Компания dendy смогла реализовать за все время своего существования более копий консоли

В начале девяностых почти каждый ребёнок из США и Европы мечтал о Nintendo или Sega, но для большинства детей из России – эти слова ничего не значили. Видеоигровые гиганты еще не вышли на российский рынок. У ребёнка из России была другая мечта – приставка Dendy.

Фото: en.wikipedia.org

Dendy появилась на российском (и только на российском) рынке зимой 1992 года. Её создателем стал менеджер компании «ПараГраф» Виктор Савюк.

В то время видеоигры были доступны только для ПК, а собственный компьютер имели чаще всего программисты и крайне зажиточные люди. Поэтому Савюк, впервые увидевший Nintendo, был шокирован инновацией – стационарный игровой автомат можно подключать к телевизору и играть. Савюк предложил производство и продажу подобных игровых консолей главе «ПараГраф» Степану Пачикову, но он не поддержал идею. Тогда амбициозный предприниматель обратился к производителям принтеров и компьютеров Steepler – им проект понравился. В частности, планировалось сделать пиратскую версию Nintendo Famicom и продавать ее в России.

Изготавливать Dendy решили в Тайване – качество китайский консолей в то время оставляло желать лучшего. Делать пиратские консоли – незаконно, как для США, так и для Европы, но тайванский производитель не обращал на это внимание.

Фото: dtf.ru

Первая партия Dendy – 3000 консолей. Огромные деньги ушли на рекламу продукта. Музыку для рекламы записала группа «Несчастный случай», а её знаменитый слоган «Играют все» придумал один из музыкантов – Андрей Гуваков. Ситуация, когда пиратские игровые приставки широко рекламируются по телевидению, в наше время кажется абсурдной, но тогда это не противоречило правилам и законам страны.

Тем не менее, первая версия Dendy продавалась не очень хорошо: за полгода ушло только 2000 консолей. Одна из причин – высокая стоимость. Дело в том, что первые пиратские копии Nintendo работали на трёх микросхемах, а их можно было сократить до одной. При этом не изменилось бы качество, но стало дешевле производство.

В 1994 году Савюк принял решение закупать более дешевые версии и полностью обновить дизайн. Новая версия приставки получила название Dendy Junior. Бизнес начал расти.

Dendy Junior спустя два месяца после выпуска начала уходить по 70 000 единиц ежемесячно. На кабельном 2×2, а затем и на федеральном канале ОРТ появилась передача «Новая реальность» с Сергеем Супоневым, в которой обсуждали новые игры, а её логотипом был логотип Dendy – слонёнок.

Фото: dtf.ru

Steepler основал компанию Dendy в качестве дочерней компании, а Виктор Савюк стал её генеральным директором. В итоге Dendy Junior продалась в России от 1,5 до 2 миллионов единиц.

Такой успех не могли не заметить Nintendo. На тот момент закон об интеллектуальной собственности был только в разработке, поэтому «гиганту» пришлось закрыть глаза на пиратские приставки Dendy и попросить Steepler вывести на российский рынок новые Super Nintendo.

Dendy

Dendy Logo.gif
Dendy Junior с тележкой и joypads.jpg Dendy Junior с картриджем и контроллерами
Производитель Тайвань Micro Genius.

Россия Tenzor. Россия Steepler (дистрибьютор).

Россия AOZT Dendy (дистрибьютор)

Тип Игровая консоль
Дата выпуска
  • RUS : 1992
Снято с производства 1998
Продано единиц 1,5 миллиона — 6 миллионов
Носители Картридж с ПЗУ
ЦП MOS Technology 6502

Dendy (Русский : Де́нди) — тайваньский аппаратный клон из Family Computer (японская версия Nintendo Entertainment System ), произведенный для русских рынок. Он был выпущен в 1992 году компанией Steepler. Dendy была самой популярной игровой консолью своего времени в бывшем СССР регионе и пользовалась известностью, примерно такой же, как у NES / Famicom <79.>в Северной Америке и Японии. В 1992 году Dendy продавала в Российской Федерации за 39 000 рублей (примерно 70–80 долларов США ); к 1994 году в России было продано более миллиона единиц Dendy, а цена составила примерно 35 долларов.

Содержание

  • 1 История
  • 2 Технические характеристики
    • 2.1 Процессор
    • 2.2 Звук
    • 2.3 Сохранение игр
  • 3 Модели
  • 4 Игровые картриджи
  • 5 Прием
  • 6 Примечания
  • 7 Ссылки
  • 8 См. Также
  • 9 Внешние ссылки

История

Виктор Савюк (Русский : Виктор Савюк) Впервые о Nintendo услышал в 1991 году, когда она имела большой коммерческий успех с консолью NES в Японии и в западном мире. Надеясь повторить этот успех в России сразу после распада СССР, Савюк начал импортировать в Россию поддельные консоли из Азии. Хотя уже можно было покупать клоны Famicom и консоли NES у местных дистрибьюторов, Савюк начал строить планы по изобретению, регистрации и продвижению своего бренда. В поисках компании в Москве, которая могла бы управлять продажами и распространением на местном уровне, в 1992 году он наткнулся на Стиплера (русский : Стиплер), который согласился управлять этим аспектом бизнеса. Новая консоль будет называться Dendy (русский : Денди), а ее логотип был создан Иваном Максимовым.

Dendy впервые появился на рынке в декабре 1992 года по цене 39000 рублей (в 2019 году 173 доллара США). Маркетинг консоли привел к появлению серии анимационных телевизионных рекламных роликов с фразой «Dendy, Dendy! Мы все любим Dendy! Dendy — все играют!» Позже было запущено телешоу «Денди — Новая реальность». К апрелю 1993 года у Steepler было четыре региональных дистрибьютора, и выручка составила 500 миллионов рублей (что эквивалентно 1,3 миллиона долларов США в 2019 году).

Какое-то время основными конкурентами Dendy были аналогичные продукты из Китая. Лишь в ноябре 1993 года на рынок были выведены конкуренты — консоли Sega, импортированные Нишо Иваи и распространяемые Forrus. В начале 1994 года компания Steepler реорганизовалась, что привело к разделению и созданию компании Lamport, которая позже произвела Kenga, еще один клон Famicom. К середине 1994 года Steepler уже продал 1 миллион консолей Dendy и продавал от 100 000 до 125 000 в месяц с доходом в 5 миллионов долларов. В это время цена на консоли упала примерно до 30–35 долларов.

В августе 1994 года Инкомбанк и Стиплер объявили о планах создания совместного предприятия под названием Dendy, в которое Инкомбанк внесет капитал и получит 30% прибыли. В конце 1994 года появились еще два конкурента Dendy (также клоны NES ): Kenga, производимая Lamport, и Bitman, распространяемая R-Style и Subor (русский : Сюбор). В ноябре 1994 года вновь созданная компания Dendy подписала соглашение с Nintendo, в котором им было запрещено продвигать продукты Sega и предоставлены эксклюзивные права на распространение SNES в России. В контракте говорилось, что Nintendo не имеет претензий к консоли Dendy, и поэтому Стиплер может продолжать торговать ими. Из-за множества проблем Steepler потерпела крах в 1996 году. Дочерняя компания AOZT Dendy продолжала продавать консоли до 1998 года, когда они прекратили свою деятельность.

Производятся современные консоли Dendy, которые до сих пор можно найти вместе с китайской продукцией на многих рынках. в Китае и не имеют отношения к компании Steepler. Они также являются клонами более низкого качества, использующими SoC NOAC, которые страдают различными проблемами, наиболее распространенной из которых является отсутствие звука расширения (от чего страдает Dendy Jr). Многие также меняют местами пульсовые волны 25% и 50%. Консоли Dendy были клонированы, но отдельно ЦП и PPU.

Технические характеристики

Технические характеристики Dendy в основном соответствуют характеристикам PAL-версии NES, но есть некоторые различия в дизайне и исполнении.

Процессор

  • 6527P, Ricoh 2A03 -совместимый. 8-бит, 1,773447 МГц.

Точный набор микросхем и реализация различались в зависимости от модели и времени выпуска (при сохранении совместимости программного обеспечения). Чаще всего в консоли были две микросхемы производства UMC — UA6527P (CPU) и UA6538 (PPU), которые были интегрированы для совместимости с процессором 6502 и остальной логикой. Более поздние версии объединили все предыдущие реализации в единую микросхему с открытым фреймом.

Звук

  • Встроенный pAPU, 5 каналов.

Сохранения

Картриджи Dendy, которые содержали бы сохранения с автономным питанием, не выпускались. Никакие игры, которые полагались на это, не продавались, как большинство длинных ролевых игр.

Модели

Dendy выпускалась в двух основных конфигурациях: Dendy Classic и Dendy Junior . У них разный дизайн консоли и контроллера. Модели Dendy Classic I и II были переименованными вариациями Micro Genius IQ-501 и IQ-502 соответственно, производимых TXC Corporation в Тайване. Dendy Junior был разработан, чтобы напоминать Famicom. Затем они делятся на дополнительные подконфигурации, такие как Dendy Junior II, Dendy Junior IIP, Dendy Junior IVP, Dendy Classic II, которые могут не полностью согласовываться между партиями или регионами.

Dendy имеет два видеовыхода, RF- (антенный) выход, предварительно настроенный на частоту второго основного телеканала России, и композитный RCA. Некоторые консоли могут быть совместимы с телевизионным стандартом PAL, другие — с SECAM. Оба варианта Classic и Junior могут иметь один или два контроллера в коробке, причем контроллеры также продаются отдельно. (На рынке присутствовали другие конструкции геймпадов, различные формы, в том числе напоминающие форму Sega Genesis.)

Геймпады «Junior» могут иметь передний или боковой вывод кабеля, и на части консоли проводной или съемной. Розетки могут быть передними или боковыми. (Всегда на стороне Classic.) В системах с проводными контроллерами их всегда было два, с дополнительной розеткой для светового пистолета.

Младший может иметь или не иметь кнопок «Пуск» и «Выбор» на втором контроллере, но у него есть кнопки турбо. У них никогда не было микрофона. На пэдах Classic всегда есть Start и Select, а также всегда есть кнопки Turbo. Турбо-скорость, согласно рекламным буклетам Steepler, отличается: Junior — 7 повторов в секунду, Classic — 20 повторов в секунду. Dendies с суффиксом P в их названии включают световой пистолет.

  • Dendy Junior

  • Контроллер Dendy Junior

  • Dendy Junior II

  • Интерфейсы Dendy Junior II

  • Контроллеры Dendy Junior II

Игровые картриджи

Картриджи для Dendy

Картриджи очень похожи на оригинальные картриджи Famicom (японское происхождение NES ). Как и в случае с Famicom, оригинальные картриджи NES механически несовместимы с консолью Dendy из-за другого форм-фактора печатной платы и внешнего корпуса. Большинство игр, продаваемых для консолей Dendy, были бутлегами или копиями классических игр NES. Среди них multicarts, иногда с несколькими играми, многократно реплицированными или разделенными уровнями с возможностью выбора любого из них, иногда со слегка измененными спрайтами или картами. Оригинальных русских, тайваньских или китайских продуктов очень мало, так как они наиболее известны пиратской и нелегальной продукцией. Среди игр — серия Super Mario Bros., в которую входят три оригинальных Марио игры Nintendo, а также серия нелицензионных Mario игр, большинство из которых представляют собой другие игры для Famicom, в которых главный герой заменен на спрайты Марио. Примеры первоначально запрограммированной (но все еще нарушающей права на товарные знаки) игры включают печально известную Somari, которая является портом Sonic the Hedgehog с замененным спрайтом Sonic. авторства Mario, а еще один — нелицензионный 8-битный клон игры SNES Super Mario World.

Прием

Цены на Dendy в 1992 году начинались с 39 000 рублей (примерно 94 доллара). Что касается современного уровня доходов, цены в этом диапазоне были эквивалентны зарплате за несколько месяцев, и это фактически сделало Dendy недоступным для большинства людей. Однако по мере роста продаж Стиплер смог снизить цены так, что к 1994 году, когда было продано более миллиона единиц Dendy, цена упала примерно до 35 долларов.

Что касается продажи Dendy, большинство источников говорят, что от В России было продано от 1,5 до 2 миллионов консолей. Некоторые источники говорят, что в России и других странах бывшего СССР было продано около 6 миллионов консолей.

В современной России ностальгический ретрогейминг энтузиазм вызвал всплеск интереса в консоли Dendy.

Заметки

  1. ^Русский : Денди, Денди, мы все любимые Денди! Денди — играют все !, тр. Денди, Денди, мой все любим Денди! Денди — играют все!
  2. ^Русский : Денди — Новая реальность, тр. Денди — Новая Реальность

Список литературы

См. также

  • Pegasus

Внешние ссылки

СМИ, связанные с Dendy (console) на Wikimedia Commons

.

Для работы проектов iXBT.com нужны файлы cookie и сервисы аналитики.
Продолжая посещать сайты проектов вы соглашаетесь с нашей
Политикой в отношении файлов cookie

Недавно я разбирал старые вещи и случайно нашел картридж от приставки Dendy. Я не мог поверить своим глазам, так с момента его последнего использования прошло не меньше 30 лет, и я думал, что у меня их давно нет. Нахлынули тёплые воспоминания из детства, из 90-х годов, когда в России начали массово появляться консольные приставки.

Это сейчас компьютерные игры настолько продвинутые, что иной раз сложно отличить скриншот из игры от реальной фотографии, в те времена игровые приставки не могли похвастаться выдающейся графикой, но от этого не переставали быть желанными всеми детьми той эпохи. Предлагаю вам вместе со мной вспомнить, как это было, если вы застали начало этой эпохи игровых консольных приставок 90-х. В этой статье я собрал для вас 10 интересных фактов о первой массовой приставке в России — Dendy, которые не все знают.

1. Прототипом Dendy была приставка третьего поколения Famicom, которую производила японская компания Nintendo Entertainment System (NES). Название Famicom образовано от фразы «семейный компьютер» (family computer). Если быть точнее, тайваньская компания TXC Corporations производила аналоги (клоны) японской Famicom под названием Micro Genius, которая и приехала в Россию под брендом «Dendy». За несколько лет существования в РФ у приставки было несклько модификаций Dendy Classic, Dendy Junior, Dendy Classic II и Dendy Junior II, Dendy Junior II P, Dendy Junior IV P.

Приставки Nintendo Famicom и Steepler Dendy Junior

2. Автором бренда Dendy является бизнесмен Виктор Савюк, который, работая в компании «Стиплер», реализовал идею импорта и продаж приставок Dendy на территории Российской Федерации. Он также является автором рекламных слоганов «Dendy — Новая Реальность» и «Волшебный мир видеоигр», автор идеи создания телевизионной передачи «Денди — Новая Реальность» и выпуска журнала «Видео-Асс Dendy». По задумке автора название приставки должно было отсылать к безупречному стилю и лоску во внешнем виде английских мужчин, которых называли Dandy. Однако, учитывая невысокий на тот момент уровень проникновения английского языка в России, было принято решение заменить букву «a» в названии на «e».

Без ложной скромности можно сказать, что Виктор Савюк если и не создал индустрию компьютерных игр в России с нуля, то стоял почти у самых её истоков и придал огромный импульс её развитию.

Виктор Авксентьевич Савюк

3. Приставка Dendy появилась в продаже 17 декабря 1992 года по цене 39 000 рублей (94 доллара США). Приставка сразу стала мега-популярной, продажи росли экспоненциально, в какой-то момент было принято решение прекратить рекламу, потому что спрос намного превышал предложение. К середине 90-х годов тем не менее рынок насытился, появились различные аналоги 8-битных приставок, а также на рынке уже начали появляться следующие поколения приставок, более мощные 16-битные модели, поэтому спрос на Dendy постепенно иссяк. Сегодня те самые приставки и картриджи к ним являются объектами коллекционирования.

Картриджи для 8-битных приставок эпохи 90-х годов

4. Один из самых узнаваемых рекламных образов того времени, слоненок Денди, был нарисован мультипликатором Иваном Максимовым . За работу Иван получил $1000.

В создании рекламного ролика принимали участие музыканты группы «Несчастный случай». Музыку для рекламного ролика написал клавишник Сергей Чекрыжов, а слоган «Dendy — играют все» придумал бас-гитарист Андрей Гуваков.

Мотогонщик на фотографии на коробке, которая запомнилась нам с детства — это испанский профессиональный мотогонщик Карлос Кардус, выступавший за команду Honda Repsol в классе MotoGP 250cc. В 1990 году он выиграл 4 гонки и занял второе место в чемпионате мира. Позднее в дизайне коробок использовались фотографии и других мотоциклистов.

Иван Максимов, слонёнок Dendy и коробка от приставки

5. Примечательно, что в рекламе Dendy не было ни слова свойствах и характеристиках самой продукции. Демонстрировался лишь мультяшный персонаж, телевизор и неизвестное техническое устройство (приставка). Реклама активно присутствовала в эфире в течение двух недель до старта продаж и породила массу слухов, люди даже напевали мелодию из рекламного ролика. Этот кейс можно смело считать одним из первых примеров вирусной рекламы на ТВ в РФ.

Кадр из телевизионной рекламы Dendy, 1991 год

6. Nintendo в те времена считала рынок РФ бесперспективным, поэтому серьезных планов выхода на рынок не имела. Однако после начавшегося в 1991 году бума консольных приставок, Nintendo пересмотрела свои приоритеты и по началу даже рассматривала возможность судебного преследования компании «Стиплер». Однако закон и обстоятельства были полностью на стороне российского импортёра. Вся продукция копировала уже существовавшие на азиатском рынке клоны компании Nintendo, а не саму приставку Nintendo Famicom, в приставках Dendy отсутствовали оригинальные компоненты Nintendo, да и с маркетинговой точки зрения претензии смотрелись бы беспочвенно: продукция Dendy была уже широко известна, а вот про японскую компанию Nintendo в то время знали только в узких кругах.

Впоследствии, когда руководством Nintendo было принято решение о полноценном присутствии на российском рынке, в партнёры была выбрана именно компания «Стиплер». Это произошло уже в период расцвета 16-битных консолей, поэтому былые претензии на тему «8-биток» были забыты. Сотрудничество, впрочем, было не слишком удачным и недолгим.

7. Не думайте, что клонирование японских приставок было исключительно российской прерогативой. Наоборот, Россия присоединилась к индустрии консольных приставок одной из последних. Япония и США развивались опережающими темпами, поэтому задавали тренды, а остальная часть мира догоняла и клонировала приставки. «Свои» 8-битки были практически в каждой стране. Ниже вспомнил самые известные примеры:

  • Южная Корея — Supercom (Haitai), CPC-51B (Daewoo), Pascal Stereo (Yongtoys), Super Wonderboy (Sieco), Golden Boy (Daejin System)
  • Индия — Samurai
  • ЮАР — Entertainment system (Reggie’s)
  • Тайланд — Family FR-202
  • Польша — Pegasus (Кстати, производятся до сих пор), Batman AY-168AS
  • Бразилия и страны Латинской Америки — Bit System, Geniecom, NASA, Milmar Top System, Top Game VG-9000 «Double system» (GCE), Dynavision (Dynacom )
  • Аргентина — Family Game
  • Арабские страны — Daryar
  • Австралия — Spica IQ-701
  • Китай — большое количество производителей, даже смысла нет перечислять
  • Даже на Украине была «собственная» консоль — JIPPY. Это был очередной китайский клон NES Famicom, завозимый компанией «Атлантида». Правда проект долго не прожил, было завезено около 15000 шт., из которых 5000 ушло в Россию

На фотографиях ниже консольная приставка Little Player ABC-123 производства тайваньской Deguan. Это клон тайваньской же Micro Genius IQ-502 (TXC Corporations). Именно с этой приставки началось моё путешествие в мир компьютерных игр в детстве.

Моя первая 8-битка, Little Player ABC-123

8. Основная масса картриджей для приставок 90-х годов была китайского производства. Формально говоря, все эти картриджи на рынках и в магазинах характерного желтого цвета и характерной формы были пиратскими. Китайцы просто копировали дампы лицензионных игр и тиражировали их. Однако не многие знают, что были и картриджи отечественного производства. Они имели оригинальную форму, собственные микросхемы на коричневом текстолите (китайские картриджи были выполнены на зеленом текстолите) и содержали в основном те же игры, но дублированные на русский язык.

Производила их компания АО Электроника (та самая из СССР, которая копировала консоли Game & Watch от Nintendo. Да, да устройства с играми “Ну погоди!”, “Веселый повар”, “Авто-слалом”, “Космический мост” и другие (всего около 20-ти игр), не были придуманы в СССР, а были скопированы с японских оригиналов.

Картридж для 8-битной приставки от АО Электроника

9. Мало кто знает, но уже тогда в 90-е на обычной телевизионной приставке можно было поиграть в настоящие азартные игры. И речь не о «детском» казино, а о азартных играх с реальными деньгами. В то время гэмблинг никак законодательно не регулировался.

В картриджах игры был специальный слот, куда необходимо было вставлять пластиковую карту с баллами. Баллы использовались в игре, а карты приобретались в соответствующих магазинах. Выиграть, как вы понимаете было ничего невозможно, поэтому, покупая карту в магазине, вы прощались с деньгами навсегда. Игра называлась «Бонза».

Азартная игра Bonza для 8-битных приставок

10. В планах компании «Стиплер» был вывод на рынок самой мощной приставки в линейке 8-битко — Dendy Pro. Савюк описывал её газете «Коммерсант» как «новаторскую 8-битную приставку, качество которой не уступает японским аналогам». Выход консоли был запланирован на конец 1993 года. В качестве прототипа для приставки выступала Micro Genius IQ-1000 от той же TXC Corporations. Приставка имела один беспроводной джойстик и разъемы для наушников. Однако планам не суждено было сбыться, Dendy Pro так и не появилась на российском рынке. За всю историю существования Dendy было продано несколько миллионов приставок (от 2 до 6 миллионов по разным данным).

Игровая приставка Micro Genius IQ-1000

Это была отличная эпоха! Конечно, времена были сложными, впрочем, наверное, как и любые другие… В тот период наша страна проиграла холодную войну, СССР прекратил своё существование, новообразованные страны погрузились в эпоху первичного накопления капитала в условиях бандитского капитализма. Но мы тогда ничего этого не понимали, потому что были детьми. Мы познавали мир и играли в приставки. Поэтому, спасибо ещё раз той эпохе, какая бы она ни была, за наше тёплое ламповое детство!

Если помните интересные факты про приставки тех времен, пишите в комментариях, повспоминаем вместе! =)

Dendy

Dendy Logo.gif
Dendy Junior with cart and joypads.png

The Dendy Junior with a cartridge and detachable controllers

Developer Steepler
Manufacturer TXC Corporation
Subor
«Tensor» factory, Dubna
Product family Famicom hardware clone
Type Home video game console
Release date
  • RUS: December 17, 1992[1][2]
Discontinued 1998
Units sold 1,5[3] to 6[4] million
Media ROM cartridge
CPU Ricoh 2A03

Dendy (Russian: Де́нди) is a series of home video game consoles, an unofficial hardware clone of Nintendo’s third-generation Famicom. Dendy was produced by Steepler since late 1992, and assembled in Taiwan from Chinese components. It was mainly sold in Russia and post-Soviet countries. Manufacturing assembly grew to add the Subor factory in China and at Tenzor factory in Dubna town in Russia.

The Dendy lineup was divided into two categories: the basic Dendy Classic and the budget Dendy Junior, which differ in design, quality, and price. The Classic is a copy of the Micro Genius console of Taiwan TXC Corporation and was produced in the same factory. The Junior was made from cheaper system on a chip technology specifically for Steepler. A Dendy Pro version with one wired and one wireless gamepad was sold from only one small batch.

Because the Famicom and Nintendo Entertainment System were never officially sold in post-Soviet states, the Dendy achieved great popularity in the region. It was promoted through television programs and video game magazines. Dendy became a household name in Russia and began to be applied to the rest of the Famicom hardware clones, colloquially called Famiclones, and to other consoles. After the bankruptcy of Steepler, sales of the original Dendy ceased in 1998, and at the time, according to various estimates, between 1.5 and 6 million units were sold. It is believed that it created a market for video games and game consoles in Russia.

History[edit]

Beginning[edit]

Micro Genius IQ-501 console, which Steepler sold under the name Dendy Classic

In 1992, businessman Viktor Savyuk came to the Steepler company with a proposal to create and sell TV game consoles with removable game cartridges under the Dendy trademark.[4] Before that, the company had been supplying Hewlett-Packard products, system integration, and localizing the Windows 3.x operating systems into Russian with the CyrWin package.[4][2] The company’s founders planned to develop a gaming division, and in September 1992, Savyuk joined a newly established division.[2]

Savyuk established contacts with Taiwanese console manufacturers and expressed interest in their products. Steepler did not consider selling the original Famicom, as it was three times more expensive than existing bootleg clones, and Nintendo was not interested in the CIS countries market.[2] Eventually, Steepler made a deal with TXC Corporation, a Taiwanese firm that produced Famiclones and sold them under the Micro Genius brand.[5] The first console sold by Steepler under the Dendy brand was the Micro Genius IQ-501, which went on sale as the Dendy Classic. In creating the name, Savyuk chose the English word for Dandy — a man who emphasises physical appearance, refined language, and leisurely hobbies. The letter «a» was replaced by an «e» for easier reading in Russian.[2]

The console’s mascot, the elephant Dendy was drawn by Russian animator Ivan Maximov.[2] The console was advertised on Russian television with the slogan «Dendy, Dendy, we all love Dendy! Dendy — everybody plays!». The «Neschastniy Sluchai» music band recorded the commercial, with the music written by keyboardist Sergey Chekryzhov, and the slogan was created by guitarist Andrey Guvakov. Animation for the clip was also made with the band.[2] The commercial started running two weeks before the start of sales, and was broadcast by Video International.[2]

Dendy went on sale on December 17, 1992,[2] for 39,000 rubles (then equivalent to US$94).[6][1][7] However, a mistake in introducing the device to the market made the first batch with the PAL-I video standard, whereas the SECAM-DK standard was required instead. The whole first batch was repaired in Moscow. The first brand shops were opened in Moscow on Petrovka, Krasnaya Presnya and in the passage leading from the Teatralnaya metro station to the GUM department store.[2] By February 1993, sales were up to 3,000 consoles per month. Games were profitable, and Steepler managers traveled to the regions to find regional dealers and purchase advertising.[2]

Demand became very high, and in April 1993, Steepler already had four regional dealers and a turnover of 500 million rubles ($722,000).[8] By late 1993, up to 4,000 consoles were sold daily, and a study of consumer demand found that in the «consumer electronics» category, Dendy was in third place after the refrigerator and television set.[2] The console had become a household name and began to be applied to the other Famiclones, and to different consoles.[2][8] Steepler filled a virtually unoccupied niche, and the world’s manufacturers of computer games and consoles were not interested in Russia at that time. It did not have to fight for demand because the main competitors were «gray» imports of similar products made in China.[2][8] By the end of 1994, the company’s annual turnover reached $75–80 million. Steepler eventually suspended the advertising campaign because demand exceeded supply.[2]

Magazines and TV shows[edit]

While exploring the print press market, Steepler came across the magazine Video-Ace Computer Games and suggested that the publisher should start a joint publication. The first issue of Video-Ace Dendy, edited by Valery Polyakov, came out in the summer of 1993. The first seven issues of the magazine were advertising brochures for Steepler products.[2] Under an agreement with the French publisher Hachette Filipacchi-Press, the magazine also reprinted articles from the French magazines Joypad and Joystick. The magazine added articles on the Sega Mega Drive and Super Nintendo Entertainment System, which were also sold by Steepler.[2]

After funding delays, the contract to publish the magazine was terminated, and Steepler launched its own magazine, Dendy: The New Reality, published by the Ptyuch magazine editorial staff, with the texts written by Steepler’s advertising department. Six issues later, Dendy: The New Reality magazine closed down completely, and the editors of the closed Video-Ace Dendy magazine resumed publication under the name Velikiy Drakon, independently of Steepler.[2]

Beginning in September 1994, the television program Dendy: The New Reality was launched on 2×2 TV channel by Steepler.[2] The host was Sergei Suponev, who had previously hosted Time of Stars and Call of the Jungles. Each episode featured games for Dendy, Mega Drive, and Super NES. The show received high ratings and was very popular. After 33 episodes the program ended, and two months later it was resumed on the ORT channel as a second season with the abbreviated title The New Reality. The second season paid less attention to Dendy games, and in January 1996 the last episode aired.[2] Reasons for the closure were cited as unfortunate airtime, 3:45 p.m. on Fridays, as not all children were home or watching TV at that time,[6] and the production costs for each episode rose from $50,000 to $100,000. Shortly after The New Reality closed, MTK TV Channel launched a TV program called Dendy World, hosted by Semyon Furman and Sergei Gvozdev, which closed after 12 episodes.[2]

Nintendo contract, competition, and downfall[edit]

In 1994, 100,000-125,000 consoles were sold each month and the monthly turnover was $5 million.[2] By 1995, the company hired singer Oleg Gazmanov and his son Rodion to continue advertising.[2][9] In addition, the Argus animation studio was hired to produce a short animated film, The Adventures of Dendy the Elephant. A TV show consisting of thirteen episodes was also planned, but was never finished.[2] Savyuk later said that the company discovered that user loyalty was over 80%, and that no advertising was needed at that rate.[10]

Three new divisions were opened: Steepler Graphic Center for creating computer graphics, Steepler Trading for selling computer hardware, and a center for training programmers.[2] Steepler soon reorganizes, which resulted in Steepler Trading’s retail chain being spun off into a separate company, Lamport.[11]

In 1994, Steepler wanted to gain support from Nintendo and tried to establish contact with its European division through its regional office in Germany. After a period of ignoring contacts, Nintendo learned about the popularity of 8-bit console clones in Russia, so they contacted Steepler in early 1994 and invited Viktor Savyuk to a meeting in Seattle with Nintendo of America executives Minoru Arakawa and Howard Lincoln.[4][2] After many days of negotiations, Steepler reached an agreement with Nintendo, under which it gave up promotion of Sega products and received exclusive rights to distribute Super Nintendo Entertainment System and Game Boy consoles in Commonwealth of Independent States[2][12] and all post-Soviet states.[13] Under this agreement, Nintendo also relinquished its claim to Dendy sales.[4][2]

Tensor instrument factory in Dubna has been locally assembling and providing warranty repairs for Dendy consoles since 1994.

At the end of 1994, Steepler had two competitors: Lamport, which began to produce its own Kenga console, and Bitman, which bought Famicom, Mega Drive, and Game Boy clones from Taiwan. Kenga distinguished itself by offering the Ken-Boy portable console, while Bitman signed a formal agreement with Sega under which it began selling licensed Mega Drive 2, Mega CD 2, Mega Drive 32X, Game Gear, Sega Saturn and the educational Sega Pico.[2][14][15] Both companies closed their game businesses a year and a half later; Kenga repositioned itself as a children’s goods store, and Bitman was bought out by the R-Style company.[2]

In January 1995, sales dropped noticeably, and an investigation revealed that competitors had started buying consoles in China and were able to reduce prices below the cost of Dendy consoles. At the time, Dendy was still being manufactured in Taiwan.[2] In addition Subor, a Chinese company, entered the market. Subor had previously approached Steepler with a proposal for cooperation, but was rejected. With the support of the Chinese government, Subor opened an office in Moscow and engaged in dumping. After that Subor proposed to Steepler to transfer the production to the Subor factory, making the wholesale price $8–9 as compared to the previous $12 at the Taiwanese factory.[2] The terms were accepted, and an order was placed for 80,000 Dendy consoles at factories in China. In addition, Steepler gained the right to exclusively distribute the Subor SB-225 and SB-225B through its stores, and sales returned to previous levels.[2] In November 1995, Dendy had 10 subsidiaries in the regions and 80 dealers, and retail prices for the consoles dropped to $20.[16]

After the mid-1990s, the 16-bit Mega Drive and Super Nintendo consoles began to give way in the West to next-generation consoles, such as the first PlayStation. In Russia, the era of 8-bit consoles was also coming to an end. Steepler planned to start selling various consumer electronics, such as DVD players, under the Dendy brand. However, those plans fell through when Steepler won a tender to automate the State Duma. Due to opposition from the Federal Agency of Government Communications and Information and assassination attempts on employees, Steepler lost contracts with government agencies and went bankrupt in 1996.[4][2][17] The Dendy division survived as a separate company, even though working capital was held in Steepler accounts, and faced great difficulties. For a time, suppliers sold goods to the company on credit, but when that ran out, the Dendy division was forced to sell stock exclusively for months. Eventually, when the 1998 Russian financial crisis hit, the company closed completely.[4][2]

Some estimates of Dendy sales in Russia are between 1.5 and 2 million consoles, and other estimates range up to 6 million.[4][3] The console gained nostalgic status among those who were children in Russia in the 1990s, similar to the Nintendo and Sega consoles of the same era in the United States, Japan, and Europe. At the time, the name Dendy became synonymous with game consoles that plugged into a television set, and it is believed that it was Dendy that created the video game and game console market in Russia, and that it gave rise to the first generation of Russian gamers.[18][19] Its popularity led to the appearance of counterfeit Dendy clones from other manufacturers. As of 2021, Dendy are collectors’ items,[19] and popular among retrogaming fans in Russia.[19][20]

Models[edit]

  • Dendy Classic

    Dendy Classic

  • Dendy Classic II

    Dendy Classic II

  • Dendy Classic II controller

    Dendy Classic II controller

  • Dendy Junior

    Dendy Junior

  • Dendy Junior controller

    Dendy Junior controller

  • Dendy Junior II

    Dendy Junior II

  • Dendy Junior II controllers

    Dendy Junior II controllers

Dendy was produced in several modifications. In general, the lineup was divided into two categories: the basic Classic and the budget Junior. The first console of the series is a copy of the Taiwanese Micro Genius IQ-501, which was based on the Twin Famicom from Sharp. Taiwan’s TXC Corporation reimagined the Twin Famicom design and made the console more compact. Steepler rebranded the IQ-501 as the Dendy Classic and released it on December 17, 1992.[2]

In mid 1993, the Dendy Junior was released, which became «a simplified version of Classic for younger children». The company decided that it was necessary to create a console so cheap that it would be more profitable for wholesalers to buy it from Steepler than from Chinese suppliers. The Dendy Junior was created using cheaper technology and used a system on a chip. The console was originally designed by TXC Corporation on request specifically for Steepler, to compete with the suppliers of Chinese clones, which were of low quality and sold cheaper. The design of the console was copied from the original Famicom, and the box design was done by Rustem Adagamov. The Dendy Junior had a wholesale price of $29, and after its release Classic sales went up.[2]

The next model was the Dendy Junior II, which had a rounded case similar to the Dendy Junior, but the gamepads were non-detachable and the second of them lacked the Start and Select buttons. It was accompanied by the Dendy Junior IIP, which featured a light gun, similar in appearance to the NES Zapper, and a multi-game cartridge.[2]

After the Junior II, the Dendy Junior IVP was released, which missed out on the Junior III name because unknown competitors had released a modified Junior II model under that name. Steepler decided not to compete with them and immediately released the Junior IVP in black, made of cheaper plastic and with a light gun similar to the Beretta M9 included.[2]

The final model in the series was the Dendy Classic II, based on the Micro Genius IQ-502, with a new rounded design and new gamepads. The console was more expensive than the regular Junior versions and was in low demand. There were also plans to release Dendy Pro, based on the Micro Genius IQ-1000, which featured one wired and one wireless gamepad. Savyuk described it to Kommersant newspaper as a console that would «compete with the best Japanese 8-bit consoles»,[21] but in the end, he said it only went on sale in a limited batch of 1,000-1,200 units, which sold poorly.[2]

Game cartridges[edit]

A game choosing menu for 9999-in-1 multi-game cartridge «with gulls»

As a Famiclone, Dendy runs Famicom games. A large number of counterfeit copies of NES games, homemade hacked versions of games, and so-called «multi-game» cartridges, such as «99 in 1», were released for the Dendy. However, often, most of the games in the multi-game cartridges do not work, and the rest were essentially copies minor variations.[3] The first versions of the Dendy cartridges were sold in cases labeled «TV. GAME CARTRIDGE» and with a dust cover.[22] The most popular is the «Cartridge with gulls», with «9999 Games to 1», a menu with gulls flying over the sea, and an 8-bit arrangement of the «Unchained Melody» by The Righteous Brothers.[2]

The Dendy game library is a mix of legitimate games from American, Japanese, and European regions, and unofficial games by Chinese developers.[2] Dendy’s cartridges do not have memory for saving, so the games which used it, such as Final Fantasy, The Legend of Zelda and Metroid, never reached the Russian market.[2][23] Steepler’s Dendy cartridges yielded a collector market, with prices for game cartridges reaching tens of thousands of rubles as of 2021.[2]

Many counterfeit Dendy games were often created by combining elements from other games and were named after a famous game series, although they actually had nothing to do with it. Such games included Street Fighter V (made long before the real Street Fighter V), Contra 6, and Robocop IV.[24] Many Chinese developers copied games from other consoles for the Dendy and other Famiclones, such as Street Fighter II, Mortal Kombat, and various variants of Disney Interactive games.[2][23] One of the most famous counterfeit Dendy games is Somari, based on Sonic the Hedgehog for Sega Mega Drive and developed in Taiwan. However, the game has been slowed down compared to the original, interspersed with elements from Sonic the Hedgehog 2, and the protagonist instead of Sonic is Mario wearing Tails’s boots.[3]

When copying official games, counterfeiters often changed their code and removed the logos of the game companies, which often triggers copy protection that makes the game completely unplayable or much more difficult. The most famous examples are Bucky O’Hare for its extremely high difficulty, and Teenage Mutant Ninja Turtles III: The Manhattan Project, where the final boss Shredder became immortal and impossible to beat.[2][25]

  • Dendy cartridges

    Dendy cartridges

  • Cartridge with a branded Dendy sticker

    Cartridge with a branded Dendy sticker

  • 120 in 1 games cartridge (available games are repeated under different names)

    120 in 1 games cartridge (available games are repeated under different names)

  • Cartridge boards without cases, the top one is an earlier version with integrated memory chips

    Cartridge boards without cases, the top one is an earlier version with integrated memory chips

See also[edit]

  • Famiclones
  • Pegasus

References[edit]

  1. ^ a b Пичугин, Игорь (18 December 1992). «Steepler начал продавать Dendy — Московская фирма начинает большую видеоигру» (in Russian). Коммерсантъ. Archived from the original on 4 January 2012. Retrieved 20 June 2012.
  2. ^ a b c d e f g h i j k l m n o p q r s t u v w x y z aa ab ac ad ae af ag ah ai aj ak al am an ao ap aq ar as at Kostin, Semyon (14 December 2021). «Легенда о слоне: как IT-компания Steepler создала Dendy и основала российский консольный рынок» [The Legend of the Elephant: How the Steepler IT Company Created Dendy and Founded the Russian Console Market]. DTF (in Russian). Archived from the original on 14 December 2021. Retrieved 15 December 2021.
  3. ^ a b c d Hill, Mark (22 November 2013). «The Secret History of Knockoff Consoles». The Escapist. Archived from the original on 23 December 2018.
  4. ^ a b c d e f g h Хохлов, Олег (9 August 2016). «Приставка Dendy: Как Виктор Савюк придумал первый в России поп-гаджет». Секрет фирмы (in Russian). Archived from the original on 12 June 2018. Retrieved 10 June 2018.
  5. ^ Pichugin, Igor (18 December 1992). «Steepler начал продавать Dendy — Московская фирма начинает большую видеоигру» [Steepler started selling Dendy — Moscow firm starts big video game] (in Russian). Коммерсантъ. Archived from the original on 4 January 2012. Retrieved 20 June 2012.
  6. ^ a b Сударушкин, Дмитрий (February 2013). «Как продавали слона. История становления российского консольного рынка» [How an elephant was sold. History of the formation of the Russian console market]. Хакер (in Russian). No. 169.
  7. ^ «Мелкооптовая торговля». Коммерсантъ. 21 December 1992. Archived from the original on 15 October 2012. Retrieved 20 June 2012.
  8. ^ a b c Людмирский, Дмитрий; Пичугин, Игорь (14 April 1993). «Обзор российского рынка видеоигр — Бурный рост приводит к аномалиям» (in Russian). Коммерсантъ. Archived from the original on 6 January 2012. Retrieved 20 June 2012.{{cite web}}: CS1 maint: multiple names: authors list (link)
  9. ^ «Полугодовые итоги по бизнесу Dendy — К «русскому Nintendo» добавилась японская Sega». Коммерсантъ. 19 July 1994. Archived from the original on 7 August 2011. Retrieved 20 June 2012.
  10. ^ Верещагин, Андрей (30 October 2017). ««Я боялся, что название будут читать как Дендю» — интервью с создателем бренда Dendy». DTF (in Russian). Retrieved 22 December 2021.
  11. ^ «Реорганизация Steepler». Коммерсантъ. 1 February 1994. Archived from the original on 8 April 2015. Retrieved 21 September 2011.
  12. ^ Mandrova, Natalia (26 November 1994). «Реклама: казнить нельзя помиловать» [Advertising: Execution cannot be pardoned]. Коммерсантъ. Archived from the original on 2 January 2012. Retrieved 15 June 2012.
  13. ^ Pichugin, Igor (1 November 1994). «Соглашение Steepler и Nintendo» [Steepler and Nintendo Agreement]. Коммерсантъ (in Russian). Retrieved 12 February 2022.
  14. ^ Сергеев-Ценский, Антон (April 1996). «Шаги Командора». Магазин Игрушек (журнал) (in Russian). No. 4 (Магазин Игрушек ed.). Компьютерра. pp. 89–90. ISSN 1819-2734.
  15. ^ «ВИДЕОПРИСТАВКИ. Новинки в компьютерных играх». Аргументы и факты (in Russian). 19 April 1995. Archived from the original on 31 October 2021. Retrieved 18 December 2021.
  16. ^ ««Денди» сделала ставку на регионы». Коммерсантъ (in Russian). 2 November 1995. Archived from the original on 13 February 2013. Retrieved 20 June 2012.
  17. ^ Вадим Резвый (3 April 2004). «Кто подставил слоника Dendy?». Forbes. Archived from the original on 30 April 2012. Retrieved 20 February 2012.
  18. ^ Calvin, Alex (17 December 2017). «How a counterfeit NES console opened up the Russian games market». Eurogamer. Archived from the original on 26 November 2021. Retrieved 18 December 2021.
  19. ^ a b c Аликин, Алексей; Ермаков, Дмитрий (7 January 2021). ««Денди» навсегда: почему россияне до сих пор играют в приставку». РИА Новости (in Russian). Retrieved 12 January 2022.{{cite web}}: CS1 maint: multiple names: authors list (link)
  20. ^ Toohey, Nathan (2010). «Retro-kitsch in Moscow’s time machine». The Moscow News.
  21. ^ Пичугин, Игорь (14 April 1993). «Российский рынок видеоигр расширяется – Steepler выпустит еще три игровые приставки» (in Russian). Коммерсантъ. Archived from the original on 19 March 2017. Retrieved 17 December 2021.
  22. ^ Костин, Семён (16 March 2017). «Эпоха Dendy: как появились консоли в России». DTF (in Russian). Retrieved 17 December 2021.
  23. ^ a b Никифоров, Кирилл (5 October 2020). «Играют все! Краткая история фирмы Steepler и главной российской консоли Dendy». Игромания (in Russian). Retrieved 12 January 2022.
  24. ^ Plunkett, Luke (13 December 2011). «Street Fighter V? Contra 6? These Games Exist (In Russia)». Kotaku. Archived from the original on 7 May 2021. Retrieved 16 December 2021.
  25. ^ Mckeague, Matt (31 December 2014). «How Game Companies Fight Piracy by Torturing Cheap Players». Guff. Archived from the original on 23 July 2015. Retrieved 14 November 2017.

Further reading[edit]

  • Горж, Флоран (2020). История Nintendo. Книга 3. Famicom. ISBN 978-5604370148.

External links[edit]

Media related to Dendy (console) at Wikimedia Commons

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Компания по производству продуктов питания сократила свой штат на 13 до 195 сотрудников
  • Компания по разработке по для сторонних организаций объекты информационной безопасности
  • Компания получила дивиденды от другой компании по какой ставке платить налог на прибыль
  • Компания получила от контрагента два экземпляра акта в которых нет даты как действовать
  • Компания приобрела землю за 2 млн долларов на дату составления отчетности переоцененная