Ликвидация управляющей компании многоквартирного дома порядок

Ликвидация управляющей компании

Ликвидация управляющей компании

Управляющие компании исполняют роль посредников между поставщиками коммунальных услуг и коммунальным хозяйством жилищных фондов. Это юридические коммерческие организации с лицензией Банка РФ, позволяющая вести им доверительную управленческую деятельность — распоряжаться страховыми резервами, материальными ресурсами, капиталом.

Управляющую компанию ЖКХ жильцы избирают на общем собрании, далее ее утверждают в муниципальных органах с обязательством качественно выполнять предписанные ей функции. Если компания не в состоянии обеспечить качество выполнения обязательств, тогда законом предписан порядок прекращения ее функций и закрытия.

Содержание

Основания для ликвидации

Основанием для ликвидации деятельности управляющих компаний могут быть следующие общие причины:

  • основные функции по управлению активами выполняются не в полном объеме;
  • у компании недостаточно ресурсов для выполнения определенных в соглашении задач;
  • закончен срок соглашения на управленческую деятельность.

Деятельность может быть прекращена и по конкретным причинам:

  • вынесение решения на учредительном собрании в связи с неправомерными действиями управляющей компании;
  • признание компании банкротом.

В вышеперечисленных случаях заявление о ликвидации может быть подано как добровольно от руководства управляющей организации, так и в принудительном порядке от партнеров, кредиторов или жильцов, пользовавшихся ее услугами.

Причины несостоятельности компаний

Инициатором собственной ликвидации может выступить любая управляющая компания, независимо от формы деятельности: ЖКХ, некоммерческие товарищества, коммерческие фирмы. Новые положения законодательства начали действовать с 2018 года, и они позволяют разрешить множество вопросов относительно качества обслуживания жилых комплексов. Однако в данном сегменте экономики еще существует немало проблем, которые диктует рынок. В этом кроются основные причины, по которым управляющие компании вынуждены признавать свою несостоятельность удовлетворять требования жилищных хозяйств в необходимом объеме:

  1. своевременно погашать задолженности;
  2. исполнять в срок обязательства по техническому обеспечению;
  3. качественно выполнять обслуживание и ремонт коммуникаций.

В каждом случае существует своя специфика причин. Но основные факторы, это:

  • отопления жилья;
  • водоснабжение и водоотведение;
  • газоснабжение;
  • подача электроэнергии;
  • поддержание территории в надлежащем виде.

Специфические причины, по которым могут быть признаны несостоятельными, обусловлены следующим рядом условий:

  • неэффективность теплоснабжения по причине изношенности жилья и его теплоизоляции;
  • ветхая сантехника;
  • неплатежи населения;
  • рост долговых обязательств по процентным ставкам;
  • некорректно проработаны нормативы снабжения;
  • в жилом комплексе проживают незарегистрированные жильцы, что является причиной неправильного определения нормативов снабжения;
  • неэффективность инвестиционной политики управляющей организации;
  • состояние коммунальных хозяйств в целом в РФ.

Всё же, на сегодня основной причиной признания управляющих компаний несостоятельными являются неплатежи собственников жилья, а судебная практика показывает, что процесс банкротства таких организаций практически необратим.

Здесь следует упомянуть и о случаях фиктивного банкротства. За подобные махинации исполнительные лица привлекаются к уголовной ответственности.

Порядок ликвидации

Ликвидация управляющих компаний бывает и добровольной, и принудительной, когда решение выносится в судебном порядке, согласно положениям статей 61-64 Гражданского кодекса. Суд лишает управляющую организацию ее прав относительно коммерческой деятельности, обязанностей перед жилищным фондом с передачей их другому исполнителю. Суд также обязывает лишенную прав управляющую компанию уплатить имеющиеся долги, реализовать имущественные ценности.

Добровольная ликвидация

Процесс добровольного сложения полномочий предписан законодательством и проводится в описанном ниже порядке.

  1. Выносится решение о завершении деятельности: в ООО — на собрании организации, в жилищном кооперативе — большинством владельцев квартир. Заключение составляется в произвольной форме, и по истечении не более трех дней оно должно быть передано в ЕГРЮЛ.
  2. Добровольно создается ликвидационная комиссия с правом управления управляющей компанией. Документы об этом органе передаются в ФНС, а данные заносятся в ЕГРЮЛ.
  3. Проводится работа по выявлению дебиторской и кредиторской задолженности управляющей компании. О ее ликвидации информируются партнеры и кредиторы — в СМИ размещаются объявления, рассылаются письма, применяются прочие способы. В течение двух месяцев с момента написания заявления о ликвидировании по обязательствам рассматриваются претензии.
  4. В свободной форме разрабатывается и передается в ФСН ликвидационный баланс, промежуточный. Назначается инспекция проверки, по итогам которой устанавливают избыточные или невыплаченные денежные средства.
  5. Возврат долгов по обязательствам. Расчеты проводятся по порядку:
    • возврат долгов, возникших в результате материального ущерба;
    • возврат непогашенных долгов перед государственными органами, коммерческими организациями;
    • выплаты задолженностей рабочим по трудовым соглашениям.
  6. Ликвидация управляющей компании регистрируется в государственных органах. Сведения о ликвидационном балансе передаются в ФНС и заносятся в ЕГРЮЛ.

В случаях выполнения функций управляющей компании предприятием жилищно-коммунального хозяйства, и если оно ликвидируется, тогда эта процедура выполняется аналогичным образом. Ликвидация садовых товариществ происходит в следующем порядке:

  1. На собрании членов СНТ принимается решение о полной ликвидации.
  2. Формируется ликвидационная комиссия.
  3. Информируются государственные контролирующие органы.
  4. Составляется ликвидационный баланс.
  5. Проводятся расчеты по долгам, а всё имущество распределяется между членами товарищества.

Учитывая то, что садовые товарищества, это некоммерческие организации, то рассчитываться с долгом им не так просто. Потому более выгодно ликвидировать СНТ путем реорганизации, в более сложных ситуациях — банкротства. После ликвидации СНТ часто возникают такие сложности:

  • невыплаченные долги товарищества возлагаются на бывших его членов;
  • владельцы участков вынуждены заниматься поиском коммерческих фирм, которые согласятся снабжать их ресурсами;
  • товарищество теряет форму юридического лица, следовательно прекращаются и наделенные юрлицам права.

Необходимые документы для ликвидации:

  • заявление;
  • протокол собрания (он также должен быть опубликован в СМИ);
  • инвентаризация;
  • заявление о ликвидации в ФНС;
  • промежуточный ликвидационный баланс.

Ликвидация СНТ может происходить вместе с ее долгами, но в таких случаях процедура может затянуться на года. Законом установлено, что кредиторы не вправе истребовать задолженность, но они могут потребовать выставить имущество некоммерческой организации на торги. Такая процедура требует участия нового юридического лица.

Срок закрытия управляющей компании

Добровольная ликвидация управляющих компаний регламентируется законодательством РФ. В срок 3 дня в ФНС нужно подать заявку о ликвидации. В течение 2-х месяцев необходимо опубликовать в СМИ сообщение, что управляющая компания прекратила свою деятельность. Законом предписано, что долги организации должны быть выплачены не позднее срока в 90 дней.

Учитывается также и время, отведенное на формирование ликвидационной комиссии и на процедуру составления баланса. В общей сложности, закрытие управляющей компании занимает 100 дней и более.

И в заключение отметим, что несостоятельность управляющих компаний затрагивает не только их интересы, но и пользователей услуг, то есть жильцов. Высказываются опасения относительно придомового имущества, которое якобы может быть выставлено на торги в счет погашения долгов разорившейся компании.

В таких случаях нужно понимать, что коммунальное имущество никак не относится к собственности компании-банкрота. Но нужно помнить, что платежи за коммунальные услуги следует проводить своевременно. В противном случае жильцы будут вынуждены столкнуться с другим порядком расчетов, который определит новая управляющая компания.

Подготовлены редакции документа с изменениями, не вступившими в силу

(введена Федеральным законом от 21.07.2014 N 255-ФЗ)

Перспективы и риски споров в суде общей юрисдикции. Ситуации, связанные со ст. 200 ЖК РФ

1. Лицензиат в случае исключения сведений о многоквартирном доме из реестра лицензий субъекта Российской Федерации в порядке, установленном статьей 198 настоящего Кодекса, а также в случае, если действие лицензии прекращено или она аннулирована в соответствии со статьей 199 настоящего Кодекса, обязан передать лицу, принявшему на себя обязательства по управлению многоквартирным домом, техническую документацию на многоквартирный дом и иные связанные с управлением таким домом документы, ключи от помещений, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, электронные коды доступа к оборудованию, входящему в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, и иные технические средства и оборудование, необходимые для эксплуатации многоквартирного дома и управления им, в течение трех рабочих дней со дня наступления событий, предусмотренных частью 3 настоящей статьи.

(часть 1 в ред. Федерального закона от 31.12.2017 N 485-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

2. Порядок прекращения деятельности по управлению многоквартирным домом в связи с исключением сведений о многоквартирном доме из реестра лицензий субъекта Российской Федерации, прекращением действия лицензии или ее аннулированием устанавливается Правительством Российской Федерации.

3. Лицензиат, в случае исключения сведений о многоквартирном доме из реестра лицензий субъекта Российской Федерации, а также в случае прекращения или аннулирования лицензии в соответствии со статьей 199 настоящего Кодекса обязан надлежащим образом исполнять обязанности по управлению многоквартирным домом, оказанию услуг и (или) выполнению работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации до дня:

(в ред. Федерального закона от 29.06.2015 N 176-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

1) возникновения в соответствии с частью 7 статьи 162 настоящего Кодекса обязательств по управлению таким домом у управляющей организации, выбранной общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме или отобранной по результатам проведенного органом местного самоуправления открытого конкурса;

2) возникновения обязательств по договору управления многоквартирным домом, заключенному управляющей организацией с товариществом собственников жилья, жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом;

3) возникновения обязательств по договорам, указанным в частях 1 и 2 статьи 164 настоящего Кодекса;

4) государственной регистрации товарищества собственников жилья, жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива.

4. В течение пятнадцати дней со дня получения уведомления от органа государственного жилищного надзора об исключении сведений о многоквартирном доме из реестра лицензий субъекта Российской Федерации, о прекращении действия лицензии, о ее аннулировании орган местного самоуправления созывает общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме для решения вопроса о выборе способа управления таким домом.

(в ред. Федерального закона от 29.06.2015 N 176-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

5. В случае, если решение общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, проведенного в соответствии с требованиями части 4 настоящей статьи, о выборе способа управления таким домом не принято или не реализовано либо общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме, проведение которого орган местного самоуправления обязан инициировать в соответствии с частью 4 настоящей статьи, не проведено или не имело кворума, орган местного самоуправления в течение трех дней со дня проведения данного общего собрания или по истечении указанного в части 4 настоящей статьи срока обязан объявить о проведении открытого конкурса по отбору управляющей организации и провести этот конкурс в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, в соответствии с частью 4 статьи 161 настоящего Кодекса в течение одного месяца со дня объявления о проведении этого конкурса.

(в ред. Федерального закона от 29.06.2015 N 176-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

6. В случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации открытый конкурс по отбору управляющей организации признан не состоявшимся, допускается заключение договора управления многоквартирным домом без проведения открытого конкурса, предусмотренного частями 4 и 13 статьи 161 настоящего Кодекса.

Политика Общества с ограниченной ответственностью «Старт» в отношении обработки персональных данных

  1. Общие положения

1.1. Настоящий документ определяет политику Общества с ограниченной ответственностью «ЮрСтарт» (далее – Компания) в отношении обработки персональных данных.

1.2 Настоящая Политика разработана в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации о персональных данных.

1.3 Действие настоящей Политики распространяется на все процессы по сбору, записи, систематизации, накоплению, хранению, уточнению, извлечению, использованию, передачи (распространению, предоставлению, доступу), обезличиванию, блокированию, удалению, уничтожению персональных данных, осуществляемых с использованием средств автоматизации и без использования таких средств.

1.4. Политика неукоснительно исполняется сотрудниками Компании.

  1. Определения

персональные данные — любая информация, относящаяся к прямо или косвенно определенному или определяемому физическому лицу (субъекту персональных данных);

оператор — государственный орган, муниципальный орган, юридическое или физическое лицо, самостоятельно или совместно с другими лицами организующие и (или) осуществляющие обработку персональных данных, а также определяющие цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными;

обработка персональных данных — любое действие (операция) или совокупность действий (операций), совершаемых с использованием средств автоматизации или без использования таких средств с персональными данными, включая сбор, запись, систематизацию, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передачу (распространение, предоставление, доступ), обезличивание, блокирование, удаление, уничтожение персональных данных;

автоматизированная обработка персональных данных — обработка персональных данных с помощью средств вычислительной техники;

распространение персональных данных — действия, направленные на раскрытие персональных данных неопределенному кругу лиц;

предоставление персональных данных — действия, направленные на раскрытие персональных данных определенному лицу или определенному кругу лиц;

блокирование персональных данных — временное прекращение обработки персональных данных (за исключением случаев, если обработка необходима для уточнения персональных данных);

уничтожение персональных данных — действия, в результате которых становится невозможным восстановить содержание персональных данных в информационной системе персональных данных и (или) в результате которых уничтожаются материальные носители персональных данных;

обезличивание персональных данных — действия, в результате которых становится невозможным без использования дополнительной информации определить принадлежность персональных данных конкретному субъекту персональных данных;

информационная система персональных данных — совокупность содержащихся в базах данных персональных данных и обеспечивающих их обработку информационных технологий и технических средств.

  1. Принципы и условия обработки персональных данных

3.1. Обработка персональных данных осуществляется на основе следующих принципов:

1) Обработка персональных данных осуществляется на законной и справедливой основе;

2) Обработка персональных данных ограничивается достижением конкретных, заранее определенных и законных целей. Не допускается обработка персональных данных, несовместимая с целями сбора персональных данных;

3) Не допускается объединение баз данных, содержащих персональные данные, обработка которых осуществляется в целях, несовместных между собой;

4) Обработке подлежат только те персональные данные, которые отвечают целям их обработки;

5) Содержание и объем обрабатываемых персональных данных соответствуют заявленным целям обработки. Обрабатываемые персональные данные не являются избыточными по отношению к заявленным целям обработки;

6) При обработке персональных данных обеспечивается точность персональных данных, их достаточность, а в необходимых случаях и актуальность по отношению к заявленным целям их обработки.

7) Хранение персональных данных осуществляется в форме, позволяющей определить субъекта персональных данных не дольше, чем этого требуют цели обработки персональных данных, если срок хранения персональных данных не установлен федеральным законом, договором, стороной которого, выгодоприобретателем или поручителем по которому является субъект персональных данных. Обрабатываемые персональные данные подлежат уничтожению, либо обезличиванию по достижении целей обработки или в случае утраты необходимости в достижении этих целей, если иное не предусмотрено федеральным законом.

8) Компания в своей деятельности исходит из того, что субъект персональных данных предоставляет точную и достоверную информацию во время взаимодействия с Компанией и извещает представителей Компании об изменении своих персональных данных.

3.2. Компания осуществляет обработку персональных данных только в следующих случаях:

  • обработка персональных данных осуществляется с согласия субъекта персональных данных на обработку его персональных данных;
  • обработка персональных данных осуществляется в связи с участием лица в конституционном, гражданском, административном, уголовном судопроизводстве, судопроизводстве в арбитражных судах;
  • обработка персональных данных необходима для исполнения судебного акта, акта другого органа или должностного лица, подлежащих исполнению в соответствии с законодательством Российской Федерации об исполнительном производстве (далее — исполнение судебного акта);
  • обработка персональных данных необходима для исполнения договора, стороной которого либо выгодоприобретателем или поручителем по которому является субъект персональных данных, а также для заключения договора по инициативе субъекта персональных данных или договора, по которому субъект персональных данных будет являться выгодоприобретателем или поручителем;
  • обработка персональных данных необходима для защиты жизни, здоровья или иных жизненно важных интересов субъекта персональных данных, если получение согласия субъекта персональных данных невозможно;

3.4. Компания вправе поручить обработку персональных данных граждан третьим лицам, на основании заключаемого с этими лицами договора.
Лица, осуществляющие обработку персональных данных по поручению ООО Юридическая компания «Старт», обязуются соблюдать принципы и правила обработки и защиты персональных данных, предусмотренные Федеральным законом № 152-ФЗ «О персональных данных». Для каждого лица определены перечень действий (операций) с персональными данными, которые будут совершаться юридическим лицом, осуществляющим обработку персональных данных, цели обработки, установлена обязанность такого лица соблюдать конфиденциальность и обеспечивать безопасность персональных данных при их обработке, а также указаны требования к защите обрабатываемых персональных данных.

3.5. В случае если Компания поручает обработку персональных данных другому лицу, ответственность перед субъектом персональных данных за действия указанного лица несет Компания. Лицо, осуществляющее обработку персональных данных по поручению Компании, несет ответственность перед Компанией.

3.6. Принятие на основании исключительно автоматизированной обработки персональных данных решений, порождающих юридические последствия в отношении субъекта персональных данных или иным образом затрагивающих его права и законные интересы, Компанией не осуществляется.

3.7. Компания уничтожает либо обезличивает персональные данные по достижении целей обработки или в случае утраты необходимости достижения цели обработки.

  1. Субъекты персональных данных

4.1. Компания обрабатывает персональные данные следующих лиц:

  • работников Компании, а также субъектов, с которыми заключены договоры гражданско-правового характера;
  • кандидатов на замещение вакантных должностей в Компании;
  • клиентов ООО Юридическая компания «Старт»;
  • пользователей сайта ООО Юридическая компания «Старт»;

4.2.  В некоторых случаях Компанией также может осуществляться обработка персональных данных уполномоченных на основании доверенности представителей вышеперечисленных субъектов персональных данных.

  1. Права субъектов персональных данных

5.1.Субъект персональных данных, данные которого обрабатываются Компанией вправе:

5.1.1. Получать от Компании в предусмотренные Законом сроки следующие сведения:

  • подтверждение факта обработки персональных данных ООО Юридическая компания «Старт»;
  • о правовых основаниях и целях обработки персональных данных;
  • о применяемых Компанией способах обработки персональных данных;
  • о наименовании и местонахождении Компании;
  • о лицах, которые имеют доступ к персональным данным или которым могут быть раскрыты персональные данные на основании договора с ООО Юридическая компания «Старт» или на основании федерального закона;
  • перечень обрабатываемых персональных данных, относящихся к гражданину, от которого поступил запрос и источник их получения, если иной порядок предоставления таких данных не предусмотрен федеральным законом;
  • о сроках обработки персональных данных, в том числе о сроках их хранения;
  • о порядке осуществления гражданином прав, предусмотренных Федеральным законом «О персональных данных» № 152-ФЗ;
  • наименование и адрес лица, осуществляющего обработку персональных данных по поручению Компании;
  • иные сведения, предусмотренные Федеральным законом «О персональных данных» № 152-ФЗ или другими федеральными законами.

5.1.2. Требовать уточнения своих персональных данных, их блокирования или уничтожения в случае, если персональные данные являются неполными, устаревшими, неточными, незаконно полученными или не являются необходимыми для заявленной цели обработки.

5.1.3. Отозвать свое согласие на обработку персональных данных.

5.1.4. Требовать устранения неправомерных действий Компании в отношении его персональных данных.

5.1.5. Обжаловать действия или бездействие Компании в Федеральную службу по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций или в судебном порядке в случае, если гражданин считает, что ООО Юридическая компания «Старт» осуществляет обработку его персональных данных с нарушением требований Федерального закона № 152-ФЗ «О персональных данных» или иным образом нарушает его права и свободы.

5.1.6. На защиту своих прав и законных интересов, в том числе на возмещение убытков и/или компенсацию морального вреда в судебном порядке.

  1. Обязанности Компании

6.1. В соответствии с требованиями Федерального закона № 152-ФЗ «О персональных данных» Компания обязана:

  • Предоставлять субъекту персональных данных по его запросу информацию, касающуюся обработки его персональных данных, либо на законных основаниях предоставить мотивированный отказ, содержащий ссылку на положения Федерального закона.
  • По требованию субъекта персональных данных уточнять обрабатываемые персональные данные, блокировать или удалять, если персональных данных являются неполными, устаревшими, неточными, незаконно полученными или не являются необходимыми для заявленной цели обработки.
  • Вести Журнал учета обращений субъектов персональных данных, в котором должны фиксироваться запросы субъектов персональных данных на получение персональных данных, а также факты предоставления персональных данных по этим запросам.
  • Уведомлять субъекта персональных данных об обработке персональных данных в том случае, если персональные данные были получены не от субъекта персональных данных.

Исключение составляют следующие случаи:

— Субъект персональных данных уведомлен об осуществлении обработки его персональных данных соответствующим оператором;

— Персональные данные получены Компанией на основании федерального закона или в связи с исполнением договора, стороной которого либо выгодоприобретателем или поручителем по которому является субъект.

— Персональные данные получены из общедоступного источника;

— Предоставление субъекту персональных данных сведений, содержащихся в Уведомлении об обработке персональных данных нарушает права и законные интересы третьих лиц.

6.2.  В случае достижения цели обработки персональных данных Компания обязана незамедлительно прекратить обработку персональных данных и уничтожить соответствующие персональные данные в срок, не превышающий тридцати дней с даты достижения цели обработки персональных данных, если иное не предусмотрено договором, стороной которого, выгодоприобретателем или поручителем по которому является субъект персональных данных, иным соглашением между Компанией и субъектом персональных данных либо если Компания не вправе осуществлять обработку персональных данных без согласия субъекта персональных данных на основаниях, предусмотренных №152-ФЗ «О персональных данных» или другими федеральными законами.

6.3. В случае отзыва субъектом персональных данных согласия на обработку своих персональных данных Компания обязана прекратить обработку персональных данных и уничтожить персональные данные в срок, не превышающий тридцати дней с даты поступления указанного отзыва, если иное не предусмотрено соглашением между Компанией и субъектом персональных данных. Об уничтожении персональных данных Компания обязана уведомить субъекта персональных данных.

6.4. В случае поступления требования субъекта о прекращении обработки персональных данных в целях продвижения товаров, работ, услуг на рынке Компания обязана немедленно прекратить обработку персональных данных.

6.5. Компания обязана осуществлять обработку персональных данных только с согласия в письменной форме субъекта персональных данных, в случаях, предусмотренных Федеральным законом.

6.7. Компания обязана разъяснять субъекту персональных данных юридические последствия отказа предоставить его персональные данные, если предоставление персональных данных является обязательным в соответствии с Федеральным законом.

6.8. Уведомлять субъекта персональных данных или его представителя о всех изменениях, касающихся соответствующего субъекта персональных данных.

  1. Сведения о реализуемых мерах защиты персональных данных

7.1. При обработке персональных данных Компания принимает необходимые правовые, организационные и технические меры для защиты персональных данных от неправомерного или случайного доступа к ним, уничтожения, изменения, блокирования, копирования, предоставления, распространения персональных данных, а также от иных неправомерных действий в отношении персональных данных.

7.2. Обеспечение безопасности персональных данных достигается, в частности:

  • определением угроз безопасности персональных данных при их обработке в информационных системах персональных данных;
  • применением организационных и технических мер по обеспечению безопасности персональных данных при их обработке в информационных системах персональных данных, необходимых для выполнения требований к защите персональных данных, исполнение которых обеспечивает установленные Правительством Российской Федерации уровни защищенности персональных данных;
  • применением прошедших в установленном порядке процедуру оценки соответствия средств защиты информации;
  • оценкой эффективности принимаемых мер по обеспечению безопасности персональных данных до ввода в эксплуатацию информационной системы персональных данных;
  • учетом машинных носителей персональных данных;
  • обнаружением фактов несанкционированного доступа к персональным данным и принятием мер;
  • восстановлением персональных данных, модифицированных или уничтоженных вследствие несанкционированного доступа к ним;
  • установлением правил доступа к персональным данным, обрабатываемым в информационной системе персональных данных, а также обеспечением регистрации и учета всех действий, совершаемых с персональными данными в информационной системе персональных данных;
  • контролем за принимаемыми мерами по обеспечению безопасности персональных данных и уровня защищенности информационных систем персональных данных.
  • оценкой вреда, который может быть причинен субъектам персональных данных в случае нарушения законодательства Российской Федерации в области персональных данных, соотношение указанного вреда и принимаемых мер, направленных на обеспечение выполнения законодательства Российской Федерации в области персональных данных.

Мы уже писали о том, как в многоквартирном доме создать товарищество собственников жилья или недвижимости. Сегодня рассказываем о том, на каких основаниях ТСЖ может быть ликвидировано, кто имеет право обратиться в суд с соответствующим требованием и почему суд может в этом отказать.

Основания для ликвидации товарищества собственников жилья приведены в ГК РФ и ЖК РФ

Общие основания для ликвидации юридического лица, к которому относится ТСЖ/ТСН, перечислены в ч. 2 ст. 61 ГК РФ:

  1. По решению его учредителей или участников (ч. 2 ст. 61 ГК РФ).
  2. По решению суда в связи с:
  • грубыми нарушениями закона, если эти нарушения носят неустранимый характер;
  • деятельностью без надлежащего разрешения (лицензии);
  • деятельностью юрлица, запрещённой законом, с нарушением Конституции РФ, с другими неоднократными или грубыми нарушениями закона;
  • иском учредителя (участника) юрлица, если невозможно достигнуть целей, ради которых оно создано.

В ст. 145 ЖК РФ указано, что решение о ликвидации ТСЖ обязаны принять собственники помещений в доме на общем собрании, если члены товарищества обладают 50% и менее голосов от общего числа голосов собственников в доме. Также принять решение о прекращении работы ТСЖ может общее собрание его членов в соответствии с п. 2 ч. 2 ст. 145 ЖК РФ.

Позиция судов об исключении собственников из членов ТСЖ

Позиция судов об исключении собственников из членов ТСЖ

Обратиться в суд с иском о ликвидации ТСЖ могут только госорганы или муниципалитет

При ликвидации ТСЖ через суд важно, кто именно подал иск, поскольку в ч. 3 ст. 61 ГК РФ круг уполномоченных на такие действия лиц строго ограничен. В этом списке нет физических лиц – собственников или нанимателей помещений в многоквартирном доме.

В п.п. 1 – 4 ч. 3 ст. 61 ГК РФ указано, что суд принимает решение о ликвидации ТСЖ по иску уполномоченного государственного органа или органа местного самоуправления. То есть с таким требованием в судебную инстанцию могут обратиться:

  • орган Госжилнадзора в случае, если был нарушен порядок создания товарищества или в деятельности ТСЖ выявлены иные неустранимые грубые нарушения закона (ч. 6 ст. 20 ЖК РФ, п.п. 1, 3 ч. 2 ст. 61 ГК РФ);
  • прокуратура, если в ходе проверки работы товарищества были выявлены нарушения прав, свобод и законных интересов граждан, неопредлённого круга лиц или государства (ст. 35 № 2202-1, ч. 1 ст. 45 ГПК РФ);
  • орган местного управления при выявлении нарушений при создании товарищества собственников или грубых нарушений законодательства РФ.

Также отметим, что в суд с иском о ликвидации любой организации может обратиться налоговый орган (ч. 11 ст. 7 № 943-1). Если же иск подаётся жителем многоквартирного дома, то суд указывает на отсутствие у истца соответствующих полномочий и отклоняет жалобу физлица (решение Благовещенского районного суда Республики Башкортостана от 25.09.2018 по делу № 2-446/2018).

Можно ли обязать собственника помещения МКД вступить в ТСЖ

Можно ли обязать собственника помещения МКД вступить в ТСЖ

Ликвидацию ТСЖ в соответствии с ГК РФ проводит созданная комиссия

Ликвидация товарищества собственников жилья проводится по общему для всех юридических лиц порядку, который закреплён в ст.ст. 61 – 65 ГК РФ (ч. 1 ст. 141 ЖК РФ).

После принятия решения о добровольной или принудительной ликвидации ТСЖ, общее собрание собственников или членов ТСЖ, иной орган, принявший решение о прекращении работы товарищества, обязаны назначить ликвидационную комиссию, установить порядок и сроки ликвидации, составить промежуточный баланс, уведомить орган ГЖН о своих действиях (ч. 3 ст. 62 ГК РФ).

С момента назначения такой комиссии именно она управляет всеми делами товарищества собственников и даже представляет его в суде (ч. 4 ст. 62 ГК РФ). В её обязанности также входит публикация в официальных СМИ сообщения о порядке и сроках предъявления кредиторами требований к ТСЖ, письменное уведомление кредиторов и взыскание дебиторской задолженности (ч. 1 ст. 63 ГК РФ).

У кредиторов при этом должно быть не менее двух месяцев с момента опубликования информации о грядущей ликвидации ТСЖ на предъявление товариществу требований (ч. 1 ст. 63 ГК РФ). После завершения расчетов с кредиторами ликвидационная комиссия составляет ликвидационный баланс (ч. 6 ст. 63 ГК РФ).

Затем комиссия уведомляет регистрирующий орган о завершении процесса ликвидации ТСЖ и предоставляет пакет необходимых документов (ч.ч. 2, 3 ст. 22 № 129-ФЗ). ТСЖ считается ликвидированным после внесения соответствующих сведений в единый государственный реестр юридических лиц (ч. 6 ст. 22 № 129-ФЗ, ч. 9 ст. 63 ГК РФ).

Зачем нужна ревизионная комиссия ТСЖ и чем она занимается

Зачем нужна ревизионная комиссия ТСЖ и чем она занимается

В отсутствие решения ОСС ликвидацию товарищества собственников может утвердить только суд

Остановимся отдельно на случае, указанном в ч. 2 ст. 141 ЖК РФ, в котором прописана обязанность собственников на ОСС принять решение о ликвидации ТСЖ, если члены товарищества обладают 50% и менее голосов от общего числа голосов собственников в доме.

При этом возникает противоречивая ситуация: у собственников есть такая обязанность, но никто не может заставить их собраться на ОСС и принять такое решение.

В нормативно-правовых актах нигде не прописан механизм понуждения собственников или наказания их за бездействие. В отсутствие решения ОСС о ликвидации ТСЖ добиться этого жители дома с помощью контролирующих органов могут только в судебном порядке в связи с грубым нарушением закона (постановление ФАС Дальневосточного округа по делу № А73-2002/2011, решение Старооскольского городского суда Белгородской области по делу № 2а-3123/2018).

Суд обращает внимание на законность решений ОСС и выполнение ТСЖ своих прямых обязанностей

Наличие решения ОСС о ликвидации товарищества собственников, в котором члены обладают 50% и менее от общего числа голосов в доме не является гарантией, что такое ТСЖ действительно будет ликвидировано.

Правление товарищества или его председатель может отказаться предпринимать действия, предусмотренные ст. ст. 61 – 65 ГК РФ при ликвидации юрлица, фактически продолжая работу ТСЖ. В таком случае уполномоченный орган может обратиться в суд с иском к понуждению. Но и в этом случае суд может не принять положительного решения о ликвидации товарищества.

При этом в суде инициаторам ликвидации ТСЖ необходимо доказать, что соответствующие решения приняты на ОСС/ОСЧ в соответствии с требованиями ЖК РФ (решения Выборгского районного суда г. Санкт-Петербурга по делу № 2-887/2018, Зубцовского районного суда Тверской области по делу № 2-221/2018).

При рассмотрении подобных дел суд обращает внимание на фактическое осуществление товариществом своих обязанностей по управлению многоквартирным домом, наличие/отсутствие грубых нарушений при его создании (решения Старооскольского городского суда Белгородской области по делу № 2а-3123/2018, Ленинградского районного суда г. Калининграда по делу № 2-2138/2018, Железнодорожного районного суда г. Пензы по делу № 2а-1348/2018).

Принять к сведению

Если в многоквартирном доме, который находится в управлении у ТСЖ, встал вопрос о ликвидации товарищества, то инициаторам процесса необходимо учитывать несколько важных нюансов:

  1. Товарищество собственников жилья может быть ликвидировано в добровольном порядке по решению общего собрания членов ТСЖ либо по решению ОСС в случае, если члены товарищества не обладают достаточным количество голосов от общего числа голосов в доме.
  2. Ликвидация ТСЖ может быть проведена в принудительном порядке по решению суда, куда имеют право обратиться уполномоченные госорганы или муниципалитет.
  3. Сам факт отсутствия у членов ТСЖ более 50% голосов от числа всех голосов в доме не является безусловным фактом для ликвидации товарищества. Обязательно должно быть решение об этом ОСС, в том числе при принуждении учредителей через суд.

Чтобы ликвидировать ТСЖ, инициаторам процесса необходимо провести общее собрание членов/собственников, на котором будет принято соответствующее решение. Затем к работе должна приступить ликвидационная комиссия, которая решит вопросы с кредиторами и направит документы в регистрационный орган для исключения ТСЖ из реестра юрлиц.

Подпишитесь на рассылку

Еженедельно получайте новости сферы ЖКХ, советы по управлению МКД и заполнению ГИС ЖКХ.
Выберите почту, на которую вам удобно получать рассылку, присоединяйтесь к 75 896 подписчикам

Статьи по теме

Вопросы по теме

Полное или частичное копирование материалов разрешено только при указании источника и добавлении прямой ссылки на сайт roskvartal.ru

  • Причины ликвидации ТСЖ

  • Порядок ликвидации ТСЖ

    • Порядок ликвидации ТСЖ в добровольном порядке

  • Ликвидация ТСЖ по решению суда

Причины ликвидации ТСЖ

Причины ликвидации ТСЖ бывают разными. Чаще это результат неподготовленности членов правления товарищества. Из-за этого допускаются процедурные ошибки, неверно ведётся деятельность ТСЖ. Иногда к ликвидации приводят намеренные действия, финансово выгодные определённому кругу лиц.

Нормативных актов, напрямую посвященных деятельности ТСЖ, нет. Но поскольку ТСЖ — это юридическое лицо, правила его ликвидации предусмотрены статьями 61-63 Гражданского кодекса РФ.

Причины могут быть добровольными или вынужденными.

Добровольные причины:

  • решение членов ТСЖ, за которое проголосовало не менее ⅔ участников товарищества;
  • закончился срок, на который ТСЖ создавалось (например, срок деятельности товарищества ограничен уставом);
  • достигнуты цели создания ТСЖ (например, закончился капитальный ремонт дома, надобность в товариществе отпала, и жильцы принимают решение передать управление УК. Или председатель — движущая сила товарищества — переехал, а оставшиеся члены ТСЖ не готовы взять его полномочия на себя).

Причины добровольной ликвидации могут быть разными и рассматривать их нужно индивидуально.

Вынужденные причины:

  • признание регистрации ТСЖ недействительной (например, нарушены правила составления протокола общего собрания собственников);
  • ведение товариществом деятельности с нарушением закона;
  • число собственников жилых помещений в составе участников товарищества сократилось на 50% и более;
  • отсутствие стабильного финансирования товарищества;
  • возникновение долга ТСЖ перед третьими лицами;
  • нарушение прав членов ТСЖ;
  • другие основания, предусмотренные ГК РФ.

Инициаторами ликвидации могут выступать: собственники жилья — члены ТСЖ, суд и контролирующие государственные органы (например, жилищная инспекция).

Порядок ликвидации ТСЖ

В законах сроки не прописаны. Как правило, несколько недель уходит на подготовку собрания — оповещение и агитацию собственников квартир. Если речь идёт о ликвидации ТСЖ судом, до вынесения судебного решения проходит несколько месяцев.

Кредиторы могут взыскать долги в течение двух месяцев после оповещения всех заинтересованных лиц о ликвидации ТСЖ. Непосредственно регистрация заявления о ликвидации товарищества проводится в течение семи рабочих дней.

Порядок ликвидации ТСЖ в добровольном порядке

  1. Соберите инициаторов из членов ТСЖ и проведите общее собрание собственников. По результатам составьте общий реестр участников и оформите протокол решения собрания.
  2. На основании решения собрания создайте ликвидационную комиссию и назначьте её руководителя. Комиссия отвечает за все мероприятия по ликвидации. Она проверяет правильность оформления документов, проводит инвентаризацию состояния ТСЖ на момент ликвидации, контролирует соблюдение законов по процедуре ликвидации.
  3. Подайте в ИФНС по месту регистрации ТСЖ уведомление о процедуре ликвидации по форме Р15001. Это нужно сделать в трёхдневный срок с даты принятия решения.
  4. Опубликуйте сведения о ликвидации в журнале «Вестник государственной регистрации». Точный срок для публикации не установлен. Но не в ваших интересах откладывать: с даты публикации начинается отсчёт срока для получения претензий от кредиторов ТСЖ.
  5. Известите всех собственников жилья и контрагентов (например, коммунальные службы) ТСЖ о предстоящей ликвидации. Всех кредиторов нужно уведомить лично под родпись в документе свободной формы, подтверждающем факт оповещения, или заказным письмом с уведомлением. Жёсткие сроки, в которые необходимо уложиться, не установлены.
  6. Составьте промежуточный ликвидационный баланс ТСЖ — рабочий документ для проведения ликвидации. Он должен содержать сведения: о составе имущества юридического лица, список требований, которые предъявили кредиторы, результат рассмотрения данных требований, список требований, которые были удовлетворены вступившим в законную силу решением суда. Основная задача формирования баланса — дать ответ на вопрос, достаточно ли имущества ТСЖ для расчётов с кредиторами. Сдавать промежуточный ликвидационный баланс никуда не нужно.
  7. Рассчитайтесь с контрагентами.
  8. Увольте сотрудников, если таковые были.
  9. Составьте итоговый ликвидационный баланс. Он нужен для того, чтобы понимать, какое имущество и в каком размере остаётся у членов ТСЖ после всех расчётов. Это имущество будет распределяться между членами ТСЖ.
  10. Оплатите госпошлину. В 2021 году она составляет 800 рублей.
  11. Подайте завершающие документы в ФНС:
  • нотариально заверенное заявление о ликвидации ТСЖ;
  • окончательный ликвидационный баланс;
  • свидетельство об оплате государственной пошлины;
  • документы, уведомляющие Пенсионный фонд об увольнении застрахованных сотрудников (если такие были) в связи с ликвидацией;
  • протокол собрания жильцов с решением о ликвидации ТСЖ.

Ликвидация ТСЖ по решению суда

Исковое заявление с требованием ликвидации составляет и подаёт в суд государственный или муниципальный орган, курирующий городской жилищный фонд (например, Горжилнадзор, ГЖИ — названия могут быть разными), прокуратура или муниципалитет.

Причинами для этого могут стать:

  • несоответствие устава ТСЖ требованиям Жилищного кодекса РФ;
  • нарушения порядка создания ТСЖ, если эти нарушения носят неустранимый характер.

Прежде, чем принять решение о ликвидации, суд может установить срок для изменения ситуации в ТСЖ. Например, товарищество может расплатиться с долгами. Если ТСЖ не справляется с этой задачей, принимается окончательное решение о его ликвидации.

Примеры из практики. Государственная жилищная инспекция обратилась в суд, потребовав ликвидировать ТСЖ, решение о создании которого было принято общим собранием собственников жилья без необходимого кворума. Суд с комиссией согласился и принял решение о ликвидации.

Товарищество обратилось в апелляционный суд, пояснив, что к моменту обращения в суд собственники провели повторное собрание, на котором кворум был. Все необходимые документы были предоставлены инспекции.

Апелляционным судом решение о ликвидации ТСЖ было отменено с формулировкой:
«… ликвидация юридического лица должна применяться в соответствии с общеправовыми принципами юридической ответственности и быть соразмерной допущенным нарушениям и вызванным ими последствиям.» (Определение № 33а-23896/2020)

В другом случае суд и вовсе решил, что надзорный орган не вправе проявлять инициативу о ликвидации ТСЖ на основании отсутствия кворума (Апелляционное определение Свердловского областного суда от 13.12.2018 по делу № 33а-21757/2018).
Если нарушения носят неустранимый характер или ТСЖ не исправляет ситуацию, суд принимает решение о ликвидации и участники ТСЖ обязаны ему подчиниться.

Примеры из практики. Создание в одном многоквартирном доме двух ТСЖ является неустранимым нарушением. И никаких вариантов, кроме ликвидации одного из товариществ быть не может (Апелляционное определение Свердловского областного суда от 22.05.2019 по делу № 33а-7530/2019).

Во второй ситуации у товарищества была возможность устранить допущенные нарушения. Необходимо было привести устав в соответствие с Жилищным кодексом РФ. Нарушение устранимое, однако в установленный срок ничего исправлено не было. Суд принял решение о ликвидации ТСЖ (Апелляционное определение Волгоградского областного суда от 14.06.2018 по делу № 33а-9007/2018).

Как правило, при принятии судебного решения о ликвидации ТСЖ, ответственным за ликвидацию назначают председателя ТСЖ. Если решение не будет исполнено, ликвидацию проведёт арбитражный управляющий за счёт имущества ТСЖ. Если у товарищества нет или не хватает средств, расходы будут оплачивать его участники. В настоящее время нет закона, который регламентирует эти процессы напрямую для ТСЖ, поэтому на практике руководствуются положениями Гражданского кодекса РФ, Жилищного кодекса РФ и закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях». Например, пунктом 4 ст. 18.

Процедура принудительной ликвидации аналогична процедуре добровольной ликвидации и пакет документов аналогичен перечню документов, которые подают в ФНС при добровольной ликвидации, за исключением последнего пункта. Пакет будет состоять из:

  • нотариально заверенного заявления о ликвидации ТСЖ;
  • окончательного ликвидационного баланса;
  • свидетельства об оплате государственной пошлины;
  • документов, уведомляющих Пенсионный фонд об увольнении застрахованных сотрудников (если такие были) в связи с ликвидацией;
  • судебного предписания о ликвидации ТСЖ.

После ликвидации ТСЖ многоквартирный дом переходит в управление УК (управляющей компании), которую выберет собрание собственников. Имущество ликвидированного ТСЖ распределяется между его членами (как именно — они решают сами). Если согласие не будет достигнуто, всё оставшееся имущество ликвидационная комиссия продаст с торгов, а полученные средства распределит между участниками ТСЖ.

Если в период деятельности ТСЖ был создан специальный счёт для проведения капитального ремонта, после ликвидации товарищества распоряжение счётом перейдёт общему собранию собственников. Этот вывод подкрепляется, например, решением Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 12.11.2020 № А32-56557/2019.

Эксперты неоднозначно отнеслись к выводам Верховного Суда. Один из них указал, что УК все равно обязана продолжать управление МКД, поскольку от этого зависят жизнь и здоровье граждан. Второй предположил, что орган местного самоуправления не созвал общее собрание собственников помещений для решения вопроса о выборе способа управления, а потому УК попытались понудить заниматься тем, чем она не хочет.

В Определении
№ 303-ЭС20-23313 от 19 апреля Верховный Суд разъяснил, должна ли управляющая организация, исключившая сведения о многоквартирном доме из реестра лицензий, продолжать деятельность по его управлению до появления новой УК.

ООО УК «Дерсу» выиграло конкурс по отбору управляющей организации на управление многоквартирным домом, заключило соответствующий договор сроком на один год с возможностью его продления на тех же условиях и на тот же срок при отсутствии заявления одной из сторон о прекращении его действия. По истечении года управляющая компания приняла решение исключить МКД из реестра лицензий. Домом она управляла до 1 июля 2019 г.

13 августа 2019 г. по результатам внеплановой документарной проверки жилищная инспекция составила акт о том, что после внесения изменений в реестр лицензий УК «Дерсу» управление МКД не осуществляет, содержание и ремонт общего имущества собственников в доме не производит, платежные документы не направляет, в связи с чем выдала предписание об обязании продолжить осуществлять деятельность по управлению многоквартирным домом до дня наступления события, предусмотренного ч. 3 ст. 200 Жилищного кодекса, то есть до выбора иной УК, управления МКД собственниками помещений или госрегистрации ТСЖ или жилищного кооператива.

«Дерсу» обратилась в Арбитражный суд Приморского края, который согласился с позицией жилищной инспекции о том, что в случае исключения сведений о многоквартирном доме из реестра лицензий субъекта РФ лицензиат обязан надлежащим образом исполнять обязанности по управлению МКД, оказанию услуг и (или) выполнению работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме в соответствии с требованиями законодательства до дня наступления названных обстоятельств, указанных в ч. 3 ст. 200 ЖК РФ. Апелляция и кассация оставили решение первой инстанции без изменений.

Не согласившись с выводами судов, управляющая компания обратилась с жалобой в Верховный Суд. ВС заметил, что исключение сведений о МКД из реестра лицензий согласно ч. 6 ст. 198 ЖК является основанием для прекращения лицензиатом деятельности по управлению таким домом в порядке, установленном ст. 200 Кодекса.

С даты исключения сведений лицензиат не вправе осуществлять деятельность по управлению МКД, в том числе начислять и взимать плату за жилое помещение и коммунальные услуги, выставлять платежные документы потребителям, за исключением случаев, предусмотренных ч. 3 ст. 200 ЖК. В соответствии с данным положением лицензиат обязан надлежащим образом исполнять обязанности по управлению МКД, оказанию услуг или выполнению работ по содержанию и ремонту общего имущества в соответствии с требованиями законодательства до дня:

1. возникновения в соответствии с ч. 7 ст. 162 Кодекса обязательств по управлению таким домом у управляющей организации, выбранной общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме или отобранной по результатам проведенного органом местного самоуправления открытого конкурса;

2. возникновения обязательств по договору управления МКД, заключенному управляющей организацией с товариществом собственников жилья, жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом;

3. возникновения обязательств по договорам, указанным в ч. 1 и 2 ст. 164 Кодекса;

4. государственной регистрации товарищества собственников жилья, жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива.

«Приведенные законоположения не возлагают на иных лицензиатов, в частности по заявлениям которых внесены изменения в реестр лицензий в связи с прекращением договора управления по окончании срока его действия, обязанности по управлению многоквартирным домом после внесения соответствующих изменений в реестр лицензий», – указал ВС.

Читайте также

Может ли управляющая компания обслуживать дом, не включенный в ее лицензию?

Верховный Суд указал, что отсутствие в реестре лицензий сведений о МКД, фактическую деятельность по управлению которым осуществляет лицензиат, не означает недействительность ранее выданной лицензии или осуществление деятельности без нее

21 января 2020

Судебная коллегия обратила внимание, что, принимая во внимание положения ч. 6 ст. 162 ЖК, когда одна из сторон (в данном случае управляющая компания) заявила о прекращении договора по окончании срока его действия, такой договор не считается продленным. При прекращении договора в связи с истечением (окончанием) срока его действия сторона, не желающая пролонгировать договор, обязана уведомить другую сторону об этом, в том числе направить данную информацию в орган государственного жилищного надзора и орган местного самоуправления.

В этом случае, заметил ВС, согласно ч. 10 ст. 162 ЖК управляющая организация в течение трех рабочих дней со дня прекращения договора обязана передать техническую документацию на МКД и иные связанные с управлением таким домом документы, предметы и информацию, необходимые для эксплуатации и управления, вновь выбранной управляющей организации, товариществу собственников жилья либо жилищному или жилищно-строительному кооперативу, иному специализированному потребительскому кооперативу либо собственнику помещения.

Таким образом, посчитал Верховный Суд, исходя из системного толкования приведенных норм, положения ч. 3 ст. 200 ЖК, предусматривающие в том числе обеспечение непрерывности осуществления деятельности по управлению и обслуживанию МКД, распространяются на лицензиатов, в отношении которых принято решение об исключении сведений о МКД из реестра лицензий субъекта РФ по основаниям, предусмотренным ч. 5, 5.1, 5.2, 5.3, 5.4 ст. 198 ЖК, а также в случаях прекращения или аннулирования лицензии в соответствии со ст. 199 ЖК.

Кроме того, собственники обязаны выбрать один из способов управления многоквартирным домом, указанных в ч. 2 ст. 161 ЖК; управление МКД, в отношении которого собственниками не выбран способ управления в порядке, установленном Кодексом, или выбранный способ управления не реализован, не определена управляющая организация, в том числе по причине признания несостоявшимся открытого конкурса по отбору управляющей организации, осуществляется управляющей организацией, имеющей соответствующую лицензию, определенной решением органа местного самоуправления в порядке и на условиях, которые установлены правительством (ч. 17 ст. 161 ЖК).

Верховный Суд обратил внимание, что с 12 января 2019 г. назначение «временной» (на срок не более года) управляющей организации осуществляется согласно Правилам определения управляющей организации для управления многоквартирным домом, в отношении которого собственниками помещений в многоквартирном доме не выбран способ управления таким домом или выбранный способ управления не реализован, не определена управляющая организация, утвержденным Постановлением
Правительства от 21 декабря 2018 г. № 1616.

ВС указал, что суды не установили юридически значимых обстоятельств, связанных с принятием жилищной инспекцией решения в отношении УК об исключении сведений о МКД из реестра лицензий субъекта РФ по основаниям, предусмотренным ч. 5, 5.1, 5.2, 5.3, 5.4 ст. 198 ЖК. Суды отклонили без указания мотивов доводы УК об иных фактических и правовых основаниях и порядке прекращения деятельности по управлению МКД, соблюдении истцом как лицензиатом необходимых требований действующего жилищного законодательства, включая нормы о лицензировании. ВС отметил, что обосновывающие процессуальную позицию истца доказательства, имеющиеся в деле, не были исследованы и оценены судами в полном объеме, в содержании обжалуемых судебных актов отсутствуют результаты такой оценки.

Таким образом, ВС направил дело на новое рассмотрение в Арбитражный суд Приморского края.

В комментарии «АГ» адвокат АП Санкт-Петербурга Антон Лебедев предположил, что в данной ситуации жилищная инспекция делала выбор: подбирать новую управляющую компанию или заставлять уходящую заниматься тем, чем она не хочет. «Сделанный выбор был неправильным, так как заставить кого-либо заниматься тем, чем он не хочет, проблематично. Управляющая компания могла просто начать саботировать работу по управлению, и в конечном итоге пострадали бы жильцы, в интересах которых действовала жилищная инспекция», – указал он.

Антон Лебедев отметил, что в силу положений ч. 4 ст. 200 ЖК орган местного самоуправления созывает общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме для решения вопроса о выборе способа управления домом в течение 15 дней с момента получения уведомления от органа надзора о прекращении лицензии. «По всей видимости, этого сделано не было или способ управления так и не был выбран, – предположил адвокат. – К счастью, время, когда можно было принуждать делать то, что не хочется, уже прошло, и действия жилищной инспекции были признаны не соответствующими закону. Думаю, что сама ситуация была спровоцирована тем, что в данном регионе желающих заниматься управлением домов немного».

Руководитель юридического агентства «ДАРТ» Никита Глебов отметил, что суды и служба ГЖИ исходили из ч. 3 ст. 200 ЖК, что он посчитал верным. По его мнению, отдельного внимания заслуживает позиция ВС, согласно которой порядок прекращения деятельности по управлению МКД в связи с исключением сведений о доме из реестра лицензий субъекта РФ не совпадает с порядком прекращения деятельности в силу прекращения договора по окончании срока его действия. Никита Глебов предположил, что именно поэтому ВС решил передать дело на новое рассмотрение.

«Я в свою очередь считаю, что вне зависимости от того, каким образом выбыл дом из жилищного фонда управляющей организации, пока не избрана новая управляющая компания, предыдущая должна в полном объеме осуществлять управление МКД: несмотря на довод о несовпадении порядков исключения домов из реестра лицензий и прекращения деятельности УК в силу договора, управляющая компания должна осуществлять управление домом, поскольку прямо затрагиваются жизнь и здоровье собственников», – указал эксперт.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Липецкая биллинговая компания официальный сайт личный кабинет
  • Модели кросс культурного поведения в бизнесе гостиничном деле
  • Литейный 25 глазной центр официальный сайт часы работы врачей
  • Медицинский центр оптима в смоленске на крупской время работы
  • Моделирование бизнес процессов в нотации bpmn скачать торрент