деятельности

По мнению многих правоведов, договор лизинга как таковой появился в США в середине XIX века, а в странах Запада и Японии нашел широкое распространение в середине ХХ века как юридический институт, призванный регулировать новые формы инвестирования денежных средств в экономику, связанный с использованием такого способа, как приобретение финансовыми организациями по просьбе промышленных фирм машин и оборудования с последующей передачей их последним в аренду. К этому же периоду относится появление первых специализированных лизинговых компаний. В лизинговых операциях стали принимать непосредственное участие коммерческие банки.

Во многих странах, относящихся к континентальному праву, в целях регулирования лизинговых операций были приняты отдельные законодательные акты, посвященные финансовой аренде (лизингу). В указанных законодательных актах разных стран имеются различия, например в терминологии для обозначения договоров, регулирующих лизинговые отношения, но несмотря на имеющиеся различия в терминологии и элементах, составляющих содержание договоров, регулирующих лизинговые отношения, по существу речь идет об одном и том же договоре.

В юридической литературе при анализе зарубежного законодательства о договоре лизинга обычно выделяют следующие его характерные особенности:

  • во-первых, в отличие от обычного договора аренды в пользование лизингополучателя передается технический объект, специально приобретенный лизинговой фирмой по его просьбе;
  • во-вторых, срок лизинга приближается к расчетному сроку полной амортизации лизингового имущества;
  • в-третьих, объем лизинговых платежей должен превышать покупную цену имущества, а разница составляет прибыль лизингодателя;
  • в-четвертых, по истечении срока договора лизинга лизингополучателю предоставляется право приобрести объект лизинга в собственность по его остаточной стоимости, при этом не исключается и возможность возобновления договора лизинга, либо возврат имущества лизингодателю;
  • в-пятых, для лизинга характерно освобождение лизингодателя от большинства обязанностей арендодателя;
  • в-шестых, лизингополучатель наделяется определенными правами и обязанностями в отношении продавца.

Широкое распространение лизинговых операций во многих странах мира породило идею о необходимости унификации правил о международном лизинге и привело к разработке представителями разных государств в рамках Международного института по унификации частного права (УНИДРУА) «Конвенции о международном финансовом лизинге», подписанной в Оттаве 28 мая. (Оттавская конвенция). Российская федерация присоединилась к указанной Конвенции в феврале. (Федеральный закон от 08 февраля. № 16-ФЗ «О присоединении Российской Федерации к Конвенции УНИДРУА о международном лизинге»). Необходимо отметить, что общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры с участием РФ, к каковым относится Оттавская конвенция о международном финансовом лизинге в соответствии с Конституцией РФ являются составной частью правовой системы Российской Федерации.

Началом правового регулирования лизинга в России можно считать 1994 год, когда был принят Указ Президента РФ от 17.11.94 г. № 1929 «О развитии финансового лизинга в инвестиционной деятельности», несмотря на то что Оттавская конвенция о международном финансовом лизинге 1988 года (Конвенция УНИДРУА) разрабатывалась с участием представителей СССР. И хотя данный Указ не содержит норм, направленных на непосредственное урегулирование правоотношений, связанных с лизингом имущества, а лишь поручает Правительству РФ разработать и в месячный срок утвердить Временное положение о лизинге, нужно отдать ему должное как первому правовому акту в области лизинга в России, имеющему важное значение в правовом регулировании отношений в сфере лизинга имущества, а также присоединении России к Конвенции УНИДРУА.

Следующим значительным шагом в развитии правового регулирования лизинга явилось Постановление Правительства РФ от 29 июля. № 633 «О развитии лизинга в инвестиционной деятельности» и утвержденное им «Временное положение о лизинге».

Во Временном положении о лизинге была несколько скорректирована позиция, содержащаяся в Указе от 17 октября. № 1929, относительно понятия «лизинг» в сторону договорной природы лизинговых отношений. Так, п. 1 положения понятие «лизинг» употребляется в двух разных значениях: во-первых, с экономической точки зрения лизинг представляет собой один из видов предпринимательской деятельности, одну из форм коммерческого инвестирования временно свободных либо специально привлеченных для этих целей денежных средств; во-вторых, с юридической точки зрения под лизингом понимается договор финансовой аренды (лизинга).

В число объектов договора лизинга Временное положение включило любое движимое и недвижимое имущество, относящееся к основным средствам. Субъектами лизинговых правоотношений согласно Временному положению были признаны:

  • в качестве лизингодателя — юридические лица, осуществляющие лизинговую деятельность, или граждане, занимающиеся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица и зарегистрированные в качестве индивидуальных предпринимателей;
  • в качестве лизингополучателя— юридические лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность, или граждане — индивидуальные предприниматели, получающие имущество в пользование по договору лизинга;
  • в качестве продавца лизингового имущества — юридические лица — изготовитель машин и оборудования, а также иные организации и граждане, продающие имущество, являющееся объектом лизинга (п. 3).

Временным положением было скорректировано и другое положение Указа № 1929, согласно которому лизинговые организации могли создаваться только как акционерные общества. Временное положение разрешило лизинговым организациям создаваться и в других организационно-правовых формах.

Основные признаки договора лизинга были определены Временным положением сформулировав четкие требования, предъявляемые к любому договору лизинга:

  • во-первых, право выбора объекта лизинга и продавца принадлежит лизингополучателю, если иное не предусмотрено договором;
  • во-вторых, предмет лизинга используется лизингополучателем только в предпринимательских целях;
  • в-третьих, лизинговое имущество приобретается лизингодателем у продавца только при условии передачи его в лизинг лизингополучателю;
  • в-четвертых, сумма лизинговых платежей за весь период лизинга должна включать полную стоимость имущества в ценах на момент заключения сделки (п. 6).
  • В договоре лизинга могло предусматриваться право выкупа лизингового имущества лизингополучателем по истечении или до истечения срока лизинга. По соглашению сторон в договоре могла предусматриваться также ускоренная амортизация лизингового имущества.

О понимании существа лизинга и о стремлении придерживаться основных принципов Оттавской конвенции свидетельствует также то, что Временное положение не распространило свое действие на иные договорные отношения, при которых имущество передается арендатору на срок, существенно меньший нормативного срока службы имущества (обычная аренда, прокат).

Лизингодатель был вправе, если иное не указано в договоре лизинга, использовать предмет лизинга в качестве залога (п. 11).

С момента поставки лизингового имущества лизингополучатель наделялся правом предъявления претензий продавцу в отношении качества, комплектности, сроков поставки и других случаев ненадлежащего исполнения обязательств по договору купли-продажи, заключенному между продавцом и лизингодателем. Лизингодатель нес ответственность перед лизингополучателем лишь в случае, если выбор имущества осуществлялся им по поручению лизингополучателя (п. 16).

Основные обязанности лизингополучателя заключались в обеспечении сохранности лизингового имущества, а также своевременной уплате лизинговых платежей. На него же возлагались все расходы возникающие в связи с эксплуатацией, техническим обслуживанием, по ремонту и страхованию лизингового имущества. Иное распределение расходов сторон могло быть установлено договором лизинга (п. 17–18).

Размеры, способ, форма и периодичность лизинговых платежей определялись в договоре лизинга по соглашению сторон. Общая сумма лизинговых платежей должна была включать:

  • сумму, возмещающую полную стоимость лизингового имущества;
  • сумму, компенсирующую расходы лизингодателя, связанные с получением и использованием кредитных ресурсов для приобретения имущества;
  • вознаграждение лизингодателя;
  • сумму, выплаченную за страхование имущества в случае страхования его лизингодателем;
  • иные затраты лизингодателя, предусмотренные договором лизинга.
  • Лизинговые платежи должны были включаться в себестоимость продукции (работ, услуг), производимой лизингополучателем (п. 19).

Риск случайной гибели, утраты, порчи лизингового имущества возлагался на лизингодателя, однако договором лизинга мог быть предусмотрен переход указанного риска к лизингополучателю с момента поставки ему имущества (п. 15).

В качестве последствия нарушения лизингодателем и лизингополучателем условий договора лизинга Временное положение наделяло соответствующего контрагента правом требовать расторжения договора в установленном порядке. Кроме того, сторонам предписывалось в обязательном порядке включать в договор условие о санкциях за неуплату или несвоевременную уплату лизинговых платежей (п. 13–14).

Модель договора лизинга, вытекающая из Временного положения, по своим параметрам в основном совпадает с договором международного финансового лизинга, регулируемого Оттавской конвенцией, между ними все же имелись существенные различия.

Следующим шагом Правительства РФ в деле регулирования лизинговых правоотношений было утверждение «Положения о лицензировании лизинговой деятельности в Российской Федерации (Постановление Правительства РФ от 26 февраля. № 167.).

Согласно Федеральному закону «О лицензировании отдельных видов деятельности» от 25 сентября. № 158-ФЗ финансовая аренда (лизинг) была отнесена к лицензируемым видам деятельности. Позднее действовало Положение о лицензировании финансовой аренды (лизинга) в Российской Федерации, утвержденное Постановлением Правительства РФ от 01 февраля. № 80 «Об утверждении Положения о лицензировании финансовой аренды (лизинга) в Российской Федерации».

В отличие от ранее действовавшего Положения, во вновь утвержденном Положении существовали некоторые различия в порядке лицензирования резидентов — юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность без образования юридического лица, и нерезидентов.

Осуществляло лицензирование лизинговой деятельности Министерство экономического развития и торговли РФ. Лицензионными требованиями являлось соблюдение законодательства и осуществление деятельности в качестве лизингодателя на основании договора лизинга.

Положение содержало перечень необходимых документов, порядок оформления и переоформления лицензии, указывало срок действия лицензии — не более 5 лет, основания аннулирования лицензии, приостановления ее действия, другие положения.

Все выданные лицензии заносились в реестр лицензий, который вел лицензирующий орган. Информация, содержащаяся в реестре, являлась открытой и предоставлялась юридическим лицам и гражданам в виде выписок на платной основе.

Положение четко регламентировало весь процесс лицензирования лизинговой деятельности и было призвано обеспечить права всех участников лизинговых операций, однако вступивший в силу 10.02.02г. Федеральный закон № 128-ФЗ от 08.08.01г. «О лицензировании отдельных видов деятельности» не содержит в перечне лицензируемых видов деятельности финансовую аренду (лизинг).

После введения в действие с 01 марта. Части II Гражданского кодекса РФ, содержащую в Главе 34 параграф 6 «Финансовая аренда (лизинг)» вышеназванные нормативные акты о лизинге сохранили свое действия лишь в части, не противоречащей параграфам 1 и 6 Главы 34 ГК РФ.

Постановления Правительства РФ по различным вопросам лизинговой деятельности продолжали издаваться и после принятия Части II Гражданского кодекса РФ, однако они носили организационный характер и не содержали положений, направленных на позитивное регулирование договора лизинга. Иллюстрацией к сказанному могут служить, в частности, Постановление Правительства от 21 июля. № 915 «О мероприятиях по развитию лизинга в РФ на 1997–2000 годы». Данным Постановлением предусмотрены: подготовка предложений о снижении ставок таможенных пошлин; разработка методических указаний по проведению международных лизинговых операций; решение вопросов, связанных с созданием ассоциаций лизинговых компаний, инвестиционного лизингового консорциума коммерческих банков и т. п.

Несколько иной характер носило Постановление Правительства РФ от 03 сентября. № 1020, которым утвержден Порядок предоставления государственных гарантий на осуществление лизинговых операций. Основной целью предоставления государственных гарантий является стимулирование, более широкое привлечение частных инвестиций в сфере финансового лизинга как формы инвестиционной деятельности.

Хотя ГК РФ не предусматривает принятие каких-либо иных федеральных законов и других правовых актов, направленных на регулирование договора лизинга, однако Государственной Думой Федерального Собрания РФ 11 сентября. был принят Федеральный закон «О лизинге», который впоследствии был одобрен Советом Федерации 14 октября. и подписан Президентом РФ 29 октября.

Многие практики и особенно теоретики права сходились во мнении что первоначальная редакция Закона содержала множество недостатков и вносила юридическую неразбериху при осуществлении лизинговых операций. Складывается впечатление, что его разработчики при подготовке законопроекта и законодатель в процессе принятия Закона исходили из того, что в российском и международном праве отсутствуют какие-либо нормы, регулирующие договор лизинга. Только этим можно объяснить наличие в данном Федеральном законе большого числа положений, противоречащих не только нормам ГК РФ, но и Конвенции о международном финансовом лизинге. Вносимые изменения в указанный закон несколько устранили имеющиеся его недостатки.

Что касается международного лизинга, то при этом нельзя забывать, что если международным договором РФ установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены гражданским законодательством, применяются правила международного договора (ст. 7 ГК РФ).

Положительной чертой Федерального закона «О финансовой аренде (лизинге)» является наличие в нем норм, предусматривающих льготы для участников лизинговых отношений в области валютного, налогового и таможенного законодательства. Так, лизингодателю предоставлено право без лицензии Центрального банка России осуществлять международные операции, связанные с движением капитала, привлекать денежные средства от нерезидентов Российской Федерации в целях приобретения предмета лизинга, в том числе на срок более шести месяцев, но не превышающий срока договора лизинга. Ввоз на территорию РФ и вывоз с ее территории предмета лизинга в целях его использования по договору лизинга на срок более шести месяцев, а также его использования по договору лизинга на срок более шести месяцев, а также оплата полной суммы договора лизинга за период, превышающий шесть месяцев, не считаются валютными операциями, связанные с движением капитала. Однако, с точки зрения эффективного применения указанных норм было бы предпочтительней включить их соответственно в законодательство о валютном регулировании и валютном контроле, налоговое и таможенное законодательство.

Отметим также некоторые положения Закона, имеющие немалое практическое значение во взаимоотношениях между участниками лизингового договора и налоговыми органами:

  • Во-первых, лизинговые платежи должны относиться лизингополучателем на себестоимость продукции (работ, услуг), производимой с использованием объекта лизинга, или на расходы, связанные с основной деятельностью, т. е. указанные суммы не включаются в налогооблагаемую базу лизингополучателя для начисления налога на прибыль.
  • Во-вторых, стороны договора лизинга вправе по взаимному соглашению применять ускоренную амортизацию предмета лизинга. Амортизационные отчисления производит балансодержатель предмета лизинга.
  • В-третьих, доходом лизингодателя по договору лизинга является его вознаграждение, а прибылью — разница между доходами лизингодателя и его расходами на осуществление основной деятельности лизингодателю.

Вернуться к списку статей

В недрах бюрократического аппарата созрела ко второму чтению в Государственной думе похожая на окончательную версия законопроекта о публичном регулировании лизинга, отражающая ведомственные интересы Центрального банка.

Введение жёсткого публичного регулирования. Этим документом вводится всеобъемлющее регулирование лизинговой деятельности посредством ее отнесения к деятельности некредитных финансовых организаций, в отношении которых Банк России осуществляет регулирование, контроль и надзор.

Это означает, что Банк России получает полномочия принятия нормативных актов в сфере лизинговой деятельности, надзора за их соблюдением, сможет устанавливать для лизинговых компаний обязательные (финансовые, экономические) нормативы, требования к обеспечению защиты информации, проводить проверки соответствия деятельности лизинговых компаний установленным им правилам, направлять предписания лизинговым компаниям. В компетенцию Банка России передается также контроль за соблюдением лизинговыми компаниями законодательства о противодействию отмыванию преступных доходов и финансированию терроризма.

Кроме того, через техничное отнесение лизинговых компаний к числу некредитных финансовых организаций и аннексию таким образом рынка лизинговых услуг в вотчину Центрального банка, эта сфера тихой сапой выводится из-под действия недавно принятого и вступившего в силу Закона об обязательных требованиях, предусматривающего самоограничение регуляторных и прочих административных поползновений государства.

По существу, всё общество становится свидетелем того, как чрезмерно сильный регулятор подгребает под свой тотальный контроль целую отрасль, которая за четверть века своего существования и успешного развития ни разу не давала поводов задуматься о целесообразности государственного регулирования и сколько-нибудь заметных рисках его отсутствия.

Зачем вводится регулирование? Государственное регулирование в экономической сфере требуется лишь тогда, когда имеет место “провал рынка”, т.е. когда в силу каких-то понятных изъянов не работают стандартные рыночные механизмы.

Применительно к финансовой сфере примерами таких изъянов являются ключевые проблемы банковской и страховой деятельности. Банки и страховые компании привлекают колоссальные средства мелких контрагентов и в случае неэффективного распоряжения этими средствами могут стать банкротами и лишиться возможности выполнить требования вкладчиков и страхователей, что причинит последним существенный ущерб. Поэтому требуется регулирование банковской и страховой деятельности – с целью установления ряда правил, соблюдение которых позволит снизить риск краха этих финансовых институтов.

Есть ли что-то похожее в случае с лизингом? Нет. Лизинговые компании не привлекают и не аккумулируют средства незащищенных участников оборота. Основные контрагенты лизинговых компаний – это займодавцы, лизингополучатели, поставщики лизингового имущества и покупатели изъятого имущества.

Основные каналы привлечения финансирования лизинговых компаний – это банковское кредитование и фондовый рынок. В обеих сферах действуют свои правила и институты, призванные нивелировать риски кредиторов.

Банки, которые кредитуют лизинговые компании, нельзя назвать беззащитными верителями – с одной стороны, банки сами являются профессиональными кредиторами, с другой – они находятся под неусыпным контролем Банка России.

Кстати, опыт прохождения через серьезные проблемы очень крупных банков наглядно показывает, что этот “неусыпный контроль” или работает, мягко говоря, выборочно, или – при похожем на фикцию предположении о равном отношении регулятора ко всем участникам контролируемого им рынка – не является гарантией беспроблемного функционирования регулируемой отрасли, несмотря на все издержки, которые сопровождают такое регулирование.

На фондовом рынке действуют свои правила, призванные защитить инвесторов, и в этом плане приобретатели ценных бумаг лизинговых компаний получают защиту, равную защите, предоставляемой приобретателям ценных бумаг, скажем, металлургических заводов и торговых сетей.

Клиенты лизинговых компаний оптимально защищены нормами гражданского права, и такая защита совершенствуется с каждым годом благодаря практике высших судебных инстанций.

Лизингополучатели от краха лизингодателя защищены свойством следования своих прав на предмет лизинга: каждый, к кому переходит право собственности на предмет лизинга, связан правами лизингополучателя, включающими правомочия владения и пользования в течение срока действия договора лизинга и право выкупа по внесении всех лизинговых платежей. Даже если лизингодатель обанкротится и предмет лизинга как элемент его конкурсной массы будет реализован с торгов, лизингополучатель может противопоставить свои права на актив его приобретателю с торгов. Единственный незащищенный период – это время с момента внесения лизингополучателем аванса лизингодателю до момента его перечисления лизингодателем поставщику (несколько дней), в отношении таких сумм у лизингополучателя к лизингодателю в случае его банкротства будет голое обязательственное требование, которое можно только включить в реестр, но единовременно это не бог весть какие суммы, чтобы ради них вводить всё громоздкое государственное регулирование.

При этом на рынке лизинговых услуг имеет место конкуренция, близкая к совершенной, что заставляет лизинговые компании идти навстречу потребностям клиентов и всем ходом лизинговой операции обеспечивать их удовлетворенность оказываемыми им услугами, совершенствовать сервисы, технологии и коммуникации.

Поставщики в основном продают лизинговым компаниям любое имущество на условиях полного авансирования, поэтому они защищены. Даже, как иногда, к сожалению, показывает практика, – сверх меры.

Покупатели изъятого имущества приобретают его у лизинговых компаний на условиях полного авансирования и в этом смысле рискуют, но не больше, чем при покупке автомобиля в салоне, тогда как деятельность автосалонов, насколько сейчас известно, никто не планирует регулировать.

Получается, что у лизинговой компании нет такой массовой категории контрагентов, для которых ее возможный крах был бы связан с таким риском, который не был бы уже поводом для существующего регулирования или давал основания для дополнительного регулирования.

Истоки безумной идеи. Ноги истории с введением публичного регулирования растут из банкротства авиакомпании “Трансаэро”, которой “ВЭБ-лизинг” профинансировал приобретение воздушных судов. Крах авиаперевозчика породил проблемы “ВЭБ-лизинга”, которые рассматривались на высоком правительственном уровне.

Когда при разборе полетов по государственной привычке был задан вопрос “а какое ведомство отвечает за лизинг?” и получен ответ “никакое”, последовало искреннее удивление. Ну и закрутилось.

А ведь проблема всего лишь в том, что государство как собственник “ВЭБ-лизинга” оказалось некомпетентным в деле контроля за ведением его предприятием лизингового бизнеса.

Эта проблема решается грамотной кадровой политикой (каждый собственник предприятия должен ставить на управление им квалифицированный менеджмент, выстраивать систему корпоративного управления и контроля), а не введением дополнительного публичного регулирования.

Если завтра государство как основной акционер швейной фабрики или типографии провалится на этом рынке – неужели это будет достойным поводом введения публичного регулирования легкой или полиграфической промышленности?

Фиговый листок, прикрывающий захват новой регуляторной поляны. Всё описанное здесь бюрократическое безумие вводится с симулированием на уровне разговоров стремления предоставить через лизинговые компании государственное финансирование на льготных условиях.

Версия Банка России – он якобы хочет давать лизинговым компаниям деньги через банки под низкий процент ради стимулирования бизнеса клиентов лизинговых компаний, но для этого нужно сделать так, чтобы лизинг стал “прозрачным”. Но это лукавство.

С одной стороны, лизинг сейчас и так прозрачнее некуда, поскольку или финансируется на фондовом рынке, раскрывая информацию о своей деятельности, или как минимум представляет исключительно подробную отчетность банкам.

С другой стороны, этих же целей можно добиться через банковское регулирование, введя кредитование Центральным банком коммерческих банков на льготных условиях, если оно идет с целевым назначением на финансирование лизинговых компаний, которые отвечают определенным требованиям.

При этом никто ни разу так и не ответил на вопрос, что мешает государству, – становящемуся всё эффективнее и эффективнее на глазах у изумленной публики не по дням, а по часам, – сформулировать сколь угодно жесткие условия предоставления финансирования (через подконтрольные государству банки) и контролировать (через них же) соблюдение этих условий реципиентами таких вливаний, а тем лизинговым компаниям, которые сочтут за благо привлекать финансирование по иным каналам, остаться в русле действующих правил.

А дальше рынок всё расставит по своим местам – лизинговые компании, ориентируясь на конъюнктуру, будут решать, что им выгоднее: кредитоваться на стандартных условиях и не подстраиваться под льготные условия, экономя на издержках соблюдения нормативов, или наоборот, потратиться на соблюдение строгих нормативов, но сэкономить за счет льготных условий кредитования. Такого выбора Центральный банк участникам рынка дать не хочет.

Между тем на уровне формулируемых в законопроекте целей даже не декларируется стремление государства в лице Банка России через публичное регулирование лизинга содействовать инвестированию, хотя в действительности только эта цель и может служить единственным оправданием властного вмешательства в ту сферу, которая прекрасно функционирует и без чиновничьей опеки.

В сфере лизинговой деятельности также вводится “саморегулирование” по правилам о СРО в сфере финансового рынка (Закон от 13.07.2015 № 223-ФЗ), включая разработку, согласование и утверждение базовых стандартов внутреннего контроля и управления рисками. Лизинговые компании обязываются вступить в одну из СРО, организовать и осуществлять внутренний контроль и управление рисками в соответствии с этими стандартами.

Реанимация лицензирования. Для осуществления лизинговой деятельности хозяйствующим субъектам потребуется специальная правоспособность. Возможность осуществления лизинговой деятельности предоставляется только лизинговым компаниям, банкам и государственной корпорации развития “ВЭБ.РФ”.

Лизинговой компанией может быть только хозяйственное общество, указание на осуществление лизинговой деятельности должно быть включено в его устав. Для этого им потребуется пройти квазилицензионную процедуру включения в “государственный реестр лиц, осуществляющих лизинговую деятельность”. Специальную правоспособность лизинговой компании такое хозяйственное общество приобретает только по получении квазилицензии Банка России (включения в реестр).

Нельзя не вспомнить, что во второй половине 90-х гг. лизинговая деятельность лицензировалась, после чего лицензирование в этой сфере в ходе административной реформы начала 2000-х гг. было отменено ввиду самоочевидной избыточности.

Ныне квазилицензирование лизинговых компаний под эвфемизмом “ведения государственного реестра”, а также определение условий и порядка квазилицензирования, выдачи квазилицензий (включения в реестр) и аннулирования квазилицензий (исключения из реестра), установление процедурных правил, форм документов, порядка их представления возлагаются на Банк России и оставляются на его ничем не ограниченное благоусмотрение.

Одним из оснований отказа в выдаче квазилицензии (включении реестр) может быть несоответствие документов и информации, представленных заявителем, требованиям, установленным самим Банком России. Одним из оснований аннулирования квазилицензии (исключения из реестра) служит нарушение требований, установленных самим Банком России. (Ежу ясно, какие бескрайние возможности для лихоимства открывает такое бланкетное регулирование.)

В отношении договоров лизинга, заключенных в отсутствие у лизингодателя квазилицензии (т.е. лизингодателем, не включенным в реестр), предусматриваются правила, тождественные установленным п. 3 ст. 450¹ ГК РФ: лизингополучатель наделяется секундарным правом заявить односторонний отказ от исполнения договора и потребовать возмещения убытков. При этом на лизингодателя возлагается обязанность уведомить всех клиентов о возникновении у них такого права. Аналогичные правила предусмотрены на случай аннулирования у лизингодателя квазилицензии (исключения из реестра).

Остальные нововведения. Вводятся требования к минимальному размеру собственных средств (капитала) лизинговой компании: для компаний с валютой баланса менее 500 млн руб. – на уровне 20 млн руб.; для компаний с валютой баланса 500 млн руб. и более – на уровне 70 млн руб.

Вводятся обязательность составления лизинговыми компаниями консолидированной финансовой отчетности, обязательность ее аудита и представления в Банк России, обязательность раскрытия лизинговыми компаниями информации о своей деятельности на собственных сайтах.

Банк России наделяется полномочием устанавливать состав, формы, сроки и порядок составления и представления отчетности лизинговых компаний, включая утверждение отраслевых стандартов бухгалтерского учета, плана счетов бухгалтерского учета, порядок его применения.

Перевод учета лизинговых компаний с нынешнего общего плана счетов, по которому ведут учет все хозяйствующие субъекты, на банковский план счетов потребует от лизинговых компаний колоссальных затрат на автоматизацию.

Разработка и соблюдение новых требований, контроль за их соблюдением и разрешение споров в этой сфере займут бесполезным трудом немыслимое число людей, которые могли бы потратить свои таланты и время на что-то более нужное другим людям.

Вывод. Законы Паркинсона живут и, кажется, побеждают.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Лимак констракшн строительная компания официальный сайт
  • Лица нетрадиционной ориентации в российском шоу бизнесе
  • Лицензионно разрешительный отдел зябликово время работы
  • Личный кабинет дом ру бизнес вход в личный кабинет вход
  • Личный кабинет клиента оао коми энергосбытовая компания