Компания когнитивные технологии выпускает программу

21 Июня 2010 13:06
21 Июн 2010 13:06

|

Компания Cognitive Technologies объявила о выходе нового продукта для учета документов – «Евфрат АнтиXL».

Программа «Евфрат АнтиXL» предназначена для использования секретарями, офис-менеджерами, офисными сотрудниками, специалистами, рабочими группами, а также небольшими организациями, говорится в сообщении Cognitive Technologies. Заложенные в программу возможности позволят сотрудникам организации решить весь комплекс задач, связанных с работой с документами и ведением учета по различным видам деятельности.

По информации компании, программа готова к использованию «из коробки» и не предполагает масштабного внедрения, характерного для проектов по внедрению систем электронного документооборота. В комплект поставки «Евфрат АнтиXL» входит набор учетных и отчетных форм документов для учета корреспонденции, организационно-распорядительных документов (служебных записок, приказов), поручений руководства, договоров, базы контрагентов и взаимодействия с ними. Кроме этого, программа поддерживает работу с бумажными документами в соответствии с требованиями российского законодательства — в «Евфрат АнтиXL» включены 39 образцов типовых документов, отметили в Cognitive Technologies.

Среди ключевых функциональных возможностей программы «Евфрат АнтиXL»: регистрация, учет и систематизация любых типов документов; удобная работа с документами MS Office, OpenOffice; выдача заданий и поручений по документам; рассылка уведомлений и напоминаний; оперативный поиск документов по их реквизитам и содержанию; подготовка и печать журналов регистрации документов; создание отчетов по исполнительской дисциплине; подготовка и печать бумажных документов по шаблону (в комплект поставки программы входит база шаблонов документов); работа с версиями документов; централизованное хранение электронных документов; доступ к документам и заданиям через интернет (для версий на 3 и 5 пользователей); интеграция с электронной почтой (регистрация документов, отправка сообщений); интеграция с программными продуктами «1С» (на уровне справочников и доступа к документам).

Илья Маркелов, «Лаборатория Касперского»: Подход «внедрил и забыл» недопустим для SIEM

безопасность

Комментируя выпуск «Евфрат АнтиXL», вице-президент Cognitive Technologies Николай Никольский отметил: «По нашим оценкам, потребителями программы в ближайшие 2-3 года могут стать более 200 тыс. пользователей, которые сейчас для учета документов используют непрофильные для этой задачи продукты Microsoft и Open Office». По его словам, в основу «Евфрат АнтиXL» легли технологические экспертизы, проектные практики и методические разработки Cognitive Technologies в области электронного документооборота.

Традиционно для продуктов Cognitive Technologies «Евфрат АнтиXL» доступна для работы в демонстрационном режиме. Демо-версия программы не имеет ограничений по функционалу, рассчитана на 30 дней работы и предоставляется всем желающим, заполнившим анкету на сайте продукта antixl.ru. Стоимость однопользовательской версии 1700 руб., а версии программы на 3 и 5 пользователей будут поставляться за 4800 и 7500 руб. соответственно. Программу можно приобрести через сайт antixl.ru и у партнеров Cognitive Technologies.

  • Приложения для слежки за чужим смартфоном, за которые вам ничего не будет

Сбербанк объявил о создании совместного предприятия с группой Сognitive Technologies. С кем крупнейший банк выходит на рынок беспилотников?

Сбербанк и разработчик программного обеспечения для самоуправляемого транспорта Cognitive Technologies (CT) объявили о создании совместной компании Cognitive Pilot, которая займется развитием беспилотных технологий. Сбербанк получит 30% компании, остальное будет принадлежать основателям и менеджменту Cognitive Technologies. Возглавит совместное предприятие президент CT Ольга Ускова.

Cognitive Technologies вела переговоры о сотрудничестве с АФК «Система», но сделка не состоялась. «АФК «Система» через свои венчурные структуры активно мониторит рынок решений в области беспилотного вождения. В том числе мы общались и с Cognitive Technologies, но сейчас мы не рассматриваем сотрудничество с этой компанией», — сказал Forbes источник в «Системе». Пресс-служба АФК от комментариев отказалась, так же поступила Ольга Ускова.

Чем занимается компания Cognitive Technologies

На рынке высокотехнологичных компаний Cognitive Technologies известна с 1993 года, однако роботами она занялась только в начале 2010-х, а до этого специализировалась на разработке программного обеспечения для распознавания текстов. В 2015 году РБК писал, что идея компании родилась еще в конце 1980-х на кухне у одного из сотрудников Всесоюзного научно-исследовательского института системных исследований (ВНИИСИ). Ее авторами были физик-теоретик Ефим Щукин и руководитель лаборатории искусственного интеллекта ВНИИСИ Владимир Арлазаров (один из создателей программы КАИССА, которая в августе 1974 года стала первым чемпионом мира по шахматам среди компьютерных программ).

Арлазаров начал заниматься разработкой программы Tiger для распознавания текста на базе своей лаборатории, в которой тогда трудилась Ольга Ускова. Щукин говорил журналу РБК, что идея принадлежала ему, как и первоначальные инвестиции. По его словам, в 1993 году он вложил небольшие деньги в создание в Москве компании Cognitive Technologies Ltd, а через некоторое время просто отдал компанию Арлазарову, так как они были друзьями. Продажами в компании занялась Ольга Ускова.

С середины 1990-х компания стала активно сотрудничать с государственными структурами и корпоративными заказчиками. Партнерами Cognitive Technologies стали Пенсионный фонд, «Норильский никель», Магнитогорский металлургический комбинат, Газпромбанк. В 2000-х у компании появились контракты с Минкомсвязи (по реализации федеральной целевой программы «Электронная Россия»), а также с «Автодором», «Россетями», «Роснефтью» и «Роскосмосом». Cognitive Technologies поставляли партнерам системы электронного документооборота, системы управления закупочной деятельностью и системы электронной торговли. В 2009 году компания получила заказ на развитие системы мониторинга СМИ для администрации президента РФ, однако заказчик —« Росинформтехнологии» — остался недоволен работой и подал на компанию в суд. Суд иск отклонил. По данным РБК, стоимость каждого из этих контрактов могла составлять 20-30 млн рублей, при этом компания отчитывалась о многомиллиардной годовой выручке.

Мода на роботов

В начале 2010-х компания решила переориентироваться с разработки программного обеспечения на разработку роботов. В 2015 году в интервью «Бизнес Онлайн» Ольга Ускова рассказывала, что еще в 2011-м разработками CT в сфере беспилотного транспорта заинтересовался «немецкий автопром». Однако в итоге партнерство было заключено не с зарубежной компанией, а с «Камазом». «Мы создаем новое предприятие — «КАМА-авторобот», которое будет заниматься выпуском интеллектуальных узлов в первую очередь для «Камаза», а также и других покупателей, — рассказывала Ускова в интервью. — Для нас это уже долгая история, рассчитанная до 2035 года».

Однако фактически проект быстро свернули. На форуме «Открытые инновации» в октябре 2019 года Ольга Ускова говорила, что на основе технологий CT создано всего три автомобиля. «По контракту мы должны были произвести системы автоматизации второго уровня (автоматическое управление, при котором требуется участие человека. — Forbes) для трех автомобилей «Камаз». Они были произведены, сданы на самом высоком уровне. На нем проехало всё правительство страны. Существуют акты внедрения. После чего «Камаз» запросил деньги на серийное производство. «Камазу» этих денег не дали, и, насколько я знаю, серийное производство беспилотных автомобилей на текущий момент«Камаз» не делает», — объясняла она. «Камаз» в итоге создал беспилотный тягач совместно с «Вист Групп».

В начале 2019 года Ольга Ускова заявила в интервью Forbes: «У нас есть девять машин: и легковые, и грузовые, и сельскохозяйственные. Нам не очень важна марка, важны параметры машины, то есть угол зрения — с какой высоты оценивается дорожная ситуация».

По словам Ольги Усковой, технологии Cognitive Technologies сегодня используются на 250 автомобилях. Марки автомобилей она назвать отказалась. Пресс-секретарь CT Николай Никольский уточнил, что компания делает не машины, а системы компьютерного зрения и искусственного интеллекта для управления беспилотным транспортом. «Тестирование проводится на транспортных средствах заказчика, если это авто, то на авто. Если комбайны, на комбайнах, если поезда, на поездах. На скольких машинах проводится тестирование — компания не раскрывает», — сказал он.

«Наша компания фокусируется на разработке беспилотных систем для сельскохозяйственной техники, железнодорожного транспорта и автомобильных компонентов. Время показных машинок прошло, сейчас речь о масштабируемых технологиях и реальной экономике. Наши разработки встроены в промышленные партии техники во всех перечисленных отраслях», — сказал Forbes генеральный директор Cognitive Technologies Андрей Черногоров.

  • «Мы перешли в мир робочеловеческий»: правила бизнеса основателя Cognitive Technologies Ольги Усковой
  • Джек-пот Ольги Усковой: как беспилотные автомобили научились ездить по снегу и бездорожью

В Cognitive Technologies и Сбербанке сумму сделки называть отказались, однако, по словам Усковой, «после сделки с Mail.ru, эта — на российском рынке высокотехнологических компаний — самая крупная». В июле Сбербанк и Mail.ru объявили о создании совместного предприятия, в которое планируют инвестировать 64 млрд рублей.

Сегодня беспилотный транспорт в России наиболее активно развивает «Яндекс»: его лаборатория пока что остается единственной в России, кто получил разрешение на тестирование 64 беспилотных автомобилей в особых зонах в условиях городской среды в двух регионах (в Москве и Татарстане). В «Яндексе» считают, что сам факт сделки может позитивно сказаться на рынке. «Мы надеемся, что с развитием рынка темпы перехода к более прогрессивному регулированию в сфере беспилотного транспорта ускорятся. От этого выиграет вся индустрия», — заявили в пресс-службе беспилотного подразделения компании.

10 примет времени, перевернувших нашу жизнь

10 примет времени, перевернувших нашу жизнь

Фотогалерея «10 примет времени, перевернувших нашу жизнь»

10 фото

Федеральная служба безопасности разорвала отношения с компанией Cognitive Technologies, известным разработчиком систем распознавания и автономного вождения. Ранее у фирмы возникли проблемы с КамАЗом и Сбербанком.

У технарей спецслужбы буксует распознавание

Иск к ООО «Когнитивные технологии» подавала войсковая часть № 68240, она входит в структуру ФСБ и давно занимается техническими разработками. 21 апреля Арбитражный суд Москвы удовлетворил иск, но содержание решения суда засекречено – гостайна («Судебный акт принят в закрытом судебном заседании»). Доподлинно известна лишь категория иска – «о неисполнении или ненадлежащем исполнении обязательств по договорам подряда». «Когнитивные технологии» входили в число подрядчиков на создание IT-продуктов для спецслужбы.

Ещё в 2006 году фирма получила от силового ведомства пять лицензий на работы, связанные с гостайной и конфиденциальной информацией. В конце нулевых годов в ФСБ в рамках борьбы с терроризмом увлеклись технологиями идентификации человека по физическим и поведенческим чертам. Проекты предполагали создание отечественных мультибиометрических комплексов – систем, позволяющих видеокамере в режиме реального времени выхватить лицо человека в толпе и определить, является ли он преступником. В правительственной комиссии по модернизации и технологическому развитию экономики России даже появилась профильная группа под руководством Андрея Фурсенко.

Систему видеоаналитики с передачей информации в спецслужбы планировали внедрить на вокзалах, в аэропортах и общественном транспорте. К настоящему времени такие системы созданы (NtechLab), но к заслугам Cognitive Technologies это не относится.

Впрочем, задачи тогда формулировались шире. Войсковая часть № 68240, будучи оперативно-техническим управлением ФСБ, отвечает за прослушку и прочие подобные разработки. В 2010 году она объявила конкурс на создание «автоматизированного атласа национальных языков России». Силовикам понадобился софт для определения языка, на котором говорит интересующий их человек. Работу системы распознавания требовалось продемонстрировать на примере шести языков Северного Кавказа: аварского, ингушского, кабардино-черкесского, карачаевского, балкарского и даргинского. В 2011 году часть начала искать сходство в разных изображениях и видеозаписях.

В 2012-м подразделение выделило 77,9 млн рублей на программные «криминалистические фотопортретные исследования», систему поиска похожих моделей автомобилей по видеозаписям и другое ПО. Работы шли на протяжении 2010-х годов. Среди последних по времени тендеров – разработка узла цифровой обработки изображений, «полученных с применением нестандартных методов формирования и регистрации оптического изображения», и закупка «комплекса для работы с очевидцем по составлению композиционного портрета». Тендеры подведомственной структуры проходили по закрытой процедуре, без объявления победителей.

«Когнитивные технологии» сотрудничали и с другими подразделениями спецслужбы. В 2009 году для Проектного института ФСБ айтишники разработали систему «Евфрат-Документооборот», аналоги которой позже использовались в госучреждениях и банках. Также в 2015–2017 годах фирма создавала софт для войсковой части № 43753 – центра защиты информации и спецсвязи ФСБ. Структура занимается лицензированием криптографического оборудования и, в частности, помогает ЦИК передавать данные об итогах голосований по защищённым каналам связи.

В Cognitive Technologies отказались делиться подробностями судебных разбирательств с подразделением ФСБ.

– Заседание суда было закрытым. Мы это никак не комментируем, – сказал «Октагону» вице-президент и совладелец «Когнитивных технологий» Николай Никольский.

Собеседник заявил, что фирма никогда не занималась темой распознавания лиц, а сейчас её основное направление – создание искусственного интеллекта для транспортных средств.

– В прошлом году мы открыли фабрику в Томске по производству начинки для беспилотных транспортных средств, – добавил Никольский.

Команда Усковой теряет господряды

Судебные разбирательства с ФСБ кажутся очередным неудачным проектом компании Ольги Усковой (ей принадлежит 20 процентов, по 10 процентов – у Олега Славина, упомянутого выше Никольского, Дмитрия Богданова, Дмитрия Соловьёва, Василия Постникова, Владимира и Михаила Арлазаровых). Два года назад они не смогли выпустить серию беспилотных грузовиков для КамАЗа, хотя на эту программу Минобрнауки выделило около 300 млн рублей, а сам автогигант – около 90 млн. В Набережных Челнах решили создавать тягачи без водителей самостоятельно.

«КамАЗ принял все наши работы, и никаких претензий к нам нет. А то, что проект не пошёл дальше, – это проблемы самого КамАЗа. Нам неизвестно, почему они не запустили серию таких грузовиков».

Николай Никольский | вице-президент и совладелец «Когнитивных технологий»
Николай Никольский
вице-президент и совладелец «Когнитивных технологий»

Внешне неудачным пока что выглядит и сотрудничество со Сбером: в феврале 2021 года сообщалось, что совместное предприятие «Когнитивных технологий» и Сбербанка – Cognitive Pilot (ООО «Когнитив Роботикс») – заморозило проект беспилотных машин. Более того, у финкорпорации теперь имеется собственное подразделение по выпуску таких транспортных средств – SberAutoTech . В него входят зарегистрированное в марте 2021 года ООО «Сберавтотех» и ООО «Сберавтотех Инжиниринг» (бывший «Ё-инжиниринг»), которые на 100 процентов контролируются Сбербанком. Убытки Cognitive Pilot, по данным сервиса «Контур.Фокус» за 2020 год, составляют 185,6 млн рублей.

В пресс-службе Cognitive Pilot «Октагону» заявили, что компания является частью экосистемы Сбера:

– Со Сбером никаких трудностей нет. Мы входим в экосистему Сбера и активно развиваем два наших направления – автономное управление в агро и на ж/д. Эти два направления – основной фокус. Решения активно продаём сейчас.

Согласно данным «Контур.Фокус», по итогам 2020 года чистый убыток «Когнитивных технологий» составил 5,8 млн рублей. Контракты у госведомств IT-компания получала во многом благодаря деятельности Андрея Черногорова – теперешнего гендиректора фирмы, а в 2015 году – ответственного секретаря комиссии по науке и наукоёмким технологиям в Госдуме РФ. Он специалист по госзаказу: ранее входил в руководство различных цифровых площадок для размещения тендеров. Именно при его активном участии в апреле 2015 года парламент принял законопроект, ограничивающий закупки иностранного ПО для госорганов (Черногоров был ответсеком думской комиссии по развитию стратегических информационных систем). Немаловажно, что Черногоров – сын Усковой, сообщало издание TAdviser.

Андрей Черногоров, Ольга Ускова и Герман Греф (слева направо в первом ряду) на демонстрации беспилотного комбайна с системой управления компании Cognitive Agro PilotАндрей Черногоров, Ольга Ускова и Герман Греф (слева направо в первом ряду) на демонстрации беспилотного комбайна с системой управления компании Cognitive Agro PilotФото: Валерий Матыцин/ТАСС

Ольга Ускова работает в IT-секторе с конца 1980-х годов. С 2000-х она является активным лоббистом отечественных (в частности своих) программных разработок, занимает пост главы Национальной ассоциации инноваций и развития информационных технологий (НАИРИТ). Основной её актив – АО «Когнитив» (сайт cognitive.ru; главное юрлицо группы Cognitive Technologies), где Усковой принадлежат 100 процентов, по данным БД «Спарк» и «Контур.Фокус». Выручка «Когнитива» за 2020 год составляет 210,2 млн рублей, чистая прибыль – 76 млн рублей.

Добавим, войсковая часть № 68240 регулярно подаёт в суд на компании и вузы, которые не могут выполнить условия контракта. В 2020 году это были МГТУ им. Н. Э. Баумана, АО «Конструкторское бюро приборостроения им. академика А. Г. Шипунова», ООО «Микроприбор» и другие организации.

Массовое внедрение беспилотных автомобилей — дело ближайшего будущего. Но участники рынка (да и все общество) до сих пор не знают ответов на некоторые этические вопросы — например, кто должен нести ответственность за аварию с участием робокара? И чем грозит миру дальнейшее развитие искусственного интеллекта (ведь он может стать умнее человека)? Искать ответы на эти непростые вопросы должны не государства по отдельности, а мировое сообщество в целом, считает глава российской софтверной компании Cognitive Technologies Ольга Ускова. В интервью Inc. она рассказала, как трагедии с участием беспилотников влияют на индустрию, на чем «срубился» Uber и что не так с подходом российских властей к регулированию отрасли.


Робокары на развилке

— Вы говорили, что первые полностью беспилотные автомобили появятся не ранее 2025 года. На чем основана ваша оценка?

— Беспилотный автомобиль будет главенствовать на дорогах, когда сложатся технологический, юридический и социальный аспекты. На текущий момент практически решена задача беспилотного движения в пробках и на хайвее. Но остается проблема «последней мили» — так мы называем подруливание к финальной точке поездки.

Учитывая скорость открытий в этой сфере, на технологическую часть уйдет года два. Опытная эксплуатация и переход к промышленным редакциям, тестированию — это еще 3 года. По моей оценке, уверенное технологическое решение «из одной точки в другую» будет к 2024 году.

Юридический аспект зависит от конкретной страны. В США, к примеру, в последнее время вышла целая пачка законов и постановлений. Думаю, американцы все сделают очень быстро, — там эта работа приобретает системный характер.

— А Европа?

— Европа изучает и старается имплементировать американский опыт.

— Вы имеете в виду правовую область?

— Во всех странах мира один из самых крупных заказчиков — государство. Заказ определяет разработку: в какую сторону движутся инвестиции, и что продают компании в конечном счете.

И здесь есть принципиальная развилка. Она во многом определит вектор развития беспилотного транспорта: такси по перемещению из точки А в точку Б, которое вытеснит личный автотранспорт, или, наоборот, личные робокары для собственных нужд владельца. Эти противоположные концепции требуют разной инфраструктуры в городах и государствах. В первом случае не нужны парковки, во втором — паркинг и хранение автомобилей остаются актуальными, меняется суть предмета потребления.

Думаю, государства определятся с этим в следующие 2-3 года, а затем еще примерно 2 года понадобится на законодательные и страховые решения. В течение следующих нескольких десятилетий они будут уточняться, но первичный пул, надеюсь, возникнет к 2025 году.

Штаты, например, делают акцент на такси — если убрать водителя, стоимость транспортировки резко упадет (у таксистов высокие зарплаты). А китайцы сконцентрировались на роботизированном сельском хозяйстве — им надо дешево кормить свои миллиарды.



Фото: Семен Кац

Как беспилотные автомобили покоряют мир


  1. В 2004 году американское оборонное агентство DARPA провело соревнование Grand Challenge среди команд разработчиков: их беспилотники должны были проехать около 229 км по пустыне Мохаве. Большинство машин перевернулись или разбились, а самый успешный участник заезда преодолел лишь 7 миль. Тем не менее, гонка способствовала созданию сообщества гиков, которые продолжили работать над беспилотниками.
  2. В 2009 году Google запустила свой проект разработки беспилотника. Команду разработчиков возглавил профессор Стэнфорда Себастьян Трун — руководитель команды-победителя в заезде DARPA. В 2014-м корпорация показала прототип полностью беспилотного автомобиля без руля и педалей, а в 2016-м выделила свое подразделение по робокарам в отдельную компанию Waymo. Сейчас она сосредоточена на сервисе беспилотных такси (за ними будут наблюдать удаленные операторы, готовые вмешаться в управление машиной).
  3. Вслед за Google в разработку робокаров стали инвестировать ведущие IT-компании (Intel и Uber) и автопроизводители (Ford, Nissan, GM и др.). Появилось множество стартапов, работающих над созданием отдельных компонентов для беспилотников: радаров, камер, карт и систем управления данными.
  4. На успех разработчиков отреагировали американские регуляторы. В 2011-2012 годах власти Невады, Флориды и Калифорнии законодательно разрешили езду беспилотных машин по дорогам общего пользования. Дальше всех пошла Аризона: там робокары могут передвигаться по дорогам без поддержки оператора-человека.
  5. В 2013-2015 годах тестировать беспилотники разрешили в Нидерландах, Швеции, Франции и Великобритании, а в декабре 2017-го — в Китае.
  6. По прогнозу РВК и консалтинговой компании Frost & Sullivan, к 2025 году беспилотники составят 40% всех выпускаемых в мире легковых машин. Объем мирового рынка робокаров к 2025 году вырастет с текущих $1,3 млрд до $84 млрд.

Фото: Семен Кац

Ошибки тупые и полезные

— Разработчики беспилотников часто попадают в неприятные истории. Как это сказывается на индустрии?

— Знаете, бывают тупые ошибки, а бывают полезные для всех. История гибели дядьки, который на автомобиле Tesla втемяшился в пересекающий дорогу грузовик, — тупая. Tesla, видимо, просто не предупредила своих пользователей об относительно низком уровне системы ADAS и об ограничениях в её использовании в реальных дорожных условиях. Компании надо было продавать, и она могла убрать это замечание на 99 страницу договора. А пользователь мог посчитать, что спокойно поиграет в игру, пока его везет автопилот.

А вот кейс Uber — системная ошибка, которая сильно подвинула и законодателей, и разработчиков сервисов. Это был очень важный, поворотный момент, после которого все наконец-то начали серьезно думать о метриках. Uber выпустил на дорогу свои машины, чтобы в беспилотном режиме возить пассажиров и набирать статистику. Компания как бы не нарушала законодательство — внутри автомобилей сидели водители-испытатели, которые должны были контролировать безопасность всех участников движения. Но это не были асы вождения, и в случае с убийством этой женщины квалификация водителя, вероятно, была низкой.

После инцидента были остановлены все испытания на дорогах — надо было подправить метрики ADAS и требования к испытателям. И вот тогда началось формирование уже нормального эксперимента — с учетом того, что по дорогам ходят люди, не обязанные в нем участвовать (и тем более — умирать).

С одной стороны, Uber откинуло примерно на год в исследованиях. Компании пришлось пройти через судебные процессы и свернуть часть программ — это дорого ей обошлось. С другой стороны, все участники рынка поняли, на что надо обратить внимание, — и рынок двинулся в сторону точных тестов и измерений.



Бизнес Cognitive Technologies


Компания Cognitive Technologies появилась в 1993 году на базе Лаборатории искусственного интеллекта Института Системного Анализа РАН. Начинала с разработки систем распознавания текстов. Впоследствии создавала продукты для распознавания голоса, автоматической обработки документов и для беспилотных транспортных средств. С начала 2000-х годов Cognitive Technologies регулярно получает заказы от ведомств (в том числе силовых) и госкомпаний — для них она разрабатывала системы электронной торговли и управления закупками. В разработку ИИ для беспилотников за последние 10 лет компания инвестировала $22 млн.

По итогам 2016 года, Cognitive Technologies заработала 28 млрд руб. В последние 2 года компания не раскрывает данные о выручке, но открыто сообщает о планируемых показателях: к 2020 году она намерена выйти на оборот в $1 млрд.


— А что, собственно, измеряют?

— Когда проводится эксперимент (особенно связанный с безопасностью и человеческой жизнью), должны быть прописаны какие-то KPI: каков уровень беспилотности, что именно тестируется, с какой задачей машина выехала на дорогу. В принципе, когда вся эта история только начиналась, в мире достаточно быстро ввели 6-уровневую градацию систем «умности» автомобиля. С нулевого до второго уровня — это когда руки на руле, на третьем — руки в ряде случаев можно убрать, четвертый — беспилотность (но человек в кабине), и только пятый — совсем без человека.

Uber «срубился» на том, что выпускал свои машины без четкого определения уровня беспилотности. Если б их протестировали перед инцидентом и определили, что это второй уровень (а он, скорее всего, был второй), следовало бы судить водителя — он убрал руки с руля. Если б это был третий уровень беспилотности, пришлось бы судить производителя — в условиях данного отрезка улицы автомобиль не выполнил требования безопасности. А получилось, что уровень непонятно какой. В общем, они загладили ситуацию, видимо, расплатившись с пострадавшей семьей, — то есть виноватых как бы не было, и прецедент до конца не был создан.

— Подобные скандалы наверняка подрывают имидж производителей…

— Знаете, любая новая история — про доверие. Скажем, человеку говорят, что тефлоновая сковородка — самая полезная в мире. Если он верит производителю, то покупает ее, жарит яичницу и хорошо себя чувствует. А если считает, что фирма врет, — не покупает сковородку. Возможна и такая ситуация: человек доверяет производителю, но первая же яичница у него пригорает. После этого он может навсегда отказаться от покупки тефлоновых сковородок.

Когда на рынок выпускается принципиально новая продукция, первая реакция населения — страх, любопытство, отторжение. И чем больше негативных историй в этой зоне — тем больше отторжения и страха. Обычный потребитель плохо запоминает бренды, для него всё это — «беспилотный автомобиль». Поэтому чем больше негативного происходит — тем хуже нам всем.


Видео: Cognitive Technologies

«Вы лучше, но у вас русские корни»

— А на автопроизводителей тоже как-то влияют скандалы с беспилотниками?

— Да, они такие же потребители. Эти люди на протяжении 60-70 лет занимались сборкой совершенно другого устройства. То, что мы называем автомобилем сейчас, очень отличается от авто даже 15-летней давности. Сейчас в этом девайсе больше софта, чем железа. И для автопроизводителей это такая же новая вещь, как и для покупателей. Более того, они в данном случае отвечают головой. Каждая ошибка для крупного автоконцерна — это миллиарды и потеря репутации. Поэтому они подходят к новейшим технологиям с лупой и 80-страничными контрактами, где очень серьезно прописывается ответственность второго подрядчика. Но нет ни одной автокомпании, которая отказалась бы от беспилотников, — у всех это стоит в планах. И их сроки, кстати, приблизительно совпадают: около 2025 года (по прогнозу Frost & Sullivan, тогда начнется массовая коммерциализация беспилотников. — Inc.).

— Как скандалы повлияли конкретно на ваш бизнес?

— Нам они помогли, потому что мы производим не такси, а мозги. Для международных рынков мы были ноунеймом. Наша компания вышла на мировой рынок в 2017 году, и она — не Google. Все, что мы можем предъявить, — это беспрецедентное качество. И, конечно, весь первый год мы постоянно доказывали, что не верблюды и вообще имеем право на существование. Затем уже были конкуренция и демонстрация наших преимуществ. И третья стадия: «Вы лучше, но слишком молоды, малы, и у вас русские корни, а вот эти, может, и похуже, но они большие и нам с ними спокойнее», — такое звучало.

Но после летальных исходов потенциальные заказчики вернулись к переговорам, и мы начали подписывать соглашения. Трагедии открыли для нас дверь — в обычной ситуации для этого надо вкладывать в бренд столько, сколько мы еще не вложили. Поэтому здесь и сейчас мы в каком-то смысле идем по трупам.

— Получается, трагедии уравнивают шансы игроков рынка?

— Абсолютно! Потому что содержание сейчас превалирует над формой. Чем отличается революционный период на рынке? Если рынок уже установился, твоя задача — вкладываться в бренд, чтобы с тобой начали разговаривать. Когда открывается «окно возможностей» и происходит что-то новое, нужно вкладывать не в бренд, а в содержание, чтобы создать действительно лучший продукт и занять нишу без вложений во внешнюю оболочку. Такие «окна возможностей» работают 5-7 лет, а потом всё опять фиксируется — и в следующие 60-70 лет не пропихнешься.



Фото: Семен Кац

«В нашей стране все дружат шайками»

— Вы достаточно часто высказываете недовольство скоростью развития институциональной среды в России. А недавно написали гневный отзыв на эксперимент Минпромторга…

— Ключевая претензия в том, что эксперимент строится без указания целей. Любой эксперимент — это проверка гипотезы. Если мы нагреем воду до 100 градусов — она закипит или нет? Вот в эксперименте Минпромторга вообще никакой цели. Там не сказано, что в результате тестирования «смертность на дорогах снизится на 20%» или «продажи российского автопрома вырастут». Хоть какие-то KPI поставьте!

В чем суть эксперимента? Кто будет определять его успешность? Чего хотят добиться участники эксперимента? Сейчас на него выделят деньги, это забито в бюджет. Но как они объяснят населению эффективность этих затрат?



Скандальный эксперимент


В ноябре 2018 года Минпромторг разместил на regulation.gov.ru проект постановления об экспериментальном тестировании беспилотников на дорогах общего пользования. В качестве пилотных регионов выбрали Москву и Татарстан.

Изначально эксперимент должен был продлиться с марта 2019 года по март 2022 года. По его условиям, компании-участники должны были иметь уставной капитал не ниже 100 млн руб. и не могли тестировать в одном регионе более 200 своих беспилотников. Некоторых игроков рынка это возмутило. В компании Cognitive Technologies заявили, что условия эксперимента закрывают маленьким компаниям доступ к тестированию.

Но в конце ноября 2018 года Дмитрий Медведев подписал постановление, согласно которому эксперимент начался в декабре. В нем не упоминается требуемая величина уставного капитала и ограничение числа беспилотников. Сейчас предыдущий проект постановления на regulation.gov.ru недоступен.


— Как считаете, ваша критика повлияла на изменение условий эксперимента?

— Она повлияла ровно с двух сторон. Во-первых, они убрали пункт про 100 млн руб. в уставном капитале компаний-участников, — мол, Ускова возмутилась, и мы отреагировали. Теперь, если я пойду к президенту жаловаться, они положат ему на стол справку о том, что реакция была.

А во-вторых… Это очень смешно, конечно, — я давно такого не видела. Они выложили документ, и началось обсуждение, которое должно было закончиться 1 марта 2019 года. И началась жесткая критика: не только моя, но и других экспертов. И на этом фоне абсолютно негативного отношения они принимают решение запустить эксперимент на 3 месяца раньше — с 1 декабря 2018-го. Как вы думаете, почему? Если б еще немножко пообсуждали, пришли бы к какому-нибудь другому документу, более рыночного характера. И в нем уже не присутствовала бы именно эта группа компаний. Но зачем им эта демократия? Скорее всего, чтобы не дать развиться скандалу и закрепить тот бред, который они там написали, — они и объявили о переносе.

— Вы объясняете эту ситуацию глупостью или коррупцией?

— Да мне это неинтересно, я не хочу никак это объяснять. Правда, неинтересно. Я считаю, что это не про бизнес и не про сервис.

— Но вас же задевает, что вы не участвуете в эксперименте?

— Нет, это вообще не моя история. Меня не задевает.

— Судя по вашей реакции, вы и не знали о том, что планируется эксперимент…

— Конечно, не знала. В данном случае чиновники Минпромторга не решали вопрос, как сделать лучше на новейших рынках. Иначе они бы не смогли миновать наших экспертов. В нашей стране все дружат шайками. Вообще, в мире все дружат шайками, но в нашей стране это очень обостренная история. У нас как принято? Не по профессиональным признакам, а по принципу «я с этой девочкой не вожусь, и поэтому вместе с ней играть не пойду». А автопрома-то по большому счету нет.

Российский автопром сидит на подачках. Задача — получить очередной грант от государства, а не развивать бизнес, включаясь в мировое соревнование. Те, кто развивают бизнес, интересуются происходящим в мире, берут лучшие технологии, стараются попасть в тренды. А те, чья задача — получить грант, дружат с нужным чиновником, пишут правильные отчеты и определенным образом собирают команду.

Ольга Ускова. Фото: Семен Кац

Бизнес в условиях «холодной войны»

— У себя в Facebook вы рассказали о переговорах с международной корпорацией, которая пыталась давить на то, что Cognitive Technologies — российская компания. Этот аргумент — просто уловка? Или ваших подрядчиков действительно так интересуют ваши корни?

— Производственников это не интересует вообще ни разу — они с удовольствием работают с нами (считается, что у русских хорошая школа). Мы даем очень высокое математическое качество, и они это знают.

А вот для финансистов (тех, кто работает с деньгами) наши корни сейчас стали иметь значение. Потому что в США существует целый ряд внутренних постановлений, ограничивающих работу не только с российскими компаниями, но и с европейскими, которые частично принадлежат людям с русскими корнями.

Но это критично только для стандартных рынков. А там, где все очень эксклюзивно, с нами все равно работают — потому что деваться некуда (если им реально важно, чтобы люди не гибли в результате внедрения новейших технологий).

Русским сейчас стало тяжелее, и сколько это продлится — неизвестно. Но я точно знаю, что даже в самый разгар холодной войны реально интересные вещи продаются и покупаются.

— С американскими автопроизводителями у вас есть какой-то диалог?

— Диалог есть, но именно с американскими автопроизводителями он идёт хуже, чем с европейскими и азиатскими. Сейчас у нас полсделки в Штатах, тогда как в остальных странах по 2-5 контрактов. Честно говоря, я и не очень страдаю от этого, потому что США — не самый вкусный рынок (из крупных автопроизводителей там только Ford). Он самый вкусный в финансовом отношении, но мы же пока не идем на листинг. Мы смотрим на это — и грустно, что сейчас любая сделка по Штатам требует американского офиса. Мы уже открываемся в Детройте, потому что иначе просто не сможем работать с автопромом США. Но и сделка по Китаю тоже требует местного офиса — там мы открываемся в Шэньчжэне.

Вообще, любой национальный рынок (даже российский наконец-то) начал требовать очень глубокого присутствия в офлайне. Когда растут объемы, этого начинают требовать клиенты — чтобы решать вопросы на месте, в их юрисдикции. Не получается сидеть где-то там в Москве и продавать онлайн. Хочешь продавать в Америке — открывай офис в Америке, хочешь продавать в Китае — открывай офис в Китае. Даже в Аргентине и Бразилии клиенты потребовали местные представительства.

— Кажется, вас раздражает геополитика.

— Очень. Понимаете, для тем, связанных с искусственным интеллектом и другими новейшими технологиями, национальные границы — это каменный век. Это смешно. Ведь реальные вопросы, которые стоят перед человечеством, другие — и вообще не связаны с этими «огородиками». Они — о том, как правильно наладить жизнь в смешанном обществе, когда вместе трудятся люди и роботы. Это вопросы о выживании — и ими надо заниматься сейчас. Качество воды, воздуха и продуктов, вирусология, перенаселение, изменение климата — это ведь не популистские темы… Вы же думаете, что будет с вашим малышом через 40 лет? А кто куда границу передвинул — абсолютная фигня. Очень жаль, что человечество тратит столько сил на обсуждение, кто какой танкер арестовал и кто что сказал на сессии ООН.




Я в этом смысле всегда вспоминаю историю с освоением атома. Чтобы человечество село решать жизненно важные вопросы, которые возникли в этот пиковый момент, понадобилось грохнуть 200 тыс. японцев. Пока не случилось ужаса Хиросимы и Нагасаки, люди не сели договариваться. И мне бы не хотелось, чтобы человечество прошло через новую вселенскую катастрофу, прежде чем оставшиеся в живых сядут договариваться о регулировании развития искусственного интеллекта.


Геополитика должна заниматься вопросами выживания человечества: проблемой перенаселения и колониями на других планетах. Если мы победим все смертельные болезни и продлим свое существование — куда денем людей и чем их займем? Как люди будут взаимодействовать с кремниевым разумом? Мне кажется, геополитика должна быть про это.

Фото: Семен Кац

«Библия» для разработчиков

— А у самого экспертного сообщества уже готовы какие-то наработки по регулированию искусственного интеллекта?

— Я за всех не могу говорить. Мы понимаем, на что надо обратить внимание для разумного сдерживания технологического прогресса в области развития AI. Есть и софтверные, и хардверные вопросы. Это и ключевая технология для современного AI (нейронные сети глубокого обучения), и новый тип сенсоров и микропроцессорных плат.

Понимаете, человечество очень долго сидело на попе ровно. Считается, что искусственный интеллект сейчас по размеру равен мозгу лягушки, через 20 лет он достигнет мозга собаки, затем — мозга обезьяны. Поэтому якобы можно не париться — у нас еще есть время… На самом деле, этот лобовой подход не имеет права на существование. Нейронные сети перевернули всё с головы на ноги — они строятся по подобию человеческого мозга, для их функционирования не нужно бесконечное увеличение объема хранения данных. И по ряду направлений (таких, как ИИ для беспилотного автомобиля, поисковые системы, переводчики) в отдельных случаях мы уже достигаем результатов функционирования далеко не лягушки, а вполне себе экспертного человеческого мозга.

И здесь одним из регуляторных факторов становится система требований к сетям глубокого обучения. В их генетическую основу должно быть заложено определение человека как объекта, которому нельзя наносить вред ни при каких обстоятельствах. Если ввести уголовную ответственность за производство оружия на основе ИИ, производители заведомо будут преступниками. Сейчас же им ничего не грозит.

— Такое оружие уже делается?

— Думаю, что это есть. Террористические организации наверняка начали подтягиваться к этой теме. Если человек ненормальный и у него есть бабки — почему он не может этим заняться? Это огромные рынки.

— Опишите вкратце, как должна выглядеть система требований к ИИ?

— Нужно сформировать базу из 15-20 заповедей, из них 3 критичные, остальные — желательные. Вот и всё. В результате должна получиться некая усредненная модель, как это сделано в Библии, Коране и любом другом системообразующем документе, который объединяет максимальное количество людей. Для нового, смешанного общества тоже должна быть создана такая «библия» с четкими рамками — в них и будет действовать законопослушный разработчик искусственного интеллекта.

О компании

Компания Cognitive Technologies является лидером на российском рынке информационных технологий. Cognitive Technologies имеет уникальный опыт в разработке программного обеспечения.

Компания Cognitive Technologies была основана в конце 1960-х годов. За годы своего существования компания зарекомендовала себя открытым и надежным партнером. Cognitive Technologies сотрудничает с организациями разной величины, функционирующими в различных сферах деятельности. На сегодняшний день общий трудовой коллектив компании составляет свыше тысячи человек, работающих в 67 регионах по всей России и за рубежом.

Высокий профессионализм сотрудников Cognitive Technologies гарантирует успешное решение поставленных задач любого уровня сложности.

Сотрудники Cognitive Technologies непрерывно занимаются научно-исследовательской деятельностью и используют новаторские подходы к решению задач различной сложности. Cognitive Technologies — это сильная команда экспертов и профессионалов, что способствует успешной реализации самых сложных проектов за короткие сроки, и внедрению передовых технологических решений, отвечающих мировым стандартам качества.

Одним из основных направлений деятельности компании является разработка комплексных информационных систем, предназначенных для управления закупочной деятельностью организации. Подобные системы успешно внедрены и эффективно используются в государственных, муниципальных, корпоративных и частных организациях.

База знаний
Связаться с нами

ГМК «Норильский Никель»

ОАО «Магнитогорский металлургический комбинат»

ОАО «Газпромбанк»

Пенсионный фонд Российской Федерации

ОАО «Российские железные дороги»

Система полностью соответствует законодательству о размещении заказов для государственных и муниципальных нужд и может быстро модернизироваться под изменения законодательства



Председатель «Фонда государственного имущества Владимирской области»
Ю.А. Соловьев

Основным преимуществом системы «CognitiveLot» является гибкая программная основа, позволяющая свободно интегрироваться с другими ресурсами



Председатель «Фонда имущества Тамбовской области»
В.Л. Филонов

Не смотря на жестко ограниченные сроки ООО «Когнитивные технологии» успешно провели внедрение системы, оптимально настроив её для нужд Главного Управления



Руководитель Главного управления торгов Самарской области
А.В. Стребков

Внедрение разработанного компанией ООО «Когнитивные технологии» решения позволило существенно повысить качество, прозрачность и оперативность закупок, и создать эффективный инструмент контроля над всеми протекающими процессами



Заместитель начальника управления госимуществом Республики Карелия
Игнатенкова Е.В.

Система «Cognitive Lot» обладает удобным и понятным интерфейсом, не требуя специальных знаний в области информационных систем, является удобной в эксплуатации и простой в освоении



И.О. директора Федерального агентства лесного хозяйства России
А.А. Иванов

Совместно с командой профессионалов ООО «Когнитивные технологии» мы успешно реализовали все намеченные цели проекта. Мы получили инструмент, позволяющий решать комплекс задач, и полностью автоматизировать закупочный процесс



Начальник управления муниципального заказа города Хабаровска
Кромских Ю.Г.




Описание деятельности компании

Cognitive Technologies является ведущей российской компанией в области разработки и внедрения программного обеспечения. Компания была создана на базе института системного анализа РАН в 1993 году. Основа коллектива разработчиков компании Cognitive Technologies была сформирована еще во второй половине 60-х годов прошлого века на базе коллектива лаборатории искусственного интеллекта. Сегодня в компании работают более 1000 человек, из них 43 кандидата и 4 доктора наук.

Компания является единственной в России, где академическая наука тесно взаимодействует с бизнесом. Cognitive Technologies непрерывно ведет научные исследования и разработки в перспективных областях искусственного интеллекта. Среди них:

  • системы машинного зрения;
  • разработка искусственных нейронных сетей;
  • системы понимания документов;
  • системы обработки изображений.

Cognitive Technologies являлась одним из инициаторов важнейших, структурообразующих направлений инфокоммуникационного сектора экономики, таких как электронная торговля. С ее участием были реализованы многие крупные проекты в сфере автоматизации деятельности государственных структур: МЧС, МВД, ФСБ, Минкомсвязи России, Минэкономразвития России, ЦБ России, Пенсионный фонд РФ, Сбербанк России и др. А также коммерческих организаций: ОАО Газпром, КБ Газпромбанк, ОАО Ростелеком, ОАО Сибнефть и др.

Cognitive Technologies являлась одним из инициаторов организации программы экспорта информационных технологий. Компания является инвестором одного из крупнейших отечественных проектов в области строительства ИТ-парков – «ИТ-парк в г.Черноголовка».

Компания принимала участие в создании многих концептуальных документов сферы ИТ и инноваций. В их числе Концепция развития информационного общества России, Концепция региональной информатизации России, Концепция «Умный город «Сколково». Cognitive Technologies являлась акционером одной из пяти ведущих электронных торговых площадок ОАО «ЕЭТП», получивших право проведения госзакупок в рамках 44 ФЗ (ранее 93 ФЗ).

Компания является попечителем команды по спортивному программированию МИСиС – неоднократного финалиста чемпионата мира по программированию.

Компания является разработчиком системы искусственного интеллекта в первом российском проекте по созданию беспилотного автомобиля на базе КАМАЗ, а также проекте по созданию беспилотных транспортных средств для агропромышленного комплекса России, совместно с «Ростсельмаш» и «Союз-Агро» на базе АО «ОЭЗ «Иннополис» (Республика Татарстан).

Разработки компании в области робототехники

Компания Cognitive Technologies является разработчиком робототехнических систем и системы искусственного интеллекта в первом российском проекте по созданию беспилотного автомобиля на базе КАМАЗ, а также проекте по созданию беспилотных транспортных средств для агропромышленного комплекса России, совместно с «Ростсельмаш» и «Союз-Агро» на базе АО «ОЭЗ «Иннополис» (Республика Татарстан).

Cognitive Technologies также является разработчиком роботизированных систем управления бизнес-процессами.

Упоминания на Robogeek.Ru

  • EU Business News Magazine опубликовал список победителей престижной премии 22.02.2023
  • ИИ определил самый беспилотный комбайн в России 17.02.2023
  • Cognitive Pilot представила образ агро-бота будущего 01.02.2023
  • Cognitive Pilot расширяет сотрудничество с Казахстаном 23.11.2022
  • Белорусские комбайны получат российский ИИ 21.09.2022
  • ИИ автопилотов Cognitive Pilot стал мощнее в 4 раза 05.09.2022
  • В Санкт-Петербурге появятся умные трамваи 14.07.2022
  • Cognitive Pilot и ВШЭ разработали первый национальный стандарт по ИИ в агро 11.03.2022
  • Серийное производство Cognitive Rail Pilot обеспечит качественно новый уровень безопасности на ж/д 26.01.2022
  • Cognitive Pilot роботизирует внедрение автопилотов 02.12.2021
  • Автопилоты с ИИ — теперь на тракторах 06.10.2021
  • Число экспортных продаж автопилотов Cognitive Agro Pilot выросло в 2.5 раза 02.06.2021
  • Генеральный директор «Росэлторг» Антон Емельянов назначен техническим директором Cognitive Pilot 24.05.2021
  • Cognitive Pilot произведет 5 тыс. автопилотов для умной сельхозтехники 20.05.2021
  • Cognitive Pilot сможет тестировать агро-роботов в реальных условиях и в любых странах круглый год 30.04.2021
  • Первая в мире заводская комплектация комбайнов системой ИИ 21.04.2021
  • Умная сельскохозяйственная техника стала доступной 07.04.2021
  • Томский кластер высокотехнологичного производства беспилотных технологий объявляет о первых результатах 01.09.2020
  • Сбербанк и Cognitive Technologies объединяют усилия для развития беспилотных технологий 28.11.2019
  • В Курганской области первый «умный» комбайн вышел на поля 30.09.2019
  • Cognitive Technologies представляет первый промышленный 4D-радар 01.11.2018
  • Первый промышленный агродроид успешно испытан (+видео) 19.09.2018
  • Cognitive Technologies осваивает китайский агро-рынок 13.06.2018
  • Cognitive Technologies анонсирует выход агродроида 30.05.2018
  • Cognitive Technologies представил на CES 2018 технологию понимания дорожной ситуации 15.01.2018
  • Cognitive Technologies внедряет IoT-решение в сельское хозяйство 06.10.2017
  • Российские студенты стали победителями одного из крупнейших международных студенческих ИТ — чемпионатов 15.09.2017
  • VisionHack — концепция хакатона 08.08.2017
  • Ученые УрФУ добавят ума сельскому хозяйству России, Бразилии и Аргентины 13.07.2017
  • Беспилотник сможет ощущать мир, как человек 06.04.2017
  • Российские беспилотные технологии вождения выходят на мировой рынок (+видео) 29.03.2017
  • Итоги опроса: Каким должен быть беспилотный автомобиль?  09.02.2017
  • 10 наиболее важных событий в мире в области беспилотных автомобилей 22.12.2016
  • Опрос: Каким должен быть беспилотный автомобиль? 14.12.2016
  • Cognitive Technologies и Студия Артемия Лебедева разработали проект первого в России дорожного знака для беспилотных автомобилей 29.06.2016
  • Как выглядит искусственный интеллект? Итоги конкурса 26.05.2016
  • Cognitive Technologies разработает открытое ПО для создания новых карт для беспилотных машин 12.05.2016
  • В России будет создан виртуальный полигон для тестирования беспилотников 19.04.2016
  • Как выглядит искусственный интеллект? Конкурс продлен на 1 неделю 06.04.2016
  • Как выглядит искусственный интеллект? В конкурсе появились новые номинации 24.03.2016
  • Как выглядит искусственный интеллект? Ответ даст конкурс 11.03.2016
  • Итоги опроса «Как должен поступать беспилотный автомобиль?» 28.01.2016
  • Cognitive Technologies создаст искусственный интеллект для сельскохозяйственных роботов 21.01.2016
  • Опрос: Как должен поступить беспилотный автомобиль? 14.12.2015

Все компании

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Компания конора макгрегора по производству алкоголя
  • Компания лига цифровой экономики отзывы сотрудников
  • Компания на праздники фильм 2021 трейлер на русском
  • Компания низких цен в новосибирске отзывы на флампе
  • Компания ооо баранчинский электромеханический завод