Контролируемые иностранные компании ликвидация

Контролируемые иностранные компании: закон и разъяснения

Одним из самых важных аспектов существования любого государства является собираемость им налогов. Без сбора налогов ни одно государство существовать не может. Вопрос о собираемости налогов важен, но не менее важен вопрос о том, какие именно доходы ими облагать. Для государства важно не проглядеть доходов граждан и организаций. А граждане всегда ломают голову над тем, как снабдить свою налогооблагаемую базу технологией «Stealth» и сделать ее невидимой для государства, налоговым резидентом которого они являются. На этом фоне, граждане пытаются найти место «где глубже», а государство пытается вывести их «на чистую воду». И в данном случае, ведение бизнеса вне пределов РФ, но при этом обладая возможностью контролировать распределение доходов попало под пристальное внимание государства. Это и не удивительно. В наиболее экономически развитых странах, среди которых США, Великобритания, Германия, Дания, Канада, Норвегия и др. законодательное регулирование в области налогообложения контролируемых иностранных компаний оформилось достаточно давно. В международной практике положения о КИК получило название «CFCrules».

На протяжении последних двух лет в России также складывается постепенная практика в отношении применения новых положений НК РФ, касающихся налогообложения контролируемых иностранных компаний. Более того, даже после выхода 376 ФЗ, получившего негласное название закон о КИК, в налоговое регулирование исследуемой сфере продолжали вноситься изменения.

Созданный алгоритм налогообложения прибыли КИК, суть которого заключается во включении нераспределенной прибыли рассматриваемых субъектов в налогооблагаемую базу резидентов Российской Федерации, которые осуществляют непосредственный контроль над иностранными компаниями (контролирующих акционеров, пайщиков и пр.) на практике привнес немало правовых сложностей, связанных собственно с дальнейшей судьбой КИК и непосредственной целесообразностью их существования. В ст.246.2 НК РФ добавился критерий признания лица налоговым резидентом РФ – место фактического управления, а глава 25 НК РФ была дополнена положениями о налогообложении доходов иностранных организаций. Для лучшего понимания исследуемой проблематики, необходимо более подробно разобраться в некоторых ее аспектах.

Что из себя представляет контролируемая иностранная компания?

Контролируемая иностранная компания (КИК) – это юридическое лицо или структура без образования юридического лица, которая не является налоговым резидентом Российской Федерации и находится под контролем физических лиц и (или) организаций, признаваемых налоговыми резидентами России.
В рамках указанного понятия, НК РФ под структурой без образования юридического лица понимает такую форму объединения хозяйствующих субъектов, при которой не образуется новое юридическое лицо. Участники такой структуры посредством инвестиций и передачи имущества в доверительное управление имеют возможность извлекать доход в своих интересах. При этом данная деятельность должна соответствовать личному закону (государственная (национальная) принадлежность) создаваемой структуры.
К структурам без образования юридического лица можно отнести фонд, партнерство, товарищество, траст.

Организации – налоговые резиденты РФ

Налоговый кодекс четко определяет, что к таковым можно отнести российские организации, организации, признаваемые таковыми на основании международных договоров по вопросам налогообложения в целях применения этого международного договора, также организации, которые фактически управляются в России, если иное не предусматривают вышеназванные международные договоры по вопросам налогообложения.
Новеллой в НК РФ является установление конкретных условий, позволяющих определить место фактического управления организацией с целью определения страны налоговой обязанности лица. Таковыми признаются место большинства собраний совета директоров и иных аналогичных органов, кроме исполнительных. При этом для признания, что местом управления является Россия достаточно относительного большинства таких мероприятий по сравнению с другими государствами.
Осуществление исполнительным органом организации, а также главными руководителями, должностными лицами своей деятельности на территории Российской Федерации согласно НК РФ позволяет говорить, что данная организация является налоговым резидентом РФ.
Стоит отметить, что действующее законодательство позволяет иностранной организации, которая:

  1. имеет постоянное местонахождение на территории государства, с которым у РФ заключен договор по вопросам налогообложения,
  2. имеет структурное подразделение, ведущее деятельность на территории РФ,
    признать себя налоговым резидентом РФ и уведомить об этом налоговый орган по месту постановки на учет структурного подразделения, в случае, если это не противоречит международному договору и НК РФ. Такая организация не признается КИК. Также за этой организацией сохраняется право на отказ от статуса налогового резидента России.

Таким образом, у лица, контролирующего иностранную организацию, есть выбор: сохранение КИК и увеличение налоговой базы НДФЛ или налога на прибыль, или же признание иностранной компании резидентом и обложение ее деятельности налогом отдельно от контролирующего лица.

Контролирующие лица КИК и доли участия

К контролирующим субъектам относятся физические или юридические лица с долей участия в КИК более 25 %, а также юридические лица и физические лица (в том числе в совокупности с супругом и несовершеннолетними детьми) с долей участия более 10 %, если доля участия всех резидентов Российской Федерации в этой организации превышает 50 %.

Порядок определения доли участия установлен статьей 105.2 НК РФ
Согласно налоговому законодательству выделяются два вида участия организации в другой организации.

Прямое участие (принадлежность контролирующей организации долей уставного (складочного) капитала, голосующих акций контролируемой организации, а также принадлежность доли пропорциональной количеству других участников в организации).

Косвенное участие (все последовательности участия одной компании в другой, определяемые через прямое участие каждой предыдущей компании в каждой последующей в соответствующей последовательности и измеряемая через долю прямого участия каждой предыдущей компании в последующей компании)

Положения, установленные в статье 105.2 НК РФ, также используется при определении участия физлиц.
Можно заключить, что увеличился (по сравнению с изначальным проектом закона) порог процента владения до 25 % для признания лица, контролирующим иностранную компанию. Однако, если в иностранной компании налоговым резидентам Российской Федерации принадлежат более половины акций или иных составных средств уставного капитала, в зависимости от организационной формы компании, контролирующим процентом для одного резидента становится доля в размере 10 %.

Стоит отметить, что в соответствии с пунктом 5 статьи 25.13 НК РФ лицо может считаться контролирующим даже без прямого соответствия, установленным выше признакам, если им осуществляется контроль над компанией в собственных или «семейных» (жены и несовершеннолетних детей) интересах. Следовательно, контролем является не только конкретная доля участия.

Что признается осуществлением контроля?

Осуществление контроля над организацией включает в себя право распределения прибыли после налогообложения, основанное на долях прямого и косвенного участия или же специальном договоре об управлении финансовыми потоками организации.

При этом существует определенная разница между осуществлением контроля над организацией и контролированием иностранной структуры без образования юридического лица. В случае последней право на распределение активов может быть предусмотрено помимо специального договора, законодательством иностранного государства.

Законодатель дает оговорку, что о контролируемости организации может свидетельствовать свершение следующих сделок:

  • Заключение договора об оказании услуг номинального директора
  • Заключение трастового соглашения и договора доверительного управления имуществом
  • Выдача лицу генеральной доверенности на управление активами и иными средствами.

Резюмируя, можно заключить, что контролирующими лицами могут быть признаны не только непосредственные «владельцы» иностранной организации, но и ее бенефициары, так или иначе задействованные в распределении прибыли.

Законодатель в понятии «осуществление контроля» стремился охватить максимально большое количество разновидностей возможного контроля российских резидентов, создавая тем самым казуальные критерии, которые при буквальном толковании игнорируют некоторые виды иностранных компаний. Таковыми являются частные фонды, которые функционируют в классических офшорных зонах Кипра, Сейшельских островов в качестве юридических лиц и не могут быть признаны КИКами, если их учредители лишены права распределения прибыли. В дальнейшем это может вызвать множество споров на практике между потенциальными налогоплательщики и налоговыми органами.

Налог КИК или из чего формируется налоговая база?

Для реализации целей НК РФ прибыль определяется посредством учета следующих доходов:

  • получаемые КИК дивиденды;
  •  средства, которые получены в процессе распределения прибыли и иных имущественных ценностей организаций и иных лиц;
  • проценты от облигаций и других долговых облигаций;
  • доходы, полученные в результате использования прав на объекты интеллектуальной собственности. Например, оплата за пользование любым авторским и смежным правом на произведения искусства, литературы, науки, в том числе кинематографические произведения, телевизионные, радиовещательные и компьютерные программы, а также вознаграждение за предоставление в пользование товарного знака, патента, а также объектов промышленного права таких, как чертежи, модели, планы, секреты производства и др.;
  • доходы от реализованных акций, уступок прав в иностранные организации, которые не являются юридическими лицами согласно личному закону;
  • средства, полученные от операций на фондовом рынке при помощи финансовых инструментов, используемых в срочных сделках, а также их производных;
  • доходы, полученные в результате операций с недвижимым имуществом;
  • доходы от арендных и субарендных сделок, исключая договоры об аренде морских и воздушных судов, а также контейнеров, используемых в морских перевозках;
  • доходы, полученные от реализованных инвестиционных паев ПИФов;
  • вознаграждения, полученные в сфере оказания услуг, среди которых юридические, аудиторские, маркетинговые, информационные, консультационные, а также доход, полученный в результате проведенной научно-исследовательской и опытно-конструкторских работ (НИОКР);
  • доходы от реализации трудовых ресурсов, например, услуги по предоставлению персонала;
    и другие доходы.

Прибыль КИК и ее определение

По смыслу пункта 1 статьи 309.1 Налогового кодекса прибыль контролируемой иностранной компании – это количество прибыли данной организации, которая определяется по средствам двух способов: на основе данных ее финансовой отчетности, которая должна составляться в соответствии с личным законом контролируемой организации за финансовый год. В этом случае прибылью (убытком) КИК признается величина прибыли (убытка) этой компании до налогообложения; по правилам, установленным главой 25 НК РФ для налогоплательщиков — российских организаций.

Прибыль КИК приравнивается к прибыли организации (доходу физических лиц), полученной налогоплательщиком, признаваемым контролирующим лицом этой КИК, и учитывается при определении налоговой базы по налогам у налогоплательщиков, признаваемых контролирующими лицами этой КИК в соответствии с главами части второй НК РФ.

Прибыль КИК учитывается при определении налоговой базы у налогоплательщика — контролирующего лица в доле, соответствующей доле участия этого лица в КИК на дату принятия решения о распределении прибыли, принятого в календарном году, следующем за налоговым периодом по соответствующему налогу для налогоплательщика — контролирующего лица, на который приходится дата окончания финансового года в соответствии с личным законом этой КИК, а в случае, если такое решение не принято, то на 31 декабря календарного года, следующего за налоговым периодом по соответствующему налогу для налогоплательщика — контролирующего лица, на который приходится дата окончания финансового года КИК.

Прибыль КИК уменьшается на величину дивидендов, выплаченных этой иностранной компанией в календарном году, следующем за годом, за который в соответствии с личным законом такой компании составляется финансовая отчетность, с учетом промежуточных дивидендов, выплаченных в течение финансового года, за который составляется эта финансовая отчетность.

Прибыль КИК, являющейся иностранной структурой без образования юридического лица или иностранным юридическим лицом, для которого в соответствии с его личным законом не предусмотрено участие в капитале, уменьшается на величину распределенной прибыли.

При определении прибыли КИК, являющейся структурой без образования юридического лица, не учитываются доходы в виде имущества (включая денежные средства) и (или) имущественных прав, которые получены в качестве взноса (вклада) от учредителя (основателя) данной структуры и (или) лиц, являющихся членами его семьи и (или) близкими родственниками в соответствии с Семейным кодексом Российской Федерации, а также от иной контролируемой иностранной компании (в том числе иностранной структуры без образования юридического лица), в отношении которой хотя бы одно из указанных выше лиц является контролирующим лицом. При этом, если передающая сторона является КИК, при определении прибыли этой контролируемой иностранной компании не учитываются расходы в виде переданного имущества (включая денежные средства) и (или) имущественных прав.

Если по итогам периода, за который в соответствии с личным законом такой компании составляется финансовая отчетность за финансовый год, у иностранной организации отсутствует возможность распределения прибыли (полностью или частично) между участниками (пайщиками, доверителями или иными лицами) по причине установленной личным законом такой организации обязанности направления этой прибыли на увеличение уставного капитала, такая прибыль не учитывается при определении налоговой базы у налогоплательщика — контролирующего лица.

Исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод, что в налоговом законодательстве закреплены два варианта определении прибыли КИК. Согласно первому варианту прибыль определяется по данным финансовой отчетности, которую должна представлять организация в налоговый орган, а с государством данной организации должно быть соглашение об избежание двойного налогообложения. В остальных случаях применяется второй вариант, то есть прибыль будет определяться по правилам главы 5 НК РФ по иным документам, позволяющим определить сумму прибыли.

Возможность зачета сумм налогов, которые организация оплатила государству, в котором она зарегистрирована предусмотрена пунктом 11 статьи 309.1 НК РФ, в соответствии с которым сумма налога, исчисленного в отношении прибыли контролируемой иностранной компании за соответствующий период, уменьшается пропорционально доле участия контролирующего лица на величину налога, исчисленного в отношении этой прибыли в соответствии с законодательством иностранных государств и (или) законодательством Российской Федерации (в том числе налога на доходы, удерживаемого у источника выплаты дохода), а также на величину налога на прибыль организаций, исчисленного в отношении прибыли постоянного

Сумма налога, исчисленного в соответствии с законодательством иностранного государства, должна быть документально подтверждена, а в случае отсутствия у Российской Федерации с государством (территорией) действующего международного договора Российской Федерации по вопросам налогообложения заверена компетентным органом иностранного государства, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов.

При расчёте прибыли КИК не учитываются:

  • переоценка долей, паёв, ценных бумаг, производных финансовых инструментов по справедливой стоимости;
    прибыль / убыток дочерних компаний;
  • расходы на формирование резервов, доходы от их восстановления.

Из расчёта облагаемой прибыли КИК вычитаются выплаченные ею дивиденды.
Если по итогам отчётного периода получен убыток, то его можно перенести на будущее — уменьшать на его величину облагаемую прибыль КИК последующих годов. Обязательное условие переноса — представление уведомления о КИК за период получения убытка.

Документы, подтверждающие прибыль КИК

Контролируемым лицом предоставляется налоговая декларация по налогу, по которому прибыль КИК необходимо учитывать при определении налоговой базы, а также прилагает к ней иные документы, в том числе:

  • Финансовую отчетность контролируемой иностранной компании или в случае отсутствие таковой другую документацию, согласно которой возможно проверить данные, указанные в декларации.
    Заключение аудитора по указанной выше отчетности, если согласно личному закону КИК необходимо провести аудит финансовой отчетности.
  • Копии названных документов (или оригиналы), которые составлены на иностранном языке должны пройти обязательную процедуру русификации.
  • Если представить аудиторское заключение по финансовой отчетности не представляется возможным на момент представления налоговой декларации, то указанное заключение аудитора должно быть представлено срок не позднее 1 месяца со дня, который указан в уведомлении о контролируемой иностранной компании, как дата составления аудиторского заключения по финансовой отчетности.
    Аудиторское заключение не должно содержать отрицательное мнение или отказ в выражении мнения.

Важным критерием учета прибыли контролируемой иностранной компании является ее местонахождение (постоянное) на территории государства, с которым у Российской Федерации заключен международный договор по вопросу налогообложения, исключая государства (территории), которые не обеспечивают обмен информации для целей налогообложения с Россией.

Пункт 2 статьи 309 НК РФ устанавливает, что если прибыль КИК определена в соответствии со сведениями, представленными в финансовой отчетности контролируемой компании и номинирована в единицах иностранной валюты, то она пересчитывается в рублях посредством применения среднего курса иностранной валюты ) к российскому рублю, установленного Банком России и определяемого за период, в течении которого на основании личного закона такой КИК составлялась годовая финансовая отчетность (имеется в виду финансовый год).

Стоит обратить внимание, что НК РФ устанавливает требования к составлению финансовой отчетности. Указанный документ должен создаваться на основании стандартов государства, чьи личным законом обладает КИК. Если же указанных стандартов не существует, то применяется международные стандарты составления финансовой отчетности, которые используются на иностранных фондовых биржах и в депозитарно-клиринговых организациях, которые включены в перечень иностранных финансовых посредников, в целях вынесения решения о принятии/непринятии ценных бумаг для торгов.
В случае, если КИК находится на территории государства, не связанного международными обязательствами с Российской Федерацией, то сумма прибыли подтверждается иными документами:

  • Выписки со счетов;
  • Первичные документы;
  • Иные документы, которые подтверждают свершение сделок, операций в соответствии с обычаями делового оборота.

Формула эффективной ставки.

Стэфф = Н / П х 100 %

Стэфф – эффективная ставка налогообложения доходов (прибыли) иностранной организации;
Н – сумма налога с дохода (прибыли), исчисленного иностранной организацией и ее обособленными подразделениями в соответствии со своим личным законом, и налога на доходы, удержанного с доходов (прибыли) такой организации у источника выплаты таких доходов;
П – сумма дохода (прибыли) иностранной организации, определяемая в соответствии с абз. 1 п. 1 ст. 25.15НК РФ.

Формула для определения средневзвешенной ставке по налогу на прибыль организации закреплена в подпункте 2 пункта 2 статьи 25.13-1 НК РФ.

Ср. взвеш. = (Ст1 х П1 + Ст2 х П2) / (П1 + П2) х 100%

П1 – сумма прибыли иностранной организации, определяемая в соответствии с абз. 1 п. 1 ст. 25.15 НК РФ, за вычетом доходов, определяемых в соответствии с подп. 1 п. 4 ст. 309.1 НК РФ. В случае, если при исчислении показатель П1 принимает отрицательное значение, его значение принимается равным нулю;
П2 – сумма доходов иностранной организации, определяемых в соответствии с подп. 1 п. 4 ст. 309.1 НК РФ;
Ст1 – ставка налога на прибыль организаций, установленная абз. 1 п. 1 ст. 284 НК РФ (20%);
Ст2 – ставка налога на прибыль организаций, установленная подп. 2 п. 3 ст. 284 НК РФ (13 %).

Почему Белоруссия новый Кипр? Некоторые аспекты освобождения КИК от налогообложения

Налоговый кодекс для контролируемых иностранных компаний предусматривает возможность освобождения прибыли от налогообложения при наличии хотя бы одного из следующих признаков:

  • КИК представляет собой некоммерческую организацию, в которой, согласно иностранному законодательству, прибыль не распределяется между бенефициарами, учредителями или иными лицами;
  • КИК учреждена в соответствии с законодательством государства-участника ЕЭС (Евразийский экономический союз);
  • КИК находится на территории государства, с которым у России заключен международный договор по вопросам налогообложения (в большинстве случаев – это соглашение об избежании двойного налогообложения), кроме государств, которые не обеспечивают обмен информацией с РФ для целей налогообложения, и если эффективная ставка налогообложения прибыли за финансовый год составляет не менее 75 процентов средневзвешенной налоговой ставки по налогу на прибыль организации.
    Формула для определения эффективной ставки налогообложения доходов (прибыли) иностранной организации закреплена в подпункте 1 пункта 2 статьи 25.13-1 НК РФ.

Федеральной налоговой службой российской Федерации утверждается Список государств (территорий), которые не обеспечивают обмен информации для целей налогообложения с РФ («черный список»), в настоящее время перечень указанных стран отсутствует однако, при наличии соглашения об избежании двойного налогообложения с Россией, но при отсутствии реального обеспечения обмена налоговой иностранного государства с Россией , прибыль КИК не подлежит освобождению от налогообложения.

Важно указать, что в настоящее время в Российской Федерации утвержден Приказом Минфина России от 13.11.2007 № 108н «Перечень государств и территорий, предоставляющих льготный налоговый режим налогообложения и (или) не предусматривающих раскрытия и предоставления информации при проведении финансовых операций (офшорные зоны)», действие которого не распространяется на КИК, данный перечень применяется для определения возможности использования нулевой ставки налога на дивиденды – подпункт 1 пункта 3 статьи 284 НК РФ, а также для определения контролируемых сделок – пункт 1 статьи 105.14 НК РФ.

  • КИК находится на территории государства, с которым у России заключен международный договор по вопросам налогообложения, в котором предусмотрено избежание двойного налогообложения, кроме случаев, когда государство не обеспечивает обмен информацией с Россией для целей налогообложения, и доля всех доходов, закрепленных в подпунктах 1-12 пункта 4 статьи 309.1 НК РФ, организации за финансовый год по данным финансовой отчетности, составленной в соответствии с личным законом иностранной организации, составляет не более 20 процентов.

В указанном варианте для освобождения от налогообложения КИК необходимо наличие одновременно двух условий. Первое – у государства, на территории которого находится КИК , заключен договор с Российской Федерацией об избежании двойного налогообложения. Второе – доля пассивных доходов организации, то есть дивиденды, проценты, роялти, доходы от продажи акций, реализации недвижимости, сдачи имущества в аренду или субаренду, доходы от консультационных, юридических, бухгалтерских, аудиторских, инжиниринговых, рекламных, маркетинговых услуг, услуг по обработке информации, проведения научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, не превышает 20 % в совокупности всех доходов иностранной организации, то есть КИК должна получать большую часть доходов от активной деятельности, такой как производство, торговля, оказание услуг, выполнение работ.

Проиллюстрируем данный вариант освобождения от налогообложения КИК следующими примерами:

  • Организация, которая зарегистрирована на Кипре, основной доход имеет от торговой деятельности. Часть ее дохода – платежи роялти компания получает от иностранной организации, которая использует ее товарный знак. По данным финансовой отчетности доля доходов от роялти составляет менее 20 % от общей суммы всех доходов организации. Кипр обеспечивает обмен информацией для целей налогообложения с Россией, поскольку между Россией и Кипром заключено соглашение об избежании двойного налогообложения. В связи с тем, что все условия, которые необходимы для освобождения прибыли от налогообложения, прибыль кипрской организации, которая контролируется резидентом России, освобождается от налогообложения.
  • Английское партнерство с ограниченной ответственностью (LLP) или шотландское ограниченное партнерство (LP) получают прибыль от осуществления совместной исключительной торговой деятельности. Великобритания обеспечивает обмен информацией для целей налогообложения с Россией, в силу действия конвенции об избежании двойного налогообложения. Следовательно, прибыль партнерства, которое контролируется резидентом России, от налогообложения освобождается.
    Важно отметить, что льготы, которые закреплены в российско-британской конвенции об избежании двойного налогообложения, LLP и LP не могут использовать, поскольку они не отдельные субъекты налогообложения, соответственно не могут подтвердить резидентсов в своей стране.
  • Иные специальные основания освобождения КИК от налогообложения Вы можете найти в ст. 25.13-1 НК РФ.

Права и обязанности налогоплательщика согласно ФЗ о контролируемых иностранных компаниях (КИК)

Налогообложение контролируемых иностранных компаний предусматривает в статье 23 НК РФ перечень обязанностей налогоплательщика, в частности в пункте 3.1 закреплен ряд обязанностей налогоплательщика по уведомлению налогового органа по месту нахождения организации, месту жительства физического лица в порядке и сроки, предусмотренные статьей 25.14 НК РФ:

  1. о своем участии в иностранных организациях (в случае, если доля такого участия превышает 10 процентов);
  2. об учреждении иностранных структур без образования юридического лица;
  3. о контролируемых иностранных компаниях, в отношении которых они являются контролирующими лицами.

Более того в силу пункта 3.2 НК РФ обязаны сообщать в налоговый орган по местонахождению объекта недвижимого имущества сведения об участниках иностранной организации (для иностранной структуры без образования юридического лица — сведения о ее учредителях, бенефициарах и управляющих) иностранные организации, а также иностранные структуры без образования юридического лица, имеющие недвижимое имущество на праве собственности или недвижимое имущество, полученное по концессионному соглашению, которое является объектом налогообложения.

Форма и сроки исполнения указанных обязанностей по уведомлению налоговых органов налогоплательщиками, которые являются налоговыми резидентами РФ закреплена в статье 25.14 НКРФ.

Так, в соответствии с пунктами 1-3 статьи 25.14 НК РФ налогоплательщики уведомляют налоговые органы о своем участии в иностранных организациях (об учреждении иностранных структур без образования юридического лица) в срок не позднее трех месяцев с даты возникновения (изменения доли) участия в такой иностранной организации (даты учреждения иностранной структуры без образования юридического лица), являющегося основанием для представления такого уведомления. Также налогоплательщик уведомляет налоговые органы о контролируемых иностранных компаниях, контролирующими лицами которых они являются в срок не позднее 20 марта года, следующего за налоговым периодом, в котором контролирующим лицом признается доход в виде прибыли контролируемой иностранной компании в соответствии с главой 23 или 25НК РФ.

В пункте 4 статьи 25.14 НК РФ указано, что уведомления об участии в иностранных организациях и уведомления о контролируемых иностранных компаниях представляются в налоговый орган налогоплательщиками в налоговый орган по месту своего нахождения (месту жительства) по установленным формам (форматам) в электронной форме. Налогоплательщики — физические лица вправе представить указанные уведомления на бумажном носителе.

Формы (форматы) уведомления и порядок заполнения форм, а также порядок представления уведомления утверждаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов, то есть Федеральной налоговой службой России по согласованию с Министерством финансов Российской Федерации.

В настоящее время действуют два приказа ФНС России: Приказ ФНС России от 24.04.2015 N ММВ-7-14/177@ «Об утверждении формы и формата представления в электронной форме уведомления об участии в иностранных организациях (об учреждении иностранных структур без образования юридического лица), а также порядка заполнения формы и порядка представления в электронной форме уведомления об участии в иностранных организациях (об учреждении иностранных структур без образования юридического лица)» и Приказ ФНС России от 13.12.2016 N ММВ-7-13/679@ «Об утверждении формы и порядка заполнения формы уведомления о контролируемых иностранных компаниях, а также формата и порядка представления уведомления о контролируемых иностранных компаниях в электронной форме».

Сведения, указываемые в уведомлении о КИК

В уведомлении об участии в иностранных организациях должны быть указаны следующие сведения:

    1. дата возникновения основания для представления уведомления;
    2. наименование иностранной организации (иностранной структуры без образования юридического лица);
    3. регистрационный номер (номера), присвоенный иностранной организации в государстве (на территории) ее регистрации (инкорпорации), код (коды) иностранной организации в качестве налогоплательщика в государстве (на территории) ее регистрации (инкорпорации) (или их аналоги), адрес в государстве (на территории) регистрации (инкорпорации) иностранной организации при их наличии;
    4. организационная форма иностранной структуры без образования юридического лица, наименование и реквизиты документа об учреждении иностранной структуры без образования юридического лица, дата учреждения (регистрации) иностранной структуры без образования юридического лица, регистрационный номер (иной идентификатор) в государстве учреждения (регистрации) иностранной структуры без образования юридического лица при их наличии (или их аналоги);
    5. доля участия налогоплательщика в иностранной организации, раскрытие порядка участия налогоплательщика в иностранной организации при наличии косвенного участия, в том числе через российскую организацию и (или) с использованием иностранной структуры без образования юридического лица, в случае, если налогоплательщик признается контролирующим лицом такой иностранной структуры без образования юридического лица, с указанием следующих сведений:
      • сведения, предусмотренные подпунктами 2, 3 и 4 настоящего пункта, — в отношении каждой последующей организации (иностранной структуры без образования юридического лица), через которую (с использованием которой) реализовано косвенное участие в иностранной организации;
      • доля участия в каждой последующей организации, через которую реализовано косвенное участие в иностранной организации;
      • наименование, основной государственный регистрационный номер, идентификационный номер налогоплательщика, код причины постановки на учет налогоплательщика — российской организации, через которую реализовано косвенное участие в иностранной организации;
    6. информация о том, является ли налогоплательщик — учредитель (основатель) иностранной структуры без образования юридического лица контролирующим лицом такой структуры (в случае, если уведомление представляется налогоплательщиком в отношении учрежденной им иностранной структуры без образования юридического лица).

В уведомлении о КИК указываются следующие сведения:

      1. период, за который представляется уведомление;
      2. наименование иностранной организации (иностранной структуры без образования юридического лица), уведомление об участии в которой (об учреждении которой) представлено налогоплательщиком;
      3. регистрационный номер (номера), присвоенный иностранной организации в государстве (на территории) ее регистрации (инкорпорации), код (коды) иностранной организации в качестве налогоплательщика в государстве (на территории) ее регистрации (инкорпорации) (или их аналоги), адрес в государстве (на территории) регистрации (инкорпорации) иностранной организации при их наличии;
      4. организационная форма иностранной структуры без образования юридического лица, наименование и реквизиты документа об учреждении иностранной структуры без образования юридического лица, дата учреждения (регистрации) иностранной структуры без образования юридического лица, регистрационный номер (иной идентификатор) в государстве учреждения (регистрации) иностранной структуры без образования юридического лица при их наличии (или их аналоги);
      5. дата, являющаяся последним днем периода, за который составляется финансовая отчетность организации (иностранной структуры без образования юридического лица) за финансовый год в соответствии с ее личным законом;
      6. дата составления финансовой отчетности организации (иностранной структуры без образования юридического лица) за финансовый год в соответствии с ее личным законом;
      7. дата составления аудиторского заключения по финансовой отчетности иностранной организации (иностранной структуры без образования юридического лица) за финансовый год (если в соответствии с личным законом или учредительными (корпоративными) документами этой иностранной организации (иностранной структуры без образования юридического лица) установлено обязательное проведение аудита такой финансовой отчетности или такой аудит осуществляется иностранной организацией (иностранной структурой без образования юридического лица) добровольно);
      8. доля участия налогоплательщика в иностранной организации, раскрытие порядка участия налогоплательщика в иностранной организации при наличии косвенного участия, в том числе через российскую организацию и (или) с использованием иностранной структуры без образования юридического лица, в случае, если налогоплательщик признается контролирующим лицом такой иностранной структуры без образования юридического лица, с указанием следующих сведений:
        • сведения, предусмотренные подпунктами 2, 3 и 4 настоящего пункта, — в отношении каждой последующей организации (иностранной структуры без образования юридического лица), через которую (с использованием которой) реализовано косвенное участие в иностранной организации;
        • наименование, основной государственный регистрационный номер, идентификационный номер налогоплательщика, код причины постановки на учет налогоплательщика — российской организации, через которую реализовано косвенное участие в иностранной организации;
        • доля участия в каждой последующей организации, через которую реализовано косвенное участие в иностранной организации;
      9. описание оснований для признания налогоплательщика контролирующим лицом иностранной компании;
      10. описание оснований для освобождения прибыли КИК от налогообложения в соответствии с НК РФ.

В случае обнаружения неполноты сведений, неточностей либо ошибок в заполнении представленного уведомления об участии в иностранных организациях или уведомления о контролируемых иностранных компаниях налогоплательщик вправе представить уточненное уведомление.

Статьей 129.6 НК РФ предусмотрена ответственность за неправомерное непредставление в установленный срок контролирующим лицом в налоговый орган уведомления о КИК за календарный год или представление контролирующим лицом в налоговый орган уведомления о КИК, содержащего недостоверные сведения, однако в случае подачи уточненного уведомления до момента, когда налогоплательщик узнал об установлении налоговым органом факта отражения в уведомлении недостоверных сведений, налогоплательщик освобождается от ответственности.

В силу пункта 5 статьи 25.13 и пунктов 8-12 статьи 25.14 НК РФ налоговый орган вправе признать налогоплательщика, не направившего уведомление, контролирующим лицом иностранной организации.

При наличии у налогового органа информации, в том числе полученной от компетентных органов иностранных государств, свидетельствующей о том, что налогоплательщик является контролирующим лицом иностранной организации (иностранной структуры без образования юридического лица), но при этом такой налогоплательщик не направил в налоговый орган уведомление налоговый орган направляет этому налогоплательщику требование представить уведомлениев установленный налоговым органом срок, который не может составлять менее тридцати дней с даты получения указанного требования.

Требование налогового органадолжно содержать следующую информацию:

      1. наименование (фамилия, имя, отчество) налогоплательщика, которому направляется требование;
      2. наименование иностранных организаций (иностранных структур без образования юридического лица), в отношении которых у налогового органа имеется информация, свидетельствующая о том, что налогоплательщик является их контролирующим лицом;
      3. регистрационный номер (номера), присвоенный иностранной организации (иностранной структуре без образования юридического лица), в отношении которой у налогового органа имеется информация, свидетельствующая о том, что налогоплательщик является ее контролирующим лицом;
      4. описание оснований, имеющихся у налогового органа, для признания налогоплательщика контролирующим лицом иностранной организации (иностранной структуры без образования юридического лица);
      5. период, за который налогоплательщику необходимо представить уведомление.

Налогоплательщик до истечения срока, установленного налоговым органом, вправе представить в налоговый орган пояснения относительно фактов, изложенных в требовании, свидетельствующие об отсутствии оснований для признания налогоплательщика контролирующим лицом, с одновременным представлением в налоговый орган документов (при их наличии), подтверждающих изложенные пояснения.

Должностное лицо налогового органа обязано рассмотреть представленные налогоплательщиком пояснения и документы. Если после рассмотрения представленных пояснений и документов либо при их отсутствии налоговый орган установит факт нарушения законодательства о налогах и сборах, ответственность за которое предусмотрена статьей 129.6НК РФ, производство по делу о таком налоговом правонарушении осуществляется налоговым органом в порядке, предусмотренном статьей 101.4НК РФ.

Налогоплательщик, освобождается от ответственности, предусмотренной статьями 129.5 и 129.6НК РФ, в случае представления в установленный налоговым органом срок уведомления о контролируемых иностранных компаниях, информация о которых содержится в требовании. В этом случае пени на соответствующие суммы налогов не начисляются.

Ответственность за нарушение законодательства о КИК.

В случае неуплаты или неполной уплаты налога посредством невключения в налоговую базу части прибыли КИК наказывается штрафом в размере 20% на сумму неуплаченного налога в отношении прибыли КИК, которая должна включаться в налоговую базу по НДФЛ для лиц, контролирующих организацию (если субъект физлицо), по налогу на прибыль организации для контролирующей организации. Однако сумма штрафа не может быть меньше 100 000 рублей.

При этом данная статья пока не применяется в отношении периодов 2015-2017 годов.

Если Вы решили укрыть сведения о КИК, то Вас также ждут санкции в размере 100 000 рублей в отношении каждой КИК, о которой вы не представили сведения или же представили недостоверные.

Также НК РФ не дозволяет скрывать сведения об участии в иностранной организации или представлять недостоверные сведения. Указанное налоговое правонарушение при его обнаружении обернется штрафом в размере 50 000 рублей в отношении каждой иностранной организации, о которой были скрыты сведения или были предоставлены недостоверные.

Более подробно меры налоговой ответственности описаны в ст. 129. 5 и 129.6 НК РФ. Однако специальные нормы законодательства о налогах не отменяли давно установленных положений УК РФ, посвященных уклонению от уплаты налогов. Ст. 198 и ст. 199 УК РФ применимы и контролирующим КИК лицам, если уклонение достигло крупного или даже особо крупного размера.

Крупный размер — 2 000 000 рублей за три финансовых года к ряду (в случае если не уплачено более 10% сумм, подлежащих уплате, либо неуплаченная сумма превышает 6 000 000 рублей)

Особо крупный размер – 10 000 000 рублей за три финансовых года к ряду (20% неуплаченных налогов и сборов, либо превышение 30 000 000 рублей).

Более того УК РФ в статье 199 УК РФ предусматривает особый квалифицирующий признак, выраженный в сокрытии и искажении информации о КИК.

Перспективы ликвидации КИК

Законодатель предусмотрел возможность для контролируемого лица ликвидировать КИК и получить налоговую выгоду, которая заключается в том, что не придется включать прибыль контролируемой организации вналоговые базы НДФЛ и налога на прибыль организации-контролируемого лица.
Такая льгота за ликвидацию КИК будет предоставляться до 2018 года.
Обдумывая возможность ликвидации КИК необходимо учитывать следующие факторы:

    • Прибыльность КИК и перспективы дальнейшего развития данной компании
      Если контролируемая компания стабильно приносит высокий доход и в дальнейшем есть возможность привлечения дополнительных инвестиций, то ее ликвидация не видится целесообразной.
    • Количество акционеров (дольщиков) в КИК
      Нормы НК РФ устанавливают, что налоговая база увеличивается за счет нераспределенной между акционерами прибыли.
      В таком случае, можно заключить дополнительное соглашение, согласно нормам личного закона КИК, позволяющее распределять прибыль таким образом, когда количество нераспределенных доходов существенно уменьшиться. Либо увеличить количество лиц, владеющих долями в уставном капитале.
      Это позволит Вам сохранить собственный доход от деятельности КИК и снизить увеличение налоговой базы.
    • Территориальность и личный закон КИК
      Офшорные зоны в первую очередь будут подвергаться контролю со стороны налоговых органов. Не исключено, что расположенные на таких территориях КИК будут признаваться налоговыми резидентами РФ.
      Необходимо иметь в виду, что личный закон контролируемой организации может предусматривать особый порядок осуществления вещных прав в отношении недвижимости. Например, может быть выгодно ликвидировать КИК, получив недвижимость без начисления НДФЛ. С другой стороны, при ликвидации юридического лица судьба недвижимого имущества может определяться законодательством страны, на территории которой находится данное имущество.
    • Назначение КИК
      Если КИК осуществляет реальную деятельность, а не является так называемой «спящей» компанией, то целесообразней было бы ее сохранить. Если контролируемая организация по факту является хранилищем средств, то было бы выгоднее ликвидировать указанную КИК или перепрофилировать ее деятельность.

Что будет если сохранить КИК?

Если Вы решили сохранить КИК, следует иметь в виду:

  • Если сохранять контролируемую организацию, то сведения о ее прибыли за 2017 год отражаются в налоговой декларации за 2018 год.
  • Необходимо подавать ежегодные уведомления в налоговые органы о контролируемых организациях. Стоит отметить, что укрывание КИК, учитывая практику усиления сотрудничества государств по вопросам налогового контроля, а также автоматизации обмена информацией, снизит «рентабельность» даже офшорных зон, которые будут предоставлять информацию налоговым органам. Разумеется, ненадлежащее исполнение налоговых обязанностей, как было указано выше, может стать основанием для уголовной ответственности.

Согласно официальным разъяснениям Министерства Финансов Российской Федерации №03-12-11/2-62523 устанавливается минимальный порог налогооблагаемой прибыли КИК составляет для 2015 года, 50 миллионов рублей, 30 миллионов рублей для 2016 года, 10 миллионов рублей для 2017 года.

Некоторые аспекты ликвидации КИК

Процедура ликвидации зависит от личного закона иностранной организации, которая признается контролируемой. Тем не менее, можно выделить следующие этапы, устанавливаемые многими юрисдикциями.

Первым шагом становится принятие акционерами (дольщиками и т.д.) решения о ликвидации. Затем идет этап корпоративного аудит, в основе которого лежит составление закрывающей финансовой документации, балансового отчета и т.д. После этого закрываются банковские счета. Финальным шагом становится исключение организации из реестра юридических лиц.

Законодательство низконалогового Кипра предусматривает разделение итогового этапа ликвидации на два процесса: на исключение из реестра с возможностью восстановления в нем в случае возобновления деятельности; непосредственно, ликвидация.

Для предоставления льготного периода необходима именно финальная ликвидация.

Приведем пример процедуры ликвидации КИК (на основе законодательства Кипра).
Совет директоров издает декларацию о платежеспособности. Указанный документ подтверждает возможность компании рассчитаться с долговыми обязательствами в течение одного года после инициации процедуры ликвидации.
Затем собранием акционеров принимается решение о ликвидации компании, в котором указывается ликвидатор, получающий все директорские полномочия.
Ликвидатором созывается последнее собрание акционеров, на котором предоставляется отчет о ликвидации, затем его копия, а также уведомление о проведении последнего собрания акционеров подается государственному регистратору юридических лиц.
По истечению 3 месяцев указанная компания исключается из реестра, и процедура ликвидации завершается.

Как видно из примера, ликвидация процесс, занимающий от 6 до 12 месяцев.

Если процедура ликвидация фактически завершилась после 01.01.2018 г. не означает, что лицо не может воспользоваться налоговой льготой.

Если решение о ликвидации принималось до 01.01.2017 года или существует ограничения, которые установлены законом страны нахождения контролируемой организации или ведется судебное разбирательство с ликвидируемой компания, в результате чего процедура не может завершиться до 01.01.2018 года, то льготный период на ликвидацию продляется, если ликвидация завершалась бы до окончания действия таких ограничений.

Если личным законом КИК предусмотрен минимальный порог владения, нарушение которого влечет наложение иностранного налога, льготный срок на ликвидацию продляется, если минимальный период владения начал исчисляться с 01.01.2015 года и заканчивается после 01.01.2018 или ликвидация завершилась по истечении 365 последовательных календарных дней с момента окончания указанного минимального порога владения.

Порядок обращения в инспекцию для получения льготы

Чтобы избежать обложения имущества налогом, полученного при ликвидации контролируемой компании, необходимо подать заявление об освобождении указанных доходов от налогов, оформленное в свободной форме, в налоговую инспекцию, находящуюся по месту регистрации налогоплательщика. Также необходимо предоставить документацию с указанием стоимости имущества, существовавшей на дату его получения налогоплательщиком. Примером такого документа является бухгалтерская справка с описанием имущества и его цены.

Законодательство не требует проставления апостиля на коммерческих документах, к которым относятся любые документы компании, в том числе бухгалтерские справки.

Тем не менее, стоит апостилировать документации, чтобы избежать надуманного отказа налогового органа.

Также необходимо выполнить перевод справки на русский язык, а подпись переводившего лица заверяется нотариально.

Данная статья не является юридической консультацией, составлена в ознакомительно-информационных целях.

Закон ФЗ № 150 от 08.06.2015 ввел п. 60 в ст. 217 НК РФ, так называемую льготу по безналоговой ликвидации. Изначально предполагалось, что льготой можно будет воспользоваться до 01 января 2017. В дальнейшем действие льготы было продлено до 1 января 2018 года и затем еще раз до 1 марта 2019 года.

Данная льгота предусматривает, что доходы (с 1 января 2018 года, в том числе денежные средства), полученные при ликвидации иностранной организации, налогоплательщиком – акционером (участником, пайщиком, учредителем, контролирующим лицом иностранной организации) не подлежат налогообложению (п.60 ст. 217 НК РФ).

Таким образом, согласно редакции НК РФ от 19.02.2018 бенефициар может получить в порядке ликвидации иностранных компаний доход в денежной и (или) натуральной формах без каких-либо налоговых последствий при соблюдении установленных законом условий.

Рис. 14: Безналоговое получение актива в виде РосКо при ликвидации промежуточных звеньев – иностранных компаний

При последующей продаже полученного после ликвидации имущества (имущественных прав), физическое лицо может воспользоваться налоговым вычетом и уменьшить доходы от продажи имущества на сумму, равную стоимости имущества по данным учета ликвидированной организации на дату ее ликвидации, но не выше рыночной стоимости такого имущества (имущественных прав).

Рис. 15: Применение налогового вычета при последующей продаже имущества, полученного в рамках безналоговой ликвидации

При безналоговой ликвидации КИК не подлежат налогообложению НДФЛ следующие виды доходов физических лиц (п. 60 ст. 217 НК РФ):

В рамках безналоговой ликвидации не облагается НДФЛ

  • Имущество в денежной и натуральной форме, полученное контролирующим лицом при ликвидации КИК;
  • Материальная выгода, полученная от приобретения ценных бумаг у такой КИК.

Образуется ли у физического лица доход, если в рамках ликвидации КИК физическое лицо (акционер) получает право требования по договору процентного займа к самому себе? КИК выдал этот заём до принятия правил КИК. На первый взгляд доход возникать не должен, а также необоснованной выгоды тоже быть не должно, потому что заём акционер получил процентный (9% в рублях), который был получен до появления налоговой льготы по ликвидации КИК.

Безусловно, у физического лица образуется доход.

Но если речь идёт о налогообложении дохода НДФЛ, то ситуация попадает под льготу п. 60 ст. 217 НК РФ о «безналоговой ликвидации», и доход в виде имущественного права (права требования по договору займа), переданного при ликвидации КИК, не облагается НДФЛ.

Помимо этого следует рассмотреть ситуацию с налогообложением дохода, когда должник не станет возвращать деньги, поскольку сам становится кредитором. По общему правилу обязательство прекращается совпадением должника и кредитора в одном лице, если иное не установлено законом или не вытекает из существа обязательства (ст. 413 ГК РФ).

На сегодняшний день мы не можем однозначно утверждать, что непогашенная сумма по договору займа, полученная физическим лицом от КИК, не станет объектом налогообложения НДФЛ, после того, как перейдёт право требования по этому же договору.

Налоговое законодательство регламентирует ситуацию с применением имущественного вычета при продаже имущественных прав, полученных при ликвидации КИК (пп. 2.1 п.2 ст. 220 НК РФ), но не определилось с ситуацией прекращения обязательств по договору займа.

Пунктом 18.1 ст. 217 НК РФ предусмотрено, что доходы в денежной и натуральной формах, получаемые от физических лиц в порядке дарения, за исключением случаев дарения недвижимого имущества, транспортных средств, акций, долей, паев, если иное не предусмотрено указанным пунктом, не подлежат налогообложению НДФЛ. Однако в данной ситуации, когда кредитор и заёмщик – одно и то же лицо, дарения не происходит, и нет оснований для применения этой нормы.

Принято решение о ликвидации КИК в 2016 году, ликвидация должна быть завершена до 01.01.2018 года. В рамках этой процедуры готовится финансовая отчетность компании, будет выявлен отрицательный финансовый результат по состоянию на 31.12.2016.Должна ли данная отчетность быть проаудирована, несмотря на то, что не предполагается подавать заявление об освобождении доходов от налогообложения (т.к. у иностранной организации нет доходов на конец налогового периода)? За какой период должна составляться данная финансовая отчетность?

В случае, если иностранная контролируемая компания определяет убыток по данным финансовой отчетности, составленной в соответствии с личным законом компании, и ее постоянным местонахождением является иностранное государство, с которым имеется международный договор РФ по вопросам налогообложения, то для подтверждения рассчитанного таким образом убытка не требуется составление аудиторского заключения.

Если же иностранная контролируемая компания определяет убыток по данным финансовой отчетности, составленной в соответствии с личным законом компании, и ее постоянным местонахождением не является иностранное государство, с которым имеется международный договор Российской Федерации по вопросам налогообложения, то для подтверждения рассчитанного таким образом убытка необходимо аудиторское заключение, независимо от того, предполагает ли контролирующее лицо заявлять об освобождении от налогообложения доходов при ликвидации контролируемой иностранной компании.

Финансовая отчетность контролируемых иностранных компаний для целей определения прибыли КИК в соответствии с нормами НК РФ составляется, начиная с 2015 года.

К вопросу о закрытии КИК.Были внесены изменения в пункт 60 статьи 217 НК РФ (“доходы в денежной и (или) натуральной формах, полученные при ликвидации иностранной организации”), раньше “денежного” возмещения не было.1) Правильно ли я понимаю, что теперь, если КИК закрыть до 1.03.2019, можно в безналоговом режиме получить деньги со счета компании при закрытии фирмы и, допустим, перевести их на счет контролирующего лица?

Да, новая редакция п. 60 ст. 217 НК РФ позволяет освободить деньги, полученные контролирующим лицом при ликвидации КИК, от налогообложения НДФЛ. Условия применения этой льготы также содержатся в этом пункте ст. 217 НК РФ: наличие налоговой декларации, заявление налогоплательщика, документальное подтверждение стоимости имущества по данным финансовой отчётности КИК на дату передачи этого имущества.

2) Скажите, что вкладывается в понятие “позволяет освободить деньги, полученные контролирующим лицом при ликвидации КИК от налогообложения НДФЛ”? Есть какие-то ограничения? То есть более конкретно: если на счету фирмы на момент ликвидации есть остаток денежных средств, и по бумагам (ликвидационный баланс) – это нераспределенная прибыль фирмы, то правильно ли я понимаю, что эти деньги могут быть переведены на счет контролирующего лица, и при этом с этих денег не нужно платить налоги?

Такого понятия «позволяет освободить деньги…» Налоговый кодекс не содержит, это – часть моего авторского текста, причём отделённая от контекста.

Очевидно, что пора обратиться к первоисточнику и привести норму НК РФ целиком и без авторской интерпретации, поскольку в ней перечислены все необходимые условия и регламент действия налогоплательщика. Итак, сама норма – п. 60 ст. 217 НК РФ:

«Не подлежат налогообложению (освобождаются от налогообложения) следующие виды доходов физических лиц…: доходы в денежной и (или) натуральной формах, полученные при ликвидации иностранной организации…, налогоплательщиком…, имеющим право на получение таких доходов, а также в виде материальной выгоды, полученной от приобретения ценных бумаг у такой иностранной организации… налогоплательщиком… при одновременном соблюдении следующих условий: -налогоплательщик представил в налоговый орган одновременно с налоговой декларацией составленное в произвольной форме заявление об освобождении таких доходов от налогообложения с указанием характеристик полученного имущества (имущественных прав) и ликвидируемой (прекращаемой) иностранной организации… и приложением документов, содержащих сведения о стоимости имущества (имущественных прав) по данным учета ликвидируемой иностранной организации … на дату получения имущества (имущественных прав) от такой иностранной организации; -процедура ликвидации (прекращения) иностранной организации… завершена до 1 марта 2019 года (с учетом особенностей, установленных абзацами четвертым и пятым настоящего пункта)».

3) Скажите, а возможен перевод денег при закрытии компании на счет контролирующего физ. лица напрямую со счета компании на счет физ. лица в зарубежном банке, или это будет нарушение 173-ФЗ. А если закон это запрещает, то не попадает ли тогда данное “нарушение” под закон о финансовой амнистии, так как читал, что “Валютные операции и зачисление денежных средств, совершенные до даты представления спецдекларации (т.е. в том числе после 1 января 2018 года) по счетам, признаются совершенными без нарушения законодательства о валютном регулировании)”

Перевод денег (иностранной валюты) при ликвидации КИК без нарушения валютного законодательства возможно осуществить на банковский счёт контролирующего лица в уполномоченном банке, расположенном за пределами РФ (ст. 12, 14 Федерального закона от 10.12.2003 № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле»).

Если во втором вопросе имеется в виду 2-ой этап «амнистии капиталов», осуществляемый в России в соответствии с Федеральным законом от 08.06.2015 № 140-ФЗ «О добровольном декларировании физическими лицами активов и счетов (вкладов) в банках…» в период 01.03.2018 г. – 28.02.2019 г., то специальная декларация предусматривает гарантии при совершении валютных операций и зачислении денег на задекларированные зарубежные счета, информация о которых содержится в декларации. Денежные средства признаются зачисленными на эти счета в соответствии с Законом № 173-ФЗ, то есть без нарушения валютного законодательства. Эта гарантия применяется к счетам, открытым до 01.01.2018 г.; валютные операции и зачисление денег на счета могут быть совершены до даты представления декларации в налоговый орган (ст. 7 Закона № 140-ФЗ).

4) С подачей налоговой декларации и заявлением в свободной форме понятно. А вот фраза “документальное подтверждение стоимости имущества по данным финансовой отчетности КИК на дату передачи этого имущества” мне не совсем понятна.В законе стоит “приложение документов, содержащих сведения о стоимости имущества (имущественных прав) по данным учета ликвидируемой иностранной организации на дату получения имущества (имущественных прав) от такой иностранной организации”.Так как мы говорим о денежных остатках на счетах на момент закрытия, то документ, отражающий это: – может быть выписка по счету на данный момент? – или надо делать отдельный финансовый отчет на момент закрытия фирмы?

Следует признать, что законом не установлен единый регламент подтверждения стоимости передаваемых активов КИК, учитывая многообразие личных законов КИК и видов декларируемого имущества. В данной ситуации мы также не можем однозначно утверждать, что при проведении камеральной налоговой проверки налоговой декларации инспектору ИФНС будет достаточно выписки с банковского счёта КИК.

В практике нашей компании одним из документов – приложений, «содержащих сведения о стоимости имущества (имущественных прав) по данным учета ликвидируемой иностранной организации на дату получения имущества (имущественных прав) от такой иностранной организации”, является ликвидационный баланс КИК. Остальной перечень предоставляемых с декларацией документов зависит от конкретной ситуации.

Условия применения льготы:

представление декларации по форме 3-НДФЛ;

представление заявления в произвольной форме об освобождении таких доходов от налогообложения с указанием характеристик полученного имущества (имущественных прав) и ликвидируемой (прекращаемой) КИК;

представление документов о стоимости имущества по данным учета КИК на дату получения имущества (имущественных прав);

завершение процедуры ликвидации КИК до 1 марта 2019 года (в некоторых ограниченных случаях срок может быть продлен).

Поправки в НК РФ 2017 – 2018 года ввели некоторые улучшения в отношении данной льготы, в частности:

  • среди льготируемых активов появились денежные средства;
  • расширен список ситуаций, когда при последующей реализации имущества и имущественных прав можно вычесть стоимость полученных активов.

Эти изменения распространены на отношения, возникшие с 1 января 2016 года.

Обратите также внимание на льготы, предоставляемые в рамках Закона 140-ФЗ от 08.06.2015 «О добровольном декларировании….» и связанных с этим изменений в НК РФ. В частности:

  • штрафы за позднюю подачу уведомлений об участии в иностранных организациях и уведомлений о КИК не взимаются, если они подаются вместе со специальной декларацией, подаваемой в рамках добровольного декларирования;
  • не признается доходом имущество (имущественные права), полученные от номинального владельца, а для номинального владельца не признается реализацией передача такого имущества (имущественных прав), также при условии указания соответствующей информации в специальной декларации.

Обратите внимание, что представление специальной декларации не освобождает от уплаты налогов в отношении прибыли КИК. Также нет льгот в отношении валютного регулирования при получении ликвидационных выплат и учета ценных бумаг на зарубежном счете.

В случае, если в дальнейшем бенефициар захочет продать полученные после ликвидации имущественные права (доли), ценные бумаги, он может воспользоваться налоговым вычетом.

Так, согласно подпункту 2.1 пункта 2 статьи 220 и подпункту 1 пункта 10 статьи 214.1 НК РФ при дальнейшей продаже имущества (имущественных прав), ценных бумаг, полученных при ликвидации иностранной организации налогоплательщиком-акционером, доходы которого в виде такого имущества освобождались от налогообложения в соответствии с пунктом 60 статьи 217 НК РФ, такой налогоплательщик вправе уменьшить сумму своих облагаемых налогом доходов от продажи такого имущества на сумму, равную стоимости имущества по данным учета ликвидированной организации на дату ее ликвидации, указанной в документах, прилагаемых к заявлению налогоплательщика, но не выше рыночной стоимости такого имущества (имущественных прав).

Да. Многие владельцы иностранных компаний пользуются услугами, так называемых номинальных акционеров, когда на основании комплекта документов (трастовой декларации и др.) такой акционер, являясь юридическим собственником акций, тем не менее, владеет ими в пользу бенефициара. Иными словами, в реестре акционеров компании числится номинальный акционер, притом, что фактическим владельцем данных акций является бенефициар.

Рис.16: Ликвидация КИК с номинальным сервисом

Законодательство РФ (включая налоговое) не регламентирует правовое регулирование отношений между номинальным акционером и бенефициаром (в силу отсутствия такого правового института в российском законодательстве), поэтому на практике возникла неопределенность в том, каким образом следует их квалифицировать.

Исходя из анализа рассматриваемых отношений, на практике можно применить следующие два подхода:

  1. Отношения между номинальным акционером и бенефициаром следует квалифицировать как «иностранную структуру без образования юридического лица» (ст.11 НК РФ);
  2. Отношения между номинальным акционером и бенефициаром являются неким гражданско-правовым договором.

Первый подход может, потенциально, использоваться, если отношения укладываются в формулировки ст. 11 НК РФ: «иностранная структура без образования юридического лица – организационная форма, созданная в соответствии с законодательством иностранного государства (территории) без образования юридического лица (в частности, фонд, партнерство, товарищество, траст, иная форма осуществления коллективных инвестиций и (или) доверительного управления), которая в соответствии со своим личным законом вправе осуществлять деятельность, направленную на извлечение дохода (прибыли) в интересах своих участников (пайщиков, доверителей или иных лиц) либо иных бенефициаров».

Второй подход в квалификации данных правоотношений как договора, безусловно, также имеет право на существование. На его формирование, в частности, повлиял пп. 2 п. 1 ст. 2 Федерального закона «О декларировании физическими лицами активов и счетов (вкладов) в банках и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 08.06.2015 N 140-ФЗ, в котором содержится понятие «договора номинального владения имуществом». Согласно указанной норме, это договор, который заключен в соответствии с законодательством иностранного государства и на основании которого права собственника имущества, принадлежащего физическому лицу, передаются иному лицу, осуществляющему эти права в интересах и (или) по поручению данного физического лица. Термин «номинальный владелец» одновременно с принятием этого закона был введен и в НК РФ (ст. 39 и 41).

Во-первых, если рассматривать данные отношения как иностранную структуру без образования юридического лица, то при определенных обстоятельствах у физического лица – налогового резидента РФ возникает обязанность уведомить налоговые органы не только об участии в иностранной компании (в которой он является бенефициаром), но и об учреждении иностранной структуры без образования юридического лица. Аналогичным образом, при прекращении участия, например, когда номинальный акционер передает акции бенефициару, последний также будет обязан уведомить о данном факте налоговые органы. В случае нарушения указанных обязанностей бенефициар может быть привлечен к налоговой ответственности в виде штрафа в размере 50 тыс. руб.

Кроме того, такая иностранная структура без образования юридического лица при наличии контроля со стороны бенефициара, как и сама иностранная компания (акциями которой владеет номинальный акционер) может быть признана контролируемой иностранной компанией. Следовательно, бенефициар, как контролирующее лицо, будет обязан подать уведомление о КИК, как в отношении такой структуры, так и в отношении компании. Если уведомление не будет представлено или контролирующее лицо подаст его с нарушением срока, то оно может быть привлечено к налоговой ответственности в виде штрафа в размере 100 тыс. руб.

Если бенефициар не считал отношения между бенефициаром и номинальным акционером иностранной структурой без образования юридического лица, а налоговые органы так посчитают, бенефициар может быть оштрафован.

Во-вторых, многие владельцы иностранных компаний намереваются применить налоговую льготу в виде освобождения от налогообложения доходов в виде активов, полученных при ликвидации иностранных организаций (иностранных структур без образования юридического лица).

В этой связи, при наличии в иностранной компании номинального акционера, существует риск, что при прямой передаче активов от ликвидируемой компании бенефициару (минуя звено акционера) в порядке ликвидации, налоговый орган может отказать в применении льготы исходя из того, что активы по общему правилу должны передаваться акционеру ликвидируемой организации (а не бенефициару).

Поэтому для усиления правовой позиции при доказывании обстоятельств, подтверждающих обоснованность применения льготы, на наш взгляд, наиболее простой и понятный для налоговых органов подход будет заключаться в виде последовательной ликвидации (прекращении):

  1. иностранной структуры без образования юридического лица (отношений между бенефициаром и номинальным акционером), с передачей акций иностранной компании бенефициару в порядке такой ликвидации;
  2. иностранной компании, с передачей активов компании бенефициару (который к моменту ликвидации стал полноправным акционером иностранной компании).

С другой стороны, если не рассматривать данные отношения как ИСБОЮЛ, но при этом подать специальную декларацию в рамках законодательства о добровольном декларировании активов, то при прекращении договора номинального владения и получении бенефициаром акций в прямое владение не должно возникнуть налоговых последствий на основании ст. 41 НК РФ. Вслед за этим, иностранная компания может быть ликвидирована в рамках безналоговой ликвидации (с учетом установленных ограничений по срокам).

Доходы КИК от реализации ценных бумаг и (или) имущественных прав (в том числе долей, паев) в пользу контролирующего лица, либо его российского взаимозависимого лица, а также расходы в виде цены приобретения такого имущества исключаются из прибыли (убытка) КИК при условии, что цена реализации определена исходя из их документально подтвержденной стоимости по данным учета КИК на дату перехода права собственности, но не выше рыночной стоимости имущества.

Указанное правило применяется при условии, что процедура ликвидации контролируемой иностранной компании будет завершена до 1 марта 2019 года.

Рис. 17: Приобретение бенефициаром акций/долей РосКо у своей КИК

Если контролирующее лицо приобретает у КИК ценные бумаги по цене ниже рыночной, то у физического лица не возникает материальной выгоды (выгоды от экономии), подлежащей налогообложению в РФ.

При последующей продаже имущественных прав, приобретенных у КИК, налогоплательщик вправе уменьшить сумму своих облагаемых налогом доходов на сумму фактически понесенных расходов, исходя из меньшей из следующих величин:

документально подтвержденной стоимости ценных бумаг по данным учета КИК на дату перехода права собственности (в момент ликвидации); либо

рыночной стоимости ценных бумаг на дату перехода права собственности.

Указанное правило применяется при условии, что процедура ликвидации контролируемой иностранной компании будет завершена до 1 марта 2019 года, а налогоплательщик представил в налоговый орган одновременно с налоговой декларацией заявление об освобождении соответствующих доходов от налогообложения с указанием характеристик полученного имущества и ликвидируемой иностранной организации и приложением документов со сведениями о стоимости имущества по данным учета ликвидируемой КИК.

Дальше

Поделиться в социальных сетях:













Контролируемые иностранные компании (далее — «иностранцы») — применяемый для налоговых целей особый термин. Каким документом регламентирован порядок действий контролируемых «иностранцев» и кто к ним относится — узнайте из нашего материала.

 

Закон о контролируемых иностранных компаниях № 376-ФЗ (отличительные признаки, официальный сайт опубликования текста)

Законом о контролируемых иностранных компаниях называют закон от 24.11.2014 № 376-ФЗ, который:

  • внес многочисленные корректировки в НК РФ (включая новые, ранее не применявшиеся понятия и нормы) относительно налогообложения прибыли и доходов контролируемых иностранных компаний;
  • направлен на обеспечение контролируемыми российскими резидентами уплаты «прибыльных» налогов «иностранцами»:
    • по нормам российского законодательства;
    • в бюджет РФ;
  • действует с января 2015 года.

Из законодательных норм следует, что россияне (юрлица и физлица):

  • могут учреждать иностранные фирмы;
  • владеть ими;
  • контролировать их;
  • получать от них прибыль.

Одновременно предоставленные права требуют от налогоплательщиков — резидентов РФ выполнения конкретного перечня обязанностей, неисполнение которых подконтрольно налоговикам и наказуемо в силу требований НК РФ.

Закон о КИК в 2016 году был откорректирован и дополнен — внесенные ранее в НК РФ положения уточнены в части налогообложения контролируемых зарубежных фирм и доходов иностранных организаций (закон от 15.02.2016 № 32-ФЗ о внесении изменений в НК РФ).

Освещение различных тем, связанных с работой бухгалтера, вы можете найти на нашем сайте:

  • «Положения Закона о патентной системе налогообложения»;
  • «Какие организации должны применять профстандарты»;
  • «Какая ЭЦП подходит для использования юридическими лицами»;
  • Все об онланй-кассах.

Контролируемые иностранные компании и контролирующие лица (список 2023 года)

Список контролируемых иностранных компаний и контролирующих лиц (КЛ) приведен в ст. 25.13 НК РФ. В частности, ею определены признаки иностранной компании, при одновременном наличии которых она признается контролируемой:

  • «иностранцы» (в том числе иностранные структуры без образования юрлица) не являются налоговыми резидентами РФ;
  • контролирующими «иностранцев» лицами являются налоговые резиденты РФ.

Расшифровка термина «контролирующее лицо» приведена на схеме ниже:

Расшифровка термина «контролирующее лицо»

Ключевым понятием для классификации лица в качестве КЛ является термин «доля участия». Расшифровка алгоритма исчисления указанного показателя представлена на схеме ниже:

доля участия

Уведомление о контролируемых иностранных компаниях и иные «информационные» обязанности по ст. 25.14 НК РФ

По ст. 25.14 НК РФ у КЛ появляется «информационная» обязанность, заключающаяся в подаче сведений налоговикам по месту своего нахождения/месту жительства (см. таблицу ниже):

Уведомление

Срок представления

Об участии в иностранных организациях (об учреждении иностранных структур без образования юридического лица)

Не позднее 3 месяцев с даты возникновения (изменения доли) участия в  иностранной фирме

О контролируемых иностранных компаниях, контролирующими лицами которых они являются

Не позднее 20 марта года, следующего за налоговым периодом, в котором доля прибыли контролируемой иностранной компании подлежит учету у КЛ

О прекращении участия в иностранных организациях

Не позднее 3 месяцев с даты прекращения участия

Допустимые НК РФ условия оформления, представления и корректировки уведомлений:

  • представление уведомлений производится в электронной форме (физлица вправе подать сведения на бумаге);
  • каждое уведомление имеет свои форматы и формы (например, форма уведомления о контролируемых иностранных компаниях утверждена приказом ФНС России от 19.07.2021 № ЕД-7-13/671@). Вы можете бесплатно скачать бланк и образец такого уведомления, кликнув по картинке ниже:


Уведомление о контролируемых иностранных компаниях (КИК)

Уведомление о контролируемых иностранных компаниях (КИК)

Скачать

  • у КЛ есть возможность уточнить ранее поданные сведения, если в первичном сообщении обнаружены неточности, ошибки или неполные сведения;
  • уточнение поданных ошибочных сведений ранее момента обнаружения неточностей налоговиками избавляет КЛ от ответственности по ст. 129.6 НК РФ;
  • если уведомление не подано, а налоговики располагают информацией о том, что налогоплательщик является КЛ, в его адрес направляется требование о необходимости представления пояснений или подачи уведомления;
  • если налогоплательщик не считает себя КЛ, при получении от налоговиков вышеуказанного требования он вправе документально подтвердить свою позицию (дополнительно представить налоговикам подтверждающие данные);
  •  если представленные доказательства (после исследования их налоговиками) подтвердят обоснованность признания налогоплательщика КЛ, в его адрес направляется уведомление о контролируемых им иностранных фирмах для признания его КЛ;
  • существует возможность оспорить в суде указанное в предыдущем пункте уведомление — о факте оспаривания налогоплательщик должен сообщить налоговикам;
  • если уведомление не оспаривалось, через 3 месяца с момента его получения налогоплательщик считается признавшим себя КЛ.

Образец заполнения уведомления о контролируемых иностранных компаниях приведен в КонсультантПлюс. Оформите беспланый онлайн-доступ к системе и переходите в образец документа. 

Об иных «информационных» обязанностях хозяйствующего субъекта узнайте из размещенных на нашем портале статей:

  • «Уведомление о контролируемых сделках — образец заполнения»;
  • «Составляем уведомление о переходе на профстандарты»;
  • «Уведомление о торговом сборе — бланк и образец»;
  • «Уведомление об увольнении иностранного гражданина — бланк 2023».

Налогообложение прибыли контролируемой иностранной компании

Законом № 376-ФЗ описан алгоритм расчета прибыли (убытка) контролируемой иностранной компании. Для ее расчета применяется один из нижеуказанных способов:

  • прибылью контролируемой иностранной компании признается прибыль до налогообложения по данным финотчетности за финансовый год, составленной по национальным стандартам «иностранца»;
  • прибыль определяется по российским правилам (если такой способ расчета будет выбран, его требуется применять не менее 5 налоговых периодов с даты первого применения).

Все нюансы налогообложения прибыли иностранных контролируемых компаний описали эксперты КонсультантПлюс. Оформите пробный доступ к правовой системе и переходите в Готовое решение. Это бесплатно. 

Применение первого из указанных способов возможно только при соблюдении условий, классифицируемых как:

  • географические — постоянным местонахождением контролируемой иностранной компании должно являться иностранное государство, с которым у РФ имеется международный договор по вопросам налогообложения (исключая страны, не обеспечивающие обмен информацией с РФ для целей налогообложения);
  • подтверждающие достоверность — по финотчетности, на основании которой определяется подлежащая налогообложению прибыль, представлено аудиторское заключение, не содержащее отрицательного мнения относительно ее достоверности или отказа в выражении мнения.

Подробнее об особенностях налогообложения «иностранцев» — в материале «Нюансы исчисления налога на прибыль иностранными организациями».

Итоги

Контролируемыми иностранными компаниями признаются не являющиеся резидентами РФ зарубежные фирмы или иностранные структуры без образования юрлица, которые контролируются фирмами или физлицами, признаваемыми налоговыми резидентами РФ.

Как учитывать прибыль контролируемой иностранной компании

Законодательство о контролируемых иностранных компаниях (КИК) введено во многих странах. Это связано с тем, что бизнес, уходя в юрисдикции с минимальным налогообложением, влияет на внутренние рынки стран, где собственно ведется бизнес. Расскажем о нюансах учета прибыли КИК.

Как учитывать прибыль контролируемой иностранной компании

Иллюстрация: Вера Ревина/Клерк.ру

Что такое контролируемые иностранные компании

Страны Евросоюза, вводя законодательство о КИК, руководствуются Директивой ЕС от 12.07.2016 № 2016/1164.

Нормы, регулирующие деятельность КИК, введены и в России. Их можно найти в Налоговом кодексе.

Контролируемые зарубежные компании – это иностранные организации, не являющиеся налоговыми резидентами РФ, а их контролирующее лицо (физическое или юридическое), наоборот, является налоговым резидентом РФ (ст. 25.13 НК).

КИК также признается иностранная структура без образования юридического лица, контролирующим лицом которой являются организация и (или) физическое лицо, признаваемые налоговыми резидентами РФ.

При этом контролирующим лицом иностранной организации признаются следующие лица:

  • физическое или юридическое лицо, доля участия которого в этой организации составляет более 25 процентов;
  • физическое или юридическое лицо, доля участия которого в этой организации (для физических лиц – совместно с супругами и несовершеннолетними детьми) составляет более 10 процентов, если доля участия всех лиц, признаваемых налоговыми резидентами РФ, в этой организации (для физических лиц – совместно с супругами и несовершеннолетними детьми) составляет более 50 процентов.

Чем регламентирован порядок учета прибыли КИК

Правила по КИК изложены в главе 3.4 НК. В частности в данной главе учтены правила учета прибыли с отсылкой на главу 25 НК.

Так по нормам ст. 25.15 НК и ст. 309.1 НК указано, что прибылью КИК считается величина прибыли (убытка) этой компании, определенная по данным ее финансовой отчетности.

Отчетность составляется в соответствии с личным законом такой компании за финансовый год (до налогообложения), либо по правилам, установленным НК для налогоплательщиков – российских организаций.

Прибыль можно уменьшить на сумму выплаченных дивидендов в календарном году, следующем за годом, за который согласно личному закону компании составляется финансовая отчетность. При этом учитываются промежуточные дивиденды, выплаченные в течение финансового года (или календарного года, если финансовая отчетность по нормам зарубежного законодательства не составляется).

Определение прибыли КИК – задача сложная. Обратитесь к специалистам компании МКПЦН-Консультант для оперативного решения вопросов по расчету и уплате налогов по КИК. Также вам помогут выяснить, является ли юридическое или физическое лицо контролирующим лицом иностранной организации и составить уведомление о КИК,

Подробности расчета прибыли КИК

Здесь всё не так просто. При расчете прибыли КИК следует учесть, что, например, в таком расчете не учитываются доходы из п. 1 ст. 309 НК, где источником выплаты являются российские организации, если контролирующее лицо этой КИК имеет фактическое право на такие доходы с учетом ст. 312 НК.

Дополнительно можно отметить, что на основании п. 7 ст. 25.15 НК, прибыль КИК учитывается при определении налоговой базы за налоговый период в случае, если ее величина, рассчитанная по правилам ст. 309.1 НК, составила более 10 млн рублей. Эти, а также иные разъяснения по расчету и уплате налога с дохода КИК есть в письме ФНС от 27.10.2022 № ШЮ-3-13/11912@.

НДФЛ с прибыли КИК

Ставка НДФЛ с прибыли КИК для контролирующего физического лица составляет 13 (15)%. Налог уплачивается в общие сроки – не позднее 15 июля года, следующего за истекшим налоговым периодом.

По нормам ст. 25.15 НК, при расчете НДФЛ с прибыли КИК нужно пользоваться теми же правилами, что при расчете налога на прибыль, или платить фиксированный платеж. Но есть свои особенности.

Если физлицо выбирает вариант по нормам гл. 25 НК, то этот выбор должен быть зафиксирован в декларации и применяться не менее пяти лет подряд (п. 1.4 ст. 309.1 НК).

Особенностями исчисления НДФЛ является и то, что дата фактического получения дохода физлица определяется как 31 декабря:

  • года, следующего за календарным годом, на который приходится дата окончания периода, за который составляется финансовая отчетность по итогам года, если иностранная компания ее сдает;
  • года, следующего за календарным годом, за который определяется прибыль КИК, если иностранная компания финансовую отчетность не составляет.

Также, хоть и с прибыли КИК физлицо уплачивает НДФЛ, нужно помнить, что налог на сумму налоговых вычетов уменьшить не получится (ст. 210 НК).

Если физлицо выбирает уплату НДФЛ с фиксированной прибыли, то нужно учесть такие нюансы.

Фиксированная сумма прибыли для исчисления НДФЛ с 2021 года равняется 34 млн руб. Для перехода на фиксированный платеж нужно подать уведомление до 31 декабря года, в котором человек хочет применять такой режим. Уведомление подается по форме (утв. приказом ФНС от 19.05.2021 № ЕД-7-13/495@).

Переходить на другой режим уплаты НДФЛ с уплаты, исходя из фиксированной прибыли КИК, по общим правилам можно не ранее чем через пять лет (п. 3 ст. 227.2 НК).

Уплата налога с фиксированной прибыли кажется, на первый взгляд, более простым решением. А на самом деле такой режим имеет свои нюансы и не всегда является целесообразным для компании. Получите консультацию от специалистов МКПЦН-Консультант для принятия решения в оптимизации налогообложения.

Когда можно не платить налоги с прибыли КИК

Первое, что можно отметить, так это то, что если прибыль КИК составляет менее 10 млн руб. за налоговый период, то, как было указано выше, с прибыли КИК налог уплачивать не нужно.

Правила освобождения от налога прибыли КИК вне зависимости от суммы прибыли указаны в ст. 25.13.1 НК . В некоторых случаях от налогообложения освобождается прибыль КИК только при наличии дополнительных условий.

В частности, от налогообложения освобождена КИК, если такая компания является:

  • НКО, которая не распределяет прибыль между акционерами;
  • резидентом ЕАЭС, то есть она образована в соответствии с законами государства – члена ЕАЭС и имеет там постоянное местонахождение;
  • акционером (участником) оператора нового месторождения углеводородного сырья или таким оператором нового морского месторождения углеводородного сырья.

Также при определенных условиях от налогообложения освобождается КИК, которая:

  • по итогам финансового года имеет эффективную ставку налогообложения прибыли больше, чем 75% средневзвешенной ставки по налогу на прибыль;
  • признается активной компанией;
  • является организацией финансового сектора;
  • признается международной холдинговой компанией;
  • участвует в проектах по добыче полезных ископаемых в соответствии с СРП, концессионными соглашениями, лицензионными соглашениями и иными соглашениями на условиях риска.

При этом следует помнить, что даже если компания освобождена от налогообложения, то налогоплательщик не освобождается от обязанности подачи уведомления о КИК.

Если страна резидентства КИК недружественная и местные консультанты и аудиторы расторгают обязательства по подготовке отчетности

По правилам ст. 25.15 НК к налоговой декларации по налогу на прибыль контролирующее лицо должно предоставить финансовую отчетность КИК (а при её отсутствии – иные документы) и аудиторское заключение (при наличии). Тем самым подтверждается размер прибыли.

За непредоставление документов грозит ответственность по правилам п. 1.1 ст. 126 НК.

Однако в этом году многие налогоплательщики могут испытывать сложности при подаче отчетности по КИК за рубежом и предоставлении необходимых документов по правилам НК. В особенности вопрос остро встал в недружественных странах, где были введены дополнительные санкции.

В связи с этим в НК были внесены изменения законом от 26.03.2022 № 67-ФЗ, согласно которым при непредставлении необходимых документов за финансовые годы, даты окончания которых приходятся на 2020 и 2021 годы, налогоплательщики привлечению к ответственности не подлежат.

Подобные разъяснения были дополнительно даны на официальном сайте ФНС в опубликованном письме от 29.04.2022 № ШЮ-4-13/5376@.

Компания МКПЦН-Консультант поможет с решением вопросов, связанных с КИК:

  • подготовить уведомление об участии в иностранных организациях;
  • подготовить уведомление о контролируемых иностранных компаниях;
  • определение прибыли КИК;
  • заполнение соответствующих разделов декларации.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Конфитюр долгопрудный бургер кинг время работы
  • Концентрическая диверсификация пример компании
  • Концептуальная модель маркетинга в it компании
  • Коптево управляющая компания лихоборские бугры
  • Коптевский районный суд часы работы канцелярии