Кто обслуживает многоквартирный дом при отсутствии управляющей компании

Среди способов управления многоквартирными домами наименее распространённый – непосредственное, когда МКД управляют сами владельцы помещений. Сегодня отвечаем на вопросы, заданные нашими читателями о непосредственной форме управления домом.

Кто вносит в ГИС ЖКХ информацию по лицевым счетам потребителей коммунальной услуги

Согласно п. 1 ч. 2 ст. 161 ЖК РФ, собственники вправе выбрать на общем собрании такой способ как непосредственное управление домом при условии, что количество квартир в нём не превышает тридцати. В таком случае владельцы помещений сами заключают с подрядными компаниями договоры на обслуживание и ремонт общего имущества МКД и предоставление коммунальных услуг.

Поскольку между собственниками и исполнителями нет управляющей организации или ТСЖ/кооператива, у жителей часто возникают вопросы о нюансах исполнения требований законодательства к надлежащему управлению МКД. Например, кто должен вносить обязательную информацию по лицевым счетам потребителей коммунальных услуг в ГИС ЖКХ и нужно ли это делать вообще.

В соответствии с разд. 8 приказа № 74/114/пр, среди информации, подлежащей размещению поставщиками коммунальных ресурсов для предоставления коммунальных услуг в МКД, есть данные о лицевых счетах и их номерах. Поскольку при непосредственном управлении домом исполнителем КУ является ресурсоснабжающая организация, то именно она должна размещать данные о лицевых счетах потребителей.

Если собственники помещений не видят такой информации в ГИС ЖКХ, им необходимо обратиться к поставщику соответствующих коммунальных ресурсов с претензией. В отсутствие ответа – в орган ГЖН, который проведёт проверку РСО и при наличии нарушений потребует от организации их устранить.

Как с 1 июля изменился расчёт платы за ОДН в домах без УО и ТСЖ

Как с 1 июля изменился расчёт платы за ОДН в домах без УО и ТСЖ

Кто отвечает за качество коммунальных услуг внутри дома

Один из наших читателей спросил, кто несёт ответственность за предоставление коммунальных услуг ненадлежащего качества, возмещает ущерб (при его наличии), если до границы балансовой принадлежности показатели качества не нарушены.

Согласно ПП РФ № 354, при непосредственном способе управления исполнителем КУ является ресурсоснабжающая организация. Поэтому ответственность за некачественное оказание услуг несёт именно она.

Исключением может стать ситуация, когда собственники заключили договор с какой-либо подрядной организацией, которая занимается содержанием и ремонтом их общего имущества. Если ухудшение качества коммунальной услуги случилось из-за действий/бездействия такой организации, то именно она будет нести ответственность за причинённый ущерб. 

Могут ли собственники помещений отказаться от части работ/услуг, прописанных в ПП РФ № 290

Разберём вопрос, вправе ли собственники на ОСС принять решение об отказе от уборки лестничных клеток и придомовой территории, включённых в договор с подрядчиком на содержание и ремонт общего имущества МКД.

В соответствии с пп. «а» п. 2 ПП РФ № 290, в случае, если управление многоквартирным домом осуществляется непосредственно собственниками помещений, перечень услуг и работ из числа включённых в минимальный перечень, периодичность их оказания и выполнения определяются общим собранием собственников и отражаются в его решении. Таким образом, собственники вправе исключить из перечня услуг/работ уборку мест общего пользования и/или придомовой территории.

Когда РСО не может брать плату за коэффициент, повышающий норматив

Когда РСО не может брать плату за коэффициент, повышающий норматив

Проверяет ли орган ГЖН управляющую организацию, если собственники заключили с ней договор на обслуживание дома

И последнее, о чём поговорим сегодня: проверяет ли работу управляющей организации орган ГЖН, если собственники помещений в МКД при непосредственном управлении заключили с ней по договор обслуживания и ремонта общего имущества.

Если собственники на ОСС выбрали непосредственное управление домом и решили заключить договор обслуживания с управляющей организацией, то орган ГЖН не вправе осуществлять лицензионный контроль в отношении такой УО.

В таких отношениях компания выступает подрядчиком. Если УО по такому договору не выполняет какие-то работы, нарушает его условия, то решить этот вопрос собственники могут только через суд. Отношения с УО по договорам подряда регулируются нормами ГК РФ, а не ЖК РФ.

Почему орган ГЖН может не присвоить дому класс энергоэффективности

Почему орган ГЖН может не присвоить дому класс энергоэффективности

На заметку

При непосредственном управлении домом ответственность за надлежащее содержание общего имущества несут сами собственники. Если исполнителями коммунальных услуг в таких условиях являются поставщики ресурсов, то для ремонта и обслуживания общего имущества, инженерных сетей владельцы квартир должны найти подрядную организацию, отношения с которой будут регулироваться нормами гражданского законодательства.

Собственники на общем собрании сами устанавливают перечень работ и услуг, которые необходимы в доме для надлежащего его содержания, и включают такой перечень в договор с подрядчиком. В качестве обслуживающей дом организации может выступать и компания, получившая лицензию на управление МКД. Но по договору подряда такая УО в отношении дома на непосредственном управлении не подлежит лицензионному контролю со стороны надзорных органов.

Подпишитесь на рассылку

Еженедельно получайте новости сферы ЖКХ, советы по управлению МКД и заполнению ГИС ЖКХ.
Выберите почту, на которую вам удобно получать рассылку, присоединяйтесь к 75 748 подписчикам

Статьи по теме

Вопросы по теме

Полное или частичное копирование материалов разрешено только при указании источника и добавлении прямой ссылки на сайт roskvartal.ru

Рубрика: Новость

2017-07-27 15:03

Выбор способа управления – это прежде всего обязанность самих  собственников, он осуществляется на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме и может быть выбран и изменен в любое время на основании его решения. Решение общего собрания о выборе способа управления является обязательным для всех собственников помещений в многоквартирном доме.

В случае, если собственники помещений не выбрали способ управления многоквартирным домом, то орган местного самоуправления, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, проводит открытый конкурс по отбору управляющей организации, если в течение года до дня проведения указанного конкурса собственниками помещений в многоквартирном доме не выбран способ управления этим домом или если принятое решение о выборе способа управления этим домом не было реализовано. Открытый конкурс проводится также в случае, если до окончания срока действия договора управления многоквартирным домом, заключенного по результатам открытого конкурса, не выбран способ управления этим домом или если принятое решение о выборе способа управления этим домом не было реализовано. (4 ст. 161 ЖК РФ).

Любой собственник помещения в многоквартирном доме может обратиться в орган местного самоуправления с заявлением о проведении открытого конкурса в отношении многоквартирного дома, при условии, что дом находится без управления, либо в суд с требованием обязать органы местного самоуправления выбрать управляющую организацию в соответствии с положением ч. 7 ст. 161 Жилищного Кодекса РФ, если вопрос не удается решить добровольно.

Тем не менее, собственникам помещений рекомендуется все же самостоятельно выбрать один из способов управления многоквартирным домом, так как именно в этом случае они могут выбрать ту компанию и условия договора управления, стоимость, которые наиболее полно отвечают интересам жильцов.

Если все же, многоквартирный дом длительное время находится без управления, собственники помещений не приняли определенное решение по выбору способа управления многоквартирным домом  и органы местного самоуправления бездействуют, то собственник помещения вправе пожаловаться в органы государственного жилищного надзора либо в прокуратуру на бездействие соответствующей администрации.

Размещено:
2017-07-27 15:04:31

Изменено: 2017-07-27 15:05:26

Количество просмотров: 1171 Cегодня: 2

Нет Управляющей компании? Помогите

Здравствуйте, подскажите пожалуйста. У нас в поселке нет УК вообще. В подъезде прорвало трубу горячего водоснабжения. ЖКХ отказываются делать. Говорят что делают только до входа в дом. Хотя в подъезде я так понимаю тоже общедомовое имущество. ТСЖ тоже не создано. В доме несколько квартир не приватизировано, принадлежат администрации. В Прокуратуре тоже сказали нет УК, создавайте ТСЖ и собирайте деньги. Что делать?

В доме всего 3 квартиры которые согласны платить сантехникам. Неужели мы все должны оплачивать сами. Если нет. то чем мотивировать?

11 ноября 2016, 09:31, Елена, п. Чокурдах

Бремя содержания жилья несут собственники жилых помещений, а так же наниматели по договорам социального найма. В случае если у Вас отсутствует УК, то Вы ежемесячно не оплачиваете содержание общедомового имущества и коммуникаций, соответственно Вам никто не обязан его чинить. Вы вправе после совершения оплаты и ремонта коммуникаций обратиться с иском в суд к жильцам, которые отказались оплачивать добровольно и взыскать с них потраченные на ремонт средства пропорционально.

11 ноября 2016, 09:31

Похожие вопросы

Причина в том просто я пыталась заставить УК работать, затем начала беседовать с собственниками дома на тему смены УК

Управляющая компания требует доступ к стоякам, требует разобрать короб в туалете, и вообще убрать плитку с одной стены. Причем есть люки для осмотра. Также просит осмотреть всю квартиру на предмет перепланировок. Тех, которые согласовать нельзя у меня нет. Но есть те, что просто не согласованы, с момента ремонта прошло около года только. Сам дом сдан в 2020 году. Никаких аварий нет, никто не жалуется. Причина в том просто я пыталась заставить УК работать, затем начала беседовать с собственниками дома на тему смены УК. Таким образом УК меня шантажирует и мстит. Сейчас прислали по почте уведомление, я его еще не получала, и не знаю нужно ли. Как бороться с этим? Так они могут любую квартиру заткнуть и продолжить получать деньги ни за что.

22 февраля, 18:56, вопрос №3614795, Юлия Еременко, г. Волгоград

Судебный пристав требует 152 000 руб. За долги по коммунальным платежам в пользу некой управляющей компании

Судебный пристав требует 152 000 руб. за долги по коммунальным платежам в пользу некой управляющей компании. Нюанс в том, что:

а) у меня нет долгов по коммунальным платежам;

б) я не знаю эту управляющую компанию, а она не знает меня;

в) я никогда не жил в домах, которую обслуживает эта управляющая компания.

Тем не менее, есть дело, есть судебный приказ (от 08.11.2022) и есть исполнительное производство (от 16.02.2023). И узнал я обо всем этом сегодня, случайно зайдя на «Госуслуги».

Какие шаги предпринять, чтобы, во-первых, прекратить блокирование моих счетов и, во-вторых, быстро исправить это недоразумение? Спасибо.

22 февраля, 10:51, вопрос №3614238, Олег, г. Санкт-Петербург

По моему мнению на лицо умышленное затягивание срока обжалования

Здравствуйте.

Я получил ( и то только по моему запросу) письмо Управляющей компании о том, что я имею задолженность по оплате коммунальных услуг. У меня есть аргументы что это не так. Я полагаю для того чтобы я не явился в суд в назначенное время меня официально не известили, хотя я все время находился по месту прописки. А сообщили об этом и выслали копию решения суда почтой РФ. Факт этого подтверждения является Отчет об отслеживании почтового отправления. Но я не получал ни какого почтового извещения ни в первом ни во втором случае. По моему мнению на лицо умышленное затягивание срока обжалования. Могу ли я обосновать не правомерность данной процедуры и подать апелляцию по истечении установленного срока.

22 февраля, 06:30, вопрос №3613944, Василий Петрович Гужев, г. Москва

610 ₽

Вопрос решен

Недвижимость

Через какую структуру им лучше провести эту сделку?

Добрый день.

Кейс:

Есть 20 человек, которые хотят совместно инвестировать в объект недвижимости, затем передать его в управление управляющей компании и получать доход.

Они слабо знакомы , их цель обезопасить себя и не зависеть от других участников . Через какую структуру им лучше провести эту сделку? Подойдет ли кооператив?

21 февраля, 20:41, вопрос №3613700, Денис, г. Санкт-Петербург

Обязаны ли они провести в таком случае ремонт, мы даже согласны и на демонтаж основания их усилиями

Здравствуйте. В доме проводится ремонт от управляющей компании, на нашем этаже есть каркас тамбура, но тамбурная дверь отсутствует её там никогда не было. Нам глава дома говори, что так как это тамбур, то ремонт там производится не будет. Но это же не наше имущество, тем более как тамбур оно не используется и не зарегистрировано и двери там даже нет. Обязаны ли они провести в таком случае ремонт, мы даже согласны и на демонтаж основания их усилиями. Заранее спасибо.

21 февраля, 14:38, вопрос №3613300, Вадим, г. Москва

Читайте также:

  • У нас 16-квартирный дом. надо ли заключать договор на содержание общего имущества с ЖКХ?
  • Что делать и куда обратиться?
  • Разъясните пожалуйста! У многоквартирного дома нет хозяина, а именно нет управляющей компании и не является ТСЖ.
  • Как можно поменять свою управляющию компанию в 16 квартирном доме?
  • Если нет управляющей компании кто обслуживает дом при засоре канализации.
  • А если нет у дома ТСЖ и РСЖ, многоквартирный дом без управляющей компании, кто должен делать опрессовку дома?
  • На какие законы и статьи ориинтироваться?
  • Управление 18 ти квартирным домом.

В 16 квартирном доме нет управляющей компании как быть жильцам.

Ответы на вопрос:

Залина Махмудовна, выбрать управляющую компанию в данном случае обязана администрация.

И именно туда нужно написать очень грамотное и подробное требование!

Если собственники не выбрали или не реализовали выбранный способ управления, за них это обязаны сделать органы местного самоуправления, руководствуясь п. 4 ст. 161 ЖК РФ.

Вам помог ответ?ДаНет

Здравствуйте Залина Махмудовна!

Вы можете создать ТСЖ. На основании ст. 135 Жилищного кодекса РФ. И совместно управлять финансово-хозяйственной деятельностью дома.

Вам помог ответ?ДаНет

Похожие вопросы

Что делать и куда обратиться?

У нас 8 квартирный дом. У дома нет управляющей компании, тсж тоже нет. Ни кому из жильцов говорят это не надо. Начал сыпаться фасад дома. Крыльцо тоже скоро рухнет крыша. Что делать и куда обратиться? Не могу же я из своего кармана все это делать?

На какие законы и статьи ориинтироваться?

Жильцы дома выбрали непосредственный способ управления МКД (в доме 16 квартир). Жильцы данного дома не заключали договора ни с ЖКХ ни с ресурсноснабжающей организацией. Согласно ст.540 ГК РФ заключение договоров в письменной форме не обязательно (за отопление). Они платять только за тепло, за свет и газ. А за содержание и ремонт жилья не платят. За, что и за какие услуги отвечают жильцы при непосредственном способе управления МКД. На какие законы и статьи ориинтироваться?

Управление 18 ти квартирным домом.

Возможно ли без ведома собственников жилья навязать им УК?У нас 18 квартир в доме и нас без нашего ведома прикрепили к УК,скольки квартирный дом может вести непосредственное управление домом самими жильцами?

Публикации


2

411


3

193


5

48


3

160


0

19


0

372


10

1 773


0

40


47

3 588


4

828

Жилье ,

27 июл 2022, 12:53 

0 

И в новом доме, и в старом фонде жильцам важно знать, куда обращаться в случае некачественной уборки подъездов и придомовых территорий, кому оплачивать счета за ЖКХ и откуда вызывать электрика или сантехника

Разбираемся вместе с экспертом, где искать информацию об организации, обслуживающей конкретный адрес.

1. Квитанция на оплату ЖКУ

Ежемесячно в почтовый ящик приходит платежка. На ней обязательно указываются название, адрес и реквизиты исполнителя услуг — управляющей компании (УК) или товариществе собственников жилья (ТСЖ). Способ простой, но не на 10% надежный: бывают случаи мошенничества, когда жильцам подбрасывают поддельные квитанции от сторонних организаций. Особенно высок подобный риск для жителей новых домов и районов.

2. «Реформа ЖКХ»

Если квитанций в почтовом ящике нет, а с УК нужно срочно связаться, можно зайти на сайт госкорпорации «Реформа ЖКХ». Там есть раздел «Жилищный фонд», в котором можно найти информацию о доме, введя адрес в строку поиска. Сайт показывает, кто и на каком основании управляет домом. Здесь же можно изучить финансовый отчет управляющей компании за прошлый год, ознакомиться с ее рейтингом и подведомственными адресами.

3. «ДОМ МИНЖКХ»

«ДОМ.МИНЖКХ» — сайт общественно-инициативного проекта, где хранится информация об объектах жилищного фонда. Если перейти в раздел «Управляющие компании ЖКХ и ТСЖ», кликнуть вкладку «Многоквартирные дома» и ввести свой адрес, можно увидеть сведения об УК, в том числе адрес, телефоны, e-mail и ФИО руководителя. Помимо информации об обслуживающей организации, на сайте можно, например, узнать, как получить выписку из ЕГРН, и изучить подробные сведения о конструкциях и инженерных сетях.

4. «Госуслуги» и «ГИС ЖКХ»

На сайте госуслуг можно отправить жалобу на работу УК и внести предложения по ее деятельности. Через учетную запись сервиса доступен ресурс «ГИС ЖКХ» (государственная информационная система жилищно-коммунального хозяйства). Для этого нужно зайти в раздел «Поиск организации по адресам обслуживаемых домов» и ввести адрес дома. Из личного кабинета можно отправлять запросы в ТСЖ или УК. Организация обязана ответить на письмо, но это может занять несколько дней, поэтому гораздо эффективнее позвонить по телефонам, указанным на сайте.

5. Mos.ru

Москвичам может быть привычнее пользоваться официальным сайтом мэрии Москвы. Введя адрес в разделе «Узнать о доме» или найдя его на интерактивной карте, можно просмотреть карточку УК, которая содержит информацию о контактных лицах, адрес и время приема граждан, заявлений и документов. Если зарегистрироваться на mos.ru и указать сведения об объекте недвижимости в собственности, в личном кабинете можно будет получить платежки за ЖКУ и электричество (эта функция также доступна на сайте госуслуг).

6. Администрация района

Если по каким-то причинам поиск в сети невозможен, можно подать официальный запрос в районную или городскую администрацию. Для этого потребуются паспорт, документы о праве собственности на жилое помещение или подтверждение регистрации по адресу. Ответ можно получить в течение недели; специалист позвонит или направит его в СМС либо по электронной почте.

7. МФЦ

Специалисты многофункционального центра подскажут всю необходимую информацию о доме. Этот вариант подходит тем, кто купил квартиру и регистрирует право собственности. Заодно в МФЦ можно уточнить, какая управляющая компания работает по новому адресу, и написать заявление на переоформление лицевого счета для оплаты услуг ЖКХ на нового собственника. В договоре с управляющей компанией обязательно указываются ее реквизиты.

8. Поговорите с людьми

Проверенный способ — уточнить у соседей или консьержа, какая компания обслуживает дом. Если вы покупаете квартиру, этот вопрос можно решить с продавцом или риелтором. Кроме того, информация с контактными данными УК или ТСЖ может быть доступна на стенде объявлений, который находится на первом этаже или у входа в подъезд.

Эксперты неоднозначно отнеслись к выводам Верховного Суда. Один из них указал, что УК все равно обязана продолжать управление МКД, поскольку от этого зависят жизнь и здоровье граждан. Второй предположил, что орган местного самоуправления не созвал общее собрание собственников помещений для решения вопроса о выборе способа управления, а потому УК попытались понудить заниматься тем, чем она не хочет.

В Определении
№ 303-ЭС20-23313 от 19 апреля Верховный Суд разъяснил, должна ли управляющая организация, исключившая сведения о многоквартирном доме из реестра лицензий, продолжать деятельность по его управлению до появления новой УК.

ООО УК «Дерсу» выиграло конкурс по отбору управляющей организации на управление многоквартирным домом, заключило соответствующий договор сроком на один год с возможностью его продления на тех же условиях и на тот же срок при отсутствии заявления одной из сторон о прекращении его действия. По истечении года управляющая компания приняла решение исключить МКД из реестра лицензий. Домом она управляла до 1 июля 2019 г.

13 августа 2019 г. по результатам внеплановой документарной проверки жилищная инспекция составила акт о том, что после внесения изменений в реестр лицензий УК «Дерсу» управление МКД не осуществляет, содержание и ремонт общего имущества собственников в доме не производит, платежные документы не направляет, в связи с чем выдала предписание об обязании продолжить осуществлять деятельность по управлению многоквартирным домом до дня наступления события, предусмотренного ч. 3 ст. 200 Жилищного кодекса, то есть до выбора иной УК, управления МКД собственниками помещений или госрегистрации ТСЖ или жилищного кооператива.

«Дерсу» обратилась в Арбитражный суд Приморского края, который согласился с позицией жилищной инспекции о том, что в случае исключения сведений о многоквартирном доме из реестра лицензий субъекта РФ лицензиат обязан надлежащим образом исполнять обязанности по управлению МКД, оказанию услуг и (или) выполнению работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме в соответствии с требованиями законодательства до дня наступления названных обстоятельств, указанных в ч. 3 ст. 200 ЖК РФ. Апелляция и кассация оставили решение первой инстанции без изменений.

Не согласившись с выводами судов, управляющая компания обратилась с жалобой в Верховный Суд. ВС заметил, что исключение сведений о МКД из реестра лицензий согласно ч. 6 ст. 198 ЖК является основанием для прекращения лицензиатом деятельности по управлению таким домом в порядке, установленном ст. 200 Кодекса.

С даты исключения сведений лицензиат не вправе осуществлять деятельность по управлению МКД, в том числе начислять и взимать плату за жилое помещение и коммунальные услуги, выставлять платежные документы потребителям, за исключением случаев, предусмотренных ч. 3 ст. 200 ЖК. В соответствии с данным положением лицензиат обязан надлежащим образом исполнять обязанности по управлению МКД, оказанию услуг или выполнению работ по содержанию и ремонту общего имущества в соответствии с требованиями законодательства до дня:

1. возникновения в соответствии с ч. 7 ст. 162 Кодекса обязательств по управлению таким домом у управляющей организации, выбранной общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме или отобранной по результатам проведенного органом местного самоуправления открытого конкурса;

2. возникновения обязательств по договору управления МКД, заключенному управляющей организацией с товариществом собственников жилья, жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом;

3. возникновения обязательств по договорам, указанным в ч. 1 и 2 ст. 164 Кодекса;

4. государственной регистрации товарищества собственников жилья, жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива.

«Приведенные законоположения не возлагают на иных лицензиатов, в частности по заявлениям которых внесены изменения в реестр лицензий в связи с прекращением договора управления по окончании срока его действия, обязанности по управлению многоквартирным домом после внесения соответствующих изменений в реестр лицензий», – указал ВС.

Читайте также

Может ли управляющая компания обслуживать дом, не включенный в ее лицензию?

Верховный Суд указал, что отсутствие в реестре лицензий сведений о МКД, фактическую деятельность по управлению которым осуществляет лицензиат, не означает недействительность ранее выданной лицензии или осуществление деятельности без нее

21 января 2020

Судебная коллегия обратила внимание, что, принимая во внимание положения ч. 6 ст. 162 ЖК, когда одна из сторон (в данном случае управляющая компания) заявила о прекращении договора по окончании срока его действия, такой договор не считается продленным. При прекращении договора в связи с истечением (окончанием) срока его действия сторона, не желающая пролонгировать договор, обязана уведомить другую сторону об этом, в том числе направить данную информацию в орган государственного жилищного надзора и орган местного самоуправления.

В этом случае, заметил ВС, согласно ч. 10 ст. 162 ЖК управляющая организация в течение трех рабочих дней со дня прекращения договора обязана передать техническую документацию на МКД и иные связанные с управлением таким домом документы, предметы и информацию, необходимые для эксплуатации и управления, вновь выбранной управляющей организации, товариществу собственников жилья либо жилищному или жилищно-строительному кооперативу, иному специализированному потребительскому кооперативу либо собственнику помещения.

Таким образом, посчитал Верховный Суд, исходя из системного толкования приведенных норм, положения ч. 3 ст. 200 ЖК, предусматривающие в том числе обеспечение непрерывности осуществления деятельности по управлению и обслуживанию МКД, распространяются на лицензиатов, в отношении которых принято решение об исключении сведений о МКД из реестра лицензий субъекта РФ по основаниям, предусмотренным ч. 5, 5.1, 5.2, 5.3, 5.4 ст. 198 ЖК, а также в случаях прекращения или аннулирования лицензии в соответствии со ст. 199 ЖК.

Кроме того, собственники обязаны выбрать один из способов управления многоквартирным домом, указанных в ч. 2 ст. 161 ЖК; управление МКД, в отношении которого собственниками не выбран способ управления в порядке, установленном Кодексом, или выбранный способ управления не реализован, не определена управляющая организация, в том числе по причине признания несостоявшимся открытого конкурса по отбору управляющей организации, осуществляется управляющей организацией, имеющей соответствующую лицензию, определенной решением органа местного самоуправления в порядке и на условиях, которые установлены правительством (ч. 17 ст. 161 ЖК).

Верховный Суд обратил внимание, что с 12 января 2019 г. назначение «временной» (на срок не более года) управляющей организации осуществляется согласно Правилам определения управляющей организации для управления многоквартирным домом, в отношении которого собственниками помещений в многоквартирном доме не выбран способ управления таким домом или выбранный способ управления не реализован, не определена управляющая организация, утвержденным Постановлением
Правительства от 21 декабря 2018 г. № 1616.

ВС указал, что суды не установили юридически значимых обстоятельств, связанных с принятием жилищной инспекцией решения в отношении УК об исключении сведений о МКД из реестра лицензий субъекта РФ по основаниям, предусмотренным ч. 5, 5.1, 5.2, 5.3, 5.4 ст. 198 ЖК. Суды отклонили без указания мотивов доводы УК об иных фактических и правовых основаниях и порядке прекращения деятельности по управлению МКД, соблюдении истцом как лицензиатом необходимых требований действующего жилищного законодательства, включая нормы о лицензировании. ВС отметил, что обосновывающие процессуальную позицию истца доказательства, имеющиеся в деле, не были исследованы и оценены судами в полном объеме, в содержании обжалуемых судебных актов отсутствуют результаты такой оценки.

Таким образом, ВС направил дело на новое рассмотрение в Арбитражный суд Приморского края.

В комментарии «АГ» адвокат АП Санкт-Петербурга Антон Лебедев предположил, что в данной ситуации жилищная инспекция делала выбор: подбирать новую управляющую компанию или заставлять уходящую заниматься тем, чем она не хочет. «Сделанный выбор был неправильным, так как заставить кого-либо заниматься тем, чем он не хочет, проблематично. Управляющая компания могла просто начать саботировать работу по управлению, и в конечном итоге пострадали бы жильцы, в интересах которых действовала жилищная инспекция», – указал он.

Антон Лебедев отметил, что в силу положений ч. 4 ст. 200 ЖК орган местного самоуправления созывает общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме для решения вопроса о выборе способа управления домом в течение 15 дней с момента получения уведомления от органа надзора о прекращении лицензии. «По всей видимости, этого сделано не было или способ управления так и не был выбран, – предположил адвокат. – К счастью, время, когда можно было принуждать делать то, что не хочется, уже прошло, и действия жилищной инспекции были признаны не соответствующими закону. Думаю, что сама ситуация была спровоцирована тем, что в данном регионе желающих заниматься управлением домов немного».

Руководитель юридического агентства «ДАРТ» Никита Глебов отметил, что суды и служба ГЖИ исходили из ч. 3 ст. 200 ЖК, что он посчитал верным. По его мнению, отдельного внимания заслуживает позиция ВС, согласно которой порядок прекращения деятельности по управлению МКД в связи с исключением сведений о доме из реестра лицензий субъекта РФ не совпадает с порядком прекращения деятельности в силу прекращения договора по окончании срока его действия. Никита Глебов предположил, что именно поэтому ВС решил передать дело на новое рассмотрение.

«Я в свою очередь считаю, что вне зависимости от того, каким образом выбыл дом из жилищного фонда управляющей организации, пока не избрана новая управляющая компания, предыдущая должна в полном объеме осуществлять управление МКД: несмотря на довод о несовпадении порядков исключения домов из реестра лицензий и прекращения деятельности УК в силу договора, управляющая компания должна осуществлять управление домом, поскольку прямо затрагиваются жизнь и здоровье собственников», – указал эксперт.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Куда обращаться если управляющая компания не исполняет свои обязанности
  • Куда обращаться с жалобой на управляющую компанию по московской области
  • Куда пожаловаться на управляющую компанию в перми в свердловском районе
  • Купить билет на самолет дешево онлайн все компании без пересадок победа
  • Купить готовый бизнес в видном недорого от собственника без посредников