Компания когнитив технолоджи выпускает программу

26 Июля 2012 16:07
26 Июл 2012 16:07

|

Компания Cognitive Technologies объявила о выходе нового программного продукта для сканирования, сжатия и отправки документов по электронной почте — Compressimo. Программа рассчитана на массового пользователя.

По словам разработчиков, Compressimo предназначен для обработки широкого класса бизнес-документов (накладные, таблицы, факсы, договоры, деловые письма, счета, и т.д.), доля которых в отечественном документообороте составляет более 90%. Compressimo способен распознавать, где в документе находится основной контент, а где вспомогательный, таким образом, исключая возможность потери полезных данных при обработке таких элементов изображения, как рецензии, подписи, печати, распоряжения и т.д.

Использование Compressimo позволяет автоматизировать процесс сканирования и обработки документов и получать компактные и одновременно качественные оцифрованные документы, пригодные как для полнотекстового поиска по их содержимому, так и для долговременного хранения. Благодаря Compressimo пользователь может получать более высокое качество содержательных разделов документа, чем на бумажном оригинале, говорится в сообщении Cognitive Technologies.

Как рассказали в компании, ее создание стало возможно благодаря новым алгоритмам анализа и обработки изображений, разработка которых стала очередным этапом в решении задачи понимания документов. В Compressimo реализован некий аналог экспертной системы — система сама умеет «понимать» тип и структуру документа и автоматически подбирает наиболее подходящий режим обработки. После удаления искажений и помех изображение автоматически разделяется на слои (текст, иллюстрации, печати, подписи и т.п.). При этом система сама принимает разумное решение — выбирает для каждого слоя свой, оптимальный алгоритм сжатия. В Compressimo предусмотрена возможность распознавания текста на 23 языках при помощи встроенного и доработанного ядра OCR-системы CuneiForm (OpenOCR).

После обработки и сжатия все слои (включая слой с распознанным текстом) собираются в одностраничный или многостраничный файл в формате PDF/A (стандарт для долговременного хранения документов ISO 19005-1:2005). По данным Cognitive Technologies, данный подход позволяет снизить объем оцифрованных документов в среднем до 20 раз. Например, одна страница накладной ТОРГ-12 или счета-фактуры при сохранении в формате JPEG (разрешение 300 dpi, цветной режим сканирования, jpeg-компрессия отключена) будет в среднем иметь объем файла 2,42 МБ. Сжатие того же документа с помощью Compressimo даст файл объемом 96 КБ при аналогичном (в некоторых случаях и более лучшем) качестве результата.

Compressimo базируется на технологии Cognitive PDF/A. На разработку этой технологии разработчиками было затрачено три года (около 45 тыс. человеко-часов).

Сергей Бычков, ЦИТ Красноярского края: В киберпространстве воюют киберармии сильнейших стран

безопасность

«Мировой рынок продуктов, подобных Compressimo, еще не сформирован. При многообразии программ, предлагающих пользователю конвертацию скан-копии в PDF/A документ, большинство разработчиков либо не приводит в полное соответствие стандарту ISO результирующий PDF/A документ, либо стараются своим продуктом угодить как обычному, так и «продвинутому» пользователю, — отметили в Cognitive Technologies. — Compressimo же спроектирован таким образом, что все возможные и действительно необходимые пользователю операции производятся нажатием не более двух-трех клавиш. Результирующий PDF/A документ, созданный в Compressimo, полностью соответствует стандарту ISO 19005-1:2005».

По мнению президента Cognitive Technologies Ольги Усковой, «по предварительным оценкам объем мирового рынка таких продуктов уже в ближайшие два-три года может составить до $20 млрд, а его российский сегмент — до $1 млрд; востребованность таких программ в мире чрезвычайно велика».

Илья Маркелов, «Лаборатория Касперского»: Подход «внедрил и забыл» недопустим для SIEM

безопасность

В разработку Compressimo разработчиками было вложено порядка €6 млн (из них €5 млн на разработку технологии Cognitive PDF/A и €1 млн непосредственно на Compressimo), сообщили Cognitive Technologies. До конца года на продвижение продукта компания планирует выделить порядка $2 млн. По информации компании, сейчас в стадии подписания находятся порядка 10 крупных контрактов, в том числе с государственной структурой по регистрации брокеров (Stockbroker) в единой государственной системе в одной из стран Латинской Америки, а также с Национальной почтовой службой одной из европейских стран. В настоящее время по всему миру систему скачивают порядка 5 тыс. раз в сутки. Разработчики планируют выйти на число 200 в сутки до конца августа.

Стоимость Compressimo составляет 799 руб. за одно рабочее место на российском рынке и €20 для зарубежного рынка.

  • С чего начать импортозамещение SAP, Oracle и IBM?

Массовое внедрение беспилотных автомобилей — дело ближайшего будущего. Но участники рынка (да и все общество) до сих пор не знают ответов на некоторые этические вопросы — например, кто должен нести ответственность за аварию с участием робокара? И чем грозит миру дальнейшее развитие искусственного интеллекта (ведь он может стать умнее человека)? Искать ответы на эти непростые вопросы должны не государства по отдельности, а мировое сообщество в целом, считает глава российской софтверной компании Cognitive Technologies Ольга Ускова. В интервью Inc. она рассказала, как трагедии с участием беспилотников влияют на индустрию, на чем «срубился» Uber и что не так с подходом российских властей к регулированию отрасли.


Робокары на развилке

— Вы говорили, что первые полностью беспилотные автомобили появятся не ранее 2025 года. На чем основана ваша оценка?

— Беспилотный автомобиль будет главенствовать на дорогах, когда сложатся технологический, юридический и социальный аспекты. На текущий момент практически решена задача беспилотного движения в пробках и на хайвее. Но остается проблема «последней мили» — так мы называем подруливание к финальной точке поездки.

Учитывая скорость открытий в этой сфере, на технологическую часть уйдет года два. Опытная эксплуатация и переход к промышленным редакциям, тестированию — это еще 3 года. По моей оценке, уверенное технологическое решение «из одной точки в другую» будет к 2024 году.

Юридический аспект зависит от конкретной страны. В США, к примеру, в последнее время вышла целая пачка законов и постановлений. Думаю, американцы все сделают очень быстро, — там эта работа приобретает системный характер.

— А Европа?

— Европа изучает и старается имплементировать американский опыт.

— Вы имеете в виду правовую область?

— Во всех странах мира один из самых крупных заказчиков — государство. Заказ определяет разработку: в какую сторону движутся инвестиции, и что продают компании в конечном счете.

И здесь есть принципиальная развилка. Она во многом определит вектор развития беспилотного транспорта: такси по перемещению из точки А в точку Б, которое вытеснит личный автотранспорт, или, наоборот, личные робокары для собственных нужд владельца. Эти противоположные концепции требуют разной инфраструктуры в городах и государствах. В первом случае не нужны парковки, во втором — паркинг и хранение автомобилей остаются актуальными, меняется суть предмета потребления.

Думаю, государства определятся с этим в следующие 2-3 года, а затем еще примерно 2 года понадобится на законодательные и страховые решения. В течение следующих нескольких десятилетий они будут уточняться, но первичный пул, надеюсь, возникнет к 2025 году.

Штаты, например, делают акцент на такси — если убрать водителя, стоимость транспортировки резко упадет (у таксистов высокие зарплаты). А китайцы сконцентрировались на роботизированном сельском хозяйстве — им надо дешево кормить свои миллиарды.



Фото: Семен Кац

Как беспилотные автомобили покоряют мир


  1. В 2004 году американское оборонное агентство DARPA провело соревнование Grand Challenge среди команд разработчиков: их беспилотники должны были проехать около 229 км по пустыне Мохаве. Большинство машин перевернулись или разбились, а самый успешный участник заезда преодолел лишь 7 миль. Тем не менее, гонка способствовала созданию сообщества гиков, которые продолжили работать над беспилотниками.
  2. В 2009 году Google запустила свой проект разработки беспилотника. Команду разработчиков возглавил профессор Стэнфорда Себастьян Трун — руководитель команды-победителя в заезде DARPA. В 2014-м корпорация показала прототип полностью беспилотного автомобиля без руля и педалей, а в 2016-м выделила свое подразделение по робокарам в отдельную компанию Waymo. Сейчас она сосредоточена на сервисе беспилотных такси (за ними будут наблюдать удаленные операторы, готовые вмешаться в управление машиной).
  3. Вслед за Google в разработку робокаров стали инвестировать ведущие IT-компании (Intel и Uber) и автопроизводители (Ford, Nissan, GM и др.). Появилось множество стартапов, работающих над созданием отдельных компонентов для беспилотников: радаров, камер, карт и систем управления данными.
  4. На успех разработчиков отреагировали американские регуляторы. В 2011-2012 годах власти Невады, Флориды и Калифорнии законодательно разрешили езду беспилотных машин по дорогам общего пользования. Дальше всех пошла Аризона: там робокары могут передвигаться по дорогам без поддержки оператора-человека.
  5. В 2013-2015 годах тестировать беспилотники разрешили в Нидерландах, Швеции, Франции и Великобритании, а в декабре 2017-го — в Китае.
  6. По прогнозу РВК и консалтинговой компании Frost & Sullivan, к 2025 году беспилотники составят 40% всех выпускаемых в мире легковых машин. Объем мирового рынка робокаров к 2025 году вырастет с текущих $1,3 млрд до $84 млрд.

Фото: Семен Кац

Ошибки тупые и полезные

— Разработчики беспилотников часто попадают в неприятные истории. Как это сказывается на индустрии?

— Знаете, бывают тупые ошибки, а бывают полезные для всех. История гибели дядьки, который на автомобиле Tesla втемяшился в пересекающий дорогу грузовик, — тупая. Tesla, видимо, просто не предупредила своих пользователей об относительно низком уровне системы ADAS и об ограничениях в её использовании в реальных дорожных условиях. Компании надо было продавать, и она могла убрать это замечание на 99 страницу договора. А пользователь мог посчитать, что спокойно поиграет в игру, пока его везет автопилот.

А вот кейс Uber — системная ошибка, которая сильно подвинула и законодателей, и разработчиков сервисов. Это был очень важный, поворотный момент, после которого все наконец-то начали серьезно думать о метриках. Uber выпустил на дорогу свои машины, чтобы в беспилотном режиме возить пассажиров и набирать статистику. Компания как бы не нарушала законодательство — внутри автомобилей сидели водители-испытатели, которые должны были контролировать безопасность всех участников движения. Но это не были асы вождения, и в случае с убийством этой женщины квалификация водителя, вероятно, была низкой.

После инцидента были остановлены все испытания на дорогах — надо было подправить метрики ADAS и требования к испытателям. И вот тогда началось формирование уже нормального эксперимента — с учетом того, что по дорогам ходят люди, не обязанные в нем участвовать (и тем более — умирать).

С одной стороны, Uber откинуло примерно на год в исследованиях. Компании пришлось пройти через судебные процессы и свернуть часть программ — это дорого ей обошлось. С другой стороны, все участники рынка поняли, на что надо обратить внимание, — и рынок двинулся в сторону точных тестов и измерений.



Бизнес Cognitive Technologies


Компания Cognitive Technologies появилась в 1993 году на базе Лаборатории искусственного интеллекта Института Системного Анализа РАН. Начинала с разработки систем распознавания текстов. Впоследствии создавала продукты для распознавания голоса, автоматической обработки документов и для беспилотных транспортных средств. С начала 2000-х годов Cognitive Technologies регулярно получает заказы от ведомств (в том числе силовых) и госкомпаний — для них она разрабатывала системы электронной торговли и управления закупками. В разработку ИИ для беспилотников за последние 10 лет компания инвестировала $22 млн.

По итогам 2016 года, Cognitive Technologies заработала 28 млрд руб. В последние 2 года компания не раскрывает данные о выручке, но открыто сообщает о планируемых показателях: к 2020 году она намерена выйти на оборот в $1 млрд.


— А что, собственно, измеряют?

— Когда проводится эксперимент (особенно связанный с безопасностью и человеческой жизнью), должны быть прописаны какие-то KPI: каков уровень беспилотности, что именно тестируется, с какой задачей машина выехала на дорогу. В принципе, когда вся эта история только начиналась, в мире достаточно быстро ввели 6-уровневую градацию систем «умности» автомобиля. С нулевого до второго уровня — это когда руки на руле, на третьем — руки в ряде случаев можно убрать, четвертый — беспилотность (но человек в кабине), и только пятый — совсем без человека.

Uber «срубился» на том, что выпускал свои машины без четкого определения уровня беспилотности. Если б их протестировали перед инцидентом и определили, что это второй уровень (а он, скорее всего, был второй), следовало бы судить водителя — он убрал руки с руля. Если б это был третий уровень беспилотности, пришлось бы судить производителя — в условиях данного отрезка улицы автомобиль не выполнил требования безопасности. А получилось, что уровень непонятно какой. В общем, они загладили ситуацию, видимо, расплатившись с пострадавшей семьей, — то есть виноватых как бы не было, и прецедент до конца не был создан.

— Подобные скандалы наверняка подрывают имидж производителей…

— Знаете, любая новая история — про доверие. Скажем, человеку говорят, что тефлоновая сковородка — самая полезная в мире. Если он верит производителю, то покупает ее, жарит яичницу и хорошо себя чувствует. А если считает, что фирма врет, — не покупает сковородку. Возможна и такая ситуация: человек доверяет производителю, но первая же яичница у него пригорает. После этого он может навсегда отказаться от покупки тефлоновых сковородок.

Когда на рынок выпускается принципиально новая продукция, первая реакция населения — страх, любопытство, отторжение. И чем больше негативных историй в этой зоне — тем больше отторжения и страха. Обычный потребитель плохо запоминает бренды, для него всё это — «беспилотный автомобиль». Поэтому чем больше негативного происходит — тем хуже нам всем.


Видео: Cognitive Technologies

«Вы лучше, но у вас русские корни»

— А на автопроизводителей тоже как-то влияют скандалы с беспилотниками?

— Да, они такие же потребители. Эти люди на протяжении 60-70 лет занимались сборкой совершенно другого устройства. То, что мы называем автомобилем сейчас, очень отличается от авто даже 15-летней давности. Сейчас в этом девайсе больше софта, чем железа. И для автопроизводителей это такая же новая вещь, как и для покупателей. Более того, они в данном случае отвечают головой. Каждая ошибка для крупного автоконцерна — это миллиарды и потеря репутации. Поэтому они подходят к новейшим технологиям с лупой и 80-страничными контрактами, где очень серьезно прописывается ответственность второго подрядчика. Но нет ни одной автокомпании, которая отказалась бы от беспилотников, — у всех это стоит в планах. И их сроки, кстати, приблизительно совпадают: около 2025 года (по прогнозу Frost & Sullivan, тогда начнется массовая коммерциализация беспилотников. — Inc.).

— Как скандалы повлияли конкретно на ваш бизнес?

— Нам они помогли, потому что мы производим не такси, а мозги. Для международных рынков мы были ноунеймом. Наша компания вышла на мировой рынок в 2017 году, и она — не Google. Все, что мы можем предъявить, — это беспрецедентное качество. И, конечно, весь первый год мы постоянно доказывали, что не верблюды и вообще имеем право на существование. Затем уже были конкуренция и демонстрация наших преимуществ. И третья стадия: «Вы лучше, но слишком молоды, малы, и у вас русские корни, а вот эти, может, и похуже, но они большие и нам с ними спокойнее», — такое звучало.

Но после летальных исходов потенциальные заказчики вернулись к переговорам, и мы начали подписывать соглашения. Трагедии открыли для нас дверь — в обычной ситуации для этого надо вкладывать в бренд столько, сколько мы еще не вложили. Поэтому здесь и сейчас мы в каком-то смысле идем по трупам.

— Получается, трагедии уравнивают шансы игроков рынка?

— Абсолютно! Потому что содержание сейчас превалирует над формой. Чем отличается революционный период на рынке? Если рынок уже установился, твоя задача — вкладываться в бренд, чтобы с тобой начали разговаривать. Когда открывается «окно возможностей» и происходит что-то новое, нужно вкладывать не в бренд, а в содержание, чтобы создать действительно лучший продукт и занять нишу без вложений во внешнюю оболочку. Такие «окна возможностей» работают 5-7 лет, а потом всё опять фиксируется — и в следующие 60-70 лет не пропихнешься.



Фото: Семен Кац

«В нашей стране все дружат шайками»

— Вы достаточно часто высказываете недовольство скоростью развития институциональной среды в России. А недавно написали гневный отзыв на эксперимент Минпромторга…

— Ключевая претензия в том, что эксперимент строится без указания целей. Любой эксперимент — это проверка гипотезы. Если мы нагреем воду до 100 градусов — она закипит или нет? Вот в эксперименте Минпромторга вообще никакой цели. Там не сказано, что в результате тестирования «смертность на дорогах снизится на 20%» или «продажи российского автопрома вырастут». Хоть какие-то KPI поставьте!

В чем суть эксперимента? Кто будет определять его успешность? Чего хотят добиться участники эксперимента? Сейчас на него выделят деньги, это забито в бюджет. Но как они объяснят населению эффективность этих затрат?



Скандальный эксперимент


В ноябре 2018 года Минпромторг разместил на regulation.gov.ru проект постановления об экспериментальном тестировании беспилотников на дорогах общего пользования. В качестве пилотных регионов выбрали Москву и Татарстан.

Изначально эксперимент должен был продлиться с марта 2019 года по март 2022 года. По его условиям, компании-участники должны были иметь уставной капитал не ниже 100 млн руб. и не могли тестировать в одном регионе более 200 своих беспилотников. Некоторых игроков рынка это возмутило. В компании Cognitive Technologies заявили, что условия эксперимента закрывают маленьким компаниям доступ к тестированию.

Но в конце ноября 2018 года Дмитрий Медведев подписал постановление, согласно которому эксперимент начался в декабре. В нем не упоминается требуемая величина уставного капитала и ограничение числа беспилотников. Сейчас предыдущий проект постановления на regulation.gov.ru недоступен.


— Как считаете, ваша критика повлияла на изменение условий эксперимента?

— Она повлияла ровно с двух сторон. Во-первых, они убрали пункт про 100 млн руб. в уставном капитале компаний-участников, — мол, Ускова возмутилась, и мы отреагировали. Теперь, если я пойду к президенту жаловаться, они положат ему на стол справку о том, что реакция была.

А во-вторых… Это очень смешно, конечно, — я давно такого не видела. Они выложили документ, и началось обсуждение, которое должно было закончиться 1 марта 2019 года. И началась жесткая критика: не только моя, но и других экспертов. И на этом фоне абсолютно негативного отношения они принимают решение запустить эксперимент на 3 месяца раньше — с 1 декабря 2018-го. Как вы думаете, почему? Если б еще немножко пообсуждали, пришли бы к какому-нибудь другому документу, более рыночного характера. И в нем уже не присутствовала бы именно эта группа компаний. Но зачем им эта демократия? Скорее всего, чтобы не дать развиться скандалу и закрепить тот бред, который они там написали, — они и объявили о переносе.

— Вы объясняете эту ситуацию глупостью или коррупцией?

— Да мне это неинтересно, я не хочу никак это объяснять. Правда, неинтересно. Я считаю, что это не про бизнес и не про сервис.

— Но вас же задевает, что вы не участвуете в эксперименте?

— Нет, это вообще не моя история. Меня не задевает.

— Судя по вашей реакции, вы и не знали о том, что планируется эксперимент…

— Конечно, не знала. В данном случае чиновники Минпромторга не решали вопрос, как сделать лучше на новейших рынках. Иначе они бы не смогли миновать наших экспертов. В нашей стране все дружат шайками. Вообще, в мире все дружат шайками, но в нашей стране это очень обостренная история. У нас как принято? Не по профессиональным признакам, а по принципу «я с этой девочкой не вожусь, и поэтому вместе с ней играть не пойду». А автопрома-то по большому счету нет.

Российский автопром сидит на подачках. Задача — получить очередной грант от государства, а не развивать бизнес, включаясь в мировое соревнование. Те, кто развивают бизнес, интересуются происходящим в мире, берут лучшие технологии, стараются попасть в тренды. А те, чья задача — получить грант, дружат с нужным чиновником, пишут правильные отчеты и определенным образом собирают команду.

Ольга Ускова. Фото: Семен Кац

Бизнес в условиях «холодной войны»

— У себя в Facebook вы рассказали о переговорах с международной корпорацией, которая пыталась давить на то, что Cognitive Technologies — российская компания. Этот аргумент — просто уловка? Или ваших подрядчиков действительно так интересуют ваши корни?

— Производственников это не интересует вообще ни разу — они с удовольствием работают с нами (считается, что у русских хорошая школа). Мы даем очень высокое математическое качество, и они это знают.

А вот для финансистов (тех, кто работает с деньгами) наши корни сейчас стали иметь значение. Потому что в США существует целый ряд внутренних постановлений, ограничивающих работу не только с российскими компаниями, но и с европейскими, которые частично принадлежат людям с русскими корнями.

Но это критично только для стандартных рынков. А там, где все очень эксклюзивно, с нами все равно работают — потому что деваться некуда (если им реально важно, чтобы люди не гибли в результате внедрения новейших технологий).

Русским сейчас стало тяжелее, и сколько это продлится — неизвестно. Но я точно знаю, что даже в самый разгар холодной войны реально интересные вещи продаются и покупаются.

— С американскими автопроизводителями у вас есть какой-то диалог?

— Диалог есть, но именно с американскими автопроизводителями он идёт хуже, чем с европейскими и азиатскими. Сейчас у нас полсделки в Штатах, тогда как в остальных странах по 2-5 контрактов. Честно говоря, я и не очень страдаю от этого, потому что США — не самый вкусный рынок (из крупных автопроизводителей там только Ford). Он самый вкусный в финансовом отношении, но мы же пока не идем на листинг. Мы смотрим на это — и грустно, что сейчас любая сделка по Штатам требует американского офиса. Мы уже открываемся в Детройте, потому что иначе просто не сможем работать с автопромом США. Но и сделка по Китаю тоже требует местного офиса — там мы открываемся в Шэньчжэне.

Вообще, любой национальный рынок (даже российский наконец-то) начал требовать очень глубокого присутствия в офлайне. Когда растут объемы, этого начинают требовать клиенты — чтобы решать вопросы на месте, в их юрисдикции. Не получается сидеть где-то там в Москве и продавать онлайн. Хочешь продавать в Америке — открывай офис в Америке, хочешь продавать в Китае — открывай офис в Китае. Даже в Аргентине и Бразилии клиенты потребовали местные представительства.

— Кажется, вас раздражает геополитика.

— Очень. Понимаете, для тем, связанных с искусственным интеллектом и другими новейшими технологиями, национальные границы — это каменный век. Это смешно. Ведь реальные вопросы, которые стоят перед человечеством, другие — и вообще не связаны с этими «огородиками». Они — о том, как правильно наладить жизнь в смешанном обществе, когда вместе трудятся люди и роботы. Это вопросы о выживании — и ими надо заниматься сейчас. Качество воды, воздуха и продуктов, вирусология, перенаселение, изменение климата — это ведь не популистские темы… Вы же думаете, что будет с вашим малышом через 40 лет? А кто куда границу передвинул — абсолютная фигня. Очень жаль, что человечество тратит столько сил на обсуждение, кто какой танкер арестовал и кто что сказал на сессии ООН.




Я в этом смысле всегда вспоминаю историю с освоением атома. Чтобы человечество село решать жизненно важные вопросы, которые возникли в этот пиковый момент, понадобилось грохнуть 200 тыс. японцев. Пока не случилось ужаса Хиросимы и Нагасаки, люди не сели договариваться. И мне бы не хотелось, чтобы человечество прошло через новую вселенскую катастрофу, прежде чем оставшиеся в живых сядут договариваться о регулировании развития искусственного интеллекта.


Геополитика должна заниматься вопросами выживания человечества: проблемой перенаселения и колониями на других планетах. Если мы победим все смертельные болезни и продлим свое существование — куда денем людей и чем их займем? Как люди будут взаимодействовать с кремниевым разумом? Мне кажется, геополитика должна быть про это.

Фото: Семен Кац

«Библия» для разработчиков

— А у самого экспертного сообщества уже готовы какие-то наработки по регулированию искусственного интеллекта?

— Я за всех не могу говорить. Мы понимаем, на что надо обратить внимание для разумного сдерживания технологического прогресса в области развития AI. Есть и софтверные, и хардверные вопросы. Это и ключевая технология для современного AI (нейронные сети глубокого обучения), и новый тип сенсоров и микропроцессорных плат.

Понимаете, человечество очень долго сидело на попе ровно. Считается, что искусственный интеллект сейчас по размеру равен мозгу лягушки, через 20 лет он достигнет мозга собаки, затем — мозга обезьяны. Поэтому якобы можно не париться — у нас еще есть время… На самом деле, этот лобовой подход не имеет права на существование. Нейронные сети перевернули всё с головы на ноги — они строятся по подобию человеческого мозга, для их функционирования не нужно бесконечное увеличение объема хранения данных. И по ряду направлений (таких, как ИИ для беспилотного автомобиля, поисковые системы, переводчики) в отдельных случаях мы уже достигаем результатов функционирования далеко не лягушки, а вполне себе экспертного человеческого мозга.

И здесь одним из регуляторных факторов становится система требований к сетям глубокого обучения. В их генетическую основу должно быть заложено определение человека как объекта, которому нельзя наносить вред ни при каких обстоятельствах. Если ввести уголовную ответственность за производство оружия на основе ИИ, производители заведомо будут преступниками. Сейчас же им ничего не грозит.

— Такое оружие уже делается?

— Думаю, что это есть. Террористические организации наверняка начали подтягиваться к этой теме. Если человек ненормальный и у него есть бабки — почему он не может этим заняться? Это огромные рынки.

— Опишите вкратце, как должна выглядеть система требований к ИИ?

— Нужно сформировать базу из 15-20 заповедей, из них 3 критичные, остальные — желательные. Вот и всё. В результате должна получиться некая усредненная модель, как это сделано в Библии, Коране и любом другом системообразующем документе, который объединяет максимальное количество людей. Для нового, смешанного общества тоже должна быть создана такая «библия» с четкими рамками — в них и будет действовать законопослушный разработчик искусственного интеллекта.

Сбербанк объявил о создании совместного предприятия с группой Сognitive Technologies. С кем крупнейший банк выходит на рынок беспилотников?

Сбербанк и разработчик программного обеспечения для самоуправляемого транспорта Cognitive Technologies (CT) объявили о создании совместной компании Cognitive Pilot, которая займется развитием беспилотных технологий. Сбербанк получит 30% компании, остальное будет принадлежать основателям и менеджменту Cognitive Technologies. Возглавит совместное предприятие президент CT Ольга Ускова.

Cognitive Technologies вела переговоры о сотрудничестве с АФК «Система», но сделка не состоялась. «АФК «Система» через свои венчурные структуры активно мониторит рынок решений в области беспилотного вождения. В том числе мы общались и с Cognitive Technologies, но сейчас мы не рассматриваем сотрудничество с этой компанией», — сказал Forbes источник в «Системе». Пресс-служба АФК от комментариев отказалась, так же поступила Ольга Ускова.

Чем занимается компания Cognitive Technologies

На рынке высокотехнологичных компаний Cognitive Technologies известна с 1993 года, однако роботами она занялась только в начале 2010-х, а до этого специализировалась на разработке программного обеспечения для распознавания текстов. В 2015 году РБК писал, что идея компании родилась еще в конце 1980-х на кухне у одного из сотрудников Всесоюзного научно-исследовательского института системных исследований (ВНИИСИ). Ее авторами были физик-теоретик Ефим Щукин и руководитель лаборатории искусственного интеллекта ВНИИСИ Владимир Арлазаров (один из создателей программы КАИССА, которая в августе 1974 года стала первым чемпионом мира по шахматам среди компьютерных программ).

Арлазаров начал заниматься разработкой программы Tiger для распознавания текста на базе своей лаборатории, в которой тогда трудилась Ольга Ускова. Щукин говорил журналу РБК, что идея принадлежала ему, как и первоначальные инвестиции. По его словам, в 1993 году он вложил небольшие деньги в создание в Москве компании Cognitive Technologies Ltd, а через некоторое время просто отдал компанию Арлазарову, так как они были друзьями. Продажами в компании занялась Ольга Ускова.

С середины 1990-х компания стала активно сотрудничать с государственными структурами и корпоративными заказчиками. Партнерами Cognitive Technologies стали Пенсионный фонд, «Норильский никель», Магнитогорский металлургический комбинат, Газпромбанк. В 2000-х у компании появились контракты с Минкомсвязи (по реализации федеральной целевой программы «Электронная Россия»), а также с «Автодором», «Россетями», «Роснефтью» и «Роскосмосом». Cognitive Technologies поставляли партнерам системы электронного документооборота, системы управления закупочной деятельностью и системы электронной торговли. В 2009 году компания получила заказ на развитие системы мониторинга СМИ для администрации президента РФ, однако заказчик —« Росинформтехнологии» — остался недоволен работой и подал на компанию в суд. Суд иск отклонил. По данным РБК, стоимость каждого из этих контрактов могла составлять 20-30 млн рублей, при этом компания отчитывалась о многомиллиардной годовой выручке.

Мода на роботов

В начале 2010-х компания решила переориентироваться с разработки программного обеспечения на разработку роботов. В 2015 году в интервью «Бизнес Онлайн» Ольга Ускова рассказывала, что еще в 2011-м разработками CT в сфере беспилотного транспорта заинтересовался «немецкий автопром». Однако в итоге партнерство было заключено не с зарубежной компанией, а с «Камазом». «Мы создаем новое предприятие — «КАМА-авторобот», которое будет заниматься выпуском интеллектуальных узлов в первую очередь для «Камаза», а также и других покупателей, — рассказывала Ускова в интервью. — Для нас это уже долгая история, рассчитанная до 2035 года».

Однако фактически проект быстро свернули. На форуме «Открытые инновации» в октябре 2019 года Ольга Ускова говорила, что на основе технологий CT создано всего три автомобиля. «По контракту мы должны были произвести системы автоматизации второго уровня (автоматическое управление, при котором требуется участие человека. — Forbes) для трех автомобилей «Камаз». Они были произведены, сданы на самом высоком уровне. На нем проехало всё правительство страны. Существуют акты внедрения. После чего «Камаз» запросил деньги на серийное производство. «Камазу» этих денег не дали, и, насколько я знаю, серийное производство беспилотных автомобилей на текущий момент«Камаз» не делает», — объясняла она. «Камаз» в итоге создал беспилотный тягач совместно с «Вист Групп».

В начале 2019 года Ольга Ускова заявила в интервью Forbes: «У нас есть девять машин: и легковые, и грузовые, и сельскохозяйственные. Нам не очень важна марка, важны параметры машины, то есть угол зрения — с какой высоты оценивается дорожная ситуация».

По словам Ольги Усковой, технологии Cognitive Technologies сегодня используются на 250 автомобилях. Марки автомобилей она назвать отказалась. Пресс-секретарь CT Николай Никольский уточнил, что компания делает не машины, а системы компьютерного зрения и искусственного интеллекта для управления беспилотным транспортом. «Тестирование проводится на транспортных средствах заказчика, если это авто, то на авто. Если комбайны, на комбайнах, если поезда, на поездах. На скольких машинах проводится тестирование — компания не раскрывает», — сказал он.

«Наша компания фокусируется на разработке беспилотных систем для сельскохозяйственной техники, железнодорожного транспорта и автомобильных компонентов. Время показных машинок прошло, сейчас речь о масштабируемых технологиях и реальной экономике. Наши разработки встроены в промышленные партии техники во всех перечисленных отраслях», — сказал Forbes генеральный директор Cognitive Technologies Андрей Черногоров.

  • «Мы перешли в мир робочеловеческий»: правила бизнеса основателя Cognitive Technologies Ольги Усковой
  • Джек-пот Ольги Усковой: как беспилотные автомобили научились ездить по снегу и бездорожью

В Cognitive Technologies и Сбербанке сумму сделки называть отказались, однако, по словам Усковой, «после сделки с Mail.ru, эта — на российском рынке высокотехнологических компаний — самая крупная». В июле Сбербанк и Mail.ru объявили о создании совместного предприятия, в которое планируют инвестировать 64 млрд рублей.

Сегодня беспилотный транспорт в России наиболее активно развивает «Яндекс»: его лаборатория пока что остается единственной в России, кто получил разрешение на тестирование 64 беспилотных автомобилей в особых зонах в условиях городской среды в двух регионах (в Москве и Татарстане). В «Яндексе» считают, что сам факт сделки может позитивно сказаться на рынке. «Мы надеемся, что с развитием рынка темпы перехода к более прогрессивному регулированию в сфере беспилотного транспорта ускорятся. От этого выиграет вся индустрия», — заявили в пресс-службе беспилотного подразделения компании.

10 примет времени, перевернувших нашу жизнь

10 примет времени, перевернувших нашу жизнь

Фотогалерея «10 примет времени, перевернувших нашу жизнь»

10 фото

Российская компания Cognitive Technologies занимается разработкой и внедрением программного обеспечения, разрабатывает системы машинного зрения и обработки изображений, в т.ч. для беспилотных транспортных средств. Была создана в 1993 году как московское отделение американской компании Cognitive Technology Corporation.

Продукты и решения компании по состоянию на 2022 год:

  • системы управления беспилотным транспортом;
  • ПО и прикладные решения для сельского хозяйства;
  • система электронного документооборота «Е1 Евфрат»;
  • системы для автоматизации закупок — Bidzaar и «Е1-Закупки»;

Направления деятельности

Направления деятельности компании:

  • Системы управления документами;
  • Системы машинного зрения;
  • Системы на базе искусственного интеллекта;
  • Системы электронной торговли;
  • Интернет-решения;
  • Прикладные решения.

История

2022: «1С» купила долю в бизнесе по автоматизации закупок Cognitive Technologies

Как выяснил TAdviser, в середине ноября 2022 года «1С» приобрела доли по 28% уставного капитала в двух компаниях, где основным владельцем выступает Андрей Черногоров, сын сооснователя и президента Cognitive Technologies Ольги Усковой. Одна из этих компаний – ООО «Когнитив», которая развивает российскую систему автоматизации планирования, размещения закупок и работы с договорами «E1-Закупки». Продукт этот позиционируется как аналог SAP SRM. А чуть раньше «1С» сообщала о покупке такого же размера доли в другой компании – ООО «Бидзаар», развивающей торговую площадку Bidzaar – аналог SAP Ariba.

Более половины уставного капитала ООО «Когнитив» – 50,4% – остались у Андрея Черногорова, которому ранее компания принадлежала на 100%. Долю в 21,5% он в ноябре продал Ольге Зарубиной. По данным базы юрлиц «Контур.Фокус», Зарубина также является совладельцем флористической студии Lacy Bird. В ООО «Бидзаар» Черногоров тоже остаётся основным владельцем, и Ольга Зарубина вошла в этот бизнес параллельно с «1С».

Основатель «1С» Борис Нуралиев и совладелец ООО «Когнитив» и ООО «Бидзаар» Андрей Черногоров (фото со страницы Ольги Усковой в Facebook)

До сделки с Bidzaar в «1С» рассказывали о планируемой в 2023 году интеграции своих продуктов с этой системой. Основатель и директор «1С» Борис Нуралиев в октябре пояснял, что SAP Ariba уходит с рынка, а этот сервис, предполагается, может его заменить.

В посте на своей личной странице в соцсети Facebook (принадлежит компании Meta, которая признана экстремистской и запрещена в России) Ольга Ускова 17 ноября написала о сделке «1С» и Bidzaar, что это «семейная гордость».

В то время как Bidzaar предназначена для закупок частных компаний, «Е1-Закупки» также рассчитана на субъекты, проводящие закупки по 223-ФЗ. На сайте последней говорится, что ежегодно она обслуживает закупки на сумму свыше 1,3 трлн. рублей. Среди перечисленных там же пользователей системы – ВТБ, «Ростелеком», «Россети», «Оборонэнерго», «Мослифт», «Росспиртпром» и др.

«

«Е1-Закупки» дополняет продукт Bidzaar. Ряд клиентов выбирают эти два продукта для автоматизации корпоративных закупок, — пояснили TAdviser в «1С» причины покупки доли в этой компании.

»

В экосистеме «1С» оба эти приобретения дополняют продукты «1С» для корпоративных закупок, добавили в компании. Варианты интеграции «Е1-Закупки» с продуктами «1С» по состоянию на середину ноября прорабатываются.

Надо сказать, что на фоне ухода SAP из России и усилившейся потребности российских организаций в переходе на отечественные решения, «1С» не только приобрела доли в компаниях, предлагающих аналоги продуктов SAP для корпоративных закупок. Компания создаёт совместные партнёрские предприятия из специалистов и бывших партнёров SAP, переобучает специалистов по SAP под технологии «1С», а также разрабатывает для заказчиков собственный продукт на замену одного из продуктов немецкого вендора – «1С:Персонал». Последний призван заменить SAP SuccessFactors.

Всё это в комплексе указывает на стремление «1С» занять долю рынка SAP, отказавшейся от работы в России на фоне российско-украинского конфликта. Подробнее здесь.

Под брендом Cognitive Technologies (АО «Когнитив») сейчас наиболее активно продвигается бизнес, связанный с технологиями для беспилотных транспортных средств. На сайте компании сказано, что это российский разработчик ПО и прикладных решений для сельского хозяйства. Её флагманский продукт – автопилот для трактора, в основе которого лежит система компьютерного зрения на базе искусственного интеллекта. На развитии этого бизнеса сфокусирована Ольга Ускова.

У Cognitive Technologies есть совместное предприятие со Сбербанком (ООО «Когнитив роботикс»), предлагающие системы беспилотного управления различными видами транспорта, а также радары и сенсоры. Оно было выделено в отдельное от Cognitive Technologies юрлицо в 2017 году специально с целью привлечения инвестиций, и в 2019-м в него зашёл Сбербанк.

Однако бизнес, связанный с технологиями для беспилотного транспорта, появился у компании не сразу. С момента образования компании в начале 90-х на базе лаборатории искусственного интеллекта Института системного анализа РАН (бывший ВНИИСИ АН СССР), основными направлениями деятельности Cognitive Technologies были распознавание текстов и документов (OCR технологии). Также она с 90-х занималась технологиями распознавания изображений и речи, а с 2000-х – разработкой систем управления документами и систем электронной торговли, управления нормативно-справочной информацией, созданием электронных архивов и хранилищ данных.

Развитием технологий для автоматического извлечения данных из бизнес-документов, административных документов и государственных форм на сканах и фотографиях под брендом Smart Document Engine стал заниматься в рамках отдельной компании сооснователь Cognitive Technologies Владимир Львович Арлазаров со своей командой.

А создание систем для управления закупочной деятельностью в 2000-х гг. стало одним из основных направлений деятельности Cognitive Technologies, и остаётся таковым до сих пор. Первая её известная система в этой области – Cognitive Lot, использованием которой отметились крупные госкомпании, включая «Роснефть» и Газпромбанк. Из неё выросла «Е1-Закупки», права на которую, согласно реестру отечественного ПО, принадлежат АО «Когнитив». Также компании принадлежат права на систему электронного документооборота «Е1-Евфрат», которая тоже присутствует в реестре отечественного ПО.

На бизнесе Cognitive Technologies, связанном с автоматизацией закупок, сфокусировался Андрей Черногоров. Помимо развития проектов «Е1-Закупки» и Bidzaar, ещё раньше, с 2012 года, он был гендиректором электронной торговой площадки ЭТП ГПБ, которой владеет Газпромбанк.

2019

Подписание юридически обязывающих документов о продаже 30% акций Cognitive Pilot Сбербанку

28 ноября 2019 года Сбербанк сообщил TAdviser, что совместно с группой компаний Сognitive Technologies объединяют усилия для развития беспилотных технологий и создают компанию Cognitive Pilot. Сбербанк получит 30% акций компании, а 70% акций будут принадлежать основателям и менеджменту Сognitive Technologies. Подробнее здесь.

Соглашение с Московским политехом об открытии Центра перспективных разработок автономных систем

Московский политехнический университет и российский разработчик систем искусственного интеллекта и ПО компания Cognitive Technologies 6 июня 2019 года подписали соглашение о сотрудничестве в области создания технологий искусственного интеллекта и подготовки кадров для новых отраслей экономики. Подробнее здесь.

Продукты и решения компании на июнь 2019 года

  • система оптического распознавания текстов
  • система распознавания форм документов с рукописным вводом
  • прототип системы компьютерного зрения в задаче распознавания дорожной сцены.
  • системы управления беспилотным транспортом

2017

Офис в Тюмени

Компания Cognitive Technologies, разработчик искусственного интеллекта и ПО в России, 14 ноября 2017 года объявила об открытии офиса компании в г. Тюмень.

Основными направлениями деятельности Cognitive Technologies — Тюмень станет реализация проектов и внедрение решений по автоматизации закупочной деятельности (автоматизации снабжения) с использованием технологий искусственного интеллекта и блокчейна для предприятий нефтегазового сектора. По словам генерального директора Cognitive Technologies Андрея Черногорова, это целевой сегмент компании в этом проекте.

Генеральный директор Cognitive Technologies Андрей Черногоров открывает офис компании в Тюмени

«

Одной из наших основных задач мы видим вытеснение дорогостоящих решений западных производителей. Они стали высокорискованными и не соответствуют современной конъюнктуре, — добавил Черногоров.

»

В числе других задач тюменского офиса: локализация разработок на собственных платформах, а также оказание технической поддержки.

В рамках своей деятельности в Тюменской области компания Cognitive Technologies активно развивает сотрудничество с руководством региона в направлениях развития кадрового потенциала региона и оптимизации ИТ-инфраструктуры. Совместно с Правительством Тюменской области компания приступила к реализации образовательного проекта, при участии областного технопарка, по повышению квалификации ИТ-специалистов и возможностью их последующего трудоустройства в Cognitive Technologies. Специалисты компании планируют образовательные курсы и мероприятия по обучению программистов, тестировщиков, системных аналитиков и представителей других направлений разработки ИТ. Другим примером сотрудничества с руководством региона стало открытие школы программирования на территории областного технопарка.

«

Совместными усилиями мы развиваем рынок труда, инвестируем в него свои ресурсы и средства, инициируем инфраструктурные проекты, — отметил Андрей Черногоров.

»

Компания рассчитывает довести численность сотрудников тюменского офиса до 150 человек в течение года.

R&D офис в Калининграде

Cognitive Technologies объявила в августе 2017 года об открытии R&D офиса в г. Калининград и начале нового международного проекта, целью которого является разработка системы управления закупками нового поколения, функционал которой позволит успешно конкурировать на мировых рынках.

«Проект к которому мы приступили, подразумевает создание специализированного фронт-офиса для осуществления закупочных действий в сегменте b2b, то, что в мире называется supplier portal (портал поставщиков). Своими конкурентами на этих площадках мы видим SAP Ariba, Coupa и Scout RFP. Мы стремимся создать максимально удобный инструмент размещения заказа и реализации товаров для поставщиков и заказчиков. В этом мы видим свое основное конкурентное преимущество», — сказал генеральный директор Cognitive Technologies Андрей Черногоров.

В компании считают, что такая возможность будет достигнута за счет создания механизма упрощения и настройки процедур размещения заказа под нужны пользователей. Причем в отличие от существующих сегодня аналогов, каждый пользователь сможет иметь свой собственный набор процедур.

Другой отличительной характеристикой создаваемой системы станет ее универсальность. Она в равной степени будет способна настраиваться под нужды предприятий любого уровня, как небольшие компании, так и холдинговые структуры.

Одним из ключевых критериев проекта также является простота использования системы. Предполагается, что все настройки будет возможно выполнить силами пользователя или администратора системы.

Ожидается, что в создаваемом решении будут использоваться технологии искусственного интеллекта, что в итоге сможет максимально упростить процедуру ввода данных о закупаемых или продаваемых товарах. Поставщики и заказчики смогут представлять информацию практически в произвольной форме.

2016

Заявление о росте выручки на 6%

Суммарная выручка Cognitive Technologies выросла на 6% по сравнению с показателями 2015 года.

В структуре разработок (чел/лет) компании доля направления робототехники выросла сразу на 10% и впервые за всю ее историю превысила 35%.

Другие крупные направления разработок компании — системы автоматизации снабжения (SRM, ЭТП) и СЭД-решения составили порядка 30% (рост на 5%) и 25% (сохранился уровень 2015 года), соответственно.

Проектное направление в суммарной выручке компании составило 88% (на 2% больше, чем в 2015 году). В числе наиболее значимых проектов, реализованных компанией в 2016 году, можно выделить следующие:

Распределение отраслевых направлений в общей структуре продаж оказалось следующим:

  • Госсектор — 41%
  • Банки и страховые компании — 1%
  • Нефть и газ — 32%
  • Вузы — 6%
  • Транспорт — 6%
  • Другие — 14%

Как видно, доля госзаказа в общем объеме проектов сократилась до 41% (в прошлом году 56%). При этом на крупнейшего заказчика пришлось порядка 17% оборота компании (на 2% больше, чем в 2015 г.). В общей структуре дохода по проектному направлению на разработку ПО пришлось 74%, на ИТ- услуги 26%.

Доля продаж «коробочного» программного обеспечения в общем объеме продаж составила 12%. Пользователями систем электронного документооборота и автоматизации бизнес-процессов «Е1 Евфрат» в 2016 году стало порядка 2100 новых организаций, что соответствует показателям прошлого года.

Отчет о научных исследованиях и перспективных разработках

В области проведения научных исследований и перспективных разработок:

  • Разработаны методы моделирования центрального (фовеального) зрения для технологии компьютерного зрения;
  • Разработаны методы детекции и классификации участников дорожного движения в условиях недостаточной видимости;
  • Разработаны методы анализа дорожной сцены для задачи движения в условиях помех (наличия препятствий и повреждений дорожного полотна);
  • Разработаны методы предупреждения опасных дорожно-транспортных ситуаций с использованием стереопар и монокулярных систем компьютерного зрения;
  • Создана технология персональной приоритезации задач и документов (для версии мобильного клиента «Е1 Евфрат»);
  • Разработана технология самообучения для приоритезации задач и документов (для версии мобильного клиента «Е1 Евфрат»).

Меморандум с ОЭЗ «Иннополис» о создании технико-внедренческого центра

В январе 2016 года был подписан меморандум между АО «ОЭЗ «Иннополис» (Республика Татарстан) и российской компанией Cognitive Technologies о создании на базе АО «ОЭЗ «Иннополис» собственного технико-внедренческого центра.

2015: Заявление о росте выручки на 18%

Суммарная выручка Cognitive Technologies выросла на 18% по сравнению с показателями 2014 года.

По словам Президента группы компаний Cognitive Technologies Ольги Усковой, — «Такой результат был достигнут за счет активного развития направлений робототехники и мобильных решений». Компания открыла несколько новых направлений, связанных с использованием технологий искусственного интеллекта и беспилотных систем в агропромышленном секторе. Проекты по созданию «умного» земледелия на базе ОЭЗ «Инновполис» были инициированы совместно с «Ростсельмашем», «Татнефть» и «Союз-Агро» при поддержке Минобрнауки России.

Доля проектов (чел/лет) по робототехнике в структуре разработок компании за 2015 год достигла 24%. Примерно такую же долю занимают и два других крупных блока – создание систем автоматизации снабжения (SRM, MDM и PPM) и ECM-решения.

Проектное направление в суммарной выручке компании составило 86% (на 2% больше, чем в 2014 году).

Распределение отраслевых направлений в общей структуре продаж оказалось следующим:

  • Министерства и ведомства — 44%
  • Банки и страховые компании – 8% %
  • Нефть и газ – 8%
  • Энергетика – 5%
  • Вузы – 6%
  • Транспорт – 1%
  • Авиация и космонавтика – 3%
  • Другие – 25%

Доля госзаказа в общем объеме проектов составила 56% (в прошлом году 49%). При этом на крупнейшего заказчика пришлось порядка 15% оборота компании (на 3% больше, чем в 2014 г.). В общей структуре дохода по проектному направлению на разработку ПО пришлось 72%, на ИТ- услуги 28%.

Доля продаж «коробочного» программного обеспечения в общем объеме продаж составила 14%. Пользователями системы электронного документооборота и автоматизации бизнес-процессов «Е1 Евфрат» в 2015 году стало более 2100 новых организаций (что на 5% превышает показатели прошлого года). По словам Андрея Черногорова, «Выпуск мобильного приложения «Е1 Евфрат» в конце года позволил нам за два месяца собрать портфель предзаказов на сумму более 250 млн. рублей. Можно прогнозировать, что в 2016 году объем продаж мобильных решений, как в составе проектов, так и в виде отдельных решений превысит 1 млрд. рублей».

В общей структуре оборота этого направления основным заказчиком остается сегмент среднего и малого бизнеса (его доля выросла за прошлый год на 7% и составила 32%), в основном за счет средних предприятий. Доля крупных организаций сохранилась примерно на том же уровне 24%. Сектор государственных структур составил 36%. На долю компаний с госучастием в прошлом году пришлось порядка 8%.

2014

Заявление о росте выручки на 33%

Суммарная выручка Cognitive Technologies выросла на 33% по сравнению с показателями 2013 года.

По мнению президента группы компаний Cognitive Technologies Ольги Усковой, — «Причины успеха, во многом, связаны с развитием двух основных направлений деятельности компании: импортозамещением, в рамках которого мы инвестировали более 400 млн. рублей в создание новых технологических решений, в том числе и управления предприятием, а также нашим участием в масштабном проекте по созданию беспилотного автомобиля к 2020 году на реализацию которого Минобрнауки России было выделено 300 млн. рублей».

В решении проблемы импортозамещения Cognitive Technologies была создана технологическая платформа, использующая помимо собственного ПО открытые программные средства (PostgreSQL, Linux и Apache) и позволяющая отечественным предприятиям замещать зарубежные системы в ключевых областях рынка ИТ, в том числе и сегменте управления предприятием. В компании был отрыт центр компетенции разработок на СУБД PostgreSQL. Специалистами Cognitive Technologies за последний год была завершена разработка 5 модулей системы управления предприятием: ECM, CRM, PPM, SRM и MDM.

В связи с активным развитием проектного направления в суммарной выручке компании его доля выросла на 18% и составила 84%.

В общей структуре дохода по проектному направлению на разработку ПО пришлось 61%. На ИТ- услуги 39% (примерно такие же показатели, как и в прошлом году).

Доля госзаказа в общем объеме проектов составила 49%. При этом на крупнейшего заказчика пришлось порядка 12% оборота компании, примерно столько же, сколько и в прошлом году.

Распределение отраслевых направлений в общей структуре продаж оказалось следующим:

  • Банки и страховые компании – 45%
  • Нефть и газ – 25%
  • Энергетика – 9%
  • Торговля – 2%
  • Транспорт – 2%
  • Другие – 17%

Доля продаж «коробочного» программного обеспечения в общем объеме продаж составила 16%. Пользователями системы электронного документооборота и автоматизации бизнес-процессов Е1 Евфрат в 2014 году стало более 2000 новых организаций (что в целом совпадает с показателями прошлого года). В общей структуре оборота этого направления, увеличилась доля (на 14%) крупных и средних организаций и составляет 43%. Сектор государственных структур остался примерно на том же уровне (рост на 2%) и составляет 35%. Это произошло, во многом, за счет сокращения сектора малых предприятий с 14% до 5%. Доля сектора компаний с госучастием осталась примерно на том же уровне 17%.

Главные проекты года

В числе наиболее значимых проектов, реализованных компанией в 2014 году, можно выделить следующие:

  • Министерство образования и науки РФ — Разработка системы компьютерного зрения
  • ГК «Автодор» — Электронная торговая площадка
  • ОАО «Россети» — Электронная торговая площадка
  • ОАО ЕЭТП — Электронная торговая площадка
  • ОАО «НК «Роснефть» — Электронная торговая площадка
  • ФКА «Роскосмос» — Электронная торговая площадка
  • ВЭБ- Система управления закупочной деятельностью
  • ЦБ РФ — Централизованное хранилище неструктурированной информации
  • ФСБ РФ — Развитие ИТ инфраструктуры
  • Газпромбанк (Открытое акционерное общество) — Система управления нормативно- справочной информацией
  • Минкомсвязи России — Разработка функционально-технологических прикладных систем для Российской грид-сети для высокопроизводительных вычислений

По итогам года Cognitive Technologies стал оператором крупнейших пяти электронных торговых площадок России. Система управления закупками компании установлена в АО «Газпромбанк», ГК «Автодор», ОАО «Россети», ОАО ЕЭТП, а также ОАО «НК «Роснефть» совокупный оборот которых оценивается аналитиками порядка 3 трлн. рублей.

Кроме того, в 2014 году Cognitive Technologies, в рамках развития направления разработки электронных торговых площадок и систем автоматизации закупок, открыла новый офис в Белоруссии (Минск). Компания планирует довести численность его сотрудников до 500 человек в ближайшие три года.

В области проведения научных исследований и перспективных разработок за прошедший год произошли следующие события:

  • Разработаны методы определения границ дорожного полотна и направления движения «Виртуальный тоннель» для технологии компьютерного зрения;
  • Разработаны методы детекции и классификации дорожных знаков для технологии компьютерного зрения;
  • Разработана методы детекции дорожной разметки для технологии компьютерного зрения;
  • Предложено решение решения задачи стереотождествления изображений для технологии компьютерного зрения;
  • Разработаны методы разграничения доступа для систем документооборота и workflow на основе политик безопасности;
  • Разработана технология долговременного хранения архивных документов.

Взыскание с фонда «Сколково» 80 млн руб

26 февраля 2014 года Коллегия Высшего Арбитражного Суда вынесла Определение об отказе в передаче в Президиум Высшего Арбитражного Суда дела по иску ООО «Когнитивные технологии» к Некоммерческой организации Фонд развития Центра развития и коммерциализации новых технологий на взыскании задолженности по договору о разработке концепции «Умный город Сколково». Таким образом, Коллегия ВАС подтвердила решения Арбитражного суда Москвы от 07.05.2013г. Девятого арбитражного апелляционного суда от 16.08.2013г. постановления Федерального арбитражного суда Московского округа от 30.10.2013г. Решение о взыскании с фонда в пользу общества взыскано 80 765 100 рублей задолженности и 610 786 рублей процентов за пользование чужими денежными средствами вступило в законную силу.

«Когнитивные технологии» обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с иском о взыскании с Некоммерческой организации Фонд развития Центра развития коммерциализации новых технологий задолженности по договору на разработку концепции «Умный город Сколково» за период с 03.10.2012 г. по 05.11.2012г.

Консорциумом, в который, вместе с компанией «Когнитивные технологии», вошли ведущие мировые компании Ernst&Young, Cisco и Panasonic, была разработана Концепция «Умный город «Сколково», объединившая материалы о социально-экономической, инвестиционной и технологической стратегиях создания Инновационного центра и Умного города «Сколково». Авторы Концепции опирались на социологическую и концептуальную базы, результаты социологических исследований, анализ предпочтений и представлений отечественных инноваторов об Умном городе. Был использован мировой опыт в части урбанистики – порядка 20 работ Р.Флорида (Richard Florida), Я.Гелла (Jan Gehl), Дж. Джэкобса (Jacobs, Jane) и др., а также опыт создания различных умных городов и кампусов мира – Сингапур, Бангалор, Фуджисава, Эндховен, Нью-Йорк, Копенгаген, Сан-Франциско, Шанхай, Гонконг, Токио, Масдар, кампус Google, кампус Pixar, кампус MIT, кампус Университета Далянь, кампус Университета Чанчунь.

Концепция «Умный город «Сколково» была апробирована на пяти круглых столах, объединивших все основные направления инновационного сектора: научное сообщество, инноваторы, инвесторы, зарубежные специалисты, представители инновационного бизнеса. Она была рекомендована Общественной палатой РФ Правительству РФ для внедрения в регионах и крупных городах России.

Все работы были выполнены в соответствии с техническим заданием и в сроки, предусмотренные договором, что зафиксировано соответствующими документами.

Несмотря на это, ответчик, Некоммерческая организация Фонд развития Центра развития коммерциализации новых технологий, отказался оплатить выполненные работы и расторг договор в одностороннем порядке.

В ходе разбирательства суду были представлены все документы, подтверждающие позицию истца, отзыв Экспертно-консультативного Совета по реализации программы «Умный город» на выполнение работ Концепции от 10.07.2012 №3, отзыв заместителя Председателя Научно-Технического совета «ГК «Ростехнологии». Рассмотрев дело по существу, Арбитражный суд г. Москвы вынес решение об удовлетворении иска, которое было подтверждено последовательно решениями Девятого арбитражного апелляционного суда, Федеральным арбитражным судом Московского округа.

2013

Заявление о росте выручки на 8%

Суммарная выручка Cognitive Technologies выросла на 8% по сравнению с показателями 2012 года, что по мнению самой компании соответствует общей динамике роста российского ИТ-рынка (по разным оценкам от 6% до 8%). В суммарной выручке компании доля проектов по разработке и внедрению ПО выросла на 7% и составила 66%. По мнению Президента Cognitive Technologies Ольги Усковой,

«Успехи проектного направления, во многом, связаны с масштабным внедрением технологий автоматизации закупочной деятельности и создания электронных торговых площадок на базе решения Cognitive Lot в ключевых отраслевых предприятиях страны: Газпром, Роснефть, муниципалитетах и других структурах. Компания оперативно отреагировала на изменение законодательства в части вступления с 1 января 2014 года ФЗ №44 о контрактной системе, обновив свои программные решения в этом сегменте».

Cognitive Technologies также отреагировала и на другой тренд года в сегменте электронных закупок – активное развитие облачных решений для систем нормативно справочной информации (НСИ) – автоматизированных систем управления всей совокупностью данных крупного предприятия о покупателях и поставщиках, выпускаемой продукции и используемых материалах, подразделениях, складах, филиалах и т. д. – по — сути, кровеносной системы предприятия. Компанией было разработано собственное решение и внедрено на электронной торговой площадке Газпромбанка (ОАО).

Облачные НСИ принципиально изменили традиционные подходы к внедрению систем. Собственно, сам этап внедрения и удалось практически исключить из проекта, как одну из самых трудоемких и дорогостоящих процедур. С созданием подобных технологий организация получает возможность «закачать» свою НСИ в удаленный, облачный ресурс, который автоматически выполнит необходимые настройки, синхронизирует информацию, адаптирует ее к конкретным конкурсным процедурам и будет поддерживать ее в актуальном состоянии. При этом обеспечивая все необходимые требования по информационной безопасности. Оборот по этому сегменту вырос более, чем на 20% составил порядка 41% от общей доли проектного направления.

Другим значимым сектором разработок, стали технологии массовой обработки документов. Его доля составила порядка 29%. Остальную часть составили проекты по созданию электронных архивов, систем электронного документооборота, развитию инфраструктуры предприятий и обеспечению функционирования ИС.

В общей структуре дохода по проектному направлению на разработку ПО пришлось 61%. На ИТ- услуги 39% (рост на 4% по сравнению с 2012 годом). Доля госзаказа в общем объеме проектов оставила 49% (осталась примерно на таком же уровне, как и в прошлом году). При этом на крупнейшего заказчика пришлось порядка 12% оборота компании (15% в 2012 году).

Распределение отраслевых направлений в общей структуре продаж оказалось следующим:

  • Нефть и газ – 19%
  • Банки и страховые компании 9%
  • Связь и телекоммуникации -8%
  • Розничная торговля – 7%
  • Другие – 8%

Доля продаж «коробочного» программного обеспечения составила 34%. Пользователями системы электронного документооборота и автоматизации бизнес-процессов Е1 Евфрат в 2012 году стало более 2000 новых организаций (что в целом совпадает с показателями прошлого года). В общей структуре оборота этого направления, увеличилась доля (на 9%) крупных и средних организаций и составляет 29%. Сектор государственных структур остался примерно на том же уровне (рост на 3%) и составляет 33%. Это произошло, во многом, за счет сокращения сектора малых предприятий с 27% до 14%. Доля сектора компаний с госучастием осталась примерно на том же уровне 19%.

Перспективные разработки

В области проведения научных исследований и перспективных разработок за 2012 год произошли следующие события:

  • Создан прототип системы компьютерного зрения в задаче распознавания дорожной сцены (распознавания дорожного полотна, распознавание участников движения, анализ динамики развития дорожной ситуации, прогнозирование опасностей, формирование системы предупреждающих сигналов и управляющих воздействий) в режиме реального времени;
  • Впервые в России реализована промышленная система обработки первичных бухгалтерских документов (счета-фактуры, товарно-транспортные накладные и т.д.).
  • Разработана система искусственного интеллекта, позволяющая автоматически определять и понимать различные типы документов;
  • Разработан алгоритм распознавания полей (реквизитов) документа в режиме 256 градаций серого, что позволяет значительно повысить точность распознавания. Все предыдущие решения основаны на использовании методов бинаризации изображения (ч/б режим);
  • Разработана технология синтаксического разбора табличной информации для решения задачи обработке первичной бухгалтерской документации;
  • Разработана технология классификации товарных позиций при обработке первичной бухгалтерской документации с использованием методов нечеткого поиска;
  • Разработаны методы повышения производительности вычислительных систем с использованием параллельных вычислений.

2012: Заявление о росте выручки на 28%

Суммарная выручка Cognitive Technologies выросла на 28% по сравнению с показателями 2011 года, что превышает оценку роста российского рынка (17% по данным IDC) в целом. По мнению Президента Cognitive Technologies Ольги Усковой «Такая динамика стала возможной благодаря активному развитию продуктовых направлений и в первую очередь системы электронного документооборота и автоматизации бизнес процессов Евфрат Е1».

В суммарной выручке компании доля проектов по разработке и внедрению ПО составила 59%. Доля продаж программного обеспечения составила 41%. В этом сегменте продажи основного продукта — системы E1 Евфрат в 2012 году выросла в два раза, по сравнению с прошлым годом. В итоге пользователями системы Е1 Евфрат в 2012 году стало более 2000 новых организаций (для сравнения, 1750 в 2011 году). В общей структуре оборота значительно выросла доля крупных организаций 20% (против 13% в 2011 году), а также государственных структур 30% (против 23% в 2011 году). Это произошло за счет сокращения сектора SMB с 43% до 27%. Доля сектора компаний с госучастием осталась примерно на том же уровне 19% (15% в 2011 году). 4% — осталось за ВУЗами.

По данным CNews Analytics (РБК) Cognitive Technologies названа крупнейшим поставщиком решений в сфере СЭД по итогам 2012 года.

В общей структуре дохода по проектному направлению на разработку ПО приходится 65%. На ИТ- услуги приходится примерно 35%. Доля госзаказа в общем объеме проектов оставила 51% (осталась примерно на таком же уровне, как и в прошлом году). При этом на крупнейшего заказчика пришлось порядка 15% оборота компании (14% в 2011 году).

2011

Заявление о росте выручки на 25%

По заявлению компании, суммарная выручка Cognitive Technologies за 2011 год выросла на 25% по сравнению с показателями 2010 г., что практически в два раза превышает оценку роста российского рынка (по данным Минкомсвязи России — 14,6%) в целом. Серьезные изменения произошли в структуре продаж компании. Так, впервые за многие годы в суммарной выручке доля продаж программного обеспечения приблизилась к 50% и составила 41% против 27% в 2010 г., а доля проектов по разработке и внедрению ПО сократилась с 73% до 59%, соответственно.

Таким образом, доля продаж ПО компании выросла в два раза, говорится в сообщении Cognitive Technologies. В общей структуре оборота 43% продаж «Е1 Евфрат» пришлось на сектор малых и средних предприятий, 29% — на государственные организации, 15% — на госкомпании и 13% — на крупные коммерческие компании.

Также 2011 год стал успешным для направления систем массовой обработки форм документов. За 2011 год было продано более 700 лицензий системы Cognitive Passport (динамика продаж этого продукта составила более 30%), а общий рост объема продаж по данному направлению составил около 21%.

В общей структуре доходов по проектному направлению на разработку ПО приходится 65%, на ИТ-услуги — примерно 35%. Доля госзаказа в общем объеме проектов сократилась с 67% до 53%. При этом на крупнейшего заказчика пришлось порядка 14% оборота компании (17% в 2010 г.).

Главные события в области научных исследований и перспективных разработок

В области проведения научных исследований и перспективных разработок за 2011 год произошли следующие события: разработана роботизированная платформа Cognitive Nexus, обеспечивающая возможность одновременной работы с различными СУБД; начаты активные исследования в области adaptive case management — технологии построения оптимальных (интеллектуальных) моделей маршрутов документов внутри предприятия; завершен этап разработки технологии обработки и сжатия изображений Cognitive PDF/A, позволяющей улучшать визуальное качество изображения документа и эффективно сжимать изображения документов (высокий результат, по информации Cognitive Technologies, получен за счет реализации в технологии модели экспертной системы), технология Cognitive PDF/A способна понимать тип и структуру документа и автоматически подбирать наиболее подходящий режим обработки.

2009: Конфликт с ФАИТ

Cognitive Technologies вступила в конфликт с Федеральным агентством по информационным технологиям (ФАИТ). В январе 2009 года представитель ФАИТ Сергей Матюхин заявил, что его ведомство готовит документы для подачи иска против Cognitive Technologies. В ведомстве остались не довольны результатами выполненного компанией проекта по развитию системы мониторинга СМИ для пресс-службы Администрации Президента РФ. Cognitive Technologies обвинил ФАИТ в коррупции и пригрозил подать ответный иск в случае, если ее проект не будет принят.

1993: Создание Cognitive Technologies

В 1993 году на базе Лаборатории искусственного интеллекта Института Системного Анализа РАН (бывший ВНИИСИ АН СССР) Ольгой Усковой и Владимиром Арлазаровым была создана компания Cognitive Technologies.

1968: Формирование основы коллектива будущей компании

Основа коллектива разработчиков компании Cognitive Technologies сформировалась еще в 1968 году под руководством В. Л. Арлазарова, говорится в блоге Cognitive Technologies на Habr[1]. Коллективом были реализованы проекты по созданию и внедрению информационных комплексов, автоматизированных систем управления и операционных систем в органах государственной власти и на крупных промышленных предприятиях СССР, создана программа «КАИССА» (первый чемпион мира по шахматам среди компьютеров) и «советский Microsoft» — СУБД ИНЕС.

Интересные факты

Cognitive Technologies стала первой в мире компанией, открывшей код к системе распознавания печатных текстов (OCR CuneiForm). Данное решение вошло в сборник «Свободное ПО для образования, науки и культуры» выпускаемый ЮНЕСКО. Силами сообщества данная OCR система была перенесена на платформу Linux. В апреле 2009 компания ALT Linux выпустила первую версию Cuneiform-Qt, графического интерфейса к Cuneiform для Linux.

Источники

  • Cognitive Technologies открыла код OCR Cuneiform
  • Сборник «Бесплатное ПО для Windows» стал еще содержательнее
  • Cuneiform-Qt — графический интерфейс для системы оптического распознавания символов Cuneiform для Linux
  • ИТ-проект для Администрации Медведева: на Cognitive подают в суд

Российская компания Cognitive Technologies разработала образец универсальной системы управления беспилотным сельскохозяйственным транспортом на основе искусственного интеллекта. Прототип получил название «Агродроид C2-A2».

Как сообщает пресс-служба компании, в основе решения лежит усовершенствованная система Cognitive Agro Pilot для автономного комбайна на базе конволюционной нейронной сети глубокого обучения. Интеллектуальная система не использует GPS, принимая решения на основе информации, полученной из собственной системы компьютерного зрения — лазерных сканеров и стереокамер.

«C2-A2 — это искусственный мозг, снабженный крэдлом, универсальным устройством для быстрого подключения к различным транспортным средствам агротехнического назначения – комбайнам, тракторам, опрыскивателям и т.п.», — говорит президент Cognitive Technologies Ольга Ускова. Крэдл-приставка делает «мозг» портативным и позволяет переносить его с одной единицы сельхозтехники на другую. 

Компания планирует провести промышленные испытания C2-A2 летом 2018 года в России и Бразилии. Предполагаемая конечная стоимость устройства составляет 3 тыс. долларов, что составляет около 1,5% от стоимости комбайна или 3% от стоимости трактора, отмечается в сообщении.

«Мы оцениваем объем рынка агродроидов в 94 млрд долларов и рассчитываем занять на нем не менее 15% в ближайшие 3-5 лет. Мировой парк только одних тракторов, готовых к когнитивной дроидизации, на сегодня составляет около 27 млн единиц», — заключает Ольга Ускова.

В 2017 году глава Cognitive Technologies сообщала, что к 2023-2024 году компания планирует разработать полностью беспилотный комбайн.

Cognitive Technologies представила ПО для интеллектуального сравнения текстов

19:36 / 9 октября, 2008
2008-10-09T19:36:08+04:00

Cognitive Text Analyzer проводит синтаксический, семантический и структурный разбор и анализ текста, устраняет синтаксические и семантические неоднозначности и выявляет порядка сотни характеристик, присущих данному тексту.

Компания Cognitive Technologies представила систему автоматического анализа и сравнения текстов. Принцип работы Cognitive Text Analyzer состоит в следующем. В систему вводится исследуемый текст. Далее, Cognitive Text Analyzer проводит синтаксический, семантический и структурный разбор и анализ текста, устраняет синтаксические и семантические неоднозначности и выявляет порядка сотни характеристик, присущих данному тексту. Точное количество характеристик зависит от объема текста и разнообразия конструкций, встречающихся внутри него. Скорость разбора текста на современном офисном компьютере составляет 450-500 страниц текста в минуту.

По словам разработчиков, при разработке систем сравнения текстов необходимо исходить из того, что текст каждого автора уникален. Как рисунок отпечатков пальцев уникален для каждого человека, так и у каждого автора существует свой собственный стиль. Один автор использует больше глаголов, другой, больше существительных или прилагательных. Кто-то пишет только о природе. Кто-то о войне. У кого-то есть свои излюбленные обороты или другие литературные приемы и схемы, характеризующиеся конкретными структурными связями.

«Если о принадлежности отпечатков пальцев конкретному человеку говорят методы дактилоскопии, то принадлежность текста конкретному автору можно определить с высокой точностью с помощью представляемой сегодня Cognitive Text Analyzer. Однако, при решении задачи анализа текстов необходимо принимать во внимание факт, что стиль (впрочем, как и линии руки) может со временем меняться», — говорят в компании.

Элементы технологии анализа созданы в рамках реализации крупных проектов, а также программы исследований и разработок, ведущихся в компании.

В пресс-службе Cognitive говорят, что в отличие от существующих систем проверки на плагиат, использующих признаки, которые можно рассчитать вручную (например, среднее количество слов в предложении, среднее число прилагательных и т.п.), Cognitive Text Analyzer учитывает не только и не столько грамматические категории, выделенные в тексте, сколько структурные связи, подчиненность одних конструкций другим в рамках предложения. Выделенные связи инвариантны к перестановке абзацев и предложений внутри текста, контекстной замене слов.

«Как показали исследования, эти характеристики демонстрируют высокую статистическую устойчивость в применении к произведениям конкретного автора. Это позволяет сравнивать текстовые произведения, получать количественные оценки их близости и с высокой статистической достоверностью судить о принадлежности перу того или иного автора. Например, если в басне И.Крылова «Ворона и лисица» заменить «ворону» на «корову», «лисицу» на «синицу», а «сыр» на «сервелат», то Cognitive Text Analyzer, несмотря на это с высокой долей вероятности подтвердит близость измененного текста к оригиналу. Аналогичная оценка будет и в случае, если в тексте переставить местами абзацы», — отмечают в компании.


Цифровой апокалипсис неизбежен — подписывайтесь на наш канал и будьте готовы к нему!


Федеральная служба безопасности разорвала отношения с компанией Cognitive Technologies, известным разработчиком систем распознавания и автономного вождения. Ранее у фирмы возникли проблемы с КамАЗом и Сбербанком.

У технарей спецслужбы буксует распознавание

Иск к ООО «Когнитивные технологии» подавала войсковая часть № 68240, она входит в структуру ФСБ и давно занимается техническими разработками. 21 апреля Арбитражный суд Москвы удовлетворил иск, но содержание решения суда засекречено – гостайна («Судебный акт принят в закрытом судебном заседании»). Доподлинно известна лишь категория иска – «о неисполнении или ненадлежащем исполнении обязательств по договорам подряда». «Когнитивные технологии» входили в число подрядчиков на создание IT-продуктов для спецслужбы.

Ещё в 2006 году фирма получила от силового ведомства пять лицензий на работы, связанные с гостайной и конфиденциальной информацией. В конце нулевых годов в ФСБ в рамках борьбы с терроризмом увлеклись технологиями идентификации человека по физическим и поведенческим чертам. Проекты предполагали создание отечественных мультибиометрических комплексов – систем, позволяющих видеокамере в режиме реального времени выхватить лицо человека в толпе и определить, является ли он преступником. В правительственной комиссии по модернизации и технологическому развитию экономики России даже появилась профильная группа под руководством Андрея Фурсенко.

Систему видеоаналитики с передачей информации в спецслужбы планировали внедрить на вокзалах, в аэропортах и общественном транспорте. К настоящему времени такие системы созданы (NtechLab), но к заслугам Cognitive Technologies это не относится.

Впрочем, задачи тогда формулировались шире. Войсковая часть № 68240, будучи оперативно-техническим управлением ФСБ, отвечает за прослушку и прочие подобные разработки. В 2010 году она объявила конкурс на создание «автоматизированного атласа национальных языков России». Силовикам понадобился софт для определения языка, на котором говорит интересующий их человек. Работу системы распознавания требовалось продемонстрировать на примере шести языков Северного Кавказа: аварского, ингушского, кабардино-черкесского, карачаевского, балкарского и даргинского. В 2011 году часть начала искать сходство в разных изображениях и видеозаписях.

В 2012-м подразделение выделило 77,9 млн рублей на программные «криминалистические фотопортретные исследования», систему поиска похожих моделей автомобилей по видеозаписям и другое ПО. Работы шли на протяжении 2010-х годов. Среди последних по времени тендеров – разработка узла цифровой обработки изображений, «полученных с применением нестандартных методов формирования и регистрации оптического изображения», и закупка «комплекса для работы с очевидцем по составлению композиционного портрета». Тендеры подведомственной структуры проходили по закрытой процедуре, без объявления победителей.

«Когнитивные технологии» сотрудничали и с другими подразделениями спецслужбы. В 2009 году для Проектного института ФСБ айтишники разработали систему «Евфрат-Документооборот», аналоги которой позже использовались в госучреждениях и банках. Также в 2015–2017 годах фирма создавала софт для войсковой части № 43753 – центра защиты информации и спецсвязи ФСБ. Структура занимается лицензированием криптографического оборудования и, в частности, помогает ЦИК передавать данные об итогах голосований по защищённым каналам связи.

В Cognitive Technologies отказались делиться подробностями судебных разбирательств с подразделением ФСБ.

– Заседание суда было закрытым. Мы это никак не комментируем, – сказал «Октагону» вице-президент и совладелец «Когнитивных технологий» Николай Никольский.

Собеседник заявил, что фирма никогда не занималась темой распознавания лиц, а сейчас её основное направление – создание искусственного интеллекта для транспортных средств.

– В прошлом году мы открыли фабрику в Томске по производству начинки для беспилотных транспортных средств, – добавил Никольский.

Команда Усковой теряет господряды

Судебные разбирательства с ФСБ кажутся очередным неудачным проектом компании Ольги Усковой (ей принадлежит 20 процентов, по 10 процентов – у Олега Славина, упомянутого выше Никольского, Дмитрия Богданова, Дмитрия Соловьёва, Василия Постникова, Владимира и Михаила Арлазаровых). Два года назад они не смогли выпустить серию беспилотных грузовиков для КамАЗа, хотя на эту программу Минобрнауки выделило около 300 млн рублей, а сам автогигант – около 90 млн. В Набережных Челнах решили создавать тягачи без водителей самостоятельно.

«КамАЗ принял все наши работы, и никаких претензий к нам нет. А то, что проект не пошёл дальше, – это проблемы самого КамАЗа. Нам неизвестно, почему они не запустили серию таких грузовиков».

Николай Никольский | вице-президент и совладелец «Когнитивных технологий»
Николай Никольский
вице-президент и совладелец «Когнитивных технологий»

Внешне неудачным пока что выглядит и сотрудничество со Сбером: в феврале 2021 года сообщалось, что совместное предприятие «Когнитивных технологий» и Сбербанка – Cognitive Pilot (ООО «Когнитив Роботикс») – заморозило проект беспилотных машин. Более того, у финкорпорации теперь имеется собственное подразделение по выпуску таких транспортных средств – SberAutoTech . В него входят зарегистрированное в марте 2021 года ООО «Сберавтотех» и ООО «Сберавтотех Инжиниринг» (бывший «Ё-инжиниринг»), которые на 100 процентов контролируются Сбербанком. Убытки Cognitive Pilot, по данным сервиса «Контур.Фокус» за 2020 год, составляют 185,6 млн рублей.

В пресс-службе Cognitive Pilot «Октагону» заявили, что компания является частью экосистемы Сбера:

– Со Сбером никаких трудностей нет. Мы входим в экосистему Сбера и активно развиваем два наших направления – автономное управление в агро и на ж/д. Эти два направления – основной фокус. Решения активно продаём сейчас.

Согласно данным «Контур.Фокус», по итогам 2020 года чистый убыток «Когнитивных технологий» составил 5,8 млн рублей. Контракты у госведомств IT-компания получала во многом благодаря деятельности Андрея Черногорова – теперешнего гендиректора фирмы, а в 2015 году – ответственного секретаря комиссии по науке и наукоёмким технологиям в Госдуме РФ. Он специалист по госзаказу: ранее входил в руководство различных цифровых площадок для размещения тендеров. Именно при его активном участии в апреле 2015 года парламент принял законопроект, ограничивающий закупки иностранного ПО для госорганов (Черногоров был ответсеком думской комиссии по развитию стратегических информационных систем). Немаловажно, что Черногоров – сын Усковой, сообщало издание TAdviser.

Андрей Черногоров, Ольга Ускова и Герман Греф (слева направо в первом ряду) на демонстрации беспилотного комбайна с системой управления компании Cognitive Agro PilotАндрей Черногоров, Ольга Ускова и Герман Греф (слева направо в первом ряду) на демонстрации беспилотного комбайна с системой управления компании Cognitive Agro PilotФото: Валерий Матыцин/ТАСС

Ольга Ускова работает в IT-секторе с конца 1980-х годов. С 2000-х она является активным лоббистом отечественных (в частности своих) программных разработок, занимает пост главы Национальной ассоциации инноваций и развития информационных технологий (НАИРИТ). Основной её актив – АО «Когнитив» (сайт cognitive.ru; главное юрлицо группы Cognitive Technologies), где Усковой принадлежат 100 процентов, по данным БД «Спарк» и «Контур.Фокус». Выручка «Когнитива» за 2020 год составляет 210,2 млн рублей, чистая прибыль – 76 млн рублей.

Добавим, войсковая часть № 68240 регулярно подаёт в суд на компании и вузы, которые не могут выполнить условия контракта. В 2020 году это были МГТУ им. Н. Э. Баумана, АО «Конструкторское бюро приборостроения им. академика А. Г. Шипунова», ООО «Микроприбор» и другие организации.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Компания когнитивные технологии официальный сайт
  • Компания которая убирает квартиры как называется
  • Компания кронштадт беспилотники официальный сайт
  • Компания линкс автозапчасти страна производитель
  • Компания магнит по вывозу мусора в омске телефон