Конкурентные стратегии транснациональных компаний

Автор статьи

Юлия Лайши

Эксперт по предмету «Международные отношения»

преподавательский стаж — 5 лет

Задать вопрос автору статьи

ТНК

Определение 1

ТНК — это корпорация или компания, которая имеет подразделения в разных странах мира.

Такая компания имеет зарубежные активы, причем они составляют не менее 25-30% от общего их числа, а также офисы как минимум в двух иностранных государствах. Главный офис компании находится в стране базирования. Страны, в которых размещаются дополнительные офисы, называются принимающими.

Первые попытки создавать такие компании были предприняты еще в 16-17 веках Великобританией. Самой крупной и известной ТНК тех времен была Ост-Индская компания. Она просуществовала более 250 лет.

Сегодня исследователи выделяют следующие основные этапы развития ТНК:

  1. Образование компаний для добычи сырья в слаборазвитых странах в начале 20 века. При этом основное производство оставалось в развитых странах, так как требовало квалифицированной рабочей силы.
  2. В середине 20 века началось массовое открытие офисов за рубежом. Иностранные офисы стали ориентироваться на внутренний рынок, то есть производство стало более диверсифицированным. Этому способствовало и развитие инфраструктуры, Стало выгоднее размещать производства в тех странах, где оно обходилось дешевле.
  3. К концу 20 века ТНК превратились в глобальную систему продажи и производства. Теперь конкуренция зависит от оптимизации производственных процессов, минимизации производственных издержек и издержек сбыта.

Логотип IQutor

Сделаем домашку
с вашим ребенком за 380 ₽

Уделите время себе, а мы сделаем всю домашку с вашим ребенком в режиме online

Все ТНК принято разделять на горизонтально интегрированные, вертикально интегрированные, раздельные. Горизонтально интегрированные производят одинаковые вары во всех странах. Вертикально интегрированные компании отличаются тем, что производство сосредоточенно в одной или нескольких странах, из которых проводится распределение готовой продукции. Раздельные ТНК отличаются тем, что управляют компаниями в разных странах, при этом офисы не объединены вертикально или горизонтально.

Стратегии современной ТНК

ТНК идут по своему пути развития. Сейчас на их долю приходится до половины мирового ВВП. Сегодня стратегия развития транснациональной компании приобрела специфические черты. Предпочтение отдается проектам, способным принести высокий дисконтированный денежный поток, то есть основное внимание уделяется росту бизнеса, а не его доходности.

Причинами данных тенденций можно назвать:

  • конкуренцию и необходимость расширяться, чтобы окупать свои расходы;
  • высокие риски на иностранных рынках.

Оптимизация инвестиционного портфеля проводится по географическому и функциональному принципам. На современном этапе ТНК отдают предпочтение достижению баланса между прибыль и объемами выпуска. Повышение конкурентоспособности достигается за счет повышения рентабельности и снижения затрат. Чтобы закрепиться в новой стране и максимально адаптировать производство под потребности местного рынка, ТНК диверсифицируют свою продукцию.

«Стратегии современной ТНК » 👇

Достаточно часто современные ТНК сбытовую деятельность производственной. То есть помимо продаж со временем в стране открывается производство, которое позволяет существенно сократить издержки. Помимо наращивания производства, ТНК развивают научно-производственную деятельность, оптимизируют финансовую часть, повышают эффективность сбытовой политики.

В рамках международной программы устойчивого развития ТНК делают акцент на совершенствование переработки ресурсов. Нефтяные компании особое внимание уделяют безопасности и надежности предприятий. Торговые компании стремятся поддерживать экологичные способы доставки товаров, а также используют безопасную для природы упаковку.

Новые стратегии ТНК

Достаточно новым подходом к организации работы ТНК стало формирование альянсов между транснациональными корпорациями с предприятиями, расположенными в развивающихся странах. Такая форма сотрудничества является выгодной обеим сторонам.

ТНК используют международное разделение труда для оптимизации своей деятельности. Благодаря этому складываются очаги интернационализированного производства. Процесс создания товара дробится и отдельные составляющие изделия могут производиться в разных странах, что позволяет снизить производственные издержки. Кроме того, к производству подключаются аутсорсинговые компании.

Еще одной новой тенденцией стало освоение новых рынков. Многие государства поддерживают национальные ТНК. Например южнокорейские компании от экспортного освоения зарубежных рынков переходят к производственному. В Китае действует программа по освоению транснационального принципа хозяйствования. Для этого проводится интенсификация внешней торговли, увеличивается доля капиталовложений в зарубежные проекты, поддерживается создание транснациональных компаний.

ТНК используют следующие стратегии в последние десятилетия:

  • монополизация рынков, на которых они присутствуют,
  • диверсификация бизнеса,
  • проведение спекулятивных сделок.

Помимо вышеперечисленных стратегий ТНК избавляются от неэффективных производств, концентрируют усилия на прибыльных проектах, группируют проекты по территориальному признаку. Они отдают предпочтение оборонительной и даже агрессивной политике в сфере финансов. ТНК используют современные методы анализа и планирования мероприятий. Все организационные преобразования при этом соответствуют стратегическим планам развития ТНК.

Определяющим фактором стратегии ТНК является глобализация процессов. Корпорациям важно эффективно инвестировать средства. Наиболее востребованной страной в этом плане является Китай, далее следуют Бразилия, Польша, Южная Африка. Для этого используются три способа инвестирования, а именно, слияние или приобретение компаний, так же возможно лицензирование и заключение стратегического союза. Стратегия ТНК зависит от региона.

Находи статьи и создавай свой список литературы по ГОСТу

Поиск по теме

Выделение
условно.

1. Глобализация стратегий и деятельности

  • глобальный
    подход к деятельности (например, подход
    Ford – «создание глобального
    автомобиля»; Макдональдс), повышение
    значения международной составляющей
    деятельности;

  • перерастание
    в глобальные внутрифирменных механизмов
    распределения ресурсов и разделения
    труда;

  • относительная
    независимость результатов деятельности
    от текущего состояния отдельных
    национальных (в т.ч. собственной)
    экономик.

Глобализация
– экономия не только денег, но и времени
(фактически работа компании 24 часа в
сутки)

2.
Главное конкурентное преимущество –
технологии

Технологии купить трудно. Получить их
можно путем прямых инвестиций («нельзя
купить технологию – можно купить завод»)

3.
Слияния и поглощения

для усиления конкурентных преимуществ.
Идет через горизонтальные, вертикальные
и конгломератные слияния

Вертикальные слияния – объединяются
компании разных отраслей, объединяющихся
по производственному циклу.

Западные компании используют все три
вида слияний. Российские – в основном
вертикальные и конгломератные слияния.

4.
Географические особенности

Триада (США, ЕС, Япония) – 85 из 100 крупнейших
ТНК (по данным на 2007 г.)

5.
Отраслевые особенности

Электроника, автомобилестроение,
нефтяная промышленность, фармацевтика

Быстрое
развитие сферы услуг

На
100 крупнейших ТНК приходится 4-7% МВП; 10%
иностранных активов, 16% продаж и 12%
занятых всех мировых ТНК

Крупнейшие
отрасли
ТНК по активам (на 2006 г.):

  • автомобилестроение,

  • нефть,

  • электронное
    оборудование,

  • фармацевтика,

  • телекоммуникации,

  • электричество,
    подача газа и воды

Средний
индекс транснационализации 0,62%

Постепенно
набирают силу ТНК развивающихся стран
и стран с переходной экономикой. Правда,
в основном это мелкие по мировым меркам
ТНК. Сейчас они постепенно выходят на
рынки развивающихся стран.

Среди
100 крупнейших – 6 ТНК развивающихся
стран, 2 из Южной Кореи. Гонконг, Малайзия,
Мексика, Сингапур.

В ЦВЕ
и СНГ – самый быстрый рост ТНК в России
и Казахстане.

Начало
2008 г. – стоимость зарубежных активов
российских ТНК – 77 млрд. долл.

Индекс
транснационализации 25 крупнейших ТНК
России – 0,25.

Номер
11 2008 г. МЭ и МО – интересная статья о
транснационализации.

Отличия
ТНК РФ от ТНК развивающихся стран –
выше уровень технологии, лучше персонал,
масштабный подход к деятельности,
хорошее знание многонациональной среды,
гибкость и приспосабливаемость.

Российские
ТНК: Газпром, ЛУКОЙЛ, Сбербанк, Норникель,
Новошип, Евраз.

3. Конкурентные стратегии тнк и их влияние на формы мэо.

1.
Единичная (stand alone)
фирма

2.
Простая интеграция

3.
Комплексная интеграционная стратегия.

Изучить
самим по учебнику

4. Способы получения конкурентных преимуществ тнк

Основные
виды конкурентных преимуществ

1. На базе более низких издержек

2. На базе дифференциации продукции

Изучить
самим по учебнику

Мультинациональные
конкурентные преимущества

  • возможность
    мультинационального маркетинга

  • диверсификация
    источников снабжения

  • международная
    диверсификация рисков

  • опыт
    менеджмента в нескольких странах

(value
chain) Ценовая цепочка
– разделение деятельности фирмы на
отдельные составляющие для понимания
источников издержек и дифференциации
(Майкл Портер).

Вывод
Портера: стоимостная цепочка может быть
разорвана, возможно перенесение отдельных
видов деятельности за рубеж.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

image description

disserCat — электронная библиотека диссертаций работаем для вас с 2009 года

  • Корзина пуста

Вход
|
Регистрация

Вы робот?

Мы заметили, что с вашего адреса поступает очень много запросов.

Подтвердите, что вы не робот

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Конкурс вопрос ответ для веселой компании смешные
  • Копицентр восстания 1 санкт петербург часы работы
  • Конкурс на свадьбе малыш как приготовить реквизит
  • Копия реквизитов лицевого счета российского банка
  • Коптевский военкомат официальный сайт часы работы