Крупнейшая экологическая катастрофа нефтегазовой компании

Норильск всё чаще нарекают городом с багровыми реками. Видимо, судьба промышленного города была предрешена давным-давно.

Недавняя авария на ТЭЦ-3 «НТЭК» – очередное тому доказательство. Масштабная утечка дизтоплива станет триггером для властей, бизнес-структур и местных жителей даже не на годы, а на десятилетия. И в перспективе получить звание самой крупной экологической катастрофы в Заполярье.

Что случилось в Норильске?

Авария на ТЭЦ-3 структуры «Норникеля» «НТЭК» произошла днём 29 мая 2020 года. В сети появилась скромная информация об утечке дизельного топлива одного из резервуаров.

Тогда ещё неизвестное количество нефтепродуктов разлилось за пределы хранилища. По стечению обстоятельств вблизи проезжал автомобиль, который угодил в зону разлива горючего. Произошло возгорание, которое распространилось на территорию площадью примерно 300 м2.

авария в Норильске
Фото: nornickel.ru

В пресс-службе «Норникеля» поспешили объявить, что пожар быстро потушили и сражу же начали собирать нефтепродукты. На тот момент ЧП казалось рядовым. Ведь локальные утечки нефтепродуктов происходят по всей России чуть ли не ежедневно. На их фоне сухой рапорт компании с заверениями об «исключении попадания дизтоплива в окружающую среду» явно не намекал на серьёзные последствия.

Тем не менее, в Норильске и на Таймыре 1 июня был введён режим ЧС (на тот момент межмуниципального уровня). Но к делу подключились экологи, и тут началось самое интересное.

Буквально на следующий день в Гринпис опубликовали космоснимки, на которых невооружённым взглядом видно, что тонны нефтепродуктов попали в реки Амбарная и Далдыкан и движутся в сторону Карского моря.

Уже тогда в Гринпис нарекли утечку в Норильске крупнейшей экологической катастрофой, когда-либо зафиксированной в заполярной Арктике.

космоснимок авария Норильск
Скриншот: greenpeace.ru

Фото с багровыми реками, доподлинно свидетельствующие о крупной аварии, региональные власти игнорировать были не в силах. Параллельно запестрели ужасающими снимками норильской природы соцсети. Местные жители встревожились не на шутку и потребовали вынести произошедшее на федеральный уровень.

И только тогда, спустя двое суток, начались разбирательства. Общественность узнала, что на деле разлилось «всего-то» 20 тысяч т дизтоплива, из которых 6 тысяч т попало в грунт, а 15 тысяч т – в ближайшие водоёмы. О локальном ЧП уже не могло быть и речи.

Утечка топлива – утечка информации

Уже 3 июня губернатор Красноярского края Александр Усс выступил со скандально известным докладом перед президентом. Реакцию на выступление он получил, мягко говоря, негативную.

«Почему органы власти узнали об этом только через два дня? Мы что, будем узнавать о чрезвычайных ситуациях из социальных сетей? У вас там всё в порядке со здоровьем?», – обрушился Владимир Путин на главу региона.

https://www.youtube.com/watch?v=8eicrmTvEG4

После негодования президента был объявлен режим ЧС федерального уровня. В тот же день в Генпрокуратуре сообщили о возбуждении четырёх уголовных дел: за порчу земли, загрязнение вод, нарушение правил охраны окружающей среды и чуть позже – за халатность.

В ходе расследования был задержан начальник котлотурбинного цеха Норильской ТЭЦ-3 Вячеслав Старостин, который, кстати, занимал этот пост менее полугода. СК РФ обвинил мужчину в нарушении правил охраны окружающей среды на производстве.

А в адрес гендиректора «НТЭК» вынесли предостережение о недопущении нарушений при эксплуатации особо опасных объектов.

Активисты создали на платформе change.org петицию с требованием освободить Вячеслава Старостина, под ней подписались более 30 тысяч человек.

В «Норникеле» с молниеносной скоростью опубликовали алиби. В пресс-службе компании 3 июня сообщили, что «НТЭК» якобы доложила о ЧП во все инстанции в день аварии.

Председатель правительства Красноярского края Юрий Лапшин 5 июня признал, что краевое руководство действительно узнало о ЧП в тот же день, но по предоставленной информации нельзя было оценить весь масштаб катастрофы. Тем более, что на задаваемые вопросы власти получали «уклончивые» ответы.

У главы МЧС Евгения Зиничева позиция иная. По его словам, ведомство уведомили об аварии лишь спустя 2 дня. Об этом также заявлял Александр Усс: он утверждает, что тоже узнал о ситуации в Норильске 31 мая – причём из соцсетей.

Восстановление истинной хронологии событий по-прежнему находится на стадии споров и внутренних разбирательств. Главное, что в место ЧП, пусть и с опозданием, но устремились все от мала до велика – МЧС, спасательные отряды «Газпром нефти» и «Транснефти-Сибирь», Морская спасательная служба.

ликвидация утечки дизтоплива в Норильске
Фото: morflot.ru

Чтобы «держать ситуацию на личном контроле», на место приезжали представители власти во главе с губернатором Красноярского края, министр МЧС Евгений Зиничев, глава Росприроднадзора Светлана Радионова. Приехала даже делегация коренных малочисленных народов Севера для оценки работ по ликвидации разлива дизтоплива.

Причина аварии в Норильске

Предварительная версия причины утечки дизтоплива Генпрокуратуры – разгерметизация резервуара: всему виной просадка грунта и бетонной площадки под ним. Самое логичное объяснение утечки дизтоплива – устаревшее оборудование, ведь повредившийся бак «НТЭК» эксплуатировала с 1985 года.

Версию об износе оборудования представили в Ростехнадзоре. Отчасти с такой причиной согласился Владимир Путин. В разговоре с главой «Норникеля» Владимиром Потаниным он заявил, что своевременная замена цистерны могла бы предотвратить экологическую катастрофу.

ТЭЦ-3 НТЭК
Фото: nornickel.ru

На восстановительные работы «Норникелю» придётся выложить по меньшей мере 10 млрд рублей. Депутат Госдумы Александр Якубовский предложил следственному комитету отстранить на время следствия ответственных «за бездействие» на ТЭЦ-3, в том числе – самого Владимира Потанина.

Но и в этом вопросе наружу вскрылись довольно противоречивые факты. Например, что Ростехнадзор ещё в 2017-2018 годах выявил 33 нарушения эксплуатации нефтяных хранилищ на ТЭЦ-3. По данным ведомства, «НТЭК» должна была отремонтировать опасные объекты в 2015-2016 годах, но этого не сделала.

Примечательно, что речь шла о резервуарах № 2 и № 3, а повредился бак № 5. Гипотеза с износом резервуара некоторым показалась странной. По мнению источников «Regnum», нарушения, которые Ростехнадзор фиксировал в отчётах, – «стандартная ситуация для многих российских промышленных предприятий».

«Обычно такие незначительные нарушения всегда находятся на контроле у самих компаний и устраняются в рамках ежегодного плана по обслуживанию инфраструктуры», – цитирует агентство первого вице-президента «Опоры России» Павла Сигала.

Источник «РБК», близкий к ведомству, заявил, что Ростехнадзор в принципе не мог проводить проверку резервуара, поскольку по решению администрации «НТЭК» цистерна была выведена в ремонт, и в данном случае Ростехнадзор не полномочен её осматривать. По его словам, бак № 5 по сей день находится в ремонте – судя по отчётам о производственном контроле предприятия.

Первый вице-президент «Норникеля» Сергей Дяченко утверждает, что резервуар ремонтировали в 2018 году, тогда же была пройдена экспертиза промышленной безопасности. А в 2019 году хранилище проверяли в рамках подготовки к отопительному сезону.

Дальше – больше. В «Норникеле» в первом сообщении об инциденте отмечали, что резервуар эксплуатировался «НТЭК» «без нареканий». Разгерметизация ёмкости, по версии владельцев, произошла из-за проседания фундамента и опор, вызванного таянием мёрзлого грунта в связи с аномально тёплыми температурами.

Теорию о погодном факторе поддержала часть экологического сообщества. Так, в организации «Альянс зелёных» подтвердили, что климатические изменения «активно происходят в Арктической зоне».

В Гринписе яростно отреагировали на «веяния погоды», вызвавшие разгерметизацию бака. Хоть таяние мёрзлых грунтов имеет место быть, для владельцев резервуара это не оправдание. В организации аргументируют свою позицию тем, что ещё в 2009 году предупреждали о глобальных изменениях климата в арктической зоне.

утечка дизтоплива Норильск
Фото: morflot.ru

Гринпис более десяти лет назад прогнозировал, что к 2030 году таяние мёрзлых грунтов в районе Норильска увеличится как минимум на 30-50% от уровня начала 2000-ых годов. И уже тогда можно было предвосхитить аварии, связанные с повреждениями разного рода сооружений.

«Компания [«НТЭК»] не могла быть не в курсе рисков, поэтому была обязана проводить более тщательный мониторинг грунтов и предотвращать возможное разрушение опасной инфраструктуры», – утверждают экологи Гринпис.

В ворохе информации, кажется, концы уже не сыщешь. Ясно одно: авария продемонстрировала очередной вопиющий случай халатности – только непонятно, с чьей стороны эта самая халатность была допущена.

Как бы там ни было, «НТЭК» готовится к демонтажу «виновного» в ЧП резервуара для подтверждения причины разгерметизации. Другие цистерны предприятия сейчас также исследуют на предмет износа.

Всевозможные силы брошены на ликвидацию последствий аварии в Норильске. На месте разлива обустроен полевой лагерь, на реках установлены боновые заграждения.

Полным ходом идёт откачка нефтепродуктов. На сегодня собрано почти 17 тысяч кубометров загрязнённого грунта. И будет собрано ещё. Но даже усиленная работа не перекроет ущерб, который уже нанесён природе. По последним данным, нефтепродукты обнаружили в озере Пясино.

Утечка дизтоплива в Норильске по своим масштабам обогнала ряд крупных аварий, произошедших в 2020 году. Сравните сами — они собраны в нашем материале «Недавние экологические катастрофы в России. Бедствия 2020 года».

1 2000 года в Бразилии.jpgВ июле 2000 года в Бразилии на нефтеперерабатывающем заводе Petrobras произошла авария. В реку Игуасу вытекло свыше 3 тыс. тонн нефти. Пятно начало распространяться по течению. Для ликвидации последствий было построено несколько заградительных барьеров и только благодаря пятому удалось остановить разлив нефти. Какая-то часть топлива была собрана с поверхности воды, другая ушла по специально построенным отводным протокам.

 

танкере Limburg.pngВ октябре 2002 года на французском танкере Limburg прогремел взрыв. Судно следовало из Ирана и перевозило почти 55 тыс. тонн нефти. Пожарные пытались потушить пламя, но к утру следующего дня танкер уже догорел. Французы посчитали, что причиной взрыва стал теракт. Однако власти Йемена опровергли эту версию и предположили, что инцидент произошел из-за технической неисправности.

Бискайский залив престиж.jpgКрупнейшая морская экологическая катастрофа в истории Европы произошла в водах Бискайского залива 13 ноября 2002 года. Топливное судно «Престиж» попало в сильный шторм и дало трещину, а затем раскололось на две части и затонуло недалеко от берегов Галисии. В воды Атлантического побережья попало около 80–90 тыс. тонн нефти. После этого события Франция и Испания официально установили запрет на вход в воды танкеров, имеющих одинарный корпус.

Тасман спирит пакистан.jpgОдной из крупнейших за последнее десятилетие считается катастрофа в Пакистане 27 июля 2003 года. Танкер Tasman Spirit сел на мель на подходе к порту у города Карачи, а затем раскололось надвое. Часть нефти из танкера успели перекачать. Но в море вылилось около 15 тыс. тонн топлива. Авария привела к самой крупной в истории Пакистана экологической катастрофе, нефть залила километры пляжей.

5 Филипины солар 1.jpg11 августа 2006 года на Филиппинах потерпел бедствие танкер Solar 1. Судно, перевозившее 2 тысячи тонн нефти, ушло на глубину 300 метров в районе острова Гуимарис. Большая часть топлива попала в море. Побережье было сильно загрязнено. Операции по очистке заняли очень много времени. Правительственная комиссия признала, что причиной катастрофы стало нарушение правил транспортировки: корабль был перегружен примерно на 150 тонн.

6 Волгонефть-139 керченский пролив сотри надпись вверху.jpg11 ноября 2007 года из-за шторма в Керченском проливе четыре судна затонули, шесть сели на мель и еще два получили повреждения. В результате разгула стихии танкер «Волгонефть-139» разломился надвое во время перевозки мазута. В воду вылилось около 2 тыс. тонн нефтепродукта. Собрать его сразу помешала непогода. Поэтому часть мазута успела проникнуть на дно моря. Эта экологическая катастрофа стала самой масштабной в регионе.

Танкер Hebei Spirit южная корея.jpg7 декабря 2007 года с нефтяным танкером Hebei Spirit, стоявшим на якоре в порту Инчхон на западном побережье Южной Кореи, столкнулась дрейфовавшая из-за поломки буксирного троса баржа Samsung I. Из-за повреждения обшивки танкера около 10 тыс. тонн сырой нефти из него вытекло в Желтое море. Авария произошла в 8 км от побережья, и нефтяные пятна загрязнили около 300 км береговой линии.

платформе Deepwater Horizon.jpgСамой колоссальной экологической катастрофой признан взрыв 20 апреля 2010 года на нефтяной платформе Deepwater Horizon, бурившей скважину в Мексиканском заливе у побережья США. На платформе прогремел мощный взрыв газа, затем начался пожар. Позже платформа затонула. Взрыв и пожар привели к неконтролируемому выбросу нефти. Она поступала из поврежденной скважины в воды Мексиканского залива в течение нескольких месяцев. Утечка составляла около 700 тонн в сутки. 

нефтезаводе Венесуэлы Paraguana Refining Center.jpg25 августа 2012 года на крупнейшем нефтезаводе Венесуэлы Paraguana Refining Center произошел мощный взрыв. Как выяснилось позже, причиной техногенной катастрофы стала утечка газа. Пожар перекинулся на расположенные поблизости трубопроводы, автомобили и казарму. Потушить его удалось только через три дня.

Трубопровод пустыня Арава.jpg5 декабря 2014 года в пустыне Арава произошла самая крупная авария за всю историю Израиля. Из-за неосторожного проведения ремонтных работ был поврежден трубопровод, из которого вылилось около 3 тыс. тонн нефти. В результате аварии сильно пострадали природоохранные зоны в области загрязнения. Ученые утверждают, что на восстановление окружающей среды загрязненного района потребуется много лет.

Статья «10 крупнейших аварий в НГК» опубликована в журнале «Neftegaz.RU» (№4, Апрель 2020)

Крупнейшая катастрофа в Арктике: что известно о разливе топлива под Норильском

Крупнейшая катастрофа в Арктике: что известно о разливе топлива под Норильском

Катастрофа под Норильском может стать крупнейшим разливом нефтепродуктов в российской Арктике. Оценки ущерба достигают сотен миллиардов рублей. Что известно об аварии, которую сравнивают с севшим на риф танкером Exxon Valdez в 1989 году?

  • Авария на ТЭЦ-3 Норильско-Таймырской энергетической компании (НТЭК, дочерняя компания ГМК «Норильский никель») произошла 29 мая. Из-за проседания свай фундамента произошла разгерметизация одного из резервуаров, и на проезжую часть технологической дороги вылилось дизельное топливо. Проезжавший мимо автомобиль загорелся.
  • Всего разлилось около 21 000 т нефтепродуктов, из них 6000 т попали в грунт, остальное — в реку Амбарную и ее приток Далдыкан, которые впадают в крупное озеро Пясино. Из этого озера вытекает река Пясина, впадающая в Карское море.
  • Общая площадь загрязнения, по данным красноярской прокуратуры, составила 180 000 кв. м. Предельно допустимые концентрации загрязнителей в реках, куда попало дизельное топливо, превышены в десятки тысяч раз, сообщил Росприроднадзор.
  • По формальным признакам авария в Норильске может стать крупнейшим известным разливом нефтепродуктов в российской Арктике, пишет «Коммерсантъ». Экологи Greenpeace сравнили масштаб катастрофы с аварией танкера Exxon Valdez у берегов Аляски в 1989 году (тогда в море вылилось около 35 000 т нефти). По их оценке, ущерб может превысить 6 млрд рублей. Глава Росприроднадзора Светлана Радионова предварительно оценила ущерб в «не один десяток, возможно, сотни миллиардов рублей».
  • Власти вмешались в ситуацию лишь через два дня после аварии. Губернатор Александр Усс 3 июня доложил Владимиру Путину, что реальную картину происшествия чиновники узнали только после «после появления тревожащей информации в социальных сетях». До этого, по его словам, компания сообщила о сгоревшем автомобиле и возможной разгерметизации емкости с топливом, но заверила, что экологического ущерба нет.
  • Глава МЧС Евгений Зиничев на совещании у Путина также сообщил, что о чрезвычайной ситуации ведомство узнало только 31 мая — до этого, по его словам, НТЭК пытался справиться своими силами.
  • Путина это возмутило. «Сергей Валерьевич, по вашей оценке, что произошло и почему органы власти узнали об этом только через два дня? — потребовал он ответа у гендиректора НТЭК Сергея Липина, участвовавшего в совещании. — Мы чего, будем узнавать о чрезвычайных ситуациях из социальных сетей, что ли? У вас там все в порядке со здоровьем?» 
  • Липин в ответ сообщил, что передал всю информацию по инструкции. Соответствующие органы разберутся, «что там от кого было передано, куда передано и какова была реакция», пообещал Путин.
  • В тот же день пресс-служба «Норникеля» сообщила, что НТЭК информировала о произошедшем «своевременно и должным образом». По данным компании, первое сообщение об утечке поступило 29 мая в 12:55 (08:55 мск) от диспетчера, в 13:08 информация была передана в Объединенное диспетчерское управление энергосистемы Сибири, в 13:10 — в Единую дежурную диспетчерскую службу Управления по делам ГО и ЧС администрации Норильска. В Москве о ЧП узнали через полчаса — в 09:20 мск в Минэнерго и в 09:49 — в САЦ СО ЕЭС. В субботу 30 мая, по данным «Коммерсанта», официальных сообщений не отправлялось. 31 мая НТЭК отправила в Единую дежурно-диспетчерскую службу МЧС четыре отчета, в том числе справку о принятых мерах по ликвидации последствий аварии. 1 июня она отправила в Минэнерго и ЕДДС план ликвидации аварии. Копии этих сообщений компания направило в правоохранительные органы.
  • При этом на сайте «Норникеля» первая новость о ЧП датирована 31 мая. В местной группе «Типичный Норильск» (более 50 000 подписчиков) слухи об экологической катастрофе начали обсуждать 2 июня.
  • Причины аварии выясняются. «Норникель» сообщил, что до аварии опоры резервуара служили без нареканий более 30 лет, проверки проводились каждые два года. Вероятной причиной произошедшего компания считает потепление климата. «Мы можем предполагать, что в результате аномально мягких температур могло произойти растепление мерзлоты, что привело к частичному проседанию опор, на которых стоит цистерна», — заявил первый вице-президент, операционный директор компании Сергей Дяченко. 
  • Главный вопрос — что делать с разлившимся топливом. Река, в которую попало топливо, несудоходная, а в радиусе 20 км — бездорожье, рассказывал Усс Путину. Остается собирать топливо и сжигать, но в таких масштабах Красноярскому краю работать еще не приходилось, признал он. Глава Минприроды Дмитрий КобылкинЮ в свою очередьЮ призвал собирать топливо, в том числе с привлечением военных, использовать реагенты для утилизации и только в крайнем случае, «когда уже совсем будет тяжко, наверное, чего-то сжечь». Но «такой костер на такой площади» в Арктике, по его словам, станет «большой проблемой». 

Депутат «Единой России» попросил отстранить Потанина от руководства «Норникелем»

  • Глава Росприроднадзора Светлана Радионова на совещании в Норильске 4 июня пообещала, что при утилизации нефтепродуктов «никакого отжига не будет». «Норникель» сообщил, что нашел нужные емкости для сбора и консервации топлива и скоро доставил их в Норильск. 
  • 4 июня UC Rusal (один из крупнейших акционеров «Норникеля» с долей 27,8%) заявил, что инициировал внеочередное заседание совета директоров из-за ситуации в Норильске. «UC Rusal настаивает на серьезном расследовании причин произошедшего для предотвращения подобных ситуаций в будущем», — отметила компания.
  • Прокуратура возбудила уголовные дела по статьям «порча земли», «нарушение правил охраны окружающей среды при производстве работ» и «загрязнение вод». Арестован начальник котлотурбинного цеха ТЭЦ-3 АО «НТЭК» Вячеслав Старостин.

Владимир Потанин потерял за день $1,5 млрд после аварии на ТЭЦ в Норильске

  • Акции «Норникеля» на Московской бирже в четверг упали больше чем на 9%. На минимуме они падали до 19 738 рублей — это самая низкая цена с 23 апреля. 

Пожар у ТЭЦ-3 в Норильске

МЧС России·ТАСС

Пожар у ТЭЦ-3 в Норильске

Спасателям довольно быстро удалось справиться с пожаром, вспыхнувшим 29 мая на территории ТЭЦ-3 в Норильске. Но ущерб нанес не он, вытекшие из резервуара 21 000 т дизельного топлива.

Сбор загрязненного грунта в Норильске

Денис Кожевников·ТАСС

Сбор загрязненного грунта в Норильске

В грунт из поврежденного хранилища вылилось 6000 т дизельного топлива. Остальное — в реку Амбарную и ее приток Далдыкан, которые впадают в крупное озеро Пясино. Из этого озера вытекает река Пясина, впадающая в Карское море.

Красноярский губернатор Александр Усс признал, что у края нет возможности утилизировать собранные нефтепродукты. Основной метод утилизации — сжигание в емкостях.

Тушение пожара у ТЭЦ-3 в Норильске

МЧС России·ТАСС

Тушение пожара у ТЭЦ-3 в Норильске

Изначально сообщалось, что пожар на территории ТЭЦ-3 в Норильске произошел после того, как в хранилище с дизельным топливом врезался автомобиль. Позднее версию уточнили: автомобиль загорелся, заехав в вылившееся топливо.

Хранилище, из которого вылилось топливо

Денис Кожевников·ТАСС

Хранилище, из которого вылилось топливо

В 2018 году аварийный объект прошел проверку Ростехнадзора, отмечает Greenpeace России. По предварительной версии МЧС, хранилище дало течь в результате просевшего грунта.

Нефтяное пятно в реке ограничено буями

Денис Кожевников·ТАСС

Нефтяное пятно в реке ограничено буями

«Норникель» обещает выловить нефтепродукты из реки и законсервировать их в емкостях, которые 6 июня будут доставлены в Норильск. Позднее будут искать способ, как эту жидкость и емкости эвакуировать с площадки.

Спасатели на месте аварии

Денис Кожевников·ТАСС

Спасатели на месте аварии

Утром 4 июня в Норильск из Сибирского центра МЧС вылетела группа из 100 спасателей для ликвидации разлива дизельного топлива.

В реки вылилось 15 000 т дизельного топлива

Денис Кожевников·ТАСС

В реки вылилось 15 000 т дизельного топлива

По оценке главы Росприроднадзора Светланы Родионовой, в реки Таймыра попало 15 000 т  дизельного топлива. Российский Grennpeace, используя методику Минприроды, оценил ущерб водным ресурсам в более чем 6 млрд рублей.

Эксперты изучают место аварии

Денис Кожевников·ТАСС

Эксперты изучают место аварии

Площадь загрязнения территории в Норильске дизельным топливом составила 180 000 кв. м. Предельно допустимые концентрации загрязнителей в реках превышены в десятки тысяч раз, сообщил Росприроднадзор

Красноярский губернатор и глава МЧС на месте ЧП

Денис Кожевников·ТАСС

Красноярский губернатор и глава МЧС на месте ЧП

Глава МЧС Евгений Зиничев и губернатор Красноярского края Александр Усс с вертолета осмотрели пострадавшую территорию на следующий день после совещания у Путина

Нижневартовск. 2022 год подходит к концу, и наступает пора подводить итоги. Традиционно Агентство нефтегазовой информации подготовило обзор самых крупных ЧП на нефтегазодобывающих производствах.

Диверсия на «Северных потоках»

Теракты в ночь на 26 сентября на трубопроводах «Северный поток — 1» и «Северный поток — 2» привели к выбросу в море и атмосферу гигантского количества метана. Взрывы мощностью 500 кг. в тротиловом эквиваленте нанесли огромный урон обоим трубопроводам.

По информации Международного энергетического агентства, ежегодные глобальные выбросы метана достигают 570 млн. тонн. По сравнению с этим утечка из разрушенных «Северных потоков» составляет 0,52%.

По оценке Федерального агентства по охране окружающей среды Германии (UBA), взрывы на трубопроводах, уложенных по дну Балтийского моря, высвободили 300 тыс. метрических тонн метана, что в столетней перспективе (такой расчет используют эксперты для прогноза влияния выбросов на экологию) эквивалентно 7,5 млн. тонн CO2. Это соответствует примерно одному проценту годового объема всех выбросов Германии.

Несколько иные данные у Энергетического агентства Дании (две из четырех утечек случились рядом с датским островом Борнхольм): 778 млн. куб. м природного газа, что эквивалентно 14,6 млн. тонн CO2, или 32% всех парниковых газов, произведенных страной в 2020-м. Эксперты для оценки там также закладывали 100-летний период.

Однако инцидент в Балтийском море — крупнейшая техногенная катастрофа, связанная с попаданием CH4 в атмосферу.

Экологи и океанологи настроены достаточно оптимистично. Они считают, что такие разовые мегавыбросы, вряд ли нанесут серьезные последствия. Точечный удар, который был нанесен по экосистеме Балтики, мог привести к гибели организмов — не исключено даже, что массовой, если в зоне инцидента случайно оказался какой-нибудь косяк рыб.

Крупнейший за девять лет разлив нефти в США

На одном из крупнейших нефтепроводов в США Keystone, который принадлежит канадской компании TC Energy и находится в штате Канзас, 7 декабря произошел разлив более 14 тыс. баррелей нефти. Это уже третий по счету крупный разлив на трубопроводе с момента его открытия в 2010 году.

Работу нефтепровода приостановили сразу же после того, как стало известно о разливе. TC Energy направила 100 человек для ликвидации последствий. Агентство по защите окружающей среды США (EPA), в свою очередь заявило, что нефть не попала в источники питьевой воды.

Длина Keystone достигает почти 3,5 тыс. км, за сутки через него проходит до 622 тыс. баррелей нефти. Предыдущий крупный разлив в стране произошел в 2013 году, когда авария случилась в Северной Дакоте на нефтепроводе Tesoro. Тогда утечка составила 20 тыс. баррелей нефти.

Расследование ведется до сих пор, чтобы установить причину инцидента.

Разлив нефти на российском севере

В Республике Коми 15 октября произошел разлив около 100 куб. м нефти из трубопровода «Транснефти». Авария произошла на участке магистрального нефтепровода Ухта — Ярославль в Княжпогостском районе республики.

В районе пришлось вводить режим ЧС: площадь загрязнения, как информировали республиканские власти, составила около 0,8 га.

По словам губернатора Владимира Уйбы, на месте происшествия работали 100 единиц техники и 130 человек, которые откачали и обваловали место утечки.

«Разлив был на грунт и частично в болото, которое не имеет выхода ни в ручьи, ни в реку, поэтому нет угроз питьевым источникам и населению. (…) Тем не менее мы вели режим ЧС на муниципальном уровне», — написал он в то время в своем тelegram-канале.

Работы по ликвидации последствий выхода нефти на магистральном трубопроводе были завершены в соответствии с заявленными сроками.

Как уточнили в Минприроды Коми, на данный момент загрязненная территория полностью очищена, а собранный грунт вывезен на специальный полигон для утилизации безопасным для окружающей среды способом.

Разлив нефти после извержения вулкана в Перу

На нефтеперерабатывающем заводе в Ла-Пампилье, дочерней компанией Repsol, 15 января произошла утечка более 6 тыс. баррелей нефти после того, как в танкер попали волны, вызванные извержением вулкана в государстве Тонга. Площадь разлива нефти составила примерно 18 тыс. кв. км.

Власти перекрыли три пляжа, пострадавших от разлива, и сообщили о десятках мертвых животных, покрытых нефтью.

Министерство иностранных дел Перу призвало оператора Repsol выплатить компенсацию.

«Это самая страшная экологическая катастрофа за последнее время, которая произошла вокруг Лимы, она нанесла серьезный ущерб сотням рыбацких семей», — говорилось в заявлении министерства.

25 января ВМС Перу передали об обнаружении второго разлива нефти в том же терминале (№ 2) завода La Pampilla, о котором не сообщила Repsol. Было пролито 8 баррелей. Согласно исследованиям, этот разлив произошёл 24 января. Компания информировала, что это был «контролируемый сброс остатков».

Министр охраны окружающей среды Перу Рубен Рамирес заявил, что Repsol не сразу сообщила об аварии правительству Перу, за что компания выплатит штраф до 138 млн. солей, а также о том, что в океан попало 11,9 тыс. баррелей нефти.

В Перу был объявлен режим чрезвычайной экологической ситуации на 90 дней.

Взрыв на нефтедобывающем судне у берегов Нигерии

3 февраля на нефтедобывающем судне Trinity Spirit, принадлежащему нигерийской компании Shebah E&P, у берегов Нигерии произошел взрыв. В этот момент на корабле находилось 10 человек, выжить удалось 3.

Вслед за взрывом на судне начался пожар, который продлился более суток. Тушение возгорания было практически невозможно из-за большого количества нефти на судне. В результате полученных повреждений судно частично затонуло.

Отметим, что инцидент вызвал панику среди рабочих, которые работают на других нефтяных платформах поблизости. Первыми, кто решил помочь пострадавшему судну, оказались рыбаки. Однако интенсивность огня не позволила им приблизиться. Также спасатели американской компании Chevron и другой многонациональной нефтяной компании пытались помочь нигерийской платформе.

4 февраля 2022 года со стороны NOSDRA было инициировано расследование инцидента, приведшего к взрыву и пожару. Согласно первым данным, полученным в рамках следствия, оператор судна был лишён лицензии в 2019 году, в результате чего оперативное установление количества находившейся на судне на момент взрыва нефти невозможно.

По данным арендатора, нефтедобывающей компании SEPCOL, объёмы данного типа судна позволяют хранить на нём до 2 млн. баррелей нефти. Факты отсутствия эксплуатации в последние два года и сравнительно быстрая ликвидация пожара (примерно в течение суток) позволяют сделать вывод об относительно незначительном объёме разлива нефти.

Согласно первичным выводам экспертов, инцидент нанёс серьёзный вред местным мангровым зарослям и морской флоре в месте пожара и разлива.

Экологические специалисты также напомнили о том, что данный инцидент является не первым взрывом на нефтедобывающих платформах и скважинах в Нигерии. В этой стране наблюдается серьёзный урон экологии в результате ведения нефтедобывающих работ, в стране ведутся судебные разбирательства с нефтедобывающими корпорациями.

Расследование ведется до сих пор, чтобы установить причину инцидента.

Источники фото: скрин с видео;rkomiru / Telegram

читать и обсуждать наши публикации в телеграме

читать и обсуждать в телеграме

В мае 2020 года в Норильске произошла авария, о которой слышал, наверное, каждый житель России. Тогда в почву и воду попало больше 20 тысяч тонн дизельного топлива. Этот нефтеразлив стал самой крупной экологической катастрофой в заполярной Арктике. Только возмещение экологического ущерба обошлось компании «Норникель» в беспрецедентные 146 миллиардов рублей.

Утечка дизельного топлива в Норильске © Greenpeace

Что сделано после аварии

Сразу после происшествия заместитель председателя Правительства России Виктория Абрамченко поручила проверить все существующие нефтебазы: такое предложение направило российское отделение Greenpeace Михаилу Мишустину сразу после аварии. И в марте 2021 года, через десять месяцев после поручения, тогдашний глава Ростехнадзора Алексей Алёшин отчитался перед СМИ о проверке. Greenpeace России считает, что проделана большая работа: ведомство проверило тысячи объектов и нашло нарушения на сотнях из них. Всего Ростехнадзор обнаружил 3626 нарушений требований промышленной безопасности и возбудил 219 административных дел, а общая сумма административных штрафов достигла 15 миллионов рублей. Глава Ростехнадзора пообещал, что недочёты устранят.

Greenpeace считает, что этого недостаточно. В ситуации, когда подобные аварии случаются регулярно, необходима не только проверка, но и максимальная прозрачность. Поэтому к годовщине аварии в Норильске и началу председательства России в Арктическом совете Greenpeace подготовил карту хранилищ нефтепродуктов в российской Арктике, на которых в любой момент могут случиться такие же аварии, какая произошла год назад в Норильске. Мы призываем Правительство постепенно отказаться от подобных резервуаров на арктических территориях и развивать возобновляемую энергетику.

В Арктике по общедоступным спутниковым снимкам Greenpeace нашёл 612 нефтебаз с 4064 резервуарами объёмом от 100 до 50 000 тонн. 

Как решить проблему нефтеразливов

Вопрос безопасности нефтехранилищ не ограничивается только Арктикой. Например, во время недавней экспедиции в Коми Greenpeace России обнаружил заброшенное неохраняемое нефтехранилище посёлке Щельяюр в Ижемском районе республики.

Цистерны нефтехранилища в Коми © Greenpeace

Оказалось, что некоторые цистерны нефтехранилища протекают, при этом сами резервуары стоят в 50-70 метрах от берега Печоры. Помимо цистерн на площадке находится открытая ёмкость, наполненная нефтепродуктами. Есть риск, что в любой момент нефтепродукты могут попасть в реку, а оттуда и в Северный Ледовитый океан.

Формально это бесхозное хранилище не находится в Арктической зоне. Но подобные аварии должны прекратиться на всей территории нашей страны. Greenpeace надеется, что Ростехнадзор проверит, а правительство возьмёт под контроль такие нефтехранилища по всей России, а не только в Арктике.

Норильск — верхушка нефтяного айсберга

Нефтяные разливы — лишь часть большой системной проблемы. И норильский разлив стал одной из тысяч подобных утечек, которые происходят по всей стране каждый год. Один из последних примеров — авария на границе Республики Коми и Ненецкого автономного округа. 13 мая 2021 года рыбаки заметили на реке Колве в 130 километрах от Усинска чёрную плёнку и лёд в нефти. По данным «Лукойла», 90 тонн нефтепродуктов оказались на почве и около 9 тонн — в реке. 

Проблему аварийности опасных производственных объектов признали на высшем политическом уровне. В указе президента «Об основах государственной политики Российской Федерации в области промышленной безопасности» можно найти информацию о том, что «60-70 процентов оборудования, применяемого на опасных производственных объектах, отработало нормативные сроки службы. При таких условиях социально-экономический ущерб от аварий может оцениваться в 600-700 миллиардов рублей в год». Динамика аварий подтверждает эти прогнозы. 

«Зелёный курс» — гарантия исключения аварий с нефтепродуктами

Greenpeace России направит собранные материалы по нефтехранилищам в Ростехнадзор с призывом сделать проверку подобных объектов не только в Арктической зоне.

Однако оптимальным способом решения проблемы нефтеразливов может стать только постепенный отказ от использования нефти в качестве источника энергии. Это то, что требуют учёные-климатологи для спасения климата

Ещё в прошлом году Greenpeace в России совместно с другими организациями предложил конкретные шаги по переходу страны на зелёные технологии. «Зелёный курс» — это программа долгосрочного развития России, разработанная для того, чтобы помочь справиться с климатическим кризисом и забыть о подобных авариях.

нефть

энергетика

Авария, произошедшая под Норильском в конце мая 2020 года, стала крупнейшим разливом нефтепродуктов в российской Арктике. Ущерб экосистемам уже оценивается в десятки миллиардов рублей, а последствия трагедии будут ощущаться еще не один год. 

WWF России предпринимает все усилия, чтобы получать объективную информацию о произошедшем, привлекать силы и ресурсы для ликвидации последствий, а также призвать виновников – компанию «Норильский Никель» – к ответственности.

Здесь мы собрали всю актуальную информацию об аварии и ее последствиях. Страница обновляется.

ХРОНОЛОГИЯ СОБЫТИЙ

29 мая из-за частичного разрушения резервуара с дизельным топливом на территории ТЭЦ-3 Норильско-Таймырской энергетической компании (дочернего предприятия ГМК «Норильский никель») в реки Далдыкан и Амбарная поступило предположительно около 15 000 кубометров нефтепродуктов. Общий объем хранившегося в резервуаре топлива составил 21 000 кубометров. Авария стала крупнейшим разливом нефтепродуктов в российской Арктике за последние 25 лет.
В первые дни после аварии делались попытки скрыть произошедшее.

31 мая эксперты WWF России получили информацию об аварии из социальных сетей. Была проведена экспресс-оценка масштаба и последствий разлива, полученная информация была проверена и подтверждена, после чего было принято решение о необходимости вмешаться в процесс ликвидации. Наши дальнейшие оперативные действия:

  • Консультации с руководством Морской спасательной службы и ГМК «Норникель» в части срочной отправки спасателей. В ночь с 31 мая на 1 июня первая группа вылетела из Мурманска вместе со специальным оборудованием.
  • Запуск системы анализа космической информации в режиме 24/7 («РискСат»).
  • Организация экспресс-моделирования зоны распространения загрязнения (ЦНИИМФ, ГОИН и НМЦ «Информатика риска»). Скачать результаты
  • Информирование СМИ о том, что ЧС под Норильском носит Федеральный характер и требует соответствующей поддержки.

1 июня  Прибывшие из Мурманска спасатели МЧС успели установить боновые заграждения в устье реки Амбарная, что предотвратило масштабное загрязнение оз. Пясино. Это стало одним из главных факторов, позволивших избежать худшего сценария.

3 июня к решению проблемы подключился президент Владимир Путин, который провел совещание с участием региональных властей, руководства ГМК «Норникель» и всех ответственных ведомств.
В этот же день, лишь спустя пять суток после аварии, в регионе был введен режим чрезвычайной ситуации федерального уровня.

Более 500 спасателей из разных регионов России и специалисты по ликвидации разливов нефти из нескольких нефтегазовых компаний присоединились к ликвидации последствий разлива.

15 июня Морская спасательная служба сообщила, что основная фаза очистки топлива на реке Амбарная завершена. Основные силы и средства были переброшены для последующей обработки проток и небольших озер на правом берегу реки и очистки поймы р. Амбарная.

19 июня WWF России направил открытое письмо президенту ГМК «Норильский никель» Владимиру Потанину и потребовал взять на себя полную ответственность за произошедшую экологическую катастрофу, а также ликвидировать последствия за счет компании.

26 июня на заседании Общественного совета Росприроднадзора WWF России представил анализ космоснимков за период 2017-2020, подтверждающий, что ГМК «Норникель» регулярно сбрасывает отходы промышленного производства в реки.

27 июня стало известно, что представители ГМК «Норникель» не позволили депутату Мосгордумы Сергею Митрохину вывезти из Норильска образцы загрязненной воды и почвы, которые он пытался отправить на экспертизу.

29 июня WWF направил письмо Совету директоров ГМК «Норильский никель».

8 июля РПН предъявил расчет вреда водным объектам (около 147 млрд рублей), компания не согласилась с расчетом и планирует оспаривать в суде.

14 июля В Общественной палате РФ состоялись слушания на тему «Авария в Норильске: экологический ущерб и программы по восстановлению». За открытый и честный диалог компании с обществом высказались многие участники слушаний. В том числе призыв WWF России поддержала Елена Шаройкина, председатель комиссии Общественной палаты РФ по экологии и окружающей среде.

19 июля Ровно месяц прошел с того момента, как WWF России направил открытое письмо президенту Норникеля Владимиру Потанину c просьбой предоставить общественности отчет о результатах внутреннего расследования, а также презентовать план ликвидации аварийных разливов нефти (ЛРН). Ответ так и не получен.

3 августа в адрес
директора WWF России Дмитрий Горшкова поступил ответ на публичное письмо Фонда на имя
Владимира Потанина от 19 июня в связи с аварией на ТЭЦ -3.

В
приложении к ответу на 18 страницах приводится разноплановая
информация, которую предстоит внимательно изучить в
ближайшее время. Предварительный анализ показывает, что
один из ключевых запросов Фонда – представить План ликвидации аварийных
разливов нефти – не был выполнен. Хотя в ответе компании сообщается, что к
31 июля данный план был пересмотрен.

С другой
стороны компания согласилась с предложением Фонда по системному устранению
рисков аварийных разливов нефти и замене нефтяных топлив в энергетике и на
транспорте на такие альтернативы как СПГ. Мы ожидаем, что в обозримом будущем
компания представит общественности дорожную карту такого перехода, и в нее войдет и
задача перевода флота компании на СПГ.

10 ноября Мы еще не раз будем возвращаться к теме аварийного нефтеразлива у Норникеля на Таймыре. 

Помните, высшее руководство компании заявляло еще в июне, что авария произошла из-за таяния мерзлоты. Мы не согласились тогда с этим, нельзя давать возможность списать явные ошибки менеджмента на климатические изменения.

И вот теперь и Ростехнадзор подтвердил что мы правы, вот выдержка из их Заключения «…При этом признаки деградации мерзлоты под фундаментом и на примыкающей территории не обнаружены…» Читать далее

Обновлено: 14 октября 2020 в 11:52

13 912

29 мая в Норильске на ТЭЦ-3 произошла экологическая катастрофа, в результате которой в водоемы и почву попали десятки тысяч тонн топлива. ТЭЦ-3 является одной частью «Норильско-Таймырской энергетической компании». Она обеспечивает энергоснабжение Норильского промышленного района, а также предприятия компании «Норникель». За последние годы данная авария может стать одной из самых опасных техногенных катастроф.

техногенная катастрофа в Норильске

Авария

На ТЭЦ-3 из разгерметизированной цистерны вылилось огромное количество топлива. На территории разлива солярки заехал автомобиль, в результате чего возник пожар. Тушение пожара заняло 2 часа. Дизельное топливо попало в реки Далдыкан и Амбарная. Порядка 6 тысяч тонн топлива проникли в почву, а около 15 тысяч тонн – в воду. Допустимая концентрация опасных веществ превышена в более, чем несколько десятков раз.

Авария на ТЭЦ-3 в Норильске

Экологические последствия

По данным красноярской прокуратуры, общая площадь загрязнения составила 180 тысяч квадратных километров. Сумму причиненного ущерба водным объектам оценивается в 86 миллионов долларов. До сих пор не была подсчитана сумма ущерба, нанесенная почве и атмосфере.

Есть предпосылки к тому, что компания «Норникель», для которой шло электричество с ТЭЦ, сможет отклониться от финансовой ответственности. Основная предпосылка заключается в том, что руководители компании уже заявили, что в разливе топлива виноват процесс глобального потепления. По их мнению, таяние ледников, в которые строители цистерны вбивали сваи, привело к их опущению вниз, ««а остальные в силу конструкции плиты не смогли воспринять оставшуюся нагрузку, и их просто сломило».

На сегодняшний день возбуждены уголовные дела по таким статьям, как: порча земли, загрязнение вод, нарушение правил охраны окружающей среды при производственных работах. Из-за несвоевременного информирования был арестован начальник цеха ТЭЦ-3 Вячеслав Старостин.

Генпрокуратура взяла ситуацию в Норильске под собственный контроль после поручения президента России. Сейчас первостепенной задачей является установление причины данной аварии. На месте розлива работают специалисты, которые осуществляют масштабные проверки ЧП.

Реакция правительства

Президент России, Владимир Владимирович Путин, принял предложение главы МЧС Евгения Зиничева, который относит данную аварию к чрезвычайной ситуации федерального уровня. Также стоит отметить, что реакция местных властей на произошедшую аварию была крайне запоздалая. Губернатор Красноярского края утверждает, что ситуация стала известной только через два дня. Масштаб аварии в первую очередь стали оценивать в социальных сетях.

Кто виноват в экологической катастрофе?

Познавательное видео от журналиста Алексея Пивоварова

Способы устранение последствий

На месте аварии всеми силами пытаются локализовать пятна нефтепродуктов. Если этого не осуществить в максимально сжатые сроки, то топливо распространится и на другие водоемы. Компания «Норникель» заверила, что в течение двух недели все водоемы будут очищены от нефтяных пятен. Однако, такие сроки были рассчитаны только при благоприятных погодных условиях. Для очищения почвы компания планирует перевозить загрязненный грунт на временные площадки, после чего заняться их рекультивацией.

Экологическая катастрофа в Норильске – видео

Норильск глазами эколога

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Крылатское горнолыжный склон официальный сайт часы работы
  • Крымская водная компания сакский район передать показания
  • Крымская водная компания сакский район тарифы на 2022 год
  • Крымэнерго симферопольский район кечкеметская часы работы
  • Крюинговые компании вакансии для моряков без опыта работы