Компания когда то получившая кредит от банка теперь ничего ему уже не должна


С этим файлом связано 1 файл(ов). Среди них: Криптографические средства.doc.
Показать все связанные файлы


Подборка по базе: гигиена реферат 2.docx, И реферат.docx, Готовый реферат_Александр_27.12.2022.docx, Уголовный процесс ч2 реферат Сабурова А.Р..rtf, Казакова реферат (копия) 1 (копия) (копия).docx, Темы рефератов.docx, Темы рефератов по дисциплине ЭБ в системе ЭН.pdf, Практикум по уголовному праву Реферат 3.docx, 1.1. ПАРАДОКСЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ НАУКИ..docx, история реферат.docx


Автономная некоммерческая образовательная организация высшего образования «Сибирский институт бизнеса и информационных технологий»

РЕФЕРАТ

Дисциплина: Логика

Тема: Антиномии, софизмы, парадоксы.

Омск 2021

ВВЕДЕНИЕ 3
1. АНТИНОМИИ 4
2. СОФИЗМЫ 6
3. ПАРАДОКСЫ 13
3.1.Что такое парадокс 13
3.2. Парадокс лжеца 14
3.3.Три неразрешимых спора 16
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 21
СПИСОК ЛИТЕРЕРАТУРЫ 23

СОДЕРЖАНИЕ

          ВВЕДЕНИЕ

Логика — особая наука о мышлении. Она возникла еще в античности. История логики насчитывает  около двух с половиной тысяч лет. Раньше логики возникли, пожалуй, только математика, философия и теория аргументации, называвшаяся в древности «риторикой».

Позднее вслед за И. Кантом, попытавшимся создать содержательную

(«трансцендентальную», как он говорил)  логику, дополняющую восходящую

еще к Платону и Аристотелю логику, эта старая логика стала называться также формальной логикой.

Основной задачей логики является отделение правильных способов

умозаключения (вывода) от неправильных. Правильные выводы называются

также обоснованными, последовательными, или логичными.

Основной принцип логики был  в ясной форме сформулирован  еще

Аристотелем, и поэтому его принято  считать основателем логики как науки.

В данной работе мы рассмотрим значение терминов, которые используются в логике: Антиномии, софизмы, парадоксы.

           1. АНТИНОМИИ

Антиномия — наиболее резкая форма парадокса. Противоречие, образуемое двумя суждениями (умозаключениями, законами), каждое из которых признается истинным. (греч. antinomia— противоречие в законе) — появление в ходе рассуждений двух противоречащих, но представляющихся одинаково обоснованными суждений. Понятие “Антиномия” возникло в античности (Платон, Аристотель); в древнегреческой философии в смысле Антиномии чаще употреблялся термин “апория”; тогда же были сформулированы некоторые антиномии, относимые ныне к семантическим (“Лжец”). Много внимания формулировке и анализу антиномий уделяли схоластические логики. Кант использовал понятие “Антиномия” в попытках оправдания основного тезиса своей философии, согласно которому разум не может выйти за пределы чувственного опыта и познать “вещи в себе”. По учению Канта, такого рода попытки приводят разум к противоречиям, т. к. делают возможным обоснование как утверждения (тезиса), так и отрицания (антитезиса) каждой из следующих “антиномий чистого разума”:

1. Мир конечен — мир бесконечен.

2. Каждая сложная субстанция состоит из простых частей — не существует ничего простого.

3. В мире существует свобода — в мире не существует свободы, но господствует только причинность.

4. Существует первопричина мира (бог) — не существует первопричины мира.

Гегель отметил важное  значение кантовских антиномий как диалектического элемента его взглядов. Антиномии, т. е. противоречия, утверждал он, существуют “во всех предметах всякого рода, во всех представлениях, понятиях и идеях”. Антиномии Канта не являются антиномиями в смысле современной формальной логики, так как обоснование и тезиса и антитезиса в них не поддается выражению в формально-логическом виде.

В конце 19 — начале 20 в. в логике и математике (Множеств теория) был обнаружен ряд антиномий в подлинном смысле слова, что явилось одной из причин активизации исследований по основаниям логики и математики. Антиномии обычно подразделяют на собственно логические и семантические (Семантические антиномии, Парадоксы). Появление антиномий не есть результат субъективной ошибки: оно связано с диалектическим характером процесса познания, в частности с противоречием между формой и содержанием. А возникает в рамках некоторой быть может, явно не фиксируемой, но всегда фактически предполагаемой формализации процесса рассуждения; она свидетельствует об ограниченности этой формализации и выдвигает задачу ее перестройки. Разрешение антиномий означает введение новой, более полной формализации, лучше соответствующей отображаемому содержанию. Из познания невозможно раз и навсегда исключить антиномии; вместе с тем для каждой антиномии возможно ее исключение посредством соответствующего изменения того способа формализации, в рамках которого она появилась.

Разработанные в настоящее время различные способы исключения антиномий  позволяют глубже характеризовать диалектику познания и роль в нем логической формализации. За возникающей в процессе познания объективной действительности антиномии часто скрываются реальные диалектические противоречия вещей, воспроизведение которых в соответствующих понятиях позволяет глубже постигать объективную истину.

  2. СОФИЗМЫ

Софизм представляет собой рассуждение, кажущееся правильным, но  содержащее скрытую логическую ошибку и служащее для придания видимости истинности ложному заключению.

Софизм является особым приемом  интеллектуального мошенничества,

попыткой выдать ложь за истину и  тем самым ввести в заблуждение.

Отсюда «софист» в дурном значении — это человек, готовый с помощью

любых, в том числе недозволенных  приемов, отстаивать свои убеждения,

не считаясь с тем, верны они  на самом деле или нет.

Софизмы известны еще с античности, тогда они использовались для

обоснования заведомых нелепостей, абсурда или парадоксальных положений, противоречащих общепринятым представлениям.

Софизмы, ставшие знаменитыми еще  в древности: «Что ты не терял,

то имеешь; рога ты не терял; значит, у тебя есть рога», «Сидящий встал; кто встал, тот стоит; следовательно, сидящий стоит», «Этот пес твой; он отец; значит, он твой отец», «А когда  говорят: „камни, бревна, железо“, то ведь это — молчащие, а говорят».

Нетрудно заметить, что в софизме «рогатый» обыгрывается двусмысленность выражения «то, что не терял». Иногда оно означает «то,

что имел и не потерял», а иногда просто «то, что не потерял, независимо от  того, имел или нет». В посылке  «Что ты не терял, то имеешь», оборот «то, что ты не терял» должен означать «то, что ты имел и не потерял», иначе эта посылка окажется ложной. Но во второй посылке это значение уже не проходит: высказывание «рога  — это то, что ты имел и не потерял» является ложным.

Софизмы, использующие современный  материал: «Одна и та же вещь  не может иметь какое-то свойство и не иметь его. Собственность предполагает  самостоятельность, заинтересованность и ответственность.

Заинтересованность — это, очевидно, не ответственность, а ответственность

— не самостоятельность. Получается вопреки сказанному вначале,

что собственность включает самостоятельность  и несамостоятельность,

ответственность и безответственность»; «Компания, получившая когда-то кредит от банка, теперь ничего ему уже не должна, так как она  стала иной: в ее правлении не осталось никого из тех, кто просил кредит». Все эти и подобные им софизмы  являются логически неправильными рассуждениями, выдаваемыми за правильные.

Софизмы используют многозначность слов обычного языка, сокращения, метафоры и т. д. Нередко софизм основывается на таких  логических ошибках, как подмена тезиса доказательства, несоблюдение правил логического вывода, принятие ложных посылок за истинные и т. п. Говоря о мнимой убедительности софизмов, древнеримский философ  Сенека сравнивал их с искусством фокусников: мы не можем сказать, как совершаются им манипуляции, хотя твердо знаем, что все делается совсем не так, как нам кажется. Френсис Бэкон сравнивал того, кто прибегает к  софизмам, с лисой, которая хорошо петляет, а того, кто раскрывает софизмы-с гончей, умеющей распутывать следы.

Вопрос о софизмах не является, однако, таким простым, каким он

представляется с первого взгляда. Обычно софизмы являются интеллектуальным мошенничеством, заслуживающим осуждения. Бывают

вместе с тем случаи, когда  софизм оказывается своеобразной формой

постановки глубоких, но еще не вполне ясных проблем. В этих ситуациях

анализ софизма не может быть завершен раскрытием логической или

фактической ошибки, допущенной в  нем, так как это самая простая  часть

дела. Сложнее уяснить проблемы, стоящие за софизмом, и тем самым

раскрыть источник недоумения и  беспокойства, вызываемого им, и  объяснить, что придает ему видимость убедительного  рассуждения. Эту  сторону дела лучше всего пояснить на примере софизмов, формулированных еще в древности.

Софизмы существуют и обсуждаются  более двух тысячелетий, причем

острота их обсуждения не снижается  с годами. Если софизмы — всего

лишь хитрости и словесные уловки, «разоблаченные» еще Аристотелем, то их долгая история и устойчивый интерес к ним непонятны. Имеются конечно случаи и возможно, нередкие, когда ошибки в рассуждении используются с намерением ввести кого-то в заблуждение. Но это явно не относится к  большинству древних софизмов. Когда были сформулированы первые софизмы, о правилах логики ничего не было известно. Говорить в этой ситуации об умышленном нарушении законов и правил логики можно только с натяжкой. Ведь несерьезно предполагать, что с помощью софизма «рогаты»можно убедить человека, что он рогат. Сомнительно также, что с помощью софизма «лысый» кто то надеялся убедить окружающих, что лысых людей 

нет. Невероятно, что софистическое рассуждение  способно заставить кого-то поверить, что его отец — пес. Речь здесь, очевидно, идет не о «рогатых», «лысых», а о чем-то совершенно ином и более  значительном. Поэтому, чтобы подчеркнуть это обстоятельство, софизм формулируется так, что его заключение является заведомо ложным, прямо  и резко противоречащим фактам.

Возникновение софизмов обычно связывается  с философией софистов

(Древняя Греция, V–IV вв. до н.э.), которая их обосновывала и  оправдывала.

Однако софизмы существовали задолго  до философов-софистов, а наиболее известные и интересные были сформулированы позднее в сложившихся под влиянием Сократа  философских школах. Термин «софизм» впервые ввел Аристотель, охарактеризовавший софистику как мнимую, а не действительную мудрость. К софизмам им были отнесены и апории Зенона, направленные против движения и множественности вещей, и рассуждения собственно софистов, и все те софизмы, которые открывались в других философских  школах. Это говорит о том, что  софизмы не были изобретением одних софистов, а являлись скорее чем-то обычным для многих школ античной философии.

Характерно, что для широкой  публики софистами были также  Сократ,

Платон и сам Аристотель. Не случайно Аристофан в комедии «Облака» представил Сократа типичным софистом. В ряде диалогов Платона

человеком, старающимся запутать своего противника тонкими вопросами,

софистом выглядит иногда в большей  мере Сократ, чем Протагор. Широкую распространенность софизмов в Древней Греции можно понять, только предположив, что они  как-то выражали дух своего времени и являлись одной из особенностей античного стиля мышления.

Очень многие софизмы выглядят как  лишенная смысла и цели игра с языком; игра, опирающаяся на многозначность языковых выражений, их неполноту, недосказанность, зависимость  их значений от контекста. Эти софизмы кажутся особенно наивными и несерьезными. Взять к примеру, доказательство того, что глаза не нужны для зрения, поскольку, закрыв любой из них, мы продолжаем видеть. Или такое рассуждение: «Тот, кто  лжет, говорит о деле, о котором идет речь, или не говорит о  нем; если он говорит о деле, он не лжет; если он не говорит о деле, говорит  о чем-то несуществующем, а о нем  невозможно ни мыслить, ни говорить». Эту игру понятиями Платон представлял просто как смешное злоупотребление языком и сам, придумывая софизмы, показывал софистам, насколько легко  подражать их искусству играть словами. Но нет ли здесь и второго, более глубокого и серьезного плана? Не вытекает ли отсюда интересная для  логики мораль? И, как это ни кажется поначалу странным, такой план здесь определенно есть и такую мораль, несомненно можно извлечь. Нужно  только помнить, что эти и подобные им рассуждения велись очень давно. Так

давно, что не было даже намеков  на существование особой науки о доказательстве и опровержении, не были открыты ни законы логики, ни сама

идея таких законов.

Софистические игры и шутки, несерьезность  и увертливость в споре,

склонность отстаивать самое нелепое  положение и с одинаковой легкостью

говорить «за» и «против» любого тезиса, словесная эквилибристика,

являющаяся вызовом как обычному употреблению языка, так и здравому

смыслу, — все это только поверхность, за которой скрывается глубокое  и серьезное содержание. Оно не осознавалось ни самими софистами, ни их противниками, включая  Платона и Аристотеля, но оно очевидно сейчас. В софистике угас интерес к вопросу, как устроен мир, но осталась та же мощь абстрагирующей деятельности, какая была у предшествующих философов. И одним из объектов этой деятельности стал язык. В софистических рассуждениях он подвергается всестороннему испытанию, осматривается, ощупывается, переворачивается с ног на голову и т. д. Это испытание языка действительно  напоминает игру, нередко комичную и нелепую для стороннего наблюдателя, но в основе своей подобную играм подрастающих хищников, отрабатывающих в них приемы будущей охоты. В словесных упражнениях, какими были софистические рассуждения,

неосознанно отрабатывались первые, конечно, еще неловкие приемы логического анализа языка и  мышления. Обычно Аристотеля, создавшего первую последовательную этическую теорию, рисуют как прямого и  недвусмысленного противника софистов во всех аспектах. В общем это верно. Однако в отношении логического анализа языка он был прямым продолжателем  начатого ими дела. И можно сказать, что, если бы не было Сократа и софистов, не создалось бы почвы для научного подвига создания логики.

Софисты придавали исключительное значение человеческому слову

и первыми не только подчеркнули, но и показали на деле его силу. Язык,

являвшийся до софистов только незаметным стеклом, через которое

рассматривается мир, со времени софистов впервые стал непрозрачным. Чтобы сделать его таким, а тем самым превратить его в объект исследования, необходимо было дерзко и грубо обращаться с устоявшимися и инстинктивными правилами его употребления. Превращение языка в серьезный предмет особого анализа, в объект систематического исследования было первым шагом в направлении создания науки логики. В обстановке, когда нет еще связной и принятой большинством исследователей теории, твердой в своем ядре и развитой в деталях, проблемы ставятся во многом в расчете  на будущую теорию. И они являются столь же расплывчатыми и неопределенными, как и те теоретические построения и сведения, в рамках которых они возникают. Эту особую форму выдвижения проблем можно  назвать парадоксальной, или софистической. Она подобна в своем существе тому способу, каким в античности поднимались первые проблемы, касающиеся языка и логики.

Отличительной особенностью софизма  является его двойственность,

наличие, помимо внешнего, еще и  определенного внутреннего содержания.

В этом он подобен символу и притче. Подобно притче, внешне софизм говорит  о хорошо известных вещах. При этом рассказ обычно строится так, чтобы поверхность не привлекала самостоятельного внимания и тем или  иным способом — чаще всего путем противоречия здравому смыслу —намекала на иное, лежащее в глубине содержание. Последнее, как  правило, неясно и многозначно. Оно содержит в неразвернутом виде, как бы в  зародыше, проблему до тех пор, пока софизм не помещен в достаточно широкий и глубокий контекст. Только в нем она обнаруживается в  сравнительно отчетливой форме. С изменением контекста и рассмотрением софизма под углом зрения иного теоретического построения обычно оказывается, что в том же софизме скрыта совершенно иная проблема.

В русских сказках встречается  мотив очень неопределенного  задания:

«Пойди туда, не знаю куда, принеси  то, не знаю что». Как это ни удивительно, но герой, отправляясь «неизвестно куда», находит именно то,

что нужно. Задача, которую ставит софизм, подобна этому заданию, хотя

и намного более определенна. В притче «Перед параболами» Ф. Кафка  пишет: «Слова мудрецов подобны параболам. Когда мудрец говорит: „Иди туда“, то он не имеет в виду, что ты должен перейти на другую сторону. Нет, он имеет в виду некое легендарное „Там“, нечто, чего мы не знаем, что и он сам не мог бы точнее обозначить». Это  точная характеристика софизма как

разновидности притчи. Нельзя только согласиться с Кафкой, что «все эти

параболы означают только одно —  непостижимое непостижимо». Содержание софизмов разностороннее и глубже, и оно, как показывает опыт их исследования, вполне постижимо.

В заключение обсуждения проблем, связанных  с софизмами, необходимо подчеркнуть, что не может быть и речи о реабилитации или каком-то оправдании тех рассуждений, которые  преследуют цель выдать ложь за истину, используя для этого  логические или семантические ошибки.

Речь идет только о том, что слово «софизм» имеет, кроме этого современного

и хорошо устоявшегося смысла, еще  и иной смысл. В этом другом смысле софизм представляет собой неизбежную на определенном этапе развития теоретического мышления форму постановки проблем.

Сходным образом и само слово «софист» означает не только «интеллектуального мошенника», но и философа, впервые задумавшегося над проблемами языка и логики. Все в истории повторяется, появляясь  в первый раз как трагедия, а во второй — как фарс. Перефразируя этот афоризм, можно сказать, что софизм, впервые выдвигающий некоторую  проблему, является, в сущности, трагедией недостаточно зрелого и недостаточно знающего ума, пытающегося как-то понять то, что он пока не способен выразить даже в форме вопроса. Софизм, вуалирующий известную и, возможно, уже решенную проблему, повторяющий тем самым то, что уже пройдено, является, конечно, фарсом.

  3. ПАРАДОКСЫ

3.1. Что такое парадокс

В широком смысле парадокс — это  положение, резко расходящееся

с общепринятыми, устоявшимися, «ортодоксальными» мнениями. Парадокс  в более узком и специальном значении — это два противоположных, несовместимых утверждения, для каждого из которых имеются кажущиеся  убедительными аргументы. Наиболее резкая форма парадокса — антиномия,  рассуждение, доказывающее эквивалентность двух утверждений, одно из которых является отрицанием другого.

Особой известностью пользуются парадоксы в самых строгих и точных науках — математике и логике. И это не случайно. Логика — абстрактная наука. В ней нет экспериментов, нет даже фактов в обычном смысле этого слова. Строя свои системы, логика исходит, в конечном счете, из анализа реального мышления. Но результаты этого анализа носят синтетический, нерасчлененный характер. Они не являются констатациями каких-либо отдельных процессов или событий, которые должна была бы объяснить теория. Такой анализ нельзя, очевидно, назвать наблюдением: наблюдается

всегда конкретное явление. Конструируя новую теорию, ученый обычно отправляется от фактов, от того, что можно наблюдать в опыте. Как бы ни была свободна его творческая фантазия, она должна считаться с одним непременным обстоятельством: теория имеет смысл только в том случае, когда она согласуется с относящимися к ней фактами. Теория, расходящаяся с фактами и наблюдениями, является надуманной и ценности не имеет. Но если в логике нет экспериментов, нет фактов и нет самого наблюдения,

то чем сдерживается логическая фантазия? Какие если не факты, то факторы  принимаются во внимание при создании новых логических теорий? Расхождение логической теории с практикой действительного мышления  нередко обнаруживается в форме более или менее острого логического парадокса, а иногда даже в форме логической антиномии, говорящей о внутренней противоречивости теории. Этим и объясняется то значение, которое придается парадоксам в логике, и то большое внимание, которым они в ней пользуются. Специальная литература на тему парадоксов практически неисчерпаема. Достаточно сказать, что только об одном из них — парадоксе лжеца — написано более тысячи работ. Внешне логические парадоксы, как правило, просты и даже наивны. Но в своей лукавой наивности они подобны старому колодцу: с виду лужица, а дна не достанешь. Большая группа парадоксов говорит о том круге вещей, к которому они сами относятся. Их особенно сложно отделить от утверждений, по виду парадоксальных, но на самом деле не ведущих к противоречию. Возьмем, к примеру, высказывание «Из всех правил имеются исключения». Само оно является, очевидно правилом. Значит, из него можно найти, по крайней мере, одно исключение. Но это означает, что существует правило, не имеющее ни одного исключения. Высказывание содержит ссылку на само себя и отрицает само себя. Есть ли здесь логический парадокс, замаскированное и утверждение, и отрицание одного и того же? Впрочем, ответить на этот вопрос довольно просто. Можно задуматься также над тем, не является ли внутренне непоследовательным мнение, будто всякое обобщение неверно, ведь само это мнение — обобщение. Или совет — никогда ничего не советовать? Или максима «Не верьте ничему!», относящаяся и к самой себе?

Древнегреческий поэт Агафон как-то заметил: «Весьма правдоподобно,

что совершается много неправдоподобного». Не оказывается ли

здесь правдоподобное наблюдение поэта само неправдоподобным событием.

 3.2. Парадокс лжеца

Парадоксы не всегда легко отделить от того, что только напоминает их.

Еще труднее сказать, откуда возник парадокс, чем не устраивают нас  самые

естественные, казалось бы, допущения и многократно проверенные

способы рассуждения.

С особой выразительностью это показывает один из наиболее древних

и пожалуй, самый знаменитый из логических парадоксов — парадокс лжеца. Он относится к выражениям, говорящим о самих себе. Открыл его Евбулид из Милета, придумавший многие интересные, до сих пор вызывающие полемику задачи. Но подлинную  славу Евбулиду принес именно парадокс лжеца. В простейшем варианте этого парадокса  человек произносит всего

одну фразу: «Я лгу». Или говорит: «Высказывание, которое я сейчас произношу, является ложным». Или: «Это высказывание ложно». Если  высказывание ложно, то говорящий сказал правду и значит, сказанное им не является ложью. Если же высказывание не является ложным, а говорящий утверждает, что оно ложно, то это его высказывание ложно. Оказывается, таким образом, что, если говорящий лжет, он говорит правду, и наоборот.

В Средние века распространенной была такая формулировка: «Сказанное Платоном — ложно, говорит Сократ. — То, что сказал Сократ, —

истина, говорит Платон». Возникает вопрос, кто из них высказывает  истину, а кто — ложь? А вот современная перефразировка данного парадокса. Допустим, что на лицевой стороне карточки написаны только слова: «На другой стороне этой карточки написано истинное высказывание». Ясно, что эти слова представляют собой осмысленное  утверждение. Перевернув карточку, мы должны либо обнаружить обещанное, либо нет. Если высказывание написано на обороте, то оно является либо истинным, либо нет. Однако на обороте стоят слова: «На  другой стороне этой карточки написано ложное высказывание» — и  ничего более. Допустим, что утверждение на лицевой стороне истинно. Тогда утверждение на обороте должно быть истинным, и, значит, утверждение на лицевой стороне должно быть ложным. Но если утверждение с лицевой  стороны ложно, тогда утверждение на обороте также должно быть ложным, и, следовательно, утверждение на лицевой стороне должно быть истинным. В итоге парадокс.

Парадокс лжеца произвел громадное  впечатление на греков. И легко

понять почему. Вопрос, который  в нем ставится, с первого взгляда кажется

совсем простым: лжет ли тот, кто говорит только то, что он лжет? Но ответ «да» приводит к ответу «нет», и наоборот. И размышление ничуть не проясняет ситуацию. За простотой  и даже обыденностью вопроса оно открывает какую-то неясную и неизмеримую  глубину. Ходит даже легенда, что некий Филит Косский, отчаявшись разрешить этот парадокс, покончил с собой. Говорят, что один из известных древнегреческих логиков, Диодор Крон, уже на склоне лет дал обет не принимать пищу до тех пор, пока не найдет решение «лжеца», и вскоре умер, так ничего и не добившись. В средние века этот парадокс был отнесен к так называемым неразрешимым  предложениям и сделался объектом систематического анализа. В новое время «лжец» долго не привлекал никакого внимания. За ним не видели никаких, даже малозначительных затруднений, касающихся употребления языка. И только в наше так называемое новейшее время развитие логики достигло наконец уровня, когда проблемы, стоящие за этим парадоксом, стало возможным формулировать уже в строгих терминах.

Теперь «лжец» нередко именуется «королем логических парадоксов». Ему посвящена обширная научная литература. И тем не менее, как и в случае многих других парадоксов, остается не вполне ясным, какие именно проблемы скрываются за ним и как следует избавляться от него.

 3.3. Три неразрешимых спора

В основе другого знаменитого парадокса лежит небольшое  происшествие, случившееся две с лишним тысячи лет назад и не забытое

до сих пор.

У знаменитого софиста Протагора, жившего в V в. до новой эры, был ученик по имени Еватл, обучавшийся праву. По заключенному между ними  договору Еватл должен был заплатить за обучение лишь в том случае, если выиграет свой первый судебный процесс. Если же он этот процесс проиграет, то вообще не обязан платить. Однако, закончив обучение, Еватл не стал участвовать в процессах. Это длилось довольно долго, терпение учителя  иссякло, и  он подал на своего ученика в суд. Таким образом, для Еватла это был первый процесс; от него ему уже не удалось бы отвертеться. Свое требование Протагор обосновал так: «Каким бы ни было решение суда, Еватл должен будет заплатить мне. Он либо выиграет этот свой первый процесс, либо проиграет. Если выиграет, то заплатит в силу нашего договора. Если проиграет, то заплатит согласно решению суда». Судя по всему, Еватл был способным учеником, поскольку он ответил Протагору: «Действительно, я либо выиграю процесс, либо проиграю его. Если выиграю, решение суда освободит  меня от обязанности платить. Если решение суда будет не в  мою пользу, значит, я проиграл свой первый процесс и не заплачу  в силу нашего договора». Озадаченный таким оборотом дела, Протагор посвятил этому спору с Еватлом особое сочинение «Тяжба о плате». К сожалению, оно, как и большая часть написанного Протагором, не дошло до нас. Тем не

менее нужно отдать должное Протагору, сразу почувствовавшему за

простым судебным казусом проблему, заслуживающую специального

исследования.

Немецкий философ Г. В. Лейбниц, юрист по образованию, также  отнесся к этому спору всерьез. В своей  докторской диссертации  «Исследование запутанных казусах в праве» он пытался показать, что все  случаи, даже самые запутанные, подобно тяжбе Протагора и Еватла, должны

находить правильное разрешение на основе здравого смысла. По мысли Лейбница, суд должен отказать Протагору  за несвоевременностью предъявления иска, но оставить, однако, за ним право потребовать уплаты

денег Еватлом позже, а именно после первого выигранного им процесса.

Было предложено много других решений  данного парадокса. Ссылались, в частности, на то, что  решение суда должно иметь большую силу, чем частная договоренность двух лиц. На это можно ответить, что не будь этой договоренности, какой  бы незначительной она ни казалась, не было бы ни суда, ни его решения. Ведь суд должен вынести свое решение именно по ее поводу и на ее основе. Обращались также к общему принципу, что всякий труд, а значит и труд Протагора, должен быть оплачен. Но ведь известно, что этот принцип всегда имел исключения, тем более в рабовладельческом  обществе. К тому же он просто неприложим к конкретной ситуации спора:

ведь Протагор, гарантируя высокий уровень обучения, сам отказывался

принимать плату в случае неудачи в первом процессе своего ученика.

Иногда рассуждают так. И Протагор и Еватл — оба правы частично,

и ни один из них в целом. Каждый из них учитывает только половину возможностей, выгодную для себя. Полное или всестороннее рассмотрение открывает четыре возможности, из которых только половина выгодна для одного из спорящих. Какая из этих возможностей реализуется, это решит не логика, а жизнь. Если приговор судей будет иметь большую силу, чем договор, Еватл должен будет платить, только если проиграет процесс, то есть в силу решения суда. Если же частная договоренность будет ставиться выше, чем решение судей, то Протагор получит плату только в случае проигрыша процесса Еватлу, то есть в силу договора с Протагором. Эта апелляция к «жизни» окончательно все запутывает.

Чем, если не логикой, могут руководствоваться судьи в условиях, когда все относящиеся к делу обстоятельства совершенно ясны? И что это будет за «руководство», если Протагор, претендующей на оплату через суд, добьется

ее, лишь проиграв процесс? Впрочем, и решение Лейбница, кажущееся  поначалу  убедительным, только немногим лучший совет суду, чем неясное  противопоставление «логики» и «жизни». В сущности, Лейбниц предлагает изменить задним числом формулировку договора и  оговорить, что первым

с участием Еватла судебным процессом, исход которого решит вопрос об оплате, не должен быть суд по иску Протагора. Мысль глубокая, но не имеющая отношения к конкретному суду. Если бы в исходной договоренности была такая оговорка, необходимость в судебном разбирательстве вообще бы не возникла. Если под решением данного  затруднения  понимать ответ на вопрос, должен Еватл платить Протагору или нет, то все эти, как и все другие мыслимые решения, являются, конечно несостоятельными. Они представляют собой не более чем уход от существа спора, являются, так сказать, уловками и хитростями в безвыходной и неразрешимой ситуации, так как ни здравый смысл, ни какие-то общие  принципы, касающиеся социальных отношений, не способны разрешить спор.

Невозможно выполнить вместе договор  в его первоначальной форме

и решение суда, каким бы последнее  ни было. Для доказательства этого

достаточно простых средств  логики. С помощью этих же средств  можно также показать, что договор, несмотря на его вполне невинный внешний вид, внутренне противоречив. Он требует  реализации логически невозможного положения: Еватл должен одновременно и уплатить за обучение и вместе с тем не платить.

В Древней Греции пользовался большой  популярностью рассказ

о крокодиле и матери.

«Крокодил выхватил у женщины, стоявшей на берегу реки, ребенка. На ее мольбу вернуть ребенка  крокодил, пролив, как всегда, крокодилову слезу, ответил:

— Твое несчастье растрогало меня, и я дам тебе шанс получить назад ребенка. Угадай, отдам я его  тебе или нет. Если ответишь правильно, я верну ребенка. Если не угадаешь, я его не отдам. Подумав, мать ответила:

— Ты не отдашь мне ребенка.

— Ты его не получишь, — заключил крокодил. — Ты сказала либо правду, либо неправду. Если то, что  я не отдам ребенка, — правда, я не отдам его,

так как иначе сказанное  не будет правдой. Если сказанное  —неправда, значит, ты не угадала, и  я не отдам ребенка по уговору.

Однако матери это рассуждение  не показалось убедительным.

— Но ведь если я сказала правду, то ты отдашь мне ребенка, как мы и договорились. Если же я не угадала, что ты отдашь ребенка, то ты должен мне его отдать, иначе сказанное мною не будет неправдой».

Кто прав: мать или крокодил? К чему обязывает крокодила данное им обещание? К тому, чтобы отдать ребенка, или, напротив, чтобы не отдавать его?

И к тому и к другому одновременно. Это обещание внутренне противоречиво

и, таким образом, невыполнимо в  силу законов логики.

   ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Никакого исчерпывающего перечня  логических парадоксов

не существует, да он и невозможен. Рассмотренные парадоксы — это  только часть из всех обнаруженных к настоящему времени. Вполне вероятно, что в будущем будут открыты и многие другие и даже совершенно новые их типы. Само понятие парадокса не является настолько определенным, чтобы удалось составить список хотя бы уже известных парадоксов.

Необходимым признаком логических парадоксов считается логический

словарь. Парадоксы, относимые к логическим, должны быть сформулированы в логических терминах. Однако в логике нет четких критериев деления терминов на логические и в нелогические. Логика, занимающаяся правильностью рассуждений, стремится свести понятия, от которых зависит правильность практически применяемых выводов, к минимуму. Но этот минимум не предопределен однозначно. Кроме того, в логических терминах можно сформулировать и в нелогические утверждения. Использует ли конкретный парадокс только чисто логические посылки, далеко не всегда удается определить однозначно.

Логические парадоксы не отделяются жестко от всех иных парадоксов,

подобно тому, как последние не отграничиваются ясно от всего не парадоксального и согласующегося с господствующими представлениями. На первых порах изучения логических парадоксов казалось, что их можно выделить по нарушению некоторого, еще не исследованного правила логики. Особенно активно претендовал  на роль такого правила введенный Расселом «принцип порочного круга». Этот принцип утверждает, что совокупность объектов не может содержать членов, определимых только  посредством этой же совокупности. Все парадоксы имеют одно общее  свойство — самоприменимость, или циркулярность. В каждом из них объект, о котором идет речь, характеризуется посредством некоторой совокупности объектов, к которой он сам принадлежит. Если мы выделяем, например, человека как самого хитрого в классе, мы делаем это при помощи совокупности людей, к которой относится и данный человек (при  помощи «его класса»). И если мы говорим: «Это высказывание ложно», мы характеризуем интересующее нас высказывание путем ссылки на включающую его совокупность всех ложных высказываний.

Во всех парадоксах имеет место самоприменимость, а значит, есть как

бы движение по кругу, приводящее в конце концов к исходному пункту.

Стремясь охарактеризовать интересующий нас объект, мы обращаемся к той совокупности объектов, которая включает его. Однако оказывается, что сама она для своей определенности нуждается в рассматриваемом объекте и не может быть ясным  образом понята без него. В этом круге, возможно, и кроется источник парадоксов.

               СПИСОК ЛИТРАТУРЫ

1. Философский энциклопедический словарь / ред. кол.: Л.Ф. Ильичев, П.Н. Федосеев, С.М. Ковалев, В.Г. Панов. М.: Сов. энциклопедия, 1983. 840 с. 

2. Челпанов В.Г. Учебник логики. М.: Научная библио­тека, 2010. 128 с

3. Ивин А.А. Логика: учеб. пособие для студентов вузов. М.: ООО «Издательство Оникс»; ООО Издательство «Мир и Образование», 2008. 336с.

4.  Берков, В. Ф. Логика. Учебное пособие / В.Ф. Берков. — М.: ТетраСистемс, 2014. — 208 c.

5. Кузнецов В. Г., Егоров Ю. Д. Логика. Основы рассуждения и научного анализа. Учебное пособие. М: Инфра-М, 2018. 290 с.

6. Ивин А.А. Искусство правильно мыслить. М.: Просвещение, 2011.

7. Коваль С. От развлечения к знаниям / Пер. О. Унгурян. Варшава: Начно-техническое изд-во, 2012.

8. Ирина Радунская. / Крушение парадоксов — М.: Молодая Гвардия, 2019. — 224 c.

Кредитные платежи — один из основных источников дохода для банка. Поэтому долги у заемщиков взыскиваются упорно (сначала самим кредитором, затем коллекторами и судебными инстанциями). Но со временем даже крупную задолженность можно аннулировать — для этого законом предусмотрен срок исковой давности по кредиту. Bankiros.ru объясняет, что стоит за этим термином.

Что такое срок исковой давности

Срок исковой давности (СИД) — определенный временной отрезок, в течение которого кредитор может подать в суд на заемщика, чтобы взыскать долг. Также допускается иск в отношении со-заемщиков, поручителей, правопреемников и наследников. Срок исковой давности составляет 3 года.

В интересах банка — получить свои деньги до того, как истечет СИД. Например, если должник оформлял кредит с поручителем, то банк начинает звонить и ему тоже. Если долг был застрахован, то звонить будут в том числе и страховой компании. Банк будет делать все, чтобы получить свои деньги обратно:

  • звонить и писать на личный номер заемщика;
  • известит супруга/супругу, по месту проживания заемщика и ближайших родственников;
  • начнет звонить и писать работодателю;
  • привлечет коллекторов, чтобы вернуть долг;
  • обратится с иском в суд — это финальная мера.

После истечения СИД кредитор все равно может подать в суд, но право заемщика — официально заявить о том, что исковая давность истекла. Если об этом не сообщить, то судья может рассмотреть дело в соответствии с полученными документами и вынести решение. То есть по факту банк может взыскать долг в любое время, если заемщик будет молчаливым.

Как рассчитать срок исковой давности

Закон однозначен в одном — срок исковой давности составляет три года. Но в судебной практике сложилось два подхода, по которым начинается его отсчет:

  • с даты, когда закончился срок кредитного договора (не касается кредитных карт и бессрочного кредитования);
  • с числа, когда банк обнаружил непогашенную задолженность у человека и сообщил ему об этом, то есть попытался взыскать долг.

Большинство судей использует второй подход к расчету СИД — без привязки к сроку действия кредитного договора. То есть, как только банк обнаружил просрочку, он уведомляет об этом заемщика — с этого момента начинает действовать срок исковой давности.

Важно! Срок исковой давности обнуляется, если с момента формирования долга заемщик вышел на связь с банком или заплатил ему хотя бы часть средств. Например, первая просрочка образовалась 1 мая 2020 года — с этого дня начинается отсчет СИД. Но если 1 июня заемщик придет в отделение и пообщается с менеджером, трехгодичный период стартует заново. Другой вариант: 1 июня заемщик частично погасит долг через мобильный банк. Это тоже обнулит СИД.

Как прерывается срок исковой давности

Из примера выше выходит, что прервать срок исковой давности — значит признать факт задолженности перед банком. По закону это можно сделать несколькими способами:

  • как мы уже писали выше — был зафиксирован контакт заемщика с банком или частично оплачен долг;
  • договор изменен и подписан, по его условиям становится понятно, что человек долг признает;
  • клиент написал заявление о смене условий — например, попросил кредитные каникулы или вовсе подал заявку на рефинансирование;
  • был составлен акт взаиморасчетов, который скрепляется подписью и печатью банка.

Последний нюанс — если должник полностью внес сумму долга, то срок дальше не считается, он полностью прекращается.

Поиск кредита

Может ли банк требовать долг после СИД

Понятие исковой давности никак не мешает банку попытаться вернуть свои деньги даже через несколько десятков лет. Они могут продолжать писать письма, звонить, приходить на работу. Прекратиться это может только по решению суда, если он постановит отозвать у банковских работников ваши данные. Для этого следует написать специальное заявление.

Важно понимать, что истечение СИД не снимает с должника обязательств перед банком. Когда человек берет кредит, он ставит свою подпись под обязательством его выплатить.В суде можно заявить, что исковая давность истекла, если:

  • банк не контактировал с должником и не пытался вернуть свой долг;
  • клиент не платил, не приходил в банк, не отвечал на звонки.

Тогда можно подготовить прошение о том, что СИД истек. Суд утвердит это право и снимет обязательство. Но на практике это маловероятно, потому что банковские работники будут постоянно пытаться связаться с должником и его окружением.

Как происходит взыскание задолженности и можно ли не платить?

Взыскание происходит в следующей последовательности:

  • банк или МФО связывается с должником;
  • если клиент не платит, то его долг передается внутренней службе взыскания, предлагаются варианты каникул или рефинансирования;
  • если человек не выплачивает, то продается задолженность другой организации – коллекторам;
  • обращение в суд.

По решению судьи долг могут удерживать из зарплаты либо продадут часть имущества должника, чтобы хватило покрыть задолженность и судебные расходы.

Сами кредиторы крайне редко идут на списание долгов. Например, МФО списывает всего 1-3% от общего количества должников, а банки — и того меньше. Если кредитор или коллекторы не допускают ошибок в делопроизводстве, то задолженность можно назвать вечной. Со временем у человека появится имущество или он устроится на работу, из зарплаты все равно вычтут долг. Поэтому не платить по долгам — затруднительно.

Что еще нужно знать про срок исковой давности

Даже если прошло 3 года, банки могут настоять на искусственном продлении срока давности или его обнулении. Здесь важно знать свои права:

  • Факт общения заемщика с кредитором нужно доказать — документально или, например, предоставив запись телефонного разговора;
  • Просто визит в банк не доказывает, что заемщика известили о долге. Например, он мог просто снимать в отделении деньги;
  • Передача долга другому банку или коллекторам не влияет на срок исковой давности;
  • Срок исковой давности не изменить по соглашению сторон — его расчет регулирует закон.

И последнее — не стоит уклоняться от общения с банком в надежде, что про кредит забудут. В реальности заемщику трудно исчезнуть: финучреждения находят способ известить о долге. А если так произойдет, возвращать придется не только изначальную стоимость кредита. К моменту, когда вас обнаружат, по долгу уже успеют начислить штрафы и пени — это огромная переплата.


Теперь взять кредит или кредитную карту онлайн стало еще проще. Скачайте и установите мобильное приложение Bankiros.ru в Google Play.В приложении вы можете быстро и бесплатно подобрать кредит или кредитную карту среди самых выгодных предложений, оставить заявку в выбранные банки или отправить единую анкету во все банки в пару кликов.


Обнаружили ошибку? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter.

Оцените страницу:

Уточните, почему:

не нашёл то, что искал

содержание не соответствует заголовку

информация сложно подана

другая причина

Расскажите, что вам не понравилось на странице:

Спасибо за отзыв, вы помогаете нам развиваться!

отстаивать свои убеждения, не считаясь с тем, верны они насамом деле или нет.

Софизмы известны ещё с античности, тогда они использовались для обоснования заведомых нелепостей, абсурда или парадоксальных положений, противоречащих

общепринятым представлениям.

Примеры софизмов, ставших знаменитыми ещё в древности: «Что ты не терял, то

имеешь; рога ты не терял; значит, у тебя рога», «Сидящий встал; кто встал, тот стоит; следовательно, сидящий стоит», «Этот пёс твой;он отец; значит, он твой отец».

А вот софизмы, использующие уже современный материал: «Одна и та же вещь не

может иметь какое-то свойство и не иметь его. Собственность предполагает самостоятельность, заинтересованность и ответственность. Заинтересованность – это,

очевидно, не ответственность, а ответственность – не самостоятельность. Получается вопреки сказанному вначале, что собственность включает самостоятельность и несамостоятельность, ответственность и безответственность», «Компания, получившая

когда-то кредит от банка, теперь ничего ему уже не должна, так как она стала иной: в её правлении неосталось никого из тех, кто просилссуду».

Все эти и подобные им софизмы являются логически неправильными рассуждениями, выдаваемыми за правильные. Софизмы используют многозначность слов обычного языка, сокращения и т.д. Нередко софизм основывается на таких логических ошибках, как подмена

тезиса доказательства, несоблюдение правил логического вывода, принятие ложныхпосылок за истинные и т.п. Говоря о мнимой убедительности софизмов, древнеримский философ

Сенека сравнивал их с искусством фокусников: мы не можем сказать, как совершаются их манипуляции, хотя твёрдо знаем, что все делается совсем не так, как нам кажется. Бэкон сравнивал того, кто прибегает к софизмам, с лисой, которая хорошо петляет, а того, кто

раскрывает софизмы, – с гончей, умеющей распутывать следы.

Нетрудно заметить, что в софизме «рогатый» обыгрывается двусмысленность

выражения «то, что не терял». Иногда оно означает «то, что имел и не потерял», а иногда просто «то, что не потерял, независимо от того, имел или нет». В посылке «Что ты не терял, то имеешь» оборот «то, что ты не терял» должен означать «то, что ты имел и не потерял»,

иначе эта посылка окажется ложной. Но во второй посылке это значение уже не проходит: высказывание«Рога – это то, что ты имели не потерял» является ложным.

Софизму, как ошибке, сделанной умышленно, с намерением ввести кого-то в заблуждение, обычно противопоставляется паралогизм , понимаемый как непреднамеренная ошибка в рассуждении, обусловленная нарушением законов и правил логики. Паралогизм не

является, в сущности, обманом, так как несвязан с умыслом подменитьистинуложью.

Глава 11 Индуктивные рассуждения

1. Индукция как вероятное рассуждение

Индуктивное умозаключение – это умозаключение, в основе которого не лежит логический закон и в котором истинность посылок не гарантирует истинности выводимого

изнихзаключения.

Индуктивными являются, к примеру, следующие два умозаключения:

Алюминий проводит электрический ток. Железо, медь, цинк, серебро, платина, золото, никель, барий, кадмий, свинец – также проводятэлектрический ток.

Следовательно, всеметаллы проводят электрический ток.

Алюминий – твёрдое тело.

Железо, медь, цинк, серебро, платина, золото, никель, барий, кадмий, свинец – тоже твёрдые тела.

Следовательно, всеметаллы – твёрдые тела.

Оба эти умозаключения построены по одной и той же схеме, не являющейся законом логики. И в первом, и во втором все посылки истинны. Но если в первом заключение тоже

истинно, то во втором оно ложно, поскольку ртуть – единственный из металлов – жидкость. Индукция может вести от истинныхпосылок как кистинному, так и к ложному заключению.

В отличие от дедукции, опирающейся на логический закон, она не гарантирует получения истинного заключения из истинных посылок. Заключение индуктивного умозаключения всегда только предположительно , или вероятно .

Подчёркивая это различие между дедукцией и индукцией, иногда говорят, что дедукция представляет собой демонстративное, доказательное умозаключение , в то время

как индукция – это

недемонстративное, правдоподобное рассуждение . Получаемые индуктивно предположениявсегда нуждаются в дальнейшем исследовании и обосновании.

Характерным примером индуктивныхрассуждений являются обобщения, т.е. переходы от единичногоиличастичного знанияк общему.

«Все живые многоклеточные организмы смертны», «Все тела, имеющие массу, притягиваются друг к другу», «Все преступления совершаются теми, кому это выгодно» – это типичные индуктивные обобщения. Убедившись в смертности определённого числа

многоклеточных существ, человек распространил это знание на все такие существа, в том числе и на те из них, которые ещё не появились на свет. Подытожив наблюдения над

некоторыми телами, обладающими массой, Ньютон высказал мысль о всеобщем законе притяжения, относящемся и к тем объектам, которые никогда и никем не наблюдались. Юристы, анализировавшие разного рода преступления, постепенно пришли к убеждению,

что преступления совершаются, как правило, теми, кому это в том или ином отношении выгодно.

Рассуждения, ведущие от знания о части предметов к общему знанию обо всех предметах, – это типичные индукции, поскольку всегда остаётся вероятность того, что обобщение окажется поспешным и необоснованным.

Нельзя, однако, отождествлять всякое индуктивное рассуждение с переходом от частного к общему.

К индуктивным умозаключениям относятся не только обобщения, но и уподобления, или аналогии , заключения о причинах явлений и др. Об этих типах индукции речь будет идти дальше. Сейчас же достаточно подчеркнуть, что индукция – это не только переход от

частного к общему, нои вообще любой переход от достоверного знанияк проблематичному. Из обычной жизни и из опыта научных наблюдений мы хорошо знаем, что в мире существует определённая повторяемость состояний и событий. За днём всегда следует ночь. Времена года повторяются в том же самом порядке. Лёд всегда ощущается как

холодный, а пламя неизменножжёт. Предметы падают, когда мы ихроняем, и т.д.

Наиболее важные регулярные, постоянные связи, исследованные наукой, называются

законами .

Закон свободного падения тел, открытый Г.Галилеем, закон всемирного тяготения И.Ньютона, закон Бойля-Мариотта и т.п. – это утверждения о повторяемости физических явлений и их характеристик. Законы биологии говорят о повторяемости в мире живых

существ, законы мышления – о повторяющихся «схемах», или «фигурах», наших рассуждений и т.д.

Закон устанавливает устойчивое и повторяющееся отношение между явлениями, их

необходимую и существенную связь .

Теоретическая и практическая ценность законов очевидна. Они лежат в основе научных

объяснений и предсказаний и тем самым составляют фундамент понимания окружающего мира и его целенаправленногопреобразования.

Всякий закон является общим, универсальным утверждением. Он говорит о том, что в любом частном случае, в любом месте и в любое время если одна ситуация имеет место, то

другая ситуация также имеетместо.

«Если металл нагревается, он расширяется» – это физический закон. Для него нет исключений, связанных со своеобразием места и времени. Где бы ни нагревался

металлический предмет и в какое бы время это ни происходило, он обязательно увеличится в своихразмерах.

«Если тело имеет массу, оно испытывает гравитационные воздействия», – это тоже физический закон, действующий всегда и всюду. Исключения не составляет даже свет. Для всемирного тяготения нет преград, загородиться от гравитационных сил с помощью экрана

из особых веществ невозможно.

Всякий закон опирается только на конечное число наблюдений. Но распространяется он на бесконечное число возможных случаев. Отправляясь от отдельных и ограниченных по числуфактов, учёный устанавливает всеобщий, универсальныйпринцип.

Как перейти от знания об ограниченном круге исследованных объектов к новому и

более широкому знанию обо всех объектах, включая и те, которых мы не наблюдали и, возможно, вообще никогда не сможем наблюдать? В чем гарантия того, что сделанное

обобщение окажется верным?

Это и есть то, что по традиции называют проблемой индукции , проблемой перехода от знания об отдельных предметах исследуемого класса к знанию обо всех предметах этого

класса.

Почти все общие утверждения, включая и научные законы, являются результатами

индуктивного обобщения. В этом смысле индукция – основа всего нашего знания. Сама по себе она не гарантирует его истинности, но порождает предположения, связывает их с опытом и тем самым сообщает им определённое правдоподобие, более или менее высокую

степень вероятности. Опыт – источник и фундамент человеческого знания. Индукция, отправляющаяся от того, что постигается в опыте, является необходимым средством его

обобщения и систематизации.

2. Неполная индукция

Индуктивное умозаключение, результатом которого является общий вывод о всем классе предметов наосновании знаниялишь

некоторых предметов данного класса, принятоназывать неполнойиндукцией. Например, из того, что инертные газы гелий, неон и аргон имеют валентность, равную

нулю, можно сделать общий вывод, что все инертные газы имеют эту же валентность. Это – неполная индукция, поскольку знание о трех инертных газах распространяется на все такие газы, включая нерассматривавшиеся специальнокриптон и ксенон.

Общая схема неполнойиндукции:

Следовательно, всеA имеют признак В.

Неполная индукция очевидным образом расширяет наше знание, так какеё заключение

содержит информацию большую, чем та, которая содержалась в посылках. Ещё пример неполнойиндукции:

Канада – большая страна. США – большая страна.

Канада и США – североамериканские страны.

Значит,каждая североамериканская страна – большая.

Это обобщение является верным, однако обосновано оно, конечно, слабо. Причислив

несколько представителей рассматриваемого класса, но отнюдь не всех, мы распространяем замеченное у каждого из них свойство на весь класс. Риск здесь очевиден: в пределах класса могли встретиться исключения.

Допустим, мы рассуждаем не о величине американских стран, а о господствующем в нихязыке:

ВАргентине говорят на испанском языке.

ВВенесуэле и Эквадоре говорят наэтом же языке.

Аргентина, Венесуэла и Эквадор – латиноамериканские страны.

Следовательно, в каждой латиноамериканской стране говорят на испанском языке. Это рассуждение аналогично по своей схеме, по общему ходумысли предыдущему. Но

заключение ошибочное: португальская Бразилия представляет собой исключение.

Такого рода индуктивные умозаключения называют иногда «популярной индукцией» или «неполной индукцией через простое перечисление, в котором не встречается

противоречащих случаев». Вывод здесь базируется на наблюдении только отдельных предметов рассматриваемого класса. Поэтому вполне может случиться, что противоречащий примерлишь случайно не попалсяна глаза.

Иногда перечисление является достаточно обширным, и тем не менее опирающееся на него обобщение оказывается ошибочным (так было в примере с выводом, что все металлы –

твёрдые тела).

Средневековый логикДавид Анахт приводил такой пример. У лошади, обезьяны, волка и многих других животных при еде двигается лишь нижняя челюсть. Напрашивается как

будто общий вывод: у всех животных при еде двигается нижняя челюсть. Но, оказывается, крокодил жуёт верхней челюстью.

Много интересных примеров поспешных обобщений, встречавшихся в истории науки, приводитв своихработах историкнауки В.И.Вернадский.

До XVIII в., пока а науку не вошло окончательно понятие «сила», «некоторые формы

предметов и по аналогии некоторые формы путей, описываемых предметами, считались, по существу, способными производить бесконечное движение. В самом деле, представим себе

форму идеально правильного шара, положим этот шар на плоскость; теоретически он не может удержаться неподвижно и все время будет в движении. Это считалось следствием идеально круглой формы шара. Ибо чем ближе форма к шаровой, тем точнее будет

выражение, что такой материальный шар любых размеров будет держаться на идеальной зеркальной плоскости на одном атоме, то есть будет больше способен к движению, менее

устойчив. Идеально круглая форма, полагали тогда, по своей сущности способна поддерживать раз сообщённое движение. Этим путём объяснялось чрезвычайно быстрое вращение небесных сфер, эпициклов. Эти движения были единожды сообщены им

божеством и затем продолжались века как свойство идеально шаровой формы». Оценивая такого рода рассуждения, Вернадский пишет: «Как далеки эти научные воззрения от

современных, а междутем, по существу, это строго индуктивные построения, основанные на научном наблюдении. И даже в настоящее время в среде учёных исследователей видим попытки возрождения, по существу, аналогичныхвоззрений».

Поспешное обобщение , т.е. обобщение без достаточных на то оснований, – обычная ошибка виндуктивных рассуждениях.

Индуктивные обобщения требуют известной осмотрительности и осторожности. Многое здесь зависит от числа изученных случаев. Чем обширнее база индукции, тем более правдоподобным является индуктивное заключение. Важное значение имеет также разнообразие , разнотипностьэтихслучаев.

Но наиболее существенным является анализ характера связей предметов и их

признаков, доказательство неслучайности наблюдаемой регулярности, её укорененности в сущности исследуемых объектов. Выявление причин, порождающих эту регулярность, позволяет дополнить чистую индукцию фрагментами дедуктивного рассуждения и тем

самым усилить и укрепить её.

Общие утверждения, и в частности научные законы, полученные индуктивным

способом, не являются ещё полноценными истинами. Им предстоит пройти длинный и сложный путь, пока из вероятностных предположений они превратятся в составные

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

6. софизмы

Софизм представляет собой рассуждение, кажущееся правильным, но содержащее скрытую логическую ошибку и служащее для придания видимости истинности ложному заключению.

Софизм является особым приемом интеллектуального мошенничества, попыткой выдать ложь за истину и тем самым ввести в заблуждение. Отсюда «софист» в дурном значении это человек, готовый с помощью любых, в том числе и недозволенных, приемов отстаивать свои убеждения, не считаясь с тем, верны они на самом деле или нет.

Софизмы известны еще с античности, тогда они использовались для обоснования заведомых нелепостей, абсурда или парадоксальных положений, противоречащих общепринятым представлениям.

Примеры софизмов, ставших знаменитыми еще в древности:

«Что ты не терял, то имеешь; рога ты не терял; значит, у тебя рога», «Сидящий встал; кто встал, тот стоит; следовательно, сидящий стоит», «Этот пес твой; он отец; значит, он твой отец».

А вот софизмы, использующие уже современный материал: «Одна и та же вещь не может иметь какое-то свойство и не иметь его. Собственность предполагает самостоятельность, заинтересованность и ответственность. Заинтересованность это, очевидно, не ответственность, а ответственность не самостоятельность. Получается вопреки сказанному вначале, что собственность включает самостоятельность и несамостоятельность, ответственность и безответственность», «Компания, получившая когда-то кредит от банка, теперь ничего ему уже не должна, так как она стала иной: в ее правлении не осталось никого из тех, кто просил ссуду».

Все эти и подобные им софизмы являются логически неправильными рассуждениями, выдаваемыми за правильные. Софизмы используют многозначность слов обычного языка, сокращения и т.д. Нередко софизм основывается на таких логических ошибках, как подмена тезиса доказательства, несоблюдение правил логического вывода, принятие ложных посылок за истинные и т.п. Говоря о мнимой убедительности софизмов, древнеримский философ Сенека сравнивал их с искусством фокусников: мы не можем сказать, как совершаются их манипуляции, хотя твердо знаем, что все делается совсем не так, как нам кажется. Бэкон сравнивал того, кто прибегает к софизмам, с лисой, которая хорошо петляет, а того, кто раскрывает софизмы, с гончей, умеющей распутывать следы.

Нетрудно заметить, что в софизме «рогатый» обыгрывается двусмысленность выражения «то, что не терял». Иногда оно означает «то, что имел и не потерял», а иногда просто «то, что не потерял, независимо от того, имел или нет». В посылке «Что ты не терял, то имеешь» оборот «то, что ты не терял» должен означать «то, что ты имел и не потерял», иначе эта посылка окажется ложной. Но во второй посылке это значение уже не проходит: высказывание «Рога это то, что ты имел и не потерял» является ложным.

Софизму, как ошибке, сделанной умышленно, с намерением ввести кого-то в заблуждение, обычно противопоставляется паралогизм, понимаемый как непреднамеренная ошибка в рассуждении, обусловленная нарушением законов и правил логики. Паралогизм не является, в сущности, обманом, так как не связан с умыслом подменить истину ложью.

47. Паралогизмы и софизмы.

Обсуждение дискуссионных вопросов в практических делах, как и научные рассуждения, приводят к истинным результатам, если они проводятся с соблюдением рациональных приемов и правил аргументации и критики по отношению к тезису, аргументам, демонстрации.

Приведем также наиболее часто встречающиеся по отношению к ним логические ошибки и уловки. Логические ошибки бывают содержательными и формальными. Содержательные указывают на несоответствие мысли в той или иной ее форме реальной действительности, а формальные- на нарушение законов и правил образования мысли. Также ошибки делятся на паралогические и софические.

Паралогизмы- это неумышленные логические ошибки, обусловленные нарушением законов и правил логики, это невольные ошибки (по незнанию логики, невнимательности). Паралогизм не является, в сущности, обманом, так как не связан с умыслом подменить истину ложью. Софизм представляет собой рассуждение, кажущееся правильным, но содержащее скрытую логическую ошибку и служащее для придания видимости истинности ложному заключению.

Софизм является особым приемом интеллектуального мошенничества, попыткой выдать ложь за истину и тем самым ввести в заблуждение. Отсюда «софист» в дурном значении — это человек, готовый с помощью любых, в том числе и недозволенных, приемов отстаивать свои убеждения, не считаясь с тем, верны они на самом деле или нет. Софизмы известны еще с античности, тогда они использовались для обоснования заведомых нелепостей, абсурда или парадоксальных положений, противоречащих общепринятым представлениям.

Примеры софизмов, ставших знаменитыми еще в древности: «Что ты не терял, то имеешь; рога ты не терял; значит, у тебя рога», «Сидящий встал; кто встал, тот стоит; следовательно, сидящий стоит», «Этот пес твой; он отец; значит, он твой отец». А вот софизмы, использующие уже современный материал: «Одна и та же вещь не может иметь какое-то свойство и не иметь его. Собственность предполагает самостоятельность, заинтересованность и ответственность. Заинтересованность — это, очевидно, не ответственность, а ответственность — не самостоятельность. Получается вопреки сказанному вначале, что собственность включает самостоятельность и несамостоятельность, ответственность и безответственность», «Компания, получившая когда-то кредит от банка, теперь ничего ему уже не должна, так как она стала иной: в ее правлении не осталось никого из тех, кто просил ссуду». Все эти и подобные им софизмы являются логически неправильными рассуждениями, выдаваемыми за правильные.

Софизмы используют многозначность слов обычного языка, сокращения и т.д. Нередко софизм основывается на таких логических ошибках, как подмена тезиса доказательства, несоблюдение правил логического вывода, принятие ложных посылок за истинные и т.п. Говоря о мнимой убедительности софизмов, древнеримский философ Сенека сравнивал их с искусством фокусников: мы не можем сказать, как совершаются их манипуляции, хотя твердо знаем, что все делается совсем не так, как нам кажется. Бэкон сравнивал того, кто прибегает к софизмам, с лисой, которая хорошо петляет, а того, кто раскрывает софизмы, — с гончей, умеющей распутывать следы.

1. Срок исковой давности по кредитам физических лиц

Этот срок составляет 3 года и является одинаковым и для кредитов, взятых в банках, и для займов в микрофинансовых организациях (МФО), и для долгов перед другими организациями или частными лицами (ст. 196 ГК РФ).

Однако этот отрезок времени – это лишь период, в течение которого кредитор должен обратиться в суд. Недаром же давность «исковая» – она предназначена для судебных исков.

Истечение периода исковой давности не освобождает человека от долгов. Коллекторы, банки и МФО могут продолжать давить на человека своими способами. Они могут даже обратиться в суд: для того чтобы применили СИД, нужно подать судье специальное ходатайство, иначе дело будет рассмотрено без учета правила об исковой давности.

Важно! Правило о сроках исковой давности не означает, что через 3 года человек будет автоматически освобождён от долгов.

2. Как высчитать срок исковой давности?

Этот период начинается с момента, когда кредитор узнал или должен был узнать о нарушении своего права. То есть с первого дня просрочки платежа по кредиту у банка возникает право взыскать долг и с этого же дня начинает течь СИД.

Если человек брал кредит на 5 лет, то банк не должен ждать истечения этого срока, чтобы обратиться в суд. Он может взыскать долг и пеню и во время действия договора.

Ст. 200 ГК РФ: срок исковой давности исчисляется с момента, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права.

На практике никто не обращается в суд после первой же просрочки. Сначала начисляются штрафные санкции за просрочку, а банк работает с должниками самостоятельно: обзванивает, рассылает электронные письма и почтовые отправления. В суд обращаются в том случае, если сумма долга уже достаточно велика, а работа с должником не дала результата.

Рассчитать сроки давности по кредитным платежам непросто: отдельно должны быть рассчитаны сроки по каждому платежу, по процентам и штрафным санкциям. Кроме этого, нужно доказывать суду, почему СИД считается именно с конкретной даты и в какой момент кредитор должен был узнать о нарушении его прав.

Срок исковой давности по кредиту

3. Проблемы и риски: какие сложности есть при применении сроков исковой давности по кредиту?

Основная проблема – это сложности с определением момента начала срока исковой давности. Есть разные позиции по этому вопросу и даже судебная практика неоднозначна: одни считают, что период для обращения в суд нужно отсчитывать с даты, когда должен был быть возвращён весь долг; другие считают, что СИД нужно рассчитывать отдельно для каждого платежа.

Поэтому по искам о возврате долгов судебная практика неоднозначна в вопросах применения сроков давности – в споре многое будет зависеть от хорошего юриста.

Основная проблема – это сложности с определением момента начала срока исковой давности.

Что касается кредитов, то на этот счет есть разъяснения Верховного Суда РФ (ВС РФ): для займов, которые должны погашаться периодическими платежами, сроки взыскания должны рассчитываться отдельно для каждого платежа. Однако и в этом случае рассчитать СИД бывает непросто, ведь сроки могут приостанавливаться или прерываться по закону.

Важно! По делам с применением исковой давности всегда много споров, поэтому обязательно нужно консультироваться с опытным юристом.

4. Срок исковой давности по кредиту коллекторам

Коллекторы – это компании, которые перекупают обязательства у кредиторов, чтобы самим потом взыскивать деньги с должника.

Для них действует тот же общий срок исковой давности в 3 года, что и для других кредиторов.

Если Ваш долг оказался у коллекторов, то для Вас есть и хорошие, и плохие новости.

Хорошая новость для должника:

Передача долга коллекторам не изменяет течение СИД, то есть время для обращения в суд при передаче дела коллекторам не начинает течь заново.

Пример:
Гражданин Чернокотов 30.04.2019 г. взял в Сберанке кредит на 150 тыс. руб. под 21,1% годовых на срок 60 месяцев. С декабря 2019 г. гражданин перестал возвращать кредит.
15.09.2021 г. Сбербанк продал этот долг коллекторскому агентству.
Право на очередной платеж возникло у банка на основании графика платежей 30.12.2019 г., но должник этот платеж не внес. Значит, с этой даты (точнее, со следующего за ней дня) и начал течь срок исковой давности по первому просроченному платежу. Поэтому для коллекторского агентства срок будет исчисляться с этой же даты, то есть агентство должно успеть обратиться в суд до 31.12. 2022 г.

Плохие новости для должника

1Коллекторы не пропустят сроки, ведь они зарабатывают деньги на возврате долгов.
У них есть целые отделы, которые разрабатывают стратегии взыскания долгов и контролируют время взыскания по каждому конкретному делу. Если на Вас не подали в суд, это не значит, что о Вас забыли и Ваши долги спишут за давностью лет. Чем дольше должник не отдает основной долг, тем больше процентов он должен будет заплатить. Поэтому коллекторам бывает выгодно тянуть с судебным взысканием до последнего момента.


2Истечение трехлетнего срока не позволит взыскать долг через суд, но не лишает коллекторов права использовать другие способы воздействия на должника.

Коллекторы могут преследовать должника хоть всю жизнь – это законно, если они не применяют запрещенных способов.

Подробнее об этом читайте здесь >>>>

Не обращать внимания на давление коллекторов могут только бомжи и опустившиеся маргиналы. Для нормального человека важно спокойствие его близких и мнение его окружения, поэтому постоянные напоминания коллекторов существенно испортят Вашу жизнь.

5. Почему истечение срока исковой давности не освобождает от долгов?

Истечение трехлетнего периода не только не освобождает человека от долгов, но и не избавляет от предъявления к нему судебного иска. Объясним, почему.

01

Пропущенный СИД может быть восстановлен судом при наличии уважительных причин. Кредитор может подать такое ходатайство, а уважительность причин определяется на усмотрение суда.

02

Исковая давность приостанавливается в некоторых случаях (ст. 202 ГК РФ):
напр., правительство наложило мораторий на взыскание долгов; должник призван в действующую армию; действуют форсмажорные обстоятельства, препятствующие подаче иска (стихийные бедствия или пандемия в том районе, где должен был подан иск) и др.

После окончания подобных обстоятельств время на подачу иска продолжает течь с того момента, на котором было приостановлено.

03

Исковая давность прерывается, если должник совершает действия, подтверждающие признание долга (напр., признает претензию, пишет заявление о реструктуризации или рефинансировании кредита или об отсрочке платежа).

После таких действий трехлетний период начинает отсчитываться заново.

В любом случае истечение трехлетнего периода не аннулирует долг – даже если его нельзя вернуть через суд, долг продолжает «висеть» на человеке и порождает негативные последствия. Прежде всего, портит кредитную историю и лишает возможности в будущем взять кредит, ипотеку или стать созаемщиком даже в случае острой необходимости.

Срок исковой давности по кредиту

Совет эксперта: не надейтесь на истечение сроков давности, это ненадежно, лучше проконсультируйтесь с юристом о списании долгов – это законная процедура, которая гарантирует освобождение от долговых обязательств.

Ижко Иван Витальевич
Ведущий юрист по гражданскому праву
Опыт работы 10 лет

6. Судебная практика: как суды считают сроки исковой давности по долгам физических лиц?

В официальных разъяснениях Верховного Суда РФ (ВС РФ) есть 3 важные правовые позиции, касающиеся исковой давности по кредитным долгам.

1 позиция.

В п. 24 Постановления Пленума ВС РФ от 29.09.2015 N 43 (далее – Постановление N 43) Суд пояснил, что срок давности по искам о просроченных повременных платежах исчисляется отдельно по каждому просроченному платежу.

Эта позиция может быть как выгодна должнику, так и нет.

Пример:
Гр-н Чернокотов взял в банке кредит на 5 лет, но выплачивал его нерегулярно, пропускал по несколько месяцев в году.

Если банк обратится в суд после окончания действия кредитного договора, а должник заявит ходатайство о применении сроков давности, то банк сможет взыскать только просроченные ежемесячные платежи в пределах трехлетнего срока до момента обращения в суд.

В этом примере кредитор не сможет взыскать платежи, которые были просрочены в первый и второй годы действия кредитного договора, так как по ним СИД уже пройдет.

С другой стороны, шансы на то, что банки, МФО и коллекторы пропустят время взыскания по всем платежам, очень малы. Даже если должник заявит ходатайство о применении давностных сроков, то долг и проценты по всем просрочкам в пределах последних трех лет до обращения в суд будут взысканы.

Срок исковой давности по кредиту

2 позиция.

Согласно п. 25 Постановления N 43, СИД по требованию о взыскании неустойки или процентов исчисляется отдельно по каждому просроченному платежу, определяемому применительно к каждому дню просрочки.

Это означает, что, подавая иск, кредитор должен будет отдельно заявить требования о взыскании процентов за пользование заемными средствами и о неустойке за просрочку платежа. Причем проценты и неустойка должны быть рассчитаны отдельно для каждого пропущенного ежемесячного платежа.


3 позиция.

В п. 20 Постановления № 43 говорится, что признание части долга, в том числе путем уплаты его части, не свидетельствует о признании долга в целом, если иное прямо не оговорено должником.

Это принципиально важный момент в судебной практике: до этого разъяснения суды считали, что уплата ежемесячного платежа по кредиту является доказательством признания долга и ведет к перерыву исковой давности. Ранее СИД считался с даты последнего внесенного платежа по кредиту.

Уплата части долга не свидетельствует о признании долга в целом и не влечет перерыва срока исковой давности (п. 20 постановления № 43).

ВС РФ указал, что сама по себе частичная уплата части долга не является основанием для перерыва течения срока давности, то есть для каждого просроченного ежемесячного платежа нужно высчитывать трехлетний давностный период, независимо от даты последнего внесенного платежа.

Эта позиция Суда выгодна должникам, так как позволяет избежать взыскания части невыплаченного долга, если заявить о применении давностных сроков.

Кроме этого, в п. 26 Постановления № 43 сказано, что предъявление в суд главного требования не влияет на течение срока исковой давности по дополнительным требованиям (о неустойке и процентах). То есть иски о взыскании неустойки и процентов по кредиту надо подавать отдельно, высчитывая СИД для каждого требования.

Срок исковой давности по кредиту

Совет эксперта: чтобы суд применил сроки исковой давности, ответчик должен подать заявление об этом в предварительном судебном заседании – без этого суд самостоятельно не имеет права применять эту норму и будет рассматривать дело по существу.

Ижко Иван Витальевич
Ведущий юрист по гражданскому праву
Опыт работы 10 лет

7. Образец заявления: как применить срок исковой давности по кредиту

В соответствии с п. 2 ст. 199 ГК РФ, СИД применяется только по заявлению стороны в споре, которая заинтересована в применении этого срока и должна доказать его пропуск.

Закон не предусматривает особых требований к форме заявления: его можно сделать как в письменной, так и в устной форме, причем на разных этапах судебного разбирательства (при подготовке дела к судебному разбирательству, при рассмотрении дела по существу, в судебных прениях).

Исковая давность применяется только по заявлению одной из сторон в споре (ст. 199 ГК РФ).

Если заявление сделано устно, то это должно быть отражено в протоколе судебного заседания.

Но, чтобы избежать усложнения дела и появления дополнительных споров, юристы советуют подавать такое заявление сразу на предварительном судебном заседании.

Частые вопросы

Это имеет значение только в том случае, если к Вам предъявили иск о взыскании кредитной задолженности. В этом случае Вы должны заявить в суде ходатайство о применении сроков исковой давности. Сделать это нужно до того момента, как суд удалится для вынесения решения (но лучше как можно раньше).

Применяется общее правило – 3 года с того момента, как кредитор узнал или должен был узнать о нарушении его прав. Однако для кредитов этот срок считается отдельно для каждого просроченного платежа помесячно.

Этот срок определяет время, в течение которого кредитор может обратиться в суд для взыскания долга. Приставы же возбуждают исполнительное производство по заявлению выигравшей стороны уже после того, как будет вынесено судебное решение или судебный приказ. То есть на работу приставов этот срок не распространяется.

Но в Законе об исполнительном производстве есть другой срок – срок предъявления ко взысканию исполнительных документов, он тоже составляет 3 года. Это значит, что выигравшая сторона должна получить в суде исполнительный лист и предъявить его к исполнению судебному приставу в течение трех лет со дня вступления судебного акта в законную силу.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Комплаенс культура современной компании как элемент организационной культуры
  • Конкурсы для веселой компании взрослых прикольные на день рождения подвижные
  • Конкурсы на день рождения взрослых подвижные для веселой компании с приколом
  • Конкурсы на день рождения для веселой компании взрослых с приколом за столом
  • Конкурсы на день рождения для веселой компании взрослых с приколом на 45 лет