Климов компания авиастроительные компании россии

ОДК-Климов по праву признан одним из самых авторитетных российских разработчиков авиационных двигателей. За 105 лет санкт-петербургский завод прошел огромный путь, приобрел всемирную известность и сегодня продолжает создавать новые образцы продукции для авиационной техники.

Получили мировую известность

История АО «ОДК-Климов» началась в 1914 году, когда указом императора Николая II было подписано высочайшее разрешение о создании в Санкт-Петербурге завода «Русское Рено».

На предприятии намеревались производить автомобили французской марки, но началась Первая мировая война, и уже в 1915 году завод выполнил первый государственный заказ на изготовление двигателей Renault 12FE. Их устанавливали на военные летательные аппараты французского и отечественного производства, в том числе на знаменитый «Илья Муромец» И. И. Сикорского.

Позже здесь создавали двигатели для летающей лодки М-24, производили узлы танков, запчасти к тракторам, мотоциклы.

Во время Великой Отечественной войны завод эвакуировали в Уфу. Армии требовалась мощная авиация, поэтому был освоен выпуск легендарного «Мотора Победы» – авиационного двигателя М-105, разработанного во главе с генеральным конструктором В. Я. Климовым. Владимир Яковлевич заложил основы советской конструкторской школы, и сейчас предприятие носит его имя, продолжая создавать «сердца» для самолетов.

М-105 стал самым массово производимым авиационным двигателем за всю историю (выпущено более 100 тысяч единиц). После войны, когда завод вернулся в Ленинград, началась разработка авиационных газотурбинных двигателей. Многие из них были первыми в своем роде в СССР и получили мировую известность. Это первый отечественный турбореактивный двигатель ВК-1, первые в стране двигатель для высотного сверхзвукового истребителя ВК-3 и созданный на его базе двигатель с охлаждаемыми лопатками турбины ВК-13.

В 60-е годы под руководством генерального конструктора С. П. Изотова, сменившего В. Я. Климова, завод разрабатывал жидкостно-ракетные двигатели (ЖРД) для зенитно-ракетного комплекса С-200, ракеты УР-100 и другие, а в 1976 году был создан первый в мире газотурбинный двигатель ГТД-1000Т для танка Т-80. За свои разработки завод имени В. Я. Климова получил высокие награды – орден Октябрьской Революции и орден Ленина.

Климовцы спроектировали в том числе турбовальные двигатели ГТД-350, ТВ2-117 и главные редукторы для вертолетов Ми-2, Ми-8, двигатель ТВ3-117, устанавливаемый на большинство отечественных винтокрылых машин типа Ми и Ка.

Коллективом в 70-е годы разработаны легендарный двигатель РД-33 и газотурбинный двигатель (турбостартер) ГТДЭ-117 для запуска основных РД-33 и АЛ-31Ф на самолетах МиГ-29, Су-27, позднее – самолетный двигатель ТВ7-117С, вертолетные двигатели ВК-2500 и ТВ7-117В, турбореактивный РД-33МК для истребителя морского базирования.

Мощное производство, развитый сервис

АО  «ОДК-Климов» входит в Объединенную двигателестроительную корпорацию «Ростеха», сегодня это крупнейший в стране разработчик и производитель двигателей для военной и гражданской авиации. На мировом уровне работает конструкторское бюро, предприятие обладает высокотехнологичными производством, мощной испытательной и экспериментальной базой, развитой системой сервисного обслуживания.

В год векового юбилея ОДК-Климов здесь был открыт современный конструкторско-производственный комплекс. Сейчас на предприятии реализуют программу техперевооружения.

В основную линейку продуктов входят семейство вертолетных и самолетных двигателей ТВ7-117, двигателей ВК-2500/ТВ3-117, реактивные двигатели РД-33, РД-93 и РД-33МК, цифровые системы автоматического управления (САУ). Стоит отметить, что реактивный двигатель РД-33 – самый массовый в своем классе, он стоит на вооружении 25 стран мира в составе истребителей МиГ-29.

Для эффективной работы двигателей предприятие оказывает сервисную поддержку. В 2018 году создан совместный центр среднего ремонта ТВ3-117/ВК-2500 на базе ЮТэйр-Инжиниринг.

В апреле 2019-го во вьетнамском Вунгтау начал работу центр интегрированной логистической поддержки по ремонту вертолетных двигателей ОДК-Климов. Планируется открытие таких центров в Китае, ОАЭ, Эфиопии.

ОДК-Климов сотрудничает с российскими и зарубежными заказчиками, авиадвигатели в составе вертолетов и самолетов эксплуатируются в 80 странах мира.

В широкой кооперации с предприятиями страны

В 2015 году на предприятии наладили серийное производство двигателей ВК-2500 и их новейших модификаций ВК-2500ПС-03, ВК-2500П из отечественных комплектующих. В поставке деталей и сборочных единиц участвуют десятки российских предприятий.

В 2018 году запущено серийное производство двигателей ТВ3-117ВМ/ВМА. ТВ7-117В заместил двигатель Pratt & Whitney (PW127, Канада) на вертолете Ми-38. Это позволило значительно улучшить летные характеристики вертолета, поскольку отечественный двигатель ТВ7-117В превосходит канадский по всем техническим характеристикам. В своей размерности этот двигатель – лучший в мире.

Климовцы создали турбовинтовой двигатель ТВ7-117СТ, предназначенный для работы на новом российском военно-транспортном самолете Ил-112В и перспективном региональном самолете Ил-114-300. Эти двигатели впервые подняли в небо Ил-112В 30 марта 2019 года.

ОДК-Климов производит ТВ7-117СТ в широкой кооперации предприятий – это АО «ММП им. В. В. Чернышева», ПАО «ОДК-УМПО», АО «ОДК-СТАР» и т. д.

Сегодня петербургские специалисты разрабатывают линейку новых двигателей мощностью 400-650 л. с. и 1400-1800 л. с., при этом будут использованы только отечественные комплектующие. Закладываемые характеристики новых моторов призваны обеспечить их высокую конкурентоспособность на рынке.

По материалам официального сайта и пресс-службы АО «ОДК-Климов»

«Вопрос выживания»: в Петербурге расширяют производство двигателей

Фото: Пименов Роман/PhotoXPress.ru

АО «ОДК-Климов» построит в Петербурге производственно-конструкторский комплекс для сборки и сопровождения производства авиационных газотурбинных двигателей. Помимо этого, в планах компании построить комплекс по сервисному обслуживанию авиадвигателей, а также корпус разработки и производства систем автоматического управления газотурбинными авиадвигателями и авиационный учебный центр.

Вопрос выживания

Соглашение о сотрудничестве с правительством Петербурга «ОДК-Климов» подписал в рамках ПМЭФ-2022. Суммарно в реализацию всех проектов компания планирует вложить около 22 млрд руб. Комплексы будут строиться в течение семи лет.

По словам генерального директора «ОДК-Климов» Александра Артюхова, анонсированные проекты направлены на импортозамещение. Сейчас существующая производственная площадка компании в Петербурге выпускает 300 двигателей в год. В условиях санкций вертолётные двигатели отечественного производства стали более востребованы. «Сейчас наши заказчики требуют практически удвоения нашего производства», — сказал Артюхов. Он уточнил, что основными заказчиками «ОДК-Климов» является вертолётостроительный холдинг «Вертолёты России». Ранее компания использовала в своём производстве французские и американские двигатели.

С тем, что проект перспективен, согласна профессор кафедры экономики и управления предприятиями и производственными комплексами Санкт-Петербургского государственного экономического университета Елена Ткаченко. «Создание такого центра критически необходимо в контексте текущих событий. Если санкционные ограничения сохранятся, в ближайшее время авиакомпании столкнутся с проблемой технического обслуживания двигателей. Сборка и сопровождение, а также сервисное обслуживание — это основа выживания нашей авиации как таковой», — сказала Ткаченко РБК Петербург.

В разговоре с РБК Петербург исполнительный директор «ОДК-Климов» Александр Ватагин отметил, что компания имеет «небольшую зависимость» от импорта электронно-компонентой базы. «Конечно, мы оцениваем риски. У нас есть необходимый задел для производства продукции до конца года. Мы сейчас ищем замену производителей электроники в России или в дружественных странах, которые не присоединяются к санкциям, в том числе из Китая», — сказал он.

Перспективы и риски

Реализация проекта позволит ОДК-Климов выйти на новый рынок, связанный с обслуживанием авиадвигателей зарубежного производства, считает Елена Ткаченко. Потенциал этой ниши расширился в связи с уходом с рынка компаний, которые ранее занимались обслуживанием импортных авиадвигателей. «Для Климова это как раз новый рынок — он открылся из-за санкций», — поясняет Елена Ткаченко.

Впрочем, освоение этого сегмента связано и с некоторыми рисками, полагает Ткаченко. Главный из них — отмена санкций, которая приведет к возращению на российский рынок компаний, которые ранее занимались обслуживанием агрегатов зарубежного производства. «Если санкции отменят, двигатели на «Боингах» и «Эйрбасах» будут обслуживать аккредитованные сервисные фирмы, как раньше», — говорит эксперт.

Справка:

АО «ОДК-Климов» — предприятие двигателестроительной отрасли, занимается разработкой, производством газотурбинных двигателей и систем автоматического управления для самолетов и вертолетов. АО «ОДК-Климов» входит в состав АО «Объединенная двигателестроительная корпорация». По данным «РБК Компании», выручка «ОДК-Климов» в 2018 году составила 17,73 млрд руб., прибыль — 18 млн руб. АО «Объединенная двигателестроительная корпорация входит в госкорпорацию Ростех.


Виктория Саитова, Владимир Грязневич

«ОДК-Климов»: 105 лет инноваций

Одно из старейших предприятий отечественного авиапрома, ведущий российский производитель газотурбинных двигателей «ОДК-Климов» в октябре отмечает 105-летний юбилей. Климовские силовые установки поднимают в небо самолеты и вертолеты по всему миру, а отечественный вертолетный парк оснащен ими практически полностью. В Великую Отечественную войну здесь создавался «мотор Победы» М-105. Сегодня на предприятии, входящем в Объединенную двигателестроительную корпорацию Ростеха, продолжаются традиции выдающихся конструкторов Владимира Климова и Сергея Изотова.

Начало истории

За свою историю «ОДК-Климов» сменил несколько названий и направлений деятельности. Начало было положено в 1914 году указом императора Николая II об открытии в Санкт-Петербурге завода Акционерного общества «Русский Рено». Задачей нового предприятия стал выпуск продукции для фронта Первой мировой войны, а первым заказом – моторы для самолетов и ремонт автомобилей. Основные мощности располагаются в Петрограде, а в 1916 году начали строить завод-дублер в Рыбинске. Двигателями «Русского Рено» оснащались некоторые модификации первого многомоторного бомбардировщика «Илья Муромец».  

С приходом советской власти завод был национализирован. В 1930-е годы на нем выпускаются детали для тракторов «Фордзон-Путиловец», «Катерпиллер», «Джон Рид», «Интернационал», производятся первые советские мотоциклы, бронебойные снаряды, узлы для танков Т-26 и адаптируются двигатели М-5 для танков БТ-2 и БТ-5.

Великая Отечественная война и эвакуация завода  

Летом 1941 года основная часть завода №234, как тогда называлось предприятие, была эвакуирована в Уфу. На оставшемся в Ленинграде оборудовании была организована авиационная ремонтная бригада, где восстанавливали авиамоторы и другую технику для фронта, а также собирали минометные «Катюши». Много сотрудников завода ушло в армию и ополчение.

1.png
Главный конструктор завода № 26 В.Я. Климов со студентами, изучающими авиамотор М-17, 1940 г. 

В декабре 1941 года в результате слияния эвакуированных предприятий появился Уфимский моторостроительный завод №26. Главным конструктором завода стал Владимир Яковлевич Климов. Объединенное предприятие приступило к серийному выпуску мотора М-105.

На запуск завода ушло всего 6 недель. Серийные образцы мотора М-105 с индексом «Р» (редукторные) массово устанавливались на бомбардировщики Пе-2 и Ер-2 и тяжелые истребители Пе-3, а двигатели с индексом «П» (пушечные) шли на основные типы и модификации истребителей ОКБ Яковлева. Больше половины фронтовой советской авиации тогда летало на «сто пятых». Истребитель Як-3 и бомбардировщик Пе-2 с моторами Климова стали лучшими советскими самолетами в своем классе. За время войны было выпущено свыше 100 000 двигателей семейства М-105. За успешную работу по созданию и внедрению в серийное производство «мотора Победы» коллектив завода был представлен к наградам.

2cae9ff7ddffc260f5fc80c0de771568.jpg
Предполетный осмотр двигателя М-105 на самолете Пе-2

В марте 1944 года в название климовских двигателей были введены инициалы конструктора – ВК. Последним мотором, исчерпавшим потенциал 105-й серии, стал ВК-105ПФ2, поднимавший в небо истребители Як-3 и Як-9. Следующая модель Климова, двигатель ВК-107, прошла длительную череду испытаний и доработок и устанавливалась на серийные самолеты Як-9У, Пе-2 и ряд опытных машин. ВК-107 стал последним серийным поршневым двигателем, вышедшим «из-под пера» команды Климова. Реактивные моторы отодвинули поршневую технику на второй план.

Послевоенные годы

После войны для разработки отечественного турбореактивного двигателя в Ленинграде создается ОКБ №117 под руководством Владимира Климова и завод под тем же номером. В 1947 году над Красной площадью во время парада впервые пролетают самолеты Як-15 с реактивными двигателями РД-10 разработки Климова.

3.png
Турбореактивный двигатель ВК-1

В 1948 году разработан первый советский серийный турбореактивный двигатель ВК-1, который устанавливался на серийных самолетах МиГ-15бис, МиГ-17, Ил-28, Ту-14. Всего было выпущено около 50 000 этих двигателей, а самолеты с ВК-1 состояли на вооружении около 40 стран.

В 1951 году был выпущен первый отечественный двигатель с дожиганием топлива в форсажной камере ВК-1Ф. В 1951-1952 годах в ОКБ Климова были разработаны двигатели ВК-5, ВК-5Ф, ВК-7. Практически ко всем двигателям, выпущенным предприятием в 1950-1960 годы, применимо слово «первый». Выходят в свет двигатели для боевых вертолетов и истребителей, ракет и танков, уникальные по своим характеристикам.

После смерти В.Я. Климова в 1963 году предприятию было присвоено его имя. С 1960 года завод возглавляет еще один выдающийся конструктор Сергей Петрович Изотов. В годы расцвета завода имени Климова здесь трудились более 6000 сотрудников. Четко отлаженные схемы взаимодействия позволяли заниматься работой сразу по нескольким направлениям. Одновременно в разработке коллектива были десятки тем. В 1975 году заводу были приданы несколько предприятий, в том числе ленинградский завод «Красный Октябрь», и он получил новое название − Ленинградское научно-производственное объединение им. В.Я. Климова. 

4.jpg
Двигатель РД-33 

В 1970-е годы на заводе разрабатывается двухконтурный турбореактивный двигатель РД-33 для легкого фронтового истребителя четвертого поколения МиГ-29. Он был выпущен в количестве около 5000 штук и стал одним из самых массовых в своем классе.

Ярким примером разработки конверсионной продукции можно назвать создание факела для московской Олимпиады 1980 года. Это небольшое изделие заняло месяцы напряженной работы – к главному олимпийскому символу предъявлялись повышенные требования. И с этим заданием климовцы успешно справились, выпустив к Олимпиаде 6200 факелов.
 

Современная история

В 1990-е годы конструкторы осваивали абсолютно новые для предприятия сферы: проектирование морских двигателей, создание энергетических установок и систем автоматического управления двигателями. Опыт 1990-х годов продемонстрировал, как коллектив предприятия, сохранив фундаментальную конструкторскую школу, перестроился под новый экономический формат и обогатил современную историю двигателестроения полезными новаторскими решениями.

Сегодня основная линейка продуктов «ОДК-Климова» включает семейство вертолетных и самолетных двигателей ТВ7-117, двигателей ВК-2500 (ТВ3-117), реактивных двигателей РД-33 и РД-33МК.

Высокоэффективный ТВ7-117В устанавливается на многоцелевые вертолеты Ми-38 и по своим параметрам превосходит конкурентов. Турбовинтовой двигатель ТВ7-117СТ поднимает в воздух новый российский военно-транспортный самолет Ил-112В, а двигатель ТВ7-117СТ-01 – пассажирский Ил-114-300. А самый массовый современный двигатель «ОДК-Климова» ВК-2500 в различных модификациях позволяет эксплуатировать вертолеты ОКБ Миля и Камова в сложных погодных и географических условиях. 

151cacd007.jpg
ВК-2500ПС-03 – новейшая модификация двигателя ВК-2500 

Самый массовый в своем классе реактивный двигатель РД-33 применяется в составе силовой установки истребителя МиГ-29, состоящего на вооружении в ВВС 25 стран. Сверхманевренный МиГ-29ОВТ благодаря модификации двигателя с отклоняемым вектором тяги может демонстрировать сложнейшие фигуры высшего пилотажа. А для истребителя морского базирования создана модификация РД-33МК «Морская оса». 

Линейка двигателей продолжает развиваться, создаются новые двигатели мощностью 400-650 л.с. и 1400-1800 л.с. В рамках программы импортозамещения в кооперации с предприятиями ОДК выстроено производство отечественных комплектующих для двигателей.

5.jpg
Двигатель ТВ7-117СТ

АО «ОДК-Климов» является также разработчиком и производителем систем автоматического управления, которые осуществляют функции как управления, так и контроля, повышают надежность и эксплуатационные характеристики двигателя. Сервисное сопровождение в течение всего жизненного цикла является одной из ключевых компетенций предприятия. «ОДК-Климов» входит в структуру Объединенной двигателестроительной корпорации, являющейся частью Ростеха.

У этого термина существуют и другие значения, см. Климов.

АО «Климов»
Отрасль авиапромышленность
Число сотрудников 2500

АО «ОДК-Климов» — российское предприятие, один из ведущих разработчиков газотурбинных двигателей. Занимается разработкой, серийным производством и сервисным сопровождением газотурбинных двигателей для авиационной техники. Основано в 1914 году.

История

Предприятие ведёт свою историю от образования в 1914 году в Санкт-Петербурге общества, которое носило название: «Французское общество автолюбителей Рено для России».

Но только 20 октября 1914 года Высочайшим разрешением Императора Николая II было принято решение об открытии завода Рено. К этому времени в полном разгаре была Первая Мировая война, и приоритетом вновь образованного завода было производства техники для фронта. Первым был размещён военный заказ на моторы Renault 12F, которые устанавливались на автомобили и самолёты.

В 1916 году создано акционерное общество «Русский Рено». Его основной инструментальный цех размещался в Петрограде, а основной завод был построен в Рыбинске[1]. На Петроградском заводе Renault работало около 10 тыс. человек. В планах «Русского Рено» было выпускать по 1500 автомобилей в год, получая из Франции готовые узлы. В 1916 году заводом проводились первые испытания самолёта «Илья Муромец» с двигателями производства завода «Русское Рено». Советской властью общество «Русское Рено» было национализировано[2].

Группа красноармейцев завода «Русский Рено» перед отправкой на борьбу с Калединым, Петроград, 1918

В Петрограде в начале 20-х гг. образовался ПОГАРЗ (Петроградский объединённый государственный авторемонтный завод), в который входили производственные помещения бывших кузовных мастерских «Иван Брейтигам», а также корпуса Петроградского филиала бывшего завода «Русский Рено». ПОГАРЗ вёл капитальный ремонт автомобилей и, как следовало из рекламы 1923 г., изготавливал автомобильные двигатели[3].

После наступления Советской власти завод продолжил свою деятельность в прежнем направлении. В 1924 году заводом введена в эксплуатацию летающая лодка М-24 с двигателем Рено.

В 1927 году завод «Красный Октябрь» слился с Ленинградским объединённым государственным авторемонтным заводом (бывший завод «Русский Рено»)[4].

В 1929 году на заводе началось серийное производство запчастей к двигателям для тракторов «Фордзон-Путиловец», «Катерпиллер», «Джон Дир», «Интернационал».

В 1930 году завод занялся разработкой и серийным производством мотоциклов Л-300, Л-500, Л-8 и С-1.

В 1931—1932 годах на заводе было организовано поточное производство 37-мм бронебойных снарядов.

В период 1932—1936 годов на заводе осуществлялось серийное производство узлов танков Т-26, а также проводилась адаптация авиационных двигателей М-5 (Лицензионный вариант двигателя Liberty L-12) для установки их на танки БТ-2 и БТ-5.

В 1940 году доработаны и запущены в производство двигатели серии М-100.

На период Великой Отечественной войны завод эвакуирован в Уфу. На мощностях завода в осаждённом Ленинграде в 1942 году начато производство реактивных боеголовок для миномётов «Катюша».

В 1943 году всем авиационным двигателям, выпускаемым на заводе присвоен индекс «ВК» (Владимир Климов).

26 июня 1946 года в рамках программы создания реактивной авиации, на заводе было основано конструкторское бюро под руководством конструктора авиационных двигателей В. Я. Климова. Впоследствии ОКБ выделилось в самостоятельный Опытный завод № 117, ныне — АО «ОДК-Климов» [4].

1 мая 1947 года В Москве над Красной площадью состоялся первый парад с участием реактивных самолётов, в котором участвовали истребители Як-15 с двигателями РД-10, разработки В. Я. Климова.

В 1948 году разработан двигатель ВК-1. Он устанавливался на серийных самолётах МиГ-15бис, МиГ-17, Ил-28, Ту-14.

По сведениям ЦРУ, работавшие в это время на заводе пленные немцы между собой называли его Флюговым, по названию Флюгова переулка (ныне Кантемировской улицы)[5].

В 1951—1952 годах разработаны двигатели ВК-5, ВК-5Ф, ВК-7.

В 1951 году создан турбовинтовой двигатель ВК-2 для самолётов А. Н. Туполева и С. В. Ильюшина. 16 февраля 1952 года прошли первые испытания МиГ-17Ф с двигателем ВК-1Ф с форсажной камерой. 17 февраля 1952 года состоялся первый полёт самолёта разведчика Ил-28Р с двигателем ВК-5. 30 мая 1952 года — первый полёт гидросамолёта Р-1.

В 1956 году разработан первый двухконтурный двигатель ВК-3 для высотного сверхзвукового истребителя И-ЗУ. В 1957 разработан первый двигатель с охлаждаемыми лопатками турбины ВК-13. В 60-е годы разрабатываются и производятся жидкостные реактивные двигатели для ракетных комплексов стратегического назначения, зенитных ракет, а также двигатели для орбитальных самолётных комплексов в рамках программы «Спираль».

В 1962 году разработан двигатель ГТД-350 и главный редуктор ВР-2 для вертолёта Ми-2.

В 1964 году разработан двигатель ТВ2-117 и главный редуктор ВР-8 для вертолёта Ми-8. В том же, 1964 году двигатель ГТД-350 был установлен на железнодорожный ведущий вагон и судно на воздушной подушке.

В 1966 году двигатель ГТД-350 установлен на спортивном автомобиле «ХАДИ-7».

В 1969 году двигатель ТВ2-117 установлен на автопоезда, катера на подводных крыльях. Разработан двигатель ГТД-550СА для установки на самолёт Ан-14М и Бе-30.

В 1972 году разработан новый турбовальный двигатель ТВ3-117 и главные вертолётные редукторы для вертолётов КБ М. Л. Миля (Ми-8МТ, Ми-8МТВ, Ми-17, Ми-171) и Н. И. Камова (Ка-27, Ка-31, Ка-32 и их модификаций, Ка-50, Ка-52).

В 1971 году завод начинает разработку двухконтурного турбореактивного двигателя для лёгкого фронтового истребителя МиГ-29. Эта работа, потребовавшая в том числе усилий нескольких отраслевых институтов и предприятий авиационной промышленности, привела к созданию одного из лучших в мире двигателей РД-33, за что разработчики были удостоены Государственной премии СССР.

В середине 90-х годов специалистами предприятия были созданы модификации этого двигателя РД-33Н, РД-93 и коробки самолётных агрегатов КСА-52, КСА-53, КСА-54 для однодвигательных зарубежных истребителей «Мираж F-1» и «Супер 7».

В конце 1990-х годов разработана уникальная конструкция сверхзвукового регулируемого реактивного сопла с отклоняемым вектором тяги (ОВТ) для двигателя РД-33.

В 1990-х — начале 2000-х годов одним из направлений работы завода является создание модульных энергоустановок на базе авиационных газотурбинных двигателей собственной разработки.

В 1997 году предприятие завершило работы по сертификации турбовинтового двигателя ТВ7-117С для пассажирского самолёта местных воздушных линий ИЛ-114. В 2000—2002 гг. создана модификация ТВ7-117СМ с электронным блоком автоматического регулирования и контроля (БАРК).

С 1998 года разработка и производство БАРК является отдельным и весьма значимым направлением деятельности предприятия. К настоящему времени создано 8 модификаций БАРК для силовых установок самолётов и вертолётов военного и гражданского назначения.

Доклад исполнительного директора ОАО «Климов» А. И. Ватагина Президенту Российской Федерации В. В. Путину во время его посещения ОАО «Климов» (22 ноября 2013 года).

В 2001 году проведены государственные испытания турбовального двигателя ВК-2500, который является дальнейшим развитием семейства двигателей ТВ3-117 и предназначен для установки на новые и модернизируемые вертолёты среднего класса предприятий «Миль» и «Камов».

С 2004 года предприятие ведёт комплекс работ над двигателем РД-33МК с увеличенной тягой. С 2006 года — принимает участие в разработке пятого поколения, выполняет научно-исследовательские работы по созданию перспективных ВСУ и систем зажигания,

В декабре 2006 года предприятие сменило форму собственности и стало открытым акционерным обществом «Климов», 100 % акций которого принадлежит ОАО ОПК «Оборонпром».

В январе 2010 года Проектный комитет ОАО «ОПК „Оборонпром“» одобрил проект строительства Конструкторско-производственного комплекса (КПК) инновационного типа, представленный ОАО «Климов».[источник не указан 2532 дня]

В 2014 году «Климов» собрал первые 10 двигателей полностью из российских комплектующих[6]. В 2015 году «Климов» собрал 30 двигателей полностью из российских комплектующих, в 2016 году планируется довести производство до 200 штук[7]

17 августа 2021 года потерпел крушение под Кубинкой самолет Ил-112В, по предварительной версии причиной крушения стало возгорание в правом двигателе.[8]

Деятельность

Предприятие располагается на трёх производственных площадках:[9]

  • площадка № 1 — на Кантемировской улице (8 га);
  • площадка № 2 — на Белоостровской улице (2 га);
  • площадка № 3 — на улице Академика Харитона (15 га)

Руководство

  • Исполнительный директор: Александр Ватагин;[9]
  • Генеральный конструктор: Всеволод Елисеев
  • Директор по экономике и финансам: Дмитрий Твердохлеб
  • Директор по персоналу: Денис Ванеев

См. также

  • Красный Октябрь (предприятие).

Примечания

  1. История марки Renault Архивная копия от 27 марта 2010 на Wayback Machine
  2. История Renault в России. Дата обращения: 16 января 2010. Архивировано 28 января 2010 года.
  3. История отечественного автомобилестроения 1918—1931 годы От ремонта к производству. Дата обращения: 16 января 2010. Архивировано 10 января 2010 года.
  4. 4,0 4,1 История предприятия СПб ОАО «Красный Октябрь». Дата обращения: 16 января 2010. Архивировано 9 марта 2011 года.
  5. Red October Plant And Flugov Plant In Leningrad | Cia Foia (Foia.Cia.Gov). Дата обращения: 19 июля 2021. Архивировано 19 июля 2021 года.
  6. «Климов» запланировал серийное производство двигателей без украинских деталей на 2016—2017 годы. Дата обращения: 23 апреля 2015. Архивировано 30 июля 2015 года.
  7. В 2016 году Россия существенно увеличит производство вертолётных двигателей. Дата обращения: 9 сентября 2016. Архивировано 14 сентября 2016 года.
  8. В ОАК назвали предварительную версию крушения самолета Ил-112В. Дата обращения: 17 августа 2021. Архивировано 17 августа 2021 года.
  9. 9,0 9,1 РБК daily, Корр:Сергей Колобков, Наталья Ковтун со ссылкой на гендиректора «Климова» Александра Ватагина. «Климов» заработает на недвижимости Компания намерена создать девелоперскую «дочку» // Росбизнесконсалтинг. — 5 мая 2008. Архивировано 9 мая 2008 года.


 © Роман Ковригин/Сделано у нас

«ОДК-Климов» — один из ведущих российских разработчиков газотурбинных двигателей. Здесь были разработаны такие изделия как ВК-2500, ТВ3-117, ТВ7-117, двигатели РД-33 для истребителей МиГ-29 и МиГ-35. Разработанные в компании двигатели для самолетов и вертолетов производились на других заводах СССР, а потом и России.

В 2010 году на совете директоров был одобрен проект создания нового конструкторско-производственного комплекса «ОДК-Климов». По сути это был не просто проект нового производства — это был проект трансформации компании. Климов превращался из конструкторского бюро в полноценного производителя полного цикла, оставаясь и разработчиком газотурбинных двигателей. Возможно, это прозвучит немного пафосно, но эту дату можно смело называть вторым рождением нашего прославленного разработчика.


 © Роман Ковригин/Сделано у нас

Проектом предусматривалось создание на базе «ОДК-Климов» нового современного производства, построенного на основе лучших мировых практик. Климов становился не просто разработчиком, он превращался в мощного интегратора, контролирующего весь жизненный цикл своих разработок — от проектирования до сборки, испытаний и сервисного обслуживания.

При этом не стояла задача разместить всё производство двигателей в одном месте. Пошли по современному пути, когда разработчик сам делает до 30% самых ответственных комплектующих на собственных мощностях, а остальное отдаётся на аутсорс. Вы помните, буквально месяц назад я писал про открытие на территории Уфимского мотостроительного объединения нового производственного комплекса. На нём организовано производство как раз деталей и агрегатов климовских двигателей — это и есть пример такого современного подхода.


 © Роман Ковригин/Сделано у нас

Исторически у «Климова» было три площадки, расположенных в разных местах. В рамках новой концепции было принято решение сконцентрировать все мощности на одной площадке на окраине города. Здесь на территории 15 га ранее располагались испытательные стенды Климова. Сейчас тут расположены производственные корпуса, административное здание, конструкторские бюро. А располагавшиеся на этом месте стенды полностью модернизированы, по большому счёту построены заново. После переезда площадка в городе была продана под застройку.

Важно то, что идеи конструкторов теперь почти сразу могут пройти апробацию на производственных мощностях — новая деталь или конструкция (например, какой-то узел двигателя) может быть создана в механическом цехе и тут же испытана рядом в испытательном цехе.

Возведение комплекса было начато в 2011 году, и уже в 2014 году в новых цехах была выпущена первая продукция. На данный момент основное строительство закончено — здесь создано производство мирового уровня. В классификации ЮНЕСКО реактивный двигатель — самое сложное реализованное изобретение человечества. Россия входит в узкий элитарный клуб из всего 5 стран (с вашего позволения Украину я уже не считаю), способных разрабатывать и производить реактивные двигатели. В проект было инвестировано около 10 млрд рублей. Мощность предприятия составляет примерно 300 двигателей в год. В прошлом году было произведено 280 единиц всех моделей.


 © Роман Ковригин/Сделано у нас

Кстати, если задуматься, то в 2010 году, когда была принята новая концепция развития «ОДК-Климов», авторы этой программы будто предвидели будущее. Я напомню, что самый массовый вертолётный двигатель ТВ3-117, разработанный «Климовым», производился на Украине заводом «Мотор Сич». После разрыва производственных связей с Украиной Россия осталась без самого востребованного двигателя, что, в свою очередь, ставило на грань краха всё производство вертолётов в стране. Спасло как раз то, что аккурат к этому моменту был построен этот комплкс. На его производственных мощностях в короткие сроки организовали производство вертолетного двигателя ВК-2500 — новой модификации, разработанной «Климовым» на основе ТВ3-117.


 © Роман Ковригин/Сделано у нас

Повторюсь: это не просто проект завода. Это новый подход, новая концепция, которая включает в себя не только разработку, не только производство, не только испытания, но и то, чего у нас по большому счёту не было раньше — сервиса продукта на всём его жизненном цикле. Для примера: в 2005 году объём оказанных Климовым сервисных услуг в деньгах был 39 млн рублей в год. Сейчас 3,5 миллиарда! И это тоже мировой тренд. В мире у производителей авиационной техники в структуре доходов продажа продукции составляют около 40%, а остальное это послепродажное обслуживание. Конечно, тут ещё есть к чему стремится. У «Климова» общий объём продаж 20 млрд в год, и из них лишь 3,5 млрд это услуги сервиса. Но расти есть куда: этот рынок на данный момент по скромным подсчётам оценивается в 16 млрд рублей в год.

В прошлом году была завершена модернизация основных стендов, где испытываются двигатели РД-33, используемые в истребителях семейства МиГ-29/35. Испытательная база в составе нескольких стендов была построена ещё в 1960-х годах, но с тех пор морально и физически устарела. В процессе модернизации стенды были по сути построены с нуля. А вообще на «Климове» около 40 различных испытательных стендов, предназначенных для испытаний разных двигателей и агрегатов в самых разных условиях. Нам показали стенд для испытания РД-33, стенд для ВК-2500 и огромный стенд для ресурсных испытаний турбовинтового двигателя ТВ7-117СТ. Это настолько интересно, настолько увлекательно, что, пожалуй, на эту тему я подготовлю отдельную подробную статью.


 © Роман Ковригин/Сделано у нас


 © Роман Ковригин/Сделано у нас

Модернизация стендов — последний штрих в строительстве комплекса. Ещё остались задачи по модернизации некоторых объектов инфраструктуры, расширении складского хозяйства, но производственная часть готова полностью. Вот так тихо, можно сказать, скромно, в России было создано новое высокотехнологичное производство, а конструкторское бюро «Климов» превратилось не просто в разработчика, а в современное производство мирового уровня.

Фото: © «ОДК-Климов» Профессиональные стандарты «Слесарь по ремонту авиационных двигателей» и «Специалист по управлению системой менеджмента качества в авиастроении», разработанные специалистами АО «ОДК-Климов», утверждены Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации. Профстандарты позволят актуализировать систему подготовки, подбора и дальнейшего обучения […]

Подробнее

HeliRussia 2022. Макет демонстратора ГСУ на базе турбовального двигателя ВК-650В. Фото: © пресс-служба ОДК Объединённая двигателестроительная корпорация спроектировала и изготовила демонстратор гибридной силовой установки (ГСУ) мощностью 100 кВт, которая может использоваться в перспективных летательных аппаратах, в том числе лёгких многоцелевых […]

Подробнее

Фото: © пресс-служба ОДК На петербургском предприятии «ОДК-Климов» разработали и изготовили новую систему отбора проб воздуха, поступающего из компрессора двигателя. Усовершенствованная технология будет применяться в ходе стендовых испытаний и сертификации силовых установок для анализа воздуха на наличие вредных веществ. Об […]

Подробнее

Фото: © пресс-служба «ОДК-Климов» В ходе первого дня работы XXV Петербургского международного экономического форума «ОДК-Климов» и Новикомбанк заключили кредитный договор на сумму 3 млрд руб. с льготной процентной ставкой в рамках программы Минпромторга России, направленной на поддержку системообразующих предприятий. Средства будут […]

Подробнее

Фото © ОДК АО «ОДК-Климов» представит на Международной выставке вертолетной индустрии Helirussia-2022 макет гибридной силовой установки (ГСУ) и демонстраторы двигателей ВК-650В, ВК-1600В. Представители предприятия проведут презентации по новым разработкам авиадвигателей, также будет подписан ряд соглашений, рассказали в пресс-службе ОДК. 19 […]

Подробнее

Фото © Пресс-служба «ОДК-Климов» Предприятие «ОДК-Климов» в 2021 году выпустило около 300 двигателей ТВ3-117 и ВК-2500. Силовые установки собираются из российских комплектующих, регулярно модернизируются и дорабатываются под новые модели вертолетов, сообщили в пресс-службе предприятия. Вертолетный двигатель ТВ3-117 был разработан ленинградским […]

Подробнее

Перспективы российской авиации, двигатели будущего и беспилотники — разговор об одной из наиболее высокотехнологичных и наукоемких отраслей с Евгением Продановым, директором программы двигателей ВК-2500, ТВ3-117, главным конструктором предприятия «ОДК-Климов». Турбовальный двигатель ТВ3-117 разработан в 1965-1972 годах в ОКБ имени В. […]

Подробнее

Фото © «Авиация России» Вертолёты типа Ми-8 являются одной из самых удачных разработок отечественной вертолётостроительной школы. Оптимальные лётно-технические характеристики, большая полезная нагрузка, надёжность, возможность применения в широком диапазоне условий и температур, многофункциональность, простота в эксплуатации и обслуживании – всё это […]

Подробнее

Одним из направлений, с помощью которого можно сократить сроки проведения опытно-конструкторских работ авиационной техники, является широкое применение математического моделирования. Выполнив обобщение разномасштабных по времени и физическим процессам математических моделей, обеспечив взаимодействие дисциплин за счёт различных принципов связывания, формируется комплекс математических […]

Подробнее

Компания «ОДК-Климов» показала на военно-техническом форуме «Армия-2021» макет гибридной силовой установки (ГСУ) для аппаратов морского применения. На его основе планируется разработать двигатель для скоростных маломерных судов, сообщили в пресс-службе ОДК. Макет ГСУ посетители форума «Армия» могут увидеть в числе экспонатов […]

Подробнее


Профессиональные стандарты «Слесарь по ремонту авиационных двигателей» и «Специалист по управлению системой менеджмента качества в авиастроении», разработанные специалистами АО «ОДК-Климов» (входит в Объединенную двигателестроительную корпорацию Ростеха), утверждены Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации. Профстандарты позволят актуализировать систему подготовки, подбора и дальнейшего обучения кадров на предприятиях авиастроительной отрасли, сообщает пресс-служба АО «ОДК-Климов».

Профессиональные стандарты устанавливают требования к уровню квалификации, опыту работы, практическим навыкам, знаниям и умениям каждого специалиста. Действующие в настоящее время документы были сформированы советскими специалистами в прошлом веке и не менялись на протяжении 30 лет, поэтому актуализация профессиональных стандартов в области двигателестроения, создания летательных аппаратов и силовых установок критически необходима. Новые документы позволят уменьшить разрыв между компетенциями выпускников вузов и профтехучилищ и требованиями, предъявляемыми к ним работодателями.

«Сейчас каждое предприятие авиационной отрасли ведёт подбор и обучение персонала на основании своих сложившихся практик. Новые профстандарты помогут создать единую систему, при которой работодатели получат чёткие критерии оценки квалификации сотрудников, а учебные заведения высшего и среднего профессионального образования смогут скорректировать образовательные стандарты и программы, чтобы готовить более востребованных на рынке труда специалистов», — отметил директор по персоналу АО «ОДК-Климов» Денис Ванеев.

Профстандарты создавались рабочей группой, в состав которой вошли специалисты предприятий Объединенной двигателестроительной корпорации Ростеха при поддержке ПАО «ОАК», АО «Вертолёты России» и учебных заведений, под руководством СПК в авиастроении.

В марте 2023 года Учебный центр ОДК-Климов начнет разработку еще двух профессиональных стандартов: «Специалист по надежности и исследованиям причин неисправности авиационной техники» и «Специалист по испытаниям авиационных двигателей на испытательных стендах и установках». Их создание займет 1,5-2 года.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Клиника женского здоровья на таганке часы работы
  • Клиника здоровье королев официальный часы работы
  • Компания нокс ножи официальный сайт цены каталог
  • Компания нордленд вакансии водителя транспортная
  • Компания ооо кондитерская компания сладкая жизнь