Квалифицированный врач косметолог который за 1 час своей работы зарабатывает 400 рублей решение

Квалифицированный врач-косметолог, зарабатывающий за час своей работы 400 руб., решает стелить новый паркет в своей квартире. Он обладает достаточной сноровкой Готовое решение: Заказ №10027

Квалифицированный врач-косметолог, зарабатывающий за час своей работы 400 руб., решает стелить новый паркет в своей квартире. Он обладает достаточной сноровкой

Квалифицированный врач-косметолог, зарабатывающий за час своей работы 400 руб., решает стелить новый паркет в своей квартире. Он обладает достаточной сноровкой Тип работы: Задача

Квалифицированный врач-косметолог, зарабатывающий за час своей работы 400 руб., решает стелить новый паркет в своей квартире. Он обладает достаточной сноровкой

Квалифицированный врач-косметолог, зарабатывающий за час своей работы 400 руб., решает стелить новый паркет в своей квартире. Он обладает достаточной сноровкойСтатус:  Выполнен (Зачтена преподавателем ВУЗа)

Квалифицированный врач-косметолог, зарабатывающий за час своей работы 400 руб., решает стелить новый паркет в своей квартире. Он обладает достаточной сноровкой

Квалифицированный врач-косметолог, зарабатывающий за час своей работы 400 руб., решает стелить новый паркет в своей квартире. Он обладает достаточной сноровкой Предмет: Экономика

Квалифицированный врач-косметолог, зарабатывающий за час своей работы 400 руб., решает стелить новый паркет в своей квартире. Он обладает достаточной сноровкой

Квалифицированный врач-косметолог, зарабатывающий за час своей работы 400 руб., решает стелить новый паркет в своей квартире. Он обладает достаточной сноровкой Дата выполнения: 07.11.2020

Квалифицированный врач-косметолог, зарабатывающий за час своей работы 400 руб., решает стелить новый паркет в своей квартире. Он обладает достаточной сноровкой

Квалифицированный врач-косметолог, зарабатывающий за час своей работы 400 руб., решает стелить новый паркет в своей квартире. Он обладает достаточной сноровкой Цена: 229 руб.

Квалифицированный врач-косметолог, зарабатывающий за час своей работы 400 руб., решает стелить новый паркет в своей квартире. Он обладает достаточной сноровкой

Чтобы получить решение, напишите мне в WhatsApp, оплатите, и я Вам вышлю файлы.

Квалифицированный врач-косметолог, зарабатывающий за час своей работы 400 руб., решает стелить новый паркет в своей квартире. Он обладает достаточной сноровкой

Кстати, если эта работа не по вашей теме или не по вашим данным, не расстраивайтесь, напишите мне в WhatsApp и закажите у меня новую работу, я смогу выполнить её в срок 1-3 дня!

Квалифицированный врач-косметолог, зарабатывающий за час своей работы 400 руб., решает стелить новый паркет в своей квартире. Он обладает достаточной сноровкой

Описание и исходные данные задания, 50% решения + фотография:

Квалифицированный врач-косметолог, зарабатывающий за час своей работы 400 руб., решает стелить новый паркет в своей квартире. Он обладает достаточной сноровкой

Задача 2

Квалифицированный врач-косметолог, зарабатывающий за час своей работы 400 руб., решает стелить новый паркет в своей квартире. Он обладает достаточной сноровкой, чтобы сделать это самостоятельно и даже быстрее, чем профессиональный паркетчик. Ему требуется на выполнение работы 50 часов, в то время как паркетчику – 70 часов. Выгодно ли врачу нанимать паркетчика, если его расценки составляют 300 руб. за час работы? При какой цене услуг паркетчика его наем становится невыгодным для врача?

Решение:

1. Доход врача за 70 часов работы:

Д=70*400=28 000 руб.

Расходы на ремонт:

Р=70*300=21 000 руб.

Т.е. врачу выгодно нанимать паркетчика (28>21).

Квалифицированный врач-косметолог, зарабатывающий за час своей работы 400 руб., решает стелить новый паркет в своей квартире. Он обладает достаточной сноровкой

  • Допустим, Вы создаете акционерное общество и как учредители вложили в него реальный капитал в размере 1 млн. долларов. Дивиденд на 1 акцию составляет 8 долл. в год
  • Доход домохозяйства после уплаты налогов вырос по сравнению с прошлым годом с 200 тыс.руб. до 220 тыс.руб., при этом потребление увеличилось на 15 тыс.руб. определите предельную склонность
  • Согласно концепции «невидимой руки» А.Смита личный интерес:  4) вынуждает производителей учитывать интересы потребителей и всего общества
  • Земельная рента увеличилась с 20 тыс.руб. до 40 тыс. руб.. а процентная ставка снизилась с 10 до 8%. В каком направлении и во сколько раз изменилась цена земельного участка

Тема. Ограниченность ресурсов. Выбор.
Альтернативная стоимость.

Экономическая модель

Одна из первых проблем,  названных
экономическими,  заключается в том,  что
человеческие потребности всегда превосходят
возможности,  которые существуют в данный
момент их удовлетворения. Экономическая теория
гласит,  что потребности отдельного человека и
общества в целом безграничны,  в то время как
ресурсы любого общества в каждый момент времени ограничены.

Цель экономической деятельности людей –
удовлетворение своих потребностей путём
использования ограниченных ресурсов, 
производства,  распределения и потребления
различных товаров и услуг. Те ресурсы,  которые
необходимы для осуществления процесса
производства,  называются факторами
производства,  их четыре: труд, 
капитал,  природные ресурсы (земля), 
предпринимательская способность, информация.

Эти ресурсы,  несмотря на их различие и
разнообразие,  имеют одну общую особенность – они
ограничены
. За всю историю человечества
ни одно общество не смогло обеспечить
достаточного количества ресурсов для
удовлетворения всех потребностей его членов в
товарах и услугах. Перед людьми всегда будет
стоять проблема эффективности использования
имеющихся у них ресурсов,  которое принесло бы
максимальную отдачу,  наибольший эффект.

Экономическая теория исходит из предпосылки о рациональности
поведения людей в экономике. Это
означает,  что люди ставят перед собой
определённые цели и используют имеющиеся в их
распоряжении время и средства для их достижения.
Однако эти средства и время также представляют
собой ограниченный ресурс. Люди должны
расположить свои цели по степени важности и
совершить выбор, распорядиться
своими ресурсами наилучшим образом.

Таким образом,  экономические действия людей
– это результат осознанного выбора, 
предполагающего расходование времени и
ограниченных ресурсов для достижения какой-либо
цели. Такой выбор означает,  что данные время и
ресурсы уже не будут использованы для достижения
других целей: человек,  который хочет
гулять,  готовиться к контрольной работе, 
посетить секцию волейбола  одновременно, 
должен выбрать что-то одно и примириться с
тем,  что часть его потребностей останется
неудовлетворённой.

Рациональный выбор предполагает оценку
принятого решения,  т.е. сравнение затрат и
выгод,  связанных с имеющимися вариантами
решений. С этой оценкой тесно связано понятие
альтернативной стоимости. Альтернативная
стоимость
– это оценка упущенной
выгоды,  плата за принятое решение.

Что лежит в основе модели

Ограниченность производственных ресурсов, 
имеющихся у людей для удовлетворения их
неограниченных потребностей,  делает
необходимым выбор между различными способами
имеющихся ресурсов. Это выбор основывается на
сравнении затрат и результатов, 
соответствующих каждому из возможных вариантов.
Для оценки лучшего варианта вводится понятие
альтернативной стоимости (наилучшим является
вариант с наименьшей альтернативной стоимостью).

Чему должны научиться дети

  • Объяснять взаимосвязь между потребностями и
    производственными ресурсами. Понимать
    фундаментальный характер концепции
    ограниченности ресурсов.
  • Понимать идею,  лежащую в основе концепции
    альтернативной стоимости,  применять её при
    анализе конкретных примеров.
  • Понимать сущность проблемы выбора.
  • Использовать принцип рационального поведения
    при принятии решения
  • Уметь аргументировать принятое решение.

Базовые понятия

  • Производственные ресурсы
    • Человеческие ресурсы (труд)
    • Природные ресурсы (земля)
    • Капитальные ресурсы (капитал)
    • Предпринимательская способность (принятие
      решений и риск)
    • Информация
  • Факторы производства
  • Ограниченность ресурсов
  • Проблема выбора
  • Альтернативная стоимость
  • Маржинальный анализ
  • Рациональное поведение
  • Принятие решений

Описание урока

Учащиеся осваивают понятия «ограниченность
ресурсов»,  «проблема выбора», 
«рациональность поведения» в ходе предложенной
игры «Ограниченный ресурс»,  которая помогает
осуществить выбор,  принять решение по
рациональному использованию времени и средств; в
ходе обсуждения проблем урока
рассматриваются    вопросы социальных
целей и приоритетов личности,  их связи с
понятием альтернативной стоимости, 
используется маржинальный анализ.

Цели урока:

  • Образовательные:
    • формирование понятия сущности ограниченности
      ресурсов;
    • обучение рациональному выбору в принятии
      экономических решений, использованию принципа
      рационального поведения.
  • Воспитательные:
    • воспитывать бережное отношение к материальным
      благам;
    • воспитывать навыки принятия коллективных
      решений.
  • Развивающие:
    • формировать навыки ведения полемики при
      обсуждении выдвинутых проблем;
    • содействие развитию у гимназистов умений
      осуществлять самоконтроль, самооценку принятых
      решений.

Материально-техническое, информационное
 и учебно-методическое обеспечение

  1. Основы экономической теории: учебник для 10–11
    кл. общеобразоват. учрежд. с углубленным
    изучением экономики под редакцией д.э.н.,
    профессора С.И.Иванова. М.: Вита-пресс, 2004.
  2. М.А. Сторчевой «Основы экономики»,
    Экономическая школа, 2003.
  3. Уроки экономики в школе: Активные формы
    преподавания: Учеб. пособие. М.: Аспект Пресс, 
    1995.
  4. Цветная бумага,  ножницы, шаблоны.
  5. Экран.
  6. ПК; медиапроектор.
  7. http://www.vkkb/ru
  8. http://www.cebe.sib.ru
  9. http://be.economicus.ru
  10. http://prepod2000.kulichki.net
  11. http://basic.economics.ru

ХОД УРОКА

1. Организационный момент

2. Актуализация субъектного опыта учащихся

Обратить внимание на девиз урока:
«Кто поедет от столба  сего прямо,  тот
будет голоден и холоден, поедет в правую
сторону,  тот будет здрав и жив,  а конь его
будет мёртв,  а кто поедет в левую сторону, 
тот сам будет убит,  а конь его жив и здрав
останется»

Русская народная сказка
Сделать вывод с учащимися о предположительной
теме урока. Записать в тетрадь план урока.

3. Восприятие, осмысление и первичное
закрепление нового материала
(Приложение).

Используя для  примера сказку «Колобок»
ввести понятие производственных ресурсов:
человеческие ресурсы (труд),  природные
ресурсы (земля),  капитальные ресурсы (капитал),
предпринимательская способность (принятие
решений и риск).

Вспомним ещё одну русскую сказку «Колобок».
Чтобы испечь героя сказки,  во-первых, 
пришлось найти того,  кто бы это сделал,  кто
бы приложил свой труд,  использовал свою
рабочую силу (бабка). Во-вторых,  для
осуществления производства надо было иметь
муку,  печь,  дом (капитал). В-третьих, 
понадобился участок земли для дома,  в котором
всё происходило. В-четвёртых,  ничего бы не
было,  если бы дедке не пришла в голову идея
испечь колобок (предпринимательские
возможности). Дедка позаботился о работнике
(нанял бабку),  подумал о сырье (предложил
поскрести по сусекам),  о средствах
производства (заранее вложил их в строительство
дома с печкой),  подумал о сбыте (съесть
колобок) и взял на себя весь риск от операции.

Записать в тетрадь новые термины и определение:
Факторы производства – производственные
ресурсы,  с помощью которых создаются блага
(товары и услуги).

Ответить на вопрос: Почему бабка
произвела только один колобок,  а не два десять
или тысячу?
При ответах обсуждение вести в русле: на два
колобка не хватило бы муки,  после десятого у
бабки способность к труду оказалась на нуле
(усталость и возраст дают о себе знать),  после
тысячного дедка столкнулся бы с проблемами сбыта
(предпринимательская способность тоже
ограничена).

Выводы: Мечты и чаяния людей всегда
лучше всего отражались в народных сказках, 
былях. Среди них абсолютно доминируют те
сказки,  где персонажи в силу чудесных
обстоятельств получали свободный доступ к
человеческим благам. Этот факт подтверждает
то,  что основной характеристикой окружающего
нас мира является ограниченность ресурсов. Бабка
произвела только один колобок из-за того,  что
экономисты называют ограниченностью
или редкостью,  ресурсов. Одни
ресурсы – более редкие (мука),  другие – менее
(предпринимательская способность дедки),  но
общее свойство у них одно – их количество
ограничено. Поэтому основной проблемой
экономики является распределение редких
ресурсов.

4. Провести игру «Ограниченный ресурс»,
класс разбить на 7 команд (по 3–4 чел.) 

Материал для игры для каждой команды: 2 цветных
листа бумаги (формат А4), набор шаблонов из
картона   (круг с диаметром 2 см, квадрат со
стороной 2,5 см,  треугольник со сторонами 2,5
см),  ножницы.

Описание игры (I этап)

  • Командам выдайте по листу бумаги и набору
    шаблонов.
  • Сообщите, что каждая команда будет
    производить  заготовки для некоторого товара.
  • Для этого, команды должны «раскроить» лист
    бумаги, обводя шаблоны ручкой (количество ручек
    неограниченно). 
  • У каждой команды будет считаться число полных
    наборов заготовок (набор: круг, квадрат,
    треугольник). 
  • Время «производства» ограниченно и равно трем
    минутам.
  • Работа прекращается по сигналу «Стоп». 
  • После окончания «производства»  команды или
    учитель считают количества наборов.
  • Информация выписывается на доске.

Описание игры (II этап)

  • Обратите внимание учащихся на то, что у
    некоторых команд остались «лишние» заготовки
     или осталось место, где можно выкроить ещё 1 –
    2 заготовки. 
    Выпишите данные о «лишних» заготовках на
    доску.  Что можно сделать в такой
     ситуации? 
    Выслушайте мнения учеников, обсудите идею 
    обмена.
  • Раздайте командам по листу бумаги. Объявите, что
    до процесса производства даётся время  для
    переговоров и принятия решения о том, что 
    производить. 
  • После переговоров объявите этап производства
    (3 минуты). 
  • После  «производства» раздайте командам 
    ножницы.  Команды вырезают заготовки и
    производят  обмен.
  • Подведите итоги. Выпишите на доске рядом с
    результатами первого этапа число наборов у
    каждой команды. 
  • Сравните результаты первого и второго этапа у
    каждой команды. 
  • Посчитайте и сравните общее число наборов на 
    первом и втором этапе.  Объявите победителем
    команду, которая произвела наибольшее число
    наборов за два этапа.

Вопросы для обсуждения игры «Ограниченный
ресурс»

  • В игре было необходимо произвести как можно
    больше наборов. Могли ли вы сделать сколь угодно
    много наборов? 
  • Если «да», то в каком случае? Если «нет», то
    почему? 
  • Обсудите вопрос ограниченности ресурсов.
  • Какие ресурсы использовали команды в
    производстве, были ли они ограничены?
  • На втором этапе некоторые команды
     производили  заготовки только одного,
    двух  видов. Почему?
  • Вспомните уроки обществознания,  как назвать
    их действия с точки зрения экономической науки? (Специализация
    и разделение труда).
     У команд остались
    обрезки листов бумаги. Как можно назвать эти
    обрезки? (Отходы производства).
  • У какой команды их меньше?  Поговорите об
    эффективном использовании ресурсов.  Что
    можно делать с отходами?

Выводы: Ограниченность заставляет
людей делать выбор относительно использования
ресурсов для удовлетворения потребностей.
Ограниченность ресурсов приводит к
необходимости выбора как на индивидуальном, так
и на общественно-политическом уровне.
Благодаря тому,  что люди способны
распоряжаться своими ресурсами наилучшим
образом,  экономика может и должна быть
эффективной.
Записать в тетрадь: Эффективное использование
ограниченных ресурсов – такое использование, 
которое приносит максимальную отдачу,
наибольшее число благ и услуг. 

5. Первичное закрепление, самоконтроль

– Рассмотрим ситуацию. (Приглашаются двое
заранее подготовленных ребят для диалога)

– Здорово, Макс. Ты пойдешь на новый фильм «Код
да Винчи»? Мне не терпится посмотреть.
– Хотел бы, но не могу. Завтра у нас контрольная
работа по физике. Мне нужно еще позубрить
формулы. Иначе я получу пару.
– Да брось. Завтра спишешь у кого-нибудь. Без
проблем – и тройка обеспечена.
– Хорошо, но сегодня вечером у меня секция
баскетбола. Если не заниматься, то уж лучше
сходить на баскетбол.
– А мы пойдем на пятичасовой сеанс и ты успеешь
вернуться к 7 часам  вечера.
– Хорошо. Только дай я посчитаю, сколько у меня
осталось денег до конца недели: пятнадцать, 
двадцать,  семьдесят,  двести десять рублей
до пятницы. Это и для талонов  на питание!
– Ешь булочки с чаем! А я-то думал, ты на самом
деле хочешь посмотреть этот фильм.
– Я действительно хочу. Ладно, мой желудок
потерпит до четверга. Выходим без четверти шесть?

Обсуждение  вариантов решения проблемы
Макса.

Настоящие (реальные) затраты,
связанные с любым действием (походом в кино,
покупкой джинсов, , поездкой в другой город к
другу и пр., – это ценность тех альтернативных
возможностей, от которых приходится
отказываться, чтобы совершить это действие.
Затраты на поход в кино Макс вначале оценил для
себя как (упущенную!) возможность написать
контрольную работу по алгебре хотя бы на тройку.
Когда приятель показал ему, как уменьшить эти
затраты, Макс обратился к следующей по ценности
возможности, от которой, пойди он в кино, ему
пришлось бы отказаться от посещения секции
баскетбола. Его приятель нашел способ избавиться
от этих затрат, и тогда Макс обратился к денежным
затратам. Но деньги не являлись настоящими
затратами. Настоящие затраты – не рубли, это
альтернативные возможности, от которых мы
отказываемся, расходуя деньги так, а не иначе.
Сотня  рублей, которые Макс израсходует в кино,
представляет несколько его любимых блюд,
которыми он готов пожертвовать ради фильма.
Затраты на любое действие – это
ценность тех альтернативных возможностей, от
которых приходится отказываться ради этого
действия

Записать в тетрадь: Альтернативная
стоимость
– цена,  которую нужно
заплатить за сделанный выбор.

Выводы: Принимая решение о выборе, 
мы должны чем-то пожертвовать ради выбранного.
Плата за принятое решение,  выгода, 
связанная с потерей того лучшего,  что
оказалось невыбранным,  экономисты называют
альтернативной стоимостью. Концепция
альтернативной стоимости применяется к
обществу,  фирме,  индивиду. Все решения, 
сталкиваясь с ограниченностью (времени, 
ресурсов,  денег и пр.) неизбежно предполагают
конкурентный выбор – «или-или». В каждом выборе
есть выигрыш и затраты. Полные затраты нашего
конкретного решения – то,  что мы отдаём, 
чего мы лишаемся,  принимая именно данное,  а
не альтернативное решение.
Поразмыслим об альтернативной стоимости и
эффективности принятого Максом решения.

Предположительные выводы учащихся:

1) Полученную тройку придётся исправлять,  а
это сделать сложнее.
2) Неприятный разговор с родителями,  вероятно
как следствие – ограничение в свободном времени
и в карманных расходах;
3) Неправильное питание ведёт к дисфункции
организма.

Продумайте своё решение в указанной ситуации.

6. Продолжение восприятия, осмысления и
первичного закрепления нового материала

Рассмотрим  ещё один пример. В течение 3 дней
в одном из региональных центров России состоится
ярмарка по заключению контрактов на
производимую продукцию средним бизнесом. Из
одного города на ярмарку выезжают 2 бизнесмена.
Но один из них летит самолётом,  а другой едет
поездом. Кому поездка обойдётся дороже?
Заслушать предположительные ответы, 
вывести  вариант наилучшего выбора
бизнесменов с точки зрения принципа
рационального экономического поведения
.
Записать в тетрадь: Маржинальный анализ
метод нахождения наилучшего уровня вашего
выбора,  вашей деятельности: сколько часов
посвятить такой-то работе,  сколько купить
музыкальных дисков и пр.
Тот,  кто принимает решение,  выберет любую
альтернативу,  в которой предельный выигрыш
будет превышать предельные затраты,  и
отвергнет любую альтернативу,  в которой
предельные затраты превышают предельный выигрыш
принцип рационального экономического
поведения.

7. Применение полученных знаний

Попробуем на практике применить этот принцип?
На этапе игры «Ограниченный выбор» класс был
разбит на несколько групп. Каждой группе вновь
даётся задание – задача на принятие взвешенного
и обоснованного решения. Например,
Решить задачу: Квалифицированный
врач-косметолог,  который за один час своей
работы зарабатывает 400 рублей,  решает
постелить паркет в своей квартире. Он обладает
достаточной сноровкой,  чтобы сделать это
самостоятельно и даже быстрее,  чем
профессиональный пакетчик. Ему требуется на
выполнение работы 50 часов,  а паркетчику – 70
часов.  Выгодно ли врачу-косметологу нанимать
паркетчика,  если расценки паркетчика
составляют:

  • 200 руб. за один час работы;
  • 300 руб.;
  • 400 руб.;
  • 500 руб.

При какой цене услуг паркетчика его наём
становится невыгодным для врача-косметолога?
(при цене  более 400 руб. в час) Какая цена
выгоднее для найма паркетчика? (200 руб. в час).
Ученик каждой из групп аргументирует принятое
решение путём сравнительной оценки всех
возможных вариантов.
Но… Вспомним девиз нашего урока «Кто поедет от
столба  сего прямо…»

  • А сделанная работа за предложенную цену
    удовлетворит его запросы?
  • Может быть лучше сделать самому? Не хочется
    заниматься непривычной работой? Да и руки
    косметологу нужны ухоженные! И клиенты расписаны
    на месяц вперёд? Подведёт – не потеряет ли  их
    в будущем?
  • Лучше нанять мастера и не поскупиться? (Скупой
    платит дважды!)

Думайте сами,  решайте сами…

Итог урока. Рефлексия

Ответить на вопросы:

  • Что лежит в основе ограниченности благ?
  • Что входит в факторы производства?
  • Какой из факторов,  на ваш взгляд,  вы
    считаете основным?
  • Продолжите предложения «Альтернативная
    стоимость – это …»
  • «Маржинальный анализ – это …»
  • Легко ли было принимать  решения? (Было
    много ответов «Пожалуй,  что теперь – нет».)
  • Наш урок позволит вам принимать эффективные
    решения? (Из ответов: «Буду принимать
    обдуманные решения»,  «буду руководствоваться
    принципом рационального поведения).

Домашнее задание:

1. По учебнику  Иванова С.И. пункты 1.2,  1.3.,
стр. 11.
2. Применить концепцию альтернативной стоимости
при анализе конкретного примера,  ситуации, 
сложившейся с вами до следующего урока.

Сценарий
модуля по экономике. 10 класс

« Выбор. Альтернативная стоимость.
Неизбежность выбора. Понятие о кривой возможностей. Альтернативные издержки»

Метацель:
учащиеся осваивают понятия «ограниченность ресурсов»
делать  необходимый выбор между различными способами использования
имеющихся ресурсов.

Цель урока: 

 Рассмотреть
понятие потребности и ресурсов; выявить суть ограниченности ресурсов; внести понятия
альтернативная стоимость и выбор.

Образовательная актуализировать и
систематизировать знания  о видах, классификаии ограниченности производственных
ресурсов, выяснить содержание проблемы выбора, альтернативной стоимости, закона
альтернаивной стоимости

Развивающая 
развивать умения стоить КПВ, вычислять альтернативную стоимость;

 развивать
творческие способности учащихся при решении задач, доказывать, сравнивать.
Совершенствовать умение применять имеющиеся знания в разных ситуациях на
практике.

Воспитательная
 
воспитывать аналитическое мышление, внимательность, логичность;

 установление межпредметных связей,
повышение интереса к предмету, создание творческой эмоциональной обстановки;
воспитание внимательности.

Оборудование: презентация,
ксерокопия практической работы

1 мини-модуль

Тема:  Проблема ограниченности
ресурсов и выбора производителя.

(содержательно-поисковый)

Этапы
управленческой деятельности учителя

Содержание
работы

Организационный момент

Приветствие, проверка наличия домашнего задания, объявление
темы урока

 Мотивация учебной деятельности

Учитель: на
предыдущих уроках вы узнали  о рациональном поведении одного из главных
субъектов экономической деятельности – потребителя. Поскольку все мы являемся
потребителями экономических благ, его экономическое поведение нам понятно.
Имея бюджетные ограничения, ми осуществляем выбор товаров или услуг,
придерживаясь рациональных расчетов, и соотносим товары по критериям «цена –
качество». Мы стремимся минимизировать свои расходы и максимизировать свои
полезность, ценность товаров или услуг, которые потребляются. Производитель –
еще один субъект экономических отношений, который направляет свою
деятельность на удовлетворения потребностей потребителей, т.е. производит
товары и услуги. Какие вопросы и проблемы решает производитель, как
использует и объединяет производственные ресурсы – об этом вы узнаете на
уроке.

Актуализация опорных знаний

Опрос

·        
Какие два значения имеет слово «экономика»? 

·        
Что изучает экономическая наука? 

·        
Для чего люди создали экономику? 

·        
Что такое экономические блага и чем они отличаются от свободных
(даровых) благ?

Изучение нового материала

Экономические
ресурсы квалифицируются по разным признакам. По интенсивности и
продолжительностью использования различают на исчерпаемые и неисчерпаемые
ресурсы.

Задание.
Назовите
известные вам исчерпаемые и не исчерпаемые природные  ресурсы.

Экономическая
модель

Одна из
первых проблем,  названных экономическими,  заключается в
том,  что человеческие потребности всегда превосходят возможности, 
которые существуют в данный момент их удовлетворения. Экономическая теория
гласит,  что потребности отдельного человека и общества в целом
безграничны,  в то время как ресурсы любого общества в каждый момент
времени ограничены.

Цель
экономической деятельности людей – удовлетворение своих потребностей путём
использования ограниченных ресурсов,  производства,  распределения
и потребления различных товаров и услуг. Те ресурсы,  которые необходимы
для осуществления процесса производства,  называются факторами
производства,  их четыре: труд,  капитал, 
природные ресурсы (земля),  предпринимательская способность, информация.
 Эти
ресурсы,  несмотря на их различие и разнообразие,  имеют одну общую
особенность – они ограничены. За всю историю человечества
ни одно общество не смогло обеспечить достаточного количества ресурсов для
удовлетворения всех потребностей его членов в товарах и услугах. Перед людьми
всегда будет стоять проблема эффективности использования
имеющихся у них ресурсов,  которое принесло бы максимальную
отдачу,  наибольший эффект.

Экономическая
теория исходит из предпосылки о рациональности поведения
людей в экономике. Это означает,  что люди ставят перед собой
определённые цели и используют имеющиеся в их распоряжении время и средства
для их достижения. Однако эти средства и время также представляют собой
ограниченный ресурс. Люди должны расположить свои цели по степени важности и
совершить выбор, распорядиться своими ресурсами наилучшим
образом.

Таким
образом,  экономические действия людей – это результат осознанного
выбора,  предполагающего расходование времени и ограниченных ресурсов
для достижения какой-либо цели. Такой выбор означает,  что данные время
и ресурсы уже не будут использованы для достижения других целей:
человек,  который хочет гулять,  готовиться к контрольной
работе,  посетить секцию волейбола  одновременно,  должен
выбрать что-то одно и примириться с тем,  что часть его потребностей
останется неудовлетворённой.

Рациональный
выбор предполагает оценку принятого решения,  т.е. сравнение затрат и
выгод,  связанных с имеющимися вариантами решений. С этой оценкой тесно
связано понятие альтернативной стоимости. Альтернативная стоимость –
это оценка упущенной выгоды,  плата за принятое решение.

Что
лежит в основе модели

Ограниченность
производственных ресурсов,  имеющихся у людей для удовлетворения их
неограниченных потребностей,  делает необходимым выбор между различными
способами имеющихся ресурсов. Это выбор основывается на сравнении затрат и
результатов,  соответствующих каждому из возможных вариантов. Для оценки
лучшего варианта вводится понятие альтернативной стоимости (наилучшим
является вариант с наименьшей альтернативной стоимостью).

Используя
для  примера сказку «Колобок» ввести понятие производственных ресурсов:
человеческие ресурсы (труд),  природные ресурсы (земля), 
капитальные ресурсы (капитал), предпринимательская способность (принятие
решений и риск).

Вспомним
ещё одну русскую сказку «Колобок». Чтобы испечь героя сказки, 
во-первых,  пришлось найти того,  кто бы это сделал,  кто бы
приложил свой труд,  использовал свою рабочую силу (бабка).
Во-вторых,  для осуществления производства надо было иметь муку, 
печь,  дом (капитал). В-третьих,  понадобился участок земли для
дома,  в котором всё происходило. В-четвёртых,  ничего бы не
было,  если бы дедке не пришла в голову идея испечь колобок
(предпринимательские возможности). Дедка позаботился о работнике (нанял
бабку),  подумал о сырье (предложил поскрести по сусекам),  о
средствах производства (заранее вложил их в строительство дома с
печкой),  подумал о сбыте (съесть колобок) и взял на себя весь риск от
операции.

Записать
в тетрадь новые термины и определение: Факторы производства –
производственные ресурсы,  с помощью которых создаются блага (товары и
услуги).

Обработка новой информации

Ответить
на вопрос:
 Почему
бабка произвела только один колобок,  а не два десять или тысячу?
При ответах обсуждение вести в русле: на два колобка не хватило бы
муки,  после десятого у бабки способность к труду оказалась на нуле
(усталость и возраст дают о себе знать),  после тысячного дедка
столкнулся бы с проблемами сбыта (предпринимательская способность тоже ограничена).

формулирование выводов

Выводы:

Мечты и
чаяния людей всегда лучше всего отражались в народных сказках,  былях.
Среди них абсолютно доминируют те сказки,  где персонажи в силу чудесных
обстоятельств получали свободный доступ к человеческим благам. Этот факт
подтверждает то,  что основной характеристикой окружающего нас мира
является ограниченность ресурсов. Бабка произвела только один колобок из-за
того,  что экономисты называют ограниченностью
или редкостью,  ресурсов. Одни ресурсы – более редкие
(мука),  другие – менее (предпринимательская способность дедки), 
но общее свойство у них одно – их количество ограничено. Поэтому основной
проблемой экономики является распределение редких ресурсов.

2 мини-модуль

Тема: Альтернативная стоимость

(контрольно- смысловой)

Этапы
управленческой деятельности учителя

Содержание
роботы

организационный момент
Настройка на работу
Отработка изученных знаний через применение в измененных ситуациях

Провести
игру «Ограниченный ресурс»
, класс разбить на 5 команд (по
3чел.) 

Материал
для игры для каждой команды: 2 цветных листа бумаги (формат А4), набор
шаблонов из картона   (круг с диаметром 2 см, квадрат со стороной
2,5 см,  треугольник со сторонами 2,5 см),  ножницы.

Описание
игры
 (I
этап)

·        
Командам
выдайте по листу бумаги и набору шаблонов.

·        
Сообщите,
что каждая команда будет производить  заготовки для некоторого товара.

·        
Для
этого, команды должны «раскроить» лист бумаги, обводя шаблоны ручкой
(количество ручек неограниченно). 

·        
У
каждой команды будет считаться число полных наборов заготовок (набор: круг,
квадрат, треугольник). 

·        
Время
«производства» ограниченно и равно трем минутам.

·        
Работа
прекращается по сигналу «Стоп». 

·        
После
окончания «производства»  команды или учитель считают количества
наборов.

·        
Информация
выписывается на доске.

Описание
игры
 (II
этап)

·        
Обратите
внимание учащихся на то, что у некоторых команд остались «лишние» заготовки
 или осталось место, где можно выкроить ещё 1 – 2 заготовки. 
Выпишите данные о «лишних» заготовках на доску.  Что можно сделать в
такой  ситуации? 
Выслушайте мнения учеников, обсудите идею  обмена.

·        
Раздайте
командам по листу бумаги. Объявите, что до процесса производства даётся время
 для переговоров и принятия решения о том, что  производить. 

·        
После
переговоров объявите этап производства (3 минуты). 

·        
После 
«производства» раздайте командам  ножницы.  Команды вырезают
заготовки и производят  обмен.

·        
Подведите
итоги. Выпишите на доске рядом с результатами первого этапа число наборов у
каждой команды. 

·        
Сравните
результаты первого и второго этапа у каждой команды. 

Посчитайте
и сравните общее число наборов на  первом и втором этапе.  Объявите
победителем команду, которая произвела наибольшее число н

Учитель:
Вопросы для обсуждения игры «Ограниченный ресурс»

·        
В
игре было необходимо произвести как можно больше наборов. Могли ли вы сделать
сколь угодно много наборов? 

·        
Если
«да», то в каком случае? Если «нет», то почему? 

·        
Обсудите
вопрос ограниченности ресурсов.

·        
Какие
ресурсы использовали команды в производстве, были ли они ограничены?

·        
На
втором этапе некоторые команды  производили  заготовки только
одного, двух  видов. Почему?

·        
Вспомните
уроки обществознания,  как назвать их действия с точки зрения
экономической науки? (Специализация и разделение труда).  У
команд остались обрезки листов бумаги. Как можно назвать эти обрезки? (Отходы
производства).

Выводы: Ограниченность
заставляет людей делать выбор относительно использования ресурсов для
удовлетворения потребностей.
Ограниченность ресурсов приводит к необходимости выбора как на
индивидуальном, так и на общественно-политическом уровне.
Благодаря тому,  что люди способны распоряжаться своими ресурсами
наилучшим образом,  экономика может и должна быть эффективной. 
Записать в тетрадь: Эффективное использование ограниченных ресурсов – такое
использование,  которое приносит максимальную отдачу, наибольшее число
благ и услуг. 

·        
аборов
за два этапа.

Осмысление и закрепление понятий
Первичное закрепление, самоконтроль

У какой команды
их меньше?  Поговорите об эффективном использовании – Рассмотрим
ситуацию. (Приглашаются двое заранее подготовленных ребят для
диалога)


Здорово, Макс. Ты пойдешь на новый фильм «Код да Винчи»? Мне не терпится
посмотреть. 
– Хотел бы, но не могу. Завтра у нас контрольная работа по физике. Мне нужно
еще позубрить формулы. Иначе я получу пару. 
– Да брось. Завтра спишешь у кого-нибудь. Без проблем – и тройка обеспечена.
– Хорошо, но сегодня вечером у меня секция баскетбола. Если не заниматься, то
уж лучше сходить на баскетбол. 
– А мы пойдем на пятичасовой сеанс и ты успеешь вернуться к 7 часам 
вечера. 
– Хорошо. Только дай я посчитаю, сколько у меня осталось денег до конца
недели: пятнадцать,  двадцать,  семьдесят,  двести десять
рублей до пятницы. Это и для талонов  на питание! 
– Ешь булочки с чаем! А я-то думал, ты на самом деле хочешь посмотреть этот
фильм. 
– Я действительно хочу. Ладно, мой желудок потерпит до четверга. Выходим без
четверти шесть?

Обсуждение
 вариантов решения проблемы Макса.

Настоящие
(реальные) затраты, связанные с любым действием (походом в кино, покупкой
джинсов, , поездкой в другой город к другу и пр., – это ценность тех
альтернативных возможностей, от которых приходится отказываться, чтобы
совершить это действие. Затраты на поход в кино Макс вначале оценил для
себя как (упущенную!) возможность написать контрольную работу по алгебре
хотя бы на тройку. Когда приятель показал ему, как уменьшить эти затраты,
Макс обратился к следующей по ценности возможности, от которой, пойди он в
кино, ему пришлось бы отказаться от посещения секции баскетбола. Его
приятель нашел способ избавиться от этих затрат, и тогда Макс обратился к
денежным затратам. Но деньги не являлись настоящими затратами. Настоящие
затраты – не рубли, это альтернативные возможности, от которых мы
отказываемся, расходуя деньги так, а не иначе. Сотня  рублей, которые
Макс израсходует в кино, представляет несколько его любимых блюд, которыми
он готов пожертвовать ради фильма.

Затраты
на любое действие – это ценность тех альтернативных возможностей, от
которых приходится отказываться ради этого действия

Записать
в тетрадь: Альтернативная стоимость – цена,  которую
нужно заплатить за сделанный выбор.

Выводы: Принимая
решение о выборе,  мы должны чем-то пожертвовать ради выбранного. Плата
за принятое решение,  выгода,  связанная с потерей того
лучшего,  что оказалось невыбранным,  экономисты называют
альтернативной стоимостью. Концепция альтернативной стоимости применяется к
обществу,  фирме,  индивиду. Все решения,  сталкиваясь с
ограниченностью (времени,  ресурсов,  денег и пр.) неизбежно
предполагают конкурентный выбор – «или-или». В каждом выборе есть выигрыш и
затраты. Полные затраты нашего конкретного решения – то,  что мы
отдаём,  чего мы лишаемся,  принимая именно данное,  а не
альтернативное решение. 
Поразмыслим об альтернативной стоимости и эффективности принятого Максом
решения.

Предположительные
выводы учащихся:

·        
1)
Полученную тройку придётся исправлять,  а это сделать сложнее.
2) Неприятный разговор с родителями,  вероятно как следствие –
ограничение в свободном времени и в карманных расходах;
3) Неправильное питание ведёт к дисфункции организма ресурсов.  Что
можно делать с отходами?

Закрепление новых знаний и способов 
Действий
 

Продолжение
восприятия, осмысления и первичного закрепления нового материала

Рассмотрим 
ещё один пример. В течение 3 дней в одном из региональных центров России
состоится ярмарка по заключению контрактов на производимую продукцию средним
бизнесом. Из одного города на ярмарку выезжают 2 бизнесмена. Но один из них
летит самолётом,  а другой едет поездом. Кому поездка обойдётся дороже?
Заслушать предположительные ответы,  вывести  вариант наилучшего
выбора бизнесменов с точки зрения принципа рационального
экономического поведения

Записать в тетрадь: Маржинальный анализ– метод нахождения
наилучшего уровня вашего выбора,  вашей деятельности: сколько часов
посвятить такой-то работе,  сколько купить музыкальных дисков и
пр. 
Тот,  кто принимает решение,  выберет любую альтернативу,  в
которой предельный выигрыш будет превышать предельные затраты,  и
отвергнет любую альтернативу,  в которой предельные затраты превышают
предельный выигрыш – принцип рационального экономического поведения.

Применение полученных знаний

Попробуем
на практике применить этот принцип? 
На этапе игры «Ограниченный выбор» класс был разбит на несколько групп.
Каждой группе вновь даётся задание – задача на принятие взвешенного и
обоснованного решения. Например, 
Решить задачу: Квалифицированный врач-косметолог,  который за один час
своей работы зарабатывает 400 рублей,  решает постелить паркет в своей
квартире. Он обладает достаточной сноровкой,  чтобы сделать это
самостоятельно и даже быстрее,  чем профессиональный пакетчик. Ему
требуется на выполнение работы 50 часов,  а паркетчику – 70 часов. 
Выгодно ли врачу-косметологу нанимать паркетчика,  если расценки
паркетчика составляют:

·        
200
руб. за один час работы;

·        
300
руб.;

·        
400
руб.;

·        
500
руб.

При
какой цене услуг паркетчика его наём становится невыгодным для
врача-косметолога? (при цене  более 400 руб. в час) Какая цена выгоднее
для найма паркетчика? (200 руб. в час). Ученик каждой из
групп аргументирует принятое решение путём сравнительной оценки всех возможных
вариантов. 
Но… Вспомним девиз нашего урока «Кто поедет от столба  сего прямо…»

·        
А
сделанная работа за предложенную цену удовлетворит его запросы?

·        
Может
быть лучше сделать самому? Не хочется заниматься непривычной работой? Да и
руки косметологу нужны ухоженные! И клиенты расписаны на месяц вперёд?
Подведёт – не потеряет ли  их в будущем?

·        
Лучше
нанять мастера и не поскупиться? (Скупой платит дважды!)

Думайте
сами,  решайте сами…

Итог мини -модуля

Ответить
на вопросы:

·        
Что
лежит в основе ограниченности благ?

·        
Что
входит в факторы производства?

·        
Какой
из факторов,  на ваш взгляд,  вы считаете основным?

·        
Продолжите
предложения «Альтернативная стоимость – это …»

·        
«Маржинальный
анализ – это …»

·        
Легко
ли было принимать  решения? (Было много ответов «Пожалуй, 
что теперь – нет».)

·        
Наш
урок позволит вам принимать эффективные решения? (Из ответов: «Буду
принимать обдуманные решения»,  «буду руководствоваться принципом
рационального поведения).

3 мини-модуль

Практическая
работа №1

Этапы управленческой деятельности учителя

Содержание
роботы

Применение полученных знаний

Практическая работа

Домашнее задание

1. По
учебнику  И.Ф. Радтонова пункты 2.6,  стр. 28.
2. Применить концепцию альтернативной стоимости при анализе конкретного
примера,  ситуации,  сложившейся с вами до следующего урока.

2

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1

Описание слайда:

Выбор и альтернативная стоимость



Слайд 2

Описание слайда:

I. Ограниченность – основная проблема экономики
*потребности отдельного человека и общества в целом безграничны, в то время как ресурсы любого общества в каждый момент времени ограничены.
*человеческие потребности всегда
превосходят возможности, которые
существуют в момент их
удовлетворения
*ПОТРЕБНОСТЬ > возможность
*ХОЧУ > могу


Слайд 3

Описание слайда:

Те ресурсы, которые необходимы для осуществления процесса производства, называются факторами производства:
Те ресурсы, которые необходимы для осуществления процесса производства, называются факторами производства:
труд,
капитал,
природные ресурсы (земля),
предпринимательская способность, информация.
Эти ресурсы, несмотря на их различие и разнообразие, имеют одну общую особенность – они ограничены.


Слайд 4


Слайд 5


Слайд 6

Описание слайда:

Проблема ограниченности ресурсов и благ в современном мире является одной из самых актуальных: запасы многих природных ресурсов уже находятся в дефиците, а то, что некоторые сохранились в достаточно больших количествах, не означает их нескончаемость.


Слайд 7

Описание слайда:

Удовлетворение потребностей общества напрямую зависит от создания благ, а блага в свою очередь требую всё большее количество ресурсов для их производства. Следовательно, при постоянном увеличении населения земли, блага и ресурсы будут уменьшаться, их не будет хватать для удовлетворения всех потребностей
Удовлетворение потребностей общества напрямую зависит от создания благ, а блага в свою очередь требую всё большее количество ресурсов для их производства. Следовательно, при постоянном увеличении населения земли, блага и ресурсы будут уменьшаться, их не будет хватать для удовлетворения всех потребностей


Слайд 8

Описание слайда:

Ограничено
Ограничено
использование в производстве:

станков и инструментов,
компьютерной и вычислительной техники,
программных технологий,
транспортных средств.


Слайд 9

Описание слайда:

Фактор ограниченности имеет место и в отношении человеческих ресурсов (дефицит определенных видов трудовых ресурсов).


Слайд 10

Описание слайда:

Перед людьми всегда стояла и будет стоять проблема эффективности использования имеющихся у них ресурсов (как распорядиться ими наилучшим образом?)

Перед людьми всегда стояла и будет стоять проблема эффективности использования имеющихся у них ресурсов (как распорядиться ими наилучшим образом?)


Слайд 11

Описание слайда:

Вывод I.
необходимо уменьшить использование ресурсов, потому что в будущем проблема их ограниченности может оказаться неразрешимой и привести к фатальным последствиям.


Слайд 12

Описание слайда:

Круг потребностей каждого человека и общества в целом постоянно расширяется, а сами потребности становятся более многообразными. Однако подавляющее большинство людей, а возможно, и все люди без исключения, не в состоянии полностью удовлетворить свои потребности.

Возникает проблема выбора.


Слайд 13

Описание слайда:

II. Выбор
Ограниченность ресурсов и производственных возможностей общества вынуждают делать выбор и в области ресурсов, и в сфере производства благ и услуг.
Приходится решать, какие блага и услуги необходимо производить, а от каких в определенных условиях следует отказаться.


Слайд 14

Описание слайда:

Выбор приходится делать и отдельному человеку (например, при наличии определенной суммы денег пойти в театр или приобрести книгу), и фирме (при выпуске дополнительной продукции купить новые станки или нанять дополнительное количество работников), и государству (увеличить армию или построить больницу).


Слайд 15

Описание слайда:

Вопрос «как производить?» призван определить, при какой комбинации производственных ресурсов и с использованием какой технологии должны быть произведены выбранные из возможных вариантов товары и услуги.


Слайд 16

Описание слайда:

Вопрос «для кого производить?» сводится к тому, кто будет получать выбранные товары и услуги, оплачивать их, извлекая при этом пользу.
Вопрос «для кого производить?» сводится к тому, кто будет получать выбранные товары и услуги, оплачивать их, извлекая при этом пользу.

Должны ли все члены общества получать одинаковую долю благ или должны быть богатые и бедные?


Слайд 17

Описание слайда:

Вывод II
Проблема выбора бесконечна. Само слово «выбор» означает, что имеется множество решений, из которых следует выбрать оптимальное, то есть вариант, который обеспечивает получение максимума продукта при минимуме затрат.
Именно производство позволяет реализовать право выбора каждого потребителя и производителя в условиях ограниченности ресурсов.


Слайд 18

Описание слайда:

СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ
Ограниченность:
является результатом дисбаланса между относительно неограниченными потребностями и ограниченными ресурсами;
заставляет людей делать выбор относительно использования ресурсов для удовлетворения потребностей;
приводит к необходимости выбора как на индивидуальном, так и на общественно-политическом уровне.


Слайд 19

Описание слайда:

Благодаря тому, что люди способны распоряжаться своими ресурсами наилучшим образом, экономика может и должна быть эффективной.

Благодаря тому, что люди способны распоряжаться своими ресурсами наилучшим образом, экономика может и должна быть эффективной.

Эффективное использование ограниченных ресурсов – такое использование, которое приносит максимальную отдачу, наибольшее число благ и услуг.


Слайд 20

Описание слайда:

III. Альтернативная стоимость
Альтернативная стоимость – цена, которую нужно заплатить за сделанный выбор.

Все экономические решения связаны с альтернативной стоимостью; взвешивание затрат и выгод, связанных с альтернативными вариантами выбора, и составляет эффективное экономическое принятие решений.


Слайд 21

Описание слайда:

Принимая решение о выборе, мы должны чем-то пожертвовать ради выбранного. Плату за принятое решение, выгоду, связанную с потерей того лучшего, что оказалось невыбранным, экономисты называют альтернативной стоимостью.
Концепция альтернативной стоимости применяется к обществу, фирме, индивиду.


Слайд 22

Описание слайда:

Все решения, сталкиваясь с ограниченностью (времени, ресурсов, денег и пр.) неизбежно предполагают конкурентный выбор – «или-или». В каждом выборе есть выигрыш и затраты. Полные затраты нашего конкретного решения – то, что мы отдаём, чего мы лишаемся, принимая именно данное, а не альтернативное решение.
Все решения, сталкиваясь с ограниченностью (времени, ресурсов, денег и пр.) неизбежно предполагают конкурентный выбор – «или-или». В каждом выборе есть выигрыш и затраты. Полные затраты нашего конкретного решения – то, что мы отдаём, чего мы лишаемся, принимая именно данное, а не альтернативное решение.


Слайд 23

Описание слайда:

«Кто поедет от столба сего прямо, тот будет голоден и холоден, кто поедет в правую сторону, тот будет здрав и жив, а конь его будет мёртв, а кто поедет в левую сторону, тот сам будет убит, а конь его жив и здрав останется…»
«Кто поедет от столба сего прямо, тот будет голоден и холоден, кто поедет в правую сторону, тот будет здрав и жив, а конь его будет мёртв, а кто поедет в левую сторону, тот сам будет убит, а конь его жив и здрав останется…»

(из русской народной сказки)


Слайд 24

Описание слайда:

Принцип рационального экономического поведения

Тот, кто принимает решение, выберет любую альтернативу, в которой предельный выигрыш будет превышать предельные затраты, и отвергнет любую альтернативу, в которой предельные затраты превышают предельный выигрыш.


Слайд 25

Описание слайда:

Решить задачу:
Квалифицированный врач-косметолог, который за один час своей работы зарабатывает 400 рублей, решает постелить паркет в своей квартире. Он обладает достаточной сноровкой, чтобы сделать это самостоятельно и даже быстрее, чем профессиональный пакетчик. Ему требуется на выполнение работы 50 часов, а паркетчику – 70часов. При каких расценках выгодно врачу-косметологу нанять паркетчика?
200 руб./час;
300 руб./час;
400 руб./час;
500 руб./час.


Слайд 26

Описание слайда:

При какой цене услуг паркетчика его наём становится невыгодным для врача-косметолога?
Какая цена выгоднее для найма паркетчика?

аргументировать решение задачи
путём сравнительной оценки всех
возможных вариантов.


Слайд 27

Описание слайда:

Кривая производственных возможностей

Используется для иллюстрации проблемы выбора и ограниченности.


Слайд 28

Описание слайда:

Предположим, что в некоторой экономической системе:
выпускается всего две группы товаров (зерно и ракеты);
количество всех ресурсов ограничено некоторым строго определенным объемом и является величиной постоянной;
уровень технологии задан и не меняется;
экономика является закрытой, т.е. отсутствуют внешнеэкономические связи;


Слайд 29

Описание слайда:

В системе координат откладывается по вертикали количество зерна, а по горизонтали количество ракет.


Слайд 30


Слайд 31

Описание слайда:

Если общество все ресурсы использует только для производства зерна, то экономика находится в точке А, т.е. максимально возможный объем производства зерна равен отрезку ОА, а максимально возможный объем производства ракет равен нулю. Соответствующим образом, если общество использует все ресурсы только для производства ракет, то экономика находится в точке Д (это означает максимально возможное производство ракет в объеме ОД и зерна в нулевом объеме).
Если общество все ресурсы использует только для производства зерна, то экономика находится в точке А, т.е. максимально возможный объем производства зерна равен отрезку ОА, а максимально возможный объем производства ракет равен нулю. Соответствующим образом, если общество использует все ресурсы только для производства ракет, то экономика находится в точке Д (это означает максимально возможное производство ракет в объеме ОД и зерна в нулевом объеме).
Полученная кривая АБВГД определяет границу производственных возможностей общества имеет вид как на рисунке.


Слайд 32

Описание слайда:

Каждая точка на данной кривой показывает максимально возможный объем производства обоих товаров при полном использовании всех имеющихся ресурсов.
Каждая точка на данной кривой показывает максимально возможный объем производства обоих товаров при полном использовании всех имеющихся ресурсов.

Во всех промежуточных точках (Б, В, Г) общество производит оба товара, но при этом общество вынуждено делать выбор какой из товаров производить в большей степени, потому что дополнительное производство одного из товаров возможно только за счет сокращения производства другого товара.

В силу ограниченности ресурсов выпуск продукции в точке Ж (т.е. вне области производственных возможностей) невозможен. А выпуск в точке Е характеризует недоиспользования имеющихся ресурсов или низкую эффективностью их использования.


Слайд 33

Описание слайда:

Альтернативные издержки
Количество одного товара, которым необходимо пожертвовать для увеличения производства другого товара, называется альтернативными издержками, или издержками упущенных возможностей.
Например, если для производства дополнительной единицы товара Х требуется отказаться от двух единиц товара Y, то эти две единицы товара Y и составляют альтернативные издержки товара Х.


Слайд 34

Описание слайда:

Характер изменения альтернативных издержек.
Кривая производственных возможностей имеет выпуклую форму. Это связано с тем что изменяя структуру производства (перемещаясь из точки В в точку Г) мы последовательно вовлекаем в производство все большее количество малоэффективных ресурсов. То есть для производства чуть большего количества ракет нам приходится отказываться от большого количества потенциально произведенного зерна. Это связано с тем, что выпуск каждой дополнительной ракеты «оплачивается» постоянно возрастающими альтернативными издержками (или другими словами, потерями от непроизводства зерна).


Слайд 35

Описание слайда:

Возрастание альтернативных издержек носит универсальный характер и иногда называется законом возрастания альтернативных издержек. Это возрастание предопределяет выпуклый характер кривой производственных возможностей. Если бы все ресурсы можно было с одинаковой эффективностью использовать для производства обоих товаров, то кривая производственных возможностей имела бы вид прямой линии.


Слайд 36

Описание слайда:

Оценка альтернативной стоимости на примере транспортной задачи.
Оценка альтернативной стоимости на примере транспортной задачи.
Условие. Пусть из города А в город В можно добраться двумя способами: самолетом и поездом. Стоимость билета на самолет равна 100 у.е., стоимость билета на поезд — 30 у.е.. Нахождение в пути: на самолете -2 часа, на поезде — 15 часов.
Какой вид транспорта более предпочтителен для человека, чей средний доход равен 5 у.е. в час?


Слайд 37

Описание слайда:

Решение: Оценим альтернативные стоимости поездок на самолете и на поезде и сравним их.
Решение: Оценим альтернативные стоимости поездок на самолете и на поезде и сравним их.
Самолет: 100(билет) + 5*2(потерянный доход) = 100 у.е.
Поезд: 30(билет) + 5*15(потерянный доход) = 125 у.е.
Ответ: при прочих равных условиях более предпочтительным является самолет.


Слайд 38

Описание слайда:

Экономическая эффективность по Парето

Производство продукции, соответстующее любой из точек на кривой производственных возможностей, является эффективно функционирующим.
Понятие «Эффективность» было впервые разработано и применено к экономическим процессам итальянским экономистом и социологом Вильфредо Парето. Критерий, предложенный Парето, позволял сравнивать результаты различных экономических ситуаций.


Слайд 39

Описание слайда:

Экономическая эффективность по Парето, это такое состояние рынка, при котором никто не может улучшить свое положение,одновременно не ухудшая положения хотя бы одного из участников. По другому подобную ситуацию называют Парето-оптимальным состоянием.


Слайд 40

Описание слайда:

Парето-оптимальное состояние (оптимум Парето).
Когда все субъекты рынка, стремясь каждый к своей выгоде, достигают взаимного равновесия интересов и выгод, суммарное удовлетворение всех членов общества достигает своего максимума.


Категория: Экономика. Экономические науки.

Тема. Ограниченность ресурсов. Выбор.
Альтернативная стоимость.

Экономическая модель

Одна из первых проблем,  названных
экономическими,  заключается в том,  что
человеческие потребности всегда превосходят
возможности,  которые существуют в данный
момент их удовлетворения. Экономическая теория
гласит,  что потребности отдельного человека и
общества в целом безграничны,  в то время как
ресурсы любого общества в каждый момент времени ограничены.

Цель экономической деятельности людей –
удовлетворение своих потребностей путём
использования ограниченных ресурсов, 
производства,  распределения и потребления
различных товаров и услуг. Те ресурсы,  которые
необходимы для осуществления процесса
производства,  называются факторами
производства,  их четыре: труд, 
капитал,  природные ресурсы (земля), 
предпринимательская способность, информация.

Эти ресурсы,  несмотря на их различие и
разнообразие,  имеют одну общую особенность – они
ограничены
. За всю историю человечества
ни одно общество не смогло обеспечить
достаточного количества ресурсов для
удовлетворения всех потребностей его членов в
товарах и услугах. Перед людьми всегда будет
стоять проблема эффективности использования
имеющихся у них ресурсов,  которое принесло бы
максимальную отдачу,  наибольший эффект.

Экономическая теория исходит из предпосылки о рациональности
поведения людей в экономике. Это
означает,  что люди ставят перед собой
определённые цели и используют имеющиеся в их
распоряжении время и средства для их достижения.
Однако эти средства и время также представляют
собой ограниченный ресурс. Люди должны
расположить свои цели по степени важности и
совершить выбор, распорядиться
своими ресурсами наилучшим образом.

Таким образом,  экономические действия людей
– это результат осознанного выбора, 
предполагающего расходование времени и
ограниченных ресурсов для достижения какой-либо
цели. Такой выбор означает,  что данные время и
ресурсы уже не будут использованы для достижения
других целей: человек,  который хочет
гулять,  готовиться к контрольной работе, 
посетить секцию волейбола  одновременно, 
должен выбрать что-то одно и примириться с
тем,  что часть его потребностей останется
неудовлетворённой.

Рациональный выбор предполагает оценку
принятого решения,  т.е. сравнение затрат и
выгод,  связанных с имеющимися вариантами
решений. С этой оценкой тесно связано понятие
альтернативной стоимости. Альтернативная
стоимость
– это оценка упущенной
выгоды,  плата за принятое решение.

Что лежит в основе модели

Ограниченность производственных ресурсов, 
имеющихся у людей для удовлетворения их
неограниченных потребностей,  делает
необходимым выбор между различными способами
имеющихся ресурсов. Это выбор основывается на
сравнении затрат и результатов, 
соответствующих каждому из возможных вариантов.
Для оценки лучшего варианта вводится понятие
альтернативной стоимости (наилучшим является
вариант с наименьшей альтернативной стоимостью).

Чему должны научиться дети

  • Объяснять взаимосвязь между потребностями и
    производственными ресурсами. Понимать
    фундаментальный характер концепции
    ограниченности ресурсов.
  • Понимать идею,  лежащую в основе концепции
    альтернативной стоимости,  применять её при
    анализе конкретных примеров.
  • Понимать сущность проблемы выбора.
  • Использовать принцип рационального поведения
    при принятии решения
  • Уметь аргументировать принятое решение.

Базовые понятия

  • Производственные ресурсы
    • Человеческие ресурсы (труд)
    • Природные ресурсы (земля)
    • Капитальные ресурсы (капитал)
    • Предпринимательская способность (принятие
      решений и риск)
    • Информация
  • Факторы производства
  • Ограниченность ресурсов
  • Проблема выбора
  • Альтернативная стоимость
  • Маржинальный анализ
  • Рациональное поведение
  • Принятие решений

Описание урока

Учащиеся осваивают понятия «ограниченность
ресурсов»,  «проблема выбора», 
«рациональность поведения» в ходе предложенной
игры «Ограниченный ресурс»,  которая помогает
осуществить выбор,  принять решение по
рациональному использованию времени и средств; в
ходе обсуждения проблем урока
рассматриваются    вопросы социальных
целей и приоритетов личности,  их связи с
понятием альтернативной стоимости, 
используется маржинальный анализ.

Цели урока:

  • Образовательные:
    • формирование понятия сущности ограниченности
      ресурсов;
    • обучение рациональному выбору в принятии
      экономических решений, использованию принципа
      рационального поведения.
  • Воспитательные:
    • воспитывать бережное отношение к материальным
      благам;
    • воспитывать навыки принятия коллективных
      решений.
  • Развивающие:
    • формировать навыки ведения полемики при
      обсуждении выдвинутых проблем;
    • содействие развитию у гимназистов умений
      осуществлять самоконтроль, самооценку принятых
      решений.

Материально-техническое, информационное
 и учебно-методическое обеспечение

  1. Основы экономической теории: учебник для 10–11
    кл. общеобразоват. учрежд. с углубленным
    изучением экономики под редакцией д.э.н.,
    профессора С.И.Иванова. М.: Вита-пресс, 2004.
  2. М.А. Сторчевой «Основы экономики»,
    Экономическая школа, 2003.
  3. Уроки экономики в школе: Активные формы
    преподавания: Учеб. пособие. М.: Аспект Пресс, 
    1995.
  4. Цветная бумага,  ножницы, шаблоны.
  5. Экран.
  6. ПК; медиапроектор.
  7. http://www.vkkb/ru

ХОД УРОКА

1. Организационный момент

2. Актуализация субъектного опыта учащихся

Обратить внимание на девиз урока:
«Кто поедет от столба  сего прямо,  тот
будет голоден и холоден, поедет в правую
сторону,  тот будет здрав и жив,  а конь его
будет мёртв,  а кто поедет в левую сторону, 
тот сам будет убит,  а конь его жив и здрав
останется»

Русская народная сказка
Сделать вывод с учащимися о предположительной
теме урока. Записать в тетрадь план урока.

3. Восприятие, осмысление и первичное
закрепление нового материала
(Приложение).

Используя для  примера сказку «Колобок»
ввести понятие производственных ресурсов:
человеческие ресурсы (труд),  природные
ресурсы (земля),  капитальные ресурсы (капитал),
предпринимательская способность (принятие
решений и риск).

Вспомним ещё одну русскую сказку «Колобок».
Чтобы испечь героя сказки,  во-первых, 
пришлось найти того,  кто бы это сделал,  кто
бы приложил свой труд,  использовал свою
рабочую силу (бабка). Во-вторых,  для
осуществления производства надо было иметь
муку,  печь,  дом (капитал). В-третьих, 
понадобился участок земли для дома,  в котором
всё происходило. В-четвёртых,  ничего бы не
было,  если бы дедке не пришла в голову идея
испечь колобок (предпринимательские
возможности). Дедка позаботился о работнике
(нанял бабку),  подумал о сырье (предложил
поскрести по сусекам),  о средствах
производства (заранее вложил их в строительство
дома с печкой),  подумал о сбыте (съесть
колобок) и взял на себя весь риск от операции.

Записать в тетрадь новые термины и определение:
Факторы производства – производственные
ресурсы,  с помощью которых создаются блага
(товары и услуги).

Ответить на вопрос: Почему бабка
произвела только один колобок,  а не два десять
или тысячу?
При ответах обсуждение вести в русле: на два
колобка не хватило бы муки,  после десятого у
бабки способность к труду оказалась на нуле
(усталость и возраст дают о себе знать),  после
тысячного дедка столкнулся бы с проблемами сбыта
(предпринимательская способность тоже
ограничена).

Выводы: Мечты и чаяния людей всегда
лучше всего отражались в народных сказках, 
былях. Среди них абсолютно доминируют те
сказки,  где персонажи в силу чудесных
обстоятельств получали свободный доступ к
человеческим благам. Этот факт подтверждает
то,  что основной характеристикой окружающего
нас мира является ограниченность ресурсов. Бабка
произвела только один колобок из-за того,  что
экономисты называют ограниченностью
или редкостью,  ресурсов. Одни
ресурсы – более редкие (мука),  другие – менее
(предпринимательская способность дедки),  но
общее свойство у них одно – их количество
ограничено. Поэтому основной проблемой
экономики является распределение редких
ресурсов.

4. Провести игру «Ограниченный ресурс»,
класс разбить на 7 команд (по 3–4 чел.) 

Материал для игры для каждой команды: 2 цветных
листа бумаги (формат А4), набор шаблонов из
картона   (круг с диаметром 2 см, квадрат со
стороной 2,5 см,  треугольник со сторонами 2,5
см),  ножницы.

Описание игры (I этап)

  • Командам выдайте по листу бумаги и набору
    шаблонов.
  • Сообщите, что каждая команда будет
    производить  заготовки для некоторого товара.
  • Для этого, команды должны «раскроить» лист
    бумаги, обводя шаблоны ручкой (количество ручек
    неограниченно). 
  • У каждой команды будет считаться число полных
    наборов заготовок (набор: круг, квадрат,
    треугольник). 
  • Время «производства» ограниченно и равно трем
    минутам.
  • Работа прекращается по сигналу «Стоп». 
  • После окончания «производства»  команды или
    учитель считают количества наборов.
  • Информация выписывается на доске.

Описание игры (II этап)

  • Обратите внимание учащихся на то, что у
    некоторых команд остались «лишние» заготовки
     или осталось место, где можно выкроить ещё 1 –
    2 заготовки. 
    Выпишите данные о «лишних» заготовках на
    доску.  Что можно сделать в такой
     ситуации? 
    Выслушайте мнения учеников, обсудите идею 
    обмена.
  • Раздайте командам по листу бумаги. Объявите, что
    до процесса производства даётся время  для
    переговоров и принятия решения о том, что 
    производить. 
  • После переговоров объявите этап производства
    (3 минуты). 
  • После  «производства» раздайте командам 
    ножницы.  Команды вырезают заготовки и
    производят  обмен.
  • Подведите итоги. Выпишите на доске рядом с
    результатами первого этапа число наборов у
    каждой команды. 
  • Сравните результаты первого и второго этапа у
    каждой команды. 
  • Посчитайте и сравните общее число наборов на 
    первом и втором этапе.  Объявите победителем
    команду, которая произвела наибольшее число
    наборов за два этапа.

Вопросы для обсуждения игры «Ограниченный
ресурс»

  • В игре было необходимо произвести как можно
    больше наборов. Могли ли вы сделать сколь угодно
    много наборов? 
  • Если «да», то в каком случае? Если «нет», то
    почему? 
  • Обсудите вопрос ограниченности ресурсов.
  • Какие ресурсы использовали команды в
    производстве, были ли они ограничены?
  • На втором этапе некоторые команды
     производили  заготовки только одного,
    двух  видов. Почему?
  • Вспомните уроки обществознания,  как назвать
    их действия с точки зрения экономической науки? (Специализация
    и разделение труда).
     У команд остались
    обрезки листов бумаги. Как можно назвать эти
    обрезки? (Отходы производства).
  • У какой команды их меньше?  Поговорите об
    эффективном использовании ресурсов.  Что
    можно делать с отходами?

Выводы: Ограниченность заставляет
людей делать выбор относительно использования
ресурсов для удовлетворения потребностей.
Ограниченность ресурсов приводит к
необходимости выбора как на индивидуальном, так
и на общественно-политическом уровне.
Благодаря тому,  что люди способны
распоряжаться своими ресурсами наилучшим
образом,  экономика может и должна быть
эффективной.
Записать в тетрадь: Эффективное использование
ограниченных ресурсов – такое использование, 
которое приносит максимальную отдачу,
наибольшее число благ и услуг. 

5. Первичное закрепление, самоконтроль

– Рассмотрим ситуацию. (Приглашаются двое
заранее подготовленных ребят для диалога)

– Здорово, Макс. Ты пойдешь на новый фильм «Код
да Винчи»? Мне не терпится посмотреть.
– Хотел бы, но не могу. Завтра у нас контрольная
работа по физике. Мне нужно еще позубрить
формулы. Иначе я получу пару.
– Да брось. Завтра спишешь у кого-нибудь. Без
проблем – и тройка обеспечена.
– Хорошо, но сегодня вечером у меня секция
баскетбола. Если не заниматься, то уж лучше
сходить на баскетбол.
– А мы пойдем на пятичасовой сеанс и ты успеешь
вернуться к 7 часам  вечера.
– Хорошо. Только дай я посчитаю, сколько у меня
осталось денег до конца недели: пятнадцать, 
двадцать,  семьдесят,  двести десять рублей
до пятницы. Это и для талонов  на питание!
– Ешь булочки с чаем! А я-то думал, ты на самом
деле хочешь посмотреть этот фильм.
– Я действительно хочу. Ладно, мой желудок
потерпит до четверга. Выходим без четверти шесть?

Обсуждение  вариантов решения проблемы
Макса.

Настоящие (реальные) затраты,
связанные с любым действием (походом в кино,
покупкой джинсов, , поездкой в другой город к
другу и пр., – это ценность тех альтернативных
возможностей, от которых приходится
отказываться, чтобы совершить это действие.
Затраты на поход в кино Макс вначале оценил для
себя как (упущенную!) возможность написать
контрольную работу по алгебре хотя бы на тройку.
Когда приятель показал ему, как уменьшить эти
затраты, Макс обратился к следующей по ценности
возможности, от которой, пойди он в кино, ему
пришлось бы отказаться от посещения секции
баскетбола. Его приятель нашел способ избавиться
от этих затрат, и тогда Макс обратился к денежным
затратам. Но деньги не являлись настоящими
затратами. Настоящие затраты – не рубли, это
альтернативные возможности, от которых мы
отказываемся, расходуя деньги так, а не иначе.
Сотня  рублей, которые Макс израсходует в кино,
представляет несколько его любимых блюд,
которыми он готов пожертвовать ради фильма.
Затраты на любое действие – это
ценность тех альтернативных возможностей, от
которых приходится отказываться ради этого
действия

Записать в тетрадь: Альтернативная
стоимость
– цена,  которую нужно
заплатить за сделанный выбор.

Выводы: Принимая решение о выборе, 
мы должны чем-то пожертвовать ради выбранного.
Плата за принятое решение,  выгода, 
связанная с потерей того лучшего,  что
оказалось невыбранным,  экономисты называют
альтернативной стоимостью. Концепция
альтернативной стоимости применяется к
обществу,  фирме,  индивиду. Все решения, 
сталкиваясь с ограниченностью (времени, 
ресурсов,  денег и пр.) неизбежно предполагают
конкурентный выбор – «или-или». В каждом выборе
есть выигрыш и затраты. Полные затраты нашего
конкретного решения – то,  что мы отдаём, 
чего мы лишаемся,  принимая именно данное,  а
не альтернативное решение.
Поразмыслим об альтернативной стоимости и
эффективности принятого Максом решения.

Предположительные выводы учащихся:

1) Полученную тройку придётся исправлять,  а
это сделать сложнее.
2) Неприятный разговор с родителями,  вероятно
как следствие – ограничение в свободном времени
и в карманных расходах;
3) Неправильное питание ведёт к дисфункции
организма.

Продумайте своё решение в указанной ситуации.

6. Продолжение восприятия, осмысления и
первичного закрепления нового материала

Рассмотрим  ещё один пример. В течение 3 дней
в одном из региональных центров России состоится
ярмарка по заключению контрактов на
производимую продукцию средним бизнесом. Из
одного города на ярмарку выезжают 2 бизнесмена.
Но один из них летит самолётом,  а другой едет
поездом. Кому поездка обойдётся дороже?
Заслушать предположительные ответы, 
вывести  вариант наилучшего выбора
бизнесменов с точки зрения принципа
рационального экономического поведения
.
Записать в тетрадь: Маржинальный анализ
метод нахождения наилучшего уровня вашего
выбора,  вашей деятельности: сколько часов
посвятить такой-то работе,  сколько купить
музыкальных дисков и пр.
Тот,  кто принимает решение,  выберет любую
альтернативу,  в которой предельный выигрыш
будет превышать предельные затраты,  и
отвергнет любую альтернативу,  в которой
предельные затраты превышают предельный выигрыш
принцип рационального экономического
поведения.

7. Применение полученных знаний

Попробуем на практике применить этот принцип?
На этапе игры «Ограниченный выбор» класс был
разбит на несколько групп. Каждой группе вновь
даётся задание – задача на принятие взвешенного
и обоснованного решения. Например,
Решить задачу: Квалифицированный
врач-косметолог,  который за один час своей
работы зарабатывает 400 рублей,  решает
постелить паркет в своей квартире. Он обладает
достаточной сноровкой,  чтобы сделать это
самостоятельно и даже быстрее,  чем
профессиональный пакетчик. Ему требуется на
выполнение работы 50 часов,  а паркетчику – 70
часов.  Выгодно ли врачу-косметологу нанимать
паркетчика,  если расценки паркетчика
составляют:

  • 200 руб. за один час работы;
  • 300 руб.;
  • 400 руб.;
  • 500 руб.

При какой цене услуг паркетчика его наём
становится невыгодным для врача-косметолога?
(при цене  более 400 руб. в час) Какая цена
выгоднее для найма паркетчика? (200 руб. в час).
Ученик каждой из групп аргументирует принятое
решение путём сравнительной оценки всех
возможных вариантов.
Но… Вспомним девиз нашего урока «Кто поедет от
столба  сего прямо…»

  • А сделанная работа за предложенную цену
    удовлетворит его запросы?
  • Может быть лучше сделать самому? Не хочется
    заниматься непривычной работой? Да и руки
    косметологу нужны ухоженные! И клиенты расписаны
    на месяц вперёд? Подведёт – не потеряет ли  их
    в будущем?
  • Лучше нанять мастера и не поскупиться? (Скупой
    платит дважды!)

Думайте сами,  решайте сами…

Итог урока. Рефлексия

Ответить на вопросы:

  • Что лежит в основе ограниченности благ?
  • Что входит в факторы производства?
  • Какой из факторов,  на ваш взгляд,  вы
    считаете основным?
  • Продолжите предложения «Альтернативная
    стоимость – это …»
  • «Маржинальный анализ – это …»
  • Легко ли было принимать  решения? (Было
    много ответов «Пожалуй,  что теперь – нет».)
  • Наш урок позволит вам принимать эффективные
    решения? (Из ответов: «Буду принимать
    обдуманные решения»,  «буду руководствоваться
    принципом рационального поведения).

Домашнее задание:

1. По учебнику  Иванова С.И. пункты 1.2,  1.3.,
стр. 11.
2. Применить концепцию альтернативной стоимости
при анализе конкретного примера,  ситуации, 
сложившейся с вами до следующего урока.

26.03.2008

Предложите, как улучшить StudyLib

(Для жалоб на нарушения авторских прав, используйте

другую форму
)

Ваш е-мэйл

Заполните, если хотите получить ответ

Оцените наш проект

1

2

3

4

5

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Краснодарское отделение n8619 пао сбербанк краснодарское отделение n8619 пао сбербанк реквизиты
  • Критерии оценки надежности партнеров компаниями при предоставлении коммерческого кредита обычно
  • Кто лишний в компании которая стучит трещит гудит стрекочет сорока воробей дятел кузнечик шмель
  • Культура поведения советского человека после выпитой бутылки в компании классовых врагов читать
  • Купить бизнес в москве от собственника недорого готовый с подтвержденной прибылью салон красоты