Доверенность на представление интересов организации (от ООО или иной компании): юридические аспекты
Согласно положениям статьи 40 закона «Об обществах…» от 08.02.1998 № 14-ФЗ директор является единственным лицом, которое вправе без оформления каких-либо дополнительных документов (доверенностей, договоров поручения и т. д.) на законных основаниях представлять интересы компании (подписывать приказы, договоры и иные документы) в отношениях с третьими лицами.
Однако одно лицо фактически не может охватить все аспекты деятельности организации, в связи с этим ему требуется передать все либо часть своих полномочий другим субъектам. Для компании это либо ее работники, либо другие организации, осуществляющие определенные виды деятельности (адвокатские бюро, риэлтерские компании, участники рынка ценных бумаг и т. д.).
Наиболее распространенным способом передачи правомочий другому субъекту является выдача письменного уполномочия (доверенности) по правилам статьи 185 ГК РФ.
Кому можно выдать доверенность на представление интересов юридических лиц, узнайте в КонсультантПлюс. Изучите материал, получив пробный доступ к системе бесплатно.
Передача полномочий согласно пункту 4 статьи 185 ГК РФ возможна также и на основании совершения двусторонней сделки. Например, в рамках договора поручения. При этом договор поручения будет выступать в роли «доверенности», а следовательно, должен также соответствовать требованиям, которые предъявляются к этому документу.
Отметим, что принципиальное различие между выдачей доверенности и заключением договора состоит в том, что выдача доверенности — это односторонняя сделка, а договор заключается между двумя сторонами.
Удостоверение доверенности
Обязательным требованием, которое предъявляется к доверенности, выдаваемой организацией, является ее удостоверение (подписание) руководителем (именно он, согласно статье 40 ФЗ № 14, уполномочен на ее оформление). При этом виза нотариуса, согласно пункту 4 статьи 185.1 ГК РФ, на такой доверенности не нужна даже в том случае, если передаваемые полномочия в будущем потребуются для совершения нотариальных сделок либо государственной регистрации прав на имущество.
Действие доверенности
В соответствии с требованиями статьи 186 ГК РФ доверенность является легальной в течение того срока, который в ней обозначен. Следует помнить, что в нормах ГК РФ прямо не указан предельно возможный срок, на который данный документ может быть оформлен. Однако нотариальная практика идет по пути его ограничения тремя годами.
При этом указание начального срока (даты выдачи) в документе является обязательным. В противном случае доверенность ничтожна. В свою очередь, организация может не указывать срок действия доверенности и последний день ее легальности. В этой ситуации, согласно пункту 1 статьи 186 ГК РФ, предполагается, что данный документ действителен в течение одного года.
Практикам важно помнить, что действие доверенности может быть прекращено и до окончания срока, указанного в ней. Прекращение доверенности ООО на представление интересов происходит при наступлении обстоятельств, которые перечислены в статье 188 ГК РФ. Применительно к организации это:
- отмена доверенности самой организацией (выполняется в той же форме, что и сама доверенность);
- отказ лица, являющегося представителем, от представления интересов компании;
- ликвидация (реорганизация) или банкротство компании, чьи интересы представляются.
Если у вас есть доступ к КонсультантПлюс, проверьте правильно ли вы оформили доверенность от имени юрлица. Если доступа нет, получите пробный онлайн-доступ к правовой системе бесплатно.
Виды доверенностей. Генеральная (общая на все полномочия) и разовая доверенности. Передоверие
В юридической практике доверенности принято делить на три вида:
- генеральные доверенности на представление интересов юридического лица;
- специальные;
- разовые.
Генеральная доверенность — это общая доверенность на представление интересов юридического лица, предполагающая передачу всех имеющихся у организации прав. Соответственно, представляющий интересы по такой доверенности может совершать любые действия в отношениях с третьими лицами, которые вправе совершать сама организация, например: заключать разнообразные сделки, защищать позицию компании на переговорах, в судах, налоговой инспекции и в других государственных и муниципальных органах.
Специальная доверенность, в отличие от общей доверенности от организации на представление интересов, предполагает возложение на представителя лишь отдельных полномочий в течение определенного срока. Например, только на защиту интересов в налоговой инспекции или суде.
Разовая же доверенность дает доверителю право совершить единичное юридически значимое действие. Например, получить для организации конкретную посылку или корреспонденцию.
Особенности специальной доверенности
Нормы ГК РФ содержат лишь указание на общие требования, которым должна соответствовать доверенность. При этом законодательством не утверждены какие-либо унифицированные формы таких документов, например форма генеральной доверенности от ООО на все полномочия. Однако из данного правила могут быть исключения, в частности, доверенность на получение материальных ценностей, которая выдается организацией работникам по форме М-2. Данный бланк утвержден постановлением Госкомстата РФ «Об утверждении…» от 30.10.1997 № 71а. Его применение на сегодняшний день не является обязательным.
Передоверие
Особое внимание следует уделить вопросу о разрешении представителю передать все или часть приобретенных полномочий третьим лицам. Как правило, доверенность, выдаваемая организацией, содержит запрет на подобные действия. Тем не менее представителю (особенно если это юридическое лицо) зачастую может потребоваться передача части полномочий конкретному гражданину (работнику) или соответствующему специалисту. В связи с чем в таких случаях разумно указывать ограничение на передоверие, но не его полный запрет.
Также следует помнить, что выдача доверенности не лишает организацию права осуществлять те действия, которые обозначены в ней. Соответственно, организация вправе выдать несколько доверенностей, в том числе и одинаковых по объему полномочий. В этом случае будет действовать правило статьи 185 ГК РФ о том, что каждый представитель вправе представлять интересы организации самостоятельно.
При необходимости в целях защиты интересов организации в доверенностях нескольким лицам может быть указано, что все полномочия представители вправе совершать только совместно.
Образец доверенности на представление интересов юридического лица
При составлении генеральной доверенности от ООО на все полномочия либо отдельные из них практики руководствуются общепринятыми правилами законодательной техники. Документ выполняется на стандартном листе формата А4 (это может быть как фирменный бланк, так и обычный лист). Особых требований к написанию текста нет, поэтому его обычно выполняют в машинописном варианте.
Что же касается содержания, то в нем необходимо указать:
- Наименование документа, место и дату выдачи доверенности (прописью).
- Реквизиты компании, выдавшей документ (ИНН, ОГРН, наименование, адрес, а также данные руководителя, который уполномочен выдавать доверенности на представление интересов юридического лица).
- Данные представителя (работника или другой компании). Для представителя гражданина указываются инициалы, адрес и данные паспорта. Если представитель — организация, то ее реквизиты (ИНН, ОГРН, наименование, юридический адрес).
- Указание на передачу полномочий представителю, а также их объем. Необходимо отметить, что в нотариальной практике принято при выдаче генеральной доверенности скрупулезно перечислять все значимые полномочия, которыми наделяется представитель.
- Срок действия документа.
- Указание на возможность передоверия (либо его запрет).
- Подпись представителя, заверенную подписью руководителя.
- Подпись и печать директора компании.
В качестве примера можно использовать следующий образец доверенности от компании:
Скачать образец
Итоги
Подводя итог, отметим, что техническое оформление доверенности не должно вызывать проблем ввиду отсутствия четких требований к нему. Тем не менее, определяя конкретного представителя и прописывая его полномочия, компаниям следует быть очень внимательными и аккуратными в данных вопросах.
Доверенности прочно вошли в деловую жизнь и без них сложно представить деятельность физических и юридических лиц. Даже простым гражданам требуются доверенности, чтобы отстоять свои интересы в суде через квалифицированного юриста или подать документы в госорганы. В деятельности же юрлиц доверенности требуются постоянно. В статье мы расскажем о видах доверенностей и требованиями к ним.
Какие виды доверенностей бывают
Сразу нужно оговориться, что гражданское законодательство никак не разделяет доверенности на виды, лишь устанавливает возможность указать в доверенности спектр полномочий представителя.
Однако юристы выделяют несколько видов доверенности, исходя из практики.
Генеральная доверенность
Она дает представителю максимальный пакет полномочий без привязки к определенному заданию. У поверенного появляется почти полная свобода действий.
Такой документ может подписать только руководитель юридического лица-доверителя, а на бланке документа обязательно ставится печать организации (при наличии). Также такую доверенность может заверить нотариус, однако понятия «генеральная доверенность» в Законе вы не найдете. Ранее термин «генеральная доверенность» можно было найти в Методических рекомендациях по удостоверению доверенностей Нотариальной палаты, но данные рекомендации были упразднены в 2015 г. В современных нормативных актах нотариата гендоверенность не встречается. Что не отменяет распространенность данного вида доверенность на практике.
Гендоверенность обычно содержит текст со следующим содержанием:
«доверяю (поверенному) управлять и распоряжаться всем моим имуществом, в чем бы оно ни заключалось и где бы ни находилось, а также заключать все разрешенные законом сделки по управлению и распоряжению имуществом; принимать наследство или отказываться от него; получать причитающееся мне имущество, деньги (вклады), ценные бумаги, а также документы от всех лиц, учреждений, предприятий, организаций, в том числе из отделений банков Российской Федерации, отделений связи и телеграфа по всем основаниям; распоряжаться счетами в банках Российской Федерации; получать почтовую, телеграфную и другую всякого рода корреспонденцию, в том числе денежную и посылочную; вести от моего имени дела во всех государственных учреждениях, кооперативных и общественных организациях, а также вести мои дела во всех судебных учреждениях».
Как можно заметить, генеральная доверенность дает представителю практически неограниченные правомочия. Такую доверенность нужно составлять только тогда, когда есть неотвратимая необходимость наделить одного человека полномочиями по совершению всех сделок и представлению интересов юрлица во всех госорганах и негосударственных организациях. Существует риск, что представитель будет использовать неограниченную доверенность против интересов доверителя, а сделки совершенные представителем по доверенности могут быть оспорены в суде. Если поверенному не нужно передавать все полномочия, то лучше выписать специальную или разовую доверенность.
Специальная доверенность
Она дает право представителю многократно совершать определенные однотипные действия. Такую доверенность чаще всего выписывают работникам на время выполнения ими своей трудовой функции, которая связана с представлением интересов организации в конкретных аспектах. Например, продавцу, может быть доверено право заключать сделки, а юристу представлять интересы организации во всех судах и контролирующих органов.
Пример формулировки в специальной доверенности для юриста компании:
«Общество с ограниченной ответственностью „Тест“, уполномочивает (данные поверенного) представительствовать от имени ООО „Тест“ во всех судах Российской Федерации, в том числе в арбитражных, федеральных судах общей юрисдикции и у мировых судей, совершать все процессуальные действия, предусмотренные действующим законодательством…; получать любую документацию с правом подписи всех необходимых документов и совершения всех действий, необходимых для осуществления полномочий, предусмотренных настоящей доверенностью».
Специальная доверенность может оформляться как на короткий срок, так и на несколько лет.
Разовая доверенность
Такая доверенность составляется, когда от поверенного требуется совершить всего одно действие в ближайшее время. Сроки действия у таких доверенностей обычно составляют не более месяца, чтобы работник вовремя выполнил поручение и не использовал доверенность не по назначению. Разовая доверенность может потребоваться, если нужно направить сотрудника на разовое, не свойственное ему, поручение.
Например, компания может попросить практиканта забрать с почта письмо, выдав ему разовую доверенность с указанием конкретного почтового отделения и почтового отправления. Когда у практиканта закончится период практики, доверенность уже действовать не будет.
Общая доверенность на представление интересов юридического лица
Если требуется составить общую доверенность на представление интересов юридического лица, то такая доверенность будет генеральной.
Ст. 185 ГК РФ предусматривает, что доверенность от юрлица должна быть подписана лицом, которое действует согласно учредительным документам без доверенности. В ООО это, как правило, генеральный директор. Если в учредительных документах упомянуто несколько лиц, которые совместно наделены полномочиями, то все они должны подписать гендоверенность (п. 5.4 письма ФНП от 22.07.2016 N 2668/03-16-3 «О Методических рекомендациях по удостоверению доверенностей»).
По общей доверенности передается максимально широкий полномочий действий от имени организации:
- совершение всех сделок и банковских операций;
- представительство во всех государственных органах и судах;
- подписание всех документов юрлица;
- любые другие действия, необходимые для деятельности организации.
Однако не все так просто. Передача всего объема полномочий (как это предполагает генеральная доверенность), исполнение которых в соответствии с законодательством и учредительными документами отнесено к компетенции единоличного (коллегиального) исполнительного органа юридического лица, на основании генеральной доверенности другому лицу не разрешено Законом.
В противном случае исполнять функции единоличного (коллегиального) исполнительного органа будет лицо, не избранное (назначенное) в соответствии с требованиями действующего законодательства и сведения о котором отсутствуют в Едином государственном реестре юридических лиц, то есть на практике произойдет образование еще одного исполнительного органа.
Передача полномочий единоличного исполнительного органа может быть осуществлена только на определенное время в случае временной невозможности исполнения этим лицом своих обязанностей (отпуск, болезнь, командировка). В этом случае издается приказ о временном исполнении обязанностей и выдается доверенность, в которой очерчен круг полномочий исполняющего обязанности лица.
Как оформить доверенность на представление интересов
В большинстве случаев нотариальное оформление доверенности от имени юрлица не требуется. Но доверенность будет считаться действительной только при наличии лишь следующих данных:
- дата оформления (причем срок действия может быть не указан);
- реквизиты организации и сведения о руководителе;
- перечень полномочий представителя (максимально подробно);
- паспортная информация поверенного;
- собственноручная подпись руководителя доверителя.
Однако для сделки с долями в ООО и с недвижимостью потребуется нотариальная доверенность (ст. 185.1 ГК РФ).
На какой срок можно выдать доверенность
Если в самой доверенности стороны забыли или не стали указывать срок действия, то она действует в течение 12 месяцев. Но будьте внимательны. Если доверенности не указать дату ее оформления, то она признаются ничтожной согласно ГК (п. 1 ст. 186 ГК РФ).
ГК предусматривает предельные возможные сроки для доверенностей, выдаваемых в рамках передоверия. По передоверенным полномочия срок не может превышать срок действий первоначальной основной доверенности (п. 4 ст. 187 ГК РФ).
Что касается всех остальных доверенностей, то гражданское законодательство не ограничивает максимальный срок, на который может быть создана доверенность. Это означает, что срок доверенность может быть любым независимо от вида доверенности: генеральная, специальная или разовая. Рекомендуем однако учитывать сложность поручения и уровень доверия к представителю при указании сроков. Слишком длительные полномочия могут быть использованы поверенным во вред компании.
Механизмы защиты сторон уже заключенного договора широко известны и давно применяются на практике. Но права и интересы компании могут быть нарушены уже на этапе переговоров, когда потенциальные контрагенты только согласовывают условия будущего договора. Достаточно сказать, что в процессе переговоров сторона может раскрыть конфиденциальные сведения, которые недобросовестный партнер использует в своих целях. Узнаем, как можно защититься от подобных действий.
Заключению сделки часто предшествуют долгие и порою непростые переговоры между потенциальными контрагентами. И это не удивительно, ведь каждый из них отстаивает собственные интересы и рассчитывает извлечь максимум выгоды от возможного сотрудничества. Но, несмотря на все усилия, заключение сделки может не состояться. И тогда стороны вспоминают о том, что в процессе взаимодействия они могли раскрыть коммерческую тайну или иные конфиденциальные сведения, сообщить о своих конкурентных преимуществах и т.п. Основу защиты в такой ситуации составляет заранее заключенное соглашение о порядке переговоров, о котором мы поговорим в настоящей статье.
Каковы риски?
В процессе переговоров по поводу условий будущей сделки стороны обмениваются различной информацией (документами) и сообщают друг другу конфиденциальные сведения. Обойтись без этого нельзя, поскольку для заключения сделки стороны должны располагать всей необходимой информацией друг о друге и об имеющихся у них возможностях. Если для заключения ряда хозяйственных договоров раскрытие информации – обычная практика, то для других сделок ситуация может быть совсем другой. Например, для заключения договора аренды арендодатель показывает арендатору интересующий того объект, предоставляет относящуюся к нему информацию, сообщает сведения о цене и иных условиях сотрудничества. В раскрытии такой информации для арендодателя нет никаких рисков, поскольку это является обычной практикой. Без ее раскрытия объект попросту никто не арендует.
Другое дело, если раскрытие информации для одной из сторон может быть сопряжено с утратой конфиденциальных данных. Нельзя исключать, что сторона вступает в переговоры не для заключения соглашения, а для получения конфиденциальной информации, которую можно будет использовать в своих интересах. Допустим, компания занимается инновационными разработками в технологической сфере и ведет переговоры, чтобы привлечь финансирование. Естественно, в ходе переговоров она сообщает информацию о своих проектах. Недобросовестная сторона переговоров может использовать раскрытые данные, чтобы создать конкурирующую фирму. Как этому можно противостоять?
Обратимся к законодательству
В ГК РФ есть специальная ст. 434.1, позволяющая сторонам защищать свои права и интересы в процессе переговоров с контрагентами. Она так и называется: «Переговоры о заключении договора». В ней сказано, что стороны свободны в проведении переговоров и, естественно, могут и не договориться друг с другом. Это нормальная ситуация. Вступая в переговоры, стороны рассчитывают найти компромиссное решение, однако это не всегда удается. Вспомним известную фразу американского писателя Марка Твена: «Если бы все люди думали одинаково, никто не играл бы на скачках». Например, по итогам переговоров о заключении договора поставки покупателя могут не устроить предлагаемые цены, сроки, количество товара, необходимость дополнительно оплачивать доставку, страхование и нести другие расходы.
В том, что стороны так и не смогли прийти к соглашению в ходе переговоров, нет ничего страшного. Законодательство не предусматривает за это никакой ответственности. Расходы, которые стороны понесли в ходе переговоров (например, на проезд к месту встречи и проживание в отеле, на оплату услуг связи), целиком относятся на их счет и партнером не компенсируются (п. 1 ст. 434.1 ГК РФ). Впрочем, можно договориться и по-другому.
Допустим, стороны хотят встретиться для обсуждения условий сделки, проведения презентаций и т.п. в нейтральном месте. Для этого нужно арендовать помещение конференц-зала или комнаты переговоров. Логично, что все расходы в такой ситуации…
Подготовлена редакция документа с изменениями, не вступившими в силу
Путеводитель по кадровым вопросам. Вопросы применения ст. 29 ТК РФ
Представителями работников в социальном партнерстве являются: профессиональные союзы и их объединения, иные профсоюзные организации, предусмотренные уставами общероссийских, межрегиональных профсоюзов, или иные представители, избираемые работниками в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом.
(в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
Интересы работников при проведении коллективных переговоров, заключении или изменении коллективного договора, осуществлении контроля за его выполнением, а также при реализации права на участие в управлении организацией, рассмотрении трудовых споров работников с работодателем представляют первичная профсоюзная организация или иные представители, избираемые работниками.
(в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
Интересы работников при проведении коллективных переговоров, заключении или изменении соглашений, разрешении коллективных трудовых споров по поводу заключения или изменения соглашений, осуществлении контроля за их выполнением, а также при формировании и осуществлении деятельности комиссий по регулированию социально-трудовых отношений представляют соответствующие профсоюзы, их территориальные организации, объединения профессиональных союзов и объединения территориальных организаций профессиональных союзов.
(в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
Добавить в «Нужное»
Социальное партнерство в сфере труда: что это такое
В Трудовом кодексе социальному партнерству отведен целый раздел (раздел II ТК РФ). Однако мало кто знает, что же такое социальное партнерство в сфере труда. Об этом партнерстве мы расскажем в нашей консультации.
Понятие социального партнерства
Социальное партнерство в сфере труда – это система взаимоотношений между работниками (их представителями), работодателями (их представителями), органами государственной власти, органами местного самоуправления, которая направлена на обеспечение согласования интересов работников и работодателей по вопросам регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений (ст. 23 ТК РФ).
Стороны социального партнерства
Как становится уже понятно из определения социального партнерства, сторонами такого партнерства являются работники и работодатели в лице представителей, уполномоченных в установленном порядке.
Представителями работников в социальном партнерстве являются профсоюзы и их объединения, иные профсоюзные организации, предусмотренные уставами общероссийских, межрегиональных профсоюзов, или иные представители (ст. 29, 31 ТК РФ).
По общему правилу представителями работодателя могут выступать руководитель организации, ИП-работодатель, объединения работодателей (ст. 33 ТК РФ).
Более подробно о представителях работников и о представителях работодателей мы расскажем ниже.
Что же касается органов государственной власти и органов местного самоуправления, то они являются сторонами социального партнерства в случаях, когда они сами выступают в качестве работодателей, а также в иных случаях, предусмотренных законодательством (ст. 25 ТК РФ). Например, федеральным органам исполнительной власти дано право представлять работодателей — подведомственные указанным органам организации при проведении коллективных переговоров, заключении и изменении отраслевых/межотраслевых соглашений на федеральном уровне (Постановление Правительства РФ от 10.08.2005 N 500).
Принципы социального партнерства
К основным принципам социального партнерства относятся (ст. 24 ТК РФ):
- равноправие сторон социального партнерства;
- уважение и учет интересов сторон;
- заинтересованность сторон в участии в договорных отношениях;
- полномочность представителей сторон социального партнерства;
- соблюдение сторонами и их представителями трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права;
- свобода выбора при обсуждении вопросов, входящих в сферу труда;
- добровольность принятия сторонами социального партнерства на себя обязательств, а также реальность этих обязательств;
- обязательность выполнения коллективных договоров, соглашений;
- контроль за выполнением принятых коллективных договоров, соглашений;
- ответственность сторон социального партнерства, их представителей за невыполнение по их вине коллективных договоров, соглашений. Об ответственности сторон партнерства мы расскажем ниже;
- содействие государства в укреплении и развитии социального партнерства в сфере труда на демократической основе.
Уровни социального партнерства
Трудовым кодексом установлено 6 уровней социального партнерства (ст. 26 ТК РФ):
- Федеральный уровень. На этом уровне устанавливаются основы регулирования отношений в сфере труда в РФ;
- Межрегиональный уровень. На нем устанавливаются основы регулирования отношений в сфере труда в двух и более субъектах РФ;
- Региональный уровень. Это уровень, на котором устанавливаются основы регулирования отношений в сфере труда в субъекте РФ;
- Отраслевой уровень. На этом уровне устанавливаются основы регулирования отношений в сфере труда в отрасли/отраслях;
- Территориальный уровень. Уровень, на котором устанавливаются основы регулирования отношений в сфере труда в муниципальном образовании;
- Локальный уровень. На данном уровне устанавливаются обязательства работников и работодателя в сфере труда.
Формы социального партнерства в сфере труда
Существуют следующие формы социального партнерства (ст. 27 ТК РФ):
- коллективные переговоры по подготовке проектов коллективных договоров/соглашений и заключению коллективных договоров/соглашений. Подробнее о коллективных переговорах, в том числе о порядке их проведения можно прочитать в гл. 6 Трудового кодекса;
- взаимные консультации (переговоры) по вопросам регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений, обеспечения гарантий трудовых прав работников и совершенствования трудового законодательства и иных НПА, содержащих нормы трудового права;
- участие работников (их представителей) в управлении организацией. О формах такого участия рассказано в ст. 53 ТК РФ;
- участие представителей работников и работодателей в разрешении трудовых споров.
Представители работников
Разобраться с тем, кто и когда является представителем работников, поможет наша таблица.
Кто является представителем работников | В каких случаях представляются интересы работников |
---|---|
Первичная профсоюзная организация или иные представители, избираемые работниками |
|
Соответствующие профсоюзы, их территориальные организации, объединения профсоюзов и объединения территориальных организаций профсоюзов |
|
Стоит отметить, что в социальном партнерстве первичные профсоюзные организации и их органы представляют на локальном уровне интересы работников конкретного работодателя, являющихся членами соответствующих профсоюзов (ст. 30 ТК РФ), а в некоторых случаях — интересы всех работников данного работодателя независимо от их членства в профсоюзах.
Работники, которые не являются членами профсоюза, вправе уполномочить орган первичной профсоюзной организации представлять их интересы во взаимоотношениях с работодателем по вопросам индивидуальных трудовых отношений и непосредственно связанных с ними отношений на условиях, которые установлены данной первичной профсоюзной организацией.
Если работники конкретного работодателя не объединены в какие-либо первичные профсоюзные организации или ни одна из имеющихся первичных профсоюзных организаций не объединяет более 50% работников данного работодателя и не уполномочена в установленном порядке представлять интересы всех работников в социальном партнерстве на локальном уровне, работники могут выбрать иного представителя (представительный орган) из числа работников путем тайного голосования, проведенного на общем собрании работников (ст. 31 ТК РФ). При этом наличие иного представителя не может являться препятствием для осуществления первичными профсоюзными организациями своих полномочий.
Важным моментом является то, что в обязанности работодателя входит создание условий, обеспечивающих деятельность представителей работников, в соответствии с трудовым законодательством, коллективным договором, соглашениями (ст. 32 ТК РФ).
Представители работодателей
Кто и в каких случаях может выступать представителем работодателя, покажем в таблице.
Кто является представителем работодателей | В каких случаях представляются интересы работодателей |
---|---|
Руководитель организации, ИП-работодатель или уполномоченные ими лица в соответствии с ТК РФ, другими федеральными законами и иными НПА РФ, законами и иными НПА субъектов РФ, НПА органов местного самоуправления, учредительными документами организации и ЛНА |
|
Объединения работодателей (при отсутствии на федеральном/межрегиональном/региональном/территориальном уровне социального партнерства отраслевого (межотраслевого) объединения работодателей его полномочия может осуществлять соответственно общероссийское, межрегиональное, региональное, территориальное объединение работодателей при условии, что состав членов такого объединения отвечает требованиям, установленным федеральным законом для соответствующего отраслевого (межотраслевого) объединения работодателей) |
|
Представителями работодателей — организаций, в отношении которых функции и полномочия учредителя осуществляют федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов РФ, иные госорганы, органы местного самоуправления, также являются соответствующие федеральные органы исполнительной власти, региональные органы исполнительной власти, иные госорганы, органы местного самоуправления (ст. 34 ТК РФ):
- при проведении коллективных переговоров;
- при заключении или изменении соглашений;
- при разрешении коллективных трудовых споров по поводу заключения или изменения соглашений;
- при осуществлении контроля за выполнением соглашений;
- при формировании комиссий по регулированию социально-трудовых отношений и осуществлении их деятельности.
Органы социального партнерства
На всех уровнях социального партнерства на равноправной основе по решению сторон образуются комиссии из наделенных необходимыми полномочиями представителей сторон (ст. 35 ТК РФ). Такие комиссии нужны:
- для обеспечения регулирования социально-трудовых отношений;
- для ведения коллективных переговоров и подготовки проектов коллективных договоров, соглашений;
- для заключения коллективных договоров, соглашений;
- для организации контроля за их выполнением.
Так, на федеральном уровне образуется постоянно действующая Российская трехсторонняя комиссия по регулированию социально-трудовых отношений. Членами этой комиссии являются представители общероссийских объединений профсоюзов, общероссийских объединений работодателей, Правительства РФ.
В регионах могут образовываться трехсторонние комиссии, которые ведут деятельность в соответствии с законами субъектов РФ.
На территориальном уровне могут образовываться трехсторонние комиссии, деятельность которых осуществляется в соответствии с региональными законами, положениями об этих комиссиях, утверждаемыми представительными органами местного самоуправления.
На отраслевом/межотраслевом уровне могут образовываться отраслевые/межотраслевые комиссии. Такие комиссии, кстати, могут образовываться как на федеральном, так и на межрегиональном, региональном, территориальном уровнях социального партнерства.
На локальном уровне образуется комиссия для ведения коллективных переговоров, подготовки проекта коллективного договора и заключения коллективного договора.
В целях согласования интересов работников, работодателей и государства по вопросам регулирования социально-трудовых отношений и связанных с ними экономических отношений федеральные органы госвласти, региональные органы власти и органы местного самоуправления обязаны обеспечивать в установленном порядке условия для участия соответствующих комиссий (профсоюзов и объединений работодателей, если на соответствующем уровне социального партнерства такие комиссии не образованы) в разработке и/или обсуждении проектов законодательных и иных НПА, программ социально-экономического развития, других актов органов госвласти и органов местного самоуправления в сфере труда (ст. 35.1 ТК РФ).
Проекты трудовых законодательных актов, нормативных правовых и иных актов органов исполнительной власти и органов местного самоуправления, а также документы и материалы, необходимые для их обсуждения, направляются органами власти, принимающими указанные акты, на рассмотрение в соответствующие комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.
Решения комиссий или мнения их сторон (заключения соответствующих профсоюзов) по направленным им проектам в обязательном порядке рассматриваются федеральными органами государственной власти, органами госвласти субъектов РФ или органами местного самоуправления, принимающими указанные акты.
Ответственность сторон социального партнерства
Представители сторон, которые уклоняются от участия в коллективных переговорах по заключению, изменению коллективного договора/соглашения или которые неправомерно отказываются от подписания согласованного коллективного договора/соглашения, наказываются штрафом (ст. 54 ТК РФ, ст. 5.28, 5.30 КоАП РФ).
Так, например, штраф за уклонение работодателя или его представителя от участия в переговорах о заключении, об изменении или о дополнении коллективного договора/соглашения составляет от 1000 до 3000 рублей.
Также штраф грозит лицам, виновным в непредоставлении информации, необходимой для ведения коллективных переговоров и осуществления контроля за соблюдением коллективного договора. В этом случае штраф тоже составляет от 1000 до 3000 руб. (ст. 5.29 КоАП РФ).
Кроме того, штрафу подвергаются представители работников или представители работодателя, которые виновны в нарушении или невыполнении обязательств, предусмотренных коллективным договором/соглашением (ст. 55 ТК РФ). За это нарушение штраф составляет от 3000 до 5000 руб. (ст. 5.31 КоАП РФ).