Ликвидация компании с иностранными инвестициями

Положения данного документа применяются с учетом особенностей, установленных статьями 5 — 18 Федерального закона от 14.07.2022 N 320-ФЗ.

1. Создание и ликвидация коммерческой организации с иностранными инвестициями осуществляются на условиях и в порядке, которые предусмотрены Гражданским кодексом Российской Федерации и другими федеральными законами, за изъятиями, которые могут быть установлены федеральными законами в соответствии с пунктом 2 статьи 4 настоящего Федерального закона.

2. Юридические лица, являющиеся коммерческими организациями с иностранными инвестициями, подлежат государственной регистрации в порядке, определяемом федеральным законом о государственной регистрации юридических лиц.

(в ред. Федеральных законов от 25.07.2002 N 117-ФЗ, от 08.12.2003 N 169-ФЗ)

Турбулентность условий ведения бизнеса зачастую вынуждает закрывать и ликвидировать компании с иностранными инвестициями. Это может быть связано, в том числе, с политическими и экономическими событиями, так и введенными санкциями в отношении как отдельных отраслей предпринимательской деятельности, так и конкретных физических лиц. Важно отметить, что деятельность компаний с иностранными инвестициями на территории России осуществляется с учетом российского законодательства.

Применение норм национального законодательства требует от представителей иностранных компаний глубоких знаний норм права в области регистрации, ликвидации юридических лиц в российской юрисдикции. Закрытие и ликвидация компании с иностранными инвестициями может осуществляться по разным причинам, например:

    1. Окончание аккредитации на территории России.
    2. Ликвидации «материнской компании», в случае, если деятельность в российской юрисдикции осуществлялась в виде представительства или филиала.
    3. Политические или экономические события, в том числе введенные санкции и т.д.

Ликвидация коммерческой организации с иностранными инвестициями осуществляется на условиях и в порядке, которые предусмотрены Гражданским кодексом Российской Федерации и федеральными законами. Вместе с тем, ликвидация компании представляет собой полное прекращение деятельности организации без перехода в порядке универсального правопреемства его прав и обязанностей к другим лицам. Как правило, собственники компании самостоятельно принимают решение о прекращении деятельности организации, но иногда такое прекращение деятельности может осуществляться по решению суда. В соответствии с нормами Гражданского кодекса РФ юридическое лицо ликвидируется по решению его учредителей, в том числе в связи с истечением срока, на который создано юридическое лицо, с достижением цели, ради которой оно создано. Вместе с тем, юридическое лицо ликвидируется по решению суда:

      1. По иску государственного органа в случае признания государственной регистрации юридического лица недействительной.
      2. По иску государственного органа в случае осуществления юридическим лицом деятельности без надлежащего разрешения (лицензии) либо при отсутствии обязательного членства в саморегулируемой организации или необходимого в силу закона свидетельства о допуске к определенному виду работ, выданного саморегулируемой организацией.
      3. По иску государственного органа в случае осуществления юридическим лицом деятельности, запрещенной законом, либо с нарушением Конституции Российской Федерации, либо с другими неоднократными или грубыми нарушениями закона или иных правовых актов.
      4. По иску государственного органа в случае систематического осуществления общественной организацией, общественным движением, благотворительным и иным фондом, религиозной организацией деятельности, противоречащей уставным целям таких организаций.
      5. По иску учредителя юридического лица в случае невозможности достижения целей, ради которых оно создано, в том числе в случае, если осуществление деятельности юридического лица становится невозможным или существенно затрудняется.
      6. В иных случаях, предусмотренных законом.

Ликвидация организации осуществляется в следующем порядке:

1. Опубликование в СМИ сообщение о ликвидации организации и о порядке и сроке заявления требований его кредиторами.

2. Составление промежуточного ликвидационного баланса.

3. В случае возбуждения дела о несостоятельности (банкротстве) юридического лица его ликвидация, осуществляемая по правилам ГК РФ.

4. Продажа имущества юридического лица в случае недостаточного денежных средств для удовлетворения требований кредиторов.

5. Расчеты с кредиторами.

6. Составление ликвидационного баланса.

7. Внесение сведений о прекращении деятельности компании в единый государственный реестр юридических лиц.

Важно отметить, что зачастую иностранные компании действуют на территории России в виде представительств или филиалов основных иностранных компаний. В таком случае ликвидация осуществляется с учетом положений статьи 21 Федерального закона от 09.07.1999 № 160-ФЗ «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации».

Учитывая требования национального законодательства в области регистрации и ликвидации юридических лиц с иностранными инвестициями, в большинстве случаев, представители таких компаний предпочитают привлекать опытных юристов, с целью избежать неблагоприятные последствия, которые могут возникнуть при неверном применении норм права, регламентирующих такие взаимоотношения. Помимо этого, также важно в этом вопросе соблюдать сроки, которые установлены для процедуры ликвидации.

От правильности проведения процедуры ликвидации компании с иностранными инвестициями зависят возможные риски, которые могут возникнуть в случае несоблюдения национального законодательства, например, такие как, привлечение учредителей к ответственности, наложение штрафных санкций и т.д. Вместе с тем, привлечение для процедуры ликвидации компании с иностранными инвестициями позволит минимизировать возможные риски для собственников компании и исключить возможные неблагоприятные последствия, которые могут возникнуть при ликвидации организации.

Юридические услуги

      1. Консультирование клиентов по вопросам закрытия и ликвидации компаний с иностранными инвестициями
      2. Оформление необходимой документации для закрытия и ликвидации компаний
      3. Сопровождение процесса закрытия и ликвидации компаний с иностранными инвестициями
      4. Представительство клиентов в правоотношениях, связанных с закрытием и ликвидацией компании с иностранными инвестициями на территории России

Многие российские предприниматели для развития своего дела привлекают иностранные инвестиции. И все же в некоторых случаях бизнес приходится закрывать. Ликвидация компании с иностранным учредителем представляет собой длительную и сложную процедуру. Закрыть фирму без последствий для собственников и руководителей можно только при неукоснительном соблюдении всех требований российского закона.

Как это сделать, расскажем в данном материале.

Особенности ликвидации компании с иностранным участием

Сразу следует отметить, что наличие в ООО иностранного партнера никак не влияет на процесс добровольного прекращения существования фирмы. Процедурные правила устанавливаются соответствующим законом и ГК РФ. Они одинаковы для всех ООО, зарегистрированных на территории РФ, вне зависимости от состава участников. «Закрытие фирмы» означает проведение всех этапов ликвидационной процедуры и внесение соответствующей записи в госреестр (ЕГРЮЛ).

Как закрыть ООО: пошаговая инструкция

1.    Решение о ликвидации

Если собственники компании, созданной в форме ООО, пришли к выводу о необходимости ликвидировать бизнес, им потребуется документально зафиксировать такое решение. Нужно будет созвать собрание всех участников ООО с соответствующей повесткой, провести голосование и оформить по итогам собрания протокол. Если участник в компании один, он оформляет единоличное решение.

В повестку собрания также следует включить решение вопроса о том, кто будет ответственен за ликвидацию. Другими словами, необходимо назначить ликвидатора или комиссию. В ООО с иностранным участием это может быть:

  • сам иностранный учредитель ООО, если он находится в России;

  • директор;

  • бывший сотрудник компании;

  • иное лицо, партнер, которому участники юрлица делегировали эту обязанность.

Важно! Ликвидатор может нести субсидиарную ответственность по долгам ООО с момента назначения его на должность. Как правило, к этому моменту вся финансовая деятельность компании уже закончена, поэтому для человека или людей, выполняющих функцию ликвидации юрлица, нет практически никаких рисков (если они соблюдают закон).

2.    Оповещение о ликвидации

Факт ликвидации ООО волнует не только его участников. Этим событием могут быть затронуты интересы кредиторов компании и контрольных органов. Поэтому в течение трех дней с момента принятия решения о прекращении существования юрлица нужно уведомить об этом:

  • ФНС по специальной форме;

  • всех кредиторов (письменное уведомление, публикация сведений в «Вестнике гос. регистрации» и ЕФРСФДЮЛ).

3.    Сбор дебиторской задолженности и подведение промежуточных итогов

На сбор «дебиторки» и предъявление кредиторами требований закон дает 2 месяца с момента размещения информации о ликвидации и отправки соответствующий уведомлений. Дальше лица, ответственные за ликвидацию ООО, должны составить финансовый отчет — промежуточный ликвидационный баланс (далее также ЛБ). В ЛБ отражаются все заявленные кредиторами требования и все выявленное имущество фирмы.

Справка. Этот отчет дает понять, если ли у компании средства на погашение всех долгов. Если выяснится, что имущества недостаточно, дальнейшее прекращение деятельности фирмы возможно только в рамках процедуры несостоятельности (банкротства).

4.    Уведомление ФНС о подведении промежуточных итогов

Осуществляется по той же форме, что и уведомление о ликвидации.

5.    Уведомление ПФР

В течение месяца после составления промежуточного ЛБ нужно отправить в ПФР информацию о сотрудниках ООО.

6.    Выплата задолженности кредиторам

Долги раздаются в соответствии с составленным промежуточным ЛБ и очередью, установленной ст. 64 ГК РФ.

7.    Составление окончательного ЛБ

После того, как компания рассчиталась со всеми долгами, составляется окончательный ЛБ. Этот финансовый отчет утверждается на собрании членов ООО. Оставшиеся деньги и имущество компании распределяются между участниками.

8.    Внесение записи о ликвидации в госреестр

Последний шаг в прекращении деятельности ООО — это регистрация данного факта в налоговом органе.

Необходимо заплатить пошлину 800 руб. и подать в регистрирующую ИФНС:

  • заявление по форме Р15016;

  • ЛБ;

  • справку из ПФР о том, что ликвидатор уведомил фонд о сотрудниках.

Если процедура ликвидации проведена правильно, и с документами все в порядке, сотрудники ИФНС внесут запись об окончании деятельности ООО в ЕГРЮЛ и выдадут заявителю лист записи в течение 5 рабочих дней.

Помощь в ликвидации ООО с иностранным участником

Компания «Консалт-групп» оказывает профессиональную помощь в ликвидации ООО с иностранным учредителем.

  • Проконсультируем по всем вопросам, связанным с предметом оказываемой услуги.

  • Подготовим все необходимые уведомления и документы.

  • Проведем сверку расчетов с налоговой и внебюджетными фондами.

  • Окажем содействие во взыскании дебиторской задолженности.

  • Поможем с составлением промежуточного и окончательного ЛБ.

  • Зарегистрируем факт прекращения деятельности компании в ФНС.

Поможем избежать ошибок и неблагоприятных последствий при ликвидации бизнеса в России.

Эксперты ДРТ проанализировали проблемы «дочек» иностранных компаний в России

Иностранные компании сталкиваются с трудностями при ликвидации филиалов в России, часто процесс затягивается на месяцы, рассказали бизнес-консультанты. Другая проблема — запрет от головных офисов платить налоги в российский бюджет

Фото: Андрей Любимов / РБК

Многие российские филиалы иностранных компаний и фирмы с иностранными учредителями, начавшие процедуру ликвидации, сталкиваются с затягиванием этого процесса на долгий срок из-за взаимодействия с налоговыми органами. Об этом рассказали эксперты консалтинговой компании «Деловые решения и технологии» (ДРТ, экс-Deloitte) на круглом столе (РБК следил за трансляцией).

Связанные с иностранцами компании испытывали сложности с ликвидацией юрлица в оговоренные законом сроки еще до начала жестких санкций против России и ухода иностранного бизнеса. После этого проблема усугубилась: по оценке консультантов, в подвешенном состоянии с начала марта находится множество ликвидирующихся компаний.

РБК направил запрос в ФНС.

Запрет на уплату налогов

Одна из сложностей для филиалов и «дочек» иностранных компаний связана с решением головного офиса за рубежом не платить налоги в российский бюджет (при том что, например, власти США разрешили подконтрольным американцам компаниям платить налоги в России до марта 2023 года, несмотря на санкции против Минфина). С зарегистрированных в России юридических лиц не снимается такая обязанность, а за неуплату налогов и непредоставление налоговой декларации их руководству грозит наказание вплоть до уголовного.

Как отметили в ДРТ, такие нарушения стали вынужденными для ряда российских «дочек» иностранных компаний. «Мы получали многочисленные запросы от иностранных клиентов, что будет, если они перестанут платить налоги и подавать декларации», — рассказал партнер ДРТ, руководитель группы по разрешению налоговых споров Антон Зыков.

В ситуации, когда головной офис за рубежом запрещает платить налоги в России, наиболее безболезненный способ — продолжать подавать отчетность и декларации, где корректно рассчитаны суммы налогов, советует менеджер группы по разрешению налоговых споров ДРТ Ирина Барчук. В этом случае, по ее словам, налоговый орган сможет самостоятельно взыскать средства со счетов компании.

«Ситуация принципиально меняется, если не подается декларация. В этом случае начислят штраф и за неуплату налогов, и за несдачу декларации. Помимо этого, есть для руководства филиала административная и даже уголовная ответственность в зависимости от суммы недоимки», — предупредила Барчук.

Впрочем, в некоторых случаях прекращение подачи отчетности может позволить ускорить ликвидацию компании в России, хотя это незаконный путь. Зыков привел в пример ситуацию, когда иностранная компания, штаб-квартира которой находится в Юго-Восточной Азии, пошла по такому крайнему пути (название компании он не привел). Через шесть месяцев налоговая исключила компанию из ЕГРЮЛ как бездействующую организацию. Способ сработал, потому что у компании не было физических активов, а кредиторы по дебиторской задолженности были внутригрупповые, уточнил Зыков. Ее руководитель уехал в другую страну.

Налоговая проверка как препятствие

В одном из кейсов с затянувшейся ликвидацией, который описала Барчук, процесс затянулся на долгие месяцы из-за выездной налоговой проверки.

Зарегистрированное в России общество с ограниченной ответственностью (ООО) с иностранным учредителем начало ликвидацию, отведя на нее один год — это максимально допустимый законом срок. Однако почти сразу после начала процесса ликвидации в компании началась выездная налоговая проверка. В итоге от начала проверки до вступления в силу решения по ее итогам прошло больше двух лет.

Ошибка компании была в том, что после начала проверки она не обратилась с заявлением о прекращении ликвидации — это сделал налоговый орган. Когда организация решила возобновить процедуру ликвидации, ей пришлось ждать еще шесть месяцев — столько должно пройти с момента уведомления о прекращении прошлой ликвидации. «Рекомендуем компаниям сразу подавать заявление о прекращении процедуры ликвидации, если началась выездная налоговая проверка, чтобы сэкономить время», — отметила Барчук.

В 2022 году в России действует мораторий на плановые проверки бизнеса, продленный еще с пандемии. Однако на выездные налоговые проверки запрет не распространяется, разъяснял Минфин.

Общие нормы не устанавливают различий в процедуре ликвидации компаний с иностранным участием и без него, однако существует и практический аспект, отмечает партнер юридической компании Orchards Юрий Аксенов. «Привлечь иностранного участника к ответственности за нарушения (например, в части расчетов с кредиторами или бюджетом) сложнее. Он может находиться за пределами России — это чревато материальными издержками, долго или вообще невозможно в силу отсутствия необходимых международных соглашений», — объясняет он. Поэтому назначение выездной налоговой проверки является обычной практикой в тех случаях, когда объявившая о ликвидации компания в предшествующие периоды вела активную хозяйственную деятельность, добавил юрист: «А в современных условиях мероприятия налогового контроля могут быть де-факто направлены на защиту не только бюджетных интересов, но также работников и контрагентов ликвидируемого лица».

Прекращение аккредитации филиалов

Проволочки могут возникать и при процедуре прекращения аккредитации иностранного филиала. В отличие от ликвидации компании на такую процедуру по закону отводится десять рабочих дней после предоставления всех необходимых документов в налоговую инспекцию. «На практике мы видим, что те прекращения аккредитации, которые начались в начале года, длятся по сей день», — говорит Барчук.

Это происходит потому, что налоговая инспекция начинает выставлять требования о предоставлении информации о работе филиала, а на проверку данных уходит время.

В частности, налоговый орган может спросить, с какой целью был зарегистрирован филиал, попросить отчетность головной компании, запросить информацию о конечных бенефициарах иностранной компании, уточнить, какие функции выполняли работники филиала, с кем из клиентов и партнеров головной компании контактировали и т.д.

Цель налоговой — проверить, действительно ли филиал правильно платил налоги. Опыт клиентов показывает, что общение с налоговым органом зачастую заканчивается тем, что компания уплачивает сумму недоимки, после чего инспекция принимает решение утвердить ликвидацию, рассказали в ДРТ.

Таких ликвидирующихся филиалов очень много, а налоговые органы заинтересованы в том, чтобы перед уходом они доплатили налоги, отметил Зыков. Выход для компании, желающей быстро прекратить существование в России, — самой инициировать возможную доплату, не дожидаясь требований налоговой.

Автор:
Инна Деготькова.

  • ЦБ переориентируется на Восток и заговорит на китайском

    ЦБ переориентируется на Восток и заговорит на китайском

  • Сын губернатора Красноярского края Артем Усс скрылся от полиции в Италии

    Сын губернатора Красноярского края Артем Усс скрылся от полиции в Италии

14 марта 2022, 15:21 Компании

По словам главы Минфина, процедура займет от трех до шести месяцев «в зависимости от того, как настроены собственники таких компаний». Механизм предусмотрен для организаций с иностранным участием от 25% в капитале

Антон Силуанов.

Антон Силуанов. Фото: Александр Астафьев/POOL/ТАСС

Обновлено в 16:20

Правительство запустит процедуру банкротства иностранных компаний, которые ушли из России. Она займет от трех до шести месяцев. Об этом заявил глава Минфина Антон Силуанов. По его словам, Россия хочет, чтобы зарубежный бизнес остался, потому что его уход не выгоден никому. Однако если иностранцы покинут отечественный рынок, то их активы подвергнут банкротству. Продолжит Антон Силуанов:

«Нам хотелось бы, чтобы компании продолжали здесь работать, потому что в этих иностранных компаниях работают наши работники, российские работники, потребляется российская продукция, производится дополнительный валовый продукт. Компании с иностранным участием имели хорошие финансовые результаты в России. Конечно, уход этих компаний из нашего рынка обоюдоостро не выгоден никому, ударяет по иностранным компаниям и сказывается на работе нашей экономики. Поэтому мы заинтересованы в том, чтобы компании продолжали работать. Многие компании так и делают. Теперь по тем решениям, которые связаны с закрытием предприятий и уходом компаний. У нас предусмотрен и разработан для этого особый механизм, механизм ускоренного банкротства, ускоренного временного управления компанией и, соответственно, продажей этой компании новым собственникам. Такой механизм будет осуществляться в период от трех до шести месяцев в зависимости от того, как настроены собственники таких компаний. Речь идет о компании с иностранным участием от 25% в капитале и выше. Если компания полностью закрыла двери на замок и ушла, ситуация будет осуществляться по ускоренному банкротству около трех месяцев, будет оценена ситуация, временное управление и продажа компании новым собственникам. Если компания продолжает еще осуществлять операционную деятельность, но реализации практически нет, то мы будем осуществлять такую же процедуру, но по более длинной процедуре, которая займет до шести месяцев».

Запуск ускоренной процедуры банкротства — решение радикальное, ведь многие компании готовы вернуться назад при смягчении геополитической ситуации. От них могут последовать иски в отношении России, говорит директор Центра конъюнктурных исследований ВШЭ Георгий Остапкович:

Георгий ОстапковичГеоргий Остапкович директор Центра конъюнктурных исследований ВШЭ сейчас в транше, чтобы работал российский предприниматель, но сохраняя все за

Силуанов отметил, что Россия готова планово выплатить купон по государственным еврооблигациям в среду, 16 марта. Если зарубежные банки не смогут провести платеж из-за заморозки международных резервов России, Минфин расплатится в рублях, заявил глава ведомства. Силуанов добавил, что китайский юань является одним из валютных резервов для России и она будет его использовать.

Добавить BFM.ru в ваши источники новостей?

Рекомендуем:

Фотоистории

  • Черный четверг по-французски

    Черный четверг по-французскиБолее миллиона человек вышли на протесты против пенсионной реформы

  • Большая свалка

    Большая свалкаГоры мусора на улицах Парижа

Рекомендуем:

Фотоистории

  • Зеленые наступают

    Зеленые наступаютЛюбители трилистника отметили День святого Патрика

  • Абсолютная победа

    Абсолютная победаВ Голливуде раздали главную кинопремию

1. Комментируемая статья рассматривает особенности регистрации и ликвидации российского юридического лица с иностранными инвестициями.
Создание юридического лица осуществляется в общем, предусмотренном Гражданским кодексом, порядке, с изъятиями стимулирующего и ограничительного характера. Изъятия ограничительного характера для иностранных инвесторов могут быть установлены федеральными законами только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Изъятия стимулирующего характера в виде льгот для иностранных инвесторов могут быть установлены в интересах социально-экономического развития Российской Федерации.
2. Регистрация российского юридического лица с иностранными инвестициями осуществляется в уведомительном порядке. То есть государственные органы просто ставятся в известность о создании юридического лица, а не дают на это разрешение.
Порядок государственной регистрации организации с иностранными инвестициями закреплен Законом «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» <*>. Осуществление предпринимательской деятельности без регистрации или с нарушением правил регистрации, а равно представление в орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, документов, содержащих заведомо ложные сведения, либо осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии) в случаях, когда такое разрешение (лицензия) обязательно, или с нарушением лицензионных требований и условий, если это деяние причинило крупный ущерб гражданам, организациям или государству либо сопряжено с извлечением дохода в крупном размере, наказывается, согласно ч. 1 ст. 171 Уголовного кодекса Российской Федерации, штрафом в размере до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до двух лет, либо обязательными работами на срок от ста восьмидесяти до двухсот сорока часов, либо арестом на срок от четырех до шести месяцев.
———————————
<*> Федеральный закон от 8 августа 2001 г. N 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (с изменениями от 23 июня, 8, 23 декабря 2003 г., 2 ноября 2004 г., 2 июля 2005 г.) // Собрание законодательства РФ. 2001. N 33 (часть I). Ст. 3431.
Государственная регистрация производится по месту нахождения указанного учредителями в заявлении о государственной регистрации постоянно действующего исполнительного органа, в случае отсутствия такого исполнительного органа — по месту нахождения иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности, в течение пяти дней с момента подачи документов.
Документы в регистрирующий орган <*> могут предоставляться непосредственно заявителем или пересылаться по почте с объявленной ценностью при пересылке почтового отправления и описью вложения.
———————————
<*> Согласно Постановлению Правительства РФ от 17 мая 2002 г. N 319 «Об уполномоченном федеральном органе исполнительной власти, осуществляющем государственную регистрацию юридических лиц, крестьянских (фермерских) хозяйств, физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей» (с изменениями от 12 августа 2002 г., 25 апреля, 16 сентября 2003 г.) // Собрание законодательства РФ. 2002. N 20. Ст. 1872 уполномоченным органом является Министерство Российской Федерации по налогам и сборам.
Однако до настоящего момента не отменено и письмо Минюста РФ от 24 сентября 1999 г. N 7659-ЭР о порядке регистрации коммерческих организаций с иностранными инвестициями. Согласно данному письму в отдельных случаях регистрирующим органом выступает Государственная регистрационная палата при Министерстве юстиции Российской Федерации. Данный орган осуществляет государственную регистрацию коммерческих организаций с иностранными инвестициями независимо от их объема в уставном капитале, осуществляющих деятельность в нефтегазодобывающей, нефтегазоперерабатывающей и угледобывающей отраслях народного хозяйства; государственную регистрацию коммерческих организаций с иностранными инвестициями, объем иностранных инвестиций в уставном капитале которых превышает 100 тыс. рублей; регистрацию изменений в учредительных документах коммерческих организаций с иностранными инвестициями, зарегистрированных в субъектах Российской Федерации, в случае, если объем иностранных инвестиций в уставном капитале превышает 100 тыс. руб.; регистрацию ликвидации и исключения из государственного реестра коммерческих организаций с иностранными инвестициями; регистрацию филиалов иностранных юридических лиц на территории Российской Федерации <*>. Таким образом, к прерогативе Государственной регистрационной палаты при Министерстве юстиции РФ отнесена регистрация создания предприятий с иностранными инвестициями, если такие предприятия создаются в стратегических отраслях либо характеризуются значительным объемом инвестиций. Несомненно, данный документ требует приведения в соответствие с действующим законодательством и уточнения регистрирующего органа. Кроме того, в соответствии с Законом «Об иностранных инвестициях в РФ» при открытии филиала иностранного юридического лица на территории Российской Федерации производится не процедура регистрации филиала, а его аккредитация (ст. 21 комментируемого Закона).
———————————
<*> Письмо Минюста РФ от 24 сентября 1999 г. N 7659-ЭР // Текст письма официально опубликован не был.
3. При государственной регистрации создаваемого юридического лица в регистрирующий орган представляются (ст. 12 Закона «О регистрации…»):
а) подписанное заявителем заявление о государственной регистрации по форме, утвержденной Правительством Российской Федерации <*>. В заявлении подтверждается, что представленные учредительные документы соответствуют установленным законодательством Российской Федерации требованиям к учредительным документам юридического лица данной организационно-правовой формы, что сведения, содержащиеся в этих учредительных документах, иных представленных для государственной регистрации документах, заявлении о государственной регистрации, достоверны, что при создании юридического лица соблюден установленный для юридических лиц данной организационно-правовой формы порядок их учреждения, в том числе оплаты уставного капитала (уставного фонда, складочного капитала, паевых взносов) на момент государственной регистрации, и в установленных законом случаях согласованы с соответствующими государственными органами и (или) органами местного самоуправления вопросы создания юридического лица. Кроме того, в заявлении о государственной регистрации в разделе «Сведения об учредителях (участниках) — юридических лицах» необходимо указать страну инкорпорации, дату регистрации, регистрационный номер и наименование регистрирующего органа, которым зарегистрирован иностранный учредитель, а также необходимо указать адрес учредителя — иностранного юридического лица;
———————————
<*> Форма заявления о регистрации юридического лица закреплена приложением N 1 к Постановлению Правительства РФ от 19 июня 2002 г. N 439 (в редакции Постановления Правительства РФ от 26 февраля 2004 г. N 110) // Собрание законодательства РФ. 2002. N 26. Ст. 2586.
б) решение о создании юридического лица в виде протокола, договора или иного документа в соответствии с законодательством Российской Федерации;
в) учредительные документы юридического лица (подлинники или засвидетельствованные в нотариальном порядке копии);
г) выписка из реестра иностранных юридических лиц соответствующей страны происхождения или иное равное по юридической силе доказательство юридического статуса иностранного юридического лица — учредителя. При предоставлении документов, подтверждающих юридический статус иностранной организации, необходимо предоставление либо оригиналов документов, либо нотариально заверенной копии с отметкой о легализации иностранных официальных документов и заверенным переводом на русский язык <*>;
———————————
<*> См.: Талапина Э.В. Деятельность иностранных инвесторов в Российской Федерации: правовые проблемы // Законодательство. Экономика. 2001. N 11. С. 12.
д) документ об уплате государственной пошлины.
При регистрации акционерного общества с иностранными инвестициями в регистрирующий орган также предоставляются <*>:
———————————
<*> Перечень документов, необходимых для государственной регистрации акционерных обществ с иностранными инвестициями и внесения их в Государственный реестр коммерческий организаций (Приложение 1 к Приказу Государственной регистрационной палаты при Минэкономики РФ от 7 февраля 1996 г. N 2) // Текст Приказа официально опубликован не был.
а) документ о согласовании с администрациями субъектов Федерации (администрациями краев, областей, республик, национальных округов на территории РФ) (оригинал или копия, заверенная нотариально или местными органами власти) — в 1 экз.;
б) карточка «Сведения о регистрации…», полностью заполненная с обеих сторон (виды деятельности, даты и т.д.), заверенная учредителями или доверенным лицом — в 1 экз.;
в) документ о платежеспособности иностранного инвестора, выданный обслуживающим его банком, с отметкой о легализации и заверенным переводом на русский язык (оригинал или нотариально заверенная копия) — в 1 экз. Срок с момента выдачи указанного документа до подачи заявления в Палату — не более 6 месяцев. Представляется в Палату ежегодно;
г) заключения соответствующих экспертиз в случаях, предусмотренных Законами Российской Федерации (от Минтопэнерго РФ, Минэкологии РФ, Государственного комитета по антимонопольной политике и др.) — оригиналы или нотариально заверенные копии — в 1 экз.
Несмотря на то что список предоставляемых в регистрирующий юридическое лицо налоговый орган является исчерпывающим, на практике с учредителей обычно требуют предоставления также договора аренды помещения по юридическому адресу организации или гарантийное письмо от арендодателя об обязательном заключении договора аренды по этому адресу, а если уставный капитал образуется не денежными средствами, а имуществом — то и акт оценки данного имущества.
4. При создании юридического лица с иностранными инвестициями путем реорганизации существующих лиц, кроме указанных документов, предоставляются:
а) решение о реорганизации юридического лица;
б) договор о слиянии в случаях, предусмотренных федеральными законами;
в) передаточный акт или разделительный баланс.
Юридическое лицо с иностранными инвестициями считается созданным с момента государственной регистрации.
5. При создании юридического лица одновременно производится и постановка его на налоговый учет. Согласно ч. 1.1 Положения об особенностях учета в налоговых органах иностранных организаций <*> учету в налоговых органах подлежат:
———————————
<*> Утверждено Приказом МНС РФ от 7 апреля 2000 г. N АП-3-06/124 «Об утверждении Положения об особенностях учета в налоговых органах иностранных организаций» // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 2000. N 25.
а) иностранные юридические лица, компании, фирмы, иные корпоративные образования, обладающие гражданской правоспособностью, а также любые другие организации (включая полные товарищества и личные компании), образованные в соответствии с законодательством иностранных государств.
б) международные организации, созданные на основе международного договора, обладающие международной правосубъектностью и имеющие статус юридического лица, располагающие в Российской Федерации своими постоянными органами, филиалами или представительствами.
При постановке на учет в налоговый орган иностранной организацией представляются следующие документы:
а) заявление о постановке на учет по форме 2001И;
б) легализованные выписка из торгового реестра или сертификат об инкорпорации, или другой документ аналогичного характера, содержащие информацию об органе, зарегистрировавшем иностранную организацию, регистрационном номере, дате и месте регистрации. Вместо подлинников указанных документов могут быть представлены копии, заверенные в установленном порядке. Для организаций, создание которых не требует специальной регистрации (внесение в торговый реестр и т.п.), — легализованные копии учредительных документов или других документов, содержащих информацию о получении права на ведение предпринимательской деятельности;
в) справка налогового органа иностранного государства в произвольной форме о регистрации иностранной организации в качестве налогоплательщика в стране инкорпорации с указанием кода налогоплательщика (или его аналога);
г) решение уполномоченного органа иностранной организации о создании отделения в Российской Федерации или, в случае отсутствия такого решения, копия договора, на основании которого осуществляется деятельность в Российской Федерации;
д) доверенность, выданная иностранной организацией на главу (управляющего) отделения.
Международные организации направляют в налоговый орган:
а) Заявление о постановке на учет по форме 2002М;
б) надлежащим образом удостоверенные копии учредительных документов (международный договор, устав или иной аналогичный документ, подтверждающий соответствующий статус организации и ее постоянного органа или представительства в Российской Федерации).
6. При вступлении иностранного инвестора в состав учредителей существующего юридического лица возникает необходимость изменении учредительных документов организации. Для этого в регистрирующий орган предоставляются:
а) подписанное заявителем заявление о государственной регистрации по форме, утвержденной Правительством Российской Федерации <*>. В заявлении подтверждается, что изменения, вносимые в учредительные документы юридического лица, соответствуют установленным законодательством Российской Федерации требованиям, что сведения, содержащиеся в этих учредительных документах и в заявлении, достоверны и соблюден установленный федеральным законом порядок принятия решения о внесении изменений в учредительные документы юридического лица;
———————————
<*> Форма заявления о внесении изменений в учредительные документы юридического лица утверждена приложением N 3 к Постановлению Правительства РФ от 19 июня 2002 г. N 439 (в редакции Постановления Правительства РФ от 26 февраля 2004 г. N 110) // Собрание законодательства РФ. 2002. N 26. Ст. 2586.
б) решение о внесении изменений в учредительные документы юридического лица;
в) изменения, вносимые в учредительные документы юридического лица;
г) документ об уплате государственной пошлины.
7. Ликвидация организаций с иностранными инвестициями осуществляется на основаниях, предусмотренных ГК РФ:
а) по решению учредителей (участников) либо органа юридического лица, уполномоченного на то учредительными документами (в том числе в связи с истечением срока, на который создано юридическое лицо, с достижением цели, ради которой оно создано);
б) по решению суда в случаях, установленных частью 2 п. 2 ст. 61 ГК РФ;
в) вследствие признания юридического лица несостоятельным (банкротом).
О ликвидации юридического лица с иностранными инвестициями учредители, принявшие такое решение, обязаны в трехдневный срок в письменной форме уведомить об этом регистрирующий орган по месту нахождения ликвидируемого юридического лица с приложением решения о ликвидации юридического лица. При этом в налоговую инспекцию (орган, регистрирующий создание и ликвидацию юридических лиц) предоставляются следующие документы:
а) подписанное заявителем заявление о государственной регистрации по форме <*>, утвержденной Правительством Российской Федерации. В заявлении подтверждается, что соблюден установленный федеральным законом порядок ликвидации юридического лица, расчеты с его кредиторами завершены и вопросы ликвидации юридического лица согласованы с соответствующими государственными органами и (или) муниципальными органами в установленных федеральным законом случаях;
———————————
<*> Соответствующая форма заявления закреплена в приложении N 5 к Постановлению Правительства РФ от 19 июня 2002 г. N 439 (в редакции Постановления Правительства РФ от 16 октября 2003 г. N 630) // Собрание законодательства РФ. 2002. N 26. Ст. 2586.
б) ликвидационный баланс;
в) документ об уплате государственной пошлины.
Следует учитывать, что принятие решения о прекращении деятельности акционерного общества с участием иностранного инвестора не может быть осуществлено без ясно выраженного согласия иностранного акционера на ликвидацию такого общества.
Так, на собрании учредителей совместного предприятия, созданного в форме закрытого акционерного общества, было принято решение о добровольной ликвидации данного общества. Иностранный акционер, владеющий 49% акций этого общества, обратился в арбитражный суд с иском о признании недействительными указанного решения общего собрания и решения регистрационной палаты об исключении совместного предприятия из Единого государственного реестра. В исковом заявлении указывалось, что иностранному участнику не было известно о предстоящем собрании и принятых на нем решениях. Решением арбитражного суда и постановлением апелляционной инстанции в удовлетворении исковых требований было отказано по тому мотиву, что на собрании, принявшем решение о добровольной ликвидации общества, присутствовал представитель иностранной фирмы и полномочия этого представителя были оформлены правильно. Постановлением суда кассационной инстанции названные судебные акты были отменены, а дело направлено на новое рассмотрение по следующим основаниям. Иностранная фирма осуществляла инвестирование в уставный капитал акционерного общества в России. Российский участник общества счел необходимым прекратить его существование путем принятия решения на собрании акционеров. Из имеющихся в деле документов следует, что сведения о предстоящем собрании и его повестке дня иностранному лицу не направлялись, они были адресованы представителю компании в Москве и содержали приглашение на имя российского гражданина. Между тем уставом общества было предусмотрено, что принятие решения о прекращении деятельности предприятия осуществляется при выраженном согласии иностранного участника. При этом устав оговаривает, что согласие инвестора оформляется в определенной форме и легализуется на основе Гаагской конвенции 1961 г. В материалах дела сведения о выполнении данного требования отсутствуют. От имени иностранного участника на собрании выступал российский гражданин, имевший право выполнять от его имени лишь «торговые и представительские функции». Эти функции не предусматривали принятие решения о ликвидации общества. Суду при новом рассмотрении предложено выяснить, имеется ли волеизъявление иностранного лица на ликвидацию общества, выраженное в достоверной форме, и в зависимости от этого решить вопрос о действительности решения собрания акционеров <*>.
———————————
<*> Обзор практики разрешения арбитражными судами споров, связанных с защитой прав иностранных инвесторов. Информационное письмо от 18.01.2001 N 58. // Вестник ВАС РФ. 2001. N 3. С. 70 — 71.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Магазин все инструменты в серпухове часы работы
  • Лимит часов переработки при сверхурочной работе
  • Магазин галамарт в санкт петербурге часы работы
  • Липецкая теплосетевая компания официальный сайт
  • Лучшие компании по прокату автомобилей в москве