1. Компании (словарное слово) захотел – ступай в лавочку (сочетание «чк» пишем без мягкого знака). Невежливого (суффикс -лив-) слова никогда не услышишь (глагол второго спряжения, исключение; на конце глаголов после шипящих всегда пишется мягкий знак): всякий говорит тебе «вы». Наскучило (суффикс основы глагола второго спряжения -и-) идти (проверочное слово — идёшь) – берёшь извозчика (проверочное слово — возить; перед суффиксом -чик- согласная «з»).
2. Да здравствует (проверочное слово — здравие) солнце (непроверяемая согласная в корне слова), да скроется (глагол первого спряжения; что сделает?) мгла!
3. Я не буду особенно гнаться (начальная форма глагола) за объёмом (разделительный твёрдый знак) книги.
4. С нею советовались (в настоящем времени форма глагола «советую» оканчивается на -ую, поэтому суффикс -ова-) о разных делах.
5. Пришлось ему в поле ночевать (в настоящем времени форма глагола «ночую» оканчивается на -ую, поэтому суффикс -ева-).
6. Не расскажешь (удвоенная буква «с» на стыке приставки рас- и корня -сказ-; глагол первого спряжения; на конце глаголов после шипящих всегда пишется мягкий знак), не опишешь (глагол первого спряжения; на конце глаголов после шипящих всегда пишется мягкий знак).
________________________________________________________
1. Захотел — глагол; (что сделал?) захотел
Начальная форма — захотеть
2. Постоянные признаки: совершенный вид, разноспрягаемый, переходный, невозвратный.
Непостоянные признаки: изъявительное наклонение, единственное число, прошедшее время, мужской род.
3. (что сделал?) захотел — в предложении является сказуемым, подчёркиваем двумя чертами.
1. Ступай — глагол; (что сделай?) ступай
Начальная форма — ступать
2. Постоянные признаки: совершенный вид, 1 спряжение, непереходный, невозвратный.
Непостоянные признаки: повелительное наклонение, единственное число, второе лицо.
3. (что сделай?) ступай — в предложении является сказуемым, подчёркиваем двумя чертами.
1. Услышишь — глагол; (что сделаешь?) услышишь
Начальная форма — услышать
2. Постоянные признаки: совершенный вид, 2 спряжение, переходный, невозвратный.
Непостоянные признаки: изъявительное наклонение, единственное число, будущее время, второе лицо.
3. (что сделаешь?) услышишь — в предложении является сказуемым, подчёркиваем двумя чертами.
1. Наскучило — глагол; (что сделало?) наскучило
Начальная форма — наскучить
2. Постоянные признаки: совершенный вид, 2 спряжение, непереходный, невозвратный.
Непостоянные признаки: изъявительное наклонение, единственное число, прошедшее время, средний род.
3. (что сделало?) наскучило — в предложении является сказуемым, подчёркиваем двумя чертами.
1. Скроется — глагол; (что сделает?) скроется
Начальная форма — скрыться
2. Постоянные признаки: совершенный вид, 1 спряжение, непереходный, возвратный.
Непостоянные признаки: повелительное наклонение (в значении изъявительного; частица «да» указывает на повелительность), единственное число, будущее время, третье лицо.
3. (что сделает?) скроется — в предложении является сказуемым, подчёркиваем двумя чертами.
1. Гнаться — глагол; (что делать?) гнаться
Начальная форма — гнаться
2. Постоянные признаки: невершенный вид, 2 спряжение, непереходный, возвратный.
Непостоянные признаки: инфинитив
3. (что делать?) гнаться — в предложении является сказуемым, подчёркиваем двумя чертами.
1. Советовались — глагол; (что делали?) советовались
Начальная форма — советоваться
2. Постоянные признаки: невершенный вид, 1 спряжение, непереходный, возвратный.
Непостоянные признаки: изъявительное наклонение, множественное число, прошедшее время, третье лицо.
3. (что делали?) советовались — в предложении является сказуемым, подчёркиваем двумя чертами.
Морфологический разбор глагола «Ступай»
Для слова «ступай» найден 1 вариант морфологического разбора
- Часть речи. Общее значение
Часть речи слова «ступай» — глагол - Морфологические признаки.
- ступать (инфинитив)
- Постоянные признаки:
- 1-е спряжение
- непереходный
- несовершенный вид
Непостоянные признаки:
- повелительное наклонение
- единственное число
- 2-е лицо.
- Может относится к разным членам предложения.
Морфологический разбор другого слова
План разбора глагола
- Часть речи. Общее значение
- Морфологические признаки.
- Начальная форма (инфинитив)
- Постоянные признаки:
- Вид (совершенный (что сделать?) или несовершенный (что делать?)
- переходный (употребляется с сущeствительным в винительном падеже без предлога)/ непереходный (не употребляется с существительным в винительном падеже без предлога).
- Спряжение
Непостоянные признаки:
- Наклонение в зависимости от вопроса:
- Изъявительное — что делал? что делает? что сделает?
- Повелительное — что делай?
- условное — что делал бы? что сделал бы?
- Число
- Время (если есть)
- Лицо (если есть)
- Род (если есть)
- Синтаксическая роль (подчеркнуть как член предложения, является главным или второстепенным членом предложения)
Оцени материал
10 голосов, оценка 4.4 из 5
План разбора составлен на основе общих правил, в зависимости от класса и предпочтений учителя ответ может отличаться. Если ваш план разбора отличается от представленного, просто сопоставьте его с данными нашего ответа.
Если морфологический разбор глагола «ступай» имеет несколько вариантов, то выберите наиболее подходящий вариант разбора исходя из контекста предложения.
Разборы производились исходя из заложенного программного алгоритма, результаты в редких случаях могут быть недостоверны, если вы нашли несоответствие пожалуйста сообщите нам. Представленный результат используется вами на свой страх и риск.
Учитель Самсонова А. А., МОУ СОШ №1
Конспект урока комбинированного типа
Урока-практикума и развития речи
«Наклонение глагола»
П.: Здравствуйте!
Сегодня на уроке мы повторим то, что уже узнали о
глаголе, и посмотрим на употребление разных наклонений в речи. На прошлом уроке
вы узнали, какие наклонения глагола бывают и что они обозначают. Давайте
вспомним.
У.:
У
глагола есть три наклонения: изъявительное, условное и повелительное. Глаголы в
изъявительном наклонении рассказывают о действии, которое происходило,
происходит или произойдёт. Глаголы в условном наклонении указывают на действие,
которое может совершаться при каком-то условии. Глаголы повелительного
наклонения выражают побуждение к действию.
ДОМАШНЕЕ
ЗАДАНИЕ
Распределить по группам глаголы: в изъявительном
наклонении, условном и повелительном. Обозначить орфограммы в глаголах.
Выполнить морфологический (как часть речи) разбор местоимения (своё) в
последнем предложении.
Компании захотел – ступай в лавочку
(Гоголь).
Я не буду особенно гнат…ся за объёмом
книги (Чехов).
Я (бы) сходила
с ним на рынок и провизии(бы) купила: теперь (бы) кушали и деньги
были (бы) целы (Гончаров).
Не рас..каж..ш.., не опиш..ш.., что за
жиз..нь, когда в бою за чужим огнём услыш..ш.. артиллерию свою
(Твардовский).
Тяж..лые, свинцовые тучи низко стел..т..ся над
тёмным лесом (Сартаков).
Пусть повер..т сын и мать в то,
что нет меня (Симонов).
Ни разу не загляд..вала она в своё3
личное будущее, точно жизнь её окостенела… (Телешов).
П.: В домашнем упражнении вам необходимо было
определить наклонения глаголов и выполнить морфологический разбор слова. Разбор
на доске выполнит УЧЕНИК, а мы устно проверим, как вы сгруппировали глаголы по
наклонениям. Прочитайте, какие глаголы в изъявительном наклонении у вас
получились?
У.:
Изъявительное наклонение: захотел, не буду гнаться, не расскажешь, не опишешь,
услышишь, стелется, не заглядывала, окостенела.
У.:
Условное: сходила бы, купила бы, кушали бы, были бы
У.:
Повелительное: ступай, пусть поверит.
П.: Проверяем морфологический разбор.
У.:
1. своё (какое? Чьё?) – местоимение, указывает на признак.
2.
Н. ф. – свой, пост.: притяж., непост.: В. п., ед. ч., ср. р.
3.
Будущее (какое?) своё.
П.: «Будущее» какая часть речи? (существительное) Кто
вспомнит, как называется переход других частей речи в существительное?
У.:
Субстантивация.
П.: Молодцы! Выполним упражнение. Я читаю вам
предложения. Вы выписываете в столбик только глаголы в изъявительном
наклонении.
Офицер
выехал в командировку поздно вечером.
Хотелось
бы поскорее лета.
Принесите
мне отчеты!
К
нам уже едет тетя.
Ехал
бы ты домой.
Она
расскажет интересную историю.
Напиши
мне письмо!
Хорошо,
напишу в понедельник.
От
ветра открылось окно.
Открой
мне тайну!
Какие глаголы вы выписали? … Что у вас получилось из
первых букв
Выехал
Едет
Расскажет
Напишу
Открылось–
ВЕРНО. Кто выполнил верно – МОЛОДЦЫ!
П.: Скажите, пожалуйста, глаголы из последних двух
предложений ОТКРЫЛОСЬ ОКНО и ОТКРОЙ ТАЙНУ, чем еще помимо наклонения будут
отличаться?
У.:
Первый глагол непереходный, второй переходный.
П.: Какие глаголы мы называем переходными?
У.:
Переходные глаголы сочетаются с дополнением, выраженным существительным в
винительном падеже без предлога.
П.: Верно. Я сейчас вам буду говорить словосочетание,
а вы, если глагол переходный, поднимаете руку.
Выучить
уроки – перех,
Не
видел автобуса – перех,
Гордился
братом – неперех,
Прибежал
под крышу – неперех,
Отпить
чаю – перех,
Отправился
с другом – неперех.
П. Молодцы! Отправился с другом…. Неплохо бы
отправиться с другом, например, поиграть в футбол. Но не всегда это может
удаться. Сейчас мы с вами обратимся к картине Федора Павловича Решетникова
«Переэкзаменовка» и посмотрим, какие глаголы и в каких наклонениях вы можете
употребить при написании творческого сочинения по картине. Творческое, потому
что помимо того, что на ней изображено, вы сможете додумать что-то свое.
Запишем «Подготовка к творческому сочинению по картине
Ф. П. Решетникова «Переэкзаменовка»
Данная картин создана в 1954 году. Она
является тематическим продолжением другой картины этого же художника —
«Опять двойка», созданной двумя годами ранее.
Опишите, что вы видите на данной картине.
У.: Жаркий летний день, на лужайку высыпала вся
местная детвора — это хорошо видно из окна дома, где сидит злой и
несчастный мальчик лет десяти и вынужден готовиться к переэкзаменовке. Да, не
хочет он смотреть в эти книги и тетради, он даже отвернулся от них. А в
открытое окно влезают друзья, зовущие на улицу, лишь приумножая муки
несчастного человека.
Рядом с главным персонажем сосуществует верный
домашний друг — собака, она тоже не выходит на свежий воздух, храня
верность другу-двоечнику.
П.: А на стене комнаты (на репродукции это плохо
видно) висит репродукция картины «Опять двойка», словно подчеркивая продолжение
этой темы.
При написании сочинения вам могут понадобиться слова с
сложным написанием: РЕПРОДУКЦИЯ, ФУТБОЛ, ПОРТФЕЛЬ (ударение), ИНТЕРЬЕР (т-[т])
– прочитаем их, вставим буквы, это все словарные слова.
Все ли слова вам понятны?
ЭКЗАМЕН – вид отчетности в конце года (ПОНЯТНО ли вам
название картины?)
РЕПРОДУКЦИЯ – копия оригинала картины, воспроизведение
ФУТБОЛ – игра в мяч
ПОРТФЕЛЬ – сумка для учебников
ИНТЕРЬЕР – внутреннее пространство комнаты
П.:
Из каких частей будет состоять ваше сочинение?
У.:
Вступление, основная часть, заключение.
П.:
Что вы должны написать в основной части?
У.:
Описать саму картину, героя, что происходит на переднем плане, на заднем плане.
П.:
Опишите главного героя.
У.:
Мальчик сидит за столом, среди учебников, с грустным, удрученным лицом,
подперев рукой голову, хмурится, печалится.
П.:
Опишите, что происходит за окном.
У.:
Ребята играют в футбол, веселятся, бегают и прыгают. В окно заглядывают два
друга, которые зовут мальчика играть с собой. Они радостные, улыбаются.
П.:
Что на этой картине противопоставлено?
У.:
Контраст: скорби на лице главного героя — и веселые беспечные лица
ребятишек в окне; неподвижная поза двоечника — и оживление на лужайке;
яркий солнечный свет — и затененная часть сельского дома.
П.:
При описании картины глаголы в каком наклонении мы использовали?
У.:
В изъявительном.
П.:
А как мы можем ввести в наше сочинение условное и повелительное наклонение?
У.:
При введении прямой речи. «Пойдем гулять!»-звали мальчики. Друзья говорили:
«Если бы ты во время все учил, сейчас бы играл с нами в футбол!»
П.:
Давайте вспомним, как мы расставляем знаки препинания при прямой речи. Начертим
схемы на доске (и в тетрадях)
У.:
«Пойдем гулять!»-звали мальчики. А: «П!» «П,»-а. (с примерами)
П.:
Чтобы правильно свое сочинение закончить, необходимо понять смысл этой картины.
Как вы поняли смысл?
У.:
Нужно все делать во время, чтобы потом не страдать.
П.:
А какой пословицей вы можете закончить сочинение?
У.:
Делу время, а потехе час. Сделал дело – гуляй смело.
П.:
Итак, давайте теперь попробуем полностью описать картину с творческим заданием.
Дома
вы должны будете написать сочинение с творческим заданием по картине Ф. П.
Решетникова «Переэкзаменовка». Над глаголами указать наклонение.
На
доске:
Семнадцатое апреля.
Классная работа.
У.:
1. своё (какое? Чьё?) – местоимение, указывает на признак.
2.
Н. ф. – свой, пост.: притяж., непост.: В. п., ед. ч., ср. р.
3.
Будущее (какое?) своё.
Подготовка к сочинению по картине Ф. П.
Решетникова «Переэкзаменовка»
1954
ЭкЗАМЕН
РеПРоДУКЦИЯ
ФУтБОЛ
ПоРТФЕЛЬ
ИНТеРЬЕР
«Пойдем
гулять!»-звали мальчики. А: «П!» «П,»-а.
Делу
время, а потехе час. Сделал дело – гуляй смело.
Д/з
Написать сочинение, указать наклонения глаголов
Морфологический разбор «ступай»
На чтение 3 мин. Опубликовано 10.12.2020
В данной статье мы рассмотрим слово «ступай», являющееся глаголом. Ниже мы дадим морфологический разбор слова и укажем его возможные синтаксические роли.
Если вы хотите разобрать другое слово, то укажите его в форме поиска.
«Ступай» (глагол)
Значение слова «ступать» по словарю С. И. Ожегова
- См. ступить
- Требование или просьба уйти, идти
Морфологический разбор глагола
- I Часть речи: глагол;
- IIНачальная форма: ступать — инфинитив;
- IIIМорфологические признаки:
- А. Постоянные признаки:
- несовершенный вид
- невозвратный
- непереходный глагол
- I спряжение
- Б. Непостоянные признаки:
-
- единственное число, повелительное наклонение
- IV Синтаксическая роль:
Наклонения
Изъявительное наклонение | Сослагательное наклонение | Повелительное наклонение |
---|---|---|
ступать | ступал бы, ступала бы, ступало бы, ступали бы | ступай, ступайте |
Несовершенный вид
Род / Число | 1-е лицо | 2-е лицо | 3-е лицо |
---|---|---|---|
Мужской род (ед. число) | Что делал?ступал Что делаю?ступаю Что буду делать?буду ступать |
Что делал?ступал Что делаешь?ступаешь Что будешь делать?будешь ступать |
Что делал?ступал Что делает?ступает Что будет делать?будет ступать |
Женский род (ед. число) | Что делала?ступала Что делаю?ступаю Что буду делать?буду ступать |
Что делала?ступала Что делаешь?ступаешь Что будешь делать?будешь ступать |
Что делала?ступала Что делает?ступает Что будет делать?будет ступать |
Средний род (ед. число) | Что делало?ступало Что делаю?ступаю Что буду делать?буду ступать |
Что делало?ступало Что делаешь?ступаешь Что будешь делать?будешь ступать |
Что делало?ступало Что делает?ступает Что будет делать?будет ступать |
Множественное число | Что делали?ступали Что делаем?ступаем Что будем делать?будем ступать |
Что делали?ступали Что делаете?ступаете Что будете делать?будете ступать |
Что делали?ступали Что делают?ступают Что будут делать?будут ступать |
Разобрать другое слово
Введите слово для разбора:Найти
К I спряжению относятся:
- глаголы с окончанием на -еть, -ать, -ять, -оть, -уть (кроме 11 глаголов-исключений*): плавать, думать, полоть, молоть, прыгнуть, сохнуть, выздороветь, черстветь, чуять, лаять, иметь и т. д.;
- 4 глагола с окончанием на -ить: брить, стелить, зыбиться, зиждиться.
*Глаголы-исключения (относятся ко II спряжению): гнать, держать, дышать, слышать, смотреть, видеть, обидеть, ненавидеть, зависеть, терпеть, вертеть.
Отвечает на вопрос «что делать?»: бегать, работать, писать, думать, расти, складывать.
Невозвратные глаголы не имеют постфикса -ся (-сь) и могут быть переходными или непереходными: идти, чистить, записать, радовать, завести, обидеть, научить.
Непереходные глаголы не могут сочетаться с существительными и местоимениями в винительном падеже (вопросы «кого?», «что?»):
- идти, лететь, лежать, стоять, ссориться, карабкаться, учиться.
Все возвратные глаголы являются непереходными.
Глаголы в повелительном наклонении обозначают действие, к которому говорящий призывает собеседника, и отвечают на вопросы «что делай?»,
«что сделай?», «что делайте?», «что сделайте?»:
- Немедленно подойди! (приказ)
- Дайте, пожалуйста. (просьба)
- Лучше проконсультируйся со специалистом. (совет)
Глаголы в повелительном наклонении меняются по лицам и числам, но не имеют времени и не изменяются по временам.
Задание.
Вставьте пропущенные буквы и недостающие знаки препинания.
К. мпании захотел – ступай в лавоч.
Ку. Невежл.
Вого слова никогда не услыш.
Ш. всякий говорит тебе «вы».
Наскуч.
Ло и.
Ти берёшь изво.
Ика (Гоголь).
2. Да здра.
Ствует со.
Нце, да скро.
Т. ся мгла!
(Пушкин).
3. Я не буду особенно гнат.
Ся за об.
Ёмом книги (Чехов).
4. С нею совет.
Вались о разных делах (М.
Горький).
5. Пришлось ему в поле ноч.
Вать (Гаршин).
6. Не рас.
Каж. ш.
Не опиш.
Ш. что за жиз.
Нь когда в бою за чужим огнём услыш.
Ш. арт.
Л. ерию свою (Твардовский).
7. Всегда непр.
Ятно вид.
Ть что человек которого ты счита.
Ш. хуже и ниже себя люб.
Т или ненавид.
Т то(же) что и ты (М.
Горький).
8. Да что же вы все от меня х…рон.
Тесь?
(Тургенев) 9.
Куча мальчишек полощ .
Т. ся в реке (Гоголь).
10. Кто говорит тот се.
Т кто слуша.
Т тот пож.
На. т (пословица).
На этой странице сайта, в категории Русский язык размещен ответ на вопрос
Задание?. По уровню сложности вопрос рассчитан на учащихся
5 — 9 классов. Чтобы получить дополнительную информацию по
интересующей теме, воспользуйтесь автоматическим поиском в этой же категории,
чтобы ознакомиться с ответами на похожие вопросы. В верхней части страницы
расположена кнопка, с помощью которой можно сформулировать новый вопрос,
который наиболее полно отвечает критериям поиска. Удобный интерфейс
позволяет обсудить интересующую тему с посетителями в комментариях.
Часть речи и все грамматические (морфологические) признаки слова «ступай».
Признак | Значение |
---|---|
Часть речи | глагол |
Начальная форма | ступать |
Спряжение | 1 |
Переходность | непереходный |
Вид | несовершенный |
Наклонение | повелительное |
Число | единственное |
Время | время не может быть определено |
Род | род не может быть определён |
Лицо | 2 |
Возвратность | невозвратный |
У глаголов в повелительном наклонении время и род не определяются.
Примеры разборов других слов:
Ириша, Василисой, полющий, незабудок.
Учитывайте букву ё: слова слёзы и слезы́, стёкла и стекла́, всё и все и подобные имеют разные морфологические признаки.