Кому пожаловаться на транспортную компанию

Представьте: вы заказали на день рождения любимой тещи сервиз из китайского фарфора на 160 предметов. Внесли предоплату, выбрали лучшего перевозчика и стали ждать. Но когда груз пришел, оказалось, что доехали только 90 предметов. Остальные 70 куда-то пропали. Или разбились. Или это был совсем не сервиз, а, скажем, раковина-столешница за 50 тысяч. А может быть и что-то другое – сути дела не меняет.

Подарок испорчен, настроение тоже, а ТК разводит руками: мы, мол, не причем, все так и было, что делать не знаем. Благо, мы в Правовед.RU знаем: вам придется написать претензию. Если она не сработает, нужно подать жалобу на транспортную компанию. А затем можно обратиться и в суд. Почему именно так? Рассказываем обо всем по порядку!

Зачем нужна претензия и кто ее может подать?

Любая доставка, будь это ваш заказ из интернет-магазина, гостинец от родственников из Сочи или фура картофеля из Краснодара, осуществляется на основании договора о грузоперевозке (ст. 785 ГК). Как правило, это автомобильные грузоперевозки, потому говорить будем преимущественно о них.

С момента передачи груза в транспортную компанию, перевозчик несет ответственность за сохранность вверенного груза и своевременность его доставки получателю. В случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств, перевозчику придется возмещать причиненный ущерб + платить неустойку, штрафы, но об этом позже.

Чтобы потребовать компенсации, придется направить перевозчику претензию. Это обязательный досудебный порядок решения вопроса с перевозчиком – без его соблюдения требовать возмещения, скажем, в судебном порядке, заинтересованное лицо не вправе (ч. 1 ст. 797 ГК, ч. 2 ст. 39 Устава, утв. ФЗ № 259 от 08.11.2007). Претензия выполняет функцию жалобы на транспортную компанию, поданной в адрес самой ТК, и позволяет зафиксировать наличие неурегулированного конфликта, а также продемонстрировать вашу решительность в отстаивании своих интересов.

Предъявить такую претензию могут грузоотправители, грузополучатели, а также страховщики, если они выплатили страховое возмещение в связи с ненадлежащим исполнением перевозчиком его обязанностей.

Когда можно предъявить претензию перевозчику?

По договору о грузоперевозке перевозчик несет ответственность за сохранность груза с момента его принятия и до момента выдачи получателю (ст. 796 ГК, ч. 5 ст. 34 Устава), а также за своевременность доставки груза (ст. 792 ГК, ст. 14 Устава). Таким образом, поводом для претензии станет:

  • задержка в доставке груза транспортной компанией;
  • утрата груза;
  • недостача груза;
  • повреждение груза.

Эти же обстоятельства станут основанием для возмещения причиненного грузополучателю ущерба.

На какое возмещение можно претендовать?

Перевозчик обязан возместить грузополучателю причиненный ущерб при утрате, недостаче или повреждении груза в размере (ч. 7 ст. 34 Устава):

  • стоимости утраченного или недостающего груза;
  • суммы, на которую понизилась стоимость груза в случае повреждения, а в случае невозможности его восстановления – полной стоимости груза;
  • объявленной стоимости либо ее доли, в случае утраты, повреждения или недостачи груза с объявленной ценностью.

Под стоимостью понимается цена товара или груза, указанная в договоре или счете продавца товара или груза, а при ее отсутствии – средняя рыночная цена в том месте, где багаж должен был быть выдан на день добровольного удовлетворения требования или на день принятия судебного решения (абз. 2 п. 13 Постановления Пленума ВС РФ № 26 от 26.06.2018).

Наряду с возмещением ущерба, перевозчик обязан вернуть грузоотправителю или грузополучателю провозную плату, если она не входит в стоимость груза (ч. 3 ст. 796 ГК).

В случае нарушения сроков доставки грузополучателю уплачивается штраф – 9###b#< от размера провозной платы за каждые сутки просрочки, но на более чем размер провозной платы (п. 11 ст. 34 Устава). Кроме того, договором с перевозчиком может быть предусмотрено условие о неустойке за нарушение сроков, а также за уклонение от возмещения ущерба при отсутствии на то оснований.

Обращаем внимание, что в случаях причинения грузу ущерба по причинам, не зависящим от перевозчика, и устранение которых от него не зависело, за такой ущерб перевозчик ответственность не несет (п. 6 ст. 34 Устава). К таким обстоятельства, в том числе относятся:

  • дорожно-транспортное происшествие (постановление Президиума ВАС № 9587/10 от 14.12.2010);
  • пожар (постановление Президиума ВАС № 14316/11 от 20.03.2012);
  • хищение (постановление Президиума ВАС № 14480/03 от 18.01.2005).

Как зафиксировать нарушение и написать претензию?

Перед тем, как составить претензию и написать жалобу на транспортную компанию, необходимо зафиксировать обстоятельства, являющиеся основанием для возникновения ответственности перевозчика (ст. 38 Устава). Сделать это можно путем отметки на транспортной накладной либо путем составления специального акта об утрате, недостаче, повреждении груза или просрочке доставки (рекомендуется). Акт составляется в свободной форме, но обязательно должен содержать (п. 82 Правил, утв. Постановлением правительства № 272 от 15.04.2011):

  • дату и место составления;
  • ФИО и должности лиц, которые участвовали при составлении;
  • краткое описание обстоятельств, послуживших основанием для составления акта;
  • описание и фактический размер причиненных повреждений, недостач или утраты груза;
  • подписи сторон.

Акт ОБЯЗАТЕЛЬНО нужно составлять в двустороннем порядке, при участии представителя транспортной компании. Если та уклоняется от составления акта, рекомендуем предварительно уведомить ее о необходимости составления акта способом, позволяющим подтвердить факт получения такого уведомления. Например, заказным письмом с уведомлением о вручении.

Как только акт составлен, можно составлять и предъявлять претензию. Она также составляется в свободной форме и в любом случае должна содержать (п. 88 Правил):

  • дату и место составления;
  • ФИО, адрес лица, подавшего претензию;
  • наименование, адрес транспортной компании;
  • описание обстоятельств, послуживших основанием для подачи претензии;
  • обоснование, расчет и сумма претензии по каждому требованию;
  • перечень приложений;
  • ФИО и должность лица, подписавшего претензию

Образец претензии в транспортную компанию

претензия в ТК.docx ≈ 11 КБ

Мы не рекомендуем вам составлять документ самостоятельно. Обратитесь к юристу!

Скачать образец

К претензии обязательно нужно приложить:

  • копию транспортной накладной;
  • копию акта;
  • копию договора купли-продажи или иные документы, подтверждающие стоимость груза (при его порче, утрате или недостаче).

Составляем претензию в двух экземплярах, один из которых передается в ТК, второй – остается у получателя груза. Целесообразно направлять ее по почте заказным письмом с уведомление о вручении либо подавать лично под подпись уполномоченного ТК должностного лица с указанием на втором экземпляре его ФИО, должности, даты приема, штампа и печати ТК.

Сроки подачи и рассмотрения претензии

Претензию в ТК можно подать в течение срока исковой давности (п. 87 Правил), который составляет 1 год с момента наступления обстоятельства, послужившего основанием для подачи претензии (ст. 42 Устава). С момента ее получения у транспортной компании будет 30 дней на ее рассмотрение. За это время она должна принять решение по существу заявленных требований и в письменном виде уведомить заявителя о принятом решении (ст. 40 Устава).

Куда написать жалобу на транспортную компанию?

Прошло 30 дней, а реакции от ТК не последовало? У вас есть еще несколько козырей.

Во-первых, можно подать жалобы в надзорные органы, а именно в:

  1. Транспортную прокуратуру. Она, как орган общего надзора, осуществляет надзор за исполнением законодательства, в том числе со стороны юридических лиц, оказывающих услуги в сфере транспорта. Она может провести внеплановую проверку и вынести предписание на устранение нарушений законодательства, а также привлечь ТК к ответственности. Подразделения транспортной прокуратуры есть только в крупных городах, в связи с чем рекомендуем подавать жалобу через интернет-приемную.
  2. Роспотребнадзор. На отношения между грузоотправителями и перевозчиками распространяются положения ФЗ «О защите прав потребителей», а поэтому на ТК можно пожаловаться и в Роспотребнадзор. Как и прокуратура, она – орган надзора, в связи с чем вправе проводить внеплановые проверки, выдавать предписания на устранение нарушений, и привлекать должностных лиц ТК и саму ТК к ответственности. Подать жалобу можно в письменном виде либо, чтобы не тратиться на бумагу и ручку, можно подать жалобу онлайн. А еще у них есть круглосуточная горячая линия.

Во-вторых, можно подать исковое заявление в суд для взыскания компенсации. Его особенность в том, что это будет иск о защите прав потребителей, в связи с чем:

  • он может быть подан в суд по месту жительства истца;
  • при подаче иска не требуется уплата государственной пошлины, если цена иска не превышает 1 млн рублей.

В судебном порядке можно взыскать не только компенсацию, но и неустойку, если она предусмотрена договором, штраф за несоблюдение в добровольном порядке требований потребителя в размере 50% от присужденной суммы, судебные издержки и даже моральный ущерб. Суды, как правило, идут навстречу истцам и хотя бы частично, но удовлетворяют их требования. Вот пример из Новосибирска, а вот – пример из Улан-Удэ. Ваш пример тоже будет успешным, если вы будете использовать все наши рекомендации! Удачи!

Куда жаловаться на общественный транспорт

Поездка на автобусе закончилась травмой, вам нахамил водитель или маршрутка проехала мимо остановки? Рассказываем, что делать и куда обращаться, если вас не устраивает работа общественного транспорта.

Помните: в любой жалобе указывайте свои ФИО и контактные данные — так вы получите ответ на обращение. Анонимные жалобы редко воспринимают всерьез, а госорганы их вообще не рассматривают.

Подробно опишите, какие ваши права нарушил водитель или транспортная компания и как это произошло. Не забудьте приложить документы, которые подтверждают поездку и доказывают нарушение: билет, чек, выписку со счета банковской карты, а также фотографии и видеоролики, если они есть.

🧑‍💼 В транспортную компанию

В каждом городе свои транспортные компании. Например, в Москве есть ГУП «Мосгортранс» и ГУП «Московский метрополитен», в Питере — ГКУ «Организатор перевозок», в Краснодаре — МУП КТТУ

Поводы для жалоб: любое недовольство. Например, если водитель проехал мимо остановки или летом в салоне автобуса не работал кондиционер

Как жаловаться:
а) позвонить на горячую линию;
б) заполнить форму на сайте транспортной компании;
в) написать жалобу на имя руководителя и вручить под подпись или отправить почтой — электронной или обычной.

Жалоба руководителю пригодится при обращении в курирующее ведомство, Роспотребнадзор, прокуратуру или суд.

Данные руководства и адрес, куда отправлять жалобу, можно посмотреть в салоне транспорта, узнать на сайте компании-перевозчика или посмотреть в выписке из ЕГРЮЛ/ЕГРИП

👀 В контролирующее ведомство

Местные власти обязаны организовать работу общественного транспорта, поэтому в администрациях всегда есть ведомства, которые контролируют перевозчиков. Например, в столице это Дептранс Москвы, в Санкт-Петербурге — комитет по транспорту, а в Краснодаре — департамент транспорта и дорожного хозяйства

Поводы для жалоб: любое недовольство

Как жаловаться:
а) позвонить по номеру горячей линии — его можно найти на сайте местной администрации;
б) написать в виртуальную приемную администрации;
в) вручить под подпись письменную жалобу или отправить ее почтой — электронной или обычной.

Быстрее и эффективнее всего — звонить на горячую линию. Письменные обращения проходят определенный порядок регистрации, прежде чем переходят к исполнению. Это немного увеличивает время на реагирование

🗣 В местный паблик в соцсетях

Практически во всех крупных городах есть паблики с местными новостями. В Краснодаре, например, это «Типичный Краснодар», в Москве — «Москва сейчас», в Санкт-Петербурге — «Питер решает»

Поводы для жалоб: любое недовольство

Как жаловаться: просто написать модератору с просьбой опубликовать пост.

Нередко на жалобу в паблике местные власти и руководители транспортных компаний реагируют быстрее, чем на жалобы через официальные каналы

🚔 В ГИБДД

🧐 В Федеральную антимонопольную службу

Поводы для жалоб: завышенные цены. Стоимость проезда в общественном транспорте зависит от тарифов на перевозку. Если водитель маршрутки ставит цену выше, это повод для жалобы

Как жаловаться:
а) заполнить форму на сайте ФАС;
б) отправить жалобу на электронную почту delo@fas.gov.ru;
в) отправить письменную жалобу по адресу: 125993, г. Москва, ул. Садовая-Кудринская, д. 11.

Быстрее всего получите помощь, если заполните форму на сайте

🧑‍⚖️ В суд

Поводы для жалоб: любое нарушение прав, отказ других ведомств рассмотреть жалобу

Как жаловаться: подать исковое заявление в суд по своему месту жительства или по месту нахождения компании-перевозчика.

Если судитесь по поводу качества перевозки, до подачи иска нужно отправить досудебную претензию. В остальных ситуациях можно обойтись без нее. Если сумма, из-за которой вы спорите с перевозчиком, не больше 100 000 Р, исковое заявление рассматривает мировой судья. Если цена иска выше 100 000 Р, заявление надо направить в районный суд. Госпошлину платить не нужно

Как подать иск в суд

⚖️ Как защитить свои права в разных ситуациях

Рассказываем в потоке «Суды: теория и практика». Как действовать до суда и в процессе разбирательства, чтобы добиться справедливости, — инструкции экспертов и личный опыт читателей Тинькофф Журнала

Читать статьи

Полезно знать, если пользуетесь общественным транспортом:

1. Какие бывают льготы на проезд.
2. Как получить компенсацию за ДТП.
3. Права в автобусах, троллейбусах и трамваях.

Новости, которые касаются всех, — в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь, чтобы быть в курсе происходящего: @tinkoffjournal.

Нарушение сроков доставки, получение поврежденного груза или его потеря при транспортировке – это основные причины жалоб потребителей, которые пользуются услугами специализированных компаний. И далеко не всегда удается мирно урегулировать вопрос, не привлекая к процессу государственные службы. В первую очередь это касается случаев, когда гражданин не только не доволен качеством обслуживания, но и хочет получить денежную компенсацию стоимости поврежденного или потерянного груза даже при наличии всех необходимых для этого документов (платежной квитанции о покупке, где указана стоимость транспортируемого товара, договор об оказании услуг по перевозке, квитанция об их оплате и т. д.).

Куда обратиться

Первое, что необходимо сделать потребителю, который оказался недоволен работой транспортной компании – это попытаться решить проблему с ее руководством. Даже если претензия останется без внимания, это обязательное условие, чтобы пожаловаться на нарушение закона или условий договора в контролирующие органы, для чего можно будет обратиться в:

  1. Роспотребнадзор.
  2. ОЗПП.
  3. Транспортную прокуратуру.
  4. Суд.

Важно! Если речь идет о материальной компенсации, то это гражданско-правовой спор, в котором не могут участвовать органы власти. Для решения финансовых вопросов следует напрямую обращаться в суд.

Транспортная компания

Основанием для жалобы может являться любое нарушение положений нормативно-правовых актов, регулирующих такую деятельность, или условий действующего договора. В большинстве случаев речь идет о:

  • повреждении или утрате перевозимого груза;
  • несоблюдении сроков доставки;
  • нарушении целостности упаковки или пломб;
  • неправильной транспортировке груза, что привело к его порче или деформации;
  • нарушении документооборота.

Пожаловаться в компанию можно любым удобным способом (на личном приеме, по почте и т. д.), составив письменную претензию с указанием всех фактов и обстоятельств инцидента. Для наглядной фиксации нарушения можно использовать заключение торгово-промышленной палаты, аудио- или видеосъемку, что особенно актуально для случаев боя или порчи груза.

Если транспортная компания не отреагировала на обращение в установленный для этого срок или полученный ответ не удовлетворил заявителя (например, ему отказали в компенсации), он может обратиться в контролирующие органы или суд, предоставив в качестве доказательства бездействия второй стороны конфликта копию своего обращения и письменный ответ (если он был предоставлен).

Роспотребнадзор

Игнорирование проблемы руководством транспортной компании – это повод обратиться для защиты потребительских прав в Роспотребнадзор. Это можно сделать несколькими способами:

  1. На личном приеме граждан в Центральном аппарате или своем территориальном подразделении. В Москве прием организован по адресу: Вадковский переулок, дом 18 стр. 5 и 7. Лично пообщаться с уполномоченным сотрудником Роспотребнадзора, передать ему письменную жалобу и материалы, свидетельствующие о неправомерных действиях сотрудников транспортной компании, можно в любой рабочий день без предварительной записи в соответствии с графиком www.rospotrebnadzor.ru/feedback/index.php.
  2. По почте, отправив письмо с уведомлением в Центральный аппарат или региональное подразделение. В первом случае корреспонденцию следует направлять по адресу: 127994, г. Москва, Вадковский переулок д. 18 стр. 5 и 7. Такому способу подачи претензии следует отдать предпочтение в том случае, если в ней содержится текст большого объема.
  3. Онлайн на сайте Ведомства, для чего следует заполнить форму petition.rospotrebnadzor.ru/petition/. Чтобы добиться внеплановой проверки нарушителя, обращение необходимо подать после авторизации в ЕСИА. В предложенной форме можно выбрать подразделение, которому составленная претензия поступит на рассмотрение, и прикрепить дополнительные файлы объемом не более 5 МБ.

Жалоба на транспортную компанию в Роспотребнадзор

Важно! В Роспотребнадзоре работает бесплатная телефонная линия 8-800-100-0004, где можно получить информацию или консультацию относительно порядка подачи жалобы на действия транспортной компании. Звонки принимаются в рабочие дни с 10.00 до 17.00 (по московскому времени) с перерывом с 12.00 до 12.45.

Общество защиты прав потребителей

ОЗПП – это межрегиональная общественная организация, призванная отстаивать интересы граждан, которые являются потребителями услуг. Ее юристы не только помогут правильно составить письменную жалобу и подготовить необходимый пакет документов, но и будут представлять интересы потерпевшего в суде, если он решит требовать возмещения своих потерь в принудительном порядке.

Для удобства пользователей на сайте ОЗПП работает бесплатный сервис с искусственным интеллектом «КиберЮрист», посредством которого можно быстро составить претензию, не углубляясь в изучение норм действующего законодательства. Кроме того, в Общество можно обратиться:

  1. По электронному адресу mail@ozpp.ru.
  2. На личном приеме, который организован в Москве по адресу Смоленский бульвар (вход со двора), дом 7. Пообщаться с сотрудником ОЗПП можно только после предварительной записи по телефону (499) 241-40-87.
  3. Направив претензию и другие материалы по почте: 121099, Москва, Смоленский бульвар, д.7.
  4. В круглосуточную клиентскую поддержку 7(495) 763-51-24 или по телефону выделенной линии 7(499) 241-40-87, 7(499) 241-43-10.

Внимание! На сайте ozpp.ru представлен большой выбор образцов претензий и исковых заявлений, которыми можно воспользоваться для отстаивания своих прав.

Транспортная прокуратура

В случае кражи посылки, мошенничества или другого серьезного нарушения норм действующего законодательства следует обратиться в Транспортную прокуратуру, которая уполномочена осуществлять надзор за исполнением законов компаниями и предприятиями водного, воздушного и железнодорожного транспорта. Чтобы жалоба долго не оставалась без внимания и в отношении нарушителя были быстро приняты соответствующие меры, ее следует направить в свое территориальное подразделение. Если компания зарегистрирована на территории Центрального федерального округа, следует обратиться в Московскую межрегиональную транспортную прокуратуру, что можно сделать:

  1. На личном приеме, который проводится в рабочие дни с 9.00 до 18.00 (в пятницу – до 16.30) с обеденным перерывом с 13.00 до 14.00. Ознакомиться с графиком работы специалистов приемной можно на странице www.mmtproc.ru/reception/. К руководству Прокуратуры на прием можно попасть только по предварительной записи у старшего помощника прокурора по рассмотрению писем Дятлова А.А. по телефону (495) 785-70-00 (доб. 169) или в кабинете №101.
  2. Направить письмо по адресу 107140, г. Москва, ул. Краснопрудная, дом 22 б. В документе важно точно описать обстоятельства, при которых были нарушены нормы действующего законодательства (с указанием соответствующих актов, положений, законов и т. д.). По почте также можно направить дополнительные материалы, которые могут быть использованы Прокуратурой для рассмотрения дела.
  3. Через электронную форму www.mmtproc.ru/i-reception/. Для этого необходимо будет выбрать получателя сообщения (по месту регистрации компании), указать вид обращения (если речь идет о жалобе, то «Обращение общего характера»), персональные данные заявителя и описать сложившуюся ситуацию, воспользовавшись полем «Текст обращения». При наличии дополнительных материалов их можно будет прикрепить к электронной форме через кнопку «Прикрепить файл» (суммарный объем таких документов не должен превышать 5 Мб). Если пользователь правильно заполнил все поля, и в онлайн жалобе нет ошибок, она поступит в Прокуратуру для рассмотрения, о чем появится соответствующее сообщение

Жалоба на транспортную компанию в транспортную прокуратуру

Важно! Независимо от способа подачи обращения, ответ будет направлен заявителю на указанный почтовый или электронный адрес (в случае отсутствия почтового).

Суд

Если был соблюден установленный претензионный порядок, физическое или юридическое лицо, пострадавшее от действий или бездействий транспортной компании, но не получившее удовлетворения выставленных требований, может обратиться в суд.

Исковое заявление должно быть мотивированным и обоснованным, а также содержать полное описание ситуации с указанием фактов и данных участников инцидента. Если истец хочет получить денежную компенсацию материального или морального вреда, он должен заранее рассчитать ее сумму и оплатить государственную пошлину.

Заявление в суд подается по договорной подсудности. Но если в действующем договоре нет четкой информации, где должны рассматриваться споры сторон, потерпевший может обратиться в суд по месту регистрации транспортной компании.

Судебное рассмотрение – это сложный и трудоемкий процесс, особенно если истец хочет добиться денежной компенсации. В связи с этим в суде ему лучше делегировать свои полномочия опытному юристу, который будет представлять его интересы, что поможет увеличить вероятность положительного исхода дела.

Как написать

Независимо от того, кто является получателем жалобы, она будет принята к рассмотрению только в том случае, если ее текст будет составлен с соблюдением целого ряда требований действующего законодательства. Такой документ можно написать по образцу, составив подробную опись дополнительных материалов, если они будут прилагаться для уточнения нюансов спора.

Жалоба на транспортную компанию в суд Жалоба на транспортную компанию в суд

На начальном этапе важно не пропустить срок подачи обращения, который может зависеть от нескольких параметров:

  • сущности нарушения;
  • вида транспорта, используемого для перевозки;
  • наличия договора, в котором оговаривается порядок разрешения споров.

Сроки предъявления претензий обозначены специальными отраслевыми законами, и они могут отличаться в зависимости от используемых путей грузового сообщения. В любом случае важно, чтобы срок рассмотрения закончился раньше срока исковой давности, который по таким делам составляет 12 месяцев.

С жалобой можно обратиться:

  • в 6-ти месячный срок при использовании внутреннего воздушного сообщения (для международных воздушных перевозок при нарушении условий доставки срок составляет 21 день, при утере багажа – 18 месяцев);
  • в течение 6-ти месяцев при перевозке на автомобильном транспорте;
  • бессрочно при использовании внутреннего водного транспорта.

Транспортная компания-мошенник: видео

Законодательная база

При составлении жалобы на нарушение сроков доставки, повреждение или утерю груза можно руководствоваться такими законодательными актами:

  1. ФЗ «О защите прав потребителей» от 07.02.1992г. N 2300-1 (ред. от 03.07.2016).
  2. Гражданский Кодекс РФ от 26.01.1996г. N 14-ФЗ (ред. от 28.03.2017).
  3. ФЗ «Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации» от 10.01.2003 N 18-ФЗ (ред. 18.07.2017).
  4. Воздушный кодекс РФ от 19.03.1997 N 60-ФЗ (ред. от 31.12.2017).
  5. Кодекс торгового мореплавания РФ от 30.04.1999 N 81-ФЗ (ред. от 29.12.2017).

Транспортное обслуживание населения осуществляется на основании Гражданского кодекса РФ, Закона РФ «О защите прав потребителей», Устава автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта (ФЗ от 08.11.2007 № 259), Правил перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом (Постановление Правительства РФ от 14.02.2009 № 112).

Решение об открытии, изменении, закрытии, определении вида маршрута регулярных перевозок принимает администрация города, и данную информацию доводит до сведения населения посредством публикации ее в средствах массовой информации и размещения на сайте администрации муниципального образования. Перевозки пассажиров по маршрутам осуществляются с использованием городских автобусов различных типов и категорий, на основании договора об организации перевозок пассажиров и багажа, заключаемым МУ «Транспортное управление» с перевозчиком. Движение транспортных средств по маршрутам регулярных перевозок производится по расписанию, которое составляется для каждого остановочного пункта маршрута, где предусмотрена обязательная остановка транспортного средства.

Нередко пассажиры сталкиваются с ситуацией, когда по причине транспортных коллапсов, ставших в последнее время частым явлением на дорогах, водители транспортных средств самовольно меняют маршруты, объезжая «пробки» по другим улицам, вынуждая пассажиров пешком (либо пересаживаясь на другой транспорт) добираться до места назначения. Таким образом, нарушаются права пассажиров (потребителей) на получение оказываемой услуги надлежащего качества, предусмотренной ст. 7 Закона РФ «О защите прав потребителей» от 07.02.1992 № 2300-1.

Основными принципами организации и осуществления транспортного обслуживания населения являются: безопасность выполнения пассажирских перевозок, качество транспортного обслуживания населения, доступность транспортных услуг для населения, контроль за соблюдением установленных условий выполнения регулярных перевозок и др.

В последнее время, по причинам тех же транспортных коллапсов, участились случаи остановок транспортных средств на середине дороги, устраивания водителями автобусов гонок, долгих стоянок на остановках в мороз с открытыми дверями, что подвергает опасности жизнь и здоровье пассажиров и нарушает права пассажира на получение оказываемой услуги надлежащего качества, а также и безопасной для его жизни и здоровья.

Обязанности перевозчика в отношении пассажиров возникают еще до посадки их в транспортное средство. Водитель обязан осуществлять посадку и высадку пассажира только после полной остановки транспортного средства, а начинать движение только с закрытыми дверями и не открывать их до полной остановки. Посадка и высадка пассажиров производится только на остановках, остановка по требованию пассажира (в маршрутных такси), должна производиться без нарушения правил дорожного движения. В том числе, перевозчик обязан:

  • обеспечивать перевозку пассажиров по установленному маршруту и расписанию, и не имеет права отменять установленные по маршруту регулярных перевозок рейсы или изменять расписание движения без предварительного согласования с МУ «Транспортное управление»,
  • обеспечивать соответствие количества пассажиров вместимости транспортного средства,
  • обеспечивать соответствие технического состояния транспортных средств требованиям безопасности дорожного движения и др.

Ответственность перевозчиков за вред, причиненный жизни или здоровью (или имуществу) пассажира, определяется по правилам главы 59 ГК РФ и ст. 14 Закона о «Защите прав потребителей», если законом или договором перевозки не предусмотрена повышенная ответственность перевозчика. Для того, чтобы определить период перевозки пассажира, в течении которого перевозчик несет ответственность за вред, причиненный жизни или здоровью пассажира и (или) его имуществу, перевозка пассажира включает в себя период посадки и высадки пассажира в (из) транспортного средства и период в течении которого пассажир находится в транспортном средстве.

На основании Закона РФ «О защите прав потребителей» от 07.02.1992 № 2300-1, исполнитель обязан оказать услугу, качество которой соответствует договору (ст.4 вышеуказанного Закона), а потребитель, в свою очередь, имеет право на получение оказываемой услуги надлежащего качества и безопасной для его жизни, здоровья и имущества (ст.7 Закона).

К примеру: Вы воспользовались услугами перевозки в маршрутном такси, данная услуга оказалась ненадлежащего качества, факт заключения договора подтверждается приобретением билета на проезд, следовательно, Вы можете требовать соблюдения Ваших потребительских прав при выполнении услуги. А именно: Вы вправе обратиться в МУ «Транспортное управление» с претензией, где укажете дату, время, номер маршрута (автобуса) и факт некачественной услуги (гонка по улице с опасностью для жизни и здоровья пассажиров, холод в салоне, изменение маршрута (и как следствие причинение убытков в связи с потерей времени, средств), и т.д.

Если же, при оказании услуги причинен вред Вашему здоровью или имуществу, либо вред Вашим близким, то Вы имеете право требования полного возмещения вреда, причиненного вследствие недостатка услуги (ст.14 Закона о защите прав потребителей, параграф 3 гл.59 ГК РФ), а также компенсации морального вреда (ст.15 Закона ОЗПП, параграф 4 гл.59 ГК РФ). Перед подачей иска в суд пострадавший может написать претензию в адрес компании перевозчика для урегулирования вопроса в досудебном порядке (ст. 39 гл. 7 «Устава автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта» от 08.11.2007 ФЗ № 259). Перевозчик обязан рассмотреть предъявленную претензию и о результатах рассмотрения уведомить в письменной форме заявителя в тридцатидневный срок.

Претензия к транспортной компании (ТК) — это несложный в составлении документ. Он поможет вернуть свои деньги за поврежденный груз или некачественно оказанную услугу. Безусловно, каждый случай индивидуален — нужно разбираться, кто прав, а кто виноват. Сейчас стало гораздо проще — большинство транспортных компаний страхуют свои перевозки. ТК передали часть ответственности страховым компаниям, соответственно, стоимость перевозок немного возросла (все крупные транспортные компании ПЭК, Деловые Линии, Байкал-Ссрвис, Энергия, СДЭК и др. добровольно страхуют свои перевозки). Плата за всё это ложится на плечи клиентов. Тем не менее процедура решения страховых случаев для людей и перевозчиков стала проще. В любом случае начинать нужно с претензии в транспортную компанию.

Содержание

  • 1 Претензия в транспортную компанию: законодательная основа
  • 2 Жалоба на транспортную компанию: кто имет право подавать
  • 3 В каких случаях можно подать претензию компании перевозчику
    • 3.1 Повреждение
    • 3.2 Потеря
    • 3.3 Задержка
    • 3.4 Недостача или недопоставка
    • 3.5 Не то привезли
  • 4 Куда можно жаловаться, если транспортная компания игнорирует требования
    • 4.1 В Роспотребнадзор
    • 4.2 Транспортная прокуратура
      • 4.2.1 Образец
    • 4.3 Иск в суд
    • 4.4 Судебная практика
  • 5 Как написать претензионное письмо в транспортную организацию
    • 5.1 Содержание претензии
      • 5.1.1 Образец претензии ТК «Энергия»
      • 5.1.2 Претензия транспортной компании о повреждении груза: образец
      • 5.1.3 Претензия транспортной компании об утере груза: образец
      • 5.1.4 Претензия транспортной компании о задержке доставки: образец
      • 5.1.5 Претензия «Простой транспортного средства»: образец
      • 5.1.6 Претензия по договору транспортной экспедиции: образец
  • 6 Сроки подачи и рассмотрения претензии
  • 7 Как правильно подать
    • 7.1 Нюансы подачи через интернет
  • 8 Полезное видео
  • 9 Заключение
  • 10 Задать вопрос юристу бесплатно

Дорогие читатели!

Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических
вопросов, но каждый случай носит уникальный характер.
Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему —
обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа →

Это быстро и бесплатно! Или звоните нам по телефонам (круглосуточно):

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — позвоните нам по телефону.
Это быстро и бесплатно!

Претензия в транспортную компанию: законодательная основа

Первый и самый важный документ для перевозчика и заказчика — договор между ними о предоставлении услуги. Именно в нём должны быть указаны все особенности претензионной деятельности заказчика и права перевозчика:

  • основания для составления требований к перевозчику;
  • документальные обязательные подтверждения факта;
  • процедура подачи требований;
  • время и длительность рассмотрения;
  • основания для отказа.

Претензию по договору аренды транспорта для осуществления перевозки необязательно включать в текст договора, поскольку есть прямая норма Гражданского кодекса — статья 797. Она расписывает обстоятельства подачи документа исполнителю заказа, сроки подачи, основания.

Аренда автомобиля и выполнение доставки товара к потребителю — физическому или юридическому лицу — это прямое выполнение договорных отношений.

Важной составляющей законодательного обеспечения прав потребителя является постановление правительства, которое регулирует правила перевозки грузов в автотранспорте.

Кроме указанных законов следует пользоваться нормами:

  • транспортного морского (статьи 402-413) и внутреннего водного (161 статья) кодексов;
  • статьями 120-123 Устава железнодорожного транспорта (имеет силу закона);
  • статьями 126-128 Воздушного кодекса РФ.

Жалоба на транспортную компанию: кто имет право подавать

Подать претензию на возврат имеет право потребитель услуг — заказчик. При этом претензия по договору оказания услуг перевозки, является обязательным начальным документом для судебного взыскания.

В каких случаях можно подать претензию компании перевозчику

В любом из случаев нарушения договорных обязательств и норм законодательства, которые дают право в полном объёме получить транспортные услуги.

Можно и нужно пожаловаться на некачественную услугу и получить компенсацию.

Повреждение

За порчу, умышленное или неумышленное повреждение товара, несёт ответственность перевозчик. В этом случае порча будет признана нарушением договора.

Повредившая товар сторона, обязана компенсировать её стоимость. Испорченный чемодан, холодильник или телефон, обязаны вернуть после полноценного ремонта или выплатить рыночную стоимость за него.

Потеря

Написать жалобу на фактически не предоставленные транспортные услуги можно в случае утраты отправленного груза. Потеря груза приравнена к изъятию у собственника имущества, поэтому подлежит компенсации.

Задержка

Задержка в доставке груза транспортной компанией, не может превышать установленный срок в договоре. Если такая задержка не обоснована форс-мажорными обстоятельствами в транспортную компанию о задержке необходимо срочно сообщить.

Если доставка затянулась по вине исполнителя, у заказчика есть право обратиться с требованием к перевозчику, а затем — в суд.

Недостача или недопоставка

Достаточно часто встречается недостача. Это может произойти из-за небрежного обращения или умышленных противоправных действий работников перевозчика, которые рассчитывали на то, что о недостаче товара получатель не сообщит.

Выставлять обоснованные жалобы, составлять письмо-претензию, в этом случае обязательно.

Не то привезли

Составить претензию необходимо и в случае получения товара, который не заказывался. Это может быть логистическая ошибка. Мог перепутать товар при выдаче и конкретный оператор.

Дорогие читатели!

Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических
вопросов, но каждый случай носит уникальный характер.
Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему —
обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа →

Это быстро и бесплатно! Или звоните нам по телефонам (круглосуточно):

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — позвоните нам по телефону.
Это быстро и бесплатно!

Куда можно жаловаться, если транспортная компания игнорирует требования

Куда направляется жалоба, если обращения полностью игнорируются? Есть несколько вариантов, последним из которых может стать суд.

В Роспотребнадзор

Подать заявление можно в Роспотребнадзор. Как и другие контролирующие службы, он имеет право накладывать санкции.

Транспортная прокуратура

Жалобы, транспортная прокуратура рассматривает, связанные с работой наземного, воздушного и морского (речного) транспорта. Прокуратура может открыть дело и выступать обвинителем в суде.

Образец

Жалоба-заявление в прокуратуру, образец которого можно посмотреть по ссылке, следует зарегистрировать лично или через адвоката, в отделе обращений.

претензия в транспортную компанию

Скачать образец претензии на перевозчика (.doc)

Иск в суд

Если ничего не помогает и истёк срок ответа от поставщика услуги — пишите заявление в суд для взыскания компенсаций.

Судебная практика

Истец часто долго решается: подавать или нет иск?

Судебная практика говорит, что в большинстве случаев, такие дела выигрываются. Для победы в судебном заседании необходим пакет документов, подтверждающих факты.

Как написать претензионное письмо в транспортную организацию

Если решение принято о начале претензионной работы, а товар доставлен с изъянами, перед составителем возникает вопрос: как написать претензию в транспортную компанию, чтобы её прочли и приняли к сведению?

Содержание претензии

Что включают в текст? Перечислим позиции, которые выписаны в различных законодательных документах и чаще всего используются на практике:

  • конкретное место и время составления документа;
  • ФИО физического лица-заказчика или полное название фирмы, с указанием зарегистрированного адреса;
  • ФИО физического лица-исполнителя или юридическое наименование и место расположения компании-исполнителя заказа по перевозкам;
  • изложение фактов, которые указывают на нарушение;
  • требования, документальное обоснование ущерба, включая расчёт конкретной суммы по возмещению;
  • список документальных данных в письменных или электронных вариантах, которые прилагаются;
  • подпись составителя жалобы.

Пример претензии транспортной компании за некачественно оказанные услуги, приведём ниже.

Образец претензии ТК «Энергия»

Бланк заявления-претензии к ТК «Энергия» — смотрите ниже.

претензия транспортной компании о повреждении груза образец Скачать образец претензии к ТК «Энергия» (.doc)

Претензия транспортной компании о повреждении груза: образец

Сообщение о поврежденном грузе — достаточно простой, но имеющий свои особенности, документ. Сообщение транспортной компании о повреждении груза желательно подавать по форме, в которой отображены все основные данные.

претензия в транспортную компанию о повреждении груза Скачать образец претензии о повреждении груза (.doc)

Претензия транспортной компании об утере груза: образец

В практической работы фирмы можно использовать образец претензии о потере груза, его полной утрате. В ней необходимо обязательно указать требование о том, что необходимо в полном объёме или согласно договору с дополнительными выплатами компенсировать утерю.

претензия транспортной компании о задержке доставки образец Скачать образец претензии по утрате груза (.doc)

Претензия транспортной компании о задержке доставки: образец

Образец жалобы по поводу ритмичности доставки, задержки и несвоевременной перевозке, смотрите здесь.

жалоба на транспортную компанию Скачать образец претензии о задержке доставки (.doc)

Претензия «Простой транспортного средства»: образец

Как оформить обжалование неисполнительного перевозчика за простой транспортного средства, можно узнать из образца такого документа. В этом случае обязательно указывается время простоя автотранспорта с обозначением конкретных дат и подтверждающих документов.

претензия на транспортную компанию повредившую груз образец Скачать образец претензии о простое автотранспорта (.doc)

Претензия по договору транспортной экспедиции: образец

Если экспедиция товаров некачественная, такое экспедиционное обслуживание клиента можно обжаловать подачей документа в фирму, предоставляющую услуги по перевозкам.

как оформить претензию в транспортную компанию сдэк Скачать образец претензии о некачественной транспортной экспедиции (.doc)

Сроки подачи и рассмотрения претензии

Также как и в решении трудовых споров, в большинстве случаев срок подачи жалоб — календарный год. Этот срок определён для автомобильных, морских и водных перевозок.

Для железнодорожных перевозок срок предъявления претензии – 6 месяцев. Если речь идёт об утрате багажа – 30 дней со времени максимального срока доставки. Такой же срок – 6 месяцев- для воздушных перевозок.

Как правильно подать

Составляет и подаёт такую жалобу или сам потребитель услуги, или его законный представитель. Закон не оговаривает жёстко, кто имеет право действовать от имени заявителя.

Нюансы подачи через интернет

Иногда достаточно выставленной клиентом и принятой компанией претензии, через интернет-коммуникацию. В большинстве случаев речь идёт о сайте или электронной почте фирмы. Важный нюанс — подавать желательно такое заявление с указанием реквизитов: номера телефона, адреса и других контактных данных (номер заказа), которые позволят быстро проверить всё, то что изложено в обращении.

Дорогие читатели!

Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических
вопросов, но каждый случай носит уникальный характер.
Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему —
обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа →

Это быстро и бесплатно! Или звоните нам по телефонам (круглосуточно):

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — позвоните нам по телефону.
Это быстро и бесплатно!

Полезное видео

Как использовать правовую систему грамотно и добиться выплаты компенсации за испорченный груз? Для этого потребуется использовать иногда весь арсенал убеждений и постепенно наращивать давление на компанию, которая не исполнила услугу.

Крайний способ — переход после неудовлетворительного судебного решения, к подаче апелляционной жалобы. Апелляционный суд может также не увидеть всех обстоятельств дела и может потребоваться кассационная жалоба. Если речь идёт о больших издержках – это оправдано.

Если речь идёт о взаимоотношениях коммерческих компаний, задержка получения товара влияет на прибыльность, ритмичность работы. Поэтому влияет на налоговую политику фирмы и возможности осуществлять вовремя все бухгалтерские проводки: по федеральным налогам и сборам, по транспортному налогу, социальным выплатам.

Проводки по получению товара следует делать с разбивкой, подстраховывая фирму от неполучения товара поставщиком-перевозчиком.

Следует знать, что налоговый период лучше всего завершить с уплатой всех запланированных проводок, включая транспортный налог, соцотчисления. Чтобы это случилось без проблем, следует резервировать сумму, необходимую для покрытия расходов без учёта недопоставленного товара.

На этом видео вы услышите советы как постоять за своё право получить по претензии положенные деньги и добиться своего результата.

Заключение

Оформление претензионного заявления по перевозкам — дело не хлопотное, но требующее знаний.

Крупные поставщики услуг на федеральном уровне, такие как транспортные компании СДЭК, Деловые линии, ПЭК, не особо боятся суда. Значительно важнее для них репутация.

Региональные перевозчики в мегаполисах (Москве, Питере), а также локальные игроки рынка, такие как екатеринбургский КИТ или небольшие фирмы на уровне городов — Самары, Владимира — сосредоточены на защите юридических интересов. Судебные иски для них важнее. Именно поэтому составляя такое заявление к перевозчику, следует убедиться в эффективности текста. Он должен ударить по самым уязвимым местам неисполнительного партнёра.

Особый случай — ответственность за перевозку грузов в автотранспорте по межгороду, автобусах, маршрутках. Впрочем, здесь также действуют общероссийские правила защиты права потребителя на предоставление качественной услуги.

Дорогие читатели!

Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических
вопросов, но каждый случай носит уникальный характер.
Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему —
обращайтесь в форму онлайн-консультанта.

Это быстро и бесплатно! Или звоните нам по телефонам (круглосуточно):

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — позвоните нам по телефону.
Это быстро и бесплатно!

Ответственность перевозчика за повреждение (порчу) груза, произошедшее после принятия его к перевозке и до выдачи грузополучателю, предусмотрена пунктом 1 статьи 796 Гражданского кодекса Российской Федерации [далее – ГК РФ], а экспедитора – пунктом 1 статьи 7 Федерального закона от 30.06.2003 № 87-ФЗ «О транспортно-экспедиционной деятельности» [далее – ЗоТЭД]. Там же указано, что перевозчик и/или экспедитор освобождается от ответственности, только если докажет, что повреждение (порча) груза произошло вследствие обстоятельств, которые он не мог предотвратить и устранение которых от него не зависело. Для правильного толкования этих норм существенное значение имеют сформулированные судебной практикой позиции.

Так, в разделе 1 «Обзора судебной практики по спорам, связанным с договорами перевозки груза и транспортной экспедиции» (утв. Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 20.12.2017) [далее – ОСП ВС] разъяснено, что перевозчик отвечает за повреждение (порчу) груза независимо от наличия либо отсутствия вины и несет ответственность за случай (случайный вред), если иное специально не предусмотрено законом. Основанием для освобождения перевозчика от ответственности могут быть только такие обстоятельства, которые являются объективно непредвидимыми (чрезвычайными) и непредотвратимыми. В частности, столкновение автомобиля перевозчика и автомобиля третьего лица, повлекшее повреждение груза, не считается таким обстоятельством, поскольку коммерческая организация, как профессиональный перевозчик, не может не знать о рисках, связанных с дорожно-транспортными происшествиями. Вместе с тем перевозчик не несет ответственности за повреждение (порчу) груза, произошедшее ввиду ненадлежащей упаковки груза грузоотправителем, за исключением случаев, когда перевозчик принял на себя обязанность упаковать груз [разд. 2 ОСП ВС].

В разделе 1 «Обзора судебной практики по рассмотрению споров, вытекающих из договоров перевозки грузов и транспортной экспедиции» (утв. Президиумом Пятого арбитражного апелляционного суда 02.05.2017) [далее – ОСП 5ААС] отмечено, что непроявление экспедитором должной осмотрительности при приемке и размещении груза (в частности, принятие упакованного груза лишь по внешнему осмотру, без взвешивания и проверки количества и состояния содержимого внутри упаковки) не освобождает его от ответственности.

Между тем на экспедитора не может быть возложена ответственность за повреждение (порчу) груза перевозчиком, если в силу договора экспедитор обязан выполнять лишь функцию агента грузоотправителя, за исключением случаев, когда экспедитор не проявил необходимой осмотрительности в выборе перевозчика или принял ручательство за исполнение договора перевозки [разд. 9 ОСП ВС]. Экспедитор также отвечает за повреждение (порчу) груза, если он фактически осуществлял перевозку своими собственными транспортными средствами (фактический перевозчик), выписал свой транспортный документ или иным образом выразил намерение взять на себя ответственность перевозчика (договорный перевозчик) [разд. 8 ОСП ВС]. Причем наличие у грузоотправителя права требовать возмещения непосредственно с перевозчика само по себе не является основанием для отказа в удовлетворении требований грузоотправителя к экспедитору, если последний тоже несет ответственность за сохранность груза [разд. 10 ОСП ВС].

Согласно действующему законодательству, груз считается получен неповрежденным (при отсутствии доказательств обратного), если во время выдачи груза получатель не уведомил экспедитора в письменной форме о повреждении (порче) груза и не указал общий характер повреждения (порчи) [п. 1 ст. 8 ЗоТЭД]. Если повреждение (порча) груза не могло быть установлено при приеме груза обычным способом, то уведомление экспедитору должно быть сделано не позднее чем в течение 30-ти календарных дней со дня приема груза. Датой уведомления считается дата его получения экспедитором [п. 2 ст. 8 ЗоТЭД]. В части 1 раздела 7 «Обзора судебно-арбитражной практики разрешения споров по договорам транспортной экспедиции» (утв. Президиумом Седьмого арбитражного апелляционного суда 30.06.2014) [далее – ОСП 7ААС] разъяснено, что обязанность по фиксации повреждений груза и их характера лежит на грузополучателе, который несет риск отрицательных последствий несовершения подобных действий. В случае непредоставления получателем документов, свидетельствующих о том, что при приемке груза обычным способом не могла быть установлена недостача (либо порча), в удовлетворении его требований может быть отказано.

Гражданско-правовая ответственность перевозчика за повреждение (порчу) груза выражается, прежде всего, в обязанности возместить реальный ущерб в размере суммы, на которую понизилась стоимость груза, а при невозможности восстановления поврежденного груза – в размере его стоимости [абз. 3 п. 2 ст. 796 ГК РФ]. Экспедитор тоже обязан возместить реальный ущерб за повреждение (порчу) груза, но в более дифференцированном размере, а именно:

— если груз принят для перевозки с объявлением ценности, то в размере суммы, на которую понизилась объявленная ценность, а при невозможности восстановления поврежденного груза – в размере объявленной ценности [подп. 3 п. 1 ст. 7 ЗоТЭД];

— если груз принят для перевозки без объявления ценности, то в размере суммы, на которую понизилась действительная (документально подтвержденная) стоимость груза, а при невозможности восстановления поврежденного груза – в размере действительной стоимости груза [подп. 4 п. 1 ст. 7 ЗоТЭД]. Действительная (документально подтвержденная) стоимость груза определяется исходя из цены, указанной в договоре или счете продавца, а при ее отсутствии – исходя из цены, которая при сравнимых обстоятельствах обычно взимается за аналогичные товары [абз. 5 п. 2 ст. 796 ГК РФ], конкретнее – исходя из средней цены на аналогичный товар, существовавшей в том месте, в котором груз подлежал выдаче, в день добровольного удовлетворения требования (либо в день принятия судебного решения, если требование не было добровольно удовлетворено) [п. 6 ст. 7 ЗоТЭД].

Как следует из судебной практики, при установлении факта повреждения (порчи) груза по обстоятельствам, за которые отвечает перевозчик, суд не может освободить его от обязанности возместить реальный ущерб лишь по тому основанию, что его размер невозможно достоверно установить [разд. 4 ОСП ВС]. Размер ущерба должен определяться из объявленной стоимости переданного к экспедированию груза, а при ее расхождении с рыночной стоимостью – исходя из пропорционального соотношения объявленной и рыночной стоимости с учетом принципов разумности и справедливости [разд. 3 ОСП 5ААС].

Кроме того, перевозчик обязан возвратить провозную плату, взысканную за перевозку поврежденного (испорченного) груза, если эта плата не входит в стоимость груза [п. 3 ст. 796 ГК РФ]. В договоре транспортной экспедиции тоже может быть установлено условие, обязывающее экспедитора возвратить клиенту уплаченное вознаграждение (если оно не входит в стоимость груза) в размере, пропорциональном стоимости поврежденного (испорченного) груза [п. 3 ст. 7 ЗоТЭД].

Наряду с возмещением реального ущерба и возвращением вознаграждения, экспедитор обязан возместить клиенту упущенную выгоду в связи с произошедшим по вине экспедитора повреждением (порчей) груза [п. 4 ст. 7 ЗоТЭД]. Под упущенной выгодой понимаются неполученные доходы, которые лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено [п. 2 ст. 15 ГК РФ]. При определении размера упущенной выгоды действует принцип реальности доходов, которые потерпевший рассчитывает получить при обычных условиях гражданского оборота. Если представленный расчет является вероятностным и составлен без учета расходов, которые клиент понес бы в условиях гражданского оборота [ч. 1 разд. 6 ОСП 7ААС].

Важно помнить, что до предъявления к перевозчику иска, вытекающего из договора перевозки груза, обязательно предъявление ему претензии в порядке, предусмотренном соответствующим транспортным уставом или кодексом [п. 1 ст. 797 ГК РФ]. При этом Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта [далее – УАТ] и Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации [далее – УЖДТ] предусматривают несколько различающиеся порядки предъявления претензий к перевозчикам.

Так, претензия к перевозчику груза автомобильным транспортом подлежит предъявлению в течение срока исковой давности [п. 6 ст. 39 УАТ]. Претензия же к перевозчику груза железнодорожным транспортом должна быть предъявлена в течение 6-ти месяцев, которые исчисляются со дня выдачи поврежденного (испорченного) груза. При этом к претензии должны быть приложены документы, подтверждающие предъявленные заявителем требования [ст. ст. 120 и 123 УЖДТ].

В свою очередь, для предъявления к экспедитору иска, вытекающего из договора транспортной экспедиции, не является обязательным претензионный порядок, если экспедиционные услуги оказываются для личных и иных нужд, не связанных с осуществлением клиентом предпринимательской деятельности [п. 1 ст. 12 ЗоТЭД]. Тем не менее, по усмотрению потребителя, претензия к экспедитору может быть предъявлена в письменной форме с приложением документов, подтверждающих право на предъявление претензии, и документов, подтверждающих количество и стоимость отправленного груза [п. 3 ст. 12 ЗоТЭД], в течение 6-ти месяцев, исчисляемых со дня, следующего за днем, когда груз должен быть выдан [п. 4 ст. 12 ЗоТЭД].

Перевозчик, равно как и экспедитор, обязан рассмотреть предъявленную ему претензию и в письменной форме уведомить заявителя о результатах ее рассмотрения (удовлетворении или отклонении) в течение 30-ти дней со дня получения претензии; в случае отклонения претензии (либо лишь частичного ее удовлетворения) – указать в уведомлении основание принятия им такого решения, а также возвратить заявителю представленные вместе с претензией документы [п. п. 1 и 2 ст. 40 УАТ, ст. 124 УЖДТ, п. 5 ст. 12 ЗоТЭД].

Иск к перевозчику может быть предъявлен в случае его отказа (полного или частичного) удовлетворить претензию либо неполучения от него ответа в 30-дневный срок [п. 2 ст. 797 ГК РФ]. При этом установлен специальный (сокращенный) срок исковой давности, а именно – один год с момента, определяемого в соответствии с транспортными уставами и кодексами [п. 3 ст. 797 ГК РФ].

Так, срок исковой давности по требованиям, вытекающим из договора перевозки груза автомобильным транспортом, исчисляется со дня наступления события, послужившего основанием для предъявления претензии или иска, в том числе в отношении возмещения ущерба, причиненного повреждением (порчей) груза, – со дня выдачи груза [ст. 42 УАТ]. Срок исковой давности по требованиям, вытекающим из договора перевозки груза железнодорожным транспортом, исчисляется со дня наступления событий, послуживших основаниями для предъявления претензии [ст. 125 УЖДТ].

Для исков к экспедитору (требований, вытекающих из договоров транспортной экспедиции) установлен тоже годичный срок исковой давности, исчисляемый со дня возникновения права на предъявление иска [ст. 13 ЗоТЭД].

Между тем из судебной практики известно, что течение срока исковой давности по требованию к перевозчику и/или экспедитору приостанавливается на срок, установленный законом для соблюдения претензионного порядка разрешения спора. Период, в который стороны соблюдали предусмотренный законом претензионный порядок, в срок исковой давности не засчитывается [разд. 17 ОСП ВС].

Пункт 15 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации «О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей» [далее – ПП ВС] разъясняет, что дела по искам, связанным с нарушением прав потребителей (граждан, заказывающим услуги для личных и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности), подведомственны судам общей юрисдикции. Согласно установленным частью 7 статьи 29 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации [далее – ГПК РФ] и пунктом 2 статьи 17 Закона Российской Федерации от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей» [далее – ЗоЗПП] правилам подсудности, иски о защите прав потребителей могут быть предъявлены по выбору истца в суд по месту:

— нахождения ответчика либо его филиала или представительства;

— жительства или пребывания истца;

— заключения или исполнения договора.

Однако из этого преференциального для потребителя правила предусмотрено исключение: иски к перевозчикам, вытекающие из договоров перевозки груза, предъявляются в суд по адресу перевозчика, к которому в установленном порядке была предъявлена претензия [ч. 3 ст. 30 ГПК РФ, п. 22 ПП ВС].

Тем не менее, законодательство освобождает потребителей и иных истцов по искам, связанным с нарушением прав потребителей, от уплаты государственной пошлины (при цене иска не более 1 млн. руб.) [п. 3 ст. 17 ЗоЗПП], а также дополнительно содержит особые способы защиты прав потребителей, в том числе, в виде компенсации морального вреда, причиненного потребителю вследствие нарушения исполнителем (перевозчиком, экспедитором) прав потребителя [ст. 15 ЗоЗПП], и взыскания с исполнителя штрафа в размере 50% от суммы, присужденной в пользу потребителя, за несоблюдение добровольного порядка удовлетворения требований [п. 6 ст. 13 ЗоЗПП].

Обратите внимание на дату публикации материала: информация могла устареть из-за изменений в законодательстве или правоприменительной практике.

Ваш груз исчез: кто виноват и что делать?

Кто несет ответственность за утерянный или поврежденный груз, отправленный из пункта А в пункт Б транспортной компанией? Как указал Верховный Суд, всегда виноват экспедитор, ему и отвечать. Но клиенту все же надо держать ухо востро, чтобы не попасть впросак

Ваш груз исчез: кто виноват и что делать?

Кто из нас хотя бы раз в жизни не пользовался услугами транспортной компании? Это удобно. Можно отправить подарок родственникам в другой регион, выслать к месту работы или к новому месту жительства габаритный багаж, передать покупателю проданный через Интернет товар и т.д.

Заполнил документы, отдал груз, получил груз – что может быть проще? Так и есть. Но ровно до того момента, пока с нашим грузом не случается какая-нибудь оказия: он может потеряться в пути, разбиться, его могут выдать непонятно кому. Тут мы задумываемся о своих правах и об обязанностях транспортной компании, ищем «скрытые» пункты в договоре оказания услуг. И если потерю или «гибель» груза мы с вами не можем предотвратить (не от нас это зависит), то варианты компенсации канувшего в Лету багажа предусмотреть должны именно мы – в наших же это интересах. А для этого необходимо разобраться в своих правах и обязанностях экспедитора, обратить внимание на то, что прописывается в договорах. Попробуем?

Обязанности экспедиторов и перевозчиков

У экспедиторов и перевозчиков, которых те нанимают, чтобы доставить груз в точку назначения, обязанностей огромное количество. Не будем утруждать себя изучением всех этих «пунктов». Нам достаточно уяснить три ключевые позиции. Итак, они обязаны:

  • доставить груз до пункта назначения в согласованные сторонами сроки;
  • доставить груз в целости и сохранности;
  • выдать груз не кому попало, а тому, кто указан в экспедиторской расписке.

Кажется, все предельно просто. В теории. А вот на практике возникает немало проблем. То вместо целой вазы клиент получает осколки и сам же оказывается виноват – не заказал дополнительную упаковку или не оплатил метку «хрупкий груз». То экспедитор выдает груз непонятно кому – снова виноват клиент, ведь он не внес в стандартные бланки экспедитора дополнительные сведения для идентификации грузополучателя.

Клиент всегда прав?

Везде выходит, что ты сам виноват. Получается, правило «клиент всегда прав» здесь не работает? Отнюдь. Еще как работает. Вот только права свои знать надо.

Итак, клиент транспортной компании имеет право:

  • требовать качественного оказания услуги (доставки целого груза и вручения его грузополучателю) в согласованные сторонами сроки;
  • требовать от экспедитора возмещения утраченного или поврежденного груза.

Именно с последним пунктом могут возникнуть сложности. Возмещать утерянный или разбитый груз транспортные компании обычно не спешат. Зачастую добиваться соблюдения этого права приходится в судебном порядке. А чтобы в суде выглядеть убедительно и добиться своего, необходимо иметь неоспоримые доказательства. И все они должны быть прописаны в договоре. Поэтому, прежде чем ставить свой автограф в документе, внимательно его читаем.

4 правила, которые помогут избежать проблем

Главное правило: отправляйте через экспедиторов только тот груз, который не жалко потерять. Особо ценные вещи вроде бриллиантового колье и раритетных предметов лучше перевозить самостоятельно. Понятно, что не всегда это возможно. Но тут уж вопрос приоритетов: груз, время или еще что для вас на первом месте.

Если вам все же пришлось обратиться в транспортную компанию, помните: чем дороже груз, тем выше риск его выдачи не грузополучателю, а неизвестно кому. И наша задача – минимизировать свои потери.

Правило № 1: озвучиваем стоимость груза.

И «озвучиваем» не значит, что достаточно похвастаться его дороговизной. Здесь фишка в другом: обязательно отправляем груз с объявленной ценностью. То есть в экспедиторской расписке указываем, груз какой стоимости перевозится. Зачем это надо? А затем, что при утрате груза вам будет возмещена именно стоимость его объявленной ценности.

Правило № 2: уточняем детали.

Важно детализировать вид груза. Обязательно укажите, какой именно товар вы отправляете: модель, артикул, цвет, размер, марку, производителя, дату выпуска и т.п.

Зачем такие заморочки? Если вы не оценили стоимость груза, то при его утрате будете иметь право на возмещение его реальной стоимости, а чтобы ее, эту самую стоимость, определить, нужно иметь данные о характеристиках груза. Нельзя просто указать в документах «компьютер», ведь они бывают разные.

Правило № 3: документы – наше всё.

Необходимо иметь документы на груз, который вы решили отправить. Они будут служить подтверждением вашего права собственности на груз и, соответственно, его стоимости и характеристик.

Правило № 4: он – и никто другой.

Следует максимально конкретизировать личность получателя груза, указав не только ФИО, но и паспортные данные, номер телефона и т.д. А еще укажите, что документом, удостоверяющим личность получателя груза, будет, например, только паспорт и только с вот такими реквизитами, что экспедитор не может выдать груз лицу, предъявившему иной документ. Это нужно, чтобы экспедитор выдал товар не первому пришедшему Иванову Ивану Ивановичу, а тому, которого вы указали.

Вы следуете этим простым правилам? Молодцы! Но у нас для вас новость: даже соблюдение всех вышеуказанных рекомендаций не гарантирует сохранность груза. Зачем тогда их выполнять? А затем, что это все поможет вам в суде отстоять свои права и возместить стоимость утраченного груза.

Хитрые пункты в договорах с экспедиторами

Имейте в виду: экспедиторы не лыком шиты и пытаются заранее снять с себя ответственность за утраченный груз, прописывая в договорах весьма интересные формулировочки.

Все экспедиторы включают в правила договора транспортной экспедиции такой пункт:

«Клиент уведомлен и согласен, что экспедитор не производит юридическую экспертизу подлинности подписей и печатей, содержащихся в доверенностях представителей грузополучателя. Экспедитор не несет ответственности за выдачу груза по подложному документу в случае, если из документа явственно без специальных средств и/или познаний не следует, что он поддельный»

или:

«Экспедитор не несет ответственности за утрату, недостачу или повреждение груза, произошедшие вследствие обстоятельств, которые экспедитор не мог предотвратить и устранение которых от него не зависело. Под такими обстоятельствами в том числе понимается выдача груза по подложным документам в результате мошеннических действий третьих лиц».

Что эти пункты в договорах дают экспедитору? А то, что он может даже сам себе выдавать грузы на основании поддельных документов и не нести при этом какой бы то ни было ответственности.

Но! Как бы ни старалась транспортная компания снять с себя имущественную ответственность за утрату груза, закон говорит о презумпции вины экспедитора. Это означает, что он виноват во всем, что произошло с грузом – от момента вручения ему товара до момента выдачи груза клиенту. Экспедитор может быть освобожден от ответственности только при наличии обстоятельств непреодолимой силы, т.е. исключительных и необычных для данной ситуации обстоятельств, которые невозможно предвидеть и предусмотреть (COVID-19, наводнение, ураган и т.п.).

А вот выдача груза не тому человеку целиком и полностью зависит от действий экспедитора (а не от цунами или землетрясения), поскольку именно он обязан передать груз уполномоченному лицу, предварительно удостоверившись в его личности. Поэтому вышеуказанные пункты, якобы освобождающие экспедитора от имущественной ответственности в случае выдачи груза третьим лицам, ничтожны, так как противоречат закону и их включение в договор с потребителем запрещено в силу п. 1 ст. 16 Закона о защите прав потребителей.

Кстати, за включение в договор условий, ущемляющих права потребителя, экспедитору грозит административная ответственность. При этом к ответственности могут быть привлечены одновременно должностное лицо, включившее эти условия в договор, и само юридическое лицо.

Получили груз? Рано радоваться

Представим, что все описанное выше оказалось «страшилкой» – груз вы получили. Но это не повод отключать бдительность. Надо убедиться, что груз прибыл в целости и сохранности. Сразу же, не отходя от кассы, включаем видео на телефоне и при экспедиторе вскрываем упаковку – проверяем все, начиная от количества груза и заканчивая его состоянием (вмятины, царапины, трещины и т.п.).

Если случилось так, что вы на радостях подписали документ о получении груза (а внизу обязательно мелкими буквами будет написано, что груз вам передан в целости и сохранности, претензий никаких вы не имеете), а дома вскрыли упаковку и увидели, что ваза разбита, получить возмещение уже не удастся (даже после обращения в Верховный Суд РФ). А все потому, что теперь никакой эксперт не ответит на вопрос, кто разбил вазу – вы или экспедитор.

Потому при экспедиторе проверяем состояние груза и сразу же отражаем в акте все недостатки. Только тогда вы сможете компенсировать свои убытки при повреждении груза.

И споры эти так похожи…

Казалось бы, все во взаимоотношениях клиентов и экспедиторов должно быть уже очевидно. Ан нет! Число споров со временем не уменьшается. Так о чем же спорят транспортные компании с клиентами и какие решения принимают суды?

Такие споры до боли похожи: это или утрата, или повреждение груза. Есть такие истории и в практике юристов компании «Гаврюшкин и Партнеры».

Дело № 1. Клиент отправил транспортной компанией ПЭК из Челябинска в Ярославль, где планировал открыть магазин, запчасти для автомобилей на сумму 900 тыс. руб. Отслеживая состояние груза на сайте компании, он неожиданно обнаружил, что его товар уже выдан. Позже выяснилось, что груз передан на основании поддельной доверенности.

Как повели себя суды? Арбитражный суд г. Москвы в иске отказал, полагая, что клиент сам виноват в произошедшем. Но в Девятом арбитражном апелляционном суде вынесенное решение было отменено: удалось доказать, что виноват все-таки экспедитор. Кассация поддержала апелляционную инстанцию.

Читайте также

ВС напомнил о презумпции вины экспедитора-юрлица за утрату, недостачу или повреждение груза

Как указал Суд, выдача груза на основании поддельных документов, предъявленных получателем, не может рассматриваться как обстоятельство непреодолимой силы

12 января 2021

Дело № 2. Клиент компании «Кашалот» отправил из Новороссийска в Самару комплектующие для компьютеров на сумму 500 тыс. руб. Но до адресата груз не дошел, а был выдан кому-то на основании временного удостоверения личности.

Как повели себя суды? Чкаловский районный суд г. Екатеринбурга и вышестоящие суды в иске отказали, сославшись на то, что груз выдан лицу с такими же ФИО, как у клиента, а значит, экспедитор свою обязанность исполнил. Якобы клиент сам виноват в том, что больше данных о получателе груза не предоставил. Только в Верховном Суде РФ удалось добиться отмены судебных решений, доказав, что на территории Российской Федерации все же действует презумпция вины экспедитора (Определение ВС РФ от 15 декабря 2020 г. по делу № 45-КГ20-18-К7).

Да здравствует наш суд!

Подобные дела рассматриваются в арбитражных судах (споры в сфере предпринимательской деятельности) и в судах общей юрисдикции (споры с участием потребителей – простых граждан). Несмотря на единое в стране законодательство, судебная практика поразительно неоднородна: в арбитражных судах стоимость груза взыскивали с экспедиторов, а в судах общей юрисдикции практически в 90% случаев клиентам отказывали в исках, ссылаясь на отсутствие вины экспедитора в произошедшем.

Так было раньше. Надеемся, что больше не будет. А все потому, что определение Верховного Суда РФ по делу клиента «Кашалота» (дело № 2 – читаем выше, если пропустили) расставило все точки над «i». Верховный Суд доступно разъяснил то, что юристы нашей компании из инстанции в инстанцию пытались донести до судей: в Российской Федерации действует презумпция вины экспедитора. Даже при отсутствии его вины экспедитор несет ответственность за все, что произошло с грузом (кроме цунами, наводнений и землетрясений, конечно).

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Кому принадлежат сотовые компании в россии
  • Кому принадлежит компания sony playstation
  • Кому принадлежит компания альфастрахование
  • Кому принадлежит компания вертолеты россии
  • Кому принадлежит компания ленд ровер ягуар