Кто должен оплачивать одн жильцы или управляющая компания

Кто будет оплачивать долги соседей за коммуналку?

В России с 1 сентября 2022 года изменились правила расчета платы за общедомовые нужды. Согласно новым правилам, собственники многоквартирного дома будут оплачивать общедомовые нужны исходя из показателей приборов учета. Ранее собственники жилья платили за общедомовые нужды (ОДН) по нормативу, а перерасход покрывала управляющая компания. О том, как будет вестись учет расходов, и кто будет платить за собственников, которые не платят за коммуналку, в материале Росконтроль.  

По факту или по нормативу?

Начнем с того, что вообще входит в ОДН – плата за электричество для работы лифта, домофона и освещения, вода для мытья лестницы, холла, полива цветов (если они имеются), промывки отопительной системы.

Есть два пути развития:

  • Первый. В случае, если будет установлен или уже имеется общедомовой прибор учета, оплата равными долями распределяется среди всех собственников. При этом, жильцы самостоятельно могут выбрать начисление по среднемесячному потреблению на общем собрании. В конце календарного года будет производиться перерасчет. Если фактические расходы окажутся выше внесенной суммы от жильцов, образовавшийся долг будет распределен среди собственников в зависимости от площади квартиры.
  • Второй. В домах, где нет возможности установить прибор учета, расчет будет производиться по нормативу, который устанавливается органами государственной власти субъекта.

Выходит, что теперь новые правила должны выработать у жильцов ответственность, самим следить, чтобы гасили свет и не устраивали лужи в результате уборок. Так как…

С управляющих компаний сняли ответственность

Из-за чего образуется перерасход за общедомовые нужды – забыли подать показания счетчиков, текут трубы в подвале, в дневное время в подъездах горит свет и так далее. И, если раньше, когда жильцы платили по нормативу, долги за перерасход погашала управляющая компания, то теперь ее исключили из этого процесса. То есть, все платежи за перерасход легли на плечи собственников.

Выходит, что на данный момент у управляющей компании нет стимула экономить воду, электричество и следить за исправностью инженерных сетей. Однако, государственная власть признает это упущение и намерена внести поправки в документ, когда и какие, пока неизвестно.

Кто будет платить за неплательщиков?

Исходя из выше сказанного, можно подумать, что платежи за ОДН хотят распределить таким образом, что добросовестным плательщикам придется отвечать за должников.

Но, изучив постановление Правительства от 03.02.2022 года №92, хотим обратить ваше внимание на то, что в документе нет ни слова о том, что долги будут каким-то образом распределяться среди соседей. Более того, постановление нацелено на справедливый расчет. То есть, размер платы за ЖКУ может, как уменьшиться при более низком уровне реального потребления (чем ранее по нормативам), так и увеличиться. Тем более, органы власти сами признают, что на самом деле нормативы по потреблению коммунальных услуг завышены и платить по счетчикам для граждан выгоднее.

16 сентября 2022

Жильцы многоквартирных домов платят за воду, свет и тепло, которые используются не только в квартире, но и за ее пределами — в подъездах и вокруг дома. Рассказываем, как считается плата за эти ресурсы и можно ли ее уменьшить

Фото: shutterstock

Графа ОДН в платежке за коммунальные услуги — это «общедомовые нужды». Туда входят все затраты на содержание инфраструктуры дома за пределами отдельной квартиры: отопление и освещение подъездов, полив клумб, устранение аварий водопровода, обслуживание лифта. Плата за эти услуги делится между всеми владельцами квартир дома исходя из площади их жилья. Не платить за ОДН совсем не получится, но уменьшить эти расходы вполне реально.

  • Что такое ОДН
  • Как рассчитывать
  • Тарифы
  • Как снизить плату
  • Можно ли не платить

Материал проверила и прокомментировала Ольга Турунина, юрист, член Ассоциации юристов России

Что такое ОДН и что в них входит

ОДН — это общедомовые нужды, то есть плата за коммунальные услуги, которые расходуются в конкретном доме и в интересах его жильцов, но за пределами их личных квартир.

По российскому Жилищному кодексу, к ОДН относится плата за обслуживание всех помещений и служб многоквартирного дома. Среди них:

  • чердаки, подвалы, технические этажи, лифтовые шахты и другие служебные помещения;
  • крыши, ограждения, несущие конструкции дома;
  • оборудование для доступа в дом людей с инвалидностью;
  • работы по благоустройству и озеленению на земле, относящейся к дому, и построек на ней;
  • технологические потери, например утечки воды из общей трубы;
  • иные общественные помещения дома, услугами которых пользуются жильцы.

В обслуживание этих помещений входят и платежи за свет, воду и отопление, и плановые работы, такие как уборка подъезда, полив газона или мытье инженерных систем, и внеплановый ремонт — например, в случае протечки общей трубы.

Фото:shutterstock


Фото: shutterstock

Как рассчитывают плату за ОДН

Размер ОДН зависит от:

  • региона (в каждом свои нормативы);
  • наличия счетчиков в квартирах;
  • наличия общедомового счетчика;
  • разновидности дома (важна этажность, есть ли газ, лифт и т.д.);
  • площади квартиры.

Количество жильцов в квартире или объем ресурсов, который она потребила, на сумму платежа за ОДН не влияют.

Существуют две схемы расчета ОДН — если есть общедомовой прибор учета, и если его нет.

Если общедомовой счетчик есть

В таком случае плата за ОДН рассчитывается как разность общедомового потребления ресурса и объема, потраченного в жилых и нежилых помещениях.

Допустим, в доме 100 квартир. В каждой из них есть счетчик, и все вместе они потратили 500 кубов горячей воды. А общедомовой счетчик показывает 650 кубов. Значит, ОДН будет составлять 150 кубов. Если кубометр горячей воды стоит, к примеру, 25 руб. — общая сумма платежей по ОДН составит 3750 руб.

Платежи по ОДН делятся между квартирами исходя из их метража. Например, в доме половина квартир площадью 100 кв. м, а половина — 50 кв. м. Всего 7000 кв. м. Тогда владельцам 50-метровых квартир придется заплатить по 25 руб, а собственникам 100-метровых — по 50 руб.

Но этот расчет справедлив только в том случае, если в доме все квартиры со счетчиками. Если счетчика нет, из общей суммы потребленного ресурса будет вычитаться норматив, который в каждом регионе свой. В Москве он составляет 6,935 куба холодной и 4,745 кубов горячей воды в месяц.

Если общедомового счетчика нет

В таком случае ОДН рассчитывается через нормативы.

Власти каждого региона устанавливают норматив потребления ресурса на 1 кв. м — в случае с водой он зависит от этажности и размера дома. Затем он умножается на общую площадь помещений, а после рассчитывается для каждой квартиры.

Допустим, есть многоэтажный дом на 100 квартир с общей площадью 7 тыс. кв. м. Находится он в Новосибирске. Норматив потребления холодной воды по этому региону — 0,023 куба на кв. м. Следовательно, на весь дом по ОДН будет считаться 161 куб. А квартира площадью 70 кв. м должна будет оплатить 1,61 куба. Тариф ЖКХ за литр холодной воды там составляет 20,35 рублей — соответственно, владельцам квартиры в 70 кв. м придется заплатить 32,7 руб.

Если индивидуальные счетчики в доме есть, а общедомового нет, то плата за ОДН рассчитывается через понижающий коэффициент — обычно это 10%. То есть если за месяц квартира потратила холодной воды на 700 руб, то по ОДН ее владельцы заплатят за воду еще 70 руб.

Если в доме есть какие-то еще помещения, например магазин или парикмахерская, их владельцы тоже оплачивают ОДН. Это происходит либо по общему правилу по показаниям счетчика, либо в соответствии с договором, который организация заключила с управляющей компанией.

Фото:shutterstock


Фото: shutterstock

Тарифы за ОДН

Тарифы за ОДН устанавливает региональная власть, поэтому в разных субъектах они довольно сильно различаются. Для того, чтобы узнать их, нужно найти документ от властей конкретного региона, в котором эти тарифы были установлены. Вот некоторые из них:

  • Омская область;
  • Московская область;
  • Татарстан;
  • Калининградская область;

В столице сложилась специфическая ситуация с тарифами на ОДН.

Ольга Турунина, юрист член Ассоциации юристов России:

«Тарифы по ОДН в Москве не утверждены. Если в квартирах определенного дома установлены счетчики, объем израсходованного ресурса будет исчисляться как разница между показаниями индивидуального прибора учета и общедомового прибора учета. Если не во всех квартирах имеется счетчик, то для определения платы на ОДН израсходованный объем считается исходя из норматива субъекта и общей площади дома. Норматив потребленной воды установлен в размере 5% от объема израсходованного ресурса по общедомовому счетчику. Но по остальным ресурсам нормативы по Москве отсутствуют.

Когда по ресурсам отсутствуют нормативы, расходы можно рассчитать следующими способами:

  1. Если в доме имеется измерительная система учета потребления коммунальных ресурсов, при условии ее обеспечения механизмом одномоментного снятия показаний, размер расходов определяется по ним;
  2. Общее собрание собственников жилья может принять решение об определении размера расходов на потраченные ресурсы. Тогда расчет производится исходя из показаний общедомового прибора учета».

Фото:shutterstock


Фото: shutterstock

Как снизить плату за ОДН

Сумма расходов на ОДН, может увеличиться из-за разнообразных факторов:

  • плохое состояние коммуникационных сетей и частые утечки из них;
  • низкий порог чувствительности счетчиков — некоторые из них не фиксируют небольшие количества воды. Но общедомовые счетчики их учитывают, и в итоге за воду, потраченную отдельной квартирой, приходится платить как за ОДН;
  • манипуляции со счетчиками — если в квартире устанавливается незаконный прибор, позволяющий уменьшить показания, то плата за потраченную воду переходит в ОДН;
  • самовольное подключение к сетям;
  • разное время снятия данных с общедомового и поквартирных счетчиков;
  • отсутствие счетчиков в некоторых квартирах.

Ольга Турунина:

«Обман со стороны управляющей компании дома возможен, особенно там, где не установлены счетчики. Чтобы воспрепятствовать этому, житель дома должен знать о решениях общего собрания собственников и о системах учета дома. Чтобы посмотреть решения собрания, можно воспользоваться интернет-порталом ГИС ЖКХ, либо запросить решения у управляющей компании».

Можно ли не платить за ОДН

В соответствии с Жилищным кодексом, собственники квартир обязаны делить между собой оплату общедомовых нужд. Поэтому неуплата ОДН — такое же правонарушение, как и неуплата коммунальных платежей за свою квартиру.

Ольга Турунина:

«ОДН включается в единый платежный документ. Если не оплатить их — будет задолженность. Управляющая компания вправе будет обратиться в суд с требованием о взыскании. По таким требованиям суд выносит судебный приказ. Если в течение 10 дней должник подаст возражения, то он будет отменен. Но в таком случае управляющая компания сможет подать исковое заявление».

 Минстрой РФ разъяснил порядок перерасчёта сумм, начисляемых с 1 сентября 2022г. жильцам многоквартирных домов за расход электричества и воды на общедомовые нужды. 

 С 1 сентября 2022 года, в соответствии с Постановлением Правительства РФ № 92 от 3 февраля 2022 года, устанавливается порядок перерасчета платы за коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании содержании общего имущества для многоквартирного дома. Таким образом сверхнормативные платежи будут возложены на собственников, а не на управляющую компанию, как это было ранее. 

 Частью 9.2 статьи 156 Жилищного кодекса РФ (в редакции от 29.07.2017 № 258-ФЗ) перерасчет был предусмотрен, но конкретный порядок, отсутствовал. Постановлением Правительства № 92 от 3 февраля 2022 данный пробел восполнен.Суть Постановления № 92 — переход на фактическую оплату по показаниям ОДПУ, если в доме установлен такой ОДПУ.С 1 сентября текущего года коммунальные ресурсы, использованные на содержание общедомового имущества будет предъявляться населению в полном объеме – по показаниям ОДПУ, а не как раньше – не выше чем по нормативу. Поскольку закон обратной силы не имеет, Постановление № 92 не распространяется на отношения, возникшие до 1 сентября т.г. 

 Сумма начислений за общедомовые нужды распределяется пропорционально площади и не зависит от количества прописанных. Все расходы собственники несут пропорционально размеру общей площади жилого или нежилого помещения. При этом учитываются следующие ресурсы: вода холодная и горячая, водоотведение и электроэнергия. 

 В соответствии с положениями статьи 156 Жилищного кодекса РФ и с учетом Постановления № 92 предусматриваются следующие способы расчета КР на СОИ: 

1)если дом оборудован ОДПУ – исходя из установленного норматива КР на СОИ и установленного тарифа с перерасчетом по показаниям ОДПУ в 1 квартале следующего года; 

2)если дом не оборудован ОДПУ – исходя из норматива КР на СОИ и установленного тарифа; 

3)в случае оснащения МКД автоматизированной информационно-измерительной системой учета — исходя из показаний такой системы при условии обеспечения этой системой учета возможности одномоментного снятия показаний и установленного тарифа; 

4)по решению общего собрания собственников помещений об определении размера платы на содержание общего имущества: 

 — либо исходя из среднемесячного объема потребления КР на СОИ и установленного тарифа с проведением перерасчета исходя из показаний ОДПУ в 1 квартале следующего года,

 — либо исходя из объема потребления КР на СОИ, определяемого по показаниям ОДПУ, и установленного тарифа — в этом случае перерасчёт не потребуется. Досрочный перерасчет проводится при прекращении управления домом (смена УК, способа управления).

 Необходимо отметить, что если определяемый объем КР на СОИ составит отрицательную величину, то размер платы в расчетном периоде (следующих расчетных периодах принимается равным нулю, а размер в следующем расчетном периоде (следующих расчетных периодах) уменьшается на указанную величину. 

Важно! Сделать выбор о способе расчетов жители могут только общим собранием собственников.

16 июля Верховный суд РФ поставил точку в споре между водоканалом г. Невинномыска и управляющей компанией. Несмотря на отсутствие договора с ресурсоснабжающей организацией, управляющая компания должна была оплатить коммунальные ресурсы на общедомовые нужды.

В сентябре 2017 года ресурсоснабжающая организация обратилась в суд с требованием взыскать с управляющей компании долг в 322 тысячи рублей за холодное водоснабжение для содержания общего имущества МКД. Суды первых инстанций встали на сторону УО, так как между водоканалом и управляющей компанией не был заключён договор, а собственники помещений заключили с водоканалом прямые договоры. Ресурсоснабжающая организация подала кассационную жалобу в Верховный суд РФ.

В своём определении ВС РФ указал, что управляющая компания была обязана заключить договор с РСО несмотря на то, что собственники помещений оплачивали коммунальные услуги напрямую водоканалу. Договор должен был определить порядок оплаты коммунального ресурса на общедомовые нужды. Ведь водоснабжение на ОДН обязана оплачивать водоканалу управляющая компания, а не собственники. Но расходы за водоснабжение на ОДН управляющая компания включает в состав платы за содержание жилого помещения.

В итоге Верховный суд отменил решения предыдущих судов и передал дело на новое рассмотрение суду первой инстанции. Теперь суд должен будет рассмотреть вопрос о том, почему управляющая компания уклонялась от заключения договора с водоканалом.

О том, какие обязанности перед РСО возникают у управляющей компании при переходе собственников на прямые договоры оказания коммунальных услуг, мы рассказали в этой статье.

Присоединяйтесь к 75 764 подписчикам

Еженедельно получайте новости сферы ЖКХ, советы по управлению МКД и заполнению ГИС ЖКХ.
Выберите почту, на которую вам удобно получать рассылку.

Полное или частичное копирование материалов разрешено только при указании источника и добавлении прямой ссылки на сайт roskvartal.ru

Подборка наиболее важных документов по запросу Кто должен оплачивать одн (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).

Постановление Правительства РФ от 13.08.2006 N 491
(ред. от 03.02.2022)
«Об утверждении Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность»29(2). Размер платы за коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества, определяется как произведение тарифа (цены) для потребителей, установленного ресурсоснабжающей организацией в порядке, определенном законодательством Российской Федерации о государственном регулировании цен (тарифов), и объема коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества, приходящегося на каждое жилое и нежилое помещение, определенного в соответствии с формулами 11 — 12(2), 15, 17, 20(2), 24 и 28 приложения N 2 к Правилам предоставления коммунальных услуг. При этом размер расходов на коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества, включается в плату за содержание жилого помещения для каждого жилого и нежилого помещения в многоквартирном доме и определяется в следующем порядке:

Общедомовые нужды (ОДН) в жилищно-коммунальной сфере

Общедомовые нужды (ОДН) – это коммунальные услуги, которые используются в процессе содержания общего имущества в многоквартирном доме.

            К ним относятся расходы на водоснабжение, электроснабжение, газоснабжение, теплоснабжение (отопление), которые используются вне жилых или нежилых помещений в многоквартирном доме и согласно Правилам предоставления коммунальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06 мая 2011 г. № 354 (далее – Правила № 354), должны оплачиваться всеми потребителями, вне зависимости от оборудования жилого или нежилого помещения индивидуальными или общими (квартирными) приборами учета.

            К таким коммунальным услугам относят:

  • технические потери во внутридомовых инженерных системах водоснабжения, электроснабжения, тепловой энергии и оборудования многоквартирного дома (потери коммунальных ресурсов при возникновении аварий, промывка инженерных систем и их заполнение, гидравлические испытания),
  • уборка и санитарно-гигиеническая очистка помещений, входящих в состав общего имущества,
  • благоустройство и содержание придомовых территорий (полив газонов, клумб, обслуживание детских площадок, уличное освещение),
  • освещение и обеспечение теплом подъездов, чердаков, подвалов,
  • работа лифтового или иного оборудования, являющимся общим имуществом, работа домофонов, систем видеонаблюдений, антенного оборудования и многое другое.

            Перечень общего имущества в многоквартирном доме определен статьей 36 Жилищного кодекса Российской Федерации. К нему относят: межквартирные лестничные площадки, лестницы, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, технические этажи, чердаки, подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, иное обслуживающее более одного помещения в данном доме оборудование (технические подвалы), иные помещения в данном доме, не принадлежащие отдельным собственникам и предназначенные для удовлетворения социально-бытовых потребностей собственников помещений в данном доме, включая помещения, предназначенные для организации их досуга, культурного развития, детского творчества, занятий физической культурой и спортом и подобных мероприятий, крыши, ограждающие несущие и ненесущие конструкции данного дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, находящееся в данном доме за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного помещения, земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства, иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома и расположенные на указанном земельном участке объекты.

            Порядок расчета ОДН.

            Размер платы за коммунальные услуги, предоставленные на общедомовые нужды, зависит от способа оборудования многоквартирного дома общедомовыми (коллективными) приборами учета.

            Так, при наличии общедомовых (коллективных) приборов учета объем коммунальной услуги, предоставленной на ОДН, определяется как разница между показаниями общедомового (коллективного) прибора учета и суммарным показаниям индивидуальных приборов учета и нормативами потребления, начисленными для потребителей не имеющих индивидуальных счетчиков за расчетный период.

            Эта разница, если конечно она образовалась, распределяется между потребителями пропорционально общей площади занимаемого помещения.

            Если такой разницы нет, то плата за коммунальные услуги предоставленные на ОДН не начисляется.

            При отсутствии общедомового (коллективного) прибора учета плата за коммунальные услуги, предоставленные на общедомовые нужды, будет зависеть от площади помещений, входящих в состав общедомового имущества и норматива потребления, установленного для коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды. Распределение этого объема между потребителями производится также пропорционально занимаемой площади.

            Плата за общедомовые нужды является обязательной составляющей в составе оплаты за коммунальные услуги, но контролировать и регулировать такие расходы можно только при наличии общедомового (коллективного) прибора учета.

            Если же такой прибор учета отсутствует в многоквартирном доме, начисление платы за оказание коммунальных услуг, предоставленные на общедомовые нужды, осуществляется по утвержденным нормативам.

            Платить за содержание внутридомовой инфраструктуры обязаны все собственники помещений в доме, потому что они, согласно Жилищному кодексу Российской Федерации, являются её коллективным собственником. То есть, каждому из собственников принадлежат часть инфраструктуры дома.

            Величина этой доли пропорциональна площади помещения (квартиры) собственника: чем она больше, тем больше его доля в общем имуществе дома. Однако, собственник не вправе продать, подарить или завещать свою долю. Но вкладывать свои деньги в содержание общей собственности (общедомовые нужды) он обязан, потому что по законодательству право собственности несёт за собой бремя ответственности.

            Наиболее частые причины высокой платы за ОДН.

1)      Некорректный расчет платы за ОДН;

2)      Незаконные подключения к инженерным коммуникациям многоквартирного дома;

3)      Несоответствие прописанных в многоквартирном доме реально проживающих в нем. Собственники оплачивает ОДН по нормативу, но используется гораздо больше коммунальных ресурсов. Этот перерасход идет в ОДН, который в последствии распределяется между всеми собственниками.

            Способы снижения платы за ОДН.

1)      Установить индивидуальные счетчики во всех квартирах и нежилых помещениях, не использующихся в общедомовых целях, чтобы платить за фактическое потребление, а не по нормативу.

2)      Своевременно передавать показания индивидуальных счетчиков. Если собственники не передают показания вовремя, то от расхода, который посчитал общедомовой прибор учета отнимается среднее значение потребления за последние 3 месяца.

            Кроме того на сумму ОДН оказывают существенное влияние:

·         достоверность сведений об общей площади помещений, входящих в состав общедомового имущества;

·         достоверность сведений о площади каждого жилого и нежилого помещения в многоквартирном доме;

·         фактическое число проживающих в квартирах людей. Если в квартире прописан один человек, а проживает пять, то и воды, и электроэнергии они израсходуют больше, чем начислят по нормативу на одного жильца. Согласно п. 56 Правил № 354, если в квартире, не оборудованной индивидуальными приборами учета временно проживают люди (от 5 дней подряд и более), то норматив потребления рассчитывается исходя из числа фактически проживающих в жилом помещении потребителей.

            Действия потребителей при нарушении их прав при начислении ОДН.

            Если нарушаются права потребителей при начислении платы за ОДН, то следует обратиться в соответствующие инстанции.

            В первую очередь следует обратиться за разъяснениями в ту организацию, которая предоставляет жилищные или коммунальные услуги: товарищество собственников жилья, управляющую компанию, ресурсоснабжающую организацию.

            В случае несогласия с действиями должностных лиц указанных организаций потребитель вправе обратиться в Государственные и муниципальные органы, осуществляющие контроль и надзор в сфере жилищно-коммунального хозяйства.

            Государственный жилищный надзор – утвержденный Правительством Российской Федерации надзорный орган в сфере жилищно-коммунального хозяйства. Выявляет и пресекает нарушения в этой сфере со стороны органов государственной власти, местного самоуправления, юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.

            Государственный жилищный надзор работает в каждой области, республике, крае Российской Федерации. В Республике Калмыкия государственный жилищный надзор осуществляет Министерство жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Республики Калмыкия, расположенный по адресу: г. Элиста, ул.Дармаева, д.21.

            Муниципальный жилищный контроль – органы местного самоуправления осуществляют муниципальный жилищный контроль в части организации и проведения на территории муниципального образования проверок соблюдения юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами обязательных требований, установленных в отношении муниципального жилищного фонда федеральными законами и законами субъекта Российской Федерации в области жилищных отношений, а также муниципальными правовыми актами.

            На территории Республики Калмыкия муниципальный жилищный контроль осуществляют администрации муниципальных образований.

            Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор) – осуществляет надзор и контроль за исполнением обязательных требований законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, защиты прав потребителей и в области потребительского рынка. В случае нарушения потребительских прав и санитарно-эпидемиологического законодательства потребитель вправе обратиться с соответствующим заявлением в Роспотребнадзор.

            Также, на базе структурного подразделения Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Республике Калмыкия» функционирует Консультационный центр для потребителей.

            Основной целью его деятельности являются повышение уровня правовой потребительской грамотности населения и развитие на ее основе института самозащиты права.

            Кроме того, специалисты Роспотребнадзора вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав потребителей и законных интересов неопределенного круга лиц. Помимо этого они могут вступить в рассмотрение дела в суде и давать заключение по нему.

            У специалистов Роспотребнадзора также можно получить консультацию по вопросам, отнесенным к компетенции ведомства.

            Консультационный центр ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Республике Калмыкия» расположен по адресу: г. Элиста, ул.Балакаева, д.8, телефон 8(84722) 4-12-26.

            Территориальным органом Роспотребнадзора в Республике Калмыкия является Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Калмыкия, расположенное по адресу: г. Элиста ул. Балакаева, д.8, телефон «Горячей линии» 2-57-02, 2-96-57, 2-99-30.

Барнаульская горэлектросеть  больше не начисляет «ОДН». Энергетики  массово разослали соответствующие договоры  управляющим компаниям и ТСЖ. С  1 апреля услуга будет окончательно интегрирована в платежки  жилищных организаций  в качестве «коммунального ресурса на содержание общего имущества»  (КР на СОИ).  Строку «ОДН» в квитанциях БГЭС  увидят только те, кто в свое время накопил за нее долги,  и жители  домов  с непосредственной формой правления. С чем связано реформирование расчетов за общедомовые нужды, рассказала руководитель  группы по работе с дебиторами Отдела продаж электроэнергии юрлицам БГЭС  Оксана Пучкина.

Об эволюции ОДН

Оксана Николаевна, помнится, в наших квитанциях ОДН был не всегда, как и когда появилась данная услуга в наших платежках и как была интегрирована в КР на СОИ?

Точкой отсчета можно считать принятие в сентябре 2012 года Постановления  Правительства №354, а именно «Правил предоставления коммунальных услуг в многоквартирном доме». После этого в квитанциях Барнаульской горэлектросети появилась услуга «ОДН» или «Электроснабжение общедомовых нужд». Будет неправдой утверждать, что жильцы раньше не платили за общедомовые нужды. «ОДН» был, но в усеченном варианте. В виде электросчётчиков на места общего пользования, МОПов, которые не охватывали потребление электроэнергии  всем домом, включая присоединенные к дому нежилые помещения (магазины, гаражи, киоски и пр.). Соответственно, выявить энерговоровство было сложнее,  ресурс не учитывался полностью,   энергетики несли  убытки. Именно для того, чтобы научить потребителей считать электроэнергию и был создан «ОДН». Замена расчетов по МОП на расчеты за ОДН в свое время вызвал волну негодования.  Однако политический курс государства был взят в сторону энергосбережения и закон №261 «Об энергосбережении» был принят еще до «ОДН»,  в 2009 году.  Поступательно учились экономить везде – на производстве, в бюджетных учреждениях и наконец-то в многоквартирных домах. В 2017 году «ОДН» перевели из коммунальных услуг в жилищные. Простыми словами, забрали у ресурсовиков и отдали  управляющим компаниям в виде «КР на СОИ».  Начисления ограничили нормативом, а всю разницу между показаниями общедомового прибора учета и норматива возложили на жилищные организации. Таким образом, произошла «эволюция ОДН», сначала ресурс научились считать, теперь мы учимся его экономить.

Об уроках энергосбережения

Почему Барнаульская горэлектросеть именно сейчас массово отказывается от начислений за ОДН?

В системе расчетов за общедомовые нужды Барнаульская горэлектросеть стала лишним звеном. Судите сами.  Мы  не может зайти в многоквартирный дом и в целях энергосбережения установить энергоэффективное оборудование или отремонтировать ветхие сети. Это задача жилищных организаций, а именно управляющих компаний или ТСЖ.  А потому государство рядом нормативно-правовых актов исключило ресурсовиков из данной цепочки. Простой пример.  Вспомните  Барнаул 10-15 лет назад, прогуливаясь в темное время по улице можно было увидеть, как в домах на лестничных площадках круглосуточно горел свет.  После принятия закона «Об энергосбережени» и после того, как появился ОДН,  управляющие компании задумались об экономии и в наших подъездах появились датчики движения. Затем, с 2014 года,  в стране началась волна капитальных ремонтов  в старом жилом фонде, преобладающую часть затрат взяло на себя государство. Одним из главных направлений данной ремонтной кампании стала именно замена внутридомовых коммунальных сетей – электрических, водо, газоснабжения.  В законе «Об энергосбережении» провозглашен один из главных, на мой взгляд, принципов – «поддержка и стимулирование энергосбережения, повышение энергетической эффективности».  Это и есть  основа основ и ответ на вопрос , почему появился КР на СОИ и почему Барнаульская горэлектросеть больше не может начислять услугу ОДН.

О третьем лишнем

— У управляющих компаний больше нет выбора? Они могут платить за общедомовые нужды по старой схеме, то есть оставить в своих домах ОДН?

Нормативно-правовыми актами предусмотрен порядок содержания общего имущества, обязанность по его оплате предусмотрена в статье 156 Жилищного кодекса Российской Федерации. Таким образом,  жильцы обязаны оплачивать не только электроэнергию и другие ресурсы, потребленные в квартире, но и затраченные на нужды дома. В свою очередь Постановление Правительства №354 ( а именно пункт 63 и 64) говорит о том, что управляющая компания обязана приобретать у ресурсовиков  электроэнергию, воду, тепло на содержание общего имущества. Отказаться от заключения такого договора УК или ТСЖ  не имеют права.  Какое-то время Барнаульская горэлектросеть не принуждала управляющие компании к заключению договоров . Одним словом, все было отдано на откуп доброй воли жилищных организаций. Однако время шло и управляющие компании не проявили особого рвения брать на себя ответственность за расчеты по ОДН. Скажу, что с начала этого года  социальная миссия Барнаульской горэлектросети завершена.  Договоры будут заключены в добровольном или в принудительном порядке. Барнаульская горэлектросеть уже  направила всем жилищным организациям пакет документов и  по истечении 30 дней, не зависимо от того подпишет его УК или нет, договор будет считаться заключенным.  К слову, само подписание договора не является камнем преткновения, потому что формально процедура соблюдена. Договор подготовлен и направлен в УК или в ТСЖ. Существует судебная практика, согласно которой физическое подписание договора не является обязательным. Сам факт потребления ресурса является подтверждением того, что Управляющая компания  несет ответственность перед ресурсоснабжающей компании за оплату электроэнергии.  Данная позиция подтверждена в Верховном  суде  РФ.

О тонкостях расчетов

Скажите, ОДН для какой-то категории домов  останется?

Само определение услуги ОДН не исчезло из законодательства. По-прежнему квитанции за ОДН получали и будут получать жители домов с  непосредственной формой правления и домов, где еще не определен способ управления. В данном случае мы оказываем коммунальную услугу  ОДН непосредственно собственникам и ее расчет ведется по общедомовому прибору учета.

Разве «ОДН» или «КР на СОИ» не ограничен нормативом?

Когда в многоквартир6ном доме есть обслуживающая его жилищная организация, будь это управляющая компания или ТСЖ, расчеты за общедомовые нужды всегда ограничиваются нормативом. Схема расчетов выглядит следующим образом:   УК или ТСЖ  рассчитываются с Барнаульской горэлектросетью по  общедомовому прибору учета, но жильцам могут выставить суммы к оплате  только в рамках норматива. Не уложились в норматив, значит, есть убытки. Сверхнормативная разница может быть оплачена жильцами, только если такое решение принято общим собранием собственников.

О размере норматива

В 2017 году была шумиха по поводу утвержденных нормативов на коммунальный ресурс на содержание общего имущества. В частности позиция БГЭС была в том, что нормативы посчитаны некорректно. Сейчас нормативы пересчитали?

 История с принятием нормативов достаточно длинная. До 2017 года на государственном уровне  разрабатывали методику расчетов нормативов, потом накладывали мораторий на начисления по нормативам. Сейчас в крае действует норматив , принятый Решением управления по тарифам Алтайского края  от  16 ноября 2018 года. При утверждении нормативов у БГЭС и других региональных энергокомпаний  запрашивали информацию о площади мест общего пользования в многоквартирных домах, однако достоверными данными  никто, в том числе БГЭС,  на тот момент не обладал. У многих управляющих компаний техническая документация на дом была утеряна,  и никто не знал, какова на самом деле эта величина. Мы обращались в суды и понуждали жилищные организации предоставить корректные данные, подтвержденные техническим паспортом на многоквартирный дом. В результате по технической документации оказывалось, что площадь мест общего пользования  в домах значительно отличались от той информации, которую нам  предоставляли УК и ТСЖ. В свое время Барнаульская горэлектросеть говорила об этом, можно сказать, предупреждала. Тем не менее, мы получили то, что сейчас имеем. Мы не можем говорить, высокий норматив  или низкий, данный норматив  такой, какой он есть, и управляющие компании обязаны по нему работать.

О распределении ролей

— У управляющих компаний нет денег платить сверхнормативную разницу и их позиция логична и понятна.

Выход есть всегда. Если управляющая компания или ТСЖ обоснуют жильцам, по каким причинам потребление электроэнергии в их доме невозможно уместить в норматив, на общем собрании может быть принять абсолютно легитимное  решение – оплачивать КР на СОИ  по общедомовому прибору учета. Однако для этого УК и ТСЖ нужно взять бразды правления в свои руки и начать работать с жильцами, чего многие делать не хотят. Законодательно такая возможность предусмотрена, и мы знаем большое количество домов, где данная система расчетов успешно применяется.

Сверхнорматив —  единственная причина, почему управляющие компании не хотят начислять ресурс на содержание общего имущества?

Начисления за ОДН или КР на СОИ  это всегда трудоемкая работа. Мы производим начисление УК по общедомовому прибору учета , а УК в свою очередь должна провести начисление каждому собственнику многоквартирного дома. Возникает ответственность за каждую рассчитанную цифру. Когда Барнаульская горэлектросеть начисляла жильцам услугу «ОДН»,  эту ответственность несли мы,  а должны были нести управляющие компании, что  было для них  весьма удобно. В  случае неверного начисления,  санкции контролирующих органов предъявлялись БГЭС, но не  УК. Кроме того, все расходы по проведению расчетов  и взысканию  долгов так же были не выгодны управляющим компаниям. Гораздо проще было это делать с помощью энергетиков, но законодатель распределил роли, обязанности  и ответственность по-другому.

В любом случае деньги должны поступать в Барнаульскую горэлектросеть. Не опасаетесь, что отдав услугу управляющим компаниям, они не будут добросовестно работать с жильцами в плане сбора денег , и дебиторка будет только повышаться?

У Барнаульской горэлектросети нет выбора,  мы обязаны  действовать в соответствии с законодательством.  Определенные юридические коллизии возникали в вопросе заключения договора с управляющими компаниями по поставке ресурса на содержание общего имущества. В частности было не совсем понятно, как действовать, если УК отказывается от такого договора. Было не понятно,  как в бездоговорном порядке будут проводиться начисления жильцам за общедомовые нужды. Как мы в конечном  итоге  без договора получим деньги за поставленную электроэнергию и получим ли их вообще. БГЭС писала письма  в Минстрой России, но и от них  мы не получили четкого ответа. Окончательно точку в данном споре поставил Верховный суд Российской Федерации. Своим решение он постановил, что договор может быть и не подписан сторонами, но ресурсоснабжающая компания  обязана поставить в многоквартирный дом  ресурс на СОИ, а управляющая компания обязана за него рассчитаться. Понимая, что к такому перераспределению обязанностей многие управляющие компании и ТСЖ не готовы, мы пошли им на встречу. Сегодня БГЭС  предлагает  заключить договор на оказание услуг, согласно его условиям Барнаульская горэлектросеть  производит начисления собственникам многоквартирных домов, осуществляет сбор денежных средств, в случае необходимости взыскивает долги.  Фактически по данному договору мы производим все те действия, которые должна делать УК.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Кто имеет право заключить договор с управляющей компанией
  • Кто имеет право подавать заявление в управляющую компанию
  • Кто контролирует деятельность страховых компаний в россии
  • Кто контролирует работу управляющих компаний в волгограде
  • Кто контролирует работу управляющих компаний жкх в москве