Ключевая цель развития массового малого бизнеса

управления
экономикой

      1.
(П) Государственное планирование
экономики является

а)
одним из условий государственного
управления;

б)
ключевая форма осуществления
государственного управления;

в)
самостоятельный вспомогательный процесс
управления экономикой.

Ответ:
б.

2.
(П) Современная экономика эффективно
может регулироваться

а)
преимущественно рыночными механизмами;

б)
преимущественно плановыми механизмами;

в)
практическим сочетанием обоих методов.

Ответ:
в.

3.
(П) Какая форма планирования должна
превалировать в рыночной экономике?:

а)
директивная, но на уровне макроэкономики;

б)
индикативная, но на уровне предприятий;

в)
директивно-индикативная в зависимости
от сфер и решаемых задач.

Ответ:
в.

4.
(П) В условиях создания крупных компаний,
концентрации производства

        
и
капитала необходимость государственного
планирования

а)
ослабевает;

б)
усиливается;

в)
зависимость отсутствует.

Ответ:
б.

5.
(П) В современных условиях глобализации
экономических процессов

     основные
пропорции экономики эффективно могут
формироваться

а)
на основе мировых рыночных механизмов;

б)
на основе внутренних рыночных механизмов;

в)
на основе сочетания мировых и внутренних
рыночных механизмов;

г)
на основе плановых установок (программ)
государства.

Ответ:
г.


6.
(П) Под планомерностью и планомерным
развитием следует понимать

а)
сознательно определяемую и поддерживаемую
экономическую пропорциональность;

в
соответствии с принятыми целями и
задачами;

б)
рыночным путем устанавливаемую, но
сознательно затем корректируемую

экономическую
пропорциональность;

в)
изучение и использование усредненных
данных планов средних и крупных

предприятий
страны.

Ответ:
а.

 7.
(П) Директивная форма государственного
планирования имеет место

а)
на предприятиях государственного
сектора;

б)
в холдинговых корпорациях;

в)
в «государственных корпорациях».

Ответ:
а, в.

8.
(П) Формирование и исполнение федерального
бюджета есть форма

а)
директивного планирования;

б)
форма координируемого взаимодействия
субъектов бюджетного процесса;

в)
форма индикативного планирования.

Ответ:
а.

9.
(П)Необходимость и практика стратегического
планирования в российской


экономике
были официально признаны:

а)
в 90-е годы в ходе реформирования
экономики;

б)
в начале 2000-х годов;

в)
в последние два года.

Ответ:
в.

10.
(П) Формирование государственного
материального и мобилизационного

           
резервов 
относится к форме планирования

а)
рекомендательного;

б)
директивного;

в)
программно-целевого.

Ответ:
б.

11.
(П) Прогнозирование поискового типа
является обязательным условием:

а)
стратегического планирования;

б)
среднесрочного планирования;

в)
текущего планирования;

г)
программно-целевого планирования.

Ответ:
а.

  12.
(П) Сохранение былой гегемонии либерализма
в России чревато

а)
успехами рыночного экономического
роста и социального развития;

б)
закреплением сырьевой ориентации
экономики

в)
утратой экономической самостоятельности
и государственной безопасности.

Ответ:
б. в.

13.
(П) Бюджетные средства выделяются в 2008
году по всем 47 ФЦП:

а) в
соответствии с бюджетной росписью;

б)
с явным недофинансированием;

в)
выделяются не полностью по причине
фактического неосвоения.

Ответ:
в.

14.
(С)
Ход выполнения ФЦП анализируется,
оценивается и принимаются

           соответствующие
решения:

а)
правительством РФ;

б)
минрегионразвития РФ;

в)
минэкономразвития РФ;

г)
специальной комиссией при правительстве
РФ.

Ответ:
г.

15.
(П) Финансирование ФЦП, как правило,
осуществляется за счет:

а)
только бюджетных средств РФ и регионов;

б)
специальных целевых фондов;

в)
средств предприятий и организаций;

г)
бюджетных источников и средств
задействованных предприятий.

Ответ:
г.

16.

) Решения правительственной комиссии
по оценке деятельности

         
исполнительных  органов
власти обязательны:

а)
для федеральных и региональных органов
исполнительной власти;

б)
для федеральных органов исполнительной
власти;

в)
имеют рекомендательное значение для
всех органов.

Ответ:
б.

17.
(П) Динамичнее развивается экономика,
макроструктура которой формируется

а)
рыночным механизмом, приспосабливаясь
к конъюнктуре спроса;

б)
планово и целесообразно с концентрацией
ресурсов на решающих направлениях;

в)
вначале на рыночной основе, а затем
корректируется планомерно.

Ответ:
б.

18.
(П) Сущность прогнозирования состоит в
следующем определении

а)
гипотетический образ будущего состояния
объекта;

б)
средство выявления последствий
принимаемых решений;

в)
предварительная оценка
возможных
вариантов решений.

Ответ:
а.

19.
(П) Прогнозы бывают:

а)
пассивные;

б)
активные;

в)
оценочные.

Ответ:
а, б.

20.
(П) Прогнозирование по своей роли есть:

а)
необходимое условие, предэтап
планирования;

б)
исходный этап процесса планирования;

в)
аналитический предплановый процесс.

Ответ:
а.

21.
(П) Методами прогнозирования являются:

а)
пофакторный;

б)
балансовый;

в)
нормативный;

г)
моделирование.

Ответ:
а, г.

22.
(П) Объектами планирования могут быть:

а)
все управляемые процессы;

б)
все прогнозируемые процессы;

в)
все моделируемые процессы.

Ответ:
а.

23.
(П) Комплексное макроэкономическое
планирование впервые применили:

а)
в США;

б)
в СССР:

в)
в ООН;

г)
в Канаде.

Ответ:
б.

24.
(П) ФЦП есть форма комплексного планирования
развития:

а)
национальной экономики в целом;

б)
народнохозяйственных комплексов и
отраслей;

в)
отдельных регионов.

Ответ:
б, в.

25.
(П) К формам планирования относятся:

а)
государственные закупки в материальный
резерв;

б)
национальные социальные и экономические
проекты;

в)
программы приватизации:

г)
свод плановой информации от всех крупных
предприятий.

Ответ:
а, б, в.

26.
(П) Для условий России целесообразно
планирование:

а)
централизованное с использованием
преимущественно директивных инструментов;

б)
децентрализованное;

в)
централизованное с использованием
преимущественно индикативных инструментов.

Ответ:
в.

      27.
(П) Приоритетные направления в реализации
инвестиционных проектов

           
за
счет федерального бюджета изначально
определяются:

        а)
Министерством экономического развития
РФ;

        б)
Министерством финансов РФ;

        в)
Министерством экономического развития
РФ и Министерством финансов РФ.

Ответ:
в.

      28.
(П) В России  допускается привлечение
иностранного капитала

            
для
разработки недр:

        а)
да, допускается без ограничений;

        б)
нет, не допускается;

        в)
допускается по решению специальной
правительственной комиссии.

Ответ:
в.

         Тема
№ 6. Государственное управление в сфере
материального производства,

        
народнохозяйственных
комплексов и отраслей

               1.
(П)Что
относится к сфере собственно материального
производства?:

          а)
грузовые перевозки;

б)
связь для населения;

в)
строительство;

г)
розничная торговля.

Ответ:
а, в.

2.
(П) Основные подразделения общественного
воспроизводства включают:

а)
производство средств производства;

б)
сельское хозяйство;

в)
производство услуг;

г)
производство предметов потребления.

Ответ:
а, г.

3.
(П) В рыночной экономике хозяйственная
деятельность может быть:

   а)  только
в предпринимательской форме;

б)
в иных формах:

в)
преимущественно в предпринимательской
форме.  

Ответ:
в.

  4.
(П) Понятия «предпринимательская
деятельность» и «хозяйственная

              
  деятельность»:

а)
идентичны;

б)
существенно различны;

в)
различны не существенно.

Ответ:
б.

              5.
(П) Предприятия государственного сектора
могут  функционировать:

а)
только в предпринимательской форме;

б)
всегда независимо от доходности;

в)
в смешанном режиме.

Ответ:
в.

6.
(С) Организационно-правовая форма
предприятия определяется по главному

                
критерию:

        а)  форме
собственности;

б)
субъектной структуре присвоения средств
и продуктов производства;

в) структуре
управления;

г)
форме организации производственной
деятельности.

Ответ:
б.

     7.
(П) Главная цель российской приватизации
состояла:

а)
в воссоединении всех граждан с
собственностью;

б)
осуществить первоначальное накопление
капитала для предпринимательской

             
деятельности;

в)
воссоздать обособленные хозяйственные
структуры и конкурентную среду

             как
необходимые условия для перехода в
рыночную экономику.

Ответ:
в.

8.
(П)
 Государственное
предпринимательство наиболее адекватно
осуществляется:

а)
в казенных предприятиях;

б)
в государственных унитарных предприятиях;

в)
государственных корпорациях;

г)
государственных холдинговых компаниях.

Ответ:
б, г.

  9.
(П) Ключевая цель развития массового
малого бизнеса:

            а)
превратить граждан в хозяев производства
и своей судьбы;

б)
сгладить социальную дифференциацию,
создавая средний класс;

в)
создать условия для повышения эффективности
всего общественного

    производства.

Ответ:
в.

  10.
(П) Венчурные компании и фонды создаются
для:

а)
более эффективного инвестирования
средств в материальное производство;

б)
инвестирования и реализации рисковых
научно-технических проектов;

в)
получения максимальной нормы прибыли.

Ответ:
б.

11.
(П) Главная цель процедуры банкротства
предприятий:

а)
обеспечить своевременное финансовое
санирование;

б)
обеспечить замену плохого руководства
на более эффективное;

в)
сменить стратегического собственника
и соответственно менеджмент;

г)
способствовать формированию эффективной
структуры производства и управления.

Ответ:
в, г.

12.
(С) «Государственная корпорация» является
государственной

                 хозяйственной
структурой:

а)
по форме собственности;

б)
по форме и способу управления;

в)
по организации и целям хозяйствования.

Ответ:
б, в.

13.
(П) Естественные государственные
монополии в РФ. создаются:

а)
по причине потенциальной низкой
доходности или убыточности;

б)
из-за особенностей технологии;

в)
невозможности участия в обычной ценовой
рыночной конкуренции.

Ответ:
в.

     14.
(П)
 В
какой форме организации предприятия
наблюдается классическое

отделение
функции капитала (собственности) от
функции управления?:

а)
в кооперативе;

б)
в холдинговой акционерной компании;

в)
обществе с ограниченной ответственностью;

Ответ:
б.

15.
(С)  Почему в противовес дроблению
предприятий при их приватизации


теперь
формируются крупные холдинговые
компании?:

а)
для улучшения подконтрольности и
управляемости со стороны государства;

б)
диктуется условиями международной
конкуренции;

в)
по причине повышения организационно-хозяйственной
и управленческой

    эффективности.

Ответ:
б, в.

   16.
(П)
 В
каком направлении мировой рыночный
механизм

        
структурно
ориентирует  российскую экономику?:

а)
топливно-сырьевом;

б)
инновационном;

в)
горнодобывающего производства.

Ответ:
а, в.

   17.
(П)
 Какие
факторы могут сегодня формировать
эффективную структуру

         экономики?:

а) 
создание множества транснациональных
компаний;

б)
глобализация в мировой экономике;

в)
государственная целенаправленная
экономическая политика.

Ответ:
в.

 
18.
(П) Каково влияние на экономику высокой
доли НИОКР в оборонно-

          промышленном
комплексе страны?:

а)
в целом положительное;

б)
в целом отрицательное, отвлекает много
бюджетных средств;

в)
положительное, но только в перспективе.

Ответ:
а.

19.
(С)

Основная
причина отставания национальной
экономики в инновациях:

а)
недостаточное государственное
стимулирование и финансирование;

б)
недостаточная прибыльность инвестиций
в инновации при наличии иных сфер;

в)
постприватизационное состояние
предприятий и их структура непредрасположены
     и невосприимчивы к
высокотехнологичным продуктам.

Ответ:
в.

20.
(П)

Особо
приоритетными инновационными направлениями
в РФ признаются

а)
авиастроение и судостроение;

б)
биотехнологии;

в)
станкостроение;

г)
нанотехнологии.

Ответ:
б, г.

21.
(П)

Корпорации
типа ОАО «Газпром», ОАО «РЖД» являются:

а)
чисто хозяйственными структурами;

б)
государственно-предпринимательскими
структурами;

в)
хозяйственными и управляющими посредниками
государства в подотраслях.

Ответ:
б, в.

22.
(П)

Холдинговая
компания – это:

а)
комплекс объединившихся по договору
предприятий;

б)
комплекс предприятий, управляемый на
основе «системы участий»;

в)
комплекс предприятий, сформированный
одним собственником.

Ответ:
б.

  23.
(С)

После
завершения реформирования РАО «ЕЭС
России» наибольшая доля

             собственности
у государства останется:

а)
в акционерных обществах (ОГК), включающих
в себя гидроэлектростанции;

б)
в акционерных обществах (ОГК), включающих
в себя тепловые электростанции;

в)
в ОАО, образованном на основе высоковольтных
магистральных электросетей.

Ответ:
в.

24.
(П)

Главное
в государственном курсе развития лесного
комплекса следующее:

а)
существенное повышение таможенных
пошлин на вывоз леса кругляка;

б)
стимулирование лесопереработки в
России;

в)
снижение таможенных пошлин на вывоз
лесопродукции и максимизация

     экспортной
выручки.

Ответ:
а, б.

25.
(С) Основой развития Оборонно-промышленного
комплекса (ОПК) является:

а)
наращивание экспортного потенциала
ОПК;

б)
существенное увеличение государственного
оборонного заказа;

в)
создание сети специализированных
холдинговых компаний.

Ответ:
в.

26.
(С)

Основные
причины упадка авиастроения в России?:

а)
резкое падение в 90-е годы государственной
поддержки и финансирования;

б)
недостаточное производство авиадвигателей;

в)
структурные последствия приватизации
– раздробление авиакомпаний, разрушение
    технологического единства
КБ, ОКБ, испытательной базы и авиазаводов.

г)
отсутствие платежеспособного спроса
на самолеты.

Ответ:
в.

27.
(П) Кто непосредственно ответственен
за формирование оборонного заказа

на
предстоящий год?:

а)
Правительство РФ;

б)
Минобороны РФ;

в)
Военно-промышленная комиссия;

г)
Совет безопасности.

Ответ:
в.

28.
(П) Кем формируется Совет директоров
ОАО «Газпром»?:

а)
Правительством РФ;

б)
акционерами ОАО «Газпром»;

в)
Президентом России.

      г)
органом, управляющим ТЭК.

Ответ:
б.

        
29.
(П) Перечислите основные направления
государственной политики в АПК:

а)
обеспечение продовольственной
безопасности страны;

б)
повышение экспорта продукции АПК;

в)
ограничение импорта и защита национальных
производителей.

Ответ:
а.

30.
(П)

К
какой собственности относится имущество
железнодорожного транспорта?:

а)
федеральной;

б)
региональной;

в)
акционерной.

Ответ:
в.

 
31.
(С)Финансовая поддержка производителей
сельскохозяйственной продукции

      
      со
стороны государства выражается в форме:

а)
таможенного регулирования

б)
авансовой оплаты поставок продукции

в)
льготного кредитования;

г)
применения лизинговых схем закупок
техники, племенного скота и др.

Ответ:
б, в, г.

                Тема
N
7. Государственное управление социальной
сферой.

      1.
(П)
Теории трансформации капитализма
возникли в 20 веке

              
по
причине
:

а)
усиления идеологической борьбы с
СССР;

б)
 роста социальных конфликтов и
политических потрясений;

в)
отсутствия надлежащего государственного
регулирования социальной сферы.

Ответ:
в,

2.
(П)
Возможности рыночного хозяйства в
отношении социальной сферы:

а)
потенциально может обеспечить достойную
жизнь всех членов общества:

б)
не знает социальной справедливости и
неизбежно дифференцирует население

          
на
бедных и богатых;

в) социальная
стабильность и благосостояние всех
невозможны без  системного

          
государственного
регулирования социальной сферы.

Ответ:
б, в.

    3.
(П)
Главные причины социальных революций
в истории:

  а)
рвение отдельных политиков и партий к
власти;

б)
идеологическое одурманивание народа
«светлым будущим»;

в)
чрезмерная и не ограничиваемая властью
эксплуатация наемного труда.

Ответ:
в.

ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ ВС
1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 29 30 31

Календарь документов работает только для информации об избранных документах. Для системного поиска перейдите в раздел «Поиск по всем документам».

Подписка

  • Ежедневная
  • Еженедельная

На указанный Вами адрес электронной почты будет выслано письмо с подтверждением данной услуги и подробными инструкциями по дальнейшим действиям.

На указанный Вами адрес электронной почты будет выслано письмо с подтверждением данной услуги и подробными инструкциями по дальнейшим действиям.

Автор статьи

Екатерина Петровна Попова

Эксперт по предмету «Экономика предприятия»

Задать вопрос автору статьи

Понятие малого предпринимательства

Определение 1

Малое предпринимательство – это вид экономической деятельности, осуществляемый субъектами экономики, которые сгруппированы по определенным признакам, как то : численность персонала; объем выручки; размер уставного капитала и т.д.

Основные черты малого предпринимательства можно охарактеризовать следующим образом:

  1. С точки зрения характера процесса производства:

    • ограниченные объемы факторов производства, применяемых в технологических процессах;
    • мелкосерийная и узкоспециализированная продукция;
  2. С точки зрения особенной процесса управления:

    • индивидуальное и непосредственное управление собственником производственным процессом;
    • сопряженность жизненного цикла предприятия с жизнедеятельностью его собственника, особое значение роли руководителя в деятельности предприятия;
    • простота и компактность управленческой структуры, преимущественно неформальный характер процессов планирования, прогнозирования и контроля
    • быстрота принятия и реализации управленческих решений.
  3. С точки зрения особенностей элементов внутренней среды предприятия:

    • персонализированный характер трудовых отношений (чаще всего личный и неформальный);
    • легкость внедрения инноваций как в производственный, так и в организационные процессы на предприятии;
    • ограниченный объем собственных и заемных финансовых ресурсов;
    • низкий объем капитализации, свидетельствующий о небольшой доли реинвестированного дохода собственника;
    • высокая скорость оборачиваемости капитала, а, следовательно, и делово активности;
    • непосредственное осуществление кадровой политики и принятия тактических и стратегических решений в различных сферах внутренней структуры предприятия.
  4. С точки зрения особенностей элементов внешней среды предприятия:

    • преимущественно неформальное и личное взаимоотношение с рынком поставщиков факторов производства и рынком сбыта (потребителями);
    • локальность и, в некоторых случаях, узкоспециализированность рынков сбыта продукции;
    • роль «конкурентного окружения» во взаимосвязях со средними и крупными предприятиями;
    • восприимчивость к изменениям демографической и экономической ситуации, политической обстановки, а также нормах налогового, трудового и иных законодательных актах
    • ограниченность доступа ко внешним источникам финансирования деятельности и, порой, сложность получения заемного капитала;
    • высокая степень зависимости от государства в форме программ продержки и развития малого предпринимательства.

Логотип IQutor

Сделаем домашку
с вашим ребенком за 380 ₽

Уделите время себе, а мы сделаем всю домашку с вашим ребенком в режиме online

Функции малого предпринимательства

Малое предпринимательство выполняет следующие функции в экономике:

  • осуществляет производство части ВВП государства;
  • обеспечивает занятость населения, тем самым снижая уровень безработицы;
  • препятствует и замедляет процессы монополизации, что приводит к снижению темпов роста цен в отраслях экономики;
  • обеспечивает создание конкурентной среды, что приводит к улучшению качества продукции;
  • осуществляет производство мелкосерийной и малономенклатурной продукции, которую нерентабельно производить крупным предприятиям.

Основные задачи малого предпринимательства

  • развитие конкуренции в различных сферах и отраслях экономики;
  • ускорение инновационных процессов в сфере производства и реализации продукции;
  • ускорение структурной перестройки экономики города, региона, государства;
  • содействие укреплению благосостояния собственников и, как следствие, повышение социальной стабильности в обществе;
  • создание базы для увеличения занятых в экономике и снижения уровня безработицы;
  • расширение и укрупнение форм взаимодействия с крупным и средним бизнесом в целях увеличения ВВП государства и повышения конкурентоспособности экономики;
  • развитие точек роста небольших городских и сельских поселений;
  • укрепление экономической базы местных бюджетов.

Находи статьи и создавай свой список литературы по ГОСТу

Поиск по теме

Экономика27 октября 2022 в 12:0015 323

Малый бизнес и его роль в экономике России

Как государство помогает малому предпринимательству

Доли малого бизнеса в экономике России и ведущих стран мира

Рис. 1. Количество компаний: микробизнес, средний и крупный бизнес. Источник: https://ec.europa.eu/eurostat/

Рис. 1. Количество компаний: микробизнес, средний и крупный бизнес. Источник: https://ec.europa.eu/eurostat/

Рис. 2. Доля ВВП и доля занятых в разных странах. Источник: доклад уполномоченного при президенте РФ по защите прав предпринимателей за 2021 г.

Рис. 2. Доля ВВП и доля занятых в разных странах. Источник: доклад уполномоченного при президенте РФ по защите прав предпринимателей за 2021 г.

Какой бизнес считается малым

Рис. 3. Соотношение юрлиц и ИП в 2021 г. Источник: Федеральная служба статистики

Рис. 3. Соотношение юрлиц и ИП в 2021 г. Источник: Федеральная служба статистики

Меры поддержки развития малого бизнеса в России

Роль малого бизнеса в экономике страны



В данной статье раскрывается, как и дефиниция государственной политики в целом, так и понятие государственной политики по развитию малого и среднего предпринимательства. Также автором охарактеризованы цели государственной политики по развитию малого и среднего предпринимательства, содержащиеся в Федеральном законе «О развитии малого и среднего предпринимательства в РФ».

Ключевые слова: государственная политика, субъекты малого и среднего предпринимательства, государственная поддержка.

Субъекты малого и среднего предпринимательство (далее по тексту — МСП) являются важным элементом экономической системы не только отдельно взятой страны, но и мира в целом. В связи с этим, данному сегменту бизнеса уделяется особое внимание со стороны государства, выражаемое в разработке государственной политики по развитию малого и среднего предпринимательства.

Для установления дефиниции государственной политики обратимся к политологии. С. Г. Кара-Мурза определяет государственную политику как «сферу деятельности на стыке политической и государственно-управленческой, в рамках которой происходят выработка и согласование с основными политическими субъектами системы целей государственного управления» [1, с. 23]. Кроме этого, государственная политика также осуществляет такую функцию государства как целеполагание.

Д. Ф. Воронцов определяет государственную политику как «комплекс целей, мер, задач, программ, установок, реализуемых государством, все то, что относится к государству, к внутренней или внешней государственной жизни». [3, с. 13] Суть государственной политики заключается в легальном закреплении норм права, сформировавшиеся на определенном этапе развития общества. Данные нормы регламентируются, прежде всего, посредством принятия нормативных правовых актов.

На основе вышеуказанных определений можно выделить черты присущие государственной политике, среди них: наличие конечной цели, четкое планирование действий, определение ответственных лиц или органов, а также исполнителей, установление сроков, мер стимулирования и прочее.

Рассматривая государственную политику по развитию малого и среднего предпринимательства, необходимо обратиться к статье 6 Федерального закона от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» [8] (далее по тексту — Закон о развитии МСП). Указанная статья закрепляет легальную дефиницию государственной политики по развитию малого и среднего предпринимательства. В соответствии с указанной статьей, государственная политика — это совокупность правовых, политических, экономических, социальных, информационных, консультационных, образовательных, организационных и иных мер, которые осуществляют органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти ее субъектов, органами местного самоуправления. Закрепляются и принципы вышеуказанной политики, среди них: разграничение полномочий по поддержке субъектов МСП среди всех уровней государственной власти, возложение на органы власти ответственности за обеспечение благоприятных условий для развития указанных субъектов, участие субъектов МСП в формировании и реализации государственной политики, которая касается их деятельности и обеспечение равного доступа субъектов к получению поддержки, которая установлена государственными программами. Данный перечень является закрытым.

Цели государственной политики по развитию малого и среднего предпринимательства закреплены в статье 6 Закона о развитии МСП.

На первом месте в перечне данных целей находится — развитие субъектов МСП в целях формирования конкурентной среды в экономике Российской Федерации. Можно предположить, что это не случайно, так как политика в области конкуренции определяет конкурентоспособность организаций, уровень которой не одинаков у субъектов малого, среднего и крупного бизнеса. Также конкурентная среда способствует максимально эффективному использованию факторов производства, тем самым увеличивая количество предложения на рынке, что, в свою очередь, влияет непосредственно на рост экономики как отдельной страны, так и мира в целом. Значимость субъектов МСП в развитии конкурентных отношений достаточно велика. Так, данные субъекты обладают способностью быстро подстраиваться под изменения законодательства, различных требований государственных органов и других изменений внешней среды, тем самым они составляют существенную конкуренцию представителям крупного бизнеса, которые менее мобильны. Особенно ярко это можно было отследить в 2020 году в период пандемии коронавируса. Большинство микро и малых предприятия, под воздействием ограничительных мер стали переходить на удаленную работу с использованием онлайн-инструментов.

Следующей целью политики по развитию малого и среднего предпринимательства является обеспечение благоприятных условий для развития данных субъектов. Еще в 2008 году был издан Указ Президента Российской Федерации от 15 мая 2008 г. № 797 «О неотложных мерах по ликвидации административных ограничений при осуществлении предпринимательской деятельности» [7], который обязывал Правительство

Российской Федерации разработать законопроекты, предусматривающие послабления административных барьеров, а также направленные на повышение защиты прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля и надзора. Ярким примером обеспечения благоприятных условий является реформа контрольно-надзорной деятельности, которая происходит с 2016 года, а также расширение мер государственной поддержки.

Третья цель звучит как обеспечение конкурентоспособности субъектов МСП. Субъектам МСП достаточно тяжело конкурировать на различных рынках с крупным бизнесом. К тому же, последствия экономических кризов и других социально-экономических потрясений, происходящих в последние годы, значительно сокращает количество малых предприятий, так как они, зачастую, не имеет устойчивой базы, благодаря которой смогли бы пережить сложные времена, поэтому им особенно необходима поддержка со стороны государственных органов. Кроме этого, увеличение на рынках разных уровней товаров и услуг, поставляемых субъектами МСП, отразится для потребителей снижением стоимости определенных товаров и услуг, повышением их качества и ассортимента.

Далее следует цель оказания содействия субъектам МСП в продвижении производимых товаров (работ, услуг), результатов интеллектуальной деятельности на рынок Российской Федерации и рынки иных стран. Данное содействие происходит посредством принятия нормативных правовых актов, упрощающих порядок выхода на рынок. Так, например, АО «Российский экспортный центр» (далее по тексту — АО «РЭЦ») оказывает поддержку субъектам МСП в выходе их продуктов на международные рынки. Большая часть указанных субъектов, имея желание выхода на международные рынки, сдерживается незнанием правовых норм других стран, их рынков сбыта и сложностью оформления иностранных документов, именно АО «РЭЦ» и его отделения в регионах могут помочь в решении данных проблем. В соответствии с ежегодным отчетом АО «РЭЦ» [4, с. 7] в 2018 году субъекты МСП составили 72 % в структуре поддержанных экспортеров, а на их поддержку Группой РЭЦ было выделено 713,9 миллионов долларов США.

Следующая цель — увеличение количества субъектов МСП. Малый и средний бизнес — это необходимый элемент экономики любой страны. При этом, рост субъектов МСП решает не только экономические задачи, такие как, например, увеличение государственной казны посредством уплаты налогов и участия во внутреннем валовом продукте страны, но и социальные, в частности, увеличение занятости населения, развития творческих возможностей общества при ведении определенной деятельности, например, народные промысел и ремесла. Безусловно, росту количества указанных субъектов способствуют меры государственной поддержки, а также популяризация предпринимательства в обществе, например, путем разработки и реализации таких проектов как «Женское предпринимательство», «Молодежное предпринимательство» и прочее.

Далее идет цель обеспечения занятости населения и развития самозанятости. Стоит отметить, что данная цель носит скорее социальный характер, чем экономический. Обязанность по содействию занятости граждан лежит на государстве, которое путем разработки и реализации программ, создания дополнительных и квотированных рабочих мест, обучения или переобучения, переквалификации и прочее, обеспечивает исполнение указанной цели. Данная цель напрямую взаимосвязана с предыдущей, так как увеличение лиц, работающих в таких организациях, возможно только при росте количества самих субъектов. В последнее время активно развивается самозанятость. По состоянию на 01.07.2020 года в Федеральную налоговую службу было подано 4 448 уведомлений об осуществлении деятельности по оказанию услуг физическому лицу, в 2018 году указанных уведомлений было подано 722, а в 2017–213 [5]. Не исключается, что некоторая часть самозанятых впоследствии может перерасти в малые предприятия, при поддержке государства.

Седьмая цель государственной политики звучит как повышение в объеме валового внутреннего продукта доли товаров (работ, услуг), которые производят субъекты МСП. По информации Федеральной службы государственной статистики за 2018 год, доля малого бизнеса в экономике России составила 20,2 %, что соответствует уровню 2015 года, в 2017 году показатель был на уровне 22 %. Соответственно, происходит явное снижение. Данная цель нашла свое отражение в национальном проекте «Малое и среднее предпринимательство». Так, на основании данного проекта, доля малого и среднего бизнеса во внутреннем валовом продукте должна достичь показателя 32,5 % к 2024 году. Соответственно, для увеличения доли производимых товаров необходимо оказывать более успешную государственную поддержку субъектам МСП, в большей части, в отраслях экономики, где задействовано меньше всех указанных субъектов. На основании данных Статистического сборника «Малое и среднее предпринимательство с России 2019» [5, с. 13–16], можно сделать вывод, что в некоторых видах экономической деятельности наблюдается наименьшее количество малых и микропредприятий, для их увеличения необходимо более конкретное оказание поддержки, возможно по отдельным отраслям.

Последней целью является увеличение доли уплаченных субъектами МСП налогов в доходах бюджетов на всех уровнях. Меры, которые будут применяться для осуществления указанной цели, должны постоянно сопровождаться оценкой фискальной нагрузки на хозяйствующий субъект. Примером данных мер является: мораторий на повышение налоговой нагрузки в течение 3 лет для субъектов МСП (законодателями предлагается продлить данный период), введение специального режима для «самозанятых граждан», переход на обязательное применение контрольно-кассовой техники, введение различных специальных налоговых режимов, снижение размера ставок в некоторых регионах до 0 %, снижение налоговых ставок для субъектов МСП, занимающихся определенными видами деятельности и прочее.

Вследствие социально-экономических явлений в мировой экономике и экономике Российской Федерации за последние несколько лет, малый и средний бизнес, с одной стороны, не является способом смягчения кризисных явлений, а с другой не обладает необходимой мощностью для инновационной модернизации и структурной перестройки экономики в России. Причин данного явления множество, например, Е. М. Бухвальд, указывает, что негативную роль здесь играют также и долговременно сложившиеся структурные деформации экономики; ее высокая зависимость от негативного влияния факторов внешнего характера; ограниченность средств государственного регулирования и стимулирования экономики; высокая степень ее бюрократизации и прочее [2, с. 9].

Таким образом, можно отметить, что малый бизнес не обделен вниманием государственных органов всех уровней. Различные послабления, касающиеся деятельности субъектов МСП, которые введены за последнее время, являются важными составляющими законотворчества и направлены на популяризацию предпринимательства в России. Но в то же время, ситуация для указанных субъектов в положительную сторону почти не изменяется. Многие правоприменители скептически отзываются о проводимой, в настоящий момент, государственной политике по развитию малого и среднего предпринимательства и причиной, в большинстве случаев, являются как раз фактически недостижимые, при действующем законодательстве, показатели и цели. К тому же неэффективной реализации государственной политики в данной сфере способствует и внешние факторы, воздействующие на экономику в целом.

Литература:

  1. Актуальные проблемы государственной политики: учебник для студентов вузов / В. И. Якунин, С. Г. Кара-Мурза, В. Э. Багдасарян, В. И. Куликов. ЮНИТИ-ДАНА. Москва. 2017. 405 с.
  2. Бухвальд Е. М. Правовые и институциональные проблемы государственной политики развития и поддержки малого и среднего предпринимательства // Финансы: Теория и Практика. 2016. № 3. С. 6–17.
  3. Воронцов Д. Ф. Государственная политика: понятие, виды, соответствие праву и справедливости как элемент решения проблем современной экономики // Актуальные проблемы российского права. 2011. № 3. С. 12–20.
  4. Ежегодный отчет АО «Российский экспортный центр» за 2018 год / [Электронный ресурс] Режим доступа: https://2018.exportcenter.ru/ expocenter/introduction, свободный.
  5. Статистика о представленных физическими лицами в налоговые органы уведомлениях об осуществлении деятельности по оказанию услуг физическим лицам для личных, домашних и (или) иных подобных нужд / Федеральная налоговая служба [Официальный сайт] Режим доступа: https://www.nalog.ru/rn77/related_activities/statistics_and_analytics/selfemployed/, свободный.
  6. Статистический сборник «Малое и среднее предпринимательство в России 2019» Росстат / [Электронный ресурс] URL: https://rosstat.gov.ru/storage/mediabank/Mal-pred_2019.pdf (дата обращения 05.04.2021)
  7. Указ Президента РФ от 15.05.2008 N 797 «О неотложных мерах по ликвидации административных ограничений при осуществлении предпринимательской деятельности» // СЗ РФ. 2008. № 20. Ст. 2293.
  8. Федеральный закон «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» от 24.07.2007 № 209-ФЗ // СЗ РФ. 2007. № 31. Ст. 4006.

Основные термины (генерируются автоматически): государственная политика, развитие малого, Российская Федерация, субъект, предпринимательство, среднее, государственная власть, государственная поддержка, крупный бизнес, Россия.

Подготовлена редакция документа с изменениями, не вступившими в силу

1. Государственная политика в области развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации является частью государственной социально-экономической политики и представляет собой совокупность правовых, политических, экономических, социальных, информационных, консультационных, образовательных, организационных и иных мер, осуществляемых органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и направленных на обеспечение реализации целей и принципов, установленных настоящим Федеральным законом.

2. Основными целями государственной политики в области развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации являются:

1) развитие субъектов малого и среднего предпринимательства в целях формирования конкурентной среды в экономике Российской Федерации;

2) обеспечение благоприятных условий для развития субъектов малого и среднего предпринимательства;

3) обеспечение конкурентоспособности субъектов малого и среднего предпринимательства;

4) оказание содействия субъектам малого и среднего предпринимательства в продвижении производимых ими товаров (работ, услуг), результатов интеллектуальной деятельности на рынок Российской Федерации и рынки иностранных государств;

5) увеличение количества субъектов малого и среднего предпринимательства;

6) обеспечение занятости населения и развитие самозанятости;

7) увеличение доли производимых субъектами малого и среднего предпринимательства товаров (работ, услуг) в объеме валового внутреннего продукта;

8) увеличение доли уплаченных субъектами малого и среднего предпринимательства налогов в налоговых доходах федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов.

3. Основными принципами государственной политики в области развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации являются:

1) разграничение полномочий по поддержке субъектов малого и среднего предпринимательства между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления;

2) ответственность федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления за обеспечение благоприятных условий для развития субъектов малого и среднего предпринимательства;

3) участие представителей субъектов малого и среднего предпринимательства, некоммерческих организаций, выражающих интересы субъектов малого и среднего предпринимательства, в формировании и реализации государственной политики в области развития малого и среднего предпринимательства, экспертизе проектов нормативных правовых актов Российской Федерации, нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, правовых актов органов местного самоуправления, регулирующих развитие малого и среднего предпринимательства;

4) обеспечение равного доступа субъектов малого и среднего предпринимательства к получению поддержки в соответствии с условиями ее предоставления, установленными государственными программами (подпрограммами) Российской Федерации, государственными программами (подпрограммами) субъектов Российской Федерации, муниципальными программами (подпрограммами).

(в ред. Федерального закона от 29.06.2015 N 156-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Ключевые ресурсы бизнес модели по остервальдеру
  • Коды на вархаммер 40000 dark crusade в компании
  • Книги по ресторанному бизнесу скачать бесплатно
  • Кожаный браслет мужской для часов ручной работы
  • Книги по созданию бизнеса с нуля для начинающих