Компания санкт петербургского металлического завода

  • Главная
  • Заводы
  • ЛМЗ
  • История

Металлический завод: рождение гиганта

1857–1885

Внешний вид завода. 1880 год

Внешний вид завода. 1880 год

Завод был основан в 1857 году купцом Сергеем Нефедьевичем Растеряевым. Первая продукция Санкт-Петербургского Металлического завода состояла из простейших изделий из металла: гвозди, рессоры, домашняя утварь. По мере развития предприятия заказы усложнялись, круг клиентов неизменно рос.

Завод впервые в России наладил производство медной проволоки для телеграфного сообщения, освоил выпуск отопительных приборов и вентиляционных устройств по собственным чертежам. Главные театры, дворцы, музеи, храмы, заводы Санкт-Петербурга вскоре стали заказчиками этой востребованной продукции.

Постепенно предприятие превратилось в монополиста области и сделалось поставщиком Двора Его Императорского Величества. За 30 лет до начала ХХ века завод изготовил более 1350 мостов, принимал заказы на изготовление орудий для Российской армии и флота.

Гравюра «Санкт-Петербургский Металлический завод», конец XIX века

Гравюра «Санкт-Петербургский Металлический завод», конец XIX века

Императорским указом был утвержден устав Компании Санкт-Петербургского Металлического завода (именным Указом императора Александра II «Об учреждении Акционерной Компании Санкт-Петербургского Металлического завода»). По уставу предполагалось изготовление «всяких металлических изделий, могущих быть выгодными для завода…». «Капитал Компании определяется в один миллион рублей серебром, разделенный на десять тысяч акций, каждая по сту рублей».

Состоялся первый выпуск 3000 акций компании, которые были раскуплены за один день. В мае 1858 года акции компании стали котироваться на Петербургской бирже.

Заводская марка. 1857–1917 годы

Заводская марка. 1857–1917 годы

Завод участвует в 9-й Всероссийской выставке мануфактурных изделий в Петербурге и награждается правом клеймить свои изделия Государственным гербом России. Это первый успех Металлического завода. Изделия с заводской маркой — крылатый жезл Меркурия — получили высокую оценку.

Получен первый крупный казенный заказ на поставку «телеграфической проволоки». Завод впервые в России наладил производство медной проволоки для телеграфного сообщения, ранее проволока закупалась только за границей. Теперь новые линии связи получали русскую проволоку по более дешевой цене и значительно лучшего качества.

Изготовлены пять чугунных печей для Владимирского собора в Санкт-Петербурге. На заводе освоено новое производство — изготовление отопительных и вентиляционных устройств по собственным чертежам. Постепенно предприятие стало монополистом в этой столь востребованной обществом отрасли производства. Производство это просуществовало более пятидесяти лет.

Поначалу все руководящие посты на заводе занимали немецкие специалисты. В 1867 году завод возглавил Отто Крель; под его руководством были налажены котельное производство, изготовление приборов для отопления и вентиляции, выпуск металлоконструкций различного назначения, подъемных кранов, плавучих док-мостов.

Завод получил заказ на устройство вентиляции и парового отопления в манеже царских берейтовских конюшен. Через три года Металлический завод устанавливает новое современное отечественное оборудование в Зимнем дворце, Александровском дворце в Царском Селе, Аничковом и Михайловском дворцах в Санкт-Петербурге, Большом и Малом Кремлевских дворцах в Москве.

Завод попадает в престижное число «поставщиков Двора Его Императорского Величества». За Придворным ведомством потянулись и другие заказчики. Оборудование с заводской маркой было установлено в театрах: Мариинском, Михайловском, Александринском, в фешенебельном магазине Елисеева на Невском, Главпочтамте, буддийском дацане и еще во многих самых разнообразных учреждениях и предприятиях Петербурга.

Подъемный кран. 1915 год

Подъемный кран. 1915 год

На заводе создано новое производство подъемных механизмов и сооружений. Это бытовые и грузовые лифты, краны различной грузоподъемности и назначения, плавучие док-мосты для портов. В этой области завод также становится монополистом, выпускает продукцию по собственным проектам.

Выпущены первые два подъемных крана для Петербургского казенного Арсенала. За три с лишним десятилетия было изготовлено по собственным проектам более 300 машин для подъема людей и грузов и около 200 подъемных кранов различной грузоподъемности и назначения. В этой области предприятие также становится монополистом, выпускает продукцию по собственным проектам.

Организовано новое важное направление производства — мостостроение. На заводе разработаны технические новшества: впервые в России освоено изготовление цельных клепаных балок, начато использование мягкого литого железа вместо сварочного. Раньше других специалисты завода стали вести работы в глубоких кессонах.

В 1870 году Металлический завод перестроил старый деревянный мост через Сампсониевский канал в Нижне-Петергофском парке. А уже через 4 года был заключен договор на постройку самого большого в России четырехпролетного моста через Оку: каждый из его пролетов имел длину более 82 метров.

За 30 лет до начала ХХ века было изготовлено 1350 мостов разного назначения. 

Световые перекрытия пассажей верхних торговых рядов ГУМа. Москва. 1891 год

Световые перекрытия пассажей верхних торговых рядов ГУМа. Москва. 1891 год

Сборка на заводе купола для храма Воскресения Христова в Петербурге. 1895 год

Сборка на заводе купола для храма Воскресения Христова в Петербурге. 1895 год

Закончена сборка железного телескопического газгольдера в Санкт-Петербурге.

Благодаря мастерству своих конструкторов и рабочих, вскоре завод завоевал непререкаемый авторитет в области производства сложных железных конструкций.

Следует назвать отдельные знаменитые и высококлассные работы: это многотонные каркасы куполов, главки и шпили Спаса на Крови, своды зрительного зала Мариинского театра, центрального зала Главпочтамта, перекрытия главных залов (в том числе Гербового, Концертного, Белого и Николаевского) Зимнего дворца, световые фонари музея Суворова, стропила залов Консерватории, ажурные сплетения световых перекрытий Русского музея, железные перекрытия Мариинского дворца, купол цирка Чинизелли на Фонтанке, стропила и перекрытия театра Эрмитажа, Академии Художеств.

Легкие, словно невесомые воздушные переплеты, поддерживающие стеклянные своды, созданы для высоких галерей ГУМа и ЦУМа в Москве. Расчет, изготовление и сборка стального каркаса огромного здания является технической победой Металлического завода. Более 400 высококлассных работ предприятия стали образцом точного инженерного расчета и безукоризненного исполнения.

Котельное отделение Металлического завода. 1913 год

Котельное отделение Металлического завода. 1913 год

Завод освоил выпуск паровых котлов различных систем и характеристик для нужд Военно-Морского флота. Как отмечали современники, «компанией Металлического завода приготовляются котлы даже весьма сложных, но зато более экономичных по расходу топлива систем, каковые прежде выписывались из-за границы». Котельное производство существовало до начала Великой Отечественной войны.

Изготовленный впервые в мире, он был принят на вооружение русской армии. Лафет вошел в историю развития отечественной артиллерии под названием «горный станок системы Металлического завода». Сначала были построены восемнадцать лафетов для 6-дюймовых дальнобойных орудий, затем для крупных 9-дюймовых. Эти пушки предназначались для установки на кораблях и канонерских лодках Военно-Морского флота. В 1886 году завод создал первый русский гидравлический компрессор к лафету, предназначенный для ограничения отката орудия. До 1917 года завод построил для сухопутной и морской артиллерии 1400 станков и лафетов.

Освоен выпуск торпедных аппаратов, мин, фугасных снарядов, первых отечественных барбетных и башенных установок для судов Военно-Морского флота, установок для береговой и горной артиллерии. Впервые в России изготовлены железнодорожные транспортеры и первый минный аппарат.

До 1917 года было произведено 110 надводных и подводных минных аппаратов.

Изготовлен по собственным чертежам первый поворотный круг для паровозов и вагонов станции Двинск Петербургско-Варшавской железной дороги (до 1917 года их было сделано около двухсот). Стрелочные механизмы и крестовины, стрелки и семафоры, дрезины, водопроводные трубы из гофрированного железа для водостоков под железнодорожными насыпями, металлические резервуары для воздушных тормозов — заказы железной дороги.

Возникновение нового производства в области паровой дезинфекции: проектирование и исполнение дезинфекционных аппаратов разного назначения, устройство специальных приспособлений для обеззараживания сточных жидкостей. По системе Металлического завода была изготовлена первая в Европе дезинфекционная камера для Александровской городской больницы в Санкт-Петербурге. Пошли заказы на обустройство таких камер для лечебных учреждений Петербурга, Москвы и других городов.

На Металлическом заводе освоен массовый выпуск разнообразных артиллерийских снарядов. 542 тысячи разных стальных снарядов было изготовлено до 1917 года. Возникло производство самодвижущихся торпед и торпедных аппаратов.

К концу XIX века Металлический завод выпускал уже сложнейшие и новаторские изделия, став родоначальником отечественного турбостроения, пионером новой, прогрессивной отрасли машиностроения.

Сегодня у нас опять уникальный завод, можно смело сказать — легенда, не каждому ведь было дано в своё время носить имя Сталина, именно этот завод является пионером отечественного энергетического турбиностроения. Да, именно он, трудяга, создал первые отечественные гидравлические и газовые турбины, а также обеспечил выполнение почти трети плана ГОЭЛРО. Наш герой — это Ленинградский Металлический завод. Кстати, в конце прошлого года, 20 декабря, у них был большой юбилей, этому предприятию исполнилось 160 лет, пусть и с задержкой я поздравляю всех причастных с этим праздником и желаю заводу больше заказов и, конечно, дальнейшего роста, побед и процветания!

В 1857 году купец Сергей Нефедьевич Растеряев образовал Санкт-Петербургский Металлический завод, вот на его базе постепенно и вырос наш энергомашиностроительный гигант. Конечно же не сразу. Вначале он строил совсем небольшие котлы, приборы отопления, а также выполнял различные металлические работы. По сути это была обычная кустарная мастерская. Шли годы, завод развивался и даже стал хантить иностранных специалистов по всему миру. В итоге он всё больше звучал и осваивал всё новые и новые ниши. В 1867 году завод возглавил Отто Крель. Под его руководством были налажены котельное производство, изготовление приборов для отопления и вентиляции, выпуск металлоконструкций различного назначения, подъёмных кранов, плавучих доков и даже мостов. За 30 лет завод изготовил более 1350 мостов. Одна из первых российских подводных лодок тоже их работа. Она вошла в историю мирового подводного кораблестроения как единственный удачный образец подлодки с единым двигателем внутреннего сгорания для надводного и подводного хода. В итоге к началу ХХ века завод стал одним из крупнейших предприятий Российской Империи.

2.

Впервые к организации турбинного производства завод приступил в 1904 году, после того, как приобрёл лицензию на изготовление турбин у французской фирмы Рато. Первая паровая турбина «М-3» по чертежам французов была изготовлена заводом уже в 1907 году. Её установили на заводской электростанции. Что же касается именно отечественного продукта, то тут пришлось повоевать. И вина тому совсем не низкая квалификация наших умельцев, а всё Запад, который только успевал нам вновь и вновь палки в колёса вставлять (прям, всё как в наше время, что тогда боялись конкуренции, что сейчас). Они подкупали царское правительство, демпинговали и завозили свои машины. Первая турбина собственной конструкции, а не по чертежам, была изготовлена в 1910 году.

3. Ротор паровой турбины типа ОК-20, выпущенная на ЛМЗ в 1926 году. Технические характеристики турбины: мощность 2 000 квт, давление пара — 11 атм, температура пара — 300С, скорость вращения ротора — 3000 об/мин.

После революции, благодаря в том числе и плану ГОЭЛРО, завод получил мощный импульс к своему развитию. Ведь и тогда это было основное предприятие в стране, специализирующееся на производстве энергетических паровых турбин, а теперь их точно ждало светлое будущее. Для этих целей в 1922 году был организован ленинградский машиностроительный трест, который объединил ряд предприятий по производству различных типов энергетического оборудования — котлов и турбин. Этот год можно смело считать датой начала советского турбиностроения. В 1924 году на Ленинградском металлическом заводе создаётся первая советская паровая турбина мощностью 2000 кВт, а уже в 1926 году выпускается турбина мощностью 10 тыс. кВт. А после того, как в 1930 году были выпущены первые семь турбин АК-25-1 (мощностью 24 тыс. кВт) и в 1931 году АК-50-1 (50 тыс. кВт.) стало понятно, что мы теперь можем и серийно производить турбины. Между прочим, такой серийной практики в мире ещё не было. Вот такие мы первые, ура! В 1934 году был выполнен первый экспортный заказ. Им стала паровая турбина мощностью в 1500 кВт для текстильного комбината в Кайсари (Турция). Уже к 1938 году мы, не только благодаря ЛМЗ, решили стратегическую задачу по импортозамещению в этой сфере, но и вышли на второе место в Европе по объему выпуска паровых турбин. Кстати, на тот момент, самая мощная в Европе быстроходная паровая турбина мощностью 100 МВт была изготовлена тоже нами. Она предназначалась для Сталиногорской ГРЭС (под Москвой, во время войны турбина была перебазирована в Челябинск). В гидроэнергетике мы тоже стали первыми. В 1939 году на ЛМЗ были изготовлены самые большие и мощные гидравлические турбины в мире. Их мощность составила 55 МВт, а предназначались они для Угличской и Рыбинской ГЭС. И тут война…

4.

Первой военной продукцией ЛМЗ стали кирки, ломы и лопаты, затем — колючки-«звездочки» для прокола покрышек автомашин, финские ножи и винтовочные штыки. Уже осенью 1941 года завод стал выпускать отдельные узлы танков, бронепоезда и бронетранспортеры. Всего за годы войны Ленинградский Металлический завод изготовил десятки и отремонтировал сотни тяжелых танков, несколько бронепоездов, выпустил сотни тысяч снарядов и мин. В 1942 году завод возобновил выпуск профильной продукции. Были восстановлены гидрогенераторы и турбины Волховской ГЭС, демонтированные осенью 1941 года. 23 сентября 1942 года станция начала давать ток. Помогли и другим станциям.

5.

После войны завод потянуло на новые подвиги. Так в 1958 году была спроектирована и изготовлена легендарная «двухсотка» — паровая турбина ПВК-200 мощностью 200 МВт, положившая начало самой крупной в мире серии машин подобного класса и вошедшая в Книгу рекордов Гиннесса. А создание турбин мощностью 200, 300, 500 и 800 МВт открыло заводу путь к выпуску еще более мощных турбин на сверхкритические параметры пара. Можно смело сказать, что почти все крупнейшие энергостройки в нашей стране, стали их клиентами. Да, и не только наши, турбины с маркой ЛМЗ до сих пор успешно работают в Китае, Индии, Польше, КНДР, Сирии, Бразилии и т.д. История продолжается…

6. Паровая турбина АК-50-1. Была изготовлена в 1931 году и проработала Дубровской ГРЭС-8 62 года. Здесь установлена в 2007 году. Её характеристики: Мощность — 50 000 кВт, частота вращения — 1500 об/мин., давление и температура свежего пара — 29 ати и 400С.

Сегодня Ленинградский Металлический завод — это крупнейшее предприятие в отрасли, специализируется на производстве турбин и другого вспомогательного оборудования для гидравлических, тепловых и атомных электростанций. Между прочим, турбины с маркой «ЛМЗ» установлены на 70% электростанций стран СНГ и более чем в сорока странах мира.

7.

Кстати, простой и в тоже время, всегда узнаваемый треугольник с тремя вписанными в него буквами «ЛМЗ» появился на изделиях завода в 1934 году. Его автором считается инженер-конструктор бюро паровых турбин Победимов Дмитрий Павлович. Хотя, первоначально это изображение на карандашной кальке он начертил ещё 11 июня 1930 года.

8.

9.

10. На ЛМЗ всё просто гиганстких размеров, вот, например, один из самых больших в нашей стране сборочно-испытательных стендов. Сейчас здесь идёт сборка быстроходной турбины Белорусской АЭС-2.

11.

12.

13. Запчасти для Волжской ГЭС

14.

15. Лопатки направляющего аппарата

16.

17. Вот кипит работа над колёсами Усть-Илимской ГЭС. Она находится на реке Ангара в Иркутской области, в городе Усть-Илимск и является третьей ступенью Ангарского каскада ГЭС, после Иркутской и Братской ГЭС. Кстати, четвёртая по мощности гидроэлектростанция в нашей стране, её установленная мощность составляет 3 800 МВт.

18.

19.

20.

21.

22.

23. Перед вами самый большой в России карусельный станок, он способен обрабатывать детали диаметром аж до 19 метров.

Оказывается, Ленинградский Металлический завод не только радовал энергетиков, но и сыграл важную роль в освоении космоса. Дело в том, что он имеет самое прямое отношение к подготовке первого полёта человека в космос. Сейчас расскажу почему. Дело в том, что на определенном этапе работ по созданию ракеты возникла потребность поднять в экспериментальных целях стартовое устройство в воздух без помощи двигателей, но осуществить это в условиях полигона было невозможно. Поиски решения и привели конструкторов на Ленинградский Металлический. Как раз в этом цехе, где мы с вами находимся, было найдено всё необходимое, в частности и необходимые подъемные краны. Так вот, осенью 1956 года стартовая система прибыла на ЛМЗ, где и была смонтирована и обследована. Специально для этого эксперимента на другом предприятии были изготовлены полномасштабные макеты всех блоков, которые также собирали на ЛМЗ. После монтажа установки был произведен пробный «пуск» ракеты: вместо двигателей её поднял заводской кран. Вот и получается, что впервые ракета «встретилась» со своим стартовым устройством именно здесь. Между прочим, всё это позволило устранить около ста различных конструкторских замечаний. Всё это проходило в большой секретности, а вот благодаря тому, что я оказался здесь, теперь могу и с вами поделиться.

24.

25. А это уже Гидротурбинный цех №19 им. Серго Орджоникидзе.

26. Представители Сербской стороны очень довольны качеством продукции, выпускаемой Силовыми машинами, недаром же наше оборудование установлено практически в 60 странах мира! Можно обижаться на Россию, но без неё никак в энергетическом машиностроении.

27. Обрабатываюся крышки турбины для Плявиньской ГЭС (Латвия). Это самая большая по установленной мощности ГЭС в Прибалтике. Расположена она реке Даугава у города Айзкраукле.

28. Цех сборки роторов

29.

30.

31. А вот те самые лопатки, которые мы видели на ПК Завод турбинных лопаток: https://zavodfoto.livejournal.com/6083466.html

32.

33.

34.

35.

36. Самые красивые титановые лопатки, конечно, в золотом исполнение. Нанесением такого специального гальванического покрытия занимаются в Уфе, а не здесь. Эта красота тоже пойдёт в Белоруссию.

37.

38. Один из испытательных стендов

39.

40. Да, если надо, наши энергомашиностроители могут и с «перламутровыми пуговицами» :).

41. Отличный завод, классная продукция! Большое спасибо всей пресс-службе ПАО «Силовые машины» за организацию такой интересной поездки!

42. Кстати, не верите мне, может тогда поверите американскому президенту Ричарду Никсону, он тоже не смог устоять от такой промкрасоты…

Другие предприятия Группы компаний «Силовые машины», которые я посетил:

Завод Электросила.jpg Силовые машины - Металлострой.jpg Силовые машины-Тошиба. Высоковольтные трансформаторы.jpg ТКЗ «Красный котельщик».jpg Комплекс турбинных лопаток (Силовые машины).Формат JPG Ленинградский Металлический завод (Силовые машины).jpg

Р. S. Уважаемые собственники и акционеры, представители пресс-служб компаний, отделы маркетинга и другие заинтересованные лица, если на Вашем предприятие есть, что показать — «Как это делается и почему именно так!», мы всегда рады принять участие. Не стесняйтесь, пишите нам сами akciirosta@yandex.ru и расскажите о себе, пригласив нас к ВАМ в гости. Берите пример с лидеров!

Уже более 300 предприятий открыли перед нами свои двери, а вот и наши репортажи оттуда:

Почему наша промышленность самая лучшая в мире: http://zavodfoto.livejournal.com/4701859.html

ZAVODFOTO — Шагает по стране! — ЭНЕРГЕТИКА РОССИИ: http://zavodfoto.livejournal.com/2133307.html

«Пермский край — Нам есть, чем гордиться!»: http://zavodfoto.livejournal.com/1823939.html

Лучшие Корпоративные музеи России и другие промрепортажи: http://zavodfoto.livejournal.com/5338699.html

Мы всегда рады новым друзьям, добавляйтесь и читайте нас в:

icon_16.Формат ПНГ

А ещё прошу всех в гости: http://ok.ru/zavodfoto и https://www.facebook.com/groups/ZAVODFOTO/


 © Бионышева Елена/Сделано у нас

Ленинградский Металлический завод — флагман российского энергетического машиностроения, входящий в состав компании «Силовые машины». Основанный в 1857 году завод, является оставался первопроходцем в отечественном турбостроении: самые мощные турбины в Европе и мире впервые были разработаны и изготовлены на ЛМЗ и получили международное признание. Корреспонденты «Сделано у нас» посетили предприятие.

Ленинградский Металлический завод был основан в 1857 году купцом первой гильдии, потомственным почетным гражданином Санкт-Петербурга Сергеем Нефедьевичем Растеряевым. История предприятия началась с выпуска простейших изделий из металла, но уже вскоре завод наладил изготовление приборов отопления и вентиляционных устройств, а также начал выпускать металлоконструкции производственного назначения, для строительства шоссейных и железнодорожных мостов, плавучих доков.


 © Бионышева Елена/Сделано у нас


 © Бионышева Елена/Сделано у нас


 © Бионышева Елена/Сделано у нас


 © Бионышева Елена/Сделано у нас


 © Бионышева Елена/Сделано у нас

С начала 20 века ЛМЗ специализируется на разработке и изготовлении турбин и в настоящее время производит широкую линейку паровых, гидравлических, газовых турбин для различных объектов энергетики. На каждые десять турбин в мире приходится одна турбина ЛМЗ, а по количеству изготовленных паровых турбин ЛМЗ занимает четвертое место в мире.

В число заказчиков входят ведущие российские и зарубежные генерирующие и промышленные компании. Экспорт готовой продукции осуществляется более чем в 57 стран мира. Приоритетными рынками сбыта являются Россия, Азия, Латинская Америка, Ближний Восток и СНГ.


 © Бионышева Елена/Сделано у нас


 © Бионышева Елена/Сделано у нас


 © Бионышева Елена/Сделано у нас


 © Бионышева Елена/Сделано у нас


 © Бионышева Елена/Сделано у нас

Основными направлениями деятельности ЛМЗ являются производство энергетического оборудования для тепловой, атомной и гидроэнергетики. Численность сотрудников ЛМЗ составляет около 4 000 человек.

В этом году ЛМЗ завершает изготовление уникального для мировой энергетики оборудования — тихоходной турбоустановки для АЭС с реакторной установкой ВВЭР-ТОИ мощностью 1255 МВт. Для ее создания реализован комплекс научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, проведена экспериментальная отработка узлов на модельных и натурных стендах.


 © Бионышева Елена/Сделано у нас


 © Бионышева Елена/Сделано у нас


 © Бионышева Елена/Сделано у нас


 © Бионышева Елена/Сделано у нас


 © Бионышева Елена/Сделано у нас


 © Бионышева Елена/Сделано у нас


 © Бионышева Елена/Сделано у нас


 © Бионышева Елена/Сделано у нас


 © Бионышева Елена/Сделано у нас

После завершения в 2021 году сборки головного образца тихоходной турбины и проведения стендовых испытаний ЛМЗ станет единственным российским предприятием, изготавливающим паровые турбины для АЭС как в быстроходном, так и тихоходном вариантах.

Специально для производства новых тихоходных агрегатов в 2012 году «Силовые машины» ввели в эксплуатацию новый производственный комплекс, вошедший в состав ЛМЗ. Инвестиции в его строительство и оснащение составили около 7 млрд руб.

Одним из важнейших направлений является создание отечественных газотурбинных установок средней и большой мощности. В настоящее время ЛМЗ при поддержке Минпроторга России реализует очень важный, как для компании, так для страны, проект создания газовых турбин двух типоразмеров — мощностью 65 МВт и 170 МВт. Организация производства газовых турбин в России не только позволит повысить эффективность энергетики, но и обеспечит технологическую независимость энергетического сектора от поставок зарубежного оборудования.


 © Бионышева Елена/Сделано у нас


 © Бионышева Елена/Сделано у нас


 © Бионышева Елена/Сделано у нас

С учетом растущего портфеля заказов и увеличения производственной загрузки ЛМЗ продолжает расширять штат квалифицированных рабочих и сотрудников с инженерно-техническими специальностями. Среди востребованных производственных профессий, токари (расточники, карусельщики, затыловщики), операторы станков с программным управлением, слесари-сборщики металлоконструкции с квалификацией не ниже 3-го разряда, а также конструкторы, инженеры-технологи, инженеры-расчетчики.


 © Бионышева Елена/Сделано у нас


 © Бионышева Елена/Сделано у нас


 © Бионышева Елена/Сделано у нас

Для иногородних кандидатов предприятие оказывает дополнительную материальную поддержку в виде компенсации оплаты жилья, подъемное пособие на первые 3 месяца работы, компенсация питания, оплата билетов до места работы. Также для кандидатов рабочих специальностей из регионов также организована работа вахтовым методом.

Двери завода всегда открыты не только для опытных рабочих, но и для учеников, которые смогут пройти обучение непосредственно на предприятии — ЛМЗ располагает собственным учебным центром, образовательная деятельность в котором ведется более чем по 100 рабочим профессиям. Таким образом, каждый рабочий может повысить свою квалификацию или получить дополнительную специальность.


 © Бионышева Елена/Сделано у нас


 © Бионышева Елена/Сделано у нас


 © Бионышева Елена/Сделано у нас

Все своим сотрудникам ЛМЗ гарантирует официальное трудоустройство строго по ТК РФ, стабильную заработную плату, безопасные условия труда, обеспечение спецодеждой и средствами индивидуальной защиты. Для работников созданы возможности для повышения квалификации и получения дополнительной специальности.


 © Бионышева Елена/Сделано у нас


 © Бионышева Елена/Сделано у нас


 © Бионышева Елена/Сделано у нас


 © Бионышева Елена/Сделано у нас


 © Бионышева Елена/Сделано у нас

Предприятие обеспечивает питание в собственных столовых по фиксированной стоимости, медицинское обслуживание в медсанчасти на территории компании, льготы на путевки в санатории и дома отдыха, оздоровительные лагеря для детей работников компании и многое другое.


 © Бионышева Елена/Сделано у нас

Текст и фото: Бионышева Елена

Публикация

СПб металлический завод
Завод им. Сталина
Ленинградский Металлический завод (ЛМЗ) —
ОАО «Силовые машины» . Филиал

Здание на карте

фото

Санкт-Петербургский металлический завод                                                                              Кирпичный

Завод им. Сталина

Ленинградский Металлический завод (ЛМЗ). Административное здание               

1878, 1886-1893 — арх. Алиш Павел Васильевич, инж. Крель О. Е., гражд. инж. Берзен Ричард Андреевич   (Список…)

Завод-втуз    (1930-1940)

ОАО «Силовые машины» . Филиал

Другие здания завода:

Кондратьевский пр., 13 — ул. Ватутина, 9

Кондратьевский пр., 13 А

Свердловская наб.,16 — ул. Ватутина, 1

Свердловская наб., 22

Свердловская наб., 24 — Феодосийская ул., 14х

  • фото

    С.-Петербургский
    металлический завод.
    Краткий очерк
    деятельности в
    1882-1896 гг.

  • фото

    там же

  • фото

    там же

  • фото

    там же

  • фото

    там же

  • фото

    там же

  • фото

    там же

  • фото

    там же

  • фото

    там же

  • фото

    там же

  • фото

    там же

  • фото

    там же

  • фото

    там же

  • фото

    С.-Петербургский
    металлический завод.
    Краткий очерк
    деятельности в
    1882-1896 гг.

  • фото

    Журнал «Зодчий»
    1881 N4
    (добавил Эак )

  • фото

    Акция Компании
    СПб металлического
    завода

  • фото

    О. Е. Крель

  • фото

    Зодчий 1903
    № 40 VII

  • фото

    Ежегодник Общества
    архитекторов-художников.
    Выпуск 1. C.-Пб. 1906. C.III
    (добавил miraru1)

  • фото

    Список
    фабрично-заводских
    промышленных
    заведений 1909 г.

  • фото

    Турбинная мастерская Акционерного
    общества «Компания Петроградского
    металлического завода».
    Начало ХХ в. ЦГИА

    * см. ниже

  • фото

    Турбинная мастерская
    АО «Компания Петроградского
    металлического завода».
    Начало ХХ в. ЦГИА

    * см. ниже
    (добавил О.Лабзина).

  • фото

  • фото

    Фото 1920-х гг.

  • фото

    1920-е гг. Руководители
    Ленинградского
    металлического завода

  • фото

    1920-е гг.
    Рабочий день в цехе ЛМЗ

  • фото

    1924 г.
    pastvu.com

  • фото

    1924-1930 гг.
    pastvu.com

  • фото

    Путеводитель по
    Ленинграду 1933 г.
    т. 1 С. 274

  • фото

    Путеводитель по
    Ленинграду 1933 г.
    т. II С. 257

  • фото

    Путеводитель по
    Ленинграду 1933 г.
    т. II С. 256, 258

  • фото

    Подача на балансировку
    ротора турбины в
    гидротурбинном цехе
    Фото — 1940 А. Михайлов

  • фото

    Начало 1950-х гг.
    Ленинградский Металлический
    завод им. И.В. Сталина.
    (добавил Ладада)

  • фото

    Ленинградский
    металлический завод
    имени Сталина
    (1954 год)
    ** см. ниже
    m.russiainphoto.ru

  • фото

    1957-1961 гг.
    Фото — Евгений Халдей
    russiainphoto.ru

  • фото

    Визит австрийской
    делегации на
    ЛМЗ имени И.В. Сталина,
    1958 г.
    Фото — Lothar Rьbelt
    vk.com

  • фото

    Рабочие Ленинградского
    металлического завода
    имени И.В. Сталина
    у здания завода
    Фото — В. Ахломов
    1960 г. pastvu.com

  • фото

    Праздничное оформление
    здания заводоуправления
    Ленинградского металлического
    завода им.XXII съезда
    КПСС. 1967 г.

  • фото

  • фото

    1933 г.

  • фото

*   Сборник докладов конференции «Фотография в музее» Неизвестный фотограф. Турбинная мастерская Акционерного общества

    «Компания Петроградского металлического завода». Начало ХХ в. ЦГИА

**  Источники: МАММ / МДФ. Из аннотации:  Создан на базе Санкт-Петербургского металлического завода, основанного в 1857 году купцом

      Сергеем Нефедьевичем Растеряевым.

С именем С. Н. Растеряева связано основание Металлического завода  на берегу Невы. В начале 1850-х Растеряев приобрел кожевенную фабрику (у купца Авдеева?) в Полюстрове, на окраине города. Через некоторое время по соседству он основал небольшой металлический завод, выпускавший продукцию в небольшом ассортименте и не сложную по технологии изготовления. <…> 1 января 1857 г. Александр II утвердил устав «Компании Санкт-Петербургского металлического завода». Первыми его акционерами были граф Николай Мусин-Пушкин, отставной полковник Теодольф Жирард, купцы Сергей Растеряев, Гуго Классон и Эрнст Кольбе.  На новом заводе, расположенном н уже освоенном Растеряевым месте, первоначально  выпускали нужную, но технологически не сложную продукцию – гвозди, проволоку, сковороды, затем освоили производство механизмов для отопления и вентиляции помещений, насосов, подъемных  кранов, производство металлических строительных конструкций. Предприятие стало получать заказы от Военного ведомства. Работа по казенным подрядам давала стабильный и серьезный доход.  За соблюдение принятых на себя обязательств Растеряев, как полагалось по закону, отвечал своим имуществом. Так, по заключенному в 1857 г. контракту с кораблестроительным департаментом Морского министерства на поставку материалов на сумму около 30 тыс. руб. С. Н. Растеряев представил в залог свой собственный каменный дом, находившийся в Московской части СПб.

На фасаде основного старого здания Металлического завода, выходящего на набережную Невы, до наших дней сохраняется большая вывеска с его названием и датой открытия завода – 1857 г.

(Краско А. В. Петербургское купечество: страницысемейных историй.- М.:Издательство Центрполиграф, 2010 С. 288-289)

15 февраля 1858 г. были выпущены первые 3000 акций компании «Санкт-Петербургский металлический завод». 8 марта состоялось первое собрание акционеров, на котором было избрано правление: директором правления и первым руководителем компании был утвержден С. Н. Растеряев. На заводе к этому времени были введены в строй винторезная мастерская. мастерская по изготовлению осей и рессор для экипажей. Были построены контора, дом для иностаннных мастеров и барак для рабочих. 26 июля завод приобрел мельхиоровую мастерскую на заводе герцога Лейхтенбергского и начал выпускать мельхиоровые изделия. В декабре были пущены в строй кузнечная , слесарная и железовальцовочная мастерская.

В 1859 г. директором правления взамен основателя завода С. Растеряева был избран  Э. Мейер. В 1861 г. была разработана первая торговая марка заода. Компания приняла участие 9-й Всероссийской  мануфактурной выставке в СПб и первый раз получила право ставить на изделия клеймо Государственного герба.

29 марта 1865 г. завод получил первый государственный заказ от Телеграфного управления Министерства внутренних дел на поставку большой партии телеграфной проволоки. которая ранее закупаласть в Англии. В том же году было создано новое производство по изготовлению нагревательных приборов и вентиляциооных устройств.

В апреле 1866 г. начато строительство большой механической мастерской. В сентябре 1867 г. организовано новое производство по выпуску подъемных кранов. Первые пять кранов грузоподъемностью от 200 до 800 пудов (1пуд= 16 кг) были изготовлены для СПб  Арсенала.

В 1869 г. появилось новое производство по изготовлению пневматических и воздухо-нагнетательных приборов. Начато производство металлоконструкций для пролетов мостов. 20 ктября того же года получен первый крупный заказ от Главного артиллерийского управления на изготовление гидравлических домкратов для 9-ти и 11-ти дюймовых орудий.К 1871 г. было освоено производство по изготовлению крупных металлических конструкций и перекрытий зданий. в том числе по собственным техническим проектам. 1 октября 1871 г. закончена сборка металлического телескопического газгольдера  для «Общества освещения газом».  В 1874 г. налажен серийный выпуск лаыетов для 6-ти дюймовых мортир по собственным техническим проектам.В октябре завершен монтаж изготовленных заводом четырех пролетов железнодорожного моста через Оку Длина каждоро пролета была самой большой в России для того времени — более 80 м. В 1875 г. организовано производство труб из оцинкованного гофрированного железа для водостоков под железнодорожными насыпями.

В 1877 г. построен одноэтажный лицевой корпус завода, входящий на наб. Невы (арх. Р. Р. фон Генриксен)

В 1879 г. был изготовлен первый плавучий паровой подъемный кран грузоподъемностью 98 тонн для артиллерийского полигона в СПб.

В 1880 г. организовано произовдство паровых котлов. Тогда на заводе был установлен гидравлический пресс для штамповки котельных днищ, валиков на жаровых трубах, лазовых крышек и бугелей и других принажлежностей котлов, а также утроены приспособления для гидравлической и паровой клепки.

На Всероссийской выставке в москве в 1882 г.  главнейшую часть выставленных СПб Металлическим заводом предметов  составляли изделия металлическо-строительные: стропила и мосты (вмоделях и фотографиях), теплые и несгораемые перекрытия. различные предметы, штампованные из железа, меди и цинка, водосточные трубы, гофрированное железо и пр. Далее следовли части паровых котлов и котлы различных систем, изготовленные посредством только что установленных на заводе клепальных маштн, пресов и др. усовершенствованных механизмов. Приборы, применяемые  при центральном отоплении и вентиляции зданий. изготовлением которых завод начал заниматься еще в 1860-х гг., различные артиллерийские снаряды, горные лафеты для небольших  пушек, повозки для военных  целей и другие подобные изделия также выставленные в1882  г. составляли почти все что изготовлялось заводом путем более или менее значительной механической обработки в его необширных в то время механических мастерских. Все перечисленное  дополнялось образцами листов,лент  и кружков из красной меди, латуни, желтой меди образцами, телеграфных принадлежностей проволоки и проволочных кантов  из различных металлов. Медно-прокатное и проволочное производства составляли в то время главнейшие отделы завода, годовые обороты которых достигали половины годового оборота завода.

В начале 1880-х гг. медно-прокатное и проволочное производство были совершенно прекращены и  место, прежде занятое мастерскими этих производств было использовано для расширения механического отдела завода.

В 1883 г. были изготовлены конструкции для павильонов Сенного рынка. В октябре на заводе впервые освоено производство поворотных кругов для оснщения ими паровозных депо. Был выпущен первый поворотный круг. В 1884 г. для Общества столичного освещения был построен большой телескопически газгольдер на Васильевском острове. К постройке паровых воздушных насосов завд приступил в 1884 г., когда стал заниматься изготовлением минных выбрасывающих аппаратов и установкой этих аппаратов  со всеми принадлежностями на судах.  В 1882-1885 гг. все деревянные стропила в цехех заменены на железные и все потолки переделаны на несгораемые на железных балкахВ феврале 1886 г. в цехах и конторе завода газовое освещение было заменено на электрическое.

В 1886 г. завод получил заказ от Морсого Ведомства на устройство всех необходимых гидравлических механизмов и приспособлений к 6-ти 12-ти дюймовым орудиям строившегося в то время в Севастополе броненосц «Чесма».

В 1886 г. было выстроено новое двухэтажное каменное здание для технического бюро и для аппаратов светокопирования чертежей. Помещение технического бюро, рассчитанное на 30 чертежных столов, отличалось обилием света, было снабжено  водяным отоплением и вентиляцией. В том же году механический парк завода был усилен приобретением новых больших станков, среди которых патронно-токарный станок диаметром 33 фута. собственного изготовления. 

До 1888 г. котельное отделение завода помещалось в деревянном здании, которое к тому времени пришло в ветхое состояние. Котельное производство постепенно расширялось, также возрастало количество мостовых и стропильных работ, поэтому решено было перестроить котельную и мостостроительную мастерскую, заменить деревянное строение железным и каменным. В 1889 г. пожар уничтожил большое деревянное здание, в котором помещалась модельная мастерская, занимающяся изготовлением разных предметов из тонких листов меди, железа, цинка и мелких сортов железа посредством холодной штамповки или слесарно-механической обработки. В том же году выстроено было новое каменное здание для этих мастерских.   Были приобретены станки для модельной и кровельной мастерской. В том же 1889 г. была увеличина производительность кузнечной мастерской устройством второго гидравлического пресса. В сборочной мастерской механического отдела была устроена глубокая шахта с железным кессоном для возможности сборки на заводе в полном составе башенных установок для орудий больших калибров, утанавливаемых на броненосцах. 

В 1890 г. построен плавучий док-мост для Севастопольского порта. В 1891 г. изготовлены металлоконструкции для Андреевского рынка. 

До 1892 г. в течении 25 лет директором завода был почетный инженер-технолог Оттон Егорович Крель (удостоенный этого звания в 1889 г.). С 1892 г. директором стал инженер-механик Франц Иванович Венцелидес, до этого в течение 10 лет исполняыший обязанности помощника директора.  

В 1893 г. вследствие получения заказа на несколько башенных установок для 12-ти дюймовых орудий, который необходимо было исполнить в короткий срок, вновь пришлость увеличить размеры механического отделения устройством новой сборочной мастерской в бывшем помещении меднолитейной. которую с этой целью перенесли во вновь выстроенное для нее здание. Механическая лаборатория завода перенесена в новое более просторное помещение, увеличено ее техническое оснащение. Расширена и улучшена инструментальная мастерская завода. 

В виду накопления больших заказов на изготовление верхних строений железнодорожных мостов значительно расширено котельно-мостостроительное отделение. С этою целью приобретен соседний с заводом участок земли и на нем построено деревянное здание новой мастерской предназначенной специально для изготовления мостов и оборудованной соответственными станками.

В 1893 г. изготовлены и смонтированы металлические конструкции главного зрительного зала СПб Консерватории.

Для правильного храпения накопившихся с течением времени многочисленных деревянных моделей разных механизмов выстроено новое деревянное специально приспособленное здание. Все модели строго классифицированы и занесены в книгу так, чтобы отыскание их  в складе не представляло никаких и затруднений и не требовало много времени.

В отчете Генерального комиссара русского отдела Всемирной Колумбовой Выставки в Чикаго в 1893 г. указывалось: «Второе место в отделе как по количеству так и по значению выставленных вещей занимал С-Петербургский  Металлический Завод. Завод этот выставивший до ста различных предметов положительно поражал иностранцев чистотой и прочностью своих изделий много было предметов впервые виденных иностранцами. В  настоящем очерке нет возможности перечислить все отдельные экспонаты выставленные этим заводом тут можно было увидеть, начиная с образцов разного рода железа (гофрированное, балочное) и стали, служащих  для тех или других целей машинного производства, отдельных частей разных механизмов, аппаратов и машин, целой коллекции артиллерийских  снарядов и кончая разного рода паровыми котлами и трубами, а также двигателями, причем и следует заметить что были предметы вызывавшие, положительно, удивление американцев,  например, огневая заварная труба днища паровых котлов, модели стропиль над пассажем  Верхних Торговых Рядов в Москве.  Вся выставка оригинальных вещей дополнялась множеством моделей (модель стропил Сельско -Хозяйственного Музея в С-Петербурге), чертежей, планов и фотографий разных машин механизмов, аппаратов всякого рода двигателей и сооружений исполненных заводом».

В 1894 г. спроектированы и изготовлены металлоконструкции куполов храма Воскресения на Крови. По заказу Александровской больницы изготовлены и смотированы дезинфекционные камеры системы Металлического завода. 

В 1895 г. построена новая токарная мастерская и приоретены новые токарные и другие станки малого и среднего размера. В кузнице построен третий гидравлический пресс.  Изготовлена и смотрирована система центрального отопления и вентиляции в Зимнем дворце.

В 1904 г. завод приорел лицензию у французской компании «Сеттер, Гарле и К°» на производство и реализацию паровых турбин системы «Рато» мощностью 100, 300, 340 и 400 л.с. Одновременно была приобретена лицензия на производство генераторов  и ряда приспособлений. Для освоения нового производства паровых турбин из состава Артиллерийского конструкторского бюро была выделена турбинная группа. 

В 1905 г. изготовлены и смотрированы металлические конструкции для Михайловского дворца. 

В 1906 г. завод получил заказ Морского Ведомства на постройку подводной лодки по проекту инж. С. К. Джевецкого. В начале 1906 г. лодка была заложена и получила название «Почтовый», в ноябре 1906 г. она прошл испытания. Впервые для подводного и надводного плавания в этой лодке использовался единый бензиновый двигатель внутреннего сгорания. 

В 1907 г. изготовлеа первая российская паровая турбина системы «Рато» 200 л.с. Выполнены металлические конструкции для зала заседаний Государственного Совета в Мариинском дворце.

В 1911 г. организовано новое производство по изготовлению торпедных аппаратов. Выпущенны первые торпедные аппараты для линкора «Андрей Первозванный». 12 октября 1911 г. компания «Санкт-Петербургсого металлического завода приобрела земельный участок в деревне Усть-Ижора для постройки собственной судостроительной верфи. В этом же году изготовлено два пролета для Троицкого моста.

29 октября 1912 г. Морское Министерство заключило с заводом крупный контракт  на постройку восьми эскадренных миноносцев для балтийского флота: «Орфей», «Гром», «Забияка», «Победитель», «Летун», «Десна», «Самсон»  и «Азард» и двух эсминцев «Пылкий» и «Быстрый» для Черноморского флота. В качестве подрядчик для выполнения контракта Металлический завод привлек Путиловский завод (изготовление корпусов судов), верфь «Вадона» в Херсоне (общая сборка и достройка эсминцев для Черноморского флота) и а также компанию «Вулкан» из Штеттина.

В 1913 г. заводом в Усть-Ижоре построена школа для обучения детей рабочих.

В 1914 г. завод изготовил мощные артиллерийские береговые башенные установки для фортов Николаевского («Инно») и Алексеевского («Красная горка»). В 1915 г. эсминцы «Забияка» и  «Победитель» прошли полномасштабные ходовые испытания. В 1916 г. в состав Балтийского флота вошли  последние шесть эсминцев «Орфей», «Гром», «Летун», «Десна», «Самсон»  и «Азард».

5 декабря 1917 г. принято Постановление  СНХ РСФСР о временном закрытии завода. 31 декабря работа завода была прекращена.

(С.-Петербургский металлический завод. Краткий очерк деятельности в 1882-1896 гг. СПб 1896 г.  сайт завода lmz-150.ru) 

(Добавил: Наталия)

  • фото

  • фото

  • фото

  • фото

  • фото

  • фото

  • фото

  • фото

  • фото

  • фото

  • фото

  • фото

    Фото — Наталия, 09.2009.

  • фото

  • фото

    Фото — Виктор М, 06.07.2015.

  • фото

  • фото

    Фото — люблюпитер, 06.2012.

6 июня 1918 Г. Комиссия Совета Народного Хозяйства Северного района обследовала техническое состояние завода. 29 июня декретом Совета Народных Комиссаров  Металлический завод был национализирован и переименован в Петроградский металлический завод. В том же году на заводе производился ремонт эсминцев «Летун» и «Забияка». В 1919-1920 г. продолжался ремонт военных кораблей, изготовление минных якорей.

В 1920 г. завод получил заказ на изготовление  оборудования для Волховской ГРЭС – деталей статоров и сложных крестовин генераторов. В 1921 г. было организовано производство радиомачт.  27 апреля 1922 г.  Правление Машиностроительного треста назначило заместителем директора завода   Д. Т. Плеханова. Он стал первым «красным» директором на заводе. В декабре на заводе вновь открылось заводское училище для подготовки рабочих кадров.

В 1923 г. Президиум Северо-западного бюро ВСНХ РСФСР определил производственный профиль завода , приняв решение о сосредоточении всех работ по производству паровых и гидравлических турбин на Металлическом заводе. Весной на заводе приступили к сборке узлов первой советской паровой турбины. В июле возобновила работу заводская электростанция. В 1924 г. впервые в России по собственному проекту выпущена паровая турбина  мощностью 2 МВт с комплектующим насосным оборудованием для Карабашского медеплавильного завода на Урале.

Вновь налажено котельное производство. Организовано гидротурбинное производство. Первая отечественная радиально-осевая горизонтальная гидротурбина  поставлена на Окуловскую бумажную фабрику. В последующие годы завод занимался изготовление паровых и гидротурбин, разработкой технических проектов на новые турбины.

В 1926-1929 гг. проведена реконструкция завода. Построенв паротурбинный, инструментальный, модельный цехи и гидроиспытательная станция.

23 февраля 1929 г. вышел первый номер заводской многотиражки «Полюстровский гигант» . В последующие годы она называлась «Сталинец», «Турбостроитель».

В 1930 г. открылось первое высшее техническое училище при заводе (ВТУЗ Ленинградского Металлического завода), в котором учеба совмещалась с работой на производстве. 15 мая начались занятия, на первый курс зачислили 434 чел.  Обучение проводилось на трех факультетах: паротурбостроения, гидротурбостроения и котлостроения.

29 июня 1930 г. – дата рождения современного товарного знака завода —  треугольника из букв «ЛМЗ». Автор – инженер-конструктор бюро паровых турбин Дмитрий Победимов (1901-1957).

1 мая 1931 г. состоялся митинг по поводу закладки нового гидротурбинного цеха.

27 ноября 1932 г. состоялся первый выпуск заводского ВТУЗа: его успешно окончили 44 инженера и 30 техников..

В июле 1935 г. на заводе собраны редукторы для эскалаторов первой очереди Московского метрополитена.  В 1936 г. впервые в практике отечественного гидротурбиностроения спроектирована и реализована система полной автоматизации  управления работой гидротурбины.  8 мая 1937 г. на завод из Германии прибыл новый уникальный карусельный станок с  14-метровой планшайбой. Карусель была установлена в новом гидротурбинном цехе.

ЛМЗ спроектировал и  изготовил для  гидростанций канала Москва-Волга 9  гидротурбин общей мощностью 65 МВт  снабженных автоматическими регуляторами, 5 комплектов малонапорных установок для насосных станций канала и все  автоматическое оборудование для всез ГРЭС канала.

В 1937 г. заводская футбольная команда (в будущем основа и прародитель ленинградского «Зенита») стала чемпионом ВЦСПС и перешла в группу «А».

Впервые в мировой практике н заводе под руководством заведующего СКБ водяных турбин  К. С. Олевского спроектирована и изготовлена система двойного регулирования  с вращающимся золотником, расположенным под генератором. Построен и сдан в эксплуатацию  крупнейший в Европе гидротурбинный цех, названный именем С. Орджоникидзе  (первая очередь пущена в 1935 г.).

С началом Великой Отечественной войны большя часть наиболее ценного оборудования эвакуирована на восток страны в Верхнюю  Салду и Юргу. Пооизводство в Ленинграде перешло на выполнение оборонных заказов – изготовление артиллерийских снарядов, ремонт танков  ремонт артиллерийских установок и монтаж их на судах.  В период войны заводом освоено более 20 видов вооружений.  8 сентября 1941 г. на территорию ЛМЗ  фашистскими самолетами были сброшены первые 11 зажигательных бомб, некоторые из них попали на крышу недостроенного 21-го цеха.  22 сентября прямым попаданием фугасной бомбы в механический 4-й цех снесло 800 кв. м крыши, был сброшен с путей 50-ти тонный мостовой кран.  В ночь с 3 на 4 октября  фугас попал в паротурбинный цех.  3 ноября две тяжелые фугасные бомбы взорвались в главном пролете паротурбинного цеха.  7 ноября завод впервые был подвергнут артиллерийскому обстрелу.  В 1942 г. силами специалистов  заводов «Электросила» и ЛМЗ отремонтирована гидротурбина пострадавшей от бомбежек Волховской ГЭС. 23 сентября по кабелю, проложенному по дну Ладожского озера, в Ленинград пошел ток. 31 мая на стадионе «Динамо» состоялся исторический блокадный футбольный матч между командой «Динамо» и футболистами Ленинградского металлического завода. 16 апреля 1943 г. завод подвергся смому интенсивному обстрелу з время войны – он продолжался 4 часа 47 мин.  Было зафиксировано 27 прямых попаданий в заводские объекты.  В 1943 г. завод по заданию ГКО изготовил три  железнодорожных орудийных транспортера калибра 156,6 мм.

8 апреля 1944 г. постановлением ГКО принято решение о восстановлении на заводе производства паровых и гидравлических турбин.

В 1944 г. на заводе открыта мемориальная доска памяти  участников обороны Ленинграда, павших жертвами голода и артобстрелов  в стенах завода  За годы войны погиб 3021 труженик завода.

Завод восстанавливался, было возобновлено турбинное производство. В 1947 г. введен новый инструментальный цех, ему присвоен № 24. В июле того же приступили в 21 цехе к монтажу уникального  и единственного в Советском Союзе станка – 19-метровой карусели. Школа рабочей молодежи № 58 при ЛМЗ им. Сталина возобновила прием в подготовительные классы . Занятия в школе начались в сентябре и были организованы в три смены.  В 1949 г. завод изготовил  первый проходческий щит для Ленинградского метрополитена.  В 1950 г. введено  в эксплуатацию новое здание крупнейшего в стране паротурбинного цеха № 21.  В 1951 г. при заводе открыт филиал  вечернего отделения Политехнического института им. М. И. Калинина.  В 1952 г.  введено в эксплуатацию новое здание цеха металлоконструкций № 33. В 1956 г. завод принял участие  в изготовлении узлов наземного стартового комплекса  для запуска первого искусственного спутника и  полета в космос первого в мире космонавта.

В 1957 г. в связи со 100-летним юбилеем  основания Металлического завода Министерство связи выпустило  почтовую марку  с изображением рабочего колеса  поворотно-лопастной гидротурбины Куйбышевской ГЭС в серии почтовых марок, посвященных  развитию тяжелого машиностроения СССР.  Завод выполнил для Куйбышевской (ныне Жигулевской) ГЭС 20 таких турбин.

В 1960 г. было освоено производство и началось изготовление газотурбинной установки мощностью 25 МВт.

3 ноября 1967 г. на фасаде здания заводоуправления на Свердловской наб. установлена мемориальная доска с надписью: «На этом заводе в 1924 г. были выпущены первые советские турбины – паровая мощность 2000 КВт, гидравлическая мощность 370 КВт». В этот же день состоялось открытие заводского музея. Его организатором и первым директором стала З. Н. Немцова. В том же году введена в эксплуатацию ставшая крупнейшей в Европе газотурбинная лаборатория.

1 января 1969 г. Государственная аттестационная комиссия присвоил паровой турбине К-200-130 Государственный знак качества.  В том же году заводом для Академического театра оперы и балета им. С. М. Кирова  выполнено сценическое оборудование : устройство подъема и опускания оркестра, а также установка горизонта и панорам.

В 1972 г.  выполнен городской заказ – изготовление подъемных механизмов Гренадерского моста. Для нового аэровокзала «Пулково» завод изготовил комплект оборудования для сортировки и выдачи багажа и ряд других механизмов.  

Закончено строительство инженерного корпуса, в котором сосредоточены конструкторские, технологические, вычислительные и другие технические службы завода.  

В 1973 г. образован производственный участок товаров народного потребления.

В 1977 г. Государственная аттестационная комиссия в 4-й раз присвоила  турбине К-200-130 высшую категорию качества. Серия «двухсоток» производства ЛМЗ к тому времени стала крупнейшей в мире.

17 июня 1987 г. в Московском парке Победы на аллее Славы состоялось открытие бюста дважды героя социалистического труда В. С. Чичерова — бригадира слесарей-сборщиков ЛМЗ.  Скульптор М. К. Аникушин.

В 1991 г. образовано совместное российско-германское предприятие по выпуску газовых турбин «Интертурбо» с участием государственного предприятия ПОТ ЛМЗ и концерна «Сименс АГ».

25 ноября 1992 г. проведено акционирование государственного предприятия с преобразованием его в акционерное общество открытого типа «Ленинградский металлический завод».                     (по материалам сайта завода lmz-150.ru Наталия)

В 1920 гг. ВСНХ определил для завода профиль турбостроительного предприятия.. Завод принял участие в ремонте  существующих электростанции и строительстве новых. Весной 1923 г. в цехах приступили к сборке узлов первой советской турбины, а в 1924 г. из ворот  вышли первые турбины — паровая и водяная. За три года было изготовлено 30 паровых и 35 водяных турбин.

В предвоенное время началось проектирование уникальных гидротурбин для  Волжских ГЭС.

В годы войны основное производство было эвакуировано  на Урал.  Во время блокады на заводе  ремонтировали и собирали танки, изготавливали снаряды и мины. В связи с тем, что Кировский завод стал прифронтовым на Металлический было переведено производство танков — этим занимались в цехе № 4.  За образцовое выполнение заказов Ленинградского фронта в 1945 г. завод был награжден орденом Ленина.

В 1944 г. Правительство приняло решение о возобновлении производства  паровых и гидравлических турбин. Были созданы турбины для Угличской и Рыбинской  ГЭС (1946 г.), Днепропетровской ГЭС (1950 г.), Волжской, Братской, Красноярской и др.

В 1955 г. была создана первая газотурбинная установка, предназначенная для работы на подземном газе.

С 1950 г. завод выпускает паровые турбины  большой мощности. На Всемирной выставке в Брюсселе  завод получил «Гран-при» за производство таких турбин.

Конструкции  ЛМЗ использованы при строительстве  новой линии метрополитена, концертного зала «Октябрьский»,  дворца спорта «Юбилейный», моста Александра Невского.

В 1957 г. завод награжден вторым орденом Ленина за  изготовление турбин для Куйбышевской ГЭС и в связи со столетием, а в 1971 г. — орденом Октябрьской революции за освоение производства крупных уникальных паровых, гидравлических и газовых турбин.

В 1980-е г. завод изготавливает большую серию газоперекачивающих агрегатов  для  оснащения газопровода Уренгой — Помары — Ужгород . В 1984 г. была произведена паровая турбина К-1000 для атомных электростанций, в 1986 г. — сотая паровая турбина  К-300-240.

В 1993 г. в Мадриде Металлический завод был награжден «Золотой звездой» за качество выпускаемых изделий.

В 2004 г. АО «ЛМЗ» стало филиалом ОАО «Силовые машины»

 (по материалам История Петербурга № 2(42) 2008 Наталия )

Завод-втуз

С 1930 по 1940 г. на Ленинградском металлическом заводе работал втуз. Втуз был учебным комбинатом, состоящим из трех ступеней. 1-я давала общеобразовательную подготовку в объеме семилетки и квалификацию слесаря или станочника 4-го или 5-го разряда. Срок обучения — от полугода до трех лет (зависел от подготовки учащегося). 2-я ступень готовила техников. 3-я выпускала инженеров. Срок обучения на 2-ой и 3-й ступени — 4-4,5 г. Производственный профиль завода определял специальности инженеров и техников. Во втуз принимались рабочие завода, имевший пятилетний производственный стаж и 5-й производственный разряд. Тесная связь с производством была обеспечена двухпоковой системой. Так, первый набор состоял из двух потоков по 100 студентов. Студенты 1-го потока занимались днем в течение пяти месяцев и получали степендию. Студенты 2-го потока в это время работали на производстве, а вечерами три раза в неделю посещали занятия в институте. На работу их распределяла учебная часть втуза. В следующем семестре потоки менялись местами. За 10 лет работы Ленинградского металлического завода-втуза было шесть выпусков инженеров, 568 человек.

(ст. Завод-втуз. журн. Смена. N23,1958. добавил Mary)

  • фото

  • фото

    Фото — журн.
    Смена N23 1958.
    (добавил Mary)

  • фото

  • фото

  • фото

В 2001 г. дом включён КГИОПом в «Перечень вновь выявленных объектов, представляющих историческую, научную, художественную или иную культурную ценность» (750)

16 комментариев
17027 просмотров

Добавил: Наталия, 8 Сентября 2009, 23:26
Редактировано: 6 Января 2022, 05:51

Разместить ссылку у себя на ресурсе или в ЖЖ:

<a href=’https://www.citywalls.ru/house8350.html’ target=’_blank’>СПб металлический завод Завод им. Сталина Ленинградский Металлический завод (ЛМЗ) -ОАО «Силовые машины» . Филиал на Citywalls.ru</a>

Категории

Сейчас на сайте

Опубликовано: 30981

Готовится: 40

Гостей: 184

Всего сегодня: 7336

«Ленинградский Металлический завод» (ЛМЗ) был создан на базе
Санкт-Петербургского Металлического завода, основанного в 1857 году купцом С.Н.
Растеряевым (1805–1860). Долгое время все руководящие должности на заводе
занимали специалисты из Германии. Первый русский инженер – Николай Данилович
Лесенко – поступил на завод в 1887 году и 10 лет был его директором (1901–1911).

Одной из самых знаменитых конструкций, носящих клеймо завода, в Санкт-Петербурге является мост Императора Петра Великого, для которого на заводе была спроектирована, изготовлена и смонтирована разводная часть – самая сложная в техническом плане.

Мост Императора Петра Великого (1911 год)

За свою историю завод переименовывался не один раз.
Первоначальное наименование – «Компания Санкт-Петербургского Металлического
завода», затем – «Петроградский Металлический завод» (1918–1925),
«Ленинградский Металлический завод крупного машиностроения», а 19 марта 1930
года заводу присвоили имя И.В. Сталина.

При заводе работал первый в стране ВТУЗ (первый выпуск в
1932 году), впоследствии ставший Институтом машиностроения.

В конце 1930-х гг. ЛМЗ был одним из лидеров советской
промышленности, занимая монопольное положение в области проектирования и
производства паровых и гидравлических турбин для электростанций. Но его
производственный взлет прервала Великая Отечественная война.

22 июня 1941 года после полудня на Металлическом заводе состоялся митинг, завершившийся уходом на фронт трех с половиной тысяч турбостроителей. Началась запись в отряды Народного ополчения.

Запись добровольцев в
гидротурбинном цехе ЛМЗ №19 (1941 год)

Энерговооружение страны даже в условиях военного времени
составляло основу поддержания обороноспособности государства. Из-за этой
зависимости возникла необходимость сохранения конструкторских бюро и
перебазирования их вглубь страны с целью использования квалифицированных кадров
по демонтажу и вывозу электростанций из зон, находящихся под угрозой вражеской
оккупации, ввода в эксплуатацию новых мощностей и осуществления плановых
ревизий и ремонтов действующих станций.

11 июля 1941 года Государственный Комитет Обороны принял
решение об эвакуации конструкторских бюро, технических архивов и уникального
оборудования, предназначенного для производства турбин, в город Верхняя Салда
Свердловской области – на площадку строящегося завода «Стальконструкция». ЛМЗ эвакуировали частично, поэтому при
самом неблагоприятном развитии событий – сдачи города – завод предполагалось
взорвать.

С 17 по 25 июля было сформировано четыре эшелона для вывоза
части оборудования ЛМЗ. С этими железнодорожными составами эвакуировались 256
инженеров с семьями.

Многие из оставшихся в Ленинграде инженеров перешли в цеха, начали
осваивать рабочие профессии.

Первой военной продукцией ЛМЗ в войну стали кирки, ломы и лопаты, затем «звездочки» для прокола покрышек автомашин, «финские» ножи и винтовочные штыки. Налаживалось изготовление пищевых чугунных котлов и отливка корпусов реактивных снарядов и мин.

Приемка корпусов реактивных снарядов в паротурбинном цехе
ЛМЗ (1942 год)

В самые страшные месяцы голода и блокады Ленинграда
Металлический завод работал, хотя и из последних сил. Энергоцех №3, или
блок-станция, был сердцем завода: подвиг углевозов и кочегаров, поддерживавших,
возможно, единственные оставшиеся котел и турбину во всем Ленинграде, бесценен.

Война изменила производственный профиль Ленинградского
Металлического завода: в июле 1941 года предприятие получило первое настоящее
боевое задание – изготовить корпуса и башни для тяжелых танков.

Осенью 1941 года в цехах продолжилось производство отдельных
узлов танков, завод занимался выпуском бронепоездов и бронетранспортеров. В
короткие сроки молодыми рабочими, пришедшими из ремесленного училища, было
сделано семь тысяч наствольных трубок-глушителей для снайперских винтовок.
Бригады металлистов ремонтировали танки прямо на поле боя, участвовали в
ликвидации разрушений на кораблях Балтфлота.

А.Д. Коршунов – «снайпер тыла» – лучший сварщик Ленинграда, применив при сварке корпусов мин приспособление собственной конструкции, довел производительность до 32 дневных норм. Он был награжден медалью «За оборону Ленинграда» и Орденом «Знак Почета».

А.Д. Коршунов

В общей сложности за время войны на завод было сброшено 300
фугасных и зажигательных бомб, на территории завода разорвалось 500 фугасных и
более 1000 осколочных и шрапнельных снарядов. Только за один день 26 января
1943 года бомбежка унесла 26 жизней.

Несмотря на потери, голод, холод, всю войну завод продолжал работать, выполнять и перевыполнять план фронтовых заказов.

Слева направо: кузнецы-передовики Д.Ф. Николаев, А.Р.
Тимофеев, А.Н. Рябов (1944 год)

Современное развитие завода связано с преобразованием его в акционерное общество и вхождением в 2000 году в состав компании «Силовые машины», являющейся членом Санкт-Петербургского регионального отделения Союза машиностроителей России.

По материалам: https://museum.power-m.ru/, https://www.spb.kp.ru/

Фото: https://museum.power-m.ru/, https://ratenews.ru/, https://zavodfoto.mirtesen.ru/, https://absoluttv.ru/

На Свердловской набережной можно увидеть интересный краснокирпичный комплекс промышленных зданий. Выстроенные в разное время корпуса смотрятся несколько хаотично, но живописно.
IMG_3237.JPG
Сам завод ведет свою историю с 1857-го года, когда купец Растеряев получил разрешение на открытие нового завода на правом берегу Невы, рядом с дачей Дурново. Изначально завод выпускал проволоку, а также различный металлический ширпотреб.
IMG_3228.JPG
Постепенно завод растет в 1870-1890-е годы становится крупным предприятием. Вот так выглядело это предприятие в 1870-е годы:
hyyu1zifdl0mtrkloj.jpg
Завод обустраивает системы отопления в Зимнем дворце, производит различные металлоконструкции, среди них Большая Пальмовая оранжерея в Ботаническом саду, конструкции павильонов для Нижегородской Всероссийской выставки, конструкции световых фонарей московских Верхних торговых рядов. Активно строились железнодорожные мосты (с 1870-х годов вплоть до конца XIX века их построили 1350). Участвовал завод и в военных проектах — здесь изготавливались орудийные лафеты, барбетные и башенные установки для броненосцев. Позднее у завода при заводе появилась собственная верфь и он участвовал в строительстве миноносцев. А в советское время завод стал специализироваться в области турбостроения. Также здесь по прежнему выпускались строительные конструкции, которые использовались при строительстве ленинградского метро, концертного зала «Октябрьский»,  дворца спорта «Юбилейный», моста Александра Невского.
IMG_3264.JPG
Как у практически всех дореволюционных заводов, здания Металлического завода многократно надстраивались и перестраивались (среди архитекторов, работавших на заводе, были П. В. Алиш и Р. А. Берзен, о работах которых я уже писал в своем блоге). Следы эти хорошо видны на стенах. Этот корпус изначально имел три этажа, но позднее был надстроен четвертым (надстройка явно проводилась в эпоху модерна, о чем говорят характерные окна):
IMG_3234.JPG
Примерно тогда же, вероятно, был построен и этот корпус:
IMG_3259.JPG
IMG_3260.JPG
Судьба этого корпуса особенно интересна. Изначально он имел два этажа и был гораздо уже (его ширину, как можно видеть на фотографии 1870-х годов) задавала вывеска между двух ризалитов.
IMG_3232.JPG
IMG_3266.JPG
Слева были ворота, справа еще одни ворота и одноэтажная проходная (снимок 1905-го года):
Scan_20190427 (8).jpg
К 1912-му году корпус расширяют влево, а справа на месте одноэтажной проходной строят уже двухэтажный корпус:
2aea8b3bb7a07bf7033eb86eb95d652d.jpg
А примерно к 1915-му году надстраивается трехэтажный корпус:
IMG_3268.JPG
IMG_3269.JPG
А на месте двухэтажного корпуса строится новый корпус с часовой башней:
IMG_3231.JPG
IMG_3233.JPG
IMG_3265.JPG
IMG_3271.JPG
Эти изменения хорошо видны на фотографии достройки эсминца «Забияка»:
Scan_20190427 (11).jpg
В 1920-е годы корпус почти сформировался:
04da9fd27e299edc688c1c46b3aabe6f.jpg
Но позднее ему надстроили еще один этаж, а башня лишилась купола:
IMG_3263.JPG
IMG_3262.JPG
Еще одно изменение, которое мы можем заметить, рассматривая старые фото — вывеска. Некоторое время завод носил имя Сталина, что и видно на фото:
ig86o0vyv1it86a874.jpg
dle9udw5473djzhwlg.jpg
К сожалению, в позднесоветские времена территорию завода целиком обстроили более современными цехами, которые, однако, смотрятся гораздо более скучно. Снимать их я уже не стал. Но в дополнение предлагаю взглянуть на старые фотографии, отражающие жизнь этого предприятия.

КБ котельного производства:
Scan_20190427.jpg

Артиллерийское КБ:
Scan_20190427 (2).jpg

Кузнечная мастерская:
111.jpg

Токарная мастерская:
Scan_20190427 (3).jpg

Механосборочное отделение:
Scan_20190427 (4).jpg

«Механическая галерка» котельной мастерской:
Scan_20190427 (5).jpg

«Темная» токарная мастерская:
Scan_20190427 (6).jpg

Лафетная мастерская:
2.jpg

На испытательном стенде паровая турбина для Ям-Ижорской верфи. 1916:
Scan_20190427 (7).jpg

Приемка руководством Морского ведомства 12-дюймового орудия:Scan_20190427 (9).jpg

Артиллерийская установка:
Scan_20190427 (10).jpg

В заводском медпункте:
Scan_20190427 (12).jpg

Заводской госпиталь, открытый в годы Первой Мировой:
Scan_20190427 (15).jpg

Металлисты на заводском митинге против войны. Июнь 1917:
4.jpg

Совет старост. 1917 год:
Scan_20190427 (18).jpg

У первой паровой турбины мощностью 2000 квт. 1924 год:
Scan_20190427 (19).jpg

Турбина Земо-Ачальской ГЭС. 1925:
5.jpg

Рабочее колесо первой ковшовой гидротурбины мощностью 8100 квт для Северной Осетии:
6.jpg

Турбина мощностью 10000 квт на испытательном стенде. 1925 год:
Scan_20190427 (20).jpg

М. И. Калинин и К. Е. Ворошилов во время посещения завода в 1925-м году:
Scan_20190427 (21).jpg

С. М. Киров и Г. К. Орджоникидзе в турбинной мастерской 28 марта 1927 года:
z2rjpq6ds7j0llf160.jpg

Работники паротурбинного цеха у одной из первых турбин. 1930 г.
Scan_20190427 (22).jpg

Общий вид паровой турбины мощностью 25000 квт. 1930 г:
Scan_20190427 (23).jpg

Артисты с турбостроителями во время съемок фильма «Встречный». 1931(?) г.:
Scan_20190427 (24).jpg

В гостях у турбостроителей джаз Л. Утесова. 1931 г.
3.jpg

Женская спортивная команда. 1932 г.:
Scan_20190427 (27).jpg

Паротурбинный цех. 1936 г.:
Scan_20190427 (28).jpg

На ЛМЗ. 1935-1940. Фотограф И. Шагин:
kg71en8fpdpipdfj2y.jpg

Запись добровольцев на фронт. 1941 г.:
Scan_20190427 (29).jpg

Ремонт танков КВ:
Scan_20190427 (31).jpg

Бригада И. Булыгиной:
Scan_20190427 (32).jpg

Учащиеся ремесленного училища осваивают военную продукцию:
Scan_20190427 (33).jpg

3e73deb80b59ced340aac4f7d6641ce7.jpg

ЛМЗ имени Сталина. 1953 год. Фотограф А. Гаранин:
4qfqcfpwddjxntkehx.png

Л. И. Брежнев на ЛМЗ. 1960 г.:
Scan_20190427 (35).jpg

Ю. А. Гагарин на заводе. 1962 г.:
Scan_20190427 (34).jpg

18 мая, в субботу состоится экскурсия «По Волковой деревне«.

Главной достопримечательностью этого района города являются три кладбища — музей-некрополь «Литераторские мостки», Волковское лютеранское и Волковское православное кладбища, на которых покоятся многие выдающиеся люди. Однако и кроме них в этом районе есть интересные памятники архитектуры в исполнении таких известных архитекторов, как И. И. Фомин, Ф. И. Лидваль, Ю. Ю. Бенуа, В. О. Мунц.

Мы увидим:
Школу на набережной реки ВолковкиВолковское лютеранское кладбищеВолковскую купеческую богадельнюНиколаевский дом призренияУчилище при Николаевском доме призренияЛиговский народный дом графини Паниной — «Литераторские мостки» — Волковское православное кладбище.

Узнать подробности и записаться на экскурсию можно здесь:https://babs71.livejournal.com/1150129.html

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Компания стальные абразивы уэмз нт официальный сайт
  • Компания стандарт санкт петербург отзывы работников
  • Компания стратегия на бауманской отзывы сотрудников
  • Компания стройком отзывы работников вахта мариуполь
  • Компания ттк что это за компания отзывы покупателей