Кто занимается обучением персонала в компании

Давайте разберемся, почему для обозначения схожих должностей используются разные термины, как они уживаются в одном профстандарте и что нужно для успешного карьерного роста в каждом из направлений

Почему разные названия

Причины расхождения наименований в кадровой сфере — исторические. В Советском Союзе не было как такового рынка труда: плановая экономика, распределение на работу после вузов, единая сетка оплаты труда и пр. Социальное обеспечение было серьезно завязано на трудовой деятельности человека и жестко регламентировалось государством — нужны были кадровики, обеспечивающие документооборот.

С появлением рыночной экономики появилась конкуренция. Чтобы завоевать авторитет, зарабатывать больше, быстрее продвигаться по карьерной лестнице, человек должен быть эффективен. Поэтому встал вопрос об управлении человеческими ресурсами: обучении, развитии, правильном подборе персонала.

В итоге документационное обеспечение кадровой работы и управление персоналом разделились в отдельные направления и должности:

  • Кадровый специалист — тот, кто занимается оформлением документов по приему, переводу, увольнению и пр. Сюда относится и отчетность перед госорганами.
  • HR — тот, кто занимается управлением персонала: поиском, подбором сотрудников, их адаптацией, оценкой, обучением и пр. В эту сферу изначально приходили люди с социологическим или психологическим образованием, не знавшие трудового законодательства. Из-за этого до сих пор возникают конфликты между подразделениями.

Ольга Куцко, руководитель направления по обучению и развитию персонала компании «Росагролизинг»:

«Трудовое законодательство я хорошо знала, когда была hr generalist и занималась подбором персонала, реструктуризацией и пр. Тогда мы работали в плотной связке с отделом кадров. Если стояла задача провести оптимизацию или внести существенные изменения в условия трудового договора сотрудника, например повысить заработную плату, я обращалась к ним для подготовки документов.

Бывали сложные ситуации, когда сделать нужно, а кадровики отказывали, обосновывая какой-нибудь узкой нормой трудового права. Искали варианты, при которых можно решить задачу и при этом не нарушить закон.

Считаю, что hr-менеджеры должны обязательно знать законодательство, потому что кадровики зачастую консервативны и упираются в «нельзя» и «так исторически сложилось». А у менеджера задача — найти решение, потому что бизнес диктует свои правила игры. И для аргументированного диалога с отделом кадров надо знать базу».

Как выбрать направление развития

Какие требования выдвигает профстандарт

Сейчас эти два направления кадрового делопроизводства и управления персоналом объединил профстандарт «Специалист по управлению персоналом».

Елена Федорова, эксперт по трудовому и гражданскому праву:

«В профстандарте требования к разным должностям сведены по факту в одно направление, в одну профессию. Я считаю, это правильно. Базовая позиция профстандарта с кодом «А» — это «документационное обеспечение работы с персоналом», то есть любой специалист должен начать свою деятельность с изучения трудового права и кадрового документооборота. Это пятый уровень квалификации, и именно сюда свели всю работу по делопроизводству. Это стало основой».

Профстандарт «Специалист по управлению персоналом» устанавливает европейский вариант внутри всей системы, в нем нет разделения на кадровое дело и управление персоналом. На каждом квалификационном уровне есть положения, которые касаются двух направлений. И любой, кто приходит в кадровую сферу, вначале осваивает законодательные основы, а далее развивается и растет, опираясь на свои предпочтения.

Посмотреть профстандарт полностью вы можете в нашей шпаргалке в конце статьи.

В конце статьи есть шпаргалка

По логике профстандарта, первое, что надо изучить, это трудовое право и право социального обеспечения. А дальше все, кто хочет развиваться в HR-направлении, выбирают один из секторов:

  • обеспечение персоналом;
  • оценка и аттестация;
  • развитие персонала;
  • оплата труда;
  • корпоративная социальная политика;
  • управление.

В небольших организациях работник часто совмещает в себе и оценку персонала, и оплату, и нематериальную мотивацию — здесь нужно изучать все сферы. Если же вы хотите развиваться только в одном направлении, ищите специализированное обучение, выбирайте в качестве работодателя крупные компании. И уже дальше вы можете расти до управления отделом или уровня HRD (эйчар-директора) — это тоже реально, и профстандарт предполагает такую возможность.

Наталья Конышева, операционный директор компании Artsofte:

«Старые офлайн-центры по подготовке кадровиков отлично дают ТК РФ и учат, как оформлять документы. Освоить это до базового уровня можно за два-три месяца. Решать сложные кадровые задачки 90% кадровиков после такой подготовки не смогут. Это нарабатывается практикой. Высококлассных специалистов, которые понимают логику принятия решения инспекции по труду и сохраняют баланс между потребностью бизнеса и ТК РФ, единицы. Этому массово не учат.

Онлайн-курсы/вебинары. Их несметное количество и для кадровиков, и для эйчаров. И всегда сложность в выборе, кому отдать деньги. Разница в цене за одну и ту же тему может быть десятикратной. Надо внимательно погружаться в программу, знать спикеров и четко понимать, зачем тебе тот или иной результат».

Рекрутмент

Это подбор персонала, то есть составление, описание вакансий, анализ резюме, проведение собеседований. Вы должны знать, что такое портрет соискателя, профиль должности пр. Чтобы не нарушить закон, вы должны изучить и основы трудового права.

Примеры. Ограничения в тексте вакансии «только мужчины» или «возраст до 35 лет» могут быть расценены как дискриминация. Такие критерии возможны лишь в редких случаях.
А при работе с информацией по соискателям важно знать требования Закона № 152-ФЗ о правилах работы с персональными данными.

Много внимания потребует и адаптация новых сотрудников. Статистика показывает, что большой процент новичков уходит в первые три-шесть месяцев после приема на работу. Это значит, что были зря затрачены деньги на подбор, вы не смогли грамотно включить человека в работу, коллектив, корпоративную культуру. И здесь важно не смешивать эти понятия: адаптационный период и испытательный срок. Сложная адаптация не может стать поводом для увольнения.

  • Обратите внимание: как работодатель проводит адаптацию, закон не регулирует, а вот требования к порядку оформления испытательного срока оговорены в Трудовом кодексе.

Оценка и аттестация

Собственных методик оценки персонала в России практически нет, используются зарубежные варианты. Надо понимать, что они нацелены не на увольнение за профнепригодность, а на развитие сильных сторон сотрудника. При этом методы оценки не имеют юридической значимости. Чтобы заниматься перестановками, вам надо проводить аттестацию. Это другой процесс, он описан в ТК РФ и требует определенных юридических шагов. И здесь нужно следовать букве закона. Увольнение по результатам некорректной аттестации может стать поводом для трудового спора.

Развитие персонала

В этой сфере многое опирается на зарубежные тренинги обучения или развития и обучения
(T&D / L&D). Важно научиться определять потребность сотрудников: кому-то достаточно пары практических мастер-классов, кому-то необходимо полноценное обучение. В этом направлении, пожалуй, влияние кадрового законодательства заметно в меньшей степени.

Оплата и нормирование труда

Управление персоналом и делопроизводство

Курс профессиональной переподготовки. Тестирование. Диплом

Посмотреть программу

Специалистов по нормированию труда сейчас мало, компании нуждаются в них. И в этом направлении часто возникает путаница. Высчитывание трудозатрат
человека — это работа больше из области социальных наук. На основе нормирования рассчитывается потребность в персонале, строятся и зарплатные расчеты.

Система оплаты труда — это строго регулируемая государством сфера. В теории существует огромное количество вариантов, а на практике оказывается, что не все системы оплаты труда мы можем применять в правовом поле в России. Это тоже должны знать те, кто развивается в сфере управления персоналом.

Еще один важный вопрос — компенсационные и стимулирующие выплаты, премирование. Грамотно составить положение о премировании непросто, здесь есть чему учиться.

Корпоративная политика

Сюда относятся компенсации и бенефиты (C&B), внутренний и внешний HR-бренд, корпоративная этика и пр. Такое дробное деление есть только в крупных организациях, в небольшом бизнесе будет только работа по нематериальному стимулированию. Законодательство строго не регулирует эту деятельность, но отдельные требования все же есть. Например, нужно тщательно продумать порядок обработки персональных данных, к примеру, о членах семьи, когда внедряются системы нематериального стимулирования.

Управление

Это высшая точка профессионального развития согласно профстандарту. Нужны дополнительные управленческие навыки, стратегическое мышление, умение проводить переговоры…
И комплексное понимание специфики работы подразделения. Начальник отдела, директор по персоналу отвечают за полное соблюдение трудового законодательства. Это тот случай, когда штраф могут наложить не только на организацию, но и на должностное лицо. На этом уровне важны знание трудового законодательства и постоянное обновление знаний.

  • Не забывайте: трудовое законодательство — одно из самых подвижных в России. Изменения вносятся каждые полгода.

Определившись с тем, куда вы хотите двигаться, подумайте об образовании. Вы можете выбрать профпереподготовку или курс повышения квалификации, смотреть отдельные вебинары и читать статьи по профильным темам.

Татьяна Козинец, специалист по кадрам общеобразовательной школы:

«Если нужен только документ, учиться можно где угодно — центров очень много. Но если нужны реальные знания, внимательно выбирайте программу. Многие центры предлагают только теоретическую основу, которую многие опытные кадровики уже давно знают. Хочется ведь не просто слушать общие лекции, но и задавать вопросы по своему профилю, разбирать спорные ситуации, выяснять, а где же правда. Практикам это важно».

Совмещать кадры и HR: можно или придется?

Сейчас наблюдается достаточно серьезное деление на кадровых специалистов и эйчаров. При этом кадровики мало ориентируются в методиках оценки персонала, тренингах, обучениях и пр. А сотрудники HR-профиля, особенно в крупных компаниях, признаются, что кадровое делопроизводство для них темный лес.

Профстандарт предлагает слияние двух направлений, как в Европе. На практике то, в каких пропорциях вы будете совмещать два направления, зависит от места работы.

  • В крупных компаниях сильна специализация и каждый сотрудник занимается узким направлением, например ведет кадровый учет работников одного цеха или занимается только подбором персонала. И более того, подбором IT-разработчиков или химиков-технологов. В такой ситуации вам дополнительно придется погрузиться в специфику, чтобы знать, какими профессиональными и личными качествами должен обладать соискатель. При этом с делопроизводством вы практически не будете сталкиваться.
  • Если вы устроитесь в организацию поменьше, скорее всего, вам придется совмещать работу кадровика и эйчара, при этом документооборот займет большую часть времени. И хотя большинство отчетов сейчас можно сдавать электронно, но все равно работы с оформлением бумаг по различным кадровым событиям будет немало.
  • В малом бизнесе вам могут поручить и подготовку документов на оплату труда для бухгалтера. Развитием персонала в таких компаниях не занимаются. Оценка сотрудников идет на уровне рекрутмента. Вы же, скорее всего, будете описывать все вакансии и первично собеседовать людей.

Вместо заключения

Как мы видим, совмещение кадрового делопроизводства и работы по управлению персоналом не только возможно, но и необходимо. Даже при выборе исключительно HR-направления — это шестой уровень профстандарта — вам необходимо разбираться в законодательных требованиях в сфере управления персоналом. Результат деятельности руководителя любого уровня перерастает в решения и документы, которые имеют юридическую значимость. А это значит, что ваша деятельность напрямую связана с соблюдением законодательных норм. Иначе организацию и вас как должностное лицо ждут штрафы.

Быть HR-специалистом в чистом виде в наше время невозможно — нужна подготовка в сфере трудового права.

Шпаргалка

В шпаргалке собрана полезная информация из статьи:

  • Профессиональный стандарт «Специалист по управлению персоналом»
    1.4 МБ

Скачать

Содержание:

  • Чем занимается T&D / L&D-менеджер?
  • Типология T&D-менеджеров
  • Зачем компании тратят столько сил на развитие и обучение сотрудников?
  • Новые форматы
  • Тенденции за рубежом

Чем занимается T&D / L&D-менеджер?

Для начала определимся с терминами. Термин «T&D-менеджер» (Training and Development) — это общепринятое название менеджера по развитию персонала.

В свою очередь, должность «L&D-менеджер» (Learning and Development) — относительно новое понятие, которое, например, активно популяризирует Джош Берсин (Bersin by Deloitte) и которое все чаще встречается в российской лексике.

Считается, что L&D-специалист в большей степени занимается именно формированием learning experience, то есть его задача — не только заниматься обучением и развитием персонала, но и формировать образовательную среду и стратегию внутри компании, которая выходит далеко за пределы организации тренингов и курсов.

Тем не менее, в современной корпоративной культуре границы T&D и L&D менеджеров довольно условны. В этом материале мы объединяем эти функции в одну специализацию и не делаем принципиального различия между терминами T&D и L&D.

Нет сомнений, что главная ценность бизнеса — человеческий капитал. А приоритетная задача T&D и L&D менеджеров — сделать так, чтобы в компании были необходимые компетенции.

Для этого они не только управляют образовательными процессами, но являются неотъемлемой частью функции HR. Например, в некоторых компаниях функция подбора персонала и обучения курируется единым топ-менеджером для обеспечения синергии этих функций. 

Выделим основные функции T&D/L&D-специалистов внутри компании:

  • Выявление потребности в обучении сотрудников

Задача специалиста определить как запрос руководителей команд (что нужно конкретным руководителям?), так и самих сотрудников (каким хочет видеть обучение внутри компании каждый человек?); 

  • Формирование внутреннего предложения

Важнейшая задача — это удовлетворение внутреннего спроса на обучение, которое существует в компании. Первый вариант — это отбор подрядчиков, их валидация, и обеспечение дальнейшего доступа в компанию. Иными словами, специалист делает всё для того, чтобы сотрудники компании выбирали среди лучших на рынке, которые включены во внутреннюю биржу или пул тренингов.

Второй возможный вариант — это полноценное создание и развитие внутренней команды тренеров и методистов, которые закрывают внутренние задачи обучения. Как правило, таким команды существуют в компаниях, где функция T&D выражена в виде корпоративного университета;

  • Планирование обучения

Именно специалист по обучению занимается календарным и финансовым планированием обучения в компании и заботится, чтобы обучение было системным и осуществлялось с применением разных форматов;

  • Формирование кадрового резерва

Любая компания стремится сокращать расходы на найм и поиск новых сотрудников. Особенно это заметно, когда дело касается ключевых позиций. Для этих задач в крупных корпорациях в зоне ответственности T&D создают кадровые резервы и HiPo программы (называться это может и иначе).

Такие программы способствуют укреплению корпоративной культуры и дают людям понятный трек роста внутри организации, а для компании — упрощают замещение топ-позиций. В большинстве крупных компаний также существуют свои лидерские программы, которые выполняют ту же самую функцию: их участники проходят обучение (например, от 3 до 6 месяцев) и после этого зачисляются в кадровый резерв;

  • Аудит результатов и эффективности обучения

Неотъемлемая часть работы T&D/L&D-специалиста — анализ эффективности обучения и развития персонала. Ему необходимо регулярно проводить срез результатов обучающихся сотрудников и делать заключения об эффективности проводимой политики, предлагать на основе анализа новые форматы и инструменты для развития;

  • Выполнение частных запросов на обучение

Наконец, последняя, но не менее значимая деятельностьT&D/L&D-менеджеров — выполнение разовых запросов на обучение внутри компании или отдела под конкретную задачу или ситуацию, которые приходят в HR от руководителей разного уровня.

В этих ситуациях специалист проводит детальный бриф и выбирает тот инструмент или подрядчика, который наилучшим образом выполнит необходимую работу.


Читайте также:
Чтобы не проиграть конкурентам, вы должны обучать сотрудников. Как это делают другие компании?
Как разработать идеальную программу обучения сотрудников
Апгрейд персонала: когда стоит повышать квалификацию сотрудников и как оценить эффект


Типология T&D-менеджеров

Закрепленной типологии T&D и L&D менеджеров не существует. Характер деятельности во многом зависит от структуры компании, форму организации отдела обучения/корпоративного университета, наличия или отсутствия штатных тренеров, корпоративного обучения и других особенностей. 

Условно можно разделить Training and Development-специалистов на следующие виды: 

  • T&D-администратор. Занимается управленческими задачами, планированием, отбором подрядчиков, версткой планов обучения. Как правило, сам такой специалист обучений не проводит и не является тренером;
  • T&D-эксперт. Такой специалист имеет опыт в обучении, и может являться корпоративным тренером или методистом. Глубоко погружается в вопрос, часто имеет команду внутренних тренеров и может сам их развивать; 
  • T&D-исследователь. Глубоко изучает существующие на рынке форматы обучения, проводит исследования и эксперименты внутри организации, регулярно тестирует новые инструменты и гипотезы, вдумчиво исследует запрос аудитории и не любит типовые решения. Такой специалист иногда является методистом, но крайне редко практикующим тренером.

Прошу относиться к данной классификации с определенной степенью снисходительности, потому как основная ее задача — показать отличия подходов к деятельности T&D, а не дать исчерпывающую типологию.


Читайте также:
Профессия методист — новая жизнь профессии в эпоху EdTech

Тренд: предприниматели идут учить студентов. Как стать первоклассным преподавателем?

Разбираемся в профессии: кто такой дизайнер образовательного опыта


Зачем компании тратят столько сил на развитие и обучение сотрудников?

Работа в современной корпорации — это не только операционная работа, но и все чаще выполнение нестандартных и креативных задач, задач, для которых нет легкого общепринятого решения. В ситуации увеличения запроса на инновации и внутреннее предпринимательство, в год, в который огромное количество гигантов заявляют о создании собственных продуктовых команд вопроса «зачем?» уже почти не возникает.

Ответ прост: чтобы в долгосрочной перспективе компании остаться на плаву и выжить, критически важно создать среду для развития сотрудников, которая будет мотивировать их оставаться внутри контура компании.

Грамотная система обучения и развития персонала позволяет взращивать таланты внутри, а не прибегать постоянно к помощи дорогостоящих внешних специалистов, обеспечивает большую устойчивость компании.

Кроме этого, необходимо понимать, что практически ни один новый сотрудник не будет обладать всеми нужными знаниями: готового специалиста на рынке труда найти практически невозможно, так как у каждой компании свои правила и потребности. Адаптация становится еще более важной частью процесса обучения.

Поэтому крайне важно удерживать таланты в компании и формировать пространство для развития сотрудников, предоставлять каждому члену команды дорожную карту и четкие перспективы повышения в компании. 

Внутреннее обучение и развитие персонала, согласно опросу HeadHunter в 2020 году, является вторым по значимости фактором мотивации для соискателей при поиске работы после материального вознаграждения. Таким образом, развитие не только мотивирует сотрудников, но и увеличивает лояльность к компании. 

Обучение часто решает и коммуникационную задачу — проблему взаимодействия отделов. Если руководителю необходимо добиться более слаженной межфункциональной работы и, грубо говоря, подружить отделы между собой, он может включить их в общую групповую программу, из которой при правильной организации они выйдут более подготовленными и готовыми к взаимодействию.

Наконец, T&D-департаменты участвуют и в оценке сотрудников: инструменты обучения (тренажеры, тесты, симуляторы) могут становиться формой оценки, а самых лучших выпускников обучающих программ можно представлять к повышению.

Новые форматы

Рынок корпоративного обучения стремительно развивается и диверсифицируется. EdTech-компании бьют исторические рекорды по привлекаемым инвестициям, а методисты образовательных программ ищут все новые и новые способы создать идеальный образовательный опыт.

При общем взгляде на текущий момент в России можно выделить четыре значимых тренда в рынке корпоративного обучения и продуктов:

  • От борьбы между онлайном и офлайном компании всё чаще переходят к смешанному формату проведения программ.

В офлайне проводят более персонализированные, привилегированные тренинги, а онлайн чаще используется в массовом обучении. Последние 1,5 года показали, что полного ухода в онлайн не произойдет, а многоканальность (смешанный формат) предлагает эффективное решение за счет сочетания синхронного онлайн-обучения, премиальной офлайн-части и асинхронной подготовки;

  • Карьерные треки (традиционный формат корпоративного обучения) заменяются микрообучением (microlearning).

Для микрообучения характерна ситуация, когда студенты учатся не по плану в феврале, августе и ноябре, а находятся внутри образовательного пространства всегда и везде посредством компьютера, смартфона и интернета. Наиболее легко встраиваемые в классическую модель обучения форматы microlearning — это лонгриды, чат-боты, email-курсы и иные интеллектуальные снеки;

  • Все большую популярность набирает иммерсивное обучение, задача которого не только передать знания, умения и навыки, а еще и обеспечить максимально приближенный к реальному опыт сотрудника.

Самыми яркими примерами являются digital-симуляторы, AR и VR, квесты, экскурсии, сафари и имитации. Например, некоторые банки создают целые учебные отделение, в которых нет реальных клиентов, зато атмосфера неотличима от настоящего отделения. 

  • Качественная визуализация становится критически важна: презентации, памятки, логотипы проектов и наглядные доски для мозговых штурмов.

Этот тренд обусловлен царствованием визуального контента, а с приходом на рабочие места молодого поколения этот тренд только усиливается.

Тенденции за рубежом

В мире ежегодно растет осознание важности мета-навыков — то есть навыков, которые эффективны в разных контекстах; можно назвать их верхним уровнем soft skills. Сюда относятся навыки работы с информацией, структурное мышление, визуальное мышление и визуальный интеллект.

Поэтому появляется много новых форматов, которые позволяют помимо основных навыков параллельно развивать мета-навыки: например, при прохождение курса по командной работе оцениваются не только навыки управления сотрудниками, но и проверяется навык публичных выступлений. 

Близкий к развитию мета-навыков тренд — experience based learning, то есть процесс обучения от опыта, через дискуссию и погружение. В России всё ещё часто учат через директивное обучение, теория не всегда подкреплена практикой. За рубежом, напротив, теоретическая часть в обучении может либо полностью отсутствовать, либо идти в качестве дополнения после разбора кейсов.

В эту эпоху обучение является любимым ребенком в семье: большие бюджеты, большие возможности и все большее влияние на процессы всей компании. В такой среде грамотный T&D/L&D специалист способен не только удовлетворять профильный запрос своих коллег по офису, но и с помощью новых инструментов и мудро выбранной роли быть полноправным игроком в процессе корпоративных трансформаций.

Фото на обложке: unsplash.com

Должностная инструкция по специальности «Менеджер по обучению и развитию персонала»

zip

Вы можете скачать должностную инструкцию менеджера по обучению и развитию персонала бесплатно. Должностные обязанности менеджера по обучению и развитию персонала

Утверждаю

_____________________________                                                      (Фамилия, инициалы)

(наименование организации, ее                                        ________________________________

организационно — правовая форма)                              (директор; иное лицо, уполномоченное

утверждать должностную инструкцию)

00.00.201_г.

м.п.

ДОЛЖНОСТНАЯ ИНСТРУКЦИЯ

МЕНЕДЖЕРА ПО ОБУЧЕНИЮ И РАЗВИТИЮ ПЕРСОНАЛА

——————————————————————-

(наименование учреждения)

00.00.201_г. №00

I. Общие положения

1.1. Данная должностная инструкция устанавливает права, ответственность и должностные обязанности менеджера по обучению и развитию персонала __________________________________ (далее – «предприятие»). Название учреждения

1.2. Менеджер по обучению и развитию персонала относится к категории специалистов.

1.3. Лицо, назначаемое на должность менеджера по обучению и развитию персонала должно иметь высшее психологическое или педагогическое образование и стаж работы не менее __ лет.

1.4. Назначение на должность менеджера по обучению и развитию персонала и освобождение от неё осуществляется на основании приказа руководителя предприятия по представлению __________________________________________________.

1.5. Подчиняется менеджер по обучению и развитию персонала непосредственно ___________________________________________.

1.6. Если менеджер по обучению и развитию персонала отсутствует, то временно его обязанности исполняет лицо, назначенное в установленном порядке, которое несет ответственность за надлежащее исполнение возложенных на него должностных обязанностей.

1.7. Менеджер по обучению и развитию персонала должен знать:

— структуру и штаты предприятия;

— профиль, специализацию и перспективы развития предприятия;

— основы маркетинга;

— кадровую политику и стратегию предприятия;

конъюнктуру рынка рабочей силы и образовательных услуг;

современные концепции управления персоналом;

основы трудовой мотивации и системы оценки персонала;

психологические механизмы межличностного и группового общения;

порядок оформления, ведения и хранения документации, связанной с кадрами и их движением;

порядок составления планов подготовки, переподготовки и повышения квалификации

кадров, учебных планов и программ, другой учебно-методической документации;

организацию процесса непрерывного обучения персонала;

прогрессивные формы, методы и средства обучения;

порядок финансирования затрат на обучение;

методы анализа эффективности подготовки, переподготовки и повышения квалификации персонала;

порядок ведения учета и составления отчетности по подготовке и повышению

квалификации кадров;

приказы, указания, распоряжения, инструкции и другие нормативно-распорядительные документы, регламентирующие работу менеджера по обучению и развитию персонала;

законодательные и нормативные правовые акты, методические материалы по управлению персоналом, трудовое законодательство, законодательство о защите прав потребителей, о рекламе, о охране труда;

— передовой отечественный и зарубежный опыт в области управления персоналом;

— основы психологии, социологии, педагогики и организации труда;

— правила и нормы охраны труда, техники безопасности;

— основы экономики и управления;

— правила и нормы производственной санитарии и противопожарной защиты;

— культуру труда и этику делового общения;

средства вычислительной техники, коммуникаций и связи;

— устав предприятия;

— штатное расписание предприятия;

— правила внутреннего трудового распорядка на предприятии.

II. Должностные обязанности

Менеджер по обучению и развитию персонала исполняет следующие должностные обязанности:

2.1. Проводит организацию процесса постоянного непрерывного обучения персонала.

2.2.Обеспечивает создание и эффективное функционирование системы в рамках которой регулярно обучаются все категории работников.

2.3. С целью оценки потребности организации и отдельных сотрудников в обучении осуществляет сбор и анализ информации о такой потребности.

2.4. Выбирает средства и методы обучения, осуществляет поиск и оценку обучающих продуктов, разработку, адаптацию и проведение тренингов.

2.5. Разрабатывает и внедряет планы подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров, программы обучения для того чтобы повысить конкурентоспособность компании посредствомразвития профессиональных и личностных качеств сотрудников компании, приведения имеющихся знаний и навыков в соответствие с целями компании, кадровой политикой, конкурентной средой, современными требованиями и технологиями обучения.

2.6. Проводит организацию аттестаций, тестирований, мониторингов и других видов анализа и контроля профессионального уровня персонала.

2.7. Осуществляет разработку раздаточных обучающих материалов, процедур тестирования и оценки обучающихся работников.

2.8. Взаимодействует с компаниями, которые предлагают образовательные курсы и тренинги.

2.9. Анализирует и подбирает тренинги.

2.10. Обеспечивает заключение договоров со специализированными учебными центрами, в том числе зарубежными, на обучение и стажировку персонала, организует направление сотрудников и оформление необходимой документации.

2.11. Составляет бюджет обучения.

2.12. Контролирует правильное расходование средств на обучение в соответствии с утвержденными бюджетами и финансовыми планами, а также составление необходимой отчетности.

2.13. Осуществляет контроль за соблюдением социальных гарантий сотрудников в период их профессионального обучения.

2.14. Обеспечивает оснащение материальной базы для профессиональной подготовки и повышения квалификации сотрудников, внедрение в учебный процесс тренажерных комплексов, автоматизированных средств обучения.

2.15. Принимает участие в создании внутреннего центра обучения компании.

2.16. Систематически анализирует обратную связь по результатам тренинга, корректирует

и обновляет программы.

2.17. Осуществляет подготовку учебных, информационных и методических материалов по вопросам управления персоналом.

2.18. Контактирует со стороними организациями, работающими в области обучения:

— тренинговыми компаниями;

— бизнес-школами и институтами;

— профильными институтами, где проводят научные исследования и готовят специалистов

отрасли;

— консультантами и специалистами, осуществляющими свою деятельность индивидуально;

— провайдерами конференц-сервиса;

— поставщиками и дистрибьюторами компании.

2.19. Повышает регулярно (раз в месяц) свою квалификацию по следующим темам:

— планирование развития персонала;

— методология проведения тренингов;

— проведение тематических тренингов.

2.20. Участвует в разработке стратегии развития персонала компании, программ профессиональногоразвития.

2.21. Вместе с руководством разрабатывает должностные инструкции и обязанности

сотрудников.

2.22. Принимает участие в разработке предложений руководству филиалов по сотрудничеству с региональными тренинговыми компаниями.

2.23. Ведет кадровый учет и кадровое делопроизводство в соответствии с российским

законодательством и стандартами компании.

2.24. Участвует в проведении мероприятий по анализу текучести кадров.

2.25. Консультирует руководство и сотрудников по различным аспектам трудовых отношений.

2.26.Осуществляет разработку предложений по мотивации персонала, повышению эффективности организации труда, организационной структуре.

2.27. Поддерживает и развивает корпоративную культуру компании.

2.28. Осуществляет разработку и внедрение политики и программ зарплат, компенсаций и льгот.

2.29. Принимает участие в согласовании заявок на подбор персонала.

2.30. Хранит служебную и коммерческую тайны, соблюдает правила конфиденциальности

при работе с личной информацией сотрудников компании, правила внутреннего трудового

распорядка, охраны труда, техники безопасности, производственной санитарии и противопожарной защиты.

2.31. Содержит находящееся в пользовании имущество в целости и сохранности.

2.32. Оказывает помощь коллегам по работе при решении задач их деятельности в случае, если помощь может привести к качественному улучшению результатов деятельности.

2.33. Соблюдает установленные сроки исполнения заданий и поручений.

2.34. Всемерно способствует формированию и укреплению благоприятного морально-психологического климата в коллективе.

2.35. Своевременно отвечает на запросы других сотрудников по направлению профессиональной деятельности, предоставляет требуемую информацию в полном объеме.

2.36. Объективно относиться к другим сотрудникам, оценивает их вклад в достижение целей компании по результатам их работы независимо от личного отношения.

2.37. Честно и добросовестно выполняет возложенные на него обязанности.

III. Права

Менеджер по обучению и развитию персонала имеет право:

3.1. Обращаться к руководству компании:

— с предложениями по совершенствованию работы, которая связана с обязанностями, предусмотренными настоящей должностной инструкцией;

— с требованиями оказания содействия в исполнении своих должностных обязанностей и прав.

3.2. Принимать участие в обсуждении вопросов, связанных с деятельностью кадровой службы.

3.3. Знакомиться с проектами решений руководства компании, относящимися его деятельности.

3.4. Взаимодействовать с сотрудниками всех структурных подразделений.

3.5. Принимать самостоятельные решения по планированию своего рабочего времени.

3.6. Подписывать и визировать документы в пределах своей компетенции.

3.7. Посещать совещания комитетов и рабочих групп, других собраний сотрудников по направлению деятельности.

3.8.Действовать от имени отдела кадров и представлять его интересы во взаимоотношениях с иными структурными подразделениями организации в пределах своей компетенции.

3.9.Вести служебную переписку со структурными подразделениями компании и внешними организациями по темам повышения квалификации, обучения и развития персонала.

3.10. Привлекать специалистов всех (отдельных) структурных подразделений к решению возложенных на него задач (если это предусмотрено положениями о структурных подразделениях, если нет — с разрешения руководителя предприятия).

3.11. Запрашивать лично или по поручению непосредственного руководителя от руководителей подразделений и других специалистов информацию и документы, необходимые для выполнения своих должностных обязанностей.

3.12. Представлять кадровую службу компании во взаимоотношениях с внешними организациями по направлению деятельности в пределах своей компетенции.

IV. Ответственность

Менеджер по обучению и развитию персонала несет ответственность:

4.1. В случае причинения материального ущерба в пределах, определенных гражданским и трудовым законодательством РФ.

4.2. В случае совершения в процессе осуществления своей деятельности правонарушений в пределах, определенных уголовным, административным и гражданским законодательством РФ.

4.3. В случае ненадлежащего исполнения или неисполнения своих должностных обязанностей, которые предусмотрены данной должностной инструкцией, в пределах, определённых трудовым законодательством РФ.

Руководитель структурного подразделения:       _____________      __________________

                                                                           (подпись)         (фамилия, инициалы)

                                                                                                00.00.201_г.

С инструкцией ознакомлен,

один экземпляр получил:                                        _____________      __________________

                                                                            (подпись)          (фамилия, инициалы)

                                                                                                     00.00.20__г.

Автор: Your Mentor. Дата публикации: 11 октября 2020.

Тренер обучает команду сотрудников

Данная статья – продолжение нашей большой статьи по созданию культуры обучения персонала. Чтобы начать читать сначала, пожалуйста, перейдите по этой ссылке.

Позитивная культура обучения персонала не принадлежит и не создается одним отделом или программой. Она создается коллективными усилиями всех членов предприятия. Однако, если люди считают, что рисковать и совершать ошибки небезопасно, у вас не может быть позитивной культуры обучения.

Роль отдела кадров в формировании культуры обучения персонала

Очевидно, что отдел кадров или HR активно участвуют в создании позитивной культуры обучения, потому что стратегии обучения и различные предложения по ее организации разрабатываются и спонсируются данным отделом. Теперь, очень важно сосредоточить внимание на четырех абсолютно важных компонентах работы, которую необходимо выполнять специалистами HR.

Во-первых, они должны сосредоточиться на двух половинах обучающей экосистемы, а именно, поддержка людей и развитие их навыков, а также создание среды, в которой можно рисковать и совершать ошибки. Если они не будут этого придерживаться, у вас ничего не получится.

Это означает, что вам необходимо постоянно отслеживать важные показатели, как:

  • вовлеченность сотрудников;
  • психологическая безопасность;
  • улучшение и прогресс;
  • увольнение ваших лучших людей.

И когда вы определяете область или команду, которая не развивается, вы должны вмешиваться, пока ситуация не изменится.

Во-вторых, вы должны внедрить важнейшие компоненты культуры обучения персонала в свои учебные предложения, чтобы люди были готовы играть свою роль в коллективных усилиях. Например, ваши программы управления и лидерства должны учить лидеров, как развивать установку на рост, создавать психологическую безопасность, обеспечивать эффективное обучение, давать и получать конструктивную обратную связь и демонстрировать эмоциональный интеллект, например, сочувствие.

Коучер обучает персонал компании

Ваша программа по адаптации должна помочь новым сотрудникам легко интегрироваться в позитивную культуру обучения, познакомив их с ценностями постоянного совершенствования, а также с поддержкой и ресурсами, которые им доступны.

В-третьих, вы должны быть подлинным примером и моделировать идеальную культуру обучения персонала. Отдел кадров часто называют хранителями культуры обучения. Если в отделе ее нет, то это распространяется по всей организации. Это версия закона Конвея. Закон Конвея зародился в компьютерном программировании и гласит, что качество продукта отражает качество команды, которая его создает.

Для ваших целей команды HR и Отдел Обучения и Развития Персонала должны быть местами, где безопасно рисковать и совершать ошибки. Если эти команды не моделируют позитивную культуру обучения, создать ее во всей организации будет очень сложно.

В-четвертых, ваши системы и процессы также должны соответствовать позитивной культуре обучения. Это особенно верно для процесса управления производительностью. Если вы измеряете эффективность только по результатам, вы упускаете что-то очень важное. Чтобы развить установку на рост, вам также необходимо измерять и ценить рост и улучшения.

Специалисты в области обучения персонала рекомендуют, чтобы как минимум 30% вашей оценки отражало усилия, потраченные на обучение и совершенствование. Этот аспект должен учитывать то, как вы вознаграждаете людей, например, прибавки и бонусы. Сюда же входит и общение. Если вы действительно хотите создать позитивную культуру обучения, ее нужно ценить последовательно и наглядно, например, обзорами и наградами. После завершения оценки используйте ее для разработки плана действий, чтобы начать решать проблемы и улучшать свою организацию.

Роль сотрудников в обучении персонала

Сотрудники также играют жизненно важную роль в создании позитивной культуры обучения. Вы можете это в них возродить, но также, вы можете искать данную черту в процессе найма.

Есть три основных действия, с помощью которых вы можете поспособствовать развитию культуры обучения для новых сотрудников:

  • Во-первых, они хотят учиться, используя возможности для роста и совершенствования. Это включает использование доступных им учебных ресурсов, а также самостоятельный поиск других источников. Вы можете усилить такое поведение, упростив поиск и доступ к своим учебным предложениям. Это могут быть различные статьи, выступления экспертов, конференции, сертификаты и другие надежные ресурсы.
  • Во-вторых, они берут на себя ответственность за собственное профессиональное и карьерное развитие. Они проявляют инициативу, стремясь получить обратную связь, просят выделить наставника и развивают навыки, необходимые для работы на следующем уровне. Вы можете предоставить информацию о навыках и компетенциях, необходимых для каждого уровня ролей, и предложив учебные ресурсы по обратной связи, коучингу и наставничеству как для сотрудников, так и для руководителей.
  • В-третьих, они поддерживают новичков и коллег в их обучении. Они делятся знаниями, а также предоставляют важную и конструктивную обратную связь. Они способствуют созданию среды, в которой безопасно рисковать и совершать ошибки.

Когда вы работаете над созданием позитивной культуры обучения, можно обучать команды с помощью следующих четырех компонентов:

  1. Оценка, которая помогает им понять и оценить свои сильные стороны.
  2. Тренинг эмоционального интеллекта с упором на самоконтроль и сочувствие.
  3. Исследование психологической безопасности и того, как ее совместить. Это включает в себя, как давать и получать конструктивную обратную связь, и как вести сложные беседы.
  4. Инструменты для эффективного взаимодействия и почему они отличаются от сотрудничества и координации.

Выполняя эти действия, вы поможете своим сотрудникам сыграть свою роль в развитии бизнеса, так как внутреннее развитие очень важно для организации, поскольку оно способствует вовлеченности и моральному духу сотрудников. Но вы также должны убедиться, что привлекаете новые таланты, которые соответствуют вашей культуре обучения.

Когда вы набираете людей на работу и проводите собеседование, отдел кадров ищет тех, у кого есть установка на рост, которые уже демонстрируют жажду обучения и желание расти. Доказательства этого должны быть указаны в их резюме в виде курсов, сертификатов и конференций.

Опытный работник обучает новичка

Посмотрите, являются ли они членами каких-либо профессиональных ассоциаций и брались ли они за какие-либо сложные проекты. Предполагает ли траектория их карьеры, что они взяли на себя новый уровень ответственности и развили более продвинутые навыки? Вы также можете включить вопросы во время подачи заявления на вакансию и во время собеседования, которые дадут вам информацию об их стремлении к обучению и их мышлении.

Роль руководителей и лидеров в создании культуры обучения персонала

Еще один важный компонент для создания позитивной культуры обучения персонала – это роль ваших руководителей и лидеров. Это связано с тем, что реальный повседневный опыт любой организации живет в среде, которую руководители создают для своих сотрудников, а лидеры создают для отделов и команд.

Давайте сначала посмотрим на менеджеров. Все мы слышали поговорку о том, что люди уходят от начальника, а не из компании, и это правда. Хорошие руководители помогают нам быть лучше и чувствовать себя соответственно, приходя на работу, а плохие начальники заставляют нас, в конце концов, понять, что нам было бы лучше в другом месте.

Если посмотреть глубже, все сводится к тому, создает ли менеджер позитивную культуру обучения. Ежедневные слова и действия начальника – это почва, на которой дерево может расти или увядать. В то время как другие компоненты организации могут немного компенсировать плохого менеджера, ничто, кроме него не оказывает прямого влияния на способность сотрудника к процветанию и росту.

Какие качества необходимы хорошему менеджеру вы можете прочитать в нашей статье «Как стать хорошим руководителем». Если вы правильно проведете обучение своего руководителя, тогда изменится вся культура вашей организации. Это не просто информация о необходимых навыках, а фактическое обучение, за которым следует практика, которая формирует правильные привычки, и это должно быть связано с постоянной тренировкой для дальнейшего повышения уровня мастерства.

Вы должны обеспечить процесс так, чтобы обучающие мероприятия включали в себя практику и помогали людям развить правильные привычки и развить их навыки до нужного уровня. Правда в том, что менеджерам необходимо развивать мастерство в этих основных навыках, иначе их сотрудники не смогут добиться успеха.

Теперь давайте посмотрим на ваших высших руководителей и лидеров. В самых здоровых и динамичных организациях есть лидеры, которые сами настроены на рост и верят в силу обучения. Они рассказывают о своих ошибках, полученных знаниях и стремлении к совершенствованию. Они не только способствуют обучению, но и участвуют в нем.

Лучшие лидеры никогда не предполагают, что, поскольку они находятся на вершине организации, им нечему учиться. Фактически, лучшие лидеры – самые голодные ученики. Излишне говорить, что их убеждения, взгляды и действия пронизывают всю организацию, что значительно упрощает работу эффективных команд. Также, очень важно, что лидеры возлагают на менеджеров ответственность за «здоровье» своих команд.

Все вышеперечисленные усилия не увенчаются успехом, если руководителей не оценивают и не вознаграждают на основе состояния здоровья их команд. Это очень важно! Высокоэффективные организации не закрывают глаза на ущерб, наносимый плохими менеджерами. Если вы проигнорируете это и позволите плохим менеджерам оставаться в этих ролях, вы подорвете все попытки создать позитивную культуру обучения персонала.

Третью часть вы можете почитать в статье: «Методы обучения персонала. Лучшие практики и будущие тенденции. Часть 3»

Что еще интересного почитать

  • О компании
  • /
  • Полезное
  • /
  • Кто отвечает за систему повышения квалификации на предприятии

Кто отвечает за систему повышения квалификации на предприятии

Повышение квалификации — непрерывный процесс, позволяющий сохранять высокую эффективность труда, снизить риск несчастных случаев на производстве и повысить конкурентоспособность организации вцелом. В необходимости подобной работы с кадрами сходятся теории управления, разработанные в России и на Западе. Также важно правильно определить ответственность за обучение персонала, чтобы система работала эффективно и без сбоев, выбрать учебный центр для повышения квалификации в Волгограде в качестве партнёра.

Кто отвечает за систему повышения квалификации на предприятии

В системе обучения персонала задействованы следующие должностные лица и отделы организации.

Руководитель предприятия

Все ключевые документы и стандарты, касающиеся обучения и повышения квалификации в организации, утверждаются её руководителем. Это позволяет гарантировать соответствие принимаемых решений целям и задачам предприятия.

Кроме того, факт утверждения руководителем важен для работников, проходящих обучение.Это повышает ответственность сотрудников при освоении новых знаний и даёт ощущение причастности к общему делу.

Руководители структурных подразделений

Непосредственные начальники обучаемых сотрудников обязаны определять потребность в обучении, в зависимости от возложенных на подразделение задач. В частности, это может быть предстоящее внедрение нового оборудования или необходимость обеспечить профессиональный рост персонала, замену выходящих на пенсию работников молодыми.

Служба управления персоналом

Эта служба отвечает за выбор способа обучения, привлечение собственных преподавателей предприятия или сторонних обучающих организаций. Например, учебного центра Волгограда. Свою деятельность они осуществляют на основе потребностей, сформированных руководителями подразделений.

Служба управления персоналом составляет и согласовывает с руководством план-график обучения. Форма передачи и актуализации знаний может быть одной из следующих:

  • собственными силами,

  • повышение квалификации в профессиональном учебном центре Волгограда,

Важно, чтобы система работала непрерывно, получала адекватное и регулярное финансирование. Только при этих условиях гарантируется высокая эффективность труда и успешное освоение новых технологий на предприятии.

← Предыдущая статьяСледующая статья →

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Кто контролирует управляющие компании в перми
  • Кто может вести бухгалтерский учет в компании
  • Кто может отказаться от работы в ночное время
  • Кто не спрятался история одной компании фильм
  • Кто обращается в страховую компанию после дтп