Компании приватизации государственного имущества проводившейся правительством в 1990 е гг

Автор статьи

Эксперт по предмету «История России»

Задать вопрос автору статьи

Понятие приватизации

Определение 1

Приватизация в России в 90-е годы представляла собой процесс перевода государственной собственности в частную, осуществлявшийся в период после распада СССР.

Приватизация была инициирована занимавшими в то время ключевые позиции в правительстве Е. Т. Гайдаром и А. Б. Чубайсом.

Результатом приватизации стала передача значительной части государственного имущества страны в руки частных собственников. До сих пор большинство граждан Российской Федерации воспринимает процесс и итоги приватизации 90-х годов как преступные и аморальные.

Плюсы и минусы приватизации

Замечание 1

С одной стороны, активная критика приватизации связана с широко распространенным мнением о недостойности новых обладателей государственной собственности и ее получении исключительно за счет личных и семейных связей с управляющей верхушкой.

Логотип IQutor

Сделаем домашку
с вашим ребенком за 380 ₽

Уделите время себе, а мы сделаем всю домашку с вашим ребенком в режиме online

Однако с другой стороны, период проведения приватизации был весьма сложен с экономической, финансовой и политической точки зрения, ведь:

  • противостояние Президента и Верховного совета РФ значительно затрудняли создание правовой базы и проведение институциональных реформ;
  • на Правительство оказывалось сильное давление со стороны Верховного совета;
  • на момент начала приватизации у государства отсутствовала способность эффективно контролировать свою собственность, из-за чего нередки были случаи спонтанной приватизации (то есть захвата контроля над предприятиями их директорами с целью быстрого получения прибылей).

Главная задача приватизации

Приватизация проводилась для решения главной задачи, а именно: повышения эффективности экономики за счет создания института частной собственности на средства производства.

Но если в таких сферах производства, как торговля и обслуживание эффективность была достигнута достаточно быстро, в сельском хозяйстве и промышленности необходимый эффект достигался гораздо медленнее.

«Приватизация в России 90-х годов» 👇

Проведение приватизации в России

Замечание 2

Этап форсированной приватизации начался с ноября 1991 г.

Государственная программа приватизации на 1992 год была утверждена Верховным Советом РФ в июне 1992 года. В соответствии с ней были определены возможные способы приватизации в зависимости от размера предприятий.

«Малая» приватизация предполагала продажу малых предприятий на торгах или напрямую работающим на этих предприятиях частным лицам.

«Чековая» или «ваучерная» приватизация предполагала преобразование крупных и части средних предприятий в акционерные общества открытого типа, с последующей продажей акций. Однако не менее 29% уставного капитала должны были быть проданы через публичные аукционы за приватизационные чеки.

Замечание 3

Особо значимые отрасли, такие как недра, лесфонд, шельф и т.д. не подлежали приватизации.

В то же время, обязательно должны были быть приватизированы предприятия оптовой и розничной торговли, легкой и пищевой промышленности, общественного питания, строительства, производства и т.д.

Залоговые аукционы

Предпринятые в 1995 году залоговые аукционы имели целью пополнение государственной казны за счет кредитов под залог государственных пакетов акций нескольких крупных компаний (таких, как «ЮКОС», «Норильский никель», «Сибнефть»).

Замечание 4

Государство в лице Правительства не возвращало кредиты, вследствие чего пакеты акций, ранее принадлежавшие государству, переходили в собственность кредиторов. В итоге Правительство получало необходимые средства, а владельцы компаний – дополнительные акции и контроль над предприятием.

Критика залоговых аукционов заключалась в отчуждении таким путем федеральной собственности по значительно заниженным ценам, а также недоверие населения к приватизации в целом из-за проведения залоговых аукционов.

Последствия

Таким образом, в результате приватизации в нашей стране произошел переход от социализма к капитализму.

Замечание 5

В тот период в Российской Федерации появился класс «олигархов», владеющих собственностью, приобретенной за несоизмеримо малые деньги.

Также приватизация привела к значительному сокращению объемов производства в легкой и обрабатывающей промышленностях и в целом к деиндустриализации страны.

Находи статьи и создавай свой список литературы по ГОСТу

Поиск по теме

Понятие
приватизация государственных и
муниципальных предприятий было дано в
Законе РФ «О приватизации» от 3 июля
1991 г., где сказано, что «приватизация
государственных и муниципальных
предприятий — приобретение гражданами,
акционерными обществами (товариществами)
у государства и местных советов народных
депутатов в частную собственность
предприятий, цехов, производств, участков,
иных подразделений этих предприятий
(действующих и ликвидированных по
решению органов, правомочных принимать
такие решения от имени собственника);
долей (паев, акций) государства и местных
советов народных депутатов в капитале
акционерных обществ (товариществ), а
также совместных предприятий, коммерческих
банков, ассоциаций, концернов, союзов
и других объединений, предприятий».

Что касается
приватизации земельного и жилищного
фондов, а также социально-культурных
учреждений, объектов культурного и
природного населения, то она регулируется
иными законодательными актами Российской
Федерации и республик в составе Российской
Федерации.

В
1992 г. либерализация
цен 
стала
центральным элементом экономических
реформ в России. Либерализация цен
вызвала пятикратное их увеличение в
течение трех месяцев. В росте цен и
развитии инфляции сыграли свою роль
многие факторы: высокий уровень
монополизации, резкое увеличение
заработной платы, повышение цен на
сырье, бегство от денег. Либерализация
цен призвана была сбалансировать спрос
и предложение, создав основу для
структурных преобразований. Однако
добиться стабилизации в финансовой
сфере не удалось, а спад промышленного
производства продолжался. Либеральные
реформы были призваны обеспечить
преодоление экономического кризиса в
стране, но добиться этого долго не
удавалось. Только на седьмом году реформ,
в конце 1998 г., стал наблюдаться рост
производства.

В системе
экономических реформ в
России приватизации принадлежит
ключевая роль. Приватизация проходила
в два этапа. Первый этап пришелся на
1992 г. – первую половину 1994 г.
Главными задачами программы приватизации
были проведение малой приватизации и
создание условий для осуществления в
1992–1994 гг. большой приватизации.

Главной
целью приватизации 
в
России являлось формирование широкого
слоя частных собственников. С этой целью
проводилась «ваучерная приватизация».
Каждый гражданин России получал свой
ваучер, или приватизационный чек, который
он мог использовать для приобретения
акций или продать за деньги. 35 % всех
приватизированных по федеральной
программе предприятий были выставлены
на продажу за приватизационные чеки.

В 1994 г.
начался второй этап приватизации. Его
суть состояла в том, что предприятия
приватизировались за деньги. Продажа
акций акционерных обществ происходила
на конкурсной основе. В дальнейшем был
осуществлен переход к приватизационным
проектам по отдельным предприятиям.

Наибольшее
распространение получили следующие
подходы к этапам и формам приватизации:

1. Малая
приватизация, распространяемая на
мелкие и средние предприятия в сфере
торговли, общественного питания, бытового
обслуживания. Их продажа проводилась
в основном на аукционах, коммерческих
конкурсах и предусматривала полный
выкуп.

2. Большая
приватизация, распространяемая на
крупные предприятия, предполагала их
акционирование с последующей продажей
акций.

В середине
90-х гг. приватизация осуществлялась с
помощью различных финансовых институтов
(инвестиционных фондов, холдингов,
инвестиционных компаний). Она давала
возможность в короткие сроки вывести
предприятия из государственной формы
собственности и передать его финансовым
институтам, организованным на коммерческой
основе.

Говоря об
этапах приватизации в России, следует
различать два основных: первый — это
этап ваучерный (или точнее массовой
приватизации в России, так как процесс
приватизации собственности начался
раньше, чем появился приватизационный
чек (или ваучер)). По длительности этот
этап продолжался в России около 3-х лет.
Если говорить о правовом аспекте первого
этапа приватизации, то нормативным
актом, свидетельствующим о начале
процесса разгосударствления и приватизации
в РФ, явился Закон, который определял и
устанавливал организационно-правовые
основы преобразования отношений
собственности на средства производства
в РФ путем приватизации государственных
и муниципальных предприятий в целях
создания эффективной социально-ориентированной
рыночной экономики.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Эта статья нужны дополнительные цитаты для проверка. Пожалуйста помоги улучшить эту статью к добавление цитат в надежные источники. Материал, не полученный от источника, может быть оспорен и удален
Найдите источники: «Приватизация в России»  – Новости  · газеты  · книги  · ученый  · JSTOR
(Сентябрь 2011 г.) (Узнайте, как и когда удалить этот шаблон сообщения)

Россияне протестуют против экономической депрессии, вызванной реформами, с надписью: «Рыжая должен быть в тюрьме! », 1998.

Приватизация в России описывает серию пост-Советский реформы, результатом которых стали масштабные приватизация из Россия с государственные активы, особенно в промышленном, энергетическом и финансовом секторах. Большая часть приватизации произошла в начале и середине 1990-х гг. Борис Ельцин, который взял на себя президентство после распад Советского Союза.

Частная собственность на предприятия и собственность оставалась незаконной на протяжении всего советского периода. Советский коммунизм подчеркивая национальный контроль над всем средства производства но человеческий труд.[1] При Советском Союзе количество государственных предприятий оценивалось в 45 000 человек.[2]

В более поздние годы Советского Союза Михаил Горбачев смягченные ограничения на частная собственность и провел первоначальные рыночные реформы. Приватизация отвратила Россию от советской плановая экономика к рыночная экономика, что привело к резкому повышению уровня экономическое неравенство и обвал ВВП и промышленного производства.[3]

Приватизация способствовала передаче значительных богатств относительно небольшой группе людей. бизнес-олигархи и Новые русские, особенно натуральный газ и масло руководители.[4] Этот экономический переход был описан как катастройка[5] (комбинация катастрофа и срок перестройка ) и как «самый катастрофический экономический коллапс мирного времени индустриальная страна в истории».[6]

Несколько «стратегических» активов, в том числе большая часть Российская оборонная промышленность, не были приватизированы в 1990-е годы. Массовая приватизация этой эпохи остается весьма спорным вопросом в российском обществе, со многими русскими призывают к пересмотру или отмене реформ.[нужна цитата ]

Приватизация во времена Советского Союза

В конце 1980-х в рамках перестройка движение за реформацию, законодательство отстаивает Михаил Горбачев — которые пообещали построить «смешанный социалистическая экономика »[7]— эффективно передала часть контрольных прав над предприятиями от государства сотрудникам и руководству. В 1987 году, несмотря на сопротивление некоторых из его союзников,[8] Горбачеву удалось провести «закон о государственном предприятии» через Верховный Совет Советского Союза, что предоставило трудовым коллективам большую роль в управлении предприятиями.[9] В 1988 г. Закон о кооперативах узаконили «социалистические кооперативы», которые функционировали как частные компании и получили разрешение напрямую вести дела с иностранными компаниями, и уменьшили зависимость от централизованного планирования.[10] Позже в том же году частным советским фермерам было разрешено арендовать землю у государства, покупать оборудование и нанимать рабочих, что было значительным шагом в сторону от установленных законом условий. колхоз после десятилетий доминирования государственных сельскохозяйственных предприятий. Новые правила рассматривались как попытка разделить совхозы на более мелкие единицы и решить острую проблему нехватки продовольствия в Советском Союзе.[7]

Законодательство также позволило этим предприятиям самостоятельно выйти из ассоциаций, что привело к процессу так называемого стихийная приватизация в котором контроль над некоторыми производственными активами был приобретен их руководителями. Однако это всего несколько тысяч предприятий, малая доля от Советская промышленность.[нужна цитата ]

В сентябре 1990 года советский парламент предоставил Горбачеву чрезвычайные полномочия по приватизации, в том числе право преобразовывать государственные предприятия в акционерные общества с акциями, размещенными на фондовые биржи.[11]

Одной из крупнейших приватизационных акций в советское время было преобразование Министерства топлива и энергетики в акционерное общество, известное как Роснефтегаз в сентябре 1991 г.

За несколько месяцев до распад Советского Союза в декабре 1991 г. будущий президент Борис Ельцин начал собирать команду экономических реформаторов во главе с Егор Гайдар, затем молодой экономист-реформатор, в том числе Анатолий Чубайс. Группа реформирования первоначально рассмотрела Шведский социал-демократия в качестве модели для России, но Гайдар предпочел изучать Венгрия в качестве шаблона и находился под влиянием Польша использование шоковая терапия. И Гайдар, и Чубайс были убеждены, что, несмотря на уникальную некапиталистическую экономическую историю России, рыночная экономика может успешно закрепиться в стране.[12] После Попытка государственного переворота в августе 1991 г. резко ухудшилась экономическая ситуация в стране, возникла острая нехватка продовольствия. В октябре Ельцин выступил с речью, в которой заявил, что контроль цен будет отменен 1 января 1992 года в связи с рекомендацией Гайдара не указывать конкретную дату освобождения цен.[13]

Ваучерная приватизация (1992–1994)

Приватизационный ваучер 1992 г.

Приватизация имела гораздо больший размах в начале 1990-х годов, когда Правительство России сознательно поставила цель продать свои активы российскому населению. После распада Советского Союза новое правительство было вынуждено управлять огромными и неэффективными[нужна цитата ] сектор государственных предприятий, унаследованный от Советская экономика. Приватизация была проведена Государственный комитет по управлению государственным имуществом Российской Федерации при Чубайсе с основной целью превратить бывшие государственные предприятия в коммерческие предприятия, выживание которых не будет зависеть от государственных субсидий. Для быстрого распределения собственности и завоевания народной поддержки реформаторы решили полагаться главным образом на механизм бесплатного пользования. ваучерная приватизация, ранее реализованный в Чехословакия. Правительство России полагало, что открытая продажа государственных активов, в отличие от ваучерной программы, скорее всего, привела бы к дальнейшей концентрации собственности среди Русская мафия и номенклатура, чего они пытались избежать. Тем не менее, вопреки ожиданиям правительства, инсайдеры удалось получить контроль над большей частью активов, которые долгие годы оставались в значительной степени зависимыми от государственной поддержки. С 1992 по 1994 год собственность на 15 000 фирм была передана из-под государственного контроля посредством ваучерной программы.[14]

Таким образом, хотя некоторые из первоначальных целей не были полностью достигнуты к концу программы ваучеров, значительная часть активов действительно очень быстро перешла в частную собственность и послужила основой для рыночной конкуренции. Ваучерная приватизация проводилась в период с 1992 по 1994 год, в ней участвовало около 98 процентов населения. Ваучеры, каждая из которых соответствовала доле в национальном богатстве, распределялись поровну среди населения, включая несовершеннолетних. Их можно было обменять на акции приватизируемых предприятий. Поскольку большинство людей не были хорошо осведомлены о характере программы или были очень бедны, они поспешили продать свои ваучеры за деньги, будучи неподготовленными или не желающими инвестировать.[нужна цитата ] Большинство ваучеров — и, следовательно, большая часть акций — были приобретены руководством предприятий. Хотя первоначальное российское законодательство о приватизации получило широкую поддержку населения, поскольку оно обещало распределить национальное богатство среди населения и рядовых работников приватизированных предприятий, в конечном итоге общественность почувствовала себя обманутой.[15]

Нефтяной сектор

Приватизация нефтяного сектора регулировалась указ президента №1403 утвержден 17 ноября 1992 года. Вертикально-интегрированные компании были созданы путем присоединения ряда нефтедобывающих предприятий и нефтеперерабатывающих заводов к открытым акционерным обществам. Начиная с 1994 года многие бывшие государственные нефтяные компании были приватизированы. Эта приватизация была частичной, потому что федеральное правительство получило право собственности в нескольких компаниях, а также сохранило полный контроль над транспортировкой нефти на прибыльные мировые рынки.[16]

Ссуды под акции (1995–1996)

Ельцин накануне президентских выборов 1996 года

В 1995 г. бюджетный дефицит и отчаянно нуждаясь в средствах для Президентские выборы 1996 г., правительство Борис Ельцин принял схему «ссуды в обмен на акции», предложенную банкиром Владимир Потанин и одобрено Анатолий Чубайс, затем заместитель премьер-министра, в результате чего некоторые из крупнейших государственных промышленных активов (включая государственные акции в Норильский никель, ЮКОС, Лукойл, Сибнефть, Сургутнефтегаз, Новолипецкий металлургический комбинат, и Мечел ) были сданы в аренду на аукционах за деньги, ссуженные коммерческими банками государству. Аукционы были сфальсифицированный и отсутствовала конкуренция, поскольку они в значительной степени контролировались привилегированными инсайдерами с политическими связями или использовались в интересах самих коммерческих банков.[17] Поскольку ни ссуды, ни арендованные предприятия не возвращались вовремя, это фактически превратилось в форму продажи или приватизации государственных активов по очень низким ценам.

Первое десятилетие 2000-х

С 2004 по 2006 год правительство взяло под свой контроль официально приватизированные компании в определенных «стратегических» секторах. нефть, авиация, энергетическое оборудование, машиностроение и финансы. Например, государственное предприятие по производству оборонного оборудования «Рособоронэкспорт» взяло под свой контроль «АвтоВАЗ», основного производителя российских автомобилей. В июне 2006 года он получил 60% -ный контроль над ВСМПО-Ависма, компанией, на долю которой приходится две трети мирового производства титана. В 2007, Объединенная авиастроительная корпорация Компания, 51% которой контролируется государством, объединила все российские компании, производящие самолеты.[18]

2010-е годы

В декабре 2010 года президент России Дмитрий Медведев приказал региональным правительствам принять решение о приватизации непрофильных активов к июлю 2011 года. Аркадий Дворкович, который в то время был главным экономическим помощником Кремля, сказал, что доходы от региональной приватизации могут составить несколько миллиардов рублей в 2011 году, и региональные власти должны уделять приоритетное внимание продаже коммунальных предприятий, финансовых институтов, производственных и транспортных активов и средств массовой информации.[19]

В мае 2012 года, став премьер-министром, Медведев заявил, что Россия должна осуществлять свою программу приватизации независимо от волатильность рынка.[20]

После сеанса Всемирный Экономический Форум В октябре 2012 года Медведев заявил: «Для нашей страны жизненно важно продолжать курс на приватизацию». Он подчеркнул, что заверил участников сессии Всемирного экономического форума, что «не хочет видеть экономику полностью контролируемой государством».[21]

В октябре 2017 г. Министр экономического развития России Максим Орешкин сказал Рейтер что «фискальных причин для приватизации почти не осталось» после улучшения экономики из-за роста цен на нефть.[22]

План приватизации на 2011-2015 годы

В октябре 2010 года правительство России одобрило план приватизации широкого спектра государственного имущества от энергетики до сельского хозяйства и от банковского дела до транспорта.[23]

Смотрите также

  • Экономическая история Российской Федерации
  • Государственные предприятия в России
  • История постсоветской России
  • Бизнес-олигарх

Примечания

  1. ^ Хоффман 2001, п. 185.
  2. ^ Джеффри Сакс (Май 1992 г.). «Приватизация в России: некоторые уроки Восточной Европы» (PDF). Документы и материалы AEA.
  3. ^ Холмстрем, Нэнси; Ричард Смит (февраль 2000 г.). «Необходимость гангстерского капитализма: примитивное накопление в России и Китае». Ежемесячный обзор. Ежемесячный обзор фонда. 51 (9): 1. Дои:10.14452 / MR-051-09-2000-02_1.
  4. ^ Фриланд 2000, п. 73.
  5. ^ «Путь со словами — катастрофа». Получено 27 июн 2015.
  6. ^ Милн, Сеумас (16 августа 2001 г.). «Катастрофа стала катастрофой не только для России». Хранитель. Получено 17 сентября 2011.
  7. ^ а б Майкл Паркс (27 августа 1988 г.). «Реформы, которые положат конец коллективизации советских фермерских хозяйств». Лос-Анджелес Таймс. Получено 26 июля, 2016.
  8. ^ Билл Келлер (4 июня 1987 г.). «Новая борьба в Кремле: как изменить экономику». Нью-Йорк Таймс. Получено 26 июля, 2016.
  9. ^ «Закон Союза Советских Социалистических Республик о государственных предприятиях (объединениях) [LS 1987 — СССР 1]». 30 июня 1987 г.. Получено 26 июля, 2016.
  10. ^ Уильям Дж. Френкель (май 1989 г.). «Союз Советских Социалистических Республик: Закон о кооперативах». Международные правовые материалы. 28 (3): 719–753. Дои:10.1017 / s0020782900021902. JSTOR  20693328.
  11. ^ Джеффри М. Херцфельд (1991). «Совместные предприятия: спасение Советов от перестройки». Harvard Business Review.
  12. ^ Хоффман 2001 С. 177–178, 182, 184.
  13. ^ Хоффман 2001 С. 183–184.
  14. ^ Неллис, Джон (июнь 1999). «Пора переосмыслить приватизацию в странах с переходной экономикой?». Финансы и развитие. 36 (2).
  15. ^ Аппель, Хилари (декабрь 1997 г.). «Ваучерная приватизация в России: структурные последствия и массовая реакция во втором периоде реформ». Европейско-азиатские исследования. 49 (8): 1433–1449. Дои:10.1080/09668139708412508.
  16. ^ Приватизация с государственным контролем: данные из российского нефтяного сектора, Дэниел Берковиц и Ядвига Семиколенова
  17. ^ Приватизация в странах с переходной экономикой: продолжающаяся история — ред. Ира В. Либерман, Дэниел Дж. Копф, стр.112
  18. ^ Хэнсон, Филипп. «Российская экономическая загадка: движение вперед, назад или в сторону?» Международные дела. 83 (5), с. 876-877.
  19. ^ Sputnik (7 декабря 2010 г.). «Медведев приказывает регионам принять к июлю планы приватизации». Получено 27 июн 2015.
  20. ^ «Медведев: приватизацию следует проводить независимо от волатильности Mkt», Wall Street Journal, 21 мая 2012 г.
  21. ^ «ТАСС: Архив — Медведев подтверждает курс на приватизацию госимущества». ТАСС. Получено 27 июн 2015.
  22. ^ «Улучшение экономики России оставляет в стороне приватизацию». Рейтер.
  23. ^ Sputnik (21 октября 2010 г.). «Правительство России утвердило пятилетний план приватизации». Получено 27 июн 2015.

Рекомендации

  • Хоффман, Дэвид Э. (2001). Олигархи: богатство и власть в Новой России. Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: PublicAffairs. ISBN  978-1-58648-001-1.CS1 maint: ref = harv (связь)
  • Фриланд, Христия (2000). Распродажа века: бешеный путь России от коммунизма к капитализму. Нью-Йорк: Корона Бизнес. ISBN  978-0812932157.CS1 maint: ref = harv (связь)

дальнейшее чтение

  • Блэк, Бернард; Краакман, Рейнир; Тарасова, Анна (июль 2000 г.). «Российская приватизация и корпоративное управление: что пошло не так?». Stanford Law Review. 52 (6): 1731–1808. Дои:10.2307/1229501. HDL:2027.42/41203. JSTOR  1229501.
  • Кэрол С. Леонард и Дэвид Питт-Уотсон, «Приватизация и переходный период в России в начале 1990-х». (Оксфорд, Великобритания: Рутледж, 2013 г.). ISBN  978-0-415-55608-8.
  • Андрей Шлейфер И Даниэль Трейсман, Без карты: политическая тактика и экономические реформы в России. (Кембридж, Массачусетс: MIT Press, 2000). ISBN  0-262-19434-1
  • Эндрю Барнс. «В чем разница? Промышленная приватизация и реформа сельскохозяйственных земель в России, 1990–1996». Европейско-азиатские исследования, Vol. 50, № 5 (июл, 1998 г.), стр. 843–857.
  • Хилари Аппель, «Ваучерная приватизация в России: структурные последствия и массовая реакция во втором периоде реформ». Европейско-азиатские исследования, Vol. 49, № 8 (декабрь 1997 г.), стр. 1433–1449.
  • Джозеф Р. Блази, Майя Кроумова и Дуглас Круз, Кремлевский капитализм: приватизация российской экономики (Итака, Нью-Йорк: ILR Press, 1997). ISBN  978-0-8014-8396-7
  • Максим Бойко, Андрей Шлейфер И Роберт Вишни, Приватизация России (Кембридж, Массачусетс — Лондон: MIT Press, 1995). ISBN  0-262-02389-X
  • Майкл Макфол И Това Перлмуттер (ред.), Приватизация, конверсия и реформа предприятий в России (Боулдер, Колорадо: Westview Press, 1995). ISBN  0-8133-3314-8
  • Пол Л. Йоскоу, Рихард Шмалензее, Наталья Цуканова и Андрей Шлейфер. «Политика конкуренции в России во время и после приватизации». Брукингские документы по экономической деятельности. Микроэкономика, Vol. 1994, (1994), стр. 301–381.
  • Пекка Сутела [фи ], Инсайдерская приватизация в России: предположения о системных изменениях. Европейско-азиатские исследования, Vol. 46, № 3 (1994), стр. 417–435.
  • Роман Фридман, Анджей Рапачинский и Джон С. Эрл, Процесс приватизации в России, Украине и странах Балтии (Будапешт: Central European University Press, 1993).
  • Ружена Винтрова, «Общая рецессия и кризис структурной адаптации», Восточноевропейская экономика, Vol. 31, № 3 (1993).
  • Саймон Джонсон и Хайди Кролл, «Управленческие стратегии для спонтанной приватизации», Советская экономика, Vol. 7, № 4 (1991), стр. 281–316.

внешняя ссылка

  • Программы приватизации в России в 1990-е годы
  • Катастрофа, краудфандинговый документальный фильм о приватизации в России и других странах
  1. Каким образом проводилась приватизация в России?
  2. Залоговые аукционы

Приватизацию в Российской Федерации инициировали Гайдар и Чубайс. Они в 90-е годы занимали ключевые позиции в правительстве, и могли принимать важные государственные решения. Этот процесс начался практически сразу после распада СССР. Приватизация подразумевала переход собственности из государственной в частную. Результат приватизации не заставил себя долго ждать. Таким образом, немало государственного имущества перешло в руки частников. Большинство граждан отнеслись к процессу приватизации достаточно негативно, многие россияне до сих пор считают этот процесс аморальным и даже преступным. Причиной критики часто было мнение о том, что новые владельцы собственности являются ее недостойными, и получили ее только благодаря связям.

Правда, есть и другая сторона медали. Дело в том, что не зря процесс приватизации начался именно в 90-е годы. Это время было, мягко говоря, непростым с экономической и финансовой точки зрения. Да и противостояние между Президентом и Верховным советом тогда достигло своего пика, что сказывалось на политической обстановке в стране. Все эти факторы повлияли невозможность проведения институционных реформ. Верховный Совет в то время сильно влиял на правительство. Когда стартовал процесс приватизации, у государства не было возможности контролировать свою собственность. Из-за таких моментов часто случались спонтанные приватизации. Грубо говоря, целые предприятия захватывались с целью быстрой прибыли. Такие махинации в то время были не редкостью.

Для чего же вообще возникла государственная программа по приватизации. Предполагалось, что она сможет решить главную задачу – повысить экономику страны. Стоит отметить, что в некоторых сферах достаточно быстро возник положительный эффект. Особенно эффективной реформа стала для сферы обслуживания и торговли, а вот в области сельского хозяйства на такой быстрый результат рассчитывать не пришлось.

Каким образом проводилась приватизация в России?

Программу приватизации на 1992 год утвердили в июне этого же года. В программе были прописаны этапы и возможные способы приватизации. Возможные способы полностью зависели от размера компаний. Исходя из этого принципа, приватизация классифицировалась на малую и большую. «Малая» приватизация подразумевала продажу небольших компаний на торгах. Также малые компании часто продавались лицам, которые на них работали. Крупная приватизация предполагала продажу крупных предприятий в акционерные общества. Можно было продать не компанию целиком, а только ее часть. Далее акции компании продавались. Правда, существовали некоторые нюансы приватизации крупных компаний. Не менее 29 процентов уставного капитала нужно было продать через публичные аукционы. В то время было приватизировано огромное количество оптовых и розничных предприятий, строительных компаний, производств пищевой и легкой промышленности.

Залоговые аукционы

Казну пополняли и при помощи залоговых аукционов. Таким образом, удавалось достаточно неплохо пополнить государственные запасы. Как это происходило? Прибыль удавалось получить за счет кредитов под залог государственных пакетов больших компаний. Таким путем собственность отчуждалась по заниженной стоимости. Именно поэтому залоговые аукционы активно критиковали и осуждали. К тому же население Российской Федерации в целом очень недоверчиво относилось к процессу приватизации. Именно в процессе приватизации страна перешла от социализма к капитализму. То есть процесс приватизации повлек за собой очень важные события государственной важности. Также приватизация привела к сокращению масштабов и объемов производства. Пострадала ,ка легкая, как и обрабатывающая промышленность.

ИСТОРИЯ

Ваучерная приватизация в 1990-е: что реально получило население страны

Приватизация 1991-1997 годов стала логическим завершением выхода России на новый путь развития – рыночную экономику. Разгосударствлению подлежало все недвижимое имущество (предприятия, жилье), природные ресурсы, земля. По сути приватизация является передачей бывшей госсобственности в руки частных владельцев (как вариант — коллективов).

Порочный круг социалистического хозяйствования и управления, когда всё принадлежит всем и никто конкретно в результате не заинтересован, привел к катастрофическому состоянию экономики. Развал СССР в 1991 добавил масла в огонь. Старая правовая база уже не соответствовала требованиям действительности. Новая фактически не была сформирована.

В таких условиях передача государственной собственности частникам имела решающее значение. Ставка делалась на то, что новые владельцы будут кровно заинтересованы в прибыльности предприятий и смогут наладить разрушенное за годы советской власти производство. Но именно из-за отсутствия четкой правовой базы благое начинание пошло по ложному пути и превратилось в настоящее разворовывание богатств страны.

Ваучерная приватизация

Управление ходом приватизации традиционно связывают с именами двух людей: Анатолия Чубайса и Егора Гайдара. Первый – председатель Госкомимущества РСФСР и один из авторов новой экономической реформы. Второй — заместитель главы правительства по экономическим вопросам и главный идеолог приватизации.

По их предложению было решено провести процесс разгосударствления путем распространения среди населения приватизационных ваучеров (чеков) гособразца. По задумке идеологов реформы 1 ваучер равнялся 10-ти тысячам дененоминированных рублей. Выдача ваучеров была попыткой как-то урегулировать ход приватизации при отсутствии адекватной правовой базы.

Стоимость всего имущества была условно поделена на общее число граждан страны. 1 ваучер и обозначал долю, которой владел каждый отдельно взятый россиянин. По замыслу держатели ваучеров после окончания приватизации должны были получать некий процент прибыли от суммарных доходов предприятия, долей которого они владели.

Что происходило на самом деле

Ход приватизации теоретически регулировался двумя главными правовыми актами. Один из них был издан по инициативе лично президента Ельцина. Но на деле эти законы не действовали. Приватизация производилась огромной коррумпированной «машиной». Проценты и доли участников подтасовывались. В одних случаях предприятия силой захватывались их директорами. В других — в ход шли взятки чиновникам, которые должны были регулировать процесс и следить за соблюдением законов.

Ваучеры, которые были розданы населению, фактически мало что стоили. 2 ваучера в 90-ые годы меняли на одну бутылку водки или пару килограмм гречки. Простые россияне не знали, как поступать с этими документами, поэтому нередко просто выменивали их на еду. Ваучеры пачками скупались спекулянтами всех мастей, и в результате основная часть населения страны в приватизации вообще никак не участвовала.

Ценнейшая госсобственность почти «раздаривалась» тем, кто имел связи в Госкомимуществе и подчиненных организациях. В ходу была такая схема: реальная стоимость предприятия искусственно занижалась, после чего на залоговом аукционе оно продавалось за бесценок заинтересованному лицу. Особенно часто это практиковалось в отношении крупных объектов типа морских пароходств, заводов черных и цветных металлов, предприятий по добыче нефти и пр.

Результаты

Всего за весь период приватизации (процесс длился вплоть до 2006 года) было приватизировано более 120 тысяч бывших государственных предприятий. За эту ценность в казну государства поступило около 17 млрд долларов, что равнялось 505 млрд рублей по курсу 1 доллар = 30 рублей. 2/3 этой собственности было приватизировано в 1992-1997 годах. За нее государство выручило только 90 млн рублей с учетом буйствовавшей тогда гиперинфляции.

Благодаря варварской приватизации более 70% государственной собственности было продано за бесценок и переделено между «приближенными». Сейчас она приносит новым владельцам огромные доходы. На этой основе и сформировался процветающий тогда и сейчас класс олигархов. Другим негативным последствием безграмотной приватизации стал резкий спад производства и новый кризис в экономике.

В 90-ые годы много потеряло не только государство в общем, но и каждый россиянин в частности. Почти 80% населения не получило ни копейки за свою часть бывшей государственной собственности. Многие российские граждане считают приватизацию нечестной и готовы к пересмотру ее результатов.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Компания оплатила простой работников нужно ли включать такие расходы в состав капвложений
  • Компания по разработке по для сторонних организаций концепция информационной безопасности
  • Компания предоставляющая франшизу франчайзер разрешает пользоваться фирменным стилем тест
  • Компания продает свои подарочные сертификаты на какой счет списать стоимость изготовления
  • Компания пытается существующий процесс вместо того чтобы его ответ записать через запятую