Определенную роль в становлении и развитии предпринимательства в России сыграли региональные органы государственного управления, которые располагали для этого немалыми возможностями. Региональные органы государственного управления, охватывая территорию определенных краев, областей, обеспечивали исполнение федеральных законов и принимали региональные нормативные акты, наиболее эффективные для соответствующего региона.
Судьба малых предприятий в России в значительной мере зависела от муниципальных органов управлении Это обусловлено тем, что они охватывали регулирование земельных, арендных и других отношений, организацию различных видов контроля, транспортное обеспечение
Особенностью Китая является генезис зарождения и развития малого предпринимательства первоначально не в городе (как в России), а в деревне на базе поощрения семейного подряда. В последствии малый бизнес стал распространяться в городе, что способствовало снижению безработицы. Результатом последовательного развития малого предпринимательства стал выход отношений частной собственности за рамки аграрной сферы экономики сначала в форме мелкотоварного, а затем на его базе и частнокапиталистического уклада.
Развитие частного предпринимательства началось в связи с принятием курса на рыночную экономику. Постепенно формировался механизм участия частного предпринимательства в рыночной конкуренции. Отменен ряд дискриминационных мер, многие частные компании получили право на самостоятельное ведение экспортных операций с зарубежными партнерами. В настоящее время в Китае насчитывается свыше 2 млн. частных предприятий Объем зарегистрированного капитала этих компаний около 2 трл. юаней. Число частных предприятий и фирм в китайских городах стало больше, чем в сельских районах. При этом частное предпринимательство получило в Китае не только равные экономические, но и политические права с госсектором. В связи с введением в России нового Федерального закона» «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» от 24.07.2007 к субъектам малого и среднего предпринимательства стали относить внесенных в Единый государственный реестр юридических лиц, потребительские кооперативы и коммерческие организации (за исключением государственных муниципальных унитарных предприятий), а также физических лиц, внесенных в единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, крестьянские (фермерские) хозяйства, соответствующие установленным законом условиям по структуре уставного капитала, средней численности работников, размеру выручки от реализации (работ, услуг) и балансовой стоимости активов. По средней численности персонала установлены следующие критерии определения размера предприятия:[1]
— до 100 человек включительно – малые предприятия, из которых выделены микропредприятия ( до 15 человек);
— от 101 до 250 человек включительно – средние предприятия.
В Китае критерием отнесения предприятий к малым или средним является численность служащих. К малым относятся предприятия с численностью 50-100 служащих, а к средним -101- 500. Статистические данные Национальной Комиссии по развитию и реформам говорят о том, что 99% китайских предприятий попадают в категорию малых и средних и используют 75% рабочей силы страны, создают более 55% валового внутреннего продукта. Более 60% объема экспорта и около 45% доходов от налогов обеспечивается малыми и средними предприятиями. В Китае разработана эффективная политика по развитию малого бизнеса, отраженная в программных документах
Основную массу экспортной продукции в КНР создают малые и средние предприятия, они поглощают основную рабочую силу и являются основным фактором социальной стабильности в государстве. Их число в Китае достигло 10 млн., в промышленности они создают 40% прибыли и 60% валовой продукции, 75% рабочих мест.
Отличительная черта китайского подхода, – как теоретическая проработка как собственно китайских условий осуществления реформ, так и возможностей использования в этих условиях зарубежного опыта строительства рыночной экономики. Китайский подход отличался постепенным, поэтапным переходом от частного к общему, от локальных экспериментов к внедрению его результатов в общегосударственном масштабе.
Компании являются одной из форм организации предпринимательства в Китае. Основными субъектами предпринимательства являются акционерные компании с ограниченной ответственностью, совместные акционерные предприятия. Большую роль в современном предпринимательстве играют предприятия со 100%-ми иностранными инвестициями.
В Китае разработано законодательство, позволяющее регулировать деятельность различных компаний. Для этого разработан закон КНР о компаниях, который разработан в соответствии с конституцией страны и направлен на стандартизацию их организационной структуры, защиту законных прав и интересов (Закон вступил в силу 1 июля 1994 года). При этом компании поддерживают должный порядок социалистической экономики и содействуют экономическому росту. В Китае существуют также компании, находящиеся в полной государственной собственности. Эти компании учреждены уполномоченными на это инвестиционными организациями или департаментами. Во всех странах, осуществляющих экономические реформы, во всех странах возникли проблемы научно-методического, образовательного и организационно-правового характера, от решения которых зависит успех предпринимательской деятельности. Эти проблемы подробно рассмотрены в диссертации и внесены предложения по их решению. В диссертации подчеркивается, что ключевым моментом в становлении конкурентоспособного предпринимательства должна стать качественно новая система образования, способная подготовить специалистов управленческой и предпринимательской деятельности. Правительство Китая выделяет целевые средства на образовательные и обучающие программы для менеджеров малых предприятий.
Во второй главе « Благоприятный инвестиционный климат как основа развития совместного предпринимательства в Китае» исследованы особенности совместного предпринимательства, механизм его стимулирования; рассмотрены особенности инвестиционного климата свободных экономических зон; исследовано влияние инвестиционного климата на развитие венчурного предпринимательства.
Анализ теории и практики совместного предпринимательства, позволил сформулировать основные признаки совместного предпринимательства: разная национальная принадлежность капиталов ;разные организационно-экономические формы деятельности и формы собственности; вложение иностранного капитала в форме прямых инвестиций; наличие права юридического лица и осуществление своей деятельности в соответствии с законодательством принимающей страны на основе учредительных документов; наличие общей мотивации для участников при организации совместного предприятия; участие каждого учредителя в управлении собственностью и в деятельности предприятия; разделение прибылей и убытков в соответствии с долей инвестиций каждого участника
Говоря о развитии совместного предпринимательства, автор исходил из положения, что в условиях глобализации его роль возрастает, поскольку в этот процесс вовлечены все сегменты мировой и национальной экономики многих стран. В совместном предпринимательстве находят применение все современные технологические инновации, что обеспечивает конкурентоспособность совместных фирм на мировом и региональном рынках.
Процесс создания совместного предприятия наглядно иллюстрирует рис.1.
Рис. 1 Процесс создания совместного предприятия.
Следует учитывать то обстоятельство, СП являются филиалами крупнейших иностранных корпораций, в связи с чем каждое СП выражает интересы и цели своего головного предприятия (транснациональной корпорации).
Сложной проблемой совместного предпринимательства является эффективное использование иностранного капитала в совместной фирме, выбор форм и мотивации принимаемых управленческих решений. Совместные предприятия различаются по ряду признаков (рис. 2.).
Рис. 2. Классификация совместных предприятий
Следует учитывать то обстоятельство, СП являются филиалами крупнейших иностранных корпораций, в связи с чем каждое СП выражает интересы и цели своего головного предприятия (транснациональной корпорации).
Сложной проблемой совместного предпринимательства является эффективное использование иностранного капитала в совместной фирме, выбор форм и мотивации принимаемых управленческих решений. Совместные предприятия различаются по ряду признаков (рис. 2.).
Рис. 2. Классификация совместных предприятий
Симулирование совместного предпринимательства в Китае неразрывно связано со стратегией экономических преобразований. С 1979 года в КНР проводится экономическая реформа, нацеленная на создание гибкого, эффективного механизма управления народным хозяйством Совместные предприятия могут на основании своей лицензии получить разрешение на производство и продажу продукции на внутреннем рынке через лицензирование китайской стороны СП. Однако размер квот на продажу продукции на внутреннем рынке для СП находятся под внимательным наблюдением, так как Китай столкнулся с конкуренцией с ВТО, и порой довольно трудно получить квоты на желаемый уровень продаж на внутреннем рынке. К тому же, возможность для вновь созданных китайских компаний к вступлению в совместные предприятия все чаще становится под вопросом, так как китайское правительство желает видеть подтвержденный стаж работы («послужной список») таких компаний, прежде чем позволить им получить официальный доступ к иностранным инвесторам. Китайские партнеры СП имеют решающее слово в производственных вопросах, в дополнение к тому, что они уполномочены на распределение прибыли.
По законодательству КНР, для иностранных компаний существуют три организационно-правовые формы пребывания в официальном статусе: представительство иностранной компании, совместное предприятие, предприятие со 100%-ными иностранными инвестициями
В диссертации показана роль свободных экономических зон в развитии предпринимательства. Концепция создания в Китае свободных экономических зон была разработана в 1986 г. и предусматривала ориентацию совместных предприятий на экспортную специализацию.
В диссертации показано, что общей характерной чертой различных видов свободных экономических зон является наличие благоприятного инвестиционного климата, включающего в себя таможенные, финансовые, налоговые льготы и преимущества по сравнению с общим режимом для предпринимателей, существующим в той или иной стране. Конкретные льготы и стимулы имеют некоторые количественные отличия по зонам разных стран, по существу они, как правило, сходны. Мировой опыт функционирования СЭЗ позволяет сформулировать основные выводы об их достижениях, общих чертах и особенностях развития. Функционирование свободных экономических зон в промышленно развитых странах свидетельствует, что в основе их успеха лежит, с одной стороны, хорошее планирование начальных стадий их развития, а с другой – гибкость управления зонами. Изменяющаяся ситуация в мировом хозяйстве (научно-техническая революция, конкуренция между международными корпорациями, изменения в курсах валют, в системе международного обмена и др.), влияет на развитие свободных экономических зон и, соответственно, требует адекватного реагирования на эти изменения. Свободные экономические зоны, функционирующие в развивающихся странах, имеют ряд общих черт и моментов развития. Так, наибольшее распространение в этих странах получили, во-первых, экспортно-производственные зоны. Целесообразность создания экспортно-производственных зон определяется рядом экономических причин и, прежде всего: потребностью развития индустрии и производства промышленных товаров на экспорт, привлечением в страну иностранного капитала, передовой науки и технологии, современной технической информации.
Во-вторых, особый режим хозяйствования в СЭЗ развивающихся стран становится более либеральным и льготным для иностранных предпринимателей. Это связано с усилением международной конкуренции между зонами и, соответственно, попытками продемонстрировать ее сравнительные преимущества перед другими подобными свободными экономическими зонами.
В-третьих, в процессе функционирования свободных экономических зон происходит торгово-промышленная диверсификация их деятельности, комплексное развитие
Начав с небольших территорий, объединенных специальными зонами в начале 80-х годов, китайское руководство к середине 90-х годов распространило их режим на сотни квадратных километров. Помимо наиболее известных в стране и за рубежом свободных экономических зон -”Шэньчжень”,”Чжухай”,”Сямэнь”,”Шаньтоу“, имеющих многолетнюю историю, а также зоны”Хайнань“, существующей с 1988 г., в стране заметное развитие получили зоны технико-экономического развития (более двух десятков) и зоны развития новой и высокой технологии – технопарки. Особая роль отводится шанхайской зоне экономического развития «Пудун». Значение проекта, рассчитанного на несколько десятилетий, определяется не только тем, что зона «Пудун» должна стать в перспективе крупным центром промышленного производства Китая и призвана способствовать превращению Шанхая в крупнейший торговый и финансовый центр Азиатско-Тихоокеанского региона Практика функционирования китайских свободных экономических зон и других районов со льготным инвестиционным климатом продемонстрировала несомненные успехи. К числу достижений СЭЗ как китайские, так и зарубежные специалисты относят прежде всего высокие, устойчивые темпы экономического роста, большие объемы привлеченных в зоны иностранных инвестиций, значительное повышение производительности труда и, наконец, существенный рост уровня жизни населения.
https://ria.ru/20210928/ekonomika-1752184664.html
Большая помощь малому бизнесу. Как МСП двигают экономику Китая
Большая помощь малому бизнесу. Как МСП двигают экономику Китая — РИА Новости, 28.09.2021
Большая помощь малому бизнесу. Как МСП двигают экономику Китая
В Китае появилась третья фондовая биржа, о ее создании в Пекине объявил председатель КНР Си Цзиньпин. Главная задача Пекинской биржи — помочь развиться малому и РИА Новости, 28.09.2021
2021-09-28T16:02
2021-09-28T16:02
2021-09-28T16:02
россия-китай: главное
экономика
китай
россия
/html/head/meta[@name=’og:title’]/@content
/html/head/meta[@name=’og:description’]/@content
https://cdnn21.img.ria.ru/images/07e5/06/0f/1737129963_410:550:3072:2048_1920x0_80_0_0_7d7cddcdef705e27575eb2a2a83cf043.jpg
МОСКВА, 28 сент – Проект «Россия-Китай: главное». В Китае появилась третья фондовая биржа, о ее создании в Пекине объявил председатель КНР Си Цзиньпин. Главная задача Пекинской биржи — помочь развиться малому и среднему бизнесу. Подробностей того, как будет функционировать новая биржа пока немного, но в Комиссии по регулированию ценных бумаг Китая уже заявили, что «взволнованы» новыми перспективами. Что даст китайским предпринимателям новая финансовая площадка и как КНР поддерживает бизнесменов на фоне коронакризиса – в материале проекта «Россия-Китай: главное».Опора экономикиКитайская экономика по итогам пандемийного года стала единственной, показавшей рост. Несмотря на такой успех, коронавирус нанес серьезный удар китайскому бизнесу, особенно по небольшим фирмам. Политика нулевой терпимости китайских властей к вспышкам COVID-19 приводит к локальным локдаунам. И если сейчас купировать угрозу удается быстро и с минимальными потерями, то в прошлом году многие предприятия серьезно пострадали из-за остановок поставок и отсутствия клиентов.Однако в Пекине нашли способ поддержать малый и средний бизнес. В начале сентября председатель КНР Си Цзиньпин сделал громкое заявление: в стране появится третья фондовая биржа. В отличие от более крупных шанхайской и шэньчжэньской новая пекинская биржа нацелена на финансовую помощь малым и средним предприятиям. МСП — это фирмы со штатом менее 500 сотрудников, которым традиционно сложно конкурировать с более крупными игроками за ссуды в банках. Новая фондовая биржа призвана исправить положение, связав малых и средних предпринимателей с инвесторами.Пекинская биржа сосредоточится на вливании капитала в инновационно-ориентированные компании, которые в свою очередь внесут вклад в развитие стратегических и высокотехнологичных отраслей китайской экономики. МСП важны для китайских властей еще и потому, что помогут стимулировать внутреннее потребление, повысят занятость населения. А конкуренция между малыми и средними предприятиями – критически важна для прогресса в таких сферах как искусственный интеллект, микрочипы, новые источники энергии, уверены в руководстве страны.Значимость малых и средних предприятий для экономики Китая подтверждается цифрами. По некоторым данным, на них приходится до 60% ВВП страны, 70% патентов, и на них работает 80% рабочих в КНР.Российские перспективыОдним из ключевых факторов развития экономических связей между Россией и Китаем в последние годы является именно сотрудничество между малыми и средними предприятиями двух стран. И эта тенденция лишь усилится, ведь оба государства поддерживают МСП, а сфера развивается благодаря новым технологиям и электронной коммерции.Россия, как и Китай стремится помочь малым и средним предприятиям занять свою нишу и активно участвовать в экономической жизни страны, стать важным вкладчиком в ВВП. В 2016 году в России была сформулирована Стратегия развития малого и среднего предпринимательства до 2030 года. Она направлена на повышение занятости в МСП и увеличения ВВП за счет сокращения налогов и бюрократии. Государственные компании намерены увеличить расходы на товары и услуги МСП до пяти триллионов рублей в год (76,9 миллиарда долларов). В соответствии со стратегией президент России Владимир Путин обозначил 2024 год как ориентир для улучшения бизнес-климата для небольших компаний.В 2018 году объем двусторонней торговли России и КНР впервые превысил 100 миллиардов долларов, что стало рекордным показателем. И одну из главных ролей в достижении этого показателя сыграли частный сектор и МСП с обеих сторон.Согласно исследованию, которое провели специалисты Института экономики и политики имени Е.Т. Гайдара, у российских малых и средних предприятий, которые хотят продавать товары за рубеж через интернет, яркие перспективы. Согласно оценкам, к 2024 году российский рынок электронной коммерции может составить 43 миллиарда долларов.Онлайн-торговля принесла пользу и китайским компаниям, стремящимся расширить взаимодействие с российскими контрагентами. В прошлом году Alibaba создала совместное предприятие с Mail.ru Group, в которое вложила два миллиарда долларов. Новая платформа позволит китайским онлайн-ритейлерам получить доступ к 140 миллионам потенциальных покупателей в России. И это лишь один из проектов, направленных на развитие связей между МСП двух стран. Более тесному сотрудничеству между китайскими и российскими фирмами способствуют такие проекты как Зона трансграничного экономического сотрудничества Хэйлунцзян-Благовещенск.
https://ria.ru/20210723/startapery-1742572586.html
https://ria.ru/20210915/kitay-1750125424.html
https://ria.ru/20210909/investproekty-1749298290.html
https://ria.ru/20210908/onlayn-torgovlya-1749169329.html
китай
россия
РИА Новости
internet-group@rian.ru
7 495 645-6601
ФГУП МИА «Россия сегодня»
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/
2021
РИА Новости
internet-group@rian.ru
7 495 645-6601
ФГУП МИА «Россия сегодня»
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/
Новости
ru-RU
https://ria.ru/docs/about/copyright.html
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/
РИА Новости
internet-group@rian.ru
7 495 645-6601
ФГУП МИА «Россия сегодня»
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/
https://cdnn21.img.ria.ru/images/07e5/06/0f/1737129963_812:338:3072:2033_1920x0_80_0_0_fd209c416414bc6cf6b08183ceabec72.jpg
РИА Новости
internet-group@rian.ru
7 495 645-6601
ФГУП МИА «Россия сегодня»
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/
РИА Новости
internet-group@rian.ru
7 495 645-6601
ФГУП МИА «Россия сегодня»
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/
экономика, китай, россия
Россия-Китай: Главное, Экономика, Китай, Россия
Большая помощь малому бизнесу. Как МСП двигают экономику Китая
МОСКВА, 28 сент – Проект «Россия-Китай: главное». В Китае появилась третья фондовая биржа, о ее создании в Пекине объявил председатель КНР Си Цзиньпин. Главная задача Пекинской биржи — помочь развиться малому и среднему бизнесу. Подробностей того, как будет функционировать новая биржа пока немного, но в Комиссии по регулированию ценных бумаг Китая уже заявили, что «взволнованы» новыми перспективами. Что даст китайским предпринимателям новая финансовая площадка и как КНР поддерживает бизнесменов на фоне коронакризиса – в материале проекта «Россия-Китай: главное».
Опора экономики
Китайская экономика по итогам пандемийного года стала единственной, показавшей рост. Несмотря на такой успех, коронавирус нанес серьезный удар китайскому бизнесу, особенно по небольшим фирмам. Политика нулевой терпимости китайских властей к вспышкам COVID-19 приводит к локальным локдаунам. И если сейчас купировать угрозу удается быстро и с минимальными потерями, то в прошлом году многие предприятия серьезно пострадали из-за остановок поставок и отсутствия клиентов.
Бизнес на орбите. Как китайские стартаперы осваивают космос
Однако в Пекине нашли способ поддержать малый и средний бизнес. В начале сентября председатель КНР Си Цзиньпин сделал громкое заявление: в стране появится третья фондовая биржа. В отличие от более крупных шанхайской и шэньчжэньской новая пекинская биржа нацелена на финансовую помощь малым и средним предприятиям. МСП — это фирмы со штатом менее 500 сотрудников, которым традиционно сложно конкурировать с более крупными игроками за ссуды в банках. Новая фондовая биржа призвана исправить положение, связав малых и средних предпринимателей с инвесторами.
Пекинская биржа сосредоточится на вливании капитала в инновационно-ориентированные компании, которые в свою очередь внесут вклад в развитие стратегических и высокотехнологичных отраслей китайской экономики. МСП важны для китайских властей еще и потому, что помогут стимулировать внутреннее потребление, повысят занятость населения. А конкуренция между малыми и средними предприятиями – критически важна для прогресса в таких сферах как искусственный интеллект, микрочипы, новые источники энергии, уверены в руководстве страны.
Станет ли Китай мировым лидером в искусственном интеллекте
Значимость малых и средних предприятий для экономики Китая подтверждается цифрами. По некоторым данным, на них приходится до 60% ВВП страны, 70% патентов, и на них работает 80% рабочих в КНР.
«
«Поддержка малых и средних предприятий может стать сильным и долгосрочным стимулом для качественного развития Китая», — подчеркивал важность усилий властей Хэ Вэйвэнь, старший научный сотрудник Института финансовых исследований «Чунъян» при Китайском народном университете.
Российские перспективы
Одним из ключевых факторов развития экономических связей между Россией и Китаем в последние годы является именно сотрудничество между малыми и средними предприятиями двух стран. И эта тенденция лишь усилится, ведь оба государства поддерживают МСП, а сфера развивается благодаря новым технологиям и электронной коммерции.
Россия и Китай подготовили 90 двусторонних инвестпроектов на $150 млрд
Россия, как и Китай стремится помочь малым и средним предприятиям занять свою нишу и активно участвовать в экономической жизни страны, стать важным вкладчиком в ВВП. В 2016 году в России была сформулирована Стратегия развития малого и среднего предпринимательства до 2030 года. Она направлена на повышение занятости в МСП и увеличения ВВП за счет сокращения налогов и бюрократии. Государственные компании намерены увеличить расходы на товары и услуги МСП до пяти триллионов рублей в год (76,9 миллиарда долларов). В соответствии со стратегией президент России Владимир Путин обозначил 2024 год как ориентир для улучшения бизнес-климата для небольших компаний.
В 2018 году объем двусторонней торговли России и КНР впервые превысил 100 миллиардов долларов, что стало рекордным показателем. И одну из главных ролей в достижении этого показателя сыграли частный сектор и МСП с обеих сторон.
Согласно исследованию, которое провели специалисты Института экономики и политики имени Е.Т. Гайдара, у российских малых и средних предприятий, которые хотят продавать товары за рубеж через интернет, яркие перспективы. Согласно оценкам, к 2024 году российский рынок электронной коммерции может составить 43 миллиарда долларов.
В Приамурье набирает обороты приграничная онлайн-торговля с Китаем
Онлайн-торговля принесла пользу и китайским компаниям, стремящимся расширить взаимодействие с российскими контрагентами. В прошлом году Alibaba создала совместное предприятие с Mail.ru Group, в которое вложила два миллиарда долларов. Новая платформа позволит китайским онлайн-ритейлерам получить доступ к 140 миллионам потенциальных покупателей в России. И это лишь один из проектов, направленных на развитие связей между МСП двух стран. Более тесному сотрудничеству между китайскими и российскими фирмами способствуют такие проекты как Зона трансграничного экономического сотрудничества Хэйлунцзян-Благовещенск.
(принят на 28-м заседании Постоянного комитета Всекитайского собрания народных представителей 9-го созыва 29 июня 2002 г.)
Глава I. Общие положения.
Статья 1. Настоящий Закон разработан в целях совершенствования условий хозяйственной деятельности для малых и средних предприятий, содействия здоровому развитию малых и средних предприятий, расширения возможностей для трудоустройства в городской и сельской местности, выявления значительной роли малых и средних предприятий в национальной экономике и социальном развитии.
Статья 2. Под малыми и средними предприятиями в настоящем Законе понимаются предприятия различной организационно-правовой формы и различных форм собственности, созданные согласно закону на территории КНР и способствующие удовлетворению потребностей общества, увеличению количества рабочих мест, отвечающие требованиям государственной отраслевой политики и относящиеся к малым и средним по масштабам хозяйственной деятельности.
Критерии отнесения предприятий к малым и средним устанавливаются ведомством Государственного совета КНР, ответственным за осуществление работы в отношении предприятий, на основании количества работников, объема продаж, объема активов и иных показателей, обобщая характерные особенности отрасли. Данные критерии должны быть поданы для утверждения Государственным советом КНР.
Статья 3. Государство по отношению к малым и средним предприятиям следует курсу активной поддержки, усиленного руководства, совершенствования услуг, правовой формализации, обеспечения прав и интересов в целях создания благоприятных условий для создания и развития малых и средних предприятий.
Статья 4. Государственный совет КНР несет ответственность за разработку политики по отношению к малым и средним предприятиям, а также осуществление комплексного планирования развития малых и средних предприятий.
Ведомство Государственного совета КНР, несущее ответственность за работу по отношению к предприятиям, организует выполнение государственной политики и плана в отношении малых и средних предприятий, а также осуществление комплексного координирования, руководства и предоставления услуг в работе по отношению к малым и средним предприятиям по всей стране.
Соответствующие ведомства Государственного совета КНР на основании государственной политики в отношении малых и средних предприятий и комплексного планирования осуществляют руководство и предоставляют услуги в работе по отношению к малым и средним предприятиям в рамках своей компетенции.
Местные народные правительства всех уровней, но ниже уездного, а также подведомственные им управления, ответственные за работу в отношении предприятий, и иные управления осуществляют руководство и предоставляют услуги в работе по отношению к малым и средним предприятиям в рамках своей компетенции в пределах соответствующих административно-территориальных единиц.
Статья 5. Ведомство Государственного совета КНР, несущее ответственность за работу в отношении малых и средних предприятий, на основании государственной отраслевой политики и обобщая особенности и обстоятельства развития малых и средних предприятий, определяет ключевые точки поддержки путем разработки каталога-руководства отраслевого развития малых и средних предприятий и в иной форме в целях поощрения развития малых и средних предприятий.
Статья 6. Государство защищает законные инвестиции малых и средних предприятий и их учредителей, а также законные права и интересы, приобретенные в результате осуществления данных инвестиций. Любым организациям и частным лицам не разрешается наносить ущерб имуществу малых и средних предприятий, а также их законным правам и интересам.
Любым организациям не разрешается взимать платежи и штрафы с малых и средних предприятий в нарушение законов, подзаконных актов, а также не разрешается сбор с данных предприятий какого-либо имущества. Малые и средние предприятия вправе отказать в осуществлении, проинформировать или выдвинуть обвинение в случае вышеуказанных противозаконных действий.
Статья 7. Ведомства административного регулирования должны защищать законные права и интересы малых и средних предприятий, охранять законное право данных предприятий на справедливую конкурентную борьбу и справедливую торговлю; дискриминация или установление неравных условий осуществления торговли для малых и средних предприятий запрещены.
Статья 8. Малые и средние предприятия должны соблюдать государственное законодательство, подзаконные акты в сфере безопасности труда, охраны здоровья работников, социального страхования, использования природных ресурсов и экологии, качества продукции, государственного и местных бюджетов, налогообложения, финансовой сферы, осуществлять хозяйственную деятельность согласно закону; нарушение законных прав и интересов работников и общих интересов общества запрещены.
Статья 9. Малые и средние предприятия должны придерживаться профессиональной этики, следовать принципам добросовестности и доверия, усердно повышать уровень деятельности и укреплению возможности самостоятельного развития.
Статья 10. Бюджет центрального правительства должен включить статью расходов на малые и средние предприятия, в соответствии с которой создать специальный фонд развития малых и средних предприятий.
Местные народные правительства должны на основании фактического положения предоставить финансовую поддержку малым и средним предприятиям.
Статья 11. Специальный государственный фонд развития малых и средних предприятий используется на содействие созданию системы предоставления услуг данным предприятиям, развертывание работы по поддержке малых и средних предприятий, восполнение фонда развития малых и средних предприятий и иных действий по поддержке развития данных предприятий.
Статья 12. Государство создает фонд развития малых и средних предприятий, который формируется из следующих средств:
1) специальный фонд поддержки развития малых и средних предприятий, установленный бюджетом центрального правительства КНР;
2) прибыль, полученная фондом;
3) пожертвования;
4) иные средства.
Посредством налоговой политики государство поощряет пожертвования в фонд развития малых и средних предприятий.
Статья 13. Государственный фонд развития малых и средних предприятий используется на следующие действия по поддержке малых и средних предприятий:
1) помощь в создании предприятий и предоставление услуг по созданию предприятий;
2) поддержка создания системы обеспечения кредитов для малых и средних предприятий;
3) поддержка технических инноваций;
4) поощрение развития специализации, а также сотрудничества и кооперации с крупными предприятиями;
5) поддержка обучения персонала, информационной и иной работы сервисных структур, предоставляющих услуги для малых и средних предприятий;
6) поддержка выхода на мировой рынок малых и средних предприятий;
7) поддержка осуществления малыми и средними предприятиями чистого производства;
8 ) иные действия.
Меры регулирования в отношении создания и использования фонда развития малых и средних предприятий отдельно устанавливаются Государственным советом КНР.
Статья 14. Народный банк Китая должен усилить руководящую роль в кредитной политике, усовершенствовать условия финансирования малых и средних предприятий.
Народный банк Китая должен усилить степень поддержки малых и средних финансово-кредитных учреждений, поощрять коммерческие банки в изменении структуры кредитования, расширить кредитную поддержку малых и средних предприятий.
Статья 15. Все финансово-кредитные учреждения должны предоставлять финансовую поддержку малым и средним предприятиям, усердно совершенствовать предоставление финансовых услуг, улучшить уровень сервиса, укрепить сознательность, повысить качество услуг.
Все коммерческие банки и общества кредитования должны усовершенствовать управление кредитованием, расширить сферу предоставления услуг, разработать финансовые продукты, нацеленные на развитие малых и средних предприятий, изменить структуру кредитования, предоставлять данным предприятиям услуги по кредитованию, осуществлению расчетов, финансовому консультированию, управлению инвестициями.
Финансово-кредитные учреждения с упором на реализацию политики государства должны предоставлять малым и средним предприятиям финансовые услуги в различной форме в рамках своей хозяйственной деятельности.
Статья 16. Государство предпринимает меры для расширения прямых каналов финансирования малых и средних предприятий, активно создает условия деятельности малых и средних предприятий, а также непосредственно их финансирует в различной форме в рамках, разрешенных законодательством и подзаконными актами.
Статья 17. При помощи налоговой политики государство поощряет увеличение инвестиций в малые и средние предприятия структурами, созданными согласно закону и осуществляющими венчурное инвестирование.
Статья 18. Государство способствует созданию кредитной системы малых и средних предприятий, создает системы сбора и оценки кредитной информации, осуществляют социализацию проверки, обмена и пользования кредитной информацией малых и средних предприятий.
Статья 19. Народные правительства и компетентные ведомства не ниже уездного уровня должны продвигать и организовывать создание кредитования и предоставления гарантий для малых и средних предприятий, содействовать предоставлению кредита и гарантий, создавать условия финансировать малых и средних предприятий.
Меры регулирования предоставления кредита и гарантий для малых и средних предприятий отдельно устанавливаются Государственным советом КНР.
Статья 20. Государство поощряет предоставление кредита и гарантий для малых и средних предприятий различными структурами, предоставляющими гарантии.
Статья 21. Государство поощряет осуществление малыми и средними предприятиями различного рода взаимного финансирования и предоставления гарантий.
Статья 22. Компетентные правительственные ведомства должны активно создавать условия для предоставления необходимых и релевантных информационных и консалтинговых услуг, при планировании градостроительной деятельности в городах и сельской местности осуществлять разумное выделение малым и средним предприятиям мест ведения хозяйственной деятельности и инфраструктуры на основании потребности их развития, поддерживать создание малых и средних предприятий.
При создании малых и средних предприятий безработными или инвалидами правительства по месту нахождения должны оказать активную поддержку, предоставить содействие и усилить руководство.
Компетентные правительственные ведомства должны предпринять необходимые меры, расширить каналы приема работников и оказать содействие привлечение малыми и средними предприятиями выпускников средних школ и специальных профессиональных учебных заведений.
Статья 23. В соответствующей налоговой политике государство поддерживает и поощряет открытие и развитие малых и средних предприятий.
Статья 24. Государство осуществляет уменьшение или освобождение от налога на прибыль предприятий в течение установленного срока, а также применяет другие налоговые льготы по отношению к малым и средним предприятиям, созданным безработными и осуществляющим трудоустройство лиц, потерявших работу в течение данного года, до установленной государством пропорциональной доли, к малым и средним предприятиям новых и высоких технологий, отвечающих государственной политики поддержки и поощрения развития, к малым и средним предприятиям, созданным в районах компактного проживания национальных меньшинств и бедных районах, а также к малым и средним предприятиям, осуществляющих трудоустройство инвалидов до установленной государством пропорциональной доли.
Статья 25. Местные народные правительства на основании фактической ситуации предоставляют для учредителей предприятий консультационные и информационные услуги в сфере промышленно-торгового регулирования, финансов и налогообложения, привлечения капитала, найма работников, социального страхования и иных сферах.
Статья 26. Органы регистрации предприятия должны осуществлять регистрацию малых и средних предприятий в соответствии с установленными законодательством требованиями и в установленном законом порядке, повышать эффективность работы, создавать условий благоприятствования для лица, подающего документы на регистрацию. Установление предварительных условий для регистрации предприятий, кроме установленных законодательством и подзаконными актами, запрещено; взимание платежей, кроме установленных в соответствии с законодательством, подзаконными актами, запрещено.
Статья 27. Государство поощряет малые и средние предприятия в привлечении иностранного капитала, передовой техники и управленческого опыта на основании государственной политики использования иностранного капитала, создании совместных паевых и контрактных предприятий.
Статья 28. Государство поощряет физические и юридические лица в участии в малых и средних предприятий правами промышленной собственности, непатентованными технологиями и иными инвестициями.
Статья 29. Государство разрабатывает политику по поощрению малых и средних предприятий на основании рыночной потребности в разработке новых продуктов, использовании передовой технологии, промышленной технологии и оборудования, повышении качества продукции, реализации технического прогресса.
Проекты технических инноваций малых и средних предприятий, а также технического усовершенствования, касающиеся продукции крупных предприятий, могут пользоваться политикой кредитного субсидирования.
Статья 30. Компетентные правительственные ведомства должны оказать поддержку малым и средним предприятиям в вопросам городского планирования, использования земельных ресурсов, финансов, содействовать созданию различного уровня структур, предоставляющих технические услуги, создавать центры содействия развитию производительных сил и базы инкубационного развития предприятий научно-технического характера, в целях предоставления малым и средним предприятиям услуг, касающихся технической информации, технического консультирования и передачи технологии, разработки и изготовления малыми и средними предприятиями продукции, содействия индустриализации научно-технических достижений и совершенствования технологического уровня и продукции предприятий.
Статья 31. Государство поощряет ведение технического сотрудничества, развития и обмена между малыми и средними предприятиями и научно-исследовательскими учреждениями и специальными профессиональными учебными заведениями, способствует индустриализации научно-технических достижений и активное развитие малых и средних предприятий научно-технического характера.
Статья 32. Государство поощряет и поддерживает созданию на основе рыночного распределения ресурсов стабильных взаимосвязей между крупными и малыми и средними предприятиями в отношении поставок сырья, производства, продаж, технического развития и усовершенствования, в целях содействия развитию малых и средних предприятий.
Статья 33. Государство осуществляет руководство, содействие и правовую формализацию реорганизации активов и улучшение ресурсной базы малых и средних предприятий посредством слияний и поглощений.
Статья 34. Правительственные закупки должны отдавать приоритет закупкам продукции и услуг малых и средних предприятий.
Статья 35. Компетентные правительственные ведомства и структуры должны оказывать руководство и помощь малым и средним предприятиям в экспорте продукции, а также в продвижении внешнеэкономического и технического сотрудничества и обмена.
Финансово-кредитные учреждения с упором на реализацию политики государства должны открыть предоставление экспортного кредитования, страхования экспорта и другие услуги, направленные на поддержку малых и средних предприятий в освоении иностранных рынков.
Статья 36. Государство разрабатывает политику, направленную на поощрение инвестиционной деятельности за рубежом, участии в международной торговле, освоении иностранных рынков соответствующих требованиям малыми и средними предприятиями.
Статья 37. Государство поощряет структуры, предоставляющие услуги для малых и средних предприятий, в организации выставок продукции малых и средних предприятий и информационном консультировании.
Статья 38. Государство поощряет предоставление услуг для общества, создает полноценную систему предоставления услуг для малых и средних предприятий и предоставляет им услуги.
Статья 39. В соответствии с практической необходимостью правительство оказывает поддержку созданным структурам, предоставляющим услуги для малых и средних предприятий, в предоставлении качественных услуг.
Структуры, предоставляющие услуги для малых и средних предприятий, должны в полной мере использовать возможности компьютерных сетей и иные передовые технические инструменты для создания полноценной системы информационных услуг, открытой для всего общества.
Структуры, предоставляющие услуги для малых и средних предприятий, должны налаживать связи и руководить предоставлением услуг для малых и средних предприятий различного рода общественными посредническими структурами.
Статья 40. Государство поощряет все общественные посреднические структуры в подготовке к открытию дела, диагностике предприятия, информационном консультировании, маркетинге рынка, привлечение капитала и инвестиций, кредитовании и предоставлении гарантий, реализации прав собственности, технической поддержке, привлечении и обучении персонала, внешнеэкономическом сотрудничестве, ведении выставочной деятельности и правовой консультировании для малых и средних предприятий.
Статья 41. Государство поощряет соответствующие структуры, специальные профессиональные учебные заведения в подготовке управленческого и технического персонала для малых и средних предприятий, повышении хозяйственного, управленческого и технического уровня малых и средних предприятий.
Статья 42. Профессиональные саморегулирующиеся организации должны оказывать активное предоставление услуг для малых и средних предприятий.
Статья 43. Саморегулирующиеся организации малых и средних предприятий, самостоятельно предоставляющие услуги и осуществляющие самостоятельное регулирование, должны защищать законные права и интересы малых и средних предприятий, учитывать предложения и требования предприятий, а также предоставлять для малых и средних предприятий услуги по освоению рынка и повышения хозяйственного и управленческого потенциала предприятий.
Статья 44. Провинции, автономные районы, города центрального подчинения могут на основании фактического положения малых и средних предприятий в данных административно-территориальных единицах разработать соответствующие меры применения.
Статья 45. Настоящий Закон вступает в силу с 1 января 2003 г.
В развитых странах, в Китае и Индии малые и средние предприятия (МСП) создают около половины ВВП и рабочих мест. В других развивающихся странах их доля в экономике составляет в среднем 33%. В России МСП создают пятую часть ВВП, в них занята лишь четверть населения. Если в Китае более 50% экспорта приходится на МСП, то в России – не более 7%. Российские власти принимают меры по повышению участия МСП в экономике в надежде на улучшение ее структуры, инновационное развитие и рост занятости.
Малый и средний бизнес выступает двигателем экономики многих государств.
По данным Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), в развитых странах в МСП работает от 60 до 70% занятого населения, в Китае – 80%.
Вклад малого и среднего бизнеса в США составляет порядка 50%, в Великобритании — 47%, в Германии — 57%, в Китае — 60%, в Индии — 45%.
В Китае сектору малого и среднего бизнеса принадлежит 65% патентов, 75% технических новшеств и более 80% новой продукции.
По подсчетам Всемирного банка, в развивающихся странах в ближайшие 15 лет четыре из пяти новых рабочих мест будут создаваться малыми и средними предприятиями.
МСП производят значительную часть товара на экспорт.
В развитых странах эта доля, по данным ОЭСР, составляет от 25 до 35%, а в отдельных странах еще выше: в Южной Корее около 40%, в США и Германии более 40%, в Китае — более 50%.
В большинстве стран власти уже несколько десятилетий поддерживают МСП, предоставляя им госгарантии, субсидии, льготные кредиты и налоги, консультационные услуги и другие преференции. В России МСП чувствуют себя менее уверенно:
Россия на последнем месте среди более 60 стран-участниц международного проекта «Глобальный мониторинг предпринимательства» по количеству людей, планирующих открытие своего бизнеса. В 2016 году об этом сказали только 5,2% опрошенных (показатель вырос в два раза с 2014 года). При этом лишь 17,9% считают, что в регионе их проживания есть благоприятная среда для открытия собственного дела.
Последние три года падают доходы населения, что негативно сказывается на прибыли малого бизнеса, почти 40% которого занято в сфере торговли.
В 2016 году принята Стратегия развития МСП до 2030 года, в рамках которой уже реализуется ряд мер.
Льготное кредитование:
В 2015 году создана Федеральная корпорация по развитию МСП. В 2016 году она выдала гарантийных обязательств на сумму 50 млрд руб. по «программе 6,5%».
МСП банк, входящий в состав корпорации, создал отдельную программу кредитования МСП, выдав в 2016 году кредиты на 91 млрд руб. по средневзвешенной ставке 13,38%.
Сокращение налогов и проверок:
С 2017 года увеличен с 60 до 150 млн руб. предельный размер дохода за налоговый период, при превышении которого налогоплательщик утрачивает право на упрощенную систему налогообложения. В пределах этого оборота компания платит с него 6%.
С 1 января 2016 года по 31 декабря 2018 года введены надзорные каникулы в отношении юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, отнесенных к субъектам малого предпринимательства (оборот не более 800 млн руб.), за рядом исключений.
С 1 января 2016 года для впервые зарегистрированных ИП, использующих упрощенную или патентную системы, деятельность которых связана с производственной, социальной или научной сферой, введены двухлетние налоговые каникулы.
Выделение субсидий и грантов:
В 2017 году на господдержку МСП выделено 7,5 млрд руб., которые распределены между 82 регионами.
Преимущества в закупках:
Госзаказчики должны размещать у субъектов малого предпринимательства не менее 15% годового объема закупок.
Госкомпании должны отдавать малому и среднему бизнесу не менее 18% от общего объема заказов и 10% по прямым торгам. С 1 января 2018 года объем закупок по прямым договорам увеличится до 15%.
По данным Корпорации МСП, в 2016 году объем закупок крупнейших заказчиков у субъектов МСП составил более 1,511 трлн руб.
Поддержка малых инновационных предприятий:
Фонд содействия инновациям проводит конкурсы грантов на выполнение НИОКР с последующей коммерциализацией результатов.
Корпорация МСП в 2017 году выделяет 1,8 млрд руб. на поддержку стартапов.
Поддержка экспорта товаров и услуг, производимых субъектами МСП:
По данным Минэкономразвития, в 37 регионах созданы центры поддержки экспорта, а в 53 субъектах РФ — региональные интегрированные центры.
Планируется, что реализация этих и других мер поддержки увеличит вклад МСП в экономику страны вдвое, а доля занятого на них населения достигнет 35%. По мнению авторов стратегии, это станет фактором инновационного развития и улучшения отраслевой структуры экономики, а также обеспечения стабильно высокого уровня занятости.
Источник: http://tass.ru/
Добавить в «Нужное»
Субъекты малого и среднего предпринимательства (МСП) – это организации и ИП, которые в соответствии с определенными условиями относятся к малым и средним предприятиям и сведения о которых указываются в едином реестре таких субъектов (п. 1 ст. 3 Закона от 24.07.2007 № 209-ФЗ). Быть МСП и особенно малым предприятием удобно, ведь малые предприятия, к примеру, могут в общем случае вести упрощенный бухучет и составлять упрощенную бухгалтерскую отчетность. Малые предприятия могут не утверждать лимит остатка кассы (п. 2 Указания ЦБР от 11.03.2014 № 3210-У).
Средние и малые предприятия: критерии-2023
Критерии малых предприятий установлены ст. 4 Закона от 24.07.2007 № 209-ФЗ.
Для предприятий малого и среднего бизнеса критерии-2023 сгруппируем в таблицах.
При этом разобьем такие критерии на 3 группы: критерии юридические, критерии по численности и критерии по доходу. Если хозяйственное общество или хозяйственное партнерство соответствует хотя бы одному из юридических критериев, нужно проверить их соответствие критерию численности (а точнее среднесписочной численности работников за предшествующий календарный год) и критерию дохода. А вот для производственных, потребительских кооперативов, крестьянских (фермерских) хозяйств и ИП важны только критерии численности и дохода. Иные условия для них в расчет не берутся.
Юридические критерии
Для хозяйственных обществ и партнерств юридические критерии отнесения предприятия к субъектам малого предпринимательства следующие.
Форма (особенности) организации | Условия | Примечание |
---|---|---|
Любые ООО | Условие 1: 1а) Суммарная доля участия РФ, субъектов РФ, муниципальных образований, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов (за исключением суммарной доли участия, входящей в состав активов инвестиционных фондов) в уставном капитале не превышает 25%; 1б) суммарная доля участия иностранных организаций или организаций, не являющихся МСП, не превышает 49% |
ООО, удовлетворяющее Условию 1а), но не удовлетворяющее Условию 1б), признается МСП, если такое ООО соответствует Условию 4, 5, 6 или 7 |
Любые АО | Условие 2: Акции, обращающиеся на организованном РЦБ, отнесены к акциям высокотехнологичного (инновационного) сектора экономики |
– |
Условие 3: Акционеры – РФ, субъекты РФ, муниципальные образования, общественные и религиозные организации (объединения), благотворительные и иные фонды (за исключением инвестиционных фондов) владеют не более чем 25% голосующих акций, а акционеры – иностранные организации или организации, не являющиеся МСП, владеют не более чем 49% голосующих акций |
– | |
Организации-«интеллектуалы» | Условие 4: Деятельность заключается в практическом применении (внедрении) результатов интеллектуальной деятельности (программ для ЭВМ, изобретений, селекционных достижений и т.д.), исключительные права на которые принадлежат учредителям (участникам) |
Учредители (участники) – это бюджетные, автономные научные учреждения либо являющиеся бюджетными, автономными учреждениями образовательные организации высшего образования |
Организации-«сколковцы» | Условие 5: Имеют статус «сколковца» |
– |
Организации с «особенным» учредителем | Условие 6: Учредители (участники) – это АО «РОСНАНО» или Фонд инфраструктурных и образовательных программ |
– |
ООО с определенными участниками |
Условие 7: Участники — только общероссийские общественные объединения инвалидов, их отделения |
Кроме основного условия есть дополнительные: среднесписочная численность инвалидов по отношению к другим работникам за предшествующий календарный год должна быть равна 50% или более, а доля оплаты труда инвалидов в ФОТ – 25% или более |
Малые и средние предприятия: критерии-2023 по численности
Тип МСП | Среднесписочная численность работников за предшествующий календарный год | Примечание |
---|---|---|
Микропредприятие | До 15 человек включительно | – |
Малое предприятие | От 16 до 100 человек включительно | – |
Среднее предприятие | От 101 до 250 человек включительно | – |
От 251 до 1000 человек включительно | Хозяйственное общество, хозяйственное партнерство входит в утвержденный Минпромторгом перечень предприятий легкой промышленности в порядке, предусмотренном Постановлением Правительства от 22.11.2017 № 1412 | |
До 1500 человек (пп.2.2 ч.1.1 ст.4 Закона от 24.07.2007 N 209-ФЗ) | С 2022 года для организаций с основным видом деятельности в сфере общественного питания (класс 56 «Деятельность по предоставлению продуктов питания и напитков») |
Предприятия малого и среднего бизнеса: критерии по доходу
Тип МСП | Предельное значение дохода за предшествующий календарный год | Примечание |
---|---|---|
Микропредприятие | 120 млн руб. | Доход определяется по данным налогового учета путем суммирования доходов по всем осуществляемым видам деятельности и применяемым налоговым режимам |
Малое предприятие | 800 млн руб. | |
Среднее предприятие | 2 млрд руб. |
Обращаем внимание, что категория МСП определяется в соответствии с наибольшим по значению условием (ч. 3 ст. 4 Закона от 24.07.2007 № 209-ФЗ). Если, к примеру, по численности ООО, соответствующее юридическому критерию, может считаться микропредприятием, но выручка у него за прошлый год находится в диапазоне от 800 млн руб. до 2 млрд руб. включительно, такое ООО будет считаться средним предприятием.
Предприятия малого и среднего бизнеса: реестр
Узнать, относится ваша организация к малому или среднему бизнесу можно, воспользовавшись специальным сервисом ФНС.
Критерии отнесения к малому предприятию в 2022-2023 годах регламентированы законом «О развитии малого и среднего предпринимательства в РФ» от 24.07.2007 № 209-ФЗ. Рассмотрим более детально, кто относится к субъектам малого предпринимательства в 2022-2023 годах и каковы критерии приобщения компаний к этому списку.
Кто относится к субъектам малого предпринимательства
Согласно ст. 4 закона «О развитии предпринимательства в РФ» от 24.07.2007 № 209-ФЗ, к СМП (субъектам малого предпринимательства) причисляются различные хозяйственные субъекты, а именно:
- индивидуальные предприниматели;
- крестьянские (фермерские) хозяйства;
- хозяйственные общества;
- хозяйственные партнерства;
- потребительские кооперативы;
- производственные кооперативы.
Все они обязаны соответствовать главным и дополнительным критериям малого предпринимательства, обозначенным в законе 209-ФЗ. К ним имеют отношение основополагающие характеристики хозяйствования любой компании, а именно: численность работников, полученный доход и состав уставного капитала. На их основе определяется, можно ли считать организацию малой или ее необходимо причислить к иным категориям хозяйствующих субъектов. Рассмотрим, какими критериями характеризуется малое предприятие, более детально.
Важно! Рекомендация от КонсультантПлюс
Все МСП включены в специальный реестр на сайте ФНС. Если вы не нашли там свое МСП, отправьте заявку на проверку сведений реестра.
Подобнее смотрите в КонсультантПлюс. Пробный доступ можно получить бесплатно.
Основные и дополнительные критерии, указывающие на малые предприятия
Первым критерием, на который нужно ориентироваться, является доход, полученный за минувший календарный год при осуществлении всех видов деятельности. Максимальное значение данного критерия 800 млн руб.
Кроме параметра доходности к основным критериям относятся среднесписочная численность кадров за минувший календарный год. У малых предприятий эта характеристика колеблется в пределах 16–100 человек. Среднесписочная численность вычисляется на основе определенного правила, а именно:
- Сначала исчисляется среднесписочная численность кадров, имевших полную занятость.
- После этого определяется среднесписочная численность кадров, имевших частичную занятость.
Что касается дополнительных критериев, то к ним относится суммарный процент членства других хозяйственных субъектов в уставном капитале субъекта. Во-первых, для хозяйственных товариществ или обществ этот показатель должен иметь не более 25% суммарного участия РФ, субъектов РФ или муниципальных образований, общественных организаций или благотворительных фондов. Во-вторых, УК должен иметь не более 49% доли участия иных юридических лиц (не считающихся МСП) или иностранных компаний. То есть минимум 51% уставного капитала должно принадлежать физлицам или организациям малого и среднего бизнеса.
Критериям малого предприятия могут соответствовать также юридические лица, деятельность которых связана с интеллектуальными разработками в различных сферах, к примеру, созданием информационных баз данных, промышленных образцов и т. п.
Акционерные общества также могут иметь статус малой организации, только в этой ситуации их акции должны относиться к инновационному сектору экономики государства.
Отдельной категорией субъектов малого бизнеса выступает микропредприятие. В данную категорию подпадут субъекты с доходом не более 120 млн руб. в год и среднесписочной численностью до 15 человек включительно.
Важно! В 2022-2023 годах субъекты МСП имеют право на ряд мер антикризисной поддержки. Что это за меры, узнайте в КонсультантПлюс. Если у вас еще нет доступа к системе, пробный доступ можно получить бесплатно.
Относится ли компания к СМП (пошаговая таблица для определения статуса фирмы)
Рассмотрим алгоритм определения категории компании пошагово.
Шаг |
Алгоритм |
1. Определяем среднесписочную численность персонала за минувший календарный год |
Исчисляется расчетным путем. Информация для расчета берется из сведений, подаваемых в налоговую инспекцию. У малых предприятий показатель колеблется в диапазоне от 16 до 100 человек. Для средних установлено несколько значений:
|
2. Вычисляем доход, полученный за минувший календарный год от осуществления всех видов деятельности |
Информация берется из налоговой декларации за прошлый год. При совмещении режимов доход суммируется по каждой декларации. У малых предприятий значение не должно превышать 800 млн руб. У средних — 2 млрд руб. |
3. Определяем процент членства иных обществ в уставном фонде компании |
1. Процент членства государства, субъектов РФ, муниципальных образований, общественных организаций или благотворительных фондов составляет не более 25%. 2. Процент членства иностранных юридических лиц или российских юридических лиц (не имеющих статуса малого предприятия) составляет не более 49% |
Нюансы малого и среднего предпринимательства
При соответствии малого предприятия критериям 2022-2023 годов оно вносится в особый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства. При этом организация не обязана подавать какие-либо особые сведения в налоговые органы или совершать иные действия — она автоматически причисляется к малому бизнесу. Сотрудники ФНС причисляют компании к малым на основании предоставляемых ими в обычном порядке сведений, к которым относятся:
- среднесписочная численность работников;
- данные из ЕГРЮЛ или ЕГРИП;
- налоговые декларации.
Как ведется и когда обновляется реестр МСП, читайте в КонсультантПлюс. Пробный доступ к системе можно получить бесплатно.
Необходимо отметить, что субъекты, имеющие статус малого предприятия, получают право пользования определенными льготами в сфере бухгалтерского учета. К ним можно отнести следующие пункты:
- Право не устанавливать лимит остатка наличности в кассе. В том случае, если он был установлен ранее, руководством можно издать приказ о его отмене.
- Возможность ведения упрощенного бухгалтерского учета.
- Льготные условия специального налогообложения, которые устанавливаются на региональном уровне.
- Сокращение срока проверки государственными контролирующими органами — для малых предприятий он составляет 50 часов в год.
- Некоторые категории индивидуальных предпринимателей получают налоговые каникулы, которые должны быть обозначены в нормативно-правовых актах региона.
Разобраться в нюансах упрощенного бухучета и отчетности на малых предприятиях помогут материалы:
- «Особенности бухгалтерского учета на малых предприятиях»;
- «Упрощенная бухгалтерская отчетность для малых предприятий за 2022 год».
Когда малое предприятие превращается в среднее или крупное
Существуют определенные обстоятельства, наступление которых приведет к тому, что организация потеряет статус малого предприятия. Естественно, это связано с тем, что оно не будет подпадать под критерии малых предприятий в 2022-2023 годах. К таким условиям относятся следующие моменты:
- Если обстоятельства связаны с увеличением процента участия в уставном фонде выше предельного значения, то предприятие потеряет статус малого бизнеса. При этом моментом перехода в среднее или крупное предприятие считается дата внесения записи в ЕГРЮЛ об изменении уставного капитала организации.
- Если обстоятельства связаны с увеличением среднесписочной численности персонала или дохода от осуществления всех видов предпринимательской деятельности выше установленного законом предельного значения, статус малого сохраняется за предприятием в течение трех лет. По истечении упомянутого срока малое предприятие лишится этого статуса и станет средним или крупным в зависимости от значения данных критериев, о чем указано в п. 4 ст. 4 закона 209-ФЗ.
Итоги
Чтобы иметь категорию малого предприятия, компании необходимо соответствовать критериям, указанным в законе 209-ФЗ. К ним относятся среднесписочная численность персонала, доход от осуществления всех типов деятельности и доля участия в уставном капитале. Если все условия соответствуют требуемым значениям, компания автоматически получает статус малого и вносится налоговыми органами в специальный реестр субъектов малого и среднего предпринимательства России.
Индивидуальные предприниматели, а также небольшие организации могут рассчитывать на различные льготы, которые государство предоставляет для развития малого бизнеса. Из настоящей статьи вы узнаете, что это за льготы, а также кто, когда и при каких условиях может на них рассчитывать в 2022 году.
Кто относится к субъектам МСП
Фраза «субъекты МСП» расшифровывается как «Субъекты малого и среднего предпринимательства». К ним относятся средние, малые и микропредприятия. Также на практике для обозначения данной категории лиц применяется другая аббревиатура — СМП. Она расшифровывается как «Субъекты малого предпринимательства». В дальнейшем мы будем использовать данные термины как синонимы.
Проверить, относится ли ваша организация/ИП к малому или среднему бизнесу
Важно
Все субъекты малого и среднего предпринимательства должны быть включены в специальный реестр, который ведет ФНС. Этот реестр находится в открытом доступе на сайте налоговой службы по адресу https://rmsp.nalog.ru.
Критерии малого предприятия 2022: таблица
Основные критерии СМП приведены в Федеральном законе от 24.07.07 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» (далее — Закон № 209-ФЗ). Согласно статье 4 этого закона, ими могут быть индивидуальные предприниматели, ООО, кооперативы, а также крестьянские (фермерские) хозяйства.
В таблице приведены показатели деятельности, при выполнении которых налогоплательщик становится субъектом малого и среднего предпринимательства.
Категория |
Среднесписочная численность за предыдущий год |
Доход за предыдущий год без НДС по данным налогового учета |
Прочие ограничения (для ООО) |
---|---|---|---|
Микропредприятие |
не более 15 человек |
не более 120 млн руб. |
|
Малое предприятие |
не более 100 человек |
не более 800 млн руб. |
|
Среднее предприятие |
не более 250 человек (до 1 000 человек — для легкой промышленности, до 1 500 человек — для общепита) |
не более 2 млрд руб. |
Общие для всех субъектов малого и среднего бизнеса показатели по доле участия определяются ежегодно. Их нарушение сразу же приводит к утрате соответствующего статуса.
Ограничения по доходу и среднесписочной численности применяются кумулятивно за три года. Это означает, что изменение категории субъекта МСП или утрата статуса происходит только в том случае, если как минимум один из этих критериев не соблюдается на протяжении трех лет подряд (п. 4 ст. 4 Закона № 209-ФЗ, п. 1 письма ФНС от 18.08.16 № 14-2-04/0870@, письмо Минэкономразвития от 11.04.16 № Д28и-913).
Например, компания или ИП утратит статус СМП (перейдет в другую категорию) с 2022 года, если в течение каждого из трех предыдущих лет (2019, 2020 и 2021 гг.) были превышены показатели по доходу и (или) численности работников. Если хотя бы в одном из перечисленных годов соблюдались оба параметра, то статус в 2022 году сохраняется.
Категория субъекта МСП определяется в соответствии с наибольшим по значению условием (п. 3 ст. 4 Закона № 209-ФЗ). Например, если ООО соответствует по численности микропредприятию, но его доход превышает 800 млн руб. (но менее 2 млрд руб.), то оно будет считаться средним.
Узнать ОКВЭДы, систему налогообложения и доходы вашего контрагента
Что дает статус субъекта малого предпринимательства
Включение организации или ИП в реестр субъектов малого бизнеса дает возможность пользоваться различными льготами и мерами государственной поддержки. Данные привилегии установлены на федеральном, региональном и местном уровнях.
Причем, речь идет не только о налоговых льготах. Перечень преференций, которые полагаются субъектам малого предпринимательства, гораздо шире. К ним относятся льготы при сдаче отчетности и ведении бухгалтерского учета, дополнительная защита денежных средств на счетах и др.
Льготы для малых предприятий
Рассмотрим основные послабления и преимущества, которые предоставляются субъектам малого и среднего бизнеса.
Бухгалтерский учет и отчетность
Значительная часть льгот касается бухгалтерского учета. Так, практически все малые предприятия (кроме тех, кто подлежит обязательному аудиту, микрофинансовых организаций, жилищных кооперативов и прочих субъектов, названных в п. 5 ст. 6 Федерального закона от 06.12.11 № 402-ФЗ о бухучете) могут вести упрощенный бухучет и сдавать упрощенную бухгалтерскую отчетность. В ее состав в большинстве случаев входит всего две формы (бухгалтерский баланс и отчет о финансовых результатах). Некоторые организации (НКО и получатели бюджетных средств) должны также заполнять отчет о целевом использовании средств.
При ведении упрощенного бухучета предусмотрен целых ряд послаблений (информация Минфина № ПЗ-3/2015). Перечислим наиболее важные. Так, можно не создавать резерв на оплату отпусков; исправлять как несущественные любые ошибки в бухучете, даже если они выявлены после утверждения отчетности; не применять ПБУ 18/02 «Учет расчетов по налогу на прибыль организаций» и ПБУ 2/2008 «Учет договоров строительного подряда»; не переоценивать основные средства и нематериальные активы и не отражать обесценение НМА; не переоценивать финансовые вложения и не проверять их на обесценение. Также при данном способе бухучета можно учитывать проценты по любым займам, в том числе полученным для покупки инвестиционных активов, как прочие расходы, а запасы оценивать на отчетную дату по фактической себестоимости.
Также см. «Учетная политика организации: образцы на 2022 год, как составить, примеры».
Бесплатно получить образец учетной политики и вести бухучет в веб‑сервисе для небольших ООО
Важно
Вести упрощенный бухучет может непосредственно руководитель организации. Для этого ему надо издать соответствующий приказ (п. 3 ст. 7 Закона № 402-ФЗ о бухучете).
Помимо этого, малое предприятие может принять решение об использовании для целей бухучета кассового метода (п. 20 Типовых рекомендаций по организации бухгалтерского учета для субъектов малого предпринимательства, утв. приказом Минфина от 21.12.98 № 64н).
Справка
Индивидуальные предприниматели в принципе не обязаны вести бухгалтерский учет и составлять бухотчетность, даже в упрощенном виде (подп. 1 п. 2 ст. 6 Закона № 402-ФЗ о бухучете).
Кассовые операции
Указанием Банка России от 11.03.14 № 3210-У для малых предприятий установлен упрощенный порядок ведения кассовых операций. Он предполагает освобождение таких организаций и ИП от необходимости утверждать лимит остатка наличных.
На основании этого же указания ЦБ РФ индивидуальные предприниматели имеют дополнительные «кассовые» льготы — они могут не оформлять приходные и расходные кассовые ордера и не вести кассовую книгу.
Также см. «Кассовые операции: как небольшой фирме организовать учет наличных денег» и «Кассовая дисциплина у ИП: как предпринимателю работать с наличными деньгами».
Бесплатно вести кассовую книгу в электронном виде
Налоговые льготы
Налоговые преференции для СМП устанавливаются на федеральном, региональном и местном уровнях.
В частности, на выплаты работникам сверх МРОТ данные организации начисляют страховые взносы по пониженным тарифам. А именно: по пенсионным взносам 10%, по медицинским — 5%, по взносам «на больничные» — 0%. Скорее всего, в 2023 году будет действовать другие льготы по взносам (см. «Объединение ПФР и ФСС: какие новшества ожидают страхователей»). Также возможно введение льгот по уплате региональных и местных налогов (налога на имущество, земельного и транспортного налогов), а также льготных ставок по налогу на прибыль (в части, зачисляемый в региональных бюджет), единому налогу в рамках УСН.
Трудовые отношения
Субъекты малого бизнеса, у которых работают не более 35 (в сфере розничной торговли и бытового обслуживания — не более 20) человек, могут заключать с ними срочные трудовые договоры (ст. 59 ТК РФ). Переоформлять эти договоры в бессрочные при утрате работодателем статуса МСП, или при превышении указанного числа работников не нужно. В последнем случае с новыми работниками (36-м (21-м) и последующими) следует заключать договоры на неопределенный срок.
Составить и распечатать трудовой договор
Внимание!
Микропредприятия вправе не составлять правила внутреннего трудового распорядка, положение об оплате труда, положение о премировании и другие локальные нормативные акты, а также график сменности. Условия, которые обычно прописываются в этих документах, нужно включить непосредственно в трудовой договор. Для этого лучше применить специальную типовую форму договора (постановление правительства РФ от 27.08.16 № 858).
Административная ответственность
Для субъектов МСП установлена привилегия, обязывающая контролеров заменять практически любой административный штраф на предупреждение.
Льгота действует, если нарушение совершено впервые и им не был причинен имущественный вред, а также вред (либо угроза его причинения) жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, историческим и культурным памятникам, безопасности государства и при этом не было угрозы возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (п. 1 ст. 4.1.1 КоАП РФ). Виды правонарушений, при совершении которых невозможна замена штрафа на предупреждение, перечислены в пункте 2 статьи 4.1.1 КоАП РФ.
Страхование вкладов
Счета и вклады микропредприятий и малых предприятий включены в систему обязательного страхования (п. 1 ст. 5.1 Федерального закона от 23.12.03 № 177-ФЗ). Если банк, в котором находятся деньги такой компании или ИП, лишится лицензии, либо Центробанк введет мораторий на удовлетворение требований кредиторов данного банка, можно будет получить страховое возмещение. Его размер равен сумме, которая была на счетах, но не более 1 400 000 руб. по всем счетам в одном банке. Подробнее см. «Деньги в «проблемном» банке: когда и как ИП, малые предприятия и физлица смогут вернуть деньги со счетов и вкладов».
Статистическая отчетность
Для субъектов малого и среднего предпринимательства значительно сокращено количество форм, представляемых в органы статистики. В частности, они не сдают Сведения о неполной занятости и движении работников, Сведения о просроченной задолженности по заработной плате, Сведения об объеме платных услуг населению по видам и многие другие.
Справка
Некоторое формы статистической отчетности предназначены специально для субъектов МСП. Например, № ПМ «Сведения об основных показателях деятельности малого предприятия». А вот форму № П˗5(м) «Основные сведения о деятельности организации» субъекты МСП не сдают, хотя распространено заблуждение, что данная форма является чуть не основным статистическим отчетом для небольших организаций.
Остальную статистическую отчетность субъекты малого и среднего предпринимательства сдают в особом порядке. Соответствующая обязанность возникает в рамках сплошного (в отношении всех СМП) или выборочного (в отношении указанных Росстатом организаций и ИП) статистического наблюдения. При этом сплошное исследование малого бизнеса проводится один раз в 5 лет (п. 2 ст. 5 Закона № 209-ФЗ). Так, в 2021 году СМП должны были отчитаться о своей деятельности за 2020 год (см. «Сплошное статистическое наблюдение за малым бизнесом: Росстат напомнил, когда и как надо отчитываться»).
Заполнить и сдать всю отчетность в Росстат по актуальным на сегодня формам через интернет
Выборочное статистическое наблюдение проводится в отношении тех субъектов, которые попали в перечень, ежегодно определяемый Росстатом (п. 3 ст. 5 Закона № 209-ФЗ). Информацию о том, нужно ли конкретному субъекту сдавать статотчетность, по каким формам и с какой периодичностью, можно уточнить на сайте Росстата (https://websbor.gks.ru/online/info). Также см. «Отчетность в статистику (Росстат) по ИНН: как узнать, какие отчеты сдавать».
Государственный заказ
Компании и ИП, получившие статус субъектов малого и среднего предпринимательства, могут участвовать в госзакупках на особых условиях. Для них проводят специальные тендеры. Сумма обеспечения заявки для малых и средних предприятий ниже, а продавцы — субъекты МСП с хорошей репутацией могут и вовсе не обеспечивать контракт.
Кроме того, срок оплаты контракта, стороной которого выступает малое или среднее предприятие, меньше, чем для «обычных» участников закупок. Деньги нужно выплатить не позднее 7 рабочих дней со дня подписания заказчиком документа о приемке поставленного товара (выполненной работы, оказанной услуги) по договору или его этапу (п. 14.3, 28 и 32.1 Положения, утв. постановлением правительства РФ от 11.12.14 № 1352). За нарушение этого срока заказчик может быть оштрафован на сумму до 100 тыс. руб. (ч. 9 ст. 7.32.3 КоАП РФ).
Также см. «Госзакупки по 44‑ФЗ: что малому бизнесу с июля 2019 года надо учитывать при участии в торгах» и «Как участвовать в тендерах начинающему».
Получать уведомления о торгах для малого и среднего бизнеса
Особенности деятельности малого предприятия
Такие нюансы могут возникать из-за применения налогоплательщиком тех или иных льгот.
Например, если малое предприятие решит использовать кассовый метод при ведении бухучета, то в этом случае в учете фактически не будет отражена дебиторская задолженность. А значит, следить за данным параметром придется на основании информации из других источников.
Кроме того, нужно помнить, что кассовый метод в бухучете вовсе не равнозначен кассовому методу для целей УСН. Так, полученные суммы авансов не формируют бухгалтерские доходы, тогда как при УСН они будут доходом в момент поступления на счет или в кассу (п. 1 ст. 346.17 НК РФ). Соответственно, такие расхождения тоже нужно учитывать, чтобы не занизить сумму налога или авансовых платежей по нему.
В заключение отметим, что все субъекты малого и среднего предпринимательства должны периодически проверять наличие информации о них в специальном реестре, который ведет ФНС. Исправить неверные сведения можно через форму на сайте службы. И, конечно, необходимо отлеживать основные критерии, которые дают право считаться СМП в 2022 году — выручку, среднесписочную численность и ограничения по составу участников.