Корректировка отопления при смене управляющей компании



Источник фото: https://www.pexels.com/

Не так давно нами рассматривалась тема проведения корректировки размера платы за отопление в первом квартале года, следующего за завершившимся расчетным календарным годом, в котором оплата за отопление вносилась равномерно в течение всего года, в той ситуации, когда в истекшем году произошла смена исполнителя коммунальной услуги по отоплению.  Статью можно прочитать здесь.

Ввиду того, что прямо такая ситуация Правилами №354 не урегулирована, а данные Минстроем России в Письме от 27.06.2019 N 23665-ОГ/04 разъяснения не всеми судами были приняты во внимание и положены в основу выводов о том, какое же лицо должно проводить соответствующую корректировку, в упомянутой выше статье мы привели примеры появившейся судебной практики.

Кратко отметим, что из тех примеров следует, что поскольку действующее жилищное законодательство не предусматривает возможность проведения корректировки платы за коммунальную услугу отопления за часть календарного года и поскольку обязанность провести корректировку Правилами №354 возложена именно на действующего на момент проведения корректировки исполнителя
коммунальной услуги по отоплению, суды признали таким лицом ту организацию, которая являлась исполнителем на дату проведения корректировки (в 1 квартале года, следующего за расчетным), а именно РСО, ставшую в связи с переходом на прямые договоры исполнителем коммунальной услуги в прошедшем расчетном году, предшествующем году проведения корректировки.

Справедливости ради необходимо признать, что имеется и противоположная судебная практика, свидетельствующая о том, что суды разделяют мнение Минстроя России и основываясь на нем (несмотря на то, что оно изложено в письме и не носит обязательного нормативного характера) признают управляющую организацию лицом, обязанным произвести корректировку размера платы за отопление за часть календарного года, в течение которого она имела статус исполнителя коммунальной услуги по отоплению, не принимая во внимание тот факт, что прямо такая обязанность на законодательном уровне за УО не закреплена и не принимая во внимание то, что по Правилам №354 корректировка размера платы за отопление должна быть проведена в первом квартале наступившего за расчетным года (не в иной период) исполнителем коммунальной услуги (а не бывшим ее исполнителем).

В качестве примера такой практики можно привести Определение СК по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции от 12 января 2021 г. по делу №8Г-20098/2020[88-297/2021-(88-19356/2020)], из которого следует, что суд согласился с мнением городского и областного суда о правомерности требований ГЖИ о возложении на управляющую организацию обязанности исполнить выданное ей предписание, которое она не исполнила в добровольном порядке, а именно возложить на управляющую организацию обязанность устранить нарушения действующего законодательства в части корректировки платы за тепловую энергию по всему жилому фонду, находящемуся у нее в управлении, а также осуществить фактический возврат средств на сумму корректировки за период январь-сентябрь 2019 г, в связи с утратой статуса исполнителя коммунальной услуги по отоплению в связи с расторжением договора поставки с РСО.  

Делая вывод о том, что поскольку в течение года произошла смена исполнителя коммунальной услуги по отоплению, управляющая организация должна была произвести корректировку размера платы за отопление за расчетные периоды предоставления ею этой коммунальной услуги (по окончании предоставления УО коммунальной услуги по отоплению), суд в данном деле опирается исключительно на разъяснения Минстроя России, приведенные в Письме от 27.06.2019 N 23665-ОГ/04.

Почему именно сейчас мы решили об этом написать? Потому что идет первый квартал 2021 года, потому что на уровне Правил №354 ситуация с корректировкой размера платы за отопление при смене исполнителя коммунальной услуги в течение прошедшего расчетного года так и не урегулирована, а также для того, чтобы у УО было объективное представление о наличии разной (противоположной) судебной практики по вопросу определения лица, обязанного провести корректировку размера платы за отопление при изменении исполнителя этой коммунальной услуги.

В завершение, как обещали в предыдущей статье, приведем пример из судебной практики, когда апелляционный суд признал законным предписание ГЖИ, выданное управляющей организации о необходимости произвести корректировку размера платы за отопление (см. Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 03.03.2020 N 08АП-213/2020 по делу N А46-16535/2019).

При вынесении названного постановления суд руководствовался тем, что в течение всего прошедшего календарного 2018 года именно управляющая организация была исполнителем коммунальной услуги по отоплению, смена исполнителя произошла только с 01 января 2019 года в связи с принятием собственниками помещений решения о переходе на прямые договоры с ресурсоснабжающей организацией и расторжением с 31.12.18 договора теплоснабжения между УО и РСО.

Т.е., по мнению суда, поскольку исполнителем коммунальной услуги по отоплению в течение полного календарного года была управляющая организация, именно она должна произвести корректировку размера платы за отопление за прошедший расчетный год (за период осуществления ею функции исполнителя), несмотря на то, что на момент проведения корректировки УО уже таким исполнителем не являлась.

Поскольку суд при рассмотрении дела и вынесении решения должен учитывать фактические обстоятельства, имеющие значение для правильного рассмотрения и разрешения конкретного дела, то возможно, в приведенном примере на содержание вынесенного постановления повлияло то обстоятельство, что управляющая организация, утратив статус исполнителя коммунальной услуги по отоплению, стала выполнять функции агента РСО по начислению платы за коммунальную услугу теплоснабжения (отопление и ГВС). С учетом данного факта суд пришел к выводу, что именно управляющая организация как лицо, которое «в действительности как до 01.01.2019, так и с 01.01.2019 производило начисление платы за теплоснабжение», обязана провести корректировку размера платы за отопление за 2018 год, а поскольку РСО в 2018 году коммунальную услугу отопления потребителям не предоставляла, она (ресурсоснабжающая организация) «не имела правовых оснований для начисления корректировки платы за коммунальную услугу за 2018 год» в январе 2019 года.

Вот такая практика. Будем следить, по какому пути она пойдет дальше.

Напоминаем, что компания «Бурмистр.ру» оказывает юридические услуги управляющим компаниям и ТСЖ. Вся необходимая информация о сервисе и заявка тут.

МИНИСТЕРСТВО СТРОИТЕЛЬСТВА И ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО

ХОЗЯЙСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО

от 27 июня 2019 г. N 23665-ОГ/04

Департамент развития жилищно-коммунального хозяйства Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации рассмотрел обращение и в пределах своей компетенции сообщает следующее.

В соответствии с пунктом 3(4) приложения N 2 к Правилам предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее — Правила N 354), размер платы за коммунальную услугу по отоплению в i-м жилом или нежилом помещении в многоквартирном доме, определенный по формулам 3, 3(1) и 3(3), размер платы за коммунальную услугу по отоплению в жилом доме, который оборудован индивидуальным прибором учета, определенный по формуле 3(5), при оплате равномерно в течение календарного года корректируются в I квартале года, следующего за расчетным годом, исполнителем по формуле 3(4).

Если в течение года корректировки произошла смена исполнителя коммунальной услуги по отоплению, корректировка размера платы за коммунальные услуги по отоплению, предоставленную в многоквартирном доме, проводится каждым исполнителем коммунальной услуги по отоплению соответственно объемам тепловой энергии, поставленным в многоквартирный дом, за расчетные периоды предоставления коммунальной услуги по отоплению соответствующим исполнителем по окончании предоставления коммунальной услуги по отоплению, а также в год корректировки, и применяемым таким исполнителем тарифов на тепловую энергию в соответствующие расчетные периоды, а также с учетом положений подпунктов 59(1) и 60(1) Правил N 354.

В соответствии с пунктом 2 Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 1997 г. N 1009, письма федеральных органов исполнительной власти не являются нормативными правовыми актами.

В этой связи, следует учитывать, что письма Минстроя России и его структурных подразделений, в которых разъясняются вопросы применения нормативных правовых актов, не содержат правовых норм, не направлены на установление, изменение или отмену правовых норм, а содержащиеся в них разъяснения не могут рассматриваться в качестве общеобязательных государственных предписаний постоянного или временного характера.

Директор Департамента развития

жилищно-коммунального хозяйства

С.В.НИКОНОВА

Еще документы:

<О введении временных ограничений на поставки в Российскую Федерацию продукции с предприятия Китая>

«О внесении изменений в письмо ФТС России от 25.09.2008 N 24-37/39818»

(утв. Минспортом России 29.07.2019, Общероссийской общественной организацией «Федерация керлинга России»)

<О введении режима усиленного лабораторного контроля в отношении продукции предприятия, поступившей в Российскую Федерацию из Индии>

Публикации:

  • 22 марта 2023
    Бухгалтерский баланс при УСН
  • 27 февраля 2023
    Бухучет ИП на УСН
  • 6 июля 2022
    Счет 63 в бухгалтерском учете
  • 13 мая 2022
    Задолженность по зарплате: как оформить справку и получить деньги
  • 16 февраля 2022
    Правила оформления и ведения путевых листов
  • 10 февраля 2022
    Протокол об утверждении бухгалтерской отчетности ООО
  • 15 января 2021
    Лицевой счет сотрудника по заработной плате
  • 29 июля 2019
    Электронный документооборот и законодательство. Главное за 2 квартал 2019 года
  • 23 мая 2019
    Как заполнить товарно-транспортную накладную
  • 31 мая 2018
    Проводки в бухгалтерском учете

Подборка ответов на вопросы о корректировке платы за отопление.

Предварительная публикация данных по корректировке принесла ожидаемые плоды – появилась обратная реакция. И не только от управляющих компаний, жителей и контролирующих органов, но и от журналистов.

Вопросы, в целом, однотипные – почему проводятся корректировки, как считаются, что делать, чтобы уменьшить суммы корректировок и т.д. Мы сгруппировали вопросы по своему содержанию и подготовили ответы.

На каком основании проводятся корректировки?

Корректировка платы за отопление проводится согласно п. 3(2) Приложения № 2 к Правилам предоставления коммунальных услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 № 354(далее Правила №354).

Как часто проводятся корректировки?

Корректировка проводится ежегодно, в первом квартале года, следующего за расчетным годом.

Все ли дома попадают под корректировку платы за отопление?

Нет, не все. Корректировка платы проводится в домах, оборудованных общедомовым прибором учёта тепловой энергии.

Как определяется размер корректировки платы за отопление?

Методология определения размера платы за отопление и проведения корректировок дана в вышеуказанных Правилах. В общем и в целом считается следующим образом:

Для расчёта объёмов потребления тепла берутся данные прошедшего года – норматив потребления тепла и фактическое потребление тепла. Из нормативной величины потребления тепла вычитается величина фактического потребления за прошедший год. Разность — это базовая величина для корректировки размера платы.

При проведении расчёта платы берутся ФАКТИЧЕСКИЕ данные потребления тепла за 1 и 2 полугодие отдельно, умножаются на соответствующий тариф (тарифы 1 и 2 полугодия разнятся, 1590,90 руб. и 1695,11 руб. соответственно), затем складываются. Из полученного результата вычитается суммарное начисление в течение года – это и есть величина корректировки. Эта сумма делятся на общую площадь жилых помещений, в результате появляется размер корректировки платы на 1 кв. м. жилой площади.

Откуда берутся данные для проведения расчётов?

Нормативная величина определяется как объём потреблённого тепла за предыдущий год и разделённый на 12 месяцев. Так как в Удмуртии платят за тепло в течении всего года ежемесячно.

Фактические данные определяются по показаниям коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии. Показания передаёт управляющая компания. Коллективный прибор учёта является общедомовым имуществом, за правильность его работы и техническое состояние отвечает управляющая компания.

Информация по площади жилых и нежилых помещений есть в ГИС ЖКХ. Именно этими данными пользуются и в Удмуртском филиале ОАО «ЭнергосбыТ Плюс», и в контролирующих органах. Информацию в ГИС ЖКХ загружает управляющая компания.

Если общедомовой прибор учёта работал не весь отопительный период?

В этом случае первые три месяца считаются исходя из исходя из рассчитанного среднемесячного объема потребления коммунального ресурса, определенного по показаниям ОПУ за отопительный период, а начиная с четвёртого месяца считают с применением норматива потребления тепла.

Аналогично считают и в том случае, когда управляющая компания не предоставила данные приборов учёта.

Что необходимо предпринять жителям, чтобы уменьшить размер корректировки?

Есть два пути. Первый – провести мероприятия, направленные на снижение объёмов потребления тепла. Это совместная работа жителей и управляющей компании. Это может быть и установка вторых дверей в подъездах, и контроль работы элеваторного узла, и монтаж приборов погодного регулирования, и применение теплоизоляционных материалов при проведении ремонтных работ.

Есть второй путь, позволяющий полностью уйти от
ежегодных корректировок платы за отопление – переход на оплату по факту. Сегодня
по фактическим затратам отопление оплачивают жители Можги и Воткинска. В 2018
году к ним присоединятся и жители Завьяловского района. Для перехода на новую
систему оплаты жителям необходимо изъявить свою волю и добиться от
администрации города принятия соответствующего решения.

Корректировка платы за отопление при смене исполнителя услуг

10.11.2015

На практике возникает вопрос: следует ли проводить корректировку при прекращении предоставления коммунальных услуг конкретным исполнителем (при смене УК, способа управления)? Закон не содержит такого предписания, однако правоприменители наверняка будут исходить из принципа соблюдения прав потребителей…

Подключить ИСС Аюдар Инфо

Материал доступен только для действующих клиентов ИСС «Аюдар Инфо» или в демо-доступе. Для получения демо-доступа или более подробной информации отправьте заявку.
Наш менеджер свяжется с вами в ближайшее время.

Авторизация
Подать заявку

Задать вопрос эксперту

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Косметология на писарева 4 в новосибирске время работы
  • Котировки акций российских компаний в реальном времени
  • Коттеджный поселок бизнес класса симферопольское шоссе
  • Кофе самообслуживание аппарат бизнес отзывы владельцев
  • Кофейный автомат для бизнеса купить с купюроприемником