- Главная›
- Заводы›
- ЛМЗ›
- История›
Металлический завод: рождение гиганта
1857–1885
Внешний вид завода. 1880 год
Завод был основан в 1857 году купцом Сергеем Нефедьевичем Растеряевым. Первая продукция Санкт-Петербургского Металлического завода состояла из простейших изделий из металла: гвозди, рессоры, домашняя утварь. По мере развития предприятия заказы усложнялись, круг клиентов неизменно рос.
Завод впервые в России наладил производство медной проволоки для телеграфного сообщения, освоил выпуск отопительных приборов и вентиляционных устройств по собственным чертежам. Главные театры, дворцы, музеи, храмы, заводы Санкт-Петербурга вскоре стали заказчиками этой востребованной продукции.
Постепенно предприятие превратилось в монополиста области и сделалось поставщиком Двора Его Императорского Величества. За 30 лет до начала ХХ века завод изготовил более 1350 мостов, принимал заказы на изготовление орудий для Российской армии и флота.
Гравюра «Санкт-Петербургский Металлический завод», конец XIX века
Императорским указом был утвержден устав Компании Санкт-Петербургского Металлического завода (именным Указом императора Александра II «Об учреждении Акционерной Компании Санкт-Петербургского Металлического завода»). По уставу предполагалось изготовление «всяких металлических изделий, могущих быть выгодными для завода…». «Капитал Компании определяется в один миллион рублей серебром, разделенный на десять тысяч акций, каждая по сту рублей».
Состоялся первый выпуск 3000 акций компании, которые были раскуплены за один день. В мае 1858 года акции компании стали котироваться на Петербургской бирже.
Заводская марка. 1857–1917 годы
Завод участвует в 9-й Всероссийской выставке мануфактурных изделий в Петербурге и награждается правом клеймить свои изделия Государственным гербом России. Это первый успех Металлического завода. Изделия с заводской маркой — крылатый жезл Меркурия — получили высокую оценку.
Получен первый крупный казенный заказ на поставку «телеграфической проволоки». Завод впервые в России наладил производство медной проволоки для телеграфного сообщения, ранее проволока закупалась только за границей. Теперь новые линии связи получали русскую проволоку по более дешевой цене и значительно лучшего качества.
Изготовлены пять чугунных печей для Владимирского собора в Санкт-Петербурге. На заводе освоено новое производство — изготовление отопительных и вентиляционных устройств по собственным чертежам. Постепенно предприятие стало монополистом в этой столь востребованной обществом отрасли производства. Производство это просуществовало более пятидесяти лет.
Поначалу все руководящие посты на заводе занимали немецкие специалисты. В 1867 году завод возглавил Отто Крель; под его руководством были налажены котельное производство, изготовление приборов для отопления и вентиляции, выпуск металлоконструкций различного назначения, подъемных кранов, плавучих док-мостов.
Завод получил заказ на устройство вентиляции и парового отопления в манеже царских берейтовских конюшен. Через три года Металлический завод устанавливает новое современное отечественное оборудование в Зимнем дворце, Александровском дворце в Царском Селе, Аничковом и Михайловском дворцах в Санкт-Петербурге, Большом и Малом Кремлевских дворцах в Москве.
Завод попадает в престижное число «поставщиков Двора Его Императорского Величества». За Придворным ведомством потянулись и другие заказчики. Оборудование с заводской маркой было установлено в театрах: Мариинском, Михайловском, Александринском, в фешенебельном магазине Елисеева на Невском, Главпочтамте, буддийском дацане и еще во многих самых разнообразных учреждениях и предприятиях Петербурга.
Подъемный кран. 1915 год
На заводе создано новое производство подъемных механизмов и сооружений. Это бытовые и грузовые лифты, краны различной грузоподъемности и назначения, плавучие док-мосты для портов. В этой области завод также становится монополистом, выпускает продукцию по собственным проектам.
Выпущены первые два подъемных крана для Петербургского казенного Арсенала. За три с лишним десятилетия было изготовлено по собственным проектам более 300 машин для подъема людей и грузов и около 200 подъемных кранов различной грузоподъемности и назначения. В этой области предприятие также становится монополистом, выпускает продукцию по собственным проектам.
Организовано новое важное направление производства — мостостроение. На заводе разработаны технические новшества: впервые в России освоено изготовление цельных клепаных балок, начато использование мягкого литого железа вместо сварочного. Раньше других специалисты завода стали вести работы в глубоких кессонах.
В 1870 году Металлический завод перестроил старый деревянный мост через Сампсониевский канал в Нижне-Петергофском парке. А уже через 4 года был заключен договор на постройку самого большого в России четырехпролетного моста через Оку: каждый из его пролетов имел длину более 82 метров.
За 30 лет до начала ХХ века было изготовлено 1350 мостов разного назначения.
Световые перекрытия пассажей верхних торговых рядов ГУМа. Москва. 1891 год
Сборка на заводе купола для храма Воскресения Христова в Петербурге. 1895 год
Закончена сборка железного телескопического газгольдера в Санкт-Петербурге.
Благодаря мастерству своих конструкторов и рабочих, вскоре завод завоевал непререкаемый авторитет в области производства сложных железных конструкций.
Следует назвать отдельные знаменитые и высококлассные работы: это многотонные каркасы куполов, главки и шпили Спаса на Крови, своды зрительного зала Мариинского театра, центрального зала Главпочтамта, перекрытия главных залов (в том числе Гербового, Концертного, Белого и Николаевского) Зимнего дворца, световые фонари музея Суворова, стропила залов Консерватории, ажурные сплетения световых перекрытий Русского музея, железные перекрытия Мариинского дворца, купол цирка Чинизелли на Фонтанке, стропила и перекрытия театра Эрмитажа, Академии Художеств.
Легкие, словно невесомые воздушные переплеты, поддерживающие стеклянные своды, созданы для высоких галерей ГУМа и ЦУМа в Москве. Расчет, изготовление и сборка стального каркаса огромного здания является технической победой Металлического завода. Более 400 высококлассных работ предприятия стали образцом точного инженерного расчета и безукоризненного исполнения.
Котельное отделение Металлического завода. 1913 год
Завод освоил выпуск паровых котлов различных систем и характеристик для нужд Военно-Морского флота. Как отмечали современники, «компанией Металлического завода приготовляются котлы даже весьма сложных, но зато более экономичных по расходу топлива систем, каковые прежде выписывались из-за границы». Котельное производство существовало до начала Великой Отечественной войны.
Изготовленный впервые в мире, он был принят на вооружение русской армии. Лафет вошел в историю развития отечественной артиллерии под названием «горный станок системы Металлического завода». Сначала были построены восемнадцать лафетов для 6-дюймовых дальнобойных орудий, затем для крупных 9-дюймовых. Эти пушки предназначались для установки на кораблях и канонерских лодках Военно-Морского флота. В 1886 году завод создал первый русский гидравлический компрессор к лафету, предназначенный для ограничения отката орудия. До 1917 года завод построил для сухопутной и морской артиллерии 1400 станков и лафетов.
Освоен выпуск торпедных аппаратов, мин, фугасных снарядов, первых отечественных барбетных и башенных установок для судов Военно-Морского флота, установок для береговой и горной артиллерии. Впервые в России изготовлены железнодорожные транспортеры и первый минный аппарат.
До 1917 года было произведено 110 надводных и подводных минных аппаратов.
Изготовлен по собственным чертежам первый поворотный круг для паровозов и вагонов станции Двинск Петербургско-Варшавской железной дороги (до 1917 года их было сделано около двухсот). Стрелочные механизмы и крестовины, стрелки и семафоры, дрезины, водопроводные трубы из гофрированного железа для водостоков под железнодорожными насыпями, металлические резервуары для воздушных тормозов — заказы железной дороги.
Возникновение нового производства в области паровой дезинфекции: проектирование и исполнение дезинфекционных аппаратов разного назначения, устройство специальных приспособлений для обеззараживания сточных жидкостей. По системе Металлического завода была изготовлена первая в Европе дезинфекционная камера для Александровской городской больницы в Санкт-Петербурге. Пошли заказы на обустройство таких камер для лечебных учреждений Петербурга, Москвы и других городов.
На Металлическом заводе освоен массовый выпуск разнообразных артиллерийских снарядов. 542 тысячи разных стальных снарядов было изготовлено до 1917 года. Возникло производство самодвижущихся торпед и торпедных аппаратов.
К концу XIX века Металлический завод выпускал уже сложнейшие и новаторские изделия, став родоначальником отечественного турбостроения, пионером новой, прогрессивной отрасли машиностроения.
Сегодня у нас опять уникальный завод, можно смело сказать — легенда, не каждому ведь было дано в своё время носить имя Сталина, именно этот завод является пионером отечественного энергетического турбиностроения. Да, именно он, трудяга, создал первые отечественные гидравлические и газовые турбины, а также обеспечил выполнение почти трети плана ГОЭЛРО. Наш герой — это Ленинградский Металлический завод. Кстати, в конце прошлого года, 20 декабря, у них был большой юбилей, этому предприятию исполнилось 160 лет, пусть и с задержкой я поздравляю всех причастных с этим праздником и желаю заводу больше заказов и, конечно, дальнейшего роста, побед и процветания!
В 1857 году купец Сергей Нефедьевич Растеряев образовал Санкт-Петербургский Металлический завод, вот на его базе постепенно и вырос наш энергомашиностроительный гигант. Конечно же не сразу. Вначале он строил совсем небольшие котлы, приборы отопления, а также выполнял различные металлические работы. По сути это была обычная кустарная мастерская. Шли годы, завод развивался и даже стал хантить иностранных специалистов по всему миру. В итоге он всё больше звучал и осваивал всё новые и новые ниши. В 1867 году завод возглавил Отто Крель. Под его руководством были налажены котельное производство, изготовление приборов для отопления и вентиляции, выпуск металлоконструкций различного назначения, подъёмных кранов, плавучих доков и даже мостов. За 30 лет завод изготовил более 1350 мостов. Одна из первых российских подводных лодок тоже их работа. Она вошла в историю мирового подводного кораблестроения как единственный удачный образец подлодки с единым двигателем внутреннего сгорания для надводного и подводного хода. В итоге к началу ХХ века завод стал одним из крупнейших предприятий Российской Империи.
2.
Впервые к организации турбинного производства завод приступил в 1904 году, после того, как приобрёл лицензию на изготовление турбин у французской фирмы Рато. Первая паровая турбина «М-3» по чертежам французов была изготовлена заводом уже в 1907 году. Её установили на заводской электростанции. Что же касается именно отечественного продукта, то тут пришлось повоевать. И вина тому совсем не низкая квалификация наших умельцев, а всё Запад, который только успевал нам вновь и вновь палки в колёса вставлять (прям, всё как в наше время, что тогда боялись конкуренции, что сейчас). Они подкупали царское правительство, демпинговали и завозили свои машины. Первая турбина собственной конструкции, а не по чертежам, была изготовлена в 1910 году.
3. Ротор паровой турбины типа ОК-20, выпущенная на ЛМЗ в 1926 году. Технические характеристики турбины: мощность 2 000 квт, давление пара — 11 атм, температура пара — 300С, скорость вращения ротора — 3000 об/мин.
После революции, благодаря в том числе и плану ГОЭЛРО, завод получил мощный импульс к своему развитию. Ведь и тогда это было основное предприятие в стране, специализирующееся на производстве энергетических паровых турбин, а теперь их точно ждало светлое будущее. Для этих целей в 1922 году был организован ленинградский машиностроительный трест, который объединил ряд предприятий по производству различных типов энергетического оборудования — котлов и турбин. Этот год можно смело считать датой начала советского турбиностроения. В 1924 году на Ленинградском металлическом заводе создаётся первая советская паровая турбина мощностью 2000 кВт, а уже в 1926 году выпускается турбина мощностью 10 тыс. кВт. А после того, как в 1930 году были выпущены первые семь турбин АК-25-1 (мощностью 24 тыс. кВт) и в 1931 году АК-50-1 (50 тыс. кВт.) стало понятно, что мы теперь можем и серийно производить турбины. Между прочим, такой серийной практики в мире ещё не было. Вот такие мы первые, ура! В 1934 году был выполнен первый экспортный заказ. Им стала паровая турбина мощностью в 1500 кВт для текстильного комбината в Кайсари (Турция). Уже к 1938 году мы, не только благодаря ЛМЗ, решили стратегическую задачу по импортозамещению в этой сфере, но и вышли на второе место в Европе по объему выпуска паровых турбин. Кстати, на тот момент, самая мощная в Европе быстроходная паровая турбина мощностью 100 МВт была изготовлена тоже нами. Она предназначалась для Сталиногорской ГРЭС (под Москвой, во время войны турбина была перебазирована в Челябинск). В гидроэнергетике мы тоже стали первыми. В 1939 году на ЛМЗ были изготовлены самые большие и мощные гидравлические турбины в мире. Их мощность составила 55 МВт, а предназначались они для Угличской и Рыбинской ГЭС. И тут война…
4.
Первой военной продукцией ЛМЗ стали кирки, ломы и лопаты, затем — колючки-«звездочки» для прокола покрышек автомашин, финские ножи и винтовочные штыки. Уже осенью 1941 года завод стал выпускать отдельные узлы танков, бронепоезда и бронетранспортеры. Всего за годы войны Ленинградский Металлический завод изготовил десятки и отремонтировал сотни тяжелых танков, несколько бронепоездов, выпустил сотни тысяч снарядов и мин. В 1942 году завод возобновил выпуск профильной продукции. Были восстановлены гидрогенераторы и турбины Волховской ГЭС, демонтированные осенью 1941 года. 23 сентября 1942 года станция начала давать ток. Помогли и другим станциям.
5.
После войны завод потянуло на новые подвиги. Так в 1958 году была спроектирована и изготовлена легендарная «двухсотка» — паровая турбина ПВК-200 мощностью 200 МВт, положившая начало самой крупной в мире серии машин подобного класса и вошедшая в Книгу рекордов Гиннесса. А создание турбин мощностью 200, 300, 500 и 800 МВт открыло заводу путь к выпуску еще более мощных турбин на сверхкритические параметры пара. Можно смело сказать, что почти все крупнейшие энергостройки в нашей стране, стали их клиентами. Да, и не только наши, турбины с маркой ЛМЗ до сих пор успешно работают в Китае, Индии, Польше, КНДР, Сирии, Бразилии и т.д. История продолжается…
6. Паровая турбина АК-50-1. Была изготовлена в 1931 году и проработала Дубровской ГРЭС-8 62 года. Здесь установлена в 2007 году. Её характеристики: Мощность — 50 000 кВт, частота вращения — 1500 об/мин., давление и температура свежего пара — 29 ати и 400С.
Сегодня Ленинградский Металлический завод — это крупнейшее предприятие в отрасли, специализируется на производстве турбин и другого вспомогательного оборудования для гидравлических, тепловых и атомных электростанций. Между прочим, турбины с маркой «ЛМЗ» установлены на 70% электростанций стран СНГ и более чем в сорока странах мира.
7.
Кстати, простой и в тоже время, всегда узнаваемый треугольник с тремя вписанными в него буквами «ЛМЗ» появился на изделиях завода в 1934 году. Его автором считается инженер-конструктор бюро паровых турбин Победимов Дмитрий Павлович. Хотя, первоначально это изображение на карандашной кальке он начертил ещё 11 июня 1930 года.
8.
9.
10. На ЛМЗ всё просто гиганстких размеров, вот, например, один из самых больших в нашей стране сборочно-испытательных стендов. Сейчас здесь идёт сборка быстроходной турбины Белорусской АЭС-2.
11.
12.
13. Запчасти для Волжской ГЭС
14.
15. Лопатки направляющего аппарата
16.
17. Вот кипит работа над колёсами Усть-Илимской ГЭС. Она находится на реке Ангара в Иркутской области, в городе Усть-Илимск и является третьей ступенью Ангарского каскада ГЭС, после Иркутской и Братской ГЭС. Кстати, четвёртая по мощности гидроэлектростанция в нашей стране, её установленная мощность составляет 3 800 МВт.
18.
19.
20.
21.
22.
23. Перед вами самый большой в России карусельный станок, он способен обрабатывать детали диаметром аж до 19 метров.
Оказывается, Ленинградский Металлический завод не только радовал энергетиков, но и сыграл важную роль в освоении космоса. Дело в том, что он имеет самое прямое отношение к подготовке первого полёта человека в космос. Сейчас расскажу почему. Дело в том, что на определенном этапе работ по созданию ракеты возникла потребность поднять в экспериментальных целях стартовое устройство в воздух без помощи двигателей, но осуществить это в условиях полигона было невозможно. Поиски решения и привели конструкторов на Ленинградский Металлический. Как раз в этом цехе, где мы с вами находимся, было найдено всё необходимое, в частности и необходимые подъемные краны. Так вот, осенью 1956 года стартовая система прибыла на ЛМЗ, где и была смонтирована и обследована. Специально для этого эксперимента на другом предприятии были изготовлены полномасштабные макеты всех блоков, которые также собирали на ЛМЗ. После монтажа установки был произведен пробный «пуск» ракеты: вместо двигателей её поднял заводской кран. Вот и получается, что впервые ракета «встретилась» со своим стартовым устройством именно здесь. Между прочим, всё это позволило устранить около ста различных конструкторских замечаний. Всё это проходило в большой секретности, а вот благодаря тому, что я оказался здесь, теперь могу и с вами поделиться.
24.
25. А это уже Гидротурбинный цех №19 им. Серго Орджоникидзе.
26. Представители Сербской стороны очень довольны качеством продукции, выпускаемой Силовыми машинами, недаром же наше оборудование установлено практически в 60 странах мира! Можно обижаться на Россию, но без неё никак в энергетическом машиностроении.
27. Обрабатываюся крышки турбины для Плявиньской ГЭС (Латвия). Это самая большая по установленной мощности ГЭС в Прибалтике. Расположена она реке Даугава у города Айзкраукле.
28. Цех сборки роторов
29.
30.
31. А вот те самые лопатки, которые мы видели на ПК Завод турбинных лопаток: https://zavodfoto.livejournal.com/6083466.html
32.
33.
34.
35.
36. Самые красивые титановые лопатки, конечно, в золотом исполнение. Нанесением такого специального гальванического покрытия занимаются в Уфе, а не здесь. Эта красота тоже пойдёт в Белоруссию.
37.
38. Один из испытательных стендов
39.
40. Да, если надо, наши энергомашиностроители могут и с «перламутровыми пуговицами» :).
41. Отличный завод, классная продукция! Большое спасибо всей пресс-службе ПАО «Силовые машины» за организацию такой интересной поездки!
42. Кстати, не верите мне, может тогда поверите американскому президенту Ричарду Никсону, он тоже не смог устоять от такой промкрасоты…
Другие предприятия Группы компаний «Силовые машины», которые я посетил:
Р. S. Уважаемые собственники и акционеры, представители пресс-служб компаний, отделы маркетинга и другие заинтересованные лица, если на Вашем предприятие есть, что показать — «Как это делается и почему именно так!», мы всегда рады принять участие. Не стесняйтесь, пишите нам сами akciirosta@yandex.ru и расскажите о себе, пригласив нас к ВАМ в гости. Берите пример с лидеров!
Уже более 300 предприятий открыли перед нами свои двери, а вот и наши репортажи оттуда:
Почему наша промышленность самая лучшая в мире: http://zavodfoto.livejournal.com/4701859.html
ZAVODFOTO — Шагает по стране! — ЭНЕРГЕТИКА РОССИИ: http://zavodfoto.livejournal.com/2133307.html
«Пермский край — Нам есть, чем гордиться!»: http://zavodfoto.livejournal.com/1823939.html
Лучшие Корпоративные музеи России и другие промрепортажи: http://zavodfoto.livejournal.com/5338699.html
Мы всегда рады новым друзьям, добавляйтесь и читайте нас в:
А ещё прошу всех в гости: http://ok.ru/zavodfoto и https://www.facebook.com/groups/ZAVODFOTO/
© Бионышева Елена/Сделано у нас
Ленинградский Металлический завод — флагман российского энергетического машиностроения, входящий в состав компании «Силовые машины». Основанный в 1857 году завод, является оставался первопроходцем в отечественном турбостроении: самые мощные турбины в Европе и мире впервые были разработаны и изготовлены на ЛМЗ и получили международное признание. Корреспонденты «Сделано у нас» посетили предприятие.
Ленинградский Металлический завод был основан в 1857 году купцом первой гильдии, потомственным почетным гражданином Санкт-Петербурга Сергеем Нефедьевичем Растеряевым. История предприятия началась с выпуска простейших изделий из металла, но уже вскоре завод наладил изготовление приборов отопления и вентиляционных устройств, а также начал выпускать металлоконструкции производственного назначения, для строительства шоссейных и железнодорожных мостов, плавучих доков.
© Бионышева Елена/Сделано у нас
© Бионышева Елена/Сделано у нас
© Бионышева Елена/Сделано у нас
© Бионышева Елена/Сделано у нас
© Бионышева Елена/Сделано у нас
С начала 20 века ЛМЗ специализируется на разработке и изготовлении турбин и в настоящее время производит широкую линейку паровых, гидравлических, газовых турбин для различных объектов энергетики. На каждые десять турбин в мире приходится одна турбина ЛМЗ, а по количеству изготовленных паровых турбин ЛМЗ занимает четвертое место в мире.
В число заказчиков входят ведущие российские и зарубежные генерирующие и промышленные компании. Экспорт готовой продукции осуществляется более чем в 57 стран мира. Приоритетными рынками сбыта являются Россия, Азия, Латинская Америка, Ближний Восток и СНГ.
© Бионышева Елена/Сделано у нас
© Бионышева Елена/Сделано у нас
© Бионышева Елена/Сделано у нас
© Бионышева Елена/Сделано у нас
© Бионышева Елена/Сделано у нас
Основными направлениями деятельности ЛМЗ являются производство энергетического оборудования для тепловой, атомной и гидроэнергетики. Численность сотрудников ЛМЗ составляет около 4 000 человек.
В этом году ЛМЗ завершает изготовление уникального для мировой энергетики оборудования — тихоходной турбоустановки для АЭС с реакторной установкой ВВЭР-ТОИ мощностью 1255 МВт. Для ее создания реализован комплекс научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, проведена экспериментальная отработка узлов на модельных и натурных стендах.
© Бионышева Елена/Сделано у нас
© Бионышева Елена/Сделано у нас
© Бионышева Елена/Сделано у нас
© Бионышева Елена/Сделано у нас
© Бионышева Елена/Сделано у нас
© Бионышева Елена/Сделано у нас
© Бионышева Елена/Сделано у нас
© Бионышева Елена/Сделано у нас
© Бионышева Елена/Сделано у нас
После завершения в 2021 году сборки головного образца тихоходной турбины и проведения стендовых испытаний ЛМЗ станет единственным российским предприятием, изготавливающим паровые турбины для АЭС как в быстроходном, так и тихоходном вариантах.
Специально для производства новых тихоходных агрегатов в 2012 году «Силовые машины» ввели в эксплуатацию новый производственный комплекс, вошедший в состав ЛМЗ. Инвестиции в его строительство и оснащение составили около 7 млрд руб.
Одним из важнейших направлений является создание отечественных газотурбинных установок средней и большой мощности. В настоящее время ЛМЗ при поддержке Минпроторга России реализует очень важный, как для компании, так для страны, проект создания газовых турбин двух типоразмеров — мощностью 65 МВт и 170 МВт. Организация производства газовых турбин в России не только позволит повысить эффективность энергетики, но и обеспечит технологическую независимость энергетического сектора от поставок зарубежного оборудования.
© Бионышева Елена/Сделано у нас
© Бионышева Елена/Сделано у нас
© Бионышева Елена/Сделано у нас
С учетом растущего портфеля заказов и увеличения производственной загрузки ЛМЗ продолжает расширять штат квалифицированных рабочих и сотрудников с инженерно-техническими специальностями. Среди востребованных производственных профессий, токари (расточники, карусельщики, затыловщики), операторы станков с программным управлением, слесари-сборщики металлоконструкции с квалификацией не ниже 3-го разряда, а также конструкторы, инженеры-технологи, инженеры-расчетчики.
© Бионышева Елена/Сделано у нас
© Бионышева Елена/Сделано у нас
© Бионышева Елена/Сделано у нас
Для иногородних кандидатов предприятие оказывает дополнительную материальную поддержку в виде компенсации оплаты жилья, подъемное пособие на первые 3 месяца работы, компенсация питания, оплата билетов до места работы. Также для кандидатов рабочих специальностей из регионов также организована работа вахтовым методом.
Двери завода всегда открыты не только для опытных рабочих, но и для учеников, которые смогут пройти обучение непосредственно на предприятии — ЛМЗ располагает собственным учебным центром, образовательная деятельность в котором ведется более чем по 100 рабочим профессиям. Таким образом, каждый рабочий может повысить свою квалификацию или получить дополнительную специальность.
© Бионышева Елена/Сделано у нас
© Бионышева Елена/Сделано у нас
© Бионышева Елена/Сделано у нас
Все своим сотрудникам ЛМЗ гарантирует официальное трудоустройство строго по ТК РФ, стабильную заработную плату, безопасные условия труда, обеспечение спецодеждой и средствами индивидуальной защиты. Для работников созданы возможности для повышения квалификации и получения дополнительной специальности.
© Бионышева Елена/Сделано у нас
© Бионышева Елена/Сделано у нас
© Бионышева Елена/Сделано у нас
© Бионышева Елена/Сделано у нас
© Бионышева Елена/Сделано у нас
Предприятие обеспечивает питание в собственных столовых по фиксированной стоимости, медицинское обслуживание в медсанчасти на территории компании, льготы на путевки в санатории и дома отдыха, оздоровительные лагеря для детей работников компании и многое другое.
© Бионышева Елена/Сделано у нас
Текст и фото: Бионышева Елена
Публикация СПб металлический завод
|
Категории Сейчас на сайте Опубликовано: 30981 Готовится: 40 Гостей: 184 Всего сегодня: 7336 |
«Ленинградский Металлический завод» (ЛМЗ) был создан на базе
Санкт-Петербургского Металлического завода, основанного в 1857 году купцом С.Н.
Растеряевым (1805–1860). Долгое время все руководящие должности на заводе
занимали специалисты из Германии. Первый русский инженер – Николай Данилович
Лесенко – поступил на завод в 1887 году и 10 лет был его директором (1901–1911).
Одной из самых знаменитых конструкций, носящих клеймо завода, в Санкт-Петербурге является мост Императора Петра Великого, для которого на заводе была спроектирована, изготовлена и смонтирована разводная часть – самая сложная в техническом плане.
Мост Императора Петра Великого (1911 год)
За свою историю завод переименовывался не один раз.
Первоначальное наименование – «Компания Санкт-Петербургского Металлического
завода», затем – «Петроградский Металлический завод» (1918–1925),
«Ленинградский Металлический завод крупного машиностроения», а 19 марта 1930
года заводу присвоили имя И.В. Сталина.
При заводе работал первый в стране ВТУЗ (первый выпуск в
1932 году), впоследствии ставший Институтом машиностроения.
В конце 1930-х гг. ЛМЗ был одним из лидеров советской
промышленности, занимая монопольное положение в области проектирования и
производства паровых и гидравлических турбин для электростанций. Но его
производственный взлет прервала Великая Отечественная война.
22 июня 1941 года после полудня на Металлическом заводе состоялся митинг, завершившийся уходом на фронт трех с половиной тысяч турбостроителей. Началась запись в отряды Народного ополчения.
Запись добровольцев в
гидротурбинном цехе ЛМЗ №19 (1941 год)
Энерговооружение страны даже в условиях военного времени
составляло основу поддержания обороноспособности государства. Из-за этой
зависимости возникла необходимость сохранения конструкторских бюро и
перебазирования их вглубь страны с целью использования квалифицированных кадров
по демонтажу и вывозу электростанций из зон, находящихся под угрозой вражеской
оккупации, ввода в эксплуатацию новых мощностей и осуществления плановых
ревизий и ремонтов действующих станций.
11 июля 1941 года Государственный Комитет Обороны принял
решение об эвакуации конструкторских бюро, технических архивов и уникального
оборудования, предназначенного для производства турбин, в город Верхняя Салда
Свердловской области – на площадку строящегося завода «Стальконструкция». ЛМЗ эвакуировали частично, поэтому при
самом неблагоприятном развитии событий – сдачи города – завод предполагалось
взорвать.
С 17 по 25 июля было сформировано четыре эшелона для вывоза
части оборудования ЛМЗ. С этими железнодорожными составами эвакуировались 256
инженеров с семьями.
Многие из оставшихся в Ленинграде инженеров перешли в цеха, начали
осваивать рабочие профессии.
Первой военной продукцией ЛМЗ в войну стали кирки, ломы и лопаты, затем «звездочки» для прокола покрышек автомашин, «финские» ножи и винтовочные штыки. Налаживалось изготовление пищевых чугунных котлов и отливка корпусов реактивных снарядов и мин.
Приемка корпусов реактивных снарядов в паротурбинном цехе
ЛМЗ (1942 год)
В самые страшные месяцы голода и блокады Ленинграда
Металлический завод работал, хотя и из последних сил. Энергоцех №3, или
блок-станция, был сердцем завода: подвиг углевозов и кочегаров, поддерживавших,
возможно, единственные оставшиеся котел и турбину во всем Ленинграде, бесценен.
Война изменила производственный профиль Ленинградского
Металлического завода: в июле 1941 года предприятие получило первое настоящее
боевое задание – изготовить корпуса и башни для тяжелых танков.
Осенью 1941 года в цехах продолжилось производство отдельных
узлов танков, завод занимался выпуском бронепоездов и бронетранспортеров. В
короткие сроки молодыми рабочими, пришедшими из ремесленного училища, было
сделано семь тысяч наствольных трубок-глушителей для снайперских винтовок.
Бригады металлистов ремонтировали танки прямо на поле боя, участвовали в
ликвидации разрушений на кораблях Балтфлота.
А.Д. Коршунов – «снайпер тыла» – лучший сварщик Ленинграда, применив при сварке корпусов мин приспособление собственной конструкции, довел производительность до 32 дневных норм. Он был награжден медалью «За оборону Ленинграда» и Орденом «Знак Почета».
А.Д. Коршунов
В общей сложности за время войны на завод было сброшено 300
фугасных и зажигательных бомб, на территории завода разорвалось 500 фугасных и
более 1000 осколочных и шрапнельных снарядов. Только за один день 26 января
1943 года бомбежка унесла 26 жизней.
Несмотря на потери, голод, холод, всю войну завод продолжал работать, выполнять и перевыполнять план фронтовых заказов.
Слева направо: кузнецы-передовики Д.Ф. Николаев, А.Р.
Тимофеев, А.Н. Рябов (1944 год)
Современное развитие завода связано с преобразованием его в акционерное общество и вхождением в 2000 году в состав компании «Силовые машины», являющейся членом Санкт-Петербургского регионального отделения Союза машиностроителей России.
По материалам: https://museum.power-m.ru/, https://www.spb.kp.ru/
Фото: https://museum.power-m.ru/, https://ratenews.ru/, https://zavodfoto.mirtesen.ru/, https://absoluttv.ru/
На Свердловской набережной можно увидеть интересный краснокирпичный комплекс промышленных зданий. Выстроенные в разное время корпуса смотрятся несколько хаотично, но живописно.
Сам завод ведет свою историю с 1857-го года, когда купец Растеряев получил разрешение на открытие нового завода на правом берегу Невы, рядом с дачей Дурново. Изначально завод выпускал проволоку, а также различный металлический ширпотреб.
Постепенно завод растет в 1870-1890-е годы становится крупным предприятием. Вот так выглядело это предприятие в 1870-е годы:
Завод обустраивает системы отопления в Зимнем дворце, производит различные металлоконструкции, среди них Большая Пальмовая оранжерея в Ботаническом саду, конструкции павильонов для Нижегородской Всероссийской выставки, конструкции световых фонарей московских Верхних торговых рядов. Активно строились железнодорожные мосты (с 1870-х годов вплоть до конца XIX века их построили 1350). Участвовал завод и в военных проектах — здесь изготавливались орудийные лафеты, барбетные и башенные установки для броненосцев. Позднее у завода при заводе появилась собственная верфь и он участвовал в строительстве миноносцев. А в советское время завод стал специализироваться в области турбостроения. Также здесь по прежнему выпускались строительные конструкции, которые использовались при строительстве ленинградского метро, концертного зала «Октябрьский», дворца спорта «Юбилейный», моста Александра Невского.
Как у практически всех дореволюционных заводов, здания Металлического завода многократно надстраивались и перестраивались (среди архитекторов, работавших на заводе, были П. В. Алиш и Р. А. Берзен, о работах которых я уже писал в своем блоге). Следы эти хорошо видны на стенах. Этот корпус изначально имел три этажа, но позднее был надстроен четвертым (надстройка явно проводилась в эпоху модерна, о чем говорят характерные окна):
Примерно тогда же, вероятно, был построен и этот корпус:
Судьба этого корпуса особенно интересна. Изначально он имел два этажа и был гораздо уже (его ширину, как можно видеть на фотографии 1870-х годов) задавала вывеска между двух ризалитов.
Слева были ворота, справа еще одни ворота и одноэтажная проходная (снимок 1905-го года):
К 1912-му году корпус расширяют влево, а справа на месте одноэтажной проходной строят уже двухэтажный корпус:
А примерно к 1915-му году надстраивается трехэтажный корпус:
А на месте двухэтажного корпуса строится новый корпус с часовой башней:
Эти изменения хорошо видны на фотографии достройки эсминца «Забияка»:
В 1920-е годы корпус почти сформировался:
Но позднее ему надстроили еще один этаж, а башня лишилась купола:
Еще одно изменение, которое мы можем заметить, рассматривая старые фото — вывеска. Некоторое время завод носил имя Сталина, что и видно на фото:
К сожалению, в позднесоветские времена территорию завода целиком обстроили более современными цехами, которые, однако, смотрятся гораздо более скучно. Снимать их я уже не стал. Но в дополнение предлагаю взглянуть на старые фотографии, отражающие жизнь этого предприятия.
КБ котельного производства:
Артиллерийское КБ:
Кузнечная мастерская:
Токарная мастерская:
Механосборочное отделение:
«Механическая галерка» котельной мастерской:
«Темная» токарная мастерская:
Лафетная мастерская:
На испытательном стенде паровая турбина для Ям-Ижорской верфи. 1916:
Приемка руководством Морского ведомства 12-дюймового орудия:
Артиллерийская установка:
В заводском медпункте:
Заводской госпиталь, открытый в годы Первой Мировой:
Металлисты на заводском митинге против войны. Июнь 1917:
Совет старост. 1917 год:
У первой паровой турбины мощностью 2000 квт. 1924 год:
Турбина Земо-Ачальской ГЭС. 1925:
Рабочее колесо первой ковшовой гидротурбины мощностью 8100 квт для Северной Осетии:
Турбина мощностью 10000 квт на испытательном стенде. 1925 год:
М. И. Калинин и К. Е. Ворошилов во время посещения завода в 1925-м году:
С. М. Киров и Г. К. Орджоникидзе в турбинной мастерской 28 марта 1927 года:
Работники паротурбинного цеха у одной из первых турбин. 1930 г.
Общий вид паровой турбины мощностью 25000 квт. 1930 г:
Артисты с турбостроителями во время съемок фильма «Встречный». 1931(?) г.:
В гостях у турбостроителей джаз Л. Утесова. 1931 г.
Женская спортивная команда. 1932 г.:
Паротурбинный цех. 1936 г.:
На ЛМЗ. 1935-1940. Фотограф И. Шагин:
Запись добровольцев на фронт. 1941 г.:
Ремонт танков КВ:
Бригада И. Булыгиной:
Учащиеся ремесленного училища осваивают военную продукцию:
ЛМЗ имени Сталина. 1953 год. Фотограф А. Гаранин:
Л. И. Брежнев на ЛМЗ. 1960 г.:
Ю. А. Гагарин на заводе. 1962 г.:
18 мая, в субботу состоится экскурсия «По Волковой деревне«.
Главной достопримечательностью этого района города являются три кладбища — музей-некрополь «Литераторские мостки», Волковское лютеранское и Волковское православное кладбища, на которых покоятся многие выдающиеся люди. Однако и кроме них в этом районе есть интересные памятники архитектуры в исполнении таких известных архитекторов, как И. И. Фомин, Ф. И. Лидваль, Ю. Ю. Бенуа, В. О. Мунц.
Мы увидим:
Школу на набережной реки Волковки — Волковское лютеранское кладбище — Волковскую купеческую богадельню — Николаевский дом призрения — Училище при Николаевском доме призрения — Лиговский народный дом графини Паниной — «Литераторские мостки» — Волковское православное кладбище.
Узнать подробности и записаться на экскурсию можно здесь:https://babs71.livejournal.com/1150129.html