Компании принадлежащие к индустрии моды являются типичными представителями

Содержание статьи

  • Объекты индустрии моды.
  • Основные этапы развития индустрии мод.
  • Функционирование индустрии моды.
  • Классификация модных товаров.
  • Перспективы развития экономики моды.

ИНДУСТРИЯ МОДЫ (fashion industry) – сектор сферы услуг, занятый формированием у покупателей образа «модной» продукции, ее производством и реализацией.

Объекты индустрии моды.

Мода является социальным феноменом. Главное назначение модных вещей – удовлетворять эстетические потребности и сигнализировать о социальном статусе их владельца.

Научное объяснение моды как социального феномена впервые дали в конце 19 – начале 20 вв. американский экономист Торстейн Веблен и немецкий социолог Георг Зиммель, создатели теории «просачивания» («trickle-down» theory). По их мнению, мода создается в элитных социальных группах для подчеркивания своего отличия от простых людей. Стремясь подражать элите, средние и низшие слои постепенно перенимают модные «новинки». Когда мода «просачивается» вниз, она утрачивает свою новизну, становится массовой и «вульгарной». Чтобы не утратить социальную дистанцию, элита вновь изобретает нечто новое и оригинальное. Этот цикл престижного потребления повторяется вновь и вновь.

В 20 в., по мере стирания классовой поляризации, мода по прежнему служит для подчеркивания социальных различий, но уже не столько «высших» и «низших», сколько просто разных социальных групп. Например, молодежная мода подчеркивает различия между людьми разных возрастов. Кроме того, личный подбор модных товаров является средством самовыражения, подчеркивания своей индивидуальности.

Таким образом, модной продукцией заведомо не могут быть товары чисто производственного потребления (турбины, станки и т.д.). Из товаров личного потребления к модным, как правило, не относят те, которые нельзя потреблять демонстративно (мужское нижнее белье, др.).

К модной продукции в узком смысле слова относят некоторые группы товаров легкой промышленности, удовлетворяющие личные потребности граждан:

одежду;

личные аксессуары (чулки, перчатки, сумки, ремни, шляпы, шарфы, часы, ювелирные украшения и т.д.);

парфюмерию и косметику (духи, помада, лак для волос и др.);

домашние аксессуары (постельное белье, посуда, ковры и др.).

Основными отраслями, включенными в процесс модной индустрии (экономики моды) в узком смысле слова, считаются текстильная, парфюмерная и парикмахерская промышленность, модельный бизнес.

Круг модных товаров имеет тенденцию расширяться.

Изначально к модным товарам относились почти исключительно товары для женщин: считалось, что только «прекрасной половине человечества» прилично и необходимо постоянно заботиться о внешней привлекательности. В 20 в., однако, с этим гендерным стереотипом перестали считаться – появилась мода и для мужчин.

Одновременно произошло расширение круга модных товаров, связанное с повышением публичности образа жизни. Например, если ранее потребление пищи и стирка белья являлись сугубо приватными процессами, то теперь люди едят пищу и используют стиральные порошки, купленные в магазине. Поэтому в современном обществе к модной продукции в широком смысле слова можно отнести почти все товары личного потребления (включая легковые автомобили, мебель, авторучки, прохладительные напитки и т.д.).

Основные этапы развития индустрии мод.

Становление модной индустрии связано с параллельным развитием престижного потребления и «общества массового потребления».

До конца 19 в. индустрия моды отсутствовала, хотя сама мода как социальный феномен известна с античных времен. Дело в том, что пока уровень жизни основной массы населения оставался низким, ее потребление ограничивалось предметами первой необходимости с чисто функциональными свойствами. Модные товары (ювелирные украшения, изысканную одежду) покупали немногочисленные аристократы и богачи. Массовое производство модной одежды не могло возникнуть, пока не начал складываться массовый средний класс.

Этапы развития индустрии мод лучше всего заметны на примере производства модной одежды.

В период примерно с 1890-х до 1960-х производство модной одежды и аксессуаров постепенно превращается из мелкого бизнеса в массовое производство и становится индустрией. Еще в середине 19 в. появились специальные журналы мод, которые рассказывали о тенденциях текущего сезона и ассортименте модных магазинов (о том, что «носят в Париже»).

В 1950–1960-е, в период формирования в развитых странах общества массового потребления, развивается система прогнозирования моды. Появление фирм, специализирующихся на анализе тенденций развития моды, связано с тем, что массовое производство готовой одежды требовало принимать «масштабные» и долгосрочные решения о производстве и закупках. Поэтому производитель массовой готовой одежды начал зависеть не только от «причуд дизайнера», но от того, какие ткани предлагает их производитель. Тот, в свою очередь, мог предложить только то, что позволяло изготовить сырье и нити, которые были в наличие на рынке на данный момент. Чтобы на прилавке появилось платье модного цвета, актуальной фактуры и оригинального фасона, надо было за 3 года до этого внести изменения в технологию выращивания хлопка и одновременно создать формулу для производства красителя будущего полотна. Поэтому возникла система прогнозирования, которая предсказывала изменение доминирующей тенденции.

Начиная с этого периода, экономика моды разделилась на два уровня – товары «от кутюр» (индивидуальные заказы для элиты) и «прет-а-порте» (массовое производство для среднего класса). Именно 1960–1980-е стали эпохой знаменитых парижских кутюрье – Коко Шанель, Кристиана Диора, Ива Сен Лорана, Юбера Живанши и др.

С 1990-х в индустрии модной одежды господствует «плюрализм», при котором трудно говорить о каком-либо едином доминирующем стиле, тенденции дробятся на множество трендов. Параллельно с этим нарастает скорость изменений, поскольку информация о новых стилях моментально распространяется благодаря новым средствам коммуникации. Если ранее индустрия моды ориентировалась на взрослых и состоятельных покупателей, то к концу века мода заметно «омолодилась». Наконец, произошло снижение роли талантливых стилистов – теперь моду задают не столько талантливые дизайнеры и не столько столицы мод (как Париж, Лондон и Нью-Йорк), сколько фирмы-производители, пропагандирующие узнаваемые бренды.

Схожие тенденции – переход от доминирующего стандарта к множественности стандартов моды – можно отметить и в развитии других рынков модных товаров.

Индустрия моды формировалась как феномен западноевропейской цивилизации, и вплоть до конца 20 в. ее не затрагивали инокультурные влияния. Глобализация 20 в. привела не только к трансляции европейской моды по всему миру, но и к проникновению в эту индустрию влияний стран Востока. В Японии появились производители модных товаров международного уровня (Исси Мияке, Йоши Ямамото и др.), всемирно известен парижский кутюрье японец Кензо Токада. Поскольку ожидается, что в 21 в. воздействие восточной культуры будет расти, следует ожидать и определенной «ориентализации» индустрии моды.

Функционирование индустрии моды.

Компании, занимающиеся производством, продажей и обслуживанием модной продукции, представляют собой гигантскую индустрию, дающую многомиллиардные доходы, но требующую очень крупных инвестиций. По некоторым оценкам, с начала 2000-х индустрия моды занимает 5-е место среди наиболее капиталоемких отраслей современной экономики.

Целью индустрии моды обычно считают удовлетворение спроса конечных потребителей модного продукта. Следует, однако, подчеркнуть, что в современном мире формирование и распространение представлений о том, что считается модным, давно перестало быть стихийным и стало важной отраслью экономики (частью маркетинга рекламы и PR).

Рис. 1. Функционирование индустрии модной продукции.

Современная индустрия моды основана не на «подстраивании» под уже сложившиеся потребности, а на прогнозировании и планировании. Изменения, в стилях одежды становятся известны за полгода до ее появления в магазинах, когда по результатам специальных демонстраций новых образцов журналисты-аналитики сообщают о новинках и основных тенденциях предстоящего сезона. В это же время в ходе «шоу-румов» (премьерных демонстраций) представители торговых фирм делают заказы на коллекции для магазинов. И только собрав весь пакет заказов, производители готовой одежды начинают производить коллекции массовым тиражом.

Производители модной продукции делятся на две группы – прямые производители и контракторы.

Прямые производители – это компании (как, например, Levi Strauss and Co. в США), которые создают собственные торговые марки, разрабатывают модели, коллекции и затем производят их на собственных предприятиях. Крупных компаний такого типа очень мало. Чаще всего компании, которые сами «изобретают» и сами производят всю коллекцию полностью, занимаются мелкосерийным производством с изделиями ограниченного ассортимента и небольшого тиража.

Большинство же крупных производителей одежды и аксессуаров предпочитают вкладывать силы лишь в формирование моделей. Производством собственно готовых изделий занимаются предприятия-исполнители, контракторы. Если разработкой моделей одежды занимаются в основном специалисты из США и Западной Европы, то их изготовление осуществляется зачастую в странах «третьего мира» с дешевой рабочей силой. Даже в России большинство производителей одежды известных брендов передают примерно 80% заказов зарубежным контракторам (в основном из Юго-Восточной Азии).

Помимо доходов от изобретения новых моделей и их производства прибыль получают от продажи лицензий – прав на использование логотипа «модной» фирмы на неконкурентной продукции других компаний. Пионером лицензионного бизнеса в индустрии моды считается Pierre Cardin.

Модный бизнес характеризуется наиболее высокой независимостью цены товаров от их объективной потребительской ценности. Ценность бренда существует только в сознании потребителей и при грамотной организации рекламной компании можно сделать модной вещь с заурядными потребительскими свойствами. Поэтому львиная доля себестоимости модных товаров приходится именно на рекламу и PR, а не на собственно производственные затраты.

Поскольку утилитарные функции модных товаров имеют для потребителя не первостепенное значение, то при организации рекламных компаний часто используют двусмысленности. Кельвин Кляйн, создатель джинсов, показал в рекламе нового типа одежды молодую актрису под лозунгом «There is nothing between me and my Calvin`s». Что можно было понять как намек на отсутствие нижнего белья на девушке. Поскольку в США шла «сексуальная революция», то рекламный ролик вызвал взрыв популярности джинсовой одежды, хотя реклама не дала никакой информации о качестве товара. Подобное «создание образов» типично для рекламы всех видов модных товаров, например попытки рекламировать сорта пива как атрибута «независимости» и особого образа жизни.

Классификация модных товаров.

Модные товары делятся, в зависимости от категорий потребителей, на два класса – товары для элиты (для «снобов») и товары для массовых покупателей (среднего класса). Наиболее четко эта поляризация заметна в производстве модной одежды.

Понятие «мода» часто ассоциируется с выражением «от кутюр», которое произошло от французского haute couture («высокое шитье»). Изделия класса «кутюр» – это эксклюзивные изделия, созданные дизайнером в единичном экземпляре из высококачественных тканей и аксессуаров, часто по персональному заказу клиента.

Рынок покупателей таких изделий невелик, поскольку демократизация стиля жизни резко понизила число «снобов». Если в середине 20 в. количество клиенток, заказывающих уникальные модели по сверхвысоким ценам, составляло во всем мире примерно 15 тыс., то в начале нашего тысячелетия их число упало до 2 тыс. Из-за снижения клиентуры коллекции класса кутюр создаются не для получения прибыли от продажи самой коллекции, а исключительно ради имиджа бренда. Кутюрные изделия домов моды (Chanel Haute Couture, Christian Dior Haute Couture и др.) превратились в форму рекламы более утилитарных моделей, их демонстрация проходит дважды в год (весенние/летние модели демонстрируются в январе и осенние/зимние в июле).

Основную прибыль производители модной одежды получают от изделий класса pret-a-porter («готовая одежда») – умеренно дорогих изделий, производящихся достаточно массовым тиражом для продажи в магазинах. Одежда этого класса делится на две категории.

Группа товаров pret-a-porter de lux – более дорогая. Товары этой группы носят имя дизайнера, у компании обязательно есть собственные моно-бутики (Gucci, Prada, Armani, Versace, Christian Dior, Cavalli и др.).

Группа товаров собственно Pret-a-porter. Такие марки товаров не обязательно используют в названии имя дизайнера и продают большую часть своих изделий через мульти-брендовые бутики.

Перспективы развития экономики моды.

Согласно оценкам, в Западной Европе население тратит на приобретение товаров индустрии моды (в узкой трактовке этого понятия) примерно 10% своих доходов, в США – 5%. Если же включать в экономику моды все виды товаров, удовлетворяющих преимущественно эстетические и социально-престижные, а не узко утилитарные потребности, то на их приобретение, по подсчетам экспертов, приходится порядка 40% расходов семейных бюджетов граждан развитых стран.

Экономика моды растет быстрыми темпами, обгоняя другие отрасли экономики. Эта тенденция является устойчивой, отражая повышение уровня жизни и рост свободы самовыражения.

Развитие наукоемких технологий ведет к появлению новых отраслей экономики моды. Например, некоторые специалисты включают в современную экономику моды косметическую хирургию, поскольку она служит тем же целям, что и традиционная косметика.

В России индустрия моды начала развиваться только в 1990-е. Ее развитию сильно препятствовала необходимость делать крупные начальные инвестиции в рекламу новых стилей, которые могут окупиться лишь спустя длительный промежуток времени. Поэтому на российском модном рынке даже в 2000-е доминируют товары зарубежных фирм. Так, более 80% дорогой одежды поставляется в Россию из Западной Европы, в т.ч. половина ввозимой одежды – из Италии. В то же время начинает развиваться отечественное производство модных товаров, создающее собственные популярные бренды («Панинтер», «Партизан», «Том Клайн»). О сильном западном влиянии на российский рынок модных товаров свидетельствует, например, тот факт, что некоторые из отечественных брендов «маскируются» англизированными наименованиями (как, например, «Глория Джинс»).

Юрий Латов

Автор: Ялунер Е.В.

Часто можно услышать, в том числе и от российских представителей власти, что «мода – это несерьезно». Однако, на сегодня в мире индустрия моды – это вторая потребительская индустрия после продуктов питания. Ежегодно в мире продается более 80 миллиардов предметов одежды. Ежегодный рост рынка модной индустрии составляет 10-15%. Общий оборот этого сектора экономики, по данным Fashion United.com, составляет более 3 триллионов долларов США. Доля модной индустрии в мировом ВВП составляет 2%. Эта доля в различных странах существенно различается: во Франции она составляет 1,5%, в Нидерландах – 1,9%, в Германии и Испании – 2,2%, в Великобритании – 3,2%. В США доля индустрии моды составляет более 4%, что обеспечивает занятость 1,9 млн человек [1].

Индустрия моды – это не только собственно изготовление одежды. Это огромная индустрия по изготовлению материалов из сельскохозяйственного или синтетического сырья; производство прядильного, ткацкого оборудования, оборудования для обработки шкур и кожи, оборудования для швейного производства. Т.е. развитие индустрии моды, рост рынка одежды является драйвером роста и для ряда других отраслей экономики, в том числе текстильного производства, сельского хозяйства, химической промышленности, машиностроения и др.

Российская индустрия моды и то, что с ней связано, пребывает в последние годы в плачевном состоянии. В 2013-2017 гг. продажи одежды в России увеличились всего на 1,3%, при этом в продажах одежды в России преобладает импортная продукция (свыше 80%), доля российских производителей на рынке текстильной продукции не превышает 40% его объема. В целом вклад валовой добавленной стоимости текстильного и швейного производства в ВВП составляет всего около 0,2%. Падение производства верхней одежды, трикотажных изделий, мужских рубашек, чулочно-носочных изделий и т.п. в натуральных показателях составило в 2018 году по сравнению с 2017 годом от 8% до 15% по различным группам товаров [2].

После небольшого роста в 2017 г. по сравнению с 2016 г. несколько снизилось производство готовых тканей (на 1%). Тенденция снижения объемов производства готовых тканей продолжается и в 2019 году – за пять первых месяцев 2019 года производство тканей составило 99% от аналогичного показателя предыдущего года. В целом, объем производства тканей составил в 2018 году 5 895 358,28 тыс. кв. метров, в том числе: шелковых – 127,55 тыс., шерстяных – 7 880,16 тыс., синтетических – 429 403,06 тыс., хлопчатобумажных – 771 445,27 тыс. кв. метров. Для сравнения, за этот же год импорт тканей составил: шелковых – около 62,9 т на сумму 3,4 млн долларов, шерстяных – 987,1 т на сумму 17,4 млн долларов, хлопчатобумажных – 36 665 т на сумму 162,4 млн долларов [3].

Производство средств производства для сектора индустрии моды и смежных областей также пребывает в упадке. По данным Росстата, за первые пять месяцев 2019 года в стране произведен один (!) ткацкий станок, 28 единиц прядильных, тростильных, крутильных, намоточных и мотальных машин. Произведено 10 единиц швейных машин, не относящихся к категории бытовых. Общий объем производства оборудования для подготовки, прядения, производства тканых и трикотажных текстильных изделий и прочего оборудования для текстильного и швейного производства составил в этом периоде немногим более 36 млн рублей [2]. За этот же период объем импорта аналогичного оборудования в страну составил около 20,2 млн долл. В целом же в последние годы объем импорта оборудования для подготовки, прядения, производства тканых и трикотажных текстильных изделий составил: в 2016 году 14,2 млн долл., в 2017 году 18,2 млн долл., в 2018 году 13,7 млн долл. Объем импорта швейных машин, не относящихся к категории бытовых, составил в 2016 году 33,7 млн долл., в 2017 году 40,1 млн долл., в 2018 году 38,5 млн долл. [3]

Слабо представлена отечественная продукция и на мировых рынках. Экспорт одежды российского производства растет, однако, недостаточными темпами. В 2018 году объем экспорта вырос на 7,3%. В то же время, правительством страны поставлена амбициозная задача увеличения экспорта товаров легкой промышленности к 2025 году вдвое. Отраслевая стратегия предусматривает, кроме того, удвоение вклада легкой промышленности в ВВП в те же сроки, существенное повышение уровня локализации производства [4]. Однако, для удвоения объема экспорта и объема производства за 7 лет необходим ежегодный рост в объеме около 11%.

Указанная стратегия на сегодняшний день не принята окончательно, однако и в рамках действующих программ на развитие легкой промышленности выделяются весьма значительные средства. Так, в рамках действующей с 2016 года программы государственной поддержки развития легкой промышленности было выделено: в 2016 году – 2,54 млрд рублей, в 2017 году – 3,78 млрд рублей, в 2018 году – 3,86 млрд рублей. В соответствии с предложением Торгово-промышленной палаты Российской Федерации, сохранение мер поддержки в виде субсидий в общем объеме около 3 млрд рублей планируется на 2019 и 2020 годы [5, 6]. Однако, несмотря на все усилия, на сегодня, по оценке главы Российского союза предпринимателей текстильной и легкой промышленности Андрея Разбродина, даже на рынке Российской Федерации российские компании занимают только 20% [5].

Одна из последних тенденций в мире модной индустрии – это развитие небольших транснациональных брендов. Формирование и развитие этой тенденции обязано в первую очередь информационным технологиям, развитию дистанционной торговли. На сегодня для полноценной работы по всему миру совсем необязательно создавать и содержать разветвленные международные сети представительств, обладать развитой логистической системой. Представление продукции и прием заказов осуществляется через сеть Internet. Доставка продукции до потребителя – многочисленными национальными и международными, частными и государственными транспортными, почтовыми компаниями. Благодаря доступности новых технологий контакта с потребителем в рамках дистанционной торговли для субъектов малого и микробизнеса, множество новых мировых брендов рождаются из небольших «домашних» ателье.

Множество таких ателье ежегодно создаются и в России, однако на пути к мировому потребителю у них встают практически непреодолимые, как оказывается, препятствия. В России сегодня множество брендов, однако, они очень слабо представлены на мировом рынке дистанционной торговли одеждой. В частности, на торговой площадке Aizel.ru из 700 представленных брендов только 150 – российские. И даже этот результат является плодом очень серьезных совместных усилий сооснователя Aizel.ru Айсель Трудел и президента Национальной палаты моды, президента Mercedes-Benz Fashion Week Russia Александра Шумского, позволивших за два года удвоить представительство российских брендов на интернет-площадке Aizel.ru.

При этом, еще раз следует подчеркнуть, что ни с количеством российских брендов, отражающем творческий потенциал наших дизайнеров, ни с качеством отшива изделий, существенных проблем у отечественных производителей нет. И даже во многих передовых областях индустрии моды с успехом работают идеи, зародившиеся в российских умах. Так, например при общей неразвитости пока в России рынка fashiontech, объединяющего информационные технологии и моду, множество мировых стартапов имеют российские корни: сервис по подбору одежды на основе искусственного интеллекта «Рафинад», технология климат-контроля в одежде CyberX, конструктор одежды AveEva, петербургский стартап «Перчатка Брайля» и другие [7]. Однако даже самый «продвинутый» российский бренд представляет собой явление, сопоставимое по масштабам с самым неразвитым европейским стартапом.

Все вышесказанное обуславливает как потребность в изменениях, так и большой нераскрытый пока потенциал российской индустрии моды. Проблемам, препятствующим раскрытию потенциала, а также перспективам развития российской индустрии моды была посвящена дискуссия, развернувшаяся вечером 7 июня 2019 года в конференц-зале В2 Конгресс-центра в рамках Петербургского международного экономического форума. Особый статус дискуссии придало участие в ней двух министров российского правительства: Министра финансов Российской Федерации Антона Силуанова и Министра промышленности и торговли Российской Федерации Дениса Мантурова.

Предприятия модной индустрии – это во многом предприятия малого бизнеса. И для них характерны те же проблемы, что и для других малых предприятий. Это, в частности, проблемы высокой налоговой нагрузки, недоступности кредитных ресурсов, высокой арендной платы (в частности, в Москве, где сосредоточено большое количество участников рынка). Об определенной помощи в решении этих проблем сообщил Алексей Фурсин, руководитель Департамента предпринимательства и инновационного развития города Москвы. Определенные проблемы есть в информационном плане – не все предприниматели достаточно информированы об условиях осуществления предпринимательской деятельности, существовании льгот и преференций малому бизнесу и т.п.

Помимо этих общих предпринимательских проблем, участники дискуссии выделили и специфические проблемы, характерные для российской модной индустрии:

  • сложности в осуществлении внешнеэкономической деятельности;
  • плохая информированность о российских брендах в стране;
  • нехватка профессиональных кадров для российской модной индустрии;
  • отсутствие российского сырья (тканей и фурнитуры).

Рассмотрим эти специфические проблемы более подробно. Российский предприниматель, решившийся на выход во внешнеэкономическое пространство, сталкивается с определенными сложностями осуществления внешнеэкономической деятельности. Этих сложностей участники дискуссии назвали как минимум три:

во-первых, это – общая зарегулированность внешнеэкономической деятельности в России. Сложность и многочисленность процедур способствует повышению затрат и усложнению импорта, с одной стороны, и препятствует экспорту, с другой;

во-вторых, отсутствие системы идентификации товаров (или других механизмов или правил, компенсирующих отсутствие этой системы). В настоящее время значительно усложнено участие в международных системах дистанционных продаж. Продажи предполагаю возможность возврата товара. В отсутствие системы идентификации невозможно подтвердить идентичность возвращаемого товара ранее вывезенному, что влечет за собой повторную уплату пошлины. Аналогичная проблема возникает при вывозе коллекций для показа за рубеж. Такая ситуация приводит к тому, что вещи для показа вывозятся нелегально, «в чемоданах»;

в-третьих, главный редактор Harper’s Bazaar Дарья Веледеева указала на наличие проблемы сертификации тканей. Проблема заключается в постоянном изменении условий сертификации. Это сдерживает производство и осложняет работу.

Для решения этих проблем необходима планомерная работа по упрощению внешнеэкономической деятельности в стране. В рейтинге Всемирного банка Doing Business 2019 по показателю международная торговля Россия занимает 99-е место. Определенные улучшения есть (в 2011 году РФ занимала 160-е место). Однако, текущая позиция России в указанном рейтинге совершенно не соответствует тому месту, которое страна должна была занимать в соответствии с дорожной картой «Совершенствование таможенного администрирования» на 2012-2018 годы. Документом было установлено целевое значение на 2018 год – 17. Для сравнения, Китай на сегодня имеет показатель 65. Россию обгоняют также Грузия (43), Армения (46), Молдова (35) и наш партнер по единому таможенному пространству – Беларусь (25) [8]. Необходимо вернуться к решению проблемы таможенного регулирования. Без этого невозможно наращивание экспорта, как в рассматриваемой отрасли, так и в других отраслях российской экономики.

Необходимо вводить систему идентификации товаров. При невозможности (нецелесообразности, нерентабельности) введения такой системы или на переходный период можно было бы ослабить условия, необходимые для освобождения от уплаты лишней пошлины, заменив понятие «идентичный» понятием «аналогичный». Существенным упрощением системы сертификации могло бы стать введение системы электронной сертификации. Эта система разрабатывается уже пять лет, однако так и не введена в эксплуатацию.

Вторая существенная проблема, озвученная участниками дискуссии на Форуме, заключается в плохой информированности о российских брендах внутри нашей страны. Известные иностранные бренды все чаще пользуются услугами российских производителей для отшива своей одежды на площадках российских партнеров. Многие крупные мировые компании проявляют интерес к отечественным предприятиям. Одна из последних новостей на эту тему – отзывы экспертов Inditex (бренд Zara) о качестве пошива по итогам изучения российских компаний. Есть российские бренды, которые хорошо известны в Китае и пользуются там большой популярностью. Однако, качество российских производителей, как и достижения отечественных дизайнеров зачастую остаются тайной для российского потребителя.

Проблема здесь состоит и в том, что российские участники рынка модной индустрии больше нацелены на выход на международные рынки, чем на развитие брендов внутри страны, и в том, что российская пресса зачастую не проявляет должного интереса к отечественным производителям. В то же время, наш внутренний рынок обладает огромным потенциалом. Главный редактор Harper’s Bazaar Дарья Веледеева призывает сфокусироваться на внутреннем рынке. Оказывать поддержку не только (и не столько) в вывозе коллекций для показа за рубеж, но стимулировать внутреннее продвижение. Ей вторит и президент Национальной палаты моды, президент Mercedes-Benz Fashion Week Russia Александр Шумский. Российский рынок, по его мнению, должен быть первоочередным, необходимо лучше информировать население об отечественных брендах. В частности, в 2019 году создан Фонд Моды, в задачи которого входит устранение барьеров в развитии модной индустрии, в том числе и информационного характера.

О третьей проблеме – нехватке профессиональных кадров для российской модной индустрии говорили как президент Национальной палаты моды Александр Шумский, так и представитель собственно индустрии моды Оксана Лаврентьева. Эту проблему поднимают и другие участники рынка. Причем, проблемы состоят как в получении общего «предпринимательского» образования (образования в области экономики и управления) для дизайнеров, так и специализированного образования в области технологий и конструирования одежды.

С одной стороны, кадровая проблема заключается в том, что в последнее время существенно изменились карьерные траектории дизайнеров одежды. Александр Шумский описывает еще недавно обычную траекторию дизайнера, как трудоустройство после окончания обучения в крупную компанию, где годами формировались определенные навыки, и только после их приобретения происходил переход к самостоятельной работе над созданием и продвижением собственного бренда. Сегодня же, зачастую, двадцатидвухлетний выпускник сразу начинает работать на себя. При этом дизайнера не учат тому, что он будет делать, как он будет работать самостоятельно, когда закончит учебное заведение.

С другой стороны, кадровая проблема касается самых распространенных в легкой промышленности профессий: конструкторов, технологов, швей. Собственно, всех тех, кто ответственен за материальное воплощение идей дизайнеров. Как выразилась дизайнер Оксана Лаврентьева, хуже того, что неправильно учат дизайнеров, по ее мнению, нет учебных заведений, где учат специалистов, конструкторов, технологов. Эту проблему понимают и в Правительстве Российской Федерации. Так, Министр промышленности и торговли Российской Федерации Денис Мантуров констатировал, что наши производители обладают достаточными умениями для того, чтобы производить свою одежду под известными западными брендами. Примером может служить бренд Zara. То есть, потенциал у российских производителей есть. Однако многие отечественные дизайнеры находятся в «серой» зоне, поскольку не умеют отстраивать свой бизнес, не могут зарегистрироваться, не имеют стартового капитала и т.п.

Указанная проблема касается образования, поэтому и решение ее лежит в области его совершенствования. При этом база для образования, как отметил Министр финансов Российской Федерации Антон Силуанов, есть. В частности, была упомянута Школа дизайна Национального исследовательского университета – Высшей школы экономики. В этой сфере работают и другие образовательные учреждения. Только в Санкт-Петербурге работают Санкт-Петербургский государственный университет промышленных технологий и дизайна, Институт текстиля и моды и т.д. То есть база для обучения в указанной области существует. Если, по мнению участников рынка, она недостаточна – это означает, что есть необходимость корректировать учебные программы с учетом потребностей рынка.

Кроме того, необходимо развивать профессиональное образование в этой области, в том числе восстанавливать систему среднего профессионального образования. Целесообразно также внедрять, развивать бизнес-образование как часть образования дизайнеров и технологов.

Наконец, последняя проблема (в порядке рассмотрения, но отнюдь не по своей значимости) – это высокие цены на импортные ткани и фурнитуру, зависимость отрасли от импорта. Основная масса используемого для производства одежды сырья и комплектующих (тканей и фурнитуры) сегодня является импортной. Доля импортных тканей и фурнитуры у некоторых производителей в российской модной индустрии составляет 100%. Такое положение дел в отрасли негативно влияет как на стоимость используемых материалов (и, таким образом, на себестоимость и цену готовой продукции), так и на своевременность поставок, т.е. на возможности предприятий оперативно реагировать на изменения на рынке, оперативно выполнять заказы. Снижается ритмичность работы, гибкость отечественных предприятий.

Модератор дискуссии, сооснователь и член совета директоров Aizel.ru Айсель Трудел, предложила ввести налоговые льготы, снизить таможенные пошлины на импорт для снижения цен на текстильную продукцию и фурнитуру. Это предложение вызвало возражение Министра финансов Российской Федерации Антона Силуанова, который высказался о необходимости развивать собственное производство тканей и фурнитуры. Эти два мнения формируют одну из основных дилемм на сегодня в развитии отечественной легкой промышленности. В целом, к сожалению, этот вопрос оказался затронут участниками дискуссии крайне поверхностно. В то же время, он, как представляется, один из самых важных и один из самых сложных.

Необходимо четко определить приоритеты развития страны в этой области, а затем, в соответствии с этими приоритетами, осуществлять либо меры поддержки отечественного производителя тканей, либо проводить политику облегчения доступа производителей индустрии моды к импортным материалам. Нам первый путь, учитывая богатые традиции России в этой области и те преимущества, которые дает развитие текстильного производства для развития смежных областей, представляется более предпочтительным. В этом случае было бы целесообразно финансирование поддержки развития собственной текстильной промышленности за счет средств, получаемых от импортных пошлин. Такой подход мог бы получить поддержку и участников рынка. Учитывая серьезное отставание в этой области, а также капиталоемкость современного текстильного производства, было бы целесообразно введение длительных налоговых каникул в этой области.

В целом, российский рынок текстиля и одежды имеет огромный потенциал и большие перспективы. Однако, целый ряд обозначенных участниками дискуссии проблем препятствует его развитию и потому нуждается в скорейшем разрешении. Большая часть проблем являются общими, как для индустрии моды, так и для национальной экономики в целом. Это проблемы создания и развития общих благоприятных условий для предпринимательства в стране (в части упрощения регулирующих процедур, доступа к кредитам, повышения надежности прав собственности, повышения законности во всех аспектах предпринимательской деятельности), создания благоприятных для бизнеса условий внешнеэкономической деятельности. В первую очередь реформирования требует именно это. В России есть таланты, есть технологии, а главное – есть еще желание творить, созидать, предпринимать. Необходимо лишь создать благоприятные условия и не мешать людям воплощать в жизнь свои предпринимательские идеи – источник устойчивого развития страны на многие десятилетия.

ЛИТЕРАТУРА

  • Global fashion industry statistics. Fashion United. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://fashionunited.com (дата обращения 18.06.2019).
  • Производство основных видов продукции в натуральном выражении с 2017 года (оперативные данные в соответствии с ОКПД2). Федеральная служба государственной статистики. ЕМИСС. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://fedstat.ru/indicator/57783 (дата обращения 21.06.2019).
  • Таможенная статистика внешней торговли Федеральной таможенной службы Российской Федерации. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://stat.customs.ru/apex/f?p=201:2:1033680543207670::NO (дата обращения 21.06.2019).
  • Проект Стратегии развития легкой промышленности в Российской Федерации на период до 2025 года. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://qps.ru/SDTnX (дата обращения 21.06.2019).
  • Смягчающие обязательства. Минпромторг определил новые параметры господдержки промышленности // Коммерсантъ, № 228 от 11.12.2018.
  • ТПП предложила сохранить господдержку легкой промышленности в 2018-2020 годах на уровне 3 млрд руб. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://qps.ru/Z0yMv (дата обращения 12.06.2019). 
  • Жигач А. «30 fashiontech-проектов за год»: технологии в индустрии моды отвоевывают рынок в России // Деловой Петербург, 23 мая 2018.
  • Doing Business: Оценка бизнес-регулирования. Проект Всемирного банка. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://russian.doingbusiness.org (дата обращения 20.06.2019).
  • Реформа российской индустрии моды: экономический потенциал на внутреннем и внешнем рынках. Информационно-аналитическая система Росконгресс. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://roscon- gress.org/sessions/spief-2019-reforma-rossiyskoy-industrii-mody-ekonomicheskiy-potentsial-na-vnutrennem-i-vne- shnem-rynkakh/translation/ (дата обращения 20.06.2019).


© Ялунер Е.В., 2019


Елена Васильевна Ялунер – доктор экономических наук, профессор, заведующая кафедрой экономики предпринимательства Санкт-Петербургского государственного экономического университета.

Данная статья опубликована в специальном выпуске научного журнала «Известия Санкт-Петербургского государственного экономического университета» по итогам Петербургского международного экономического форума — 2019.

Где работать в индустрии моды

Многие студенты института моды и дизайна Марангони мечтают работать в ведущих брендах мира: Gucci, Dolce & Gabbana, Chanel, Christian Dior. Но стоит ли ограничивать выбор только люксовыми известными марками? Компаний с отличными условиями труда гораздо больше, а за роскошными витринами порой скрываются неуважение и отсутствие перспектив. Зато многие масс-маркет бренды предлагают высокую оплату, насыщенную корпоративную жизнь и карьерный рост.

Исследования

К 2020 году большая часть рабочих мест в индустрии моды будет занята миллениалами (людьми, рожденными после 1981 года), поэтому компании активно пересматривают стратегии найма сотрудников и условий труда. Дело в том, что поколение Y ставит в приоритет возможности карьерного роста и рабочую культуру, а не доход. Бренды адаптируют HR-практики, чтобы не просто удовлетворить запросы миллениалов, а привлечь талантливых и профессиональных сотрудников, которые захотят стать членами их команды.

На вопрос: «Где работать в индустрии моды?» ответило ведущее издание отрасли Business of Fashion, которое провело масштабное исследование по данной теме. Специалисты BoF опросили 2 600 сотрудников самых разных отделов 190 fashion-компаний по всему миру. Собранные данные разделили на 3 показателя:

  • Оплата труда и льготы (страховка, абонементы в спортивные залы, массажисты, развлечения и т.д.)
  • Корпоративная культура и рабочая среда
  • Лидерство, карьерный рост и профессиональное развитие

76% респондентов считают, что компании индустрии моды отлично справляются с созданием мотивирующей корпоративной культуры. 91% сотрудников довольны сплоченной командой, что особенно радует, ведь работа сообща – важный фактор успеха всего предприятия. Есть и ложка дегтя в этой бочке меда. Всего 59% респондентов удовлетворены возможностями развития и обучения в компаниях отрасли моды, а 57% не считают схему карьерного роста достаточно прозрачной. А теперь перейдем к детальной информации о том, где работать в сфере моды.

Оплата труда и льготы

Лучшие модные компании отходят от традиционных фиксированных зарплат, предлагая нечто большее. Farfetch ForAll и Gap Inc. внедрили опционные схемы оплаты труда, которые предполагают выплату оклада плюс коэффициента, вычисляемого измеримыми показателями эффективности бизнеса (прибыль и т.д.).

Другие, например Berluti (французский бренд обуви) и Cotton On Group (крупнейший ритейлер Австралии), увидели возможность целостного подхода к вознаграждению. Они инвестируют в спортивные залы и оборудование, персонал для оздоровления сотрудников (от остеопатов до личных тренеров и инструкторов по йоге), а также предоставляют бесплатное здоровое питание. Многие пошли еще дальше. Стремясь сделать сотрудников счастливыми, они позволяют развлекаться и веселиться на рабочих местах, свободно общаться с коллегами, самостоятельно управлять своей нагрузкой, чтобы подстроить работу под личную жизнь.

Компании, возглавляющие рейтинг лучших по показателю «Оплата труда и льготы»:

  1. COTTON ON GROUP (Джилонг, Австралия)
  2. GAP INC. (Сан-Франциско, США)
  3. ZARA (Ла-Корунья, Испания)
  4. CALVIN KLEIN (Нью-Йорк, США)
  5. LEVI STRAUSS & CO. (Сан-Франциско, США)

Корпоративная культура и рабочая среда

Многие ведущие компании сосредоточены на создании возможностей для автономии, текучести и быстрого прогресса. Так молодой немецкий стартап Zalando с оборотом в 3,8 миллиарда долларов США создал систему оценки персонала по общему потенциалу, а не опыту, давая возможность перемещения внутри компании, что помогает карьерному росту. Глобальная мобильность еще одна тенденция. В Adidas регулярно проходит ротация сотрудников между офисами внутри стран или по всему миру, а H&M считается чемпионом в таких перестановках.

Лучшие компании в сфере моды, уделяющие особое внимание корпоративной культуре и рабочей среде:

  1. FARFETCH (Лондон, Великобритания)
  2. NORDSTROM INC. (Сиэтл, США)
  3. BERLUTI (Париж, Франция)
  4. LOEWE (Мадрид, Испания)
  5. TOMMY HILFIGER (Амстердам, Нидерланды)

Лидерство, карьерный рост и развитие

Одновременно с пересмотром пакетов вознаграждения ведущие компании меняют отношение к карьерному росту и обучению сотрудников, применяя более тонкий подход к повышению производительности труда и достижению целей. Ранее в Gap Inc. устраивались общие собрания раз в полгода, где обсуждались достижения команды. Сейчас эта практика упразднена в пользу ежемесячных неофициальных встреч с руководителем, что позволяет сотрудникам показать свой личный профессионализм и полученные знания, добившись тем самым повышения.

Многие компании внедряют новаторские системы мотивации. Они собирают и анализируют данные эффективности труда каждого сотрудника, отслеживают положительное воздействие индивидуальных результатов на работу всей компании, мотивируя тем самым на новые свершения. Каждому человеку хочется видеть свой вклад в развитие бизнеса, индустрии или общества.

Предприятия, лидирующие по показателю «Карьерный рост и развитие»:

  1. GALERIES LAFAYETTE (Париж, Франция)
  2. H&M (Стокгольм, Швеция)
  3. GUCCI (Флоренция, Италия)
  4. ZALANDO (Берлин, Германия)
  5. ADIDAS (Херцогенаурах, Германия)
  6. GALERIES LAFAYETTE (Париж, Франция)

Если вы мечтаете работать в одной из вышеперечисленных компаний и планируете построить ошеломительную карьеру в fashion-индустрии, получите профильное образование в школах моды Istituto Marangoni в Милане, Париже, Лондоне или Флоренции. Подробнее о программах, поступлении и стоимости обучения вы можете узнать у специалистов STUDIES&CAREERS.

Дизайнеры мировой моды играют ключевую роль во всем модном процессе. Мода может быть определена разными способами: это форма невербального общения, система знаков, барометр культурных изменений. Это также можно рассматривать как форму иконографии, которая передает сообщения без слов, или способ самовыражения, который позволяет нам понять себя. На протяжении веков люди использовали одежду и различные виды украшений для передачи сообщений о поле, роде занятий, классе и богатстве.

“В современной культуре тело стало местом идентичности. Мы воспринимаем наши тела как отдельные от других, и мы все больше отождествляем себя с нашими телами как контейнеры нашей личности и мест личного самовыражения” (Entwistle). Здесь можно задать вопрос: кто решает, что будет модно? Это не демократический процесс: мода диктует, а ее последователи делают так, как велят. Но кто диктует, какие формы примет мода? Это домен дизайнера одежды.  Дизайнеры мировой моды в формировании модных вкусов имеют решающее значение. Это особенно верно для современного общества. Сегодня дизайнерам часто присваивается статус знаменитости. Их имена являются не только символами статуса, но и нарицательными словами.

Дизайнеры мировой моды: история вопроса

Венеция

Хотя их имена являются синонимом власти и богатства, модельеры не всегда обладали таким высоким статусом, как сегодня. Так было не всегда, дизайнеры мировой моды не всегда были «в моде». Например, рассмотрим историю моды в Италии. До восемнадцатого века дизайн одежды в Италии не разрешался: «Портные, всегда мужчины, регулировались строгими законами, и суровым наказаниям подвергались те, кто пытался сформулировать новую моду» (Terzian). Мода в то время считалась единственным провенансом власти. Тем не менее, несмотря на правительственные ограничения, дизайн одежды процветал как скрытая экспансия. «Дизайнеры» все же сумели создать новые стили, и людям удалось их получить. На самом деле, в этот период Венеции удалось соперничать с Парижем по последним модам.

Промышленная революция

В последующие годы эволюция технологий вошла в игру. Новые разработки в области технологий оказали огромное влияние на швейную промышленность, а также на развитие модных тенденций. Например, в Америке введение парового двигателя в 1763 году облегчило связь между различными частями страны. В 1793 году хлопковый джин Эли Уитни ускорил производство материалов, так что процесс был не только менее громоздким, но и намного более быстрым. Эти два усовершенствования улучшили связь, транспорт и производство, и все это способствовало росту индустрии моды.

Швейная машина

Другим важным прорывом в истории моды стало совершенствование швейной машины. В середине 1800-х годов IM Singer выпустил улучшенную и более эффективную модель оригинальной швейной машины Элиаса Хоу, которая имела серьезные недостатки. Эта более сложная модель сделала шитье легче и быстрее. Кроме того, это проложило путь для дальнейших улучшений, таких как создание шаблонов, изготовление петель и прессовые машины (Terzian 2003).

Корсет здоровья

Смерть королевы Виктории в 1901 году сделала викторианский стиль одежды устаревшим. Неудобный лиф, которым она была известна, вскоре был заменен одеждой странной формы, которая называлась «корсет здоровья». Корсет здоровья был изобретением француженки по имени мадам Гаш-Сарро. Это было разработано Gaches-Sarraute, чтобы быть менее строгим и, следовательно, более здоровым предметом одежды.

Она полагала, что освобождение талии и диафрагмы от неудобного давления в корсетном викторианском стиле будет способствовать свободе движений, улучшению комфорта и будет полезным для общего состояния здоровья женщины. Однако вопрос о том, был ли «корсет здоровья» более комфортным или более здоровым, спорен. Это длилось недолго, возможно, из-за странной формы «S», из-за которой на него было неудобно смотреть (Terzian 2003). Очевидно, что даже тогда мода приобрела особое значение: недостаточно было одеться, нужно было одеться в приятной манере.

Поль Пуаре

Форма «S», которую представил Gaches-Sarraute, устарела, когда Поль Пуаре присоединился к миру моды. Терзиан описывает Пуаре как «ведущего модельера первого десятилетия века» (2003: 81). Пуаре родился в Париже и вырос в мире тканей. Его отец владел магазином тканей, и в детстве Пуаре узнал о важности одежды. Это привело его к открытию собственного магазина в зрелом возрасте. Здесь он экспериментировал с тканями и стилями, часто используя свою жену в качестве модели.

По словам Терзиана, Пуаре был одним из первых дизайнеров, которые экспериментировали с цветами, особенно теми, которые использовали импрессионисты. “На самом деле, кажется, что Пуаре воплотил моду в жизнь благодаря своему стилю дизайна и любви к цвету. Он отвечал за внедрение мод, которые были не только приятны для глаз, но и удобны. Кроме того, он создал наряды, в которых была «прогулочная юбка». Это дало женщинам повышенную мобильность, поскольку покончили с суженными подолами, которые препятствовали движению” (Terzian).

Вскоре мода и дизайн одежды стали процветающими отраслями. Мода к этому времени стала санкционированным государством предприятием, а также высококонкурентным предприятием. Однако настоящими звездами мира моды были не состоятельные женщины, которые могли позволить себе последние модные вещи, а , дизайнеры мировой моды, которые их создали и представили.

Дизайнеры мировой моды

 Дизайнеры мировой моды сегодня

Сегодня важность модного дизайнера в формировании модных вкусов неоспорима. Кроме того, отношения между модой и общественной жизнью становятся все более сложными. Согласно Entwistle, «одежда связана с социальной жизнью более чем одним способом: она создается из экономических, политических, технологических условий, а также формируется социальными, культурными, эстетическими идеями». Таким образом, быть модно одетым – значит заявить миру о своем социальном и экономическом положении.

Тем не менее, это только одно сообщение, которое передает платье. Рассматривая огромное влияние моды на повседневную жизнь, невозможно сбрасывать со счетов роль людей, которые создают и воссоздают ее с каждым новым сезоном. Модельеры не только разрабатывают предметы одежды, они создают и продают желанные образы. Как отметил один ученый, «правильная одежда может предоставить нам доступ к нужным местам и нужным людям» (Jones).

Дизайнеры мировой моды

Первостепенная роль модельеров заключается в том, что они должны экспериментировать с концепцией идентичности через платье. Одежда, которую они проектируют, должна понравиться людям, которые ее покупают; поэтому дизайнеры должны не просто «одеть» тело, они должны создавать предметы, которые позволяют людям, которые их покупают, чувствовать, что они покупают определенный стиль или образ жизни.

В последние годы это становится все более и более важным, что усложняет задачу дизайнера. Этнические и субкультурные стили становятся все более разнообразными, и традиционные коды не
совпадают. Как утверждал Джонс, «модельеры позаимствовали у семиотики одежду и раздвинули границы,намеренно разрушая принципы и гармонии одежды».

Дизайнеры мировой моды воспользовались случаем, смело и новаторски отвечая на более изощренные вкусы современного общества. Использование конфликтующих цветов – один из способов сделать это. Другое – сопоставление необычных тканей. Они также экспериментируют с размером и формой, о чем свидетельствует создание бесформенной одежды, такой как рубашки больших размеров. И чтобы отреагировать на сексуальную андрогинность дня, они начали создавать одежду, которая часто сексуально  неоднозначна.

Entwistle утверждает, что “мода, одежда и потребление обеспечивают способы решения проблем современного мира, для которых характерно усиление фрагментации и ощущение хаоса. Мода открывает возможности для создания личности, но временно” . Другие ученые пошли дальше с концепцией моды как реакции на хаос мира. Джейми Брассет даже предположил, что «мода, по крайней мере, соучастна, если не полностью ответственна за продвижение идентичности».

В этом свете роль модельера – огромная сила. Однако эта сила также имеет негативный аспект. Как указывает Джонс, «для дизайнера моды ключевое различие между его или ее продуктом и дизайнером практически любого другого продукта заключается в сроке годности. Мода устарела». Разные времена года требуют разных видов одежды. Кроме того, сама одежда имеет ограниченный срок службы. В результате ежедневного износа, а также повторных стирок, одежда должна
постоянно заменяться. Мир коммерции также нажился на устаревании одежды.

Дизайнеры мировой моды

Учитывая вихревые темпы перемен в индустрии моды, а также капризы стиля, способность создавать одежду, отвечающую требованиям растущей клиентской базы, является довольно сложной задачей. Дизайнеры должны идти в ногу с культурными и социальными разработками. Кроме того, они должны быть в курсе событий в научном мире. Это в дополнение к творческим способностям, которые они должны постоянно использовать для новых и инновационных идей.

Сегодня дизайнеры часто нанимают несколько помощников, чтобы позаботиться о многих аспектах отрасли, потому что сам дизайн требует огромного количества творческой энергии. Естественный талант, возможно, поставил их на траекторию успеха, но хорошо спроектированная командная работа – вот что удерживает их на пике популярности.

Сам акт проектирования происходит в несколько этапов. Предварительный шаг может варьироваться от одного дизайнера к другому. Однако наиболее распространенной отправной точкой обычно является эскиз. Как двумерная среда, зарисовка имеет свои ограничения. Тем не менее, это дает свободный контроль над художественным импульсом. Часто первоначальная концепция дизайнера может оказаться совсем другой при завершении проекта.

Некоторые дизайнеры предпочитают использовать метод драпировки, который во многих отношениях более реалистичен при представлении конечного продукта. Способ размещения материала позволяет дизайнеру иметь более четкий план исполнения. Кристиан Диор писал, что «сами ткани часто вдохновляют на дизайн одежды. Например, мягкость и драпировка трикотажа может вдохновить сборы в платье. Многие мои платья рождаются только из ткани». Что касается компьютерного дизайна, он, несомненно, будет становиться все более и более распространенным по мере разработки новых программ.

Дизайнеры мировой моды: вместо заключения

Мода – это и индустрия, и искусство. Его можно определить несколькими способами, но большинство согласится с тем, что это нечто большее, чем просто «одежда». Мода сама по себе является концепцией. Как барометр культурных изменений, это ключ к обществу. дизайнеры мировой моды видят свою роль в формировании модных вкусов и это имеет решающее значение. Это особенно верно для современного общества. Сегодня дизайнерам часто присваивается статус знаменитости. Как отметил Гилман, “стать кем-то другим или стать лучшей версией себя в глазах мира – это то, чего мы все хотим. , мы отвечаем на требование видеть и быть увиденным”. Роль, которую играют модельеры, имеет решающее значение; их творения помогают нам видеть окружающий мир в лучшем свете.

Когда не поздно начать карьеру в индустрии моды

Начать карьеру в новой сфере, например, в индустрии моды, сейчас стало проще, чем еще пару десятков лет назад. Это можно сделать как сразу после окончания ВУЗа, так и спустя 10-20-30 лет. При этом нет «верхней границы» вхождения в профессию.

РЕКЛАМА — ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Верно, что молодость позволяет быстрее обучаться и подстраиваться под стремительно меняющиеся требования мира. Но люди старше 40 или 50 лет обладают неоспоримым преимуществом: опытом.

С годами вырабатывается насмотренность, тонкое чувство вкуса и умение фильтровать модные веяния, отделяя стоящие нововведения от трендов-однодневок. К тому же, не всем удается окончательно определиться с профессией в юном возрасте.

Например, Джорджо Армани сначала увлекался медициной, затем был подсобным рабочим при универмаге и только в 27 лет он начал делать первые шаги в индустрии моды, будучи ассистентом модельера Нино Черутти.

Карьера в идустрии моды Джо́рджо Арма́ни

Джорджо Армани Giorgio Armani

Свадебный модельер Вера Вонг – бывшая фигуристка, которая ушла в индустрию моды после того, как ее не взяли в олимпийскую сборную США. Свой первый салон она открыла только в 41 год, а сейчас платья от Веры Вонг считаются эталоном свадебной моды.

РЕКЛАМА — ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Карьера Свадебного модельера Веры Вонг

Вера Вонг Vera Wang

Российская фотомодель Валентина Ясень пришла в профессию после 60 лет, когда ее сын Михаил поделился в соцсети фотографией матери. Ее заметили модельные агентства, и женщина стала регулярно получать приглашения на съемки. В портфолио Валентины работы с Harper’s Bazaar, Estel Haute Couture, L’Oreal Paris и премия «Модель года» по версии Glamour.

Карьера российской фотомодели Валентины Ясень

Валентина Ясень

Есть и множество других примеров кардинальной смены сферы деятельности в любом возрасте. Если интересны еще примеры для вдохновения и мотивации — напиши в комментариях и мы их добавим.

Так что ответ на вопрос «Когда не поздно начать карьеру в индустрии моды?» однозначен: никогда не поздно.

Дальше мы рассмотрим, какие карьерные возможности предоставляет мир моды, какие есть возможности и направления для работы — как самостоятельно, так и в качестве наемного работника.

Что представляет собой индустрия моды

Карьерные возможности в сфере моды и одежды

Одежда помогает удовлетворить одну из базовых потребностей человека – жить в тепле и комфорте. Индустрия моды охватывает всё, что позволяет людям реализовать это стремление. Бренды конкурируют между собой, стараясь расширить круг своих покупателей, предлагая передовые модели, отвечающие требованиям времени. Для этого:

  • Проектируются новые коллекции.
  • Проводятся рекламные кампании и модные показы.
  • Открываются бутики и торговые точки для реализации продукции.

В этих процессах задействованы десятки и сотни работников, каждый из которых отвечает за решение определенных задач, будь то создание эскиза новой модели или оформление витрины в магазине. Объединяют представителей этих профессий такие качества:

РЕКЛАМА — ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

  • креативность;
  • тонкое чувство стиля;
  • умение подмечать детали;
  • желание следить за последними тенденциями.

Профессии в индустрии моды

Модный бизнес включает в себя десятки профессий в разных сферах. Чтобы тебе было проще определиться с выбором, мы сделали подборку самых востребованных и интересных, разделив их по направлениям:

  • дизайн;
  • производство;
  • маркетинг и реклама;
  • торговля;
  • другое.

Дизайн одежды

Дизайнер

Дизайнер одежды - чем занимается

Модный дизайнер – профессионал, который создает эскиз будущего изделия, занимается подбором ткани, декоративных элементов и контролирует процесс производства модели одежды.

Кроме проработки эскизов представитель этой профессии занимается:

  • Составлением технической документации.
  • Разработкой рекламных кампаний совместно с маркетологами.
  • Презентацией новых коллекций на модных показах.

Задача модного дизайнера – разработка художественно-конструкторского проекта отдельной модели или целой коллекции одежды. Для этого профессионалу необходимо быть в курсе модных веяний, обладать внутренним чувством стиля и креативностью.

Екатерина Робертовна Рождественская – пример человека, успешно сменившего профессию и вошедшего в мир моды. В 1979 году она закончила обучение в МГИМО по специальности «Международные отношения», после чего стала заниматься переводами передач и литературы с английского и французского языка.

Карьера Екатерины Робертовны Рождественской в индустрии моды

Екатерина Рождественская

С 1998 года она увлеклась фотографией и позже стала известной своими проектами «Частная коллекция» и «Самые красивые люди мира». Умение видеть красоту вокруг привело ее к тому, что в 2011 году Екатерина открыла свой бренд одежды и аксессуаров под названием «ROB-ART by Katya Rozhdestvenskaya», в дизайне которых она использует собственные фотоработы.

Художник по костюмам

Чем занимается художник по костюмам

Edith Head & Grace Kelly

РЕКЛАМА — ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Художник по костюмам – человек, создающий костюмы для кино, театра, рекламы, фотосессий. Этот профессионал прорабатывает эскизы с учетом выбранной стилистики, подбирает ткани и фурнитуру, продумывает цветовую гамму и методы пошива изделия.

Такая профессия подойдет людям с богатой фантазией, ведь от них во многом зависит визуальная составляющая постановки. Часто они работают в тандеме с историком моды, который может проконсультировать по вопросам моды других временных эпох.

Художник по костюмам и восьмикратный обладатель премии «Оскар» Эдит Хэд попала в профессию случайно. Будучи учителем французского языка, она познакомилась с режиссёром Сесилом Блаунтом де Миллем, став репетиром его детей. Благодаря этому знакомству Эдит очутилась на съемочной площадке и загорелась желанием стать костюмером.

Художник по костюмам Эдит Хэд - карьера в моде

Эдит Хэд Edith Head

Позже девушка получила заветную должность и за свою почти 60-летнюю карьеру поработала более чем в тысяче фильмов и участвовала в создании образов многих известных актеров и актрис, в том числе Мэрилин Монро, Грэйс Келли, Элизабет Тэйлор, Одри Хепбёрн.

Производство одежды

Конструктор одежды

Конструктор одежды - чем занимается, суть профессии

Конструктор одежды – это специалист, реализующий задумки модного дизайнера на практике. В его обязанности входит создание эскизов и выкроек моделей одежды, как для персонального пошива, так и для массового производства.

Эта профессия в мире моды требует творческого подхода и таланта технолога, ведь для создания лекала нужно учитывать особенности ткани, припуски, обработку краев и прочие детали.

Закройщик

Чем занимается закройщик одежды

Закройщик – профессионал, выполняющий закройку деталей будущего изделия. В его обязанности входит создание деталей из ткани, которые далее будут переданы швее на пошив.

Закройщик должен обладать хорошим глазомером, уметь работать с чертежным оборудованием и владеть техникой кроя. Это профессия для внимательных и скрупулезных людей, умеющих подмечать детали и владеющих определенной долей воображения.

РЕКЛАМА — ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Швея

Чем занимается швея, особенности профессии

Швея – профессионал, превращающий детали одежды в готовое изделие. В ее обязанности входит:

  • сшивание готовых деталей;
  • обработка краев ткани;
  • пришивание декоративных элементов, молний, пуговиц.

Работа кропотливая, требует усидчивости и аккуратности. Высококлассные представители профессии сотрудничают с именитыми брендами, ведь от их мастерства зависит внешний вид модных новинок.

Портной

Чем занимается портной

Портной – это высококвалифицированный специалист, отшивающий одежду или выполняющий подгонку готовых изделий по персональным заказам. В его обязанности входит:

  • снятие мерок;
  • обработка срезов;
  • ремонт изделий;
  • подгон одежды по фигуре клиента;
  • создание предметов одежды на заказ.

Портной может работать в ателье или стать частным консультантом. Для этой профессии нужно иметь развитую мелкую моторику для работы со швейными инструментами, обладать тонким чувством стиля и разбираться в модных веяниях.

Маркетинг и реклама

Маркетолог

Чем занимается маркетолог в индустрии моды и одежды

Маркетолог – человек, отвечающий за поиск целевой аудитории и привлечение большего числа клиентов для продажи товара. Маркетолог в индустрии моды ищет новые и совершенствует старые каналы рекламы для новых коллекций и бренда в целом.

Представителям этой профессии необходимо обладать стратегическим мышлением, уметь общаться с людьми и знать основы продвижения товаров на рынке. Маркетолог должен анализировать конкурентный рынок и находить новые возможности для сбыта и продвижения одежды.

Сет-дизайнер

Кто такоей сет-дизайнер в сфере моды

Сет-дизайнер – человек, создающий творческую концепцию для коммерческих инсталляций: рекламных кампаний, витрин, выставок. Этот профессионал отвечает за подбор цветовой гаммы, стилистики, предметного наполнения кадра, в котором должна прослеживаться определенная идея, способная привлечь внимание аудитории.

У этой профессии есть ответвление – prop-дизайнер. Этот работник в индустрии моды отвечает за правильную расстановку предметов в кадре. От него зависит, насколько лаконично и привлекательно будет выглядеть сториз на официальном канале модного бренда или превью для новой коллекции.

Чем занимается сет-дизайнер в идустрии одежды и моды

Валерия Сергеева

Пример сет-дизайнера – Валерия Сергеева. Карьеру она начинала, будучи ассистентом бьюти-директора журнала Cosmopolitan, но набравшись опыта работы в журнале моды и пройдя курсы предметных стилистов, стала участвовать в коммерческих съемках для брендов.

Валерия курирует и декорирует 11 проектов ресторанной сети Lucky Group, а также проводит курсы, где обучает всех желающих искусству декорирования пространства.

РЕКЛАМА — ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Модель

Чем занимается модель в индустрии моды

Модель – человек, демонстрирующий одежду, обувь и аксессуары зрителям. Задача модели – донести до публики определенный образ, задуманный дизайнером. В мире моды востребованы как модели на подиуме, так и фотомодели. Первые демонстрируют одежду на модных показах, вторые позируют для рекламных фотографий.

К внешности моделей раньше предъявляли высокие требования, включая рост, вес и возраст. Но сейчас в мире моды бренды все чаще открыты к сотрудничеству с манекенщицами, не вписывающимися в устаревшие «идеальные» стандарты красоты.

Чем занимаются фотомодели в индустрии моды

Джеки О’Шонесси Jacky O’Shaughnessy

Куда важнее для модели умение изящно двигаться, хорошая осанка, грамотная речь для интервью, а также выдержка и терпение. Возрастных ограничений на работу моделью также нет, например, бывшая актриса Джеки О’Шонесси впервые попробовала себя в роли фотомодели после 60 лет.

В модельный бизнес ее привела случайная встреча: однажды в ресторане она разговорилась с женщиной, как выяснилось позже, директором модного бренда American Apparel. Та пригласила Джеки на рекламную съемку, и с тех пор бывшая актриса эпизодических ролей вошла в список самых востребованных моделей мира.

Фотограф-стилист

Чем занимается фотограф-стилист

Фотограф-стилист – профессионал, создающий полную концепцию фотосессии, включая проработку образа модели, выбор декораций, настройку света и оборудования. Это настоящий художник, создающий эксклюзивные проекты под требования заказчика. Он умеет подчеркнуть природную красоту модели, подбирает костюмы и макияж, проводит съемку и ретуширует фотографии.

Представители этой профессии привлекаются для съемок новых коллекций брендов и участвуют в рекламных кампаниях. От них зависит насколько привлекательно будет выглядеть продукция для потенциального покупателя.

Фэшн-блогер

Чем занимается фешн блоггер

Фэшн-блогер – человек, создающий контент о моде и стиле в текстовом или видеоформате. Он делится со своими читателями или зрителями информацией о модных тенденциях, идеях сочетаний вещей и новостями из мира фэшн-индустрии.

Чтобы стать фэшн-блогером, нужно уметь анализировать разные источники информации и в легкой для понимания форме доносить идею до целевой аудитории. При этом важна грамотная речь, уверенное владение компьютером и смартфоном, умение создать запоминающийся стиль своего блога.

Продажи и торговля

Байер

Кто такой байер в индустрии моды и одежды

Байер – специалист, отвечающий за закупку товаров для магазина. Он  может составлять ассортимент торговой точки, основываясь на последних тенденциях в мире моды и потребностях покупателей. Часто байеры работают, как фрилансеры, с несколькими заказчиками — розничными продавцами.

Представитель этой профессии должен ориентироваться в изменениях на потребительском рынке, знать цены и свойства товаров. Для выполнения этих задач он анализирует покупательскую способность и дает оценку качества товара.

Торговый представитель

Чем занимается торговый представитель

Торговый представитель – профессионал, занимающийся продажей товаров торговым точкам. В его обязанности входит поиск рынков сбыта, общение с представителями торговых сетей, заключение договоров и контроль реализации продукции.

В этой профессии необходимо обладать грамотной речью, знать особенности продукции своей фирмы и уметь презентовать информацию о ней потенциальному покупателю. Привлекательный внешний вид также важен для торгового представителя, ведь он в некотором роде является лицом модного бренда.

Другое

Стилист

В чем суть работы стилиста в сфере моды

Стилист – одна из самых востребованных профессий в индустрии моды. Это профессионал, отвечающий за привлекательный внешний вид клиента, подбирающий для этого подходящую одежду, аксессуары, прическу и макияж.

У этой профессии есть и более узкие специализации:

  • Свадебный стилист – тот, кто создаёт образы для невест и женихов.
  • Стилист-имиджмейкер – подбирает для клиента гардероб, помогает стильно сочетать вещи.
  • Стилист-парикмахер – отвечает за причёску клиента.
  • Стилист-визажист – подбирает макияж.

Стилист должен быть коммуникабельным и уметь находить подход к каждому клиенту, подбирая одежду под его параметры, темперамент и характер. Главное требование в этой профессии – обладание внутренним чувством красоты и стиля.

Стилист Ирина Приходько в начале карьеры работала в компании по обучению танцам и в сервисе по аренде платьев. Позже она попала в команду школы бизнес-образования Fashion Factory, где сначала занимала должность администратора курсов, затем операционного менеджера, а после – руководителя отдела продаж.

Чем занимается стилист имиджмейкер

Ирина Приходько

Но Ирина решила исполнить мечту детства и прошла курсы стилиста при той же школе. Теперь она занимается любимым делом в мире моды, пользуется спросом у клиентов и радуется каждому преображению.

Юрист

Что делает юрист в индустрии моды

Юрист в индустрии моды – профессионал, отвечающий за правовую сторону работы модных брендов и компаний. Он помогает владельцам бизнеса заключать договоры, составлять локальные акты и решать споры правового характера. По сути, это вариант развития профессии «корпоративный юрист», но в контексте фэшн-индустрии.

Пусть эта профессия отличается от описанных выше и кажется незаметной, невозможно переоценить роль грамотного юриста в жизни любого бренда. Стать юристом в индустрии моды может человек, обладающий внутренней скрупулезностью, аккуратностью и поставленной речью.

Фэшн-иллюстратор

Чем занимается иллюстратор в индустрии моде

Фэшн-иллюстратор – это художник, делающий скетчи или полноценные картины элементов одежды или целых образов. Это может быть набросок идеи или уже готовой модели, например, с подиумных показов.

За подобные изображения готовы платить фэшн-журналы и мировые бренды. Кроме того, заработать можно и на ведении личного блога, заполненного эксклюзивными иллюстрациями. Не нужно обладать художественным образованием, чтобы стать фэшн-иллюстратором, достаточно найти свой авторский стиль.

Историк моды

Чем занимается историк моды

Историк моды – профессионал, изучающий одежду, обувь и аксессуары разных эпох. Этот человек умеет проводить параллель между модой и социальным контекстом.

Переучиться на такую профессию легко сможет любой обладатель гуманитарного образования, например, в области социологии и литературы. Историку моды нужно уметь:

  • анализировать различные источники;
  • работать с большим объёмом информации;
  • грамотно излагать свои выводы и точку зрения.

Эта профессия позволяет публиковаться в крупных изданиях, отправляться в международные командировки и участвовать в конференциях.

Яркий пример в этой профессии – Мэган Виртанен. В юности она увлеклась классическим джазом, и позже это увлечение переросло в интерес к моде 1930-40-х годов. Мэган с 2014 по 2018 год преподавала историю костюма на факультете искусств СПбГУ, неоднократно являлась членом жюри на конкурсах молодых дизайнеров, а в 2021 году в свет вышла ее книга «Советская мода, 1917-1991».

Карьера историка моды

Мэган Виртанен

Как видишь, выбор профессий в мире моды очень широк. Есть варианты для креативных и не очень, для гуманитариев и технарей. Нужно просто выделить свои сильные стороны, определиться с мечтами и целями. А дальше – дело техники и целеустремленности. Как считаешь, какая из профессий подошла бы тебе больше?

КомментироватьНаписать свое мнение

Индустрия моды — это определённый сектор экономики, включающий в себя производство и сбыт товаров (в том числе и услуг как товара), сопряжённые секторы. На моду влияют экономические, социальные и психологические факторы.

Экономические факторы. Модный товар — это роскошь. Он включает в себя элементы дизайна, выходящие за рамки обычных функциональных потребностей. Поэтому спрос на такие товары выше в экономически более развитых странах и в сегментах рынка, представители которых обладают большими свободными доходами.

Социальные факторы. Изменения в моде отражают перемены в социальной среде: отношение к классовой структуре общества, роли мужчин и женщин, составу семьи. К примеру, нехватка времени, вызванная увеличением числа работающих женщин, привела к широкому распространению практичных, быстросохнущих и не мнущихся тканей. Забота об окружающей среде сделала модными натуральные ткани, а мех, наоборот, потерял популярность. Стремление к здоровому образу жизни вызвало моду на занятия спортом, спортивную одежду и беговые кроссовки.

Психологические факторы. Потребители принимают моду, чтобы преодолеть скуку. Люди устают от одной и той же одежды, равно как и одной и той же мебели. Они стремятся изменить свой стиль жизни и покупают для этого новую одежду или новую мебель, в конце концов, оклеивают квартиру новыми обоями. С помощью моды люди стремятся выделиться, хотят получить признание со стороны окружающих. Эти две выгоды, однако, могут быть разнонаправлены. Если вы намереваетесь надеть что-то радикально новое, вы, весьма вероятно, подчеркнете свою индивидуальность, но в то же время столкнетесь с неприятием со стороны сверстников. Чтобы удовлетворить эти конфликтующие потребности, производители и розничные торговцы предлагают множество различных дизайнов и их комбинаций.

Мода является социальным феноменом. Главное назначение модных вещей – удовлетворять эстетические потребности и сигнализировать о социальном статусе их владельца. Научное объяснение моды как социального феномена впервые дали в конце XIX – начале XX века американский экономист Торстейн Веблен и немецкий социолог Георг Зиммель, создатели теории «просачивания» («trickle-down» theory). По их мнению, мода создается в элитных социальных группах для подчеркивания своего отличия от простых людей. Стремясь подражать элите, средние и низшие слои постепенно перенимают модные «новинки». Когда мода «просачивается» вниз, она утрачивает свою новизну, становится массовой и «вульгарной». Чтобы не утратить социальную дистанцию, элита вновь изобретает нечто новое и оригинальное. Этот цикл престижного потребления повторяется вновь и вновь.

К модной продукции относят некоторые группы товаров легкой промышленности, удовлетворяющие личные потребности граждан:

  • одежду;
  • личные аксессуары (чулки, перчатки, сумки, ремни, шляпы, шарфы, часы, ювелирные украшения);
  • парфюмерию и косметику (духи, помада, лак для волос и др.);
  • домашние аксессуары (постельное белье, посуда, ковры и др.).

Основными отраслями, включенными в процесс модной индустрии (экономики моды) в узком смысле слова, считаются текстильная, парфюмерная и парикмахерская промышленность, модельный бизнес.

На протяжении истории моду в одежде диктовали разные страны, на данный момент самым «модным» городом считается Париж (и, следовательно, страной — Франция), но ранее моду задавали Италия, Испания, и, позднее Англия. Зачастую первенство в вопросах моды было связано с политическим первенством (например, Италия диктовала моду в период Ренессанса, расцвета городов-государств вроде Венеции и Флоренции, с XIII века именно здесь изготавливались бархат и шёлк). Моде уделяли внимание французские правители, начиная с Людовика XIV и заканчивая Наполеоном III, во Франции в итоге высоко развилось текстильное производство, было множество умелых швей.

Становление модной индустрии связано с параллельным развитием престижного потребления и «общества массового потребления». Этапы развития индустрии мод лучше всего заметны на примере производства модной одежды. В период примерно с 1890 до 1960 года производство модной одежды и аксессуаров постепенно превращается из мелкого бизнеса в массовое производство и становится индустрией. Еще в середине 19 в. появились специальные журналы мод, которые рассказывали о тенденциях текущего сезона и ассортименте модных магазинов (о том, что «носят в Париже»).

В 1950–1960 года, в период формирования в развитых странах общества массового потребления, развивается система прогнозирования моды. Начиная с этого периода, экономика моды разделилась на два уровня – товары «от кутюр» (индивидуальные заказы для элиты) и «прет-а-порте» (массовое производство для среднего класса). Именно 1960–1980 годы стали эпохой знаменитых парижских кутюрье – Коко Шанель, Кристиана Диора, Ива Сен Лорана, Юбера Живанши и др.

Индустрия моды формировалась как феномен западноевропейской цивилизации, и вплоть до конца XX века ее не затрагивали инокультурные влияния. Глобализация XX века привела не только к трансляции европейской моды по всему миру, но и к проникновению в эту индустрию влияний стран Востока. В Японии появились производители модных товаров международного уровня (Исси Мияке, Йоши Ямамото и др.), всемирно известен парижский кутюрье японец Кензо Токада.

В России индустрия моды начала развиваться только в 1990 годы. Ее развитию сильно препятствовала необходимость делать крупные начальные инвестиции в рекламу новых стилей, которые могут окупиться лишь спустя длительный промежуток времени. Поэтому на российском модном рынке даже в 2000 годы доминируют товары зарубежных фирм. Так, более 80% дорогой одежды поставляется в Россию из Западной Европы, половина ввозимой одежды – из Италии. В то же время начинает развиваться отечественное производство модных товаров, создающее собственные популярные бренды («Панинтер», «Партизан», «Том Клайн»). О сильном западном влиянии на российский рынок модных товаров свидетельствует, например, тот факт, что некоторые из отечественных брендов «маскируются» англизированными наименованиями (как, например, «Глория Джинс»).

Источники информации:

  • Индустрия моды.
  • Индустрия моды.
  • Мода. Википедия.
  • Индустрия моды. Энциклпедия Кругосвет.

image description

disserCat — электронная библиотека диссертаций работаем для вас с 2009 года

  • Корзина пуста

Вход
|
Регистрация

Вы робот?

Мы заметили, что с вашего адреса поступает очень много запросов.

Подтвердите, что вы не робот

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Компания мтс номер телефона оператора бесплатный с мобильного с оператором
  • Компания оплачивает обеды сотрудникам облагается ли такая компенсация ндфл
  • Компания получила кредит 1 млн долл на покупку оборудования под 10 годовых
  • Компания решила снизить цену на 10 без учета реакции конкурентов ожидается
  • Компания с ограниченной ответственностью хуллбитт лимитед hullbitt limited