Компания зарегистрирована в москве деятельность в другом регионе

ООО зарегистрировано в одном регионе, а деятельность ведется в другом

Добрый день!
У нас фирма ООО (общий режим) зарегистрирована в одном регионе, а деятельность ведет в другом регионе (но почтовый адрес там же где и зарегистрирована). Год проработали. Никаких проблем не было. В этом году также как обычно выставляли счета-фактуры. Но одна организация не захотела принимать документы (хотя работаем с ними не первый год). Говорит, что если деятельность в другом регионе, то и почтовый адрес и КПП нужно поменять на регион где ведется деятельность. Подскажите пожалуйста на сколько это правда? и какие сложности могут возникнуть? Спасибо!

Здравствуйте!

Осуществление организацией деятельности по иному адресу, чем тот, который указан в учредительных документах, может быть квалифицировано как создание обособленного подразделения.
Согласно п. 2 ст. 11 НК РФ обособленное подразделение организации — любое территориально обособленное от нее подразделение, по месту нахождения которого оборудованы стационарные рабочие места. Признание обособленного подразделения организации таковым производится независимо от того, отражено или не отражено его создание в учредительных или иных организационно-распорядительных документах организации, и от полномочий, которыми наделяется указанное подразделение. При этом рабочее место считается стационарным, если оно создается на срок более одного месяца.
Под рабочим местом понимается место, где работник должен находиться или куда ему необходимо прибыть в связи с его работой и которое прямо или косвенно находится под контролем работодателя (ст. 209 ТК РФ).
В соответствии с арбитражной практикой под оборудованностью стационарного рабочего места понимается создание всех необходимых для исполнения трудовых обязанностей условий, а также само исполнение таких обязанностей (Постановления ФАС Северо-Кавказского округа от 20.06.2007 N Ф08-3590/2007-1449А, от 21.09.2006 N Ф08-4234/2006-1814А, от 29.11.2006 N Ф08-6161/2006-2552А).
Налогоплательщики обязаны письменно сообщить в налоговую инспекцию об обособленном подразделении в течение одного месяца со дня его создания (пп. 3 п. 2 ст. 23 НК РФ). За нарушение этого срока наступает ответственность по п. 1 ст. 126 НК РФ в виде штрафа в размере 200 руб. за каждый непредставленный документ, а также административная ответственность по ч. 1 ст. 15.6 КоАП РФ за непредставление в срок сведений, необходимых для осуществления налогового контроля, в виде штрафа для должностных лиц в размере от 300 до 500 руб.
На основании п. 1 ст. 83 НК РФ организации, в состав которых входят обособленные подразделения, расположенные на территории Российской Федерации, подлежат постановке на учет в налоговых органах по месту нахождения каждого своего обособленного подразделения.
Таким образом, организация должна встать на учет в налоговом органе по месту нахождения обособленного подразделения (п. 4 ст. 83 НК РФ). Ведение деятельности организацией без постановки на учет в налоговом органе влечет взыскание штрафа в размере 10 процентов от доходов, полученных в течение указанного времени в результате такой деятельности, но не менее 40 000 руб. (п. 2 ст. 116 НК РФ).

Здравствуйте!
Так все-таки нужно вставать на учет по месту деятельности, даже если мы весь предыдущий год отчитывались по месту регистрации? а как на счет смены кпп? спасибо

Цитата (pronuyta):Здравствуйте!
Так все-таки нужно вставать на учет по месту деятельности, даже если мы весь предыдущий год отчитывались по месту регистрации? а как на счет смены кпп? спасибо

Если стационарные рабочие места образованы на срок более месяца — вставать. КПП присвоит налоговая инспекция. Оправдание: «а мы делали так-то и так-то» — это к проверяющим органам, но, помнится, незнание закона не освобождает от ответственности.

Здравствуйте. Добавлю, что при проверке будут проблемы с налогами, которые должны перечисляться не по месту регистрации головной организации. Например, НДФЛ.

Во многих регионах действуют льготные ставки налога УСН — нулевые для новых ИП и пониженные. Ради экономии предприниматели иногда регистрируются там, где есть налоговые льготы, а бизнес ведут в другом месте. Рассмотрим, в чём риск такой схемы и какие могут быть последствия.

Законно ли, что место регистрации ИП в одном регионе, а бизнес — в другом

Налоговая инспекция регистрирует граждан России в качестве ИП только по адресу, указанному в паспорте. Неважно, что человек фактически проживает в другом месте. По адресу в паспорте определяется ИФНС, в которой предпринимателя поставят на учёт — туда нужно будет платить налоги и сдавать отчёты.

Если же постоянной прописки нет, открыть ИП возможно по адресу временной регистрации, предоставив подтверждающие документы.

На упрощёнке нет ограничений по территории, на которой можно вести деятельность. Предприниматель может работать в одном регионе, а отчитываться и платить налоги в другом — в ИФНС по месту регистрации в качестве ИП. При этом он вправе воспользоваться пониженной ставкой налога и налоговыми каникулами того субъекта РФ, в котором стоит на учёте как предприниматель.

Такой порядок установлен законодательством. Поэтому ИП нельзя привлечь к ответственности только за то, что он зарегистрировался в регионе, где введены налоговые льготы. Не считается незаконным и ведение деятельности на УСН не по месту учёта.

Открыть ИП через банк

Поможем бесплатно зарегистрировать ИП и открыть расчётный счёт

Когда бизнес не по месту регистрации — нарушение

Сам факт того, что предприниматель выбирает регион, выгодный для регистрации и экономит деньги за счёт льготных ставок — не нарушение. Но есть прецеденты, когда налоговики доказали, что ИП зарегистрировался в льготном регионе фиктивно и получил необоснованную налоговую выгоду. 

Так, в 2020 году УФНС по Республике Крым опубликовала информацию о судебном деле с ИП на упрощёнке с объектом «доходы». Предприниматель был зарегистрирован в Комсомольске-на-Амуре Хабаровского края и применял налоговую ставку 6 %. В сентябре 2015 года он оформил постоянную прописку в Крыму, г. Керчь. В связи со сменой места жительства ИП сняли с учёта в старой ИФНС и зарегистрировали в новой. 

В Крыму действовала пониженная ставка — 3 %. Так как она должна распространяться на весь календарный год, ИП посчитал налог по новой ставке и сдал декларацию УСН за 2015 год. 

Позже, при сдаче третьей уточнёнки он привлёк внимание налоговиков. По результатам камеральной проверки предпринимателю пересчитали налог за 2015 год по прежней ставке 6 % и потребовали доплатить 1 569 726,00 руб. Плюс к этому — начислили пени и штрафы. Инспекция утверждала, что ИП зарегистрировался в Крыму только формально и его цель — получить налоговую выгоду. Фиктивность регистрации подтвердили решением отдела по вопросам миграции УМВД по г. Керчи.

Когда предприниматель обратился в суд, налоговикам удалось доказать, что он не собирался переезжать и вести деятельность в республике. Из доказательств было:

  1. По адресу регистрации ИП находится однокомнатная квартира, на которую у него нет права собственности. Владелица не приходится ему родственницей. При допросе она сказала, что прописала у себя бизнесмена по его просьбе.
  2. После прописки в квартире ИП ни разу там не был — это подтвердили хозяйка и другие свидетели. Заказные письма, направленные по этому адресу, получал по доверенности другой человек.
  3. Предприниматель вообще в тот период не приезжал в Крым — по информации МВД он не покупал авиа- и железнодорожные билеты, не переправлялся на паромах, не выходил в интернет с крымских IP-адресов.
  4. Транспорт и недвижимость, используемые в бизнесе ИП, всё время оставались в Хабаровском крае. Там же оформляли документы с контрагентами.

Суд поддержал доводы инспекции и вынес решение, что предпринимателя законно и обоснованно привлекли к налоговой ответственности.

Таким образом, если ИП регистрируется в льготном регионе без намерений там проживать, а работать продолжает по старому адресу, есть риск, что ИФНС расценит такой манёвр как необоснованную налоговую выгоду и потребует уплатить недоимку, пени и штрафы.

30 дней Эльбы в подарок

Оцените все возможности онлайн-бухгалтерии бесплатно

Статья актуальна на 

26.05.2022

Если фактический адрес не совпадает с юридическим.

Журнал «В курсе дела»
Марченко Юлия Александровна, эксперт-консультант
компании ПРАВОВЕСТ

В Гражданском кодексе РФ употребляется выражение «местонахождение
юридического лица» – так называемый юридический адрес, официально
зарегистрированный в ЕГРЮЛ. В то же время юрлицо может располагаться по другому
адресу – фактическому.

В гражданском законодательстве не содержится общей нормы, касающейся
соотношения или соответствия юридического и фактического адресов организации.
Однако в законах, регулирующих деятельность юридических лиц различных
организационно-правовых форм, внимание данной проблеме все же уделено. Под
юридическим адресом понимается место нахождения постоянно действующего
исполнительного органа организации на момент ее регистрации, а в случае его
отсутствия – иного органа или лица, имеющих право действовать от имени
юридического лица без доверенности, по которому осуществляется связь с данным
юридическим лицом. Юридический адрес указывается в учредительных документах
организации. Фактический адрес – это адрес, по которому реально располагается
постоянно действующий исполнительный орган юридического лица. Юридический и
фактический адреса организации могут не совпадать. Каковы же последствия такого
несовпадения? Попробуем сделать обзор наиболее часто встречающихся ситуаций.

Местонахождение и регистрация юридического лица

Местом нахождения юридического лица признается место нахождения его постоянно
действующего исполнительного органа. В случае отсут-ствия последнего, иного
органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без
доверенности, – место нахождения, по которому осуществляется связь с юридическим
лицом1. Место нахождения юридического лица указывается в его учредительных
документах2. В п. 1 ст. 54 ГК РФ, п. 1 ст. 4 Федерального закона от 08.02.1998 N
14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью» (далее – Закон об ООО) и п.
2 ст. 4 Федерального закона от 26.12.1995 N 208-ФЗ «Об акционерных обществах»
место нахождения юридического лица определяется местом его государственной
регистрации, а сведения о месте нахождения юридического лица содержатся в его
уставе.
В п. 3 Постановления Пленума Верховного Cуда РФ N 90, Пленума ВАС РФ
N 14 от 09.12.1999 «О некоторых вопросах применения Федерального закона «Об
обществах с ограниченной ответственностью» указано, что при разрешении споров,
затрагивающих вопросы определения места нахождения общества (в частности, при
определении места исполнения денежных обязательств), судам необходимо
руководствоваться ст. 54 ГК РФ и п. 2 ст. 4 Закона об ООО, согласно которым
местонахождение общества определяется местом его государственной регистрации, и
учитывать, что учредительными документами общества местом его нахождения может
быть определено место постоянного нахождения органов управления общества или
основное место его деятельности. Ранее устанавливалось, что общество должно
иметь почтовый адрес, по которому с ним осуществляется связь, и обязано
уведомлять органы, осуществляющие государственную регистрацию юридических лиц,
об изменении своего почтового адреса3. В целях формирования единого подхода к
вопросу о месте нахождения юридического лица, месте его регистрации и почтовом
адресе приведенные положения в соответствии с Федеральным законом от 21.03.2002
N 31-ФЗ из ст. 4 Закона об ООО исключены. В настоящее время в действующем
законодательстве адрес места нахождения юридического лица не разделяется на
юридический и фактический. Между тем место нахождения самого юридического лица
Федеральным законом от 08.08.2001 N 129-ФЗ «О государственной регистрации
юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (далее – Закон N 129-ФЗ)
вообще не определено, хотя согласно ст. 19 НК РФ указание места нахождения
является обязательным для налогоплательщика. В соответствии с п. 21
Постановления Пленума Верховного Суда РФ, Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ
от 01.07.1996 N 6/8 «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой
Гражданского кодекса Российской Федерации» местом нахождения юридического лица
является место нахождения его органов. Кроме того, в Законе N 129-ФЗ отсутствует
требование о представлении в регистрирующий орган документов, подтверждающих
место нахождения органов юридического лица, определенное в его учредительных
документах.

Согласно п. 3 ст. 288 ГК РФ в качестве места нахождения юридического лица
нельзя указывать адрес жилого помещения. В соответствии с п. 3 ст. 52
Гражданского кодекса РФ изменения учредительных документов, в том числе места
нахождения юридического лица, приобретают силу для третьих лиц с момента их
государственной регистрации, а в случаях, установленных законом, – с момента
уведомления органа, осуществляющего государственную регистрацию, о таких
изменениях. Однако юридические лица и их учредители (участники) не вправе
ссылаться на отсутствие регистрации таких изменений в отношениях с третьими
лицами, действовавшими с учетом этих изменений. Пунктом 5 ст. 5 Закона N 129-ФЗ
установлено, что, в случае если изменение указанных в п. 1 данной статьи
сведений произошло в связи с внесением изменений в учредительные документы,
внесение изменений в Единый государственный реестр юридических лиц
осуществляется в порядке, предусмотренном гл. VI данного Закона. Таким образом,
государственная регистрация юридического лица осуществляется по месту нахождения
его постоянно действующего исполнительного органа, а в случае отсутствия
постоянно действующего исполнительного органа – иного органа или лица, имеющих
право действовать от имени юридического лица без доверенности. Фактическое место
нахождения юридического лица и место нахождения, указанное в его учредительных
документах, могут не совпадать. Однако юридически местом нахождения компании
считается адрес, указанный в его учредительных документах. В Едином
государственном реестре юридических лиц должны быть указаны сведения4 о месте
нахождения (об адресе) постоянно действующего исполнительного органа
юридического лица, по которому осуществляется связь с юридическим лицом. За
непредставление или несвоевременное представление необходимых для включения в
государственные реестры сведений, а также за представление недостоверных
сведений заявители, юридические лица несут ответственность5, установленную
законодательством Российской Федерации.

Ответственность

Согласно п. 3 ст. 14.25 Кодекса РФ об административных правонарушениях
непредставление, или несвоевременное представление, или представление
недостоверных сведений о юридическом лице в орган, осуществляющий
государственную регистрацию юридических лиц, в случаях, если такое представление
предусмотрено законом, – влечет предупреждение или наложение административного
штрафа на должностных лиц в размере пятидесяти минимальных размеров оплаты
труда. Пунктом 4 данной статьи установлено, что представление в орган,
осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц и индивидуальных
предпринимателей, документов, содержащих заведомо ложные сведения, если такое
действие не содержит уголовно наказуемого деяния, – влечет наложение
административного штрафа на должностных лиц в размере пятидесяти минимальных
размеров оплаты труда или дисквалификацию руководителя на срок до трех лет.

Дисквалификация

Письмом ФНС РФ от 13.09.2005 N ЧД-6-09/761@ «О применении дисквалификации в
качестве санкции за нарушение законодательства о государственной регистрации»
налоговым инспекциям предлагается применять дисквалификацию должностных лиц
организаций в качестве санкции за нарушение законодательства о государственной
регистрации. В соответствии с п. 3 Постановления Пленума ВС РФ от 18.11.2004 N
23 под представлением заведомо ложных сведений следует понимать представление
документов, содержащих такую заведомо ложную либо искаженную информацию, которая
повлекла за собой необоснованную регистрацию субъекта предпринимательской
деятельности. Об изменении места нахождения юридического лица необходимо
уведомить регистрирующий орган в течение 3 дней с момента такого изменения6,
иначе также может быть применена административная ответственность,
предусмотренная п. 3 ст. 14.25 КоАП РФ, за непредставление, несвоевременное
представление сведений о юридическом лице, представление недостоверных сведений.
Кроме того, согласно ст. 19.7 КоАП РФ непредставление или несвоевременное
представление в государственный орган (должностному лицу) сведений (информации),
представление которых предусмотрено законом и необходимо для осуществления этим
органом (должностным лицом) его законной деятельности, равно как и представление
в государственный орган (должностному лицу) таких сведений (информации) в
неполном объеме или в искаженном виде, за исключением случаев, предусмотренных
статьями 19.7.1, 19.8, 19.19 КоАП РФ, – влечет наложение административного
штрафа на граждан в размере от одного до трех минимальных размеров оплаты труда;
на должностных лиц – от трех до пяти минимальных размеров оплаты труда; на
юридических лиц – от тридцати до пятидесяти минимальных размеров оплаты труда.

Иски о ликвидации юридического лица

Также в качестве примера еще одного из возможных последствий можно привести
Постановление ФАС Московского округа кассационной инстанции7. Инспекцией МНС РФ
(далее – Инспекция) был предъявлен иск о ликвидации юридического лица на
основании ст. 61 Гражданского кодекса Российской Федерации, а также Закона N
129-ФЗ8 в связи с тем, что были допущены грубые нарушения законодательства РФ, в
частности ответчик на момент его регистрации представил недостоверные сведения о
своем местонахождении.

Фабула дела

Ответчик, зарегистрированный Инспекцией, указал свой адрес, однако согласно
выписке из Единого государственного реестра юридических лиц по состоянию на
30.06.2004 адресом ответчика является другое местоположение, зафиксированное в
новой редакции его устава, из чего заявитель сделал вывод о том, что ответчик на
момент его регистрации представил недостоверные сведения о своем
местонахождении, так как из представления Центральной акцизной таможни следует,
что ответчик не мог находиться по своему первоначальному адресу. Это
свидетельствует о грубом нарушении ответчиком законодательства Российской
Федерации, в связи с чем, по мнению заявителя, данное юридическое лицо подлежит
ликвидации в соответствии со ст. 61 Гражданского кодекса РФ, а также п. 2 ст. 25
Закона N 129-ФЗ.

В удовлетворении заявленного требования судами первой, апелляционной и
кассационной инстанции было отказано с указанием на то, что при надлежащем
исполнении обязанностей по уплате налогов, представлении бухгалтерской
отчетности фактическое отсутствие юридического лица по месту регистрации не
свидетельствует о грубом нарушении закона, притом что нарушения ч. 3 ст. 54
Гражданского кодекса РФ ответчиком не допущено, так как в его уставе указано
место нахождения общества, в последующем в устав были внесены изменения в части
указания нового местонахождения. То есть, если ответчиком ранее и было допущено
нарушение в части указания местонахождения общества, то в последующем это
нарушение было устранено, а ссылка заявителя на то, что данное нарушение
является неустранимым, является необоснованной, в связи с чем заявленные
требования о ликвидации ответчика удовлетворению не подлежат.

Кассационная инстанция сделала вывод, основываясь на п. 3 Информационного
письма ВАС РФ от 13.08.2004 N 84 «О некоторых вопросах применения арбитражными
судами статьи 61 Гражданского кодекса Российской Федерации», что юридическое
лицо не может быть ликвидировано, если допущенные им нарушения носят
малозначительный характер или вредные последствия таких нарушений устранены. Это
и было установлено судами обеих инстанций по делу в обжалуемых Инспекцией
судебных актах, а у арбитражного суда кассационной инстанции нет оснований для
иной оценки установленных арбитражными судами обстоятельств по настоящему делу.
Таким образом, если юридический адрес не совпадает с фактическим, юридическое
лицо в совокупности с этими обстоятельствами допускает ненадлежащее исполнение
обязанностей по уплате налогов, а также представление бухгалтерской отчетности,
то у налоговой инспекции будут основания для обращения в суд с заявлением о
ликвидации юридического лица.

Обособленные подразделения

Нахождение юридического лица по другому адресу также может быть
квалифицировано налоговыми органами как создание обособленного подразделения.
Согласно п. 2 ст. 11 НК РФ обособленным подразделением организации является
любое территориально обособленное от нее подразделение, по месту нахождения
которого оборудованы стационарные рабочие места. Признание обособленного
подразделения организации таковым производится независимо от того, отражено или
не отражено его создание в учредительных или иных
организационно-распорядительных документах организации, и от полномочий,
которыми наделяется указанное подразделение. При этом рабочее место считается
стационарным, если оно создается на срок более одного месяца. Согласно ст. 209
Трудового кодекса РФ рабочее место определяется как место, где работник должен
находиться или куда ему необходимо прибыть в связи с его работой, которое прямо
или косвенно находится под контролем работодателя. В соответствии с пп. 2 п. 1
ст. 23 НК РФ физические лица и юридические лица – организации обязаны
становиться на налоговый учет. В соответствии с п. 1 ст. 83 НК РФ в целях
проведения налогового контроля организация, в состав которой входят обособленные
подразделения, расположенные на территории Российской Федерации, обязана встать
на учет в налоговых органах по месту нахождения каждого своего обособленного
подразделения.

Ответственность

Неисполнение данной обязанности является основанием для привлечения к
ответственности по ст. 116 или ст. 117 НК РФ. Согласно ст. 116 НК РФ за
нарушение срока подачи заявления о постановке на учет в налоговом органе:

  • на срок менее 90 дней – взыскание штрафа в размере пяти тысяч рублей;
  • на срок более 90 дней – взыскание штрафа в размере 10 тысяч рублей.

Статья 15.3, п. 1 КоАП РФ за нарушение установленного срока постановки на
учет в налоговом органе:

  • влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от
    пяти до десяти минимальных размеров оплаты труда.

Нарушение установленного срока подачи заявления о постановке на учет в
налоговом органе, сопряженное с ведением деятельности без постановки на учет в
налоговом органе, в соответствии со ст. 15.3 КоАП РФ:

  • влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от
    двадцати до тридцати минимальных размеров оплаты труда.
    Статьей 117 НК РФ
    предусмотрена ответственность за ведение деятельности организацией или
    индивидуальным предпринимателем без постановки на учет в налоговом
    органевлечет взыскание штрафа в размере десяти процентов от доходов,
    полученных в течение указанного времени в результате такой деятельности, но не
    менее двадцати тысяч рублей.

Ведение деятельности организацией или индивидуальным предпринимателем без
постановки на учет в налоговом органе более трех месяцев влечет взыскание штрафа
в размере 20 процентов доходов, полученных в период деятельности без постановки
на учет более 90 дней. Следует отметить, что состав ст. 117 НК РФ трудно
доказать, и чаще юридические лица привлекаются к ответственности по ст. 116 НК
РФ.

Позиция Минфина по конкретным ситуациям

Пример 1 Юридическое лицо фактически находится и зарегистрировано в одном
городе, а в другом городе находятся сотрудники этого юридического лица. Но для
них в другом городе не создано хотя бы одного стационарного рабочего места,
которое прямо или косвенно находилось бы под контролем этой организации.
Становиться ли на учет в другом городе этому юридическому лицу? По мнению
Минфина РФ, основания для постановки на налоговый учет юридического лица по
месту осуществления этой организацией деятельности, не влекущей создание
стационарного рабочего места, отсутствуют9.

Пример 2 Часто бывает, что юридическое лицо зарегистрировано по юридическому
адресу на территории одной налоговой инспекции в г. Москве, а арендованное под
офис помещение находится на территории другой налоговой инспекции г. Москвы.
Фактически обособленного от головной организации подразделения юридическое лицо
не имеет. Никаких других помещений, недвижимого имущества и транспортных средств
нет. Все расчеты по налогам с бюджетом РФ и с бюджетом субъекта РФ г. Москвы
организация осуществляет по реквизитам инспекции, где произведена регистрация по
юридическому адресу. Подлежит ли организация регистрации в налоговой инспекции
по месту нахождения арендованного под офис помещения? Вопрос, несомненно,
неоднозначный, позиция Минфина РФ сводится к тому, что в такой ситуации
юридическому лицу необходимо внести изменения в учредительные документы в целях
указания в них достоверной информации о месте нахождения10.

Выводы

Понятий «фактический» и «юридический» адрес не содержится в действующем
законодательстве. Государственная регистрация юридического лица осуществляется
по месту нахождения его постоянно действующего исполнительного органа, а в
случае отсутствия последнего – иного органа или лица, имеющих право действовать
от имени юридического лица без доверенности. Фактическое место нахождения
юридического лица и место нахождения, указанное в его учредительных документах,
могут не совпадать. Однако юридически местом нахождения компании считается
адрес, указанный в ее учредительных документах. Нахождение юридического лица по
другому адресу также может быть квалифицировано налоговыми органами как создание
обособленного подразделения.

Таким образом, в том случае, если адрес, указанный в учредительных
документах, не совпадает с фактическим местонахождением юридического лица,
рекомендуем внести соответствующие изменения в учредительные документы, указав
тот адрес, по которому юридическое лицо фактически располагается.

 1) п. 2 ст. 54 ГК РФ; пп. «в» п. 1 ст. 5 Федерального закона от
08.08.2001 N 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и
индивидуальных предпринимателей»
2) п. 3 ст. 54 ГК РФ
3) Федеральный
закон от 08.02.1998 N 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью» (в
ред. федеральных законов от 11.07.1998 N 96-ФЗ, 31.12.1998 N 193-ФЗ)
4) п.
«в» ст. 5 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ
5) ст. 25 Федерального
закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ
6) п. 5 ст. 5 Федерального закона от 08.08.2001
N129-ФЗ
7) Постановление ФАС Московского округа от 17.05.2005 N
КГ-А40/3899-05
8) п. 2 ст. 25 Федерального закона от 08.08.2001 N
129-ФЗ
9) Письмо Минфина РФ от 05.08.2005 N 03-02-07/1-212
10) Письмо
Минфина РФ от 05.08.2005 N 03-02-07/1-211

Возврат к списку

Адрес в ЕГРЮЛ: нужна ли обособка, если работаете не по юрадресу

Одной из целей регистрации сведений об организации в ЕГРЮЛ является обеспечение доступа к ним другим участникам экономической деятельности, которые заинтересованы в сотрудничестве с этой организацией.

У любой организации должен быть адрес местонахождения, поэтому он входит в число указанных сведений как один из основных идентифицирующих конкретную организацию признаков.

На основании п. 1 и 2 ст. 51 ГК РФ юридическое лицо подлежит государственной регистрации в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 08.08.2001 № 129-ФЗ. Данные, указанные налогоплательщиком при государственной регистрации, включаются в ЕГРЮЛ, который открыт для всеобщего ознакомления.

В пункте 3 ст. 54 ГК РФ отмечено, что в ЕГРЮЛ должен содержаться адрес юридического лица в пределах места нахождения юридического лица (см. также пп. «в» п. 1 ст. 5 Федерального закона № 129-ФЗ).

Юридическое лицо несет риск последствий неполучения юридически значимых сообщений, доставленных по адресу, указанному в ЕГРЮЛ, а также риск отсутствия по указанному адресу своего органа или представителя. Сообщения, доставленные по адресу, указанному в ЕГРЮЛ, считаются полученными юридическим лицом, даже если оно не находится по указанному адресу.

Лицо, добросовестно полагающееся на данные в ЕГРЮЛ, вправе исходить из того, что они соответствуют действительным обстоятельствам (п. 2 ст. 51 ГК РФ).

К сведению:

В пункте 4 Постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 № 61 указано, что адрес юридического лица определяется местом нахождения его постоянно действующего исполнительного органа, а в случае отсутствия постоянно действующего и исполнительного органа — иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности (п. 2 ст. 54 ГК РФ). Поэтому допускается, что такой адрес отличается от адреса, по которому осуществляется непосредственная деятельность юридического лица, в том числе хозяйственная (производственный цех, торговая точка и т.п.).

В Письме Минфина России от 29.05.2019 № 03-12-13/38956 подчеркивается, что если такой адрес является адресом физического лица (например, учредителя), то сведения о нем подлежат включению в ЕГРЮЛ и становятся открытыми и общедоступными.

В письме Минфина России от 06.09.2018 № 03-12-13/63746 отмечается, что отсутствие юридического лица по адресу, указанному в ЕГРЮЛ, является основанием для внесения в ЕГРЮЛ в порядке, предусмотренном п. 6 ст. 11 Федерального закона № 129-ФЗ, записи о недостоверности содержащихся в ЕГРЮЛ сведений о юридическом лице.

Там же говорится о том, что при осуществлении российской организацией деятельности не по адресу юридического лица, указанному в ЕГРЮЛ, может идти речь о создании обособленного подразделения организации, понятие которого определено в ст. 11 НК РФ. По мнению финансистов, в этом случае российская организация подлежит постановке на учет в налоговом органе по месту нахождения ее обособленного подразделения.

Но, подчеркнем, речь только может идти о создании обособленного подразделения. Автоматически необходимость его создания не возникает.

Если, например, в качестве адреса использовано место проживания учредителя, который по этому адресу не осуществляет предпринимательской деятельности, даже будучи руководителем юридического лица, то признаков наличия обособленного подразделения нет.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Компания обеспечивающая предоставление услуг internet называется
  • Компания с ограниченной ответственностью нанолек холдинг лимитед
  • Компания с ограниченной ответственностью талита трейдинг лимитед
  • Компания с ограниченной ответственностью энерона холдинг лимитед
  • Кому жаловаться если управляющая компания не реагирует на жалобы