Компании осуществляющие строительный контроль

КонсультантПлюс: примечание.

Ст. 53 применяется с учетом особенностей, установленных ст. 9 Федерального закона от 01.04.2020 N 69-ФЗ (Распоряжение Правительства РФ от 21.09.2022 N 2724-р).

Перспективы и риски арбитражных споров. Ситуации, связанные со ст. 53 ГрК РФ

1. Строительный контроль проводится в процессе строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства в целях проверки соответствия выполняемых работ проектной документации (в том числе решениям и мероприятиям, направленным на обеспечение соблюдения требований энергетической эффективности и требований оснащенности объекта капитального строительства приборами учета используемых энергетических ресурсов), требованиям технических регламентов, результатам инженерных изысканий, требованиям к строительству, реконструкции объекта капитального строительства, установленным на дату выдачи представленного для получения разрешения на строительство градостроительного плана земельного участка, а также разрешенному использованию земельного участка и ограничениям, установленным в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации.

(в ред. Федеральных законов от 03.07.2016 N 373-ФЗ, от 03.08.2018 N 340-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

2. Строительный контроль проводится лицом, осуществляющим строительство. В случае осуществления строительства, реконструкции, капитального ремонта на основании договора строительного подряда строительный контроль проводится также застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, или региональным оператором либо привлекаемыми ими на основании договора индивидуальным предпринимателем или юридическим лицом. Застройщик или технический заказчик по своей инициативе может привлекать лицо, осуществляющее подготовку проектной документации, для проверки соответствия выполняемых работ проектной документации.

(в ред. Федеральных законов от 27.07.2010 N 240-ФЗ, от 28.11.2011 N 337-ФЗ, от 03.07.2016 N 372-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

2.1. В отношении отдельных объектов федерального значения, а также иных объектов капитального строительства, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт которых планируется осуществлять полностью или частично за счет средств федерального бюджета, Правительство Российской Федерации в установленных им случаях принимает решение о проведении строительного контроля федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере строительства, архитектуры, градостроительства, или подведомственным указанному органу государственным (бюджетным или автономным) учреждением. Правительством Российской Федерации могут быть установлены случаи, в которых по решению Правительства Российской Федерации строительный контроль при строительстве объектов транспортной инфраструктуры, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт которых планируется осуществлять полностью или частично за счет средств федерального бюджета, проводится федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта, федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере автомобильного транспорта и дорожного хозяйства, или подведомственными указанным органам государственными (бюджетными или автономными) учреждениями.

(часть 2.1 введена Федеральным законом от 03.08.2018 N 342-ФЗ; в ред. Федеральных законов от 29.12.2020 N 468-ФЗ, от 01.07.2021 N 275-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

3. Лицо, осуществляющее строительство, обязано извещать органы государственного строительного надзора о каждом случае возникновения аварийных ситуаций на объекте капитального строительства.

4. В процессе строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства лицом, осуществляющим строительство (лицом, осуществляющим строительство, и застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, или региональным оператором в случае осуществления строительства, реконструкции, капитального ремонта на основании договора строительного подряда), должен проводиться контроль за выполнением работ, которые оказывают влияние на безопасность объекта капитального строительства и в соответствии с технологией строительства, реконструкции, капитального ремонта контроль за выполнением которых не может быть проведен после выполнения других работ, а также за безопасностью строительных конструкций и участков сетей инженерно-технического обеспечения, если устранение выявленных в процессе проведения строительного контроля недостатков невозможно без разборки или повреждения других строительных конструкций и участков сетей инженерно-технического обеспечения, за соответствием указанных работ, конструкций и участков сетей требованиям технических регламентов и проектной документации. До проведения контроля за безопасностью строительных конструкций должен проводиться контроль за выполнением всех работ, которые оказывают влияние на безопасность таких конструкций и в соответствии с технологией строительства, реконструкции, капитального ремонта контроль за выполнением которых не может быть проведен после выполнения других работ, а также в случаях, предусмотренных проектной документацией, требованиями технических регламентов, должны проводиться испытания таких конструкций. По результатам проведения контроля за выполнением указанных работ, безопасностью указанных конструкций, участков сетей инженерно-технического обеспечения составляются акты освидетельствования указанных работ, конструкций, участков сетей инженерно-технического обеспечения.

(в ред. Федеральных законов от 28.11.2011 N 337-ФЗ, от 03.07.2016 N 372-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

5. При выявлении по результатам проведения контроля недостатков указанных в части 4 настоящей статьи работ, конструкций, участков сетей инженерно-технического обеспечения застройщик или технический заказчик может потребовать проведения контроля за выполнением указанных работ, безопасностью указанных конструкций, участков сетей инженерно-технического обеспечения повторно после устранения выявленных недостатков. Акты освидетельствования таких работ, конструкций, участков сетей инженерно-технического обеспечения должны составляться только после устранения выявленных недостатков.

(в ред. Федерального закона от 28.11.2011 N 337-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

6. В случаях, если выполнение указанных в части 4 настоящей статьи других работ должно быть начато более чем через шесть месяцев со дня окончания проведения соответствующего контроля, контроль за выполнением работ, которые оказывают влияние на безопасность объекта капитального строительства и в соответствии с технологией строительства, реконструкции, капитального ремонта контроль за выполнением которых не может быть проведен после выполнения других работ, а также за безопасностью строительных конструкций и участков сетей инженерно-технического обеспечения, если устранение выявленных в процессе проведения строительного контроля недостатков невозможно без разборки или повреждения других строительных конструкций и участков сетей инженерно-технического обеспечения, должен быть проведен повторно с составлением соответствующих актов.

7. Замечания застройщика, технического заказчика, лица, ответственного за эксплуатацию здания, сооружения, или регионального оператора, привлекаемых ими для проведения строительного контроля лиц, осуществляющих подготовку проектной документации, о недостатках выполнения работ при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объекта капитального строительства должны быть оформлены в письменной форме. Об устранении указанных недостатков составляется акт, который подписывается лицом, предъявившим замечания об указанных недостатках, и лицом, осуществляющим строительство.

(в ред. Федеральных законов от 28.11.2011 N 337-ФЗ, от 03.07.2016 N 372-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

7.1. После завершения строительства, реконструкции объекта капитального строительства подписывается акт, подтверждающий соответствие параметров соответственно построенного, реконструированного объекта капитального строительства требованиям проектной документации (в том числе решениям и мероприятиям, направленным на обеспечение соблюдения требований энергетической эффективности и требований оснащенности объекта капитального строительства приборами учета используемых энергетических ресурсов), лицом, осуществляющим строительство (лицом, осуществляющим строительство, и застройщиком или техническим заказчиком в случае осуществления строительства, реконструкции на основании договора строительного подряда, а также лицом, осуществляющим строительный контроль, в случае осуществления строительного контроля на основании договора), за исключением случаев осуществления строительства, реконструкции объектов индивидуального жилищного строительства, садовых домов.

(часть 7.1 введена Федеральным законом от 03.08.2018 N 340-ФЗ)

8. Порядок проведения строительного контроля устанавливается Правительством Российской Федерации.

(в ред. Федерального закона от 03.08.2018 N 340-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

Top.Mail.Ru

Строительный контроль

Гарантированное выполнение необходимого объема работ

  • Контроль над соответствием технологии проектного решения;
  • Контроль над соблюдением сроков и объемов работ на всех этапах строительства;
  • Входной контроль строительных материалов.

Бесплатная консультация

Свяжитесь с нами

Заполните простую форму для быстрого расчета стоимости проведения аудита либо позвоните нам по телефону. Наши менеджеры ответят на интересующие вас вопросы, сориентируют по срокам и стоимости выполнения работ. Мы строго придерживаемся принципов честности и конфиденциальности в отношениях с клиентом.

Следующий шаг

Анализируем проблему



Анализируем проблему

В своей работе мы делаем акцент на актуальных для текущего момента развития компании и рынка решениях, персональной ориентации на задачи и результат владельцев и топ-менеджмента компании. Глубокая отраслевая экспертиза и наличие многолетнего опыта позволяют справиться с любой поставленной задачей.

Следующий шаг

Организуем встречу



Организуем встречу

На личной встрече в нашем офисе, удобно расположенном в центре Москвы, у вас будет возможность познакомиться и убедиться в компетенции наших экспертов, детально обсудить все пункты подготовленного коммерческого предложения, актуализировать договор, исходя из особенностей ваших текущих задач.

Следующий шаг

Заключаем договор



Заключаем договор

На протяжении всего периода реализации проекта с вами работает персональный менеджер, который всегда готов проконсультировать по текущим вопросам и задачам. Наша компания отличается дружественным подходом, отсутствием формализма, решением конкретных практических задач, стоящих перед клиентом.

Следующий шаг

Реализуем проект



Реализуем проект

Мы строго соблюдаем наши обязательства и сроки выполнения проекта. Максимальная простота, клиентоориентированность, дружественность, эффективность и рациональность подхода позволяют получить максимальное удовлетворение от работы с КСК ГРУПП. Оценив уровень профессионализма, клиенты повторно обращаются за консультацией в КСК ГРУПП.

Строительный контроль: объект сдан в срок и без переплат

Стройка или ремонт часто начинаются как многообещающий проект, а в результате превращаются в головную боль для заказчика. Сроки постоянно сдвигаются, смета растет, качество работ на практике ниже, чем планировалось, и т.д. К сожалению, это «хронические болезни» строительных проектов в России. Если стройки не избежать, мы поможем вам устранить все эти риски — с помощью строительного контроля.

Какой результат вы получаете:

  • Объект сдан в срок
  • Смета снижена. В среднем мы добиваемся снижения на 30% от первоначального варианта
  • Работы выполнены с соблюдением всех нормативов
  • Вся строительная документация в порядке — к вам меньше вопросов от ФНС
  • Вы без проблем получите налоговый вычет, так как работы, указанные в документах, соответствуют выполненным в действительности

Строительный контроль в КСК ГРУПП

Строительный контроль — это проверка действий подрядчика на всех этапах строительства. Подготовка проекта, составление сметы, закупка материалов, соблюдение технологий во время строительства, ввод в эксплуатацию — мы ежедневно проверяем качество выполнения подрядчиком своих обязанностей. Вам не придется тратить время на контроль строителей, мы берем это на себя.

Почему вы можете быть уверены в результате:

  • Более 5 лет наши эксперты помогают клиентам закончить стройку вовремя и без переплат
  • Разнопрофильные эксперты в штате: аудиторы, юристы, инженеры-сметчики. Это позволяет комплексно контролировать реализацию проекта с учетом всех возможных рисков
  • Качество работы наших экспертов подтверждают своими отзывами крупные российские компании
  • Реализуем проекты «под ключ». Контролируем подрядчика на протяжении всего проекта, клиент получает готовый к использованию построенный объект
  • Осуществление строительного контроля происходит полностью в соответствии с требованиями, установленным Градостроительным кодексом Российской Федерации (ст.53), Постановлением Правительства РФ от 21.06.2010 № 468 «О порядке проведения строительного контроля при осуществлении строительства, реконструкции и капитального ремонта объектов капитального строительства».

Строительный контроль: поэтапный контроль работы подрядчика

Чем грозит бизнесу отсутствие контроля за подрядчиком? Рисков много. Например, переплата за работы и материалы. В нашей практике мы еще не встречали смету, в которой не было бы завышений. Средний размер расходов «на воздух» в сметах — 30%. Еще один риск — некачественное выполнение работ. В будущем это финансовые потери для бизнеса: некачественно построенное здание дороже обходится в эксплуатации, и рано или поздно недочеты придется исправлять. Также объект может быть сдан в эксплуатацию с опозданием, работники могут воровать материалы и многое другое.

Как мы устраняем риски, связанные со строительством:

Анализируем проект
С этого начинается строительство, с этого начинаем свою работу и мы. Проверяем соответствие проекта требованиям законодательства.
Снижаем смету
Проверяем сметы на завышения, проводим переговоры с подрядчиком и корректируем статьи расходов. Подрядчики используют множество методов завышения: по своему усмотрению повышают расценки на материалы, дублируют транспортные расходы в разных статьях сметы, включают в смету работы, которые на самом деле не планируют выполнять, и т.д.
Контролируем качество работ
Регулярно мониторим, соблюдаются ли на стройплощадке технологии, правила и нормативы.
Следим за качеством строительной документации
Это важно для того, чтобы по окончании строительства вы смогли получить налоговый вычет. Если некоторых документов будет не хватать, у ФНС обязательно возникнут вопросы, и получение вычета будет проблематичным.

Завышенная кадастровая стоимость на земельный участок приводит к необоснованно высокому земельному налогу и соответствующим финансовым затратам. Своевременное установление в отношении объекта недвижимости рыночной стоимости позволяет вам обратиться в комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, а также в суд с заявлением об установлении кадастровой стоимости в размере рыночной и существенно снизить земельный налог.

Этапы работы оценщиков КСК ГРУПП заключаются в следующем:

Стоимость строительного контроля

Стоимость проекта по строительному контролю, как правило, в несколько раз меньше суммы, которую мы экономим для клиента благодаря снижению строительной сметы. К этому нужно прибавить то, что под нашим надзором объект будет достроен в срок и с соблюдением всех стандартов качества. Инвестиции в строительный контроль — выгодное вложение.

По одному из кейсов КСК ГРУПП, производственная компания планировала построить новый цех. Чтобы выяснить, не завышают ли цену строители, организация пригласила консультантов КСК ГРУПП для проверки. Эксперты изучили документы, благодаря им строительство обошлось на 12 % дешевле. Стоимость услуг КСК ГРУПП составила 60 000 рублей; снижение сметной стоимости строительства на 9,7 млн. Рублей, ROI — 16 150 %.

Первичная консультация с экспертами КСК ГРУПП бесплатная. Для получения консультации:

  • Оставьте заявку на консультацию на сайте или по телефону. Мы согласуем удобное для вас время для встречи;
  • Подготовьте информацию о том, на какой стадии находится строительство, столкнулись ли вы уже с какими-то проблемами;
  • Сформируйте ожидания по результату, который вы хотите получить.

Отзывы о нашей работе

Логотип - ООО «Строительный альянс»

Рекомендуем вам обращаться к КСК ГРУПП,
если необходимо провести аудиторскую проверку и вы хотите получить реальные советы и прикладные рекомендации по исправлению ситуации, как это случилось с нами, когда мы получили поддержку от грамотных консультантов при аудите. Все советы оказались полезными и сразу же стали внедряться как в налоговом, так и в бухгалтерском учете, что позволило без лишних потерь минимизировать обозначенные консультантами риски. Благодарим за ваш профессионализм и готовнос…

Логотип - Компания «Лавернастройинжинирнг»

Благодарим за оперативное решение аудиторских
задач по заказу ЗАО «Лавернастройинжиниринг». Задача проверки заключалась в предоставлении объективной оценки финансового состояния холдинга. Считаем, что работавшая с нами команда КСК ГРУПП справилась на сто процентов. Процесс никоим образом не мешал текущей работе, проходил в тесном контакте с нашей бухгалтерией. Заключение получили быстро. В нем отражены все значимые нюансы, указаны недочеты и даны четкие инструкции по их устранению.

Логотип - Мортон

Руководители ООО «Мортон УКС» высоко оценили
результаты проведенного командой КСК ГРУПП аудита. Нас интересовало состояние отчетности за год. Ее тщательно проанализировали, указали нам на обнаруженные недочеты и дали инструкции по их устранению. Мы увидели гибкость и коммуникабельность, оперативность и профессионализм, так ценные для бизнес-партнеров. Благодарим и рекомендуем к сотрудничеству.

КСК ГРУПП

28 лет на рынке

Решаем задачи и помогаем бизнесу развиваться.

Кейсы по услуге

placeholder

placeholder

placeholder

placeholder

placeholder

placeholder

Строительный аудит
Вы узнаете

Как сэкономить до 25% стоимости сметы за счет усиления внутреннего контроля

placeholder

placeholder

О нас

КСК ГРУПП — лидер рынка профессиональных услуг в области комплексного бизнес-консультирования.

Аудиторско-консалтинговая группа включает 15 направлений под единым брендом «Консалтинг. Сервис. Капитал», в том числе аудит, налоги, право, автоматизация, управленческое и финансовое консультирование.

Наша команда состоит из 150 профессиональных консультантов самой высокой квалификации, которые успешно реализуют сложнейшие проекты. Мы продолжаем совершенствоваться, развивать новые направления деятельности и расширять партнерскую сеть. За 28 лет работы мы реализовали 20 000 проектов для 4000 клиентов.

Всегда отвечаем за результат, экономим время наших клиентов и делаем все, чтобы их инвестиции в каждый консалтинговый проект полностью оправдали себя, благодаря успешному развитию дел. Сотрудничество с нами приносит успех – этот факт подтверждают рекомендации ведущих компаний российского рынка, которые доверили нам сопровождение важнейших направлений своего бизнеса.

Наши клиенты


Логотип ACCA

Письмо Минстроя России от 15.10.2020 N 41307-ИФ/09 «По вопросу разграничений функций и определения затрат на осуществление строительного контроля и авторского надзора»


МИНИСТЕРСТВО СТРОИТЕЛЬСТВА И ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО ХОЗЯЙСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО от 15 октября 2020 г. N 41307-ИФ/09

Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации по вопросу разграничений функций и определения затрат на осуществление строительного контроля и авторского надзора сообщает.

Согласно части 1 статьи 53 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс) строительный контроль проводится в процессе строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства в целях проверки соответствия выполняемых работ проектной документации (в том числе решениям и мероприятиям, направленным на обеспечение соблюдения требований энергетической эффективности и требований оснащенности объекта капитального строительства приборами учета используемых энергетических ресурсов), требованиям технических регламентов, результатам инженерных изысканий, требованиям к строительству, реконструкции объекта капитального строительства, установленным на дату выдачи представленного для получения разрешения на строительство градостроительного плана земельного участка, а также разрешенному использованию земельного участка и ограничениям, установленным в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации.

Частью 2 статьи 53 Кодекса установлено, что строительный контроль проводится лицом, осуществляющим строительство. В случае осуществления строительства, реконструкции, капитального ремонта на основании договора строительного подряда строительный контроль проводится также застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, или региональным оператором либо привлекаемыми ими на основании договора индивидуальным предпринимателем или юридическим лицом. Застройщик или технический заказчик по своей инициативе может привлекать лицо, осуществляющее подготовку проектной документации, для проверки соответствия выполняемых работ проектной документации.

Порядок проведения строительного контроля при осуществлении строительства, реконструкции и капитального ремонта объектов капитального строительства независимо от источников их финансирования, а также порядок определения размера затрат на проведение строительного контроля и численности работников, осуществляющих строительный контроль, по объектам, финансируемым полностью или частично с привлечением средств федерального бюджета утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 21 июня 2010 г. N 468 «О порядке проведения строительного контроля при осуществлении строительства, реконструкции и капитального ремонта объектов капитального строительства» (далее — Положение N 468).

В соответствии с частью 1 статьи 53 Кодекса проверка соответствия выполняемых работ проектной документации является одной из составляющей строительного контроля. Проведение указанных работ является в силу статьи 53 Кодекса обязательным, тогда как привлечение лица, осуществляющего подготовку проектной документации, для проверки соответствия выполняемых работ проектной документации (авторский надзор), согласно части 2 статьи 53 Кодекса осуществляется по инициативе застройщика или технического заказчика.

В отношении отдельных объектов капитального строительства, строительство, реконструкцию которых планируется осуществлять полностью или частично за счет средств федерального бюджета, Правительством Российской Федерации в установленных им случаях принимается решение о проведении строительного контроля Минстроем России или подведомственным Минстрою России государственным (бюджетным или автономным) учреждением (ч. 2.1 ст. 53 Кодекса).

Согласно пункту 41 Правил формирования и реализации федеральной адресной инвестиционной программы, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13 сентября 2010 г. N 716 (далее — Правил формирования ФАИП) для осуществления строительства объектов капитального строительства производственного назначения, а также крупных объектов капитального строительства непроизводственного назначения по индивидуально разрабатываемым проектам может быть создана дирекция строительства (далее — дирекция), которая выполняет функции технического заказчика.

Согласно пункту 40 Правил формирования ФАИП функции государственного заказчика (технического заказчика) осуществляются в пределах средств, предусмотренных на его текущее содержание.

Приказом Минстроя России от 2 июня 2020 г. 297/пр утверждена Методика определения затрат на осуществление функций технического заказчика (зарегистрирован в Минюсте России 16 июля 2020 г. за N 58980), которая предназначена для применения при определении сметной стоимости строительства, реконструкции, капитального ремонта, сноса объектов капитального строительства в соответствии с частью 1 статьи 8.3 Кодекса (далее — Методика N 297).

Согласно пункту 4 Методики N 297 Затраты на осуществление функций технического заказчика в случае финансового обеспечения его деятельности за счет капитальных вложений, выделяемых на строительство объектов капитального строительства, определяются расчетом, согласованным застройщиком, с учетом численности работников технического заказчика и включаются в графы 7 и 8 главы 10 «Содержание службы заказчика. Строительный контроль» сводного сметного расчета стоимости строительства в уровне цен, сложившемся ко времени составления сметной документации на строительство объекта капитального строительства в составе проектной документации, без учета налога на добавленную стоимость.

В случае, если функции технического заказчика по объекту капитального строительства осуществляет уполномоченная застройщиком организация, деятельность которой финансируется за счет целевых средств, выделяемых на ее текущее содержание на основании утвержденной в установленном бюджетным законодательством Российской Федерации порядке в рамках лимитов бюджетных обязательств, и иных средств, не предусмотренных в абзаце первом настоящего пункта, затраты на осуществление функций технического заказчика в сводный сметный расчет стоимости строительства не включаются.

В силу статьи 12 Федерального закона от 17 ноября 1995 г. N 169-ФЗ «Об архитектурной деятельности в Российской Федерации» (далее — Закон N 169-ФЗ) архитектор и юридическое лицо на основании договора с застройщиком имеют право осуществлять авторский надзор за строительством архитектурного объекта.

Положениями градостроительного законодательства установлено, что осуществление строительного контроля при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте обязательное, а проведение авторского надзора возможно только в том случае, если в проектной документации имеется архитектурная часть. При этом застройщик либо подрядчик вправе не привлекать автора архитектурного проекта с его согласия к разработке документации для строительства и к авторскому надзору за строительством архитектурного объекта при условии реализации архитектурного проекта без изменений (статья 20 Закона N 169-ФЗ).

Кроме того, в соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 39 и частью 1 статьи 41 Федерального закона от 30 декабря 2009 г. N 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» (далее — Технический регламент) строительный контроль является обязательной формой оценки соответствия зданий и сооружений, а также связанных со зданиями и с сооружениями процессов проектирования (включая изыскания), строительства, монтажа, наладки и утилизации (сноса), а авторский надзор — добровольной.

Согласно пункту 3 части 2 статьи 2 Технического регламента авторский надзор — это контроль лица, осуществившего подготовку проектной документации, за соблюдением в процессе строительства требований проектной документации.

В соответствии с пунктом 4.6 СП 48.13330.2019 «СНиП 12-01-2004 Организация строительства», утвержденного приказом Минстроя России от 24 декабря 2019 г. N 861/пр (далее — СП 48.13330.2019), в базовые функции застройщика на период строительства входят как проведение строительного контроля застройщика (технического заказчика), так и привлечение для авторского надзора за строительством объекта лица, осуществляющего подготовку проектной документации, либо лица, обладающего соответствующими квалификационными требованиями в области подготовки проектной документации.

В силу пункта 9.2 СП 48.13330.2019 лицо, осуществляющее подготовку проектной документации (проектная организация), осуществляет авторский надзор согласно положениям Свода правил «Положение об авторском надзоре за строительством зданий и сооружений», утвержденным приказом Минстроя России от 19 февраля 2016 г. N 98/пр (далее — СП 246.1325800.2016). Кроме того, установлено, что при строительстве опасных производственных объектов, особо опасных, технически сложных и уникальных объектов, а также при приспособлении объекта культурного наследия для современного использования осуществляется обязательный авторский надзор проектной организации. В остальных случаях он осуществляется по решению застройщика (технического заказчика). Порядок осуществления и функции авторского надзора установлен СП 246.1325800.2016.

Следует отметить, что СП 246.1325800.2016 включен в Перечень документов в области стандартизации, в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона от 30 декабря 2009 г. N 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений», утвержденный приказом Росстандарта от 2 апреля 2020 г. N 687.

Авторский надзор, выполняемый проектной организацией, осуществляется во взаимодействии со специалистами, осуществляющими строительный контроль в соответствии с пунктом 3 Положения N 468 (пункт 4.7 СП 246.1325800.2016), на основании договора (контракта), заключенного между застройщиком, заказчиком, техническим заказчиком и проектировщиком, или организационно-распорядительного документа в случае, если проектировщиком является одно из структурных подразделений заказчика или подрядчика (пункт 6.1 СП 246.1325800.2016).

В соответствии с требованиями, установленными пунктом 31 Положения о составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 16 февраля 2008 г. N 87 (далее — Положение N 87), средства на строительный контроль входят в состав сводного сметного расчета стоимости строительства (глава 10 сводного сметного расчета), являющегося неотъемлемой частью сметы на строительство объектов капитального строительства, включаемой в раздел 11 проектной документации.

Порядок составления сметной документации и определения сметной стоимости регламентирован Методикой определения стоимости строительной продукции на территории Российской Федерации (МДС 81-35.2004), утвержденной постановлением Госстроя России от 5 марта 2004 г. N 15/1 и действующей в части, не противоречащей градостроительному законодательству.

В соответствии с пунктами 4.89 и 4.91 МДС 81-35.2004 в главу 12 «Проектные и изыскательские работы, авторский надзор» включается проведение авторского надзора проектных организаций за строительством (капитальным ремонтом), а средства на его проведение рекомендуется определять расчетом исходя из текущего (прогнозного) уровня цен, но не более 0,2% от полной сметной стоимости, учтенной в главах 1 — 9 сводного сметного расчета, и включаются в графы 7 и 8 сводного сметного расчета, а объем средств, необходимый для осуществления строительного контроля, рассчитывается в порядке, установленном Положением N 468.

Дополнительно сообщается, что приказом Минстроя России от 4 августа 2020 г. N 421/пр утверждена Методика определения сметной стоимости строительства, реконструкции, капитального ремонта, сноса объектов капитального строительства, работ по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации на территории Российской Федерации (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 23 сентября 2020 г., регистрационный N 59986) (далее — Методика N 421), который вступил в силу с 5 октября 2020 года.

Методика N 421 определяет единые методы формирования сметной стоимости строительства, реконструкции, капитального ремонта, сноса объектов капитального строительства, работ по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации на этапе архитектурно-строительного проектирования, подготовки сметы на снос объекта капитального строительства.

Пунктами 162 — 168 Методики N 421 предусмотрено, что:

  • — затраты на содержание технического заказчика и затраты заказчика на проведение строительного контроля при строительстве включаются в главу 10 сводного сметного расчета в графы 7 и 8;
  • — средства на содержание технического заказчика определяются на основании расчета в соответствии с положениями сметных нормативов, сведения о которых включены в Федеральный реестр сметных нормативов (ФРСН);
  • — при осуществлении строительного контроля техническим заказчиком к средствам на содержание технического заказчика дополнительно включаются расходы на проведение строительного контроля;
  • — затраты на содержание технического заказчика не учитываются в сводном сметном расчете в случае, если функции технического заказчика осуществляет уполномоченная застройщиком организация, деятельность которой финансируется за счет целевых средств, выделяемых на ее текущее содержание, на основании бюджетной сметы, утвержденной в установленном бюджетным законодательством Российской Федерации порядке в рамках лимитов бюджетных обязательств;
  • — размер затрат на осуществление строительного контроля при строительстве объектов капитального строительства, финансируемых полностью или частично с привлечением средств федерального бюджета, определяется исходя из общей стоимости строительства с применением нормативов, приведенных в приложении к Положению N 468;
  • — расчет затрат на осуществление строительного контроля осуществляется в текущем уровне цен от итогов глав 1 — 9 сводного сметного расчета стоимости строительства (графы 4, 5, 6) (за исключением расходов на приобретение земельных участков), и указывается в главе 10 сводного сметного расчета стоимости строительства отдельной строкой «Строительный контроль» (графы 7, 8);
  • — при применении ресурсного и ресурсно-индексного методов для определения нормативов расходов на осуществление строительного контроля сметная стоимость строительства в базисном уровне цен рассчитывается как отношение сметной стоимости в текущем уровне цен к соответствующим индексам изменения сметной стоимости, примененным при составлении сметной документации.

Включение затрат на осуществление авторского надзора согласно пункту 173 Методики N 421 допускается по объектам, обязательное проведение авторского надзора по которым предусмотрено законодательством Российской Федерации, а также по решению заказчика при согласовании с главным распорядителем средств соответствующего бюджета (за исключением случаев, когда заказчиком является главный распорядитель бюджетных средств). Лимит затрат на проведение авторского надзора определяется в размере 0,2 процентов от итога графы 8 глав 1 — 9 сводного сметного расчета и включается в графы 7 и 8.

При этом пунктом 174 Методики N 421 установлено, что лимит затрат на проведение авторского надзора не учитывает стоимость проезда лиц, осуществляющих авторский надзор, на объект строительства и обратно. Данные затраты определяются дополнительно в порядке, определенном нормативными правовыми актами Российской Федерации, и включаются в главу 12 сводного сметного расчета (графы 7 и 8).

И.Э.ФАЙЗУЛЛИН


Письмо Минстроя России от 20.12.2018 N 55067-ОГ/08 «По вопросам строительного контроля» — Проведение строительного контроля и непосредственно строительства объекта капитального строительства одним и тем же лицом противоречит положениям ГК РФ


МИНИСТЕРСТВО СТРОИТЕЛЬСТВА И ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО ХОЗЯЙСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО от 20 декабря 2018 г. N 55067-ОГ/08

Департамент градостроительной деятельности и архитектуры Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации рассмотрел обращение по вопросам, связанным с осуществлением строительного контроля, и в рамках компетенции сообщает следующее.

В соответствии с частью 3 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее — ГрК РФ) лицом, осуществляющим строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства, может являться застройщик либо индивидуальный предприниматель или юридическое лицо, заключившие договор строительного подряда.

В силу части 6 статьи 52 ГрК РФ лицо, осуществляющее строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства, обязано проводить строительный контроль.

В соответствии с частью 2 статьи 53 ГрК РФ строительный контроль проводится лицом, осуществляющим строительство. В случае осуществления строительства, реконструкции, капитального ремонта на основании договора строительного подряда строительный контроль проводится также застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, или региональным оператором либо привлекаемыми ими на основании договора индивидуальным предпринимателем или юридическим лицом. Застройщик или технический заказчик по своей инициативе может привлекать лицо, осуществляющее подготовку проектной документации, для проверки соответствия выполняемых работ проектной документации.

В соответствии с частью 1 статьи 748 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее — ГК РФ) в рамках выполнения работ по договору строительного подряда заказчик вправе осуществлять контроль и надзор за ходом и качеством выполняемых работ, соблюдением сроков их выполнения (графика), качеством предоставленных подрядчиком материалов, а также правильностью использования подрядчиком материалов заказчика, не вмешиваясь при этом в оперативно-хозяйственную деятельность подрядчика.

В соответствии со статьей 749 ГК РФ заказчик в целях осуществления контроля и надзора за строительством и принятия от его имени решений во взаимоотношениях с подрядчиком может заключить самостоятельно без согласия подрядчика договор об оказании заказчику услуг такого рода с соответствующим инженером (инженерной организацией). В этом случае в договоре строительного подряда определяются функции такого инженера (инженерной организации), связанные с последствиями его действий для подрядчика.

В этой связи проведение строительного контроля и непосредственного строительства объекта капитального строительства одним и тем же лицом противоречит положениям ГК РФ.

Положение о проведении строительного контроля при осуществлении строительства, реконструкции и капитального ремонта объектов капитального строительства, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 21 июня 2010 г. N 468, описывает порядок проведения строительного контроля, при котором обязанностью подрядчика является осуществление непосредственно строительного контроля, обязанностью заказчика при этом является осуществление строительного контроля с учетом проведения соответствующих контрольных мероприятий в отношении работы подрядчика.

Очевидно, в этой связи, что соответствующие контрольные мероприятия, осуществляемые в рамках строительного контроля заказчиком в отношении подрядчика, не могут осуществляться самим подрядчиком.

При этом, достоверно засвидетельствовать факт надлежащего выполнения работ, конструкций и участков инженерных сетей, подлежащих закрытию, их соответствие установленным требованиям может только независимое и незаинтересованное в сдаче работ лицо.

Также сообщаем, что в соответствии с пунктом 2 Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 1997 г. N 1009, письма федеральных органов исполнительной власти не являются нормативными правовыми актами. Письма Минстроя России и его структурных подразделений, в которых разъясняются вопросы применения нормативных правовых актов, не содержат правовых норм, не направлены на установление, изменение или отмену правовых норм, а содержащиеся в них разъяснения не могут рассматриваться в качестве общеобязательных государственных предписаний постоянного или временного характера.

Заместитель директора Департамента градостроительной деятельности и архитектуры О.А.ДАШКОВА


Письмо Минстроя России от 19.09.2017 N 33529-ТБ/02 «О подписании акта освидетельствования скрытых работ»


МИНИСТЕРСТВО СТРОИТЕЛЬСТВА И ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО ХОЗЯЙСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО от 19 сентября 2017 г. N 33529-ТБ/02

Правовой департамент Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации рассмотрел обращение и по поставленному в нем вопросу сообщает следующее.

Исходя из совокупности норм пунктов 2 и 4 части 5 статьи 55.5-1 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс) только специалистами по организации строительства в должности главного инженера проекта, сведения о которых включены в национальный реестр специалистов в области строительства, подписываются документы, оформляемые в процессе проведения строительного контроля.

Согласно пункту 12 Положения о проведении строительного контроля при осуществлении строительства, реконструкции и капитального ремонта объектов капитального строительства, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 21 июня 2010 г. N 468, к ним относятся в том числе акты освидетельствования скрытых работ.

Требования к составу и порядку ведения исполнительной документации при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства и требования, предъявляемые к актам освидетельствования работ, конструкций, участков сетей инженерно-технического обеспечения, утверждены приказом Ростехнадзора от 26 декабря 2006 г. N 1128 (РД-11-02-2006). Указанные акты должны быть подписаны представителями застройщика или технического заказчика по вопросам строительного контроля, лица, осуществляющего строительство, по вопросам строительного контроля, сведения о которых включены в национальный реестр специалистов в области строительства.

Сведения об иных лицах, участвующих в подписании акта освидетельствования скрытых работ, в том числе представителя лица, выполнившего работы, подлежащие освидетельствованию, в национальном реестре специалистов могут не содержаться.

Заместитель директора Правового департамента Т.Н.БАРМИНА


Письмо Минстроя России от 18.09.2017 N 33473-ТБ/02 «Об осуществлении строительного контроля»


МИНИСТЕРСТВО СТРОИТЕЛЬСТВА И ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО ХОЗЯЙСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО от 18 сентября 2017 г. N 33473-ТБ/02

Правовой департамент Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации в пределах своей компетенции рассмотрел обращение и по поставленным в нем вопросам сообщает следующее.

Состав и порядок ведения исполнительной документации при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства определяются Требованиями к составу и порядку ведения исполнительной документации при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства и требованиям, предъявляемым к актам освидетельствования работ, конструкций, участков сетей инженерно-технического обеспечения, утвержденными приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 26 декабря 2006 г. N 1128.

В соответствии с частью 1 статьи 55.5-1 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс) специалистом по организации инженерных изысканий, специалистом по организации архитектурно-строительного проектирования, специалистом по организации строительства является физическое лицо, которое имеет право осуществлять по трудовому договору, заключенному с индивидуальным предпринимателем или юридическим лицом, трудовые функции по организации выполнения работ по инженерным изысканиям, подготовке проектной документации, строительству, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства в должности главного инженера проекта, главного архитектора проекта и сведения о котором включены в национальный реестр специалистов в области инженерных изысканий и архитектурно-строительного проектирования или в национальный реестр специалистов в области строительства.

Согласно статьи 15 Трудового кодекса Российской Федерации трудовые функции в рамках трудовых отношений, основанных на соглашении между работником и работодателем, выполняются работником только лично.

Пунктом 2 части 5 статьи 55.5-1 Кодекса к должностным обязанностям специалиста по организации строительства, сведения о котором включены в национальный реестр специалистов в области строительства, относится в том числе строительный контроль.

Исходя из совокупности норм, изложенных в части 2 статьи 53 и пункте 22 статьи 1 Кодекса, строительный контроль также проводится застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, или региональным оператором либо привлекаемыми ими на основании договора индивидуальным предпринимателем или юридическим лицом. Указанная функция выполняется только членом саморегулируемой организации в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства.

С учетом изложенного, в соответствии с пунктом 12 Положения о проведении строительного контроля при осуществлении строительства, реконструкции и капитального ремонта объектов капитального строительства, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 21 июня 2010 г. N 468, оформляемые в процессе проведения строительного контроля документы с 1 июля 2017 года подписываются только специалистами по организации строительства, сведения о которых включены в соответствующий национальный реестр специалистов и которые, в соответствии с частью 1 статьи 55.5-1 Кодекса, занимают должность главного инженера проекта.

При этом данное требование распространяется только на подписантов — работников юридического лица или индивидуального предпринимателя, членство которых в саморегулируемой организации, в соответствии с Кодексом, является обязательным.

Следует обратить внимание, что в соответствии с пунктом 2 Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 1997 года N 1009, письма федеральных органов исполнительной власти не являются нормативными правовыми актами. Таким образом, письма Минстроя России и его структурных подразделений, в которых разъясняются вопросы применения нормативных правовых актов, не содержат правовых норм, не направлены на установление, изменение или отмену правовых норм, а содержащиеся в них разъяснения не могут рассматриваться в качестве общеобязательных государственных предписаний постоянного или временного характера.

Заместитель директора Правового департамента Т.Н.БАРМИНА

Строительный контроль

Контроль качества, документации, подрядчика.

Под таким термином как строительный контроль принято понимать мероприятия финансового и технического характера, которые имеют место на объекте строительства и предусматривают защиту интересов участников строительства. В их число с одной стороны входят заказчик и инвестор, с другой – непосредственно подрядчик.

Задача строительного контроля – проверить качество выполненных строительно-монтажных работ и сопоставить их с требованиями норм и проектной документации.

С этой целью осуществляется сопоставление стоимости материалов и цен на них, тщательный анализ сметной документации, выдача рекомендаций, что в конечном итоге приводит к выполнению строительно-монтажных работ высокого качества при соблюдении пунктов, прописанных в смете.

В конечном итоге обеспечивается должного уровня проверка и защита интересов инвесторов и других заинтересованных лиц. Также сводится на нет вероятность мошеннических и других действий, которые могли бы привести к тому, что на строительном объекте нерационально расходуются денежные средства или имеют место другие нарушения.

  • Что включает
  • Кто имеет право выполнять
  • Вопрос-ответ
  • Стоимость
  • Техническое задание

  • Проверяем смету на предмет необоснованного завышения и грамотность составления

  • Внимательно отслеживаем и фиксируем в журнал каждый этап строительных работ

  • Проверка соответствия требованиям ГОСТ, СНиП, на наличие сертификатов и документов

  • Контролируем и минимизируем бюджет на материалы и работы в соответствии со сметой

  • Проверяем рабочих на выполнение заявленных обязательств согласно графику работ

  • Отслеживаем установленные сметой поставки, качество строительных материалов

Что включает строительный контроль

Строительный контроль – многостадийная операция, которая включает в себя широкий перечень услуг. В первую очередь, это проверка сметной документации и анализ того, насколько выполненные работы соответствуют тому, что было запланировано изначально. Проводится мониторинг стоимости работ и материалов на предмет их соответствия рыночным. Это важно, так как прораб или другие ответственные лица могут заменять материалы или технологии на другие, которые влекут за собой большие или меньшие финансовые затраты.

Также важный пункт строительного контроля – прогнозирование рисков, которые могут возникнуть при дальнейшем выполнении строительных работ.

В перечень важных пунктов строительного контроля также входит координация деятельности разных участников строительного процесса, оценка влияния не только организационных или технических, но и экономических факторов, повышение эффективности работы за счет использования тех или иных принципов и технологий.

Фактически, в конечном итоге строительный контроль оценивает качество, проверяет условия транспортировки и использования материалов, комплектующих, хранения материалов и оборудования, обеспечивает соблюдение выполнения и дисциплины при самых разных технологических процессах.

Кто имеет право выполнять

Особенности проведения строительного контроля определены в «Градостроительном кодексе Российской Федерации». В частности, пункт 2 статьи 53 определяет, что «строительный контроль проводится лицом, осуществляющим строительство». Также допускается проведение этой процедуры техническим заказчиком, лицом, которое несет ответственность за эксплуатацию сооружения или здания.

По желанию техзаказчик или застройщик могут делегировать право проведения строительного контроля определенным лицам, которые осуществляют подготовку проектной документации.

Благодаря этому у заинтересованного лица, например, инвестора, имеется вполне легальная и определенная законом возможность привлечь к выполнению строительного контроля сторонних специалистов, имеющих необходимый уровень квалификации, подтвержденный документально.

Поэтому достаточно распространенной практикой является заказ соответствующей услуги у квалифицированных специалистов, что в конечном итоге приводит к выявлению недостатков и оперативной разработке способов их ликвидации.

Регламент проведения строительного контроля

Регламент осуществления строительного контроля подробно описывается в ст. 52 Градостроительного Кодекса РФ. Согласно содержанию этого нормативного акта, процедура осуществляется в строгом соответствии со следующими правилами:

  • Надзорный орган обеспечивает инспекцию строительно-монтажного производства на всех этапах.
  • Главная обязанность уполномоченного лица – осуществлять проверку соответствия выполненных работ требованиям проекта и нормативной документации.
  • Лицо, отвечающее за данный вид работ, назначается техническим заказчиком или застройщиком, производящим работы на основании генподрядного договора.
  • Также, строительный контроль может осуществляться силами сторонней организации, имеющей действующий сертификат СРО и штат аттестованных сотрудников.
  • По отдельному договору застройщик имеет право заключить договор и привлекать осуществлению надзорной деятельности проектировщика. Такая деятельность называется авторским надзором.
  • Если строительство ведётся с полным или частичным привлечением бюджетных инвестиций, Правительство РФ издаёт приказ о назначении ответственного лица от органа исполнительной власти.
  • Собственный надзорный орган на объекте находится в частичном подчинении государственного Строительного надзора. В связи с этим обстоятельством, он обязан уведомлять вышестоящую инстанцию о возникновении чрезвычайных ситуаций на объекте.
  • Уполномоченное лицо обязано осуществлять строительный контроль с учётом норм безопасности и правил, регулирующих организацию монтажных работ.
  • При вынесении предписания подрядчику о необходимости повторного проведения монтажных работ с частичной разборкой уже смонтированных конструкций, по завершении этих работ, обеспечивается проверка устранения замечаний.
  • Любое замечание или предписание относительно выявленного несоответствия или дефекта, должно быть оформлено в специальном журнале и доведено до сведения ответственных руководителей на планёрке. После этого составляется план устранения недостатков, а, по его выполнению, надзорный орган обеспечивает контроль за качеством и работ с оформлением официального акта.

Перед вступлением в должность, отвечающее за ведение строительного контроля лицо обязано пройти курсы повышения квалификации, сдать экзамен и получить удостоверение установленного образца. Срок действия документа должен оставаться актуальным на весь период строительно-монтажного производства, вплоть до сдачи объекта в эксплуатацию.

  • 21.03.2023Госинспекция края получила доступ к заключениям экспертных организаций на проекты строительства через систему межведомственного электронного взаимодействия
  • 20.02.2023Госстройнадзор напоминает застройщикам о подготовке стройплощадок к весеннему периоду
  • 14.02.2023Госинспекция Алтайского края в числе первых стала участником пилотного проекта цифровой вертикали строительной отрасли
  • 18.01.2023Завершилось строительство жилого комплекса по ул. Парковой, 71 в г. Барнауле
  • 16.12.2022Новоселье близко: застройщики Алтайского края спешат до конца года завершить строительство жилья
  • 05.12.2022В г.Новоалтайске появился новый центр притяжения творческих людей и любителей спорта
  • 29.11.2022Госстройнадзор напоминает организациям строительного комплекса края о соблюдении порядка содержания строительных площадок и объектов строительства в зимнее время
  • 18.11.2022Строительство первого корпуса ЖК «Мотор» в столице края завершено
  • 14.11.2022Очередной завершенный строительством производственный объект компании «Алтайский бройлер» получил заключение госстройнадзора

Госстройнадзор

Строительный контроль застройщика и допуск СРО

Застройщик обязан осуществлять строительный контроль. Это следует из положений ст. 53ГрК РФ. Также выполнение функций строительного контроля может быть поручено третьему лицу (специализированной организации).

Согласно положениям ст. 55.8ГрК РФ выполнять работы, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, вправе только организации и индивидуальные предприниматели, имеющие выданное саморегулируемой организацией (СРО) свидетельство о допуске к таким работам.

Однако существует довольно распространенное мнение, что застройщик, осуществляющий строительный контроль самостоятельно (силами своих сотрудников), не обязан иметь свидетельство о допуске к работам по строительному контролю и, следовательно, быть членом строительной СРО (а это весьма ощутимые затраты). Это мнение основано на том, что в Перечне видов работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства*(1), есть п. 32 «Работы по осуществлению строительного контроля привлекаемым застройщиком или заказчиком на основании договора юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем». Именно потому, что в данном пункте говорится о лице, привлекаемом на основании договора, и появилось такое мнение. Но верно ли оно? Ведь существует и другая, прямо противоположная точка зрения.
Напомним, ст. 9.5.1 КоАП РФ предусматривает ответственность за выполнение работ, оказывающих влияние на безопасность объектов капитального строительства, без свидетельства о допуске к таким работам, если данное свидетельство является обязательным.
В статье мы ответим на вопрос: обязан ли застройщик, осуществляющий самостоятельно строительный контроль, иметь допуск СРО на эти работы, если само строительство ведет генподрядчик? Для этого рассмотрим, что же представляет собой строительный контроль. Как обычно, мы будем делать выводы с учетом арбитражной практики.

Строительный контроль

Что же такое строительный контроль? Что в него входит?

Согласно ч. 3 ст. 52ГрК РФ лицо, осуществляющее строительство, организует и координирует работы по строительству объекта капитального строительства, обеспечивает соблюдение требований проектной документации, технических регламентов, техники безопасности в процессе указанных работ и несет ответственность за качество выполненных работ и их соответствие требованиям проектной документации.
На основании ч. 2 ст. 53ГрК РФ строительный контроль проводится лицом, осуществляющим строительство. В случае осуществления строительства на основании договора строительный контроль проводится также застройщиком или техническим заказчиком либо привлекаемым ими на основании договора физическим или юридическим лицом.
Таким образом, осуществление строительного контроля является обязанностью лиц, осуществляющих строительство. При этом застройщик, заключая договор подряда (генподряда), также обязан проводить строительный контроль.
В соответствии с ч. 8 ст. 53ГрК РФ Постановлением Правительства РФ от 21.06.2010 N 468 утверждено Положение о проведении строительного контроля при осуществлении строительства, реконструкции и капитального ремонта объектов капитального строительства (далее — Положение).
В силу п. 2 данного документа предметом строительного контроля является проверка выполнения работ при строительстве объектов капитального строительства на соответствие требованиям проектной и подготовленной на ее основе рабочей документации, результатам инженерных изысканий, требованиям градостроительного плана земельного участка, требованиям технических регламентов в целях обеспечения безопасности зданий и сооружений. Согласно п. 3 Положения строительный контроль осуществляется как подрядчиком, так и застройщиком.

Строительный контроль, осуществляемый подрядчиком.

На подрядчика возложено проведение следующих мероприятий (п. 5 Положения):
— проверки качества строительных материалов, изделий, конструкций и оборудования, поставленных для строительства объекта капитального строительства (далее соответственно — продукция, входной контроль);
— проверки соблюдения установленных норм и правил складирования и хранения применяемой продукции;
— проверки соблюдения последовательности и состава технологических операций при осуществлении строительства объекта капитального строительства;
— освидетельствования работ, скрываемых последующими работами (далее — скрытые работы), и промежуточной приемки возведенных строительных конструкций, влияющих на безопасность объекта капитального строительства, участков сетей инженерно-технического обеспечения (совместно с заказчиком работ);
— приемки законченных видов (этапов) работ;
— проверки (совместно с заказчиком работ) соответствия законченного объекта строительства требованиям проектной и подготовленной на ее основе рабочей документации, результатам инженерных изысканий, требованиям градостроительного плана земельного участка, технических регламентов.

Строительный контроль, осуществляемый застройщиком.

В соответствии с п. 6 Положения застройщик проверяет:
— полноту и соблюдение установленных сроков выполнения подрядчиком входного контроля и достоверности документирования его результатов;
— выполнение подрядчиком контрольных мероприятий по соблюдению правил складирования и хранения применяемой продукции и достоверности документирования его результатов;
— полноту и соблюдение установленных сроков выполнения подрядчиком контроля последовательности и состава технологических операций по осуществлению строительства объектов капитального строительства и достоверности документирования его результатов;
— проводит освидетельствование скрытых работ и промежуточную приемку возведенных строительных конструкций, влияющих на безопасность объекта капитального строительства, участков сетей инженерно-технического обеспечения (совместно с подрядчиком);
— проверяет совместно с подрядчиком соответствие законченного строительством объекта требованиям проектной и подготовленной на ее основе рабочей документации, результатам инженерных изысканий, требованиям градостроительного плана земельного участка, требованиям технических регламентов;
— проводит иные мероприятия в целях осуществления строительного контроля, предусмотренные законодательством РФ и (или) заключенным договором.
Примечание. До завершения процедуры освидетельствования скрытых работ выполнение последующих работ запрещается (п. 10 Положения).

Ближе к практике

Кроме указанного Положения существует Свод правил «Организация строительства»*(2) (далее — СП 48.13330.2011), который также регламентирует порядок действий, направленных на реализацию строительного контроля.
Согласно п. 5.5 СП 48.13330.2011 лицо, осуществляющее строительство, выполняет входной контроль переданной ему для исполнения рабочей документации, передает застройщику (заказчику) перечень выявленных в ней недостатков, проверяет их устранение. Также лицо, осуществляющее строительство, выполняет входной контроль предоставленной застройщиком проектной документации, включая анализ ПОС и рабочей документации, проверив при этом комплектность и наличие согласований и утверждений (п. 7.1 и 7.1.1).
При этом застройщик должен осуществлять контроль и надзор за выполнением работ по договору строительного подряда.
Что говорят суды насчет строительного контроля? В Постановлении от 07.05.2013 по делу N А40-120139/12-139-1152 ФАС МО со ссылкой на СП 48.13330.2011 указал: при размещении заказа на строительные работы строительный контроль проводится и заказчиком, и подрядчиком (генеральным подрядчиком). В результате суд признал обоснованным наложение на генподрядчика штрафа в размере 250 тыс. руб. на основании ч. 1 ст. 9.4 «Нарушение обязательных требований в области строительства и применения строительных материалов (изделий)» КоАП РФ.
В Постановлении ФАС ПО от 04.06.2013 по делу N А55-31805/2012 рассматривалась правомерность наказания в виде административного приостановления деятельности застройщика по строительству объекта сроком на 60 суток за нарушения, допущенные при строительстве пристроя к зданию торгово-развлекательного центра (ч. 2 ст. 9.4 КоАП РФ). Суд указал, что общество как собственник земельного участка, на котором осуществляется строительство, является застройщиком и субъектом вменяемого административного правонарушения и что им не были приняты зависящие от него меры по надлежащему осуществлению строительного контроля.
Таким образом, строительный контроль застройщика заключается в контроле за выполнением подрядчиком работ по договору строительного подряда (но не только в этом). Застройщик вправе не осуществлять контроль самостоятельно, а привлечь для этого специализированную организацию. Подрядчик, в свою очередь, в рамках своих функций строительного контроля проверяет некоторые действия застройщика (например, предоставленную им проектную и рабочую документацию, наличие согласований и утверждений).

Допуск СРО на работы по осуществлению строительного контроля.

Выяснив, что представляет собой строительный контроль со стороны застройщика, вернемся к вопросу, обязан ли он иметь допуск СРО для самостоятельного осуществления строительного контроля.
В пункте 2 Письма Минрегиона РФ от 06.12.2010 N 40915-ИП/08 «О выдаче свидетельств о допуске к работам по осуществлению строительного контроля» сказано: в соответствии с частью 2 статьи 53 Кодекса строительный контроль проводится лицом, осуществляющим строительство, а также застройщиком или заказчиком в случае осуществления строительства, реконструкции, капитального ремонта на основании договора. При этом свидетельство о допуске требуется только лицу, привлекаемому застройщиком или заказчиком для осуществления строительного контроля на основании договора.
Казалось бы, вот она — полная ясность в этом вопросе. Однако органы государственного строительного надзора привлекают застройщиков к ответственности за отсутствие свидетельства СРО о допуске к работам по строительному контролю. Рассмотрим мнение судей.
Начнем с Постановления Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.06.2011 N 17АП-5024/2011-АК по делу N А60-7214/2011. Управление госстройнадзора обратилось в суд с заявлением о привлечении ФГОУ «Уральский институт ГПС МЧС России» к административной ответственности по ч. 1 ст. 9.5.1 КоАП РФ за выполнение работ по строительному контролю без свидетельства СРО о допуске к таким работам. Институт являлся застройщиком учебного корпуса и в своих возражениях указывал на расширительное толкование судом п. 32 Перечня видов работ, оказывающих влияние на безопасность объектов капитального строительства. Институт ссылался на то, что согласно этому пункту работы по осуществлению строительного контроля производятся привлекаемым застройщиком или заказчиком на основании договора юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем, то есть допуски по осуществлению строительного надзора самому застройщику или заказчику при проведении работ по строительному контролю получать нет необходимости.
Суд не согласился с этим мнением и, основываясь на Положении и СП 48.13330.2011, указал: застройщикам, осуществляющим работы по строительному контролю, необходимо получить свидетельство о допуске, выданное саморегулируемой организацией. Если строительный контроль осуществляется не силами застройщика или заказчика, а привлекаемой организацией, то соответствующее свидетельство о допуске должно быть у привлекаемой организации.
Решением суда застройщик был оштрафован, причем добиться пересмотра дела ему не удалось (Определение ВАС РФ от 09.11.2011 N ВАС-14190/11).
Аналогичный вывод сделан в Постановлении Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.06.2013 N 17АП-5069/2013-АКу по делу N А60-3434/2013. Проанализировав нормы ГрК РФ, Перечень видов работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, а также СП 48.13330.2011, суд указал: лицо, осуществляющее строительный контроль, должно обладать специальными познаниями, наличие которых и возможность реализации которых при осуществлении строительного контроля подтверждается свидетельством о допуске к такому виду работ, выданному саморегулируемой организацией.
Отсутствие в Перечне вида работ по осуществлению строительного контроля непосредственно застройщиком не означает, что заказчики или застройщики не имеют права самостоятельно осуществлять строительный контроль, но и не дает оснований полагать, что для проведения строительного контроля собственными силами заказчика не требуется получение свидетельства о допуске.
При этом суд отмечает, что Перечнем установлены виды работ, влияющие на безопасность объектов капитального строительства, а также отдельно установлены виды объектов капитального строительства, проведение работ на которых требует получения свидетельства о допуске, разграничений по субъектному составу для получения свидетельств о допуске к видам работ указанный Перечень не имеет.

Обратите внимание! Суд отклонил ссылку застройщика на Письмо Минрегионразвития РФ от 06.12.2010 N 40915-ИП/08, отметив, что документ не является нормативным правовым актом.

Важно, что рассмотрение данного дела также дошло до ВАС, который вновь согласился с мнением нижестоящих судей (Определение от 01.08.2013 N ВАС-10699/13).
Мнение о том, что застройщик должен получить свидетельство СРО на осуществление строительного контроля, высказал и ФАС МО (Постановление от 04.06.2012 по делу N А40-142460/10-141-1178).

Таким образом, свидетельство о допуске к работам по осуществлению строительного контроля является обязательным как для лица, осуществляющего строительный контроль по заданию застройщика или заказчика на основании договора, так и для застройщика, если последний осуществляет строительный контроль самостоятельно (собственными силами).

А.М. Ростошинский,
эксперт журнала «Строительство:
бухгалтерский учет и налогообложение»
«Строительство: бухгалтерский учет и налогообложение», N 10, октябрь 2013 г.

─────────────────────────────────────────────────────────────────────────
*(1) УтвержденПриказом Минрегиона РФ от 30.12.2009 N 624.
*(2) СП 48.13330.2011. Свод правил. Организация строительства. Актуализированная редакция СНиП 12-01-2004, утв. Приказом Минрегиона РФ от 27.12.2010 N 781.

Дата публикации: 25 сентября 2018 г.

Строительный контроль РОСДОРНИИ систематически осуществляет деятельность по надзору за качеством дорожно-строительных работ в российских регионах. Для проведения работ по строительному контролю институт имеет современное лабораторное оборудование и штат квалифицированных специалистов.

Строительный контроль РОСДОРНИИ:

  • осуществляется в рамках единой технической политики в области строительного контроля, проводимой Федеральным дорожным агентством Министерства транспорта Российской Федерации;

  • осуществляется на объектах в течение всего периода строительства с обеспечением ежедневного присутствия инженерно-технических работников строительного контроля на строительных площадках с использованием технических средств, обеспечивающих необходимую достоверность и полноту контроля;

  • включает в себя входной, операционный и приемочный контроль;

  • предусматривает внутренний инспекционный контроль для проверки эффективности выполнения работ.

РОСДОРНИИ исполнено более 50 договоров по строительному контролю, что положительно сказывается на качестве производимых подрядных работ на объектах регионального и федерального значения. Заказчиками работ по строительному контролю являются ГК «Автодор», ООО «Автодор-Инжиниринг», ЗАО «Институт «Стройпроект», ООО «Смоленск-ДорНИИ-Проект», ФКУ Упрдор «Москва – Волгоград», ФКУ «Центравтомагистраль», ФКУ Упрдор «Вилюй», ФКУ Упрдор «Каспий» и другие.

В 2021 году РОСДОРНИИ выполняет надзор при возведении многоуровневой транспортной развязки и реконструкции путепровода на шоссе Героев Сталинграда в городе Керчь, а также при ремонте крымских дорог Черноморское – Евпатория (67,2 км), Раздольное – Евпатория (50 км) и Славянское – Евпатория (23 км).

Институт также ведёт строительный контроль за реконструкцией участка автодороги Симферополь – Евпатория – Мирный (36,4 км) и при строительстве одного из ключевых элементов транспортной системы Москвы – первого пускового комплекса Центральной кольцевой автомобильной дороги (ЦКАД).

Задать вопрос

Есть вопрос по конкретной услуге? Наши специалисты знают ответ

Эксперты холдинга «СОЮЗЭКСПЕРТИЗА» ТПП РФ оказывают широкий спектр профессиональных услуг по направлению «Строительный контроль»: 

ФИНАНСОВО-ТЕХНИЧЕСКИЙ КОНТРОЛЬ ОБЪЕКТА СТРОИТЕЛЬСТВА 

Комплексный строительный контроль объекта строительства. Проводится в отношении объекта строительства с момента получения разрешения на строительство до ввода объекта в эксплуатацию с предоставлением Заказчику еженедельных сводок о фактически выполненных строительно-монтажных работах и ежемесячной комплексной отчетности, в т.ч. с отражением информации об объемах и качестве фактически выполненных строительно-монтажных работ и используемых строительных материалах, изделий и конструкций, сроках их выполнения в разрезе соответствия финансово-календарному план-графику, степени готовности исполнительной и строительно-технической документации, бухгалтерской и финансовой отчетности, уровне исполнения договорных обязательств между основными участниками строительства, степени соответствия строящегося объекта рабочей документации и т.д.     

ФИНАНСОВО-ТЕХНИЧЕСКИЙ АУДИТ ОБЪЕКТА СТРОИТЕЛЬСТВА 

Комплексный строительный аудит объекта строительства. Проводится в отношении строящегося объекта строительства с предоставлением комплексной отчетности на фиксированную дату, определенную Заказчиком, в т.ч. с отражением информации об объемах и качестве фактически выполненных строительно-монтажных работ и используемых строительных материалов, изделий и конструкций, сроках их выполнения в разрезе соответствия финансово-календарному план-графику, степени готовности исполнительной и строительно-технической документации, бухгалтерской и финансовой отчетности, уровне исполнения договорных обязательств между основными участниками строительства, степени соответствия строящегося объекта рабочей документации и т.д.    

АУДИТ ОБЪЕКТА НЕЗАВЕРШЕННОГО СТРОИТЕЛЬСТВА

Комплексный строительно-технический аудит объекта незавершенного строительства. Проводится в отношении незавершенного строительством объекта вне зависимости от даты приостановления строительно-монтажных работ, наличия/ отсутствия мероприятий по консервации объекта строительства, наличия/ отсутствия документации (исполнительной/ строительно-технической, а также проектной/ рабочей). Отчет о проведенном аудите в отношении объекта незавершенного строительства предполагает отражение информации о статусе фактически выполненных строительно-монтажных работ, качестве их выполнения, качестве используемых при выполнении работ строительных материалов, изделий и конструкций, строительно-техническом и инженерно-техническом состоянии объекта, целесообразности завершения строительства (в т.ч. с восстановлением проектной/ рабочей документации) по первоначальному проекту, степени готовности исполнительной и строительно-технической документации, бухгалтерской и финансовой отчетности, исполнении договорных обязательств между основными участниками строительства на дату приостановления строительно-монтажных работ, текущем юридическом статусе объекта и т.д.     

БАНКОВСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ОБЪЕКТА СТРОИТЕЛЬСТВА

Комплексный строительно-технический контроль объекта жилищного строительства, в отношении которого реализуется проектное финансирование Застройщика Банком. Проводится в отношении объекта жилищного строительства по техническому заданию, утвержденному кредитным учреждением, в т.ч. во исполнение контроля целевого использования денежных средств с расчетного счета застройщика в соответствии со ст. 18 — 18.2 Федерального закона № 214-ФЗ и Постановлением Правительства РФ от 01.08.2018 № 897. Ключевой приоритетной целью экспертных услуг по банковскому сопровождению строительства объекта жилищного строительства для экспертов SOEX служит своевременная подготовка отчетной документации менеджменту кредитной организации, позволяющая принимать оперативные решения по своевременному финансовому обеспечению строительства объекта и контролю за целевым использованием денежных средств. 

Заказать консультацию

Оформите online заявку на консультацию эксперта АНО «СОЮЗЭКСПЕРТИЗА» ТПП РФ прямо сейчас. Мы будем рады помочь Вам в решении Ваших задач и ответим на интересующие Вас вопросы.


Документы

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Компании перевозчики грузов по россии рейтинг
  • Компании по взысканию долгов с физических лиц
  • Количество часов работы за компьютером в день
  • Колл центр евразия страховая компания телефон
  • Компании по выработке электроэнергии в россии