Кому принадлежит строительная компания самолет на самом деле

Создатели девелопера «Самолет» смогли найти общий язык с главными российскими лендлордами, собрали крупнейший земельный банк и провели первое за девять лет IPO строительной компании

На свое 60-летие весной 2010 года певица Алла Пугачева могла получить по-настоящему дорогой подарок. На Васильевском острове в Санкт-Петербурге планировали заложить фундамент концертного зала имени народной артистки СССР, увенчанного аркой в форме буквы «П», где разместились бы офисы и вип-апартаменты. Помочь с финансированием проекта стоимостью около $100 млн в январе 2009 года взялся хороший знакомый Пугачевой, совладелец группы «Русское море» Максим Воробьев. В проект он пригласил своего младшего партнера по «Русскому морю» малоизвестного бизнесмена Михаила Кенина.

Театр Аллы Пугачевой так и остался на бумаге, и через какое-то время Воробьев и Кенин вышли из проекта. Зато из их партнерства вырос один из крупнейших российских девелоперов — группа «Самолет». Начав в 2014 году, за шесть неполных лет «Самолет» занял восьмое место по размеру выручки среди строителей массового жилья в России. В октябре группа стала первой за последние девять лет строительной компанией, которая провела IPO на Московской бирже. Инвесторы оценили ее в 57 млрд рублей.

В «Самолете» уже Максим Воробьев примерил роль младшего партнера — ему принадлежит миноритарная доля лишь в одной из структур девелопера. Кенин владеет 37,5% акций всей группы — основатель компании сохраняет таинственность и не дает интервью. Для этой статьи встретиться с Forbes согласился гендиректор «Самолета» Антон Елистратов.

Фамилия Воробьева не раз служила поводом для разговоров о том, что за стремительным взлетом «Самолета» стоит административный ресурс. Брат Максима Воробьева Андрей — видный «единорос», с 2012 года губернатор Московской области, а отец Юрий — давний соратник и близкий друг нынешнего министра обороны и бывшего главы МЧС Сергея Шойгу. У самой компании другая версия объяснения причин собственного успеха.

Гендиректор «Самолета» Антон Елистратов

Гендиректор «Самолета» Антон Елистратов·Пресс-служба группы компаний «Самолет»

Рублевские корни

Сергей Шойгу и Юрий Воробьев не только давние товарищи, но и соседи по Рублевке. Их дачи расположены на смежных участках с живописным видом на Москву-реку, по выходным здесь могут собираться обе семьи. Незадолго до кризиса 2008 года родственники Шойгу и Воробьева были вовлечены в несколько девелоперских проектов на Рублевке. Например, компания жены Юрия Воробьева Людмилы была в числе соучредителей в компании «Раздоры Сити», она собиралась строить элитный коттеджный поселок вместе с главными рублевскими латифундистами — сооснователями «Вимм-Билль-Данна» , ым и Тимофеем Клиновским. Еще одним соучредителем в этой компании был Михаил Кенин. Из-за кризиса проект заморозили.

Михаил Кенин не стал отвечать на вопрос Forbes о том, как он пришел в бизнес и познакомился с Воробьевым. Знакомый Кенина характеризует его как бизнесмена с хорошей деловой хваткой и большим количеством проектов, в том числе инвестициями в ресторанный бизнес и торговые центры в Европе.

В 2007 году Кенин и Максим Воробьев решили попробовать свои силы в крупном девелоперском бизнесе и стали миноритариями с долей 25% в только что учрежденной компании «Главстрой-СПб». Это была одна из «дочек» строительного холдинга «Главстрой» миллиардера с амбициозными планами в северной столице, где компания скупила большой земельный банк на окраине города и объявила о проектах на 6 млн кв. м. Еще одним крупным проектом Кенина и Воробьева в Санкт-Петербурге стала компания «СПб-Реновация» — в 2010 году эта компания выиграла конкурс на право реконструировать 22 квартала в девяти районах Петербурга.

В «Главстрой-СПб» Кенин и Воробьев познакомились с ее гендиректором Игорем Евтушевским, который также руководил олимпийскими стройками Дерипаски в Сочи. В кризис «Главстрой-СПб» столкнулся с типичными для всех строителей проблемами — продажи встали, банки требовали выплат по многомиллиардным кредитам. В 2019 году Евтушевский рассказывал Forbes, что компания умудрялась строить быстрее и дешевле конкурентов: «В среднем в Петербурге все компании строили за 3–3,5 года, мы — за 1,5, причем с отделкой, и заселяли. Средняя цена жилья экономкласса на рынке тогда составляла 72 000 рублей за кв. м, мы начинали продавать метр за 49 900 рублей».

Генеральный директор «РогСибАл» Игорь Евтушевский и президент ГК «Олимпстрой» Сергей Гапликов (слева направо) на церемонии закладки первого камня Основной Олимпийской деревни.

Генеральный директор «РогСибАл» Игорь Евтушевский и президент ГК «Олимпстрой» Сергей Гапликов (слева направо) на церемонии закладки первого камня Основной Олимпийской деревни. ·Фото Виктора Клюшкина·ТАСС

Менеджерские качества Евтушевского оценил и Кенин и в 2012 году предложил ему создать собственную девелоперскую компанию. Евтушевский согласился и забрал с собой часть команды из «Главстрой-СПб». Свою роль сыграло и то, что Дерипаска хотел видеть в питерской компании как можно больше своих менеджеров, люди Кенина и Воробьева все-таки были для него чужими, рассказывал Forbes бывший менеджер «Главстроя». Новую компанию назвали «Самолет» — так назывался боулинг-центр, которым Евтушевский управлял в начале 2000-х, а также дореволюционная пароходная компания в Поволжье, где он вырос.

Знакомые Евтушевского хорошо отзываются о нем. «Хороший, умный мужик, — говорит бывший коллега Евтушевского по «Главстрою». — Думающий, целеустремленный». «Игорь Евтушевский — крутой человек, энергичный, прагматичный, эффективный, во многом его качества нашли отражение в компании», — говорит Антон Елистратов, сменивший Евтушевского на посту гендиректора «Самолета» в 2019 году.

Возглавив «Самолет», Евтушевский получил в группе компаний миноритарную долю в 7%. А основными акционерами стали Кенин и бизнесмен Павел Голубков. В первом доступном отчете девелопера за третий квартал 2016 года говорится, что Кенину и компании Optimus Prime Голубкова принадлежало по 44% в «Самолете». В своих интервью Евтушевский описывал Голубкова как непубличного бизнесмена с интересами в стройке и лизинге. Голубков не чужд бизнес-проектам с рублевской землей, он совладелец и глава компании «Остров». Партнеры Голубкова в этой компании — дети Тимофея Клиновского и Гавриила Юшваева Тимур и Илья. Кенин и Голубков на первом этапе выступили основными инвесторами «Самолета», говорит Елистратов. По его словам, речь идет о десятках миллионов евро.

Джентльменский клуб

Антон Елистратов говорит, что имел отношение к «Самолету» еще на этапе его создания. В 2011 году он в возрасте 30 лет ушел из канадской юрфирмы Macleod Dixon, где был одним из партнеров и занимался M&A-сделками в горной добыче и нефтянке. Елистратов устроился в небольшую московскую консалтинговую компанию Leanvest, среди клиентов которой были Максим Воробьев, Михаил Кенин и Павел Голубков. Через несколько лет они перешли уже в собственную компанию Елистратова CFC Management, которая оказывала инвестиционные консультации для десятка клиентов. Елистратов входил в советы директоров «Главстрой-СПб» и «СПб Реновации», а в 2012 году обсуждал с Кениным и Евтушевским, есть ли на строительном рынке место для нового большого девелопера. Когда «Самолет» запускал свои первые проекты, Елистратову предложили стать независимым директором в компании.

Елистратов говорит, что партнеры сразу решили строить компанию с крупным земельным банком, но четко понимали — все истории неуспеха в недвижимости связаны с большим долгом. Вместо того чтобы идти в банки, создатели «Самолета» обратились к крупнейшими лендлордам Подмосковья.

Фото Дмитрия Яговкина для Forbes

Первым партнером стала группа «Абсолют» . В 2014 году «Самолет» начал возводить на 133 га его земли в Люберцах жилой комплекс площадью 811 344 кв. м. Все земли полностью принадлежат компании «Самолет Девелопмент», а за «Абсолютом» закреплено право на 26% квартир в комплексе. В большинстве других проектов лендлорды передавали земли компании-застройщику из группы «Самолет», получая взамен долю до 49%. В орбиту начинающего девелопера попали и бывшие партнеры Светакова — экс-депутат Госдумы Дмитрий Саблин и владелец группы RDI Дмитрий Аксенов. В начале 2000-х Светаков, Саблин и Аксенов не без поддержки подмосковного губернатора Бориса Громова и организации «Боевое братство», объединившей ветеранов афганской и чеченских войн, стали владельцами больших участков земли в регионе, а затем разделили бизнес. На землях Саблина рядом с аэропортом Домодедово «Самолет» запустил свой крупнейший проект — «Пригород Лесное» на почти 2,5 млн кв. м недвижимости.

Среди партнеров «Самолета» — миллиардеры и . Есть и менее громкие имена, например партнерами в проекте под деревней Ерино в новой Москве выступают бывшие топ-менеджеры «Газпрома» Богдан Будзуляк и Петр Родионов.

«Самолет» не новатор, еще до появления компании на рынке группа «Абсолют» привлекала девелоперов, например ФСК и МИЦ, для совместных проектов на своих землях. Весь фокус в масштабе. Земельный банк «Самолета» оценивается в 15 млн кв. м, он крупнейший в отрасли. И лишь за малую часть этих земель компания заплатила деньги. Например, в 13 млрд рублей, как писали «Ведомости», обошлись земли семейства Клиновских в Красногорском районе и у деревни Томилино.

Переговоры с лендлордами — важная часть работы, объясняет Елистратов, с кем-то они могут длиться годами. По его словам, у собственников земель, собравших их в 1990-х и 2000-х, не такой уж большой выбор. «Есть четыре варианта: продать, самостоятельно заняться девелопментом, сидеть и ждать или пойти в совместный проект с нами, — рассуждает Елистратов. — Самостоятельно работать на земле многие не хотят из-за низкой маржи. Продать тоже непросто — инвесторы не готовы много платить за землю, потому что оценивают ее с точки зрения будущих денежных потоков. Мы можем заплатить за землю условные 100-200 млн рублей, а можем стать партнерами и в будущем превратить этот неликвидный актив в кеш-машину. Никто из наших партнеров не бросался к нам в объятия. Но мы объясняем и рано или поздно находим общий язык».

Поверившие «Самолету» бизнесмены не прогадали. С 2015 до 2018 года компания увеличила продажи почти в два раза, до 42,4 млрд рублей. Земля — важный ресурс, объясняет бывший топ-менеджер нескольких федеральных строительных компаний. То, что «Самолет» получал земли на безденежной основе, позволило ему существенно сэкономить и снизить себестоимость в проектах. Стартовые цены в объектах «Самолета» в 2014-2015 годах были существенно ниже рынка, признает руководитель аналитического центра ЦИАН Алексей Попов: «При старте продаж в ЖК «Люберцы 2015» цены на котловане составляли около 70 000 рублей за кв. м. В тот период средние цены по рынку новостроек ближнего Подмосковья составляли около 93 000 рублей». Впрочем, в последующие годы и в следующих проектах уже не было такой разницы цен, отмечает Попов, называя шоково низкие цены в первом ЖК маркетинговым ходом. По данным руководителя проекта Dataflat.ru Александра Пыпина, начиная с 2015 года цены «Самолета» стабильно превышали средние по Московской области.

Создатели «Самолета» проявили себя талантливыми финансистами и умелыми переговорщиками? Не только. Стратегия компании не раз совпадала с государственной логикой.

Фото Дмитрия Яговкина для Forbes

Достойный застройщик

В мае 2009 года бизнесмен Николай Карасев покинул здание Басманного суда и отправился отбывать десятилетний срок в колонии строгого режима. В начале 2000-х Карасев создал компанию «Социальная инициатива», которая планировала строить дома по всей европейской части России. Но существенная часть денег, полученных от дольщиков, оседала на счетах семьи Карасева и его менеджеров, шла на покупку машин и земельных участков. В 2006 году Карасева арестовали, у обанкротившейся «Социальной инициативы» осталось более 5000 обманутых дольщиков от Ленобласти до Краснодара. Решать их проблемы довелось и «Самолету» — одним из первых проектов группы стал многоэтажный дом в поселке Октябрьский под Люберцами, куда заселились бывшие клиенты «Социальной инициативы».

Елистратов вспоминает, что, когда «Самолет» только выходил на рынок, многие коллеги по отрасли утверждали, что конкуренция слишком высока, а работа за МКАД сулит низкую маржу — нужно подводить коммуникации и вкладываться в социальную инфраструктуру. «На самом деле конкуренция была невысока, — говорит Елистратов. — Мы конкурировали в наших локациях с людьми, которые демпинговали в надежде собрать деньги на следующий кредитный платеж. Они уже понимали, что ничего не достроят и не заработают. Это уже была борьба за выживание».

Перелом произошел в 2018 году, когда президент Владимир Путин подписал закон, ограничивший застройщикам доступ к деньгам, полученным по договорам долевого строительства. С 1 июля 2019 года деньги начали переводить на специальные эскроу-счета в банках — доступ к ним девелоперы получают, только когда первый дольщик вступит в право собственности на квартиру в построенном доме.

Елистратов говорит, что об этом законе в «Самолете» узнали из прессы. «Государство решало проблемы не конкретных девелоперов, а задачу обеления рынка и проблему дефицита качественного жилья на рынке», — говорит он, но признает, что изменения в регулировании подтвердили — основатели «Самолета» выбрали правильную стратегию: «Вся «шелуха», с которой мы конкурировали в своих проектах, начала уходить с рынка. Некачественное рыночное предложение начало драматически падать». Теперь, утверждает Елистратов, маржинальность в проектах мини-городов «Самолета» не хуже, чем в центре Москвы. «Много лет про нас говорили: «Эти ребята будут работать с низкой маржой, они не заработают». Теперь все обратили внимание на большие проекты за МКАД. Но собрать второй такой земельный банк, как у нас, нельзя. Эту историю успеха не повторить», — уверен Елистратов.

После IPO гендиректор девелопера «Самолет» стал кандидатом в рейтинг директоров-капиталистов

В этой истории успеха есть и другая важная дата. В конце 2012 года Андрей Воробьев возглавил Московскую область, сменив недолго занимавшего должность Сергея Шойгу. Исполняющий обязанности губернатора (главой области он стал после выборов осенью 2013 года) энергично взялся за проблему обманутых дольщиков. Весной 2013 года Воробьев анонсировал создание Градостроительного совета, который будет курировать ключевые вопросы в строительной сфере. «Начиная с 2012 года в Подмосковье существенно ужесточились разрешительные процедуры в строительной сфере, — вспоминает собеседник Forbes, работавший тогда в федеральной строительной компании. — Большая часть полномочий была сосредоточена в руках подмосковных властей, а не муниципалитетов, как прежде». Это было благое решение, соглашается собеседник Forbes: «До этого можно было получить разрешение на строительство многоэтажки в чистом поле, договорившись с условным сельсоветом. Отсюда — многочисленные проблемы с дольщиками, на рынок приходили люди, которые легко получали разрешения и ввязывались в высокорискованные проекты». Андрей Воробьев оценивал число обманутых дольщиков, появившихся в Подмосковье в 2000-2015 годах, в 104 000 человек.

Фото Дмитрия Яговкина для Forbes

Но у решения подмосковных властей была и обратная сторона. «Посмотрите, с кем «Самолет» начинал свои проекты. Тот же «Абсолют» — профессиональный застройщик. Зачем им «Самолет»? — усмехается бывший топ-менеджер крупной девелоперской компании. — Пока в Подмосковье менялись правила игры, фактически все проекты были поставлены на «стоп». Когда мы приносили проекты в подмосковную администрацию, нам говорили: «Не нужны здесь ваши «человейники», вы их построите, а нам потом решать проблемы». В итоге очень многие застройщики ушли из области, не осилив входных барьеров, хочешь не хочешь нужно было идти, договариваться, доказывать, что ты достоин быть застройщиком в Подмосковье. Многие не смогли. «Самолет» смог». Еще один бывший менеджер крупного подмосковного застройщика признает это, но отмечает: «В принципе любая новая власть берет паузу в таких сферах, как строительство, чтобы присмотреться к игрокам».

Елистратов с иронией относится к рассуждениям о том, что Максим Воробьев сегодня может помогать компании. Брат подмосковного губернатора не вошел в число акционеров группы «Самолет» из-за конфликта интересов. Ему принадлежит около 30% в компании «Самолет Две Столицы», которая реализует проекты в Москве и Ленинградской области. Искусство GR играет важную роль в строительстве, соглашается Елистратов, но не согласен связывать его с фамилией Максима Воробьева. В каждом проекте у компании более 30 стейкхолдеров, среди которых много государственных органов, и значительная часть согласований связана не только с региональными властями, но и с местными и с федеральными, объясняет Елистратов, например, Минстроем, Росреестром, Росавиацией, Роспотребнадзором, Ростехнадзором, «Автодором» и многими другими.

Конкуренты Yandex

«Все смешалось, и все находится рядом — многоэтажки, темные гнилые сталинские дачи, пустыри, школы, похожие на Министерство культуры в Амстердаме», — описывал режиссер Александр Лунгин Некрасовку на окраине Москвы. Несколько лет назад он искал натуру для своего фильма «Большая поэзия» и наткнулся на этот район в семи километрах от МКАД на границе с Люберцами. Ряды безликих многоэтажек, выстроенных вокруг высокого холма на месте бывшей свалки, показались ему идеальным фоном для истории о друзьях-инкассаторах, от безысходности ограбивших банк. В паре километров от мусорной горы «Самолет» начинал возводить свой первый ЖК — на Люберцы приходится почти 40% всех квадратных метров, проданных компанией. На многочисленных форумах жильцы первых очередей жаловались на оторванность от транспортных магистралей, недостаток парковочных мест и мест в детских садах и постоянные переносы сроков по строительству поликлиники. В 2015-2017 годах «Самолет» сдал только один детский сад и одну школу в проекте в Люберцах.

Елистратов признает, что сегодня этот проект сложно назвать идеальным, но на то время это было одно из лучших предложений на рынке, например, в отличие от других застройщиков компания принципиально не строит панельные дома. В каждом новом ЖК, утверждает гендиректор «Самолета», компания пытается превзойти предыдущие. Например, квартал бизнес-класса «Спутник» на бывших землях Клиновских в Красногорском районе спроектировали архитекторы из нидерландского бюро de Architekten Cie.

Фото Дмитрия Яговкина для Forbes

Несколько раз в месяц Елистратов в форме сотрудника службы заселения «Самолета» отдает ключи новоселам компании. «Люди напряжены, накручены рынком, что сейчас им вручат что-то не то, что они купили. Когда они заходят в квартиру, начинают происходить удивительные вещи. Кто-то начинает улыбаться, кто-то фотографироваться, кто-то обниматься. Ни в одном другом бизнесе нет такой эмоциональной связи с потребителем», — описывает он свои впечатления. В ноябре 2019 года Елистратов сменил Евтушевского на посту гендиректора «Самолета». Сооснователь девелопера возглавил комитет по стратегии. «В какой-то момент акционеры, включая Игоря Евтушевского, поняли, что «Самолет» переходит на второй этап и перед ним стоят новые цели — сохранить то, что он сделал, но при этом стать более клиентоориентированным и провести цифровизацию», — объясняет Елистратов.

Елистратов надеется, что в будущем «Самолет» будет конкурировать не с ключевыми застройщиками, а с цифровыми компаниями вроде «Яндекс» и «Сбера». «Особенность нашего бизнеса в том, что мы строим мини-города. Покупатели квартир в новых очередях будут ориентироваться на то, насколько счастливы люди, живущие в предыдущих. В этом заключается эффективность бизнеса в отличие от традиционных девелоперов. Поэтому управляющая компания — это важная часть бизнеса», — рассуждает Антон Елистратов. «Самолет» уже инвестировал в несколько цифровых сервисов, например СКОР, позволяющий покупать и продавать квартиры, и «Вместе.ру» — с его помощью жильцы могут оплачивать услуги ЖКХ, общаться с управляющей компанией или заказывать услуги близлежащих химчисток и салонов красоты. Объем этих инвестиций Елистратов оценивает в сотни миллионов рублей. «Не исключено, что через десять лет мы будем раздавать квартиры бесплатно и зарабатывать на обслуживании экосистем жилых домов», — мечтает Елистратов.

«Ищут, что еще осталось по доступным ценам»: сколько будет стоить жилье в 2021 году

Но это будущие перспективы. А что сейчас? Кризисный 2020 год незначительно уменьшил выручку «Самолета» — на 3%, с 23,4 млрд рублей до 22,7 млрд рублей по итогам шести месяцев. Более свежей отчетности у компании нет. Весной 2020 года правительство ввело программу льготной ипотеки, которая позволила отрасли не остановиться. Цены на жилье при этом выросли примерно на 15-20%. Антон Елистратов объясняет это ростом спроса и говорит, что благодаря господдержке многие девелоперы смогли нарастить маржу и запустить «лежавшие на полке» проекты, чтобы после увеличить предложение доступного жилья. Он надеется, что государство будет поддерживать рынок, пока ключевая ставка ЦБ не снизится так, что обычная ставка по ипотеке сравняется с субсидированной.

Фото Дмитрия Яговкина для Forbes

На октябрьском IPO «Самолет» продал только 5% акций, через год-полтора компания хочет провести дополнительное размещение и увеличить free-float до 30-45%. В портфеле компании около трех десятков жилых комплексов, из которых 16 находятся на стадии проектирования. В 2020 году «Самолет» договорился, что «СПб-Реновация» будет строить дома под его брендом и получил 5% петербургской компании с опционом на увеличение доли до контрольной. «Программа реновации буксует во всех городах, кроме Москвы, — рассуждает Елистратов. — Но в последнее время, прежде всего из-за активной работы Марата Хуснуллина (вице-премьер правительства. — Forbes) на федеральном уровне и при губернаторе Александре Беглове, наметились подвижки в Санкт-Петербурге, уже снесли первую пятиэтажку. Есть ощущение, что программа может продвинуться. Пока мы заключили с «СПб-Реновацией» партнерское соглашение. Если в перспективе из этого вырастет интересная история, она найдет свое отражение в капитализации «Самолета».

Во время беседы с Forbes Елистратов проверяет котировки акций «Самолета». С момента размещения они выросли всего на 1%, не сравнить с акциями Ozon, который вышел на биржу в декабре и в первые часы подорожал на 20%. «Я не могу повлиять на котировки в рамках нескольких недель, — рассуждает Елистратов. — Моя задача — увеличить капитализацию в разы в ближайшие 2-3 года. Мы должны расти быстрее рынка и конкурентов».

20 крупнейших застройщиков России: рейтинг Forbes

20 крупнейших застройщиков России: рейтинг Forbes

Фотогалерея «20 крупнейших застройщиков России: рейтинг Forbes »

20 фото

{«id»:13889,»url»:»/distributions/13889/click?bit=1&hash=1ca9d3af68367c3851a48783eb73a779f640773356888dee19fed6204e72a9d7″,»title»:»u00abu0410u0432u0438u0442u043eu00bb u0437u0430u043fu0443u0441u0442u0438u043b u0440u0430u0441u0441u044bu043bu043au0443 u0441u043au0438u0434u043eu043a u043du0430 u043du0435u0434u0432u0438u0436u0438u043cu043eu0441u0442u044c»,»buttonText»:»»,»imageUuid»:»»,»isPaidAndBannersEnabled»:false}

ГК «Самолет» — тайна порочных связей

1. Лидер рынка, потому что чиновники за спиной

— частью проектов компании в Москве и Ленинградской области владеет брат губернатора Подмосковья Максим Воробьев

— председатель совета директоров и акционер группы Дмитрий Голубков — депутат Мособлдумы, где занимает пост зампредседателя комитета по вопросам строительства, архитектуры, жилищно-коммунального хозяйства и энергетики

Вывод:

Два лица, имеющих отношение к группе «Самолет», связаны с чиновниками Московской области, где сконцентрированы текущие проекты девелопера

2. Акции компании разогнали в 5 раз крупные игроки

На протяжении длинного пути от 1 до 5 тыс. почти не было продаж.

Фиксация прибыли началась в конце сентября 2021 г. от пикового значения 5800 руб., после чего цена консолидировалась в диапазоне 4750-5000 руб.

Крупные игроки вошли по ценам на уровне выше 4,5 тыс. руб. Видно, что они уверенно выкупают все заявки ниже этих цен. Фактически не дают упасть цене ниже.

Вывод:

Эти люди инвестировали сотни миллионов рублей, если судить по объемам и уж поверьте, они знают что делают. И будут стремиться разогнать цену еще выше. Ведь им надо как-то заработать на своих инвестициях.

3. Фундаментально цена компании в 2 раза ниже текущих значений

Текущие значения мультипликаторов в 3-4 раза превышают показатели конкурентов – ПИК, ЛСР, Эталон.

Вывод:

Инвесторы готовы покупать компанию дороже, так как ждут роста ее показателей. Но стоит ли ждать роста?

4. Неутешительный анализ финансовых показателей

Рост выручки замедлится, компания вряд ли сможет выполнить показатели бизнес плана

Текущий уровень операционной рентабельности достиг своего пика. При этом себестоимость продолжит расти в связи с ростом цен на стройматериалы.

Долговая нагрузка будет увеличиваться. Компании необходимо привлекать кредиты, чтобы финансировать дальнейшее развитие. В условиях роста процентной ставок будут расти расходы по процентам.

А вот так менеджмент рисует планы на будущее.

2-х кратный рост показателей. Вот какие ожидания инвесторов в отношении компании.

Вопрос?

Весь вопрос в том, верите ли Вы, что на протяжении следующих 2х лет компания сможет удваивать показатели, как это заложено в их бюджете?

5. Пузырь на рынке недвижимости лопнет через год — идем по стопам США в 2008 году

1. Потенциал дальнейшего роста цен на рынке низкий — цены уже сильно выросли и дальнейший рост вряд ли превысит инфляцию.

2. Закредитованность населения продолжает увеличиваться, а реальная зарплата не растет. При этом растут ставки по ипотеке. Это негативно скажется на спросе.

3. Застройщики продолжат дальше наращивать объемы ввода жилья, государство это поддерживает всеми методами. Это может привести к обвалу рынка.

более детально рынок недвижимости проанализирован в видео по ссылке:

Коротко о главном

27.11.2019 — Могло ли руководство ГК «Самолет» выводить из нее деньги? Пошли разговоры, что сейчас решается вопрос о возбуждении уголовных дел. С губернатором Андреем Воробьевым не поделились?

В ГК «Самолет» может грянуть корпоративный скандал. Есть версия, что прямо из под носа учредителей «эффективный» менеджмент мог выводить деньги. Последний аудит в компании был в июле этого года, а 21 ноября в ней поменялся генеральный директор. «Порядок» в компании решил навести губернатор Подмосковья Андрей Воробьев, с которым могли банально не поделиться.

Официально губернатор Воробьев не признает связей своей семьи с компанией ГК «Самолет», работающей на рынке Москвы, Подмосковья, Санкт-Петербурга и Ленинградской области. Якобы компания «Самолет две столицы», в которой мать губернатора и его брат Максим соучредители, лишь партнер ГК «Самолет» и на рынке Подмосковья не работает.

Говорить можно все, что угодно, а вот факты свидетельствуют о том, что «Самолет две столицы» – «дочерняя» компания ПАО ГК «Самолет». И доказывать обратное, все равно что на черное говорить белое. Что же произошло в «самолетном семействе» Воробьевых?

В ноябре основателя и гендиректора компании Игорь Евтушевского сменил на его посту Антон Елистратов. Евтушевский пока остался членом совета директоров компании, но, поговаривают, что ненадолго. По слухам, скоро его и исполнительных директоров Дмитрия Шалыгина и Владимира Орлова могут не только уволить, но и завести против них уголовные дела. Воробьевы решили показать, кто в доме хозяин?

Игорь Евтушевский еще в 2016 г. обещал, что компания выйдет на IPO, однако этого до сих пор не произошло. Более того, в прошлом году, видимо после очередного аудита, в компании началась реорганизация. Что могло послужить причиной? Семейство Воробьевых обнаружило, что из ГК «Самолет» выводятся сотни миллионов рублей?

До июня 2018 г. ООО «Группа компаний «Самолет» владела сингапурская компания «Самолет Девелопмент ПТЕ Лтд», правопреемником которого стало ПАО «ГК Самолет». Данные о его учредителях отсутствуют, поэтому-то, и отнекиваться от компании Андрею Воробьеву легко. Сначала офшор, потом АО, никаких губернаторских концов или его семьи не сыщешь.

При таком раскладе СМИ можно смело задвигать, что основными акционерами группы являются Михаил Кенин и Игорь Евтушевский, как это сделал последний в интервью[1].

Ao-gk-samolet-kenin.jpg

Павла Голубкова Евтушевский назвал изданию финансовым партнером и непубличным бизнесменом, который инвестирует в самые различные проекты — от лизинга до стройки. Михаил Кенин – партнер Максима Воробьва по компании «Русская аквакультура». Если допустить, что таинственный Голубков представляет интересы семьи Воробьевых, то нетрудно догадаться, кому, на самом деле, может принадлежать ГК «Самолет».

Но вилами по воде водить – дело неблагодарное. А вот разобраться с тем, сколько денег и из каких компаний ГК «Самолет» могли выводить эффективные менеджеры, можно.

Богатые денег не считают?

Согласно последней информации, размещенной на сайте[2] группы и предназначенной для инвесторов, за 9 месяцев этого года ГК «Самолет» по сравнению с аналогичным периодом прошлого года увеличила объем продаж на 17% до 33 млрд руб. О прибыли группы ничего не сообщается. А за полугодие при выручке 23 млрд руб., компания получила чистую прибыль 477 млн руб. Это не похоже на суперрезультат. И к концу этого года ГК «Самолет» может ждать неприятный сюрприз.

У ПАО «ГК Самолет» 23 «дочерних» компании. ООО «СЗ «Самолет Девелопмент», которым руководит Игорь Евтушевский при выручке 4.1 млрд руб. получило убыток 327 млн руб. Годом раньше компания имел прибыль 1.8 млрд руб. За год из компании могло быть выведено более 2 млрд руб.

Ooo-cz-samolet-development.jpg

ООО «Мега-сити», учрежденная ГК «Самолет» совместно с компанией депутата Дмитрия Саблина, в 2018 г. получила убыток 467 тыс. руб. Годом ранее компания имела прибыль 1.5 млрд руб. Руководитель «Мега –сити» – Игорь Евтушевский. Как он может объяснить столь эффективное руководство?

ООО «Мега-сити» и ее «дочка» ООО «СЗ Пригород Лесное» являются учредителями ООО «Коробово», которым также руководит Игорь Евтушевский. А вот тут и вопросов никаких задавать не надо. Прибыль компании – стабильно отрицательная, как и стоимость. Впрочем, при наличии в штате 0 сотрудников вряд ли стоит ожидать эффективного результата.

Ooo-korobovo.jpg

Игорь Евтушевский является руководителем и в компании ООО «Самолет две столицы», где партнером выступает Максим Воробьев. Эта компания имеет 15 дочерних структур. ООО «Инпут Лаб» в 2018 г. имеет выручку – 0, убыток – 20 млн руб. ООО «СЗ Некрасовка инвест» с 2013 г. принесла прибыль только в 2107 г. – 6.5 млн руб., в 2018 г. – убыток 55 млн руб.

В компании ООО «СЗ «ДМ Апартаментс», имеющее в штате 1 сотрудника и принесшую убыток в 6.2 млн руб., доля ООО «Самолет две столицы» находится под обременением кипрской компании «Чаудет Эссошиэйтс лимитед». Это странная компания может использоваться для вывода денег?

Большинство «дочерних» компаний ООО «Самолет две столицы» созданы в этом году, так что пока проявить себя не успели. В некоторых «дочках» партнером компании является ООО «Ардиай инжиниринг», учрежденная ГК «Самолет» и ООО «Ардиай групп», принадлежащую Дмитрию Аксенову, которого считают предполагаемым партнером Дмитрия Саблина.

У «Ардиай инжиниринг» есть «дочка» «СЗ СР-групп», которая принесла своим учредителям при выручке 34 млн руб. убыток – 552 млн руб. Ни стоимость, ни прибыль компании никогда и не снились И это при наличии 73 сотрудников в штате. Такого просто не может быть. А если такое есть, то с ним должны разбираться компетентные органы.

Ooo-sr-group.jpg

Приведенные примеры показывают, что Максим Воробьев тоже не в сторонке от ГК «Самолет» стоял. Может втихаря от брата «бизнесменил»? А теперь всю вину пытается спихнуть на Игоря Евтушевского?

Интересно а депутат Госдумы и зам. руководителя «Боевого братства» Дмитрий Саблин знает, что его могли «обувать» как мальца в совместных проектах с ГК «Самолет»? Он же, как законопослушный депутат, которому бизнесом заниматься нельзя, наверняка» в него не вникал. Саблин тоже попал в число обиженных руководством «Самолета»?

Удалось выяснить и роль исполнительного директора ГК «Самолет» Владимира Орлова. Параллельно он был гендиректором компании ООО «Стройконсалт», которая занимается подготовкой строительной площадки. С 2012 г. компания ни разу не имела прибыли, в 2018 г. ее убыток составил 56 млн руб. Ну не мог же Орлов на протяжении 7-ми лет ни с кем не делиться? Не слепые же работают в ГК «Самолет».

Ooo-stroy-konsalt.jpg

Tablica-samolet.jpg

В таблице представлены все компании ГК «Самолет», которые закончили 2018 г. с убытком. И таких набралось почти 50%. Ни о какой эффективной работе и речи быть не может. Если суммировать убытки, то общая сума будет около 2 млрд руб.

Нет никакого сомнения, что губернатор Подмосковья Андрей Воробьев не имеет к выводу денег из ГК «Самолет» никакого отношения. Как, разумеется, и к самой компании. Он же заботами о жителях своего и региона живет, поэтому губернатор, как жена Цезаря, – вне подозрения. А брат Максим?

Наверное, тоже чист. Претензий же со стороны правоохранительных органов к нему нет. А подозрения к делу не пришьешь. Тогда, получается, и Игорь Евтушевский ни в чем не виноват. Какие к нему могут быть вопросы? Это ж какую смелость надо иметь, чтобы с такими партнерами не делиться! Евтушевский точно не такой.

Свою лепту в эту историю могли бы внести силовики. Они бы, без сомнения, разобрались, что к чему. Да вот только фамилия Воробьев их, наверное, смущает. А вдруг семья и сам губернатор и вправду имеют отношение к ГК «Самолет»?

Ссылки и сноски

  1. «Даже на старт проектов «Самолет» кредиты не берет» — «Ведомости»
  2. Группа компаний «Самолёт» — «Самолет»

Материалы

31.01.2023

Канокова выжигают из «Синдики»

Сенатор Арсен Каноков рискует потерять активы в пользу губернатора Подмосковья Андрея Воробьёва, его советника Года Нисанова и депутата Госдумы Дмитрия Саблина.

23.03.2022

‟Самолет‟ спикировал на Биржина

Скандальный девелопер Андрей Биржин распродает свои активы, в том числе, бывшим конкурентам в лице ГК Самолёт и Года Нисанова. Неужели бизнесмен решил бежать из страны? 

04.11.2021

‟Самолет‟ сцепился с Сечиным за ‟Интеко‟

В борьбе за активы некогда крупнейшей девелоперской ГК «Интеко» могли сойтись интересы губернатора Подмосковья Андрея Воробьева и людей, близких к главе «Роснефти» Игорю Сечину. 

11.10.2021

Лефель мог выводить деньги ПИКа через папу

Александр Лефель арестован на два месяца. Его подозревают в аферах при строительстве объектов в Санкт-Петербурге. Группа «ПИК» сама «сдала» своего бывшего топ-менеджера.

30.09.2021

Максим Воробьев не просто брат

Брат губернатора Подмосковья был партнером Геннадия Тимченко и владеет акциями Evraz. У него есть венчурный фонд. Состояние Воробьева оценивается в 550 миллионов долларов.

13.09.2021

Год Нисанов посадил «Самолет» на «Киевской площади»

9 сентября стало известно, что структуры группы «Киевская площадь» Года Нисанова и Зараха Илиева выкупили 9,8% акций девелопера «Самолет». Как многомиллиардная сделка отразится на бизнесе обеих компаний?

09.09.2021

Год Нисанов присел на «Самолет»

Миллиардер и структуры принадлежащей ему «Киевской площади» купили около 10% российского девелопера «Самолет». Свои акции продали основатели строительной компании.

25.06.2020

‟Самолет‟ подбросил Сердюкова до Питера

Компания брата губернатора Подмосковья Андрея Воробьева без проблем заходит на питерский рынок. Вместе с экс-министром обороны Анатолием Сердюковым они попытаются доказать, кто теперь в городе «хозяин».

31.07.2018

Группа ‟Самолет‟ полетит на деньгах от IPO

Девелоперская группа «Самолет» разместит 45,45% акций на Московской бирже. За 50 миллионов выпщенных по допэмиссии обыкновенных акций планируется выручить на менее 1,25 миллиарда рублей. 

❗️Акции Самолёт: взлетаем или уже налетались? Обзор компании

🏗️Самолёт – один из крупнейших российских застройщиков. Основную деятельность ведёт в Московской области. В 2021 году компания начала сотрудничать с СПб Реновация, начав строительство под своим брендом в Ленинградской области, в 2022 – в Екатеринбурге и Тюмени. Рассмотрим, чем Самолёт отличается от других застройщиков и стоит ли инвестировать в его акции.

🏢Бизнес-модель Самолёта

У Самолёта очень необычная бизнес-модель, которую компания сама называет Asset Light: компания занимается проектированием, маркетингом, продажами, но не занимается непосредственно строительством – его отдают на аутсорс сторонним компаниям. Таким образом Самолёт снижает рыночные риски и экономит на расходах.

🏘️Строительство Самолёт ведёт комплексно, возводя не отдельные здания, а целые микрорайоны, средняя площадь которых составляет 300 тысяч квадратов и имеет всю необходимую для проживания инфраструктуру: магазины, детские сады, больницы, школы и т.д.

Кроме того, до 30% квартир сдаются сразу меблированными: Самолёт предоставляет жильё «под ключ». В 2022 году компании удалось купить несколько фабрик Икеи, где и производится необходимая мебель.

На конец 2022 года земельный банк компании составлял 34,2 млн кв. м, внешние активы оценивались в 417 млрд рублей, а портфель проектов – в 363 млрд.

Несмотря на то, что формально Самолёт работает более чем в 10 городах 4 областей, большую часть выручки, а именно – 88%, Самолёт получает в Московской области. При этом за 2021 год в регионе выручка выросла на 85%. Сейчас доля Самолёта в Московском регионе составляет 17% (в прошлом году – 12%).

🏆Самолёт, кстати, именно в 2021 году был признан самым быстрорастущим девелопером России.

88% продаж приходится на ипотеку. Следовательно, увеличение ставок по ипотеке или ужесточение порядка отбора заявок может самым прямым образом отразиться на финансовом состоянии застройщика.

💰Акционерный капитал

Крупнейшим акционером компании является член комитета совета директоров по аудиту и финансам Павел Голубков. Через кипрскую компанию DORSTAGEN LIMITED он владеет 33,1% акций, а через закрытый инвестиционный комбинированный фонд «Проектный» – ещё 12,2% акций.

Основателю компании Михаилу Кенину принадлежит 30,9% акций, его дочери Мишель – 4,7% акций.

Большая доля во владении у топ-менеджеров: Игорю Евтушевскому принадлежит 9,3%, Антону Елистратову и Дмитрию Голубкову – по 2,4%.

В свободном обращении после IPO находятся всего 5,1% акций компании.

Что интересно, 28,9% акций дочерней компании ООО «Самолёт две столицы» принадлежат Максиму Воробьёву – тому самому, который является основателем Инарктики и по совместительству – братом губернатора Московской области. Возможно, именно поэтому Самолёт удаётся так лихо расти в области? Или это просто совпадение?

IPO

Самолёт вышел на IPO в 2020 году. Основные владельцы разместили 5,1% акций, т.е. около 3 млн штук, по цене 950 рублей за акцию. Всего компания привлекла 2,9 млрд рублей. Привлечённые деньги планировалось потратить на реализацию новых строительных проектов.

В планах компании было заложено провести SPO в 2023 году с целью доведения free-float до 40%. Насколько будут реализованы эти устремления сейчас – сказать сложно.

В целом IPO для застройщика оказалось удачным. Первые три месяца цена двигалась в коридоре 900-1000 рублей, но уже с начала 2021 года наметился резкий рост. В сентябре 2021 года цена достигла пика – 5780 рублей, но впоследствии снижалась.

Текущая стоимость акции – 2529 рублей, почти на 165% выше цены размещения.

Финансовые результаты

Выручка компании, если смотреть по годам, резко растёт:

2017 – 42,44 млрд рублей
2018 – 38,71
2019 – 51,14
2020 – 60,2
2021 – 93,01
2022 – 194,9

Это связано с резким ростом операционных показателей. Для сравнения: в 2019 году было продано 475 тысяч квадратов жилья, а в 2022 – уже 1067. При этом стоимость недвижимости в Московской области, начиная с 2017 года, выросла в среднем на 12% в год. Таким образом, Самолёт оказался в самом тренде роста цен на недвижимость.

С прибылью такого стабильного роста нет, что связано с масштабными инвестициями и активным расширением:

2017 – 3,5 млрд рублей
2018 – 2,4
2019 – 0,86
2020 – 3,23
2021 – 6,53
2022 – 22,2

Свободный денежный поток периодически оказывается отрицательным: в 2018 и 2021 году. Это связано с ростом капитальных затрат на расширение.

Самолёт сейчас – история роста, поэтому компания активно вкладывается в расширение, отгрызая кусок пирога у более мощных и известных публичных конкурентов: ПИК и ЛСР.

Долговая нагрузка

Параллельно Самолёт, естественно, накапливает долги. В 2019 году долг составлял всего 16,2 млрд рублей, в 2020 – 33,2, в 2021 – 133,2, за 1 полугодие 2022 – 190,6 млрд рублей (данные за весь 2022 год компания не раскрыла).

На основании этого долговая нагрузка Самолёта кажется фантастической, например, долг / EBITDA достигает 5,72, а коэффициент долг / капитал – 15,68!

Но нужно учитывать, что в силу особенностей учёта в долговой нагрузке учитываются счета эскроу. Для тех, кто не знает: застройщики в России работают по методу проектного финансирования, т.е. покупатели жилья отдают деньги не застройщику, а – в банк. И банк под обеспечение этих денег выдает застройщику кредит. Как только застройщик заканчивает проект и сдаёт его, банк переводит деньги и обнуляет кредит.

Это сделано, чтобы снизить процент обманутых дольщиков. Ведь теперь застройщик заинтересован в доведении строительства до конца. А если он в силу каких-то причин обанкротится, то дольщикам вернутся их деньги.

По состоянию на 1 полугодие 2022 года на счетах-эскроу Самолёт находилось 75,7 млрд рублей, которые числятся именно как «проектное финансирование». Без них «скорректированный» долг составляет 114,9 млрд рублей.

Дополнительно в числе долга Самолёт отображает счета эскроу своих дочерних компаний, а это ещё 137,6 млрд рублей. С их учётом долг становится отрицательным: –22,7 млрд рублей.

А для вычисления чистого долга нужно прибавить ещё запасы наличности. По последним данным они составляют 3,7 млрд рублей. То есть чистый долг стал ещё отрицательнее.

Что интересно, Самолёт указал в отчёте за 2022 год денежные поступления в размере 183,5 млрд рублей. В их числе должны быть и высвобожденные средства от проектного финансирования.

Увы, какая часть кэша поступила от прямых продаж, а какая – от «высвобождения», мы не знаем.

Но в любом случае, нельзя считать долговую нагрузку Самолёта (да и любого другого застройщика) без учёта средств проектного финансирования, потому что они искажают реальные показатели.

Рентабельность

Самолёт отличается достаточно высокими показателями рентабельности:

📍ROE (рентабельность капитала = чистая прибыль / капитал) – 58,61%

📍ROA (рентабельность активов = чистая прибыль / активы) – 3,51%

📍ROS (рентабельность продаж = прибыль до уплаты налогов и процентов / выручка) – 21,34%

📍рентабельность EBITDA – 26,43%

📍чистая рентабельность – 33,5%

👆Здесь привлекают внимание существенная разница между рентабельностью капитала и активов.

Дело в том, что у Самолёта очень небольшой собственный капитал – всего 16,4 млрд рублей. Он традиционно был небольшого значения, т.к. большинство операций компания отдаёт на аутсорс. При малом капитале и большой выручке получается феноменальная рентабельность.

А вот активов у него достаточно много, и большая их часть (больше 40%) сформирована запасами – оценочной стоимостью незавершённого строительства. Следовательно, чем больше объёмы строительства – тем больше объём активов.

💡Что интересно, основных средств у компании с гулькин нос – всего 1,8 млрд рублей (а общий размер активов превышает 301,8 млрд рублей). Но это – последствия особенной аутсорсовой бизнес-модели застройщика.

Огромный размер активов относительно прибылей вызывает низкую рентабельность активов. Если вычесть из числа активов незавершённое строительство, то рентабельность оказывается на достаточно высоком уровне (около 15%).

Дивиденды

В октябре 2020 года компания утвердила новую дивидендную политику, которая предполагает направлять на выплату дивидендов не менее 50% чистой прибыли при условии, что соотношение чистый долг / скорректированная EBITDA будет менее 1. Если же значение коэффициента будет в диапазоне 1–2 включительно, то на выплаты будет направляться не менее 33% чистой прибыли за отчётный период. При этом определён минимальный размер дивидендных выплат при любом уровне долговой нагрузки, который соответствует не менее 5 млрд руб., или 82 рублей на акцию в год.

После проведения IPO Самолёт твёрдо придерживался дивидендной политики:

2п2020 – 41
1п2021 – 41
2п2021 – 41
1п2022 – 41

Выплат за 2-е полугодие 2022 года пока не было, обычно Самолёт выплачивает их в июле. Там и узнаем.

На самом деле дивиденды относительно прибыли очень небольшие. Если по итогам 2022 года выплата будет соответствовать 5 млрд рублей (по 41 рублю за каждое полугодие), то коэффициент выплаты (payout ratio) составит 22,5%.

В целом Самолёт может безболезненно увеличить выплаты как минимум в 2 раза.

💡А вот дальше интересней. Сам застройщик анонсировал такие планы на 2023 год:

объем продаж первичной недвижимости увеличить на 78% – до 1,9 млн квадратных метров
выручку увеличить на 80% — до 350 млрд рублей
удвоить EBITDA и довести до 90 млрд рублей

Да, по прибыли нет конкретных планов, возможно, все излишки уйдут в рост. Но при рентабельности 30% чистая прибыль составит 105 млрд рублей. В пересчёте на дивиденды это фантастические 870 рублей на одну акцию!

Я не знаю, будут ли реально такие дивиденды (и такие прибыли), но то, что Самолёт сохраняет большую инвестиционную привлекательность – однозначно.

Стоимость акции

Попробуем определить справедливую стоимость акций Самолёта.

По методу дисконтирования дивидендов справедливая цена акции находится в районе 4300 рублей (при стартовой цене дивиденда в 82 рубля и темпах роста 12%, закладываю консервативную оценку).

По методу дисконтирования денежных потоков справедливая стоимость находится в районе 5250 рублей, что более чем в 2 раза выше текущей цены.

👆Но нужно учитывать, что цены на недвижимость находятся на максимуме, и в будущем возможно их снижение. Кроме того, Самолёт вряд ли сможет развиваться такими трёхзначными темпами в будущем. Если занизить темпы роста в 2 раза, то цена акции оказывается в районе 4200 рублей, что тоже довольно много.

По методу Грэма NCAV рассчитать невозможно, т.к. обязательства значительно превосходят капитал, да и метод работы Самолёта не подразумевает активное использование капитала.

По методу Net-Net Working Capital с учётом оборотного капитала (которого у компании как раз очень много) стоимость акции составляет 6330 рублей.

Если смотреть по мультипликаторам, то акции Самолёта сейчас торгуются в разы дешевле, чем в прошлом году (P/E 6,87 против 45 годом ранее, когда цены были на максимуме, P/S 2,3 против 3,16, EV/EBITDA 3,57 против 30,7, хотя тут нужно «очищать» долг от эскроу-счетов).

Но для растущей компании, такой как Самолёт, стоимостные мультипликаторы не очень применимы. Я привёл их, скорее, для понимания, что по сравнению с прошлым годом бизнес компании значительно вырос, а капитализация упала более чем в 2 раза.

✔️Прямо сейчас акции Самолёта выглядят недооценёнными. Рынок закладывает в них риски пузыря в сфере недвижимости, отмены льготной ипотеки, замедления темпов роста самого застройщика (деревья не растут до небес). Но несмотря на это, компания мне нравится и их акции выглядят очень привлекательны по нынешним ценам.

❗️Правда, есть ложка дёгтя: в 4 квартале 2022 года Самолёт впервые в истории столкнулся с падением продаж (на 6%). Кроме того, есть информация, что застройщики выполняют планы продаж только на 70-80% из-за резкого обрушения спроса на первичное жильё в виду экономической ситуации.

👆Поэтому есть вполне закономерные опасения, что Самолёт в 2023 году может не показать запланированных результатов.

✅Тем не менее, на мой взгляд, акции Самолёта выглядят намного интересней к покупке, чем тех же ПИК и ЛСР, которые просто в силу своей огромности не могут дать кратного роста. А Самолёт – он дизраптор в сфере недвижимости. С потенциалом увеличения котировок и дивидендов. А что ещё нам, инвесторам, надо?

—-

Пожалуй, самая крупная база обзоров российских компаний доступна по ссылке — https://t.me/investassistance/1332

—-

Понравилось? Ставьте 👍и подписывайтесь! Дальше — Больше! А в комментариях закрепил ссылки на свежие обзоры компаний.

И буду рад, если напишете ваше мнение по компании Держите ли акции?👇🏻

Скандальный миллиардер «осваивается» в Подмосковье при поддержке губернатора Воробьева?

Скажи беспределу - НЕТ!

Очередным проектом девелоперской группы «Самолет» станет строительство жилого микрорайона в подмосковном Сабурове, который застройщик намерен реализовать совместно со скандально известным владельцем инвесткомпании «Gleden Invest» Александром Клячиным, в адрес которого неоднократно звучали обвинения в рейдерстве. Известно, что ранее Клячин руководил фирмой «Нерль», отметившейся участием в недружественном поглощении не только земель бывших подмосковных колхозов и совхозов, но и крупных промышленных предприятий. Своевременно продав «Нерль», Клячин купил австрийскую компанию «Austrian Hotel Company», управляющую сетью европейских гостиниц и переквалифицировался в «отельера», сохранив, правда, присущие ему рейдерские замашки. В частности, он приложил максимум усилий для захвата у компании IKEA выкупленных ей земель бывшего совхоза «Путь к коммунизму» в Химках, инициировав, помимо судебных разбирательств, также возбуждение уголовных дел, «наезды» силовиков и информационные атаки. Одним из истцов выступало связанное с Клячиным АО «Химки Молжаниново», реализующее проект строительства ЖК на севере Москвы совместно с компанией «Самолет две столицы», одним из бенефициаров которой является брат подмосковного губернатора Максим Воробьев. Благодаря покровительству Андрея Воробьева структуры «Самолета» процветают, хотя некоторые из них, будучи аффилированы с офшорами, предпочитают официально декларировать многомиллионные убытки. Без каких-либо существенных последствий для холдинга остаются и громкие скандалы, такие, например, как срыв сроков сдачи ЖК «Большое Путилково» в Красногорском районе, где передача дольщикам ключей от квартир стала возможна только после вмешательства прокуратуры и Госстройнадзора.

Масштабные проекты «Самолета» и Клячина

Девелоперская группа «Самолет» и инвесткомпания «Gleden Invest» миллиардера Александра Клячина намереваются реализовать совместный проект – строительство жилого микрорайона в Сабурове в Красногорском районе Подмосковья. В минувшем ноябре с этой целью стороны

учредили

новую совместную структуру – компанию «Специальный застройщик «Самолет – Сабурово-1».

Как

сообщают

«Ведомости», участок под застройку в 57,7 гектара находится в собственности «Gleden Invest». Предполагаемая площадь продаваемых квартир в новом микрорайоне должна составить 465 тыс. кв метров; кроме того, проект включает объекты социальной инфраструктуры и коммерческую недвижимость (торговый центр и офисное здание). Начать строительство деловые партнеры планируют уже в следующем году, примерная дата его окончания – 2032 год. Объем инвестиций в проект составит порядка 41,3 млрд рублей. Выручка от продажи жилья

оценивается

экспертами в 60-90 миллиардов.

Это уже не первый совместный проект «Самолета» и Александра Клячина: в марте 2018 года те же «Ведомости»

писали

о планах входящей в структуру холдинга компании «Самолет две столицы» (одним из ее бенефициаров является бизнесмен Максим Воробьев – брат подмосковного губернатора Андрея Воробьева) и АО «Химки Молжаниново» (аффилировано с «Gleden Invest» и «Millhouse»Романа Абрамовича) возвести 1,5 млн кв метров жилой недвижимости на севере Москвы, в Молжанинове, недалеко от аэропорта «Шереметьево». Тогда стоимость строительства

оценивалась

в 55-60 млрд рублей (1 млрд долларов по курсу).

Группа «Самолет», основными владельцами которой являются бизнесмены Павел Голубков, Михаил Кенин и Игорь Евтушевский, входит в топ-5 крупнейших российских застройщиков: по

данным

«Коммерсанта», в 2020 году выручка девелопера составила 59,7 млрд рублей, увеличившись в сравнении с предыдущим периодом на 30%. Структуры холдинга занимаются строительством в Подмосковье, Санкт-Петербурге и Ленобласти. Кроме того, недавно стало

известно

о планах его владельцев застроить неиспользуемые площади Уральского завода тяжелого машиностроения в Екатеринбурге.

В минувшем сентябре в число акционеров «Самолета» вошел скандально известный «король российской недвижимости» Год Нисанов: совладелец группы «Киевская площадь» 

выкупил

10% акций застройщика (стоимость пакета достигает 25 млрд рублей).

Девелопер с офшорными «корнями»

Пандемийный период не причинил ущерба «Самолету»: строительство объектов продолжается полным ходом, а сам холдинг расширяет географию своего присутствия. Между тем, данные официальной финансовой отчетности некоторых его структур могли бы вызвать вопросы у сотрудников налоговых органов.

Например,

убытки

 ПАО «Группа компаний «Самолет» (головной структуры и

соучредителя

компании-застройщика «Самолет – Сабурово-1») по итогам прошлого года составили 800 млн рублей при выручке в 507,9 миллиона. В «минус» работает и петербургское ООО «Самолет Северо-Запад»: за тот же период его

убытки

составили 17,8 миллиона при более чем скромной выручке в 30 тыс. рублей. Или, к примеру, ООО «Специализированный Застройщик «ДМ Апартментс»: выручка по итогам прошлого года – 662 тыс.,

убытки

48,7 миллиона.

Причина многомиллионной убыточности может объясняться офшорными связями холдинга. Так, в открытых

источниках

данные об учредителях ПАО «ГК «Самолет»

отсутствуют

. Тем не менее, известно, что его правопредшественником выступало одноименное ООО,

ликвидированное

в июне 2018 года путем реорганизации в форме преобразования. В свою очередь, единственным

владельцем

ООО «ГК «Самолет» выступала зарегистрированная в Сингапуре компания «САМОЛЕТ ДЕВЕЛОПМЕНТ ПТЕ. ЛТД».

И ведь выводить за границу в самом деле есть что: холдинг продолжает активно застраивать подмосковный регион, что связывают с особым расположением губернатора. Примечательно, что недавно ставший официальным совладельцем «Самолета» одиозный миллиардер Год Нисанов неоднократно упоминался в СМИ как

советник

Андрея Воробьева. Учитывая, что совладелец «Киевской площади»

известен

как «сильный лоббист, способный «пробивать» сложные проекты в Москве», его вхождение в капитал холдинга способно укрепить позиции группы на столичном девелоперском рынке, а самого Нисанова – в Подмосковье.

Проблемные проекты «Самолета»

О том, насколько уверенно застройщик чувствует себя под губернаторским «крылом», может свидетельствовать история с возведением ЖК «Пригород Лесное». Тогда запретить строительство жилого объекта

требовала

администрация аэропорта «Домодедово», объясняя это его нахождением на территории с превышением допустимого уровня авиационного шума и близостью взлетно-посадочной полосы. Разбирательства дошли до Арбитражного суда Московской области, но в итоге девелопер получил

разрешение

на ввод комплекса в эксплуатацию.

В минувшем ноябре «Самолет» оказался в центре очередного скандала, на этот раз связанного с ЖК «Большое Путилково» в Красногорском районе. Как

сообщала

«Национальная служба новостей» (НСН), по договору с застройщиком дольщики должны были получить ключи от своих квартир в период с IV квартала 2020 года по II квартал 2021-го, но не позднее 30 июня. Однако долгожданного заселения в указанные сроки так и не произошло, причем возмущенные граждане

подчеркивали

, что до этого они уже и так неоднократно переносились.

«Из-за задержки с выдачей ключей некоторые дольщики оказались в сложной ситуации: есть семьи с маленькими детьми, люди, которые вынуждены одновременно выплачивать ипотеку и оплачивать аренду съемного жилья», –

цитировала

текст обращения дольщиков НСН.

Подписывайтесь на наш канал

Нарушения в деятельности застройщика зафиксировали прокуратура и Госстройнадзор,

обозначившие

временные рамки заселения людей концом декабря. Гендиректор «Самолета» Антон Елистратов пытался

объяснить

задержку сдачи квартир прошлогодней пандемией коронавируса, причем помимо «Большого Путилково» речь шла и о «некоторых других проектах». Вот только после вмешательства надзорных инстанций, пандемия в «Самолете», видимо, резко «пошла на спад», а в начале декабря выдача ключей дольщикам все-таки

началась

.

В контексте сказанного стоит отметить, что ООО «Специальный застройщик «Самолет-Путилково» также официально работает «в минус»: его убытки по итогам прошлого года составили 800 млн рублей при выручке 32,5 миллиона.

Как рейдер Клячин «переквалифицировался» в отельеры

Но если за кем действительно и закрепилась скандальная известность, так это за деловым партнером владельцев «самолета» Александром Клячиным – бенефициаром инвестиционной компании «Gleden Invest», занимающим 84 строчку в

рейтинге

«Forbes» «200 богатейших бизнесменов России – 2021» с состоянием 1,6 млрд долларов.

Между тем, авторы издания «Наша Версия»

включают

Клячина в топ-5 персонажей, чье имя наиболее часто упоминается в связи с недружественным поглощением коммерческих структур, а проще говоря – рейдерскими захватами, осуществлявшимися принадлежавшей ему фирмой «Нерль».

«Мишенью «Нерли» являлись колхозы и совхозы Московской области, НИИ, строительные организации и даже оборонные предприятия. Однако удачливым игроком на рейдерском рынке Александру Клячину, по всей видимости, стать не удалось. Как предполагают знатоки этого дела, похоже, что слишком часто он бросался на добычу, которая оказывалась ему не по зубам. И дело могло заканчиваться расследованиями прокуратуры и милиции», – говорится в одной из

публикаций

«Нашей Версии».

В качестве

примеров

предприятий, ставших жертвами рейдеров из «Нерли», издание приводит одно из крупнейших столичных строительных предприятий «Центродорстрой», оборонный институт «Фазотрон-НИИР», а также описывает историю не увенчавшегося успехом поглощения ЗАО «Моспромстрой». Примечательно, что

конкурентом

Клячина в борьбе за передел земельного рынка Подмосковья выступал другой небезызвестный бизнесмен с рейдерскими замашками – Василий Бойко, известный также как Бойко Великий.

По

информации

портала «Русский криминал», «Нерль» некоторое время действовала в тесной связке с инвестиционной компанией «Россия». В свое время «Коммерсант»

писал

о ней как об «одной из наиболее одиозных организаций, за два года осуществившей захват более ста предприятий». В 2005 году семь руководителей «России» были арестованы, а позже осуждены на сроки от 11 до 14 лет лишения свободы.

Когда же стало ясно, что время «беспредельных» захватов уходит в прошлое, Клячин продал получившую специфическую известность «Нерль» и

выкупил

австрийскую компанию «Austrian Hotel Company», управляющую 21 европейской гостиницей. Таким образом, вчерашний рейдер стал

фигурировать

в СМИ как «отельер».

Химкинский провал отельера Клячина

Одним из наиболее громких скандалов последних лет с участием «отельера» Клячина стал его конфликт с компанией IKEA из-за 20 га земель бывшего подмосковного совхоза «Путь к коммунизму», затем перешедших в долевую

собственность

 КСХП «Химки».

Позже IKEA взяла их в аренду на 49 лет, а в 2011 году выкупила территорию в 16,5 га под строительство офисного центра «Химки Бизнес Парк».

Уже через год у компании начались судебные разбирательства с подконтрольным Клячину АО КСП «Химки» (правопреемником КСХП), представители которого усиленно

доказывали

, что у IKEA отсутствуют права собственности на ранее выкупленную землю, так как та еще в 90-х была незаконно изъята у колхоза химкинской администрацией. Судебные баталии сопровождались возбуждением уголовных дел в отношении собственника земли, обысками в офисах фирмы, регулярными «наездами» силовиков и информационными атаками. В руководстве IKEA происходящее

расценивали

не иначе, как попытку рейдерского захвата, что, впрочем, вполне укладывалось в русло предыдущей деятельности Александра Клячина.

Однако юридический расклад оказался не в пользу «отельера» и в 2017 году в связи с вновь открывшимися обстоятельствами в спор

вступило

уже упоминавшееся выше АО «Химки Молжаниново» – «дочерняя» структура «Gleden Invest», реализующая совместный проект с компанией «Самолет две столицы». Не исключено, что новому истцу отводилась роль «тяжелой артиллерии», потребовавшей снести принадлежащий IKEA бизнес-центр, но все усилия оказались напрасными: в марте 2018 года Арбитражный суд Московской области вынес

решение

о прекращении производства по делу.

Не сложно догадаться, с какой целью Клячин вел многолетнюю судебную тяжбу за химкинские земли: удовлетвори суд его иск о сносе офисного центра, и на освободившихся территориях можно было бы построить очередной ЖК. И не исключено, что к проекту бы оперативно подключились структуры группы «Самолет», пользующиеся поддержкой губернатора Воробьева и сегодня готовящиеся к очередному масштабному строительству в Сабурове.

Андрей Воробьев

Девелоперская группа «Самолет» считает потенциальным риском свою связь с губернатором Московской области Андреем Воробьевым и депутатом Мособлдумы Дмитрием Голубковым. О взаимоотношениях с властью, которые со стороны могут показаться коррупционными, «Самолет» рассказал своим потенциальным инвесторам перед продажей пакета акций.

Группа «Самолет» реализует крупные жилищные проекты на территории Московской области и неизбежно взаимодействует с местными властями. Однако, часть этих взаимоотношений может выходить за официальные деловые рамки и нести коррупционные риски. В компании это признают, поэтому заранее предупредили своих инвесторов о возможных последствиях.

Так, в инвестиционном меморандуме «Самолета», выпущенном перед выходом компании на IPO, говорится, что фактором риска для инвесторов являются связи группы с депутатом Московской областной думы Дмитрием Голубковым и губернатором Подмосковья Андреем Воробьевым. С текстом меморандума ознакомился РБК.

Дмитрий Голубков связан с «Самолетом» напрямую — он является председателем совета директоров, владеет 2,5% акций ПАО «Группа компаний «Самолет», а также приходится братом основному акционеру группы Павлу Голубкову, у которого в руках 49%. В областной думе Голубков занимает пост зампредседателя комитета по вопросам строительства, архитектуры, жилищно-коммунального хозяйства и энергетики, где в его ведении могут находиться вопросы, касающиеся деятельности девелоперской группы «Самолет».

Губернатор Воробьев аффилирован с «Самолетом» через своего брата Андрея Воробьева, которому вместе с партнерами принадлежит около 30% в ООО «Самолет две столицы». Это предприятие участвует в строительстве жилых комплексов в Москве и Ленинградской области.

О связях Воробьева и «Самолета» известно давно, хотя сам он аффилированность с коммерческой группой отрицает. Например, экс-кандидат в президенты Павел Грудинин и его однопартиец, депутат Госдумы Валерий Рашкин ранее указывали, что именно Андрей Воробьев стоит за рейдерской атакой на «Совхоз имени Ленина» ради завладения землями совхоза для последующей застройки.

«В результате некоторые из проектов группы (особенно те, которые расположены в Московской области) могут восприниматься общественностью как прямо или косвенно получающие выгоду от положения или политического авторитета братьев Голубкова или Воробьева», — указано в меморандуме.

В результате, репутация группы «Самолет» и стоимость ее акций могут упасть, если будет доказано, что братья Воробьевы и Голубковы используют служебное положение в угоду компании.

Через IPO группа «Самолет» собирается продать 5,1% своих акций по цене 950 рублей за штуку. В планах у компании привлечь 2,9 млрд рублей, которые пойдут на финансирование ряда собственных проектов группы, а также на компенсации для акционеров, продавших свои акции, — это Павел Голубков, Михаил Кенин и Игорь Евтушевский.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Какие реквизиты можно оформить центрированным способом ответ
  • Комус на среднем проспекте васильевского острова часы работы
  • Какие реквизиты не входит в состав формуляра образца справки
  • Конвертация дополнительных реквизитов в реквизит справочника
  • Какие реквизиты нужны для возврата денег на банковскую карту