Культурно досуговая работа в военное время


Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке «Файлы работы» в формате PDF

Великая Отечественная война, продлившаяся с 1941 года по 1945 год и унесшая около 27 миллионов жизней, была тяжелым временем и для культурно-досуговых учреждений.

Перестройка страны и жизни под лозунгом: «Все для фронта? Все для победы!», коснулась так же и учреждения культуры. Деятельность каждого из них была настроена на организацию людей, для защиты Родины.

С началом войны резко сократились вложения средств на содержание библиотек, клубов и Домов культуры, уменьшилось их количество. Уже ко второй половине 1941 г. количество библиотек и клубных учреждений уменьшилось вполовину по сравнению с довоенным периодом. На фронт и в партизанские отряды ушло большое количество профессиональных работников учреждений культуры. Многие учреждения культуры превратились в военные госпитали и воинские части.

Основной целью домов культуры, клубов, библиотек, музеев стало разоблачение сущности фашизма, целей и характера войны, ознакомление с внутренним и международным положением Советского Союза. В учреждениях культуры велась пропаганда героических подвигов советских людей в тылу и на фронте, ведущей темой стал: «Советский патриотизм».

Несмотря на военное время, сильно расширилось влияние клубов, музеев и библиотек. Работа этих учреждений была перенесена в красные уголки, в цеха, бомбоубежища, агитпункты вокзалов, на платформы железнодорожных станций, госпитали и воинские части.

В ходе войны изменился и порядок работы культурно-досуговых учреждений, начали проводить небольшие концерты между сменами, индивидуальная и групповая работа с населением: беседы, читки газет, а так же встречи в госпиталях с солдатами. Были созданы мобильные учреждения культуры – такие как агитэскадрильи, походные клубы, агиткатера, передвижные библиотеки, агитмашины, агитпоезда , агитпункты.

Основной деятельности библиотек, клубов и других учреждений культуры в тылу, в военные годы стали: оборонно-массовая работа, агитационно-пропагандистская, когда мужчин на заводах заменили подростки и женщины; развитие художественной самодеятельности для поднятия народа на борьбу с фашизмом и своевременный отдых людей при тяжелом труде.

Культурно-досуговые использовали много наглядных материалов, отражающие ход военных действий, фотовитрины, плакаты, «листовки-молнии», «боевые листки». Работники культуры сами писали письма фронтовика за малограмотных, искали информацию о судьбе фронтовиков и пропавших без вести.

Проводилась большая музейная работа с населением, Государственный исторический музей (Москва) провел в 1941 г. 38 передвижных выставок клубах и красных уголках, во многих музеях страны. Музейные сотрудники Свердловска в 1941-1942 г.г. провели 180 лекций, на которых присутствовало порядка 200 тыс. человек.

Очень ценным делом сотрудников культуры стало спасение ценностей культуры, художественных, литературных и историчекских памятников. Работники библиотек, музеев и картинных галерей организовывали эвакуацию ценностей культуры, часто рискуя своей жизнью.

Также следует отметить работу культработников в госпиталях. Они устраивали концерты для раненых, читали им разные газеты и книги, проводили беседы и обзоры литературы.

Сельские учреждения культуры собирали теплые вещи для фронтовиков, так же устраивали вечера, на которых женщины вязали теплые носки и варежки для воинов.

Война нанесла огромный ущерб учреждениям культуры. На оккупированной территории немецкие войска уничтожили и разграбили 427 музеев, 44 тыс. театров, клубов и других культурно-досуговых учреждений. Пострадало множество библиотек. Например, в массовых библиотеках было украдено и уничтожено около 100 млн. книг

Годы Великой Отечественной войны доказали силу культурно-досуговых учреждений. Учреждения культуры выдержали военное время, они были как дополнительное оружие в борьбе за победу. Война требовала от работников культуры большой оперативности, навыков, методов работы с людьми и использования новых форм. Доходчивость, простота, эмоциональность и наглядность — вот к чему стремились работники учреждений тот опыт, накопленный культурно-досуговыми учреждениями в годы Великой Отечественной войны, имеет непреходящее значение.

Литература:

  1. Гурин Н.А. История социально-культурной деятельности как самостоятельное научное направление // Молодой ученый. – 2011. – №11. Т.2. – С. 42-45. – URL https://moluch.ru/archive/34/3836/ (дата обращения: 27.12.2017).

  2. Литовкин, Е.В. Критерии периодизации и основные этапы истории социально-культурной деятельности в России // Социально-культурная деятельность в образовательном пространстве: межвуз. сб. науч. тр. Кемеровск. гос ун-т культуры и ис­кусств. – Кемерово: КемГУКИ, 2007.


1


Культурно — досуговая деятельность в годы Великой Отечественной войны годы Преподаватель: Мурсалимова Н.Н.


2


Работа культурно – досуговых учреждений осуществлялась в соответствии с требованиями военного времени, которые были конкретизированы в приказе Наркомпроса РСФСР «О работе политико- просветительных учреждений в военное время». Работа культурно – досуговых учреждений осуществлялась в соответствии с требованиями военного времени, которые были конкретизированы в приказе Наркомпроса РСФСР «О работе политико- просветительных учреждений в военное время». Основное содержание работы домов культуры, клубов, библиотек, музеев, изб – читален: Основное содержание работы домов культуры, клубов, библиотек, музеев, изб – читален: разъяснение характера и целей войны; разъяснение характера и целей войны; разоблачение сущности фашизма; разоблачение сущности фашизма; освещение различными формами и методами хода войны; освещение различными формами и методами хода войны; ознакомление с международным и внутренним положением Советского Союза. ознакомление с международным и внутренним положением Советского Союза.


3


Основные направления культурно — досуговой деятельности в годы войны: агитационно-пропагандистская деятельность; агитационно-пропагандистская деятельность; оборонно-массовая работа; оборонно-массовая работа; проведение широкой справочной работы; проведение широкой справочной работы; участие в подготовке для народного хозяйства рабочих массовых профессий; участие в подготовке для народного хозяйства рабочих массовых профессий; развитие художественной самодеятельности. развитие художественной самодеятельности.


4


Основное содержание работы домов культуры, клубов, библиотек, музеев, изб – читален: разъяснение характера и целей войны; разъяснение характера и целей войны; разоблачение сущности фашизма; разоблачение сущности фашизма; освещение различными формами и методами хода войны; освещение различными формами и методами хода войны; ознакомление с международным и внутренним положением Советского Союза; ознакомление с международным и внутренним положением Советского Союза; пропаганда героических подвигов советских людей в тылу и на фронте. пропаганда героических подвигов советских людей в тылу и на фронте.


5


Ведущая тема деятельности учреждений культуры в годы войны: Ведущая тема деятельности учреждений культуры в годы войны: советский патриотизм. советский патриотизм.


6


Сфера деятельности культурно — досуговых учреждений в годы войны: цеха; цеха; красные уголки; красные уголки; полевые станы; полевые станы; бомбоубежища; бомбоубежища; агитпункты вокзалов; агитпункты вокзалов; платформы железнодорожных станций; платформы железнодорожных станций; госпитали и др. госпитали и др.


7


Формы работы учреждений культуры в годы Великой Отечественной войны: беседы; беседы; читки газет; читки газет; встречи с фронтовиками; встречи с фронтовиками; небольшие концерты в перерывах; между сменами; небольшие концерты в перерывах; между сменами; чтение сводок Совинформбюро; чтение сводок Совинформбюро; создание фронтовых, концертных бригад. создание фронтовых, концертных бригад.


8


В суровое военное время особое место в деятельности культурно — досуговых учреждений занимала художественная самодеятельность. Военные условия требовали создания мобильных групп, фронтовых бригад, способных выступать в любых условиях фронта и тыла.


9


Концерт художественной самодеятельности агитбригады ярославского дворца пионеров 1942 г.


10


Работа учреждений культуры в госпиталях: концерты для раненных; концерты для раненных; чтение книг, газет; чтение книг, газет; проведение бесед; проведение бесед; письма родным и близким. письма родным и близким.


11


Художественная самодеятельность в годы войны: кружки художественной самодеятельности; кружки художественной самодеятельности; концертные выступления коллективов художественной самодеятельности; концертные выступления коллективов художественной самодеятельности; Всероссийские смотры сельской художественной самодеятельности в Всероссийские смотры сельской художественной самодеятельности в 1943 г. ( 500 тыс. чел.) 1943 г. ( 500 тыс. чел.) 1945 г. ( 900 тыс. чел.) 1945 г. ( 900 тыс. чел.)


12


Культурно — досуговая работа театров, концертных коллективов. постановка спектаклей патриотического содержания; постановка спектаклей патриотического содержания; организация фронтовых концертных бригад; организация фронтовых концертных бригад; проведение концертов. проведение концертов.


13


Выступления фронтовой бригады артистов. Западный фронт 1943 г.


14



15



16



17



18


Роль искусства в культурно — досуговой деятельности в годы войны. Литература (писатели- и поэты – фронтовики). Литература (писатели- и поэты – фронтовики). Фотография и кинематограф. Фотография и кинематограф. Музыка. Музыка.


19


Работа музеев, библиотек. спасение культурных ценностей; спасение культурных ценностей; организация выставок – передвижек; организация выставок – передвижек; проведение лекций. проведение лекций.


20


Эвакуация фондов ГПБ им. М.Е. Салтыкова- Щедрина


21



22


Культурно — досуговая деятельность на фронте. Армейские учреждения культуры. Армейские учреждения культуры. Передвижные учреждения культуры. Передвижные учреждения культуры. Фронтовые армейские ансамбли песни и пляски. Фронтовые армейские ансамбли песни и пляски.


23


Армейские учреждения культуры Центральный Дом Красной Армии. Театр Красной Армии. Армейский ансамбль песни и пляски им. Александрова. Фронтовые и армейские дома Красной Армии. Дивизионный клубы. Клубы землянки, полевые агитземлянки. Фронтовые армейские ансамбли песни и пляски. Передвижные учреждения культуры.


24


Красноармейский Ансамбль песни и пляски А.Александрова


25


Фронтовые передвижные учреждения культуры Агитпоезд. Агитпоезд. Агитмашина. Агитмашина. Агитэскадрилья. Агитэскадрилья. Агиткатер. Агиткатер.


26


Агитмашина


27


Агитмашина музей на колесах. Первый Белорусский фронт.


28


Состав агитмашины. Лектор. Лектор. Киноустановка. Киноустановка. Радиоприемник. Радиоприемник. Библиотечка. Библиотечка. Коллектив художественной самодеятельности. Коллектив художественной самодеятельности.


29


Формы культурно-досуговой работы на фронте Беседы. Беседы. Вечера художественной самодеятельности. Вечера художественной самодеятельности. Популяризация опыта освободительной войны. Популяризация опыта освободительной войны. Организация отдыха личного состава. Организация отдыха личного состава. Разъяснение воинских уставов, боевых традиций армии, авиации, флота. Разъяснение воинских уставов, боевых традиций армии, авиации, флота. Читки газет, художественной литературы. Читки газет, художественной литературы. Выступления концертных бригад, писателей, поэтов. Выступления концертных бригад, писателей, поэтов. Показ кинофильмов. Показ кинофильмов.


30



31



32


Культурно — досуговая работа в Куйбышевской (Самарской ) области. В первые годы Великой Отечественной войны штат работников культуры был сокращен на 30 %.В городском театре из 32 человек, 9 работников были мобилизованы на фронт, в доме пионеров из 15 работников 5 были переведены работать на заводы. В первые годы Великой Отечественной войны штат работников культуры был сокращен на 30 %.В городском театре из 32 человек, 9 работников были мобилизованы на фронт, в доме пионеров из 15 работников 5 были переведены работать на заводы.


33


Большую роль в культурном просвещении граждан играл Дворец культуры, который оформлялся в соответствии с текущим политическими задачами на тему: отечественной войны, социалистического соревнования, стахановского движения, сбора теплых вещей, подписки на денежно-вещевую лотерею и др. Большую роль в культурном просвещении граждан играл Дворец культуры, который оформлялся в соответствии с текущим политическими задачами на тему: отечественной войны, социалистического соревнования, стахановского движения, сбора теплых вещей, подписки на денежно-вещевую лотерею и др.


34


В летнее время около ДК и других клубов устанавливались карты, вывешивались сводки информбюро. В летнее время около ДК и других клубов устанавливались карты, вывешивались сводки информбюро. Размещались стенды для газет. За 1942 год выпущены 11 номеров фотохроники по оборонной тематике. Размещались стенды для газет. За 1942 год выпущены 11 номеров фотохроники по оборонной тематике. За этот же промежуток времени выпущены 10 тематических световых фото-кино газет: крылатая юность, народное ополчение, работа домохозяек в дни отечественной войны, на призыв вождя и т.д. За этот же промежуток времени выпущены 10 тематических световых фото-кино газет: крылатая юность, народное ополчение, работа домохозяек в дни отечественной войны, на призыв вождя и т.д.


35


За годы войны в культурно-просветительских учреждениях города выпущено огромное количество стенгазет на заводах, проведено огромное количество лекций и докладов. Только за 1942 год было прочитано 585 лекций в госпиталях, общежитиях, во дворце культуры, в доме культуры, в школах, на заводах, проведены выезды с художественной самодеятельностью — 29, шефских концертов — 20, специальных мероприятий во Дворце Культуры – 11 (спектаклей, концертов, киносеансов). За годы войны в культурно-просветительских учреждениях города выпущено огромное количество стенгазет на заводах, проведено огромное количество лекций и докладов. Только за 1942 год было прочитано 585 лекций в госпиталях, общежитиях, во дворце культуры, в доме культуры, в школах, на заводах, проведены выезды с художественной самодеятельностью — 29, шефских концертов — 20, специальных мероприятий во Дворце Культуры – 11 (спектаклей, концертов, киносеансов). Перед широкой публикой выступали передовики производства, представители отдела культуры, военкомата, медицинские работники и другие. Несмотря на трудности военного времени, граждане постоянно посещали библиотеку, ходили в кино. За 1942 год кино посетило тысячи граждан из них тысяч детей.


36


В прессе освещались с вопросы патриотизма, самоотверженность труда передовиков производства, о замене ушедших мужчин на фронт женщинами. В прессе освещались с вопросы патриотизма, самоотверженность труда передовиков производства, о замене ушедших мужчин на фронт женщинами. В газете «Чапаевский рабочий» постоянно освещалась жизнь города и деятельность предприятий: «Стахановцы – верные помощники Красной армии», «Теплые вещи Красной армии», «Лучшие люди на производстве» и много других тем. В газете «Чапаевский рабочий» постоянно освещалась жизнь города и деятельность предприятий: «Стахановцы – верные помощники Красной армии», «Теплые вещи Красной армии», «Лучшие люди на производстве» и много других тем. На заводе 102 за 1943 год выпущено 48 газет и 272 стенных газет и 90 боевых листков. На заводе 102 за 1943 год выпущено 48 газет и 272 стенных газет и 90 боевых листков.


37


Большое значение в военные годы имели кружки. Именно на их долю отводилось большое значение осуществления указания Наркомата просвещения о привитии у учащихся трудовых навыков. Большое значение в военные годы имели кружки. Именно на их долю отводилось большое значение осуществления указания Наркомата просвещения о привитии у учащихся трудовых навыков. В программе занятий элементы технического черчения, вопросы физики, знакомство с расчетами и составлением проектов для изготовления возможных деталей. В кружке числилось 32 ученика. В свободное от занятий время они изготовляют наглядные пособия для военного кабинета, а также модели кораблей, самолетов, танков, винтовок, пулеметов ит.д. В программе занятий элементы технического черчения, вопросы физики, знакомство с расчетами и составлением проектов для изготовления возможных деталей. В кружке числилось 32 ученика. В свободное от занятий время они изготовляют наглядные пособия для военного кабинета, а также модели кораблей, самолетов, танков, винтовок, пулеметов ит.д.


38


Драматический кружок выступал с пьесой Гайдара «Тимур и его команда», «Подвиг», «Русская душа», «Таня — революционерка». Участники самодеятельности дома пионеров проводили свои выступления в Доме культуры, госпитале, на заводе. Драматический кружок выступал с пьесой Гайдара «Тимур и его команда», «Подвиг», «Русская душа», «Таня — революционерка». Участники самодеятельности дома пионеров проводили свои выступления в Доме культуры, госпитале, на заводе. За 1942 год проведено 26 детских утренников. По воскресениям проводились дневные киносеансы для детей. За 1942 год проведено 26 детских утренников. По воскресениям проводились дневные киносеансы для детей.


39


В городе Чапаевск в течение всей войны работали различные кружки: рисования, литературный, хоровой, акробатический, кукольный, балетный, изучения истории живописи, рукоделия и др. В городе Чапаевск в течение всей войны работали различные кружки: рисования, литературный, хоровой, акробатический, кукольный, балетный, изучения истории живописи, рукоделия и др. В кружке рукоделия дети учились вышивать салфетки, скатерти. В кружке рукоделия дети учились вышивать салфетки, скатерти. В клубных мастерских шили платья, гимнастерки, брюки, шаровары и другие вещи. В клубных мастерских шили платья, гимнастерки, брюки, шаровары и другие вещи.


40


Постановление СНК РСФСР 1944 г. «О мерах по улучшению работы изб-читален, сельских клубов и районных домов культуры» Восстановление закрывшихся в годы войны учреждений культуры. Восстановление закрывшихся в годы войны учреждений культуры. Иметь в каждом сельском совете клуб, в каждом районном центре дом культуры. Иметь в каждом сельском совете клуб, в каждом районном центре дом культуры.


41


Февраль 1945 г. создание Комитета по делам культурно-просветительных учреждений при СНК РСФСР. Февраль 1945 г. создание Комитета по делам культурно-просветительных учреждений при СНК РСФСР. Задачи: Задачи: Восстановление учреждений культуры. Восстановление учреждений культуры. Расширение сети средних и высших учебных заведений по подготовке кадров для клубов, библиотек, музеев и других учреждений культуры. Расширение сети средних и высших учебных заведений по подготовке кадров для клубов, библиотек, музеев и других учреждений культуры.


42


Плакаты в годы Великой Отечественной войны г.г


43


Великая Отечественная заставила перестроиться на военный лад все стороны жизни советских людей. Мирные люди одевали военную форму и брали в руки оружие, мирные заводы начинали выпускать оружие и снаряды, артисты уходили во фронтовые бригады, поэты становились военкорами, композиторы писали солдатские песни. Не остались в стороне и художники — плакатисты. Великая Отечественная заставила перестроиться на военный лад все стороны жизни советских людей. Мирные люди одевали военную форму и брали в руки оружие, мирные заводы начинали выпускать оружие и снаряды, артисты уходили во фронтовые бригады, поэты становились военкорами, композиторы писали солдатские песни. Не остались в стороне и художники — плакатисты.


44


В течение недели массовыми тиражами было выпущено пять плакатных листов, а в издательствах готовились к печати еще свыше пятидесяти. Уже к вечеру 22 июня 1941 года Кукрыниксы (М. Куприянов, П.Крылов, Н.Соколов) создали эскиз плаката Беспощадно разгромим и уничтожим врага. Позже первый плакат Великой Отечественной войны не раз воспроизводился в печати, издавался в Англии, Америке, Китае, Иране, Мексике и других стран В течение недели массовыми тиражами было выпущено пять плакатных листов, а в издательствах готовились к печати еще свыше пятидесяти. Уже к вечеру 22 июня 1941 года Кукрыниксы (М. Куприянов, П.Крылов, Н.Соколов) создали эскиз плаката Беспощадно разгромим и уничтожим врага. Позже первый плакат Великой Отечественной войны не раз воспроизводился в печати, издавался в Англии, Америке, Китае, Иране, Мексике и других стран


45



46


Образ матери, зовущей на борьбу с врагом, впоследствии часто использовали художники плакатисты, но только этот стал символом первых дней Великой Отечественной войны. Образ матери, зовущей на борьбу с врагом, впоследствии часто использовали художники плакатисты, но только этот стал символом первых дней Великой Отечественной войны. Плакат с известным произведением И. Тоидзе Родина-мать зовет! был издан миллионными тиражами на всех языках народов СССР, и его популярность не случайна. Основная сила воздействия этого плаката заключена в психологическом содержании самого образа – в выражении взволнованного лица простой женщины, в ее призывающем жесте Плакат с известным произведением И. Тоидзе Родина-мать зовет! был издан миллионными тиражами на всех языках народов СССР, и его популярность не случайна. Основная сила воздействия этого плаката заключена в психологическом содержании самого образа – в выражении взволнованного лица простой женщины, в ее призывающем жесте


47



48


Плакат В.Корецкого Воин Красной Армии, спаси!, впервые напечатанный в газете Правда 5 августа 1942 года, вызывал у бойцов ненависть к врагу. Драматическая сила этого плаката поражает и по сей день. Древний мотив – мать с ребенком на руках – получает в плакате совсем другую интерпретацию, нежели мы привыкли видеть в картинах мастеров прошлого. В данной работе нет идиллических черт, сердечности и теплоты, которые обычно присутствуют в сценах с матерью и ребенком, здесь мать изображается защищающей своего ребенка от опасности. Плакат В.Корецкого Воин Красной Армии, спаси!, впервые напечатанный в газете Правда 5 августа 1942 года, вызывал у бойцов ненависть к врагу. Драматическая сила этого плаката поражает и по сей день. Древний мотив – мать с ребенком на руках – получает в плакате совсем другую интерпретацию, нежели мы привыкли видеть в картинах мастеров прошлого. В данной работе нет идиллических черт, сердечности и теплоты, которые обычно присутствуют в сценах с матерью и ребенком, здесь мать изображается защищающей своего ребенка от опасности.


49



50


Плакаты Окон ТАСС вошли в историю Великой Отечественной войны героической страницей как один из грозных видов идеологического оружия. Плакаты делались, как правило, мастерски и обладали большим воздействием на зрителя, их хорошо знали на фронте и в тылу, в подполье на оккупированной территории и в партизанских отрядах, во многих странах мира, в том числе и в самой Германии. Плакаты Окон ТАСС вошли в историю Великой Отечественной войны героической страницей как один из грозных видов идеологического оружия. Плакаты делались, как правило, мастерски и обладали большим воздействием на зрителя, их хорошо знали на фронте и в тылу, в подполье на оккупированной территории и в партизанских отрядах, во многих странах мира, в том числе и в самой Германии.


51



52


Окно ТАСС представляло собой лист оберточной бумаги с наклеенными на него рисунками и текстом, выполненными по трафарету в 3-5 красок. Тираж Окон иногда достигал тысячи экземпляров, но бывали и небольшие выпуски. Плакаты наклеивались в витрины магазинов, но часто, за неимением более подходящего места, клеились на стены и заборы, как печатные плакаты Окно ТАСС представляло собой лист оберточной бумаги с наклеенными на него рисунками и текстом, выполненными по трафарету в 3-5 красок. Тираж Окон иногда достигал тысячи экземпляров, но бывали и небольшие выпуски. Плакаты наклеивались в витрины магазинов, но часто, за неимением более подходящего места, клеились на стены и заборы, как печатные плакаты


53


Авторы плакатов всегда верили в то, что победа придет, и они прославят ее своим искусством. Когда разгром врага был уже близок, от художников потребовалось создание жизнеутверждающих работ. Торжество духа и силы народа, одолевшего фашизм – главная идея, объединяющая плакаты, третьего, победного этапа войны Авторы плакатов всегда верили в то, что победа придет, и они прославят ее своим искусством. Когда разгром врага был уже близок, от художников потребовалось создание жизнеутверждающих работ. Торжество духа и силы народа, одолевшего фашизм – главная идея, объединяющая плакаты, третьего, победного этапа войны До окончательной победы над врагом путь был совсем не близок. В 1944 году художнику Л.Голованову в плакате Дойдем до Берлина! удалось создать запоминающийся образ воина. До окончательной победы над врагом путь был совсем не близок. В 1944 году художнику Л.Голованову в плакате Дойдем до Берлина! удалось создать запоминающийся образ воина.


54



55


Военно-исторический рейд «Победа Первая» — бригада студентов Московского Областного Колледжа искусств. Рейд посвящен 65-летию разгрому фашистской Германии под Москвой.


56



57



58


Список литературы. Список литературы. Бусыгина Екатерина. «Советский плакат Великой Бусыгина Екатерина. «Советский плакат Великой Отечественной войны»// Культурно-досуговая деятельность: Учебник / Под науч. ред. А.Д. Жаркова и В.М. Чижикова. М.: МГУК, Культурно-досуговая деятельность: Учебник / Под науч. ред. А.Д. Жаркова и В.М. Чижикова. М.: МГУК, rhistory.ucoz.ru rhistory.ucoz.ru


59


Спасибо за внимание!


60


ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КУЛЬТУРНО-ДОСУГОВЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ В ГОДЫ ВЕЛИКОЙ
ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ 1941-1945 ГГ.

B­e­ликa­я O­тe­чe­c­твe­ннa­я вo­йнa­
былa­ o­грo­мным иc­пытa­ниe­м для культурнo­-дo­c­угo­вых учрe­ждe­ний.

С нa­чa­лo­м вo­йны рe­зкo­ c­o­крa­тилиc­ь
a­c­c­игнo­вa­ния нa­ c­o­дe­ржa­ниe­ клубo­в, библиo­тe­к, Дo­мo­в культуры,
умe­ньшa­лa­c­ь их c­e­ть. Ужe­ вo­ втo­рo­й пo­лo­винe­ 1941 гo­дa­ кo­личe­c­твo­
клубных учрe­ждe­ний и библиo­тe­к умe­ньшилo­c­ь нa­ пo­лo­вину пo­ c­рa­внe­нию
c­ прe­двo­e­нным пe­риo­дo­м. Нa­ фрo­нт и в пa­ртизa­нc­киe­ o­тряды ушлa­
знa­читe­льнa­я чa­c­ть прo­фe­c­c­иo­нa­льных рa­бo­тникo­в учрe­ждe­ний
культуры. M­нo­гиe­ учрe­ждe­ния культуры c­тa­ли бa­зo­й вo­e­нный гo­c­питa­лe­й,
вo­инc­ких чa­c­тe­й и эвa­куирo­вa­ннo­гo­ нa­c­e­лe­ния.

Дe­ятe­льнo­c­ть учрe­ждe­ний культуры
былa­ пo­дчинe­нa­ o­ргa­низa­ции мa­c­c­ нa­ зa­щиту Рo­дины и рe­шe­нию нa­c­ущных
нa­рo­дo­хo­зяйc­твe­нных зa­дa­ч вo­e­ннo­гo­ врe­мe­ни.

O­c­нo­вным c­o­дe­ржa­ниe­м рa­бo­ты дo­мo­в
культуры, клубo­в, библиo­тe­к, музe­e­в, изб-читa­лe­н c­тa­лo­ рa­зъяc­нe­ниe­
хa­рa­ктe­рa­ и цe­лe­й вo­йны, рa­зo­блa­чe­ниe­ c­ущнo­c­ти фa­шизмa­, o­c­вe­щe­ниe­
рa­зличными фo­рмa­ми и мe­тo­дa­ми хo­дa­ вo­йны, o­знa­кo­млe­ниe­ c­ мe­ждунa­рo­дным
и внутрe­нним пo­лo­жe­ниe­м Сo­вe­тc­кo­гo­ c­o­юзa­.

Учрe­ждe­ния культуры прo­пa­гa­ндирo­вa­ли
гe­рo­ичe­c­киe­ пo­двиги c­o­вe­тc­ких людe­й в тылу и нa­ фрo­нтe­; тe­мa­ c­o­вe­тc­кo­гo­
пa­триo­тизмa­ c­тa­лa­ вe­дущe­й в их дe­ятe­льнo­c­ти.

Были c­o­здa­ны рa­знo­o­брa­зныe­ пe­рe­движныe­
учрe­ждe­ния культуры — пo­хo­дныe­ клубы, a­гитэc­кa­дрильи, a­гиткa­тe­рa­
(нa­ фрo­нтe­), библиo­тe­ки-пe­рe­движки, a­гитпo­e­здa­, a­гитмa­шины, a­гитпo­вo­зки,
a­гитпункты. B­ пo­лнo­й мe­рe­ иc­пo­льзo­вa­лc­я o­пыт пe­рe­движнo­й рa­бo­ты
врe­мён грa­ждa­нc­кo­й вo­йны.

Пo­жa­луй, нa­ибo­лe­e­ пo­лнo­ этo­ врe­мя
o­трa­зилo­c­ь в тa­ких эc­трa­дных жa­нрa­х, кa­к пe­c­ня и тa­нe­ц. Пe­c­ня
гe­рo­ичe­c­кa­я, пa­триo­тичe­c­кa­я, мa­c­c­o­вa­я пo­c­тo­яннo­ звучит c­ эc­трa­дных
пo­дмo­c­ткo­в и o­кa­зывa­e­т влияниe­ нa­ пe­c­ню лиричe­c­кую. B­ рe­зультa­тe­
тa­кo­гo­ взa­имo­прo­никнo­вe­ния вo­зникa­ют пe­c­ни, в кo­тo­рых лирикa­
приo­брe­тa­e­т грa­ждa­нc­кую o­крa­c­ку.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Курсовая бизнес план продуктового магазина
  • Красногорский колледж реквизиты для оплаты
  • Кунцевский военный комиссариат часы работы
  • Курсовая бизнес план ресторана бизнес план
  • Кунцевский районный суд часы работы архива