Компании оплачивающие обучение студентов в вузах

Я поступила в университет по целевому договору. Отучилась две сессии. Какую сумму я должна вернуть организации?

Одна сессия стоит 36 000 Р, но я поступила на бюджет.

Дарья, ответ на ваш вопрос зависит от того, когда был заключен договор о целевом обучении и поступали ли вы по квоте целевого приема.

Разберу оба варианта, но сначала вкратце объясню, как вообще работает целевое обучение и в каких случаях придется вернуть деньги.

Что такое целевое обучение

Целевое обучение дает возможность еще до поступления в вуз или уже в процессе учебы заключить договор с работодателем. Работодатель гарантирует студенту трудоустройство, платит стипендию или поощряет его как-то иначе, например оплачивает расходы на транспорт или общежитие. А студент осваивает ту образовательную программу, которая указана в договоре между ним и организацией, и обязуется минимум три года работать на этого работодателя.

Например, выпускник одиннадцатого класса решает стать врачом. Он обращается в больницу, где хочет работать, и просит рассмотреть его кандидатуру в штат. Естественно, у него еще нет профильного образования. Выпускник заключает договор с больницей, где будет указано, что он выучится на врача, а лечебное учреждение после выпуска трудоустроит его к себе минимум на три года.

Целевое обучение может предполагать или не предполагать поступление по специальной квоте. Квота целевого приема — это доля от всех бюджетных мест, по которой есть целевой набор на ту или иную специальность. Долю и субъекты РФ для трудоустройства ежегодно утверждают правительство и регионы.

Для заказчиков целевое обучение — возможность заполучить кадры на несколько лет вперед, а для абитуриентов — поддержка и поступление на бюджет с небольшими баллами: по квоте на целевое обучение предусмотрен отдельный конкурс. Подробнее об этом я расскажу ниже.

Заказчик самостоятельно отбирает кандидатов для целевого обучения. В той же сфере медицины приоритет могут отдать кандидату из врачебной династии. Так заказчик будет знать, что абитуриент уже знаком с работой и нагрузками на примере родителей.

По направлению подготовки «Фундаментальная информатика и ИТ» 10% бюджетных мест выделено на целевое обучение, работать можно по всей стране

Целевое обучение в России регламентируют три нормативных правовых акта:

  1. Постановление Правительства РФ от 13.10.2020 № 1681 о целевом обучении. Оно устанавливает общие правила целевого обучения и типовой договор.
  2. Распоряжение Правительства РФ от 17.11.2022 № 3502-р. В нем установлена квота целевого приема из федерального бюджета. Квота утверждается ежегодно, поэтому доля мест может меняться. Региональные квоты утверждает каждый субъект самостоятельно.
  3. Закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». Статьи 56 и 71.1 регулируют требования в отношении выбора специальностей и заказчиков целевого обучения.

Договор о целевом обучении

Договор о целевом обучении предполагает две обязательные стороны: гражданина и заказчика. Также в договоре по решению заказчика могут быть прописаны работодатель и образовательная организация.

Вот как это работает на примере из медицинской сферы:

  1. Заказчик — тот, в чьих интересах ведется подготовка кадров, например комитет по здравоохранению Санкт-Петербурга. В ходе обучения он обязан оказывать меры поддержки, например платить стипендию и оплачивать проезд до места практики. Меры поддержки могут быть нематериальными вроде гарантированного места для прохождения практики.
  2. Гражданин — абитуриент или нынешний студент.
  3. Работодатель — юридическое лицо, где студент будет обязан работать не менее трех лет после обучения. Часто заказчик и работодатель — одно и то же лицо. Но для примера возьмем городскую больницу № 14 в Петербурге.
  4. Образовательная организация — высшее учебное заведение, где гражданин будет учиться. Скажем, Северо-Западный государственный медицинский университет имени И. И. Мечникова.

В случае приема по квоте заказчиком могут быть только государственные органы, госкорпорации или организации, у которых в уставном капитале есть доля государства, например «Росатом» или Сбербанк. Конкурс при приеме на места целевой квоты проводится отдельно. В этом случае за обучение платит государство. Заключение договоров по квоте распространено в медицинских вузах: доля от общего числа бюджетных мест в этой сфере — 70%, а порой и 100%.

Абитуриент или студент могут заключить договор о целевом обучении и с частной компанией или с ИП. Но в таком случае речь о квоте не идет, поступать придется по общему конкурсу. Заказчик обязуется поддерживать ученика, а вуз может и не знать, что у поступающего или студента есть с кем-то договор.

Надо ли возвращать деньги за учебу

Какой бы ни была причина ухода с целевого обучения — возможно, захотелось сменить сферу, — ответ на ваш вопрос зависит от двух вводных:

  1. Когда заключен договор о целевом обучении: до 30 марта 2019 года или после.
  2. Предполагал ли договор поступление по квоте целевого приема.

Похоже, учиться вы начали позже 2019 года, поэтому первую вводную пока исключим. Со второй возможны две ситуации.

Договор предполагал поступление в вуз по квоте целевого приема. Такой договор нельзя расторгнуть по соглашению сторон: гражданин несет ответственность за неисполнение обязательств по договору о целевом обучении, если он отчислен из университета или расторг трудовой договор менее чем через три года по собственному желанию.

Студент обязан возместить и меры поддержки, указанные в договоре, и расходы государства на его учебу:

  1. Если заказчик выплачивал стипендию или оказывал какую-то другую помощь, гражданин должен ее компенсировать.
  2. Гражданин выплачивает вузу штраф, равный сумме расходов на обучение за то время, что он учился. Точную сумму определяет образовательная организация: она может не совпадать со стоимостью обучения для тех, кто учится по договорам об оказании платных образовательных услуг.

Договор не предполагал поступление в вуз по квоте целевого приема. В этом случае договор можно расторгнуть по соглашению сторон. Гражданин и заказчик должны сделать это письменно.

Из вопроса не совсем ясно, что стоит 36 000 Р: семестр обучения, или это стипендия за полгода, или что-то еще. Но если вы поступили не на целевые места, а по общему конкурсу, то и возмещать государству расходы на обучение не нужно. А компенсацию мер поддержки, если заказчик требует их возместить, урегулируйте с ним в частном порядке.

Договор был заключен до 30 марта 2019 года. На тот момент действовало постановление о порядке заключения и расторжения договора о целевом приеме и договора о целевом обучении. Вопрос о расторжении договора по инициативе гражданина этот документ не регулировал, поэтому нужно смотреть на содержание конкретного договора о целевом обучении. В договоре может быть пункт о возмещении затрат на обучение при расторжении договора и сумма, которую надо вернуть.

Что в итоге

Если вы поступили в вуз после марта 2019 года на целевое место, то вы должны компенсировать заказчику те меры поддержки, что он вам оказывал. А образовательная организация выставит вам штраф за досрочное расторжение договора без уважительной причины. Стоимость обучения по договорам об оказании платных образовательных услуг тут значения не имеет.

Любой человек, который планирует заключить договор о целевом обучении с поступлением по квоте, должен быть готов к ответственности: такой договор нельзя расторгнуть по соглашению сторон. Если гражданин отказывается работать или учиться, то будет обязан и заказчику, и вузу.

Но для тех, кто точно уверен, что хочет работать по специальности и именно на этом месте, это хорошая возможность поступить в вуз в обход общего конкурса.

Почти половина российских студентов получает образование на платных отделениях вузов. Сейчас их учебу оплачивают родители, а государственные программы поддержки студентов-контрактников только начинают развиваться.

В российской системе образования сегодня насчитывается 724 вуза (495 государственных и 229 частных) и около 4 млн студентов, таковы данные статистического сборника НИУ ВШЭ «Образование в цифрах: 2020»). Несмотря на внушительное количество частных вузов, в них получает образование менее 10% от общего числа студентов.

При этом больше половины всех российских студентов в настоящее время учится на договорной основе — на платных отделениях государственных вузов, утверждают в НИУ ВШЭ.

Пандемия и падение доходов россиян заставили обратить на проблему внимание правительства, и в 2020 году пропорция изменилась в пользу бюджетных мест. Как следует из подготовленного специалистами НИУ ВШЭ «Мониторинга качества приема в вузы», на очные бюджетные места в госвузы в прошлом году было зачислено 318,7 тыс. абитуриентов, на платные –177,5 тыс. Около 14,3 тыс. выпускников школ поступили в негосударственные вузы.

В 2021/22 учебном году по планам Минобрнауки число бюджетных мест для поступающих на все формы обучения вырастет еще на 47 тыс. и составит 422 тыс. Львиную долю этих мест распределят среди региональных университетов.

Кроме того, минимум бюджетных мест останется на популярных специальностях, за которые люди готовы платить. Сохранится в пользу платных мест и соотношение в топовых столичных вузах. Так, судя по контрольным цифрам приема в 2021 году, на 437 бюджетных мест в бакалавриат МГИМО МИД России сейчас приходится 754 договорных. В НИУ ВШЭ (в Москве)  — 2420 и 3595 соответственно, а в РЭА имени Плеханова — 626 и 2715 соответственно.

Цена науки 

Университетское образование финансируется из трех источников, говорит ректор Сибирского федерального университета (СФУ) Максим Румянцев. Это государственная субсидия, средства частных компаний, оплачивающих обучение целевиков, и личные средства граждан. Так дело обстоит во всей высшей школе, меняться может только пропорция. Например, в СФУ на платной основе учится 30% студентов.

Стоимость обучения одного студента-бюджетника в государственных вузах едина для всей страны, и снизить ее вузы не имеют права, объясняет Румянцев. Могут повысить, но тогда это надо обосновать наличием дополнительных услуг или особенностями реализации образовательной программы.

Стоимость договорного обучения не подлежат государственному регулированию и определяется спросом — тут действуют чисто рыночные механизмы. В среднем по стране в 2019 году семестр обучения на платном отделении стоил порядка 75 тыс. руб., таковы данные НИУ ВШЭ.

При этом раскрученный бренд позволяет ведущим российским вузам зарабатывать значительно больше. К примеру, цена семестра обучения по специальности «Международные отношения и энергетическая дипломатия» в МГИМО составляет 310 тыс. руб. По специальности «Дизайн» в НИУ ВШЭ — 345 тыс. руб., по специальности «Перевод и переводоведение (восточные языки)» в МГЛУ (ИнЯз имени Мориса Тореза)  — 194,5 тыс. руб.

Образовательный кредит 

Для поддержки студентов-контрактников есть две основные государственные программы: оплатить обучение можно средствами материнского капитала либо воспользовавшись образовательным кредитом. Программа образовательного кредитования только набирает обороты, но благодаря льготной процентной ставке в последние два года интерес к ней растет, говорит руководитель дирекции основных образовательных программ Санкт-Петербургского политехнического университета Петра Великого (вуза проекта «5–100») Людмила Панкова. Сейчас такие кредиты выдают Сбербанк и Почта Банк. С прошлого года процентная ставка установлена в 3%, а льготный период продлен на весь срок обучения плюс три дополнительных месяца.

Льготное кредитование могло бы повысить доступность высшего образования в стране, но пока оно практически не работает, считает председатель комиссии Мосгордумы по образованию Евгений Бунимович. По его словам, с одной стороны, в России недостаточно стабильная финансово-экономическая система. С другой, в отличие от большинства стран мира в России даже отличная учеба в сильном престижном вузе не гарантирует успешного трудоустройства, которое позволит выплатить кредит. Поэтому банки не очень верят, что им вернут деньги, а студенты боятся попасть в кредитную кабалу.

«Конечно, банки пробуют работать с кредитами, а существующие при них благотворительные фонды могут даже профинансировать учебу несколько человек. Но все это лишь отдельные примеры, а не система. Система — это кошелек родителей», — констатирует Бунимович.

Кто платит за студента 

Главные спонсоры студентов-контрактников, конечно, их папы и мамы, соглашается ректор Уральского федерального университета (УрФУ) Виктор Кокшаров. Однако в наше время многие студенты работают и платят за учебу самостоятельно. Развивается система целевого приема, когда оплату обучения берет на себя заинтересованный в студенте будущий работодатель.

Кроме того, существует приказ Минобрнауки РФ от 6 июня 2013 года № 443, который позволяет студенту-контрактнику перейти на бюджет при условии, если он закроет на «отлично» две сессии подряд, напоминает Людмила Панкова. Однако такую возможность сильно ограничивает оговорка «при наличии вакантных бюджетных мест».

Развивают российские вузы и собственные программы поддержки. «Как и любой университет, мы заинтересованы в целеустремленных талантливых студентах и стараемся в меру своих возможностей снять с них бремя финансовой нагрузки», — говорит Максим Румянцев. Так, благодаря действующей в СФУ программе, набравший определенное количество баллов студент может получить рассрочку по оплате обучения, а также ощутимую скидку — от 10 до 50%. Кроме того, университет может назначить годовую стипендию ректора — для самых успешных студентов она равна стоимости двух семестров обучения.

В УрФУ с этого учебного года студенты социально-гуманитарных и экономических направлений пользуются грантовой системой, рассказывает Виктор Кокшаров. Сумма гранта от университета зависит от баллов ЕГЭ и успеваемости студента и может полностью или частично покрывать стоимость обучения.

Кроме того, в вузе предлагают и гибкую систему скидок, благодаря которой можно сэкономить на стоимости обучения до 40%. Скидки зависят от места в учебном и внеучебном рейтинге. Причем воспользоваться такой возможностью может не только узкий круг самых талантливых студентов, а практически каждый. «Перерасчет ежегодно получают от 30 до 40% наших студентов-контрактников», — уточняет ректор УрФУ.

По словам Кокшарова, инструменты поддержки наиболее развиты в государственных вузах, особенно крупных и многопрофильных: «Мы располагаем широкими возможностями и разными источниками для поддержки студентов, в том числе и адресной», — отмечает эксперт.

Недооцененные частники 

Стараются находить возможности субсидирование оплаты для своих лучших студентов и частные вузы, добавляет омбудсмен в сфере образования при уполномоченном президентом России по правам предпринимателей Амет Володарский. Хорошие вузы создают совместные кафедры и лаборатории с бизнесом, который отбирает себе сотрудников еще со второго-третьего курсов и оплачивает их обучение, говорит он.

Большое количество платных мест в государственных вузах приводит к социальной напряженности, считает Амет Володарский. «В некоторых из них обучаются платно уже две трети студентов. Такие вузы выставляют самые высокие цены», — напоминает омбудсмен.

По его мнению, коммерческую нишу должны занимать сугубо частные организации. Более того, в рамках госзаказа они могли бы компенсировать какие-то программы, которых нет в государственных вузах, как это делается во многих странах. Пока же бюджетные места есть только в 5% имеющих государственную аккредитацию частных вузов.

«Большинство европейских стран не делят образование на государственное и частное. Определяющим является то, имеют ли вузы хорошие программы и сильную школу», — продолжает Володарский. По его словам, в знаменитых частных Кембридже и Сорбонне студенты учатся бесплатно за счет грантов и стипендий. При этом тот же Кембриджский университет может привлечь к какому-то своему проекту и другие частные вузы, в том числе российские. «У нас этого почему-то боятся. Хотя качество образования, например, в гуманитарной сфере может быть значительно выше именно в частных вузах, в которых помимо государственного образовательного стандарта дополнительно выполняются и международные — для того чтобы их выпускники были максимально конкурентоспособны», — резюмирует Амет Володарский.

Тысячи выпускников школ мечтают обучаться по целевому направлению. Данный формат поступления в университет (колледж) предусматривает бесплатное обучение, отдельный конкурс и стопроцентное трудоустройство после выпуска из вуза (ссуза). Но не всем удается найти потенциального работодателя, который захочет трудоустроить специалиста с высшим образованием, у которого нет стажа и опыта.

Что такое целевое обучение

Целевое обучение – это программа вузов (сузов), предусматривающая возможность профессиональной подготовки кадров за государственный счет по выделенной квоте. Студент, поступивший в учебное заведение по указанной преференции, после получения диплома обязан в течение 3 лет выполнять трудовую функцию на предприятии, которое указано в договоре как работодатель. В случае нарушения правила выпускник должен компенсировать финансовые издержки коммерческой структуре, выплатив ей штраф.

Претенденты на целевое обучение не участвуют в общем конкурсе (для них организуется отдельный). Им проще поступить, чем абитуриентам, проходящим на общих основаниях, поскольку конкурс составляет 1,5–2 человека на место. Целевик получает возможность освоить профессию бесплатно, вуз (ссуз) – оплаченное работодателем место, а предприятие – квалифицированного сотрудника.

Правительство постоянно вносит правки в регламент, касающийся распределения квот по наиболее востребованным специальностям.

С 2019 года вопрос с поиском компании-работодателя решается исключительно абитуриентом и членами его семьи.

В 2021 году стали внедряться в практику изменения, суть которых сводится к следующему:

  • предприятия всех форм собственности несут равную долю ответственности по трудоустройству выпускников вузов (сузов);
  • согласование количества бюджетных мест, выделяемых в рамках целевого обучения – это прерогатива региональных органов власти.

Вопрос квотирования мест для целевиков в текущем году регламентируется распоряжением Правительства №3303-р2 от 23.11.21 г.

На какие специальности дают целевое направление

Зачастую целевой набор распространяется на профессии с невысоким спросом со стороны абитуриентов, но государство в таком формате не отказывается решать кадровый дефицит. В утвержденный перечень могут также включаться специальности, представителей которых не хватает на конкретном предприятии, образовательном или медицинском учреждении.

В 2022 году в перечень специальностей, которые можно освоить в рамках целевого направления, входят:

  • материаловедение и технологии материалов;
  • гидроаэродинамика и баллистика;
  • энерго- и ресурсосберегающие процессы в химической технологии, биотехнологии и нефтехимии;
  • управление и системный анализ;
  • ракетные комплексы и космонавтика;
  • лазерная техника и лазерные технологии;
  • приборостроение;
  • химическая технология;
  • металлургия;
  • радиотехника;
  • стандартизация и метрология;
  • радиоэлектронные системы и комплексы;
  • машиностроение;
  • инфокоммуникационные технологии и системы связи;
  • эксплуатация железных дорог и систем движения поездов;
  • педагогическое образование;
  • анестезиология;
  • инфекционные болезни.

Как его получить

На начальном этапе абитуриент должен:

  1. Определиться с выбором профессии (специализации).
  2. Найти работодателя, который захочет оплатить учебу в вузе (сузе), и заключить соглашение.
  3. Собрать необходимый перечень документов.

Основные сложности возникают на этапе поиска учреждения, руководство которого будет готово оформить в свой штат специалиста-новичка после его обучения. Этот процесс нужно начинать заранее и в каждой сфере профессиональной деятельности существует своя специфика квотирования рабочих мест.

В системе здравоохранения инициатива исходит от регионального министерства. Ежегодно в сентябре стартует мониторинг ситуации с новыми кадрами в поликлиниках и больницах, после чего формируется заявка в Минздрав. Рассмотрев ее, чиновники определяют количество квот и доводят информацию до региона. Списки с названием вузов, поддерживающих программы целевого обучения, публикуется на официальном интернет-ресурсе ведомства. Абитуриенту остается выбрать вакансию и заключить договор с медицинским учреждением.

Информацию о количествах квот в сфере образования, социального обслуживания, культуры, спорта и прочих профессиональных сфер можно получить на интернет-ресурсах соответствующих ведомств.

Оформление договорных отношений

Абитуриент, заключая договор с предприятием или учреждением, получает гарантию на целевое обучение. На стороне работодателя могут выступать госструктуры, юридические лица и индивидуальные предприниматели. Условия соглашения обязывают компанию оплатить обучение будущего сотрудника, а абитуриента – в течение 3 лет после получения диплома проработать на предприятии, которое выступает в качестве работодателя. За нарушение договора стороны несут материальную ответственность.

Если абитуриент отказался работать на предприятии или не окончил вуз, он возмещает все издержки и расходы на обучение, которые понес работодатель. В случае, когда руководство предприятия отказывается оформлять на работу дипломированного специалиста, с которым был заключен договор, оно должно компенсировать ущерб пострадавшей стороне в трехкратном размере средней зарплаты по региону.

В документе также указывается вуз, специальность, по которой будет обучаться абитуриент. Договор стороны подписывают после сдачи экзаменов.

Правила поступления по целевому назначению

Процедура поступления для целевиков идентична той, что предусмотрена для обычных студентов, но для них проводится отдельный конкурс. Они сдают в приемную комиссию стандартный набор документов, приложив к ним заверенную копию договора с работодателем. Целевики претендуют на бесплатные места с учетом выделенных квот в конкретном университете. Они зачисляются первыми, вместе с победителями олимпиад и льготниками.

Плюсы и минусы целевого назначения

Абитуриенты предпочитают целевой формат обучения по следующим причинам:

  • отдельный конкурс, предусматривающий более низкий порог для поступления;
  • гарантированное трудоустройство;
  • наличие дополнительных мер поддержки со стороны работодателя (оплата общежития, выплата стипендии, практика на собственном предприятии и прочее).

Но вышеуказанная программа по подготовке квалифицированных кадров не лишена недостатков. К ним относятся:

  • зависимость от конъюнктуры рынка труда (договор с работодателем подписывается на длительный срок, по окончании которого выбранная профессия может стать невостребованной);
  • наличие штрафных санкций (из-за отчисления из вуза или нежелания работать после получения диплома в конкретной компании студент компенсируют все расходы, включая стипендионное обеспечение и оплату жилья).

Оценивая перспективы обучения по целевому назначению, абитуриент должен обращать внимание не только на очевидные перспективы, но и на потенциальные риски. Размер ущерба, который придется возмещать, может быть существенным. Только при полной уверенности, что абитуриент будет работать по специальности, и желании построить карьеру у конкретного работодателя, он может планировать обучение по целевому назначению.

Подготовлены редакции документа с изменениями, не вступившими в силу

(в ред. Федерального закона от 03.08.2018 N 337-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

1. Гражданин, поступающий на обучение по образовательной программе среднего профессионального или высшего образования либо обучающийся по соответствующей образовательной программе, вправе заключить договор о целевом обучении с федеральным государственным органом, органом государственной власти субъекта Российской Федерации, органом местного самоуправления, юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем (далее — заказчик целевого обучения).

2. Существенными условиями договора о целевом обучении являются:

1) обязательства заказчика целевого обучения:

а) по организации предоставления и (или) предоставлению гражданину, заключившему договор о целевом обучении, в период обучения мер поддержки, включая меры материального стимулирования, оплату дополнительных платных образовательных услуг, оказываемых за рамками образовательной программы, осваиваемой в соответствии с договором о целевом обучении, предоставление в пользование и (или) оплату жилого помещения в период обучения, и (или) других мер;

б) по трудоустройству гражданина, заключившего договор о целевом обучении, не позднее срока, установленного договором о целевом обучении, с указанием места осуществления трудовой деятельности в соответствии с полученной квалификацией;

2) обязательства гражданина, заключившего договор о целевом обучении:

а) по освоению образовательной программы, указанной в договоре о целевом обучении (с возможностью изменения образовательной программы и (или) формы обучения по согласованию с заказчиком целевого обучения);

б) по осуществлению трудовой деятельности в течение не менее трех лет в соответствии с полученной квалификацией с учетом трудоустройства в срок, установленный таким договором.

3. Сторонами договора о целевом обучении наряду с гражданином, указанным в части 1 настоящей статьи, и заказчиком целевого обучения могут также являться организация, осуществляющая образовательную деятельность, и (или) организация, в которую будет трудоустроен гражданин в соответствии с договором о целевом обучении.

4. Организация, осуществляющая образовательную деятельность, в которой обучается гражданин, заключивший договор о целевом обучении, учитывает предложения заказчика целевого обучения при организации прохождения указанным гражданином практики, а также по запросу заказчика целевого обучения предоставляет ему сведения о результатах освоения им образовательной программы.

5. В случае неисполнения заказчиком целевого обучения предусмотренных договором о целевом обучении обязательств по трудоустройству гражданина, заключившего договор о целевом обучении, заказчик целевого обучения выплачивает ему компенсацию в размере трехкратной среднемесячной начисленной заработной платы в соответствующем субъекте Российской Федерации, на территории которого он должен был быть трудоустроен в соответствии с договором о целевом обучении, на дату отчисления его из организации, осуществляющей образовательную деятельность, в связи с получением образования (завершением обучения).

6. В случае неисполнения гражданином, заключившим договор о целевом обучении, предусмотренных договором о целевом обучении обязательств по освоению образовательной программы и (или) осуществлению трудовой деятельности в течение трех лет он обязан возместить заказчику целевого обучения расходы, связанные с предоставлением мер поддержки.

7. Положение о целевом обучении, включающее в том числе порядок заключения и расторжения договора о целевом обучении, условия определения и изменения места осуществления трудовой деятельности, порядок и основания освобождения сторон от исполнения обязательств по договору о целевом обучении, порядок выплаты компенсации, порядок определения размера расходов и их возмещения, и типовая форма договора о целевом обучении устанавливаются Правительством Российской Федерации.

8. Особенности заключения договора о целевом обучении, стороной которого является федеральный государственный орган, орган государственной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления и который включает в себя обязательство гражданина, заключившего договор о целевом обучении, по прохождению государственной службы или муниципальной службы после завершения обучения, определяются в порядке, установленном федеральными законами о видах государственной службы или законодательством о муниципальной службе.

Платное обучение, образовательные кредиты, скидки, стипендии, перевод на бюджет — эти слова часто встречаются в ваших вопросах в комментариях. И теперь у вас есть возможность получить все ответы в одном месте.

В статье собраны наиболее популярные вопросы, которые задают наши читатели в комментариях.

13 вопросов о платном обучении в вузе, которые вы стеснялись задать

Сколько стоит платное обучение в вузе?

Стоимость обучения зависит от выбранного вами вуза, общего правила по стране нет. Эта сумма может отличаться даже в случае выбора одной и той же специальности, но в разных вуза. Лучший способ получить необходимую информацию – посмотреть на сайте учебного заведения. В московских вузах обучение стоит от 100 до 650 тысяч рублей, а за границей — от 800 евро до 65 тысяч евро.

13 вопросов о платном обучении в вузе, которые вы стеснялись задать

Есть ли возможность перехода с платного обучения на бюджетное?

Да, вы можете перейти на бюджет, если на курсе есть свободные бюджетные места. Правда одного этого недостаточно: нужно соответствовать условиям перевода, как правило, иметь хорошие оценки. 

Подробнее о переводе на бюджет можно узнать здесь:

13 вопросов о платном обучении в вузе, которые вы стеснялись задать

Если я учусь на платном отделении, меня уже не могут отчислить?

Это не так. Вас могут отчислить за те же нарушения, что и бюджетников: например, за академическую неуспеваемость или нарушения внутреннего распорядка вуза. 

13 вопросов о платном обучении в вузе, которые вы стеснялись задать

Буду ли я получать стипендию, если поступлю на платное отделение? 

Если вы думаете о государственной академической стипендии, выдающейся студентам за сессию без троек, то ее платят только бюджетникам. Но кроме этой стипендии есть и другие, даже более финансируемые и доступные студентам-платникам. Например, стипендия президента РФ или стипендия Владимира Потанина.

13 вопросов о платном обучении в вузе, которые вы стеснялись задать

Есть ли конкурс на платное обучение?

Чаще всего абитуриенты проходят конкурс на платное обучениетак как в большинстве вузов количество платных мест ограничено. Плюс конкурса на платном отделении в том, что часто он ниже, чем на бюджет и для поступления требуются не такие высокие баллы. Однако бывают и исключения в виде учебных заведений, не имеющих ограничений по количеству платных мест — в них конкурс не проводится. 

13 вопросов о платном обучении в вузе, которые вы стеснялись задать

На каких условиях можно взять кредит на обучение? 

25 августа изменились условия предоставления образовательных кредитов. Теперь кредит выдают со ставкой 3% годовых вместо прежних 9%. Студентам также увеличили льготный период, когда они не должны выплачивать основной долг, на 6 месяцев. И, что важно, период погашения составляет не 10, а 15 лет. 

13 вопросов о платном обучении в вузе, которые вы стеснялись задать

Можно ли оплатить обучение маткапиталом?

Да, вы можете оплатить обучение маткапиталом, так как образование по закону является одним из направлений для его использования. Для этого, конечно, надо соблюсти определенные условия и собрать необходимые документы: какие именно — узнайте из статьи:

13 вопросов о платном обучении в вузе, которые вы стеснялись задать

Стоимость обучения в вузе после поступления не меняется?

К сожалению, стоимость обучения не фиксированная и может меняться. Она зависит от уровня инфляции, поэтому на 2 курсе вы, вероятно, будете платить больше, чем на 1. 

13 вопросов о платном обучении в вузе, которые вы стеснялись задать

Можно ли подать заявление и на бюджет и на платку?

Да, в одном заявлении можно указать, что вы поступаете и на бюджет, и на коммерцию. Вы также можете подать заявление на бюджетное и платное отделение в разные вузы и обучаться в двух местах — параллельное обучение не запрещено. 

13 вопросов о платном обучении в вузе, которые вы стеснялись задать

Есть ли скидки на обучение? 

В России не так много вузов, предоставляющих скидки на обучение, но они есть. Как правило, скидки отличаются по длительности действия, по размеру, по степени обучения. Где-то их можно получить только на обучение на первом курсе. Узнать, в каких университетах есть скидки на обучение, можно в статье:

13 вопросов о платном обучении в вузе, которые вы стеснялись задать

Есть ли возможность податься на платное, если узнал, что не прошел на бюджет?

Да. Если вы указывали в заявлении две формы оплаты обучения — за счет бюджета и за собственные средства — то вы и так оказываетесь в списке претендентов на платное место. В противоположном случае вам необходимо подать заявление на платное обучение, желательно сразу, как только узнаете, что не проходите на бюджет. 

13 вопросов о платном обучении в вузе, которые вы стеснялись задать

Я должен оплатить стоимость обучения сразу за год или ее можно разбить?

Правила оплаты обучения регулируются самим университетом и в разных вузах могут отличаться. Основные варианты оплаты – за год и за семестр, в некоторых случаях даже возможна рассрочка. Но узнавать об этом надо в приемной комиссии или учебном офисе. 

13 вопросов о платном обучении в вузе, которые вы стеснялись задать

Что происходит с местами на договорной основе, которые остаются не заполненными?

В отличие от квотных мест, которые в случае отсутствия претендентов добавляются в общий конкурс, платные места остаются пустыми. К тому же, не всегда количество мест для обучения на платной основе ограничено — в таком случае «свободных» мест просто не бывает.  

Автор статьи

Список организаций-заказчиков целевого обучения

Обращаем внимание, что данный список не является конечным, список организаций может меняться.

Организация

Направления подготовки

Подробнее

ФГУП «ЦАГИ»

Прикладные математика и физика (бакалавриат)

https://www.tsagi.ru/institute/education/

Информатика и вычислительная техника (бакалавриат)

Прикладные математика и физика (магистратура)

Математика и механика (аспирантура)

АО «Российские космические системы»

Прикладные математика и физика (бакалавриат)

http://russianspacesystems.ru/career/students/

АО ГНЦ «Центр Келдыша»

Зам. ген. директора по кадрам

Михеев Сергей Николаевич

+7 (495) 456-61-56

https://kerc.msk.ru/

АО «НИИ «Полюс» им. М.Ф.Стельмаха»

Прикладные математика и физика (бакалавриат)

https://niipolyus.ru/education/target-admission

ПАО «Авиационный комплекс им. С.В. Ильюшина» (ПАО «Ил»)

Прикладные математика и физика (бакалавриат)

Отдел молодежной политики и целевого обучения

Телефон рабочий: +7 (495) 000-00-10 доб. 20-17, 21-16

Телефон мобильный: +7 (985) 412-98-67

Электронная почта: start@ilyushin.org

Презентация

АО «МНИИ «Агат»

Прикладные математика и физика (бакалавриат)

http://siagat.ru/tselevoj-nabor

Информатика и вычислительная техника (бакалавриат)

ПАО «НПО «Алмаз»

Прикладные математика и физика (бакалавриат) ФРКТ

Кудряшова Елена Владимировна

+7 (903) 613-59-15

e.kydryashova@gskb.ru

Малашко Янка Иванович, зам.зав.кафедрой

+7 (903) 160-45-02

malashko@yandex.ru

https://www.raspletin.com/nots/vzaimodejstvie-s-vuzami

АО «Корпорация «МИТ» Прикладные математика и физика (бакалавриат) ФАКТ Хребин Артём Владимирович

+7 (901) 358-57-89

Презентация 
Прикладные математика и физика (магистратура) ФАКТ

АО «НПП «Исток» им.Шокина»

Вед.специалист

Михалык Галина Павловна

+7 (495) 465-86-80 доб.28-99

http://www.istokmw.ru

ОАО «НПП «Темп» им. Ф.Короткова»

Прикладная математика и информатика (бакалавриат)

http://www.npptemp.com/news/142-tcelevoe-obuchenie

Информатика и вычислительная техника (бакалавриат)

АО «Концерн ВКО «Алмаз-Антей»

Вед. менеджеры по профориентационной работе:

Аксенова Дарья Владимировна

+7 (495) 276-29-24 доб. 46-16

Тулявко Евгения Сергеевна

+7 (495) 276-29-24 доб. 29-80

http://www.almaz-antey.ru/nauchno-tekhnicheskaya-deyatelnost/

АО «ЦНИИмаш»

Прикладные математика и физика (бакалавриат)

https://www.tsniimash.ru/career/targeted-training/

Презентация

Информатика и вычислительная техника (бакалавриат)

РКК «Энергия»

Прикладные математика и физика (бакалавриат)

https://www.energia.ru/ru/education/about.html

Прикладные математика и физика (магистратура)

АО «Корпорация «Комета»

Коломыцев Иван Вячеславович

+7 (926) 562-23-33

van0031@yandex.ru

http://www.corpkometa.ru

АО «НПО «Орион»

Прикладные математика и физика (бакалавриат)

https://orion-ir.ru/education/bazovye-kafedry/bazovaya-kafedra-mfti/

ФГУП ГосНИИАС

Прикладная математика и информатика (бакалавриат)

https://www.gosniias.ru/co-2.html

Прикладные математика и физика (бакалавриат)

Информатика и вычислительная техника (бакалавриат)

Прикладная математика и информатика (магистратура)

Прикладные математика и физика (магистратура)

Информатика и вычислительная техника (магистратура)

Информатика и вычислительная техника (аспирантура)

ФАУ «ЦИАМ им. П.И. Баранова»

Прикладные математика и физика (бакалавриат)

https://www.ciam.ru/education/the-target-set/rules-of-admission/

ФИАН Прикладные математика и физика (бакалавриат) Зотов Сергей Дмитриевич

+7 (499) 132-60-20

zotovsd@lebedev.ru

https://www.lebedev.ru/ru/tselevoj-nabor-po-programme-bakalavrov.html
ИКИ РАН Садовский Андрей Михайлович

+7 (926) 585-00-41

a.sadovski@cosmos.ru
АО «Концерн «Автоматика» Компьютерная безопасность (специалитет) ФРКТ Нач. отдела развития персонала:

Вдовина Елена Серафимовна

+7 (495) 250-33-33 (доб. 70112)

Вед. специалист отдела:

Радушкевич Анна Евгеньевна

+7 (495) 250-33-33 (доб. 42201)

orp@ao-avtomatika.ru
ПАО «Радиофизика» Прикладные математика и физика (бакалавриат) ФРКТ Гончарова Юлия Валерьевна

+7 (916) 834-86-27

sheberg84@mail.ru

 
Прикладные математика и физика (магистратура) ФРКТ

НПО «Наука»                                              

Прикладная математика и информатика (бакалавриат)     

+7 (495) 775-31-10

info@pro-nauka.ru                                                                                                                          

АО «НИИАА»

Прикладные математика и физика (бакалавриат)

Начальник отдела обучения и развития персонала АО «НИИАА»

Чашкина Ксения Сергеевна

chashkina_ks@niiaa.ru

+7 915 067 38 21

https://www.niiaa.ru/career/targeted-training/2022.pdf

Информатика и вычислительная техника (бакалавриат)

Компьютерная безопасноть (специалитет)

По вопросам целевого обучения вы можете обратиться:

Кузнецов Игорь Николаевич

+7 (498) 744-65-25

kuznetcov.in@mipt.ru

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Компании по информационной безопасности в москве
  • Компании по капитальному ремонту зданий в москве
  • Компании по ландшафтному дизайну в екатеринбурге
  • Компании по продаже недвижимости в екатеринбурге
  • Кому принадлежит петербургская сбытовая компания