Краткие сведения об авторе работы белинского герой нашего времени

  • Краткие содержания
  • Разные авторы
  • Статья Белинского о Герое нашего времени Лермонтова

Краткое содержание Статьи Белинского о Герое нашего времени

В общепринятом понимании роман «Герой нашего времени» призван осветить для читателя систему убеждений и жизненных ценностей Печорина. Ведь даже остальные персонажи введены в творение только лишь для того, чтоб подчеркнуть его характер.  Сам Лермонтов видит в своем герое человека с опустошенной душой, но личность яркую, неординарную, лучшего человека, что опередил свое время.

Однако понимание Белинского несколько отличается от остальных отзывов об этом творении. Он выражает несколько неожиданную точку зрения, пытается найти оправдание поступкам персонажа. Можно сказать, он делает из отрицательного героя положительного.

Белинский считает, что интерес к Лермонтову возник именно в связи с его поэтическим творчеством. Что же касается романа, он только лишь подогрел эту заинтересованность. Сам же литератор не пытался обрести народную любовь написанием «Героя…». Это был порыв, выплеск мыслей и вдохновения – тех эмоций, который нельзя было более держать в себе.

Лермонтов восхищает Белинского «полнотой впечатления».  Тем не менее, последний не может понять, чем же плох герой, почему он «оброс» ярлыками, которые на него навешало общество?

На самом деле, Печорин сам страдает от своего безверия – поэтому отсутствие веры как пример социальной критики к персонажу не является лишь религиозным взглядом на мир и «правильностью» человеческого сознания. Но Белинский не согласен, для него это не недостаток. Он считает, что читатель не имеет права судить молодого человека – возможно, тот еще придет к вере, пересмотрит свои взгляды, когда придет время.

Да, Печорин эгоистичен, расчетлив, он достаточно жестоко обходится с теми, кто его любит. Соответственно, Лермонтов мог назвать его «героем» из иронических побуждений. Что же касается Белинского, он считает персонажа «грустной душой», жертвой несправедливого времени. Но, ни в коем случае, не подлецом.

Что касается композиции, Белинский полагает, что раскрытие внутреннего мира героя происходит постепенно. Максимыча он считает ограниченным служакой, Бэллу – глубокой женской натурой, Грушницкого – идеальным молодым человеком, Мери – девушкой не глупой и не пустой, а Веру – не женщиной, а лишь пародией на нее. И самым размытым образом.

Печорин в его понимании человек активный, но рефлектирующий. То есть, обладает раздвоением личности. Дух его пребывает в упадке. Это законченный эгоист, но в, то же время, человек довольно многогранный и глубокий. Только не нашедший себя в этом мире. В понимании Белинского герой чем-то схож с Евгением Онегиным. Кстати, и называет он персонажа «современным» Онегиным. Современным на то время, конечно же.

Критик уверен, что герой уже давно пережил юношеский возраст, поэтому его впечатлительность позади. Он готов к серьезным чувствам и испытаниям. Однако ждет нового он всегда с недоверием, пребывая в состоянии хандры. Тем не менее, Белинский считает персонажа искренним. Но двойственным. Это целый океан дерзких деяний и эмоций. Кстати, сам Печорин эгоизм и расчет в себе осуждает.

Видит ли Белинский в герое пороки? Да, это жестокое обращение с прекрасным полом. Однако и здесь он умудряется заступаться за героя – считает, что не только Григорий, но и  сами женщины виноваты в этом.  Дескать, они надумали себе счастье и светлое будущее, хоть сам Печорин никаких обещаний им не давал.

По мнению критика, именно несправедливое время воспитало в герое пороки. От которых он страдает не меньше, чем его окружение. Тем не менее, для читателя Печорин все равно остается человеком-загадкой, противоречивой натурой, разгадать тайны которой достаточно сложно.

Можете использовать этот текст для читательского дневника

Статья Белинского о Герое нашего времени Лермонтова. Картинка к рассказу

Статья Белинского о Герое нашего времени Лермонтова кратко за 2 минуты

Сейчас читают

  • Островский

    Александр Островский родился и учился в Московской гимназии, а затем и в Московском университете. Учась на юридическом факультете, Островский, одновременно увлёкшись театром и литературным творчеством, он принимает решение бросить учёбу

  • Краткое содержание Зощенко Глупая история

    В рассказе Зощенко «Глупая история» речь идет о семье с четырех летним ребенком, по имени Петя. Мать окружила чрезмерной заботой свое дитя. Кормит его с ложечки, гулять водит за ручку. Одевает, обувает.

  • Краткое содержание Паустовский Мещёрская сторона

    Повествование происходит от лица человека, который путешествует по родным краям, вооружившись старинной карте, на которой не все места обозначены особенно точно. И нашему герою приходится поправлять их время от времени.

  • Краткое содержание Первый день Драгунского

    Данный рассказ Виталия Драгунского находится в составе цикла «Денискины рассказы», следовательно, ключевой герой здесь шестилетний мальчишка по имени Дениска.

  • Краткое содержание Шмелёв Как я стал писателем

    В произведении «Как я стал писателем», написанном Иваном Сергеевичем Шмелёвым, рассказывается о событиях, которые происходили до революции. В этом рассказе Иван Шмелев делиться воспоминаниями о своем творческом пути.

Основная мысль романа раскрыть характер и систему ценностей главного героя, являющегося лучшим представителем общества того времени. Лермонтову удалось разглядеть в противоречивом характере Печорина неординарную личность, человека с выпотрошенной душой. В.Г. Белинский о романе «Герой нашего времени» высказал свою точку зрения, яркую и неожиданную. Он постарался найти оправдание поступкам Печорина, сделав из отрицательного персонажа положительного героя.

По мнению Белинского интерес к творчеству Лермонтова возник после публикации нескольких его стихотворений, а роман подогрел интерес читателя еще больше. Он не пытался заинтересовать публику новым произведением. Это порыв, глубокая потребность передать клокотавшие внутри эмоции бумаге. Вдохновение искало выход и нашло.

Белинский восхищался, как Лермонтову удалось создать «полноту впечатления». Единство мысли породило чувство ответственности частей произведения с целым. Собственное отношение к Печорину Лермонтов отразил в названии романа. Чем плох Печорин и плох ли на самом деле? Белинскому непонятно, почему на парня навешано столько ярлыков. Попробуем досконально разобраться. Основная мысль произведения донести до читателя, кто он на самом деле, герой нашего времени.

Печорин человек без веры, но он сам страдает от своего безверия. Если он к ней еще не пришел, значит просто не подошло его время и не нам судить человека. Эгоистичность, расчетливость, данные качества шагают с Печориным рука об руку. Григорий ненавидит себя за это и презирает. Не нашлось человека в его жизни, сумевшего разбить эту броню, в которую он заковал себя добровольно.

Белинский защищает Печорина даже в отношении к девушкам, где Григорий показывает себя не лучшим образом. Привязывает к себе и бросает, переступая через чувства влюбленных красавиц. Но разве можно за это выставлять Печорина злодеем. Он ничего не обещал, тем более женитьба в его планы не входила. Они сами придумали сказку и верили в нее. Он обычный человек с пороками, как у всех нас. Печорин утверждал, что в нем живут два человека. В такие моменты откровения он искренен. В нем нет ни капли игры. В его жизни много чего произошло. Он знает ее получше многих, изучив людей и понимая их психологию.

Положительный герой Печорин или нет, однозначно не ответить. Может Лермонтов иронизировал, называя его героем. По его словам, Печорин это целый портрет, составленный из пороков всего поколения. Отпечаток на поведение и характер наложило время, в которое он родился и жил. Люди делились на две категории. Одна оставалась верна принципам и убеждениям, но не могла отстаивать их в условиях, что были созданы в России того времени. Другая была разочарована в системе ценностей и идеалов. Люди первой категории рефлексировали, впадали в апатию, что и произошло с Печориным.

После Белинский напишет: «Герой нашего времени» — это грустная душа в нашем времени. Все события, мысли, деятельность построены на исторической подоплеке. «Герой нашего времени» не исключение. Печорин близок автору и напоминает его самого. Поэтому нельзя со 100% вероятностью утверждать, что персонаж данного произведения художественен. Печорин так и не раскрыл свое настоящее лицо. Даже дочитав роман до конца, остается для всех загадочной и непонятной личностью. От всего романа веет бесперспективностью. Он оставляет после прочтения ощущение недосказанности, неразгаданности.

Данный недостаток, как считает Белинский и есть достоинство данного произведения.

Другие материалы по роману «Герой нашего времени»

Краткое содержание

Анализ главы «Бэла»

Анализ главы «Максим Максимыч»

Анализ главы «Тамань»

Анализ главы «Княжна Мэри»

Анализ главы «Фаталист»

Статья Белинского о романе (кратко)

Цитаты из романа

История создания

В чем противоречивость характера Печорина?

Образ и характеристика Печорина

Образ и характеристика Максима Максимыча

Образ и характеристика Грушницкого

Образ и характеристика Веры

Образ и характеристика Бэлы

Сравнительная характеристика Печорина и Вернера

Отношения Печорина и Бэлы

Взаимоотношения Печорина и Максима Максимыча

Сравнительная характеристика Печорина и Грушницкого

Взаимоотношения Печорина и Мэри

Женские образы в романе

Содержание

  1. Композиция романа по Белинскому
  2. Основные моменты из статьи
  3. Замечания критика по системе образов
  4. Подытожим

«Герой нашего времени» — это один из самых знаменитых романов в русской литературе XIX века. У М.Ю. Лермонтова получилось передать красоты Кавказа, метания главного героя, сродни Евгению Онегину, о котором у нас был подробный разбор.

Многие критики сетуют на схожесть сюжета «Героя…» и «Евгения Онегина», мол, попахивает откровенным плагиатом. Но и сам Лермонтов не скрывал, что с почтением и искренней любовью относился к творчеству Пушкина. Поэтому ничего странного в том, что в своей работе классик опирался на своего «идола».

К счастью, В.Г. Белинский здраво смотрел на реальность, поэтому в своей критической статье не оскорбил Лермонтова словом «плагиат». Зато подчеркнул массу интересных особенностей, дал свои краткие характеристики ключевых героев романа.

Иллюстрация Белинского

Фото: proza.ru

Так что сегодня и мы кратко пройдемся по критике Белинского, и отметим для вас основные моменты.

К слову, у нас есть коротенькая биография русского критика, если вы часом не знаете вообще, о ком мы говорим. Так что переходите и читайте. Ну а мы начинаем.

Композиция романа по Белинскому

Белинский с самого начала говорит нам о «постепенном проникновении во внутренний мир героя…».

Критик подчеркивает, что во всех повестях есть одна мысль, выраженная непосредственно Печориным. Сначала в «Бэле» мы толком не знаем это таинственное лицо, однако герой постепенно открывается перед нами и, наконец, становится в полный рост при свидании с Максимом Максимычем .

В руки автора попадает наконец и журнал Печорина, из которого многое становится понятно, но еще далеко не все. Затем рассказ «Тамань», которая в большей степени автобиографична.

Печорин с ухмылкой смотрит

Фото: film.ru

Туман, который напускал Лермонтов на своего героя Печорина, намеренно или нет, полностью рассеивается при переходе к повести о княжне Мери. На страницах этой части романа появляется горькое чувство и понимание главной идеи.

А затем чтение завершается повестью «Фаталист». При этом сам Печорин тут не главное лицо, а всего лишь выступает в роли рассказчика. Однако происходит удивительное дело – вы еще лучше понимаете главного героя романа, и вам становится еще более грустно и горестно.

Вот примерно так, конечно, с вольным переводом и некоторым переосмыслением, мы передали слова Белинского о композиции романа «Герой нашего времени».

Промежуточный вывод: критик говорит, что сюжет и раскрытие Печорина Лермонтов, намеренно или нет, открывает перед читателем не сразу. Сначала перед нами таинственный образ и тень человека. Однако с каждой повестью свет все больше рассеивает мглу и, наконец, приходит понимание.

Основные моменты из статьи

Статья В.Г. Белинского была написана и опубликована в 1840 году. Прежде всего, критик отмечает дуализм русской литературы, который невозможно себе представить в работах зарубежных писателей и поэтов. Это выражается в смешении положительных и негативных черт характера героев. В «Герое нашего времени» соседствует талант и бездарность, подлинное понимание национального менталитета жителей Кавказа и центральной России, а также использование «дешевой электризации» читателей.

Печорин задумчиво смотрит на Максимыча

Фото: film.ru

Белинский кратко проходится и по личности самого Лермонтова. Критик отмечает, что у «учителя» Пушкина родился, вырос и оформился в настоящего гения «ученик». Лермонтову удалось одинаково талантливо совместить лирическую поэзию и повесть о современной жизни в прозе.

Критик отмечает, что без такого уникального предшественника-Пушкина появление на литературный свет Лермонтова было попросту невозможным.

Виссарион Белинский на протяжении статьи неоднократно говорит о таинственному образа Печорина. Литературовед отмечает, что Лермонтов, как истинный художник и творец, понимал скрытую природу каждого человека. По его словам, речь идет о замкнутости.

Каждый представлен в виде замкнутого общего, которое выражается в частном явлении.

Белинский не считает Печорина злодеем даже после того, как все узнают об истинных мотивах действий главного героя. Критик изображает главного героя, как человека с такой силой духа, которая уподобляет простого смертного богам. Также высказывается мысль о том, что даже в своих душевных заблуждениях Печорин прекрасен.

Печорин в обнимку с Верой

Фото: ВКонтакте

Критик также говорит, что пока герой обречен страдать, и быть причиной для страданий других, подниматься и вновь падать на самое дно. Белинский не винит Печорина даже за убийство другого человека (дуэль с Грушницким), только отмечает, что такова жизнь и законы природы.

Белинский отмечает, что герой, несмотря на чувства и эмоции, которые того обуревают, все же сохраняет холодный рассудок и может мыслить здраво.

Нам, как простым читателям, кажется, что Печорин натворил массу Зла. Однако мысль Белинского в том, что и сам герой при этом сильно страдал. Критик отметил, что сердце главного персонажа – это благодатная среда для взращивания семян и Зла, и Добра. Печорин отчаянно мечется в поисках понимания и признания людей рядом, он хочет страсти и успокоения, чувствовать и мыслить. Но как все это можно получить одновременно?

Бэла смотрит на Печорина

Фото: literoved.ru

Замечания критика по системе образов

В своей критической статье Белинский дает свои вольные характеристики всем главным персонажам из романа «Герой нашего времени». Мы уже разбирали, по отдельности да и вместе, характеры и образы персонажей. Если вам хочется глубже понять мотивы поведения и слов каждого героя, рекомендуем нашу статью.

Ну а мы ниже приведем мысли Белинского о персонажах:

  1. Максим Максимыч – это тип старого служаки на Кавказе. Его умственный кругозор довольно ограничен. Однако в железной груди бьется очень теплое, нежное и благородное сердце.
  2. Азамат –это образ дикаря и разбойника с самого рождения, который больше всего в мире ценит свое оружие и лошадь. Для него желание и стремление являются настоящей пыткой, жаркой на медленном огне.
  3. Бэла –это глубокая женская натура, которая полюбит мужчину с первого взгляда. Однако признается она в этом не сразу, отдастся не сразу, а когда это случится, больше никогда не сможет принадлежать другому и самой себе.
  4. Грушницкий – это идеальный молодой человек, у которого главная страсть в жизни заключается в произведении эффекта. В душе героя масса добрых свойств, однако нет ни грамма поэзии.
  5. Мери – это очень неглупая девушка, которой мало просто любить человека рядом. Ей обязательно нужно еще и жалеть, чтобы тот был сам несчастен и ходил в простой серой шинели рядового солдата.
  6. Вера –скорее, перед нами сатира на настоящую женщину, чем настоящая женщина.
  7. Печорин – у этого героя инстинкт истины крайне силен. Его заблуждения представлены, как острые болезни молодого тела. У него крайне беспокойный дух, который искреннее жаждет движения и деятельности, а сердцу нужен исключительный интерес к жизни. В теле Печорина, на самом деле, два человека. Первый что-то делает, а второй на это молчаливо смотрит, а затем рассуждает о содеянном. Причина такого расслоения заключается в противоречивости характера и глубокости натуры.

Белинский, дополняя его слова о Печорине, говорит о переходе состояния духа главного героя. В этом человеке старое разрушено, а новое еще не успело толком сформироваться. Отчасти поэтому Григория можно считать героем нашего времени. Но обо всех факторах и причинах такой роли в романе можно почитать в отдельной статье.

Дуэль Печорина и Грушницкого

Фото: theocrat.ru

Поэтому в настоящей молодой человек пребывает, как призрак. Поэтому неудивительно, что в Печорине нет полноты, какой-то мысли или рационального действия.

Белинский называет Печорина «Онегиным нашего времени». Критик говорит, что Онегин выше Печорина по художественному отношению, но «слабее» по идее и задумке. Впрочем, Белинский признает, что это преимущество, скорее, времени, в котором жил Лермонтов.

Подытожим

В.Г. Белинский в своей критической статье о романе «Герой нашего времени» подчеркивает гениальность Лермонтова, а также силу его задумки. Большая часть статьи посвящена именно Григорию Печорину, так как его образ самый сложный и многогранный.

Печорин в форме смотрит вдаль

Фото: otvet.mail.ru

Белинский ни в чем не винит персонажа, кажется, прекрасно понимает его внутренние метания, желание понять и быть понятым окружающими. Отдельно отмечается художественный прием постепенного раскрытия героя от повести к повести.

Белинский отмечает, что ближе к середине романа основная его идея и мысль становятся понятны, и от этого становится очень грустно и горько.

А что вы думаете о романе «Герой нашего времени»? Сколько раз вы его читали, помимо школьной программы? Обязательно поделитесь своими мыслями в комментариях.

А у нас на этом все. Так что мирного вам неба над головой и до скорых встреч!

Содержание:

  • 1 Читательский дневник по статье «Герой нашего времени (Роман М. Лермонтова)» Белинского
    • 1.1 Сюжет
    • 1.2 Отзыв

В романе «лирическая поэзия и повесть современной жизни соединились в одном таланте». В нем нет мест удачных и неудачных, роман – совершенство. «Полное, целостное, оконченное», простое и естественное. Белинский уверен, что критик должен не рассуждать о произведении, а заставить его «говорить». Для этого он много цитирует роман. Критик хвалит Лермонтова, что его герои не вымышлены, а взяты из жизни. Сюжет книги банален, но ведь главное «не во внешней форме, а в замысле художника, в творческой концепции». В романе множество героев, которые интересны сами по себе, но группируются вокруг одного лица – Печорина, «алчущего тревог и бурь». Это живой образ «героя нашего времени», к которому проникаешься сочувствием.

Герои романа очень русские и узнаваемые, как, например, Максим Максимыч. Теперь это уже «нарицательное имя». Он только поначалу кажется ограниченным, простым человеком, чей смысл жизни – в службе. На самом деле в нем бьется благородное, отзывчивое, трогательное сердце. «Нет ничего труднее, как знать и понимать себя!» Печорин занят самоанализом. Белинский поддерживает героя, охладевшего к Бэле: у этой любви нет «разумного содержания», она исчерпала себя. Критик с грустью расстается с каждым персонажем, которого автор выводит из романа. И если «Бэла» – повесть, история, то «Максим Максимыч» – «эскиз характера». «Тамань» похожа на стихотворение. Герой здесь по-прежнему загадка. Волевой, решительный, ищущий, чем заполнить «пустоту своего духа».

В «Княжне Мери» читатель видит «портрет» главного героя, пытается разгадать его. Белинский считает, что герой не понимает, но судит самого себя. Он становится «соблазнителем от нечего делать» и признается, что ему это нравится. Он двойственный человек. Однако натура Печорина глубже, разумнее, правдивее. Он клевещет на себя, и на жизнь, что она скучна. Белинский уверен, что со временем из него вышел бы великий человек. Он на распутье, но не знает об этом. Он мучает других не со зла, а из «вечного противоречия с самим собой». Белинский оправдывает Печорина: брак с Мери был бы ошибкой, ведь герой ее не любит. Не жаль ему и подлого, самолюбивого, насквозь фальшивого Грушницкого. В сцене попытки догнать уехавшую любимую Веру Печорин для критика как беспомощное «дитя»: с него слетает гордость, безжалостность к себе и жизни. В «Фаталисте» Печорин, не зная, на что опереться, дает понять, что все в жизни предопределено, нет никакой свободы. Это тоже его ошибка.

Белинский считает, что «герой времени» не ужасен, а несчастен. Разве разуверившийся во всем «эгоист» будет страдать, винить себя, искать любви людей, как Печорин? Значит, он не эгоист. Он не безнравственный, а просто живой, чувствующий человек. «В его идеях много ложного», но сам он «рожден для добра». Печорин идейно выше Онегина, он уже из другой эпохи. Роман – «грустная дума о нашем времени». Лермонтов объективен, и описывает не себя. Поэтому его герой не разгадан до конца. В будущем Печорин мог бы стать другим, новым человеком, возрожденным для любви и жизни.

Читательский дневник по статье «Герой нашего времени (Роман М. Лермонтова)» Белинского

Сюжет

Для Белинского роман – шедевр. В нем соединены поэзия и проза, он прост, естественен, а все герои взяты из современной русской жизни, а не выдуманы автором или списаны с себя. Главное в «Герое» не сюжет, а идеи, «творческая концепция». Автор изображает человека своего времени.

Белинский видит ошибку Печорина в том, что он раньше времени разочаровался в жизни, людях, любви, свободе, и слишком строго судит себя. Но раз он страдает, ищет любви людей, значит, не эгоист. И безнравственный он не больше, чем другие люди. На самом деле эта могучая, волевая, глубокая натура рождена «для добра». В будущем он мог бы стать новым, любящим, принимающим жизнь, человеком.

Отзыв

В статье анализируется психологический портрет Печорина, человека современного критику поколения. Он уверен, что богатство натуры героя искупает его ошибки и заблуждения. Белинский считает, что герой пока не понял самого себя. Однако в нем есть все, чтобы полюбить жизнь, людей, стать великим, достойным человеком. Статья побуждает задуматься о смысле жизни, искать свое призвание, единомышленников, не отчаиваться, признавать и исправлять свои ошибки, прощать других и себя, доверять людям, быть искренним, благодарным, мужественным, честным.

В романе «лирическая поэзия и повесть современной жизни соединились в одном таланте». В нем нет мест удачных и неудачных, роман – совершенство. «Полное, целостное, оконченное», простое и естественное. Белинский уверен, что критик должен не рассуждать о произведении, а заставить его «говорить». Для этого он много цитирует роман. Критик хвалит Лермонтова, что его герои не вымышлены, а взяты из жизни. Сюжет книги банален, но ведь главное «не во внешней форме, а в замысле художника, в творческой концепции». В романе множество героев, которые интересны сами по себе, но группируются вокруг одного лица – Печорина, «алчущего тревог и бурь». Это живой образ «героя нашего времени», к которому проникаешься сочувствием.

Герои романа очень русские и узнаваемые, как, например, Максим Максимыч. Теперь это уже «нарицательное имя». Он только поначалу кажется ограниченным, простым человеком, чей смысл жизни – в службе. На самом деле в нем бьется благородное, отзывчивое, трогательное сердце. «Нет ничего труднее, как знать и понимать себя!» Печорин занят самоанализом. Белинский поддерживает героя, охладевшего к Бэле: у этой любви нет «разумного содержания», она исчерпала себя. Критик с грустью расстается с каждым персонажем, которого автор выводит из романа. И если «Бэла» – повесть, история, то «Максим Максимыч» – «эскиз характера». «Тамань» похожа на стихотворение. Герой здесь по-прежнему загадка. Волевой, решительный, ищущий, чем заполнить «пустоту своего духа».

В «Княжне Мери» читатель видит «портрет» главного героя, пытается разгадать его. Белинский считает, что герой не понимает, но судит самого себя. Он становится «соблазнителем от нечего делать» и признается, что ему это нравится. Он двойственный человек. Однако натура Печорина глубже, разумнее, правдивее. Он клевещет на себя, и на жизнь, что она скучна. Белинский уверен, что со временем из него вышел бы великий человек. Он на распутье, но не знает об этом. Он мучает других не со зла, а из «вечного противоречия с самим собой». Белинский оправдывает Печорина: брак с Мери был бы ошибкой, ведь герой ее не любит. Не жаль ему и подлого, самолюбивого, насквозь фальшивого Грушницкого. В сцене попытки догнать уехавшую любимую Веру Печорин для критика как беспомощное «дитя»: с него слетает гордость, безжалостность к себе и жизни. В «Фаталисте» Печорин, не зная, на что опереться, дает понять, что все в жизни предопределено, нет никакой свободы. Это тоже его ошибка.

Белинский считает, что «герой времени» не ужасен, а несчастен. Разве разуверившийся во всем «эгоист» будет страдать, винить себя, искать любви людей, как Печорин? Значит, он не эгоист. Он не безнравственный, а просто живой, чувствующий человек. «В его идеях много ложного», но сам он «рожден для добра». Печорин идейно выше Онегина, он уже из другой эпохи. Роман – «грустная дума о нашем времени». Лермонтов объективен, и описывает не себя. Поэтому его герой не разгадан до конца. В будущем Печорин мог бы стать другим, новым человеком, возрожденным для любви и жизни.

Читательский дневник по статье «Герой нашего времени (Роман М. Лермонтова)» Белинского

Сюжет

Для Белинского роман – шедевр. В нем соединены поэзия и проза, он прост, естественен, а все герои взяты из современной русской жизни, а не выдуманы автором или списаны с себя. Главное в «Герое» не сюжет, а идеи, «творческая концепция». Автор изображает человека своего времени.

Белинский видит ошибку Печорина в том, что он раньше времени разочаровался в жизни, людях, любви, свободе, и слишком строго судит себя. Но раз он страдает, ищет любви людей, значит, не эгоист. И безнравственный он не больше, чем другие люди. На самом деле эта могучая, волевая, глубокая натура рождена «для добра». В будущем он мог бы стать новым, любящим, принимающим жизнь, человеком.

Отзыв

В статье анализируется психологический портрет Печорина, человека современного критику поколения. Он уверен, что богатство натуры героя искупает его ошибки и заблуждения. Белинский считает, что герой пока не понял самого себя. Однако в нем есть все, чтобы полюбить жизнь, людей, стать великим, достойным человеком. Статья побуждает задуматься о смысле жизни, искать свое призвание, единомышленников, не отчаиваться, признавать и исправлять свои ошибки, прощать других и себя, доверять людям, быть искренним, благодарным, мужественным, честным.

В. Г. Белинский

Критика В.Г. Белинского на роман М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» больше походила на хвалебную оду. Все в этом произведении рассматривалось критиком как прекрасное и возвышенное от красочного и правдивого описания мыслей и чувств, до реалистичных картин пейзажей. Он настолько проникается к роману Лермонтова, что даже его описание природы Кавказа и всей военной обстановки противопоставляется признанным работам Марлинского. В.Г. Белинский упоминает о том, что повести Лермонтова могут служить учебными для населения, благодаря своей точности описания.

По его словам «эта старая книга всегда будет нова…»

Подробнее: Статья Белинского о романе «Герой нашего времени»

Сочинения

Герой нашего времени Лермонтова — замечательное произведение, где писателю удалось запечатлеть своего современника, показать через человека и его образ свое время, идеалы прошлого времени, свои идеи. Данное произведение как можно точно раскрывает и обнажает прошлую эпоху, вот только каждый увидел героя по-своему. Так существуют различные мнения о Печорине — главном герое произведения, которые высказывали критики. Среди этих критиков был Добролюбов и Белинский, чьи мнения были совершенно противоположными. Давайте же в нашем сочинении рассмотрим мнение Белинского и Добролюбова, сравнивая их высказывания и цитаты по поводу Печорина.

Белинский о Печорине

Если обратиться к высказываниям Белинского, который называет Печорина страдающим эгоистом, то мы увидим, как тот защищает главного героя. Он не осуждает Печорина, напротив, в нем он видит неискаженное отражение проблемы своего времени, трагедии передового поколения, которому пришлось жить в сороковых годах. В герое Белинский видит человека с сильным духом, смелого, которому приходится искать себя по жизни, искать свое место, тратя энергию и силы впустую. Белинский называет Печорина жертвой общественного строя, который просто бездействует, так как по другому было невозможно жить.

Белинский защищает образ, созданный Лермонтовым, от нападок других критиков, подчеркивая, что прошлый век гнушал лицемерством. Он подчеркивает то, что Печорин имел грехи, много спотыкался, но нисколько не гордился содеянным. Герой не побоялся обнажить свои недостатки, не пряча их под притворством. Печорин осознает греховность, а это уже скачок к спасению. И я с Белинским соглашусь вполне, ведь Печорин, в отличие от других, хотя бы пытался бороться с бездействием.

Добролюбов о Печорине

Что же говорит Добролюбов о Печорине и какое его мнение? Если говорить о мнении Добролюбова, то сразу видим противоположное мнение. Добролюбов обвиняет героя. Видит только отрицательные характеристики. По мнению Добролюбова, герой произведения презирает людей, всегда пользуется их слабостями. Он считает героя человеком с холодным сердцем. Это человек, который все испытал еще в молодости и теперь все ему надоело, и науки, и женщины, и служба. Даже любовь девушки, которая ему нравится не спасает его, он отвергает чувства, ему надоедают отношения. По мнению Добролюбова, Печорин — это человек, который с удовольствием вмешивается в чужую жизнь, разрушая отношения, дерется без надобности, любит острить над глупцами и в этом вся его жизнь. Это человек, которому противны уже все удовольствия, он не понимает, куда девать свою силу и энергию.

Как видим, одно произведение, может вызвать разные мнения, и на примере критиков мы видим, насколько по-разному можно воспринимать героев произведения, но в этом и есть жизнь. Как говорится, невозможно повлиять одинаково на разных людей, у каждого есть свое мнение и это также прекрасно.

Ю.И. Айхенвальд

Для Айхенвальда роман открылся с глубоко художественной ценностью. Но в то же время критик отметил, что сам образ Печорина не слишком удался, а автобиографичность Лермонтова в нем уж слишком сильно прослеживается. С другой же стороны Айхенвальд оценил в положительном ключе саму ситуацию в которой очутился Печорин и как автору удалось удачно отразить его со всех сторон сквозь призму мнений иных героев. Критик пишет о том, что «Герой нашего времени» не смог бы стать полноценным романом без красочных описаний пейзажей и чувственных характеристик настроения и поступков героев.

Н.А. Добролюбов

Что касается Добролюбова, то он прежде всего воспринимал Лермонтова как поэта. И несмотря на то, что именно Пушкин был образцом для подражания Михаила Юрьевича, с точки зрения критика он значительно превосходил в поэтике даже Александра Сергеевича. Добролюбов, как и его соратники демократы, восторгался умением Лермонтова отразить в романе реалии времени без «слащавых пиететов».

Критик хвалебно отзывается о произведении и ставит Печорина в противовес его прототипу Онегину из Пушкинского «Евгения Онегина». Но с точки зрения Добролюбова Лермонтову удалось более грамотно и положительно составить образ Печорина как молодого аристократичного человека с большими силами, но вез занятия всей его жизни.

Подробнее: Статья Н.А. Добролюбова о романе «Герой нашего времени»: критика и оценка

( 3 оценки, среднее 4.33 из 5 )

Виссарион Григорьевич Белинский

В своей статье «Герой нашего времени. Сочинение М. Лермонтова», написанной в 1840 году, классик отечественной критики В.Г. Белинский отмечает, прежде всего, присущий русской литературе дуализм, встретить который невозможно в произведениях зарубежных писателей. Здесь соседствуют талант и бездарность, желание дешевой «электризации» (М.Е. Салтыков-Щедрин) публики и подлинное понимание национального менталитета.

По мнению Белинского, на арене наконец-то появился настоящий творец, одинаково даровитый как в поэзии, так и в прозе, талантливый многосторонне и разнообразно. М.Ю. Лермонтов – талант, в котором соединились лирическая поэзия и повесть современной жизни, что роднит его с Пушкиным. В повестях Лермонтова заметно драматическое движение, что, несомненно, не было бы возможно без столь гениального предшественника.

Начало романа, на первый взгляд, не дает нам точного и полного представления о Печорине. Однако впечатление это обманчиво – мы проникаемся его чувствами, начинаем думать о нем. Все прочие лица, окружающие главного героя, группируются вокруг него, составляют с ним группу. В этом выражается единство мысли, которым пронизан роман, характерная для него полнота, оконченность и замкнутость целого.

Григорий Печорин
(Главный герой — Печорин)

Белинский указывает: такие замкнутость и оконченность свойственны всему живому, и это – природная особенность, наиболее четко проявившаяся в человеке. Таким образом, главный закон мировой жизни состоит в обособлении и замкнутости общего в частном явлении. Закон этот применим и к искусству, ибо художник преобразует и организует творческую мысль в художественное произведение. Очевидно, что Лермонтов, как истинный художник, отлично справился с этой задачей и сумел показать процесс развития «органического» из «самого себя».

Критик рассматривает характеры, представленные в романе, и каждому дает меткое определение, указывая на прямое влияние обстоятельств на развитие природной натуры. Так, Максим Максимыч, наделенный добрым, «человеческим» сердцем, не получил должного развития, а потому стал всего лишь служакой, но служакой усердным, отважным и по-своему благородным. Более того, для обрисовки его характера автору достаточно пары метких деталей, и вот уже перед нами типическая русская натура. «Максим Максимыч» – имя уже не собственное, а нарицательное. На примере повести «Бэла» Белинский также отмечает присущую Лермонтову легкость повествования: льется оно свободно, подобно горной реке.

Приятно и просто читателю плыть по этим волнам, и вот он уже в «Тамани». Этой повести присущ причудливый местный колорит, не очароваться которым невозможно. Так же очарованы мы и прекрасной девушкой. А что же главный герой?.. Он по-прежнему остается той же таинственной личностью. Узнав о его истинных намерениях, мы готовы посчитать Печорина «страшным» человеком, а между тем он лучше многих: в нем есть та сила духа, что уподобляет простого смертного богоборцам. Даже в своих заблуждениях он прекрасен.

Ему суждено познать себя, но это в будущем. А пока герою предстоит страдать и служить причиной страдания, подниматься и вновь падать на самое дно. И даже если кто-то погибнет по его вине – такова жизнь, действительность, законы природы. Как любой человек, наделенный чувством и разумом, он живет в постоянном огорчении, которое, однако, не мешает при этом быть холодным наблюдателем. В душе Печорина – два человека, один из которых действует, а второй вполне заслуженно осуждает его. И такая двойственность – результат не модного «вернерства» и «байронизма», а плод горького опыта, приведшего к тому, что один человек умер, а второй еще не родился. Это переходное состояние – суть рефлексия, выражающаяся в отвращении к любому делу и самому себе.

Возможно, Печорин и творил зло, но, по мысли Белинского, сам глубоко страдал от этого. Он не эгоист, как принято думать, его сердце – благодатная почва, на которой могут взрасти цветы добра и любви. Натура глубоко рефлексирующая, он значительно выше Онегина по идее, он мечется и ищет, жаждет понимания и признания людей гораздо менее достойных, нежели сам, успокоения и страстей, чувств и мыслей. Найдет ли?..

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Кредиты для малого бизнеса от государства в связи с коронавирусом
  • Критерием надежности страховой компании не является ответ на тест
  • Круглосуточная стоматология в гомеле на крестьянской время работы
  • Крымская водная компания сакский район личный кабинет регистрация
  • Кто может получить соцконтракт на развитие бизнеса от государства