Человеческое общество состоит из множества социальных групп.
Социальная группа — это объединение людей, которые обладают каким-либо общественно значимым признаком.
Какие признаки можно считать общественно значимыми? Такими признаками являются пол, возраст, профессия, род занятий, увлечения, национальность, гражданство, религия и другие. Это те признаки, которые могут определять характер человека, его действия, образ мышления, модель поведения. Это не значит, что представители мужского пола или христианской религии будут иметь одни интересы или совершать одинаковые действия. Но общество будет ожидать от них следования определённой модели поведения.
Можно выделить следующие виды социальных групп.
А) По численности: большие и малые. Малой можно назвать группу от двух до десяти человек. Однако это не значит, что (11) — это уже не малая группа. Точной границы максимального количества людей в малой группе нет. Их может быть (10), а может (20) и даже (30). Кроме численности, участников малой группы связывают регулярные тесные взаимоотношения.
Пример:
малой группой является семья, школьный класс, компания друзей. Граждане страны, учёные всего мира относятся к большой группе.
Б) По внутренней организации выделяют формальную и неформальную группы. В формальной группе роли участников и модели их поведения строго регламентированы. Например, в футбольной команде есть вратарь, защитники и нападающие, функции которых на футбольном поле чётко определены. Офисные работники также выполняют действия в соответствии с существующими инструкциями. Формальная группа имеет конкретную цель, например школьный класс создан для получения образования, а коллектив на заводе — для производства продукции. Неформальные группы складываются спонтанно, чаще на основе общих интересов. Например семья, компания друзей.
В) По способу взаимодействия выделяют первичную и вторичную группы. Первичная рассматривает человека во всём его многообразии, а отношения в такой группе более близкие и доверительные. Во вторичной группе тесная эмоциональная связь отсутствует, главная задача — достижение поставленной цели.
Пример:
первичной группой является семья, компания друзей, вторичной — политическая партия, армия и т. д.
Можно выделить ещё несколько критериев выделения групп:
Каждый человек одновременно входит в несколько групп.
Пример:
Иван мужского пола, представитель молодёжи, работник завода, футбольный болельщик, русский и т. д.
Формальные и неформальные группы
4.6
Средняя оценка: 4.6
Всего получено оценок: 64.
Обновлено 22 Июля, 2022
4.6
Средняя оценка: 4.6
Всего получено оценок: 64.
Обновлено 22 Июля, 2022
Человек, как социальное существо, ежедневно вступает во взаимодействие с окружающими. При этом он может быть участником разных социальных групп — объединений, имеющих отличительные черты (цель создания, количество членов, характер взаимодействия). Одним из таких характерных признаков является способ организации, согласно которому выделяются формальные и неформальные группы. Узнаем, чем они отличаются друг от друга.
Формальные группы
Формальными называются социальные группы, созданные по воле руководства, имеющие официальное (документальное) оформление. Кратко рассмотрим их основные отличительные признаки.
- Эти группы создаются для достижения определённой цели (например, для организации производственного процесса).
- В основе взаимоотношений между членами лежат уставы или должностные инструкции, прописанные в документах.
- Отношения внутри группы носят официальный характер. Например, в организации есть начальство и подчинённые. Обязательным является соблюдение субординации. Между коллегами не допускаются конфликты. В основе общения лежат принципы уважения, равенства, партнёрства.
- Формальная группа может быть сформирована для достижения долгосрочных целей (например, бригада по обслуживанию спецтехники организации) или для выполнения единичного действия (формирование комиссии для проверки качества питания в столовой).
Формальная группа часто является структурным элементом какой-либо официальной организации. Её сотрудники нужны для выполнения определённых функций, прописанных в трудовом договоре или должностной инструкции. Управление ими осуществляет назначенное лицо (руководитель).
Неформальные социальные группы
Неформальные группы в обществознании — это группы, в которых взаимоотношения строятся на основе личной приязни, эмоциональных связей, интереса. Они имеют ряд характерных признаков.
- Неформальные группы возникают спонтанно, то есть произвольно, без внешнего воздействия.
- В такие группы объединяются люди, имеющие схожие интересы, увлечения, испытывающие друг к другу симпатии. Их взаимодействие строится на основе уважения, неформального (не прописанного в официальных документах) общения, привязанности.
- В неформальной группе имеется лидер, однако, в отличие от формальной группы, он назначается негласно самими членами коллектива. Его полномочия не отражены в инструкциях или уставах. В основе подчинения лежит авторитет, уважение, симпатия.
- Контроль за поведением участников группы осуществляется посредством неформальных санкций (мер поощрения или наказания). Они могут быть позитивными и негативными. Примерами первых является поддержка и похвала, вторых — игнорирование, грубые слова, физическое воздействие.
Внутри формальной организации часто возникают неформальные отношения. Например, некоторые члены трудового коллектива со схожими интересами или взглядами на жизнь могут начать дружить, встречаться в нерабочее время, обсуждать личные проблемы. Многие одноклассники как участники формальной группы становятся близкими друзьями, долгое время после окончания школы поддерживают близкие отношения.
Что мы узнали?
По способу организации и взаимоотношений между членами выделяются группы формальные и неформальные, знакомство с которыми происходит в 6 классе. Формальные группы возникают для достижения определённой цели. Их отличает строгая иерархия, наличие устава, официальное оформление. Неформальные группы возникают спонтанно, строятся на основе симпатий, дружеского расположения, схожих интересов.
Тест по теме
Доска почёта
Чтобы попасть сюда — пройдите тест.
Пока никого нет. Будьте первым!
Оценка доклада
4.6
Средняя оценка: 4.6
Всего получено оценок: 64.
А какая ваша оценка?
Социальная группа – одна из главных составляющих социальной структуры.
Люди, состоящие в социальной группе, взаимодействуют между собой в ее пределах, а также участвуют в межгрупповых отношениях. Эти взаимодействия определяют социализацию личности, то есть включенность личности в социальное взаимодействие.
Разновидности социальных групп
Социальная группа – это совокупность людей, объединенных по тому или иному признаку. Например, таким признаком может быть сходство условий жизнедеятельности людей (жители городов, жители деревень и сел), общность потребностей людей (потребители бытовой техники, спортивного снаряжения и т.д.), совместная деятельность (волонтеры, менеджеры, инженеры и т.д.), самопричисление людей к конкретной общности (христиане, атеисты и т.п.) и многое другое.
Классификация социальных групп
Малые и большие социальные группы
В зависимости от плотности связей между людьми, а также от величины группы выделяют большие и малые социальные группы
Большие социальные группы – это группы людей, объединенных одним социально-значимым признаком, в которых состоят более нескольких десятков человек.
Например, люди, принадлежащие к одному вероисповеданию или одной партии, или люди одной профессии будут составлять большую социальную группу.
Характерный признак большой социальной группы состоит в том, что конкретный ее член никогда не сможет вступить в контакт со всеми остальными. Например, один христианин никогда не сможет познакомиться со всеми христианами, а один инженер – со всеми инженерами страны и тем более мира, однако с некоторыми членами своей группы христианин или инженер могут контактировать, причем эти контакты могут быть очень обширными.
Малые социальные группы состоят из людей, объединенных общей деятельностью, находящихся в непосредственном личном контакте. Малые группы подразделяют на:
а) Первичные группы, которые характеризуются:
– непосредственными межличностными контактами членов группы;
– высокий уровень эмоциональной привязанности членов группы друг к другу;
– именно через эти группы индивид получает первую социализацию, усваивает ценности, идеалы общества, в котором ему предстоит жить.
Примером малой социальной группы может быть семья или группа лучших друзей. Каждый член этих групп тесно общается с другими, может обратиться к ним за моральной поддержкой, такая группа оказывает моральное влияние на каждого своего члена.
б) Вторичные группы, которые характеризуются:
– необязательностью эмоциональных отношений между членами группы;
– общей целью, ради которой осуществляется взаимодействие;
– черты личности в такой группе не имеют значения, если личность хорошо выполняет свои функции.
Пример вторичной социальной группы – крупный рабочий коллектив, у которого есть общая цель – благополучие предприятия. У каждого члена этой группы есть свои обязанности. Между членами рабочего коллектива могут существовать дружеские, доверительные отношения, но это – необязательное условие для качественной работы.
Формальные и неформальные группы
В зависимости от того, обладают ли группы официальным юридическим статусом, их делят на формальные и неформальные.
Вид группы | Формальные группы | Неформальные группы | |
Определение | Объединение людей, построенное на основе специальных документов: уставов, служебных инструкций, деклараций и других. | Объединение людей, которое сложилось и функционирует спонтанно, его деятельность не регламентирована никакими официальными документами. | |
Признаки | Члены этой группы:
– настроены на достижение общей цели, выполнение какого-либо вида деятельности; – находятся в формальном иерархическом соподчинении; – имеют четкую спецификацию, каждый выполняет свою работу; – не обязаны поддерживать друг с другом никаких отношений, кроме рабочих. |
– отношения внутри группы определяются индивидуальными особенностями ее членов;
– группа функционирует на основе общих целей или интересов; – поведение членов группы, как правило, регламентируется неписанными правилами; – скрепление группы происходит за счет авторитета ее лидера. |
|
Примеры | – Производственный коллектив.
– Спортивная команда. – Воинское подразделение. |
– Компания друзей.
– Неформальный клуб поклонников артиста/певца.
|
|
Социальные процессы в современной России ( 10 класс)
В ходе развития демократических и рыночных реформ социальная стратификация российского общества претерпела значительную трансформацию.
Во-первых, коренным образом изменился сам характер стратификационной системы. Если в советском обществе преобладали черты этатократической системы, построенной на властных иерархиях и формальных рангах, то в современном российском обществе формирование стратификационной системы происходит на экономической основе, когда главными критериями становятся уровень доходов, владение собственностью и возможность осуществлять самостоятельную хозяйственную деятельность.
Во-вторых, сложился довольно многочисленный предпринимательский слой, высшие представители которого не только составляют существенную часть высшего хозяйственно-экономического класса, но и в ряде случаев входят в политическую элиту страны. Переход к рыночной экономике породил качественно новые статусные группы, обладающие экономической свободой и претендующие на самые высокие места в системе общественной иерархии.
В-третьих, в ходе реформ появились новые престижные виды деятельности у что заметно изменило социально-профессиональную стратификационную систему. Так, резко возрос престиж предпринимательской, коммерческой, финансово-банковской, управленческой, юридической и некоторых других видов деятельности (реклама, маркетинг, операции с недвижимостью и т. д.).
Молодежь в современном обществе ( 11 класс)
Осознание юности как особого этапа в жизни человека, а молодежи как отдельной социальной группы произошло по историческим меркам сравнительно недавно. В традиционном обществе человек прямо из детства вступал в зрелый возраст, без каких бы то ни было промежуточных стадий. Существовали специальные обряды посвящения во взрослое состояние.
Примерно столетие назад началось научное изучение проблем молодых. Первоначально преобладал биологический, физиологический подход. Главную причину изменений личности в юношеском возрасте связывали с половым созреванием человека. Постепенно все большее внимание стало уделяться роли социальных факторов: воздействию окружающей культурной среды, характеру воспитания в семье и школе, влиянию друзей. Именно социальное становление, освоение основных социальных ролей стали рассматривать как главный вектор развития личности в юношеском возрасте.
Обычно на пути взросления выделяют два этапа: подростковый период и юность. Однако возрастные рамки каждого из этапов довольно расплывчаты. В современной отечественной психологии подростковым чаще всего считается возраст 11–15 лет, а ранним юношеским – 16–18 лет, однако в ряде случаев верхним пределом выступает 20-летний возраст. Из западной психологии к нам пришел термин «тинейджер», охватывающий молодых людей от 13 до 19 лет, т. е. в возрасте, обозначаемом числительными, заканчивающимися на «teen» (thirteen–nineteen).
Молодежь как социальная группа ( 10-11 класс)
Молодежь – это группа, объединенная на основе социального и демографического признака, характеризуется определенными возрастными характеристиками (люди от 16 до 25 лет).
Именно в возрасте 16 – 25 лет окончательно формируется личность человека, завершается его социализация. Это период, когда человек становится социально-зрелым, самостоятельным, входит в мир взрослый людей и адаптируется к нему.
Молодежь как социальная группа имеет ряд социальных особенностей:
- необходимость освоения новых социальный ролей (усвоение и принятие социальных стереотипов и норм поведения, принятых в обществе);
- большие возможности для социальной мобильности (перспективы профессионального роста, возможность получения образования);
- неустойчивость, переходность положения («поиск себя», частая смена работы, получение образования).
Кроме того, молодежь отличается специфическим набором психологических качеств:
- противоречивость внутреннего мира (связана с тем, что мировоззрение личности в этот период сложилось еще не до конца);
- неустойчивая психика, высокий уровень эмоциональности;
- низкая толерантность (отсутствие терпимости, радикальность взглядов);
- желание выделиться из толпы, отличаться от остальных;
- наличие молодежной субкультуры.
Развитие социальных ролей в юношеском возрасте ( 10-11 класс)
Подростковый возраст – это стадия развития личности, которая обычно начинается с 11 – 12 и продолжается до 16 – 17 лет – периода, когда человек входит во «взрослую жизнь». В это время происходит жизненное самоопределение подростка, формируются планы на будущее. Идет активный поиск своего «Я» и экспериментирование в разных социальных ролях. Подросток изменяется сам, пытается понять самого себя и свои возможности. Изменяются требования и ожидания, предъявляемые к нему другими людьми. Он вынужден постоянно подстраиваться, приспосабливаться к новым условиям и ситуациям, но не всегда это происходит успешно. Внутренний кризис самооценки подростка возникает в связи с расширением и ростом возможностей, с одной стороны, и сохранением детско – школьного статуса, с другой. Происходит становление мировоззрения молодого человека. Характерно стремление к лидерству в группе сверстников. Итак, социальные роли юношества: ребенок для родителей; ученик для преподавателя; лидер в группе сверстников; призывник для военкомата; спортсмен в секции; старший брат или сестра и др.
Молодежная субкультура ( 10 класс)
Социально-психологические особенности молодежи как социальной группы проявляются и в существовании специфической молодежной субкультуры (от лат, sub — частица, указывающая на нахождение под чем-либо, около чего-либо).
Под молодежной субкультурой понимается прежде всего культура определенного молодого поколения, обладающего общностью стиля жизни, поведения, групповых норм, ценностей и стереотипов. Молодежное сознание является основой, носителем особой субкультуры, вторичной по отношению к культурной среде взрослого населения.
Как особая субкультура она имеет свои собственные цели, ценности, идеалы, иллюзии, не всегда и не точно повторяющие господствующие в обществе взрослых; ей присущ собственный язык. В молодежной субкультуре как в сложном и многомерном явлении, в свою очередь, выделяются более мелкие, но тем не менее жестко оформленные субкультуры (панки, рейверы, рокеры, скины, кислотная молодежь, футбольные и музыкальные фаны и др.).
В то же время можно выделить общие черты, под влиянием которых она формируется.
Кто может быть лидером? (6 класс)
Чаще всего лидер принимает на себя руководство коллективом или же группой ребят. Человек в группе играет разные роли. Самым интересным является то, что каждая из ролей дает возможность человеку проявить себя с той или другой стороны.
Истинного лидера выдвигает группа ребят — класс, секция, кружок. Он увлекает людей за собой, готов разделить с ними собственные успехи и достижения. И никогда настоящий лидер не станет противопоставлять себя окружающим во имя личного честолюбия.
Задание EO0221D
В приведённом ниже ряду найдите понятие, которое обобщает/включает все остальные представленные понятия. Запишите это слово (сочетание слов).
Школьный класс, семья, социальная группа, трудовой коллектив, члены садового товарищества.
Для того, чтобы верно ответить на этот вопрос, важно понимать понятие «социальная группа» и знать, какие существуют виды социальных групп.
Социальная группа – это объединение людей, имеющих общие интересы или социальный признак, одинаковые ценности и нормы поведения.
Социальные группы можно условно разделить на официальные и неофициальные. К официальным относятся: трудовой коллектив, школьный класс, члены объединений и товариществ. К неофициальным можно отнести группу друзей. Семья – особая социальная группа, которая объединяет в себе признаки официальной и неофициальной.
Таким образом, обобщающим для приведенных выше понятий будет понятие «социальная группа».
Ответ: социальнаягруппа
pазбирался: Полина Белинская | обсудить разбор | оценить
Задание EO092C52
Запишите слово, пропущенное в таблице.
АГЕНТ (ИНСТИТУТ) СОЦИАЛИЗАЦИИ | ХАРАКТЕРИСТИКА |
Государство | Один из главных агентов вторичной социализации, способствующий формированию и развитию качеств человека как гражданина, субъекта политической жизни |
… | Важнейший агент первичной социализации, в ходе которой ребёнок усваивает элементарные приёмы самообслуживания в быту, навыки общения с окружающими |
Для того, чтобы дать верный ответ, вспомните, какие существуют агенты социализации и в чем заключаются их особенности. Агенты социализации делятся на две группы:
Агенты первичной социализации, которые помогают ребенку усвоить первичные моральные нормы, приобрести элементарные навыки самообслуживания, общения, дают обыденные знания об окружающем мире. Важнейший агент первичной социализации – семья. Также к этой категории относятся близкие родственники, друзья, братья и сестры.
Агенты вторичной социализации выполняют, как правило одну или две функции, развивая в человеке конкретные качества (школа формирует представление человека о мире и коммуникативные навыки, государство способствует становлению качеств человека как гражданина и т.п.).
Таким образом, в таблице пропущено слово «семья».
Ответ: семья
pазбирался: Полина Белинская | обсудить разбор | оценить
Задание EO2502s
Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «социальная группа»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения, содержащие информацию о социальной группе.
Вспомним определение социальной группы: объединение индивидов, которые определенным образом осуществляют взаимодействие между собой и связаны определенной системой отношений. Или: объективно существующая устойчивая совокупность индивидов, имеющая только ей присущие признаки.
В первом предложении мы можем написать о том, как классифицируются социальные группы.
- Социальные группы могут классифицироваться в зависимости от их численности, характера взаимодействия их членов между собой, способа организации и регулирования взаимодействия, принадлежности к ним индивидов.
- В зависимости от критерия классификации социальные группы могут быть большими и малыми, первичными и вторичными, формальными и неформальными, ингруппами и аутгруппами.
Во втором предложении можно, как вариант, подробнее рассказать о каких-либо двух типах социальных групп, например:
- В первичной социальной группе взаимодействие членов отличается высокой эмоциональностью и имеет межличностный характер, а во вторичной взаимодействие носит формальный характер и подчинено достижению определенной общей цели.
- Ингруппа – это такая группа, принадлежность себя к которой индивид ощущает и считает эту группу «своей», а аутгруппа – та группа, к которой индивид не принадлежит и считает ее для себя чужой.
- В малой социальной группе немногочисленные члены хорошо знают друг друга и находятся в прямых взаимоотношениях, а к большим социальным группам могут относиться незнакомые люди, которые занимают одинаковое положение в структуре общества.
Также можно написать о том, что совокупность социальных групп образует социальную структуру общества, или о том, что в течении жизни человек принадлежит к большому числу социальных групп, среди которых – семья, школьный класс, студенческая группа, коллектив друзей.
Ответ может выглядеть так:
Социальная группа — объединение индивидов, которые определенным образом осуществляют взаимодействие между собой и связаны определенной системой отношений. В зависимости от критерия классификации социальные группы могут быть большими и малыми, первичными и вторичными, формальными и неформальными, ингруппами и аутгруппами. Ингруппа – это такая группа, принадлежность себя к которой индивид ощущает и считает эту группу «своей», а аутгруппа – та группа, к которой индивид не принадлежит и считает ее для себя чужой.
Ответ: смотрите решение
pазбирался: Полина Белинская | обсудить разбор | оценить
Задание EO2201s
Чем, по мнению авторов, различается протекание процесса социализации у детей и взрослых (используя текст, приведите одно различие)? Привлекая обществоведческие знания, укажите другие два различия.
Социализация проходит этапы, совпадающие с так называемыми жизненными циклами. Они отмечают важнейшие вехи в биографии человека, которые вполне могут служить качественными этапами становления социального «Я»: поступление в вуз (цикл студенческой жизни), женитьба (цикл семейной жизни), выбор профессии и трудоустройство (трудовой цикл), служба в армии (армейский цикл), выход на пенсию (пенсионный цикл).
Жизненные циклы связаны со сменой социальных ролей, с приобретением нового статуса, отказом от прежних привычек, окружения, дружеских контактов, изменением привычного образа жизни.
Каждый раз, переходя на новую ступеньку, вступая в новый цикл, человеку приходится многому переобучаться. Этот процесс распадается на два этапа, получившие в социологии особые названия.
Отучение от старых ценностей, норм, ролей и правил поведения называется десоциализацией.
Принцип, согласно которому развитие личности в течение всей жизни идёт по восходящей и строится на основе закрепления пройденного, является непреложным. Но свойства личности, сформировавшиеся ранее, не являются незыблемыми. Ресоциализацией называется усвоение новых ценностей, ролей, навыков вместо прежних, недостаточно усвоенных или устаревших. Ресоциализация охватывает многие виды деятельности — от занятий по исправлению навыков чтения до профессиональной переподготовки рабочих. Психотерапия также является одной из форм ресоциализации. Под её воздействием люди пытаются разобраться в своих конфликтах и изменить своё поведение на основе этого понимания.
Десоциализация и ресоциализация — две стороны одного процесса, а именно взрослой, или продолженной, социализации.
В детском и подростковом возрасте, пока индивид воспитывается в семье и школе, как правило, никаких резких изменений в его жизни не происходит, исключая развод или смерть родителей, продолжение воспитания в интернате или детском доме. Его социализация проходит плавно и представляет собой накопление новых знаний, ценностей, норм. Первое крупное изменение происходит только со вступлением во взрослую жизнь.
Хотя процесс социализации продолжается и в этом возрасте, он существенно меняется. Теперь на первый план выходят десоциализация и ресоциализация. Иногда человек попадает в такие экстремальные условия, где десоциализация заходит столь глубоко, что превращается в разрушение нравственных основ личности, а ресоциализация является поверхностной. Она не способна восстановить всё богатство утраченных ценностей, норм и ролей.
(В. В. Касьянов, В. Н. Нечипуренко, С. И. Самыгин)
Сначала авторы рассуждают о процессе социализации вообще, а в предпоследнем абзаце сравнивают прохождение этого процесса в детстве и во взрослом возрасте. Выпишем их точку зрения и вспомним, что мы знаем по теме социализации из курса обществознания. Получаем ответ:
Различия в протекании процессов социализации у детей и взрослых:
- В детском возрасте в жизни человека не происходит резких изменений, исключая отдельные случаи, социализация проходит плавно, равномерно, представляет собой процесс накопления новых знаний, ценностей и норм. А во взрослом возрасте на первый план выходят десоциализация и ресоциализация.
- В детском возрасте процесс социализации в основном осуществляется с помощью игр, а во взрослом происходит с помощью других видов деятельности.
- В детстве на социализацию большое влияние оказывают агенты первичной социализиации (которыми являются родственники, родители), а во взрослом на первый план выходят агенты вторичной социализации( различные организации, общественные учреждения).
Ответ: смотрите решение
pазбирался: Полина Белинская | обсудить разбор | оценить
Задание EO1104s
Выберите в списке верные положения о семье в современном обществе. Цифры, под которыми они даны, запишите в ответ.
- Семья – единственный социальный институт, к функциям которого относится социализация подрастающего поколения.
- Возникновение государства повело за собой и возникновение семьи.
- Одна из важных функций семьи – организация совместного досуга и общения.
- Многодетные семьи встречаются реже, чем мало- и среднедетные.
- Семья продолжает выполнять функцию основной производственной ячейки.
Первое положение неверно, ведь социализацией детей занимаются также, к примеру, школа и детский сад. Второе также не подходит – семья возникла гораздо раньше, чем государство. А вот третье верно – досуговая функция для семьи очень важна. То, что многодетных семей сейчас меньше, также верно. Функция основной производственной ячейки, наоборот, семьей не выполняется уже довольно давно.
Ответ: 34
pазбирался: Полина Белинская | обсудить разбор | оценить
Задание EO0206s
Найдите понятие, являющееся обобщающим для всех других представленных понятий. Запишите это слово/словосочетание.
Школьный класс, семья, компания друзей, сборная команда, студенты, социальная группа.
Все понятия, перечисленные в задании, подразумевают под собой определенную совокупность людей, объединенную какими-либо общими потребностями или интересами, общей деятельностью, осознанием людей их принадлежности к ней. Это – характеристики социальной группой, которая как раз выступает в роли обобщающего слова для остальных понятий. Школьный класс, семья, компания друзей, сборная команда, студенты – все это примеры разнообразных социальных групп.
Ответ: социальная группа
pазбирался: Полина Белинская | обсудить разбор | оценить
Задание EO0102s
Запишите слово, пропущенное в схеме (строчными буквами, например: общество).
Задание, где дается не таблица, а схема, на первый взгляд кажется сложнее – ведь здесь нет характеристик каждого элемента, которые могли бы облегчить понимание того, о чем идет речь. Однако, если внимательно посмотреть на функции, нетрудно вспомнить, что такое их сочетание характерно для такого социального института, как семья.
Ответ: семьи
pазбирался: Полина Белинская | обсудить разбор | оценить
Дана Донецкая | Просмотров: 9k
Найди верный ответ на вопрос ✅ «Какие формальными, а какие неформальными социальные группы 1 Семья 2 Учебный класс 3 Парламент 4 Группа друзей 5 политическая партия …» по предмету 📙 Обществознание, а если ответа нет или никто не дал верного ответа, то воспользуйся поиском и попробуй найти ответ среди похожих вопросов.
Искать другие ответы
Главная » ⭐️ Обществознание » Какие формальными, а какие неформальными социальные группы 1 Семья 2 Учебный класс 3 Парламент 4 Группа друзей 5 политическая партия
Социальные группы: определение, виды, примеры
Здравствуйте, уважаемые читатели блога KtoNaNovenkogo.ru. Каждый человек уникален. Но при этом он относится к каким-либо социальным группам, даже не желая и не ведая того.
Существует множество признаков, по которым принято классифицировать людей. Человечество разделяется на женщин и мужчин, на бедных и богатых, на расы и т.д.
Одним из классифицирующих признаков является принадлежность к какой-либо социальной группе.
Рассмотрим сегодня, что такое социальная группа и какие виды социальных групп существуют.
Социальная группа – это …
Сначала определимся, что такое «социальный». Слово имеет корни в латинском языке и переводится как «общественный», т.е. социальный, значит, относящийся к существованию человека в социуме (обществе). Жить в обществе и быть оторванным от него – невозможно. Хотим мы того или не хотим, но мы подчиняемся законам общества, в котором живем.
Группа – это совокупность чего-либо или кого-либо.
Как только рождается человек, он сразу становится членом социальной группы под названием «семья». Чем дольше человек живет, тем в большее количество социальных групп он входит. Пример перечня социальных групп, членом которых может быть рядовой взрослый человек:
- семья;
- трудовой коллектив;
- компания друзей;
- школьный родительский комитет;
- болельщики «Спартака»;
- политическая партия;
- общественная дружина;
- постоянный клиент магазина и пивного бара;
- и т.д.
Следовательно, социальная группа – это группа людей, формально или неформально объединенных общими идеями, общей деятельностью, общими целями.
Каждый, отдельно взятый человек, может быть как пассивным участником какой-либо социальной группы, так и ее создателем. Например, организовав группу волонтеров по уборке парковых зон или кружок любителей пения птиц.
Укрупненная классификация социальных групп:
Признаки социальной группы
Принадлежность к какой-либо социальной группе определяется соответствием целому перечню признаков:
- участники социальной группы взаимодействуют между собой на физическом или виртуальном уровне. Это может происходить по собственному желанию или под воздействием обстоятельств. Например, не по собственному выбору человек может родиться русским, американцем, французом и так далее. Но по собственной воле он может вступить в политическую партию, жениться и т.д.;
- у участников есть общие цели;
- участники осознают принадлежность к определенной группе и считаются ее членами с точки зрения других людей;
- участники придерживаются определенных норм и правил (официальных и (или) неофициальных).
Виды социальных групп
Социальные общности и группы принято классифицировать в зависимости от определенных признаков.
В зависимости от численности:
- малые социальные группы. К ним относят группы до 30 человек. Примеры: семья («ячейка общества»), компания приятелей;
- большие (расы, последователи определенной религии).
В зависимости от организации взаимосвязи:
- формальные (официальные), отношения в таких группах регулируются официальными правилами (нормами, Уставом, предписанием и т.д.). Например, такой социальной группой является профсоюз, политическая партия, школьный класс;
- неформальные (клуб любителей бега среди пенсионеров, байкерский клуб).
В зависимости от характера взаимодействия:
- первичные, т.е. основанные на межличностном взаимодействии. Примеры: компания друзей, семья;
- вторичные, т.е. взаимодействие носит формально-деловой характер, может осуществляться без личного общения (например, трудовой коллектив большой производственной фирмы).
В зависимости от факта существования:
- номинальная. Например, пассажиры пригородных электричек, постоянные покупатели какого-либо магазина;
- реальная, т.е. основным фактором выделения этой группы является осознаваемый (реальный) признак. К примеру, дети, молодежь, пенсионеры.
В зависимости от времени существования конкретной социальной группы:
- кратковременная, к примеру – толпа (стихийное или организованное скопление людей);
- долговременная (школьники, семья).
В зависимости от демографических признаков:
- по полу: мужчины и женщины;
- по возрасту: младенцы, дети, молодежь, люди среднего возраста, пожилые. Каждый из нас с течением времени проходит все перечисленные социальные группы, определяющиеся возрастом.
В зависимости от территории проживания:
- горожане или сельские жители;
- жители того или иного региона;
- граждане того или иного государства.
Молодежь как социальная группа
Молодежь – это социальная группа, складывающаяся по демографическому признаку (возрасту). Возрастные рамки – от 16 до 25 лет.
Особенности этой группы:
- адаптация к миру взрослых, как следствие:
- высокая социальная мобильность,
- противоречивость суждений и поступков,
- неустойчивость психики,
- низкий уровень терпимости к окружающему миру (людям, событиям и т.д.);
- активный поиск своего места в жизни;
- наивысшая возможность профессионального роста;
- наличие специфической субкультуры.
Автор статьи: Елена Копейкина
Социа́льная гру́ппа — совокупность людей, имеющих общие признаки (социальное положение, пол, возраст, национальность, профессия, образование, религиозная принадлежность, интересы, ценности, нормы поведения и др.).
Человек как социальное существо обретает свойства полноценной человеческой личности (сознание, мышление, речь, ответственность, самоконтроль, трудовые навыки) только в контексте социальных отношений, в том числе групповой деятельности. В процессе жизнедеятельности люди объединяются в социальные общности — относительно целостные и устойчивые группы людей. Социальные общности возникают на основе общих потребностей, совместной деятельности, сходных условий жизни. В ходе социального взаимодействия членов общности формируется определенная культура и самосознание.
В обществознании иногда выделяют биосоциальные группы — общности людей, объединенных природными признаками (расовой принадлежностью, полом, возрастом).
Особое место в социальной структуре занимают маргинальные группы, в которые входят люди без определенного положения в обществе (иммигранты, безработные и др.).
Каждый человек принадлежит к какой-либо социальной группе, совокупность социальных групп составляет общество.
Все социальные группы характеризуются определенными чертами, связями, отношениями с другими социальными общностями. В группе вырабатывается система норм, правил, обычаев, стандартов поведения, которые регулируют деятельность и поступки членов этой группы, определяют взаимоотношения между ними.
Группа влияет на формирование характера человека, его поведение, мировоззрение, ценностные ориентиры.
В ходе взаимодействия с другими членами группы человек приобретает опыт сотрудничества, общения, совершенствует коммуникативные навыки, учится выполнять социальные нормы и участвовать в нормотворчестве. Группа дает человеку возможность сопоставить свои поступки и общепринятой системой ценностей, сформировать самосознание и самооценку, разделить эмоциональные переживания с другими людьми.
В то же время личные ценности, интересы, творческие поиски индивида могут быть непонятны другим членам группы, что приводит к деформации самооценки, внутреннему конфликту или разрыву с окружением. Иногда группа требует от индивида конформизма — изменения установок, мнения, поведения в соответствии с теми, которые господствуют в данной группе.
В обществознании выделяют несколько видов социальных групп на основании различных критериев.
По критерию численности различают большие и малые социальные группы.
Для малой социальной группы характерны следующие черты:
– небольшое число людей, входящих в состав группы (от 2-3 до 20-30 человек);
– непосредственные контакты между членами группы, межличностное взаимодействие;
– распределение функций и социальных ролей среди членов группы;
– общность целей деятельности;
– общность интересов, ценностных установок, обычаев и традиций, стереотипов поведения;
– устойчивость во времени.
Примеры малых групп: семья, производственная бригада, компания друзей, школьный класс.
Большая социальная группа характеризуется следующими признаками:
– многочисленность;
– одинаковое положение членов группы в структуре общества;
– общность интересов;
– отсутствие прямых контактов между членами группы.
Примеры больших социальных групп: сословия, классы, социальные слои, этнические общности, возрастные группы (молодежь, пенсионеры), профессиональные группы (научное сообщество).
С точки зрения характера взаимодействия внутри человеческой общности выделяют первичные и вторичные социальные группы.
Первичная социальная группа — это совокупность людей, которые хорошо знают друг друга и вступают в непосредственное взаимодействие, межличностные отношения. Связи между членами первичной группы являются очень тесными, предполагают взаимную поддержку, а сама группа оказывает значительное влияние на людей, входящих в ее состав. Примеры первичных социальных групп: семья, группа друзей, соседи по лестничной площадке.
Вторичная социальная группа — совокупность людей, которые вступают в формально-деловые отношения для достижения конкретной общей цели. Отношения между членами группы часто носят обезличенный характер и не предполагают тесной эмоциональной связи. Примеры вторичных социальных групп: творческий союз, политическая партия, производственно-хозяйственное объединение.
Представители одной социальной группы осознают свою принадлежность к ней, независимо от того, есть ли между ними тесные связи (первичная социальная группа) или связи эти носят поверхностный характер (вторичная социальная группа).
По факту существования социальные группы в обществознании подразделяются на номинальные и реальные.
Номинальная социальная группа — совокупность людей, выделенная для целей статистического учета населения, искусственно сконструированная социальная категория. Примеры номинальных социальных групп: пассажиры пригородных поездов, любители классической музыки, шахматисты, покупатели определенного вида продукта.
Реальная социальная группа — совокупность людей, выделенная по осознаваемым людьми реальным признакам (полу, возрасту, национальной или религиозной принадлежности, профессии и т. п.). Примеры реальных социальных групп: мужчины, женщины, студенты, врачи, горожане, русские, мусульмане и др.).
В зависимости от способа организации и регламентации внутригруппового взаимодействия людей социальные группы подразделяют на формальные и неформальные.Формальная социальная группа — общность людей, которая создается и функционирует как субъект социального действия только в рамках официальных организаций. Формальная группа — это разновидность малой группы; поведение ее членов регламентируется официальными правилами и документами, социальными институтами.
Примеры формальных социальных групп: научное общество, класс, спортивная команда, производственная бригада.
Неформальная социальная группа — группа людей, возникшая на основе межличностных отношений, общности личных интересов, увлечений. Поведение членов группы не регламентируется, подчиняется неофициальным нормам и традициям.
Примеры неформальных социальных групп: организации болельщиков спортивных команд, фан-клубы артистов и музыкальных коллективов.
В обществознании также существует понятие «квазигруппа», которое иногда используют для обозначения неформальных или номинальных социальных общностей. Квазигруппа — это малоустойчивая неформальная совокупность людей, связанных одним или немногими типами взаимодействия. Квазигруппа не имеет четкой структуры, организации, системы норм и ценностей, однако при определенных обстоятельствах может превратиться в группу.
К квазигруппам относят аудиторию (совокупность людей, воспринимающих определенный вид информации — теле- или радиопередачу, концерт и т. п.), фан-группы спортивных команд или музыкальных коллективов, случайные скопления людей в публичных местах.
Индивид в составе квазигруппы подвержен ее влиянию, легко перенимает настроение и манеры поведения, преобладающие в группе, его действия могут принимать бессознательный и непредсказуемый характер. В социальной психологии это явление обозначают термином «эффект толпы».