Лабораторная работа определение остроты слуха с помощью механических часов

          
Учитель биологии и химии Международного колледжа

                                               непрерывного
образования   г .Астаны

                                               Моисеева
Ирина Васильевна

Лабораторная работа

Тема: Измерение  порога слуховой
чувствительности человека

                                    Оценочные
критерии: В- исследование и разработка (
mах-8)

                                                                             С-
обработка и оценивание    (
mах-8)

Цель: определить 
индивидуальный порог слышимости, доказать, что слуховой анализатор может
приспособиться к раздражителю.

Задачи:

Ø 
Выдвинуть
гипотезу, подтвердить или опровергнуть её

Ø 
Отобрать
переменные, материалы, ресурсы для проведения опыта

Ø 
Спланировать
опыт

Ø 
Провести
практическую часть

Ø 
Пронаблюдать

Ø 
Проанализировать
данные, заполнить таблицы, построить графики

Ø 
Обобщить
результаты опытов

Ø 
Сделать
предложения об улучшении работы

Гипотеза:  несмотря на то, что
порог слышимости у каждого человека индивидуален, я считаю, что человек может
услышать тиканье часов на расстоянии 2-3см от анализатора, потому что звук
механических часов очень тихий

Материалы
для исследования:

Ø  механические
часы для исследования звука

Ø  линейка
для замера расстояния

Ø  повязка
на глаза, так как при исследовании глаза испытуемого должны быть закрытыми

Ø  стул,
на котором будет сидеть испытуемый, так как он должен находиться 
в
устойчивом, статичном положении

Ø  помощник
экспериментатора для замеров расстояния

Переменные:

Независимые переменные: звук
механических часов

Зависимые переменные: левое и
правое ухо

Контролируемые переменные: учащиеся
одного возраста и одного пола без дефектов слуха

Техника безопасности:

Данная работа абсолютно безопасна для испытуемых.

Методика
проведения.
В данной работе индивидуальная  чувствительность
уха будет измеряться минимальным расстоянием от анализатора, на котором
испытуемый ощутит звук механических часов в сантиметрах. При определении
порога  слуховой чувствительности  возможно возникновение ошибок ожидания и
привыкания. Ошибка ожидания возникает в случае приближения
раздражителя к анализатору (в этом случае возможно преждевременное
возникновение ощущения звука часов). Ошибка привыкания – при удалении
раздражителя от анализатора( При этом ощущения звука часов будет сохраняться
дольше реального).

В первой части экспериментатор отходит от места
слышимости на заведомо большое расстояние и начинает постепенно приближать часы
к уху испытуемого. Когда испытуемый услышит тиканье часов, экспериментатор
останавливается, и помощник экспериментатора делают замеры расстояния.
Результаты заносятся в таблицу.

Во второй  части работы экспериментатор становится с
одной стороны от испытуемого и начинает медленно удалять звук часов  от уха.
Как только  испытуемый перестанет ощущать звук часов, помощник экспериментатора
замеряет расстояние. Результаты заносятся в таблицу.

Обе процедуры проводятся для левого и правого слуховых
анализаторов по 6 раз для каждого испытуемого с интервалом 5-7 секунд, чтобы не
было привыкания к звуку часов .

Требования к проведению опыта.

1.Испытуемый должен находиться в устойчивом, статичном
положении, лучше проводить работу сидя на стуле.

2. Необходимо следить за тем, чтобы испытуемый не
наклонял тело или голову в сторону раздражителя.

3. Источник звука необходимо передвигать на уровне
анализатора, не отклоняясь от линии уха.

Необходимо
найти :

Ø 
расстояние,
на котором впервые ощущается звук часов при приближении раздражителя к
анализатору( для правого и левого уха).

Ø 
расстояние,
на котором впервые ощущается звук часов при удалении раздражителя от слухового
анализатора(для  левого и правого уха).

Теоретическое обоснование.

Наш
мир наполнен звуками, самыми разнообразными. Шум волн, голоса других людей,
гром и многое другое – всё это мы слышим, все эти звуки воспринимаются нашим
ухом. В ухе звук превращается в «пулемётную очередь» нервных импульсов, которые
по слуховому нерву передаются в мозг. Хороший слух необходим всем людям.

О том, что звук «влетает в одно ухо, а вылетает в
другое» — абсурд. Оба уха выполняют одну и ту же работу, но друг с другом не
сообщаются.

 Например: звон часов «влетел» в ухо. Ему предстоит
мгновенное, но довольно сложное путешествие к рецепторам, то есть к тем
клеткам, в которых при действии звуковых волн рождается звуковой сигнал.
«Влетев» в ухо, звон ударится в барабанную перепонку.

 Перепонка на конце слухового хода натянута
сравнительно туго и закрывает проход наглухо. Звон, ударяя в барабанную
перепонку, заставляет ее колебаться, вибрировать. Чем сильнее звук, тем сильнее
колеблется перепонка.

 Человеческое ухо – уникальный по чувствительности
слуховой прибор.

Интенсивность, при которой звук становится различимым,
называется абсолютным порогом для данного звука.
Человек не ощущает
звуки самых низких частот (инфразвуки). Так, звуки с частотой в 6 Гц вызывают у
человека головокружение, ощущение усталости, а звуки с частотой 7 Гц способны
даже вызвать остановку сердца.(Э.И.Вологдин. «Слух и восприятие звука»). Мы не можем
говорить об объективных характеристиках звука, потому что человеческое ухо
обладает различной чувствительностью к звукам разной высоты. Также существуют
индивидуальные различия между людьми в отношении абсолютной чувствительности к
звукам.

                                             Ход
работы:

Опыт №1. Измерение чувствительности слуха
к  звуку тиканья механических часов при приближении.

Исследования провожу с 10 ученицами 15 лет
индивидуально вместе с помощником.

Испытуемая ученица сидит на стуле с закрытыми глазами,
мой помощник следит за тем, чтобы испытуемая не наклоняла тело или голову в
сторону раздражителя.

Я медленно приближаю к её уху часы, которые находятся
на уровне анализатора, до тех пор пока она не услышит тиканье, затем  мой
помощник измеряет  расстояние на котором испытуемая слышала тиканье часов. Опыт
повторяю 6 раз с каждой испытуемой с интервалом в 20 секунд, чтобы не было
привыкания к звуку механических часов и данные заношу в таблицу.

Таблица №1.Измерение  чувствительности слуха
к звуку тиканья механических  часов

                                              
( приближение)

пол

возраст

Расстояние

от правого

анализатора (см)

Среднее

значение

Расстояние

от левого

анализатора (см)

Среднее

значение

1

2

3

4

5

6

1

2

3

4

5

6

1

ж

15

6

6

7

6

6

6

     6,1

4

7

6

8

5

8

    6,3

2

ж

15

4

6

6

5

6

4

     5,1

4

5

4

6

4

4

    4,5

3

ж

15

6

6

5

5

6

5

     5,5

5

5

6

4

4

4

    4,6

4

ж

15

4

6

6

5

6

5

     6,4

5

6

6

7

8

8

    6,6

5

ж

15

5

5

6

6

5

5

     5,3

5

5

6

6

7

8

    6,1

6

ж

15

5

6

5

5

4

4

     4,8

6

6

8

8

9

9

    7,6

7

ж

15

5

5

6

5

5

5

     5,1

4

5

4

5

5

5

    4,6

8

ж

15

5

5

4

6

4

5

     4,8

5

6

3

6

5

8

    5,5

9

ж

15

5

5

6

6

4

4

     5

5

4

6

6

7

9

    6,1

10

ж

15

6

6

7

6

5

5

     5,8

5

6

7

8

7

7

    6,6

     5,39

    5,85

По
результатам таблицы строю диаграмму чувствительности по средним показателям
испытуемых.                         

Диаграмма измерения чувствительности
слуха к звуку тиканья часов ( приближение)

Вывод:
В некоторых экспериментах у испытуемых повысилась слуховая чувствительность,
т.е у испытуемых возникло преждевременное ощущение звука (ошибка ожидания).

Вывод:
При приближении звука механических часов левое и правое ухо слышит примерно
одинаково, несмотря на то, что у испытуемых иногда встречается ошибка ожидания,
т.е
преждевременное возникновение ощущения звука часов.

Опыт №2. Измерение чувствительности слуха
к звуку тиканья механических часов при удалении.

 Исследования  также провожу с 10 ученицами 15 лет
индивидуально вместе с помощником.

Испытуемая ученица сидит на стуле с закрытыми глазами.
Я медленно удаляю часы от  её уха,  пока она не будет слышать тиканье, затем 
мой помощник измеряет  расстояние, на котором испытуемая прекратила слышать 
тиканье часов. Опыт повторяю 6 раз с каждой испытуемой с интервалом в 5-7
секунд, чтобы не было привыкания к звуку механических часов и данные заношу в
таблицу.

 Таблица №2. Порог чувствительности слуха
к звуку тиканья механических часов

                                                       
( удаление)

пол

возраст

Расстояние

от правого

анализатора (см)

Среднее

значение

Расстояние

от левого

анализатора (см)

Среднее

значение

1

2

3

4

5

6

1

2

3

4

5

6

1

ж

15

7

6

7

8

8

5

   6,8

6

6

7

8

7

6

   6,6

2

ж

15

6

6

7

8

5

7

   6,5

6

6

6

7

7

6

   6,3

3

ж

15

6

7

7

8

6

6

   6,6

5

6

7

6

7

8

   6,5

4

ж

15

5

6

5

5

6

6

   5,5

5

5

6

5

6

7

   5,6

5

ж

15

5

6

7

6

5

6

   5,8

5

5

6

6

7

6

   5,8

6

ж

15

6

8

7

6

7

7

   6,8

6

6

7

6

6

6

   6,1

7

ж

15

5

5

7

6

6

6

   5,8

5

5

5

6

5

5

   5,1

8

ж

15

6

5

8

7

7

7

   6,6

6

5

7

6

7

7

   6,3

9

ж

15

6

7

6

7

8

7

   6,8

5

6

7

6

6

7

   6,1

10

Ж

15

5

6

4

4

5

5

   4,8

4

5

4

5

5

5

   4,6

   6,2

   5,9

Вывод: В опытах у испытуемых повысилась  слуховая
чувствительность до 8, т.е
ощущения звука часов будет сохраняться
дольше реального.

Вывод: При
удалении звука механических часов правое ухо слышит  немного лучше, чем левое,
видимо, это связано, большим проявлением
 ошибки привыкания
– при удалении раздражителя от анализатора, при этом
ощущения звука часов будет сохраняться дольше реального.

Вывод:
Чувствительность слуха при приближении и удалении звука почти одинакова, немного
выше чувствительность слухового анализатора при удалении звука, видимо сыграло
значение ошибка привыкания. Моя гипотеза не подтвердилась, человек с нормальным
слухом может услышать тиканье  механических часов на расстоянии 5-6 см. в
среднем, а не 2-3см как я предполагал.

Общий
вывод по эксперименту

Слух
имеет большое значение в жизни человека. Со слухом связано обучение, трудовая
деятельность, благодаря уху мы узнаем, что происходит в окружающей среде. Большое
значение имеет способность устанавливать расположение источника звука, что
помогает человеку  ориентироваться в окружающей среде. Физиологическое
приспособление органа слуха к действующему звуковому раздражителю называют
адаптацией, которая создает оптимальный настрой анализатора на восприятие звука
данной силы и частоты. Адаптация играет защитную роль против сильных и
продолжительных звуков. Причинами ослабления или потери  слуха могут быть
нарушения передачи звуковых колебаний во внутреннее ухо, повреждение рецепторов
уха, нарушение передачи нервных импульсов в слуховую зону  коры больших
полушарий мозга.

Литература

1.Ананьев Б.Г. Психология и проблемы
человекознания. М.; Воронеж, 1996.

 2. Бардин К.В. Проблема порогов
чувствительности и психофизические методы. М., 1976.

3. Психология ощущений и восприятия:
Хрестоматия по психологии / Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, В.В. Любимова, М.Б.
Михалевской. М., 1999.

4. Психофизика сенсорных систем: Сб.
статей / Отв. ред. Б.Ф. Ломов, Ю.М. Забродин. М., 1979.

5. Хрестоматия по ощущению и восприятию /
Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер. М.: Изд-во МГУ, 1984.

Авторы:

Тип:учебник и лабораторные работы

Страница 319

Содержание

  • Вопросы
  • Задания

Вопросы

1. Каково значение слуха?

Слух помогает животным охотиться, определять месторасположения хищников, общаться друг с другом. Для человека он также важен, ведь благодаря слуху мы можем ориентироваться в пространстве, получать информацию об объектах. Также слух связан с развитием членораздельной речи.

2. Сравните понятия «орган слуха» и «слуховой анализатор». В чём их сходство и различие?

Орган слуха – это ухо, состоящее из трёх отделов: наружный, средний и внутренний.

Слуховой анализатор – это комплекс, который объединяет слуховой рецептор (во внутреннем ухе), слуховой нерв и слуховую зону в височной доле коры больших полушарий.

3. Как и куда передаются звуковые колебания от барабанной перепонки?

Звуковые колебания передаются от барабанной перепонки с помощью слуховых косточек перепонке овального окна, а оттуда – жидкости внутреннего уха. Далее колебания жидкости следуют к волокнам основной мембраны, поверхность которой покрыта волосковыми клетками.

4. Какое влияние на орган слуха и центральную нервную систему может оказать громкая музыка?

Регулярное прослушивание громкой музыки может спровоцировать повышение давления, появление головных болей и раздражительности, ухудшить сон и даже привести к тугоухости.

Стр. 319

Задания

1. Определение остроты слуха. Приставьте к уху механические часы и отставляйте их от себя до тех пор, пока не перестанете слышать их тиканье. В момент исчезновения звука измерьте расстояние (в см) между часами и ухом. Чем оно больше, тем лучше слуховая чувствительность. Теперь приближайте издалека часы к уху до появления едва заметного звука. Измерьте также расстояние. Вычислите среднее. Таким образом найдите свою слуховую чувствительность.

  1. Момент исчезновения звука – 52 см;

  2. Появление едва заметного звука – 53 см;

  3. Среднее значение 52,5 см.

Моя слуховая чувствительность в отличном состоянии.

2. Используя дополнительную литературу и ресурсы Интернета, выясните, какие технические или иные приспособления помогают глухим людям. Что такое слухопротезирование?

Для общения глухие люди используют специальные жесты или учатся читать по губам, опираясь на эмоции собеседника. Также существует большой выбор слуховых аппаратов, электронных и вибрационных устройств, например, дверной звонок с мигающей лампочкой или вибрирующая радио-няня.

Слухопротезирование – это коррекция уровня слуха с использованием слуховых аппаратов. Использование такого устройства необходимо при глухоте и тугоухости.

Скачать решение

ОПРЕДЕЛЕНИЕ
ОСТРОТЫ ЗРЕНИЯ И ОСТРОТЫ СЛУХА

Цель:
познакомиться с особенностями строения
и функциями зрительной и слуховой
сенсорной систем, гигиеническими
рекомендациями по охране зрения и
слуха, методами профилактики сенсорных
расстройств.

Задачи:

1)
определить остроту зрения;

2)
оценить остроту слуха ;

Оборудование:
таблицы для определения остроты
зрения, рулетка

длиной
5 м, указка, сантиметровая лента

ОПРЕДЕЛЕНИЕ
ОСТРОТЫ ЗРЕНИЯ

Под
остротой зрения понимают способность
глаза различать две светящиеся точки
раздельно. Для раздельного видения двух
точек необходимо, чтобы между
возбужденными фоторецепторами находился
как минимум один невозбужденный
фоторецептор. Так как диаметр, например,
колбочек равен 3 мкм, то для раздельного
видения двух точек необходимо, чтобы
расстояние между изображениями этих
точек на сетчатке составляло не менее
4 мкм, а такая величина изображения
получается при угле зрения 1′. При
рассматривании под углом зрения менее
1′ две светящиеся точки сливаются в
одну.

Для
определения остроты зрения используют
стандартные таблицы с буквенными
знаками, которые расположены в 12 строк.
Величина букв в каждой строке убывает
сверху вниз. Сбоку каждой строки
стоит цифра, обозначающая расстояние,
с которого нормальный глаз различает
буквы данной строки под углом зрения
1′.

Остроту
зрения можно оценить, пользуясь таблицами
различного вида: для детей младшего
возраста – таблицей Орловой; для
определения остроты зрения в диапазоне
от 1,0 до 2,0 ед. – таблицей О. М. Новикова.
Также используется буквенная таблица
Головина – Сивцева.

Таблицу
повесьте на хорошо освещенной стене
(освещенность должна быть не ниже 100 лк)
или дополнительно осветите ее электрической
лампочкой. Испытуемого усадите на стул
на расстоянии 5 м от таблицы и предложите
ему закрыть один глаз щитком или ладонью.
Указкой покажите испытуемому буквы и
попросите их назвать. Определение
начните с верхней

строчки
и, опускаясь вниз, найдите самую нижнюю
строку, все буквы которой испытуемый
отчетливо видит в течение 2–3 с и правильно
называет. Если испытуемый называет
правильно знаки десятого ряда, острота
зрения составляет 1,0 по таблице Головина
– Сивцева и 2,0 ед. по таблице О. М. Новикова.

Затем
определите остроту зрения другого
глаза. Остроту зрения рассчитайте по
формуле

V=
d/D,

где
V – острота зрения; d – расстояние от
испытуемого до таблицы; D – расстояние,
с которого нормальный глаз должен
отчетливо видеть данную строку.

Полученные
результаты исследования запишите в
тетрадь протоколов опытов, сравните их
с нормальной остротой зрения.

ОПРЕДЕЛЕНИЕ
ОСТРОТЫ СЛУХА

Наш
слуховой орган отличается очень высокой
чувствительностью. При нормальном слухе
мы способны различать звуки, вызывающие
ничтожно малые (исчисляемые в долях
микрона) колебания барабанной перепонки.

Чувствительность
слухового анализатора к звукам различной
высоты неодинакова. Человеческое ухо
наиболее чувствительно к звукам с
частотой колебаний от 1000 до 3000. По мере
понижения или повышения частоты колебаний
чувствительность падает. Особенно
резкое падение чувствительности
отмечается в области самых низких и
самых высоких звуков.

С
возрастом слуховая чувствительность
изменяется. Наибольшая острота слуха
наблюдается у 15—20-летних, а затем она
постепенно падает. Зона наибольшей
чувствительности до 40-летнего возраста
находится в области 3000 Гц, от 40 до 60 лет
— в области 2000 Гц, а старше 60 лет — в
области 1000 Гц.

Минимальная
сила звука, способная вызвать ощущение
едва слышимого звука, называется порогом
слышимости,
или порогом слухового
ощущения.
Чем меньше величина звуковой
энергии, необходимая для получения
ощущения едва слышимого звука, т. е. чем
ниже порог слухового ощущения, тем,
стало быть, выше чувствительность уха
к данному звуку. Из сказанного вытекает,
что в области средних частот (от 1000 до
3000 Гц) пороги слухового восприятия
оказываются наиболее низкими, а в области
низких и высоких частот пороги повышаются.

Исследование
разговорной и шепотной речью является
достаточно простым, но надо соблюдать
точные правила его проведения, чтобы
получить правильное суждение о состоянии
слуховой системы.

Исследование
слуха проводят в условиях полной тишины,
в изолированном от посторонних шумов
помещении. Нормальный слух (хорошая
острота слуха) характеризуется
определением шепотной речи на расстоянии
более 6м, снижение слуха на расстоянии
меньше 5 метров.

Для
исследования различения шепотной речи
может быть применена следующая примерная
таблица слов (табл.).

Таблица

Таблицы
слов для исследования шепотной речи у
детей

Слова
с низкой частотной характеристикой

Слова
с высокой частотной характеристикой

Вова

Саша

Дом

Часы

Окно

Шишка

Ухо

Чай

Море

Спичка

Рыба

Чижик

Волк

Шашка

Дым

Час

Город

Зайчик

Ум

Сеть

Ворон

Чашка

Мыло

Птичка

Урок

Кисть

Гром

Щи

Бык

Чайка

Сделайте
вывод о показателях остроты зрения и
остроты слуха.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
Обучайтесь и развивайтесь всесторонне вместе с нами, делитесь знаниями и накопленным опытом, расширяйте границы знаний и ваших умений.

поделиться знаниями или
запомнить страничку

  • Все категории
  • экономические
    43,627
  • гуманитарные
    33,648
  • юридические
    17,917
  • школьный раздел
    611,615
  • разное
    16,897

Популярное на сайте:

Как быстро выучить стихотворение наизусть? Запоминание стихов является стандартным заданием во многих школах. 

Как научится читать по диагонали? Скорость чтения зависит от скорости восприятия каждого отдельного слова в тексте. 

Как быстро и эффективно исправить почерк?  Люди часто предполагают, что каллиграфия и почерк являются синонимами, но это не так.

Как научится говорить грамотно и правильно? Общение на хорошем, уверенном и естественном русском языке является достижимой целью. 

Пегасина Людмила Николаевна

Практическая работа № 4 Определение остроты слуха

Скачать:

Предварительный просмотр:

Практическая работа № 4 Определение остроты слуха

Задание :1) Приложите к уху механические часы и отдаляйте их от себя до тех пор, пока не перестанете слышать их ход. После исчезновения звука измерьте расстояние между часами и ухом.  
Повторите опыт несколько раз и вычислите среднее значение. Чем
оно больше, тем лучше острота слуха.
Сделайте вывод.  

Например оформи так:

Расстояние от часов до уха

Ученики. Количество услышавших

1 – 5 см

10 – 15 см

30 и более

среднее значение

Вывод:

2) Приближайте издалека механические часы к уху до появления едва заметного звука их хода. Измерьте расстояние.  
Выполните опыт несколько раз и вычислите среднее значение. Таким образом вы найдёте свою слуховую чувствительность.
Сделайте вывод.

Например оформи так:

Расстояние от часов до уха

Ученики. Количество услышавших

1 – 5 см

10 – 15 см

30 и более

среднее значение

Вывод:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

  • Мне нравится 

 

показать содержание

Условие(я):

Условие(я) задания(й):

Определение остроты слуха. Приставьте к уху механические часы и отставляйте их от себя до тех пор, пока не перестанете слышать их тиканье. В момент исчезновения звука измерьте расстояние (в см) между часами и ухом. Чем оно больше, тем лучше слуховая чувствительность. Теперь приближайте издалека часы к уху до появления едва заметного звука. Измерьте также расстояние. Вычислите среднее. Таким образом найдите свою слуховую чувствительность.

Нажми по картинке c решением и она увеличится

Ответ(ы):

Решение задания №1 из Задания. стр 319 , § 51. Слуховой анализатор , Биология. 8 класс. Учебник. Колесов, Беляев, Маш

Оцени решение:

Биология. 8 класс. Учебник. Колесов, Беляев, Маш

ГДЗ: Правильный(е) ответ(ы) или решения(е) 1
из
Задания. стр 319
, § 51. Слуховой анализатор ,
Биология. 8 класс. Учебник. Колесов, Беляев, Маш

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Лахта центр в санкт петербурге экскурсии цена часы работы официальный сайт
  • Лизинг на практике пособие по работе с лизинговыми компаниями а б алексеев
  • Как попасть к ксении петербуржской в санкт петербурге время работы сегодня
  • Как пополнить бизнес карту сбербанка с другой карты сбербанка без комиссии
  • Как посмотреть реквизиты виртуальной карты тинькофф в мобильном приложении