Концепция развивающего управления персоналом компании состоит

Концепция «Развивающее управление персоналом». Систематизация сферы компетенции менеджера в области управления персоналом

Концепция «Развивающее управление персоналом». Систематизация сферы компетенции менеджера в области управления персоналом

Рассмотрев особенности современного бизнеса в развитых странах и России, условия его функционирования, специфику современного работника и подходы к управлению им, задачи менеджеров и средства их решения, мы считаем правомерным говорить о необходимости и своевременности реализации развивающего подхода к персоналу, развивающего управления людьми в организации в интересах самих людей, образуемых ими групп и организации в целом.

Развивающее управление персоналом (РУП) – это форма реализации системного подхода к управлению персоналом, основывающаяся на интеграции систем управления организацией и персоналом, включающая весь комплекс факторов и методов влияния на развитие и поведение персонала. Отношения между организацией, представляющими ее менеджерами и работниками строятся на основе взаимной заинтересованности в развитии друг друга как потребности и факторе выживания и организации, и работников, а также на основе стремления к созданию условий, обеспечивающих развитие.

Напомним, что развитие является и свойством, и потребностью любой живой системы: оно и внутренне присуще ей, и является филогенетическим законом. В рамках развивающего управления персоналом появляется возможность интегрировать средовой, функциональный и индивидуальный подходы к управлению людьми в организации.

Естественно, что в основе этого подхода лежит восприятие людей и групп в организации как больших и сложных систем, обладающих всеми присущими системам свойствами, поведение которых должно рассматриваться как непрерывный процесс развития, имеющий место в сложных ситуациях внешней среды, воспринимаемых и интерпретируемых субъективно. Персонал организации в рамках подхода «развивающее управление персоналом» – это личности, общности (формальные и неформальные группы, профессионально-квалификационные, социальные и другие группы), а также коллектив организации в целом.

Объект влияния, или управления, двойственен: он имеет все признаки субъекта, активен, инициативен, и зачастую неясно, кто кем управляет на самом деле: менеджер своими подчиненными или наоборот. Мы вынуждены говорить о персонале как об объект-субъектном явлении.

Понимание сути, специфики, закономерностей, причин поведения объект-субъектов управления является основой взаимопонимания – необходимого условия эффективного управления и сотрудничества. В свою очередь, понимание требует знаний, навыков и владения методами из области психологии, социологии, социальной психологии, педагогики, менеджмента, организационного поведения, управления персоналом, причем эти знания и навыки также необходимо постоянно совершенствовать.

В отличие от популярной концепции развития человеческих ресурсов (получившей яркое воплощение в Японии, а затем и во всех развитых странах), базирующейся на таких условиях трудовой жизни, как пожизненный наем, оплата труда с учетом стажа и возраста и наличие внутрифирменных профсоюзов, концепция развивающего управления персоналом исходит из специфики современных тенденций в развитии мирового хозяйства и связана с пониманием системности и многообразия субъектов управления, разнородности факторов внешней среды и интеграцией на основе такого понимания всех известных на настоящий момент факторов средового, функционального, индивидуального характера, влияющих на трудовое поведение персонала. Факторная операционализация развивающего управления персоналом представлена на рис. 2.6.

Рис. 2.6. Схема концепции развивающего управления персоналом

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Читайте также

8.2. Построение и развитие политики в области управления персоналом

8.2. Построение и развитие политики в области управления персоналом
Многие решения в HR-менеджменте опираются на документ «Политика компании в области управления персоналом». Пример состава подобного документа рассматривается в табл. 8.2.0.1, а пример содержания – в

Управление персоналом

Управление персоналом
Любой вид руководства предполагает общение с людьми. И действительно, управление – это умение достигать намеченных целей с помощью других людей.Для управления людьми требуются некоторые навыки и умения.• Подбор персонала позволяет выбрать

1.2. Место и роль управления персоналом в системе управления организацией

1.2. Место и роль управления персоналом в системе управления организацией
Труд – процесс сознательной целесообразной деятельности человека, воздействия его на предметы труда с целью создания материальных и духовных благ для удовлетворения личных и общественных

1.3. Персонал как объект управления, понятие и особенности управления персоналом, методы управления

1.3. Персонал как объект управления, понятие и особенности управления персоналом, методы управления
Управлять поведением и настроением человека можно, формируя среду и / или непосредственно влияя на личность, «играя на струнах человеческой души». Влияя на поведение, очень

Глава 2 Трудовой потенциал работника и организации и компетенции в области управления персоналом

Глава 2
Трудовой потенциал работника и организации и компетенции в области управления персоналом
2.1. Общее представление о трудовом потенциале2.2. Анализ кадрового потенциала организации2.3. Понятие компетентности и компетенции. Типичные аспекты компетентности

2.4. Концепция «Развивающее управление персоналом». Систематизация компетенций менеджера в области управления персоналом

2.4. Концепция «Развивающее управление персоналом». Систематизация компетенций менеджера в области управления персоналом
Рассмотрев современные точки зрения на особенности современного бизнеса в развитых странах и России, на условия его функционирования, на специфику

3.7. Финансовое обеспечение управления персоналом: бюджетирование деятельности службы управления персоналом

3.7. Финансовое обеспечение управления персоналом: бюджетирование деятельности службы управления персоналом
Бюджетирование – это способ управления финансами организации, заключающийся в построении и исполнении бюджета организации на основе бюджетов отдельных

9.4. Развивающее управление персоналом и систематизация организационных факторов и компетенций менеджеров, способствующих развитию организации и персонала

9.4. Развивающее управление персоналом и систематизация организационных факторов и компетенций менеджеров, способствующих развитию организации и персонала
Рассмотрев различные точки зрения на особенности современного бизнеса в развитых странах и России, условия его

Значение навыков менеджмента в области управления персоналом

Значение навыков менеджмента в области управления персоналом
Исследования последнего десятилетия привели многих специалистов к выводу, что компетентный менеджмент (особенно организационный) является основным условием успеха компании. Подобные исследования

Глава 3 Повседневная деятельность менеджера по управлению персоналом

Глава 3
Повседневная деятельность менеджера по управлению персоналом

Накопление информации о работнике как о деловом партнере

Осознание менеджером своей социальной роли проявляется, в частности, в желании понять особенности подчиненного ему работника как личности и

Миссия, цели, философия, принципы в области управления персоналом. кадровая политика

Миссия, цели, философия, принципы в области управления персоналом. кадровая политика

Смысл существования организации, ее «призвание», устанавливается путем выработки миссии и постановки базовых целей, а также определения средств их достижения. В солидной компании, как

12. Цели системы управления персоналом, этапы организационного проектирования системы управления персоналом

12. Цели системы управления персоналом, этапы организационного проектирования системы управления персоналом
Субъектами управления персоналом выступают лица и подразделения аппарата управления организации, осуществляющие функции управления работниками. Ими являются

Ни один человек
не может быть узким специалистом без
того,

чтобы
не быть идиотом в широком смысле слова.

Узкий специалист
узнает все больше о все меньшем и так
до тех пор,

пока не будет
знать все ни о чем и ничего обо всем.

Бернард Шоу

Подсистема
развития персонала – в системе управления
персоналом – подсистема, отвечающая
за:

— обучение,
переподготовку и повышение квалификации;

— введение в
должность и адаптацию новых работников;

— оценку кандидатов
на вакантную должность;

— текущую периодическую
оценку кадров;

— организацию
рационализаторской и изобретательской
деятельности;

— реализацию деловой
карьеры и служебно-профессионального
продвижения;

— организацию
работы с кадровым резервом.

Система
профессионального развития персонала
– совокупность принципов, правовых
основ, методов, технологий, процедур,
обеспечивающих изменение профессиональных
качеств персонала и структуры его
профессионального опыта.

Развитие персонала
– совокупность организационно-экономических
мероприятий службы управления персоналом
по:

— обучению,
переподготовке и повышению квалификации
персонала;

— организации
изобретательской и рационализаторской
работы;

— профессиональной
адаптации;

— оценке кандидатов
на вакантную должность;

— текущей периодической
оценке кадров;

— планированию
деловой карьеры;

— работе с кадровым
резервом.

Ведущие зарубежные
организации затрачивают на профессиональное
развитие своих сотрудников значительные
средства – от 2 до 10% фонда заработной
платы. Эти затраты являются капиталовложениями
организации в развитие своих сотрудников,
от которых она ожидает отдачи в виде
повышения производительности, т.е.
увеличения вклада каждого сотрудника
в достижение организационных целей.

Помимо непосредственного
влияния на финансовые результаты
компании, капиталовложения в
профессиональное развитие способствуют
созданию благоприятного климата в
организации, повышают мотивацию
сотрудников и их преданность организации,
обеспечивает преемственность в
управлении.

Профессиональное
развитие оказывает положительное
влияние на сотрудников. Повышая
квалификацию и приобретая новые навыки
и знания, они становятся более
конкурентоспособными на рынке труда и
получают дополнительные возможности
для профессионального роста как внутри
своей организации, так и вне ее. Это
особенно важно в современных условиях
быстрого устаревания профессиональных
знаний.

Профессиональное
обучение так же способствует общему
интеллектуальному развитию человека,
расширяет его эрудицию и круг общения,
укрепляет уверенность в себе. Неслучайно
возможность получения профессионального
обучения в собственной компании высоко
ценится работниками и оказывает большое
влияние на принятие ими решения о работе
в той или иной организации. Выигрывает
от внутриорганизационного профессионального
развития и общество в цепом, получая
более квалифицированных членов и более
высокую производительность общественного
труда без дополнительных затрат.

В
условиях, когда физиологические
потребности человека более или менее
удовлетворены, его стремление к развитию,
получению новых знаний, опыта выходит
на первое место. Если мозг человека не
получает новой информации, он деградирует.

Особенности
современного бизнеса, условия его
функционирования в развитых странах и
России, специфика современного работника
и подходы к управлению им, задачи
менеджеров и средства их решения,
обусловили необходимость и своевременность
реализации развивающего подхода к
персоналу, развивающего управления
людьми в организации в интересах самих
людей, образуемых ими групп и организации
в целом.

Развивающее
управление персоналом

(РУП) – это форма реализации системного
подхода к управлению персоналом,
включающая весь комплекс факторов и
методов влияния на развитие и поведение
персонала. Концепция РУП представлена
на рис. 19.

Отношения между
организацией и работниками строятся
на основе взаимной заинтересованности
в развитии друг друга как потребности
и факторе выживания и организации, и
работников.

Персонал организации
в рамках подхода развивающего управления
– это личности, общности (формальные,
неформальные, профессионально-квалификационные,
социальные и другие группы), а также
коллектив компании в целом.

Предметом развития
персонала является трудовой потенциал
– категория, позволяющая описывать
свойства и качества работников с
ориентацией на интересы организации.

Потенциал –
заложенные потенции, расположенность
к эффективному выполнению тех или иных
функций при наличии благоприятных
условий, когда способности и задатки
могут развиться до уровня умений,
навыков.

Потенциал включает
несколько профессиональных и личностных
характеристик работника, состав которых
определяется требованиями трудового
процесса. Параметрическое определение
потенциала можно считать укрупненным
профессиональным и личностным профилем
работника. В этом смысле определение
потенциала работника следует рассматривать
в ряду других профессиографических
методов построения нормативных
(стандартных, желательных) портретов
или профилей успешных сотрудников,
используемых в качестве эталонов для
сравнения с качествами претендентов
на рабочие места, определения видов
обучения, оценки действующих работников.

Рис. 19 – Концепция
развивающего управления персоналом

С точки зрения
концепции развивающего управления
персоналом, целесообразно выделять
следующие элементы трудового потенциала.

1. Профессиональные
знания, умения и навыки, обусловливающие
профессиональную компетентность
(профессионально-квалификационный
потенциал).

2.
Работоспособность, физическое и душевное
здоровье (психофизиологический
потенциал).

3.
Интеллектуальные, познавательные
способности (творческий, креативный,
когнитивный потенциал).

4. Способность к
сотрудничеству, работе в условиях
коллективной организации труда и
взаимодействию с другими членами группы
(коммуникативный потенциал).

5. Ценностно-мотивационная
сфера, направленность, идеалы, мотивы,
мировоззрение, степень моральной чистоты
целей и выбираемых способов их достижения
(идейно-мировоззренческий,
нравственно-мотивационный потенциал).

6. Лидерский
потенциал – способность увлечь за собой
людей, влиять на них.

7. Потенциал развития
– относится ко всем элементам потенциала,
приводит к изменению количества и
весомости одного или нескольких из них
и служит основой развития работника и
повышения его ценности для организации.

8. Административный
потенциал позволяет активно
взаимодействовать не только внутри
группы и организации (коммуникативный
потенциал), но и с внешней средой. Это
деловые и личностные связи и контакты,
расширяющие информационное поле и
возможности задействования ресурсов
для достижения целей. Иногда работников
принимают в организацию только из-за
их связей с нужными организации людьми.

9. Ассертивность
– это способность человека конструктивно
отстаивать свои права, демонстрируя
позитивность и уважение к другим, при
этом принимая ответственность за свое
поведение. Другими словами, ассертивность
– это умение отстаивать свои интересы,
защищать себя, не ущемляя при этом
интересов окружающих. Ассертивность –
это навык, позволяющий людям быть более
уверенными в общении, повышая их шанс
на достижение успеха при любом
взаимодействии с окружающими. Можно
сказать, что ассертивность – это
адекватная оценка обстановки и своего
поведения, это путь к самореализации,
путь саморазвития.

10.
Гибкость – это готовность (не в ущерб
основным принципам) проявлять понимание
ситуации и адаптироваться к ее изменениям.

Состав элементов
трудового потенциала работника
представлен на рис. 20. Полноценное
использование трудового потенциала
способствует развитию работников и
организации, неполное использование
следует считать упущенной организацией
выгодой.

Программа развития
работника – перечень мероприятий,
направленных на:

— получение
работником дополнительных знаний и
навыков в работе;

— совершенствование
его мотивационных устремлений и
личностных качеств;

— карьерные
перемещения работника.

Ключевым моментом
в управлении профессиональным развитием
является определение потребностей
организации в этой области. По существу
речь идет о выявлении несоответствия
между профессиональными знаниями и
навыками, которым должен обладать
персонал организации для реализации
ее целей (сегодня и в будущем) и теми
знаниями и навыками, которыми он обладает
в действительности. Определение
потребностей в профессиональном развитии
отдельного сотрудника требует совместных
усилий службы управления персоналом
(отдела профессионального развития),
самого сотрудника и его руководителя.
Каждая из сторон привносит свое видение
этого вопроса, определяемое ее положением
в организации и ролью в процессе
профессионального развития.

Рис. 20 – Состав
элементов трудового потенциала работника
(рабочей группы)

Для
адекватного определения потребностей
профессионального развития каждая из
участвующих в этом процессе сторон
должна понимать, под воздействием каких
факторов складываются потребности
организации в развитии своего персонала.
Этими факторами являются:

— динамика внешней
среды (потребители, конкуренты, поставщики,
государство);

— развитие техники
и технологи, влекущее за собой появление
новой продукции, услуг и методов
производства;

— изменение стратегии
развития организации;

— создание новой
организационной структуры;

— освоение новых
видов деятельности.

Традиционными
методами определения и регистрации
потребностей в профессиональном развитии
являются аттестация и подготовка
индивидуального плана развития. В ходе
аттестации (или во время специальной
встречи по профессиональному развитию)
сотрудник обсуждает с руководителем
перспективы своего профессионального
развития. Результатом этого обсуждения
становится план индивидуального
развития, который передается в отдел
человеческих ресурсов. Специалисты по
профессиональному развитию оценивают
план с точки зрения его реалистичности,
выполнимости, соответствия потребностям
организации и ее финансовым возможностям,
внося в него необходимые коррективы.
Сведенные воедино планы развития
сотрудников становятся программой
профессионального развития персонала
организации. Эта программа определяет
цели профессионального развития,
средства их достижения и бюджет.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Современный менеджмент состоит из множества деталей, одна из которых – система управления персоналом. Главная ее цель – привлечь отличных специалистов и довести до максимума эффективность команды. Существует несколько способов управлять сотрудниками, и каждый из них подходит для разного типа организаций. В сегодняшней статье расскажем про самые распространенные варианты.

Управление персоналом

Основные концепции управления персоналом

    1. Экономическая концепция. Чаще всего практикуется на предприятиях серийного производства, где не нужна высокая квалификация. Руководство здесь заинтересовано только в полной эксплуатации трудового потенциала своих сотрудников. Их личностные качества на предприятии такого плана не стоят во главе системы управления, сотрудники оцениваются скорее как факторы производства. Все интересы предприятия подчинены одной общей задаче, что подходит к авторитарному стилю управления. От персонала требуется дисциплинированное выполнение конкретной задачи. Если работа сделана — сотрудники получают установленную заработную плату.
    1. Гуманистическая концепция. В фокусе этого подхода находится личность сотрудника, его развитие. Управление персоналом организации с такой концепцией во многом пересекается с азиатской системой управления. Японцы во главу компании ставят сотрудника, который развивается и, вместе с тем, развивает предприятие. Перед тем, как человек получает должность, он проходит психологические тесты, которые показывают его предпочтения и профессиональные качества. Здесь не сотрудник существует для компании, а компания – для сотрудника. В большей степени гуманистическая концепция управления подходит для сферы искусства или предприятий с частыми изменениями в процессе производства, малому бизнесу. Она основана на самоуправлении, отсутствии жестких рамок и стимулировании команды за счет улучшения качества жизни.
    1. Организационно-социальная концепция. Она предполагает эффективное управление ресурсами персонала. Каждый человек в команде рассматривается как невозобновляемый источник, который максимально развит в своей области и предан компании. Для стимулирования сотрудникам создается максимально комфортная среда. Эта концепция управления персоналом направлена на углубление каждой трудовой единицы в свою специфику. Сотрудники непрерывно обучаются, растут в профессиональном и личностном плане. Руководство здесь внимательно не только к трудовым показателям, но и к микроклимату внутри команды. Такая концепция подходит средним и крупным представителям высокотехнологических отраслей (медицинское производство, нефтяная отрасль, производство пищевой продукции и т.д.). На таких предприятиях необходимы узкие специалисты, знания и навыки которых заточены на конкретные области деятельности.
  1. Организационно-административная концепция. Управление персоналом здесь происходит с целью максимально использовать как трудовые, так и личные качества сотрудника. На конкретную должность подбирается конкретный человек с необходимыми качествами. Эта концепция может быть использована на предприятиях, где есть четкая организационная структура. Сотрудник в этом случае воспринимается как элемент в этой структуре, конкретная позиция в штатном расписании.

Управление персоналом

Современный менеджмент все чаще отходит от четких концепций и создает промежуточные варианты. Любые концепции системы управления персоналом могут включать методы управления персоналом, которые изначально в них не были предусмотрены. Система методов управления персоналом разрабатывается, как и соответствующие концепции, HR-менеджером, который определяет наиболее эффективный подход к команде.

Выбор в пользу удаленных сотрудников – давно не редкость в российских компаниях. Это удобно и экономно, ведь вам не нужно тратить средства на лишние кабинеты. Но как управлять этой командой? Узнайте из нашей статьи!

Принципы и методы управления персоналом

1. Первое, что приходит на ум при словах «управление персоналом» – это деньги. Конечно, все не так просто, но экономические методы управления персоналом активно и действенно используются руководством большинства компаний:

    • Заработная плата – самый очевидный способ управлять командой. Стимул к повышению зарплаты или заявленная высокая оплата труда привлекут хороших специалистов;
    • Надбавки – на некоторых позициях необходимы, чтобы привлечь сотрудников. Например, за тяжелый труд, опасные условия труда, сверхурочные и т.п.;
    • Премии – помогают, если нужно получить конкретный результат в конкретный срок;
  • Льготы также станут весомым аргументом при выборе рабочего места. Например, возмещение трат на бензин и телефонную связь, предоставление особых условий для получения кредитов или ипотеки. Все это — выгодные условия труда.

2. Административные методы управления персоналом. Эти способы формируют дисциплину, опираются на чувство долга. Сотрудники подчиняются законам и актам, которые формируются соответствующими органами и руководством компании:

    • Внутренние нормативные документы предприятия: устав, штатное расписание, трудовой договор, должностные инструкции;
    • Различные приказы и распоряжения руководства;
    • Материальная ответственность;
    • Дисциплинарная ответственность – в случае несоблюдения установленных норм сотруднику могут сделать выговор или уволить;
  • Уголовная ответственность.

Управление персоналом

3. Психологические методы управления персоналом. Эти принципы помогают раскрыть и развивать потенциал каждого работника, опираясь на его представления о комфортной работе. Среди подобных методов:

    • комплектование отделов с учетом психологической совместимости сотрудников;
    • работу над комфортным микроклиматом в команде;
    • решение личных конфликтов;
  • оценку мотивации каждого в команде и сопоставление с философией компании.

4. Социальные методы управления персоналом. Эти методы работают вместе с психологическими и также формируют базу HR-менеджмента. С их помощью можно понять место и предназначение человека в команде, определить лидеров, сформировать хорошие отношения в коллективе, мотивировать персонал. Самыми популярными из них можно назвать:

    • социологические опросы;
    • оценку личностных качеств сотрудников;
    • соревнования;
  • неформальные встречи.

Система управления персоналом – обязательный атрибут успешной работы вашей компании. Как бы ни была компьютеризирована деятельность, без участия человека развить дело будет непросто. А максимальный результат от возможностей сотрудников вы получите при грамотном управлении.

О том как создать постоянный поток клиентов в бизнес с помощью социальных сетей и силы интернета мы рассказываем на открытой онлайн-встрече.

Регистрируйтесь здесь чтобы получить дорожную карту развития вашего проекта, которая четко покажет, как прийти к результату.

Автор статьи

Эксперт по предмету «Управление персоналом»

Задать вопрос автору статьи

Основные понятия управление персоналом

Определение 1

Управление персоналом – это система, которая состоит из субъектов, между которыми существуют организационные и управленческие отношения.

Управление персоналом – область практической деятельности, которая направлена на качественную работу персонала.

Персонал предприятия – это основной из видов ресурсов предприятия. Данный вид основан на том, что работник имеет право отказаться от условий труда, на которые его хотят взять, имеет право проходит переаттестацию, определять для себя уровень заработной платы и условия труда.

На протяжении долгого времени существования науки «Управление персоналом» – используется множество определений, терминов, которые показывают участие людей в производстве и реализации своих идей.

Логотип IQutor

Сделаем домашку
с вашим ребенком за 380 ₽

Уделите время себе, а мы сделаем всю домашку с вашим ребенком в режиме online

Развитие менеджмента в прошлом столетии сопровождалось ускорением и изменением общественных взглядов на новизну, определение роли человека в производственном процессе.

От правильно подобранного персонала зависят результаты работы фирмы, предприятия. Достигается это за счет определения сильных и слабых сторон персонала.

Управление персоналом состоит из следующих этапов (см. рис. 1).

Этапы управления персоналом. Автор24 — интернет-биржа заказчиков и авторов

Концепция управления персоналом

Основным ключевым звеном по работе с персоналом является отдел кадров, который выполняет функции по приему на работу и увольнению работников, а так же по профильному обучению и переподготовке кадров.

В последние время, все чаще создаются новые службы по работе с персонал на базе старых служб. Основной задачей, которая стоит перед новыми службами – является реализация кадровой политики по управлению трудовым коллективом и организацией их работы. В связи с этим, они расширяют диапазон своих полномочий и от кадровых вопросов переходят к вопросам, которые касаются стимулирования работы сотрудников, предотвращение конфликтов на работе, мониторинг рынка труда и определенных вакансий.

«Концепция управления персоналом» 👇

Базой для концепции управления персоналом организации является: роль сотрудника, знание его мотивации, умение их формировать и направлять в соответствии с задачами которые ставит перед собой организация.

Управление персоналом в данной ситуации приобретает особую значимость, а именно:

  • адаптация работника к внешним условиям труда;
  • учет личного вложения в работу организации.

Основной целью системы управления персоналом является обеспечение квалифицированными кадрами, профессиональное и социальное развитие.

Концепция управления персоналом основана на определении роли работника, на предприятии.

Основными аспектами концепции, являются:

  • Экономический аспект – основан на технической возможности предприятия.
  • Органический аспект – основан на двух концепциях одновременно. Концепция управления персоналом и концепция управления человеческими ресурсами.
  • Организационный аспект – специфика роботы данного предприятия, определение главной цели в работе.

Принципы концепции управления персоналом

Основными принципами концепции управления трудовыми ресурсами можно назвать:

  • работники получают задания только от одного конкретного лица (начальника);
  • четкое соблюдение управленческой вертикали власти;
  • контроль за количеством работников;
  • баланс между властью и ответственностью работников;
  • контроль за дисциплиной;
  • равенство среди всех сотрудников;
  • материальное поощрение за выпаленную работу.

Методы управления персоналом

  • Административный метод – определение чувства ответственности, стремление сотрудника трудиться именно в этой компании.
  • Экономический метод – методы воздействия на исполнителей с помощью определенного соизмерения затрат.
  • Организационно-распорядительный метод – закрепление конкретных функций за каждым из сотрудников.
  • Социально-психологический метод – мотивация, моральное поощрение.

Находи статьи и создавай свой список литературы по ГОСТу

Поиск по теме

   Элементы трудового потенциала связаны друг с другом. Так, развивая, к примеру, коммуникативный потенциал, вы существенно влияете и на свой лидерский потенциал, на ассертивность, на нравственно-мотивационный потенциал, административный потенциал, а если вы руководитель, то и на профессионально – квалификационный потенциал.

2.2. Анализ кадрового потенциала организации

   Цель анализа: определить текущую и / или перспективную, т. е. стратегическую обеспеченность организации рабочей силой (человеческими ресурсами, персоналом).
   Понятие потенциала работника и группы и их компоненты мы рассмотрели выше. Кадровый потенциал организации должен анализироваться с целью установления степени обеспеченности кадрами текущих и перспективных задач организации, оценки адекватности персонала стоящим перед фирмой задачам и возможностями обеспечения перспектив развития. Исходя из этого, критерии оценки кадрового потенциала и показатели, по которым осуществляется анализ, различны: с точки зрения текущих задач персонал может быть адекватным, с точки зрения перспективы – не соответствовать новому видению организации. Так, Ли Якокка за три года вынужден был уволить 33 из 35 высших менеджеров компании Chrysler, поскольку, по его мнению и мнению профессиональных экспертов – психологов, они не соответствовали новому образу фирмы, новым условиям организации труда и управления. При этом в расчет брались и опыт предыдущей работы человека, и его потенциал в части приобретения новых навыков организации работы и руководства [16].
   Кадровый потенциал организации должен рассматриваться как общий уровень кадрового обеспечения возможностей существования и развития организации. Если по каждому направлению деятельности организации есть ключевой специалист, а групповой потенциал его команды позволяет надеяться на благополучное решение предстоящих проблем, это означает, что кадровый потенциал достаточен. Недостаток уровня существенных для успеха качеств у персонала хотя бы на одном направлении ставит под сомнение возможность достижения успеха всей организации. Потенциал каждого работника и группы уникален, поэтому анализ должен носить индивидуальный характер, с учетом специфики стоящих перед исполнителями задач и вытекающих из этого требований. В потенциал организации включаются в качестве компонентов потенциалы ключевых специалистов, руководителей, групп и коммуникативный потенциал, связанный с межгрупповым взаимодействием. Наличие возможно более объективных критериев для оценки адекватности персонала задачам организации – непременное условие анализа кадрового потенциала, в противном случае он теряет целесообразность, переходит на рельсы «учета ради учета».
   По существу, анализ кадрового потенциала – постоянная задача службы управления персоналом. Этот процесс неизбежен на стадии разработки стратегии, бизнес-плана, в случае принятия решений, связанных с изменениями в бизнесе, структуры организации.
   К примеру, инновационная стратегия организации требует особого внимания к творческому потенциалу работников (собственно, творческий потенциал требуется при реализации любой стратегии, поскольку способность к постоянному развитию, улучшению на каждом рабочем месте рассматривается сейчас как основное конкурентное преимущество организации). Отсюда возникает задача выявления творческого потенциала каждого работника, формирования проектных команд, перехода к принципам обучающейся организации или к развивающему управлению персоналом.
   В свою очередь, работа в команде требует компетентного ролевого распределения и полноты представленности ролей, развитых коммуникативных навыков у работников, ориентации на сотрудничество, и работа на этом уровне также должна быть включена в программу реализации стратегии. Может потребоваться и обучение персонала, повышение его квалификации, пер еквалификация.
   В подобных случаях определяются требования к работникам, способным обеспечить реализацию стратегии (осуществляется прогностический анализ содержания труда, прогностическая профессиография по всем или хотя бы по ключевым рабочим местам), и эти требования сравниваются с качествами работников, занимающих сейчас эти рабочие места. Разрабатывается подпрограмма обеспечения стратегии развития организации рабочей силой всех уровней и необходимых качеств.
   Конечно, поиск рабочей силы для реализации стратегии не следует ограничивать рамками «работник на данном рабочем месте: соответствие перспективным требованиям по данному рабочему месту», поскольку даже внутренний рынок труда может предложить рабочую силу, более готовую к исполнению перспективных требований, но занимающую иные рабочие места, или сильно мотивированную к развитию. В случае невозможности удовлетворить потребности развития за счет собственного рынка труда необходим анализ потенциала внешнего рынка труда. При этом может оказаться, что на нем нет и не предвидится появление рабочей силы с нужными качествами, и такое положение дел может привести к пересмотру стратегии развития в сторону ее большей реалистичности в части трудового потенциала.
   Наиболее полную картину состояния персонала дают периодические аттестации, методология проведения которых направлена на определение потенциала каждого работника, а общие результаты позволяют сделать любые разрезы для получения обоснованных выводов о состоянии и перспективах кадрового обеспечения деятельности фирмы. Напомним, что в процессе аттестации определяются такие качества работника, как профессионально-квалификационный уровень, деловые качества, сложность выполняемой работы и конкретно достигнутые результаты. Каждый показатель представляет собой многофакторную оценку качества и рассчитывается на основе объективных и полученных экспертным методом параметров [17]. Об организации аттестации персонала предприятия мы расскажем в соответствующем разделе.
   В контексте анализа трудового (кадрового) потенциала нас должен интересовать ответ на вопрос: способен ли имеющийся персонал организации обеспечить потребности ее развития, определяемые текущими и стратегическими планами?
   Естественно, сначала определяются стратегия развития, стратегические потребности в персонале, затем потребности сравниваются с текущими качествами персонала. Поэтому нужно сравнение характеристик, качеств работников (профессионально-квалификационных, личностных), имеющихся у работников и требующихся для достижения перспективных целей. По параметрированным и персонифицированным расхождениям выносятся решения: о степени расхождения и возможностях и путях уменьшения расхождений, об источниках удовлетворения потребности (может оказаться, что частично персонал есть, что есть работники, которых можно переместить, разработав и реализовав программы перемещений, карьерного развития, кадрового резерва, обучения, переквалификации, формирования кадрового резерва). Возможно, необходимые работники присутствуют на рынке труда (местном, федеральном, мировом), и их следует привлечь, отобрать, нанять. Может оказаться, что реализация этих вариантов окажется слишком затратным делом либо источники получения рабочей силы с нужными компетенциями неизвестны, тогда придется корректировать стратегию развития компании. Как уже говорилось, разные виды стратегии развития компании требуют разной кадровой стратегии. Стратегией развития организации могут быть такие варианты: реорганизация, реструктуризация, развитие на домашнем рынке, экспансия в другие страны, рост или стабилизация, диверсификация, концентрация, ценовая конкуренция, слияние, поглощение и т. п. Состав параметров работников можно рассматривать в осях элементов трудового потенциала.
   Смысл и цели анализа трудового потенциала организации поясняются на рис. 2.2.

    

Рис. 2.2. Планирование потребности в человеческих ресурсах [18] (смысл анализа персонала организации)

2.3. Понятие компетентности и компетенции. Типичные аспекты компетентности менеджера

   На сущность, понятие и структуру явлений «компетенция» и «компетентность» так же, как и на понятие «команда», есть несколько точек зрения. Приведем вполне приемлемое, на наш взгляд, определение компетенций:
   «Компетенции – это способности работника (профессионально-квалификационные, нравственно-мотивационные, физические и психические качества, творческий потенциал, коммуникативный потенциал, лидерский потенциал, гибкость, ассертивность, способность к развитию) выполнять работу в соответствии с требованиями должности, а требования должности – задачи и стандарты их выполнения, принятые в данной организации или отрасли. Рабочая среда формирует требования должности: требования к знаниям и опыту, стандарты исполнения, критерии успешности, образцы поведения, навыки выполнения операций, а работник обладает компетенциями: знаниями о…, умениями делать конкретные вещи, физическими данными, позволяющими… психологическими особенностями, позволяющими.» [19] В данном определении нами расширено понятие, приведенное в указанном источнике.
   Полагаем, что достаточно точным будет такое понятие компетентности: компетентность – это совокупность (система) компетенций, аналог высокой квалификации, т. е. способность применить компетенции таким образом, чтобы выполнить работу на высоком уровне, достичь высших результатов.
   Американские специалисты по труду, как правило, сторонники «личностного» подхода, традиционно ограничивают объем понятия компетенции либо качествами личности, либо знаниями, умениями, способностями, и используют аббревиатуру KSAO:
   • Знания (knowledge).
   • Умения (skills).
   • Способности (abilities).
   • Иные характеристики (others) (используются для обозначения физического состояния, поведения и т. п.) [20].
   В 1996 г. журнал «Competency» сообщил, что в результате исследований ста двадцати шести организаций было выявлено десять самых широко распространенных направлений поведения:
   • Коммуникации.
   • Ориентация на достижение / результат.
   • Концентрация на потребителе.
   • Работа в команде.
   • Лидерство.
   • Планирование и организация.
   • Коммерческая / деловая осведомленность.
   • Гибкость / адаптивность.
   • Развитие других (и себя).
   • Решение проблем.
   Кроме того, типичными были: аналитические способности (постановка диагноза неблагополучия в организации), достижение результатов, настойчивость, эрудиция, навыки планирования и организации и стратегические способности [21].
   Приведем из другого источника наиболее часто упоминаемые сейчас навыки эффективных менеджеров [22]:
   1. Вербальная коммуникация (включая умение устно и письменно выражать свои мысли и слушать других).
   2. Умение управлять временем и стрессом.
   3. Способность принимать решения.
   4. Выявление, определение и разрешение проблем.
   5. Стимулирование и влияние на других лиц.
   6. Делегирование полномочий.
   7. Постановка целей и формулировка видения будущего организации.
   8. Самоанализ.
   9. Создание команды.
   10. Управление конфликтами.
   Создание команды, работа в команде признается важнейшей системой компетенций современного менеджера. Простой анализ этого перечня говорит о преобладании в составе профессионализма менеджера навыков управления персоналом, а в составе методов управления персоналом – психологических методов. Очевидно также, что успешный менеджер связывает развитие организации с развитием персонала.
   В этой связи уместно упомянуть о качествах и навыках менеджеров, объединяемых понятием эмоциональный интеллект (emotional intelligence).
   Американский ученый Д. Гоулмен использует концепцию эмоциональных способностей, или эмоционального интеллекта, для определения группы навыков, близких по смыслу таким понятиям, как «коммуникативная компетентность» и «социальная компетентность». Эмоциональный интеллект (выражаемый через EQ – коэффициент эмоционального развития), согласно Гоулмену, представлен способностями к:
   • самоосознанию;
   • саморегуляции или самоконтролю;
   • стимулированию других;
   • сопереживанию чужим эмоциональным и поведенческим проявлениям (эмпатии);
   • продуктивному общению, или приобретению и эффективному использованию коммуникативных навыков. (Коммуникабельность есть элемент трудового и человеческого потенциала, представляющий собой способность работать в группе: общаться (грамотно и эффективно использовать все доступные средства коммуникации), слушать, слышать, наблюдать, обобщать, систематизировать и т. п., обладать перцептивными, коммуникативными и интерактивными знаниями и навыками.)
   В отличие от когнитивного интеллекта, или коэффициента интеллекта (IQ), который в течение жизни данного индивида не претерпевает особых изменений, эмоциональные способности могут развиваться и совершенствоваться. На деле, как показали результаты ряда исследований, успех организационной деятельности во многом зависит именно от этих эмоциональных способностей менеджеров [23].
   Сорокалетние исследования, проводившиеся в Калифорнийском университете (Беркли), показали, что успех в той или в иной сфере деятельности, включая фундаментальную науку, зависит, прежде всего, от EQ, причем степень его влияния на успех вчетверо превышала влияние уровня IQ. Всемирные же исследования показали, что при найме новых сотрудников компании в 67 % случаев считали самым желательным их качеством именно наличие высоких EQ. При исследовании двух групп сотрудников консалтинговой компании, которые имели высокие и средние EQ, оказалось, что 41 % представителей первой группы за два года сумел добиться существенного продвижения по службе, в то время как для второй группы этот же показатель составил всего 10 %. Помимо прочего, сотрудники с высоким EQ принесли своей компании в два раза большую прибыль, чем сотрудники с низким EQ. Вывод совершенно ясен.

2.4. Концепция «Развивающее управление персоналом». Систематизация компетенций менеджера в области управления персоналом

   Рассмотрев современные точки зрения на особенности современного бизнеса в развитых странах и России, на условия его функционирования, на специфику современного работника и подходы к управлению им, на задачи менеджеров и средства их решения, мы считаем правомерным упомянуть о необходимости и своевременности реализовывать развивающий подход к персоналу, рассматривать и осуществлять развивающее управление людьми в организации в интересах самих людей, образуемых ими групп и организации в целом. В работе мы раскрываем потенциал такого подхода и возможности его реализации.
   Развивающее управление персоналом – это форма реализации системного подхода к управлению персоналом, основывающаяся на интеграции системы управления организацией и системы управления персоналом, включающая весь комплекс факторов и методов влияния на развитие и поведение персонала; построение отношений между организацией, представляющими ее менеджерами и работниками, базируется на основе взаимной заинтересованности в развитии друг друга как потребности и факторе выживаемости и организации, и работников, а также на основе стремления к созданию условий, обеспечивающих развитие.
   Напомним, что развитие является и свойством, и характеристикой, и потребностью любой живой системы: оно и внутренне присуще ей, и является филогенетическим законом. В рамках развивающего управления персоналом появляется возможность интегрировать средовый, функциональный и индивидуальный подходы к управлению людьми в организации.
   Естественно предположить, что в основе этого подхода лежит восприятие людей и групп в организации как сложных и больших систем, обладающих всеми присущими системам свойствами (см. системный подход и свойства систем), поведение которых должно рассматриваться в динамике, как непрерывный процесс развития, имеющий место в сложных ситуациях внешней среды, воспринимаемых и интерпретируемых субъективно (см. ситуативный подход). Персонал организации в рамках подхода «развивающее управление персоналом» – это личности, общности (формальные и неформальные группы, профессионально-квалификационные, социальные и другие группы), а также весь коллектив организации в целом.
   Объект влияния, или управления, двойствен: он имеет все признаки субъекта, активен, инициативен, и зачастую неясно, кто кем управляет на самом деле: менеджер своей группой и подчиненным или наоборот. Мы вынуждены говорить о персонале как об «объект-субъектном» явлении.
   Понимание сути, специфики, закономерностей, причин поведения и поступков объект-субъектов управления является основой взаимопонимания, необходимого условия эффективного управления и сотрудничества. В свою очередь, понимание требует знаний, навыков и владения методами из области психологии, социологии, социальной психологии, педагогики, менеджмента, организационного поведения, управления персоналом, причем эти знания и навыки также необходимо постоянно развивать, совершенствовать.
   В отличие от популярной концепции развития человеческих ресурсов (получившей яркое воплощение в Японии, а затем и во всех развитых странах), базирующейся на таких условиях трудовой жизни, как пожизненный наем, оплата труда за стаж и возраст и наличие внутрифирменных профсоюзов, концепция развивающего управления персоналом исходит из специфики современных мировых тенденций в развитии мирового хозяйства и связана с пониманием системности субъектов управления, многообразия как факторов внешней среды, так и субъектов управления, и интеграции на основе такого понимания всех известных на настоящий момент факторов средового, функционального, индивидуального характера, влияющих на трудовое поведение персонала.
   Факторная операционализация развивающего управления персоналом представляется следующим образом (рис. 2.3).

    

Рис. 2.3. Схема концепции развивающего управления персоналом

2.5. Компетенции специалиста по персоналу: тактический уровень [24]

   А. Общие профессиональные знания, умения, навыки.
   1. Мышление.
   • Способность разрабатывать алгоритмы реализации поставленных задач.
   • Умение мыслить системно и целостно.
   • Умение выбирать направление деятельности исходя из уровня компетентности и задач компании, видеть задачу целиком, систематизировать информацию для достижения поставленной цели; ориентированность на результат.
   • Способность систематизировать задачи и подходы.

    2. Управление.
   Умение анализировать ситуацию и выявлять проблемы.
   • Умение принимать управленческие решения.
   • Умение ставить цели.
   • Навыки планирования.
   • Умение эффективно распределять ресурсы.
   • Навыки организации и координации взаимодействия между людьми.
   • Умение формулировать критерии оценки процессов и ресурсов.
   • Умение выявлять явные и скрытые мотивы, мотивировать других.
   • Умение эффективно поощрять и критиковать других людей.
   • Умение делегировать полномочия.
   • Способность отстаивать собственное мнение.
   • Навыки осуществления контроля и оценки эффективности деятельности других.
   • Способность нести ответственность за принятие и реализацию решений.

    3. Коммуникации.
   Умение устанавливать контакт с собеседником.
   • Умение слушать, вести беседу.
   • Навыки разрешения конфликтов; умение строить конструктивный конфликт.
   • Умение отстаивать свою точку зрения, не разрушая отношений.
   • Навыки презентации, навыки публичных выступлений.
   • Умение проводить совещания: выбирать тему, формировать регламент, анализировать проблемное поле, информировать других, принимать совместные решения.
   • Умение эффективно вести процесс переговоров; умение определять интересы участников переговоров.
   • Умение противостоять манипуляциям.
   • Умение консультировать по вопросам профессиональной деятельности, трудовых и межличностных отношений.
   • Навыки организации конструктивной обратной связи.

    4. Самоорганизация и саморазвитие.
   Умение расставлять приоритеты, ставить личные цели.
   • Умение планировать время.
   • Умение выбирать наиболее эффективные методы развития исходя из ситуации и задач.
   • Умение контролировать свои эмоции.
   • Умение конструктивно реагировать на критику в свой адрес.
   • Способность учиться на собственном опыте и опыте других.
   • Способность транслировать знания и навыки, умение обучать.
   • Навыки наставничества, способность вдохновлять других на развитие.
   • Умение без предубеждения воспринимать разнообразные идеи, позиции, предложения.
   • Стремление повышать уровень профессиональной компетентности в соответствии с развитием технологий кадрового менеджмента и смежных областей теории и практики.

    5. Сотрудничество.
   • Умение создать команду, организовывать и поддерживать конструктивную работу в ней.
   • Умение строить конструктивные взаимоотношения.
   • Умение вырабатывать совместные правила взаимодействия, следовать им и побуждать к этому окружающих.
   • Умение прислушиваться к мнению окружающих.
   • Умение работать на общий результат.
   • Умение формировать и поддерживать климат сотрудничества.
   • Умение корректировать нежелательное поведение членов команды.
   6. Работа с информацией.
   Умение без искажений воспринимать и передавать информацию.
   • Умение выделять ключевую информацию.
   • Умение анализировать большой объем информации, расставлять приоритеты, обращать внимание на детали.
   • Умение структурировать информацию.
   • Умение разрабатывать формы внутренней документации компании.
   • Умение делать выводы на основе полученной информации.
   • Навыки создания системы проверки информации на достоверность и достаточность.
   • Умение использовать в работе с информацией средства офисного технического оснащения и автоматизации.
   7. Профессиональная этика.
   • Следование принципам социальной ответственности перед компанией, государством, обществом в целом.
   • Применение практики работы с персоналом, исключающей все виды дискриминации.
   • Обеспечение равных возможностей для развития, профессионального роста и продвижения по карьерной лестнице всех категорий персонала компании, руководствуясь целями компании.
   • Следование принципам уважения человеческого достоинства, честность, открытость, справедливость, порядочность, доброжелательность, терпимость.
   • Стремление к достижению стратегических целей компании и ответственность за качество и результаты своей работы.
   • Навыки формирования и развития социально-психологического климата в компании, корпоративной культуры.
   • Соблюдение норм и правил делового этикета.
   • Умение контролировать исполнение правил делового этикета.
   Б. Специальные профессиональные знания, умения, навыки.
   1. Организационное развитие.
   • Умеет разрабатывать кадровую и управленческую документацию.
   • Владеет навыками бюджетирования затрат на персонал.
   • Умеет оптимизировать документооборот и схемы взаимодействия между подразделениями.
   • Знает и владеет методами расчетов численности и профессионального состава персонала.
   • Знает технологии управления изменениями и разработки сопровождающей их внутренней документации.
   • Знает все кадровые процедуры в компании.
   • Умеет адаптировать и внедрять новые технологии и инструменты управления персоналом.
   • Знает методы описания функционала сотрудников и подразделений разного уровня (карты компетенций, должностные инструкции и т. д.).

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Кредит для ип на развитие бизнеса под минимальный процент втб
  • Крематорий как бизнес идея для начинающих окупаемость проекта
  • Кронштейн для противотуманных фар газель бизнес своими руками
  • Круглосуточная стоматология в наро фоминске адрес часы работы
  • Крымская водная компания лицевой счет абонента личный кабинет