Компании которые производят литий в россии

Не единожды литий за последние годы был назван новой нефтью. Вся тонкость — в галопирующем росте его востребованности в производстве аккумуляторов. Какую позицию заняли российские отраслевики?

За последние 5-7 лет мировая индустрия по добыче и выделению лития и литий-содержащих соединений из руд и рассолов выросла в несколько лет, как сообщается в новом маркетинговом исследовании «Смарт Консалт».

К примеру, еще в начале 2010-х гг. объем подтвержденных мировых запасов лития оценивался не более чем в 17 тыс. тонн. Сейчас эта цифра умножилась почти в 5 раз.

Крупнейшие месторождения лития расположены в Чили, Боливии — здесь расположен крупнейший в мире солончак Уюни, запасы которого исчисляются в 21 млн тонн, а также в США, Аргентине, Конго, Китае (озеро Чабьер-Цака), Бразилии, Сербии, Австралии и прочих странах.

Интерес мировых промышленников к литию — относительно новый. Поэтому на многих перспективных месторождениях работы по разработке и добыче рассолов или руд лития либо стартовали недавно, либо лишь планируется их освоение.

Спрос на литий возник в ходе освоения способа аккумуляции энергии на литий-ионных накопителях. Помимо пользовательской электроники, в последнем десятилетии активный спрос на литий-ионные аккумуляторы возник со стороны электромобилей, а также накопителей энергии для ВИЭ.

Ожидается, что в ближайшее десятилетие спрос на электрокары вырастет в десятки раз. Так, в Европе уровень выделяемого транспортом СО2 к 2025 году должен быть сокращен на 15%, а к 2030 году — до 37,5% в общей сложности в сравнении с текущей ситуацией. Так, в Великобритании к концу десятилетия ожидается тотальный запрет на эксплуатацию ДВС. А в Германии уже сейчас работают над оснащением каждой топливной заправки зарядными станциями для гибридов и электрокаров.

Для достижения обозначенных требований по снижению выбросов СО2 количество используемых в ЕС электрокаров должно достигнуть 40% от общего объема эксплуатируемых автомобилей, что составит примерно 84 млн ед. Для сравнения: сейчас в Европе на долю электромобилей приходится не более 5% общего количества авто, или около 3 млн ед. В других регионах этот показатель существенно меньше.

В свою очередь, уже к 2026 году ситуация будет переломлена: продажи электромобилей превысят объем реализуемых авто на ДВС. А к 2030 году доля продаж электрокаров и гибридов может достичь 90% общего объема рынка.

Однако европейские производители всерьез обеспокоены текущей ситуацией, а именно недостаточной популяризацией технологии электропитания транспортных средств. И готовы проявлять инициативы в этом направлении.

К примеру, концерн Volkswagen намерен инвестировать около 30-35 млрд евро в развитие собственного производства электромобилей до 2022 года и еще 35-37 млрд евро — до 2030 года. Уже сейчас концерн разрабатывает новую модель компактного городского электрокара, габариты которой не превысят Polo. Другие подробности модели пока не раскрываются. Ожидается, что цена такого авто не превысит 25 тысяч евро.

К 2030 году VW планирует расширить линейку гибридных моделей с 30 до 60 ед., электрических — с 20 до 70 ед. Годовой объем выпуска электрокаров к концу десятилетия может достигнуть 26 млн ед. Около 19 млн ед. из них будут основаны на фирменной модульной платформе Modular Electric Drive Toolkit (MEB), а оставшиеся 7 млн ед. — на высокопроизводительной платформе Premium Platform Electric (PPE).

К 2050 году VW намерен полностью исключить вредные выбросы в атмосферу.

Американский Ford планирует полностью перевести собственные европейские заводы на изготовление электро- или гибридных автомобилей к обозначенному 2030 году. Первый шаг к изменению стратегии Ford Europe — инвестирование около 1 млрд евро в реструктуризацию завода в Германии. Ожидается, что к 2022 году завод полностью освоит производство автомобилей на электричестве, а к 2026 году увеличит объемы выпуска, предложив в полностью электрические модели в каждой продуктовой линейке. А к 2030 году все выпускаемые модели легковых авто Ford полностью будут работать на электричестве.

Подобную стратегию развития избрал для себя и Fiat. Компания также планирует перейти на выпуск исключительно электрокаров к 2030 году. При этом отказ от ДВС будет поступательным, начиная с 2025 года. Однако, в отличие от Ford, концерн планирует освоить производство электромобилей не только на европейских площадках, но и на всех собственных производствах в мире в целом. Раскрывать секреты планируемой продуктовой линейки Fiat пока не спешит. Однако с наибольшей долей вероятностью флагманами будут популярные ныне семейства сити-каров Fiat 500, а также и новые модели на основе фирменной платформы STLA группы Stellantis, на которой построены электромобили Peugeot e208 и Opel Corsa-e.

В США амбассадором авто на электродвигателе выступает небезызвестная Tesla, которая, кстати говоря, по итогам 2020 года вышла в мировые лидеры по объему продаж, реализовав около 365 тысяч собственных авто. Особенность этого производителя в том, что на создание аккумулятора для электрокара затрачивается свыше 60 кг лития чистотой 99,5%. Для сравнения, европейские и китайские изготовители на 1 единицу техники расходуют около 1-2 кг металла.

Мировая популяризация Tesla форсировала рост спроса на литий. Так, еще в 2016 году Илон Маск заявил о том, что для производства желаемых 500 тыс. авто в год ему потребуется весь добываемый литий в мире.

Однако реалии мировой промышленности сложились несколько иначе. Разогретые инициативой г-на Маска производители лития увеличили объем производства лития в период 2016-2020 гг. почти на 2/3. Причем в первые два года мировые цены на литий взлетели более чем в полтора раза. Но, начиная с 2018 года, ситуация стала выходить из-под контроля. К 2019 году объем складских запасов достиг рекордных показателей — более чем четверти общего тоннажа изготовленной продукции. Вслед за этим последовало падение цен на литий — примерно -45% в период 2018-2020 гг. Случился кризис перепроизводства.

Мировые отраслевые эксперты ожидают сглаживание ситуации на рынке лития в ближайшие год-два. Так, уже сейчас, в мае-июне 2021 года средние рыночные цены на 1 кг металла выросли с 13,25 до 13,75 долл./кг, на +3,77%. Наметился робкий тренд на восстановление баланса.

В ожидании нормализации рыночной ситуации как мировые, так и российские промышленники не бездействуют. Уже сейчас готовятся проекты по эффективному освоению чилийских и боливийских месторождений инвесторами из США, Канады, Китая.

Активное участие в развитие собственной индустрии по производству лития принимает и Российская Федерация.

На сегодняшний день, по данным «Смарт Консалт», в нашей стране действуют лишь три производителя, способные выпускать литий и его соединения в промышленных масштабах. Среди них:

  • ПАО «Химико-металлургический завод», г. Красноярск;
  • ПАО «Новосибирский завод химконцентратов», г. Новосибирск;
  • ООО ТД «Халмек», Тульская область.

Планы каждой компании — амбициозны. Заводы намерены расширять действующие мощности в целях наращивания объемов выпуска. А «Халмек», в частности, заинтересован в открытии нового производства очищенного лития. Строительство завода планируется в Тульской области на базе ОЭЗ «Узловая». Ожидаемый объем инвестиций — около 3,65 млрд руб.

Помимо этого, выход на рынок планируют и другие отечественные игроки. К примеру, уже сейчас среди перспективных проектов развития литиевых производств в России можно выделить следующие:

1. Освоение производства лития ГК «Росатом» с приобретением участка в Чили и дальнейшей локализацией собственного производства литий-ионных аккумуляторов в России.

Компания Uranium One, подразделение ГК «Росатом», планирует освоить производство лития к 2023 году, а к 2030 году обеспечить себе 9%-10% мирового рынка.

Компания рассматривает возможность приобретения сырьевых активов за рубежом для интеграции в глобальные цепочки поставок конечных продуктов, таких как аккумуляторы, с локализованным производством в России.

Поиск зарубежных литиевых активов компанией Uranium One ведется с 2019 года.

В октябре 2020 был подписан меморандум о взаимопонимании с канадской Wealth Minerals о приобретении до 51% доли в литиевом проекте на севере Чили на территории солончака Атакама. В настоящее время здесь уже функционируют такие ведущие мировые производители, как Albemarle и SQM. В результате сделки Uranium One получила лицензию на разработку участка площадью 46 200 га.

В декабре 2019 года Uranium One начала переговоры с австралийской Prospect Resources (ASX: PSC). Подразделение Росатома намерено приобрести долю в литиевом руднике Arcadia в Зимбабве. Зимбабве продвигает литий в качестве основного источника дохода для инвесторов и рассчитывает обеспечить 10% мировых потребностей к 2022 г.

2. Извлечение литий-содержащих продуктов из углеводородного сырья на Ковыктинском месторождении в Иркутской области.

Начиная с ноября 2019 года, ПАО «Газпром» совместно с ООО «ИСТ Эксплорейшен» ведет работу по созданию проекта добычи лития из гидроминеральных рассолов Ковыктинского месторождения (Иркутская область).

В 2019-2021 году реализуются работы по НИОКР проекта. Начало реализации запланировано на 2022 год. Завершение работ ожидается осуществить до 2025 года включительно. Объем инвестиций в проект не установлен.

В настоящее время Ковыктинское газовое месторождение находится в активной разработке по добыче природного газа. Запас газового ресурса — 2,5 трлн кубометров. Объект является базовым для поставок газа в Китай посредством трубопровода «Сила Сибири» и сейчас находится в опытно-промышленной эксплуатации. Его поэтапный запуск планируется в период 2022-2025 гг.

3. Добыча литий-содержащей руды ООО «ИНК».

Согласно Стратегии развития отрасли редких и редкоземельных металлов, ООО «Иркутская нефтяная компания» до 2022 года планирует реализовать проект по извлечению соединений лития из углеводородного сырья на территории Иркутской области.

По данным Правительства Иркутской области, по состоянию на конец 2020 года силами ООО «ИНК» был получен первый килограмм выделенного из рассолов лития.

4. Разработка новой технологии эффективного извлечения лития из отечественного сырья НИТУ «МИСиС» совместно с ГК «РУСАЛ».

Отечественная добыча лития была приостановлена после распада СССР. Ввиду открытого и развитого мирового рынка экономическая целесообразность выделения лития из российских ПИ была крайне мала.

Однако несколько лет назад случился технологический прорыв. Согласно данных издательства «Атомный Эксперт», в апреле 2017 года НИТУ «МИСиС» (misis.ru) объявил о начале работы первой в мире экспериментальной установки по получению соединений лития из отходов флюоритных месторождений и отработанных литий-ионных источников тока.

Команда под руководством доцента кафедры цветных металлов и золота «МИСиС» Ольги Криволаповой проработала технологию кислотной переработки литийсодержащих веществ, которая, по заявлению научной группы, оказалась вдвое дешевле существующих аналогов. Установка расположена на экспериментальном полигоне ООО «Ярославская горнорудная компания» (Приморский край, входит в ГК «РУСАЛ»). Основным направлением деятельности предприятия является добыча и переработка флюоритовых и цинковых руд.

Планируется запустить промышленный процесс производства лития батарейного качества на отвалах месторождений Уссурийского края, где за 20 лет предложенным способом можно добыть более 40 тыс. тонн карбоната лития, а также на Завитинском месторождении.

Технология разрабатывается в кооперации с такими российскими компаниями, как «РУСАЛ», «Росатом» (в т.ч. «ТВЭЛ» и «АРМЗ», ОАО «Аккумуляторная компания «Ригель». По данным представителей инициативной группы, внедрение технологии на предприятиях планируется в 2020‒2025 годах. Стоимость инвестиций не разглашается.

Таким образом, за последние пять лет ситуация как в мировой, так и отечественной индустрии по выделению очищенного лития ключевым образом переломилась.

По мнению  «Смарт Консалт», мировой спрос на металл после восстановления рыночного равновесия будет расти до 2025 года примерно по 11-14% ежегодно.

В свою очередь, российские производители лития, ориентированные на сегодняшний день в своем большинстве на экспорт, возлагают надежды на рост спроса на литий также и среди российских потребителей. Особенным подспорьем здесь может выступать как популяризация электрокаров в России среди населения, так и законодательные инициативы по расширению электрозарядной инфраструктуры. Дополнительной точкой роста российского рынка лития может стать развитие ВИЭ, где также востребованы литий-ионные накопители энергии.

Стремительный рост цен на литий начался в конце 2021 года, хотя до этого длительное время наблюдалась стагнация. Сегодня, когда на рынке наблюдается коррекция, инвесторам представляется неплохой шанс вложиться в акции литиевых компаний, которые, как правило, четко следуют в своей динамике за общим литиевым трендом. А он, судя по всему, продолжит свое восхождение.

Украинский кризис, санкции в отношении России и нарушение цепочек сырьевых поставок, рост стоимости традиционных видов топлива — все это ведет к катализированному принятию EV (Electric Vehicle) в мире и увеличению спроса на литиевые соединения, которые являются ключевым компонентом при изготовлении силовых установок электромобилей. Вполне вероятен следующий товарный суперцикл с огромными перспективами для компаний по производству лития и их акционеров. Спрос на редкий металл также поддерживается за счет активного использования литий-ионных батарей в электронике и других отраслях. Кроме того, литий востребован в металлургии, ядерной энергетике, медицине и пиротехнике.

Несмотря на катастрофический дефицит полупроводников, продажи электромобилей в 2021 году выросли в два раза по сравнению с 2020 годом, достигнув 6,6 миллиона единиц. В дальнейшем с каждым годом они будут все возрастать. Спрос на литий-ионные накопители в перспективе 2026 года вырастет вдвое, а к 2030 году увеличится в четыре раза. В связи с этим ожидается, что спрос на литий возрастет более чем на 200% в ближайшие три года, а к 2030 вырастет еще в два раза. Будущее отрасли видится в позитивном ключе.

Сырьевые ресурсы для добычи лития сосредоточены преимущественно в Северной и Южной Америке, Австралии и Китае. Также есть производители лития в России. Производство соединений на основе этого металла — достаточно сложная и низкоэффективная работа, поэтому многие добытчики вынуждены диверсифицировать бизнес за счет других источников доходов. Но для потенциальных инвесторов это даже плюс, ведь так акции компаний, добывающих литий, сами по себе становятся дополнительной страховкой от риска.

В мире не так много литиевых компаний. Около половины из них приходится на Китай и практически недоступна для вложений российских инвесторов. Поэтому мы постарались выбрать эмитентов, представленных на американских биржах и доступных к приобретению через Московскую и СПБ биржи. Все компании по производству лития из нашего списка являются крупными игроками отрасли, присутствуют в портфелях десятков хедж-фондов. Они постоянно добиваются прогресса в расширении своих мощностей и стремятся стать поставщиками для крупных компаний EV. Для инвесторов из России акции этих производителей могут стать неплохим инструментом для сохранения и преумножения капитала на фоне стремительно растущей инфляции.

Albemarle Corporation

Тикер: ALB

Потенциал роста: +34,59%

Albemarle Corporation — крупнейший в мире добытчик лития с рыночной капитализацией 27,7 миллиарда долларов. Компания родом из США, основана в 1994 году. Работает в трех химических сегментах: литий, бром, катализаторы. Бизнес серьезно диверсифицирован географически, по отраслям и способам добычи, сегментам сбыта.   

В феврале 2022 года эмитент отчитался о рыночной прибыли за четвертый финансовый квартал 2021 года. Компания сообщила о EPS в размере 1,01 доллара, превзойдя оценки на 2 цента. Доход тоже превысил рыночный консенсус на 2,65 миллиона долларов и составил 894,2 миллиона. За последний год акции Albemarle выросли на 41,18%. Несмотря на резкий скачок, компания еще не исчерпала свой потенциал и имеет шансы на дальнейший успех. О вероятности продолжения бычьего тренда говорит и увеличение числа хедж-фондов среди акционеров с 38 до 48 всего за три месяца.  

В январе руководство Albemarle объявило, что вступило в стратегическое партнерство с американской компанией 6K, производящей плазменные технологии с микроволновым управлением. Целью сотрудничества является совместная разработка новых материалов литиевых батарей. Инновационные методы работы позволят повысить производительность аккумуляторных материалов и наладить более устойчивое производство.

Также Albemarle имеет планы расширения совместного предприятия по производству лития с Mineral Resources Limited. Соглашение между ними предоставляет Albemarle 50%-ную долю в руднике Wodgina и 60%-ую долю — на литиевом заводе Kemerton. При этом ALB достаются эксклюзивные права на маркетинг литиевых продуктов совместного предприятия. Компания надеется, что новые договоренности позволят ей расширить выпуск продукции, снизить риски и удовлетворить растущие потребности глобальных заказчиков в высококачественном литии.

У Albemarle есть все шансы извлечь максимум выгоды из ускорения внедрения электромобилей. Консенсус-прогноз аналитиков на ближайший год: 275, 07 доллара за акцию, что соответствует 35%-му росту. Также возможен дополнительный доход за счет получения дивидендов. ALB — лучший претендент среди компаний по производству лития на добавление в портфель в 2022 году.   

Livent Corporation

Тикер: LTHM

Потенциал роста: +51,13%

Livent Corporation — американская корпорация, производящая литиевые химические соединения для аккумуляторов, агрохимикатов, полимеров, фармацевтики, аэрокосмических сплавов. Основана в 2018 году путем выделения из сельскохозяйственного научного предприятия FMC — для концентрации на литиевом направлении. Владеет собственными предприятиями в Аргентине, США, Англии, Китае, Индии, которые обеспечивают полный производственный цикл от выделения металла из рассола до выпуска готовых химических компонентов. Основными направлениями являются производство гидроксида лития аккумуляторного качества, бутиллития, металлического лития высокой степени очистки и других спецсоединений.

Эмитент отчитался о прибыли за четвертый финансовый квартал 2021 года, и значения EPS и выручки превзошли ожидания рынка. Выручка увеличилась на 49,51% в годовом исчислении и достигла 122,9 миллиона долларов, превзойдя консенсус на 16,63 миллиона. Прибыль на акцию составила 0,08 доллара, что на 1 цент выше прогнозных значений. Рыночная капитализация компании достигла 4,84 миллиарда долларов. За год акции Livent приросли на 43% и в перспективе следующих 12 месяцев могут вырасти еще на 40-50%.

Импульсом к бычьему движению может стать программа удвоения производственных мощностей к четвертому кварталу 2023 года, которую компания уже начала реализовывать на своих объектах в Аргентине. Руководство Livent нацелено на существенный прогресс в расширении добычи карбоната и гидроксида лития. Также компания предпринимает усилия по разработке и внедрению инноваций. Так, в мае 2022 года она договорилась о совместных исследованиях с разработчиком первого полностью электрического реактивного самолета вертикального взлета и посадки — компанией Lilium. Приобретя партнера в части продвижения технологий высокопроизводительных аккумуляторных компонентов, Livent обрел в лице Lilium и будущего заказчика.

Акции Livent в последнюю неделю демонстрировали падение. Аналитики расценивают это как благоприятную возможность для входа в длинные позиции. Крупные инвесторы также настроены на бычий рост: в числе акционеров насчитывается 28 хедж-фондов. Консенсус-прогноз по стоимости акций на следующие 12 месяцев — 33,40 доллара.

QuantumScape Corporation

Тикер: QS

Потенциал роста: +120,42%

QuantumScape Corporation — американская корпорация, учрежденная в 2010 году. Занимается созданием твердотельных литий-металлических аккумуляторов. Этот вид накопителей претендует на роль инициатора следующего технологического рывка в индустрии, потенциально он способен полностью вытеснить собой литий-ионные аккумуляторы, которые сейчас массово применяются в сфере EV и электронике.

Акции QuantumScape расцениваются экспертами как торгующиеся со значительной скидкой, но имеющие гигантский потенциал к росту. Дело в том, что фирма находится в стадии предварительного дохода: она только разрабатывает прототипы своих батарей и планирует пустить их в коммерческое производство до 2024 года. Возможно, поэтому котировки эмитента после резкого скачка в конце 2020 года в основном находились в стагнации или падении. Несмотря на то, что бренд находится на этапе формирования прибыли, он успел привлечь в качестве партнеров и потенциальных заказчиков такие именитые корпорации как Volkswagen и Fluence Energy, которые в дальнейшем планируют устанавливать литий-металлические батареи на свои продукты. Так, Volkswagen намерен оборудовать новыми батареями электрические версии Porsche 911, а Fluence Energy будет использовать их в своем оборудовании для хранения энергии. Высоко оценивая перспективы разработки, Volkswagen даже создал с QuantumScape совместное предприятие по тестированию пилотных моделей аккумуляторов, автоматизации и оптимизации их производства.   

Хотя QuantumScape вышла на IPO только в 2020 году, к текущему моменту рыночная капитализация составляет уже 4,37 миллиарда долларов. Среди акционеров компании присутствует 26 хедж-фондов. Среднее прогнозное значение стоимости акций на ближайший год — 19 долларов, что соответствует апсайду более 120%! Бумаги эмитента также интересны для долгосрочных вложений, поскольку при успешном выводе готового продукта на автомобильный и энергетический рынок спустя 2-3 года вырастут в цене еще больше.

Chemical & Mining Co. of Chile

Тикер: SQM

Потенциал роста: +23,50%

Chemical & Mining Co. of Chile — чилийская химическая корпорация. Производит и реализует добавки для питания растений, йод, литий, промышленные химикаты и прочие товары. Бренд становится известным в литиевом секторе и привлекает внимание аналитиков и инвесторов. В составе акционеров находится 24 хедж-фонда.  

В марте эмитент сообщил о прибыли за четвертый финансовый квартал 2021 года: 1,08 миллиарда долларов, что на 111% больше, чем в 2020 году, и на 114,17 миллиона выше рыночных ожиданий. Также компания зафиксировала EPS 1,13 доллара на акцию, что превысило прогнозы на 20 процентов. Рыночная капитализация составляет 27,43 миллиарда долларов. За минувший год акции SQM показали рост свыше 103%. Впечатляющих итогов фирме удалось достичь за счет ее литиевого бизнеса. Она смогла извлечь выгоду из растущих цен и спроса на металл.

С учетом возрастания мирового спроса на литий и растущих продаж EV, в 2022 и 2023 годах эмитент имеет все шансы если не повторить свой ошеломляющий успех, то продемонстрировать неплохую динамику. Консенсус-прогноз по стоимости акций — 108,83 доллара (апсайд в 23,50%). Помимо прибыли от купли-продажи, инвесторы также могут получить дополнительный доход. Chemical & Mining Co. of Chile щедро делится с держателями акций дивидендами. Дивидендная доходность в предыдущем периоде составила 7,55%, или 7,25 доллара.

Rio Tinto Group

Тикер: RIO

Потенциал роста: +44,61%

Rio Tinto Group — австралийско-британская горно-металлургическая компания, добывающая минеральные ресурсы по всему миру. Создана в 1873 году в Великобритании. Ключевые продукты добычи — алюминий, медь, алмазы, золото, железная руда и литий. Рыночная капитализация — 117,74 миллиарда долларов.

Фундаментальными преимуществами концерна являются:

  • отличная географическая диверсификация, защищающая от рисков потерь и иссякания месторождений;
  • высокая доля на алмазном и железнорудном рынках;
  • заслуженная многолетней работой репутация надежного поставщика;
  • высокий уровень сырьевой и отраслевой диверсификации.

Майнер постоянно прилагает усилия для инвестирования в аккумуляторные технологии и литиевые проекты. Например, марте 2022 года он приобрел у фонда Sentient Equity Partner литиевый проект Rincon Mining в Аргентине за 825 миллионов долларов. По мнению топ-менеджмента, Rio Tinto, проект обладает мощным потенциалом для расширения поставок карбоната лития аккумуляторного класса и позволит фирме участвовать в ралли, спровоцированном глобальным переходом на EV.

Эксперты оценивают будущее горнодобывающего концерна позитивно. Консенсус-прогноз по цене акций — 93доллара (апсайд более 40%). Также привлекательности ценным бумагам придают высокие дивиденды. В прошедшем периоде дивидендная доходность была аж 14,5% — 10,395 доллара на каждую акцию.

ЭкспертБизнес

Нам нужен свой литий

Россия импортирует литий, несмотря на то что обладает собственными запасами этого стратегического металла. Растущий спрос на него и геополитическая ситуация подталкивают к тому, чтобы начать добывать литий на своей территории

Добывать литий в солончаках Чили не так уж сложно. Затраты на обогащение металла невелики — большую часть работы сделает солнце. Фото: предоставлено компанией

Литий стал известен широкой публике после того, как появились мобильные телефоны, в каждом из которых есть аккумулятор. Это не мешает ему оставаться в статусе секретного металла, сведения о котором отчасти составляют государственную тайну. Дело в том, что этот металл используется при изготовлении водородной бомбы.

Несколько лет назад прогнозы бурного развития электротранспорта спровоцировали «литиевую лихорадку». Литий (точнее, его соединения) используется в производстве литий-ионных аккумуляторов. Мировое производство лития не успевало за спросом, и в результате цены на этот металл с 5500 долларов за тонну в 2014 году выросли к 2018 году до 14 тысяч.

Россия на мировом рынке лития является потребителем. Карбонат лития мы импортируем. По данным рейтингового агентства АКРА, в прошлом году в страну ввезли 5,23 тыс. тонн карбоната лития преимущественно из Чили (60%) и Аргентины (38%), а также 223 тонны гидроксида лития (80% — из Китая, 20% — из США). В пересчете на металл это полторы тысячи тонн лития. То есть около трех процентов мирового потребления.

Уже по итогам этого года ожидается, что предложение лития на рынке будет больше, чем спрос

Минпромторг оценивает перспективную потребность российских предприятий в литиевых продуктах примерно в три тысячи тонн в год и считает необходимым начать создавать полный технологический цикл по добыче и переработке этого металла.

Сегодня его в России нет. «Крупных промышленных предприятий, потребляющих соединения лития для производства продукции верхних переделов — аккумуляторных батарей, керамической промышленности, смазочных материалов, — не существовало и в Советском Союзе, — говорит Руслан Димухамедов, директор по развитию бизнесов АО “Атомредметзолото” (горнорудный дивизион “Росатома”). — Поэтому потребление лития у нас связано в основном с переработкой импортируемого сырья из дешевых соединений в чуть более дорогие объемом примерно десять тысяч тонн в год».

Производство Лития в России

Производств, выпускающих соединения лития (промышленную литиевую продукцию), в России очень мало. Новосибирский завод химконцентратов (НЗХК), входящий в структуру «Росатома», производит металлический литий и изотопы лития. Гидроксид лития и металлический литий выпускает Химико-металлургический завод (Красноярск), соединения лития выпускает Сибирский химический комбинат в Северске. 90% их продукции идет в Западную Европу, Японию и США. Именно экспорт помог заводам пройти 1990-е годы и не разориться. Но в России делается все-таки лишь полуфабрикат, из которого за рубежом выпускают высокотехнологичную продукцию. Выходит, что необходимо создавать производственный цикл в «обе стороны»: идти и в сырье, и в продукцию высокого передела.

Казалось бы, зачем свой литий, если хватает привозного? Но зависимость от импорта принято считать опасной: ситуацию с литиевым сырьем часто сравнивают с рынком редкоземов, где монополистом является Китай, который поднял цены до такого уровня, что многие страны, в том числе Россия, задумались о развитии своей редкоземельной промышленности. «Все вспомнили, что в Подмосковье лежат мегатонны редких земель в виде отходов химического производства, и начали их перерабатывать», — говорит Вадим Тарасов, профессор, заведующий кафедрой цветных металлов и золота НИТУ МИСиС.

На рынке лития нет монополии, но присутствует нечто похожее на олигополию. Самые большие объемы литийсодержащего сырья добывает Чили, далее следует Китай, который не только разрабатывает собственные месторождения, но и закупает сырье.

Чтобы не зависеть так сильно от мировых цен, необходимо развивать свою добычу. Тем более что экономически это целесообразно. По оценкам Руслана Димухамедова, предварительная оценка показывает, что себестоимость добычи лития в России может быть на среднем мировом уровне. Мировые цены на литий, по его мнению, обеспечат безубыточность проектов по его добыче. Главное, как скоро в России удастся их реализовать и выйти на рынок с готовой продукцией.

Производство лития по странам мира

В «Атомредмедзолоте» ждут роста отечественного литиевого рынка — будет развиваться добыча этого металла, а параллельно начнут создаваться производства глубокой переработки лития. В перспективе пяти–десяти лет рынок лития вырастет кратно.

Аналитики оценивают перспективы российского литиевого рынка более сдержанно. Внутренний рынок сбыта ограничен. По мнению Максима Худалова, директора группы корпоративных рейтингов АКРА, в России потребность в литии несущественна и значимого роста производства в перспективе пяти лет ждать не стоит. Этот металл применяется только для технологических целей машиностроения и предприятиями атомной промышленности, ведь российские проекты по производству литий-ионных батарей не реализовались (или не в полной мере). «А с учетом ухудшения доступа к зарубежным технологиям отставание России в этом сегменте может усилиться», — считает г-н Худалов. Как полагает эксперт, внутренний рынок способен развиваться за счет роста спроса со стороны атомной промышленности, но пока существенного роста собственного производства не будет.

Россия при недостатке внутреннего спроса могла бы наращивать экспорт лития, учитывая долгосрочный тренд на электрификацию транспорта. «Российским проектам в добыче лития необходимо как можно быстрее воспользоваться окном возможностей и успеть встроиться в мировые торговые цепочки», — утверждает Руслан Димухамедов.

Впрочем, экспортные перспективы портит высокая конкуренция со стороны Чили и Аргентины. Да и рассчитывать на долгий и устойчивый рост цен не стоит. В АКРА ждут снижения цен на литий в связи со значительным увеличением производства этого металла в мире. «Последний рост цен на литий носил преимущественно спекулятивный характер. В обозримом будущем, с потерей мирового интереса к электромобилям, ожидается, скорее, плавное снижение мировых цен на литий», — считает Анастасия Соснова, аналитик ИК «Фридом Финанс».

Однако никто не прогнозирует и обрушения цен на литий ниже уровня 2015 года.

Генеральный директор управляющей компании ПАО «Химико-металлургический завод» (Красноярск) Лев Третьяков предупреждает, что если государство не станет поддерживать проекты добычи литийсодержащих руд, есть риск снижения объемов переработки импортного сырья вплоть до полной остановки производства — из-за санкционной политики либо в связи с возможным дефицитом сырья на мировом рынке и ростом цен.

Запасы лития по странам мира

Забытое изобилие

«Парадоксальная ситуация: у нас обилие месторождений с подтвержденными запасами и полное отсутствие государственного интереса к их освоению», — говорит кандидат геолого-минералогических наук Гелий Мелентьев, эксперт специализированного журнала «Редкие земли».

Основные сырьевые запасы лития в стране сосредоточены в месторождениях редкометалльных гранитных пегматитов (пегматит — разновидность горной породы). Руда обогащается, из нее выделяются литиевые минералы, а далее литиевый концентрат направляется на химико-металлургический передел с получением соединений лития.

Содержание оксида лития в российских пегматитах и гранитах сопоставимо с содержаниями, характерными для большинства зарубежных месторождений, утверждает Дмитрий Ключарев, заведующий отделом Института минералогии, геохимии и кристаллохимии редких элементов (ИМГРЭ).

Основные российские месторождения — Колмозерское, Тастыгское, Вишняковское, Гольцовое и проч. — разведаны еще в середине прошлого века.

Использование лития в производстве

По словам Вадима Тарасова, в России проблемы не только с освоением, но и с разведанностью месторождений: «Фактически мы пользуемся данными конца прошлого века. Новых разведочных работ на эту тему не заказывают. Это определяется потребностями: тех месторождений, которые вскрыты, достаточно для того, чтобы развернуть широкомасштабное производство лития». Дмитрий Ключарев утверждает, что если сейчас начать отрабатывать месторождения, то через три–пять лет потребности России будут частично закрыты, а лет через десять возможен экспорт литиевой продукции.

Однако России всегда было проще и дешевле закупать карбонат лития в Латинской Америке. В Чили себестоимость добычи лития невысока, его добывают из солончаковых озер с минимальными затратами — основную энергию для обогащения металла дает солнце. Рассол просто выпаривается в бассейнах. Образно говоря, чилийцы ждут, пока соль осядет в условиях жаркого климата и останется только собрать ее лопатой в грузовик и отвезти на производство.

В России тоже есть солончаковые озера в южных регионах, но эти потенциальные ресурсы лития только изучаются. То же касается добычи лития вообще. Как сообщили в «Атомредметзолоте», компания прорабатывает вопрос строительства завода по добыче лития из руд Завитинского месторождения (Забайкальский край). Кроме того, ТВЭЛ рассматривает организацию новых производств — как перерабатывающих соли лития, так и продукции более глубоких переделов (катодных материалов и аккумуляторов).

Завитинское месторождение, которое разрабатывал Забайкальский ГОК, — единственный освоенный источник лития в России. В 1997 году оно было законсервировано из-за истощения рентабельных запасов. «Там вполне можно восстановить технологии, и это уже делается, — говорит Вадим Тарасов. — Получается довольно богатый литием концентрат, который можно перерабатывать на хлорид либо на карбонат лития».

Источники сырья для лития

Начать разрабатывать новые месторождения гораздо сложнее. Это потребует колоссальных инвестиций и времени. По словам Дмитрия Ключарева, с момента принятия решения о начале разработки подготовленного разведанного месторождения и до выхода первого продукта пройдет в лучшем случае три-четыре года, а скорее пять-семь лет. Фактически речь идет о строительстве сложного горно-обогатительного и химико-металлургического производства, которое может выдавать как концентрат для переработки, так и готовые соединения лития.

Но не обязательно браться за добычу лития из месторождений, считает Вадим Тарасов, предлагая внимательнее смотреть в сторону отвалов и хвостов производств на ГОКах: «Такой проект уже несколько лет вынашивает “Русал”, планируя создать опытное производство на Ярославском ГОКе в Приморском крае, чтобы перерабатывать литийсодержащий концентрат. Я бы не стал драматизировать ситуацию с литием. Металл нужный, и его можно производить значительно больше, чем сейчас, взяв то, что лежит на наших горно-обогатительных комбинатах».

Правда, извлекать литий из отвалов и хвостов обогатительных предприятий — задача не из простых, считает Дмитрий Ключарев. «Например, хвосты обогащения руд Вознесенского и Пограничного месторождений состоят преимущественно из слюд, а это своего рода химическая помойка. Помимо лития эти слюды содержат множество других элементов. Чтобы извлечь из этой каши именно литий, нужны сложные технологии и большие затраты энергии».

В МИСиС совместно с «Русалом» разработали такую установку для извлечения лития из отвалов. Кроме того, у специалистов кафедры цветных металлов МИСиС есть технологии металлотермического получения лития из отходов алюминиевого производства, синтетического каучука и использованных литиевых источников энергии. «О техногенном сырье тоже не нужно забывать», — отмечает Вадим Тарасов. Однако пока эти технологии не очень востребованы рынком.

Наибольший спрос на литий прогнозируется со стороны производителей аккумуляторов

Литий в подарок

Не реализована у нас в стране в промышленных масштабах и активно обсуждаемая сейчас технология добычи лития из гидротермального сырья. Литий можно извлекать как попутный компонент из подземных рассолов, открывающихся при добыче нефти, газа и алмазов. В этом случае рассолы с литием становятся отдельным «бонусом» для добытчиков. В мире из рассолов добывается 60–65% общего объема лития. Есть мнение, что такая добыча лития будет обходиться дешевле. К крупнейшим источникам подобного сырья — попутных нефтяных рассолов — в России относят Верхнечонское и Ярактинское нефтегазовые месторождения.

Как объясняет Дмитрий Ключарев, плюсы добычи лития из пегматитового сырья — более высокое содержание его в породе, а также то, что уже на первом переделе можно получить готовый продукт — для керамики, алюминиевой промышленности и т. д.

В противовес пегматитам литий, получаемый из рассолов, проходит больше стадий передела. Зато рассолы более выдержаны по содержаниям. Хотя в них в целом меньше лития, но и расходы на первичное обогащение ниже. Основные затраты приходятся на химико-металлургическое производство. Тем не менее литий, получаемый из пегматитового и из гидротермального сырья, примерно равноценен с точки зрения затрат на производственный процесс и себестоимости конечной продукции, считает ученый.

Но если технологии для добычи лития из пегматитов давно известны и отработаны, то с гидротермальным сырьем все не так просто. Как рассказывает Екатерина Михеева, ведущий специалист Центра ОМСН ФГБУ «Гидроспецгеология», еще в 1990-е годы в новосибирской компании «Экостар-Наутех» были разработаны и опробованы технологии получения лития и брома на базе иркутских рассолов. Однако опытов промышленного применения не было. «К сожалению, китайцы быстро освоили эти технологии, им хватило пяти лет, чтобы начать получать литий из своих соленых озер», — говорит Екатерина Михеева.

Сегодня российская сорбционная технология извлечения соединений лития из рассолов на ионообменных смолах широко применяется за рубежом, утверждает Дмитрий Ключарев.

В принципе, достать литий из рассола несложно, считает Вадим Тарасов. «Это земельный металл, у которого очень высокое содержание в земной коре, он есть везде, в том числе в Подмосковье, — говорит Тарасов. — Можно и в Подмосковье найти рассолы и извлечь оттуда литий».

Будет ли такая добыча лития выгодна и интересна нефтяникам, нужно еще считать. Но, по мнению Гелия Мелентьева, при несопоставимо более низких концентрациях лития в подземных рассолах (по сравнению, например, с солончаками в Чили), возникают сомнения в этом. «Не говоря уже о том, что появится много экологических проблем, которые обойдутся очень дорого, — продолжает он. — Будут оставаться гигантские объемы воды, содержащей бром, йод, минеральные соли и так далее. При том что ценность извлекаемого лития значительно ниже, чем суммарная ценность всех этих попутных компонентов».

По мнению Вадима Тарасова, проблема может возникнуть с организацией добычи лития из подземных рассолов и его переработкой в российском климате, далеком от чилийского. Нефтяные скважины расположены на большом расстоянии друг от друга, а растворы нужно перекачивать в места, где будет проходить их концентрирование. На месте перерабатывать их в концентрат будет достаточно сложно. В условиях Севера бывает нелегко добраться до нефти и газа, тут не до выкачивания рапы (насыщенного солевого раствора). В Читинской области этим занимаются при добыче других ценных металлов, но при этом трубы, по которым перекачивается рапа, специально обогревают для доставки рассолов в места их концентрирования.

Тем не менее нефтяники пробуют заниматься литием. «Татнефть» в сентябре сообщила, что испытала технологию извлечения металлов (в том числе лития) из попутно добываемых пластовых вод, разработанную в институте ТатНИПИнефть.

Правительство Иркутской области готово через год начать производство лития из рассолов — здесь планируют добывать литий, перерабатывать и обогащать его на Ангарском электролизном химическом комбинате (входит в структуру «Росатома»). Технологии переработки лития предоставит иркутская компания «Брайнсиб». Как говорит Евгений Балашов, зампредседателя правительства Иркутской области, в регионе самая высокая концентрация лития в рапе. «Иркутская нефтяная компания уже получила первый килограмм лития», — говорит Евгений Балашов. По его словам, иркутским продуктом можно покрыть потребности «Росатома» в сульфате лития (это около пяти тысяч тонн), а также российского рынка в батарейном литии (около двух тысяч тонн). Иркутская область планирует выходить и на внешние рынки.

По мнению Льва Третьякова, на освоение технологии добычи лития из подземных вод уйдет не менее четырех-пяти лет. «Потребность в инвестициях и сроки реализации подобных проектов в разы больше, чем для добычи рудных минералов, содержащих литий. Однако при сохранении текущего уровня цен и росте рынка литиевой продукции такие проекты могут быть окупаемы», — утверждает эксперт.

Кроме необкатанности такой технологии в промышленном масштабе в этой области есть и юридические сложности. Отсутствует ясный юридический механизм регулирования добычи рассолов из газонефтяных месторождений. Этой проблемой озаботился Минпромторг, и на сентябрьском совещании говорилось о том, что нужно упростить нормативно-правовую базу, чтобы пользователи недр могли добывать полезные компоненты из подземных вод без дополнительного лицензирования.

Нужны изменения и в системе налогообложения. «Посмотрев статью 342 Налогового кодекса, мы увидим, что добыча таких вод должна подвергаться НДПИ по ставке 5,5 процента. Поэтому было бы целесообразно обнулить ставку НДПИ», — считает промышленный эксперт Леонид Хазанов.

И наконец, пора уже снять завесу тайны с лития. По мнению Руслана Димухамедова, пересмотр режима гостайны для месторождений лития повысит инвестиционную привлекательность литиевых проектов, облегчит использование дополнительных инструментов их финансирования и сотрудничество с зарубежными контрагентами.

Изменения в законодательстве, направленные на продвижение литиевых проектов в добыче и переработке, явно назрели, хотя и совпадает это намерение государства с периодом «охлаждения» мировых цен на литий. Но учитывая, что в России электротранспорт все громче заявляет о себе и ведущие автозаводы один за другим включают электромобили в свои производственные линейки, внутреннее потребление лития все-таки имеет шансы на рост.

Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl

{«id»:13885,»url»:»/distributions/13885/click?bit=1&hash=27370a6c89319ae8a2e7a1ba13a8a3fdefd22caf5773a9f45ff960e01d40ba52″,»title»:»u041fu0430u0440u0430u043bu043bu0435u043bu044cu043du044bu0439 u0438u043cu043fu043eu0440u0442 u0438 u0440u0435u0441u0435u0439u043b u043fu043eu043cu043eu0433u043bu0438 u0440u044bu043du043au0443 u044du043bu0435u043au0442u0440u043eu043du0438u043au0438″,»buttonText»:»u041fu0440u0430u0432u0434u0430?»,»imageUuid»:»4930238f-073f-540d-b767-aa37979c1a27″,»isPaidAndBannersEnabled»:false}

Перспективные компании, добывающие литий: инвестиции в будущее

Литий — один из металлов, который будет наиболее ценен в обозримом будущем. Цена на достаточно редкий металл начала активно расти в 2021 году за счет резкого повышения спроса. Наиболее активно литий используется в производстве аккумуляторов для электромобилей. При этом рынок электромобилей активно растет даже несмотря на дефицит полупроводников. Так, мировые продажи электромобилей выросли в два раза по сравнению с 2020 годом, достигнув в 2021 году максимума в 6,6 миллионов штук.

Итак, как же компании, занимающиеся добычей лития, наиболее перспективны? Все представленные компании постоянно добиваются прогресса в расширении своих мощностей и активно работают с компаниями, производящими электромобили.

  • Albemarle Corporation

Albemarle Corporation разрабатывает, производит и продает инженерные специальные химикаты по всему миру. Компания работает в трех бизнес-сегментах: литий, бром и катализаторы. Компания активно развивает свой бизнес, а бумаги компании держат на своих счетах 48 хедж-фондов.

  • Livent Corporation

Livent Corporation производит и продает производительные литиевые соединения, в основном используемые в литиевых батареях, специальных полимерах и приложениях химического синтеза в Северной и Южной Америке, Европе, на Ближнем Востоке, в Африке и Азиатско-Тихоокеанском регионе.

  • QuantumScape Corporation

QuantumScape Corporation производит твердотельные литий-металлические батареи, которые используются для питания электромобилей. Компания активно занимает рынок батарей, подписывая контракты с известными производителями электромобилей.

  • Chemical & Mining Co Of Chile Inc

Chemical & Mining Co Of Chile Inc производит и распространяет специальные питательные вещества для растений, йод и его производные, литий и его производные, хлорид и сульфат калия, промышленные химикаты и другие продукты и услуги.

  • Rio Tinto Group

Rio Tinto Group (NYSE: RIO) занимается разведкой, добычей и переработкой минеральных ресурсов по всему миру. Компания предлагает алюминий, медь, алмазы, золото, железную руду и литий среди других.

  • Lithium Americas Corporation

Lithium Americas Corp. работает как ресурсная компания в Соединенных Штатах и Аргентине и исследует месторождения лития. Компания стремится стать ведущим поставщиком для отечественных аккумуляторов и электромобилей и прилагает беспрецедентные усилия.

  • Piedmont Lithium Inc.

Piedmont Lithium Inc. участвует в разведке и разработке ресурсных проектов в Соединенных Штатах. Флагманский проект компании — проект Carolina Lithium, который охватывает площадь примерно 3116 акров, расположенных в Северной Каролине.

Согласно S & P Global Commodity Insights, ожидается, что спрос на литий еще больше усилится в 2022 году, а такой спрос приведет цены на литий к новым максимумам. Итак, каждая из этих компаний с одной стороны крайне актуальна для инвестиций, но с другой, все они имеют высокую информационную зависимость. Подобный фактор несколько повышает уровень риска компаний данной отрасли.

Оставайтесь с нами, чтобы первыми читать самые актуальные подборки и всегда быть на вершине рыночных трендов!

СП «Норникеля» и «Росатома» получило крупнейшее в России месторождение лития

Компания «Полярный литий», совместное предприятие «Норникеля» и госкорпорации «Росатом», получила право пользования крупнейшим в России месторождением лития — Колмозерским, расположенным в Мурманской области, говорится в сообщении «Норникеля».

Лицензия получена по итогам аукциона на право пользования участком недр для геологического изучения, разведки и добычи полезных ископаемых, проводимого Роснедрами. Размер разового платежа за пользование недрами составил 1,56 млрд руб., срок пользования участком — 20 лет.

Как отмечает «Норникель», открытое в 1947 г. Колмозерское месторождение — наиболее перспективное российское литиевое месторождение, которое также содержит бериллий, ниобий и тантал.

Проект разработки Колмозерского месторождения предполагает выпуск карбоната и гидроксида лития в объеме 45 000 т в год. Эти минералы используются, в частности, в производстве аккумуляторных батарей.

Компания «Норникель Технические сервисы» и специализированное предприятие горнорудного дивизиона «Росатома» «Русбурмаш» в ближайшие месяцы начнут дополнительную геологоразведку месторождения. Завершение проектирования и геолого-разведочных работ планируется через несколько лет, а выход на проектную мощность — к 2030 г.

Партнеры планируют создать интегрированное производство – от горнорудных работ и переработки до выпуска высокотехнологичной продукции, которое позволит заместить импорт в Россию как литиевого сырья, так и батарейных компонентов.

Лицензию на другое крупное месторождение лития в Мурманской области – Полмостундровское – по итогам аукциона получили компании «Халмек» и Химико-металлургический завод (ХМЗ), сообщил Минпромторг РФ. Они начнут добычу лития на проекте в режиме опытно-промышленной эксплуатации в 2023 г. – в объеме до 1 000 т с переработкой на ХМЗ, в дальнейшем добыча должна вырасти до 20 000 т в год (в эквиваленте карбоната лития) к 2026 г.

Как ранее писали «Ведомости», в стратегии развития металлургии до 2030 г. Минпромторг поставил задачу по импортозамещению ряда редких металлов, в том числе лития.

Сейчас в России имеются мощности по переработке литиевого сырья, но большая его часть (около 8500 т) поставляется на условиях толлинга и в виде полученного гидроксида лития и металлического лития отправляется зарубежным компаниям в Европу и страны АТР.

Согласно стратегии, добыча литиевых руд в России при «ускоренной реализации комплекса мер поддержки литиевых проектов» будет идти в 2023–2030 гг. на участках Колмозерского, Полмостундровского, Завитинского («Росатом»), Ковыктинского («Газпром») и Ярактинского (Иркутская нефтяная компания) месторождений. Это, по оценкам министерства, должно обеспечить внутренние потребности в литиевом сырье.

Аккумуляция лития: зачем «Росатому» Колмозерское месторождение

«Полярный литий», совместное предприятие «Норникеля» и «Атомредметзолота», получило право на разработку крупнейшего в России литиевого месторождения — ​Колмозерского. Партнеры планируют через несколько лет обеспечить страну сырьевой базой для производства транспортных аккумуляторов — ​электромобили вызвали взрывной рост спроса на литий по всему миру.

Вопрос «Откуда литий возьмете?» — ​один из часто задаваемых гендиректору РЭНЕРА Александру Камашеву. РЭНЕРА — ​единственный в России производитель литийионных накопителей, но в нашей стране литий сейчас не добывают, все сырье импортное. Эксплуатировавшийся в СССР рудник на Завитинском месторождении был законсервирован в 1997 году.

О добыче лития в «Росатоме» задумались при формировании дорожной карты «Технологии новых материалов и веществ». Одно из ее направлений, «Редкие и редкоземельные металлы», курирует «Атомредметзолото» (АРМЗ).

Выбор месторождения

Сначала в АРМЗ планировали отрабатывать отвалы Завитинского месторождения — ​некоторые эксперты считают, что при достижении определенных цен на литий это может быть выгодно. Однако, тщательно проанализировав ситуацию, в горнорудном дивизионе пришли к выводу, что экономические риски этого проекта слишком велики, и переключились на поиск нового источника сырья. Экспертную поддержку АРМЗ оказал Всероссийский научно-исследовательский институт минерального сырья им. Федоровского (ВИМС).

Проштудировав информацию обо всех литиевых месторождениях России, специалисты остановились на единственном подходящем — ​Колмозерском (Мурманская область). Его выявили еще в 1947 году во время геологической съемки. До 1960‑х там проводили геологоразведку, но дальше дело не пошло: в те годы значимого спроса на литий не было. Но теперь потребность стремительно растет — ​весь мир пересаживается на электромобили.

Не конкуренты, а партнеры

АРМЗ инициировало первичные переговоры с профильными ведомствами об аукционе по Колмозерскому. Оказалось, что месторождением интересуется и «Норникель». Один из крупнейших в мире производителей так называемых батарейных металлов — ​никеля, кобальта и меди — ​хотел пополнить продуктовый портфель литием. Компании быстро сориентировались, что быть партнерами в колмозерском проекте куда выгоднее, чем конкурентами, и на паритетной основе учредили СП «Полярный литий». Чтобы не было корпоративных конфликтов, оформили документы, оговаривающие назначение совета директоров, топ-менеджмента и процедуры принятия решений.

Аукцион был назначен на 14 февраля этого года. Но так как заявку подал только «Полярный литий», ее рассмотрели раньше, торги признали несостоявшимися, а права недропользования уже 8 февраля получил единственный заявитель. В казну предприятие заплатит почти 1,72 млрд рублей (стартовый платеж плюс один шаг аукциона), лицензия выдана на 20 лет.

Сподумен —
это силикат
лития и алюминия. Колмозерское сподуменовое
месторождение
открыли геологи Кольской
базы АН СССР

По предварительным планам, СП должно заработать в 2029 году. Шесть лет для создания предприятия с нуля при полном отсутствии промышленной инфраструктуры в условиях санкционных осложнений — ​срок амбициозный, но реалистичный.

В ближайшее время начнется заверочное бурение, его выполнят «Норникель Технические сервисы» и «Русбурмаш», компания АРМЗ. Подсчет запасов на основе геологоразведочных работ «Полярный литий» намерен завершить уже в конце 2024 года, затем нужно подать документы на утверждение в государственную комиссию по запасам. Кроме того, еще с июня 2022 года «Норникель» ведет консультации с общинами и хозяйствами коренного северного народа саами. Консультации необходимы для этнологической экспертизы. «Норникель» планирует предложить саами процедуру свободного предварительного согласия на проект освоения месторождения.

Запасов с запасом

Предварительная оценка проекта показала, что самая выгодная мощность ГОКа — ​1,96 млн т руды в год с выпуском 45 тыс. т карбоната и гидроксида лития.

По выкладкам одного из ведущих мировых производителей лития Rockwood Lithium, на аккумулятор емкостью 25 кВт·ч надо 44 фунта (почти 20 кг) карбоната лития. Исходя из этого, можно приблизительно подсчитать, что гигафабрике производительностью 4 ГВт·ч в год, которую строит в Калининградской области РЭНЕРА, потребуется порядка 3,2 тыс. т карбоната лития. Продукция ГОКа на Кол мозерском с избытком покроет потребности даже четырех гигафабрик — ​хватит и на экспорт.

Больше года ситуация на рынке лития складывается в пользу продавцов: спрос высокий, цены тоже. По данным агентства Benchmark Mineral Intelligence, в январе этого года карбонат лития в Китае стоил в среднем 489,5 тыс. юаней (72,45 тыс. долларов) за тонну, гидроксид — ​500 тыс. юаней (74 тыс. долларов). Это ниже, чем 84,5 тыс. долларов за тонну — ​исторический максимум, достигнутый в ноябре 2022 года. Но гораздо выше, чем, например, в 2020 году, когда цена упала ниже 6 тыс. долларов за тонну. При такой волатильности предсказать ситуацию на мировом рынке к 2030 году не представляется возможным. Впрочем, пока мировой рынок электромобилей, главный потребитель лития, только растет и, по оценкам консалтинговых компаний, оборотов не сбавит.


СПРАВКА

Колмозерское — ​сподуменовое месторождение, главный рудообразующий минерал в нем — ​сподумен. Ресурсы категории Р1 (прогнозные ресурсы с наибольшей обоснованностью) — ​13,5 млн т руды, содержащей 152,6 тыс. т оксида лития, 1215 т пентоксида тантала и 1485 т пентоксида ниобия. Содержание оксида лития, по данным ВИМС, варьируется между 0,8 и 1,3 %.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Компания мегаполис официальный сайт отзывы
  • Компании которые работают с маркетплейсами
  • Компания проводящая социологические опросы
  • Компания мегафон номер телефона диспетчера
  • Компании которые сдают в аренду автомобили